23.10.2018

Устройство парковки на придомовой территории. Как организовать парковку на придомовой территории


Велика Россия, а машину поставить негде - такие скорбные думы одолевают миллионы российских водителей, которые каждый вечер ищут место для парковки собственного автомобиля у своего многоквартирного дома. Но их печали можно утолить. Собственникам жилья вполне по силам организовать у дома пространство для паркинга.

Типовая планировка дворов причиняет много неудобств жильцам современных мегаполисов. Раньше проектировщики панельных микрорайонов снабжали новостройку разве что узкой дорогой вдоль подъездов и «карманом» на несколько машин. При этом в микрорайонах советской застройки практически всегда можно найти пустующие территории, на которых могли бы разместиться автомобили. Парковочный вопрос портит граждан не меньше квартирного - доходит и до войн за места. Но вместо того чтобы ругать неудобную застройку и соседей, можно самостоятельно в законном порядке решить эту проблему.

Несговорчивые «безлошадные»

Ключевой момент: собственникам жилья в многоквартирном доме принадлежит не только их квартира, но и общее имущество дома, а в него входит и придомовая территория. Соответственно, они сами могут решать, как распорядиться этой полезной площадью.

Если в доме создано товарищество собственников жилья, то жильцам будет несколько проще организовать эргономичное пространство в своем дворе. Как правило, в реально действующих ТСЖ уже решен вопрос с правом собственности на земельный участок под домом и рядом с ним. Если же нет, то в первую очередь надо выяснить наличие правоустанавливающих документов на землю. Земельный участок, на котором находится дом, должен быть выделен в придомовую территорию и поставлен на кадастровый учет. У большинства многоквартирных домов таких документов пока нет, и их жильцы не могут использовать по своему усмотрению землю во дворе. Если отгородить шлагбаумом участок, который дому не принадлежит, благоустройство превратится в самозахват. Так что сначала придется составить межевой план и оформить право собственности на придомовую территорию в администрации муниципального образования.

Решение о том, как использовать участок у дома, принимается на собрании владельцев. Для организации парковки необходимо согласие двух третей собственников. Если в доме пешеходов больше, чем автомобилистов, это может стать серьезной проблемой - «безлошадные» жильцы с большей радостью имели бы у дома сквер, а не стоянку. Потому при распределении пространства у дома инициативной группе по созданию парковки стоит найти вариант, который устроил бы всех соседей. Например, убедить их, что аккуратная парковка с продуманной системой въезда-выезда позволит не только убрать машины с тротуаров и детских площадок, но также сделать двор более комфортным и безопасным. Собрание может быть и заочным, в этом случае членам инициативной группы придется обходить всех соседей. И пренебрегать их согласием не стоит.

«Часто на практике бывает, что ТСЖ организует платную автостоянку, не получив большинства голосов своих членов, - рассказал «РГ» глава юридического центра адвокат Олег Сухов. - Так, в одном деле суд признал решение общего собрания собственников об организации платной автостоянки незаконным из-за отсутствия кворума. Вместо нужных 66,6% кворум составил 56,1%».

Придется побегать

Следующий важный шаг собственников жилья - изучить регламенты. Место для автостоянки должно соответствовать строительным и санитарным нормам и правилам. Так, согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, стоянка, рассчитанная на 10-50 машин, должна быть расположена не ближе чем в 15 метрах от жилого здания, а стоянка на 20-100 машин - в 20 метрах. Если это большая автостоянка емкостью от 101 до 300 машин, то здесь уже должен быть предусмотрен технический регламент по соблюдению пожарной безопасности, да и покрытие должно позволять въезд тяжелой техники, если вдруг произойдет возгорание. В случаях, когда дом выше 28 метров (это, как правило, стандартная девятиэтажка), то въездов на автостоянку должно быть как минимум два и она должна располагаться не ближе 50 метров от жилого дома.

Теперь пришло время ходить по инстанциям. После того как протокол общего собрания будет составлен, а участок выделен в общую долевую собственность, глава инициативной группы может обратиться в районный орган по земельным ресурсам и землеустройству (комитет или департамент) с просьбой выделить участок под автостоянку.

«В идеале заявление должно быть рассмотрено в течение 3 дней, но на практике эта процедура может затянуться, - продолжает Сухов. - Причиной может стать составление протокола собрания с нарушениями, нахождение на территории земельного участка каких-либо элементов благоустройства, к примеру, скамейки или клумбы».

Организацию автостоянки необходимо согласовать в ГИБДД и в местном органе власти, который ведает вопросами градостроительства и архитектуры. Согласование в данных инстанциях необязательно, и им многие пренебрегают, но если к стоянке возникнут претензии, наличие разрешений этих организаций может существенно облегчить решение вопроса.

После оформления всех документов необходимо собрать с заинтересованных жильцов деньги, нанять проектную организацию, а потом - строителей. Так как сам проект должен быть выполнен грамотно, им должны заниматься сотрудники компании, состоящей в саморегулируемой организации. Стоит проследить, чтобы в проекте обязательно содержались:

Схема площадки,

План движения транспорта, расположение помещения охраны (если хотите ее предусмотреть),

Точное расположение кнопки экстренного вызова на случай пожара,

Места установки механических ограничителей движения,

Тип дорожного покрытия,

Места въезда пожарных машин,

Дорожная разметка.

Стоимость проектирования и строительства зависит от многих факторов. Основные - это размер стоянки, район расположения, престижность фирм, привлекаемых для создания проекта, и самого строительства. Стоимость составления проектной документации будет варьироваться от 50 до 200 рублей за кв. метр в зависимости от типа покрытия - асфальт, плитка, гравий или экосетка.

Справка «РГ»

При обращении в государственные органы по вопросу организации стоянки на руках жильцов должны быть:

Протокол со всеми подписями жильцов, согласных на создание автостоянки,

Справка о составе и размерах площадей многоквартирного дома, выданная местным управлением инвентаризации и оценки недвижимости или службой, его заменяющей и полномочной выдавать такие сведения.

В протоколе заочного собрания должны содержаться сведения о повестке дня, о способе проведения собрания, о решении обратиться в муниципалитет для формирования земельного участка, об ответственном лице, на которого возложены полномочия по сбору документации, с указанием его паспортных данных, и данные о числе проголосовавших по каждому вопросу. На практике отсутствие каких-либо из перечисленных данных может послужить основанием для возврата документов, а значит, время на организацию автостоянки может существенно увеличиться.

Так или иначе, организация автостоянки во дворе дома или на соседнем пустыре - это довольно длительный процесс, который может тянуться месяцами. Зато у этой бумажной волокиты есть один несомненный плюс - формирование у жильцов психологии ответственного собственника. Острая нужда в стоянке может стать поводом наконец оформить право собственности на землю под домом. Тогда уже точно никто не возведет во дворе магазин, новостройку или несанкционированную парковку. Да и ставить машину на выделенное место куда приятнее, чем в грязь или на тротуар.

Жилищным кодексом Российской Федерации подтверждается право каждого собственника квартиры или нежилого помещения многоквартирного дома на долю придомовой территории. Данный земельный участок является общей собственностью и для всех жильцов определяются равные части имущества. Кроме этого, федеральное законодательство гласит, что товарищество собственников или же отдельные владельцы жилья имеют право бесплатно приватизировать земельный участок многоквартирного дома, определить его чёткие границы и уберечь себя от неправомерного покушения на придомовую территорию. Также они могут обустроить эту территорию на своё усмотрение и организовать парковочное место.

Даже без приватизации, в соответствии с действующим российским законодательством, каждый владелец помещения многоквартирного дома получает право пользоваться придомовой территорией. Однако без этого у жильцов не будет достаточно права, чтобы запретить на придомовой территории деятельность третьих лиц или администрации города. Регулировать правила парковки также будет весьма непросто.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Правила обустройства

Поскольку из-за парковки между соседями могут возникать конфликты и разногласия, в результате которых очень сложно добиться какого-либо порядка и защиты своих прав, необходимо помнить об установленных законом нормах. Несмотря на то, что на сегодняшний день во многих дворах парковочных мест нет вовсе, для всех владельцев автомобилей всё же есть некие правила, согласно которым не разрешается:

Нарушение данных запретов становится не только причиной споров с жильцами, но и может привести к административной ответственности в виде штрафа и принудительной эвакуации автомобиля. Нарушение правил парковки является нарушением закона, поэтому следует знать все нюансы, чтобы не иметь конфликтов ни с соседями, ни с государственными органами.

Как организовать

Если для многоквартирного дома было создано товарищество собственников жилья, решить вопрос с обустройством парковочных мест следует вместе. Для этого необходимо организовать общее собрание собственников, уведомив о его проведении заранее. Придя к общему решению, глава товарищества подаёт заявление в учреждение по землеустройству. В этом заявлении содержится просьба о выделении конкретной придомовой территории для создания парковочных мест. Заявление рассматривается в течение трёх рабочих дней. Если в прилагаемом к заявлению протоколе общего собрания будут обнаружены нарушения или на указанной территории уже находятся объекты благоустройства, то срок рассмотрения может быть продлён.

Также немаловажным является согласование обустраиваемых парковочных мест придомовой территории жилого дома с органами государственной инспекции безопасности дорожного движения. Несмотря на то, что это согласование не обязательно, пренебрегать им нежелательно, поскольку оно может существенно облегчить решение спорных моментов при возникновении каких-либо претензий к стоянке.

Для согласования понадобится составленный специалистами проект парковочных мест, в котором будет обозначена схема площадки, вид покрытия дороги, план транспортного движения, дорожная разметка, механические ограничители и кнопку аварийного вызова.

Важно при оформлении

Принимая на собрании решение об организации парковочных мест необходимо правильно рассчитать примерную стоимость всей процедуры. Она будет зависеть от таких факторов как: размер выделенной под стоянку придомовой территории, услуги специалистов по созданию проекта, строительные работы. Обращаясь в государственную организацию, к заявлению следует приложить:

  • Протокол общего собрания, подписанный всеми участниками, которые дали своё согласие на обустройство;
  • Документы об общей территории жилого дома (её площадь, что на ней расположено). Получить их можно в управлении инвентаризации или аналогичной организации.

Следует внимательно отнестись к составлению протокола. Должны быть соблюдены все правила и порядок, указана повестка дня, тип проведения собрания, результаты голосования и прочее. При отсутствии хотя бы одного обязательного реквизита государственные органы вправе ответить на заявление отказом, что существенно увеличит срок оформления и организации парковочных мест и может повлечь за собой дополнительные финансовые траты.

Ограничения для эксплуатации

Обустраивая парковку возле дома, следует соблюдать определённые правила. Оградить отведённую территорию можно, если это не будет препятствовать свободному движению граждан и прочего транспорта во двор. Это важно не только с точки зрения ущемления прав граждан, но и при возникновении аварийных, экстренных ситуаций. Конструкция, нарушающая данные требования будет демонтирована.

Также необходимо проследить, чтобы обустроенное ограждение не затрагивало участок соседнего дома, поскольку это нарушает права его жильцов и они могут подать жалобу в городскую администрацию. В результате, сооружение придётся демонтировать за собственный счёт и своими же усилиями.

Собственное место для стоянки машины – мечта каждого автомобилиста. И осуществить такую месту довольно просто, если знать, как сделать площадку под машину на даче и какие материалы для этого нужны.

Виды частных парковок для машины

Зачастую, недостаточно просто построить бетонную или плиточную площадку под машину – нужно еще и позаботиться о защите автомобиля, пока он будет находиться на стоянке, от дождя, града и снега. Для этих целей строиться навес, являющейся достойной альтернативой гаражу.

Навесы из поликарбоната очень популярны, так как этот материал, обладая массой эксплуатационных способностей, может быть еще и представлен разнообразными вариантами в конструктивном или цветовом плане.

Так, такой навес может быть украшен ковкой.

Или отличаться сложной формой.

Еще один материал для изготовления навеса – дерево – экологичный материал.

Также в качестве материала для навесной крыши может использоваться черепица.

Могут для кровли навеса использоваться и металлические листы или профнастил.

Иногда при постройке навеса применяют стекло, используемое не только для покрытия крыши навеса, но и для отделки стен, которые используются, как дополнительный элемент защиты авто.

Навес может быть исполнен в трех вариантах:

  • выпуклая крыша (наиболее распространенный вариант);
  • покатая крыша;
  • прямая крыша, являющая весьма простым, но непрактичным вариантом, так как не дает возможность влаге свободно стекать.

Существует возможность постройки отдельно стоящего навеса.

Или навеса, выполненного в качестве пристройки.

Строим площадку для стоянки машины своими руками

1. Выбор места для стоянки и ее типа.

Строительство личной стоянки под автомобиль, как правило, начинается с выбора соответствующего места, площадью 2,5х5 метров и определения основных конструктивных особенностей площадки.

2. Подготовка места под стоянку.

В идеале место парковки должно иметь ровную поверхность. Поэтому, если выбранный участок имеет сильный уклон, то лучше провести работы по расчистке и выравниванию земли. Так как площадка должна быть выше уровня земли, во избежание скапливания дождевой воды и снега, сначала снимается грунт, образовывая 10-тисантиметровое углубление под фундамент, а потом равномерно засыпается песок. Далее, используя ровную доску и уровень, необходимо провести разравнивание поверхности песка. Допустим небольшой уклон (1,5-2 см) для обеспечения стекания вод, хотя если паркинг будет иметь навес, то возиться с выполнением уклона не обязательно. Хорошо утрамбованный песок послужит надежной основой для будущей парковки.

3. Непосредственное строительство площадки под авто.

В зависимости от выбранного материала постройка парковочной площадки выполняется одним из двух способов:

Способ №1. Выполнение бетонной стяжки с армированием.

Перед тем как сделать площадку для стоянки машины на даче, сначала из досок шириною 10 см подпираемыми кольями готовится опалубка. Торцевые стороны досок выставляются по уровню. Потом подготовленный бетон распределяется равномерным слоем в 5 см по поверхности песчаной основы.

Затем на первый слой бетона укладывается армирующая сетка. При наличии нескольких листов сетки, необходимо выполнять их укладку внахлест, во избежание появления в будущем трещин на стяжке.

Потом снова ложится 5-тисантиметровый слой бетона. Выполняется его разравнивание правилом так, чтобы от центра забетонированной зоны поверхность площадки немного опускалась к краям, создавая склон, необходимый, если стоянка не будет иметь навеса. Придерживаться необходимой высоты склона помогут специальные маячки. Через сутки можно удалять маячки и замазывать цементом оставшиеся на их месте следы.

При необходимости, для увеличения прочности площадки, также выполняется железнение – нанесение с помощью веника на увлажненную поверхность стяжки цементной насыпи равномерным тонким слоем.