22.09.2019

Что дают шахматы. Под увеличительным стеклом


Общая тренировка

Наш мозг так же восприимчив к тренировке и накачке «мыслительных мускулов», как и тело. Шахматы можно назвать универсальным тренажером для мозга , причем по эффективности им нет аналогов. И вовсе не потому, что они мощно воздействуют на мозг. Нет. Дело в другом. Игра полностью загружает оба полушария, то есть заставляет усердно трудиться все наше серое вещество. И это медицинский факт. Мало в какой сфере человеческой деятельности такое возможно.

Логика

Шахматы - логичная игра. Все ходы взаимосвязаны, подчинены общему плану и вытекают из существующего положения. Умение логически мыслить развивается от партии к партии, от учебника к учебнику. Причем процесс этот идет как бы сам собой, без особых усилий. Игра сама обучает ваш мыслительный аппарат умению строить логические конструкции.

Анализ и планирование

Одна из главных составляющих шахмат - анализ позиции. В силу своих знаний игрок проводит более-менее глубокий анализ и на его основе составляет план игры. Способности к анализу есть у любого человека, но благодаря шахматам они развиваются гораздо быстрей и эффективней.

Память

Также к неоспоримым достоинствам шахмат можно отнести великолепную тренировку памяти. Расчет множества вариантов и удержание их в голове, запоминание типовых позиций заставляют наш мозг трудиться с максимальной нагрузкой. Причем работает вся память - и дальняя, и ближняя. Правда, существует еще так называемая шахматная память. Игрок помнит все: десятки дебютных схем, сотни эндшпильных позиций и тысячи сыгранных партий, как своих, так и чужих. И в то же время он абсолютно рассеян в повседневной жизни и «не помнит с утра, как его зовут». Но такая специфическая память в большей мере присуща людям, обладающим выдающимися способностями в этой игре. Обычный, рядовой любитель шахмат обходится стандартным запоминающим устройством, которое хорошо развивается при помощи шахмат.

Концентрация и внимание

Игра в шахматы невозможна без собранности и внимательности. Но если они у вас отсутствуют, не беда. Регулярное участие в шахматных баталиях однозначно откроет и усилит в вас эти черты. Для того чтобы не потерять нити игры, обязательно требуется полная концентрация на партии. Конечно, все это приходит не сразу, но с каждой игрой нужные качества будут прогрессировать. Со временем вы сами почувствуете, как легко вам удается сосредоточиться на каком-то деле. И причем это будет касаться не только шахмат.

Выработка воли и характера

Конечная цель любой шахматной партии - победа. А если учесть, что вам противостоит враждебный интеллект (во всяком случае, на время партии), то волевые усилия по преодолению его сопротивления неизбежны. Поиск наилучшего хода, умение хладнокровно отбить неожиданный тактический удар, собрать самого себя в кулак в критической ситуации и продолжить сражение - все это и есть воспитание характера и силы воли. Как правило, все серьезные шахматисты имеют крепкий внутренний стержень, хорошие волевые навыки. И для выработки таких качеств совершенно необязательно становиться гроссмейстером. Вполне достаточно периодически играть серьезные партии с равным или более сильным партнером, пусть даже это будет сосед по лестничной площадке. Хотя в наше время отсутствие живого противника уже некритично - наличие компьютера снимает все вопросы по поиску подходящего соперника.

Развитие целеустремленности

Еще одно качество, которое совершенствуется при помощи шахмат. И для его появления совсем необязательно ставить для себя цель стать чемпионом мира, хотя такой подход вызывает всяческое уважение. Игра сама по себе способствует развитию целеустремленности. Любой стратегический (генеральный) план в партии имеет конечную цель, к которой стремится игрок, преодолевая сопротивление противника. В свою очередь, глобальная стратагема делится на множество мелких тактических задач, решение которых также способствует воплощению задуманной идеи. Поэтому умение идти к цели, отбрасывая все ненужное, не отвлекаясь на уводящие в сторону варианты, вырабатывается от игры к игре и в конечном итоге выковывает целеустремленность и настойчивость в достижении поставленной задачи.

Развитие способности к обучению

Никому не нравится постоянно проигрывать. Однако если, например, в домино вам вряд ли придет в голову искать учебник по забиванию всем известного животного, то в случае с шахматами начинающий игрок рано или поздно отправится к книжной полке со специальной литературой или обратится к компьютеру. И тут начинается самое интересное. Дело в том, что мало прочитать и запомнить то, что написано в умной книжке. Следует все это проанализировать, разобрать варианты - как правило, в большинстве учебников дается поверхностный анализ, с далеко не полными расчетными выкладками. Делается это и для экономии печатного места, и для побуждения новичка к самостоятельному размышлению. Ну и, естественно, как и везде, необходимо полученные знания применить на практике, что тоже не так просто. В общем, изучение шахмат является полноценной и многоэтапной учебой, ничем не уступающей хорошему институтскому курсу. Тем более что шахматист большую часть времени познает законы древней игры в гордом одиночестве (шахматные тренеры обычно задают общее направление), а такая система вырабатывает самодисциплину и ответственность. Поэтому после окончания «шахматных университетов» вам, без сомнения, будет по плечу одолеть любой другой учебный курс.

Развитие творческих возможностей

Каждый человек хоть раз в жизни испытывал удивительное чувство, вырывающее нас из обыденности и повседневной серости, - вдохновение. И неважно, чем вы занимались в этот момент - пели, играли в футбол или решали сложную математическую задачу. Просто в определенный миг рутинная работа неожиданно превращалась во что-то яркое, сверкающее, и казалось, что для вас нет ничего невозможного. Человек, играющий в шахматы, испытывает такие эмоции очень часто. Типичный пример. У вас грозная позиция. Все фигуры сконцентрировались напротив вражеского короля. Требуется найти всего один ход, смертельный удар, приводящий к разгрому противника. Однако напряженный поиск не дает результата, и мыслительный процесс постепенно переходит из разряда приятного в категорию мучительного. Знакомая картина? Это так и называют - муки творчества. Но неожиданно, как озарение, вспышка - ход найден! А за ним, как будто сами собой, сыплются убийственные варианты, не оставляющие ни одного шанса сопернику. В этот момент вы становитесь творцом, человеком, способным решить любую задачу. И такое случается в шахматных партиях сплошь и рядом. Соответственно, ваше творческое начало получает постоянную тренировку.

Умение мыслить системно и нестандартно

Неорганизованность мыслительного процесса - вполне обычная вещь для большинства людей. И здесь шахматы оказывают неоценимую помощь. Сама игра и ее изучение обязательно приводят к дисциплине мышления. Хотите вы этого или нет, но регулярные шахматные баталии выработают у вас умение мыслить системно, выстраивая стройные логические цепочки в зависимости от обстоятельств. Они избавят вас от хаотического разброса мыслей при решении возникших задач. Однако умение думать в какой-то системе координат вовсе не означает невозможность принятия решения, выходящего за пределы этой системы. Как раз шахматы и учат тому, как выходить за флажки. Ситуации, когда следует применить оригинальный, нестандартный ход или план, встречаются чуть ли не в каждой партии. А разбор и анализ партий сильных мастеров только помогают совершенствовать эту сторону интеллекта.

С тех пор, как шахматы появились в Индии 1500 лет назад, они неразрывно были связаны с умом. Даже сегодня, венцом искусственного интеллекта является создание компьютера, который может победить гроссмейстера.

Но почему? Есть много теорий. Исторические деятели, такие как Наполеон, Достоевский, и Паскаль знали, что игра в шахматы развивает критические области мозга, оказавшим помощь в реализации многих поступков, которые обеспечили им место в истории.

Итак, чем же помогаю шахматы?

Шахматы развивают способности решать поставленные задачи

Шахматы — это бесконечные упражнения для ума, который развивают умственные способности, используемые на протяжении всей жизни, такие как: концентрация, критическое мышление, абстрактное мышление, решение проблем, распознавания образов, стратегическое планирование, творчество, анализ, синтез и оценка.

Что такое шахматы? Множество решений одной проблемы? И вы, и ваш противник имеет ту же цель, и те же ресурсы, чтобы сделать это.

Шахматы улучшают детское познание

Были проведены бесчисленные исследования эффекта, который игра в шахматы оказывает на развитие детей. Результаты? Относительно исследований с участием группы 10-летних детей, получивших подробную инструкцию по шахматам, ученые заключили, что дети стали играть лучше.

Шахматы улучшают вербальные навыки

Да, именно вербальные навыки. Доктор Альберт Франк изучал детей, которые занимались в шахматы в течение двух часов в неделю. В результате чего он заключил, что игра, которая в значительной степени не зависит от языка, может улучшать вербальные навыки, поскольку задействует участки мозга, связанные с языком, в том числе, ответственные за логику.

Шахматы развивают навыки критического мышления

Это, кажется почти очевидным, но результаты исследования доктора Роберта Фергюсона показали, что ученики 7-го — 9-го классов, которые начали играть в шахматы, имеют более лучшие показатели, связанные со здравым смыслом и критическим мышлением на 17%, по сравнению со сверстникам не играющими в шахматы.

Шахматы сохраняют умственные способности

Так, что? Все преимущества шахмат предназначены для детей с развивающимся мозгом? Не за что! Было доказано, что шахматы сохраняют умственные способности пожилых игроков и помогают предотвратить развитие симптомов заболеваний, таких как деменция и болезнь Альцгеймера.

Шахматы улучшают эмоциональное состояние

Многие думают, что шахматы, это игра холодного расчета, но важно понимать, что игра по своей сути именно для двух игроков, что в свою очередь улучшает эмоциональное состояние, а также развивает психосоциальное взаимодействие, по словам доктора Роуз Мари Стуттс из Свободной шахматной академии.

Шахматы улучшают математические способности

Математика часто воспринимается как наука, способная решать только абстрактные задачи, и ничего более. Но это не так. Математика связана с распознаванием образов, логикой, а также с возможностью играть с переменной в вашей голове, все это, как известно, улучшают шахматы.

Шахматы обучают логике и эффективности

Шахматы учат логике, потому что вы ограничены доской и фигурами, а действовать нужно эффективно, поскольку вы играете с противником, преследующим такую же цель. Это способствует поиску решений текущих проблем и использованию методов, для решения комплексных проблем.

Шахматные задачи подгоняю отстающих, и учат постановке цели

Отстающие часто теряют мотивацию из-за отсутствия вызова, и шахматы это игра бесконечных задач и поощрений. В конце концов, даже величайший из шахматных гроссмейстеров всегда будет иметь противников, которые могут бросить им вызов, и даже если он лучше всех людей, всегда есть суперкомпьютер Ватсон.

Шахматы учат важности планирования

Каждое движение в шахматах должно приводить вас цели, но не всегда, ваша цель будет достигнута, если не планировать ее заранее и не обращать внимания на последствия каждого действия.

День добрый, дорогой друг!

Сегодня на чаше весов польза и вред шахмат. Что перевесит, можно догадаться заранее даже несведущему человеку. Однако хочется быть максимально объективным. Ибо любой, даже самый лучший инструмент, — нуждается в правильном использовании.

Полезность

Собственно польза от занятий и игры в шахматы мало кем оспаривается, ибо кроме наблюдений за развитием детей, проводились и специальные исследования.

В Бельгии проводили такой эксперимент. В школьную программу включили уроки шахмат. В этой программе участвовали около 3 тыс. детей.

Результаты показали, что у 20 с лишним процентов детей наблюдалось ускорение умственного и даже физического развития. Успеваемость улучшилась по всем предметам.

Преимущества шахмат довольно очевидны . Тем не менее, давайте остановимся конкретнее, какие полезные качества личности развивают шахматы.

Логическое мышление

Шахматист во время партии, по сути дела, решает одну и ту же повторяющуюся задачу: поиск наилучшего решения. В данном случае хода. По сути это процесс принятия решений, который разбирается в ВУЗовской программе.

Со временем этот механизм оттачивается до автоматизма , становится подсознательным и переносится в повседневную реальность.

Согласитесь, качество принимаемых решений ключевым образом влияет на нашу жизнь.

Творческое начало

Доказано, что во время шахматной партии синхронно работают оба полушария мозга. Это оптимальный режим его деятельности.

Мы знаем, что у каждого человека есть творческое начало. Другое дело, что творческий потенциал может дремать до поры до времени. А может и вовсе оказаться нереализованным.


Важно «разбудить» творческое начало. Шахматы помогают творческим способностям выйти на поверхность .

Возможно, вы знаете, что гроссмейстер был всемирно известным музыкантом, чемпион мира великолепно играл на скрипке и даже давал концерты.

Немало шахматистов можно найти и среди известных в других областях людей. Я уже примеры, повторяться не будем.

Самостоятельность

За шахматной партией человек находится наедине с возникающими вызовами и проблемами. Принимать решения нужно самостоятельно , спросить совета не у кого.

Результат игры зависит от игрока. Проиграть или выиграть можно только в результате собственных решений.

Кроме того, эти решения принимаются в условиях противодействия партнера.

Ответственность

Самостоятельность формирует ответственность . Решения за доской требуют концентрации внимания, выдержки, просчета последствий.

Во многом шахматная партия моделирует жизненные ситуации. Привычка искать и находить верные, часто нестандартные решения, — станет незаменимым помощником в жизни.

Эмоциональный интеллект

Это способность понимать свои эмоции, управлять ими. А также распознавать эмоции других людей.

Для дальнейшей жизни эмоциональный интеллект имеет чрезвычайно важное значение. Мы знаем, что большинство известных, успешных людей в истории, — обладали развитым эмоциональным интеллектом.

Они научились «считывать» эмоции вначале свои, затем других и затем управлять ими. А значит и самими окружающими людьми , ибо именно эмоции – спусковой механизм при принятии решений.

Шахматист во время партии не может не наблюдать за партнером. Он учится понимать его состояние, предугадывать решения.

Со временем он лучше понимает, что могут означать те или иные реакции партнеров.

Параллельно игрок учиться влиять на партнера с помощью своих эмоций. Способный в этом плане человек научается подавать те сигналы, которые считает нужным. Иногда эти процессы идут непроизвольно. Но они всегда идут и опыт записывается «на корочку».

Обратная сторона медали

Я бы выделил две проблемы, которые могут возникнуть при занятиях шахматами.

Вернее, — скорее недостатки, минусы, которые можно и нужно нивелировать.

1. Чувство меры, конечно же, — никто не отменял. Если человек занимается чем-то слишком много, это может иметь «побочные» эффекты.

Шахматы не исключение. Чрезмерные амбиции, стремление отодвинуть все на задний план во имя результатов, увеличивают влияние неудач, поражений, без которых не обойтись.


Это как лекарство, — в оптимальной дозировке лечит, а при «переборе» — сами понимаете. Отсюда и решение: шахматы не должны заслонять собой все остальные аспекты полноценной жизни.

2. Игра малоподвижная в плане физической активности. Однако, это во многом стереотип . Как шахматист с почти полувековым опытом, могу сказать, что энергетические затраты во время турнирной партии таковы, что игрок может запросто сбросить полтора –два кило .

Кроме того, во время партии не возбраняется вставать изо стола и ходить. Чем большинство шахматистов с удовольствием пользуются.

Резюме

Важно правильно организовать занятия ребенка. Да и взрослого тоже.

Так, чтобы преимущества шахмат реализовать в полной мере и избежать ситуаций, когда в занятиях шахматами присутствуют минусы, о которых сказал чуть выше.


Для этого не нужно изобретать велосипед. Все необходимое есть в онлайн школе шахмат «Шахматы с Жориком».

Методики давно существуют. Также как и профессионалы, которые помогут организовать занятия. Мы поможем построить процесс занятия шахматами так, чтобы он приносил как положительные эмоции, так и максимальную пользу .

Занимайтесь шахматами сами и обучайте ребенка. Минусы шахмат легко преодолимы, а преимущества очевидны. Полагаю, мы с вами с этим сегодня определились.

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  • Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  • Напишите комментарий (внизу страницы)
  • Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

То, как в последнее время усиливается внимание к шахматам, подтверждает: роль интеллекта в экономической гонке возросла.

Это мог бы быть очередной текст во славу шахмат – выдающейся интеллектуальной игры. Ведь несмотря на то, что прошло почти 20 лет, как компьютер Deep Blue обыграл Гарри Каспарова и установил вычислительное превосходство над человеком, шахматные турниры сохраняют свою аудиторию – как среди зрителей, так и среди игроков.

Это могла бы быть статья о том, что важнее шахмат для ребенка вообще ничего нет. Тогда я рассказал бы вам о нескольких исследованиях.

К примеру, в 2008 году в четырех немецких начальных школах провели эксперимент. Дети с проблемами в обучении (их IQ был на уровне 70-85) были случайным образом распределены в две группы. Одной – экспериментальной – предстояло в течение года 1 час в неделю заниматься шахматами, другая – сравнительная – этот час дополнительно занималась математикой. По итогам выяснилось, что первая группа значительно обогнала сравнительную по вычислительным способностям.

В 2013 году в Италии взяли 568 обычных школьников и тоже поделили их на группы. Экспериментальная, помимо основных занятий, занималась шахматами. Результаты показали, что уровень результатов экспериментальной группы в математических тестах оказался выше и возрастал тем больше, чем больше они занимались шахматами.

И таких исследований только за последние годы существует десятки. Но я хотел бы сказать о другом.

Главный миф звучит так: "шахматы – это панацея для интеллектуального развития". Многие критики этой игры не понимают инициативы ввести школьный шахматный всеобуч (как, например, в Армении) – и небезосновательно.

Шахматы не заменяют традиционные общеобразовательные предметы, они – не вещь в себе, а всего лишь еще один инструмент, который столетиями доказывает свою эффективность. Выдающийся шахматист Михаил Ботвинник говорил: "Никогда не сможет стать чемпионом мира тот, кто не имеет высшего образования". Замкнутый только на шахматах игрок, скорее, наоборот деградирует в социальной жизни. Ведь единственное, что он улучшает – это навык играть в шахматы. Всего лишь заточка инструмента, который так и не применяется в реальной жизни.

Шахматы – не модель жизни, хоть именно так утверждает Гарри Каспаров в одной из своих книг. Попытки экстраполировать шахматы на все сферы подряд выглядят искусственно и нежизнеспособно. С таким же успехом можно говорить о го, нардах или картах, как о таких моделях. Тем более, что в двух последних вариантах присутствует элемент случайности, которого шахматы лишены, но которым полна реальная жизнь.

Однако посмотрим на другой аспект.

Интеллектуальные игры, незначительно видоизменяясь, пришли в современность через столетия. Шахматы в первом своем исполнении появились еще в начале эры в Индии, а пятьсот лет назад правила и положения игры более-менее устоялись. Многие исторические оценки указывают на то, что шахматы с момента своего появления были игрой для элит: правителей, знати, военачальников, религиозных деятелей (которые, кстати, мирянам долго их запрещали).

Задумывались ли наши предки о том, что шахматы развивают интеллект и разные полушария мозга? Была ли у них достаточная практическая и теоретическая база, чтобы оценить полезность этой игры? Едва ли – они даже не владели таким дискурсом. Значит, основания были другими. Подсказка лежит в самой первой версии шахмат – индийской чатуранге. Она представляла собой модель битвы с участием четырех родов войск – пешки, слоны, кони, колесницы-туры – и велась до полного уничтожения соперников. А тогда на одной доске сражались целых четыре "войска".

Поэтому есть у шахмат очень полезная функция, применимая к сегодняшнему дню.

Несмотря на многовековые преобразования, шахматная игра представляет из себя всё то же – великолепную модель конфликта, в которой, казалось бы, используется ограниченное число ресурсов со своими возможностями и жесткие стартовые условия, но присутствует огромное многообразие вариантов развития. В главной степени это площадка для тренировки умения конкурировать с практически равным соперником (учитываем право первого хода за белыми).

Как и любой конфликт, шахматы тренируют психологическую устойчивость. Вряд ли тот, кто не способен мыслить ясно и длительное время выдерживать нервное напряжение, может одержать победу, особенно в вариантах с ограничением времени. Умение обуздать эмоции и включить холодный стратегический расчет – побочный эффект от игры.

Почему же сейчас, в 21-м веке, нашим детям нужны интеллектуальные игры и шахматы в частности?

Потому что конкурентность среды растет.

В современном динамичном мире, наполненном высокими технологиями, умение думать на далекую перспективу и грамотно использовать ресурсы при движении к ней – чуть ли не самое главное качество человека будущего.

Есть и еще один, менее заметный фактор. Шахматный спорт тренирует главную "мышцу" – мозг, поэтому ребенок раньше других приобретает умение преобразовывать первобытные физические конфликты в интеллектуальные. Шахматы сегодня – это одна из моделей бизнес-борьбы, где возможны либо победа, либо поражение, либо временный компромисс. Навык выигрывать и проигрывать правильно, обязательно учась и делая выводы, воспитывает в ребенке здоровое отношение к поражению и дух целеполагания.

Я вовсе не говорю о том, что физический спорт не развивает. Он обязателен в любом случае, и большинство шахматистов занимается плаванием, гимнастикой, игровыми видами. Без крепкого тела нечего и говорить о выносливости, физические усилия тренируют навык преодолевать, держаться до последнего. Однако в развитых странах, в число которых стремится попасть Украина, главный запрос сформирован на интеллектуальную молодежь. Именно она – двигатель прогресса, именно на нее делают акцент. И именно это пока не до конца понимают в нашем государстве.

Но это временно. Перенасыщенный некомпетентными руководителями социум давно и остро нуждается в людях, которые могут стать локомотивами инноваций и являются экспертами в своей сфере. Поэтому умный и разносторонне развитый человек, умеющий грамотно "сражаться" за ценности, расширяет диапазон своих возможностей. Помочь своему ребенку стать таким – серьезная миссия каждого родителя.

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

Поскольку в шахматы играют два противника, которые изначально находятся в равном положении, становится понятно, что проиграть можно лишь из-за собственных ошибок и непродуманных ходов. Настольная игра имеет множество последователей разного уровня подготовленности, поэтому при обширной практике поражений не избежать.

Рано или поздно приходит понимание ответственности за свои действия. Часто приходится справляться с проблемными ситуациями на доске. Делать это нужно самостоятельно, без чьей-то помощи.

В ходе шахматных партий производится непрерывный расчет вариантов в игровой форме. Что помогает развивать память.

Такая самостоятельность повышает общий уровень ответственности, без которого развитие полноценной личности немыслимо.

Логическое мышление

В свою очередь принятие на себя ответственности и поражения в партиях с более сильным противником ведут к тому, что играющий начинает продумывать шаги (не только свои, но и оппонента) на несколько ходов вперед. Такая последовательность мыслей, связанные с ними действия и результат, развивают стройную логику.

Если ребенок с ранних лет занимается шахматной игрой, то скорее всего у него не возникнет больших трудностей с математикой и физикой в школе.

Аккуратность

При борьбе двух равных по силе противников любая, даже самая ничтожная неточность может решить судьбу партии. Желание интеллектуально победить мобилизует все имеющиеся в наличие силы. Так повышается стремление к безошибочной игре, развивается аккуратность.

Развитие творческой активности

Многие выдающиеся были известными творцами. Например, шестой чемпион мира, Василий Смыслов, прекрасно играл на фортепиано. Михаил Таль, великий комбинаций, добившийся успехов и на мировой шахматной арене, был художником.

В то же время справедлива и обратная картина: многие деятели культуры находили мотивы для творчества в состязании умов на черно-белой доске. Это и режиссер Стэнли Кубрик, и писатель Владимир Набоков, и поэт-исполнитель Владимир Высоцкий. Этот список можно продолжать долго.

Шахматы влияют и на картину мира человека. Многие великие шахматисты имеют уникальное видение политики и социальных процессов. Например, оппозиционеры Фишер, Каспаров.

Во многом такая помощь для творческих людей достигается за счет ассоциативности и бесконечности шахматных стратегий, красоты отдельных сюжетов игры.