16.10.2019

Что будет после смерти реально. Жизнь после смерти — мнение жрецов и доказательства ученых


Экология познания: Нас со школьной скамьи пытались убедить что нет Бога, нет бессмертной души. При этом нам говорили, что так говорит наука. И мы верили… Заметим, что именно ВЕРИЛИ в то, что нет бессмертной души, ВЕРИЛИ в то, что это якобы доказала наука, ВЕРИЛИ в то, что Бога нет. Никто из нас и не пытался разобраться в том, что же говорит беспристрастная наука о душе.

Всякий человек, который столкнулся со смертью близкого, задается вопросом существует ли жизнь после смерти? В наше время этот вопрос приобретает особую актуальность. Если несколько столетий назад ответ на этот вопрос был всем очевиден, то сейчас, после периода атеизма, решение его более трудно.

Мы не можем просто верить сотням поколений наших предков, которые на личном опыте, столетие за столетием, убеждались в наличии у человека бессмертной души. Мы хотим иметь факты. Причем, факты научные. Нас со школьной скамьи пытались убедить что нет Бога, нет бессмертной души. При этом нам говорили, что так говорит наука. И мы верили… Заметим, что именно ВЕРИЛИ в то, что нет бессмертной души, ВЕРИЛИ в то, что это якобы доказала наука, ВЕРИЛИ в то, что Бога нет. Никто из нас и не пытался разобраться в том, что же говорит беспристрастная наука о душе. Мы просто доверяли неким авторитетам, особо не вдаваясь в подробности их мировоззрения, объективности, и интерпретаций ими научных фактов.

И вот теперь, когда случилась трагедия, внутри нас происходит конфликт:

Мы чувствуем, что душа у умершего вечна, что она жива, но с другой стороны старые и внушенные нам стереотипы о том, что никакой души нет, тянут нас в пропасть отчаяния. Эта борьба внутри нас очень тяжела и сильно изматывает. Мы хотим правды!

Так давайте посмотрим на вопрос существования души через настоящую, не идеологизированную, объективную науку. Услышим мнение настоящих ученых по этому вопросу, лично оценим логические выкладки. Не наша ВЕРА в существование или не существование души, а только ЗНАНИЕ может погасить этот внутренний конфликт, сохранить наши силы, придать уверенности, посмотреть на трагедию с другой, реальной точки зрения.

Речь в статье пойдет про Сознание. Вопрос Сознания мы и разберем с точки зрения науки: где же в нашем теле находится Сознание и может ли оно прекратить свою жизнь.

Что такое Сознание?

Сначала о том, что вообще такое Сознание. Над этим вопросом люди думали всю историю человечества, но до сих пор не могут придти к окончательному решению. Нам известны лишь некоторые свойства, возможности сознания. Сознание - это осознавание себя, своей личности, это великий анализатор всех наших чувств, эмоций, желаний, планов. Сознание - то, что нас выделяет, то, что заставляет нас ощущать себя не предметами, а личностями. Другими словами, Сознание чудесным образом обнаруживает наше принципиальное существование. Сознание - это осознание нами своего «Я», но в тоже время Сознание есть великая тайна. У сознания нет измерений, формы, нет цвета и запаха, вкуса, его нельзя потрогать, повертеть в руках. Несмотря на то, что мы очень мало знаем о сознании, мы совершенно достоверно знаем, что мы его имеем.

Одним из главных вопросов человечества является вопрос о природе этого самого Сознания (души, «Я», эго). Диаметрально противоположные взгляды по этому вопросу имеют материализм и идеализм. С точки зрения материализма человеческое Сознание есть субстрат головного мозга, продукт материи, порождение биохимических процессов, особого слияния нервных клеток. С точки зрения идеализма Сознание это - эго, «Я», дух, душа - нематериальная, невидимая одухотворяющая тело вечно существующая, не умирающая энергия. В актах сознания всегда участвует субъект, который собственно все и осознаёт.

Если интересоваться чисто религиозными представлениями о душе, то никаких доказательств существования души религия не даст. Учение о душе является догматом и не подлежит научному доказательству.

Нет абсолютно никаких объяснений, а тем более доказательств и у материалистов, считающих, что они беспристрастные ученые (хотя это далеко не так).

А как же большинство людей, которые равно далеки от религии, от философии, да и от науки тоже, представляет себе это Сознание, душу, «Я»? Давайте зададимся вопросом, что такое «Я»?

Пол, имя, профессия и другие ролевые функции

Первое, что большинству приходит в голову: «Я - человек», «Я - женщина (мужчина)», «Я - бизнесмен (токарь, пекарь)», «Я - Таня (Катя, Алексей)», «Я - жена (муж, дочь)» и.т.п. Это, конечно, забавные ответы. Свое индивидуальное, неповторимое «Я» нельзя определить общими понятиями. На свете огромное количество людей с такими же особенностями, но они же не ваше «Я». Половина из них женщин (мужчин), но они тоже не «Я», люди с такими же профессиями вроде имеют свое, а не Ваше «Я», тоже самое можно сказать и про жен (мужей), людей разных профессий, социального положения, национальностей, вероисповедания и.т.д. Никакая принадлежность к какой либо группе не объяснит Вам что представляет Ваше индивидуальное «Я», потому что Сознание всегда лично. Я - не качества (качества только принадлежат нашему «Я»), ведь качества одного и того же человека могут изменяться, но его «Я» при этом останется неизменным.

Психические и физиологические особенности

Некоторые говорят о том, что их «Я» - это их рефлексы, их поведение, их индивидуальные представления и пристрастия, их психологические особенности и.т.п.

На самом деле это не может быть ядром личности, которое называют «Я» Почему? Потому что на протяжении жизни меняется и поведение и представления и пристрастия, и уж тем более психологические особенности. Нельзя же сказать, что если раньше эти особенности были другими, то это было не мое «Я».

Понимая это, некоторые приводят следующий аргумент: «Я - это мое индивидуальное тело». Это уже интереснее. Разберем и это предположение.

Всем еще из школьного курса анатомии известно, что клетки нашего организма постепенно в течение жизни обновляются. Старые умирают (апоптоз), а новые рождаются. Некоторые клетки (эпителий желудочно-кишечного тракта) полностью обновляются почти каждые сутки, но есть клетки, которые проходят свой жизненный цикл значительно дольше. В среднем же каждые 5 лет обновляется все клетки организма. Если считать «Я» простой совокупностью клеток человека, то получится абсурд. Получится, что если человек живет, например, 70 лет. За это время минимум 10 раз у человека поменяются все клетки в его теле (т.е. 10 поколений). Может ли это значить, что свою 70-летнюю жизнь прожил не один человек, а 10 разных людей? Не правда ли, это довольно глупо? Делаем вывод, что «Я» не может являться телом, потому что тело не постоянно, а «Я» постоянно.

Это означает, что «Я» не может являться ни качествами клеток, ни их совокупностью.

Но тут особо эрудированные приводят контраргумент: «Хорошо, с костями и мышцами понятно, это действительно не может быть «Я», но ведь существуют нервные клетки! А они же на всю жизнь одни. Может быть «Я» - это сумма нервных клеток?»

Поразмышляем над этим вопросом вместе…

Состоит ли сознание из нервных клеток?

Материализм привык раскладывать на механические составляющие весь многоаспектный мир, «гармонию проверять алгеброй» (А.С. Пушкин). Самым наивным заблуждением воинствующего материализма в отношении личности является представление, что личность есть совокупность биологических качеств. Однако совмещение безличных предметов, будь они хоть атомами, хоть нейронами, не может породить личность и её ядро - «Я».

Как может быть этим сложнейшим «Я», чувствующим, способным на переживания, любовь, просто сумма специфических клеток организма вместе с протекающими биохимическим и биоэлектрическими процессами? Каким образом эти процессы могут формировать «Я»???

При условии, если бы нервные клетки составляли бы наше «Я», то мы бы ежедневно теряли часть своего «Я». С каждой умершей клеткой, с каждым нейроном, «Я» становилось бы меньше и меньше. С восстановлением клеток, оно бы возрастало в размерах.

Научные исследования, проведенные в разных странах мира доказывают, что, что нервные клетки, как и все остальные клетки человеческого организма, способны к регенерации (восстановлению). Вот что пишет серьезнейший биологический международный журнал Nature: «Сотрудники калифорнийского Института биологических исследований им. Солка обнаружили, что в мозгу взрослых млекопитающих рождаются полностью работоспособные молодые клетки, которые функционируют наравне с уже существующими нейронами. Профессор Фредерик Гэйдж и его коллеги также пришли к выводу, что ткани мозга быстрее всего обновляются у физически активных животных» 1

Это подтверждает публикация в еще одном авторитетнейшем, реферируемом биологическом журнале - Science: «В течение двух последних лет исследователи установили, что нервные и мозговые клетки обновляются, как и остальные в человеческом организме. Организм способен сам восстанавливать нарушения, относящиеся к нервному тракту», - говорит ученая Хелен М. Блон».

Таким образом, даже при полной смене всех (включая нервные) клеток организма, «Я» человека остаётся прежним, следовательно, оно не принадлежит постоянно меняющемуся материальному телу.

Почему-то в наше время необходимо настолько сложно доказывать то, что было очевидно и понятно еще древним. Ещё живший в III веке римский философ-неоплатоник Плотин писал: «Нелепо предполагать, что, раз ни одно из частей жизнью не обладает, то жизнь можно создать их совокупностью,.. к тому же совершенно невозможно, чтобы жизнь производило нагромождение частей, и чтобы ум порождало то, что ума лишено. Если кто-нибудь возразит, что это не так, а на самом деле душу образуют сошедшиеся вместе атомы, то есть неделимые на части тельца, то он будет опровергнут тем, что атомы сами по себе только лежат один подле другого, не образуя живого целого, ибо не может получиться единства и совместного чувствования из нечувствительных и не способных к объединению тел; а душа-то - чувствует сама себя» 2.

«Я» - это неизменное ядро личности, которое включает в себя многие переменные, но само не является переменным.

Скептик может выдвинуть последний отчаянный аргумент: «А может быть «Я» - это мозг?»

Является ли Сознание продуктом деятельности мозга? Что говорит наука?

Сказку про то, что наше Сознание является деятельностью мозга, многие слышали еще в школе. Необычайно широко распространено представление, что мозг - и есть по сути человек с его «Я». Большинство думает, что именно мозг воспринимает информацию из окружающего мира, перерабатывает ее и решает, как действовать в каждом конкретном случае, думают, что именно мозг делает нас живыми, дает нам личностность. А тело - не более чем скафандр, обеспечивающий деятельность центральной нервной системы.

Но эта сказка не имеет отношения к науке. Мозг в настоящее время глубоко изучен. Давно и хорошо изучены химический состав, отделы мозга, связи этих отделов с функциями человека. Изучены мозговая организация восприятия, внимания, памяти, речи. Изучены функциональные блоки мозга. Огромное количество клиник и научных центров изучают человеческий мозг больше сотни лет, для чего разработана дорогостоящая эффективная аппаратура. Но, открыв любой учебники, монографии, научные журналы по нейрофизиологии или нейропсихологии, Вы не встретите научных данных о связи мозга с Сознанием.

Для людей далеких от этой области знания это кажется удивительным. На самом деле ничего удивительного в этом нет. Просто никто и никогда не обнаружил связи мозга и самого центра нашей личности, нашего «Я». Конечно, ученые-материалисты этого всегда хотели. Проводились тысячи исследований и миллионы опытов, на это были затрачены многие миллиарды долларов. Усилия ученых не прошли даром. Благодаря этим исследованиям были открыты и изучены сами отделы мозга, установлена их связь с физиологическими процессами, очень многое удалось сделать для понимания нейрофизиологических процессов и феноменов, но самого главного сделать не удалось. Не удалось найти в мозге то место, которое и является нашим «Я». Не удалось даже, несмотря на крайне активную работу в этом направлении, сделать серьезного предположения, о том, как мозг может быть связан с нашим Сознанием.

Откуда же пошло предположение о том, что Сознание находится в мозге? Такое предположение выдвинул в середине 18 века известный электрофизиолог Дюбуа-Реймон (1818-1896). По своему мировоззрению Дюбуа-Реймон был одним из ярких представителей механистического направления. В одном из писем своему другу он писал, что «в организме действуют исключительно физико-химические законы; если с их помощью не все можно объяснить, то необходимо, используя физико-математические методы, либо найти способ их действия, либо принять, что существуют новые силы материи, равные по ценности физико-химическим силам» 3.

Но с ним не соглашался живший в одно время с Реймоном другой выдающейся физиолог Карл Фридрих Вильгельм Людвиг (Ludwig, 1816-1895), возглавлявший в 1869-1895 годах новый Физиологический институт в Лейпциге, который стал крупнейшим мировым центром в области экспериментальной физиологии. Основатель научной школы, Людвиг писал, что ни одна из существующих теорий нервной деятельности, включая и электрическую теорию нервных токов Дюбуа-Реймона, не может ничего сказать о том, как вследствие деятельности нервов становятся возможны акты ощущения. Заметим, что тут речь идет даже не о сложнейших актах сознания, а о гораздо более простых ощущениях. Если нет сознания, то ничего чувствовать и ощущать мы не можем.

Еще один крупнейший физиолог XIX века - выдающийся английский нейрофизиолог сэр Чарльз Скотт Шеррингтон, лауреат Нобелевской премии, говорил, что если не понятно, как психика возникает из деятельности мозга, то, естественно, столь же мало понятно, как она может оказывать какое-либо влияние на поведение живого существа, управление которым осуществляется посредством нервной системы.

В итоге и сам Дюбуа-Реймон пришел к такому выводу: «Как мы сознаем - мы не знаем и никогда не узнаем. И как бы мы ни углублялись в дебри внутримозговой нейродинамики, моста в царство сознания мы не перебросим». Реймон пришел к неутешительному для детерминизма выводу о невозможности объяснить Сознание материальными причинами. Он признал, «что здесь человеческий ум наталкивается на «мировую загадку», разрешить которую он никогда не сможет» 4.

Профессор Московского университета, философ А.И. Введенский в1914 г сформулировал закон «отсутствия объективных признаков одушевленности». Смысл этого закона в том, что роль психики в системе материальных процессов регуляции поведения абсолютно неуловима и не существует никакого мыслимого моста между деятельностью мозга и областью психических или душевных явлений, включая Сознание.

Крупнейшие специалисты по нейрофизиологии, лауреаты Нобелевской премии Дэвид Хьюбел и Торстен Визел признавали, что для того чтобы можно было утверждать связь мозга и Сознания, нужно понять, что считывает и декодирует информацию, которая приходит от органов чувств. Ученые признали, что это сделать невозможно.

Существует интересное и убедительное доказательство отсутствия связи между Сознанием и работой мозга, понятное даже людям, далеким от науки. Вот оно:

Предположим, что «Я» (Сознание) является результатом работы мозга. Как точно известно нейрофизиологам, человек может жить даже с одним полушарием мозга. При этом он будет иметь Сознание. У человека, который живет только с правым полушарием мозга, безусловно присутствует «Я» (Сознание). Соответственно можно сделать вывод, что «Я» не находится в левом, отсутствующем, полушарии. У человека с единственным функционирующим левым полушарием тоже есть «Я», следовательно «Я» не находится в правом полушарии, отсутствующем у данного человека. Сознание остаётся вне зависимости от того, какое полушарие удаляется. Значит, у человека нет области мозга, отвечающей за Сознание, ни в левом, ни в правом полушарии головного мозга. Приходится делать вывод, что присутствие сознания у человека не связано с определенными областями мозга.

Профессор, д.м.н. Войно-Ясенецкий описывает: «У молодого раненого я вскрыл огромный абсцесс (около 50 кубич. см, гноя), который, несомненно, разрушил всю левую лобную долю, и решительно никаких дефектов психики после этой операции я не наблюдал. То же самое я могу сказать о другом больном, оперированном по поводу огромной кисты мозговых оболочек. При широком вскрытии черепа я с удивлением увидел, что почти вся правая половина его пуста, а все левое полушарие мозга сдавлено, почти до невозможности его различить» 6.

В 1940 году доктор Августин Итуррича сделал сенсационное заявление в Антропологическом обществе в Сукре (Боливия). Он и доктор Ортиз долго изучали историю болезни 14-летнего мальчика, пациента из клиники доктора Ортиза. Подросток находился там с диагнозом «опухоль мозга». Юноша сохранял Сознание до самой кончины, жаловался только на головную боль. Когда после его смерти произвели патологоанатомическое вскрытие, то доктора были изумлены: вся мозговая масса оказалась полностью отделена от внутренней полости черепной коробки. Большой нарыв захватил мозжечок и часть головного мозга. Осталось совершенно непонятно, каким образом сохранялось мышление у больного мальчика.

Факт, что сознание существует независимо от мозга, подтверждают и исследования, проведенные недавно голландскими физиологами под руководством Пима ван Ломмеля. Результаты широкомасштабного эксперимента были опубликованы в авторитетнейшем биологическом английском журнале «The Lancet». «Сознание существует даже после того, как мозг перестал функционировать. Иными словами, Сознание «живет» само по себе, абсолютно самостоятельно. Что же касается головного мозга, то это вовсе не мыслящая материя, а орган, как и любой другой, выполняющий строго определенные функции. Очень может быть, мыслящей материи, даже в принципе, не существует, заявил руководитель исследования знаменитый ученый Пим ван Ломмель» 7.

Еще один аргумент, доступный для понимания неспециалистов приводит профессор В.Ф. Войно-Ясенецкий: «В войнах муравьев, не имеющих головного мозга, явно обнаруживается преднамеренность, а следовательно и разумность, ничем не отличающаяся от человеческой» 8. Это действительно удивительный факт. Муравьи решают довольно сложные задачи по выживанию, строительству жилья, обеспечению себя питанием, т.е. обладают определенной разумностью, но не имеют мозга вообще. Заставляет задуматься, не правда ли?

Нейрофизиология не стоит на месте, а является одной из самых динамично развивающихся наук. Об успехах изучения мозга говорят методы и масштаб исследований Изучаются функции, участки мозга, все подробнее и подробнее выясняется его состав. Несмотря на титаническую работу по изучению мозга, мировая наука сегодня так же далека от понимания того, что из себя представляют творчество, мышление, память и какова их связь с самим мозгом.

Какова же природа Сознания?

Придя к пониманию того, что Сознания нет внутри тела, наука делает естественные выводы о нематериальной природе сознания.

Академик П.К. Анохин: «Ни одну из «мыслительных» операций, которые мы приписываем «разуму», до сих пор не удалось прямо связать с какой-то частью мозга. Если мы в принципе не можем понять, как именно психическое возникает вследствие деятельности мозга, то не логичнее ли думать, что психика вообще не есть по своей сущности функция мозга, а представляет проявление каких-то иных - нематериальных духовных сил?» 9

В конце XX века создатель квантовой механики, лауреат Нобелевской премии Э. Шредингер писал, что природа связи некоторых физических процессов с субъективными событиями (к которым относится Сознание) лежит «в стороне от науки и за пределами человеческого понимания».

Крупнейший современный нейрофизиолог, лауреат Нобелевской премии по медицине Дж. Экклз развил мысль о том, что на основе анализа деятельности мозга невозможно выяснить происхождение психических явлений, и этот факт легко может быть истолкован в том смысле, что психика вообще не является функцией мозга. По мнению Экклза, ни физиология, ни теория эволюции не могут пролить свет на происхождение и природу сознания, которое абсолютно чуждо всем материальным процессам во Вселенной. Духовный мир человека и мир физических реальностей, включая деятельность мозга, - это совершенно самостоятельные независимые миры, которые лишь взаимодействуют и в какой-то мере влияют друг на друга. Ему вторят такие крупные специалисты, как Карл Лешли (американский ученый, директор лаборатории биологии приматов в Ориндж-Парке (шт. Флорида), изучавший механизмы работы мозга) и доктор Гарвардского университета Эдвард Толмен.

Со своим коллегой, основоположником современной нейрохирургии Уайлдером Пенфилдом, выполнившим свыше 10 000 операций на мозге, Экклз написал книгу «Тайна человека» 10. В ней авторы прямо заявляют, что «нет никаких сомнений в том, что человеком управляет НЕЧТО, находящееся за пределами его тела». «Я могу экспериментально подтвердить, - пишет Экклз, - что работа сознания не может быть объяснена функционированием мозга. Сознание существует независимо от него извне».

По глубокому убеждению Экклза, сознание не может быть предметом научного исследования. По его мнению, появление сознания, так же как и возникновение жизни, является высшей религиозной тайной. В своем докладе нобелевский лауреат опирался на выводы книги «Личность и мозг», написанной совместно с американским философом-социологом Карлом Поппером.

Уилдер Пенфилд в результате многолетнего изучения деятельности мозга тоже пришел к выводу, что «энергия разума отличается от энергии мозговых нейронных импульсов» 11.

Академик Академии медицинских наук РФ, директор Научно исследовательского института Мозга (РАМН РФ), нейрофизиолог с мировым именем, профессор, д.м.н. Наталья Петровна Бехтерева: «Гипотезу о том, что мозг человека лишь воспринимает мысли откуда-то извне, я впервые услышала из уст нобелевского лауреата, профессора Джона Экклза. Конечно, тогда это показалось мне абсурдным. Но потом исследования, проводимые в нашем Санкт-Петербургском НИИ мозга, подтвердили: мы не можем объяснить механику творческого процесса. Мозг может генерировать лишь самые простые мысли типа, как перевернуть страницы читаемой книги или помешать сахар в стакане. А творческий процесс - это проявление совершенно нового качества. Как верующий человек, я допускаю участие Всевышнего в управлении мыслительным процессом» 12.

Наука постепенно приходит к выводу, что мозг является не источником мысли и сознания, а самое большее - их ретранслятором.

Профессор С. Гроф так говорит об этом: «представьте, что у вас сломался телевизор и вы вызвали телемастера, который, покрутив разные ручки, его настроил. Вам же не приходит в голову, что все эти станции сидят в этом ящике» 13.

Еще в 1956 г. выдающейся крупнейший ученый-хирург, доктор медицинских наук, профессор В.Ф. Войно-Ясенецкий считал, что наш мозг не только не связан с Сознанием, но и даже мыслить не способен самостоятельно, так как психический процесс вынесен за его пределы. В своей книге Валентин Феликсович утверждает, что «мозг не орган мысли, чувств», и что «Дух выступает за пределы мозга, определяя его деятельность, и все наше бытие, когда мозг работает как передатчик, принимая сигналы и передавая их к органам тела» 14.

К таким же выводам пришли английские исследователи Питер Фенвик из Лондонского института психиатрии и Сэм Парния из Центральной клиники Саутгемптона. Они обследовали пациентов, возвратившихся к жизни после остановок сердца, и установили, что некоторые из них точно пересказывали содержание разговоров, которые вел медицинский персонал, пока те пребывали в состоянии клинической смерти. Другие давали точное описание произошедших в этот временной отрезок событий. Сэм Парния утверждает, что мозг, как любой другой орган человеческого тела, состоит из клеток и не способен мыслить. Однако он может работать как устройство, обнаруживающее мысли, т.е. как антенна, с помощью которой становится возможен прием сигнала извне. Ученые предположили, что во время клинической смерти действующее независимо от головного мозга Сознание использует его как экран. Как телеприемник, который вначале принимает попадающие в него волны, а затем преобразует их в звук и изображение.

Если мы выключаем радио, то это не значит, что радиостанция прекращает свое вещание. То есть после смерти физического тела Сознание продолжает жить.

Факт продолжения жизни Сознания после смерти тела подтверждает и академик РАМН, директор НИИ Мозга человека, профессор Н.П. Бехтерева в своей книге «Магия мозга и лабиринты жизни». Кроме обсуждения сугубо научной проблематики, в данной книге автор приводит также и свой личный опыт столкновения с посмертными феноменами.

Наталья Бехтерева, рассказывая о встрече с болгарской ясновидящей Вангой Димитровой, вполне определенно высказывается по этому поводу в одном из своих интервью: «Пример Ванги абсолютным образом убедил меня в том, что существует явление контакта с умершими», и еще цитата из ее книги: «Я не могу не верить тому, что слышала и видела сама. Ученый не имеет права отвергать факты (если он ученый!) только потому, что они не вписываются в догму, мировоззрение» 12.

Первое последовательное описание посмертной жизни, основанное на научных наблюдениях, было дано шведским ученым и естествоиспытателем Эммануэлем Сведенборгом. Затем эту проблему серьезно изучали известнейшая врач-психиатр Элизабет Кюблер Росс, не менее известный психиатр Раймонд Моуди, добросовестные ученые академики Оливер Лодж15,16, Уильям Крукс17, Альфред Уоллес, Александр Бутлеров, профессор Фридрих Майерс18, американский врач-педиатр Мелвин Морз. Среди серьезных и систематических исследователей вопроса умирания следует указать профессора медицины при университете Эмори и штатного врача в госпитале для ветеранов в городе Атланта д-ра Майкла Сабома, очень ценно также систематическое исследование психиатра Кэннета Ринга, занимался изучением этой проблемы доктор медицины врач - реаниматолог Мориц Роолингз, наш современник, танатопсихолог А.А. Налчаджян. Много работал над пониманием этой проблемы с точки зрения физики известный советский ученый, крупнейший специалист в области термодинамических процессов, член – корреспондент Академии Наук Республики Беларусь Альберт Вейник. Значительный вклад в изучение околосмертного опыта внес знаменитый во всем мире американский психолог чешского происхождения, основатель трансперсональной школы психологии д-р Станислав Гроф.

Многообразие накопленных наукой фактов неоспоримо доказывает, что после физической смерти каждый из ныне живущих наследует иную реальность, сохраняя свое Сознание.

Несмотря на ограниченность нашей возможности в познании этой реальности при помощи материальных средств, на сегодняшний день существует ряд ее характеристик, полученных при помощи экспериментов и наблюдений ученых, исследующих эту проблему.

Эти характеристики были перечислены А.В. Михеевым, научным сотрудником Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета в его докладе на международном симпозиуме «Жизнь после смерти: от веры к знанию»который проходил 8-9 апреля 2005 года в Санкт-Петербурге:

«1. Существует так называемое «тонкое тело», являющееся носителем самосознания, памяти, эмоций и «внутренней жизни» человека. Это тело существует… после физической смерти, являясь на время существования физического тела его «параллельной компонентой», обеспечивающей вышеуказанные процессы. Физическое тело - лишь посредник для их проявления на физическом (земном) уровне.

2. Жизнь индивидуума не заканчивается текущей земной смертью. Выживание после смерти - естественный закон для человека.

3. Следующая реальность разделена на большое количество уровней, различающихся по частотным характеристикам их составляющих.

4. Местоназначение человека при посмертном переходе определяется его настройкой на определенный уровень, являющейся суммарным результатом его мыслей, чувств и поступков при жизни на Земле. Подобно тому, как спектр электромагнитного излучения, испускаемого химическим веществом, зависит от его состава, точно также посмертное местоназначение человека определяется «составной характеристикой» его внутренней жизни.

5. Понятия «Рай и Ад» отражают две полярности, возможных посмертных состояний.

6. Кроме подобных полярных состояний, имеет место ряд промежуточных. Выбор адекватного состояния автоматически определяется мыслительно-эмоциональным «паттерном», сформированным человеком при земной жизни. Именно поэтому негативные эмоции, насилие, стремление к разрушению и фанатизм, чем бы они не оправдывались внешне, в этом отношении крайне губительны для дальнейшей судьбы человека. Это является твердым обоснованием для персональной ответственности и следования этическим принципам» 19.

Все вышеприведенные аргументы просто удивительно совпадают с религиозными знаниями всех традиционных религий. Это повод отбросить сомнения и определиться. Не правда ли?

1. Cell polarity: From embryo to axon // Nature Magazine. 27.08. 2003. Vol. 421, N 6926. P 905-906 Melissa M. Rolls and Chris Q. Doe

2. Плотин. Эннеады. Трактаты 1-11., «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шичалина, Москва, 2007.

3. Du Bois-Reymond E. Gesammelte Abhandlungen zur allgemeinen Muskel- und Nervenphysik. Bd. 1.

Leipzig: Veit & Co., 1875. P. 102

4. Du Bois-Reymond, E. Gesammelte Abhandlungen zur allgemeinen Muskel- und Nervenphysik. Bd. 1. P. 87

5. Кобозев Н. И. Исследования в области термодинамики процессов информации и мышления. М.: Изд-во МГУ, 1971. С. 85.

6, Войно-Ясенецкий В. Ф. Дух, душа и тело. ЗАО «Броварская типография», 2002. С. 43.

7. Near-death experience in survivors of cardiac arrest: a prospective study in the Netherlands; Dr Pirn van Lommel MD, Ruud van Wees PhD, Vincent Meyers PhD, Ingrid Elfferich PhD // The Lancet. Dec 2001 2001. Vol 358. No 9298 P. 2039-2045.

8. Войно-Ясенецкий В. Ф. Дух, душа и тело. ЗАО «Броварская типография», 2002 С. 36.

9/ Анохин П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. Избранные труды. Москва, 1979, стр 455.

10. Eccles J. The human mystery.

Berlin: Springer 1979. P. 176.

11. Penfield W. The mystery of the mind.

Princeton , 1975. P. 25-27

12..Меня благословили на изучение «Зазеркалья». Интервью Н.П. Бехтеревой газете «Волжская правда», 19 марта 2005 года.

13. Гроф С. Холотропное сознание. Три уровня человеческого сознания и их влияние на нашу жизнь. М.: АСТ; Ганга, 2002. С. 267.

14. Войно-Ясенецкий В. Ф. Дух, душа и тело. ЗАО «Броварская типография», 2002 С.45.

15. Lodge O. Raymond or life and death.

London 1916

16. Lodge O. The survival of man.

London 1911

17. Crookes W. Researches in the phenomena of spiritualism.

London , год 1926 P. 24

18. Myers. Human personality and its survival of bodily death.

London , год 1sted.1903 P. 68

19. Михеев А. В. Жизнь после смерти: от веры к знанию

Журнал «Сознание и физическая реальность», № 6, 2005 г. и в тезисах докладов международного симпозиума «Ноосферные инновации в культуре, образовании, науке, технике, здравоохранении», 8 - 9 апреля 2005 года, Санкт - Петербург.

Есть ли жизнь после смерти — Факты и доказательства

— Есть ли загробная жизнь?

— Есть ли загробная жизнь?
— Факты и доказательства
— Реальные истории клинической смерти
— Научный взгляд на смерть

Жизнь после смерти, или загробная жизнь - религиозно-философское представление о продолжении сознательной жизни человека после смерти. В большинстве случаев подобные представления обусловлены верой в бессмертие души, характерной для большинства религиозных и религиозно-философских мировоззрений.

Среди основных представлений:

1) воскрешение мёртвых - люди будут воскрешены Богом после смерти;
2) реинкарнация - душа человека возвращается в материальный мир в новых воплощениях;
3) посмертное воздаяние - после смерти душа человека попадает в ад или рай в зависимости от земной жизни человека. (Также читайте о .)

Врачи отделения реанимации одной из канадских больниц зарегистрировали необычный случай. Они отключили систему поддержки жизнеобеспечения у четырех терминальных пациентов. У троих из них мозг вел себя нормальным образом – вскоре после отключения перестал работать. У четвертого пациента мозг испускал волны еще 10 минут и 38 секунд, несмотря на то, что медики констатировали его смерть, воспользовавшись тем же комплексом мероприятий, что и в случаях его «коллег».

Мозг четвертого больного как будто находился в глубоком сне, хотя его тело не показывало никаких признаков жизни – ни пульса, ни кровяного давления, ни реакции на свет. Ранее мозговые волны были зарегистрированы у крыс после обезглавливания, но в тех ситуациях волна была всего одна.

— Есть ли жизнь после смерти?! Факты и доказательства

— Научный взгляд на смерть

В Сиэтле биолог Марк Рот ставит эксперименты, погружая животных в искусственный анабиоз с помощью химических соединений, которые замедляют сердцебиение и метаболизм до уровней, схожих с теми, которые наблюдаются во время спячки. Его цель - сделать людей, столкнувшихся с инфарктом, «немножко бессмертными», пока они не преодолеют последствия кризиса, поставившего их на грань жизни и смерти.

В Балтиморе и Питтсбурге команды травматологов под руководством хирурга Сэма Тишермана проводят клинические испытания, в ходе которых пациентам с огнестрельными и ножевыми ранениями понижают температуру тела, чтобы замедлить кровотечение на период, необходимый, чтобы наложить швы. Эти врачи используют холод с той же целью, что Рот - химические соединения: он позволяет на время «убить» пациентов, чтобы в конечном итоге спасти им жизнь.

В Аризоне специалисты по криоконсервации хранят тела более 130 своих клиентов в замороженном состоянии - это тоже разновидность «пограничной зоны». Они надеются, что когда-нибудь в отдаленном будущем, может быть, через несколько столетий, этих людей можно будет разморозить и оживить, а медицина к тому времени будет способна вылечить болезни, от которых они скончались.

В Индии нейробиолог Ричард Дэвидсон изучает буддийских монахов, впавших в состояние, известное как тукдам, при котором биологические признаки жизни исчезают, однако тело, кажется, не подвергается разложению неделю или дольше. Дэвидсон пытается зафиксировать в мозге этих монахов какую-то активность, надеясь выяснить, что происходит после того, как прекращается кровообращение.

А в Нью-Йорке Сэм Парниа с воодушевлением рассказывает о возможностях «отсроченной реанимации». По его словам, сердечно-легочная реанимация действует лучше, чем принято считать, и при определенных условиях - когда температура тела понижена, непрямой массаж сердца правильно регулируется по глубине и ритму, а кислород подается медленно, чтобы избежать повреждения тканей, - некоторых пациентов можно вернуть к жизни даже после того, как у них уже несколько часов не билось сердце, и часто - без долгосрочных негативных последствий. Сейчас доктор исследует один из самых таинственных аспектов возвращения из мертвых: почему так много людей, перенесших клиническую смерть, описывают, как их сознание отделялось от тела? Что эти ощущения могут поведать нам о природе «пограничной зоны» и о самой смерти?

Материал подготовлен Дилярой специально для сайт

Начало ХХI столетия — было опубликовано исследование, которое провел Питер Фенвик из Лондонского института психиатрии и Сэм Парин из Центральной клиники Саутгемптона. Исследователи получили неопровержимые доказательства того, что человеческое сознание не зависит от деятельности мозга и не перестает жить, когда все процессы в мозге уже остановились.

В рамках эксперимента, учеными были изучены истории болезни и лично опрошены 63 кардиологических больных, которые пережили клиническую смерть. Выяснилось, что 56 возвратившихся с того света не помнили ничего. Они лишились сознания и пришли в себя в больничной палате. Но семеро пациентов сохранили четкие воспоминания о пережитом . Четверо утверждали, что их охватило чувство спокойствия и радости, ускорилось течение времени, ощущение своего тела не исчезало, настроение улучшилось, даже стало возвышенным. Потом появился яркий свет, как свидетельство перехода в иной мир. Немного позднее появились мифические существа, которые были похожи на ангелов или святых. Пациенты находились в течении некоторого времени в ином мире, а после возвратились в нашу реальность.

Отметим, что эти люди вовсе не были набожны. К примеру, трое сказали, что вообще не посещают церковь. Следовательно, объяснить такого рода сообщения религиозным фанатизмом не выйдет.

Но сенсационным в исследовании ученых было вовсе другое. Тщательно изучив медицинскую документацию пациентов, врачи вынесли вердикт – сложившееся мнение о прекращении работы головного мозга из-за дефицита кислорода ошибочно. Ни у кого из побывших в состоянии клинической смерти не зафиксировали существенного понижения содержания живительного газа в тканях центральной нервной системы.

Ошибочной была и еще одна гипотеза: будто видение может вызвать нерациональная комбинация медикаментов, применяемых во время реанимации. Все было сделано строго по стандарту.

Сэм Парина уверяет, что приступал к эксперименту, как скептик, но сейчас уверен на все сто — «тут что-то есть». «Опрошенные переживали свои невероятные состояния в то время, когда мозг уже не функционировал и потому был не способен воспроизводить какие-то воспоминания».

По мнению британского ученого, человеческое сознание не является функцией мозга. А раз это так, поясняет Питер Фенвик, «сознание вполне способно продолжать свое существование и после смерти физического тела».

«Когда мы проводим исследования мозга, — писал Сэм Парина, — то ясно видно: клетки мозга по своему строению в принципе не имеют отличий от остальных клеток организма. Они так же вырабатывают белок и другие химические вещества, но они не способны создать субъективные мысли и образы, которые мы определяем как сознание человека. В конце концов, наш мозг необходим нам только как приемник-преобразователь. Он работает как некий «живой телевизор»: вначале воспринимает волны, попадающие в него, а после преобразует их в изображение и звук, из которых складываются целостные картины».

Позднее, в декабре 2001 г., трое ученых из госпиталя Рийенстэйт (Голландия) под началом Пима Ван Ломмеля провели самое масштабное на сегодня исследование людей, которые пережили клиническую смерть. Результаты опубликовали в статье «Около-смертельный опыт выживших» после остановки сердца: целенаправленное изучение специально сформированной группы в Нидерландах в британском медицинском журнале «Ланцет». Голландские исследователи пришли к аналогичным выводам, что и их британские коллеги из Саутгемптона.

Основываясь на статистических данных, полученных за десятилетие, исследователями было установлено: видения посещают далеко не всех, переживших клиническую смерть. Лишь 62 пациента (18 %) из 344, перенесших 509 реанимаций, сохранили четкие воспоминания о пережитом околосмертном опыте».

  • Во время клинической смерти больше половины пациентов испытывали положительные эмоции.
  • Осознание факта собственной смерти было отмечено в 50 % случаев.
  • В 32 % происходили встречи с умершими людьми.
  • О прохождении сквозь тоннель рассказывали 33 % умиравших.
  • Картины инопланетного ландшафта видели почти столько же реанимированных.
  • Феномен выхода из тела (когда человек смотрит на себя со стороны) испытали 24 % опрошенных.
  • Ослепительную вспышку света зафиксировали такое же число возвращенных к жизни.
  • В 13 % случаев реанимированные наблюдали проносящиеся чередой картины прожитой жизни.
  • Рассказывали о видении границы между миром живых и мертвых, меньше 10 % опрошенных.
  • Ни кто из переживших клиническую смерть не сообщил об устрашающих или неприятных ощущениях.
  • Особо впечатляет тот факт, что о визуальных впечатлениях говорили слепые от рождения люди, они буквально дословно повторяли повествования зрячих.

Небезынтересным будет заметить, что несколько ранее доктор Ринг из Америки делал попытки выяснить содержание предсмертных видений слепых от рождения. Он вместе с коллегой Шэрон Купер записал свидетельства 18 человек, слепых, которые по каким-то причинам оказались в состоянии “временной смерти”.

По свидетельствам опрошенных, предсмертные видения были для них единственной возможностью понять, что значить «видеть».

Одна из реанимированных Вики Юмипег пережила « » в госпитале. Вики откуда-то сверху смотрела на свое тело лежавшее на операционном столе, и на бригаду врачей, проводивших реанимационные мероприятия. Так она впервые увидала и поняла, что такое свет.

Слепой от рождения Мартин Марш, испытавший похожие предсмертные видения, запомнил больше всего разнообразие красок окружающего мира. Мартин уверен, что посмертный опыт помог ему понять, каким видят мир зрячие люди.

Но возвратимся к исследованиям ученых из Голландии. Ими была поставлена цель точно определить, когда людей посещают видения: во время клинической смерти или в период работы мозга. Ван Ламмель с коллегами заявляют, что это им удалось сделать. Заключение исследователей — видения наблюдаются именно во время «отключения» центральной нервной системы. В результате чего, было показано, что сознание существует в независимости от работы головного мозга.

Пожалуй, наиболее удивительным Ван Ламмель считает случай, зафиксированный одной из его коллег. Пациента, доставили в реанимацию. Реанимационные мероприятия были безуспешны. Мозг погиб, энцефалограмма выдавала прямую линию. Было решено применить интубацию (ввести в гортань и трахею трубку для искусственной вентиляции и восстановления проходимости дыхательного пути). Во рту пациента стоял зубной протез. Врач достал его и положила в ящик стола. Через полтора часа у больного возобновилось сердцебиение и пришло в норму кровяное давление. А спустя неделю, когда та же врач зашла в палату, реанимированный заявил ей «Вы знаете, где мой протез! Вы вытащили мои зубы и положили их в выдвижной ящик столика на колесах!». При тщательном опросе выяснилось, что прооперированный наблюдал себя сверху лежащим на операционном столе. Он в подробностях описал палату и действия медиков во время своей смерти. Человек очень боялся, что врачи прекратят его оживлять, и всячески пытался дать понять им, что он жив…

Свою уверенность в том, что сознание способно существовать отдельно от мозга, голландские ученые подтверждают чистотой экспериментов. Для исключения возможность появления так называемых ложных воспоминаний (случаи, когда человек, услыхав от других рассказы о видениях при клинической смерти, вдруг «вспоминает» то, чего сам не переживал), религиозного фанатизма и других подобных случаев, ученые тщательно изучили все факторы, которые способны оказать влияние на отчеты пострадавших.

Все опрашиваемые были психически здоровы. Это были мужчины и женщины в возрасте от 26 до 92 лет, имеющие различный уровень образования, верующие и не верящие в Бога. Одни ранее слыхали о «посмертном опыте», другие — нет.

Общие выводы исследователей из Голландии таковы:

  • Посмертные видения у человека появляются во время приостановки работы головного мозга.
  • Их невозможно объяснить недостатком кислорода в клетках центральной нервной системы.
  • На глубину «околосмертных переживаний» большое влияние оказывают пол и возраст человека. Женщины как правило испытывают более сильные ощущения, чем мужчины.
  • Большинство реанимированных, которые имели более глубокий «посмертный опыт», погибали в течение месяца после реанимационных мероприятий.
  • Опыт умирания слепых от рождения не отличаются от впечатлений зрячих.

Все вышесказанное дает основания утверждать, что в настоящий момент ученые вплотную подошли к научному обоснованию бессмертия души.

Нам же остается сделать самую малость осознать, что смерть – это только пересадочная станция на границе между двух Миров, и побороть страх перед ее неизбежностью.

Возникает вопрос: куда же попадает душа после смерти человека?

«Если вы умерли, прожив неправедную жизнь, то в ад не попадете, а вечно будете находиться на земном плане в наихудшие периоды человечества. Если же ваша жизнь была безупречна, то и в этом случае окажетесь на Земле, но в век, где нет места насилию и жестокости».

Это мнение французского психотерапевта Мишеля Лерье, автора книги «Вечность в прошлой жизни». В этом он убедился благодаря многочисленным интервью и гипнотическим сеансам с людьми, побывавшими состоянии клинической смерти.

С точки зрения физики, то она не может возникать из ниоткуда и бесследно исчезать. Энергия должна переходить в другое состояние. Получается, душа не исчезает в никуда. Так может, этот закон и отвечает на вопрос, который мучает человечество уже множество веков: есть ли жизнь после смерти?

Что происходит с человеком после его кончины?

В индуистских ведах сказано, что всякое живое существо имеет два тела: тонкое и грубое, а взаимодействие между ними происходит только благодаря душе. И вот, когда грубое (то есть физическое) тело изнашивается, душа переходит в тонкое, поэтому грубое умирает, а тонкое ищет для себя новое. Следовательно, происходит перерождение.

Но иногда случается так, что, казалось бы, физическое тело умерло, но некоторые его фрагменты продолжают жить. Наглядная иллюстрация этого феномена – мумии монахов. Несколько таких существует на Тибете.

В это трудно поверить, но, во-первых, их тела не разлагаются, а, во-вторых, у них растут волосы и ногти! Хотя, конечно, никаких признаков дыхания и сердцебиения нет. Получается, что в мумии есть жизнь? Но современная техника не может уловить эти процессы. А вот энерго-информационное поле измерить можно. И оно у подобных мумий в разы выше, чем у обычного человека. Значит, душа еще жива? Как это объяснить?

Ректор Международного института Социальной Экологии, Вячеслав Губанов, делит смерть на три типа:

  • Физическая;
  • Личностная;
  • Духовная.

По его мнению человек представляет собой соединение трех элементов: Духа, Личности и физического тела. Если про тело все понятно, то вопросы возникают по поводу первых двух составляющих.

Дух – тонко-материальный объект, который представлен на казуальном плане существования материи. То есть это некая субстанция, которая двигает физическим телом, чтобы выполнить те или иные кармические задачи, получить необходимый опыт.

Личность – образование на ментальном плане существования материи, которое реализует свободу воли. Другими словами, это комплекс психологических качеств нашего характера.

Когда умирает физическое тело, сознание, по мнению ученого, просто переносится на более высокий уровень существования материи. Получается, что это и есть жизнь после смерти. Люди, которые сумели на некоторое время перенестись на уровень Духа, а потом вернулись к своему физическому телу, существуют. Это те, кто пережил «клиническую смерть» или кому.

Реальные факты: что чувствуют люди после ухода в иной мир?

Сэм Парниа, врач из одного английского госпиталя, решил провести эксперимент, чтобы узнать, что чувствует человек после смерти. По его указанию в некоторых операционных под потолком повесили несколько досок с нарисованными на них цветными картинками. И каждый раз, когда у пациента останавливалось сердце, дыхание и пульс, а потом удавалось вернуть его к жизни, врачи записывали все его ощущения.

Одна из участниц этого эксперимента, домохозяйка из Саутхэмптона, рассказала следующее:

«Я потеряла сознание в одном из магазинов, пошла туда за продуктами. Очнулась во время операции, но поняла, что парю над своим собственным телом. Там столпились врачи, они что-то делали, разговаривали между собой.

Я посмотрела направо и увидела больничный коридор. Там стоял мой кузен и разговаривал по телефону. Я услышала, как он говорит кому-то, что я купила слишком много продуктов, и сумки оказались настолько тяжелыми, что мое больное сердце не выдержало. Когда я очнулась, и мой брат подошел ко мне, я рассказала ему об услышанном. Он тут же побледнел и подтвердил, что говорил об этом в то время, пока я была без сознания».

Чуть меньше половины больных в первые секунды отлично помнили то, что происходило с ними, когда они были без сознания. Но вот что удивительно, ни один из них не видел рисунков! Зато пациенты рассказали, что за время «клинической смерти» совсем не было болевых ощущений, зато они погружались в спокойствие и блаженство. В какой-то момент они подходили к концу туннеля или воротам, где им нужно было решить, переступать эту черту или вернуться обратно.

Но как понять, где находится эта черта? И когда душа переходит из физического тела в духовное? На этот вопрос постарался ответить наш соотечественник, доктор технических наук Коротков Константин Георгиевич.

Он провел невероятный эксперимент. Суть его состояла в том, чтобы исследовать тела только что с помощью кирлиан-фотографий. Кисть покойного каждый час фотографировали в газоразрядной вспышке. Затем данные переносились на компьютер, и там проводился анализ по необходимым показателям. Такая съемка проходила в течение трех-пяти дней. Возраст, пол умерших и характер смерти были самые разные. В итоге все данные удалось разделить на три вида:

  • Амплитуда колебания была совсем небольшой;
  • Такая же, только с ярко выраженным пиком;
  • Большая амплитуда с продолжительными колебаниями.

И как ни странно каждому типу смерти подходил один-единственный вид полученных данных. Если соотнести характер смерти и амплитуду колебаний кривых, то получилось, что:

  • первый вид соответствует естественной смерти пожилого человека;
  • второй – случайная смерть в результате несчастного случая;
  • третий – неожиданная смерть или самоубийство.

Но больше всего Короткова поразило то, что он умерших, а колебания в течение некоторого времени все равно были! А ведь это соответствует только живому организму! Получается, что приборы показали жизнедеятельность по всем физическим данным умершего человека .

Время колебаний также разделили на три группы:

  • При естественной смерти – от 16 до 55 часов;
  • При случайной смерти – видимый скачок происходит либо через восемь часов, либо в конце первых суток, а через двое суток колебания сходят на нет.
  • При неожиданной смерти – амплитуда становится меньше только к концу первого дня, а совсем исчезает к концу второго. Кроме того было замечено, что в промежуток времени с девяти вечера до двух-трех часов ночи наблюдаются самые интенсивные всплески.

Подводя итог эксперименту Короткова, можно сделать вывод, что, действительно, даже физически мертвое тело без дыхания и сердцебиения не мертво — астрально .

Не зря ведь во многих традиционных религиях существует определенный промежуток времени. В христианстве, например, это девять и сорок дней. Но что делает душа в это время? Тут мы можем только догадываться. Возможно, она путешествует между двумя мирами, или решается ее дальнейшая судьба. Не зря, наверное, существует обряд отпевания и молитвы за душу . Люди считают, что о мертвом нужно говорить либо хорошо, либо никак. Скорее всего, наши добрые слова помогают душе совершать трудный переход от физического тела к духовному.

Кстати, тот же Коротков рассказывает еще несколько удивительных фактов. Каждую ночь он спускался в морг, чтобы провести необходимые замеры. И первый раз, когда он пришел туда, то ему сразу показалось, что за ним кто-то следит. Ученый оглянулся, но никого не увидел. Он никогда не считал себя трусом, однако в тот момент стало по-настоящему страшно.

Константин Георгиевич чувствовал на себе пристальный взгляд, но ведь в комнате кроме него и умершего не было никого! Тогда он решил установить, где же находится этот невидимый кто-то. Он делал шаги по комнате, и, наконец, определил, что сущность находиться неподалеку от тела покойника. В последующие ночи было также страшно, но Коротков все же обуздал свои эмоции. Еще он рассказывал, что на удивление, достаточно быстро уставал при подобных замерах. Хотя днем эта работа для него не была утомительной. Казалось, что кто-то высасывает из него энергию.

Существует ли рай и ад — исповедь покойника

Но что же происходит с душой после того, как она окончательно покинет физическое тело? Здесь стоит привести рассказ еще одного очевидца. Сандра Эйлинг работает медсестрой в Плимуте. В один из дней она смотрела дома телевизор и вдруг почувствовала сдавливающую боль в груди. Позже оказалось, что у нее произошла закупорка сосудов, и она могла умереть. Вот что Сандра рассказала о своих ощущениях в тот момент:

«Мне показалось, что я лечу на огромной скорости по вертикальному тоннелю. Оглянувшись, увидела огромное количество лиц, только они были искажены в отвратительные гримасы. Мне стало страшно, но вскоре я пролетела мимо них, они остались позади. Я летела к свету, но все никак не могла до него добраться. Как будто он отдалялся от меня все больше и больше.

Вдруг в один момент мне почудилось, что вся боль ушла. Стало хорошо и спокойно, меня объяло ощущение умиротворения. Правда, длилось это недолго. В один момент я резко почувствовала собственное тело и вернулась в реальность. Меня отвезли в больницу, но я все думала о тех ощущениях, что испытала. Страшные лица, которые я видела, наверняка, были адом, а свет и ощущение блаженства — раем».

Но тогда как же можно объяснить теорию реинкарнации? Она существует вот уже многие тысячелетия.

Реинкарнация — перерождение души в новом физическом теле. Этот процесс подробно описал известный психиатр Ян Стивенсон.

Он изучил более двух тысяч случаев реинкарнации и пришел к выводу, что человек в своем новом воплощении будет обладать теми же физическими и физиологическими особенностями, что и в прошлом. Например, бородавками, шрамами, веснушками. Даже картавость и заикание можно пронести через несколько перевоплощений.

Стивенсон выбрал гипноз для того, чтобы узнать то, что происходило с его пациентами в прошлых жизнях. У одного мальчика была странный шрам на голове. Благодаря гипнозу он вспомнил, что в прошлой жизни ему проломили голову топором. По его описаниям Стивенсон отправился искать людей, которые могли знать об этом мальчике в его прошлой жизни. И ему улыбнулась удача. Но каково же было удивление ученого, когда он узнал, что, действительно, в том месте, на которое ему указал мальчик, раньше жил мужчина. И умер он именно от удара топором.

Другой участник эксперимента родился почти без пальцев. И снова Стивенсон погрузил его в гипноз. Так он узнал, что в прошлом воплощении человек получил травму при работе на поле. Психиатр нашел людей, которые подтвердили ему, что был мужчина, который случайно засунул руку в комбайн, и ему отрезало пальцы.

Так как понять, уйдет ли душа после смерти физического тела в рай или ад, либо переродится? Свою теорию предлагает Э. Баркер в книге «Письма живого усопшего». Он сравнивает физическое тело человека с шитиком (личинкой стрекозы), а духовное – с самой стрекозой. По мнению исследователя, физическое тело ходит по земле, как личинка по дну водоема, а тонкое подобно стрекозе парит в воздухе.

Если человек «отработал» все необходимые задачи в своем физическом теле (шитике), то он «превращается» в стрекозу и получает уже новый список, только на более высоком уровне, уровне материй. Если же он не отработал предыдущие задачи, то происходит реинкарнация, и человек перерождается в другом физическом теле.

При этом душа хранит воспоминания о всех своих прошлых жизнях и переносит ошибки в новую. Поэтому чтобы разобраться в том, почему происходят те или иные неудачи, люди идут к гипнотизерам, которые помогают им вспомнить, что было в тех, прошлых, жизнях. Благодаря этому люди начинают более осознанно подходить к своим поступкам и избегают старых ошибок.

Возможно, после смерти кто-то из нас попадет на следующий, духовный уровень, и будет там решать какие-либо внеземные задачи. Другие же переродятся и снова станут людьми. Только в ином времени и физическом теле.

В любом случае хочется верить, что там, за чертой, есть что-то еще. Какая-то другая жизнь, о которой мы сейчас можем только строить гипотезы и предположения, исследовать ее и ставить различные эксперименты.

Но все же главное, это не зацикливаться на этом вопросе, а просто жить. Здесь и сейчас. И тогда смерть уже не будет казаться страшной старухой с косой.

Смерть придет ко всем, от нее невозможно убежать, это закон природы. Но в наших силах сделать эту жизнь яркой, запоминающейся и полной только положительных воспоминаний.

Благодаря прогрессу медицины, реанимация умерших стала почти стандартной процедурой во многих современных госпиталях. Раньше она почти не применялась.

В этой статье мы не будем приводить реальные случаи из практики врачей реаниматологов и рассказы тех, кто сам перенес клиническую смерть, поскольку массу таких описаний можно найти в таких книгах как:

  • «Ближе к свету» (
  • Жизнь после жизни (
  • «Воспоминания о смерти» (
  • «Жизнь при смерти» (
  • «За порогом смерти» (

Целью данного материала является классификация того что видели люди побывавшие в загробном мире и изложение рассказанного ими в понятной форме в качестве доказательства существования жизни после смерти.

Что происходит после смерти человека

«Он умирает» – это зачастую первое, что слышит человек в момент клинической смерти . Что же происходит после смерти человека? Сначала пациент чувствует, что он выходит из тела и секунду спустя он смотрит на себя сверху вниз паря под потолком.

В этот момент человек впервые видит себя со стороны и испытывает огромный шок. В панике старается привлечь к себе внимание, закричать, дотронуться до врача, передвинуть предметы, но как правила все его попытки тщетны. Его никто не видит и не слышит.

Спустя некоторое время человек осознает, что все его чувства остались функциональными, не смотря на то, что его физическое тело мертвое. Более того пациент испытывает неописуемую легкость которую ранее он никогда не испытывал. Это ощущение настолько прекрасно, что умирающему уже не хочется возвращаться обратно в тело.

Некоторые после вышеописанного возвращаются в тело, и на этом их экскурс в загробную жизнь заканчивается, кому-то напротив удается попасть в некий тоннель, в конце которого виден свет. Пройдя своего рода врата, они видят мир большой красоты.

Кого-то встречают родные и друзья, некоторые встречаются со светлым существом, от которого веет великой любовью и пониманием. Кто-то уверен, что это Иисус Христос, кто-то утверждает, что это ангел хранитель. Но все согласны с тем, что он полон добра и сострадания.

Конечно, далеко не всем удается полюбоваться красотой и насладиться блаженством загробной жизни . Отдельные люди рассказывают, что они попадали в мрачные места и, вернувшись, описывают увиденных ими отвратительных и жестоких существ.

Мытарства

Вернувшиеся с «того света» часто рассказывают, что в какой-то момент они увидели всю свою жизнь как на ладони. Каждый их поступок, казалось бы, случайно брошенная фраза и даже мысли проносились перед ними как наяву. В этот момент человек пересматривал всю свою жизнь.

В этот момент не было таких понятий как социальный статус, лицемерие, самолюбие. Все маски бренного мира были сброшены и человек представал на суд словно голым. Он не мог скрыть нечего. Каждый его плохой поступок отображался в мельчайших подробностях и было показано, как он подействовал на окружающих и тех, кому таким поведением была причинена боль и страдания.



В это время все достигнутые в жизни преимущества - социальное и экономическое положение, дипломы, титулы и т.д. - теряют свое значение. Единственно, что подлежит оценке, это моральная сторона поступков. В этот момент человек осознает, что ничего не стирается и не проходит бесследно, но все, даже каждая мысль, имеет последствия.

Для злых и жестоких людей – это поистине будет началом невыносимых внутренних мучений, так наз, от которых никуда невозможно деться. Сознание сделанного зла, искалеченной своей и чужой души, становиться для таких людей подобно «огню неугасимому» из которого нет выхода. Именно такой суд над поступками именуется в христианской религии как мытарства.

Загробный мир

Перейдя за черту человек, несмотря на то, что все органы чувств остаются прежними, совершенно по-новому начинает ощущать все окружающее. Его ощущения будто начинают работать на все сто процентов. Гамма чувств и переживаний настолько велика, что вернувшиеся просто не могут словами объяснить всего того, что довилось им там почувствовать.

Из более земного и привычного нам по восприятию это время и расстояние, которое, по словам побывавших в загробном мире течет там абсолютно иначе.

Люди, пережившие клиническую смерть, часто затрудняются ответить, сколько длилось их посмертное состояние. Несколько минут, или несколько тысяч лет, для них это не составляло никакой разницы.

Что же касалось расстояния, так оно и вовсе отсутствовало. Человек мог перенестись в любую точку, на любое расстояние лишь только подумав об этом, то есть силой мысли!



Удивительным моментом является и то, что не все из реанимированных описывают места похожие на рай и ад. Описания мест отдельных индивидов просто потрясают воображения. Они уверены, что были на других планетах или в других измерениях и это похоже на правду.

Посудите сами словоформы вроде холмистые луга; яркая зелень такого цвета, какого на земле не бывает; поля, залитые чудесным золотым светом; города неописуемые словами; животные каких больше нигде не встретишь – все это не относиться к описаниям ада и рая. Люди побывавшие там не находили нужных слов, чтобы вразумительно передать свои впечатления.

Как выглядит душа

В каком облике предстают умершие перед другими и как они выглядят в своих глазах? Такой вопрос интересует многих и к счастью те, кто побывал за гранью дали нам ответ.

Те, кто осознавал свой выход из тела, рассказывают, что поначалу им было нелегко себя узнать. В первую очередь пропадает отпечаток возраста: дети видят себя взрослыми, а старики – молодыми.



Тело тоже преображается. Если человек при жизни имел какие-либо повреждения или увечья, то после смерти они исчезают. Появляются ампутированные конечности, возвращается слух и зрение, если оно отсутствовало ранее у физического тела.

Встречи после смерти

Те, кто побывал по ту сторону «завесы» часто рассказывают, что встречались там со своими умершими родственниками, друзьями и знакомыми. Чаще всего люди видят тех, с кем были близки при жизни или состояли в родстве.

Такие видения нельзя считать правилом, скорее это исключения которые происходят не очень часто. Обычно такие встречи выступают в качестве назидания тем, кому еще рано умирать, и кто должен вернуться на землю и изменить свою жизнь.



Иногда люди видят то, что ожидали увидеть. Христиане видят ангелов, Деву Марию, Иисуса Христа, святых. Люди нерелигиозные видят какие-то храмы, фигуры в белом или юношей, а иногда ничего не видят, но чувствуют «присутствие».

Общение душ

Многие реанимированные люди утверждают, что там с ними общалось нечто или некто. Когда же их просят рассказать, о чем шел разговор, они затрудняются ответить. Происходит это по причине неизвестного им языка, а точнее нечленораздельной речи.

Долгое время врачи не могли объяснить, почему люди не помнят или не могут передать услышанное и считали это всего лишь галлюцинациями, но со временем некоторые вернувшиеся все же смогли пояснить механизм общения.

Выяснилось, что там люди общаются мысленно! Следовательно, если в том мире все мысли «слышны», то нам нужно научиться здесь контролировать свои мысли, чтобы там не стыдиться того, что мы невольно подумали.

Перейти рубеж

Практически каждый, кто испытал загробную жизнь и помнит о ней, рассказывает о некоем барьере, который разделяет мир живых и мертвых. Перейдя на другую сторону, человек никогда не сможет вернуться к жизни и каждая душа это знает хоть ей об этом и никто не сообщал.

Эта граница для каждого своя. Одни видят забор или решетку на границе поля, другие берег озера или моря, а третьи как ворота, поток или облако. Разница в описаниях вытекает, опять же, из субъективного восприятия каждого.



Прочитав все вышеописанное, только закоренелый скептик и материалист может сказать, что загробная жизнь это вымысел. Многие врачи и ученые долгое время отрицали не только существования ада и рая, но и вовсе исключали возможность существования загробной жизни.

Показания очевидцев испытавших это состояния на себе загнали в тупик все научные теории отрицавшие жизнь после смерти . Конечно сегодня есть ряд ученых которые до сих пор считают все показания реанимированных галлюцинациями, но такому человеку не помогут никакие доказательства пока он сам не начнет путешествие в вечность.