13.10.2019

Этногенез восточных славян и роль варягов в судьбе древнерусской цивилизации. Варяги: русская версия викингов


В русском языке до сих пор слово «варяг» употребляется иногда в нарицательном значении, имеющем некоторый шутливый или ироничный оттенок. Так называют посторонних людей, которых приглашают для помощи в каком-либо деле, а также тех, которые непрошеными гостями вторгаются в размеренную жизнь местных жителей и ведут себя уверенно и независимо. Соответствует ли этот запечатленный в народной памяти образ истинному значению слова? И кто же они, эти загадочные варяги?

Еще в IX веке в торговых поселениях восточных славян, а также на торговых путях, которые через их земли шли на Византию, начали появляться «заморские пришельцы с Балтийского моря» (иногда его еще называли Варяжским морем). Славяне называли этих заморских гостей варягами.

Многие ученые-историки считают, что варяги скорее всего были родом из Скандинавии. Они приходили к славянам торговать, но часто предводители славян и сами приглашали их в свои военные дружины, потому что варяги славились силой и храбростью. А воевать приходилось много. Славян со всех сторон окружали враждебные племена, которые набегами опустошали их земли, убивали людей, уводили скот. Кроме того, славянские племена и сами не ладили друг с другом, не было среди них мира и согласия. Конечно, славяне и сами отличались завидной смелостью и силой, а вместе с варягами они представляли собой очень грозную силу.

А потом произошло то, что известный русский историк Николай Михайлович Карамзин называет «удивительным и едва ли не беспримерным случаем». Славяне отправляют за море к варягам своих послов, чтобы они сказали им: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет, идите княжить и владеть нами».

Кто же откажется от такого заманчивого предложения? Не отказались и варяги. Три брата: Рюрик, Трувор и Синеус — собрали многочисленную дружину и прибыли к славянам, чтобы править ими. Старший брат, Рюрик, отправился в Новгород, младшие же: Синеус — на Белое озеро, а Трувор осел в Изборске (сейчас это Псковская область).

Через два года Синеус и Трувор умерли, а Рюрик присоединил их земли к своим. Потом эти земли стали называться Новгородской Русью.

К этому времени относится и другое важное событие. Предание гласит, что двое варягов, которые тоже прибыли с Рюриком в Новгород, Аскольд и Дир, отправились со своими товарищами из Новгорода дальше в Константинополь искать счастья. По дороге они увидели на высоком берегу Днепра маленький городок и спросили: чей он? Им ответили, что его построили три брата, которые к этому времени уже скончались. И что жители этого городка живут спокойно, ни с кем не воюют, только платят дань хазарам. Этим городком был Киев. Аскольд и Дир завладели им и стали там властвовать, подчинив себе еще и окрестные земли. Так, по преданию, возникла еще одна Русь — Киевская, во главе с теми же варягами.

А. АЛЕКСЕЕВ, историк.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Тысячу с лишним лет назад по всей Европе правили короли. Королевства у них были маленькие (Англия, Франция, Германия, Испания как государства тогда ещё не сложились). Но король имел право судить любого жителя, а знатные люди присягали ему на верность. Считалось, что вся земля в королевстве принадлежит королю, а остальным он только позволяет ею пользоваться. Все королевства исповедовали одну веру - католическую, во главе с папой римским.

Только обитатели Дании и Скандинавии - норманны («северные люди») на своей земле жили привольно, чтили, как в старину, своих древних богов. На общих съездах решали все вопросы, там же устанавливали законы и разбирали судебные дела.

Короли были и у норманнов - их называли конунгами . Они пользовались почётом, но большой властью не обладали. Когда конунг ездил по стране, норманны кормили не только его самого, но и его дружину, и лошадей. Других обязанностей перед конунгом у людей не было.

Кроме хозяйства норманны занимались торговлей и военными походами. В Европе их считали лучшими воинами, и оружие у них было самое лучшее. Год за годом норманнские дружины на своих длинных кораблях атаковали прибрежные города и поселения, грабили, жгли и убивали жителей. В Западной Европе участников этих разбойничьих походов стали называть викингами.

В 789 году дружина викингов, прикинувшихся купцами, подплыла на своих ладьях к британскому городу Дорсету. Когда тамошний правитель вышел к ним, его убили. С этого момента в течение двух веков норманны разоряли Британию и Ирландию. По мере сил местные жители сопротивлялись. Так, в середине IX века конунга по имени Торгсиль в Ирландии утопили в озере, а в королевстве Нортумбрия, на севере Англии, конунга Рагнара Лодброка бросили в яму со змеями.

И тем не менее норманны настолько прижились в Англии - обзавелись семьями, хозяйством, что на родину ездили лишь изредка.

Доставалось от норманнов и людям, жившим на территории Франции, Голландии, Германии. Чуть ли не ежегодно их земли подвергались разграблению. В 845 году датский конунг Рюрик разорил побережье Эльбы и совершил набег на Северную Францию,

другие викинги сожгли Гамбург. Много раз грабили и Париж. Так, в 911 году на него напал конунг Хрольв по прозвищу Пешеход (по преданию, он был такой длинный, что не мог ездить на лошади - ноги по земле волочились). После нескольких сражений язычник Хрольв согласился креститься, а король Карл Простак выдал за него свою дочь и выделил ему землю по берегам Нижней Сены, ставшую герцогством Нормандия. Под управлением хозяйственных норманнов оно вскоре стало самой богатой и населённой провинцией Французского королевства. В 1066 году нормандский герцог Вильгельм (он был пра-праправнуком Хрольва) разгромил англичан в битве при Гастингсе и, завоевав Англию, стал английским королём. После этой победы его прозвали Вильгельмом Завоевателем.

Шведы «паслись» в основном в окрестностях Балтийского моря. На северо-западе России они селились целыми семьями (археологи нашли здесь гораздо больше скандинавских предметов, чем в Западной Европе). Местные финны звали норманнских разбойников «руотьси» (финское слово со шведским корнем, означавшее гребцы), а славяне - «русь», «русы». Позже к ним прилипло имя «варяги» (от слова «варинг» - так называли норманнского дружинника на службе у какого-нибудь правителя).

Промышлявшая между озёрами Чудским, Ладожским, Ильмень, Онежским и верховьями Волги самая сильная (по-нынешнему - крутая) из варяжских дружин обложила данью не только местные славянские и финские племена - словен, кривичей, чудь, весь и мерю, - но и разбойничьи шайки. Другое «бандформирование» контролировало среднюю часть пути «из варяг в греки» - основного торгового маршрута между Балтийским и Чёрным морями.

Варяги-русь, захватывая славян, везли их на продажу к хазарам, кочевавшим у Каспийского и Чёрного морей. За долгие годы бродячей жизни в лесах русы сами стали похожи на хазар. Они делали себе хазарскую причёску (бритая голова с чубом, свисающим на лоб), а их вождь по примеру хазарского царя называл себя каганом.

Послы этого шведского кагана позже побывали в Византии, а оттуда отправились в Германию. И всюду они говорили, что их народ называется «рос». «Тщательно расследовав причину их прибытия, император узнал, что они принадлежат к народности шведской», - записал немецкий монах Пруденций. Пришельцев сочли норманнскими шпионами и отослали назад в Византию.

Около 862 года обитатели окрестностей озера Ильмень, сговорившись, отказались платить дань варяжской «мафии». От «крыши» они избавились, но тут же передрались между собой. Оказалось, вольная жизнь не такая уж лёгкая и весёлая.

Устав от постоянной войны, славяне, финны и русы решили пригласить князя со стороны, чтобы он их судил и защищал. Остановились на Рюрике. Тот ли это был Рюрик, который, как уже говорилось, совершил набег на Северную Францию, или другой, точно неизвестно. Так или иначе, но какой-то Рюрик с варяжской дружиной пришёл в Приильменье и неподалёку от Ладоги построил новый городок. Из него-то потом и вырос Новгород.

«И от тех варягов, - говорится в нашей летописи, - стала называться Русская земля и новгородцы, которые от рода варяжского, а раньше были словене». То есть, когда писалась летопись (в XII веке), новгородцы ещё помнили, что их предки - и местные словене, и пришлые - варяги-русь.

Когда Рюрик умер, его родич Олег подчинил себе южные славянские племена - полян, вятичей, радимичей, северян, плативших прежде дань хазарам. Так между Балтийским и Чёрным морями появилось Русское государство со столицей в Киеве.

Н. Рерих. Заморские гости. 1901.

Варягами (Varingiar) назывались жители скандинавских полуостровов, служившие у византийских императоров и переходившие из отечества в Грецию через русские земли водяным путем по рекам от Балтийского моря до Черного.

Варяги название наемных воинов-дружинников различного происхождения. Их приглашали для участия как в междоусобных столкновениях, так и в войнах с соседними народами и племенами. Варягами на Руси называли и скандинавских купцов, занимавшихся торговлей на пути "из варяг в греки", т. е. по водным путям из Балтийского в Черное и Средиземное моря. По смыслу скандинавский термин "варяг" является равноценным русскому "ротник" - "присягнувший", "давший клятву в верности" (рота - присяга).

Шаскольский И.П. Варяги (СИЭ, 1962)

ВАРЯГИ - др.-рус. название жителей Скандинавии. Происходит от древнесканд. vaeringjar - норманские воины, служившие у византийских императоров; отсюда же средневековое греческое baraggon, арабское "варанг", армянское "вранг" и др. По имени варягов Балтийское море русскими называлось до 18 века "Варяжским", арабами в 9-13 века - "Бах-эль-Варанг". В скандинавской литературе термин "vaeringjar" весьма редок, известен главным образом в поэзии скальдов. В русских источниках варяги впервые упоминаются в записанной в Повести временных лет - легенде о "призвании варягов", с которой летописец начинал историю Русской земли. Эта легенда послужила исходным пунктом для создания в 18 веке антинаучной норманской теории происхождения Русского государства, отвергнутой учеными-марксистами ввиду ее несостоятельности. На Руси в 9-11 веках, как известно из летописи, "Русской правды" и других источников, было немало варяжских воинов-дружинников, служивших у русских князей, и варяжских купцов, занимавшихся торговлей на Пути из варяг в греки. Киевские князья Владимир Святославич и Ярослав Мудрый неоднократно приглашали из Скандинавии наемные отряды варягов и использовали их в междоусобицах и войнах с соседними странами и народами...

Мельникова Е.А. Варяги

ВАРЯГИ (от др.-исл. vár - «обет», «клятва», др.-сканд. væringjar, греч. βάρaγγοι, араб. варанк) - собирательное обозначение скандинавов в противоположность этнонимам донь (датчане), свеи (шведы), урмане (норвежцы), гъте (готландцы). Возникло, вероятно, в конце IX - начале X века на Руси в среде военных отрядов скандинавов, нанимавшихся на службу в войско русских князей, для отличения их от «руси» - членов великокняжеской династии также скандинавского происхождения (см. Рюриковичи). Значение слова «варяги» в XI-XIII веках расширилось: в Русской правде все статьи (кроме ст.

Кононенко Михаил. Варяги.

Варяги. В истории нашего народа, в становлении русской государственности немаловажную роль сыграли полабские славяне, или варягорусы, потомки лютичей и бодричей, более известные под коротким названием «варяги» или, в ином написании, «варязи». Их появление на Новгородских землях породило легенды о причастности норманнов к становлению русской государственности.

Варяги (СВЭ).

ВАРЯГИ (позднегреч. Bârangoi, от древнесканд. vaeringjar - норманские воины, служившие у византийских императоров), древнерус. название жителей Скандинавии. По имени В. Балтийское море до 18 в. называлось русскими Варяжским. В рус. источниках В. впервые упоминаются в записанной в «Повести временных лет» легенде о «призвании варягов» (Рюрика и его братьев), с к-рой летописец начинал историю Русской земли. Эта легенда послужила исходным пунктом для создания в 18 в. антинауч. норманской теории происхождения Рус. гос-ва, отвергнутой ввиду её несостоятельности.

Шаскольский И. Варяги.

ВАРЯГИ, древнерусское название жителей Скандинавии. Происходит от древнескандинавского слова, обозначавшего норманнских воинов, служивших у византийских императоров. По имени варягов Балтийское море русскими называлось до XIII в. Варяжским, арабами в IX -XIII вв. - Бахэль-Варанг. В скандинавской литературе этот термин весьма редок, известен гл. обр. в поэзии скальдов. В русских источниках варяги впервые упоминаются в записанной в “Повести временных лет” легенде о “призвании варягов”, с которой летописец начинал историю Русской земли.

Костомаров Н.И. Варяги (из примечаний).

Варягами (Varingiar) назывались жители скандинавских полуостровов, служившие у византийских императоров и переходившие из отечества в Грецию через русские земли водяным путем по рекам от Балтийского моря до Черного. Так как русские в образе этих людей познакомились с скандинавами, то перенесли их сословное название на название вообще обитателей скандинавских полуостровов, а впоследствии это название расширилось в своем значении, и под именем варягов стали разуметь вообще западных европейцев, подобно тому, как в настоящее время простой народ называет всех западных европейцев немцами.

Древние источники, дошедшие до нас, под варягами или викингами имеют в виду воинов скандинавского происхождения, которые наводили ужас на средневековую Англию, Францию, Германию, Испанию, Италию и другие страны. Служили они также военными наемниками, которых правители приглашали во время междоусобных войн. Например, при дворе византийского императора служили норманнские воины. Князья Древней Руси так же приглашали на службу воинственных северных соседей.

Первое упоминание о варягах на территории появляются в IX в. Скандинавы открыли для себя не только знаменитый торговый путь "из варяг в греки”, но и богатую страну Русь, которая поразила их количеством и богатством городов. Отсюда и название нашей страны в древнескандинавских сказаниях - "Гардарик”. Вызывает много споров легенда о приходе на древнерусские земли варяга или , но именно скандинава, Рюрика с братьями, которые и основали на славянских землях государство Русь. Такая легенда понадобилась русской средневековой знати – князьям, боярам, церковникам. Им так же, как и представителям феодальной власти в любой другой стране, необходимо было внушить своим поданным, что они отличаются от остальных своим происхождением. Свою исключительность необходимо было усилить и подкрепить. Считается основной причиной появления на свет легенды о происхождении русских князей от знатного рода скандинавского конунга Рюрика. Это давало право потомкам Рюрика и братьев кичиться, отделяя себя от прочих, утверждая, что они "белая кость”, а в их жилах течет "голубая кровь”. Именно этой теории появления в первой русской летописи "Повесть временных лет” легенды о происхождении древнерусского государства от заморских варягов, великий русский ученый М.В.Ломоносов противопоставляет собственную теорию появления варягов на древнеславянских землях.

Исходя из мировой истории, кровожадные викинги разоряли, жгли, сгоняли коренное население, но нигде не образовывали государства. С чего бы им начать этим заниматься на землях тех славянских племен, которые проживали в то время на территории Древней Руси? Кроме того, известно, что даже миссионеры использовали в своей практике оружие, а не только Библию. А вот про варягов в древнерусских летописях, на которые опираются приверженцы происхождения Руси от норманнов, нет описания их кровожадности. Они, скорее гости, пусть не всегда желанные, но именно гости – купцы, торговцы, военные наемники. Нехватка собственных земель, которые были пригодны для обработки, заставляла многих знатных скандинавов отправляться на поиски лучшей, более сытой жизни далеко за моря. Чаще всего в роли военных наемников. Именно в такой роли появились древние скандинавы – варяги и на Руси.

Вольный город Новгород, который сам решал, какой князь будет им править, пригласил Рюрика с дружиной к себе на службу. Именно на службу, за которую им платили вознаграждение. Вознаграждение это не только деньги, золото, серебро. Это могли быть земельные, охотничьи и рыболовные угодья. Для варяжских наемников законы Руси были также обязательны. Они могли жениться на славянках, принимать славянские обычаи. Очень часто варяги настолько прочно оседали на новой родине, что забывали родной язык. Все археологические находки, связанные с древними скандинавами, находят только в крупных городах, которые были расположены на торговом пути "из варяг в греки”. Поэтому не было никакого массового расселения варягов в Древней Руси. Скорее, это можно трактовать как ассимиляцию, хотя М.В. Ломоносов не считал, что варяги скандинавы, а относил их к племенам таких же восточных славян, какие населяли и Древнюю Русь.

Эту тему я когда-то поставила в одном сообществе, и так как о ней почти каждому есть что сказать, то были ожесточенные дискусии,


Это всего лишь одна из версий. Их несколько.Вот моя тема:

Варяги, кто они, откуда есть-пошли и куда подевались. .

У Льва Гумилева в его книге =От Руси до Росси= прочла, что он и некоторые русские историки считают ВАРЯГОВ неславянским народом. Там довольно невнятно даны "намеки тонкие на то, чего не ведает никто". И я стала понемногу заниматься этой темой. Набрала интересную подборку еще полтора года назад, но комп ее cъел Сейчас сделала новую, но она получилась совсем другая... В результате я поняла что, право на жизнь имеет любая версия...


В Несторовой летописи энергично подчеркивается: русский язык - славянский, а славяне-новгородцы род свой ведут от варягов ("ти суть людье ноугородьци от рода варяжьска, прежде бо беша словени"). Исключительно важное свидетельство, но на него историки почему-то внимания не обращают.


А зря! Здесь ведь черным по белому прописано: род варяжский изначально был славянским и варяги вместе с новгородцами говорили на русском (славянском) языке! Ибо в противном случае получится, что население Великого Новгорода (оно ведь "от рода варяжского") и до призвания Рюрика, и в дальнейшем, надо полагать, пользовалось одним из скандинавских языков (если, конечно, придерживаться тупиковой формулы "варяги = скандинавы"). Абсурд? В самом деле -другого слова не подберешь!

Почему Нестор-летописец, перечисляя через запятую "потомство Иафетово":варяги, шведы, норвеги, готы, русь, англы, галичане, волохи, римляне, немцы, венецианцы и прочие, - не объявляет варягов шведами или норвегами (хотя в летописном перечне они названы раньше руси) и не утверждает, что варяги говорили по-шведски или по-норвежски?

Да потому, что для русского летописца,как и для всех русских людей той эпохи, было абсолютно ясно: варяги - никакие не шведы и не норвеги, а такие же русские, как они сами - коль скоро даже переводчиков для общения не требовалось. Но то, что было самоочевидным еще в ХII веке для Нестора и его современников, впоследствии оказалось камнем преткновения для большинства читателей и исследователей "Повести временных лет".

Не для всех, безусловно. Еще Михайло Ломоносов в яростном споре с немецкими норманистами-русофобами, подвязавшимися в Российской академии наук
(с них-то все и началось), указывал на отсутствие в русском языке хоть каких-то варяжских слов. Как прикажете понимать: многовековые и теснейшие контакты между двумя этносами, путь "из варяг в греки" через всю Россию,варяжские князья, варяжская династия, варяжская дружина, варяжские гости(купцы), около двух тысяч варяжских курганов-могил под Смоленском, в Гнездово (где, наряду с вещами скандинавского происхождения, найдена самая древняя из известных пока русских надписей, начертанная на глиняном горшке)- а никаких собственно варяжских слов не сохранилось. Даже хазары лексическую память оставили (Владимир-князь в "Слове о законе и благодати" именуется каганом), не говоря уж о татаро-монгольском нашествии. В русском языке уйма полонизмов, заимствований из немецкого, французского, английского, многих других языков - и вдруг ни одного варяжского слова.

Ответ на вопрос, заданный Ломоносовым, напрашивался сам собой: никакого собственно варяжского языка, тем более из числа скандинавских, никогда и в помине не было. Ибо варяги - это русь, но не в смысле принадлежности какому-то неведомому иноземному племени (как безуспешно силились доказать норманисты), а в смысле славяно-русского происхождения их самих и языка, на котором они говорили. Здесь
Варяги были однозначно отнесены не к германоязычным норманнам, а к прибалтийским славянам-ваграм, истребленным в ходе жесточайшей экспансии крестоносцев. В поисках истины русский ученый Гедеонов был на верном пути, он правильно интерпретировал утверждение Начальной летописи о русскости варягов и славянскости их языка.


Требовалось, однако понять, почему варяги сыграли столь выдающуюся роль в мировой истории - причем не разрушительную, а созидательную и объединительную. Такая задача под силу только энергонесущей популяции, сплоченному сообществу целеустремленных людей, которых Лев Гумилев, развивая учение Вернадского о биосфере, поименовал пассионариями. Наделенные мощным энергетическим потенциалом и повышенной активностью, они по природе своей обречены были быть вожатыми, воодушевляя доверившиеся им народные массы на уготовленные им подвиги, и волею судеб становясь движущей силой исторического прогресса. Такие никогда бы не позволили вырезать себя, подобно беззащитным овцам, как это случилось с балтийскими славянами.

Конечно, можно назвать варягов и племенем, но с достаточной долей условности. Скорее всего, они представляли собой особое воинское братство -прообраз будущих рыцарских орденов. Жили в основном на побережье Балтийского(Варяжского) моря, летопись однако говорит о Заморье, а таковым вполне могли быть и арктические территории Ледовитого океана, находящиеся по отношению к европейской России севернее Балтики и Беломорья. Были варяги хорошо организованы, обладали богатым опытом во всех областях хозяйственной жизни, торговли, государственного управления и особенно - воинского искусства. Потому-то и обратились в 862-м году новгородцы к Рюрику с братьями, как бы сказали сейчас, за организационной помощью. И русские варяги быстро и охотно откликнулись, а затем плодотворно поучаствовали в становлении Руси и российской государственности.

В дальнейшем последние пассионарии Севера как-то незаметно и без излишнего шума исчезли с горизонта отечественной истории. Ибо перешли на службу византийским императорам, где составили костяк дворцовой гвардии.
Варяжская дружина насчитывала подчас до шести тысяч стойких витязей и отменных рубак. Благодаря им, византийское войско одержало немало жизненно важных побед. Показательно и другое: в Царьграде варягов всегда считали русскими и только русскими. Безусловно, значились в составе русско-варяжского войска и скандинавы, но, как нынче принято выражаться, на контрактной основе. Кстати, европейские норманны никогда себя варягами не называли и становились таковыми, только вступая в русскую варяжскую дружину; когда срок контракта истекал, они вновь становились викингами. Так что тесное взаимодействие между варягами и скандинавами, безусловно, было, но кто на кого больше влиял - еще вопрос. То же относится и к так называемым скандинавским заимствованиям. Да, в одежде, оружии, культовых предметах, утвари, украшениях, открытых археологами, много варяжской специфики. Вот только почему обязательно ее считать скандинавской. Почему бы не рассмотреть совершенно другой вариант - заимствования скандинавами достижений более развитой варяжской культуры.


Ведь когда дотошные греки спрашивали наших соотечественников, служивших в императорской гвардии: "Откуда вы, варяги?" - те, не задумываясь,отвечали: "Из Тулы..." Ничего себе ответец, если вдуматься. Впрочем, под Тулой подразумевался вовсе не город в центральной части России, а древняя Гиперборея, по другому - Тулe.

Именно так именуется таинственная полярная страна в знаменитой "Географии" Страбона и сочинениях других древних авторов. Византийцы говорили об "огромном острове Тула", расположенном посреди Ледовитого океана. Корень в его названии общий с именем русского города, но не его одного. Например, древняя столица Центральноамериканской империи тольтеков тоже звалась Тула. Топонимы с корнем "тул" вообще имеют чрезвычайное распространение: города Тулон и Тулуза во Франции, Тульча – в Румынии, Тульчин - на Украине, Тулымский камень(хребет)- на Северном Урале, река в Мурманской области – Тулома, озеро в Карелии - Тулос.
Согласно Словарю Владимира Даля, понятие "Тула» - это "скрытое, недоступное, потаенное место" - "затулье", "притулье" ("тулить" -укрывать,скрывать, прятать и т.п.).


Есть и другие русские слова с этим корнем: "туло, туловище" - тело без учета головы, рук и ног (отсюда же - "тулуп"); "тулo" - колчан в виде трубки, где хранятся стрелы (отсюда - "втулка"). Производными от той же корневой основы в русском языке являются слова: "тыл" - затылок и вообще - задняя часть чего-либо, "тло" - основание, дно (в современном языке сохранилось устойчивое словосочетание "до тла"); "тлеть" -- гнить или чуть заметно гореть и т.д.

О значении и этимологии слова "варяг" также высказывались самые различные предположения. В русском языке (см. опять же Словарь В.Даля)"варяг" - "мелкий торговец", "разносчик товара", синоним "офени" и "коробейника" (в украинском языке слово "воряг" означает еще и "борца", "крепкого рослого человека"). В несколько ином звучании - "варяга" – слово означает: "проворный", "бойкий", "расторопный" (человек). Поэтому вовсе нет никаких оснований настаивать на иноземном происхождении слова "варяг", означающего - «член союза» – братства.
В общем-то, это совпадает с обозначением варягов не как этноса, а как социума

Корни Руси уходят в недосягаемые глубины индоевропейского прошлого. Оно зародилось, пережило расцвет, катастрофические потрясения и упадок на Севере, где климат в те времена был иным, нежели теперь. Постепенно мигрировали на юг из-за неблагоприятных условий жизни многие индоевропейские прапредки современных этносов (индийцев, иранцев, греков, испанцев, итальянцев, армян, осетин и др). Ближе к северным широтам обосновалась часть славян, из которых впоследствии вычленилась и русская нация.

Варяги - последние пассионарии Севера - промелькнувшие на евразийском небосклоне, как сияющий болид, оставили после себя неизгладимый след в русской истории!

Курган на берегуреки Волхов на трассе от Питера к Старой Ладоге -первой столице северной Руси.. -официально признанный памятник истории, именуемый в народе МОГИЛА ОЛЕГА