03.07.2020

Где единороги. Единорог в мифологии - существуют ли единороги в наше время? Наша история и единороги


Единорог - символ чистоты и света

Единороги бессмертны. Они живут уединенно, обычно в лесу у заводи с чистой водой, в которой можно видеть отражение, — ведь они немного тщеславны и знают, что на свете нет существ столь же прекрасных и волшебных. Единороги редко соединяются в пары, и нет места таинственнее, чем то, где был рожден единорог.

В древнем мире он считался выходцем из Индии, где его изображали красноголовым, с белым или черным рогом. Затем он появился в Вавилоне, Китае, Тибете, Греции. На Западе апогей его известности приходится на Средние века. Единорог олицетворяет могущество, силу, которая противостоит силам тьмы, поддерживая равновесие во Вселенной. Он является символом солнечного луча, чистоты, поворота к единению, к центру. Спираль — напоминание о том, что пребывает неизменным во времени. Кроме того, единорог — символ трансмутации, свободы и познания, он указывает путь тем, кто ищет истину.

Многие традиции говорят о единороге как о мифическом животном, олицетворяющем высшую власть Бытия. Он облечен тайной и воплощает изначальное единство, начало и конечную цель человеческого бытия, единство противоположностей и способность к преодолению внутренних противоречий, всеобщую любовь и сострадание.

В Вавилоне его представляли крылатым. На амулете-цилиндре, датируемом примерно 1800 годом до н. э., на его противоположных поверхностях изображены два единорога, символизирующие две стороны Древа Жизни. В шумеро-семитской традиции единорог — лунный символ, атрибут богинь-девственниц.

В Древнем Китае единорог (цилинь) истолковывается как соединение двух понятий: «ци» представляет мужской аспект, ян, движущую силу, энергию творения; «линь» — женский принцип, инь. Таким образом, цилинь представляет собой творческий импульс и его бесконечную экспансию, а также единство противоположностей мужского и женского. Единорог показывается людям только в исключительных случаях.

Он считается вестником счастья, его появление символизирует приход к власти хорошего правителя или рождение истинного мудреца. Появлением цилиня отмечены рождение и смерть Конфуция.

Цилинь связан с некоторыми историческими моментами китайской традиции. Так, однажды, 5 тыс. лет тому назад, император Фу-си сидел на берегу вблизи устья Желтой реки. Внезапно появился цилинь, и грязные воды реки просветлели и приобрели кристально чистый зеленый цвет. Цилинь остановился перед императором, трижды ударил копытом о скалу и заговорил с ним голосом, звенящим, как храмовый колокол. Когда цилинь повернулся, чтобы уйти, император увидел, что его спина покрыта магическими знаками, которые он постарался скопировать. Так появился первый письменный язык Китая.

В Тибете единорог называется «се-ру», это преимущественно газель или лань, обитающая на горных вершинах. Единорог — мост между Небом и Землей, между миром светлых принципов и миром темной и плотной материи, проявленного и непроявленного. Единорог является символом пробужденного сознания, целостности и внутреннего покоя, он просвещает, светит в темноте и, подобно утренней звезде, указывает путь, вдохновляя людей в поисках мудрости. На фронтонах гималайских монастырей неизменно изображены два единорога, вращающие колесо Дхармы.

В Индии единорог представляет силу духовного богатства. Он является одновременно и разрушителем, и созидателем. Символ единорога встречается в «Атхарваведе» и в «Махабхарате» в мифе о потопе, во время которого Ману привязал корабль к рогу гигантской рыбы-единорога.

В Персии единорог олицетворяет оплодотворяющее начало, силу и способность очищать. В персидском манускрипте XV в. сказано: «Что касается его рога, то он кажется золотым, с его помощью будут уничтожены и развеяны всякая порча и гнусность».

В древнееврейской традиции легенда говорит о том, что, когда Яхве попросил Адама дать имена всем животным, единорог был первым, кто его получил, и таким образом он был возведен в наивысший ранг. Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, господь дал выбор единорогу: остаться в Эдеме или отправиться с людьми. Единорог выбрал последнее, и был навеки благословлен на сострадание людям.

В греко-римской традиции единорог — атрибут всех девственных, лунных богинь, например, Артемиды (Дианы).

В христианстве рог единорога — это символ божественного единства, духовной власти и благородства, в связи с этим единорог становится образом Христа. Небольшой рост единорога связан с приниженностью Христа при его рождении; его белая окраска символизирует чистоту, то, что необходимо приобретать, следуя путями сыновей Божьих.

В рыцарском символизме единорог ассоциируется с чистотой чувств. Единорог, сопровождаемый Девой, является олицетворением целомудрия и чистоты. Он часто представляет преданную любовь рыцаря к даме. Единорог также представляет отказ от физической любви ради любви более чистой и более сильной. Это нечто вроде очарования чистотой, чудотворное очищение телесной жизни и сексуальной энергии, придающее рыцарю силу и смелость.

Алхимический единорог представляет этап очищения, Белое Делание. Он означает трансмутацию и духовную эволюцию. Его рог символизирует возможность проникновения Духа в Материю.

Вместе с упадком веры понемногу исчезает глубинный смысл символа единорога. Но мифическое животное, обретшее бессмертие в иконографии и священных текстах, присутствует повсюду и готово открыть свое послание тем, кто способен его услышать.

Символ целомудрия — Единорог

Единорог — Символизирует целомудрие, а так же служит эмблемой меча. В ранних традициях единорог изображался с телом быка, в более поздних с телом козла и только в поздних легендах с телом лошади. Легенда утверждает, что он неутомим, когда его преследуют, но покорно ложиться на землю если к нему приблизиться девственница. Вообще единорога поймать невозможно но если и удастся то удержать его можно только золотой уздечкой.

"Спина была его изогнута и светились рубиновые глаза, в холке он достигал 2-х метров. Чуть выше глаз, почти параллельно земле, вырастал у него рог; прямой и тонкий. Гривы и хвост рассыпались мелкими кудрями, а опущенные и неестественно для альбиносов черные ресницы бросали пушистые тени на розовые ноздри" (С. Другаль "Василиск").

Питаются они цветами, особенно любят цветки шиповника, и медовой сытой, а пьют утреннею росу.

Еще они ищут маленькие озерца в глубинах леса в которых купаются и пьют от туда и вода в этих озерах обычно становится очень чиста и обладает свойствами живой воды. В русских "азбуковниках" 16 -17 вв. единорог описывается как страшный и непобедимый зверь, подобный коню, вся сила которого заключена в роге. Рогу единорога приписывались целебные свойства (по фольклорным представлениям единорог своим рогом очищает воду, отравленную змеем). Единорог — существо иного мира и предвещает чаще всего счастье.

Говорят конь А. Македонского, Буцефал — Единорог.

Также существует легенда, что легендарный конь Александра Македонского, Буцефал — Единорог, пойманный в Египте по приказанию царицы Клеопатры в подарок великому царю. Обычно Единороги не живут в неволе, и умирают, но Буцефал подчинился Александру.

Единорог обладает способностью очищать воду своим рогом. Такое его свойство описано в греческой версии "Физиологуса": вода в озере была отравлена змеей и стала ядовитой. Единорог начертал рогом на воде крест, и после этого животные смогли ее пить. Здесь также налицо сопоставление единорога с Христом, который очищает от греха (яда), вызванного Дьяволом (змеей). Единорогу приписывали и способность распознавать рогом яд. Рог покрывался капельками пота при приближении к отраве или ядовитая жидкость закипала, когда в нее опускали рог. Вот почему такой популярностью пользовались кубки и чаши из рога или измельченный рог. Считалось, что рог обладал чудодейственной силой. Он будто бы излечивал от эпилепсии, лихорадки, других болезней, продлевал молодость и укреплял потенцию. Неудивительно, что стоил он дорого.

Во времена Ренессанса торговля рогом велась в широких масштабах. Даже небольшой его кусочек оценивался в целое состояние, рог целиком был поистине бесценным. К 1600 году в Европе насчитывалось, по крайней мере, 12 рогов. Врагом единорога издавна считался слон. Они всегда вступали в борьбу, и обычно кончалось тем, что единорог пропарывал слону брюхо. Со львом у единорога тоже были трудные отношения. Но лев мог заманить единорога в ловушку: спасаясь от погони, он устремлялся к дереву и в самый последний момент отскакивал в сторону, единорог же вонзался рогом в дерево, и лев мог легко расправиться с ним. Льва называют царем зверей, но претендовать на это звание вполне может также и единорог. Говорили, что единорог обитал в Эдеме и был на Ноевом ковчеге. Но некоторые утверждали, что единорог со своей самкой отказался ступить на ковчег, а по другой легенде самец и самка единороги были настолько неуправляемыми, что Ной сам прогнал их. В некоторых источниках сообщалось, что единорог утонул во время потопа, другие же, наоборот, считали, что он спасся вплавь. Единорог оставил заметный след в литературе и в искусстве средневековья и эпохи Возрождения. Упоминания о нем встречаются в книгах, его изображают на иллюстрациях, картинах, гобеленах, на предметах культа, шкатулках, медальонах. Пика культ единорога достиг в XV веке. Со второй половины XVI века интерес к нему затухает, но в XX веке он возрождается снова.

Человек больше никогда не сможет насладиться красотой Единорога.

Но человек никогда больше не сможет насладиться красотой Единорога, а также убить его, потому что Единороги удалились в свою страну, в параллельный мир, где уже никто не сможет причинить им вред.

Современный единорог

В природоохранном центре Прато (Италия) проживает вполне реальный единорог, обнаруженный несколько месяцев назад в лесу. Это самец косули с единственным рогом посреди лба; по размеру он как раз более или менее соответствует средневековым описаниям.

Зверь жив, здоров и чувствует себя неплохо, несмотря на пристальный интерес туристов. Впрочем, ему не так и трудно скрыться от них на парковой площадке размером в гектар.

В истории упоминаются и другие похожие случаи; если до недавней поры многие огульно считали их обманом, теперь для скептиков есть наглядное доказательство: единороги бывают.

Читая старинные легенды о грациозных лошадях с рогом во лбу, люди нередко задумываются над тем, существуют ли единороги на самом деле. Скептики давно вынесли свой вердикт: конь с рогом – не более, чем порождение нездорового воображения. Но спешить с выводами не стоит.

Символ целомудрия

Мифическим существом единорог (или инрог) стал благодаря средневековым легендам. Согласно преданиям, встреча с этим существом грозила человеку неминуемой гибелью. Животное убивало всех людей на своём пути. Подружиться с инрогом могла только девственница. Конь немедленно становился ручным и вскоре засыпал. Вот почему единорог стал символом целомудрия и духовной чистоты. Некоторые средневековые авторы предлагали способы приручить животное. Например, одна из рекомендаций гласит, что инрога можно удержать только с помощью золотой уздечки.

Согласно преданиям, главными врагами мифического существа всегда были слон и лев. Слона инрог способен победить, распоров ему живот своим рогом. В схватке со львом лошадь проигрывает. Хитрый лев, убегая от единорога, неожиданно сворачивает возле дерева. Лошадь упирается рогом в ствол и застревает, что позволяет противнику учинить над ним расправу.

Не забыли волшебную лошадь и современные авторы. Они не задаются вопросом о том, существуют ли единороги на самом деле. Упоминания о инроге можно встретить в серии книг о Гарри Поттере.

Они существуют!

Вероятно, единороги всё-таки существовали. Не исключено, что встретить их можно и в наши дни.

  • Прообразом мифического коня мог стать нарвал – морское животное отряда китообразных. Внешне нарвалы похожи на китов, а не на лошадей. Узнать морского обитателя можно по длинному рогу. Вполне возможно, что именно этот рог и «перекочевал» в легенды.
  • Ещё одним возможным «предком» единорога мог быть эласмотерий. Так назывался род носорогов, обитавших на территории современной Европы.
  • Животное могло появиться в результате генетических отклонений. В конце 2000-х годов в Тоскане был обнаружен самец косули. От прочих представителей вида он отличался рогом, который рос из середины лба. Вероятно, появлению легенд о единороге способствовало рождение лошади, у которой в результате генетической мутации вырос рог.
  • Создать инрога можно хирургическим путём. Однако работать хирургам придётся не с лошадью, а со жвачным животным. Их рога растут не из черепа, а из рогового нароста. Эксперименты в этой области проводились в первой половине прошлого столетия в Соединённых Штатах. В проведении опыта участвовал новорожденный телёнок, которому роговые наросты пересадили в центр лба. Эксперимент прошёл успешно: у телёнка вырос длинный рог, напоминающий тот, который обычно изображают у лошадей на средневековых гравюрах.

Существуют ли единороги на самом деле? Такой вопрос обычно задают дети взрослым. Но взрослые не всегда могут ответить правильно, отвергая вероятность существования мифических лошадей. Чудеса создаются не только природой, но и людьми.

Не только любителей фантастики уводят в неведомые дали невероятных мечтаний единороги. Существуют ли эти на самом деле? Ведь мечтами и фантазиями сыт не будешь. Даже более того, многих раздражает присутствие в информационном поле образов, бесполезных для практического применения. Зачем столько говорить о животных, которых и в природе-то нет? Идеалисты спорят с таковыми критиками, силясь доказать многоплановость нашего существования. Кто из них прав? В каких мирах (мечтах) искать единорогов? Давайте разберемся.

Для тех, кто не в курсе

Ныне распространено мнение, что единороги существуют только в сказках. А если вы их не читаете, то вот вам небольшой обзор этого волшебного существа. Представьте себе красавца-скакуна с белой гривой. Всем он хорош. Силен и грациозен. От обычного коня его отличает рог, который красуется посредине лба. Такой необычный орган считался показателем особых способностей легендарных животных. Кстати, в древних легендах и сохранившихся письменных источниках вопрос, существуют ли единороги, не рассматривается. Это там преподносится как данность. К примеру, возьмите сборник рецептов средневековых ведьм. Там часто среди ингредиентов всяких снадобий мелькает рог волшебного существа. Ему приписываются совершенно невероятные свойства. Как говорили ведьмы того давнего времени: большое счастье, когда на пути встречаются единороги. Существуют поверья, связанные с этим животным, передающиеся из уст в уста у разных народов. Большинство из них, к слову, положена в основы сюжетов произведений в жанре фэнтези.

Происхождение единорогов

Считается, что первыми о единорогах узнали индусы. Только назвали они их картазонами. Согласно дошедшей до наших времен информации, 24 века назад по просторам юга Азии бродили звери с белоснежной шкурой, лоб которых украшал великолепный рог. Они приходили на помощь людям. Индусы и до сей поры считают, что единороги существуют. Фото их вы можете видеть в данной статье. Эти животные, как считают в Индии, не любят «публичности», далеко не каждому показываются. Китайцы тоже могут похвастаться своими собственными единорогами. Они говорят, что на их родине жило несколько видов животных, подходящих под описание. Самого известного называли ки-лин. Только в отличие от известного нам мифического героя, их единорог мог быть похож на оленя с львиной головой и с чешуйчатым телом. Иной раз его представляли в виде коня. Одно объединяло всех - рог на голове! Животное наделяли невероятными качествами. По представлениям китайцев, оно является символом справедливости, честности и глубокой мудрости. Представители названных народов даже обсуждать с вами не станут вопрос, существуют ли единороги. Это им покажется святотатством.

Наша история и единороги

Еще более интересные факты можно узнать, если ознакомиться со старинными летописями Древней Руси. Оказывается, и на нашей территории они жили. Только, по древним описаниям, походили эти животные более на козлов (лишь иногда на лошадей). Если бы была возможность поговорить с древними руссами, то мы бы узнали, что единороги существуют для борьбы со злом. Они были уверены в этом. Сила их доброго и смелого волшебства заключалась в роге, который украшал лоб. На старинных артефактах можно увидеть картинки, на которых это существо ведет непримиримый бой со львом. С одной стороны, данную борьбу можно было трактовать как оспаривание власти. С другой, она представляется извечным боем сил: светлых (единорог) и темных (лев).

Информация из европейских легенд

Все, что нам известно из фантастических фильмов и романов, навеяно авторам именно скандинавским эпосом. В Европейских странах издавна задавались вопросом, существуют ли единороги и пегасы. Их старались отыскать и поймать. Пожалуй, только о философском камне говорили больше. Укротить единорога мечтали не только колдуны и ведьмы. Зачастую это было целью какого-нибудь рыцаря или искателя приключений. Ведь о его волшебных талантах знали все. При его поддержке можно было властвовать над всем миром. Если не искать прямых доказательств, а исходить только из косвенных, то представляется, что единороги существуют в наше время. Только, как и прежде, они являются не каждому.

Где искать единорогов

Подходим к главному вопросу. Где волшебное существо искать, как с ним повстречаться? Из легенд и мифов можно понять, что в мегаполисах их искать не стоит. Да и логично это. Если бы они не сторонились людей, то мы бы уж точно знали ответ на извечный вопрос, существуют ли единороги. Фото их облетели бы весь мир. Только такого же не происходит. Те фотографии, которые мы видим, являются подделкой. Пусть и очень хорошей. Но это еще не повод отказываться от поисков. С единорогом, как говорят, можно столкнуться в непроходимых лесах, не видевших веками человека. На тенистых полянах, под густыми ветвями они пасутся, пощипывая свежие листочки и травинки. Утоляют жажду чистейшей влагой первозданных родников. Наполняют легкие воздухом, который лишен «плодов и результатов человеческой деятельности». Такие уголки еще есть на Земле. Они, наверное, там от нас спрятались. Вас интересует, почему? Ответить на это очень просто.

Магические миры единорогов

Из того, что нам известно, следует, что эти существа не просто волшебны. Они честны, целомудренны, чисты. Отказать человеку в просьбе для них мучительно, почти невозможно. А с чем вы бы к нему обратились? Чего желает обычный человек? Чаще всего он мечтает о деньгах, праздности, иной раз о власти. Такие странные (если не сказать хуже) идеи не придутся по душе существу, обладающему волшебством, способным победить тьму. Скорее, такого мечтателя он причислит к разряду своих извечных врагов. Златой телец является лишь одной из сторон многогранной тьмы. А вот те, у кого в душе зреют иные планы, кто стремится к достижению благих целей, наверняка уже встречали своего единорога. И уж точно этот волшебник ведет героя по пути изменения человечества.

Как его искать?

Совет всем, кто хочет точно узнать, существуют ли единороги. Не бегайте по планете, не рыскайте по чащобам. Загляните в свою душу. Только там вы найдете ответ. Единороги не показываются тем, у кого внутри есть хоть маленькая частичка тьмы. По идее, они должны ее уничтожить, но людей отчаянно любят, памятуя, как боролись вместе со злом. От этого и прячутся. Не могут вступать в бой с потомками «лучшего друга и союзника». Избавьтесь от этой тьмы, очиститесь. И однажды единорог сам выйдет к вам навстречу, радостно кивая головой. Наверное, он скучает. В его мечтах тот человек, который ранее был его товарищем, и нынче существует. Единорог ищет его, стремится соединить усилия для очищения планеты от дьявола. Но не находит. А может, они уже встретились и готовятся к последней схватке? Пока некому нам об этом поведать.

Откуда в мифологии появились единороги? Существовали ли они когда-то реально?

Родиной единорогов была Индия в южной Азии, где приблизительно 400 лет до нашей эры водились животные с белой шерстью и острым рогом на лбу, которых называли картазонами.
В Китае (восточная Азия) насчитывалось несколько видов мифологического единорога, из них самый популярный - ки-лин. Упоминания о ки-лин относятся к середине II тыс. до нашей эры. Ки – лин имеет туловище оленя, иногда лошади, голову львиную или оленью, а тело - чешуйчатое.
Китайская мифология приписывает ки-лину только положительные качества: символизирует мудрость, справедливость и честность; приносит добрые известия; умеет отличать добро от зла. Его появление знаменует рождение или смерть мудреца.

На Руси первые описания единорога встречаются в документах XV-XVII-го века. Его описывают как существо с телом козла или коня и длинным прямым рогом на лбу. На Руси считали, что это страшный и непобедимый зверь, обладающий волшебной, божественной силой, которая заключается в роге. В русских сказаниях единорог часто изображался в борьбе со львом, которая рассматривалась не только как борьба за власть, но и как борьба тёмнных и светлых сил, борьба ночи и дня.
В Западной Европе единорога изображали как существо, похожее на лошадь. Первоначально он символизировал храбрость, благородство, мудрость, но вместе с тем гордыню, ярость.
Единороги обитали в тех местах, где еще сохранялась магия. Их редко видели. Слагались тысячи легенд об их силе и благородстве. Их рог обладал волшебными свойствами: способен был определять яды и очищать воду, лечить людей от болезней и отравлений.
Даже крошка от рога единорога стоила в десять раз дороже золота, поэтому он доставался знатным и богатым особам
Единорог как мифическое существо, символизирует целомудрие.
Представляют его обычно в виде белого коня с одним рогом, выходящим изо лба; однако, согласно эзотерическим верованиям, он имеет белое туловище, красную голову и синие глаза.


В ранних традициях единорог изображался с телом быка, в более поздних - козла и только в поздних легендах - с телом лошади. Некоторые приписывали единорогу слоновьи ноги и кабаний хвост, что послужило поводом для предположения, будто прообразом единорога был носорог. В одной из сказок братьев Гримм единорог отличается крайне агрессивным нравом, что ещё более подтверждает его сходство с носорогом.
Легенда утверждает, что он неутомим, когда его преследуют, но покорно ложится на землю, если к нему приблизится девственница. Интересно, что в греческой мифологии единорог был посвящен Артемиде, богине-девственнице. Это обстоятельство вместе с белоснежным окрасом сделали единорога символом девственности,

Который 17 лет служил лекарем при персидском дворе, вернувшись в Грецию, описал диких индийских ослов массивного сложения, имеющих один рог на лбу, а также красную голову, голубые глаза и туловище. По описанию Ктесия, всякий, кто выпьет воды или вина из рога этого животного, тот никогда не будет подвержен болезням. А поймать этих необычайно быстроногих ослов можно лишь тогда, когда те находятся вместе с детёнышами, которых не могут оставить. История Ктесия получила популярность благодаря авторитету Аристотеля, кратко упомянувшего однорогих «индийских ослов» как «непарнокопытных» в своей «Истории животных».

В европейской культуре

Немаловажную роль играл единорог в средневековых легендах и сказках; на нём ездили волшебники и волшебницы; он убивал всякого человека, который ему попадался навстречу; только девственница могла его укротить, и тогда он делался ручным, ложился на землю и засыпал. Вообще, если и удастся поймать единорога, то удержать его можно только золотой уздечкой.

Врагами единорога издавна считались слон и лев. Непременно при встрече слон вступал в борьбу и, как правило, единорог первым пропарывал слону брюхо. Лев же мог заманить единорога в ловушку: спасаясь бегством от погони, он резко сворачивал в сторону у самого ствола дерева, а единорог, не имея возможности быстро затормозить, вонзался в древесину своим рогом, после чего лев легко расправлялся с противником. В литературе с образом смерти единорога связывает притча об инороге в литературном памятнике «Повесть о Варлааме и Иоасафе ».

В сочинениях христианских писателей это легендарное существо упоминалось как символ Благовещения (см. Мистическая охота на единорога) и Боговоплощения. В средние века единорог выступал эмблемой Девы Марии , а также святых Юстина Антиохийского и Иустины Падуанской . Рог единорога воплощал силу и единство Отца и Сына, а небольшие размеры животного символизировали смирение Христа.

Для алхимиков стремительный единорог символизировал ртуть. В московском государстве единорог стал символом книжной учености, поскольку его изображение украшало фасад Печатного двора на Никольской улице. Архитектор А.Щусев поместил барельеф с тремя единорогами на восточной стене Покровского храма (1912) Марфо-Мариинской обители .

В русских азбуковниках XVI-XVII вв. единорог изображается так:

Зверь, подобен есть коню, страшен и непобедим, промеж ушию имать рог велик, тело его медяно, в роге имать всю силу. И внегда гоним, возбегнет на высоту и ввержет себя долу, без накости пребывает. Подружия себе не имать, живёт 532 лета. И егда скидает свой рог вскрай моря, и от него возрастает червь; а от того бывает зверь единорог. А старый зверь без рога бывает не силён, сиротеет и умирает.

Рог единорога (под видом которого большею частью сбывался клык нарвала , вывозимый норвежцами, датчанами и русскими поморами из полярных областей, а также рог носорога и бивень мамонта) употреблялся на разные изделия, например на скипетры и посохи, и ценился весьма дорого, особенно потому, что в виде тёртого порошка считался чудесным целительным средством при разных болезнях - от лихорадки, эпилепсии, огневой (горячка), от морового поветрия, чёрной немощи, от укушения змеи, он продлевал молодость и укреплял потенцию, а также являлся средством, предохраняющим от порчи. Процветала торговля чашечками из рога, якобы удаляющими яд из пищи, верили, что ядовитая жидкость в нём закипала. На одной европейской миниатюре XV века изображён святой Бенедикт , отбрасывающий поданный ему кусок хлеба: читатель того времени, видя рядом со святым единорога, мог понять, что хлеб был отравлен, а святой с помощью Божьей это угадал. Рог единорога якобы запотевал при приближении к отраве. В эпоху Возрождения фигурку единорога помещали над аптеками .

Покупка целого рога была под силу только очень богатым людям или обществам. Так, Елизавета I Английская приобрела рог за 10 тысяч фунтов. К 1600 году в Европе насчитывалось по крайней мере 12 цельных рогов. Бер писал, что московский царский скипетр, захваченный поляками в Смутное время «из цельной кости единорога, осыпанный яхонтами, затмевал все драгоценное в мире» . Маскевич в 1614 году сообщал, что полякам за службу выдали в Москве две или три кости единорога. Адам Жолкевский удивился, увидав, какие громадные рога единорога находились в Москве, и заметил, что цельного рога в иных государствах он никогда не видывал, а московский рог купцы оценивали в 200 000 венгерских золотых .

Хирургический метод

Однорогие животные могут быть получены и искусственно, посредством операции. Данный метод основан на анатомической особенности жвачных животных, чьи рога растут не напрямую из черепа, а из нароста роговой ткани. В 1933 году подобная операция произведена биологом У. Франклином Давом из университета штата Мэн (США). Новорождённому йоркширскому телёнку были пересажены два роговых нароста в центр лба, в результате чего у животного вырос длинный прямой рог. Повзрослевшему быку рог придал значительную уверенность, так как прямой центральный рог в виде оружия мог использоваться более эффективно. В связи с этим заслуживает внимания упоминание Плиния Старшего о схожей трансплантации в древнем мире, но с противоположным результатом: в одиннадцатой книге «Естественной истории» описан случай получения четырёх рогов из одного нароста.

Представитель мегафауны

Существует предположение, что в описании единорога отразился след вымершего животного эласмотерия - носорога степей Евразии , обитающего в ледниковый период южнее ареала шерстистого носорога ; изображения эласмотерия встречаются в пещерной росписи того времени. Эласмотерий отчасти напоминал лошадь с чрезвычайно длинным рогом во лбу. Он вымер примерно в то же время, что и остальная часть евразийской мегафауны ледникового периода . Однако, согласно шведской энциклопедии «Nordisk familjebok » и доводам популяризатора науки Вилли Лея , животное могло просуществовать достаточно долгое время, чтобы успеть попасть в легенды эвенков как огромный чёрный бык с одним рогом во лбу.

В геральдике

На золотых российских монетах изображался начиная со времен великого князя Московского Иоанна III и оканчивая правлением царя Алексея Михайловича Романова (начиная от Лжедмитрия I чеканился также на серебряных монетах). С 1562 года единорог изображается на груди двуглавого орла, наравне со Святым Георгием , таким образом в данную эпоху их семантика была равнозначимой. Символ единорога содержится на двусторонних государственных печатях царя Ивана Грозного : Большой (от 1562 года) и Малой (от 1571 года), также Больших государственных печатях царей Бориса Годунова , Лжедмитрия, Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, на печати Большого дворца времени царствования Михаила Федоровича . Печатью с единорогом скреплялись письма Ивана Грозного , носящие личный характер, например переписка с Кирилло-Белозерским монастырем ; историк Татищев считал, что единорог был на личном гербе Ивана Грозного . Единорог также изображен на спинке трона царя Ивана Грозного, на церемониальных топорах, сёдлах, оконных наличниках дворцов, на гербах российских дворянских родов Баташевых , Бонч-Бруевичей , Веригиных , Кудрявцевых , Мансуровых , Остафьевых , Романовских , Стрекаловых , Тургеневых , Шуваловых , как щитодержатель включён в гербы Болтиных , Ермоловых , Козловских , Салтыковых , Лорис-Меликовых .

Кроме того, присутствует на гербах городов: Лысьва (Россия), Сен-Ло (Франция), Лишниц (Чехия), Виштынец и Меркине (Литва), Рамош (Швейцария), Эгер (Венгрия), Швебиш-Гмюнд и Гинген-на-Бренце (Германия), изображён в гербе канадской провинции Ньюфаундленд .

Пара единорогов является щитодержателями в гербе Шотландии , по одному - в государственных гербах Великобритании и Канады .