29.09.2019

Анна ахматова что написала. Анна ахматова - биография, информация, личная жизнь


Краткая биография Анны Ахматовой

Анна Андреевна Горенко (Ахматова) – одна из наиболее известных русских поэтесс XX века, литературный критик и переводчица. Родилась 11 (23) июня 1889 года в дворянской семье в Одессе. Когда девочке был 1 год, семья переехала в Царское село, где Ахматова смогла посещать Мариинскую гимназию. Она была настолько талантлива, что ей удалось освоить французский язык, слушая, как учительница занимается со старшими детьми. Во время проживания в Петербурге, Ахматова застала частичку эпохи, в которой жил Пушкин и это наложило отпечаток на её творчество.

Её первое стихотворение появилось в 1911 году. За год до этого она обвенчалась с известным поэтом-акмеистом Н. С. Гумилевым. В 1912 году у писательской четы появился на свет сын – Лев. В этом же году вышел в свет её первый сборник стихов под названием «Вечер». Следующий сборник «Чётки» появился в 1914 году и был распродан внушительным тиражом. Основные черты творчества поэтессы сочетали отличное понимание психологии чувств и личные переживания по поводу общенародных трагедий XX века.

­У Ахматовой была довольно трагичная судьба. Несмотря на то, что она сама не находилась в заключении или изгнании, многие близкие ей люди были подвергнуты жестоким репрессиям. Так, например, первый муж писательницы, Н. С. Гумилёв, был казнен в 1921 году. Третий гражданский муж Н. Н. Пунин был трижды арестован, погиб в лагере. И, наконец, сын писательницы, Лев Гумилёв, провел более 10 лет в заключении. Вся боль и горечь утрат была отражена в «Реквиеме» (1935-1940) - одно из наиболее известных произведений поэтессы.

Будучи признанной классиками XX века, Ахматова долгое время подвергалась замалчиванию и травле. Многие её произведения не публиковались из-за цензуры и были запрещены десятилетиями даже после её смерти. Стихотворения Ахматовой переведены на многие языки. Поэтесса пережила тяжелые годы во время блокады в Петербурге, после чего была вынуждена уехать в Москву, а затем эмигрировать в Ташкент. Несмотря на все трудности, происходившие в стране, она не покинула её и даже написала ряд патриотических стихотворений.

В 1946 году Ахматов наряду с Зощенко была исключена из Союза писателей по приказу И. В. Сталина. После этого поэтесса преимущественно занималась переводами. В это же время её сын отбывал наказание, как политический преступник. Вскоре работы писательницы постепенно начинали приниматься боязливыми редакторами. В 1965 году вышел в свет её итоговый сборник «Бег времени». Также, она была удостоена итальянской литературной премии и звания почетного доктора Оксфордского университета. Осенью того же года у поэтессы случился четвертый инфаркт. В результате этого 5 марта 1966 года А. А. Ахматова скончалась в кардиологическом санатории в Подмосковье.

» было отражено в одном из наиболее значительных произведений Ахматовой - поэме «Реквием ».

Признанная классиком отечественной поэзии ещё в 1920-е годы, Ахматова подвергалась замалчиванию, цензуре и травле (включая постановление ЦК ВКП(б) 1946 года, не отменённое при её жизни), многие произведения не были опубликованы на родине не только при жизни автора, но и в течение более чем двух десятилетий после её смерти. В то же время имя Ахматовой ещё при жизни окружала слава среди почитателей поэзии как в СССР, так и в эмиграции.

Биография

Анна Горенко родилась в одесском районе Большой Фонтан в семье потомственного дворянина , инженера-механика флота в отставке А. А. Горенко (1848-1915), ставшего после переезда в столицу коллежским асессором , чиновником для особых поручений Госконтроля . Она была третьей из шести детей. Её мать, Инна Эразмовна Стогова (1856-1930), состояла в отдалённом родстве с Анной Буниной : в одной своей черновой записи Анна Ахматова записала: «…В семье никто, сколько глаз видит кругом, стихи не писал, только первая русская поэтесса Анна Бунина была тёткой моего деда Эразма Ивановича Стогова …». Женой деда была Анна Егоровна Мотовилова - дочь Егора Николаевича Мотовилова, женатого на Прасковье Федосеевне Ахматовой ; её девичью фамилию и избрала Анна Горенко в качестве литературного псевдонима, создав образ «бабушки-татарки» , которая, якобы, происходила от ордынского хана Ахмата . К этому выбору оказался причастен отец Анны: узнав о поэтических опытах семнадцатилетней дочери, он попросил не срамить его имени .

В 1890 году семья переехала сначала в Павловск , а затем в Царское Село , где в 1899 году Анна Горенко стала ученицей Мариинской женской гимназии. Лето она проводила под Севастополем , где, по её собственным словам:

Вспоминая детство, поэтесса писала:

Ахматова вспоминала, что училась читать по азбуке Льва Толстого . В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, она научилась говорить по-французски . В Петербурге будущая поэтесса застала «краешек эпохи», в которой жил Пушкин; при этом запомнился ей и Петербург «дотрамвайный, лошадиный, конный, коночный, грохочущий и скрежещущий, завешанный с ног до головы вывесками». Как писал Н. Струве , «Последняя великая представительница великой русской дворянской культуры, Ахматова в себя всю эту культуру вобрала и претворила в музыку» .

Свои первые стихотворения она опубликовала в 1911 году («Новая жизнь», «Gaudeamus», «Аполлон» , «Русская мысль»). В молодости примыкала к акмеистам (сборники «Вечер», 1912, «Чётки», 1914). Характерными чертами творчества Ахматовой можно назвать верность нравственным основам бытия, тонкое понимание психологии чувства, осмысление общенародных трагедий XX века, сопряжённое с личными переживаниями, тяготение к классическому стилю поэтического языка .

Адреса

Одесса

  • 1889 - родилась на 11 ½ станции Большого Фонтана на даче, которую снимала её семья. Нынешний адрес: Фонтанская дорога, 78.

Севастополь

  • 1896-1916 - гостила у своего деда (ул. Ленина, 8)

Санкт-Петербург - Петроград - Ленинград

Вся жизнь А. А. Ахматовой была связана с Петербургом. Писать стихи она начала в гимназические годы, в Царскосельской Мариинской гимназии, где училась. Здание сохранилось (2005 год), это дом 17 на Леонтьевской улице.

…Я тихая, весёлая, жила
На низком острове, который словно плот,
Остановился в пышной невской дельте
О, зимние таинственные дни,
И милый труд, и лёгкая усталость,
И розы в умывальном кувшине!
Был переулок снежным и недлинным,
И против двери к нам стеной алтарной
Воздвигнут храм Святой Екатерины .

Гумилёв и Ахматова своё небольшое уютное жильё ласково называли «Тучкой». Они жили тогда в квартире 29 дома № 17. Это была одна комната окнами на переулок. Переулок выходил к Малой Неве… Это первый самостоятельный адрес Гумилёва в Петербурге, до этого он жил с родителями. В 1912 году, когда они поселились на «Тучке», у Анны Андреевны вышла первая книга стихов «Вечер». Уже заявившей о себе поэтессой, ходила она на сеансы в мастерскую Альтмана , которая находилась рядом, на Тучковой набережной.

Анна Андреевна уедет отсюда. А осенью 1913 года, оставив сына на попечение матери Гумилёва, вернётся сюда, на «Тучку», чтобы продолжать творить на «снежном и недлинном переулке». С «Тучки» проводит она Николая Степановича на театр военных действий Первой мировой войны. Он будет приезжать в отпуск и останавливаться уже не на «Тучке», а на Пятой линии, 10, в квартире Шилейко , .

  • 1914-1917 - Тучкова набережная , 20, кв. 29;
  • 1915 - Большая Пушкарская , д. 3. В апреле - мае 1915 г. снимала комнату в этом доме; в её записях упоминается, что она называла этот дом «Пагодой».
  • 1917-1918 - квартира Вячеслава и Валерии Срезневских - Боткинская улица , 9;
  • 1918 - квартира Шилейко - северный флигель дома № 34 на набережной Фонтанки (он же дворец Шереметьева или «Фонтанный дом») ;
  • 1919-1920 - улица Халтурина , 5; квартира из двух комнат во втором этаже служебного корпуса на углу Миллионной улицы и Суворовской площади ;
  • весна 1921 года - особняк Е. Н. Нарышкиной - Сергиевская улица , 7, кв. 12; а затем дом № 18 по набережной Фонтанки квартира подруги О. А. Глебовой-Судейкиной ;
  • 1921 год - санаторий - Детское Село , Колпинская улица, 1;
  • 1922-1923 годы - доходный дом - Казанская улица , 4;
  • конец 1923 - начало 1924 года - Казанская улица , 3;
  • лето - осень 1924-1925 годы - набережная реки Фонтанки , 2; дом стоит напротив Летнего сада у истока Фонтанки, вытекающей из Невы ;
  • осень 1924 - февраль 1952 - южный дворовый флигель дворца Д. Н. Шереметева (квартира Н. Н. Пунина) - набережная реки Фонтанки, 34, кв. 44 («Фонтанный Дом »). Гости Ахматовой должны были получать пропуска в проходной , в то время располагавшемся там же; у самой Ахматовой был постоянный пропуск с печатью «Севморпути» , где в графе «должность» указано «жилец»;
  • лето 1944 - набережная Кутузова, четвёртый этаж дома № 12, квартира Рыбаковых, на время ремонта квартиры в Фонтанном доме ;
  • февраль 1952-1961 - доходный дом - улица Красной Конницы , 4, кв. 3;
  • Последние годы жизни дом № 34 на улице Ленина, где были предоставлены квартиры многим поэтам, писателям, литературоведам, критикам ;

Москва

Приезжая в Москву в 1938-1966 годах, Анна Ахматова останавливалась у писателя Виктора Ардова , квартира которого находилась по адресу Большая Ордынка , д. 17, стр. 1. Здесь она подолгу жила и работала, здесь же в июне 1941 года прошла её единственная встреча с Мариной Цветаевой .

Ташкент

Комарово

Пока «будка» в 1955 году обустраивалась, Анна Андреевна жила у своих друзей Гитовичей по адресу 2-я Дачная ул., д. 36.

Известен живописный портрет Анны Ахматовой, написанный К.С. Петровым-Водкиным в 1922 году.

Петербург

В Петербурге памятники Ахматовой установлены во дворе филологического факультета государственного университета и в саду перед школой на улице Восстания .

5 марта 2006 года , к 40-й годовщине со дня смерти поэта, в саду Фонтанного дома был открыт третий памятник Анне Ахматовой работы петербургского скульптора Вячеслава Бухаева (дар музею Николая Нагорского) и установлена «Скамейка стукачей» (Вячеслав Бухаев) - в память о слежке за Ахматовой осенью 1946 года. На скамейке табличка с цитатой:
Ко мне пришёл некто и предложил 1 мес<яц> не выходить из дома, но подходить к окну, чтобы меня было видно из сада. В саду под моим окном поставили скамейку, и на ней круглосуточно дежурили агенты .

В Фонтанном доме, где находится литературно-мемориальный музей Ахматовой , она прожила 30 лет, а сад у дома называла «магическим». По её словам, «сюда приходят тени петербуржской истории» .

    Muzej Akhmatovoj Fontannyj Dom.jpg

    Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме (вход
    с Литейного проспекта)

    Muzej Akhmatovoj v Fontannogom Dome.jpg

    Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме

    Sad Fontannogo Doma 01.jpg

    Сад Фонтанного дома

    Sad Fontannogo Doma 02.jpg

    Сад Фонтанного дома

    Dver Punina Fontannyj Dom.jpg

    Дверь квартиры № 44
    в Фонтанном доме,
    где жили Н. Пунин и
    А. Ахматова

    Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

    Скамейка стукачей в саду Фонтанного дома. Архитектор В. Б. Бухаев. 2006

Москва

На стене дома, где останавливалась Анна Ахматова, приезжая в Москву (улица Большая Ордынка, д. 17, стр. 1., квартира Виктора Ардова), имеется мемориальная доска; во дворе стоит памятник, выполненный по рисунку Амадео Модильяни. В 2011 году инициативная группа москвичей, возглавляемая Алексеем Баталовым и Михаилом Ардовым , выступила с предложением открыть здесь квартиру-музей Анны Ахматовой .

Бежецк

Ташкент

Кинематограф

10 марта 1966 года в Ленинграде были проведены несанкционированные властью съемки отпевания, гражданской панихиды и похорон Анны Ахматовой. Организатор данных съёмок - режиссёр С. Д. Аранович . Ему помогали оператор А. Д. Шафран , ассистент оператора В. А. Петров и другие . В 1989 году отснятые материалы были использованы С. Д. Арановичем в документальном фильме «Личное дело Анны Ахматовой»

В 2007 году был снят биографический сериал «Луна в зените» по мотивам неоконченной пьесы Ахматовой «Пролог, или Сон во сне». В главной роли - Светлана Крючкова. Роль Ахматовой в снах исполняет Светлана Свирко.

В 2012 году на экраны вышел сериал «Анна Герман. Тайна белого ангела ». В эпизоде серии, изображающих жизнь семьи певицы в Ташкенте была показана встреча матери Анны с поэтессой. В роли Анны Ахматовой - Юлия Рутберг .

Иное

Именем Анны Ахматовой названы кратер Ахматова на Венере и двухпалубный пассажирский теплоход проекта 305 «Дунай» , построенный в 1959 году в Венгрии (прежнее название «Владимир Мономах») .

Библиография

Прижизненные издания


Важнейшие посмертные издания

  • Ахматова А. Избранное / Сост. и вступ. ст. Н. Банникова. - М.: Художественная литература, 1974.
  • Ахматова А. Стихи и проза. / Сост. Б. Г. Друян; вступ. статья Д. Т. Хренкова; подгот. текстов Э. Г. Герштейн и Б. Г. Друяна. - Л.: Лениздат, 1977. - 616 с.
  • Ахматова А. Стихотворения и поэмы. / Сост., подготовка текста и примечания В. М. Жирмунского. - Л.: Сов писатель, 1976. - 558 с. Тираж 40 000 экз. (Библиотека поэта. Большая серия. Второе издание)
  • Ахматова А. Стихотворения / Сост. и вступ. ст. Н. Банникова. - М.: Сов. Россия, 1977. - 528 с. (Поэтическая Россия)
  • Ахматова А. Стихотворения и поэмы / Сост., вступ. ст., примеч. А. С. Крюкова. - Воронеж: Центр.-Чернозём. кн. изд-во, 1990. - 543 с.
  • Ахматова А. Сочинения: В 2 тт. / Сост. и подготовка текста М. М. Кралина. - М.: Правда, 1990. - 448 + 432 с.
  • Ахматова А. Собрание сочинений: В 6 тт. / Сост. и подготовка текста Н. В. Королёвой. - М.: Эллис Лак, 1998-2002..
  • Ахматова А. . - М. - Torino: Einaudi, 1996.

Музыкальные произведения

  • Опера «Ахматова», премьера в Париже в Опера Бастилии (Opéra Bastille) 28 марта 2011. Музыка Брюно Мантовани , либретто Кристофа Гристи (Christophe Ghristi
  • «Чётки»: вокальный цикл А. Лурье , 1914
  • «Пять стихотворений А. Ахматовой», вокальный цикл С. С. Прокофьева , соч. 27, 1916 (№ 1 «Солнце комнату наполнило»; № 2 «Настоящую нежность…»; № 3 «Память о солнце…»; № 4 «Здравствуй!»; № 5 «Сероглазый король»)
  • «Венеция» - песня из альбома Маскарад группы Caprice , посвящённый поэтам Серебряного века. 2010
  • «Анна»: балет-моно-опера в двух действиях (музыка и либретто - Елена Поплянова. 2012)
  • «Белый камень» - вокальный цикл М. М. Чистовой. 2003
  • «Колдунья» («Нет, царевич, я не та…») (музыка - Злата Раздолина), исполнитель - Нина Шацкая ()
  • «Смятение » (музыка - Давид Тухманов , исполнитель - Людмила Барыкина , альбом «По волне моей памяти », 1976)
  • «Я улыбаться перестала» (музыка и исполнитель - Александр Матюхин)
  • «Бьётся сердце моё», стихотворение «Вижу, вижу лунный лук» (музыка - Владимир Евзеров , исполнитель - Азиза)
  • «Вместо мудрости - опытность, пресное» (музыка и исполнитель - Александр Матюхин)
  • «Виновник», стихотворение «А в августе зацвёл жасмин» (музыка - Владимир Евзеров, исполнитель - Валерий Леонтьев)
  • «Путник милый», стихотворение «Путник милый, ты далече» (исполнитель - «Сурганова и Оркестр »)
  • «Ах, дверь не запирала я» (музыка и исполнитель - Александр Матюхин)
  • «Одиночество» (музыка -?, исполнитель - трио «Меридиан»)
  • «Сероглазый король» (музыка и исполнитель - Александр Вертинский)
  • «Лучше б мне частушки задорно выкликать» (музыка и исполнитель - Александр Вертинский)
  • «Смятение» (музыка - Давид Тухманов, исполнитель - Ирина Аллегрова)
  • «Как велит простая учтивость» (музыка и исполнитель - Александр Матюхин)
  • «Я сошла с ума, о мальчик странный» (музыка - Владимир Давыденко , исполнитель - Карина Габриэль , песня из телесериала «Капитанские дети »)
  • «Сероглазый король» (музыка и исполнитель - Александр Матюхин)
  • «В ту ночь» (музыка - В. Евзеров, исполнитель - Валерий Леонтьев)
  • «Смятение» (музыка и исполнитель - Александр Матюхин)
  • «Пастушок», стихотворение «Над водой» (музыка - Н. Андрианов, исполнитель - российская фолк-металл группа «Калевала »)
  • «Я окошка не завесила» (музыка и исполнитель - Александр Матюхин)
  • «Над водой», «Сад» (музыка и исполнитель - Андрей Виноградов)
  • «Ты письмо моё, милый, не комкай» (музыка и исполнитель - Александр Матюхин)
  • «О, жизнь без завтрашнего дня» (музыка - Алексей Рыбников , исполнитель - Диана Полентова)
  • «Любовь покоряет обманно» (музыка и исполнитель - Александр Матюхин)
  • «Не вернуть» (музыка - Давид Тухманов, исполнитель - Людмила Гурченко)
  • «Реквием »(музыка Злата Раздолина, исполнитель Нина Шацкая)
  • «Реквием» (музыка - Владимир Дашкевич , исполнитель - Елена Камбурова)
  • «Сероглазый король» (музыка и исполнитель - Лола Татлян)
  • «Дудочка», стихотворение «Над водой» (музыка - В. Малежик, исполнитель - российская этно-поп певица Варвара)
  • «Приходи на меня посмотреть» (музыка В. Биберган, исполнитель - Елена Камбурова)

Напишите отзыв о статье "Ахматова, Анна Андреевна"

Литература

  • Эйхенбаум, Б . . Пг., 1923
  • Виноградов, В. В . О поэзии Анны Ахматовой (стилистические наброски). - Л., 1925.
  • Озеров, Л. Мелодика. Пластика. Мысль // Литературная Россия. - 1964. - 21 авг.
  • Павловский, А. Анна Ахматова. Очерк творчества. - Л., 1966.
  • Тарасенков, А. Н. Русские поэты XX в. 1900-1955. Библиография. - М., 1966.
  • Добин, Е. С. Поэзия Анны Ахматовой. - Л., 1968.
  • Эйхенбаум, Б. Статьи о поэзии. - Л., 1969.
  • Жирмунский, В. М. Творчество Анны Ахматовой. - Л., 1973.
  • Чуковская, Л. К . Записки об Анне Ахматовой. в 3 т. - Paris: YMCA-Press, 1976.
  • Об Анне Ахматовой: Стихи, эссе, воспоминания, письма. Л.: Лениздат, 1990. - 576 с., ил. ISBN 5-289-00618-4
  • Воспоминания об Анне Ахматовой. - М., Сов. писатель, 1991. - 720 с., 100 000 экз. ISBN 5-265-01227-3
  • Бабаев Э. Г. . // Тайны ремесла. Ахматовские чтения. Вып. 2. - М.: Наследие, 1992. - С. 198-228 . - ISBN 5-201-13180-8 .
  • Лосиевский, И. Я. Анна Всея Руси: Жизнеописание Анны Ахматовой. - Харьков: Око, 1996.
  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. - М . : РИК «Культура», 1996. - XVIII, 491, с. - 5000 экз. - ISBN 5-8334-0019-8 .
  • Жолковский, А. К. // Звезда . - . - № 9. - С. 211-227.
  • Кихней, Л. Г. Поэзия Анны Ахматовой. Тайны ремесла. - М.: «Диалог МГУ», 1997. - 145 с. ISBN 5-89209-092-2
  • Кац, Б., Тименчик, Р .
  • Памятники культуры. Новые открытия. 1979. - Л., 1980 (ежегодник).
  • Гончарова, Н. «Фаты либелей» Анны Ахматовой. - М.-Спб.: Летний сад ; Российская государственная библиотека , 2000. - 680 с.
  • Троцык, О. А. Библия в художественном мире Анны Ахматовой. - Полтава: ПОИППО, 2001.
  • Тименчик, Р. Д. Анна Ахматова в 1960-е годы. - М.: Водолей Publishers; Toronto: University of Toronto (Toronto Slavic Library. Volume 2), 2005. - 784 c.
  • Мандельштам, Н. Об Ахматовой. - М.: Новое издательство, 2007.

Великая русская поэтесса Анна Ахматова родилась под Одессой 11 (23) июня 1889 в семье морского инженера Андрея Горенко и дворянки Инны Стоговой. Фамилию Ахматова носила её прабабка по матери, которая, по семейной легенде, происходила от хана Золотой Орды Ахмата потомка Чингисхана (см. статью Конец татарского ига). Анна позже взяла себе такой псевдоним, когда её неприязненный к поэтическим занятиям отец сказал, чтобы она своими стихами не позорила его имени.

Через год после рождения Анны семья перебралась в Царское Село. В 1905 родители расстались, и мать с детьми уехала в Киев. Анна прожила там 1906-1910 годы. Окончив гимназию, она некоторое время училась в Киеве на юридическом факультете, а потом переехала в Петербург и поступила на Высшие историко-литературные курсы.

Ещё в 1903 она познакомилась с поэтом Николаем Гумилёвым , который поощрял её раннее сочинительство и неоднократно делал предложения о замужестве. 25 апреля (ст. ст.) 1910 Анна вышла за Гумилёва – не столько по любви, сколько из-за его настойчивости.

Портрет Анны Ахматовой. Художник Н. Альтман, 1914

В конце 1911 вместе с Гумилёвым, Мандельштамом , Городецким и др. она участвовала в создании творческого объединения «Цех поэтов ». Оно объединило т. н. акмеистов – сторонников литературного направления, которое в противоположность выходившему из моды символизму , тяготело к изображению осязаемых вещей, а не бесплотных образов, житейской реальности, а не смутных мечтаний.

В 1912 вышел в свет первый поэтический сборник Ахматовой – «Вечер». (Самые известные его стихи: «Молюсь оконному лучу… », «Сжала руки под тёмной вуалью », «Как соломинкой пьёшь мою душу… », «Сероглазый король », «Мне больше ног моих не надо… », «Песня последней встречи »). В 1914 появился второй сборник – «Чётки» (1914). (В него вошли, среди других, стихотворения «В последний раз мы встретились тогда… », «Мальчик сказал мне: "Как это больно!" », «Я научилась просто, мудро жить… », «Я пришла к поэту в гости… »). Их главная тема – женские любовные переживания. Поэзия Ахматовой стала необычайно популярной, породив большое число подражателей.

Но вскоре грянула Первая Мировая война , а затем и великая революция . Третий ахматовский сборник – «Белая стая» (сентябрь 1917) – вышел среди растущей разрухи. Во время ужасной русской смуты многие друзья Ахматовой бежали из России. Возможность уехать была и у неё, но доселе связываемая лишь с любовными мотивами поэтесса проявила большой патриотизм: она сознательно решила остаться с терзаемой бедами родиной, осудив беглецов в стихотворениях «Ты - отступник: за остров зеленый… » и «Мне голос был… ». Своё отношение к большевизму и веру в возрождение родины Ахматова выразила в стихах «Всё расхищено, предано, продано… ».

От Николая Гумилёва она осенью 1912 родила своего единственного сына – Льва , в будущем – великого русского географа и историософа. Но брак с Гумилёвым быстро распался. В 1918 Анна Андреевна году вышла за известного ассириолога и поэта Владимира Шилейко. В апреле 1921 появился четвёртый сборник её стихов – «Подорожник», а в октябре пятый – «Anno Domini MCMXXI» (лат. «В лето господне 1921»). Летом 1921 Ахматова рассталась и с Шилейко, а в августе того же года был расстрелян арестованный большевиками по делу о «Таганцевском заговоре » Гумилёв. Через два дня после его гибели написано стихотворение «Страх, во тьме перебирая вещи… ».

Поэзия Ахматовой резко противоречила большевицкой идеологии и эстетике. С 1925 печатание её стихов было неофициально приостановлено особым партийным постановлением. Она обратилась к переводам, к изучению творчества Пушкина. Общественная изоляция Ахматовой была столь сильна, что за границей и даже в СССР многие считали её умершей. Она продолжала втайне писать стихи, но большинство их было утеряно или уничтожено в дальнейшие бурные и опасные годы.

Анна Ахматова. Нарезка запечатлевших её хроникальных видеокадров. Ахматова читает своё стихотворение «Муза»

Ахматова жила в большой нужде. В 1922 она стала гражданской женой искусствоведа Н. Пунина. В октябре 1935 её мужа и сына арестовали, но освободили через неделю, так как Ахматова сумела, немедленно выехав в Москву, передать через Бориса Пастернака прошение в Кремль. В 1938 Лев Гумилёв был вновь арестован и получил пять лет лагерного срока. В том же году Ахматова рассталась с Пуниным. Теме сталинских репрессий посвящена её поэма «Реквием », написанная в 1935-1940, долго скрываемая и впервые опубликованная в СССР лишь в перестроечные годы.

С приближением войны Сталин начал заигрывать с прежде жестоко преследуемым им русским патриотизмом. В 1939 он разрешил принять Ахматову в Союз советских писателей, а в 1940 – выпустить шестой её сборник («Из шести книг»). Однако эта книга была тут же запрещёна, часть её нераспроданного тиража уничтожена. Ахматова продолжала жить в окружении постоянной слежки.

В сентябре 1941 её эвакуировали из блокадного Ленинграда . Вскоре она попала в Ташкент, где едва не умерла от тифа. В Ташкенте вышел (1943) сборник её «Избранного» – последнее напечатанное при Сталине. В июне 1944 Ахматова вернулась из эвакуации в Ленинград. К войне она относилась очень патриотично, не раз выезжала на фронт для чтения стихов бойцам.

После войны отношение власти к ней вновь стало ухудшаться. 14 августа 1946 вышло знаменитое постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах "Звезда" и "Ленинград"» , где Ахматова была названа «типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии». Партийный идеолог Андрей Жданов именовал Ахматову «полумонахиней, полублудницей», которая «мечется между будуаром и молельной». Её и Михаила Зощенко исключили из Союза писателей. Лев Гумилёв после пяти лет заключения в лагерях попросился добровольцем на фронт, дошёл до Берлина, но в августе 1949 его и Пунина вновь арестовали. Лев получил 10 лет лагерей и пробыл зэком до 1956. Пунин умер в лагере в августе 1953. Сама Ахматова чудом осталась в живых. 14 июля 1950 министр госбезопасности СССР В. Абакумов отправил Сталину докладную записку о необходимости её ареста, но любивший играть со своими жертвами, как кошка с мышкой, диктатор отклонил это предложение и даже велел в 1951 восстановить поэтессу в СП.

  • Анна Андреевна Ахматова родилась 23 (11) июня 1889 года в Одессе.
  • Отец Ахматовой, Андрей Антонович Горенко, был инженер-капитаном 2-го ранга.
  • Мать Ахматовой звали Инна Эразмовна, ее девичья фамилия была Строгова.
  • 1891 год – семья Горенко переезжает в Царское село. Через несколько лет Аня Горенко начинает учиться в Мариинской гимназии.
  • 1903 год – Анна знакомится с Николаем Гумилевым , между ними завязывается переписка.
  • 1905 год – Инна Эразмовна разводится с мужем и сначала уезжает вместе с дочерью в Евпаторию, а затем перебирается в Киев. В Киеве Анна заканчивает Фундуклеевскую гимназию и поступает на юридический факультет Высших женских курсов. Она свободно владеет французским языком, читает в подлиннике произведения европейской литературы. Из русских поэтов будущая поэтесса предпочитает Державина , Пушкина и Некрасова.
  • 1909 год – опубликовано первое стихотворение поэтессы под псевдонимом Анна Ахматова. Подписываться собственной фамилией Анне запретил отец, а Ахматова – фамилия прабабушки Анны, татарской княгини.
  • 25 апреля 1910 года – Анна выходит замуж за Николая Гумилева. Венчание проходит в Николаевской церкви села Никольская слобода недалеко от Киева. После свадьбы новобрачные уезжают в медовый месяц в Париж.
  • 1912 год – выходит первый сборник стихов Ахматовой «Вечер». Молодая поэтесса сразу становится известной в литературных кругах. Среди ее знакомых Маяковский , Блок , Бальмонт, Чуковский. После выхода сборника, в целом ставшего очень успешным, Анна с мужем отправляются в Италию.
  • Осень этого же года – рождается сын Ахматовой и Гумилева Лев.
  • Март 1914 года – выходит второй сборник, получивший название «Четки». Анна Ахматова становится известной.
  • Март 1917 года – Николай Гумилев уезжает в Лондон служить в Русском экспедиционном корпусе.
  • Сентябрь 1917 года – выход третьей книги «Белая стая». На этот раз сборник не пользуется особой популярностью – людям не до поэзии, в стране революция, разруха и голод. Революцию поэтесса не принимает: «Все расхищено, продано…». Однако из России не уезжает, хотя имеет для этого все возможности.
  • Начало 1918 года – Гумилев возвращается, но между ним и Анной наступает отчуждение, которое очень быстро приводит к разводу. Всего через несколько месяцев, осенью этого же года, Ахматова выходит замуж за ученого, переводчика клинописных текстов Вольдемара Казимировича Шилейко.
  • 1921 год – расстрелян Николай Гумилев. Вскоре после этого Анна Ахматова разводится с Шилейко.
  • Декабрь 1922 года – Ахматова выходит замуж за искусствоведа Николая Пунина.
  • В этот период продолжают выходить сборники стихов Анны Ахматовой: «Anno Domini», «Подорожник». Поэтесса известна, ее стихи печатаются в журналах, никто не препятствует ее творчеству. Ахматова изучает жизнь и творчество А.С. Пушкина, пишет статьи «О золотом петушке», «Александрина», «Каменный гость», «Пушкин и Невское взморье», «Пушкин в 1828 году».
  • Середина 1920-х годов – начало большого перерыва в творчестве Анны Ахматовой. Ее стихи больше не печатают, на имя наложен негласный запрет.
  • Начало 1930-х годов – репрессирован Лев Гумилев. Всего он переживает три ареста и проводит 14 лет в лагерях. В 1935 году арестован Пунин. Анна Ахматова делает все для освобождения сына и мужа, после ее письменного обращения к Сталину они оказываются на свободе. Однако поэтессе не удается помочь своему другу Осипу Мандельштаму, арестованному в это же время и погибшему по дороге на Колыму.
  • 1937 год – НКВД собирает материалы для обвинения Ахматовой в контрреволюционной деятельности.
  • 1938 год – очередной арест сына. События последних лет находят отражение в цикле стихов «Реквием», которые поэтесса многие годы не решается даже записать.
  • 1939 год – И.В. Сталин в разговоре случайно положительно отзывается об Анне Ахматовой. Тут же несколько издательств предлагают ей сотрудничество. Впрочем, стихи поэтессы подвергаются жесткой цензуре.
  • 1940 год – выход сборника «Из шести книг», в который входят в основном старые и несколько новых произведений Ахматовой. Сборник просуществовал недолго, был подвергнут «идеологическому разносу» и изъят из библиотек.
  • 1941 год – начало Великой отечественной войны. Ахматова пишет плакатные стихотворения, впоследствии получившие названия «Клятва» и «Мужество». Поэтесса эвакуируется из Ленинграда в конце сентября, уже во время блокады, сначала в Москву, а затем в Ташкент. Здесь она живет до 1944 года. И здесь же узнает, что ее сын, Лев Гумилев, просил отправить его на фронт, и эта просьба была удовлетворена.
  • Лето 1944 года – возвращение в Ленинград. Поэтесса снова востребована: она выезжает на фронт, читает стихи, в Ленинградском доме писателей проходит ее творческий вечер.
  • Май 1945 года – в Москве проходит посвященное Победе триумфальное выступление ленинградских поэтов, среди которых и Анна Ахматова.
  • 14 августа 1946 года – выходит постановление ЦК КПСС «О журналах «Звезда» и «Ленинград». В нем творчество Анны Ахматовой и Михаила Зощенко определяется как «идеологически чуждое». Через несколько дней проходит общее собрание ленинградской творческой интеллигенции, которое единогласно одобряет это постановление. Еще спустя две недели Ахматова и Зощенко исключаются из Союза советских писателей. Это означает, что больше ни один журнал и ни одно издательство не возьмется публиковать их произведения. Причиной опалы становится гнев Сталина, узнавшего о том, что к Ахматовой приезжал английский историк И.Берлин.
  • Анна Ахматова несколько лет зарабатывает на жизнь переводами, среди которых «Марион Делорм» Виктора Гюго, лирика Древнего Египта, произведения китайской и корейской поэзии.
  • 1962 год – к поэтессе приходит новое признание, причем всего за год ее известность достигает мирового уровня. В СССР выходит «Поэма без героя», в Италии – сборник избранных произведений; ее стихотворения переводятся на французский, немецкий, английский языки.
  • В этом же году Ахматова получает Международную поэтическую премию «Этна-Таормина», приуроченную к 50-илетию ее поэтической деятельности. Премию Анне Андреевне Ахматовой вручают в Италии, и в советском посольстве в Риме дается прием в ее честь.
  • Тогда же Оксфордский университет принимает решение присвоить Анне Ахматовой степень почетного доктора литературы.
  • 1964 год –Анна Андреевна отправляется в Лондон, на торжественную церемонию присвоения степени. Впервые в истории Оксфордского университета нарушен регламент проведения церемонии: ректор сам спускается по мраморной лестнице к советской поэтессе, хотя обычно все наоборот, и она должна была подняться к нему.
  • В этом же году в СССР издан поэтический сборник «Бег времени».
  • Осень 1965 года – Анна Ахматова переносит четвертый инфаркт. В этот же период, перед самой смертью, составляет свою единственную короткую автобиографию.
  • 5 марта 1965 года – Анна Андреевна Ахматова умирает в кардиологическом санатории в Подмосковье. Похоронена на Комаровском кладбище под Ленинградом.
18 апреля 2016, 14:35

Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия - Горенко) родилась в семье морского инженера, капитана 2-го ранга в отставке, на станции Большой Фонтан под Одессой.

Мать, Ирина Эразмовна, всецело посвятила себя детям, которых было шестеро.

Через год после рождения Ани семья переехала в Царское Село.

«Мои первые впечатления - царскосельские, - писала она позднее. - Зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в «Царскосельскую оду». В доме почти не было книг, но мать знала множество стихов и читала их наизусть. Общаясь со старшими детьми, Анна довольно рано начала говорить по-французски.

С Николаем Гумилевым , который стал ее мужем, Анна познакомилась, когда ей было всего 14. 17-летний Николай был поражен ее таинственной, завораживающей красотой: лучистые серые глаза, густые длинные черные волосы, античный профиль делали эту девушку не похожей ни на кого.

На целых десять лет Анна стала источником вдохновения для молодого поэта. Он забрасывал ее цветами и стихами. Однажды, в день ее рождения, он подарил Анне цветы, сорванные под окнами императорского дворца. В отчаянии от неразделенной любви на Пасху 1905 года Гумилев пытался покончить с собой, чем только напугал и разочаровал девушку окончательно. Она перестала с ним встречаться.

Вскоре родители Анны развелись, и она переехала с матерью в Евпаторию. В это время она уже писала стихи, но не придавала этому особого значения. Гумилев, услышав что-то из написанного ею, сказал: «А может быть, ты лучше будешь танцевать? Ты гибкая…» Тем не менее одно стихотворение он опубликовал в небольшом литературном альманахе «Сириус». Анна выбрала себе фамилию прабабушки, чей род восходил к татарскому хану Ахмату.

Гумилев продолжал вновь и вновь делать ей предложение и трижды покушался на собственную жизнь. В ноябре 1909 года Ахматова неожиданно дала согласие на брак, принимая избранника не как любовь, но как судьбу.

«Гумилев - моя судьба, и я покорно отдаюсь ей. Не осуждайте меня, если можете. Я клянусь Вам всем для меня святым, что этот несчастный человек будет счастлив со мной», - пишет она студенту Голенищеву-Кутузову, который нравился ей значительно больше Николая.

Никто из родственников невесты не пришел на венчание, считая брак заведомо обреченным. Тем не менее венчание состоялось в конце июня 1910 года. Вскоре после свадьбы, достигнув того, к чему он так долго стремился, Гумилев охладел к молодой супруге. Он стал много путешествовать и редко бывать дома.

Весной 1912 года вышел первый сборник Ахматовой тиражом в 300 экземпляров. В этом же году у Анны и Николая рождается сын Лев. Но муж оказался совершенно не готов к ограничению собственной свободы: «Он любил три вещи на свете: за вечерней пенье, белых павлинов и стертые карты Америки. Не любил, когда плачут дети. Не любил чая с малиной и женской истерики… А я была его женой». Сына забрала к себе свекровь.

Анна продолжала писать и из взбалмошной девчушки превратилась в величественно-царственную женщину. Ей начали подражать, ее рисовали, ею восхищались, ее окружили толпы воздыхателей. Гумилев полусерьезно-полушутя намекал: «Аня, больше пяти неприлично!»

Когда началась Первая мировая война, Гумилев уехал на фронт. Весной 1915 года он получил ранение, и Ахматова постоянно навещала его в госпитале. За доблесть Николай Гумилев был награжден Георгиевским крестом. При этом он продолжил заниматься литературой, жил в Лондоне, Париже и в Россию вернулся в апреле 1918 года.

Ахматова, чувствуя себя вдовой при живом супруге, попросила его о разводе, сообщив, что выходит замуж за Владимира Шилейко . Позднее она назвала второй брак «промежуточным».

Владимир Шилейко был известным ученым и поэтом.

Некрасивый, безумно ревнивый, неприспособленный к жизни, он, конечно, не мог дать ей счастья. Ее же привлекала возможность быть полезной великому человеку. Она считала, что между ними исключено соперничество, которое помешало браку с Гумилевым. Она часами писала под диктовку переводы его текстов, готовила и даже колола дрова. А он не позволял ей выходить из дома, сжигая нераспечатанными все письма, не давал писать стихи.

Выручил Анну друг, композитор Артур Лурье. Шилейко увезли в больницу для лечения радикулита. А Ахматова за это время устроилась на работу в библиотеку Агрономического института. Там ей дали казенную квартиру и дрова. После больницы Шилейко был вынужден переехать к ней. Но в квартире, где Анна сама была хозяйкой, домашний деспот утих. Однако летом 1921 года они расстались окончательно.

В августе 1921 года умер друг Анны поэт Александр Блок. На его похоронах Ахматова узнала о том, что арестован Николай Гумилев. Его обвиняли в том, что он не донес, зная о якобы готовящемся заговоре.

В Греции почти в это же время покончил с собой брат Анны Андреевны - Андрей Горенко. Через две недели Гумилева расстреляли, а Ахматова оказалась не в чести у новой власти: и корни дворянские, и стихи вне политики. Даже то, что народный комиссар Александра Коллонтай однажды отметила привлекательность стихов Ахматовой для молодых работниц («автор правдиво изображает, как плохо мужчина обращается с женщиной») не помогло избежать травли критиков. Она осталась одна и долгих 15 лет ее не печатали.

В это время она занималась исследованием творчества Пушкина, а ее бедность начала граничить с нищетой. Старую фетровую шляпу и легкое пальто она носила в любую погоду. Один из современников как-то поразился ее великолепному, роскошному наряду, который при более пристальном рассмотрении оказался поношенным халатом. Деньги, вещи, даже подарки от друзей у нее не задерживались. Не имея собственного жилья, она не расставалась лишь с двумя книгами: томиком Шекспира и Библией. Но даже в нищете, по отзывам всех, кто знал ее, Ахматова оставалась царственно величественной и прекрасной.

С историком и критиком Николаем Пуниным Анна Ахматова состояла в гражданском браке.

Для непосвященных людей они выглядели счастливой парой. Но на самом деле их отношения сложились в мучительный треугольник.

Гражданский муж Ахматовой продолжал жить в одном доме с дочерью Ириной и своей первой женой Анной Аренс, которая также страдала от этого, оставаясь в доме на правах близкого друга.

Ахматова много помогала Пунину в его литературных исследованиях, переводя для него с итальянского, французского, английского. К ней переехал сын Лев, которому к тому времени было 16 лет. Позднее Ахматова рассказывала, что Пунин мог вдруг за столом объявить резко: «Масло только Ирочке». А ведь рядом сидел ее сын Левушка…

В этом доме в ее распоряжении были только диван и маленький столик. Если она и писала, то только в постели, обложившись тетрадями. Он ревновал ее к поэзии, опасаясь, что выглядит на ее фоне недостаточно значимым. Как-то в комнату, где она читала друзьям свои новые стихи, Пунин влетел с криком: «Анна Андреевна! Не забывайте! Вы поэт местного царскосельского значения».

Когда началась новая волна репрессий, по доносу одного из сокурсников арестовали сына Льва, затем и Пунина. Ахматова бросилась в Москву, писала письмо Сталину. Их освободили, но только на время. В марте 1938 года сына вновь арестовали. Анна вновь «валялась в ногах у палача». Смертный приговор заменили ссылкой.

В Великую Отечественную войну Ахматова во время тяжелейших бомбежек выступила по радио с обращением к женщинам Ленинграда. Дежурила на крышах, рыла окопы. Ее эвакуировали в Ташкент, а после войны наградили медалью «За оборону Ленинграда». В 1945 году вернулся сын – из ссылки ему удалось попасть на фронт.

Но после небольшой передышки опять начинается черная полоса - сначала ее исключили из Союза писателей, лишили продовольственных карточек, уничтожили книгу, находившуюся в печати. Затем вновь арестовали Николая Пунина и Льва Гумилева, вина которого была лишь в том, что он сын своих родителей. Первый погиб, второй семь лет провел в лагерях.

Опалу сняли с Ахматовой лишь в 1962 году. Но до последних дней она сохранила свое царственное величие. Писала о любви и шутливо предупреждала молодых поэтов Евгения Рейна, Анатолия Неймана, Иосифа Бродского, с которыми дружила: «Только не надо в меня влюбляться! Мне это уже не нужно!»

Источник этого поста: http://www.liveinternet.ru/users/tomik46/post322509717/

А вот информация про других мужчин великой поэтессы, тоже собранная на просторах интернета:

Борис Анреп - русский художник-монументалист, литератор серебряного века, преобладающую часть жизни прожил в Великобритании.

Они познакомились в 1915 году. Познакомил Ахматову с Борисом Анрепом его ближайший друг, поэт и теоретик стиха Н.В. Недоброво. Вот как сама Ахматова вспоминает о первой встрече с Анрепом: «1915г. Вербная Суб. У друга (Недоброво в Ц.С.) офицер Б.В.А. Импровизация стихов, вечер, потом еще два дня, на третий он уехал. Провожала на вокзал».

Позднее он приезжал с фронта в командировки и в отпуск, встречались, знакомство переросло в сильное чувство с её стороны и горячий интерес с его. Как обыденно и прозаично "провожала на вокзал" и как много стихов о любви родилось после этого!

Муза Ахматовой, после встречи с Антрепом, заговорила сразу же. Ему посвящено около сорока стихотворений, в том числе, самые счастливые и светлые стихи Ахматовой о любви из «Белой стаи». Познакомились они накануне отъезда Б.Анрепа в армию. На момент их встречи ему 31 год, ей 25.

Вспоминает Анреп: "При встрече с ней я был очарован: волнующая личность, тонкие острые замечания, а главное - прекрасные, мучительно трогательные стихи… Мы катались на санях; обедали в ресторанах; и всё это время я просил её читать мне стихи; она улыбалась и напевала тихим голосом ".

По словам Б. Анрепа, Анна Андреевна всегда носила чёрное кольцо (золотое, широкое, покрытое чёрной финифтью, с крошечным бриллиантом) и приписывала ему таинственную силу. Заветное "чёрное кольцо" было подарено Анрепу в 1916 году. "Я закрыл глаза. Откинул руку на сиденье дивана. Внезапно что-то упало в мою руку: это было черное кольцо. "Возьмите, - прошептала она - Вам". Я хотел что-то сказать. Сердце билось. Я взглянул вопросительно на ее лицо. Она молча смотрела вдаль ".

Словно ангел, возмутивший воду,

Ты взглянул тогда в мое лицо,

Возвратил и силу и свободу,

А на память чуда взял кольцо.

В последний раз они увиделись в 1917 году накануне окончательного отъезда Б.Анрепа в Лондон.

Артур Лурье - российско-американский композитор и музыкальный писатель, теоретик, критик, один из крупнейших деятелей музыкального футуризма и русского музыкального авангарда XX столетия.

Артур был обаятельным человеком, денди, в котором женщины безошибочно определяли притягательную и сильную сексуальность. Знакомство Артура и Анны произошло во время одного из многочисленных диспутов в 1913 году, где они сидели за одним столом. Ей было 25, ему - 21, и он был женат.

Дальнейшее известно со слов Ирины Грэм, близкой знакомой Ахматовой в то время и в дальнейшем подруги Лурье в Америке. «После заседания все поехали в «Бродячую собаку». Лурье снова очутился за одним столом с Ахматовой. Они начали разговаривать и разговор продолжался всю ночь; несколько раз подходил Гумилев и напоминал: «Анна, пора домой», но Ахматова не обращала на это внимания и продолжала разговор. Гумилев уехал один.

Под утро Ахматова и Лурье поехали из «Бродячей собаки» на острова. Было так, как у Блока: «И хруст песка, и храп коня». Бурный роман продолжался один год. В стихах этого периода с Лурье связан образ царя Давида, древнееврейского царя-музыканта.

В 1919 году отношения возобновились. Ее муж Шилейко держал Ахматову взаперти, вход в дом через подворотню был заперт на ключ. Анна, как пишет Грэм, будучи самой худой женщиной в Петербурге, ложилась на землю и выползала из подворотни, а на улице ее ждали, смеясь, Артур и ее подруга-красавица, актриса Ольга Глебова-Судейкина.

Амадео Модильяни - итальянский художник и скульптор, один из самых известных художников конца XIX - начала XX века, представитель экспрессионизма.

Амадео Модильяни переехал в Париж в 1906 году для того, чтобы заявить о себе, как о молодом, талантливом художнике. Модильяни в ту пору был никому неизвестен и очень беден, но лицо его излучало такую поразительную беззаботность и спокойствие, что юной Ахматовой он показался человеком из странного, непознанного ею мира. Девушка вспоминала, что в их первую встречу Модильяни был одет очень ярко и аляповато, в желтые вельветовые брюки и яркую, такого же цвета, куртку. Вид у него был довольно нелепый, но художник смог так изящно преподать себя, что показался ей элегантным красавцем, одетым по последней парижской моде.

В тот год тоже тогда еще молодому Модильяни едва исполнилось двадцать шесть. Двадцатилетняя Анна за месяц до этой встречи обручилась с поэтом Николаем Гумилевым, и влюбленные отправились в медовый месяц в Париж. Поэтесса в ту юную пору была так красива, что на улицах Парижа все заглядывались на нее, а незнакомые мужчины вслух восхищались ee женским очарованием.

Начинающий художник несмело попросил у Ахматовой разрешение написать ее портрет, и она согласилась. Так началась история очень страстной, но такой короткой любви. Анна с мужем вернулись в Питер, где она продолжала писать стихи и поступила на историко-литературные курсы, а ее муж, Николай Гумилев уехал больше чем на полгода в Африку. Молодой жене, которую все чаще теперь называли «соломенной вдовой», было очень одиноко в большом городе. И в это время, будто бы читая ее мысли, парижский художник-красавец присылает Анне очень пылкое письмо, в котором он признается ей, что так и не смог забыть девушку и мечтает о новой встрече с ней.
Модильяни продолжал писать Ахматовой письма одно за другим и в каждом из них он страстно признавался ей в любви. От друзей, побывавших в это время в Париже, Анна знала, что Амадео за это время пристрастился …к вину и наркотикам. Художник не вынес нищеты и безнадежности, к тому же обожаемая им русская девушка до сих пор оставалась далеко в чужой, непонятной ему стране.

Через полгода Гумилев вернулся из Африки и сразу же супруги крупно поссорились. Из-за этой ссоры обиженная Ахматова, вспомнив о слезных мольбах приехать в Париж своего парижского поклонника, внезапно уехала во Францию. На этот раз своего возлюбленного она увидела совершенно иным - худым, бледным, осунувшимся от пьянства и бессонных ночей. Казалось, что Амадео постарел сразу на много лет. Однако влюбленной Ахматовой страстный итальянец казался все одно самым красивым мужчиной на свете, обжигающим ее, как и прежде, таинственным и пронзительным взглядом.

Они провели вместе незабываемых три месяца. Спустя много лет она рассказывала самым близким, что молодой человек был так беден, что не мог ее никуда пригласить и просто водил гулять по городу. В крохотной комнатке художника Ахматова позировала ему. В тот сезон Амадео написал более десяти ее портретов, которые после, якобы, сгорели во время пожара. Однако до сих пор многие искусствоведы уверяют, что Ахматова просто скрыла их, не желая показать миру, так как портреты могли рассказать всю правду об их страстных отношениях... Лишь много лет спустя, среди рисунков итальянского художника, были найдены два портрета обнаженной женщины, в которых явно угадывалось сходство натурщицы со знаменитой русской поэтессой.

Исайа Берлин- английский философ, историк и дипломат.

Первая встреча Исайи Берлина с Ахматовой состоялась в Фонтанном доме 16 ноября 1945 году.Вторая встреча на следующий день продлилась до рассвета и была полна рассказами об общих друзьях-эмигрантах, о жизни вообще, о литературной жизни. Ахматова прочла Исайе Берлину «Реквием» и отрывки из «Поэмы без героя».

Он заходил еще к Ахматовой 4 и 5 января 1946 года, чтобы проститься. Тогда же она подарила ему свой поэтический сборник. Андронникова отмечает особый талант Берлина как «чарователя» женщин. В нем Ахматова нашла не просто слушателя, а человека, который занял её душу.

Во время второго приезда в в 1956 году, Берлин с Ахматовой не встречались. Из беседы по телефону Исайя Берлин сделал выводы, что Ахматова запрещена.

Еще одна встреча была в 1965 году в Оксфорде. Темой беседы были компания, поднятая против неё властями и лично Сталиным, но и состояние современной русской литературы, пристрастия Ахматовой в ней.

Если их первая встреча произошла, когда Ахматовой было 56 лет,а ему 36,то последняя встреча произошла когда уже Берлину было 56 лет, а Ахматовой 76 .Через год её не стало.

Берлин пережил Ахматову на 31 год.

Исайя Берлин, эта та таинственная личность, кому Анна Ахматова посвятила цикл стихотворений – знаменитое «Cinque» (Пятерица). В поэтическом восприятии Ахматовой существует пять встреч с Исайей Берлиным. Пятерица, это не только пять стихотворений в цикле «Cingue», а возможно это количество встреч с героем. Это цикл любовных стихотворений.

Многие удивляются такой внезапной, и если судить по стихотворениям, трагической любви к Берлину. «Гостем из Будущего» назвала Ахматова Берлина в «Поэме без героя» и возможно ему посвящены стихи из цикла «Шиповник цветет» (из сожженной тетради) и «Полночные стихи» (семь стихотворений). Исайя Берлин переводил русскую литературу на английский язык. Благодаря хлопотам Берлина Ахматова получила почетную степень доктора Оксфордского университета.