Ход проекта
1. Актуальность.
Идея приобщения человека к природе, к её познаванию имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого, такие как Ж.Ж.Руссо, Я.А.Каменский видели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
Взаимоотношение человека с природой и её обитателями – актуальный вопрос современности. Оно осуществимо при наличии в каждом ребенке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь.
Современная концепция дошкольного воспитания (1989г.) показывает важность приобщения детей к природе с раннего возраста, считая её миром человеческих ценностей. Среди них познавательные ценности: ребёнок начинает чувствовать себя первооткрывателем, испытывает радость экспериментирования с объектом природы, открывает новое в знакомом и знакомое в новом, вычленяет простейшие закономерности, осознает их непреложный характер.
2. Анализ внешней среды.
Горожане имеют весьма ограниченный возможности общения с природой, поэтому одной из важных задач работы по экологическому воспитанию я считаю знакомство детей с природными объектами ближайшего окружения.
Каких животных и птиц мы чаще всего видим в наших городах и лесах? Конечно, птиц. Здесь, в большом городе, пернатые живут бок о бок с нами и радуют нас своим пением и красочным нарядом. Поэтому за ними проще наблюдать, чем за большинством млекопитающих, которые скрываются в укромных местах. Значит, мы можем по птицам судить о состоянии природы вокруг нас. Птиц, чувствительных к загрязнению окружающей среды, например, аистов, становится все меньше. Зато растет количество видов легко приспосабливающихся к новым условиям, вроде витютеней. Это тревожный сигнал. Любителям природы бедственное ее положение хорошо известно. Пернатые словно предупреждают нас об опасности, которая грозит людям из-за уничтожения природы. Ведь, как и птицы, мы питаемся тем, что растет на земле, как и им, нам нужны чистая вода и чистый воздух.
В нашей местности встречается более 130 видов птиц, из них 11 видов занесены в Красную книгу. Но знаем ли мы их? Можем ли различать их по голосу, по пению? Сможем ли мы узнать даже знаменитую соловьиную трель? А наши воспитанники, дети дошкольного возраста, имеют ли представления об удивительном мире птиц?
С развитием цивилизации воздействие людей на природу становилось все более и более мощным и к концу двадцатого столетия приобрело планетарный характер. Природа уже сама не могла залечить нанесенные ей раны. Сложившиеся на Земле положение ученые определяют как экологический кризис. И нет на сегодня более важной задачи, чем поиск путей выхода из него. Где же выход? Чтобы выжить, человечество должно научиться жить на Земле по-новому. Именно к этому призвала Всемирная Конференция Организации Объединенных Наций по окружающей среде, принявшая в 1992 году Рио-де-Жанейро «Повестку дня на 21 век»-программу работ на следующее столетие, предусматривающую гармоническое достижение двух целей: высокого качества окружающей среды и здоровой экономики для всех народов мире. Для успешного выполнения этой программы недостаточно усилий государств и их руководителей. Каждому человеку планеты Земля необходимо овладеть минимальным набором экономических знаний и способов деятельности, для того чтобы его поведение было экологически осмысленным. Поэтому именно в дошкольном возрасте, когда дети наиболее впечатлительны и восприимчивы важно формирование начал экологической культуры личности человека.
3. Анализ внутренней среды.
Работу над экологическим воспитанием детей я начала с младшего дошкольного возраста в реализации «Программы воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, выделив основные задачи по выбранной проблеме:
- Развитие интереса к объектам природы.
- Знакомство с домашними птицами и птицами, прилетающими на участок детского сада.
- Формирование бережного отношения к птицам.
К старшему дошкольному возрасту дети должны знать 4-5 видов зимующих птиц, уметь анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.
Но, к сожалению, обладая каким-то объемом знаний о пернатых, дети подчас бывают, равнодушны и даже жестоки по отношению к птицам. Нередко можно увидеть на улице группу ребятишек, которые безразлично наблюдают за раненной птицей или не пытаются оказать первую помощь птенцу, выпавшему из гнезда и т.д.
Опрос родителей показал, что:
- большинство родителей в своей взрослой жизни никаким образом не проявляют интереса и участия в сохранении живой природы;
- интересы взрослых часто не выходят за рамки квартиры – 66%;
- теле и радио передачи природоведческого характера смотрят лишь в -19% семьях;
- конкретное участие в оказании помощи живой природе принимают лишь, участвуя в акциях, проводимых в детском саду и школе -15 % родителей.
По итогам опроса детей, в процессе наблюдений, в общении с детьми можно констатировать, что интерес к миру животных и птиц у дошкольников существует. Дети с неподдельным интересом слушают любую информацию о птицах, их повадках, задают множество вопросов, с увлечением рассматривают энциклопедии природоведческого характера.
Таким образом, я предполагаю, что если у детей развивать интерес к изучению мира птиц, расширять знания и природоохранные навыки, можно уже с дошкольного возраста сформировать начало экологической культуры личности человека.
4. Стратегия реализации проектной идеи.
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста начал экологической культуры личности через развитие интереса к птицам.
- Познакомить детей с жизнью перелетных и оседлых птиц.
- Систематизировать знания о жизненных проявлениях птиц (питание, рост, развитие, размножение).
- Формировать представления о влиянии состояния окружающей среды на птиц.
- Учить правильному поведению в природной среде.
- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности и желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в изобразительной деятельности.
- Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия.
- Повысить уровень экологической культуры личности родителей.
5. Ожидаемые результаты.
У детей сформируются:
- Знания о жизни перелетных и оседлых птиц.
- Представления о влиянии состоянии окружающей среды на птиц.
- Знания
- Сознание важности природоохранных мероприятий.
- Навыки правильного поведения в природной среде.
- Эстетическое отношение к окружающей действительности.
- Чувство милосердия и гуманного отношения к живой природе.
- Желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в изобразительной деятельности.
У родителей:
- Повысится интерес к совместной деятельности по охране и защите птиц нашей местности.
- Гармонизируются детско-педагогические отношения.
- Повысится уровень экологической культуры личности.
- Расширятся знания о птицах.
Этапы | Задачи | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
Подготовительный этап | Повышение собственной профессиональной компетентности. | 1.Изучение методической литературы: – «Программа воспитания и обучения детей в детском саду» М.А.Васильевой и др., «Наш дом-природа» Н.А.Рыжова. |
сентябрь | воспитатель |
2.Организовать сотрудничество с экологическим центром «Росянка» центральной библиотеки им. Маяковского | сентябрь | заведующий | ||
3.Анализ программных задач раздела «Ознакомление детей с животным миром». | сентябрь | воспитатель | ||
4.Подбор диагностического инструментария (методика Емельяновой) | сентябрь | воспитатель | ||
5.Диагностирование детей по вопросам экологического воспитания. | сентябрь | воспитатель | ||
Педагогическое просвещение родителей. | 1.Разработка анкет для родителей. | сентябрь | воспитатель | |
2.Анкетирование родителей, анализ полученных результатов. | октябрь | воспитатель | ||
3.Оформление экологической рубрики «Это интересно» в информационном уголке приемной комнаты. | сентябрь-октябрь | воспитатели | ||
Деятельный этап | Осуществление мероприятий по выполнению проекта. | 1.Проведение занятий познавательного | в течение года | воспитатели |
2.Экскурсии и прогулки в лесопарковую зону «Роща». | в течение года | воспитатели | ||
3.Художественно-творческая деятельность. | в течение года | воспитатели | ||
4.Чтение художественной литературы, энциклопедий. | в течение года | воспитатели | ||
5.Ведение календаря наблюдений за птицами. | в течение года | воспитатели | ||
6..Рассматривание иллюстраций в книгах, открытках, фотоальбомах. | в течение года | воспитатели | ||
7.Подвижные игры. | в течение года | воспитатели, инструктор по физ.культуре | ||
8.Дидактические игры экологического характера. | в течение года | воспитатели | ||
9.Слушание птичьих голосов в записи. | в течение года | воспитатели | ||
10.Просмотр видеороликов, мультфильмов о птицах. | в течение года | воспитатели родители |
||
11.Вечера-развлечений. | в течение года | воспитатели муз. руководит. |
||
Деятельный этап | Организация и привлечение родителей к совместной деятельности и обучению. | 1. Родительское собрание «Земля – наш общий дом». | ||
2. Творческие работы на выставки детских рисунков, поделок. | сентябрь | воспитатели | ||
3.Деловая игра «Знатоки природы». | в течение года | воспитатели, родители |
||
4.Викторина «что мы знаем о птицах?». | апрель | воспитатели | ||
5.Создание книжек-самоделок «Сказки о птицах и зверятах». | январь | воспитатели | ||
Организация предметно-развивающей среды в игровой комнате. | 6.Экскурсия в краеведческий музей. | март | родители | |
7.Природоохранные акции «Кормушки», «Елочка – зеленая иголочка», «Спасем наш мир земной!». | в течение года | родители | ||
Изготовление и приобретение дидактических игр, атрибутов, пособий. | в течение года | родители | ||
Заключительный этап | Оценка эффективности реализации проекта. | 1.Повторная диагностика детей и опрос родителей. | апрель-май | воспитатель |
2. Проведение открытого занятия «Земля – наш общий дом». | апрель | воспитатели | ||
Обобщение результатов работы по проектной деятельности и их анализ. | 3.Обобщение опыта работы по проблеме «Берегите птиц». | май | воспитатель | |
4.Оформление альбома детских работ «Вот какие птицы». | в течение года | воспитатель | ||
5.Выставка детских работ из природного материала и пластилина. | май | воспитатель | ||
6.Встреча с родителями «Круглый стол» по итогам работы в рамках данного проекта | апрель | воспитатель |
7. Отчет о реализации проекта.
Поставив перед собой задачу, повысить уровень экологической культуры личности детей, я начала работу с изучения методической литературы. За основу была взята «Программа воспитания и обучения детей в д/саду» под редакцией Васильевой М.А., а также парциальная программа «Наш дом – природа» Рыжовой Н.А. Был составлен перспективный план занятий познавательного цикла, а также план совместных мероприятий с участием родителей. На первом родительском собрании в начале учебного года мы ознакомили наших родителей с целью и задачами будущего проекта. Было проведено анкетирование для выявления степени заинтересованности в проводимых нами занятиях и совместной деятельности по данной проблеме. Параллельно были продиагностированы и дети.
Вначале года знания детей о птицах были поверхностными, абстрактными. А в конце учебного года диагностика показала положительные результаты Высокий уровень осознанности полученных детьми знаний и представлений свидельствовал об эффективности проведения систематической, планомерной работы с детьми и родителями по реализации задач проекта.
Особое внимание, я уделила обогащению уголка природы, учитывая современные требования и рекомендации Рыжовой Н.А. С помощью родителей пополнили фонотеку и медиатеку, что позволило нам в более интересной форме проводить занятия, игровые упражнения, вечера-развлечения.
Благодаря плановой работе знания и представления детей о жизни птиц постепенно систематизировались, обогащались, развивался интерес к жизни наших меньших братьев. Меня очень радовало то, что в свободное время от игр ребята самостоятельно занимались в уголке творчества. Темы рисунков разнообразились. Теперь можно было увидеть не только нарисованные «тачки», «роботы», «войнушки». Ребята с большим увлечением ярко и образно отражали в своих работах впечатления, полученные в процессе общения с природой, например «снегирь, сидящий на ветке», « скворечник на березе», «дети, кормящие голубей хлебными крошками» и др.
Очень удачно прошла викторина «Знатоки природы» между командами родителей и детей. Наши родители были приятно удивлены знаниями детей. Особый интерес вызвала деловая игра «Что мы знаем о птицах», где ребята использовали элементы пантомимики для изображения характерных повадок пернатых. Почти все семьи приняли активное участие в конкурсе книжек-самоделок «Сказки о птицах и зверей». Выставка книжек-самоделок привлекла внимание детей и родителей всего детского сада: формы книг, оформление, а главное – сами сказки были настоящим творением семьи, неповторимым и оригинальным! Традиционным стало и изготовление плакатов в виде коллажей «Правила поведения в природе», «Берегите птиц» и др., которые использовались в целях агитационной работы всего детского сада.
Особой гордостью стало наше тесное сотрудничество с экоологическим центром «Росянка» библиотеки им. Маяковского. Мы принимали активное участие в акциях «Птичья столовая», «Елочка зеленая иголочка» и были награждены грамотой «Лучшая кормушка для птиц». Дети и родители очень этим гордились.
Тематические занятия, занятия-беседы, игровые упражнения я проводила с использованием яркого наглядного материала. Разучивали стихи и песни о птицах, организовывали выставки детских рисунков «Наши друзья-птицы», оформили фотовыставку «Редкие птицы».
Продолжая пополнять знания, мы часто организовывали экскурсии в лесопарк «Роща» в разное время года, что позволяло детям замечать красоту природы и пополнять багаж знаний о жизни и повадках птиц нашей местности.
В конце учебного года на родительском собрании, проводившемся в виде устного журнала, дети продемонстрировали миниатюру «Дикарь в лесу». Выступления детей со стихами, песнями были яркими, показательными и наглядными. На отрицательном примере закреплялись правила поведения на природе, формировалось гуманное отношение ко всему живому.
Для педагогов ДОУ было показано открытое занятие «Земля – наш общий дом». Ребята продемонстрировали свои творческие способности, смогли проявить знания и представления о жизни птиц, изготовили знаки-символы о правилах поведения в природе, показали степень сформированности гуманного отношения к природе.
Анализируя процесс реализации проекта, следует отметить, что каждое из предложенных в нем мероприятий было в значительной степени информативным и интересным для детей. Родители проявляли инициативу, с одобрением относились к проводимым мероприятиям, прониклись важностью задач проекта.
Перспектива дальнейшей деятельности.
1. Поиск путей совершенствования решения проблемы:
- Занятия-беседы с сотрудниками экологического центра «Росянка» Центральной библиотеки им. Маяковского
- Экскурсии в зоомагазин.
- Организация дня наблюдений за птицами.
- Наблюдение за лебедями на Чебоксарском заливе.
- Проведение совместно с родителями развлечения «Пернатый мир».
- Изготовление масок птиц из бумаги, вязанных крючком шапочек птиц.
- Изготовление листовок «Берегите птиц»
- Конкурс кормушек и поилок для птиц.
2. Активизировать детей и их родителей на дальнейшую природоохранительную деятельность:
- Участие в акции «Посади дерево».
- Проведение субботника по уборке территории детского сада.
- Изготовление плакатов «Убери за собой мусор», «Покорми птиц», «Не разрушай мой дом! С просьбой ко всем добрым людям ваш сосед по планете муравей» и др., размещение их на территории лесопарка.
- Акция «Мусор» – сбор пластиковых бутылок, полиэтиленовых пакетов специальный контейнер
8. С ЦЕЛЬЮ РЕШЕНИЯ ПОСТАВЛЕННОЙ ПРОБЛЕМЫ, НАМИ СОЗДАНЫ:
2. Экологическая тропа по лесопарковой зоне «Роща»
где имеются следующие объекты:
- деревья с дуплом;
- гнезда;
- кормушки и т.д.
- Ботанический сад.
3. Взаимосвязь в экологическим центром «Росянка» Центральной библиотеки им. Маяковского
- посещение мини-зооуголка;
- участие в акциях.
9. Программно-методическое обеспечение.
- «Программа воспитания и обучения детей в детском саду» под ред. Васильевой М.А., Москва-2005.
- «Наш дом-природа» Рыжова Н.А., Москва -2005.
- «Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей» Зебзеева В.А., Москва-2009.
- «Я познаю мир» под ред. Хинн О.Г. Москва-1999.
- «Ознакомление с окружающим миром», Йошкар-Ола-1996.
- «Мир природы и ребенка» Саморукова, Манецева, Санкт-Петербург-2003.
- «Экологическое образование в детском саду» Рыжова Н.А.,Москва-2001.
- «Прогулка в природу» Шишкина, Дедулевич, Москва-2003.
- «Тропинка в природу» Смирнова, Баранова, Валуева, Москва-2001.
- «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Бондаренко Т.М., Воронеж-2009.
- «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада» Аджи А.В., Воронеж»-2008.
- «Игровые экологические занятия с детьми» Молодова Л.П., Минск-1996.
- «Животный мир Чувашии» И.М.Олигер, Л.Г.Сысолетина, Н.А.Воронов, Чебоксары 1996.
- «Свиристель» детский экологический журнал № 4,8,9 2007.
- «За здоровьем на лесную поляну» Широкова С.,Клевцова //ж/л «Д/в» №7-2006.
- «Развитие экологических представлений дошкольников» Казарчук Г.Н.//ж/л «Д/педагогика» №1-2009.
- «Посвящение в юные экологи» Тимербаева С.А.//ж/л «Воспитатель ДОУ» №6-2009.
- « Слет юных экологов» Ромакова О.Г.// ж/л «Воспитатель ДОУ» №5-2009.
- «Новые подходы к обновлению содержания дошкольного образования в Чувашской республике» Кузьмина Р.Б., Капустина М.А., Чебоксары 1998.
- Интернет ресурсы: http://ru.wikipedia.org/
Надежда Кононова
Проект в старшей группе «Птицы - наши друзья»
I. Информационная карта проекта
Полное название проекта «Птицы – наши друзья »
Кононова Н. В. воспитатель
Продолжительность проекта : среднесрочный (январь - март)
Тип проекта : познавательно-исследовательский, творческий
Участники проекта дети , педагоги, родители
Возраст детей 5-6 лет
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект , можем ли мы помочь птицам в зимнее время года ?
Цель проекта . Расширение знаний детей о птицах родного края , их образе жизни, и поведении, а также воспитать бережное отношение к пернатым друзьям .
Задачи проекта
Для детей
1. Использовать новые знания, умения, стремиться наблюдать, исследовать.
2. Упражнять в установлении связей : внешний вид птиц и среда обитания .
3. Выяснить, где птицам живется лучше
4. Использовать представления об образе жизни птиц при составлении сказок, рассказов, фантазировании.
5. Совершенствовать коммуникативные навыки.
Для педагогов
1. Продолжать формировать представления о понятии «птицы » , зимующие птицы .
2. Систематизировать представления о месте обитания птиц , способах добывания пищи, выращивания детенышей, способах защиты, повадках, зимовки в зависимости от окружающей среды
3. Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между жизнью птиц и окружающей средой (изменение условий обитания ведет к изменению жизни птиц )
4. Развивать речь-доказательство, применяя конкретные знания о поведении и повадках птиц
5. Развивать эмоциональную сферу детей, творческое фантазирование
6. Воспитывать экологически-правильное отношение к природе (птицы – часть природы , существуют сами по себе, а не для потребности человека; они неповторимы, птицы чувствуют боль , радость, испытывают привязанность, и воспринимают отношение людей к ним)
Для родителей
1. Привлечь родителей к ознакомлению детей с жизнью зимующих птиц в разных условиях жизни
2. Совершенствовать навыки общения с детьми
Форма проведения итогового мероприятия проекта
викторина
Название итогового мероприятия проекта
«Что? Где? Когда?»
Продукты проекта
- для детей : рисунки, поделки, придуманные детьми сказки, рассказы
- для педагогов : презентация
- для родителей : папка-передвижка
Ожидаемые результаты по проекту
Для детей
Изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами , помогая им, у детей расширятся знания о друзьях наших меньших , сформируется эмоциональное отношение к миру природы. Они научатся радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам. Мир птиц станет неотъемлемой частью мира каждого человека. Дети научаться относиться к себе как к части природы, практическим действиям по охране природы. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы. Дети научатся контролировать свои поступки, научатся ухаживать за птицами .
Для педагогов
Обобщение опыта работы с детьми по теме : «Птицы – наши друзья »
Для родителей
Развитие навыков взаимодействия с ребенком
Планирование (системная паутинка) по проекту
Птицы – наши друзья .
Познавательно-исследовательская деятельность
(исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)
Наблюдение за зимующими птицами .
Наблюдение «Кто прилетает на участок и на кормушку»
Наблюдение, «Какие воробьи, и какие вороны»
Наблюдение за вороной.
Наблюдение за синицей.
Наблюдение «Птичьи следы»
Наблюдение «О чем поют воробышки»
Рассматривание изображений зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и альбомах.
Ведение дневника наблюдений прилёта птиц к кормушке (на прогулках) .
Решение проблемной ситуации : «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой ?»
Решение проблемных ситуаций «Что было бы, если…»
Наблюдение из окна за птицами .
Обучающий цикл : ФЭМП
Тема : «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?»
Дидактическая игра «Сосчитай птиц »
Проблемная ситуация «Что было бы, если переселить.»
Тема : «Зимующие птицы »
Просмотр презентаций «Зимующие птицы »
Экспериментирование :
«Исследование птичьего пера»
«Рассматривание птичьих следов»
Просмотр презентации «Зимующие птицы Сибири »
Просмотр учебного познавательного фильма о зимующих птицах .
Чтение художественной литературы (восприятие художественной литературы и фольклора)
Чтение художественной литературы :
В. Звягиной «Воробей»
Т. Евдошенко «Берегите птиц »
Ю. Никонова «Зимние гости»
О. Воронкова «Птичьи кормушки»
В. Сухомлинский «Как синичка меня будит»
О. Григорьева «Синица»
А. Яшин «Покормите птиц зимой » ;
Чтение познавательной сказки «Как воробей Африку искал»
Чтение сказок о птицах (Дятел)
Коммуникативная деятельность
(Общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)
Беседа «Что ты знаешь о птицах ?»
Беседа «Трудно птицам зимовать » .
Беседа «Польза, приносимая птицами »
Беседа «Почему зимующие птицы не улетели в тёплые края?»
Заучивание считалок о птицах .
Пальчиковая гимнастика “Кормушка”
Составление детьми описательных рассказов о зимующих птицах (по плану)
Пальчиковая игра «Дятел»
Разгадывание загадок о зимующих птицах нашего края .
Подвижная игра с речевым сопровождением «Птички» , «Весёлый воробей»
Защита сообщений детьми о птицах .
Составление рассказов по сюжетным картинкам.
Сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная клиника»
Разучивание поговорок : «Всякая птица своим пером гордится» , «У каждой пташки свои замашки» .
Игровая деятельность
(сюжетно-ролевые игры, игру с правилами и другие виды игры)
Дидактические игры :
«Птички на кормушках»
«Каких птиц зимой не увидишь » .
«Четвёртый лишний»
«Один – много»
«Назови ласково»
Игра малой подвижности «Где спрятался воробей?»
«Угадай птицу по описанию "
Раздели птиц на перелётных и зимующих».
«Кто как разговаривает»
Изобразительная деятельность
(рисование, лепка, аппликация)
Рисование «Снегири на ветке рябины»
Лепка «Учимся лепить птиц »
Пластилинография «Снегирь»
Аппликация «Птицы на ветке »
Конструирование из конструктора лего. «Кормушка для птиц »
раскраски по теме Двигательная деятельность
(овладение основными движениями)
Подвижные игры «Перелёт птиц »
«Птички в гнёздышках»
«Воробышки и кот»
«Птички в гнёздышках»
«Воробышки и автомобиль»
Подвижная русская народная игра «Дятел»
Продуктивная деятельность (конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,
Оформление альбома : «Зимующие птицы » .
Оформление картотеки загадок, стихов о птицах .
Выставка коллективной работы «Птицы нашего края » (оригами)
Коллективная работа «Птицы на кормушке » (лепка)
Выставка детских работ пластилин графия «Покормите птиц зимой » »
Выставка детских работ аппликация «Зимующая птица- Ворона »
Оформление выставки «Кормушки для зимующих птиц »
Выпуск экологической газеты «Берегите птиц »
Викторина «Что? Где? Когда?»
Трудовая деятельность
самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице,
Подкормка зимующих птиц .
Музыкальная деятельность
(восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)
Передача образов птиц в движениях под музыку.
Интерактивная дидактическая игра «Четвёртый лишний» , «Угадай, какая птица поёт » , «Кто как кричит»
Театрализация : «Где обедал воробей» .
Режимные моменты
(интеграция разных видов деятельности)
Пальчиковая гимнастика «Мы кормушку смастерили»
Пальчиковая игра «Кормушка»
И г р а «Дятел» .
Формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами
Акция «Будем добрее» совместное изготовление кормушек для птиц и размещение их на территории детского сада.
Дети совместно с родителями подготовили сообщения о птицах
Консультация для родителей «Покормите птиц зимой »
Памятки для родителей по кормлению птиц зимой .
3 Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу. 4 Научить детей правильно их подкармливать 5 Помочь понять, что птицы нуждаются в помощи человека. 6 Учить объяснять наблюдаемое, что между птицами существуют определенные взаимоотношения. 7 Воспитывать вдумчивое, осознанное, эмоциональное отношение к окружающему миру.
Ожидаемые результаты Наблюдая за птицами и помогая им, у детей сформируется эмоциональное отношение к миру природы, они научатся радоваться, огорчатся, удивляться, природным объектам. Мир природы станет неотъемлемой частью мира каждого ребенка. Дети научатся относится к себе как к части природы. Они научатся практическим действиям по охране природы. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы. У детей появляется желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности (создавать изопродукцию, в речевой деятельности, игре) научатся контролировать свои поступки, поведение при общении с природой, что бы не причинить ей вреда.
Актуальность проекта. Бережное отношение к природе, осознание Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать именно сейчас, когда мир находится на грани экологической катастрофы. Фундаментом экологической культуры являются достоверные знания по экологии и практические умения направленные на охрану природы. важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать именно сейчас, когда мир находится на грани экологической катастрофы. Фундаментом экологической культуры являются достоверные знания по экологии и практические умения направленные на охрану природы.
ІІ Реализация проекта - Теоретическая часть: составление плана мероприятий, разработка конспектов и сценария мероприятия. - Практическая часть: 1 Занятия по экологическому воспитанию познавательного цикла 2 Развешивание кормушек на участке детского сада и парке. 3 Создание фотоальбома «Мы и наши друзья» 4 Изготовление паспорта для птиц. 5 Совместные мероприятия с ЦДТ 6 Связь с другими видами деятельности: а) игровая б)продуктивная в)коммуникативная (беседы, чтение худ. литер.)
Механизм выполнения 1 Создание условий для выполнения проекта 2 Составление плана мероприятий 3 Наблюдение на прогулках 4 Познавательные занятия: рисование, лепка, развитие речи, аппликация, математика. 5 Психогимнастика: изображение птиц с разным настроением 6 Чтение художественной литературы: Е.Чарушина, В.Бианки и др. авторов.
План мероприятий Мероприятия Сроки проведения 1 Изготовление и развешивание кормушек (дети – родители – воспитатели) Ноябрь 2 Беседа «Синичка – невеличка» Декабрь 3 Развивающее занятие «Где обедал воробей» Декабрь 4 Беседа «Меню для птиц» Декабрь 5 Наблюдение за повадками и поведением птиц на кормушке Ноябрь – Март 6 Экскурсия в зимний парк январь
7 Мероприятия совместно с ЦДТ Январь 8 Изготовление рекламы (дети – родители) Январь 9 Наблюдение за птичьими следами (научиться определять какая птица оставила следы) Январь 10 Конкурс на лучший рисунок «Птичье кафе» (дети – родители) Февраль 11 Изготовление паспорта для птиц (по итогам наблюдения) Март 12 Чтение художественной литературы по теме проекта Ноябрь – Март 13 Подкормка птиц на участке д/сада (совместно с родителями) Ноябрь – Март 14 Оформление фотоальбома (совместно с родителями) Март 15 Выпуск стенгазеты о жизни птиц и нашей работе Ноябрь - Март
Светлана Котлярова
Развитие ребенка зависит от того, где и в каком окружении он растет, кто его воспитывает и как организовано воспитание. Окружающая среда, в которой живет ребенок, может быть монотонной, однообразной, бедной, стандартной, но может быть и другой – насыщенной, неординарной, меняющейся. Вокруг можно найти интересные природные объекты для наблюдения – деревья, травы, птицы , насекомые, цветы. Мы выбрали птиц , и наш выбор не случаен. Ведь птицы – друзья нашего детства . Птицы – вестники радости . Каждый год они приносят на крыльях весну. Птицы – верные наши помощники , защитники лесов и полей, садов и огородов. Птицы – это красота и тайна. Птицы дороги нам , как часть чудесной природы нашей Родины. Я предлагаю экологический проект «Птицы – наши друзья » .
Цель проекта : Обогащать и расширять знания и представления детей о птицах , особенностях образа их жизни, жизненных проявлениях, повадках птиц , о роли человека в жизни птиц .
Воспитывать у детей бережное отношение к природе через проявление заботы о птицах : подкармливание их поздней осенью и зимой, изготовление совместно с родителями кормушек, скворечников.
Активизировать и расширять словарь по теме, развивать связную речь детей.
Формировать экологическое сознание детей .
Задачи проекта .
Расширить, обогатить знания детей о жизни птиц .
Активизировать мышление в процессе разрешения проблемных ситуаций, учить устанавливать причинно-следственные связи, способность находить нестандартные решения проблемных ситуаций.
Совершенствовать уровень накопленных навыков.
Углубить знания детей о взаимосвязи, взаимодействии людей и птиц .
Привлечь детей к совместной деятельности с детьми и педагогами.
Воспитывать интерес к нашим соседям по планете – птицам , желание узнавать новые факты из их жизни.
Формировать экологическое сознание детей .
Участники проекта . Воспитатели, дети старшей группы и их родители.
Место проведения проекта МДОУ Д/с №6
1 этап – Выбор темы проекта , обсуждение ее с детьми и родителями
Учебные занятия – развитие речи, изо, ознакомление с окружающим, аппликация, ручной труд по теме проекта .
Чтение художественной литературы по теме проекта , просмотр иллюстраций, документальных фильмов из цикла «Живая природа» .
Наблюдения за птицами на прогулках , экскурсиях.
Оформление впечатлений от общения с птицами (рисунки, природный материал, устные рассказы) .
Выставка книг – подбор познавательного материала совместно с родителями.
2этап Сбор корма для птиц
Акция «Покормите птиц зимой »
Заполнение дневника наблюдений за птицами на территории ДОУ и около дома.
Выставки «Птицы вокруг нас » , «Зимующие птицы » .
Ход проекта
Работу по реализации проекта мы систематически проводим в течении года. Совместно с родителями подготовили выставку книг с целью формирования интереса к теме.
Родители не только приносят познавательную литературу, но и готовят с ребенком краткий пересказ прочитанного рассказа о птице , учат стихи, загадки.
Систематически проводим наблюдения за птицами . Наблюдения направлены на формирование у детей представлений о размерах птиц , их окраски, повадок. Наблюдаем за птицами во время прогулок , экскурсий по селу. В ходе экскурсий по селу наблюдаем за поведением птиц- ворон , воробьев, сорок, рассматриваем гнезда ворон на деревьях. Наблюдения и экскурсии сопровождаем практической деятельностью – сбор семян для подкормки птиц зимой , сбор природного материала для поделок птиц . Результаты наблюдений фиксируются в «Календаре наблюдений» .
В установленном в группе дидактическом «Чудо-дереве» систематически предлагаем детям материал по теме проекта . («Зимующие птицы » , «Перелетные птицы » , «Птицы Красной книги » , «Птичий зоопарк» , «Птицы – герои сказок » ).
Для обогащения знаний детей о птицах в группе созданы макеты - «Зимующие птицы » , «Макет пруда» ,
Работу по теме проекта ведем и во время учебных занятий. На занятиях по математике используем раздаточный материал по теме «Птицы » .
Представления о птицах закрепляем на занятиях по рисованию, лепке, ручному труду.
Для обогащения и закрепления знаний детей используем различные дидактические игры : «Сложи картинку» , «Дорисуй» , лото «Птицы » , «Зимующие-Перелетные» , «Птичий двор» .
Формировать у детей достоверные представления о птицах помогают просмотр видеофильмов и слушание аудиозаписей с голосами птиц .
Для развития мелкой моторики предлагаем детям трафареты и шаблоны с изображением птиц .
Разучиваем с детьми считалки, потешки, загадки о птицах , играем в подвижные игры, сюжет которых связан с темой «Птицы » .
В ходе экологической акции «Подкормите птиц зимой » родители совместно с детьми изготовили кормушки из фанеры, коробок, пакетов из-под молока, затем развесили их на участке и во дворах жилых домов.
Дети познакомлены с правилами подкормки птиц :
Подкармливать птиц каждый день .
Наполнять кормушки кормом утром.
Во время морозов корма насыпают больше.
Кормушку очищают от снега, сора.
Никогда не кормят птиц черным хлебом и солеными семечками.
птицами доставляют детям большое удовольствие и радость. Результаты отмечаем в календаре наблюдений.
Работу по реализации проекта продолжим , но уже сейчас отмечаем, что работа по теме проекта позволяет нам организовывать наблюдения за птицами в любое время года , устанавливать взаимосвязь особенностей их поведения с сезонными изменениями в природе. Работе способствует большой выбор и доступность детской литературы о птицах , разнообразие видов птиц . Мы получаем возможность воспитания у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах .
В ходе работы по проекту дети учатся :
Вести целенаправленные наблюдения, анализировать увиденное, делать выводы и умозаключения.
Понимать, как птицы приспосабливаются к сезонным изменениям в природе.
Замечать экологические проблемы в природном окружении и оказывать посильную помощь.
Приобретают навыки исследовательской работы, осознавать неповторимость и своеобразие каждого живого существа.
Наши воспитанники получили массу новых впечатлений, мы дали детям возможность узнать новые факты из жизни птиц , вызвали интерес к нашим соседям по планете – птицам .
Экологическая акция
«Подкормите птиц зимой »
Проблема : Как помочь пернатым друзьям зимой ?
Цель акции : Привлечение взрослых и детей к помощи пернатым друзьям в зимнее время , обогатить и расширить знания и представления детей о птицах , особенностях образа их жизни, повадках птиц , о роли человека в жизни зимующих птиц .
Задачи акции :
Воспитание у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах : подкормка птиц зимой , изготовление кормушек.
Активизировать и расширять словарь по теме, развивать связную речь детей, совершенствовать уровень накопленных знаний о взаимодействии людей и птиц в зимнее время .
Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми и педагогом.
Формирование экологически грамотного поведения детей по отношению к живому, чувство ответственности за их состояние и стремление помогать птицам в зимних условиях .
Участники акции : воспитатели, дети старшей группы и их родители.
Место проведения акции :МБДОУ детский сад №6
Методическое обеспечение акции
Литература
В. Бианки «Лесные домишки» , «Синичкин календарь» , А. Горький «Воробьишка» , И. Поленов «Синичкины кладовки» , Г. Скребицкий «Берегите птиц » , Т. Шорыгина «Птицы . Какие они?» , Энциклопедия «Азбука природы» .
Фотоаппарат
Иллюстрации, фотографии
Документальные фильмы из цикла «Живая природа» .
Различные материалы для изодеятельности
Кормушки, корм для птиц .
Дидактические игры
Вхождение в проблему- обсуждение темы с детьми и родителями.
Чтение художественной литературы по теме.
Просмотр документальных фильмов из цикла «Живая природа» .
Наблюдения за птицами на прогулке , экскурсии по селу.
Конкурс «Птичья столовая» - изготовление кормушек совместно с родителями.
Сбор корма для птиц .
Ведение наблюдения за птицами на участке и отражение результатов – «Птичье дерево» ежедневно.
Оформление впечатлений от общения с птицами (поделки, рисунки, устные рассказы и сказки) .
Ежедневная подкормка птиц во время прогулки в детском саду и дома.
Продолжение работы по теме – чтение художественной литературы,
Благодарность участникам акции.
Итоги :
В ходе совместной работы дети получили навыки практической деятельности по изучению и охране зимующих птиц , более широкие и разнообразные, чем это возможно в рамках обычных предметных занятий. В ходе экологической акции совместно с детьми родители изготовили 20 кормушек из различных материалов, затем развесили их на участке детского сада и во дворах своих домов.
Дети и родители познакомлены с правилами подкормки птиц , необходимостью подкормки птиц в зимнее время .
Наблюдения за прилетающими к кормушкам птицами доставляют детям и взрослым большое удовольствие и радость.
Мы получаем возможность воспитания у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах .
Дети приобретают навыки исследовательской работы, осознают неповторимость и своеобразие каждого живого существа. Мы вместе с воспитанниками получили массу новых впечатлений, мы дали детям возможность узнать новые факты из жизни птиц , вызвали интерес к птицам .
Список используемой литературы :
-Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пособия для практических работников ДОУ. Авт. – сост. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. М., 2003 год.
Приложение к проекту .
Олеся Пушкарская
детского исследовательского проекта
«Птицы - наши друзья »
старшая группа
воспитатель :
Пушкарская Олеся Михайловна
МБДОУ д/с №76 «Ромашка» г. Брянска
Вид проекта : познавательно-исследовательский (краткосрочный)
Продолжительность : 12.11.2014 – 19.11.2014 года.
Участники : воспитатели, родители и дети старшей группы.
Актуальность : Во время занятий, наблюдений, бесед, рассматривания альбомов было установлено, что у детей недостаточно развиты знания о птицах города Брянска , воспитанники плохо владеют информацией о том, как заботиться о птицах . Поэтому, было принято решение реализовать проект «Птицы - наши друзья » . Это позволит расширить представления детей о птицах нашего края , послужит формированию бережного отношения к птицам , осознанию того, что необходимо ухаживать за птицами в зимнее время года . В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям , тем самым побуждая чувства ребенка. Очень важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказывать своё суждение по этой проблеме.
Проблема : можем ли мы помочь птицам в холодное время года?
Цель : расширить представления детей старшей группы о птицах родного края , их образе жизни, и поведении, а также воспитать бережное отношение к пернатым друзьям .
Задачи :
Провести наблюдения за птицами нашего края осенью ;
Развивать познавательный интерес в процессе наблюдений за поведением птиц ;
Выяснить, почему некоторые птицы улетают на юг , а остальные остаются зимовать в городе Брянске
Научить детей правильно подкармливать птиц ;
Воспитывать любовь и заботу к живым существам.
Гипотеза : если мы реализуем данный проект , то повысится уровень знаний детей о птицах родного края , а также будет формироваться экологическая культура.
Этапы реализации проекта :
«ПТИЦЫ – НАШИ ДРУЗЬЯ »
1-й этап – подготовительный :
Дети вместе с родителями подготовили сообщения о птицах города Брянска , из которых мы узнали, чем питается каждая птица , как себя ведет в разное время года, где и когда гнездится, о внешнем виде и т. д. Из сообщений мы узнали, что многие птицы питаются насекомыми , некоторые фруктами и ягодами. Следовательно, с наступлением зимы природа замирает : исчезают насекомые, поэтому птицам нечем питаться , они улетают на юг, в более лучшие для них условия существования. Зимующие птицы : воробей, ворона, синица, свиристель, голубь, сорока и многие другие птицы остаются зимовать . Они отлично переносят климат Брянской области. Дети вместе с родителями нарисовали различных зимующих птиц .
2-й этап :
Родители совместно с детьми собрали копилку – коллекцию разных кормов «Что едят птицы ?» Мы узнали, что в холодное время года птиц можно подкармливать семечками подсолнечника, рябиной, пшеницей, овсом, разными видами круп : пшеном, гречкой, рисом, перловкой, синички любят свежее сало.
3- й этап :
Дети совместно с родителями пофантазировали над моделями кормушек с учетом свойств корма и погодных условий. В старшем возрасте дети могут творчески подходить к выполнению таких заданий, самостоятельно придумывать и рисовать новые модели. Дети знают, как изготовить кормушки с учетом сохранности корма (должна быть крыша, чтобы корм не намок от снега и дождя, должен быть бортик, чтобы во время ветра корм не высыпался из кормушки).
4-й этап :
Изготовление родителями и детьми кормушек для птиц . Дети принесли кормушки в детский сад, мы развесили их на своем участке.
5-й этап :
На прогулке мы каждый день насыпали корм в кормушки и вели наблюдения за птицам . Свои наблюдения мы зарисовывали в календаре природы. В первый день прилетели воробьи. На следующий день прилетела ворона, из-за того, что кормушки малы по размеру ничего в них клевать не стала, полакомилась тем, что упало на землю. Прилетели синички, с радостью стали брать в кормушке семечки, и после вылетали, садились на ветки сирени, очищали семечки от шелухи и съедали их. На кормушку воробьи садятся стайкой, синички, наоборот – по одной. Прилетал поползень, один раз залетел в кормушку и улетел. Птицы постепенно распознали «столовую» , и прилетать стали довольно часто, чаще всего – это воробьи, синички, голуби (едят с земли) . Следовательно, мы сделали вывод : что можем помочь выжить многим птицам в трудное для них зимой.