26.09.2019

Экологический проект "птицы наши друзья". Проект "птицы"


Ход проекта

1. Актуальность.

Идея приобщения человека к природе, к её познаванию имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого, такие как Ж.Ж.Руссо, Я.А.Каменский видели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

Взаимоотношение человека с природой и её обитателями – актуальный вопрос современности. Оно осуществимо при наличии в каждом ребенке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь.

Современная концепция дошкольного воспитания (1989г.) показывает важность приобщения детей к природе с раннего возраста, считая её миром человеческих ценностей. Среди них познавательные ценности: ребёнок начинает чувствовать себя первооткрывателем, испытывает радость экспериментирования с объектом природы, открывает новое в знакомом и знакомое в новом, вычленяет простейшие закономерности, осознает их непреложный характер.

2. Анализ внешней среды.

Горожане имеют весьма ограниченный возможности общения с природой, поэтому одной из важных задач работы по экологическому воспитанию я считаю знакомство детей с природными объектами ближайшего окружения.

Каких животных и птиц мы чаще всего видим в наших городах и лесах? Конечно, птиц. Здесь, в большом городе, пернатые живут бок о бок с нами и радуют нас своим пением и красочным нарядом. Поэтому за ними проще наблюдать, чем за большинством млекопитающих, которые скрываются в укромных местах. Значит, мы можем по птицам судить о состоянии природы вокруг нас. Птиц, чувствительных к загрязнению окружающей среды, например, аистов, становится все меньше. Зато растет количество видов легко приспосабливающихся к новым условиям, вроде витютеней. Это тревожный сигнал. Любителям природы бедственное ее положение хорошо известно. Пернатые словно предупреждают нас об опасности, которая грозит людям из-за уничтожения природы. Ведь, как и птицы, мы питаемся тем, что растет на земле, как и им, нам нужны чистая вода и чистый воздух.

В нашей местности встречается более 130 видов птиц, из них 11 видов занесены в Красную книгу. Но знаем ли мы их? Можем ли различать их по голосу, по пению? Сможем ли мы узнать даже знаменитую соловьиную трель? А наши воспитанники, дети дошкольного возраста, имеют ли представления об удивительном мире птиц?

С развитием цивилизации воздействие людей на природу становилось все более и более мощным и к концу двадцатого столетия приобрело планетарный характер. Природа уже сама не могла залечить нанесенные ей раны. Сложившиеся на Земле положение ученые определяют как экологический кризис. И нет на сегодня более важной задачи, чем поиск путей выхода из него. Где же выход? Чтобы выжить, человечество должно научиться жить на Земле по-новому. Именно к этому призвала Всемирная Конференция Организации Объединенных Наций по окружающей среде, принявшая в 1992 году Рио-де-Жанейро «Повестку дня на 21 век»-программу работ на следующее столетие, предусматривающую гармоническое достижение двух целей: высокого качества окружающей среды и здоровой экономики для всех народов мире. Для успешного выполнения этой программы недостаточно усилий государств и их руководителей. Каждому человеку планеты Земля необходимо овладеть минимальным набором экономических знаний и способов деятельности, для того чтобы его поведение было экологически осмысленным. Поэтому именно в дошкольном возрасте, когда дети наиболее впечатлительны и восприимчивы важно формирование начал экологической культуры личности человека.

3. Анализ внутренней среды.

Работу над экологическим воспитанием детей я начала с младшего дошкольного возраста в реализации «Программы воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, выделив основные задачи по выбранной проблеме:

  • Развитие интереса к объектам природы.
  • Знакомство с домашними птицами и птицами, прилетающими на участок детского сада.
  • Формирование бережного отношения к птицам.

К старшему дошкольному возрасту дети должны знать 4-5 видов зимующих птиц, уметь анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.

Но, к сожалению, обладая каким-то объемом знаний о пернатых, дети подчас бывают, равнодушны и даже жестоки по отношению к птицам. Нередко можно увидеть на улице группу ребятишек, которые безразлично наблюдают за раненной птицей или не пытаются оказать первую помощь птенцу, выпавшему из гнезда и т.д.

Опрос родителей показал, что:

  • большинство родителей в своей взрослой жизни никаким образом не проявляют интереса и участия в сохранении живой природы;
  • интересы взрослых часто не выходят за рамки квартиры – 66%;
  • теле и радио передачи природоведческого характера смотрят лишь в -19% семьях;
  • конкретное участие в оказании помощи живой природе принимают лишь, участвуя в акциях, проводимых в детском саду и школе -15 % родителей.

По итогам опроса детей, в процессе наблюдений, в общении с детьми можно констатировать, что интерес к миру животных и птиц у дошкольников существует. Дети с неподдельным интересом слушают любую информацию о птицах, их повадках, задают множество вопросов, с увлечением рассматривают энциклопедии природоведческого характера.

Таким образом, я предполагаю, что если у детей развивать интерес к изучению мира птиц, расширять знания и природоохранные навыки, можно уже с дошкольного возраста сформировать начало экологической культуры личности человека.

4. Стратегия реализации проектной идеи.

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста начал экологической культуры личности через развитие интереса к птицам.

  • Познакомить детей с жизнью перелетных и оседлых птиц.
  • Систематизировать знания о жизненных проявлениях птиц (питание, рост, развитие, размножение).
  • Формировать представления о влиянии состояния окружающей среды на птиц.
  • Учить правильному поведению в природной среде.
  • Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности и желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в изобразительной деятельности.
  • Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия.
  • Повысить уровень экологической культуры личности родителей.

5. Ожидаемые результаты.

У детей сформируются:

  • Знания о жизни перелетных и оседлых птиц.
  • Представления о влиянии состоянии окружающей среды на птиц.
  • Знания
  • Сознание важности природоохранных мероприятий.
  • Навыки правильного поведения в природной среде.
  • Эстетическое отношение к окружающей действительности.
  • Чувство милосердия и гуманного отношения к живой природе.
  • Желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в изобразительной деятельности.

У родителей:

  • Повысится интерес к совместной деятельности по охране и защите птиц нашей местности.
  • Гармонизируются детско-педагогические отношения.
  • Повысится уровень экологической культуры личности.
  • Расширятся знания о птицах.
Этапы Задачи Мероприятия Сроки Ответственный
Подготовительный этап Повышение собственной профессиональной компетентности. 1.Изучение методической литературы:

– «Программа воспитания и обучения детей в детском саду»

М.А.Васильевой и др., «Наш дом-природа»

Н.А.Рыжова.

сентябрь воспитатель
2.Организовать сотрудничество с экологическим центром «Росянка» центральной библиотеки им. Маяковского сентябрь заведующий
3.Анализ программных задач раздела «Ознакомление детей с животным миром». сентябрь воспитатель
4.Подбор диагностического инструментария (методика Емельяновой) сентябрь воспитатель
5.Диагностирование детей по вопросам экологического воспитания. сентябрь воспитатель
Педагогическое просвещение родителей. 1.Разработка анкет для родителей. сентябрь воспитатель
2.Анкетирование родителей, анализ полученных результатов. октябрь воспитатель
3.Оформление экологической рубрики «Это интересно» в информационном уголке приемной комнаты. сентябрь-октябрь воспитатели
Деятельный этап Осуществление мероприятий по выполнению проекта. 1.Проведение занятий познавательного в течение года воспитатели
2.Экскурсии и прогулки в лесопарковую зону «Роща». в течение года воспитатели
3.Художественно-творческая деятельность. в течение года воспитатели
4.Чтение художественной литературы, энциклопедий. в течение года воспитатели
5.Ведение календаря наблюдений за птицами. в течение года воспитатели
6..Рассматривание иллюстраций в книгах, открытках, фотоальбомах. в течение года воспитатели
7.Подвижные игры. в течение года воспитатели, инструктор по физ.культуре
8.Дидактические игры экологического характера. в течение года воспитатели
9.Слушание птичьих голосов в записи. в течение года воспитатели
10.Просмотр видеороликов, мультфильмов о птицах. в течение года воспитатели
родители
11.Вечера-развлечений. в течение года воспитатели
муз. руководит.
Деятельный этап Организация и привлечение родителей к совместной деятельности и обучению. 1. Родительское собрание «Земля – наш общий дом».
2. Творческие работы на выставки детских рисунков, поделок. сентябрь воспитатели
3.Деловая игра «Знатоки природы». в течение года воспитатели,

родители

4.Викторина «что мы знаем о птицах?». апрель воспитатели
5.Создание книжек-самоделок «Сказки о птицах и зверятах». январь воспитатели
Организация предметно-развивающей среды в игровой комнате. 6.Экскурсия в краеведческий музей. март родители
7.Природоохранные акции «Кормушки», «Елочка – зеленая иголочка», «Спасем наш мир земной!». в течение года родители
Изготовление и приобретение дидактических игр, атрибутов, пособий. в течение года родители
Заключительный этап Оценка эффективности реализации проекта. 1.Повторная диагностика детей и опрос родителей. апрель-май воспитатель
2. Проведение открытого занятия «Земля – наш общий дом». апрель воспитатели
Обобщение результатов работы по проектной деятельности и их анализ. 3.Обобщение опыта работы по проблеме «Берегите птиц». май воспитатель
4.Оформление альбома детских работ «Вот какие птицы». в течение года воспитатель
5.Выставка детских работ из природного материала и пластилина. май воспитатель
6.Встреча с родителями «Круглый стол» по итогам работы в рамках данного проекта апрель воспитатель

7. Отчет о реализации проекта.

Поставив перед собой задачу, повысить уровень экологической культуры личности детей, я начала работу с изучения методической литературы. За основу была взята «Программа воспитания и обучения детей в д/саду» под редакцией Васильевой М.А., а также парциальная программа «Наш дом – природа» Рыжовой Н.А. Был составлен перспективный план занятий познавательного цикла, а также план совместных мероприятий с участием родителей. На первом родительском собрании в начале учебного года мы ознакомили наших родителей с целью и задачами будущего проекта. Было проведено анкетирование для выявления степени заинтересованности в проводимых нами занятиях и совместной деятельности по данной проблеме. Параллельно были продиагностированы и дети.

Вначале года знания детей о птицах были поверхностными, абстрактными. А в конце учебного года диагностика показала положительные результаты Высокий уровень осознанности полученных детьми знаний и представлений свидельствовал об эффективности проведения систематической, планомерной работы с детьми и родителями по реализации задач проекта.

Особое внимание, я уделила обогащению уголка природы, учитывая современные требования и рекомендации Рыжовой Н.А. С помощью родителей пополнили фонотеку и медиатеку, что позволило нам в более интересной форме проводить занятия, игровые упражнения, вечера-развлечения.

Благодаря плановой работе знания и представления детей о жизни птиц постепенно систематизировались, обогащались, развивался интерес к жизни наших меньших братьев. Меня очень радовало то, что в свободное время от игр ребята самостоятельно занимались в уголке творчества. Темы рисунков разнообразились. Теперь можно было увидеть не только нарисованные «тачки», «роботы», «войнушки». Ребята с большим увлечением ярко и образно отражали в своих работах впечатления, полученные в процессе общения с природой, например «снегирь, сидящий на ветке», « скворечник на березе», «дети, кормящие голубей хлебными крошками» и др.

Очень удачно прошла викторина «Знатоки природы» между командами родителей и детей. Наши родители были приятно удивлены знаниями детей. Особый интерес вызвала деловая игра «Что мы знаем о птицах», где ребята использовали элементы пантомимики для изображения характерных повадок пернатых. Почти все семьи приняли активное участие в конкурсе книжек-самоделок «Сказки о птицах и зверей». Выставка книжек-самоделок привлекла внимание детей и родителей всего детского сада: формы книг, оформление, а главное – сами сказки были настоящим творением семьи, неповторимым и оригинальным! Традиционным стало и изготовление плакатов в виде коллажей «Правила поведения в природе», «Берегите птиц» и др., которые использовались в целях агитационной работы всего детского сада.

Особой гордостью стало наше тесное сотрудничество с экоологическим центром «Росянка» библиотеки им. Маяковского. Мы принимали активное участие в акциях «Птичья столовая», «Елочка зеленая иголочка» и были награждены грамотой «Лучшая кормушка для птиц». Дети и родители очень этим гордились.

Тематические занятия, занятия-беседы, игровые упражнения я проводила с использованием яркого наглядного материала. Разучивали стихи и песни о птицах, организовывали выставки детских рисунков «Наши друзья-птицы», оформили фотовыставку «Редкие птицы».

Продолжая пополнять знания, мы часто организовывали экскурсии в лесопарк «Роща» в разное время года, что позволяло детям замечать красоту природы и пополнять багаж знаний о жизни и повадках птиц нашей местности.

В конце учебного года на родительском собрании, проводившемся в виде устного журнала, дети продемонстрировали миниатюру «Дикарь в лесу». Выступления детей со стихами, песнями были яркими, показательными и наглядными. На отрицательном примере закреплялись правила поведения на природе, формировалось гуманное отношение ко всему живому.

Для педагогов ДОУ было показано открытое занятие «Земля – наш общий дом». Ребята продемонстрировали свои творческие способности, смогли проявить знания и представления о жизни птиц, изготовили знаки-символы о правилах поведения в природе, показали степень сформированности гуманного отношения к природе.

Анализируя процесс реализации проекта, следует отметить, что каждое из предложенных в нем мероприятий было в значительной степени информативным и интересным для детей. Родители проявляли инициативу, с одобрением относились к проводимым мероприятиям, прониклись важностью задач проекта.

Перспектива дальнейшей деятельности.

1. Поиск путей совершенствования решения проблемы:

  • Занятия-беседы с сотрудниками экологического центра «Росянка» Центральной библиотеки им. Маяковского
  • Экскурсии в зоомагазин.
  • Организация дня наблюдений за птицами.
  • Наблюдение за лебедями на Чебоксарском заливе.
  • Проведение совместно с родителями развлечения «Пернатый мир».
  • Изготовление масок птиц из бумаги, вязанных крючком шапочек птиц.
  • Изготовление листовок «Берегите птиц»
  • Конкурс кормушек и поилок для птиц.

2. Активизировать детей и их родителей на дальнейшую природоохранительную деятельность:

  • Участие в акции «Посади дерево».
  • Проведение субботника по уборке территории детского сада.
  • Изготовление плакатов «Убери за собой мусор», «Покорми птиц», «Не разрушай мой дом! С просьбой ко всем добрым людям ваш сосед по планете муравей» и др., размещение их на территории лесопарка.
  • Акция «Мусор» – сбор пластиковых бутылок, полиэтиленовых пакетов специальный контейнер

8. С ЦЕЛЬЮ РЕШЕНИЯ ПОСТАВЛЕННОЙ ПРОБЛЕМЫ, НАМИ СОЗДАНЫ:

2. Экологическая тропа по лесопарковой зоне «Роща»

где имеются следующие объекты:

  • деревья с дуплом;
  • гнезда;
  • кормушки и т.д.
  • Ботанический сад.

3. Взаимосвязь в экологическим центром «Росянка» Центральной библиотеки им. Маяковского

  • посещение мини-зооуголка;
  • участие в акциях.

9. Программно-методическое обеспечение.

  1. «Программа воспитания и обучения детей в детском саду» под ред. Васильевой М.А., Москва-2005.
  2. «Наш дом-природа» Рыжова Н.А., Москва -2005.
  3. «Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей» Зебзеева В.А., Москва-2009.
  4. «Я познаю мир» под ред. Хинн О.Г. Москва-1999.
  5. «Ознакомление с окружающим миром», Йошкар-Ола-1996.
  6. «Мир природы и ребенка» Саморукова, Манецева, Санкт-Петербург-2003.
  7. «Экологическое образование в детском саду» Рыжова Н.А.,Москва-2001.
  8. «Прогулка в природу» Шишкина, Дедулевич, Москва-2003.
  9. «Тропинка в природу» Смирнова, Баранова, Валуева, Москва-2001.
  10. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Бондаренко Т.М., Воронеж-2009.
  11. «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада» Аджи А.В., Воронеж»-2008.
  12. «Игровые экологические занятия с детьми» Молодова Л.П., Минск-1996.
  13. «Животный мир Чувашии» И.М.Олигер, Л.Г.Сысолетина, Н.А.Воронов, Чебоксары 1996.
  14. «Свиристель» детский экологический журнал № 4,8,9 2007.
  15. «За здоровьем на лесную поляну» Широкова С.,Клевцова //ж/л «Д/в» №7-2006.
  16. «Развитие экологических представлений дошкольников» Казарчук Г.Н.//ж/л «Д/педагогика» №1-2009.
  17. «Посвящение в юные экологи» Тимербаева С.А.//ж/л «Воспитатель ДОУ» №6-2009.
  18. « Слет юных экологов» Ромакова О.Г.// ж/л «Воспитатель ДОУ» №5-2009.
  19. «Новые подходы к обновлению содержания дошкольного образования в Чувашской республике» Кузьмина Р.Б., Капустина М.А., Чебоксары 1998.
  20. Интернет ресурсы: http://ru.wikipedia.org/

Надежда Кононова
Проект в старшей группе «Птицы - наши друзья»

I. Информационная карта проекта

Полное название проекта «Птицы – наши друзья »

Кононова Н. В. воспитатель

Продолжительность проекта : среднесрочный (январь - март)

Тип проекта : познавательно-исследовательский, творческий

Участники проекта дети , педагоги, родители

Возраст детей 5-6 лет

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект , можем ли мы помочь птицам в зимнее время года ?

Цель проекта . Расширение знаний детей о птицах родного края , их образе жизни, и поведении, а также воспитать бережное отношение к пернатым друзьям .

Задачи проекта

Для детей

1. Использовать новые знания, умения, стремиться наблюдать, исследовать.

2. Упражнять в установлении связей : внешний вид птиц и среда обитания .

3. Выяснить, где птицам живется лучше

4. Использовать представления об образе жизни птиц при составлении сказок, рассказов, фантазировании.

5. Совершенствовать коммуникативные навыки.

Для педагогов

1. Продолжать формировать представления о понятии «птицы » , зимующие птицы .

2. Систематизировать представления о месте обитания птиц , способах добывания пищи, выращивания детенышей, способах защиты, повадках, зимовки в зависимости от окружающей среды

3. Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между жизнью птиц и окружающей средой (изменение условий обитания ведет к изменению жизни птиц )

4. Развивать речь-доказательство, применяя конкретные знания о поведении и повадках птиц

5. Развивать эмоциональную сферу детей, творческое фантазирование

6. Воспитывать экологически-правильное отношение к природе (птицы – часть природы , существуют сами по себе, а не для потребности человека; они неповторимы, птицы чувствуют боль , радость, испытывают привязанность, и воспринимают отношение людей к ним)

Для родителей

1. Привлечь родителей к ознакомлению детей с жизнью зимующих птиц в разных условиях жизни

2. Совершенствовать навыки общения с детьми

Форма проведения итогового мероприятия проекта

викторина

Название итогового мероприятия проекта

«Что? Где? Когда?»

Продукты проекта

- для детей : рисунки, поделки, придуманные детьми сказки, рассказы

- для педагогов : презентация

- для родителей : папка-передвижка

Ожидаемые результаты по проекту

Для детей

Изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами , помогая им, у детей расширятся знания о друзьях наших меньших , сформируется эмоциональное отношение к миру природы. Они научатся радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам. Мир птиц станет неотъемлемой частью мира каждого человека. Дети научаться относиться к себе как к части природы, практическим действиям по охране природы. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы. Дети научатся контролировать свои поступки, научатся ухаживать за птицами .

Для педагогов

Обобщение опыта работы с детьми по теме : «Птицы – наши друзья »

Для родителей

Развитие навыков взаимодействия с ребенком

Планирование (системная паутинка) по проекту

Птицы – наши друзья .

Познавательно-исследовательская деятельность

(исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)

Наблюдение за зимующими птицами .

Наблюдение «Кто прилетает на участок и на кормушку»

Наблюдение, «Какие воробьи, и какие вороны»

Наблюдение за вороной.

Наблюдение за синицей.

Наблюдение «Птичьи следы»

Наблюдение «О чем поют воробышки»

Рассматривание изображений зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и альбомах.

Ведение дневника наблюдений прилёта птиц к кормушке (на прогулках) .

Решение проблемной ситуации : «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой

Решение проблемных ситуаций «Что было бы, если…»

Наблюдение из окна за птицами .

Обучающий цикл : ФЭМП

Тема : «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?»

Дидактическая игра «Сосчитай птиц »

Проблемная ситуация «Что было бы, если переселить.»

Тема : «Зимующие птицы »

Просмотр презентаций «Зимующие птицы »

Экспериментирование :

«Исследование птичьего пера»

«Рассматривание птичьих следов»

Просмотр презентации «Зимующие птицы Сибири »

Просмотр учебного познавательного фильма о зимующих птицах .

Чтение художественной литературы (восприятие художественной литературы и фольклора)

Чтение художественной литературы :

В. Звягиной «Воробей»

Т. Евдошенко «Берегите птиц »

Ю. Никонова «Зимние гости»

О. Воронкова «Птичьи кормушки»

В. Сухомлинский «Как синичка меня будит»

О. Григорьева «Синица»

А. Яшин «Покормите птиц зимой » ;

Чтение познавательной сказки «Как воробей Африку искал»

Чтение сказок о птицах (Дятел)

Коммуникативная деятельность

(Общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)

Беседа «Что ты знаешь о птицах

Беседа «Трудно птицам зимовать » .

Беседа «Польза, приносимая птицами »

Беседа «Почему зимующие птицы не улетели в тёплые края?»

Заучивание считалок о птицах .

Пальчиковая гимнастика “Кормушка”

Составление детьми описательных рассказов о зимующих птицах (по плану)

Пальчиковая игра «Дятел»

Разгадывание загадок о зимующих птицах нашего края .

Подвижная игра с речевым сопровождением «Птички» , «Весёлый воробей»

Защита сообщений детьми о птицах .

Составление рассказов по сюжетным картинкам.

Сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная клиника»

Разучивание поговорок : «Всякая птица своим пером гордится» , «У каждой пташки свои замашки» .

Игровая деятельность

(сюжетно-ролевые игры, игру с правилами и другие виды игры)

Дидактические игры :

«Птички на кормушках»

«Каких птиц зимой не увидишь » .

«Четвёртый лишний»

«Один – много»

«Назови ласково»

Игра малой подвижности «Где спрятался воробей?»

«Угадай птицу по описанию "

Раздели птиц на перелётных и зимующих».

«Кто как разговаривает»

Изобразительная деятельность

(рисование, лепка, аппликация)

Рисование «Снегири на ветке рябины»

Лепка «Учимся лепить птиц »

Пластилинография «Снегирь»

Аппликация «Птицы на ветке »

Конструирование из конструктора лего. «Кормушка для птиц »

раскраски по теме Двигательная деятельность

(овладение основными движениями)

Подвижные игры «Перелёт птиц »

«Птички в гнёздышках»

«Воробышки и кот»

«Птички в гнёздышках»

«Воробышки и автомобиль»

Подвижная русская народная игра «Дятел»

Продуктивная деятельность (конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,

Оформление альбома : «Зимующие птицы » .

Оформление картотеки загадок, стихов о птицах .

Выставка коллективной работы «Птицы нашего края » (оригами)

Коллективная работа «Птицы на кормушке » (лепка)

Выставка детских работ пластилин графия «Покормите птиц зимой » »

Выставка детских работ аппликация «Зимующая птица- Ворона »

Оформление выставки «Кормушки для зимующих птиц »

Выпуск экологической газеты «Берегите птиц »

Викторина «Что? Где? Когда?»

Трудовая деятельность

самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице,

Подкормка зимующих птиц .

Музыкальная деятельность

(восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)

Передача образов птиц в движениях под музыку.

Интерактивная дидактическая игра «Четвёртый лишний» , «Угадай, какая птица поёт » , «Кто как кричит»

Театрализация : «Где обедал воробей» .

Режимные моменты

(интеграция разных видов деятельности)

Пальчиковая гимнастика «Мы кормушку смастерили»

Пальчиковая игра «Кормушка»

И г р а «Дятел» .

Формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами

Акция «Будем добрее» совместное изготовление кормушек для птиц и размещение их на территории детского сада.

Дети совместно с родителями подготовили сообщения о птицах

Консультация для родителей «Покормите птиц зимой »

Памятки для родителей по кормлению птиц зимой .










3 Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу. 4 Научить детей правильно их подкармливать 5 Помочь понять, что птицы нуждаются в помощи человека. 6 Учить объяснять наблюдаемое, что между птицами существуют определенные взаимоотношения. 7 Воспитывать вдумчивое, осознанное, эмоциональное отношение к окружающему миру.






Ожидаемые результаты Наблюдая за птицами и помогая им, у детей сформируется эмоциональное отношение к миру природы, они научатся радоваться, огорчатся, удивляться, природным объектам. Мир природы станет неотъемлемой частью мира каждого ребенка. Дети научатся относится к себе как к части природы. Они научатся практическим действиям по охране природы. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы. У детей появляется желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности (создавать изопродукцию, в речевой деятельности, игре) научатся контролировать свои поступки, поведение при общении с природой, что бы не причинить ей вреда.




Актуальность проекта. Бережное отношение к природе, осознание Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать именно сейчас, когда мир находится на грани экологической катастрофы. Фундаментом экологической культуры являются достоверные знания по экологии и практические умения направленные на охрану природы. важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать именно сейчас, когда мир находится на грани экологической катастрофы. Фундаментом экологической культуры являются достоверные знания по экологии и практические умения направленные на охрану природы.




ІІ Реализация проекта - Теоретическая часть: составление плана мероприятий, разработка конспектов и сценария мероприятия. - Практическая часть: 1 Занятия по экологическому воспитанию познавательного цикла 2 Развешивание кормушек на участке детского сада и парке. 3 Создание фотоальбома «Мы и наши друзья» 4 Изготовление паспорта для птиц. 5 Совместные мероприятия с ЦДТ 6 Связь с другими видами деятельности: а) игровая б)продуктивная в)коммуникативная (беседы, чтение худ. литер.)






Механизм выполнения 1 Создание условий для выполнения проекта 2 Составление плана мероприятий 3 Наблюдение на прогулках 4 Познавательные занятия: рисование, лепка, развитие речи, аппликация, математика. 5 Психогимнастика: изображение птиц с разным настроением 6 Чтение художественной литературы: Е.Чарушина, В.Бианки и др. авторов.
План мероприятий Мероприятия Сроки проведения 1 Изготовление и развешивание кормушек (дети – родители – воспитатели) Ноябрь 2 Беседа «Синичка – невеличка» Декабрь 3 Развивающее занятие «Где обедал воробей» Декабрь 4 Беседа «Меню для птиц» Декабрь 5 Наблюдение за повадками и поведением птиц на кормушке Ноябрь – Март 6 Экскурсия в зимний парк январь


7 Мероприятия совместно с ЦДТ Январь 8 Изготовление рекламы (дети – родители) Январь 9 Наблюдение за птичьими следами (научиться определять какая птица оставила следы) Январь 10 Конкурс на лучший рисунок «Птичье кафе» (дети – родители) Февраль 11 Изготовление паспорта для птиц (по итогам наблюдения) Март 12 Чтение художественной литературы по теме проекта Ноябрь – Март 13 Подкормка птиц на участке д/сада (совместно с родителями) Ноябрь – Март 14 Оформление фотоальбома (совместно с родителями) Март 15 Выпуск стенгазеты о жизни птиц и нашей работе Ноябрь - Март

Светлана Котлярова

Развитие ребенка зависит от того, где и в каком окружении он растет, кто его воспитывает и как организовано воспитание. Окружающая среда, в которой живет ребенок, может быть монотонной, однообразной, бедной, стандартной, но может быть и другой – насыщенной, неординарной, меняющейся. Вокруг можно найти интересные природные объекты для наблюдения – деревья, травы, птицы , насекомые, цветы. Мы выбрали птиц , и наш выбор не случаен. Ведь птицы – друзья нашего детства . Птицы – вестники радости . Каждый год они приносят на крыльях весну. Птицы – верные наши помощники , защитники лесов и полей, садов и огородов. Птицы – это красота и тайна. Птицы дороги нам , как часть чудесной природы нашей Родины. Я предлагаю экологический проект «Птицы – наши друзья » .

Цель проекта : Обогащать и расширять знания и представления детей о птицах , особенностях образа их жизни, жизненных проявлениях, повадках птиц , о роли человека в жизни птиц .

Воспитывать у детей бережное отношение к природе через проявление заботы о птицах : подкармливание их поздней осенью и зимой, изготовление совместно с родителями кормушек, скворечников.

Активизировать и расширять словарь по теме, развивать связную речь детей.

Формировать экологическое сознание детей .

Задачи проекта .

Расширить, обогатить знания детей о жизни птиц .

Активизировать мышление в процессе разрешения проблемных ситуаций, учить устанавливать причинно-следственные связи, способность находить нестандартные решения проблемных ситуаций.

Совершенствовать уровень накопленных навыков.

Углубить знания детей о взаимосвязи, взаимодействии людей и птиц .

Привлечь детей к совместной деятельности с детьми и педагогами.

Воспитывать интерес к нашим соседям по планете – птицам , желание узнавать новые факты из их жизни.

Формировать экологическое сознание детей .

Участники проекта . Воспитатели, дети старшей группы и их родители.

Место проведения проекта МДОУ Д/с №6

1 этап – Выбор темы проекта , обсуждение ее с детьми и родителями

Учебные занятия – развитие речи, изо, ознакомление с окружающим, аппликация, ручной труд по теме проекта .

Чтение художественной литературы по теме проекта , просмотр иллюстраций, документальных фильмов из цикла «Живая природа» .

Наблюдения за птицами на прогулках , экскурсиях.

Оформление впечатлений от общения с птицами (рисунки, природный материал, устные рассказы) .

Выставка книг – подбор познавательного материала совместно с родителями.

2этап Сбор корма для птиц

Акция «Покормите птиц зимой »

Заполнение дневника наблюдений за птицами на территории ДОУ и около дома.

Выставки «Птицы вокруг нас » , «Зимующие птицы » .

Ход проекта

Работу по реализации проекта мы систематически проводим в течении года. Совместно с родителями подготовили выставку книг с целью формирования интереса к теме.

Родители не только приносят познавательную литературу, но и готовят с ребенком краткий пересказ прочитанного рассказа о птице , учат стихи, загадки.

Систематически проводим наблюдения за птицами . Наблюдения направлены на формирование у детей представлений о размерах птиц , их окраски, повадок. Наблюдаем за птицами во время прогулок , экскурсий по селу. В ходе экскурсий по селу наблюдаем за поведением птиц- ворон , воробьев, сорок, рассматриваем гнезда ворон на деревьях. Наблюдения и экскурсии сопровождаем практической деятельностью – сбор семян для подкормки птиц зимой , сбор природного материала для поделок птиц . Результаты наблюдений фиксируются в «Календаре наблюдений» .

В установленном в группе дидактическом «Чудо-дереве» систематически предлагаем детям материал по теме проекта . («Зимующие птицы » , «Перелетные птицы » , «Птицы Красной книги » , «Птичий зоопарк» , «Птицы – герои сказок » ).

Для обогащения знаний детей о птицах в группе созданы макеты - «Зимующие птицы » , «Макет пруда» ,

Работу по теме проекта ведем и во время учебных занятий. На занятиях по математике используем раздаточный материал по теме «Птицы » .

Представления о птицах закрепляем на занятиях по рисованию, лепке, ручному труду.

Для обогащения и закрепления знаний детей используем различные дидактические игры : «Сложи картинку» , «Дорисуй» , лото «Птицы » , «Зимующие-Перелетные» , «Птичий двор» .

Формировать у детей достоверные представления о птицах помогают просмотр видеофильмов и слушание аудиозаписей с голосами птиц .

Для развития мелкой моторики предлагаем детям трафареты и шаблоны с изображением птиц .

Разучиваем с детьми считалки, потешки, загадки о птицах , играем в подвижные игры, сюжет которых связан с темой «Птицы » .

В ходе экологической акции «Подкормите птиц зимой » родители совместно с детьми изготовили кормушки из фанеры, коробок, пакетов из-под молока, затем развесили их на участке и во дворах жилых домов.

Дети познакомлены с правилами подкормки птиц :

Подкармливать птиц каждый день .

Наполнять кормушки кормом утром.

Во время морозов корма насыпают больше.

Кормушку очищают от снега, сора.

Никогда не кормят птиц черным хлебом и солеными семечками.

птицами доставляют детям большое удовольствие и радость. Результаты отмечаем в календаре наблюдений.

Работу по реализации проекта продолжим , но уже сейчас отмечаем, что работа по теме проекта позволяет нам организовывать наблюдения за птицами в любое время года , устанавливать взаимосвязь особенностей их поведения с сезонными изменениями в природе. Работе способствует большой выбор и доступность детской литературы о птицах , разнообразие видов птиц . Мы получаем возможность воспитания у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах .

В ходе работы по проекту дети учатся :

Вести целенаправленные наблюдения, анализировать увиденное, делать выводы и умозаключения.

Понимать, как птицы приспосабливаются к сезонным изменениям в природе.

Замечать экологические проблемы в природном окружении и оказывать посильную помощь.

Приобретают навыки исследовательской работы, осознавать неповторимость и своеобразие каждого живого существа.

Наши воспитанники получили массу новых впечатлений, мы дали детям возможность узнать новые факты из жизни птиц , вызвали интерес к нашим соседям по планете – птицам .

Экологическая акция

«Подкормите птиц зимой »

Проблема : Как помочь пернатым друзьям зимой ?

Цель акции : Привлечение взрослых и детей к помощи пернатым друзьям в зимнее время , обогатить и расширить знания и представления детей о птицах , особенностях образа их жизни, повадках птиц , о роли человека в жизни зимующих птиц .

Задачи акции :

Воспитание у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах : подкормка птиц зимой , изготовление кормушек.

Активизировать и расширять словарь по теме, развивать связную речь детей, совершенствовать уровень накопленных знаний о взаимодействии людей и птиц в зимнее время .

Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми и педагогом.

Формирование экологически грамотного поведения детей по отношению к живому, чувство ответственности за их состояние и стремление помогать птицам в зимних условиях .

Участники акции : воспитатели, дети старшей группы и их родители.

Место проведения акции :МБДОУ детский сад №6

Методическое обеспечение акции

Литература

В. Бианки «Лесные домишки» , «Синичкин календарь» , А. Горький «Воробьишка» , И. Поленов «Синичкины кладовки» , Г. Скребицкий «Берегите птиц » , Т. Шорыгина «Птицы . Какие они?» , Энциклопедия «Азбука природы» .

Фотоаппарат

Иллюстрации, фотографии

Документальные фильмы из цикла «Живая природа» .

Различные материалы для изодеятельности

Кормушки, корм для птиц .

Дидактические игры

Вхождение в проблему- обсуждение темы с детьми и родителями.

Чтение художественной литературы по теме.

Просмотр документальных фильмов из цикла «Живая природа» .

Наблюдения за птицами на прогулке , экскурсии по селу.

Конкурс «Птичья столовая» - изготовление кормушек совместно с родителями.

Сбор корма для птиц .

Ведение наблюдения за птицами на участке и отражение результатов – «Птичье дерево» ежедневно.

Оформление впечатлений от общения с птицами (поделки, рисунки, устные рассказы и сказки) .

Ежедневная подкормка птиц во время прогулки в детском саду и дома.

Продолжение работы по теме – чтение художественной литературы,

Благодарность участникам акции.

Итоги :

В ходе совместной работы дети получили навыки практической деятельности по изучению и охране зимующих птиц , более широкие и разнообразные, чем это возможно в рамках обычных предметных занятий. В ходе экологической акции совместно с детьми родители изготовили 20 кормушек из различных материалов, затем развесили их на участке детского сада и во дворах своих домов.

Дети и родители познакомлены с правилами подкормки птиц , необходимостью подкормки птиц в зимнее время .

Наблюдения за прилетающими к кормушкам птицами доставляют детям и взрослым большое удовольствие и радость.

Мы получаем возможность воспитания у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах .

Дети приобретают навыки исследовательской работы, осознают неповторимость и своеобразие каждого живого существа. Мы вместе с воспитанниками получили массу новых впечатлений, мы дали детям возможность узнать новые факты из жизни птиц , вызвали интерес к птицам .

Список используемой литературы :

-Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пособия для практических работников ДОУ. Авт. – сост. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. М., 2003 год.

Приложение к проекту .










Олеся Пушкарская

детского исследовательского проекта

«Птицы - наши друзья »

старшая группа

воспитатель :

Пушкарская Олеся Михайловна

МБДОУ д/с №76 «Ромашка» г. Брянска

Вид проекта : познавательно-исследовательский (краткосрочный)

Продолжительность : 12.11.2014 – 19.11.2014 года.

Участники : воспитатели, родители и дети старшей группы.

Актуальность : Во время занятий, наблюдений, бесед, рассматривания альбомов было установлено, что у детей недостаточно развиты знания о птицах города Брянска , воспитанники плохо владеют информацией о том, как заботиться о птицах . Поэтому, было принято решение реализовать проект «Птицы - наши друзья » . Это позволит расширить представления детей о птицах нашего края , послужит формированию бережного отношения к птицам , осознанию того, что необходимо ухаживать за птицами в зимнее время года . В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям , тем самым побуждая чувства ребенка. Очень важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказывать своё суждение по этой проблеме.

Проблема : можем ли мы помочь птицам в холодное время года?

Цель : расширить представления детей старшей группы о птицах родного края , их образе жизни, и поведении, а также воспитать бережное отношение к пернатым друзьям .

Задачи :

Провести наблюдения за птицами нашего края осенью ;

Развивать познавательный интерес в процессе наблюдений за поведением птиц ;

Выяснить, почему некоторые птицы улетают на юг , а остальные остаются зимовать в городе Брянске

Научить детей правильно подкармливать птиц ;

Воспитывать любовь и заботу к живым существам.

Гипотеза : если мы реализуем данный проект , то повысится уровень знаний детей о птицах родного края , а также будет формироваться экологическая культура.

Этапы реализации проекта :

«ПТИЦЫ – НАШИ ДРУЗЬЯ »

1-й этап – подготовительный :

Дети вместе с родителями подготовили сообщения о птицах города Брянска , из которых мы узнали, чем питается каждая птица , как себя ведет в разное время года, где и когда гнездится, о внешнем виде и т. д. Из сообщений мы узнали, что многие птицы питаются насекомыми , некоторые фруктами и ягодами. Следовательно, с наступлением зимы природа замирает : исчезают насекомые, поэтому птицам нечем питаться , они улетают на юг, в более лучшие для них условия существования. Зимующие птицы : воробей, ворона, синица, свиристель, голубь, сорока и многие другие птицы остаются зимовать . Они отлично переносят климат Брянской области. Дети вместе с родителями нарисовали различных зимующих птиц .

2-й этап :

Родители совместно с детьми собрали копилку – коллекцию разных кормов «Что едят птицы Мы узнали, что в холодное время года птиц можно подкармливать семечками подсолнечника, рябиной, пшеницей, овсом, разными видами круп : пшеном, гречкой, рисом, перловкой, синички любят свежее сало.

3- й этап :

Дети совместно с родителями пофантазировали над моделями кормушек с учетом свойств корма и погодных условий. В старшем возрасте дети могут творчески подходить к выполнению таких заданий, самостоятельно придумывать и рисовать новые модели. Дети знают, как изготовить кормушки с учетом сохранности корма (должна быть крыша, чтобы корм не намок от снега и дождя, должен быть бортик, чтобы во время ветра корм не высыпался из кормушки).


4-й этап :

Изготовление родителями и детьми кормушек для птиц . Дети принесли кормушки в детский сад, мы развесили их на своем участке.



5-й этап :

На прогулке мы каждый день насыпали корм в кормушки и вели наблюдения за птицам . Свои наблюдения мы зарисовывали в календаре природы. В первый день прилетели воробьи. На следующий день прилетела ворона, из-за того, что кормушки малы по размеру ничего в них клевать не стала, полакомилась тем, что упало на землю. Прилетели синички, с радостью стали брать в кормушке семечки, и после вылетали, садились на ветки сирени, очищали семечки от шелухи и съедали их. На кормушку воробьи садятся стайкой, синички, наоборот – по одной. Прилетал поползень, один раз залетел в кормушку и улетел. Птицы постепенно распознали «столовую» , и прилетать стали довольно часто, чаще всего – это воробьи, синички, голуби (едят с земли) . Следовательно, мы сделали вывод : что можем помочь выжить многим птицам в трудное для них зимой.