25.09.2019

Дубоссарский индустриальный техникум. Как повысить самооценку подростку


самооценка детский подростковый личностный

Самооценка была предметом специального исследования ряда авторов. Как показало исследование А.И. ЛипкинойЛипкина А.И. Самооценка школьника. - //Педагогика и психология, №12, - 46 - 64 с., от самооценки зависит большая или меньшая уверенность ученика в своих силах, отношение к допущенным ошибкам, трудностям учебной деятельности. Младшие школьники с адекватной самооценкой отличались активностью, стремлением к достижению успеха в учении, проявлением максимума самостоятельности. Совсем иначе вели себя дети с низкой самооценкой. Они проявляли неуверенность в себе, боялись учителя, ждали успеха, на уроках предпочитали слушать других, чем самим включаться в обсуждение.

В своём суждении А.И. Лапкина использовала ряд способов для повышения адекватности самооценки.

1. На протяжении года все дети должны были сами оценивать свои работы, прежде чем отдать их на проверку учителю. Затем работы оценивались учителем, обсуждались случаи несовпадения и выяснились основания, на которых строилась оценка этих работ детьми - с одной стороны, и учителем - с другой. Степень адекватности оценивания своих работ возрастала. Если в начале учебного года 80% детей оценивали свои работы на балл выше, то к концу года это наблюдалось только у 20% учащихся.

2. Работы, выполненные в классе, раздавались на взаимное рецензирование. Требовалось отметить достоинства и недостатки и высказать своё мнение об оценке. После рецензирования работа возвращалась автору, и учащийся мог ещё раз проанализировать собственную работу, что формировало критические отношение к собственной деятельности.

3. Слабоуспевающему ученику с заниженной самооценкой, резким снижением мотива достижения поручалось оказывать помощь слабоуспевающему младшему школьнику, что изменяло социально - личностную позицию ребёнка, характер его деятельности, отношение к себе. Повышение самооценки благодаря заимствованию позиции учителя в данном случае было предпосылкой повышения уровня собственной учебной деятельности, изменения отношения к ней.

Выяснялось, при каких условиях сравнивание детей друг с другом оказывает наиболее благоприятное влияние на формирование самооценки. Наибольший эффект был в случае, когда сравнивались дети с одинаковыми возможностями (способностями), но в силу определённых личностных качеств (степени старательности, организованности, дисциплинарности) достигающие в учении разных результатов. Все оценки, замечания, высказывались с целью показать, что отставание или успех в учении зависит от отношения к работе. В этом классе оказалось меньше всего детей с неправильной самооценкой.

Близким к этим результатам оказался класс, к котором каждый ребёнок сравнивался с самим собой, когда ученику сообщалось о степени его продвижения по сравнению с прежним уровнем.

Как показало исследование А.И. ЛипкинойЛипкина А.И. Самооценка школьника. - //Педагогика и психология, №12, - 46 - 64 с., формирование правильной самооценки в процессе учебной деятельности оказывает положительное влияние на успеваемость, отношение к учению и в целом на формирование личности.

Школьникам с заниженной самооценкой необходимо заниматься самовоспитанием, которое можно начать с изучения и применения на практике восьми способов изменения самооценки, предложенных Л. Бассет (1997)

Способы изменения самооценки

Пути выполнения

Постарайтесь более позитивно относиться к жизни

Используйте внутренний диалог с собой, состоящий только из позитивных утверждений. Если негативные мысли будут иметь место, постарайтесь тут же переключиться на приятное

Относитесь к людям так, как они того заслуживают

Выискивайте в каждом человеке не недостатки, а достоинства

Относитесь к себе с уважением

Составьте список своих достоинств. Убедите себя в том, что вы имеете таковые

Попытайтесь избавиться от того, что вам самим не нравится в себе

Чаще смотрите на себя в зеркало, пытаясь ответить на вопрос: стоит ли что-то изменить в себе. Если да - то не откладывайте

Начинайте принимать решение самостоятельно

Помните, что не существует правильных и неправильных решений. Любые принятые вами решения вы всегда можете оправдать и обосновать

Постарайтесь окружить себя тем, что оказывает на вас положительное влияние

Приобретайте любимые книги, магнитофонные записи. Имейте и любите свои «слабости»

Начинайте рисковать

Принимайте на себя ответственность, пусть доля риска сначала может быть невелика

Обретите веру: в человека, в обстоятельства и т.д.

Помните, что вера в нечто более значительное, чем мы сами, может помочь нам в решении трудных вопросов. Если вы не можете повлиять на ход событий, «отойдите в сторону» и просто подождите

Социально-психологический тренинг - это один из видов групповой психологической работы школьного психолога.

Одной из форм групповой работы с подростками является тренинг личностного роста. Это тренинг для подростков, без каких - либо психических отклонений. Направлен на решение психологических задач этого возраста. Возрастные границы участников тренингов приблизительно такие: 14 - 20 лет. Возраст, в данном случае, определяется тем этапом в формировании Я - концепции человека, на котором перед ним встают специфические задачи этого возраста, относимые психологами к переходному периоду от детства к юности и зрелости. Основной задачей этого периода является формирование основных компонентов Я - концепции: в первую очередь самосознания и на его основе - системы мировоззрения, убеждений, идеалов, самоопределения и т.д. В соответствии с этим, тренинг строится таким образом, чтобы, во - первых создать условия для личностного роста, которые помогут подросткам и юношам в решении возникших у них психологических задач, вопросов, поиск ответов на которые является жизненно важным для формирования зрелой личности.

Тренинг можно проводить 1 - 2 раза в неделю, не реже. Но и не чаще, за исключением летнего трудового лагеря, либо любой другой ситуации, в которой впервые познакомившиеся подростки общаются друг с другом все 24 часа в сутки. Каждое занятие длится, приблизительно, 2,5 - 3 часа. Продолжительность самого тренинга определяется количеством занятий, требуемых для решения подростком и руководителем своих задач.

Примерная программа тренинга

ЗАНЯТИЕ №1

Упражнение 1 . «Я - это я».

Учащиеся повторяют установку: «Во всем мире нет абсолютно такой (го) же, как я. Мне принадлежит все, что есть во мне мысли, чувства, действия. Мне принадлежат все мои фантазии, сны, мечты, желания. Мне принадлежат мои победы и поражения, успехи и неудачи, достижения и ошибки. Я - это Я!»

Ритуал прощания . Участники передают по кругу игрушку и говорят о том, что ценного взяли из занятия.

ЗАНЯТИЕ №2.

Цель: осознание собственной индивидуальности, принятие себя как личности, имеющей собственные недостатки и умеющей работать над ними; повышение толерантности по отношению к окружающим.

Материалы : пластилин или тесто, магнитофон, спокойная музыка, корона.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Упражнение 1. «Приветствие».

Участники приветствуют участника, которого выбрали и бросают мячик со словами: “Здравствуй, ….. Мне нравится в тебе, что ты…”, получивший мяч бросает его другому с теми же словами.

Упражнение 2 . «Образ настроения» (под музыку).

Участникам предлагается выбрать пластилин того цвета, который ему нравится и вылепить из него «Мой мир», или «Мир моей души», «Пластилиновый город» и т.д. Ребенок может сам предложить тему для скульптуры. Затем попросите его придумать и рассказать историю о ней. Пластичность материала позволяет маленькому скульптору многократно изменять свое произведение - например, в процессе фантазирования он может добавить какие-то элементы или убрать, придать им новую форму. Таким образом, поправляется его эмоциональное самочувствие. Тренеру важно в процессе рассказа акцентировать внимание ребенка на позитивных моментах и предложить ему внести в скульптуру новые изменения, которые сделают ее еще лучше и добрее.

Анализ и обсуждение работы.

Упражнение 3. Тест «Лесенка»

Участникам предлагается нарисовать лесенку и попросите его поместить на этой лесенке всех знакомых ему детей.

На трех верхних ступенях окажутся дети хорошие: умные, добрые, сильные, послушные - чем выше, тем лучше («хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках - плохие. Чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. После этого попросите ребенка показать, на какую ступеньку ребенок поместит себя, и объяснить, почему.

Обсуждение: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». После этого спросите: «На какую ступеньку тебя поставила бы мама (папа, бабушка, воспитательница и др.)».

Упражнение 4: « Я - это Я!»

Учащиеся повторяют установку:

«Я принадлежу себе и потому могу строить себя. Я могу быть лучше и буду еще лучше. Сегодня у меня есть все основания для радостной и спокойной улыбки. Я горжусь собой! Я - это Я!»

Ритуал прощания . Участники берутся за руки, прощаются и желают друг другу успехов.

ЗАНЯТИЕ №3.

Цель: Развивать способности самоанализа, самосознания у детей.

Определять личностные проблемы ребенка и находить возможные пути их преодоления.

Материалы : листы бумаги для рисования, карандаши, фломастеры, краски, стирательная резинка, ножницы, распечатанные рекомендации.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Упражнение 1. «Нарисуй свой страх».

Ребенку дается лист бумаги с нарисованными на нем квадратиками. Участники должны нарисовать свой страх (страхи) в каждом из квадратиков. Пока ребенок рисует, не комментируйте его работу и не направляйте его. Когда он закончит, попросите рассказать о своей картинке, при этом старайтесь как можно подробнее прояснить все детали и конкретизировать общие слова. После предложите вырезать квадратики с рисунками и спросите: что сам ребенок хочет с ними сделать? Скорее всего, он предложит уничтожить рисунки - например, разорвать их или сжечь. Пусть он осуществит это самостоятельно, вы не должны ему помогать.

Оставшийся трафарет положите на чистый лист бумаги и предложите ребенку заполнить то место, которое освободилось от страхов, чем-нибудь приятным для него. Пусть он сам определит, что это будет - солнце, радость, друзья и т.д. Когда рисунок будет готов, поговорите с ребенком - как он себя чувствует сейчас, что изменилось в его состоянии?

Упражнение 2. «Мой характер».

Перед вами круг, символизирующий ваш характер. Раздели круг на сектора, соответствующие по величине той или иной мере проявления каждой из черт твоего характера.

Оставшееся неразделенным пространство обозначьте как Х - неизвестное, что пока в себе еще непонятно. Процесс заполнения можно продемонстрировать на примере известного литературного героя, определяя присущие ему черты характера и их долю вместе с детьми на доске. Например, это может выглядеть так:

Подумайте, хотелось бы что-либо изменить в себе? В соответствии с этим переделайте схему: нужно заштриховать ненужное или мешающее и прибавить недостающее. Проигрывание ситуаций из разных позиций: 1) такой, какой я сейчас; 2) такой, каким я хочу быть.

Ритуал прощания. Окончание тренинга.

Вот, и закончились наши занятия. Каждый из нас определил все свои слабые и сильные стороны, которых он раньше не замечал. Каждому из вас я раздаю рекомендации, чтобы вы их иногда читали и задумывались об отношении к себе. Желаю вам всем успехов!

1. Подумай, насколько твоё мнение о себе соответствует мнению родителей, одноклассников и друзей?

2. Учись прислушиваться к мнению других людей, их одобрению или неодобрению: ведь окружающие часто могут оценить тебя вернее, чем ты сделаешь это самостоятельно.

3. Относись к критическим замечаниям со стороны товарищей, родителей или учителей как к конструктивному совету и "руководству к действию", а не как к "досадной помехе" или "непониманию тебя".

4. Получив отказ в просьбе о чем- либо или не справившись с порученным тебе делом, ищи причины в себе, а не в обстоятельствах или других людях.

5. Помни, что комплименты или похвалы не всегда бывают искренними. Старайся понять, насколько соответствует похвала тому реальному делу, которое тебе удалось сделать.

6. При сравнении с другими пытайся сравнивать себя с теми, кто добивается максимальных успехов в конкретных видах деятельности и в жизни вообще.

7. Прежде чем взяться за ответственное дело, тщательно проанализируй свои возможности и только после этого делай вывод о том, сможешь ли ты с ним справиться.

8. Не считай свои недостатки мелочью: ведь ты же не считаешь мелочью недостатки других людей?

9. Старайся относиться к себе критичнее: разумная самокритичность способствует саморазвитию и более полной реализации потенциальных возможностей.

10. Не разрешай себе "почивать на лаврах". Успешно завершив какое-нибудь дело, подумай о том, можно ли было сделать его лучше, и если да, то что помешало этому.

11. Всегда ориентируйся на оценку результатов своих действий другими людьми, а не на собственное чувство удовлетворения.

12. Уважай чувства и желания других людей, они имеют точно такое же значение, как и твои собственные.

1. Попробуй назвать пять своих самых сильных и самых слабых сторон. Подумай над тем, как твои сильные стороны помогают тебе в жизни, а слабые мешают. Учись опираться на свои сильные стороны и реже проявлять слабые.

2. Постарайся не вспоминать и не копаться в своих прошлых неудачах и разочарованиях. Вспоминай чаще свои удачи, думай над тем, как ты смог(ла) их добиться.

3. Не позволяй себе излишне предаваться чувствам вины и стыда. Это не поможет тебе добиться успеха.

4. Ищи причины своих неудач в своей неуверенности, а не в недостатках личности.

5. Никогда не говори о себе плохо, даже про себя. Особенно избегай приписывать себе отрицательные черты, такие как глупость, неспособность к чему-либо, невезучесть, неисправимость.

6. Если тебя критикуют за плохо выполненное дело, старайся воспользоваться этой критикой для своего блага, учиться на ошибках, но не позволяй другим людям критиковать себя как личность.

7. Не мирись с людьми, обстоятельствами и видами деятельности, которые заставляют тебя чувствовать свою неполноценность. Если тебе удается действовать так, как требует ситуация, лучше не занимайся этим делом и не общайся с такими людьми.

8. Старайся браться только за те дела, которые тебе по плечу. Постепенно их можно усложнять, но не берись за то, в чем ты не уверен.

9. Помни, что критика часто бывает необъективной. Перестань остро и болезненно реагировать на все критические замечания в свой адрес, просто принимай к сведению мнения критикующих тебя людей.

10. Не сравнивай себя с "идеалом". Идеалами восхищаются, но не стоит превращать их в мерило успеха.

11. Не бойся попробовать что-либо из страха потерпеть неудачу. Только действуя, ты сможешь узнать свои реальные возможности.

12. Будь всегда самим собой. Стремясь быть, как все, ты прячешь свою.

Самооценка подростка является компонентом самосознания, включающим в себя оценку человеческих физических характеристик, нравственных качеств, способностей, поступков. Самооценка подростка представляет собой центральное образование личности, а также показывает социальную адаптацию личности, выступая регулятором ее деятельности и поведения. Однако следует отметить, что самооценка формируется в процессе деятельности, а также межличностного взаимодействия. В значительной степени от социума зависит формирование самооценки личности. Самооценка личности подростка отмечается ситуативностью, неустойчивостью и подвержена внешним воздействиям.

Как повысить самооценку подростку

Исследования самооценки подростков показали, что дети с низкой самооценкой подвержены . Причем в одних исследованиях установили, что низкое самооценивание предшествует депрессивным реакциям, а также выступает их причиной, а другие исследования отмечают, что депрессивный аффект выявляется вначале, после чего переходит в низкую самооценку.

Психологи отмечают, что уже с 8 лет дети проявляют активную способность к оцениванию личной успешности. Самыми значимыми оказались: внешность, школьная успеваемость, физические способности, социальное принятие, поведение. Среди подростков школьная успеваемость, а также поведение важны для оценивания родителями, а вот три другие важны для сверстников.

Повысить самооценку подростку возможно, когда ребенок будет ощущать от следующих значимых источников социальную поддержку: родителей, одноклассников, учителей, друзей. На вопрос, где подростки чувствуют наибольшую защищенность, дети дают ответ, что и в семье, и среди друзей. Исследования показали, что поддержка семьи, а также принятие подростковых устремлений в наибольшей степени оказывают влияние на общий уровень самооценки, а успехи в школе и факторы, связанные с учителями, имеют значение для самооценки способностей.

Психологи отмечают, что внимательное, теплое отношение родителей выступает необходимым условием в формировании и дальнейшем подкреплении положительной самооценки подростков. Негативное, жесткое отношение родителей приводит к обратному действию, и подростки, как правило, фокусируются на своих неудачах, у них наблюдается страх рисковать, они избегают участия в соревнованиях, им становится присуща , грубость, высокий уровень тревожности.

Как повысить самооценку подростку? Поменяйте отношение к ребенку: начните с ним общаться, применяя симметричный стиль, который основан на партнерских началах. Такое общение формирует у ребенка собственные критерии самооценивания, ведь самоуважение ребенка поддерживается как уважительным отношением родителей, так и оценкой эффективности его деятельности.

Как повысить самооценку – волнующий вопрос для многих людей. Зачастую люди чаще недооценивают свой потенциал и себя, чем переоценивают. То же отмечается и у детей. Из-за заниженной самооценки дети способны упустить множество возможностей.

Формирование самооценки у подростков начинается с семейного воспитания. Самооценка выступает главным регулятором поведения личности. От нее зависят критичность, межличностные отношения, требовательность, отношение к своим неуспехам и удачам. Подростки, сомневаясь, тратят личное время, а также теряют возможности для личностного развития и роста. Казалось бы, осознание и понимание этой истины должно только подстегивать к реализации заложенного потенциала. Но все происходит обычно наоборот, поскольку такое поведение для ребенка в краткосрочной перспективе выгоднее. Убеждая себя, что решение трудных задач невозможно, ребенок защищается от возникновения негативных эмоций, связанными с возможными неудачами. Неуверенность в своих силах гнетет ребенка как духовно, так и физически. Подросток быстро утомляться, ощущает себя обессиленным. В итоге происходит следующее: сомнения в личных силах провоцирует то, что простые дела ранее выполняемые, становятся непосильными.

Повысить самооценку подростку возможно, но для этого потребуются определенные усилия, как от родителей, так и от самого ребенка:

— научите ребенка, чтобы он перестал себя с кем-то сравнивать, всегда будет кто-то лучше него, кого превзойти будет сложно;

— объясните подростку, что ругая себя, съедая, он только ухудшит самочувствие;

— научите ребенка на все похвалы, комплименты отвечать спасибо;

— подбадривайте своего ребенка за маленькие успехи и хвалите за большие достижения;

— научите ребенка повторять положительные аффирмации, которые приведут к повышению самооценки и повысят уверенность;

— в общении с подростком всегда будьте на позитиве, оптимистично настроены, поддерживайте его в любых начинаниях;

— для повышения самооценки необходимо изучить совместно с ребенком книги по данной тематике, посмотреть видео, посетить обучающие семинары, послушать аудиозаписи; любая изученная информация не пройдет мимо мозга, и доминирующая информация повлияет на ребенка и как следствие поведение наберет уверенности; все положительные установки будут настраивать только на положительный лад, а вот отрицательные, наоборот. Поэтому направьте внимание подростка на просмотр телепередач, а также чтение книг с позитивной направленностью;

— обязательно найдите общий язык с ребенком, разговор по душам с вашим чадом поможет вселить уверенность у ребенка перед непростым начинанием, а также решением проблемы;

— всегда выслушивайте своего ребенка и умейте читать по выражению лица его состояние, переживания, иногда дети скрывают свои проблемы, пытаясь все решить самостоятельно, очень важно не пропустить такие моменты, чтобы он не наделал ошибок, поэтому очень важно быть для своего ребенка всегда другом;

— поддерживайте ребенка в его увлечениях, хобби, ведь именно от того, что лучше получается, растет самооценка, поскольку это приносит радость и удовольствие;

— иногда желанный гаджет, модная одежда могут помочь вашему ребенку утвердиться в среде сверстников и тем самым поднять самооценку, не отталкивайте просьбы ребенка о значимой для него покупке;

— научите своего ребенка жить так, чтобы не приходилось оглядываться ни на кого, пусть ребенок сам принимает решения в ответственный момент, а вы его всегда поддержите, даже если это будут и ошибки.

Как поднять самооценку подростку? Самооценка поднимется тогда, когда будет расти позитивный настрой, любовь и уважение к себе, а грустные мысли, промедление взрастят неуверенность и понизят самооценку. Психологи подметили, что в основе механизма самооценки лежат эмоциональные переживания, которые сопровождают деятельность подростка.

Уровень самооценки подростков значительно влияет, как на качественные показатели интеллектуальной деятельности, так и на время ее выполнения, особенно, если в ситуации отмечаются эмоциональные факторы: стресс неуспеха, ответственность за качество деятельности.

Адекватная самооценка подростка

Многие исследователи отмечают, что увеличение адекватности самооценки ребенка происходит в подростковом возрасте. Объясняется это тем, что подростки оценивают себя гораздо ниже по тем критериям, которые предстают для них наиболее важными, и это снижение говорит о большом реализме. Количество качеств, которые старший подросток осознает в себе превышает в два раза качества, присущие младшему школьнику. Старшеклассники, оценивая себя, охватывают все стороны собственной личности, и их самооценка превращается в более обобщенную. Помимо этого совершенствуются суждения относительно своих недостатков.

Подростки способны передать свое настроение, ощущение радости бытия, они раскрываются в учебной деятельности, в любимых занятиях, интересах, увлечениях. Подростки имеют ориентацию на идеальную самооценку, однако разрыв между их идеальной и реальной самооценкой для большинства из них выступает травмирующим фактором. Психологи подметили, что в содержании самооценки подростков зачастую превалируют следующие моральные черты: честность, доброта, справедливость. Высокий уровень подростковой самокритичности позволяет признать свои отрицательные качества и осознать необходимость избавления от них.

В подростковый период взрослый человек занимает в жизни ребенка совершенно особое место. Это связано со спецификой восприятия подростками облика других людей. И уже из-за восприятия, а также понимания другого человека подросток понимает себя. Психологи утверждают, что для подростков в образе воспринимаемого человека главными образом являются элементы облика, физические особенности, а затем прическа, выразительное поведение. С возрастом у детей увеличивается адекватность и объем оцениваемых признаков; расширяется круг используемых понятий и категорий; снижается категоричность суждений, а также возникает большая разносторонность и гибкость.

В подростковом возрасте общая самооценка у девочек значительно ниже, чем у мальчиков. Эта тенденция связана напрямую с самооценкой внешности.

Самооценка личности подростка

Известно, что нормальная самооценка способна сформироваться в коллективе, где в равной степени есть и одобрение, и конструктивная критика. Очень важно осознать, что пытливый разум ребенка на основании личностных взаимоотношений с окружающими познает мир, а также осознает свою исключительную индивидуальность. Попадая в сложную социальную группу, у подростка возникает желание иметь определенную позицию в системе личностных взаимоотношений. Если подростку не удается влиться в структуру коллектива, то дети тяжело зачастую переживают свою неудачу, однако в отличие от взрослых, они пытаются все исправить. Подобные трудности у подростков проявляются наиболее остро.

Манеры воспитания, жизненные условия, социальное происхождение — по-своему оказывает влияние на реализацию стремления к коммуникации. Из этого следует, что удовлетворение потребности в общении разными детьми реализуется неодинаково. По ряду признаков, чувствуя свое несоответствие, самооценка подростка испытывает негативную трансформацию.

У каждого подростка в коллективе происходят свои неповторимые ситуации, формирующие психоэмоциональный образ, содержащие представление о его личности. Развитие самооценки личности подростка может помочь избежать внутренних конфликтов. На путь асоциального поведения подросток встает в период поиска места в жизни и обществе. Этот период характеризуется не вполне сформировавшимися нравственными позициями. К этому периоду относится подростковый возраст, когда отмечается внутренний бунт, переходящий во внешний вызов. Если в свое время не обнаружить этот протест, а также не направить в необходимое русло подростковую энергию с бушующими гормонами, то можно получить массу неприятностей. Большое значение в определении жизненного пути оказывает поддержка близких, а также уверенность в себе.

Если ребенок чувствует свою бесполезность, а также ненужность обществу и родителям, то все морально-этические нормы и общественные институты не завлекут его «на сторону света». Таким образом, общество получает деструктивно настроенного подростка.

В этой ситуации доверительный разговор, а также вовремя сформировавшаяся нормальная самооценка помогут избежать проблем в переходном периоде.

Проблема низкой самооценки, к сожалению, знакома многим людям. Если ваш ребенок не любит фотографироваться, смотреть на себя в зеркало и до ужаса боится публичных выступлений, то, возможно, она близка и ему. Мы взяли интервью у психолога, специалиста центра «12 коллегий» Юлианы Исаковой и выяснили: неуверенность в себе – приговор или зона развития.

— Низкая самооценка у подростка – это нормально или с ней нужно сразу обращаться к психологу?

— Вопрос степени. Вообще, переживания, связанные с самооценкой, типичны для подростка и их можно считать особенностью возраста. Один день подросток думает, что у него все прекрасно, он талантлив и хорош собой. Но уже завтра без каких-либо объективных факторов самооценка может измениться на диаметрально противоположную. Он решит, что он неудачник, особенно если ему кто-то что-то сказал или прокомментировал его действия.

В целом, переживания из-за своих особенностей нормальны, но нужно обращать внимание на уровень серьезности этой проблемы и если она мешает подростку в его повседневной жизни, то можно обратиться к специалисту.

— Есть ли грань, после которой точно надо обращаться к психологу?

— Есть несколько колокольчиков: общается ли он с другими детьми или проводит все свободное время в одиночестве? Как реагирует на изменения? Если он пошел в новую секцию, поехал в новый лагерь, поведение изменилось? Что у него со здоровьем? Часто ли болит голова и живот? Пропускает ли он по этой причине школу?

— Самооценка у подростка неустойчивая?

— Да, все верно. Она ситуативна, изменчива и во многом зависит от слов окружающих.

— Как формируется самооценка у ребенка и что на нее влияет?

— Процесс развития ребенка и формирования самооценки делится на два периода: дошкольный и школьный. До школы ребенок ориентирован на значимых взрослых, и его самооценка напрямую зависит от их слов и обратной связи. Ребенок пока мало сталкивается со сверстниками и не до конца понимает: что у нечего получается хорошо, а что не очень. Поэтому считается нормальным, если ребенок приходит в школу с несколько завышенной самооценкой – это не проблема, а особенность возраста.

Потом, когда ребенок идет в начальную школу, он начинает сравнивать себя с другими, получает отзывы от сверстников и учителей, его самооценка несколько понижается и становится адекватной, ведь теперь она основана на опыте. В этот момент формируется отношение к себе и своей деятельности, поэтому очень важно, какой «заряд» дает учитель младших классов: критикует или, наоборот, хвалит детей.

— Что делать родителю, чтобы у ребенка была адекватная самооценка?

— Есть несколько базовых правил. Во-первых, когда обсуждаете деятельность ребенка, сравнивайте его результаты с его предыдущим опытом, а не с другими детьми, братьями или сестрами, собой или еще кем-то. Сравнение всегда должно происходить с ним же в прошлом. «На этой неделе у тебя две тройки, а на прошлой было четыре. Ты молодец и постарался».

Во-вторых, не используйте обобщения и критикуйте не ребенка, а его поступок. Когда родители раздражены, они часто используют формулировки: «Какой ты у меня невнимательный, все теряешь» или «Какой ты неряха: все разбросал». Дети запоминают такие оценки и считают, что они правдивы.

Есть принцип обратной связи, при котором в общении с ребенком, вы обращаете внимание не на промахи, а на успехи. К примеру, вы учите его писать буквы. Он написал весь алфавит, часть букв получилась хорошо, часть – не очень. Что обычно делают родители? Указывают на неудачные буквы и просят их переписать. А можно спросить: «Какие буквы получились лучше всех и тебе больше всего нравятся?». Вместе выберите их с ребенком и потом предложите остальные написать столь же аккуратно.

— Корректно ли говорить ребенку, что он лучше всех? Или это тоже сравнение?

— Дошкольнику — корректно, а школьник уже способен отличить реалистичную оценку от фантастической. Если оценка нереалистична, у него может возникнуть ощущение обмана, поэтому лучше использовать сравнения только с его прошлыми результатами.

— Низкая самооценка поддается корректировке?

— К счастью, это не приговор, с ней можно работать и улучшать в любом возрасте: школьном, подростковом и взрослом. Она успешно корректируется.

— Каким образом?

— Чаще всего происходит комплексная работа. Во-первых, необходимо научить родителей давать положительные оценки и правильно реагировать на успехи и неудачи, чтобы ребенок чувствовал поддержку. Затем ребенок приходит на индивидуальные консультации или групповые тренинги. Групповая работа полезна еще тем, у кого есть сложности в общении с другими ребятами.

— Ребенок переживает из-за внешности – что делать?

— Из-за внешности в основном переживают подростки – еще одна характеристика возраста. Тело быстро меняется, они перестают узнавать себя в зеркале и им нужно время, чтобы принять новый образ.

Но если изменения или некоторые особенности переживаются ребенком болезненно, то важно понять: проблема реальная или он себе ее придумал. Если реальная, к примеру, акне, то стоит вместе обратиться к врачу за консультацией и поддержать ребенка на пути к выздоровлению. Если проблема надуманная, подумайте об индивидуальной консультации с психологом.

— Что делать, если ребенок переживает из-за интеллектуальных способностей или спорта?

— Здесь работает принцип компенсации. Не получается в одной сфере – ищем ту, в которой получится. Важную роль играют примеры компенсации родителей, друзей и знакомых. Помните речь Стива Джобса о том, как трудности продвигали его к гораздо большим успехам? Такие истории мотивируют искать «свои» сферы, развиваться и добиваться результата.

— Стоит ли требовать от ребенка гармоничного развития во всех областях или лучше дать возможность заниматься тем, что нравится и получается?

— На первом этапе лучше дать развиваться в том, что нравится, особенно если есть вопросы к самооценке. Ребенку важно почувствовать эйфорию от успеха и реализации возможностей. На следующих этапах в качестве вызова и новой ступеньки можно предлагать задачи из других сфер.

Также надо учитывать тип нервной системы ребенка. Люди с некоторыми типами нервной системы не выносят однотипную продолжительную деятельность, зато с радостью принимаются за новые задачи. Это тоже стоит учитывать.

— Завышенная самооценка тоже связана с неуверенностью в себе?

— Завышенная самооценка, чаще всего, — это маскировка заниженной. Часто агрессивное, вызывающее и хамоватое поведение подростка означает неуверенность в том, как же он на самом деле выглядит. Это корректируется на групповых занятиях.

— Несколько слов на прощание подросткам и их родителям, для которых тема самооценки актуальна…

— Среди подростков часто принято вести себя позитивно. Показывать, что у них все здорово и нет переживаний. Пока они вместе на такой волне, каждому кажется, что только у него есть проблемы, а жизнь остальных легка и беззаботна. Одна из задач тренинга – честно поговорить о том, что они такие не одни и других те же самые проблемы. Важно понять, что ты не уникален в своих переживаниях и ты можешь с ними справиться.

Биографическая справка:

Юлиана Исакова — психолог-консультант, специалист центра «12 коллегий», закончила факультет психологии СПбГУ по специальности «Общая психология».

С 2008 Юлиана ведет тренинги, развивающие занятия и индивидуальные консультации для детей в возрасте 6-13 лет, а также проводит диагностику детей и подростков.

Прошла дополнительную подготовку по следующим курсам:

  • Специальный курс «Посредничество в разрешении конфликтов» (21 час, СПбГУ, факультет психологии) 2008 г;
  • Специальный курс «Технология практической групповой работы» (36 часов, СПбГУ, факультет психологии) 2009 г.;
  • Методический семинар-тренинг «Арт-терапия эмоциональных нарушений и кризисных состояний у детей и подростков» (24 часа, «Иматон») 2011 г.;
  • Повышение квалификации по программе «Эмоциональные нарушения у детей. Методы психологической коррекции» (72 часа, «Иматон») 2012 г и др.

Вы можете бесплатно забронировать путевку в лагерь «12 коллегий», где работает Юлиана:

Тематический лагерь:

Психологический лагерь:

Самооценка очень важна для формирования личности. Если она является объективной, и человек с детства способен реально оценить свои возможности и место в социуме, то это является основным шагом на пути к успешной жизни. Изначально дети обладают безупречным чувством восприятия самих себя, но со временем оно подвергается различным изменениям в силу влияния родителей и окружающих людей.

Заниженная самооценка у детей и подростков негативно отражается на их адаптации в социуме и становится причиной непонимания в семье и коллективе. Ребенок ощущает постоянную неуверенность в себе, что способствует формированию комплекса неполноценности.

Признаки неуверенности в себе

Самооценка формируется под воздействием внутренних и внешних факторов, включающих в себя личные достижения, внешность, вес, социальный статус родителей и оценку окружающих людей. Существует ряд признаков, по которым можно выявить заниженную самооценку в зависимости от индивидуальных особенностей человека и его поведения в целом:

  1. 1. Ребенок всегда старается садиться с краю, скрещивает ноги, то есть намеренно закрыться от окружающих людей.
  2. 2. Зачастую дети и подростки, неуверенные в себе, являются интровертами, то есть направляют свои эмоции внутрь себя.
  3. 3. Присутствует агрессивность в общении с людьми, так как неверие в собственные силы порождает недоверие к другим.
  4. 4. Болезненная реакция на любое проявление критики, что выражается в излишней плаксивости.
  5. 5. В подростковом возрасте заниженная самооценка выражается в чрезмерной самоуверенности, что обусловлено желанием выделиться из толпы своей оригинальностью.
  6. 6. Навязчивое желание быть первым. Уверенные в себе личности не нуждаются в необходимости доказывать свою индивидуальность и превосходство.
  7. 7. Неопрятный внешний вид, ребенку все равно, как он выглядит.
  8. 8. Тихая невнятная речь и наличие привычки постоянно извиняться без явной на то причины.
  9. 9. Постоянное самобичевание и повышенная самокритичность к своим поступкам.
  10. 10. Хулиганское поведение, путем унижения других детей неуверенные в себе личности стараются повысить свою самооценку.

Дети с заниженной самооценкой всегда сравнивают себя с другими, причем всегда в пользу последних. На фоне этого они запрещают себе радоваться, так как убеждены, что недостойны счастья в силу своей неполноценности. В этом случае дети ощущают себя одинокими и не принимают участия в общих играх или других видах деятельности совместно со сверстниками. Поэтому при возникновении конфликтных ситуаций они не находят поддержки в коллективе.

Характерные признаки неуверенности в себе могут встречаться у детей в различных комбинациях или по отдельности.

Основные причины

Специалисты считают, что причины появления у детей заниженной самооценки зависят от наследственности, воспитания и окружения.

В возрасте до 7 лет формирование самооценки происходит под влиянием родителей и учителей, поэтому чем больше дети будут ощущать заботы, внимания и любви в семье, тем увереннее будут чувствовать себя в коллективе. Но начиная с 12 лет, самооценка начинает формироваться в зависимости от отношения одноклассников и общения с ними.

Каждый человек индивидуален, но иногда в силу своей наследственности он ощущает себя неполноценным: врожденное заболевание, инвалидность, тип темперамента, умственные способности. Все это способно сформировать комплекс несостоятельности на фоне сверстников. Иногда причиной низкой самооценки является лишний вес или предрасположенность к полноте, что откладывает негативный отпечаток на сознании и порождает у детей ощущение неполноценности.

Издержки воспитания, которые способствуют появлению заниженной самооценки, могут выражаться как в чрезмерной опеке родителей, так и в отсутствии доверительных семейных отношений, в силу чего дети закрываются и считают себя причиной нелюбви со стороны взрослых. Нередко родители, сравнивая свое чадо с другими детьми, подчеркивают, что его успеваемость не так хороша, как у одноклассников и т. д. У ребенка начинает зарождаться неуверенность в собственных силах. Как правило, мужчины и женщины, воспитанные подобным образом, не способны привить своим детям уверенность в себе, т. к. сами не понимают, что это такое.

Социальные контакты детей вне семьи со сверстниками, педагогами, знакомыми тоже способны сформировать низкую самооценку. Унижения от одноклассников, запугивание со стороны учителей приводят к появлению депрессии и становятся причиной неуверенности в себе. Особенно важно мнение учителя для детей младшего и среднего школьного возраста, когда ученики воспринимают его слова как прописную истину.

Чаще всего подвержены заниженной самооценке дети и подростки, которые лишены родительской опеки в силу сложившихся обстоятельств. С раннего детства они считают себя несовершенными и не воспринимают себя как полноценную личность, рассматривая свое существование как помеху для окружающих на фоне ощущения беззащитности и отсутствия поддержки близких людей.

Способы повышения самооценки

Заниженная самооценка является серьезным препятствием на пути достижения поставленных целей и дальнейшего развития личности. Опасность ее заключается в том, что неуверенные в себе дети постоянно испытывают чувство страха, вины и собственной неполноценности, тем самым постепенно отстраняясь от окружающих людей. В итоге уже во взрослом возрасте человек ощущает свою эмоциональную и телесную зажатость и стесняется выражать свое мнение другим.

Окружающие неосознанно воспринимают человека по его самооценке. Соответственно, чем она ниже - тем хуже отношение.

Особенно обостряется чувство заниженной самооценки в подростковом возрасте на фоне развития выдуманных комплексов и недостатков. Если это вовремя не пресечь и не объяснить сыну или дочери, как правильно оценить свои данные и возможности, то негативный отпечаток может остаться на всю жизнь. В такой период родители должны быть особенно внимательными, чтобы вовремя распознать проблему и помочь избавиться ребенку от внутренних комплексов.

  1. 1. Исключить при общении необоснованную критику. Чтобы указать ребенку на ошибку, критика должна быть направлена именно на его поступки.
  2. 2. Признание личности ребенка. Следует предоставлять детям возможность принимать самостоятельные решения, озвучивать свое мнение, иметь личные интересы.
  3. 3. Регулярная похвала. Дети нуждаются в постоянном одобрении своих достижений, поэтому их необходимо хвалить как можно чаще - это придаст им веры в собственные силы и укрепит ощущение своей значимости в семье. В случае если у школьника что-то не получается, не стоит его ругать, лучше предложить помощь и попытаться развить его таланты в другой сфере.
  4. 4. Помощь в самореализации. Иногда в школе дети не могут самореализоваться, так как не попадают под стереотипы данного коллектива. Родители должны предложить своему чаду посещать какую-либо спортивную секцию или кружок, чтобы он мог познакомиться с новыми людьми и реализоваться в другом коллективе на основе собственных интересов. При этом выбрать занятие должен сам подросток.
  5. 5. Научить говорить «нет» при необходимости. Дети с низкой самооценкой фактически не умеют отказывать другим, так как хотят ощутить свою значимость. Но иногда их просто используют в корыстных целях, что не имеет ничего общего с уважением. Необходимо научить ребенка говорить «нет» в таких ситуациях и помочь распознать недоброжелателей, обсудив с ним конкретный случай.
  6. 6. Оказывать поддержку и проявлять уважение.

Если проблема низкой самооценки сохраняется у подростка на протяжении длительного времени, то избавиться от неуверенности поможет психолог или психотерапевт. Отсутствие своевременной корректировки поведения может стать причиной усугубления комплекса неполноценности и перерасти в депрессию или неврозы.