26.10.2021

Игры развивающие. Развивающие игры для детей на логику, мышление, внимание и память Игры на логику 3 4


Игры, направленные на развитие логики у дошкольников старшей группы

Игра «Найди варианты».

Цель : развивать логическое мышление, сообразительность.

: карточки с изображением 6 кругов.

Описание: ребенку дать карточку с изображением 6 кругов, предложить закрасить их таким образом, чтобы закрашенных и незакрашенных фигур было поровну. Затем просмотреть и просчитать все варианты закрашивания. Так же можно провести соревнование: кто найдет наибольшее количество решений.

Игра «Волшебники».

Цель : развивать мышление, воображение. Игровой материал и наглядные пособия: листы с изображением геометрических фигур.

Описание: детям раздаются листы с изображением геометрических фигур. На их основе необходимо создать более сложный рисунок. Например: прямоугольник - окно, аквариум, дом; круг - мяч, снеговик, колесо, яблоко. Игру можно провести в форме соревнований: кто придумает и нарисует больше картинок, используя одну геометрическую фигуру. Победителю вручается символический приз.

Игра «Собери цветок».

Цель: развивать мышление, способность к анализу, синтезу.

карточки с изображением предметов, относящихся к одному понятию (одежда, животные, насекомые и т. д.).

Описание : каждому ребенку выдается круглая карточка - середина будущего цветка (одному - платье, второму - слон, третьему - пчела и т. д). Затем игра проводится так же, как в лото: ведущий раздает карточки с изображением различных предметов. Каждый участник должен собрать из карточек цветок, на лепестках которых изображены предметы, относящиеся к одному понятию (одежда, насекомое и т. д.).

Игра «Логические концовки».

Цель: развивать логическое мышление, воображение, способность к анализу.

Описание: детям предлагается закончить предложения:

Лимон кислый, а сахар... (сладкий).

Ты ходишь ногами, а бросаешь... (руками).

Если стол выше стула, то стул... (ниже стола).

Если два больше одного, то один... (меньше двух).

Если Саша вышла из дома раньше Сережи, то Сережа... (вышел позже Саши).

Если река глубже ручейка, то ручеек... (мельче реки).

Если сестра старше брата, то брат... (младше сестры).

Если правая рука справа, то левая... (слева).

Мальчики вырастают и становятся мужчинами, а девочки... (женщинами).

Игра «Орнамент».

Цель: развивать логическое мышление, способность к анализу.

Игровой материал и наглядные пособия: 4-5 групп геометрических фигур (треугольники, квадраты, прямоугольники и т. п.), вырезанные из цветного картона (фигуры одной группы подразделяются на подгруппы, отличающиеся цветом и размером).

Описание: предложить ребенку рассмотреть, как на игровом поле (лист картона) можно создавать орнаменты из геометрических фигур. Затем выложить орнамент (по образцу, по собственному замыслу, под диктовку), оперируя такими понятиями, как «право», «лево», «вверху», «внизу».

Игра «Полезно - вредно».

Цель: развивать мышление, воображение, умение анализировать.

Описание : рассмотреть какой-либо объект или явление, отмечая его положительные и отрицательные стороны, например: если идет дождь - это хорошо, потому что растения пьют воду и лучше растут, но если дождь идет слишком долго - это плохо, потому что корни растений могут сгнить от переизбытка влаги.

Игра «Что я загадала?».

Цель: развивать мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: 10 кругов разного цвета и размера.

Описание : разложить перед ребенком 10 кругов разного цвета и размера, предложить ребенку показать тот круг, который загадал воспитатель. Объяснить правила игры: отгадывая, можно задавать вопросы, только со словами больше или меньше. Например:

Это круг больше красного? (Да.)

Он больше синего? (Да.)

Больше желтого? (Нет.)

Это зеленый круг? (Да.)

Игра «Посади цветы».

Цель : развивать мышление.

Игровой материал и наглядные пособия : 40 карточек с изображениями цветов с разной формой лепестков, размера, цветом сердцевины.

Описание: предложить ребенку «рассадить цветы на клумбах»: на круглую клумбу все цветы с круглыми лепестками, на квадратную - цветы с желтой сердцевиной, на прямоугольную - все большие цветы.

Вопросы: какие цветы остались без клумбы? Какие могут расти на двух или трех клумбах?

Игра «Группируем по признакам».

Цель: закреплять умение употреблять обобщающие понятия, выражая их словами.

Игровой материал и наглядные пособия : карточки с изображением предметов (апельсин, морковь, помидор, яблоко, цыпленок, солнце).

Описание: разложить перед ребенком карточки с изображением разных предметов, которые можно объединить в несколько групп по какому-либо признаку. Например: апельсин, морковь, помидор, яблоко - продукты питания; апельсин, яблоко - фрукты; морковь, помидор - овощи; апельсин, помидор, яблоко, мяч, солнце - круглые; апельсин, морковь - оранжевые; солнце, цыпленок - желтые.

Игра «Вспомни быстрее».

Цель:

Описание: предложить ребенку быстро вспомнить и назвать три предмета круглой формы, три деревянных предмета, четыре домашних животных и т. п.

Игра «Все, что летает».

Цель: развивать логическое мышление.

Игровой материал и наглядные пособия : несколько картинок с различными предметами.

Описание: предложить ребенку отобрать предложенные картинки по названному признаку. Например: все круглое или все теплое, или все одушевленное, что умеет летать, и т. п.

Игра «Из чего сделано»

Цели: развивать логическое мышление; закреплять умение определять, из какого материала изготовлен предмет.

Описание : воспитатель называет какой-либо материал, а ребенок должен перечислить все то, что можно из него сделать. Например: дерево. (Из него можно сделать бумагу, доски, мебель, игрушки, посуду, карандаши.)

Игра «Что бывает...».

Цель: развивать логическое мышление.

Развивающие задания на логику у детей средней группы детского сада. Задания помогут педагогам подготовить детей к обучению в школе.

Задание 1

Разложи (соедини стрелочки) фрукты в корзинку, а овощи - на тарелку.

Задание 2

Раскрась игрушки красным цветом, одежду - жёлтым цветом, посуду - синим цветом.

Задание 3

Где чей хвост, где чей нос?

Задание 4

Посади (при помощи стрелок) петушка не на брёвнышко и не на скамейку, курочку - не на забор и не на брёвнышко, кошку - не на скамейку и не на забор.

Задание 5

Какой фигурки не хватает в каждом ряду?

Задание 6

Подбери пару каждому предмету.

Соедини линиями подходящие предметы

Задание 7

В каждой строке вместо точек нарисуй недостающие фигуры, сохранив порядок их чередования

Задание 8

Дорисуй предметы в каждом ряду так, чтобы они стали одинаковыми.

Задание 9

Выполни определённые действия

Задание 10

Сколько животных в домике слева? Сколько их живёт в домике справа? Сколько животных, и кто спрятался в двух нижних домиках?

Задание 11

Раскрась зелёным цветом картинку, на которой нет мячика; синим цветом - ту, где нет пирамидки; красным - где нет кубика; жёлтым - где есть все предметы.

Задание 12

Помоги девочкам найти свои игрушки: соедини линиями и раскрась одежду девочек и игрушек в один цвет.

Задание 13

В каждой группе есть предмет, который не подходит к остальным по какому-то признаку. Назови эти признаки.

Задание 14

Из предметов в нижнем ряду выбери тот, который надо нарисовать в пустом «окошечке»

Задание 15

На каком из четырёх рисунков герои изображены правильно?

Задание 16

У собачки и кошки синий и зелёный коврики. У кошки - не зелёный коврик, а у собачки - не синий. Раскрась коврики правильно

Задание 17

На столе голубая и розовая вазы. Тюльпаны - не в розовой вазе, а нарциссы - не в голубой. Раскрась вазы правильно

Задание 18

У Лены два шарфика: красный и жёлтый. Длинный шарфик - не жёлтого цвета, а короткий - не красного. Раскрась шарфики правильно.

Хорошие логические игры развивают внимательность и сообразительность, способность находить нестандартные решения.

  • Один из ключевых моментов для гармоничного развития ребенка - свобода выбора, отсутствие принуждения со стороны взрослого.
  • Игра должна приносить радость и желание достичь успеха: найти правильный способ решения проблемы, дать верный ответ, стать первым среди участников.
  • Детские игры для развития внимания, мышления, наблюдательности должны иметь образное выражение, сопровождаться понятными и яркими иллюстрациями.
  • Задачи и загадки для дошкольников и младших школьников состоят из простых предложений, не имеют двойного толкования и должны касаться понятных ребенку предметов, явлений и процессов.

У каждой игры свой образовательный потенциал: развивают логику, внимательность и быстроту мышления.

Лучшие виды логических игр для детей 5-10 лет

Использование игрового формата как основного метода развития логики и мышления очень эффективно, особенно для учащихся 1-5 классов. Среди множества игр, развивающих логику, память и мышление у младших школьников, рекомендуем следующие:

  • Шахматы, шашки. Эти игры давно признаны лучшими тренажерами абстрактного мышления, логики, математических и прогностических способностей. Играя в шахматы и шашки, дети учатся анализировать действия противника, продумывать варианты возможного поведения, выстраивать логические цепочки и делать самостоятельные умозаключения. Кроме того, шахматы требуют от игрока большой концентрации внимания, хорошей памяти и определенных волевых усилий, при этом активно работает образное и стратегическое мышление. Попробуйте занимательные задания на шахматном поле .
  • Нестандартные задания . Выполняя однообразные упражнения, ребенок быстро устает, теряет интерес к занятию. Чтобы поддерживать мыслительную активность на высоком уровне, детям нужно предлагать непривычные задачи. Решение заданий заставляет активнее работать мозг ребенка, быть более внимательным.
  • Олимпиадные задания для детей . Решение примеров, задач, уравнений, алгоритмов, использование системы координат, построение проекций и другие математические действия напрямую направлены на развитие логики, пространственного мышления, аналитических способностей, способствуют формированию системного мышления и интеллектуальных способностей в целом.
  • Числовые и другие математические ребусы . Их использование сделает учебный процесс более увлекательным и разнообразным. Для развития логического мышления необходимо постепенное усложнение заданий и отсутствие однотипности.
  • Логические задачи и загадки на логику . Решая задачи на логику, память и мышление, ребенок учится устанавливать логические связи, анализировать и сопоставлять данные, классифицировать предметы, выявлять их общие свойства и черты, обобщать, выполнять другие логические действия. Дети любят разгадывать загадки, и чем больше нужно думать, размышлять, тем больше азарта и удовольствия они получают. Разгадка не должна быть очевидной.
  • Задания со спичками . У детей 5-7 лет преобладает наглядно-образное мышление, поэтому им особенно нравятся задания на перемещения предметов.
  • Головоломки – популярный вид интеллектуальных игр как у детей, так и у взрослых. Есть интересные головоломки в формате логических задач, загадок и вопросов с подвохом , самостоятельных игр для развития логики и мышления (анаграммы, криптограммы, различные виды кроссвордов, скреббл, судоку и т.д.) и тренажеров (логическая рамка, кубик Рубика, логическая змейка и другие).

Благодаря хорошо развитому логическому мышлению дети успешно и быстро адаптируются в современном мире. Прежде чем совершить какое-либо действие, они могут предвидеть ход событий и не совершать необдуманных поступков. Задания на развитие логики помогают подготовить ребенка к обучению в школе.

Математические задания на развитие логики

1. В конюшне стоит 2 лошади. К ним прискакали еще 2 лошади. Сколько всего лошадей в конюшне?
2. К Маше на день рождения пришли Петя, Коля, Лена и Алина. Сколько всего детей на празднике?
3. Внимательно рассмотри картинку. Сколько детей нарисовано на детской площадке?
4. Папа купил Наташе воздушные шарики. 1 голубой, 2 зеленых, 1 желтый и 2 красных. Сколько всего шариков купили Наташе?
5. На одной полке в магазине стоит 3 куклы и 2 машинки. На второй полке – 1 кукла и 4 машинки. На какой полке игрушек больше?


6. У рыжей кошки родилось 6 котят, а у серой кошки на 2 меньше. Сколько котят у серой кошки? Сколько всего котят?
7. Мама делает салат из овощей. 1 помидор, 2 огурца, 5 редисок. Сколько всего овощей потребовалось для приготовления салата?
8. На столе разложить перед малышом вырезанные из цветного картона детали: 2 круга, 3 треугольника, 3 квадрата, 1 овал. С такими карточками можно придумывать множество логических заданий для ребенка. Попросить сделать из деталей домик и посчитать, сколько фигур участвует в создании домика. Еще один вариант игры: дать маленькому участнику определенное количество фигур и предложить именно из них составить будку для собачки.

Дидактические игры на развитие мышления и логики

Такие логические задания станут основой для подготовки рук ребенка к письму, черчению. При выполнении заданий следует комментировать каждое действие.

1. Дорисуй предмет. На листе формата А4 с одной стороны нарисовать или найти печатный вариант, какую-либо картинку, где вторая половина не нарисована. Малышу нужно взять в руки карандаш и дорисовать половину предмета, затем раскрасить. С таким заданием вполне может справиться ребенок в 5 лет. Для тех, кто младше, предлагается вариант с прорисованными пунктирными линиями, маленькому умнику нужно их соединить.


2. Раскрасить предмет правильно. Предложить раскрасить коврик, при этом обратить внимание, что у собаки – не красный коврик, а у кошки – не зеленый. Ребенок должен сообразить и верно выбрать карандаши для раскрашивания.

3. Учимся писать цифры. Распечатать материалы, где есть логические задания обвести цифры по точкам. Цифры могут быть в виде примеров: 1+1=2 и другие.

4. Найди пару. Распечатайте рисунки, где нужно искать пару предметам. Можно выбрать различные варианты: провести линию от одного к другому, объединить предметы в группы по три штуки по общим признакам. Например, рисунок с одинаковыми тарелками, но на тарелках узоры разные. Нужно объединить одинаковые тарелочки в группы.

5. Дети 4-5 лет прекрасно справляются с кроссвордами. Слова нужно загадывать знакомыми малышу терминами. Сделать тематические кроссворды, например: зима, лето, детский сад, игрушки, погода, зоопарк.

6. На рисунке изображены различные предметы, связанные по смыслу. Необходимо дорисовать недостающий элемент в пустом окошке. Например: нарисованы дом – кирпич, море – капля воды, курица – цыпленок, рыбка – пустое окошко.

7. Нарисованы разные мячи, требуется найти пару, соединяя их по общим признакам (по узору на мячиках).

8. Рассмотри картинку. Нарисованы круг, треугольник, прямоугольник и квадрат. Необходимо поменять местами фигуры. Рядом маленький логик должен нарисовать в любой другой последовательности те же фигуры.

9. На картинке три домика. Дорисуй недостающие элементы, чтобы домики стали одинаковыми.

10. Путаница. На картинках животные разделены на две части, необходимо их соединить правильно, так как животные в путанице поменялись своими хвостами.

11. Лабиринт. Найди выход из лабиринта, карандашом проведи путь для мышонка мимо мышеловок. Найди безопасный путь к сыру.

12. Чьи следы. На картинке изображены различные следы животных и птиц, ребенку предлагается соединить следы с тем животным, который их оставил на листочке.

Логические задания на развитие речи

В таких логических заданиях дети должны получить опыт в построении предложений, связанных по смыслу и в логической последовательности.


2. Упражнения «Четвертый лишний». Предложить ребенку рассмотреть картинку, на которой изображены: яблоко, банан, груша, огурец. Малыш должен объяснить, что является лишним и почему.


3. Загадки. Если малютка никогда раньше не разгадывал загадки, то сначала потребуется помощь взрослого, чтобы объяснить, как именно требуется рассуждать, чтобы определить загаданный предмет или явление. Например: круглый, вкусный, убежал от дедушки, убежал от бабушки. Если ребенку сложно угадать, даём подсказку: лисичка его съела (отгадка – колобок).


4. Составь рассказ по картинке. Придумывать рассказ по картинкам интересное логическое задание, которое очень нравятся детям. Распечатайте цветные карточки с логически связанными картинками: девочка проснулась; девочка собирается в школу; девочка выходит на улицу; девочка у доски отвечает домашнее задание.


5. Съедобное — несъедобное. В такую игру можно играть в любом месте: на улице, на прогулке, в поездке по городу, в машине, дома. Взрослый называет предмет, а малыш должен быстро ответить – съедобный он или нет. Например: мышь (нет), сыр (да), халва (да), молоко (да), чайник (нет), принтер (нет), телефон (нет), конфета (да).

В возрасте 4-5 лет дети отлично справляются с различными головоломками, умело собирают пазлы. Пазлы нужно начинать собирать с крупных деталей (на 3-5 деталей), постепенно увеличивая количество элементов. В 5 лет ребенок готов собирать 36- 45 деталей. Игра в лото способствует активному формированию логического мышления. Выбирайте тематические лото.

Видео «Развивающие логические задания для детей 4-5 лет»

В последнее время компьютерные Логические игры для ваших детей 3-4-5-6-7 лет становятся популярными среди родителей. С их помощью возможно не просто развлечься, но и снять стресс, а так же научиться справляться с поставленными задачами. Наиболее популярные онлайн игры любят все, как молодежь, как и пожилые люди. Самыми известными онлайн играми среди детей 4-5 лет считаются аналоги логичных, настольных развлечений, например Монополия или Тетрис. Результаты шведских исследований доказали, что игра – окружает нас в повседневной жизни, это что способствует ускоренному обучению ребенка. Логические игры для ваших детей учат множеству тому, что сможет пригодится во взрослой жизни. Например, правильно мыслить, запоминать, анализировать и сопоставлять факты.
Бесплатные Логические игры для детей 4-5-6 лет онлайн содержат в себе сразу несколько типов: приключения, стратегии и логику. Попробовать себя в такой логической игре можно не только атаковав, но и расти интеллектуально, разрабатывая схемы стратегий и бдительность.
Развивающие логические игры для ваших детей не только помогают передохнуть ребенку, они направляют мышление малыша, развивая в нем способности дедукции, для решения головоломок. Есть разные способы головоломок, одни развивают мышление ребенка, учат принимать решение, другие преподаются в школе на уроке, например математика. Лучший метод развития своего малыша, это поиграть с ним в логическую игру.