30.09.2019

1 что такое мировоззрение. Что такое мировоззрение человека - его формы, виды и принципы формирования


Виды мировоззрений бывают самые разнообразные, ведь в обществе сейчас доминирует плюрализм, то есть «сколько людей - столько и мнений». Совсем не обязательно быть философом, чтобы найти себя в жизни. Потребность в самоопределении необходима для любого мыслящего индивида, однако осуществляться может разными способами: на основе эмоций, мыслей, воспитания или традиций. Именно эти факторы и определяют виды мировоззрений. Так что же это такое?

Воззрение на мир

Понятие и виды мировоззрения - глубокая философская тема. В первую очередь необходимо понять, с чем же мы имеем дело. В общем плане мировоззрение - это поиск основы жизненного человеческого самоутверждения. Индивид осознает действительность, свою уникальность, отличие и единство со всем остальным миром. Мировоззрение, его виды и формы - это определяет представление человека о самом себе и своем окружении, это совокупность понятий о своем отношении с миром, о месте в этом мире и о своем предназначении. Это не просто набор знаний, а интегральное психологическое, духовное и интеллектуальное образование, так как человек не просто получает знания о тех или иных мировых законах, но и оценивает их, «пропускает» через себя. Это синтез целого ряда интеллектуальных и духовных образований: знаний, желаний, интуиции, веры, ценностей, взглядов, убеждений, принципов, идеалов, жизненных норм, стереотипов, надежды, мотивации, целей и другое.

Типология

Типы и виды мировоззрений - это не просто возможные разновидности. Для классификации необходимо выделить типичные признаки. На основе этого уже и разрабатываются разные мировоззренческие виды. Мировоззрение человека - сложная структура, и его типология в сравнении с обычным перечнем гораздо более вместительна и логически оправдана как способ ознакомления с целью дальнейшего, более детального изучения.

Разновидности классификаций

В первую очередь существует классификация по строению. Виды мировоззрений в этой типологии таковы: фрагментарное, противоречивое, целостное, внутренне согласованное и несогласованное. Различают также разделение по степени адекватности интерпретации реальности: реалистичное, фантастическое, искривленное и адекватное действительности. Существует интересная классификация по отношению к высшим сущностям (их отрицанию или признанию)- скептическое, агностическое, атеистическое, религиозное (теистическое). Виды мировоззрения также типизируют по социальным признакам, по культурным и историческим регионам и так далее. Фактически любой человек, который интересуется вопросами философии, может вносить свои индивидуальные коррективы в классификации и даже выводить новые типы.

Функции

Мировоззрение, его виды и формы играют очень важную роль в жизни любого человека. Функционально это такая форма духовного познания, которая интегрирует человека в этот мир, придает жизненные ориентиры. Зачастую мировоззрение формируется стихийно: человек появляется на свет, усваивает определенные представления и убеждения через своих родителей, окружение, социальные связи и прочее. Именно разработка своего видения позволяет человеку стать самим собой, познать свое «Я» - это и есть основная функция.

Разновидности

Мировоззрение - это общечеловеческое явление, так как оно характерно для каждого человека в нормальном состоянии. Грубо говоря, оно может отсутствовать у душевнобольных, у людей с серьезными заболеваниями психики, у новорожденных. Именно общий для всех людей характер предопределяет огромнейшее разнообразие различных взглядов, так как индивидуумы по-разному видят и самих себя, и мир в целом. Видом мировоззрения является определенная категория, которая объединяет в себе совокупность схожих параметров и черт. Она также имеет исторический характер и облекается в социокультурные формы. Основные виды мировоззрений: мифологическое, обыденное, научное, философское, художественное и религиозное. Они расположены в таком порядке не потому, что есть какие-то плохие и хорошие, высшие или низшие. Порядок выбран абсолютно случайно. Как видим, есть разные виды мировоззрения, таблица с краткими характеристиками которых представлена ниже.

Обыденное

Этим видом мировоззрения является отражение обстоятельств повседневной жизни, осознание собственных особенностей бытия каждого индивида в отдельности и уникальности людей в целом. Это уроки общества и самой жизни, именно поэтому они настолько убедительны и ясны. Другие виды мировоззрение человека не настолько опираются на повседневный опыт. Общественная природа индивида выражается тут наиболее ярко, и несет в себе опыт поколений, традиции народа. Именно на этом уровне существует народная медицина, обряды и обычаи, фольклор, что говорит о многих ценностях, выраженных и закрепленных в национальных особенностях того или иного этноса. Понятие и виды мировоззрения во многом опираются на особенность обыденного подтипа - здравый смысл. Именно он отражен и обобщен в народных поговорках и пословицах, однако нужно различать предрассудки и мудрость.

Мифологическое

Виды мировоззрений людей затрагивают не только социальный аспект жизни, но и индивидуально-духовный. Слово «миф» имеет греческое происхождение и означает «предание». Мифологическое мировоззрение - это одна из первейших форм мироописания, которая развилась из родоплеменного первобытного общества. У всех цивилизаций была своя собственная мифология - у вавилонян, греков, египтян, славян, германцев, кельтов, индусов и так далее. Все основные виды мировоззрения, говоря в общих чертах, «выросли» из этих религиозно-мистических представлений наших предков. Все мифологии можно охарактеризовать общими чертами:

  • они отражают зависимость жизни людей и их деятельности от сил природы и священных предметов;
  • люди олицетворяли природные явления, то есть наделяли их свойствами психики человека (способностью огорчаться и радоваться, симпатизировать и гневаться, помогать, вредить, прощать и мстить), таким образом осваивая эти силы, лучше понимая их;
  • олицетворение сил природы и явлений завершилось в политеизме (многобожии) - все мифологии в качестве важного компонента включали верования языческие.

Что же отражено в данном виде мировоззрения? Мифология - это источник сведений о древних народах, она содержит важные научные проблемы. Именно она - источник и арсенал богатых средств для творчества. Это богатейший и мощный пласт общечеловеческой культуры.

Религиозное

Виды мировоззрения были бы неполноценны без религиозных ноток. Научный атеизм рассматривал этот термин как совокупность веры в наличие сверхъестественных существ, первобытных культов примитивных народов, мировых религий (мусульманство, христианство и буддизм), языческих верований. Эта дефиниция была очень удобна для критики. В богословии же различают действительную (истинную) и мнимую (ложную) религию. Мнимой являются, например, языческие мифологические верования. Богословская терминология уязвима с точки зрения простой логики, но есть и верные мысли. Сам термин «религия» произошел от латинского слова, которое значило «совестливость». Именно поэтому религиозное мировоззрение основано не на вере в сверхъестественное, а на духовно-нравственных ценностях (языческие верования же были их лишены). Например, в христианстве среди «заповедей блаженства» (основных духовных качеств для любого верующего человека) можно выделить совесть - «чистоту сердца». Аналогичные моменты можно обнаружить и в других религиях. В монотеизме Бог представлен как единый творец всего мира, а также как носитель всех духовных, нравственных, моральных и этических ценностей и совершенств.

Научное

Такие виды мировоззрений, как научное и атеистическое, были разработаны еще в девятнадцатом веке Энгельсом. Он предсказывал, что уже в ближайшее время головокружительные успехи в познании законов природы позволят научному взгляду обойтись без натурфилософии, выработать собственную картину мира, а затем дополнять и уточнять ее. Именно так все и произошло: революции в химии, биологии, физике, появление «умной техники» - кибернетики, освоение космоса, идеи Эйнштейна, Циолковского, Сахарова, Вавилова, Вернадского, Фейнмана и прочих значительно повысили потенциал науки в мировоззренческом контексте. Теперь налицо сугубо научная картина мира - как он возник, как развился, как устроен на разных уровнях (мега, микро и макро), какие основные законы его бытия и существования. Естественно, до сих пор есть много вопросов, а теории зачастую многовариантны и гипотетичны, однако уже существует большое количество объективных закономерностей. Главной ценностью научного мировоззрения являются законы- природы, общества, физики, химии. Такой человек стремится все познать и подвести под логическое обоснование- и свой взгляд, и другие виды мировоззрения. Таблица с математическими данными, формула, график - это все является своего рода священными символами для подобного рода людей.

Художественное

Есть такие виды мировоззрения художественного: видение собственно художником окружающей действительности, реализация кредо творческой личности в произведениях искусства, переживания и впечатления воспринимающих людей. Одну особенность искусства - способность выразить индивидуальность человека - в свое время эксплуатировал экзистенциализм. Творчество не просто копирует индивидуальные характеристики, оно выражает их как существующее в действительности проявление эстетически прекрасного и значимого. Именно благодаря искусству человек духовно обогащается, впитывает в себя идею и чувство ощущения красоты. Прекрасное - не всегда «телесно красивое». Именно художественное мировоззрение рассматривает жизнь как идеал прекрасного и самого ценного, что есть у любого человека. Жизненные цели человека с подобными взглядами далеки от идеологических, коммерческих, политических, рекламных, учебных, воспитательных. Однако, так получается, что искусство способно сильно воздействовать на эмоции человека, и элементы творчества зачастую используют в вышеперечисленных сферах жизни.

Мировоззрение — это сложная структура, включающая в себя множество элементов.

Подробно разобравшись в этом понятии можно скорректировать собственное отношение к действительности и .

Определение понятий

Основные типы и их краткая характеристика: таблица

Функции мировоззрения наиболее полно отражают суть различных мировоззренческих типов. О функциях кратко в таблице:

Тип мировоззрения

Функции

  • создание прочной основы для ориентации человека в мире;
  • отражение и описание существующей реальности в естественном ее виде (с учетом причинно-следственных связей);
  • организация деятельности людей на основе научных и рациональных знаний;
  • просвещение и избавление от социальных, политических и прочих предрассудков;
  • развитие интеллекта в процессе познания (отказ от стихийного изучения мира).

Религиозный

  • сохранение и передача традиций, обычаев и устойчивых нравственных ориентиров за счет повсеместного распространения единства человеческого рода;
  • сохранение и гармонизация общественных отношений за счет идеи о спасительной значимости догматов;
  • обобщение реального опыта поколений в форме учения.

Мифологический

  • формирование обобщенных представлений о природных и социальных явлениях;
  • формирование духовной связи (преемственности) между поколениями;
  • сохранение и передача накопленных знаний;
  • контроль поведения в связке «человек-человек» и «человек-природа»
  • социализация отдельных членов общества и их интеграция в коллектив посредством распределения ролей.

Философский

  • выработка обобщенных представлений о мире;
  • определение места и функции человека в мире путем размышлений;
  • выявление принципов взаимодействия человека и мира.
  • удовлетворение примитивных ;
  • формирование устойчивых моделей поведения, основанных на здравом смысле и принципе экономии ресурсов;
  • выявление вектора развития с целью дальнейшего углубления по принципу интересов, индивидуальных способностей и особенностей.

Как поменять свое мировоззрение?

Мировоззрение имеет два уровня:

  • чувственный или эмпирический уровень (мироощущение, мировосприятие, миропредставление, миропереживание);
  • понятийный или теоретический (миропонимание)

Легче всего изменить мировоззрение путем работы на теоретическом уровне, т.к. он привязан к интеллектуальному восприятию. Т.е. работая с интеллектом, формируя и внедряя новые установки, можно добиться прогресса .

  1. Определите свое мировоззрение . Каждый человек имеет представления о том, как сформировался этот мир. К какой версии вы склоняетесь? Считаете, что к созданию нашей реальности приложил руку Творец? Или за точку отсчета можно брать «большой взрыв»?
  2. Найдите аргументы . После того, как вы определитесь с типом своего мировоззрения, попробуйте доказать данную точку зрения.

    Возможно, через некоторое время начнет казаться, что имеющиеся в арсенале аргументы не так сильны, как казалось ранее.

  3. Изучайте . Начните изучать мир с помощью науки и собственного анализа, размышлений, умозаключений. Подключите к этому процессу эксперименты. Систематизация и углубление имеющейся в голове информации откроет дорогу к другим типам мировоззрения и поможет выбрать наиболее «близкий» тип.
  4. Кто я? Рассмотрите себя как часть общества и огромной, взаимосвязанной системы. Определите свое место и цель в этом обществе (системе). Определите свой «вес» и «вклад».
  5. Задавайте «главные» вопросы. Размышляя о смысле жизни, законах вселенной и других глобальных вещах человек автоматически начинает мыслить большими категориями и систематизировать все компоненты своей жизни. Это позволяет объективно оценить реальность.
  6. Откажитесь от опыта. Это звучит достаточно странно, но в плане работы с мировоззрением крайне эффективно отказываться от личного опыта. Ведь если человека несколько раз предали друзья, у него формируется устойчивое убеждение на счет дружбы. И данное убеждение он проецирует на всех своих друзей и знакомых.

    Негативный опыт, как и позитивный, формирует наше мировоззрение. Такие скрытые установки мешают сделать шаг в сторону перемен.

    Но если понять, что каждый случай — частный, можно добиться прогресса. Ведь ранее у вас просто совпадали формы частных случаев, а не подтверждалась закономерность.

  7. Вызовите чувства на серьезный разговор . Эмпирический уровень мировоззрения часто связан с ложными представлениями о действительности.

    Мы боимся, страдаем, любим, верим, надеемся и формируем на фоне всего этого ошибочные выводы, которые должны успокоить, обнадежить, защитить и т.д. Необходимо поднять «со дна» все выводы и установки, которые мешают идти вперед. После этого, потянув за ниточки (проанализировав чувственную природу установок) надо найти предпосылки и проработать их.

  8. Правило присутствия. Прошлого и будущего не существует. Есть лишь настоящий момент. И через секунду вновь наступит не будущее, а уже настоящее. Поэтому надо жить, мыслить и ощущать «здесь и сейчас», не погружаясь в воспоминания о прошлом или фантазии на тему будущего.

    В противном случае восприятие реальности искажается, ведь мозг принимает наши фантазии и воспоминания как замещающую реальность, опираясь на которую и делает выводы.

  9. Откажитесь от зависимости в любой ее форме. Для того, чтобы работать над мировоззрением, надо отказаться от привязанностей. Важно воспринимать себя как личность или «базис». Вы никому ничего не должны, но и вам никто ничего не должен. Не обязательно соответствовать чужим представлениям и желаниям.

    Только скинув флер навязанного извне мнения можно изменить собственное мировоззрение. В противном случае не получится найти причин тех или иных поведенческих стратегий, ведь они засели не в вашей голове, а в голове соседа, который эту идею случайно внушил вам.

  10. Множественность ориентиров. В реальном мире нет четкой границы, разделяющей добро и зло. Существует множество полутонов, серых и бесцветных действий/поступков/мыслей. Конкретные нравственные нормы формируются в определенной социальной группе и опираются на базовые ориентиры, принятые в обществе. Если «разгонять» свою мысль строго в этих рамках, изменить мировоззрение не получится.

    Ведь существующие внутри вашего окружения нормы будут останавливать мыслительную деятельность на границах «добра» и «зла».

  11. «Многоликий» подход. Объясняйте свои действия или происходящие вокруг события с позиции философии, науки, религии, быта и т.д. Чем больше точек зрения вы «примерите» к ситуации, тем скорее ваше «Я» начнет резонировать относительно одной из них.

Изменить мировоззрение не так сложно , как кажется. Но для этого необходимо работать, искать ответы внутри себя и в доступных источниках знаний (заботливо собранных и обобщенных предыдущими поколениями знаний).

Большую роль играет также и личный опыт.

Поэтому стоит идти по этой тропинке на ощупь, используя существующие типы и формы мировоззрений в качестве маяка или факела, но не идеала и образца для копирования .

В реальном мире не встречается чистых типов мировоззрения.

Однако один из них непременно преобладает над остальными , программируя человека на определенное поведение.

Умея распознавать и анализировать типы мировоззрения, можно решить множество бытовых и глобальных проблем.

Понятие и типы мировоззрения:

1. Дайте определение мировоззрения…………………………………………………3

3. Покажите особенности философского учения славянофилов…………………...5

4. Какие классические формы движения материи выделил Энгельс?......................5

5. Что изучает антропология?........................................................................................6

6. Дайте определение научного познания и покажите его специфические признаки………………………………………………………………………………………...7

7. Какова структура политической системы общества?.............................................8

1. Дайте определение мировоззрения

Мировоззрение - система представлении о мире и месте в нем человека, об отношении человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленная этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, ценностные ориентации. Это способ освоения мира человеком, в единстве теоретического и практического подхода к действительности. Следует выделить три основных типа мировоззрения:

- житейское (обыденное) порождается непосредственными условиями жизни и передающимся с поколениями опытом;

- религиозное - связано с признанием сверхъестественного мирового начала, выражается в эмоционально-образной форме,

- философское - выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иноймере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности.

Мировоззрение есть система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отношение человека к миру, к самому себе и к другим людям, система не всегда осознанных основных жизненных установок человека, определенной социальной группы и общества, их убеждений идеалов, ценностных ориентаций, нравственных, этических и религиозных принципов познания и оценок. Мировоззрение - это своего рода каркас структуры личности, класса или общества в целом. Субъект мировоззрения - личность, социальная группа и общество в целом.

Основа мировоззрения - знания . Всякое познание формирует мировоззренческий каркас. Наибольшая роль в формировании этого каркаса принадлежит философии, так как философия возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества. Любая философия выполняет мировоззренческую функцию, но не всякое мировоззрение философично. Философия - это теоретическое ядро мировоззрения.

В структуру мировоззрения входят не только знания но и их оценка. То есть мировоззрению присуща не только информационная, но и ценностная насыщенность.

Знания входят в мировоззрение в виде убеждений . Убеждения - это та призма через которые видится действительность. Убеждения - не только интеллектуальная позиция, но и эмоциональное состояние, устойчивая психологическая установка; уверенность в правоте своих идеалов, принципов, идей, взглядов, которые подчиняют себе чувства, совесть, волю и поступки человека.

В структуру мировоззрения входят идеалы . Идеалы могут быть как научно обоснованными так и иллюзорными, как достижимыми так и нереальными . Как правило они обращены в будущее. Идеалы - основа духовной жизни личности. Наличие идеалов в мировоззрении характеризует его как опережающее отражение, как силу не только отражение действительность но и ориентирует на ее изменение.

Мировоззрение складывается под воздействием социальных условий, воспитания и образования. Его формирование начинается с детства. Оно определяет жизненную позицию человека.

Следует подчеркнуть особо, что мировоззрение - это не только содержание, но и способ осознания действительности. Важнейший компонент мировоззрения представляет собой идеалы как решающие жизненные цели. Характер представления о мире способствует постановке определенных целей, из обобщения которых складывается общий жизненный план, формируются идеалы, которые и придают мировоззрению действенную силу. Содержание сознания превращается в мировоззрение тогда, когда оно приобретает характер убеждений, уверенности в правоте своих идей.

Мировоззрение имеет огромное практическое значение. Оно влияет на нормы поведения, на отношение к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается все окружающее.

Протагор . Ему принадлежало более десятка сочинений, но ни одно из них до нас не дошло за исключением лишь небольших фрагментов. Важнейшими источниками наших знаний о Протагоре и его учении являются диалоги Платона "Протагор " и "Теэтет " и трактаты Секста-Эмпирика "Против ученых " и "Три книги пирроновых положений ". В этих трактатах проводится мысль Протагора о том, что главное свойство материи это ее относительность и текучесть .

Человек в своей жизни что-то выбирает, а чего-то избегает, т.е. человек всегда пользуется каким-то критерием истинности и ложности. Если мы одно делаем, а другое не делаем, то, следовательно, считаем, что одно истинно, а другое – нет. На это Протагор замечает, что поскольку все существует относительно чего-то, то мерой каждого поступка тоже является конкретный человек. Каждый человек является мерой истины. Протагор произносит, может быть, одно из самых знаменитых философских высказываний: «человек есть мера всех вещей». Полностью эта фраза Протагора звучит так: «человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют».

Платон в диалоге «Теэтет» посвящает много страниц разбору этого положения Протагора, показывая, что у Протагора это положение имеет следующий смысл: что кому как кажется, то так и существует (так оно и есть). Если мне вещь кажется красной, то она красная и есть. Если дальтонику эта вещь кажется зеленой, то так оно и есть. Мерой является человек. Не цвет этой вещи, а человек. Абсолютной, объективной, не зависящей от человека истины не существует. То, что одному кажется истинным, другому кажется ложным, что для одного – благо, то для другого – зло. Из двух возможных вариантов человек всегда выбирает тот, который ему более выгоден. Поэтому истинно то, что выгодно человеку. Критерием истины является выгода, полезность . Поэтому каждый человек, выбирая то, что ему кажется истинным, выбирает в действительности то, что ему является полезным.

Так как человек в качестве субъекта вообще есть мера всего, то сущее есть не изолированно: сознание по существу своему есть то, что в предметном производит содержание, субъективное мышление, следовательно, принимает в этом самое существенное участие. И это положение доходит вплоть до новейшей философии; так, Кант говорит, что мы знаем лишь явления, т. е. что то, что нам представляется объективной реальностью, должно рассматриваться лишь в его отношении к сознанию и не существует вне этого отношения. Важным является утверждение, что субъект, как деятельный и определяющий, порождает содержание, но все зависит от того, как определяют дальше это содержание; ограничивают ли его партикулярной стороной сознания или его определяют как всеобщее, само в себе и для себя сущее. Дальнейший вывод, содержащийся в положении Протагора, он развил сам, говоря: «истина есть явление для сознания, ничто не есть само по себе одно, а все обладает лишь относительной истиной », т. е. оно есть то, что оно есть, лишь для другого, и это другое есть человек.

Сократ всю свою жизнь посвятит опровержению софистики, тому, чтобы доказать, что истина существует, что она существует объективно и абсолютно и что не человек есть мера всех вещей, а человек должен сообразовывать свою жизнь, свои действия с истиной, которая является абсолютным благом. "Объективная истина" – это точка зрения Бога (для религиозного человека это понятно). Человеку до этой точки зрения дотянуться трудновато, но, как норма, эта точка зрения должна присутствовать. Для христианина это не должно вызывать проблем: у нас всё является моделью Бога (должны друг друга любить, как Бог любит людей и т. д.).

3. Покажите особенности философского учения славянофилов

Славянофильство, как духовное явление, выходит за рамки философии, однако именно славянофильская идея составляет основу оригинальной русской философии. Оно возникло как реакция на западничество, утверждавшее, что, только следуя в фарватере западной цивилизации, Россия может решить свои политические, экономические и прочие проблемы. Славянофильство (в буквальном смысле: любовь к славянству) убеждено, что Запад подошел к пределу своего развития, он уже не может дать ничего нового и только славянский этнос и Россия в особенности, опираясь на идеи Православия, могут предложить ориентиры и ценности для дальнейшего развития человечества.

Черты философии славянофилов

Славянофильство имеет глубинную связь с религией и рассматривает православную религию и церковь в качестве основы всех философских и социологических построений.

Для него характерна резкая квалифицированная критика западной культуры и западной философии. Острие этой критики направлено против основополагающего мировоззренческого принципа Запада - рациональности.

Для философии славянофильства характерна такая черта, как идея целостности духа. Не только мир и человек являются целостными, но и познание. Чтобы понять мир, познание должно быть цельным, а не раздробленным на логические фрагменты.

Общим метафизическим принципом бытия в славянофильской философии является соборность, под которой понимают множество, силой любви объединённое свободное и ограниченное единство.

Славянофилы противопоставляли внутреннюю свободу и внешнюю необходимость.

Приходит в этот мир? Каково предназначение человека? В чем смысл жизни? Все это так называемые вечные вопросы. Они никогда не могут быть разрешены окончательно. Мир и человек постоянно меняются. Следовательно, меняются и представления людей о мире, человеке. Все представления и знания человека о самом себе называются его .

Мировоззрение — сложное явление духовного мира человека, и сознание является его фундаментом.

Различают самосознание индивида и самосознание человеческой общности, например конкретного народа. Формами проявления самосознания народа являются мифы, сказки, анекдоты, песни и т. д. Самый элементарный уровень самосознания — первичное представление о себе . Нередко оно определяется оценкой человека другими людьми. Следующий уровень самосознания представлен глубоким пониманием самого себя, своего места в обществе. Наиболее сложная из форм человеческого самосознания называется мировоззрением.

Мировоззрение — представляет собой систему или совокупность представлений и знаний о мире и человеке, об отношениях между ними.

В мировоззрении человек осознает себя не через свое отношение к отдельным предметам и людям, а через обобщенное, интегрированное отношение к миру как целому, частью которого является и он сам. В мировоззрении человека отражаются не просто его отдельные свойства, а то главное в нем, что принято называть сущностью, что остается наиболее постоянным и неизменным, в течение всей его жизни проявляясь в его мыслях и действиях.

В реальности мировоззрение формируется в сознании конкретных людей. Оно используется и в качестве общих воззрений на жизнь. Мировоззрение представляет собой интегральное образование, в котором принципиально важна связь её компонентов. В состав мировоззрения входят обобщенные знания, определенные системы ценностей, принципы, убеждения, идеи. Мерилом мировоззренческой зрелости человека являются его поступки; ориентирами при выборе способов поведения служат убеждения, т. е. взгляды, активно воспринимаемые людьми, особо устойчивые психологические установки человека.

Структура мировоззрения

Мировоззрение представляет собой синтез различных черт человека; это познание и переживание человеком мира. Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений и чувств составляет мироощущение. Например, одни люди имеют оптимистическое мироощущение, другие — пессимистическое. Познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание.

Мировоззрение, как и вся жизнь людей в обществе, имеет исторический характер. Возникновение мировоззрения связывают с процессом формирования первой устойчивой формы человеческой общности — родовой общины. Ее появление стало своеобразной революцией в духовном развитии человека. Мировоззрение выделило человека из мира животных. История духовного развития человечества знает несколько основных типов мировоззрения. К ним относятся мифологическое, религиозное, философское мировоззрение.

Исторически первой ступенью в развитии мировоззрения было мифологическое мировоззрение. Мифология закрепляла принятую в обществе систему ценностей, поддерживала и поощряла определенные формы поведения. С угасанием первобытных форм общественной жизни миф изжил себя и перестал быть господствующим типом мировоззрения.

Коренные вопросы всякою мировоззрения (происхождение мира, человека, тайна рождении и смерти и др.) продолжали решаться, но уже в других мировоззренческих формах, например в формах религиозного мировоззрения, основанного на вере в существование сверхъестественных существ и сверхъестественного мира, и философского мировоззрения, существующего как теоретически сформулированная система самых общих взглядов на мир, человека и их взаимоотношения.

Каждый исторический тип мировоззрения имеет материальные, социальные и теоретико-познавательные предпосылки. Он представляет собой относительно целостное мировоззренческое отражение мира, обусловленное уровнем развития общества. Особенности различных исторических типов мировоззрения сохраняются в массовом сознании современных людей.

Компоненты мировоззрения человека

Наше отношение к миру и к себе включает разнообразные знания. Например, житейские знания помогают ориентироваться в обыденной жизни — общаться, учиться, строить карьеру, создавать семью. Научные знания позволяют осмысливать факты на более высоком уровне и строить теории.

Наше взаимодействие с миром окрашено эмоциями , связано с чувствами, трансформировано страстями. Например, человек способен не просто смотреть на природу, бесстрастно фиксируя ее полезные и бесполезные качества, а любоваться ею.

Нормы и ценности являются важным компонентом мировоззрения. Ради дружбы и любви, ради семьи и близких человек может действовать вопреки здравому смыслу, рискуя жизнью, преодолевать страх, выполняя то, что считает своим долгом. Убеждения и принципы вплетены в саму ткань человеческой жизни и часто их влияние на поступки бывает намного сильнее, чем влияние знаний и эмоций вместе взятых.

Поступки человека также входят в структуру мировоззрения, образуя его практический уровень. Человек выражает свое отношение к миру не только в мыслях, но и во всех своих решительных действиях.

Традиционно считается, что знания и чувства, ценности и поступки представляют собой компоненты мировоззрения — познавательный, эмоциональный, ценностный и деятельностный. Конечно, такое деление весьма условно: компоненты никогда не существуют в чистом виде. Мысли всегда эмоционально окрашены, поступки воплощают ценности человека и т.д. В реальности мировоззрение — всегда целостность, а разделение его на компоненты применимо только в исследовательских целях.

Типы мировоззрения

С точки зрения исторического процесса выделяют три ведущих исторических типа мировоззрения :

  • мифологическое;
  • религиозное;
  • философское.

Мифологическое мировоззрение (от греч. mythos — сказание, предание) основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным — явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей.

Религиозное мировоззрение (от лат. religio — благочестие, святость) основано на вере в сверхъестественные силы. в отличие от более гибкого мифа свойственны жесткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образцы правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.

Философское мировоззрение определяется как систем но-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то — прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, вто время как в религии это невозможно.

Если рассматривать структуру мировоззрения на современном этапе его развития, можно говорить об обыденном, религиозном, научном и гуманистическом типах мировоззрения.

Обыденное мировоззрение опирается на здравый смысл и житейский опыт. Такое мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта и его сложно представить в чистом виде. Как правило, человек формирует свои взгляды на мир, опираясь на четкие и стройные системы мифологии, религии, науки.

Научное мировоззрение основано на объективных знаниях и представляет собой современный этап развития философского мировоззрения. Последние несколько столетий наука все дальше отходила от «туманной» философии в попытке достичь точного знания. Однако в итоге она далеко отошла и от человека с его потребностями: результатом научной деятельности является не только полезная продукция, но и оружие массового поражения, непредсказуемые биотехнологии, приемы манипулирования массами и т.д.

Гуманистическое мировоззрение основано на признании ценности всякой человеческой личности, се права на счастье, свободу, развитие. Формулу гуманизма выразил Иммануил Кант, сказав, что человек может быть только целью, а не простым средством для другого человека. Аморально использовать людей в своих интересах; следует всячески способствовать тому, чтобы каждый человек мог раскрыть и полностью реализовать себя. Такое мировоззрение, впрочем, стоит рассматривать как идеал, а не как реально существующее.

Роль мировоззрения в жизни человека

Мировоззрение дает человеку целостную систему ценностей, идеалов, приемов, образцов для жизни. Оно упорядочивает окружающий мир, делает его понятным, указывает на самые короткие пути достижения целей. Напротив, отсутствие цельного мировоззрения превращает жизнь в хаос, а психику — в совокупность разрозненных переживаний и установок. Состояние, когда прежнее мировоззрение разрушено, а новое еще не сформировано (например, разочарование в религии), называется мировоззренческим кризисом. В такой ситуации важно восстановить мировоззренческую целостность личности, иначе ее место будет заполнено химическими или духовными суррогатами — алкоголем и наркотиками или мистикой и сектантством.

С понятием «мировоззрение» сходно понятие «менталитет» (от фр. mentalite — склад ума). Менталитет — это уникальный сплав психических качеств, а также особенностей их проявлений. По сути это духовный мир человека, пропущенный через призму его личного опыта. Для нации это духовный мир, пропущенный через исторический опыт народа. В последнем случае менталитет отображает национальный характер («душу народа»).

Мировоззрение – важная часть жизни человека. Как разумное существо он должен иметь свои мысли, взгляды, идеи, совершать поступки и уметь анализировать их. В чём суть этого понятия? Какова его структура и типология?

Человек – существо разумное, живущее осознанно. Ему присуща мыслительная деятельность и чувственное восприятие. Он способен ставить цели и находить средства для их реализации. А значит, он обладает определённым мировоззрением. Данное понятие многогранное, состоит из нескольких важных определений.

Мировоззрение — это:

  • система взглядов человека на реальный, объективный мир;
  • отношение разумного существа к окружающей действительности и к собственному «Я»;
  • жизненная позиция , убеждения, идеалы, манера поведения, морально-этические ценности и понятие нравственности, духовный мир личности, принципы познания и применения опыта, связанные с восприятием среды и общества.

Определение и выработка мировоззрения предполагает изучение и восприятие только тех взглядов и представлений, которые имеют предельное обобщение.

Субъектами данного понятия являются личность, индивид, и социальная группа, общество. Показателем зрелости обоих субъектов становится сформированность устойчивого, непоколебимого взгляда на вещи, который напрямую зависит от материальных условий и общественного бытия, с которыми связан человек.

Уровни

Человеческая индивидуальность не может быть одинаковой. А значит и мировоззрение различно. Оно связано с несколькими уровнями самосознания.

Структура его состоит ряда важных компонентов, имеющих свои характеристики.

  1. Первый уровень — обыденное мировоззрение. На нём находится большинство людей, поскольку это есть система взглядов, которые основаны на здравом смысле, жизненном опыте и человеческих инстинктах.
  2. Второй уровень – профессиональное. Им обладают люди, занятые в определённой сфере научной и практической деятельности. Оно возникает в результате получения знаний и опыта в конкретной области науки, политики, творчества. Мысли и идеи человека, возникающие на данном уровне, носят просветительский характер и способны воздействовать, передаваться другим людям. Таким мировоззрением обладали многие философы, писатели, общественные деятели.
  3. Третий уровень – наивысшая точка развития – теоретическое (философия). На этом уровне создаётся, изучается, анализируется и критикуется структура и типология взглядов человека на мир и самого себя. Специфика данного уровня такова, что до него доходили особо выдающиеся личности, теоретики философской науки.

Структура

В структуре видения мира выделяются более конкретные уровни:

  • элементный : компоненты мировоззрения объединяются и реализуются в обыденном сознании;
  • концептуальный : основа – мировоззренческие проблемы – концепции;
  • методологический : понятия и принципы, которые составляют центр, ядро мировоззрения.
Компоненты мировоззрения Характерные черты Виды и формы
Знания Объединённый круг сведений об окружающем мире, необходимый индивиду для успешной ориентации в нём. Это первейшая составляющая любого мировоззрения. Чем шире круг знаний, тем серьёзнее жизненная позиция человека.
  • научные,
  • профессиональные,
  • практические.
Чувства (эмоции) Субъективная реакция человека на внешние раздражители. Она проявляется в различных психологических состояниях.
  • положительные, позитивные (радость, удовольствие, счастье и др.)
  • отрицательные, негативные (печаль, горе, страх, неуверенность и др.)
  • нравственные (долг, ответственность и.др.)
Ценности Личное отношение человека к тому, что происходит вокруг него. Они воспринимаются через призму собственных целей, потребностей, интересов и понимания смысла жизни.
  • значимые – степень интенсивности отношения к чему-либо (что-то трогает больше, иное меньше);
  • полезные – практическая необходимость (кров, одежда, средства к добыче благ, в том числе знания, умения и навыки)
  • вредные – негативное отношение к чему-либо (загрязнение окружающей среды, убийство, насилие и др.)
Поступки Практическое, поведенческое проявление собственных взглядов и идей.
  • положительные, приносящие пользу и порождающие хорошее отношение окружающих (помощь, благотворительность, спасение и др.);
  • отрицательные, вредные, несущие страдания и негативизм (военные действия, насилие и др.)
Убеждения Личные или общественные взгляды, которые принимаются другими людьми безооговорочно или в результате сомнений. Это единство знаний и воли. Это двигатель масс и основа жизни для особенно убеждённых людей.
  • твёрдые, не поддающиеся сомнениям, истина;
  • волевые, способные воодушевить, поднять на борьбу.
Характер Набор личных качеств, способствующих формированию и развитию мировоззрения
  • воля – способность к самостоятельным осознанным действиям (постановка цели, её достижение, планирование, выбор средств и т.д.)
  • вера – степень практического осознания самого себя (уверенность/ неуверенность), расположения к другим людям (доверие, доверчивость);
  • сомнения – самокритичность в зависимости от каких-либо знаний или ценностей. Сомневающийся человек всегда самостоятелен в своем мировоззрении. Фанатичное принятие чужих взглядов переходит в догматизм, полное их отрицание – в нигилизм, переход от одной крайности к другой вырастает в скептицизм.

Данные структурные компоненты имеют свои особенности. По ним можно судить, насколько сложным и противоречивым оказывается убеждения человека, пытающегося соединить знания, чувства, ценности, поступки, собственные черты характера, идущие извне.

Типы

В зависимости от уровня развития системы взглядов человека и особенностей его индивидуального восприятия окружающего мира выделяют следующие типы мировоззрения:

  1. Обыденное (житейское) возникает в условиях привычной повседневной жизни. Обычно оно передаётся от остаршего поколения к младшему, от взрослых к детям. Данный тип характеризуется чёткостью позиции и представлениями о самом себе и окружающем: людях и среде. С раннего возраста индивид осознаёт, какое бывает солнце, небо, вода, утро, добро и зло, и т.п.
  2. Мифологическое подразумевает наличие неопределённости, отсутствие разделения между субъективным и объективным. Человек познаёт мир через известное ему в силу бытия. В данном типе мировоззрение обеспечивало взаимодействие поколений через мифические связи прошлого и будущего. Миф становился реальностью, с ним сверяли собственные взгляды и поступки.
  3. Религиозное – одно из самых сильных и действенных типов, связанное с верой в сверхъестесственные силы, которые управляют волей, познаниями, нравственными и физическими действиями людей.
  4. Научное состоит из конкретных, рациональных, фактических мыслей, идей, лишённых субъективизна. Данный тип наиболее реалистичен, аргументирован и точен.
  5. Философское включает в себя теоретические понятия и категории, которые опираются на научные знания и обоснования природных, общественных и личных явлений в соответствии с логикой и объективной реальностью. Философия, или «любовь к мудрости» содержит высший смысл научного постижения мира и бескорыстное служение истине.
  6. Гуманистическое стоит на фундаментальных принципах гуманизма – человечности, которые гласят, что:

  • человек – наивысшая мировая ценность;
  • каждый человек – самодостаточная личность;
  • каждый человек имеет неограниченные возможности для собственного развития, роста и проявления творческих способностей;
  • каждый человек способен изменить себя, свой характер;
  • каждая личность способна к саморазвитию и положительному воздействию на окружающих.

В любом типе мировоззрения главным является человек, его отношение к самому себе и окружающему миру.

Несмотря на некоторые различия, функции каждого типа направлены на то, чтобы человек менялся и становился лучше, чтобы его мысли и идеи не вредили ни ему, ни тем, кто находится с ним рядом.

Какую роль играет видение мира в жизни человека

Человек за свою жизнь проходит разные этапы. Становление личности проходит в постоянных поисках и сомнениях, противоречиях и обретениях истины. Если человек действительно заинтересован в собственном развитии и хочет достичь высшей точки познания, он должен выработать свою личную жизненную позицию, основанную на собственном мировоззрении.

Личные взгляды могут объединять различные точки зрения и идеи. Их трансформация позволяет человеку становиться личностью, индивидуальностью.

Видео: Мировоззрение