20.04.2019

Интерьер в стиле хай тек — лучшие идеи и фото комнат. Дизайн интерьера в стиле хай-тек - основные принципы, особенности и применение в зависимости от помещения


Стиль «хай-тек» сложился в архитектуре и дизайне в 1970-х гг. Ши­рокое распространение получил уже в 1980-е годы, хотя его основы, как считают некоторые искусствоведы, были заложены еще в XIX в. Джозефом Пакстоном (Хрустальный дворец) и Гюставом Эйфелем (Эй­фелева башня).

Хай-тек представлял собой своеобразное отражение всех достижений науки и техники XX в. Его основоположниками были в основном англичане - Норман Фостер, Николас Гримшоу, Джеймс Стирлинг и итальянец Ренцо Пиано. Большой вклад в становление и развитие концепций хай-тека внесла группа «Аркигрэм», которая применяла идеи поп-арта и научной фантастики 1960-х гг в архитектурных сооружениях. Также важное значение имели работы Б. Фуллера (геодезические купола), О. Фрея (разработка кинетических структур) и Я. Чернихова (здания со стержневыми несущими стальными конструкциями и элементами инженерных систем и оборудования).

Особенности стиля Хай-тек

Чарльз Дженкс относил хай-тек к позднему со всеми присущими ему чертами: прагматизмом, сложной простотой, технологичностью, гиперболой, монументальностью. Для данного стиля были характерны использование простых линий и фигур, частое обращение к элементам и кубизма, прагматизм в планировании пространства, широкое применение стекла, трубчатых металлических конструкций, лестниц, выведенных за пределы здания, децентрированное освеще­ние. Цветовая гамма представлена в основном белым, серебристым и металлическими цветами.

Штаб-квартира «Фуджи-ТВ» в Токио. Архитектор – К Танге. Строительство 25-этажного здания странного футуристического вида продолжалось в течение трех лет. Самая примечательная часть сооружения металлический шар диаметром 52 метра весом около 1200 т. Шар собрали на земле и подняли на высоту 125 м. Сфера служит смотровой площадкой, откуда открывается живописный вид на Токийский залив.

Архитекто­ры хай-тека часто включали элемен­ты инженерного оборудования, такие как воздуховоды, вентиляционные шахты и трубопроводы в композицию сооружения. Использовались и комбинированные системы из жест­ких и тросовых элементов.

Примером сооружения в стило хай-тек было здание Конгресс холла в Берлине архитекторов Р. Шуллер и У. Шуллер-Витте. Благодаря алюминиевым наружным стенам устройству в них светопроемов это здание напоминало корабль. Продольные фермы – диафрагмы были увеличены по высоте и сечениям элементов. Перед зданием была установлена скульптура в виде соединения алюминиевых «колбас» подчеркивавшая геометрию сооружения.

Еще одной работой в стиле хай-тек можно назвать здание банка в Мюнхене, построенное в 1982 г. архитекторами В. и Б. Бетц. При его возведении применялись остержневые элементы закрытого сечении с целью подчеркнуть «техничность» проекта. Вертикальные не­сущие трубы большого сечения были вынесены на всеобщее обозрение.

Пожалуй, наиболее ярким и зна­чимым творением в стиле хай тек был построенный в 1972 – 1979 гг. по проекту архитекторов Ренцо Пиано и Ричарда Роджерса Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помниду на площади Бобур Париже.

Изначально проект подвергся жесткой критике, но к 1990-м годам, возмущение улеглось, и Центр Жор­жа Помпиду наряду с Эйфилевой башней стал одним из символов города.

При проектировании Центра архитекторы использовали принцип создания свободного пространства . Здание имело 50 м в ширину. Каждый его наземный этаж был перекрыт стальной фермой, которая опиралась на наружные решетчатые опоры. Для демонс­трации картин и книг был устроен пятидесятиметровый пролет, из-за чего половину объема здание заняли межферменные пространства. Вит­ражные наружные стены не соответствовали требованиям организации экспозиции, поэтому за ними надо было устанавливать дополнительные глухие стенки. Сооружение хотя и имело строгий прямоугольный объем, но его силуэт был нечеток. Нечет­кости добавляли еще и избыточное число продольных крестовых связей и вынесенные на фасад разноцветные трубопроводы внутренних инженерных систем. Картину довершала размещенная вдоль главного фасада прозрачная пластмассовая труба, в которой нахо­дился эскалатор. Изначально эскала­тор предполагалось использовать для перемещения по этажам, но сегодня он служит для обзора бесчисленных достопримечательностей Парижа.

Из-за вынесенных на фасад всех конс­труктивных, инженерных и транспор­тных систем создавалось ощущение, что здание вывернуто наизнанку.

Первые сооружения в стиле хай-тек появились в Англии лишь в 1980-1990-х гг. (здание компании Ллойда, 1986 г.). Это было связано с тем, что принц Чарльз поддерживал новых клас­сицистов, а не архитекторов хай-тек. Он считал, что подобные сооружения никак не вписываются в облик города.

Постепенно в развитии стиля хай-тек выделились две тенденции: усложнение внешнего облика здания техническими и технологическими эле­ментами и стремление к тектоничес­кой ясности сооружения.

Примером первой тенденции было построенное в 1986 г. архитектором Р. Роджерсом здание в лондонском Сити. Трехпролетное с металлическим каркасом сооружение имело 12 этажей с четко выделенной объемно-планировочной структурой. Центральный атриум перекрывали стальные полуциркульные арки. Ко­лонны каркаса были выполнены из круглых стальных труб, а между­этажные перекрытия устраива­лись по металлическим балкам.

Постепенно к зданию были пристро­ены многочисленные помещения для размещения коммуникаций, лифтов, лестниц и технологических балконов, все это придало зданию задуманный техничный силуэт.

Приверженцем второй тенденции развития хай-тека был английский архитектор Фостер, в 1986 г. в Гон­конге по его проекту было построено здание высотного офиса . Оно имело ствольно-мостовую конструк­тивную систему. Каждая из опор состояла из четырех колонн круглого трубчатого сечения, которые объ­единялись жесткими перемычками в полый стержень - ствол. Стволы объединялись однопролетными двух­консольными выполненными из труб чередующимися фермами высотой в два этажа. Фермы имели пролет в 38,4 м, в середине которого распола­гались стальные подвески и несущие конструкции междуэтажных перекры­тий. Подобная система обеспечила свободу планировки рабочих этажей банка в пролете свыше 38 м.

Между четырьмя парами стволов были сде­ланы три пространственных слоя без опор. Шанхай-Гонконг представлял собой три одинаковых по толщине сооружения в 28, 35 и 41 этаж с четким структурным образом, что в корне отличало его от Центра Жоржа Помпиду и здания страховой компа­нии Ллойда. Здание даже сравнивали с готовящейся к запуску космической ракетой. Подобное сравнение было неслучайным. Фостер говорил: «Мы пользовались опытом группы, которая проектировала самолет “Конкорд”, практикой военных учреждений, зани­мающихся созданием мостов, спо­собных выдержать нагрузки от тан­ков, достижениями авиастроительных фирм, особенно американских».

К концу 1990-х гг. второе направ­ление развития хай-тека полностью вытеснило первое. В 1997 г. по проекту Роджерса было построено здание Европейского суда по пра­вам человека в Страсбурге. Основ­ным стремлением архитектора стало создание величественного, но не помпезного сооружения, которое бы отражало демократическую направ­ленность организации. Симметрия в композиции здания отсутствовала. Административная часть суда располагалась на берегу водоема и повторяла очертания береговой линии. Сооружение было расчленено горизонтальным поэтажными ленточными тягами, усеченными по высоте к вертикальному объему для соединения административного корпуса с залами судебных заседаний.

Центром композиции являлись два зала судебных заседании. Они представляли собой два глухих алюминиевых цилиндра со скошен­ным верхом, обращенных друг к другу повышенными сторонами и поднятых над землей. Несмотря на сложность композиции, в здании Европейского суда четко прослежи­валась лишенная ненужных усложне­ний архитектурная форма. Холодный алюминиевый блеск облицовки сочетался с теплым красным цве­том Ч-образных связей на фасадах залов заседаний и технологических надстроек.

С 1980-х годов здания в стиле хай-тек являлись элитными сооружениями. Ч. Дженкс даже назвал их «банковскими соборами». Престижные фирмы стремились иметь офисы в подобных сооружениях.

Направления стиля Хай-тек

В стиле выделялись несколько различных направлений. Например, индустриальный хай-тек. Он основывался на использовании элементов промышленного назначения: сочленений, зклепок, металлических и стеклян­ных деталей, а также арматуры, труб и перемычек, то есть всего того, что применялось при проектировании фабрик, заводов и ТЭЦ. На всеобщее обозрение выносились коммуника­ции и перекрытия.

Другим направ­лением был геометрический хай-тек. Ему было присуще чередование простых и сложных геометрических форм. Архитекторы часто исполь­зовали базовые стержни, тросы и растяжки. Примером подобного стиля была построенная в 1981 г. архитектором Дональдом Кроном и инженером Варгоном Чапмэном трехсотметровая Сиднейская башня.

Био-Тек

Самым современным направлением считался био-хай-тек. Подражая жи­вой природе, он пытался не спорить с ней, а найти взаимопонимание. Такая архитектура гармонировала с окружающим ландшафтом, используя природные части как продолжение здания. Например, одна часть дома могла являться естественной скалой а из пола могло расти дерево, являвшееся одновременно и элементом декора и несущей конструкцией.

Однако заимствование природ­ных форм не всегда было умес­тным, т. к. при проектировании сооружений появлялись нефункциональные зоны. На сегодняш­ний день данное архитектурное направление еще до конца не сформировалось. Пока исследо­вательская составляющая преоб­ладает над практической.

Николас Гримшоу

Британский архитектор Николас Гримшоу родился 9 октября 1939 г. Учился в Эдинбургском колледже искусств, а потом в лондонской архитектурной академии. В течение 14лет работал вместе с Терри Фаррелом. Наиболее яркой работой архитектора был ботанический сад «Эдем» в графстве Корнуолл, расположившийся на рекультивированной территории карьера, где раньше добывался каолин. Идея проекта принадлежала Тиму Смиту, а его практическая реализации легла на плечи инжиниринговой компании «Энтони Хант и партнеры».

Купола выполнены из сотен шестиугольников и несколь­ких пятиугольников, каждый из которых изготовлялся из прочного светопроницаемого пластика. В оранжереях были воссозданы определенные природные комплексы: в пер­вой - тропический климат, во второй - средиземноморс­кий. После двух с половиной лет строительства в 2001 г. сад распахнул свои двери для посетителей.

Среди основных работ Н. Гримшоу необходимо отметить международный железнодорожный вокзал Ватерлоо в Лондоне (1993 г.), Национальный космический центр Великобритании в Лестере (2001 г.) и мост Хеермы. в Амстердаме (2001 г.). Архитектор также проектировал для Мельбурна, Парижа, Ливерпуля, Берлина и др.

Башня Мэри-экс

Башня Мэри-Экс была построе­на в 2004 г. в Лондоне по проекту архитектора Нормана Фостера на месте Балтийской биржи, поврежденной в результате теракта 1992 г. Ирландской республиканс­кой армией. В ней расположилась штаб-квартира компании Swiss Reinsurance. Фостер стремился по максимуму использовать природ­ные ресурсы, поэтому на обслужи­вание его 40-этажного здания ухо­дило вдвое меньше электроэнер­гии. Это был первый экологический небоскреб. Его конструкция пред­ставляла собой сетчатую оболочку с центральным опорным основанием. Нижние этажи были доступны для всех посетителей, а верхние - отданы ресторанам.

За зеленоватый оттенок стекла и характерную фор­му небоскреб был прозван «огур­цом». Возведение здания обошлось в 400 млн долларов. В 2003 г. проект удостоился ежегодной пре­мии Emporis Skyscraper Award, а в 2004 г. - премии Джеймса Стир­линга. В 2007 г. компания Swiss Reinsurance продала небоскреб за 1,18 млрд долларов немецкой IVG Immobilien и инвестиционной фирме Evans Randall, оставшись его глав­ным арендатором. ().

Хай-тек в интерьере - ультрасовременный стиль для городских жителей

Направление Hi-Tech возникло в архитектуре и дизайне в последние десятилетия XX века, название его переводится с английского как "высокие технологии".



Применение и основа стиля

Изначально стиль применялся в городской архитектуре, подчеркивая холодную красоту промышленных зданий. В оформление домашних и офисных интерьеров он перенес характерные черты урбанистического дизайна. К примеру, выставление на всеобщее обозрение воздуховодов, труб, соединительной арматуры.

Многим дизайн квартиры в стиле хай тек кажется излишне строгим, сухим, даже безжизненным. Но именно на основе этого строгого направления удается создавать оригинальные и уютные интерьеры .

Дизайн в стиле хай тек - это минимализм, эргономичность, актуальные строительные материалы и передовые технологии, свет и пространство.

Отличительные черты - отсутствие декора и господство функциональности. Хай тек в интерьере квартиры делает основной акцент на форму и фактуру архитектурных деталей, предметов, оставляя на втором плане цветовую гамму и рисунок. Из материалов он дает возможность свободно экспериментировать с сочетаниями стекла, металла и пластика.





Оформление стен в хай-тек интерьерах

Помещения в этом стиле - просторны, без каких-либо орнаментов и прочих декоративных деталей на стенах.

Белый цвет обычно доминирует, но иногда базовым фоном служит черный или серый.

Как дополнения выступают нейтральные и бледные оттенки:

  • кремовый,
  • золотисто-желтый,
  • светлый кофейный и др.

На стенах hi tech дизайн интерьера не признает никаких украшений, кроме, может быть, черно-белых фото в винтажной металлической рамке либо современной рисованной абстракции.









Потолки

Чтобы воплотить стиль хай тек в интерьере, особое внимание уделяют обустройству потолков. Они должны быть

  • строгой геометрической формы,
  • в несколько уровней,
  • с подготовленными местами для скрытой подсветки и монтажа галогенных светильников.

С этой задачей отлично справляется послушный в работе и прочный в эксплуатации гипсокартон.









Зеркала и отражения

В оформлении дизайна в стиле hi tech довольно активно используют зеркальные и отражающие поверхности. Они рассеивают свет и визуально увеличивают пространство дома. Можно декорировать зеркалами и глянцем не только вертикальные плоскости, но и, например, потолок.









Это важная часть интерьера, выдержанного в стиле хай-тек. Монтируются многочисленные встроенные светильники или комбинации встроенных и подвесных галогенных ламп.

Главное условие - простота и легкость.

Отсутствие декора компенсируется своеобразием материалов, игрой света, блеском металлических поверхностей. Прекрасно подходят интерьеру дома хай тек плафоны из молочного или цветного матового стекла незамысловатых форм в сочетание с такой же посудой и вазами.









Тоже отличается от привычного. Гардины, тюль и наш стиль - несовместимы.

В основном устанавливают жалюзи: горизонтальные или вертикальные.

А тканевые шторы если и добавляют, то только однотонные и простые по фактуре и фасону.

Может, кому-то такое оформление покажется слишком сухим и больше напоминающим офис. Но в этом и заключается очарование дизайна интерьера в стиле хай тек. Простота, функциональность и никаких излишеств.









Следует подобрать однотонное, а цветовая гамма должна быть выдержана в спокойных тонах. Подойдут современные плитка и керамогранит.

А вот ковер с традиционным классическим узором будет смотреться неуместно. Реализуя стиль хай тек в интерьере квартиры, лучше остановить выбор на однотонных коврах или ковровых покрытиях. Особенно эффектны модели с большим ворсом, имитации меха или натуральная шкура животного.









Двери

Должны быть раздвижными, из современных материалов и со стеклянной вставкой. Для вставки лучше всего подойдет тонированное стекло. Раздвижные двери и перегородки - удобны и функциональны.

Они позволяют экономить пространство, визуально увеличивают его и даже дают возможность трансформировать. В дизайне квартиры хай тек их часто используют в качестве мобильной перегородки между гостиной и кухней: при желании два помещения мгновенно превращается в единое целое.











Мебель

Меблировка квартир в стиле hi tech в интерьере - это сочетание правильной геометрии форм с однотонностью цветовой гаммы.

  • Она должна быть максимально функциональной и удобной.
  • Поверхности доминируют ровные и гладкие.
  • Роль украшений исполняют блестящие, серебристые или металлические элементы фурнитуры.

Распространенное решение, когда мягкая мебель контрастного красного или синего цвета создает в помещении эффект яркого пятна. При этом подобный акцент может носить лишь один предмет обстановки.

В дизайне интерьера хай тек отсутствуют всем привычные шкафы и стенки. Зато в обстановке очень пригодится мебельная модульная система, которая может легко трансформироваться по желанию владельцев, а также встраиваемые системы хранения.

Украсит дизайн в стиле хай-тек поможет интерьерный аквариум с экзотическими обитателями или электрокамин. А современная телевизионная или акустическая система, персональный компьютер и другая оргтехника впишется в обстановку совершенно органично.





Дизайн дома в стиле хай тек: резюмируем основные черты

В организации пространства прослеживается простая и четкая геометрия. Такой же принцип действует при подборе предметов интерьера.

  • Раздвижные перегородки помогают трансформировать внутренний объем, объединяя и разграничивая функциональные зоны.
  • В отделке преобладают стекло, пластик, металл, бетон, характерные больше для промышленных зданий.
  • Голые кирпичные или бетонные стены, части арматуры абсолютно уместны в дизайне комнаты в стиле хай тек.
  • В конструкции лестниц, книжных полок, столиков приветствуются металлические профили в виде трубок с квадратным или круглым сечением.
  • Мебель нужна мобильная, встроенная, часто - того же цветового оттенка, что и окружающие стены. Хромированные и стеклянные вставки поддержат общее оформление.
  • Источники света стоит использовать в изобилии: на потолке, на стенах, в полу. Их задача - наполнять помещение светом, создавая в интерьере ощущение легкости и простора. Встраиваемая подсветка может присутствовать и в мебели.











Для кого стиль хай-тек в интерьере?

Стиль hi tech в дизайне квартир и домов - чаще всего выбор современных городских жителей, которые комфортно чувствуют себя в сдержанном, минималистичном окружении с преобладанием нейтральных оттенков, четких форм, стекла и хрома.

Смотрите еще более 1 700 фото дизайна квартир и 1 500 фото дизайна интерьера домов в различных стилях - в том числе и хай-тек.

Истоки

Для становления концепций хай-тека очень важна деятельность группы «Аркигрэм », перенёсшей идеи поп-арта и научной фантастики 1960-х гг. в архитектуру. Также важны с технологической стороны работы Б. Фуллера (геодезические купола ; с конца 1960-х по 1983 год он сотрудничал с Н. Фостером), О. Фрея, разрабатывавших кинетические структуры.

Хай-тек, согласно классификации Ч. Дженкса , относится к позднему модернизму , то есть его характеризуют прагматизм , представление об архитекторе как элитном профессионале , обеспечение архитектурой обслуживания, сложная простота, скульптурная форма, гипербола , технологичность, структура и конструкция как орнамент , анти-историчность, монументальность . Практически все архитектурные критики вслед за Дженксом архитекторов хай-тек называют новым поколением модернистов, так как, несмотря на иронию 1970-х, они не порывают с традициями европейской архитектуры, они не спорят с Витрувием : их произведения очень функциональны, удобны, и в них есть своя красота. Но если хай-тек - пик модернизма, даже шире - пик идеи «современности» в архитектуре, в таком случае хай-тек можно считать поэтичным завершением целой эпохи.

Ранний хай-тек

Одним из первых важных осуществлённых сооружений хай-тека принято считать Центр Помпиду в Париже (), построенный Ричардом Роджерсом и Ренцо Пиано. Поначалу проект был встречен в штыки, но к 1990-м годам споры утихли, и Центр стал одной из признанных достопримечательностей Парижа (как некогда Эйфелева башня).

В Англии реальные хай-тек здания появились позже. Первые лондонские сооружения в стиле хай-тек были построены только лишь в 1980-1990-х годах (здание компании Ллойдз, 1986). В какой-то мере медленная реализация современных проектов в духе хай-тека в Англии была связана с политикой принца Чарльза , развернувшего тогда активную деятельность в рамках архитектурного конкурса на реконструкцию Paternoster Square (1988). Принимая участие в архитектурных дебатах, принц выступил в поддержку новых классицистов и против архитекторов хай-тек, называя их постройки уродующими лицо Лондона. Ч. Дженкс призывает «королей оставить архитектуру архитекторам», даже высказывается мнение, что начинается новая волна монархизма с диктатурой принца в архитектуре .

Современный хай-тек

Хай-тек уже с 1980-х гг. выражал престижность (все здания хай-тек очень дорогие), Ч. Дженкс называет их «банковскими соборами», можно даже говорить о том, что современный хай-тек формирует имидж крупнейших коммерческих фирм. В Лондоне архитектурные дебаты вокруг хай-тека утихли, а наиболее яркие его представители признаны и пользуются уважением (Норману Фостеру присуждено звание рыцаря).

Начиная с 1990-х гг. развивается био-тек и эко-тек - стили, в противоположность хай-теку, пытающиеся соединиться с природой, не спорить с ней, но войти в диалог (особенно это заметно в работах архитекторов родины хай-тека - Англии и итальянца Р. Пиано).

Основные черты

  • Использование высоких технологий в проектировании, строительстве и инженерии зданий и сооружений.
  • Использование прямых линий и форм.
  • Широкое применение стекла , пластика , металла .
  • Использование функциональных элементов: лифты, лестницы, системы вентиляции и другие, вынесенных наружу здания.
  • Децентрированное освещение, создающее эффект просторного, хорошо освещённого помещения.
  • Широкое использование серебристо-металлического цвета.
  • Высокий прагматизм в планировании пространства.
  • Частое обращение к элементам конструктивизма и кубизма (в противоположность био-теку).
  • В виде исключения жертвование функционалом в угоду дизайну.

Примечания

Литература

  • Иконников А. В. Зарубежная архитектура: от «новой архитектуры» до постмодернизма. М., 1982.
  • Рябушин А. В., Шукурова А. Н. Творческие противоречия в новейшей архитектуре Запада. М., 1986.
  • Modern British architecture since 1945. London, 1984.

Ссылки