23.09.2019

История прибалтийских государств кратко. Страны балтии


В состав стран Прибалтики (Балтии) входят три бывшие советские республики, не вошедшие в состав СНГ, - Эстония Латвия и Литва. Все они являются унитарными республиками. В 2004 году все три страны 11рибалтики вошли в состав НАТО и Европейского союза.
Страны Прибалтики
Таблица 38

Особенностью географического положения прибалтийских стран является наличие выхода к Балтийскому морю и соседское положение с Российской Федерацией. На юге страны Прибалтики граничат с Белоруссией (Латвия и Литва) и с Польшей (Литва). Страны региона имеют очень важное политико-географическое положение и выгодное экономикогеографическое положение.
Страны региона очень бедны минеральными ресурсами. Среди топливных ресурсов повсеместно присутствует торф. Самой «богатой» среди прибалтийских стран является Эстония, обладающая запасами горючих сланцев (Кохтла-Ярве) и фосфоритов (Маарду). Запасами известняков выделяется Латвия (Броцены). Знамениты источники минеральных вод: в Латвии Балдоне и Валмиера, в Литве - Друскининкай, Бирштонас и Пабирже. в Эстонии - Хяэдемээсте. Главное богатство Прибалтики рыбные и рекреационные ресурсы.
По численности населения страны Прибалтики относятся к малым странам Европы (см. таблицу 38). Размещается население относительно равномерно, и лишь на побережье плотность населения несколько увеличивается.
Во всех странах региона господствует современный тип воспроизводства, причём везде смертность превышает рождаемость. Особенно велика естественная убыль населения в Латвии (-5 %о) и в Эстонии (-4 %о).
В половом составе, как и в большинстве стран Европы, преобладает женское население. По возрастному составу населения страны Прибалтики можно отнести к «стареющим нациям»: в Эстонии и Латвии доля пенсионеров превышает долю детей и только в Литве эти показатели равны между собой.
Все страны Прибалтики имеют многонациональный состав населения, причём только в Литве литовцы составляют абсолютное большинство населения - 82%, тогда как в Латвии на долю латышей приходится только 55% населения республики. Кроме коренных народов, в Прибалтике проживает много, так называемого, русскоязычного населения: русских, украинцев, белорусов, а в Литве - поляков. Наиболее велика доля русских в Латвии (30%) и в Эстонии (28%), однако именно в этих странах наиболее остро стоит проблема соблюдения прав русскоязычного населения.
Эстонцы и латыши по вероисповеданию относятся к протестантам, а литовцы и поляки являются католиками. Большинство верующего русскоязычного населения относит себя к православным.
Для Прибалтики характерен высокий уровень урбанизации: от 67% в Литве до 72% - в Эстонии, однако городов-миллионеров нет. Крупнейшим городом в каждой республике является её столица. Среди других городов следует отметить в Эстонии - Тарту, в Латвии - Даугавпилс, Юрмалу и Лиепаю, в Литве - Каунас, Клайпеду и Шяуляй.
Структура занятости населения стран Прибалтики
Таблица 39

Страны Прибалтики обеспечены высококвалифицированными трудовыми ресурсами. Большая часть населения стран региона занята в непроизводственной сфере (см. таблицу 39).
Во всех странах Прибалтики преобладает эмиграция населения: русскоязычное население выезжает в Россию, эстонцы - в Финляндию, латыши и литовцы - в Германию и в США.
После распада СССР существенно изменились структура хозяйства и специализация стран Прибалтики: преобладание обрабатывающей промышленности сменилось преобладанием сферы услуг, а некоторые отрасли точного и транспортного машиностроения, лёгкой промышленности, на которых специализировались прибалтийские страны, практически исчезли. В то же время возросло значение сельского хозяйства и пищевой промышленности.
Второстепенное значение в регионе имеют электроэнергетика (причём 83% электроэнергии Литвы даёт крупнейшая в Европе Игналинская
АЭС), чёрная металлургия, представленная единственным центром передельной металлургии в Лиепае (Латвия).
К отраслям промышленной специализации современной Балтии можно отнести: Точное машиностроение, особенно электротехническая промышленность - производство радиоаппаратуры в Эстонии (Таллин), в Латвии (Рига) и в Литве (Каунас), телевизоров (Шяуляй) и холодильников (Вильнюс) в Литве; станкостроение в Литве (Вильнюс) и судоремонт в Латвии (Рига) и Литве (Клайпеда). Развитое в советское время в Латвии транспортное машиностроение (производство электропоездов и микроавтобусов) практически перестало существовать; Химическую промышленность: производство минеральных удобрений (Маарду и Кохтла-Ярве в Эстонии, Вентспилс в Латвии и Ионава в Литве), производство химических волокон (Даугавпилс в Латвии и Вильнюс в Литве), парфюмерную промышленность (Рига в Латвии) и бытовую химию (Таллин в Эстонии и Даугавпилс в Латвии); Лесную промышленность, особенно мебельную и целлюлозно- бумажную (Таллин, Тарту и Нарва в Эстонии, Рига и Юрмала в Латвии, Вильнюс и Клайпеда в Литве); Лёгкую промышленность: текстильную (Таллин и Нарва в Эстонии, Рига в Латвии, Каунас и Паневежис в Литве), швейную (Таллин и Рига), трикотажную (Таллин, Рига, Вильнюс) и обувную промышленность (Вильнюс и Шячуляй в Литве); Пищевую промышленность, в которой особую роль играет молочная и рыбная (Таллин, Тарту, Пярну, Рига, Лиепая, Клайпеда, Вильнюс).
Для стран Прибалтики характерно развитие интенсивного сельского хозяйства с преобладанием животноводства, где ведущую роль играет молочное скотоводство и свиноводство. Почти половину посевных площадей занимают кормовые культуры. Повсеместно выращивается рожь, ячмень, картофель, овощи, лён, в Латвии и Литве - сахарная свёкла. По объёму сельскохозяйственного производства среди стран Балтии выделяется Литва.
Для прибалтийских стран характерен высокий уровень развития транспортной системы: где особо выделяются автомобильный, железнодорожный, трубопроводный и морской виды транспорта. Крупнейшими морскими портами региона являются Таллин и Пярну - в Эстонии; Рига, Вентспилс (нефтеналивной), Лиепая - в Латвии и Клайпеда - в Литве. Эстония имеет паромное сообщение с Финляндией (Таллин - Хельсинки), а Литва - с Германией (Клайпеда - Мукран).
Среди отраслей непроизводственной сферы особое значение имеет рекреационное хозяйство. Основными туристическими и рекреационными центрами Прибалтики являются Таллин, Тарту и Пярну - в Эстонии;
Рига, Юрмала, Тукумс и Балдоне - в Латвии; Вильнюс, Каунас, Паланга, Тракай, Друскининкай и Бирштонас - в Литве.
Основными внешнеэкономическими партнёрами прибалтийских государств являются страны Западной Европы (особенно Финляндия, Швеция и Германия), а также Россия, причём отчётливо наблюдается переориентация внешней торговли на страны Запада.
Страны Прибалтики экспортируют приборы, радио- и электротехнику, средства связи, парфюмерию, продукцию бытовой химии, лесной, лёгкой, молочной и рыбной промышленности.
В импорте преобладает топливо (нефть, газ, уголь), промышленное сырьё (чёрные и цветные металлы, апатиты, хлопок),"транспортные средства, товары потребления.
Вопросы и задания Дайте экономико-географическую характеристику Прибалтики. Назовите факторы, определяющие специализацию хозяйства стран Прибалтики. Охарактеризуйте проблемы развития региона. Дайте экономико-географическую характеристику Эстонии. Дайте экономико-географическую характеристику Латвии. Дайте экономико-географическую характеристику Литвы.

При всей внешней схожести стран Балтии в политическом, социальном и культурном отношении, между ними существует немало исторически обусловленных различий.

Литовцы и латыши говорят на языках особой Балтийской (летто-литовской) группы Индоевропейской языковой семьи. Эстонский язык принадлежит к финской группе Уральской (финно-угорской) семьи. Ближайшими родственниками эстонцев, с точки зрения происхождения и языка являются финны, карелы, коми, мордва, марийцы.

Литовцы единственный из прибалтийских народов, который имел в прошлом опыт не только создания собственного государства, но и строительства великой державы. Расцвет Великого княжества Литовского пришелся на XIV-XV века, когда его владения простирались от Балтийского до Черного моря и включали в себя основную часть современных белорусских и украинских земель, а также некоторые западнорусские территории. Древнерусский язык (или, как полагают некоторые исследователи, сложившийся на его основе белорусско-украинский) долгое время был в княжестве государственным. Резиденцией великих литовских князей в XIV-XV вв. часто служил расположенный среди озер город Тракай, затем роль столицы окончательно закрепилась за Вильнюсом. В XVI столетии Литва и Польша заключили между собой унию, образовав единое государство – Речь Посполитую («республику»).

В новом государстве польский элемент оказался более сильным, чем литовский. Уступая Литве по размерам своих владений, Польша была более развитой и многонаселенной страной. В отличие от литовских, польские правители имели полученный от Папы Римского королевский титул. Знать Великого княжества перенимала язык и обычаи польской шляхты, сливалась с нею. Литовский язык остался в основном языком крестьян. Кроме того, литовские земли, особенно район Вильнюса в значительной степени подверглись польской колонизации.

После разделов Речи Посполитой территория Литвы в конце XVIII века оказались в составе Российской империи. Население этих земель в данный период не отделяло свою судьбу от западных соседей и участвовало во всех польских восстаниях. После одного из них в 1832 году царским правительством был закрыт Вильнюсский университет (основан в 1579 году, был старейшим в Российской империи, вновь его откроют только в 1919 году).

Земли Латвии и Эстонии в Средние века были объектом экспансии и колонизации со стороны скандинавов и немцев. Побережье Эстонии одно время принадлежало Дании. В устье реки Даугавы (Западной Двины) и других районах латвийского побережья на рубеже XIII века обосновались немецкие рыцарские ордена – Тевтонский орден и орден Меченосцев. В 1237 году они объединились в Ливонский орден, господствовавший на большей части латышских и эстонских земель до середины XVI века. В этот период шла немецкая колонизация региона, образовалось немецкое дворянство. Население городов также в основном состояло из немецких купцов и ремесленников. Многие из этих городов, включая Ригу, входили в Ганзейский союз.

В Ливонской войне 1556-1583 годов орден был разгромлен при активном участии России, которой, однако, в ходе дальнейших военных действий не удалось в тот период закрепить за собой эти земли. Владения ордена были разделены между Швецией и Речью Посполитой. В дальнейшем Швеция, превратившись в великую европейскую державу, смогла потеснить Польшу.

Петр I отвоевал Эстляндию и Лифляндию у Швеции и включил их в состав России по итогам Северной войны. Местное немецкое дворянство, недовольное проводимой шведами политикой «редукции» (конфискацией имений в государственную собственность) в большинстве своем охотно присягнуло на верность и перешло на службу к русскому государю.

В условиях противоборства Швеции, Польши и России в Прибалтике, фактически независимый статус приобрело Великое герцогство Курляндское, занимавшее западную и южную часть современной Латвии (Курземе). В середине – второй половине XVII столетия (при герцоге Якобе) оно пережило свой расцвет, превратившись, в частности, в крупную морскую державу. Герцогство в тот период приобрело даже собственные заморские колонии – остров Тобаго в Карибском море и остров Святого Андрея в устье реки Гамбия на африканском континенте. В первой трети XVIII века правительницей Курляндии стала племянница Петра I Анна Иоанновна, получившая затем и российский престол. Вхождение Курляндии в состав Российской империи было официально оформлено в конце XVIII века после разделов Речи Посполитой. История Курляндского герцогства иногда рассматривается как один из корней латвийской государственности. Однако в период своего существования герцогство считалось немецким государством.

Немцы в прибалтийских землях составляли не только основу дворянства, но и большинство жителей городов. Латышское и эстонское население почти исключительно было крестьянским. Ситуация стала меняться в середине XIX века с развитием промышленности в Лифляндии и Эстляндии, в частности с превращением Риги в один из крупнейших промышленных центров империи.

На рубеже XIX-XX веков в Прибалтике формируются национальные движения, выдвигающие лозунг самоопределения. В условиях первой мировой войны и начавшейся в России революции создались возможности для его практической реализации. Попытки провозглашения советской власти в Прибалтике были подавлены как внутренними, так и внешними силами, хотя социалистическое движение в этом регионе было весьма мощным. Поддержавшие Советскую власть части латышских стрелков (были сформированы царским правительством для борьбы с немцами) сыграли очень важную роль в годы Гражданской войны.

По итогам событий 1918-20 гг. была провозглашена независимость трех балтийских государств, тогда же впервые в общих чертах оформилась современная конфигурация их границ (однако Вильнюс – первоначальная столица Литвы и прилегающая к нему область в 1920 г. оказались захвачены Польшей). В 1920-30-х годах в Балтийских республиках утвердились диктаторские политические режимы авторитарного типа. Социально-экономическое положение трех новых государств было нестабильным, что приводило, в частности к значительной трудовой миграции в страны Запада.

Статья рассказывает о государствах, которые входят в состав стран Балтии. Материал содержит данные относительно географического положения стран, их экономики и этнического состава. Формирует представление о торгово-экономических взаимоотношениях балтийских государств с соседними странами.

Список стран Балтии

К списку стран Балтии относятся:

  • Литва,
  • Латвия,
  • Эстония.

Три суверенных государства были образованы в 1990 году после распада СССР. Страны имеют достаточно небольшие по площади и численности населения объемы. Государствами Балтии практически сразу же после провозглашения суверенитета был взят курс на интеграцию в общеевропейское экономическое, политическое и культурное пространство. Сегодня страны являются членами ЕС и НАТО.

Географическое положение Балтии

Территориально страны Балтии локализуются в юго-восточной части побережья Балтийского моря. Они размещены на границе Восточно-Европейской равнины и Польской низменности. На западных рубежах страны этого региона соседствуют с Польшей, на юге - с Беларусью, на востоке - с Россией.

Рис. 1. Страны Балтии на карте.

В целом географическое положение стран Балтии довольно выгодное. Они обеспечены выходом к Балтийскому морю. Балтийское море всегда обладало важной ролью в международных связях стран Европы.

ТОП-3 статьи которые читают вместе с этой

Земля Балтии бедна полезными ископаемыми. Значительными являются только запасы горючих сланцев, которые находятся в Эстонии. Залежи нефти и газа имеют местное значение.

Рис. 2. Добыча горючих сланцев в Эстонии.

Основные соседи стран Балтии - экономически развитые державы с постоянной экономикой и миролюбивой политикой. Швеция и Финляндия уже достаточно длительный период времени занимают на международной арене позицию нейтралитета и взаимовыгодного сотрудничества.

Народы стран Балтии

Демографическая ситуация в этих государствах довольно далека от благоприятной. Отмечается процесс естественного оттока населения. Кроме этого уровень смертности превышает показатели рождаемости. Результатом этого является сокращение численности населения всех трех стран.

Средний показатель плотности населения балтийских стран существенно ниже в сравнении с прочими европейскими государствами.

Размещено население во всех странах также достаточно неравномерно.

Наиболее густо заселены побережья и территории вокруг столиц. Везде высок уровень урбанизации, который доходит до цифры близкой к 70 %.

По показателям численности по населения лидируют столицы Балтии:

  • Рига;
  • Вильнюс;
  • Таллин.

Рис. 3. Старая Рига.

В национальном составе преобладающими являются исконные этносы. В Литве процент коренного населения составляет свыше 80%, в Эстонии — почти 70 %, в Латвии — более половины (60 %).

Когда упоминают страны Прибалтики, то прежде всего имеют в виду Латвию со столицей в Риге, Литву со столицей в Вильнюсе и Эстонию со столицей в Таллине.

То есть постсоветские государственные образования, находящиеся на восточном побережье Балтики. Многие другие государства (Россия, Польша, Германия, Дания, Швеция, Финляндия) также имеют выход в Балтийское море, но они в состав стран Прибалтики не включаются.

Но иногда к данному региону относится Калининградская область Российской Федерации. Почти сразу экономика республик Прибалтики демонстрировала бурный рост.

К примеру, ВВП (по ППС) на душу населения с 1993 по 2008 год там вырос в 3,6 раза, достигнув в Латвии $18 тыс., в Литве $19,5 тыс., а в Эстонии вообще $22 тыс. В то время как в России он вырос только в 2 раза и составил $21,6 тыс. На этом основании правящие элиты Прибалтики, подражая Японии и Южной Корее, с гордостью начали именовать себя Прибалтийскими экономическими тиграми. Мол, дайте срок, всего-то еще несколько лет и тогда мы всем покажем, кто кого кормил в Советском Союзе.

С тех пор прошло целых семь лет, но чуда почему-то не случилось. Да и откуда ему там было взяться, если вся экономика этих республика продолжала существовать исключительно на российском товарно-сырьевом транзите? Все помнят возмущение поляков по поводу ставших ненужными яблок и финнов с их внезапно затоварившейся молочной отраслью. На этом фоне проблемы Литвы, поставлявшей в Россию 76,13% производимых у себя овощей и 67,89% - фруктов, казались не столь существенными. Взятые вместе они обеспечивали всего 2,68% общего экспорта страны. И даже тот факт, что Россия покупала до половины (46,3%) литовской промышленной продукции - тоже выглядел бледно в виду незначительности общего объема её выпуска в Литве, что в штуках, что в тоннах, что в деньгах. Как, впрочем, в Латвии и Эстонии тоже.

Собственное производство в постсоветский период не являлось сильной стороной ни одного из прибалтийских «тигров». В реальности жили они, как говорится, не с промышленности, а с дороги. После отделения от СССР им даром достались порты, через которые проходил грузооборот объемом примерно в 100 млн. тонн, за перевалку которого Россия платила до $1 млрд. ежегодно, что равнялось 4,25% суммарного ВВП Литвы, Латвии и Эстонии за 1998 год.

По мере восстановления российской экономики, экспорт России тоже рос, а вместе с ним увеличивался и объем перевалки в прибалтийских портах. По итогам 2014 года этот показатель достиг 144,8 млн. т., в том числе: порт Рига - 41,1 млн.т.; Клайпеда - 36,4 млн. т.; Таллин - 28,3 млн. т.; Вентспилс - 26,2 млн. т. Только один российский либеральный «Кузбассразрезуголь» своим покупателям через Прибалтику отгружал больше 4,5 млн. т. угля в год.

Особенно показательна картина с прибалтийской монополией на транспортировку нефти. Советский Союз в свое время построил на побережье мощный по тем временам нефтеналивной терминал Вентспилс и протянул туда единственный в регионе транспортный трубопровод. При «обретении независимости» всё это хозяйство бесплатно досталось Латвии.

Так в 1990-е годы она получила трубу, через которую бывший «оккупант» перекачивал более 30 млн. т. нефти и нефтепродуктов в год. Если учесть, что логистика обходилась примерно в $0,7 за баррель, а баррелей в тонне 7,33, то по самым скромным прикидкам «за проезд» латышам каждый год набегало по $153,93 млн. Причем, этот их «заработок» увеличивался по мере роста российского нефтяного экспорта.

Пока российские либералы гнобили страну за слишком сырьевую структуру экономики, к 2009 году общий объем зарубежных поставок российской нефти достиг 246 млн. т., из которых через прибалтийские порты в год проходило 140 млн. т. В «транспортных деньгах» это больше $1,14 млрд. Они все, конечно, латышам не доставались, часть грузооборота шла через Санкт-Петербург и порты Ленинградской области, но их развитие прибалты очень сильно тормозили всеми доступными способами. Видимо, не стоит специально объяснять - почему.

Вторым важным источником «дорожных денег» для прибалтийских портов стала перевалка морских контейнеров (TEU). Даже сейчас, когда в активную работу включены Санкт-Петербург, Калининград и Усть-Луга, на долю Латвии (Рига, Лиепая, Вентспилс) приходится 7,1% нашего контейнерного оборота (392,7 тыс. TEU), Литвы (Клайпеда) - 6,5% (359,4 тыс. TEU), Эстонии (Таллин) - 3,8% (208,8 тыс. TEU). В сумме эти лимитрофы за перевалку одного TEU берут от $180 до $230, что приносит им на троих около $177,7 млн. в год. Причем приведенные цифры отражают положение за 2014-й. Десять лет назад доля прибалтов в контейнерной логистике была примерно в три раза выше.

Кроме нефти, угля и контейнеров Балтийским морем Россия возит минеральные удобрения, которых только через Ригу в 2014 году было отгружено большее 1,71 млн. т., и прочей химии, как, например, жидкий аммиак, 1 млн. т. которого перекачал порт Вентспилс. До 5 млн. т. удобрений перегружались на корабли в Таллине. В целом можно с уверенностью сказать, что до 2004 года через Прибалтику проходило около 90% всего российского «морского» экспорта, обеспечивая «тиграм» не менее 18−19% их совокупного ВВП. Сюда следует прибавить еще железнодорожный транзит. Например, в 2006 году только одна Эстония принимала из России в среднем 32,4 поезда в сутки, что только таллинскому порту приносило около $117 млн. ежегодно!

Таким образом, в течение двадцати лет, в целом на круг, только за счет своего транзитного положения «на дороге», кстати, построенной «советскими оккупантами», Литва, Латвия и Эстония получали до 30% их ВВП.

Очень активно кричали на Россию и всячески провоцировали рост конфликтной базы между Россией и США-ЕС. Позволяли себе унижать и уничтожать русскоязычное население своих стран, предполагая, что им за это не придется никогда отвечать. Кстати, многие так думают. И ошибаются. Как бы не так.

Вместе с тем они еще имели рабочие места, налоговые поступления и возможность кичиться чрезвычайно высокими темпами собственного экономического роста, минимум в полтора раза обгонявшими российские. Причем это нисколько не мешало прибалтам заявлять о невероятно огромном российском долге перед ними за «разрушительную» советскую оккупацию. Им казалось, что альтернативы просто не существует и, значит, эта антироссийская халява за российский же счет (!) будет длиться вечно.

Построить «с чистого листа» новый порт вроде Риги стоит примерно четыре годовых ВВП Латвии. Специально подчеркиваю - четыре года вся страна, от младенцев до дряхлых стариков, должна не пить, не есть, ни на что больше копейки не тратить, только дружно пахать на строительство порта. Невероятность подобного сценария и создавала у прибалтийских геополитических мосек убеждение в их абсолютной безнаказанности. Позволявшей одновременно и на российские деньги претендовать, и в антироссийской политической и экономической вакханалии активно участвовать, а местами даже выступать ее инициатором.

Стоит ли удивляться, что у России подобное положение вещей - громкий лай мелких геополитических карликов - не вызывало понимания? Другое дело, что результат, из-за которого эстонская правительственная делегация на днях срочно рванула в Россию «договариваться», возник не вчера и не является следствием российских ответных продовольственных санкций.

Даже формальный повод - российское уведомление о переходе с 12 до 6 поездных пар в железнодорожных перевозках с Эстонией - является всего-навсего финальной точкой партии, начатой 15 июня 2000 года, когда Министерство транспорта РФ приступило к реализации проекта строительства порта в Усть-Луге. Хотя правильнее говорить о целой программе, предусматривавшей опережающее развитие всех российских портов на Балтике. Благодаря ей грузооборот Усть-Луги вырос с 0,8 млн. т. в 2004 году до 10,3 млн. т. в 2009 и 87,9 млн. т. в 2015. А по итогам 2014 года российские порты обеспечили уже 35,9% всего контейнерного оборота на Балтике, и эта цифра продолжает очень быстро увеличиваться.

Постепенно совершенствуя портовое хозяйство и развивая собственную транспортную инфраструктуру, Россия сегодня пришла к тому, что больше 1/3 контейнеров, ¾ экспорта газа, 2/3 экспорта нефти, 67% экспорта угля и прочих насыпных грузов мы можем обеспечить собственными силами. Это к популярному у либералов вопросу о том, что «в этой отсталой стране-бензоколонке за десять лет ничего толком не построено».

Как выяснилось, - построено. Причем настолько много, что надобность в прибалтийском транзитном транспортном коридоре практически отпала. По железнодорожным перевозкам - в пять раз. По контейнерным - в четыре. По объему генеральных грузов - в три. Только за 2015 год перевозка нефти и нефтепродуктов через сопредельные порты упала на 20,9%, каменного угля - на 36%, даже минеральных удобрений - на 3,4%, хотя по этому показателю они еще сохраняют высокую степень монополизации.Тем не менее, по большому счету, всё - халява кончилась. Теперь русофобы могут гулять на свои.

Резкое снижение грузооборота прибалтийских портов в I квартале 2016 года (например, в Риге - на 13,8%, в Таллине - на 16,3%) играет роль последней соломинки, способной сломать хребет верблюду. Собственно, Эстония потому и засуетилась, что вдруг уяснила, что к концу текущего года в таллинском порту без работы могут оказаться примерно 6 тысяч человек. И еще до 1,2 тысяч придется сокращать на железной дороге, из которых, как минимум, 500 человек - в ближайшие 2−3 месяца.

Более того, падение объемов грузовых перевозок окончательно пускает под откос всю экономику железных дорог как самой Эстонии, так и соседних Литвы с Латвией. Они становятся тотально убыточны как в грузовом, так и в пассажирском сегментах.

Для страны, в которой всего работающих чуть больше 500 тысяч человек, из которых 372 тысячи заняты в обслуживающем секторе, - это не просто печальная перспектива, а крах всей экономики. Вот и побежали ублажать, покупать и всяческими иными способами замаливать грехи. Но, как говорится, поезд ушел. Сделав безоговорочную ставку на ЕС и США, ставку на уничтожение и унижение русских Прибалтики, ставку на унижение России, прибалтийские правящие элиты совершили стратегическую ошибку, которую уже невозможно исправить. Мы это долго будем помнить.

Несмотря на все политические коллизии, жизнь прибалтийской экономики все постсоветские годы обеспечивалась только благодаря одному - торговым отношениям с Россией. И Россия долго терпела, призывала, вразумляла, уговаривала прибалтийскую элиту, получая в ответ одни плевки. Наш русский имперский подход им представлялся слабостью. Полтора десятка лет прибалтийские «тигры» делали все, чтобы этот интерес уничтожить. Наконец их можно поздравить - они добились своей цели.

В ближайшие полтора года можно ожидать окончательного и прогрессирующего падения товарооборота, после чего экономика Прибалтики накроется медным тазом и вернется к тому, чем она была двести лет назад ‑ и станет глухим, бедным, нищим и никому не нужным краем. Причем выглядящим одинаково бесперспективно что из Брюсселя, что из Москвы, что из Вашингтона.

Вместе с этим можно биться об заклад - оттуда испарятся и американские танки и натовские истребители, так как оборонять эти глухие места станет тоже незачем. Потому и из НАТО их, скорее всего, в ближайшие пять лет тоже выставят. Чуда не будет. Халява закончилась. Россия не простит и не забудет того глумления, которое против России и русских позволяли себе подзаборные геополитические шавки.

  • Tags: ,

Сегодня Прибалтика представляет собой немалозначимую область Северной Европы. Одним из важнейших исторических и экономических пунктов региона является Поморье. Это административная и суверенная область, которая ранее носила название Остзейский край. Разобраться с вопросом: "Прибалтика - это какие страны и государства?" - помогут исторический и экономический обзоры региона.

Становление края

Само слово «Прибалтика» произошло от названия моря, на берегах которого находится область. Долгое время за единоличную власть на территории боролись германские и шведские народы. Именно они в 16 веке по большей части составляли население Прибалтики. Многие местные жители покидали регион в поисках спокойной жизни, а на их место переезжали семьи завоевателей. На время область стала называться Свейской.

Закончились бесконечные кровопролитные войны благодаря Петру I, армия которого не оставила и мокрого места от вражеских сил шведов. Теперь народы Прибалтики могли спокойно спать, не беспокоясь о завтрашнем дне. Объединенная область стала носить название Остзейской губернии, входящей в

Многие историки до сих пор бьются над вопросом о том, в то время Прибалтика - это какие страны были. Ответить однозначно на него сложно, ведь в 18 веке на территории проживали десятки народов с собственной культурой и традициями. Регион был разделен на административные части, губернии, но как таковых государств в нем не было. Разграничение произошло гораздо позднее, об этом свидетельствуют многочисленные записи в исторических документах.

Во время Первой мировой Прибалтику оккупировали германские войска. Многие годы область оставалась немецким герцогством на территории России. И только спустя десятилетия монархический строй начал делиться на буржуазные и капиталистические республики.

Присоединение к СССР

Государства Прибалтики в современном виде стали образовываться только в начале 1990-х годов. Однако территориальное становление произошло в послевоенное время в конце 1940-х. Присоединение Прибалтики к Советскому Союзу датировано августом 1939 года по взаимному договору о ненападении между СССР и Германской республикой. В соглашении были прописаны и границы территории, и степени влияния на экономику со стороны двух держав.

Тем не менее большинство зарубежных политологов и историков уверены, что регион был тотально оккупирован советской властью. Но помнят ли они, Прибалтика - это какие страны и как они образовались? В состав объединения входят Латвия, Литва и Эстония. Все эти государства были сформированы и образованы именно благодаря Советскому Союзу. И все же западные эксперты сходятся во мнении, что Россия обязана выплатить странам Прибалтики финансовую компенсацию за годы оккупации и бесчинства. МИД РФ, в свою очередь, настаивает на том, что присоединение региона к СССР не противоречило никаким канонам международного права.

Деление республик

После распада СССР многие страны обрели узаконенный суверенитет, однако государства Прибалтики получили независимость еще в начале 1991 года. Позднее, в сентябре, пакт о новом региона был подкреплен постановлениями Госсовета СССР.

Разделение республик прошло мирно, без политических и гражданских конфликтов. Тем не менее сами прибалтийцы считают современные традиции продолжением государственного строя до 1940 года, то есть до оккупации Советским Союзом. На сегодняшний день подписан ряд резолюций Сената США и о насильственной инкорпорации Прибалтики в составе СССР. Таким образом западные державы стараются настроить соседние республики и их граждан против России.

Конфликт за последние годы обостряется и требованиями о выплатах компенсации РФ за оккупацию. Примечательно, что в этих документах значится обобщенное название территории «Прибалтика». Это какие страны на самом деле? К таковым относят сегодня Латвию, Литву и Эстонию. Что касается Калининградской области, то она входит в состав РФ по сей день.

География региона

Территория Прибалтики располагается на Европейской равнине. С севера она омывается Финским заливом и Восточная граница представляет собой а юго-западная - Полесскую низменность. Побережье региона представлено Эстонским, Курляндским, Кургальским и Самбийским полуостровами, а также Куршской и Вислинской косами. Самыми крупными заливами считаются Рижский, Финский и Нарвский.

Наиболее высокий мыс - Таран (60 метров). Значительная часть прибрежной границы региона составляют пески и глина, в также крутые клиффы. Одна только тянется на 98 километров вдоль Балтийского моря. Ширина ее местами достигает 3800 м. Здешние песчаные дюны по объему занимают третье место в мире (6 куб. км). Самой высокой точкой Прибалтики является гора Гайзиньш - более 310 метров.

Республика Латвия

Столица государства - Рига. Местоположение республики - Северная Европа. В стране проживает порядка 2 миллионов человек, притом что территория региона занимает площадь всего в 64,6 тысяч кв. км. По численности Латвия занимает 147 место в мировом списке. Здесь собраны все народы Прибалтики и СССР: русские, поляки, белорусы, евреи, украинцы, литовцы, немцы, цыгане и пр. Естественно, большую часть населения составляют латыши (77 %).

Государственный строй - унитарная республика, парламент. Регион разделен на 119 административных единиц.

Основными доходными источниками страны являются туризм, логистика, банковское дело и пищевая промышленность.

Республика Литва

Географическое расположение страны - северная часть Европы. Главный город республики - Вильнюс. Стоит отметить, что население Прибалтики почти на половину состоит именно из литовцев. В родном государстве их проживает порядка 1,7 миллионов человек. Всего численность населения страны составляет чуть менее 3 млн.

Литва омывается Балтийским морем, по которому налажены торговые корабельные пути. Большую часть территории занимают равнины, поля и леса. Также в Литве более 3 тысяч озер и небольших рек. Из-за прямого контакта с морем климат региона нестабильный, переходной. Летом температура воздуха редко превышает +22 градуса. Главный источник государственной доходности - добыча нефти и газа.

Республика Эстония

Располагается на северном побережье Балтийского моря. Столица - Таллин. Большая часть территории омывается Рижским и Финским заливами. Эстония имеет общую границу с Россией.

Население республики составляет более 1,3 миллиона человек, из них треть занимают русские. Помимо эстонцев и россиян, здесь проживают украинцы, белорусы, татары, финны, немцы, литовцы, евреи, латвийцы, армяне и другие народы.

Главным источником пополнения государственной казны является промышленность. В 2011 году в Эстонии состоялся перевод национальной валюты на евро. Сегодня эта парламентская республика считается среднезажиточной. ВВП на человека составляет порядка 21 тысячи евро.

Калининградская область

Данному региону присуща уникальная географическая локация. Дело в том, что этот субъект, принадлежащий Российской Федерации, не имеет общих границ со страной. Он находится на севере Европы в зоне Прибалтики. Является административным центром России. Занимает площадь в 15,1 тысяч кв. км. Численность населения не достает даже до миллиона - 969 тысяч человек.

Область граничит с Польшей, Литвой и Балтийским морем. Считается самой западной точкой России.

Основными экономическими источниками являются добыча нефти, угля, торфа, янтаря, а также электротехническая отрасль промышленности.