23.09.2019

Библия 7 смертных грехов и 10 заповедей. Семь смертных грехов и десять заповедей


Периодически задается вопросом о том, сколько же их, смертных грехов. Не связаны ли неудачи в жизни или неудовлетворенность ею с тем, что по незнанию что-то нарушается ежедневно? Не является ли каждый день еще одной ступенью к аду, если он существует?

Не столь важно, что толкает людей к подобным мыслям. Важно то, что для многих с этих вопросов начинается новая жизнь, в которой появляются иные приоритеты, гораздо более значимые, чем погоня за благосостоянием или мелочные мещанские заботы.

Сколько же грехов?

Заповедей Божьих - 10. Смертных грехов в христианстве - 7. Вне зависимости от конфессии, эти цифры едины для всех верующих христиан. Новые прихожане храмов, в этих тонкостях не разбирающиеся, выросшие вне православных традиций, часто путают заповеди, а именно их нарушение, с перечнем смертных прегрешений.

Конечно же, ничего хорошего нет в нарушении заповедей, каждой из 10. Смертных грехов список существующий подобные нарушения, однако, не увеличат.

В чем отличие?

Заповеди Божии - это правила для жизни человека, своеобразное руководство. Можно сказать, что это список подсказок того, чем следует руководствоваться при повседневных поступках, в собственных мыслях и желаниях.

Нарушение заповедей, безусловно, является прегрешением, любой из 10. Смертных грехов по Библии список этот никоим образом не затронет. Понятие смертного греха и нарушения заветов Господа - вещи совершенно разные.

Смертный грех - вовсе не обратная сторона заповедей, а ловушка дьявола. То есть это перечень соблазнов, при помощи которых сатана ловит человеческие души. У семи смертных грехов существуют и антиподы, противопоставлены им в христианстве добродетели, в аналогичном количестве.

Что является смертным грехом?

Заповеди - не смертные прегрешения и их 10, смертных грехов в православии список же выглядит так же, как и в любой иной христианской конфессии.

Смертные грехи - это:

  • алчность;
  • гордыня;
  • гнев;
  • зависть;
  • похоть;
  • уныние;
  • чревоугодие.

Принято считать, что чем больше и дольше человек предается любому из смертных прегрешений, тем глубже увязает в той паутине сети-ловушки, которую плетет дьявол вокруг души. То есть предание любому из смертных прегрешений - прямой путь к погибели души.

Об алчности

Часто люди под алчностью понимают стремление к материальному достатку. Но желание хорошо жить, в благополучии и комфорте, вовсе не является алчностью ни в православной культуре, ни в любой иной христианской конфессии.

Под алчностью следует понимать не сам факт погони за «золотым тельцом». Не чрезмерность, поскольку вместе с уровнем благосостояния всегда вырастает и уровень расходов. Алчность - это предпочтение материальных ценностей духовным. То есть стремление обогатиться, идущее в ущерб собственному духовному развитию.

О гордыне

В понимании гордыни ошибаются столь же часто, как и принимают за смертные грехи нарушение божьих заповедей, которых 10. Смертных грехов перечень не включает в себя чувство уверенности. Уверенность в собственных силах - то, что дает Господь, о чем его молят многие люди. Наоборот, отсутствие веры в себя зачастую порицается церковью.

Гордыня - восприятие самого себя выше Господа. Отсутствие таких чувств, как благодарность Богу за все, что он даровал в жизни, смирения и терпения. К примеру, уверенность человека в том, что всего в собственной жизни он добился сам, без помощи и участия Господа - это гордыня. А вера в собственные силы, в то, что все задуманное получится, к гордыне отношения не имеет.

О гневе

Гнев - это не только вспышки ярости. Гнев - понятие гораздо более широкое. Разумеется, эта эмоция является антиподом любви, но в качестве смертного греха гнев - вовсе не сиюминутное чувство.

Смертным грехом считается постоянно выплескиваемое человеком в жизнь разрушительное начало. То есть синонимом слова «гнев» в данном случае становится «разрушение». Грех гнева может быть разным. Вовсе не обязательно развязывать мировые войны. Смертное прегрешение проявляется в ежедневном бытовом насилии в семьях, как физическом, так и психологическом. Гнев - то, что заставляет ломать характер ребенка и принуждать его воплощать собственные мечты и представления.

Примеров этого прегрешения очень много вокруг каждого человека. Гнев настолько прочно вошел в людскую обыденность, что его уже практически никто не замечает.

О зависти

Зависть подобно гневу следует понимать шире, чем желание заполучить машину, как у соседа, или платье лучше, чем у подружки. Между завистью и стремлением жить не хуже, чем другие люди, грань довольно тонкая.

Под завистью следует понимать не желание получить что-то конкретное, к примеру, туфли, как у начальницы, а постоянное пребывание души в таком состоянии. Сходство зависти с гневом еще и в том, что оба эти состояния - разрушительны. Только гнев направлен на окружающий мир, от его наличия страдают другие люди, а зависть «смотрит» внутрь человека, ее действие вредит тому, кто этому греху предается.

О похоти

Похоть толкуют неверно столь же часто, как и принимают за смертные грехи нарушение божьих заповедей, которых 10. Смертных грехов перечень пополнил не завет «Не возжелай жену ближнего», у похоти совершенно иное значение. Под этим термином следует понимать получение чрезмерного удовольствия, которое становится самоцелью всей человеческой жизни.

Это может быть практически все, что угодно - гонки на мопедах, бесконечное чтение нравоучений, физическое удовлетворение, получение удовольствия от упоения собственной «маленькой властью», выражающееся в придирках к другим.

Похоть как смертный грех - вовсе не сексуальное влечение к кому бы то ни было, включая самого себя. Это чувство, которое испытывает человек, получая удовольствие. Но только в том случае эта эмоция становится грешной, когда стремление вновь ее испытать перекрывает все остальное. То есть если процесс удовлетворения становится важнее всего на свете, то это похоть. И совершенно не важно, что именно это удовлетворение приносит.

Об унынии

Под унынием нужно понимать не столько депрессивное состояние, сколько лень, как бы странно это ни звучало. Депрессия, мрачный настрой, отсутствие радости и прочее - болезни, с которыми следует идти на прием к врачам соответствующих специализаций.

Уныние же как смертное прегрешение - это отсутствие работы человека над собственным духовным развитием и физическим состоянием. Под физическим состоянием не нужно понимать крепость мышц или красоту форм. Работа над собственным телом гораздо шире заботы о внешности, с одной стороны, а с другой - заключается в обыденных банальностях. То есть опрятный внешний вид, чистая одежда, вымытые волосы и вычищенные зубы - это тоже физическая работа над собой. Человек, которому лень помыться или постирать белье, совершает смертное прегрешение.

Что же касается духовной работы, то она намного более широка, чем хождение на религиозную службу. В это понятие входит в первую очередь развитие человека как личности. То есть постоянное обучение чему-то, знакомство с новым и разделение с другими собственных знаний и опыта. Под обучением не нужно понимать посещение каких-либо курсов, хотя, конечно, это не возбраняется. Тем не менее учиться можно и у окружающих людей, и даже у природы. Абсолютно все, что окружает человека, способно послужить его развитию. Так Бог устроил этот мир.

Процесс обучения, скорее, является развитием, самосовершенствованием. К нему относится и преодоление пагубных страстей, и самодисциплина, и многое другое. То есть уныние - это лень во всех ее вариациях, проявляющаяся как в мирском существовании, так и в состоянии души и интеллекта.

О чревоугодии

Чревоугодие воспринимается не всегда правильно, особенно теми, кто принимает за смертные грехи нарушение божьих заповедей, которых 10. Смертных грехов перечисление упоминает термин «чревоугодие» не в качестве синонима слову «обжорство».

Под чревоугодием следует понимать излишнее потребление абсолютно во всем. Фактически весь современный социум, являющий собой эпоху культуры потребления, построен именно на этом смертном прегрешении.

В современной жизни этот грех может выглядеть так. У человека есть хороший исправный смартфон, работающий без нареканий и отвечающий всем потребностям и нуждам владельца. Однако человек приобретает новый, тот, который увидел в рекламе. Делает он это не из-за нужды в вещи, а только потому, что это новая модель. Зачастую при этом погрязая в долговых обязательствах. Проходит какое-то время, и человек вновь приобретает смартфон, опять же лишь потому, что этот поновее.

В итоге образуется бесконечная цепь потребления лишнего и ненужного. Ведь смартфоны-то одинаковые, различие лишь в том, когда их стали рекламировать и в прочих незначительных моментах. А то, что с ними делает человек - неизменно. На всех новых он пользуется теми же программами, что и на своем первом. Результат действий на всех приобретенных смартфонах тоже не отличается от того, что получалось на первом гаджете. То есть человек имеет большое количество одинаковых смартфонов, а нужен-то ему только один.

Это и есть чрезмерное потребление или же чревоугодие, от которого не предостерегают заповеди, все 10. Смертных грехов в православии же список чревоугодие фактически возглавляет, поскольку является оно сейчас не просто проступком, а основой современного устройства общества.

Однако важно не путать чрезмерность потребления с наличием большого количества вещей. Не нужно впадать в крайности. Если у человека 10 пар зимней обуви и он носит все имеющиеся сапоги и ботинки, то это вовсе не является признаком чревоугодия.

Конечно же, переедание входит в понятие чревоугодия, о котором полностью умалчивают заповеди, данные когда-то Моисею, все 10. Смертных грехов в православии по Библии перечень это качество человеческой натуры дополнило когда-то именно на основании склонности к перееданию. Однако понимание слова «чревоугодие» не сводится к размеру порции на тарелке, оно гораздо шире.

Их всегда было 7?

Если со времен Завета заповедей было 10, смертных грехов по Библии же насчитывалось разное количество. Впервые в единый перечень пагубные человеческие пороки оформил аскет и богослов, которого звали Евграфий Понтийский. Произошло это в ӀV столетии.

Отталкиваясь от своих наблюдений за жизнью и природой человека, сопоставляя пагубные страсти с заветами, которых 10, смертных грехов богослов выявил 8. Немного позднее богословскую версию видения человеческих пороков доработал священнослужитель Иоанн Кассиан. Именно такое число прегрешений существовало в религиозных канонах до 590 года.

Папа Григорий Великий внес в перечень главных пороков, свойственных людям и приводящих душу к погибели, некоторые коррективы, и прегрешений стало 7. Именно в таком количестве они и представлены сегодня в каждой из христианских конфессий.

10 заповедей Божьих и 7 смертных грехов в Православии на русском

10 заповедей Божьих и 7 смертных грехов в Православии на русском языке читать, что такое, как покаяться, как исправить грехи. Полный список 10 заповедей и пояснение

Список


Разница между заповедями и грехами

Заповеди Божии были даны еще в Ветхом Завете пророку Моисею. Сегодня они не раз истолкованы и пояснены Церковью и Самим Христом в Евангелии: ведь Господь Иисус заключил Новый Завет с человеком, а значит, изменил смысл некоторых заповедей (например, о том, чтобы чтить субботу: иудеи обязательно сохраняли покой в этот день, а Господь сказал, что нужно и людям помогать). Сами названия смертных грехов также являются пояснениями к тому, как называется преступление той или иной заповеди.


Смертных семь, а заповедей десять потому, что не все заповеди являются запрещающими, а грех - это невыполнение определенного запрета.


Также Десять заповедей называют Декалог (в переводе на латынь).


Отметим, что ставя запреты, Бог заботится о нашем духовном здоровье, чтобы мы не повредили духа и души, не погибли для жизни вечной. Заповеди позволяют нам жить в гармонии с собой, другими людьми, миром и с Самим Творцом.


10 заповедей Божиих на русском языке, в оригинале из Библии, можно пояснить следующим образом:


Три первые заповеди рассказывают нам, как относиться к Богу: поклоняться только Ему, не верить в богов иных религий, языческих богов, не поклоняться темным и неизвестным духам. Не делать кумиров, то есть не поклоняться как Богу ничему земному. Не призывать Имя Божие просто в разговоре, не нарушать клятвы перед лицом Божиим:


1. Я Господь, Бог твой … да не будет у тебя других богов пред лицом моим.
2. Не делай себе кумира… Не поклоняйся им и не служи им…
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

Четвертая заповедь призывает отдавать часть времени служению Богу и ближнему, работать с усердием, старанием. Не лениться, но и не предаваться разгулу, веселью с забвением других и излишествами.


4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему…

Пятая заповедь - относиться с уважением, заботиться материально и душевно о родителях, давать им любовь и поддержку, хотя бы молиться о них Богу, если у вас сложные отношения.


5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

Шестая заповедь запрещает покушаться и на жизнь других людей, и на собственную; запрещает наносить вред здоровью другого, только в целях самозащиты; говорит, что человек виноват и в том случае, если не остановил убийство. Самоубийство - также страшный грех; мы отдаем то, что даровано нам Богом и другими - жизнь, оставляя в страшном горе своих близких и друзей, обрекая на вечные мучения свою душу.


6. Не убивай.

Седьмая заповедь запрещает половые отношения вне брака. Господь не благословляет бесстыдства, просмотра откровенных и порнографических визуальный материалов, следить за своими мыслями и чувствами. Особенно греховно из-за своей похоти разрушать уже существующую семью, предав ставшего близким человека.


7. Не прелюбодействуй.

Восьмой заповедью Господь наставляет нас, что нельзя не только брать чужого имущества, но, что важно для современного мира, обсчитывать и «обвешивать», совершать мошеннические сделки, брать взятки.


8. Не кради.

Девятая заповедь запрещает любую ложь и обман. Зачастую люди, недавно пришедшие в церковь, спрашивают, нужно ли всегда на все вопросы говорить только правду. Разумеется, заповедь нужно исполнять разумно. Если вы храните чужой секрет или говорить правду неудобно - честно скажите, что не можете сейчас ответить на вопрос по ряду причин. И, конечно, эта заповедь запрещает клевету и интриги.


9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Десятой заповедью Бог благословляет нас радоваться тому, что есть у нас, не завидовать и не роптать на устроение своей жизни и жизни ближнего.


10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего… ничего, что у ближнего твоего.

Кроме 10 заповедей, Церковь называет 7 смертных пригрешений, частично указанных в Заповедях. Название «смертный» означает, что совершение этого преступления, а особенно привычка к нему - страсть (например, человек не просто вступил в половую связь вне семьи, а имел ее долгое время; не просто разгневался, а делает это регулярно и не борется с собой) ведет к смерти души, необратимому ее изменению. Это значит, что если человек не исповедует свои согрешения в земной жизни священнику в Таинстве Исповеди, они врастут в его душу, станут своеобразным духовным наркотиком. После смерти не столько Божие наказание, сколько сам человек вынужден будет отправить в ад - туда, куда ведут его дела.



Список 7 смертных грехов


  • Гордыня;

  • Завистливость;

  • Гнев;

  • Лень;

  • Алчность (жадность, обожание денег);

  • Чревоугодие (постоянное пристрастие к определенной вкусной пище, обожание ее);

  • Блуд и прелюбодеяние (половые отношения до брака и измена в браке).

Зачастую можно услышать, что самый страшный грех - гордыня. Так говорят потому, что гордыня застилает глаза, нам кажется, что никаких пригрешений у нас нет, а если мы что-то и сделали - то это случайность. Разумеется, это совершенно не так. Нужно понимать, что люди слабы, что в современном мире мы слишком мало времени уделяем Богу, Церкви и совершенствованию своей души добродетелями, а потому можем повинны в очень многих согрешения даже по незнанию и невнимательности. Важно суметь вовремя выполоть его из души, словно сорняки, исповедью.



Таинство Исповеди - очищение от всех ошибок и грехов

Во время Исповеди человек называет свои грехи священнику - но, как сказано в молитве перед исповедью, которую прочитает священник, это исповедание Самому Христу, а священник - лишь служитель Бога, который подает зримо Его благодать. Прощение мы получаем от Господа: в Евангелии сохранились Его слова, которыми Христос дает апостолам, а через них - священникам, их преемникам, власть отпускать пригрешения: “Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся”.


В Исповеди мы получаем прощение всех грехов, которые назвали и тех, которые мы забыли. Ни в коем случае нельзя утаивать согрешения! Если вам стыдно, назовите грехи в числе прочих коротко.


Исповедь, несмотря на то, что многие православные люди исповедаются раз в неделю или две, то есть довольно часто, называют вторым крещением. Во время Крещения человек очищается от первородного греха благодатью Христа, Который принял Распятие ради избавления всех людей от согрешений. А во время покаяния на исповеди мы избавляемся от новых грехов, сделанных нами на протяжении жизненного пути.



Правила подготовки к исповеди: какие грехи на исповеди нужно называть

Подготовка к исповеди - это, в основном, размышления о своей жизни и покаяние, то есть признание того, что определенные дела, которые вы делали, являются грехами. Перед Исповедью нужно:


    Если вы никогда не исповедались, начните вспоминать свою жизнь с семи лет (именно в это время ребенок, растущий в православной семье, по церковной традиции, приходит на первую исповедь, то есть может четко отвечать за свои поступки). Осознайте, какие проступки вызывают у вас угрызения совести, ведь совесть, по слову Святых Отцов - голос Божий в человеке. Подумайте, как можно назвать эти поступки, например: брал конфеты, сохраненные на праздник без спросу, разозлился и накричал на друга, оставил друга в беде - это воровство, злоба и гнев, предательство.


    Записывайте все согрешения, которые вспомните, с осознанием своей неправды и обещанием Богу не повторять этих ошибок.


    Продолжите размышления своим взрослым возрастом. На исповеди вы не сможете и не должны рассказывать об истории каждого греха, достаточно его названия. Вспомните, что многие поощряемые современным миром дела являются пригрешениями: роман или связь с замужней женщиной - прелюбодеяние, секс вне брака - блуд, ловкая сделка, где вы получили выгоду, а другому отдали некачественную вещь - обман и воровство. Все это также нужно записать и обещать Богу больше не грешить.


    Почитайте православную литературу об Исповеди. Образец такой книги - «Опыт построения Исповеди» архимандрита Иоанна Крестьянкина, современного нам старца, скончавшегося в 2006 году. Он знал грехи и скорби современных людей.


    Хорошая привычка - анализ прожитого дня ежедневно. Этот же совет обычно дают психологи с целью формирования адекватной самооценки человека. Вспомните, а лучше запишите свои грехи, сделанные случайно или по умыслу (мысленно просите Бога простить их и обещайте не совершать вновь), и свои успехи - благодарите Бога и Его помощь за них.


    Существует Канон покаянный ко Господу, который вы можете прочитать, стоя перед иконой, накануне исповеди. Он входит и в число молитв, которые являются подготовительными к Причастию. Есть и несколько православных молитв с перечнем грехов и покаянными словами. С помощью таких молитв и Покаянного канона вы подготовитесь к исповеди скорее, потому что вам будет легко понять, какие же поступки называются грехами и в чем вам нужно каяться.


    Вот одна из покаянных молитв - исповедание согрешений ежедневное, которое читается в составе православного вечернего молитвенного правила:


«Исповедаю Тебе, Единому Господу Богу моему и Творцу, прославляемой всеми Святой Троице, Которому поклоняются все люди: Отцу, Сыну, и Святому Духу все мои грехи, которые я сделал во все дни жизни моей, которыми грешил каждый час, во время сегодняшнего дня и в прошедшие дни и ночи: делом, словом, мыслями, обжорством, пьянством, едой втайне от других, праздным обсуждением людей и вещей, унынием, ленью, спорами, непослушанием и обманом начальства, клеветой, осуждением, небрежным и невнимательным отношением к делам и людям, самолюбием и эгоизмом, жадностью, воровством, ложью, преступным получением прибыли, желанием легкой выгоды, ревностью, завистью, гневом, памятозлобием, злопамятством, ненавистью, взяточничеством или вымогательством и всеми моими чувствами: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, другими душевными и телесными, которыми Тебя, моего Бога и Творца прогневал и причинил зло моему ближнему; обо всем этом жалея, виновным себя перед Тобой, Богом моим признаю и сам раскаиваюсь: только, Господи Боже мой, помоги мне, смиренно умоляю тебя со слезами: все совершенные грехи мои по милосердию Твоему прости мне, и избавь меня от всех, которые я перечислил в молитве Тебе, по Твоей Благой воле и любви ко всем людям. Аминь».


Не стоит искать особого душевного подъема, сильных эмоций перед Исповедью и во время нее.


Покаяние - это:


  • Примирение с близкими и знакомыми, если вы кого-то серьезно обидели или обманули;

  • Понимание, что ряд сделанных вами по умыслу или беспечности поступков и постоянное сохранение определенных чувств - неправедны и являются пргрешениями;

  • Твердое намерение более не грешить, не повторять их, например, узаконить блудные отношения, прекратить прелюбодеяние, излечиться от пьянства и наркомании;

  • Вера в Господа, Его милосердие и Его благодатную помощь;

  • Вера в то, что Таинство Исповеди по Христовой благодати и силой Его Крестной смерти уничтожит все грехи ваши.


Как проходит исповедь и что нужно делать на исповеди


    Исповедь обычно проходит за полчаса до начала каждой Литургии (о времени ее нужно узнать из расписания) в любом православном храме.


    В храме нужно находиться в соответствующей одежде: мужчинам в брюках и рубашках хотя бы с коротким рукавом(не в шортах и майках), без головных уборов; женщинам в юбке ниже колена и платке (косынке, шарфе) - кстати, юбки и косынки можно бесплатно взять на время пребывания в храме.


    На исповедь нужно взять только листок с записанными грехами (он нужен, чтобы не забыть назвать грехи).


    Священник выйдет к месту исповеди - обычно там собирается группа исповедующихся, оно находится слева или справа у алтаря - и прочитает молитвы, начинающие Таинство. Затем в некоторых храмах, по традиции, прочитывается перечень грехов - на случай, если вы забыли некоторые грехи - священник призывает к покаянию в них (тех, которые совершили вы) и назвать свое имя. Это называется общая исповедь.


    Затем в порядке очереди вы подходите к исповедальному столику. Священник может (это зависит от практики) взять листок с грехами у вас из рук, чтобы прочитать самому, или тогда читаете вслух вы сами. Если вы хотите рассказать ситуацию и покаяться в ней более подробно, или у вас есть вопрос по этой ситуации, по духовной жизни в целом - задайте его после перечисления грехов, до отпущения.


    После того, как вы завершили диалог со священником: просто перечислили грехи и сказали: «Каюсь», - или задали вопрос, получили на него ответ и поблагодарили, - назовите свое имя. Затем священник совершает отпущение грехов: вы наклоняетесь чуть ниже (некоторые люди встают на колени), накладывает вам на голову епитрахиль (кусок вышитой ткани с прорезью для шеи, означает пастырство священника), читает краткую молитву и крестит вашу голову поверх епитрахили.


    Когда священник снимет епитрахиль с вашей головы, нужно сразу перекреститься, поцеловать сначала Крест, затем Евангелие, которые лежат перед вами на исповедальном аналое (высоком столике).


    Если вы собираетесь на Причастие, возьмите благословение у священника: сложите перед ним ладони «лодочкой», правую на левую, скажите: «Благословите причаститься, я готовился (готовилась)». Во многих храмах священники просто благословляют всех после исповеди: поэтому, поцеловав Евангелие, посмотрите на священника - подзывает ли он следующего исповедника или ждет, когда вы закончите целование и возьмете благословение.



Таинство Причастия - благословение Божие и преображение человека

Самая сильная молитва - это любое поминовение и пребывание за Литургией. За человека во время Таинства Евхаристии (Причастия) молится вся Церковь.


Готовя хлеб и вино, которые во время Таинства станут Телом и Кровью Христовыми, священник берет просфору (маленький круглый пресный хлеб с печатью Креста), вырезает в ней кусочек и говорит: «Помяни, Господи, рабов Твоих (имена)…». Имена берутся из записок, отдельными просфорами поминаются все молящиеся за Литургией и все причастники. Все части просфор становятся Телом Христовым в Чаше Причастия. Так люди получают великую силу и благодать от Бога.


Вот почему каждому человеку нужно иногда бывать на Литургии - подавать записку за себя и близких, причащаться Святых Христовых Тайн - Тела и Крови Господа. Это особенно важно сделать в трудные жизненные моменты, несмотря на нехватку времени.


Да хранит вас Господь Своей благодатью!


Закон Божий для каждого христианина - путеводная звезда, которая указывает человеку, как попасть в Царство Небесное. Вот уже много столетий не уменьшается значение этого Закона. Напротив, жизнь человека все больше усложняется противоречивыми мнениями, а значит, необходимость в авторитетном и ясном руководстве Заповедей Божиих возрастает. Именно поэтому многие и в наше время обращаются к ним. И сегодня регуляторами нашей жизни выступают заповеди и семь главных смертных грехов. Список последних следующий: уныние, чревоугодие, похоть, гнев, зависть, алчность, гордыня. Это, естественно, основные, наиболее тяжкие грехи. 10 заповедей Божьих и 7 смертных грехов - вот основа христианства. Необязательно читать горы - достаточно избегать того, что ведет к духовной гибели человека. Однако сделать это не так просто как кажется на первый взгляд. Нелегко полностью исключить из своей жизни все семь смертных грехов. И десять заповедей соблюдать - тоже задача непростая. Но мы должны хотя бы стремиться к духовной чистоте. Бог, как известно, милосерден.

Заповеди и законы природы

Основы православия - заповеди Божии. Можно сравнить их с законами природы, ведь источником и тех и других является Творец. Они дополняют друг друга: первые дают человеческой душе нравственную основу, а вторые регулируют бездушную природу. Разница же заключается в том, что материя подчиняется законам физическим, человек же волен подчиняться законам нравственным или игнорировать их. Великая Божия милость заключается в предоставлении каждому из нас свободы выбора. Благодаря ей мы духовно совершенствуемся и даже можем уподобиться Господу. Тем не менее нравственная свобода имеет и другую сторону - она налагает на каждого из нас ответственность за совершенные поступки.

Мы не будем подробно останавливаться на значении первых трех заповедей. Они связаны с отношением к Богу и, в общем-то, понятны. Детально рассмотрим остальные 7 божьих заповедей.

Четвертая заповедь

Согласно ей, необходимо помнить субботний день для того, чтобы свято его проводить. Шесть дней человек должен работать и делать все дела, а седьмой день следует посвятить Богу. Как же понимать эту заповедь? Давайте разберемся.

Господь Бог велит заниматься нужными делами и трудиться шесть дней - это понятно. Неясно то, что следует делать в седьмой день, не правда ли? Его нужно посвящать святым делам и служению Господу. К делам, угодным Ему, относятся следующие: молитва дома и в храме Божием, забота о спасении души, просвещение сердца и ума религиозными знаниями, помощь бедным, религиозные беседы, посещение заключенных в темнице и больных, утешение скорбящих, а также другие дела милосердия.

Суббота в Ветхом Завете праздновалась как воспоминание о том, как Бог сотворил мир. В нем сказано, что на седьмой день после создания мира "Бог почил от дел Своих" (Быт. 2:3). Иудейские книжники после вавилонского пленения начали объяснять эту заповедь слишком ригористично и формально, запрещая в этот день вообще любые дела, даже добрые. Из Евангелий видно, что даже Спасителя книжники обвиняли в том, что он "нарушает субботу", поскольку Иисус исцелял людей в этот день. Однако именно "человек для субботы", а не наоборот. Другими словами, покой, установленный в этот день, должен идти на пользу духовным и физическим силам, а не лишать нас возможности творить добрые дела и не порабощать человека. Еженедельное устранение от повседневных занятий предоставляет возможность собраться с мыслями, подумать о смысле земного существования и своих трудов. Труд необходим, однако спасение души является важнейшим делом.

Четвертую заповедь нарушают не только тот, кто в воскресенье работает, но и тот, кто в будничные дни ленится и уклоняется от исполнения своих обязанностей. Даже если вы в воскресенье не трудитесь, но не посвящаете Богу этого дня, а проводите его в развлечениях и забавах, предаваясь излишеству и разгулу, вы также не выполняете Завет Божий.

Пятая заповедь

Продолжаем описывать 7 Божьих заповедей. Согласно пятой, следует почитать отца и мать для того, чтобы долго и счастливо жить на земле. Как же это понимать? Почитать родителей означает любить их, уважать их авторитет, не сметь их оскорблять поступками или словами ни при каких обстоятельствах, повиноваться им, заботиться о них, если они нуждаются в чем-то, помогать родителям в трудах, молиться Богу за них, как при жизни, так и после смерти родителей. Не уважать их - большой грех. Тех, кто злословил мать или отца, в Ветхом Завете наказывали смертью.

Будучи Сыном Божиим, Иисус Христос почтительно относился к своим земным родителям. Он повиновался им, а Иосифу помогал плотничать. Иисус упрекал фарисеев, что они отказывали в нужном содержании родителям под предлогом посвящения Богу своего имущества. Этим они нарушали пятую заповедь.

Как же относиться к посторонним людям? Религия учит нас тому, что оказывать почтение необходимо каждому, в соответствии с его должностью и возрастом. Следует уважать отцов и пастырей духовных; гражданских начальников, заботящихся о благополучии, справедливости и мирной жизни страны; учителей, воспитателей, благодетелей и старших по возрасту. Не уважающие стариков и старших молодые люди грешат, считая отжившими их понятия, а их самих - людьми отсталыми.

Шестая заповедь

Она гласит: "Не убивай". Господь Бог этой заповедью запрещает отнимать жизнь у самого себя или у других людей. Жизнь - величайший дар, лишь Бог может устанавливать ее пределы для каждого человека.

Самоубийство - очень тяжелый грех, поскольку в нем, кроме убийства, заключаются и другие: маловерия, отчаяния, ропота против Бога, а также восстание против Его промысла. Ужасно также то, что насильственно оборвавший собственную жизнь человек не имеет возможности покаяться в совершенном грехе, так как покаяние после смерти недействительно. Человек виновен в убийстве даже тогда, когда не убивает сам лично, но способствует этому или допускает до этого других. Кроме убийства телесного существует и духовное, которое не менее страшно. Его совершает тот, кто совращает своего ближнего к порочной жизни или к неверию.

Седьмая заповедь

Поговорим и о седьмой заповеди закона Божия. "Не прелюбодействуй" - гласит она. Бог велит хранить взаимную верность жене и мужу, быть целомудренными неженатым - чистыми в словах, делах, желаниях и мыслях. Для того чтобы не согрешить против этой заповеди, следует избегать всего того, что возбуждает в человеке нечистые чувства, например: "пикантные" анекдоты, сквернословие, бесстыдные пляски и песни, чтение безнравственных журналов, просмотр соблазнительных фотографий и фильмов. Седьмая заповедь закона Божия указывает на то, что греховные мысли следует пресекать при самом их появлении. Нельзя давать им овладеть нашей волей и чувствами. Гомосексуализм считается тяжелым грехом против этой заповеди. Именно за него были истреблены известные города древности.

Восьмая заповедь

7 Божьих заповедей касаются различных сторон жизни человека. Восьмая посвящена отношению к имуществу других людей. Она гласит: "Не кради". Другими словами, запрещается присвоение принадлежащего другим имущества. Разнообразны виды краж: грабительство, воровство, святотатство, взяточничество, лихоимство (когда, пользуясь бедой других, берут с них большие деньги), тунеядство и др. Если человек удерживает плату работника, обвешивает и обмеривает при продаже, утаивает найденное, уклоняется от уплаты долга, то он совершает воровство. В противовес алчному стремлению к богатству вера учит нас быть милосердными, трудолюбивыми и бескорыстными.

Девятая заповедь

В ней говорится о том, что нельзя лжесвидетельствовать на ближнего. Господь Бог таким образом запрещает всякую ложь, в том числе: наговоры, доносы, ложные показания на суде, клевету, злословие, сплетни. Клевета - дьявольское дело, так как само имя "дьявол" означает в переводе "клеветник". Христианина недостойна любая ложь. Она не согласуется с уважением и любовью к ближним. Следует воздерживаться от празднословия, следить за тем, что мы говорим. Слово - величайший дар Бога. Мы уподобляемся Творцу, когда говорим. А слово Бога немедленно становится делом. Следовательно, этот дар необходимо употреблять только во славу Божию и для доброй цели.

Десятая заповедь

Мы описали еще не все 7 Божьих заповедей. Следует остановиться на последней, десятой. В ней говорится о том, что необходимо воздерживаться от нечистых желаний и зависти к ближнему. В то время как другие заповеди были посвящены преимущественно поведению, последняя обращает внимание на наши желания, чувства и мысли, то есть то, что происходит внутри человека. Необходимо стремиться к душевной чистоте. Следует помнить о том, что нехорошая мысль - это то, с чего начинается всякий грех. Если человек останавливается на ней, появляется греховное желание, которое толкает на совершение соответствующего поступка. Следовательно, чтобы бороться с различными соблазнами, необходимо в самом зародыше пресекать их, то есть в мыслях.

Для души зависть - это яд. Если человек подвержен ей, то он всегда будет недоволен, ему вечно будет чего-то не хватать, даже если он очень богат. Чтобы не поддаться этому чувству, следует благодарить Бога за то, что он милостив к нам, грешным и недостойным. За наши преступления нас можно было бы истребить, однако Господь не просто терпит, но и посылает людям Свои милости. Задача жизни каждого человека - приобрести чистое сердце. Именно в нем почивает Господь.

Заповеди блаженства

Рассмотренные выше заповеди Божии и евангельские имеют большое значение для каждого христианина. Последние представляют собой часть заповедей Иисуса, которые он произнес во время Нагорной проповеди. Они входят в Евангелие. Такое название они получили потому, что следование ими ведет к вечному блаженству в жизни вечной. Если 10 заповедей запрещают то, что греховно, то в заповедях блаженства сказано то, как можно достичь святости (христианского совершенства).

Семь заповедей для потомков Ноя

Не только в христианстве есть заповеди. В иудаизме, например, имеются 7 законов потомков Ноя. Они считаются необходимым минимумом, который Тора возлагает на все человечество. Через Адама и Ноя, согласно Талмуду, Бог дал нам следующие 7 заповедей Божьих (православие, в общем-то, утверждает примерно то же): запрет идолопоклонства, убийства, богохульства, воровства, прелюбодеяния, а также запрет использовать в пищу плоть, которая была отрезана от живого животного, и необходимость создания справедливой судебной системы.

Заключение

Иисус Христос на вопрос юноши о том, что следует делать для того, чтобы наследовать вечную жизнь, ответил: "Соблюдай заповеди!". После этого он перечислил их. Десять Заповедей, приведенных выше, дают нам основное нравственное руководство, необходимое для созидания жизни, как общественной, так и семейной и частной. Иисус, говоря о них, отмечал, что все они сводятся по сути к учению о любви к ближним и Богу.

Для того чтобы нам приносили пользу эти заповеди, следует сделать их своими, то есть позволить им руководить нашими поступками, мировоззрением. Эти заповеди должны укорениться в нашем подсознании или, говоря образно, должны быть написаны на скрижалях нашего сердца Богом.

Проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) показали следующее:

Треть россиян, большая часть которых назвала себя православными, не смогли вспомнить ни одного смертного греха.
Те же, кто о таких грехах помнят, чаще всего называют убийство, воровство и прелюбодеяние.Убийство назвали смертным грехом 43%, воровство - 28%, прелюбодеяние - 14% респондентов. 10% опрошенных относят к смертным грехам вранье и лжесвидетельство, 8% - зависть, 5% - гордыню и тщеславие, 4% - чревоугодие и обжорство.Видимо, памятуя о том, что "Руси есть веселие пити", лишь 3% респондентов отнесли к смертным грехам употребление алкоголя, столько же россиян нетерпимы к блуду, гневу, причинению вреда другому и к предательству.2% считают смертным грехом уныние, лень, алчность и жадность, богохульство, самоубийство и аборт. 1% - злобу, ненависть, непочитание родителей и сквернословие.

P.S. Тоже задался подобным вопросом, не так уж и много вспомнил и сам. Была некоторая путаница в понятиях...

А.В. Вот, дорогие мои, вязалась я давеча в религиозную дискуссию. Начала людям все объяснять о церкви, о суевериях, почему нужен пост и т.д. И тут мне, грешной задали, как семинаристу, 2 вопроса. Первый: а перечислите-ка 10 заповедей. Скажу честно, меня застали врасплох, я назвала заповедей пять, совершенно забыла первые три... Вобщем, я потерпела полное фиаско. Прийдя домой, я дала себе установку выучить все 10 заповедей, чтобы потом люди не воспринимали всерьез все, что я им говорю о религии. Сложнее оказалось с семью смертными грехами. Нигде я не нашла упоминания о них, могла только и сказать: Убийство, самоубийство,воровство, блуд, мужеложество. Может, подскажите?
Я вообще заметила, что многие православные несильно подкованы в обл. своего вероучения, именно теоретически, я имею ввиду,что многие неправославные обязательно ставят нам в вину....

А.К. В библии этого нет. Обычно подразумевается список из семи смертных грехов по Фоме Аквинскому..

В.С. Если 10 заповедей мы читаем в Св.Писании, то 7 смертных грехов - все же некая условность. Любой грех может стать смертным, если он не исповедан, не исцелен, если породил страсть, завладевшую человеком...

А вот, что у нас в Википедии есть на эту тему:

В христианской традиции особое место занимают понятия греха и покаяния . Грех для христиан — это не просто проступок или провинность, это нечто, противоречащее человеческой природе (ведь человек создан по образу и подобию Божию). Грех — порочность человеческого существа. Грех — есть видимое проявление греховной падшей природы человеческого существа, которую он приобрёл при грехопадении.

Средоточием или местом обитания греха в человеке является его плоть (падшее тело). Из плоти грех проникает в душу и проявляется в виде мыслей, слов, эмоций, страстей, поступков и т.д.

Человек беспомощен перед грехом и не может самостоятельно справиться с ним, только Бог может избавить его от этого порока, поэтому человеку необходимо спасение.

Виды греха

Различают три типа греха

  • Личный грех — поступок против совести и заповеди Божией.
  • Первородный грех — поврежденность человеческой природы, возникшая вследствие греха прародителей.
  • Родовой грех — особая в данном роде (племени, народе и т. д.) наследственная подверженность какой-либо страсти, обусловленная тяжелыми преступлениями своего предка (предков). Это понятие достаточно новое и признается не всеми.

Прп Макарий Великий говорит о всех трех видах греха: «Как скоро удалишься от мира и начнешь искать Бога и рассуждать о Нем, должен уже будешь бороться со своею природою (первородный грех), с прежними нравами (личный грех) и с тем навыком, который тебе прирожден (родовой грех)» (Беседа 32;9).

Греховным может быть действие (или бездействие), слово, мысль, желание, чувство.

Согласно христианскому вероучению, существует ряд деяний, которые являются греховными и недостойными истинного христианина. Классификация деян ий по этому признаку основывается на библейских текстах , в особенности на десяти заповедях Закона Божьего и евангельских заповедях . Ниже приводится приблизительный список деяний, которые считаются грехами вне зависимости от конфессии.

Согласно христианскому пониманию Библии, человек, совершающий произвольный грех (т.е. осознавая, что это грех и противление Богу), может стать одержимым .

Грехи против Господа Бога

  • гордыня;
  • неисполнение святой воли Божией;
  • нарушение заповедей: десяти заповедей Закона Божьего, евангельских заповедей, церковных заповедей;
  • неверие и маловерие;
  • отсутствие надежды на милосердие Господа, отчаяние;
  • чрезмерное упование на милость Божию ;
  • лицемерное почитание Бога, без любви и страха Божьего;
  • отсутствие благодарности Господу за все Его благодеяния — в том числе и за ниспосланные им скорби и болезни ;
  • обращение к экстрасенсам, астрологам, гадателям, ворожеям;
  • занятие «чёрной» и «белой» магией, колдовством, гаданием, спиритизмом;
  • суеверие, вера в сны, приметы, ношение талисманов, чтение гороскопов даже из любопытства ;
  • хуление и роптание на Господа в душе и на словах;
  • неисполнение обетов, данных Богу;
  • призывание имени Божьего всуе, без необходимости, клятва именем Господа;
  • кощунственное отношение к Священному Писанию;
  • стыд и боязнь исповедовать веру ;
  • нечтение Священного Писания;
  • хождение в храм без усердия, леность на молитве, рассеянное и холодное моление, рассеянное слушание чтения и песнопения; опоздание на службу и преждевременное покидание богослужения ;
  • непочитание праздников Божьих;
  • размышления о самоубийстве, попытки покончить жизнь самоубийством;
  • сексуальная безнравственность как прелюбодеяние, блуд, мужеложство, садомазохизм, онанизм и т.д.

Грехи против ближнего

  • неимение любви к ближним;
  • неимение любви к врагам, ненависть к ним, пожелание им зла;
  • неумение прощать, воздаяние злом за зло;
  • отсутствие почтительности к старшим и начальствующим , к родителям, огорчение и обижание родителей;
  • неисполнение обещанного , неуплата долгов, явное или тайное присвоение чужого;
  • избиение, покушение на чужую жизнь;
  • убиение младенцев во чреве (аборты ), советы делать аборты ближним;
  • ограбление, вымогательство;
  • мздоимство ;
  • отказ вступиться за слабого и невинного, отказ помочь попавшему в беду;
  • леность и небрежность в работе, непочитание чужого труда, безответственность ;
  • плохое воспитание детей — вне христианской веры;
  • проклинание детей;
  • отсутствие милосердия, скупость;
  • нежелание посещать больных;
  • немоление за наставников, родных, врагов;
  • жестокосердие, жестокость к животным, птицам ;
  • уничтожение деревьев без нужды ;
  • прекословие, неуступление ближним, споры ;
  • клевета, осуждение, злословие;
  • сплетни, пересказывание чужих грехов, подслушивание чужих разговоров ;
  • оскорбление, вражда с ближними, скандалы, истерика , проклятия, дерзость, наглое и вольное поведение по отношению к ближнему, насмешка ;
  • лицемерие ;
  • гнев;
  • подозрение ближних в неблаговидных поступках ;
  • обман;
  • лжесвидетельство;
  • соблазнительное поведение, желание прельстить;
  • ревность;
  • рассказывание неприличных анекдотов , развращение своими действиями ближних (взрослых и несовершеннолетних);
  • дружба из корысти и измена.

Грехи против самого себя

  • тщеславие, почитание себя лучше всех, самолюбие , отсутствие смирения и послушания, самонадеянность, высокоумие, духовный эгоизм, подозрительность;
  • ложь, зависть;
  • празднословие, смехословие ;
  • сквернословие ;
  • раздражение, возмущение, злопамятность, обида, огорчение ;
  • уныние, тоска, печаль ;
  • делание добрых дел напоказ;
  • леность, провождение времени в праздности, многоспание ;
  • объедение, чревоугодие;
  • любовь к земному и материальному больше чем к небесному, духовному;
  • пристрастие к деньгам, вещам, роскоши, наслаждениям ;
  • излишнее внимание к плоти ;
  • стремление к земным почестям и славе;
  • излишняя привязанность ко всему земному, разного рода вещам и мирским благам;
  • употребление наркотиков, пьянство;
  • игра в карты, азартные игры ;
  • занятие сводничеством , проституцией;
  • исполнение непристойных песен, танцев;
  • просмотр порнографических фильмов, чтение порнографических книг, журналов;
  • принятие блудных помыслов, услаждение и медление в нечистых помыслах;
  • осквернение во сне, блуд (секс вне брака);
  • прелюбодеяние (измена при браке);
  • допущение вольностей до венца и извращения в супружеской жизни;
  • рукоблудие (осквернение себя блудными прикосновениями), нескромное воззрение на жён и юношей;
  • мужеложество;
  • скотоложество;
  • умаление своих грехов, обвинение ближних, а не осуждение себя.

Перечни Десяти заповедей в еврейской и христианской традиции несколько различаются.

  1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
  4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осёл твой, ни всякий] скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.
  6. Не убий.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

Семь смертных грехов и десять заповедей

В православии насчитывается семь смертных грехов, о которых мы уже говорили в этой главе. Католики не так давно прибавили к этому списку еще семь, не менее тяжких. Однако православные христиане продолжают придерживаться старых правил и считать смертными грехами уже знакомые нам гордыню, зависть, гнев, чревоугодие, похоть, уныние и алчность, ведущие к более тяжким грехам и гибели души.

Список смертных грехов основывается не на библейских, а на богословских текстах, появившихся значительно позднее. Первые упоминания о них мы встречаем у Эвагриуса из Понта, греческого монаха-теолога. Он составил список самых худших страстей, среди которых были гордыня, тщеславие, духовная леность, гнев, уныние, алчность, сладострастие и чревоугодие. Порядок в данном списке определяла степень ориентации человека на свое эго. Таким образом гордыня считалась самым эгоистическим свойством человеческой души, а следовательно, и самым вредным. «Гордыня – мать всех грехов», – говорили в те времена и говорят поныне.

В конце VI столетия Папа Римский Григорий I сократил данный список до семи грехов, совместил гордыню с тщеславием, а духовную леность преобразовал в уныние. Была добавлена еще одна страсть – зависть, которую быстро окрестили «порчей души». Таким образом список грехов был упорядочен, но на этот раз критерием служило противопоставление страстей христианской любви. Теперь он выглядел несколько иначе: гордыня, зависть, гнев, уныние, сребролюбие, чревоугодие и похоть. Однако и в этом случае гордыня по-прежнему возглавляла список как самый вредный и самый тяжкий грех. Позднее некоторые христианские теологи, например Фома Аквинский, стали возражать против такого порядка, однако, несмотря на их старания, список грехов остался неизменным и действует до сего дня. Но споры о свойствах грехов не утихают, и, по результатам одного недавнего социологического опроса, первым по «популярности» в современном мире оказался гнев. За ним следуют гордыня, зависть, чревоугодие, похоть, уныние и алчность.

И все вроде бы понятно: каждый грех имеет «свою» строку в списке, но многие наши современники, в особенности из разряда маловерующих, часто путают смертные грехи с десятью заповедями Божьими, данными Господом Моисею на святой горе Синай. Это событие хорошо описано в книге Второзаконие, одной из канонических книг Ветхого Завета. Конечно, между двумя списками можно провести некоторую параллель, однако различий в них намного больше, чем сходства. Прежде всего первые четыре заповеди касаются отношения человека с Богом, а остальные шесть регулируют отношения человека с человеком. Ниже мы приводим все десять заповедей с современными комментариями, так как большинство из нас плохо понимают славянские слова и выражения:

1. Аз есмь Господь Бог твой; да не будут тебе бози инии, разве Мене. (Верьте в Единого Бога.) Изначально данная заповедь была направлена против многобожия и язычества, однако со временем стала лишь напоминанием о том, что Бог у нас один – Пресвятая Троица.

2. Не сотвори себе кумира, и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею; да не поклонишися им, ни послужиши им. (Не создай себе кумира.) Изначально данная заповедь была направлена против идолопоклонства, однако в современной трактовке ее смысл нужно понимать более широко: не занимайтесь тем, что отвлекает вас от веры в Единого Бога.

3. Не приемли имене Господа Бога твоего всуе. (Не произноси имени Господа напрасно.) То есть не божись, не говори «ей Богу», «Боже мой» и подобное этому в обычной мирской беседе.

4. Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый – суббота Господу Богу твоему. (Соблюдай выходной день.) Во многих странах, в том числе и в нашей, выходным днем считается воскресенье, в память о Воскресении Христовом. В этот день нельзя работать, его нужно посвятить молитвам, размышлениям о Боге и посещению церкви.

5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли. (Чти своих родителей.) Первыми после Бога следует чтить отца и мать, потому что они дали вам жизнь.

6. Не убий. (Не убивай.) Потому что жизнь дает Бог и только Бог вправе ее отнять.

7. Не прелюбы сотвори. (Не прелюбодействуй.) Мужчине и женщине следует жить в браке, и в браке исключительно моногамном.

8. Не укради. (Не кради.) Бог и так дает нам достаточно, поэтому не стоит воровать, ведь в воле Господа забрать добро «обратно».

9. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна. (Не лжесвидетельствуй.) Изначально эта заповедь относилась к судебным разбирательствам, но со временем данное понятие стало более широким: не клевещи, не лги.

10. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего. (Не завидуй.)

Суть всех десяти заповедей Иисус Христос изложил в одной:

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 37–39).

Из книги Перечень наиболее распространенных грехов с объяснением их духовного смысла автора Автор неизвестен

Перечень смертных грехов 1. Гордость, презирающая всех, требующая себе от других раболепства, готовая на небо взыти и уподобиться Вышнему; словом, гордость до самообожания.2. Несытая душа, или Иудина жадность к деньгам, соединенная большею частью с неправедными

Из книги Семь смертных грехов. Наказание и покаяние автора Исаева Елена Львовна

Современная концепция семи смертных грехов Согласно последним исследованиям, в основе любого человеческого порока лежат происходящие в организме химические реакции. Мы не будем еще раз приводить список известных смертных грехов, однако стоит заметить, что он появился

Из книги Введение в Ветхий Завет автора Шихляров Лев Константинович

Описание смертных грехов В этом разделе нашей книги мы самым подробным образом рассмотрим каждый из семи смертных грехов и познакомимся с мнением Церкви об этих (по выражению Медины) «химических процессах». До сего момента мы всем грехам давали очень краткие

Из книги Католическая вера автора Гедеванишвили Александр

4.2. Десять заповедей В 19 гл. кн. Исход повествуется о том, как Моисей, повелев народу, расположенному станом у подножия горы Синай (она же Хорив), совершить обряды освящения, взошел на вершину горы «в сретенье Господу», явление Которого сопровождалось громом, молниями,

Из книги Теологический энциклопедический словарь автора Элвелл Уолтер

30. Десять заповедей Чтобы спастись, надо соблюдать заповеди. Так учил Господь наш Иисус Христос. Богатому юноше, задавшему Ему вопрос: Учитель благой! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? – Иисус ответил: Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Грехи (семь смертных) (Sins, Seven Deadly). На раннем этапе своего существования Церковь испытывала сильное влияние греческой мысли. Поскольку для той характерна тенденция рассматривать грех как неизбежный изъян в человеческой природе, Церковь также сочла необходимым различать

Из книги Собрание сочинений. Том IV автора Задонский Тихон

Десять заповедей Все эти слова сказал тогда Бог:2 «Я - Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства; 3 да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что

Из книги Гены и семь смертных грехов автора Зорин Константин Вячеславович

Десять заповедей Созвал Моисей всех израильтян и сказал: «Слушай, Израиль, Заветом определенные установления и правила, что я возвещаю вам ныне! Вы должны выучить их и жить по ним!2 Господь, наш Бог, заключил с нами у Хорива Свой Союз, Завет. 3 Не с праотцами нашими далекими

Из книги Семь смертных грехов и семь добродетелей автора Кожевников Александр Юрьевич

Глава 5. О том, что христианин должен беречься от смертных грехов, которые против совести бывают и уязвляют ее Да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя

Из книги Мифы и легенды народов мира. Библейские сказания и легенды автора Немировский Александр Иосифович

Зорин К. В. Гены и семь смертных грехов Благословение Душепопечительского Православного Центра святого праведного Иоанна Кронштадтского.Центр создан по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.Духовник и руководитель Центра - иеромонах Анатолий

Из книги Библия. Популярно о главном автора Семенов Алексей

Семь смертных грехов

Из книги Исход автора Юдовин Рами

Десять заповедей И заповедал Всесильный народу своему на горе Синай:- Я - Бог Всесильный твой, который вывел тебя из Египта, из страны рабства. Да не будет у тебя иных богов, кроме Меня.Не делай себе изваяния и изображения того, что на небе наверху, и того, что на земле

Из книги Страшный Суд. Апокалипсис наших дней автора Головачёв Сергей

1.2. Десять заповедей Особо почитаются христианами Десять заповедей, полученные Моисеем от самого Господа на горе Сина?й во время Исхода евреев из Египта. Заповеди состоят из общечеловеческих законов и нравственных основ отношений между людьми.Выглядят они так.Заповедь

Из книги Бронзовый век России. Взгляд из Тарусы автора Щипков Александр Владимирович

Десять заповедей Десять заповедей отличаются от остальных законов, и вероятно, – это концентрация основных правил, определяющих повседневную жизнь сынов Израиля. Согласно сообщению книги Исход, заповеди являются оттиском Бога и знамением между Господом и сынами

Из книги автора

9. Семь смертных добродетелей – Где же твой барыга? – спросил О`Димон, откровенно заскучав.Димон-А неуверенно ответил:– Мы договорились на двенадцать.– А сейчас сколько?Димон-А глянул на часы.– Без пяти.Внимание О`Димона привлёк странный рисунок на подпорной