13.03.2019

Чем покрыть старый асфальт? Технология укладки асфальта на щебеночно-песчаную смесь.


Масштабное асфальтирование - многоэтапный производственный процесс, требующий соблюдения положений ГОСТа, и соответствий, существующим нормам.

Технологические нормативы

Технология укладки асфальта изложена в СНиПах, сборниках нормативных актов технического и правового характера, содержащих подробное описание рабочего процесса и методов контроля.

Технология метода разделяет укладывание:

  • на подготовительный этап;
  • укладку несущего слоя (песок, щебень);
  • нанесение дорожного покрытия (крупнозернистый битум КЗ-7, КЗ-10);
  • уплотнение катком.

Для устранения дефектов, появляющихся по окончании работ, используют холодный асфальт, отличающийся структурой, и сопротивляемостью низким температурам. Отличительная черта продукта - пластичность, позволяющая использовать холодный битум на ямочных работах, и на участках, прилегающих к ж/б полотну.

Нанесение асфальта на асфальт

Многих интересует вопрос о том, можно ли асфальт класть на асфальт старый?

Сложность технологического процесса укладки дорожного покрытия на старый асфальт зависит от уровня износа полотна. ГОСТ допускает ямочный ремонт локальных повреждений с использованием холодного битума.

Холодный битум один из компонентов для проведения ямочного ремонта дорог

При масштабных работах, автодорожные компании, используют метод холодной или горячей фрезеровки, предполагающий:

  • удаление верхнего пласта;
  • текстурирование;
  • укладку свежего слоя.

Согласно принятым нормам ГОСТ, дорожные работы обязаны осуществляться при сухой погоде, с учетом влажности и температуры воздуха.

Восстановление асфальта

При капитальном ремонте дорог, применяется технологический прием - «восстановление» дорожного полотна. Процедура состоит:

  • из чистки старого покрытия поливомоечной машиной;
  • укладки щебенки грейдером;
  • очистки и разогрева краев покрытия;
  • укладки и утрамбовки катком свежего слоя.

Заключительная стадия работ - пропитка битумом швов и стыков.

При приемлемом состоянии и равномерном износе дорожного полотна, компании, занимающиеся ремонтом, также проводят «наращивание» дорожного полотна, кладя на очищенный, старый слой, свежий асфальт.

Можно ли укладывать асфальт в дождь

Укладка асфальта на бетон

Укладка асфальта на предполагает использование бетона в качестве заменителя щебеночной смеси. Дороги подобного типа характеризуются прочностью и надежностью.

К преимуществам асфальтобетона относят:

  • нескользящую, гладкую поверхность;
  • контактность и надежное сцепление с шинами автомобилей.
  • Кроме того, покрытие на бетонной основе удобно для нанесения долговечной дорожной разметки.

    Предварительный этап

    Основному процессу заливки предшествует ряд подготовительных работ:

    • очистка и утрамбовка грунта;
    • укрепление верхнего слоя почвы.

    Начальный этап включает: удаление растительности и трамбование грунта полуторатонным катком. По окончании работ, подготовленный участок должен представлять ровную поверхность, с погрешностью угла наклона не более 3 см на 3 м площади.

    Следующий этап - обработка грунта стерилизующими растворами, уничтожающими корневую систему растений и предотвращающими прорастание травы.

    Обязательная процедура, предшествующая заливке бетона - укладка дренажа. Приготовленный из щебня и карьерного песка дренаж, под бетон, рекомендуется класть чередующимися слоями, шириной не менее 10 см. Затем, дренаж утрамбовывается и проливается водой, до получения нужного уровня усадки и плотности.

    Материалы для асфальтирования на бетонной основе

    Асфальтобетон - результат смешивания разновидностей битума, с добавлением песка, гравия, щебенки. Смесь готовится в печах, при определенной температуре и соответствующем давлении.

    Смеси асфальтобетона маркируются по уровню зернистости.

    Для увеличения контактности, в полученный продукт, добавляют активирующие растворы, а для повышения прочности - модифицирующие добавки.

    Помимо классификации по уровню зернистости, асфальтобетон различают по температуре укладки.

    Существует два типа укладки:

    • , выше 50 °С;
    • горячая, от 100 °С.

    По объему внутренних пустот, уложенный асфальтобетон делят на высокопористый, пористый и плотный.

    Технология укладки

    Главное условие качественного покрытия - непрерывность процесса и проведение работ в максимально сжатые сроки, поэтому важна непрерывная подача асфальтовой массы на дорожное полотно.

    Второе условие - соблюдение температурного режима смеси. Так, согласно ГОСТУ, битумная смесь не должна остывать ниже 105 °С.

    Обработка уложенного асфальта, при масштабных дорожно-строительных работах ведется катками и автоукладчиками.

    Укладка тротуарной плитки на асфальт

    При , частый вопрос: можно класть на асфальт тротуарную плитку, и что делать с остатками старого основания, ведь демонтаж - трудоемкий и долгий процесс?

    По мнению большинства специалистов, удалять остатки старого покрытия необходимо. Считается, что такой подход избавляет дорожное полотно от проседания и разрушения.

    Технологии укладки плитки на асфальт, применяются при строительстве пешеходных дорожек, или во дворах частных домов, где нагрузка на дорогу минимальна.

    Технология укладки плитки

    Чтобы положить тротуарную плитку на асфальт понадобится:

    • песок (речной);
    • сухая цементная смесь;
    • вода.

    Из инструментов потребуются: правило и грабли.

    Перед укладкой плитки (брусчатки) следует подготовить территорию:

    • Насыпать, разровнять и уплотнить, 5–10 сантиметровый слой песка.
    • Уложить смесь из цемента и песка (3:1), толщиной не менее 5 см и смочить водой.

    Укладка плитки на старое дорожное покрытие, с соблюдением технологических норм, сэкономит время, и позволит использовать старое покрытие как крепящее средство, что в перспективе улучшит эксплуатационные возможности дороги.

    Асфальтирование дорог или других участков – важный процесс при благоустройстве территории. Широкое применение асфальта вызвано относительно небольшой стоимостью и простотой укладки. В данной статье будет описана пошаговая технология укладки асфальта на щебеночно-песчаное основание.

    Укладка асфальта на даче существенного улучшает внешний вид участка. Наибольшее внимание уделяется подъездным путям и пешеходным дорожкам. Некоторые считают, что устройство асфальта во дворе ничем не отличается от строительства дорог. Однако в частном секторе нет необходимости в дорожном полотне, воспринимающее значительные нагрузки, а на ограниченную территорию нет возможности вызвать спецтехнику. Следовательно, основная часть работ выполняется вручную, что не сказывается на качестве дороги.

    До начала выполнения работ следует знать предполагаемую нагрузку на будущее дорожное полотно. Это важный параметр, так как от него зависит скорость устройства асфальтированного покрытия. Если у владельца участка имеется грузовой автомобиль – следует подобрать более надежную технологию. В данном случае будет рассмотрено асфальтирование дачного участка под обычную нагрузку от легковых автомобилей, где достаточно нескольких слоев основания.

    Материалы для укладки асфальта на щебень

    Перечислим основные материалы, которые чаще всего используются при укладке асфальта на щебень:

    1. Горячий асфальт (АС) или асфальтобетон (АБС). Представляет под собой смесь битумных смол, играющие роль связующего элемента, и песка. Рекомендуется использовать в местах, где нет интенсивного движения транспорта. В процессе изготовления температура смеси может достигать 200 градусов. Асфальтобетон отличается большими прочностными параметрами и большей вязкостью. При транспортировке важно, чтобы температура асфальта при укладке не опускалась ниже 130 градусов, иначе он станет непригодным. Главное отличие АБС – наличие в составе щебня и гравия, использование различных добавок и меньшая пористость за счет применения минеральных порошков. Асфальтобетон может насчитывать в составе от 40 до 60 процентов щебня.
    2. Холодный АС или АБС. Главное отличие от горячего типа – наличие в составе растворителей, способствующих разжижению. Могут применяться при температуре окружающей среды до -10 градусов. Качество полотна будет оптимальным, когда работы будут выполняться при температуре от +5 градусов. Для холодного АБС оптимальная температура выполнения работ от 0 градусов.
    3. Жидкий асфальт. Производится из старого покрытия с добавлением битума и растворителей. Применяется для ремонтных работ верхнего слоя дорожного полотна.
    4. Щебень. Это компонент, используемый в процессе приготовления АБС. Перед применением проходит тщательное просеивание. Широко используется для устройства основания под дорожное покрытие. Получается при дроблении твердых пород. Для АБС необходима фракция 5-15 мм, а для основания – 5-100 мм.
    5. Песок – компонент для приготовления АС, АБС и устройства основания. Добывается в специальных песчаных карьерах или в руслах рек. Перед применением должен пройти очистку от примесей и суглинков.
    6. Битум – компонент для обработки основания, приготовления асфальта или асфальтобетона. Способ добычи – из нефти, перегонкой. Выполняет роль связующего элемента.
    7. Присадки – добавки, предназначенные для изменения свойств смеси или вяжущего материала.

    Какой минимальный слой необходимо класть?

    В зависимости от толщины слоя, необходимо делать уплотнение различными ручными или самоходными механизмами. Рекомендуемая толщина составляет:

    1. Для частного сектора под подъездные пути – от 5 до 7 сантиметров.
    2. Для дорожек – от 3 до 4 сантиметров.

    Подготовка основания под укладку асфальта

    Структура песчано-щебеночного основания состоит из:

    1. Щебня. Содержится в количестве от 10 до 20 процентов. Могут использоваться фракции 5-20 и 20-40 мм.
    2. Песка.

    Процесс устройства основы выглядит следующим образом:

    1. Снимается старое основание.
    2. Подошву грунта уплотняют.
    3. По необходимости происходит обработка почвы, чтобы в данном месте не было растительности. см

    Также песчано-щебеночное основание может выполняться из нескольких чистых слоев:

    1. Песок (10-15 см).
    2. Щебень (10-15 см).
    3. Подстилающий.

    Технология укладки асфальта на щебень

    Укладка асфальта на дачном участке состоит из следующих работ:

    1. Доставка на строительный участок всех материалов.
    2. Подготовка под асфальтирование (включают очистку поверхности и удаление старого покрытия).
    3. Устройство основания. Рекомендуется пропитывать специальными веществами, чтобы в будущем подушка не провалилась в почву.
    4. Устройство подушки. В зависимости от предполагаемой нагрузки на покрытие выбирается определенная фракция.
    5. Пропитка подушки из щебня битумно-эмульсионным составом. Необходимо для улучшения сцепления нижнего слоя с компонентами асфальта.
    6. Устройство бордюров.
    7. Асфальтирование (укладка, выравнивание и уплотнение). Один из самых главных этапов, в процессе которого необходимо уплотнить участок ручным катком (вес более 100 кг) или виброплитой.

    Сколько стоит укладка за 1 м2?

    Асфальтирование дачного участка будет стоить в зависимости от следующих факторов:

    1. Расположения участка, где необходимо выполнить работу. От этого зависит дальность доставки материалов или техники (при ее наличии).
    2. Метода асфальтирования.
    3. Выполнения работ собственноручно или с привлечением специалистов.
    4. Используемых материалов.
    5. Геологических характеристик участка.
    6. Типа основания.

    Асфальтирование дачного участка по СНиП

    Условия, которые необходимо соблюдать в процессе асфальтирования, содержатся в:

    1. СНиП 2.05.02-85.
    2. СНиП 3.06.03-85.
    3. Других нормативных документах.

    Главными условиями являются:

    1. Осенью устройство покрытия должно выполняться при температуре от +10 градусов, а весной – +5 и более.
    2. Укладка асфальта в дождь запрещена (кроме случаев, где используется специальная технология укладки асфальта в дождь).
    3. Холодный тип асфальта укладывается в любое время года.

    Заключение

    Как оказалось, асфальтирование дачного участка не требует особых навыков. Главное – соблюдение технологического процесса и наличие всех необходимых материалов. Если данная статья не ответила на все волнующие вопросы, можно воспользоваться дополнительными источниками информации. Например, видео по технологии укладки асфальта на щебеночно песчаную смесь.

    ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

    УСТРОЙСТВО ТРОТУАРА С АСФАЛЬТОБЕТОННЫМ ПОКРЫТИЕМ

    I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

    I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

    1.1. Типовая технологическая карта (далее ТТК) - комплексный нормативный документ, устанавливающий по определённо заданной технологии организацию рабочих процессов по строительству сооружения с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ. Они рассчитаны на некоторые средние условия производства работ. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР) и другой организационно-технологической документации, а также с целью ознакомления (обучения) рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства комплекса работ по устройству тротуара с асфальтобетонным покрытием в жилой застройке, с шириной пешеходной части тротуара 1,5 м.

    Рис.1. Конструкция тротуара с асфальтобетонным покрытием


    1.2. В карте приведена схема технологического процесса, изложены оптимальные решения по устройству тротуара с асфальтобетонным покрытием, приведены данные по контролю качества и приемке работ, требования промышленной безопасности и охраны труда при производстве работ.

    1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются:

    - рабочие чертежи;

    - строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);

    - заводские инструкции и технические условия (ТУ);

    - нормы и расценки на строительно-монтажные работы (ГЭСН-2001, ЕНиР, ВНиР, ТНиР);

    - производственные нормы расхода материалов (НПРМ);

    - местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

    1.4. Цель создания ТК - описание решений по организации и технологии устройства тротуара с асфальтобетонным покрытием с целью обеспечения их высокого качества, а также:

    - снижение себестоимости;

    - сокращение продолжительности строительства;

    - обеспечение безопасности выполняемых работ;

    - организации ритмичной работы;

    - рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

    - унификация технологических решений.

    1.5. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ по устройству тротуара с асфальтобетонным покрытием.

    Рабочие технологические карты регламентируют средства технологического обеспечения и правила выполнения технологических процессов при производстве работ. Конструктивные особенности по устройству тротуара с асфальтобетонным покрытием решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ. РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.

    1.6. Технологическая карта предназначена для производителей работ, мастеров и бригадиров, выполняющих работы по устройству тротуара с асфальтобетонным покрытием, а также работников технического надзора Заказчика и рассчитана на конкретные условия производства работ во II-й дорожно-климатической зоне.

    Технологическую карту следует применять на следующие объёмы работ:

    Установка бетонных бортовых камней марки

    - БР 100.20.8;

    Песчаный подстилающий слой

    - 0,20 м;

    Основание из щебня М 600

    - 0,15 м;

    Покрытие из мелкозернистой асфальтобетонной смеси

    - 0,04 м;

    Площадь асфальтобетонного покрытия 1,5х100 м

    - 150 м .

    II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по устройству тротуара.

    2.2. Работы по устройству тротуара, выполняют в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

    Где 0,06 - коэффициент снижения работоспособности за счет увеличения продолжительности рабочей смены с 8 часов до 10 часов, а также время, связанное с подготовкой к работе и проведение ЕТО, перерывы, связанные с организацией и технологией производственного процесса и отдыха машинистов строительных машин и рабочих - 10 мин через каждый час работы.

    2.3. В состав работ, последовательно выполняемых при устройстве тротуара входят следующие технологические операции:

    - геодезические разбивочные работы;

    - отрывка корыта под устройство основания и уплотнение грунта основания;

    - установка бортовых камней;

    - устройство песчаного, подстилающего слоя;

    - устройство основания из щебня;

    - подгрунтовка основания жидким битумом;

    - устройство асфальтобетонного покрытия.

    2.4. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: экскаватор-погрузчик JCB 3CX m , (объем экскаваторного ковша 0,48 м, объем челюстного погрузочного ковша 1,0 м) самоходный, тротуарный, вибрационный, тандемный каток DМ 02 (рабочая скорость до 8,0 км/час, масса эксплуатационная 1,5 т); поливомоечной машины ПМ-3У (объем цистерны 6000 л); автогудронатор ДС-39Б (объем цистерны 4000 л); тротуарный асфальтоукладчик VOGELE SUPER BOY (ширина полосы укладки от 1,2 до 3,1 м, масса асфальтоукладчика 4,7 т, рабочая скорость 20 м/мин, объем приемного бункера 5,0 т) в качестве ведущего механизма.

    Рис.1. Рабочая зона экскаватора-погрузчика JCB 3CX m

    Максимальная глубина копания - 5,97 м; - Максимальный вылет ковша от оси заднего моста - 7,87 м; - Максимальный вылет ковша от оси поворотной колонки - 6,52 м; - Вылет ковша от оси поворотной колонки при максимальной высоте подъема - 3,66 м; - Максимальный вылет ковша от оси машины при повороте стрелы на 90° - 7,09 м; - Максимальная высота подъема ковша - 6,35 м; - Максимальная высота разгрузки - 4,72 м; - Высота выгрузки - 2,74 м; - Высота горизонтального днища - 3,20 м; - Высота оси шарнира ковша - 3,45 м; - Вылет оси шарнира ковша - 0,36 м; - Вылет кромки ковша на уровне земли - 1,42 м; - Максимальный вылет поднятого ковша - 1,20 м; - Вылет поднятого ковша при выгрузке - 0,83 м; - Глубина копания (толщина срезаемого слоя) - 0,10 м; - Угол запрокидывания ковша - 45°; - Угол выгрузки - 43°; Ширина раскрытия челюстей - 0,95 м

    Рис.2. Габаритные размеры экскаватора-погрузчика JCB 3CX m

    Габаритная длина - 5,62 м; - Колесная база - 2,17 м; - Расстояние от оси поворотной колонки до задней оси моста - 1,36 м; - Дорожный просвет от опор - 0,37 м; - Дорожный просвет от поворотной колонки - 0,52 м; - Высота центра рулевого колеса - 1,94 м; - Высота крыши кабины - 2,87 м; - Габаритная высота - 3,61 м; - Габаритная ширина по раме опор - 2,36 м; - Ширина ковша погрузчика - 2,35 м

    Рис.3. Каток тротуарный DM 2

    Рис.4. Асфальтоукладчик VOGELE SUPER BOY

    Рис.5. Поливомоечная машина ПМ-3У

    Рис.6. Автогудронатор ДС-39Б


    2.5. При устройстве тротуара применяются следующие строительные материалы: щебень фракции 20-40 мм М 400 отвечающий требованиям ГОСТ 8267-93 ; среднезернистый песок с коэффициентом фильтрации не менее 3 м/сут отвечающий требованиям ГОСТ 8736-93 *; камни бетонные и железобетонные бортовые отвечающие требованиям ГОСТ 6665-91 ; битум нефтяной дорожный БНД-90/130 отвечающий требованиям ГОСТ 22245-90 ; горячая, песчаная, асфальтобетонная смесь Марки II, Тип Г отвечающая требованиям ГОСТ 9128-97*.
    ________________
    * ГОСТ 9128-97 не действует. Взамен действует ГОСТ 9128-2013 . - Примечание изготовителя базы данных.


    2.6. Работы по устройству тротуара с асфальтобетонным покрытием следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:

    - СП 48.13330.2011 . Организация строительства;

    - СНиП 3.01.03-84 . Геодезические работы в строительстве;

    - СНиП 3.02.01-87 . Земляные сооружения, основания и фундаменты;

    - СНиП 3.06.03-85 . Автомобильные дороги;

    - СНиП III-10-75 . Благоустройство территорий;

    - СНиП 12-03-2001 . Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования;

    - СНиП 12-04-2002 . Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство;

    - НПО РОСДОРНИИ-1993 г. Правила охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог;

    - РОСАВТОДОР-2002 . Сборник форм исполнительной производственно-технической документации при строительстве (реконструкции) автомобильных дорог и искусственных сооружений на них;

    - РД 11-02-2006 . Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

    - РД 11-05-2007 . Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства;

    - ГОСТ 8267-93 . Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ;

    - ГОСТ 8736-93 *. Песок для строительных работ;

    ГОСТ 9128-97*. Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон.
    _________________
    * ГОСТ 9128-97 не действует. Взамен действует ГОСТ 9128-2013 . - Примечание изготовителя базы данных.

    III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

    3.1. В соответствии с СП 48.13330.2001 "Организация строительства" до начала выполнения строительно-монтажных работ на объекте Подрядчик обязан в установленном порядке получить у Заказчика проектную документацию и разрешение (ордер) на выполнение строительно-монтажных работ. Выполнение работ без разрешения (ордера) запрещается.

    3.2. До начала производства работ по устройству тротуара необходимо провести комплекс организационно-технических мероприятий, в том числе:

    - разработать РТК или ППР на устройство тротуаров;

    - назначить лиц, ответственных за безопасное выполнение работ, а также их контроль и качество выполнения;

    - обеспечить связь для оперативно-диспетчерского управления производством работ;

    - разработать схемы и устроить временные подъездные пути для движения транспорта к месту производства работ;

    - установить временные инвентарные бытовые помещения для хранения строительных материалов, инструмента, инвентаря, обогрева рабочих, приёма пищи, сушки и хранения рабочей одежды, а также биотуалетов;

    - подготовить места для складирования материалов, инвентаря и другого необходимого оборудования;

    - обеспечить строительную площадку противопожарным инвентарем и средствами сигнализации;

    - оградить строительную площадку и выставить предупредительные знаки, освещенные в ночное время;

    - доставить в зону работ необходимые материалы, приспособления, инвентарь, инструменты и средства для безопасного производства работ;

    - установить, смонтировать и опробовать строительные машины, средства механизации работ и оборудование по номенклатуре, предусмотренные РТК или ППР;

    - провести инструктаж членов бригады по технике безопасности;

    - составить акт готовности объекта к производству работ;

    - получить разрешение на производство работ у технадзора Заказчика.

    3.3. До начала производства работ по устройству тротуара должны быть выполнены предусмотренные РТК подготовительные работы, в т.ч.:

    - принята от Заказчика техническая документация по созданию геодезической разбивочной основы (ГРО) для выполнения строительно-монтажных работ и закрепленные на местности знаками пункты этой основы;

    - завершены и приняты разбивочные работы по закреплению в натуре проектного положения тротуара в плане и по высоте;

    - завершены и приняты в установленном порядке земляные работы по устройству корыта, под конструкцию тротуара;

    - устроен в лотке корыта продольный дренаж мелкого заложения (при необходимости);

    - установлены бортовые камни по краям тротуара;

    - подготовлен и завезен на объект песок и фракционный щебень в необходимом объеме.

    Завершение подготовительных работ фиксируют в Общем журнале работ (Рекомендуемая форма приведена в РД 11-05-2007).

    3.4. Геодезическая разбивочная основа

    3.4.1. Геодезическая разбивочная основа для строительства должна включать:

    - высотные реперы (марки);

    - пункты, закрепляющие продольные оси улиц, проездов, тротуаров и пешеходных дорожек;

    - пункты, с которых можно производить разбивку осей проездов и контроль за их положением в процессе строительства.

    3.4.2. Принятые знаки геодезической разбивочной основы в процессе строительства должны постоянно находиться под наблюдением за сохранностью и устойчивостью и проверяться инструментально не реже двух раз в год (в весенний и осенне-зимний периоды).

    3.4.3. Приемку ГРО для строительства следует оформлять актом освидетельствования геодезической разбивочной основы объекта капитального строительства в соответствии с Приложением 1 , РД 11-02-2006 .

    3.4.4. К акту приемки ГРО должен быть приложен схематический план благоустройства территории с указанием местоположения пунктов, типов и глубины заложения закрепляющих их знаков, координат пунктов, их пикетажных значений и высотных отметок в принятой системе координат и высот.

    3.5. Геодезические разбивочные работы

    3.5.1. Разбивку оси тротуара можно производить от красных линий существующей застройки и других постоянных сооружений или границ проезжей части. Вертикальные отметки осевой линий в профиле выносят с помощью нивелира от близлежащего репера.

    3.5.2. Для переноса запроектированного и представленного на чертежах плана тротуара на местность, необходимо иметь, как на плане, так и на местности одни и те же постоянные предметы. Этими предметами могут быть пункты триангуляции, точки пересечения с автомобильными дорогами (кромка проезжей части), линии связи, ЛЭП и т.д. К ним привязываются разбивочные данные, которые берутся из проекта, и от них, производится разбивка установки бортовых камней, процесс, который заключается в следующем (см. рис.5):

    - по плану определяют расстояние от этих точек до постоянных предметов, имеющихся на плане и на местности и в принятом масштабе определяют фактическое расстояние;

    - полученные точки на местности закрепляют колышками и сторожками (выносками);

    - переносят на контрольные столбики отметку ближайшего репера.

    3.5.3. От осевой линии тротуара, через 20 м замерами рулеткой в обе стороны разбивают корыто под тротуар и в полученных точках, а также в переломных точках продольного профиля по теодолиту выставляют ряд деревянных колышков и по ним протягивают шнур.

    Ширина корыта приниматься с учетом установки бортовых камней. На колышках по нивелиру отмечают краской высотные отметки дна корыта, песчаного подстилающего слоя, щебеночного основания и асфальтобетонного покрытия.

    Проектная отметка по оси (дна корыта) низа дорожной одежды (слоя основания) определяется по формуле:

    Где - отметка верха покрытия тротуара;

    Глубина корыта;

    - ширина корыта;

    - уклон корыта.

    Поперечный уклон дна корыта должен быть равным уклону поверхности покрытия 10-15‰ и направляются к лоткам проезжих частей или к дренажам.

    Величину требуемой толщины песчаного подстилающего слоя принимают с учетом коэффициента запаса материала на уплотнение равного 1,10, а основания из щебня с учетом коэффициента запаса материала на уплотнение равного 1,25.

    Могу ли я положить на старый асфальт - брусчатку, тротуарную плитку или залить бетоном? Если да, то как это лучше сделать?

    Анатолий, Регина.

    Привет, Анатолий из города Регина(?).

    Понимаю ваш вопрос как то, что в месте площадки (парковки авто или дороги или чего-то подобного) вы желаете на старый асфальт уложить новое покрытие. А именно - брусчатку, тротуарную плитку или залить просто бетоном.

    В идеале старый асфальт просто-напросто убирают. По крайней мере так всегда делают профессиональные строители государственных или частных компаний и фирм. Затем планируют участок, делают его ровным, при необходимости делают уклоны для стока дождевой воды.

    Тогда, при соблюдении технологии укладки слоев песка, щебенки и верхнего покрытия в виде перечисленных вами, площадки будут служить нормально и долго.

    Если же эта площадка находится у вас где-нибудь рядом с дачным домиком, будет в дальнейшем использована просто для парковки вашего легкового автомобиля, весом гораздо меньшим тонны, то допустимо вполне не ковыряться со старым асфальтом, убирать его.

    Можете просто на старый асфальт подсыпать слой песка речного или горного толщиной около пяти сантиметров, чтобы выровнять все неровности и выступы старого асфальта. Песок будет служить и компенсатором нагрузок от авто.

    Для выравнивания поверхности песка его можно пролить водой из лейки, он так уплотнится.

    А потом укладывайте либо брусчатку либо тротуарную плитку вплотную друг к другу.

    По периметру можно положить бордюры либо желоба-стоки. Бордюры прикапывают в глубину, они не дадут сместиться плиткам в сторону при наезде на плитки автомобиля.

    Есть желание сделать площадку прочнее? Тогда на песок сыпят сухую смесь из цемента и песка. Также проливают водой. Смесь схватывается и прочнее держит брусчатку или тротуарные плитки.

    Смесь марки М150 или выше.

    Дешевле ее делать самому, чем покупать в магазинах. То есть берете два-три мешка цемента и раза в два-три больше песка, лучше речного. Магазинная смесь обойдется раз в пять дороже, чем приготовленная самим, а марка ее не выдерживает никакой критики по прочностным характеристикам.

    Впрочем, если площадка больших размеров, то и компонентов надо брать больше соответственно.

    Все это весьма подробно расписывалось на моем сайте "как сделать площадку под авто". Можете поискать и найти.

    Если же площадка крайне неровная по причине того, что старый асфальт лежит буграми, и убрать его вовсе затруднительно, то площадку заливают бетонной стяжкой толщиной не менее 10 сантиметров.

    Чтобы стяжка не расползлась в стороны, по всему периметру площадки делают опалубку из на высоту будущей заливки бетона. Доски крепят с помощью кольев либо арматуры, забивая их в землю на глубину сантиметров в 30.

    Это так называемые технологические приспособления, которые после застывания бетона убирают через пару-тройку дней. И засыпают границы площадки песком либо, при отсутствии оного, просто грунтом от скалывания краев стяжки.

    Бетон готовят примерно в пропорции - на одну часть цемента - три части песка и пару частей щебенки. Либо просто на лопату цемента (марка его особой роли при столь малых нагрузках не играет, все равно она меньше декларируемой на упаковке), берут пять лопат ПГС. То есть песчаногравийной смеси.

    Ничего сложного.

    Задать вопрос Семенычу (автору материалов)

    Наш сайт регулярно пополняется интересными и уникальными материалами и статьями по тематике пиломатериалов, строительных материалов и работ, приводится авторское мнение и знания реального шабашника с опытом работы более 15 лет. Имеется раздел - забавные истории шабашников. Если вы желаете получать информацию об этом, подпишитесь на рассылку новостей нашего сайта. Гарантируется непередача вашего адреса третьим лицам.

    Экологичность

    Цена

    Практичность

    Внешний вид

    Простота изготовления

    Трудоемкость при использовании

    Итоговая оценка

    На данный момент считается самым популярным материалом, используемым для дорожного покрытия. Он достаточно надежен. При этом для больших нагрузок предназначаются маркировки асфальта с наилучшими показателями, например, такие, как М1200. Материал несколько меньшей плотности (М1000) уже не способен выдерживать вес многочисленных машин, поэтому его обычно применяют лишь для прокладки дорожек и тротуаров.

    Изначально следует разметить ту территорию, на которой предполагается прокладка асфальта. Все работы будут зависеть от того, для каких целей предполагается использовать покрытие. Так, для «легкой» трассы, по которой не предполагается движения большого потока транспорта, понадобится всего один слой щебня, но вот при постройке магистрали уже необходимо будет использовать как минимум три его слоя.

    Фракции укладываются от самой большой к наименьшей и очень тщательно прикатываются катком. На первом этапе необходимо формирование особой подушки, на которой и будет расположен асфальт.

    Если необходимо, чтобы покрытие шло вровень с окружающей территорией, то сначала потребуется вырыть нужной глубины котлован, а после укладки в него щебня приступать непосредственно к наливке асфальтовой массы. Все дорожные работы по укладке асфальта проводятся согласно требованиями СНИП и ГОСТа.

    Существует два основных способа устройства дорог из асфальта:

    1. Холодный. Обычно применим для ремонта, так как он очень быстро схватывается и уже вскоре можно будет использовать покрытие в полной мере;
    2. Горячий. Применим при прокладывании новой дороги. В данном случае битумная смесь должна быть укатана до того момента, как она начнет остывать.

    Расход битума при ремонтировании покрытия должен быть не меньше 0,5 л. А вот расход асфальта при прокладке новой трассы высчитывается отдельно. Здесь необходимо учитывать не только размеры дороги, но и ее структуру, а так же другие дополнительные факторы.

    При работе обязательно нужно использовать специальный термометр, позволяющий определить температуру стройматериала. Постоянный контроль этого показателя важен, так как после остывания битум уже будет непригоден для прокладки дороги.

    На видео — технология укладки холодного асфальта:

    Нанесение пропитки

    На данный момент имеется три вида пропиток, входящих в состав дорожного покрытия:

    • На основе полимера из акрила. Одно из дорогостоящих покрытий, которое используют лишь на ограниченных территориях. Например, таких, как теннисные корты. Они обеспечивают высочайшие качества защиты, а так же выпускаются в нескольких цветовых гаммах.
    • Каменноугольная смола. Модифицированное покрытие, которое способно не поддаваться воздействию нефтепродуктов. Благодаря особым составляющим обеспечивается не только долговременная служба, но и качественный цвет.
    • Асфальтовая эмульсия. Достаточно распространен и доступен, однако не обеспечивает должной защиты, из-за чего полотно может вскоре потребовать ремонта.

    При образовании трещин на проложенном асфальте уже не используют в качестве заливки битумную смесь. Для данной цели применяется герметик, который после посыпается мелкой крошкой цемента. Предотвратить их появление и обеспечить наилучшую прочность позволяет использование специальных сеток под асфальт. При помощи них производится надежная сцепка покрытия, улучшаются и продлевается срок его службы.

    Уплотнение — это очень важный этап при прокладке покрытия. Для этой цели возможно использовать специальные машины для укладки: каток, виброплиту или асфальтоукладчик. Каждый из этих видов техники достаточно мобилен, но обладает некоторыми преимуществами перед другими типами укатки. Так, виброплита обладает наилучшей маневренностью, а асфальтоукладчиком можно осуществлять как минимум два типа работ.

    На фото — процесс уплотнения покрытия при укладке асфальта

    Укладка асфальта своими руками

    В частном строительстве, используя асфальт, делают отмостки, устраивают дорожки и тротуары.Помимо этого асфальт возможно применять для формирования кровельного покрытия и проведения внутридворовых работ.

    При прокладывании дорожек самостоятельно, работа производится поэтапно:

    • Изначально снимается до 30 см почвогрунта и убирается весь мусор;
    • Далее устанавливаются бордюры, которые послужат не только дополнительным украшением, но и предотвратят расползание битума;
    • На данном этапе создается подушка. Щебневой слой должен достигать 15 см, после укатки которой можно насыпать более мелкую фракцию щебня и вновь укатать. Последним слоем будет песок. Его достаточно будет 5 см. После создания подобной подушки потребуется залить ее водой и прикатать ручным катком;
    • Горячий асфальт необходимо равномерно раскидать по всему периметру дорожки. Далее для разравнивания бугров необходимо применять швабру-движок, постепенно заполняя все ямки новыми порциями асфальта. Поскольку материал достаточно быстро застывает, необходимо несколько работников, которые будут осуществлять всю работу;
    • Когда участок дороги будет заполнен асфальтом и разровнен, необходимо ручным катком уплотнить его. Предварительно потребуется смазать укатчик соляркой, дабы предотвратить прилипание и обеспечить равномерное покрытие. Важно покрыть соляркой все инструменты, которыми производится работа.

    Температура асфальта при укладке очень важна. Она не должна опускаться менее 120С, иначе в скором времени покрытие полностью придет в негодность.

    При укладке важно производить только прямые движения, реверсивные категорически запрещены. Расход битума в данном случае рассчитывается индивидуально и может составить как 5, так и 10 кг. По окончанию работы вместо пропитки можно использовать специальную краску для асфальта. Она придаст необходимый оттенок. Кроме того можно использовать белую краску для разметки асфальта.

    Как правильно положить (уложить) асфальт своими руками расскажет видео:

    Ремонт дорожного полотна

    По прошествии некоторого времени битум будет нуждаться в ремонте. Если его осуществлять вовремя, замещая наиболее износившиеся участки, то он прослужит гораздо более долгий срок. Самым важным на этапе ремонтирование является фрезерование. Оно подразумевает под собой снятие старого покрытия при помощи фрезы.

    После этого проводится текстурирование поверхности. Горячая методика фрезеровки предполагает сначала разогрев асфальтового покрытия, при холодном же методе это не считается обязательным. Последний практически неотличим по качеству от горячего, но способен в несколько раз облегчить работу.

    Швонарезчик предназначен так же для снятия покрытия, а так же для нарезки швов. Для перевозки асфальтовой массы используют кохер, который специально изготавливается для этих целей. Он может быть при этом как передвижным, так и стационарным.

    Чтобы максимально снизить применение ручного труда, во многих случаях применяют целые автоматизированные системы. Например, для ремонта дорог широко используются машины для снятия асфальта, которые проводят фрезерование и нарезку непригодного покрытия при помощи алмазного диска.

    Снятие асфальта швонарезчиком

    Ямочный ремонт

    Не всегда производится ремонт всего полотна. Чаще всего применяют ямочную методику, технология которой предполагает заполнение всех выбоин и трещин битумной массой. Он может применяться в том случае, когда повреждения не превышают 15% от общего числа дефектов.

    Прежде чем приступать к ремонту, потребуется произвести подготовительные работы:

    1. Разметка. В данном случае необходимо отмечать не только поврежденный участок, но и некоторое количество целого полотна. Если несколько выбоин располагаются в одном радиусе, то их необходимо окрашивать общим контуром.
    2. Далее производится демонтаж поврежденного слоя асфальта при помощи, например, отбойного молотка. Лучше всего использовать метод холодного фрезерования, поскольку он позволяет создать ровные стенки.
    3. На этом этапе производится удаление мусора и крошек покрытия, после чего можно приступать к обработке выбоин при помощи специального битумного состава.

    На видео — как кладут асфальт, используя машину для ямочного ремонта УЯР-01:

    Оценка материала

    Рассмотрев в статье применение асфальтового покрытия и самые важные аспекты его ремонта, можно охарактеризовать его так:

    • Применяемые при современном прокладывании покрытий битумы считаются самыми экологичными, по сравнению с подобным материалом прошлых лет;
    • Доступен многим слоям населения, но все же достаточно дорог;
    • Применим для построения практически всех покрытий. Дополнительно может использоваться и при постройке сооружений;
    • Вводимое в эксплуатацию покрытие обладает достаточно хорошим внешним видом. Со временем битум способен бледнеть, но поддерживать цвет можно при помощи специальных красок;
    • Невозможно изготавливать самостоятельно;
    • Требует достаточно быстрой сноровки и использования дополнительных рабочих, поскольку может достаточно быстро остынуть и прийти в негодность.