11.10.2020

Изготовление алкоголя в домашних условиях ответственность. Взыскание административного штрафа за самогоноварение и продажу суррогата


Политика государства в области производства и оборота алкогольной продукции неизменно вызывает повышенный интерес экспертов и населения. Винно-водочные акцизы повышают каждый год, иногда даже несколько раз. В связи с этим некоторые граждане перешли на алкоголь домашней выработки, который они стали изготавливать самостоятельно. Новости о том, что с нового года самогон в России будет снова под запретом, взбудоражили многих. Правда ли, что по доносам соседей будут изымать самогонные аппараты, а их владельцам начнут выписывать многотысячные штрафы - разбираемся в рубрике "Вопрос-ответ".

Что изменится на законодательном уровне?

Ответственность за нелегальный оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции ужесточится в России. с 1 января 2018 года будет предусматривать ответственность за продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции физическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Штраф от 30 до 50 тысяч рублей установлен для граждан, а если нарушение совершил индивидуальный предприниматель, штраф составит от 100 до 200 тысяч рублей. При этом, если лицо неоднократно подвергалось административному наказанию за незаконную розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции, к нему может быть применено уголовное наказание по аналогичной статье 171.4 УК РФ.

Получается, что если я гоню самогон для себя, меня теперь тоже могут оштрафовать?

Эта статья в первую очередь ориентирована на предпринимателей и организации, которые продают нелегально алкогольную продукцию, при этом не регистрируясь как производители.

Если вы, например, торгуете так называемой "казашкой" или самогоном, то и вам есть чего опасаться. На вас, как на физлицо, теперь могут выписать крупный штраф за продажу самогонки. Кстати, за перевозку немаркированной алкогольной продукции физлицами в объеме более 10 литров на одного человека с 2018 года предусмотрена административная ответственность.

Если вы изготавливаете самогон для личного употребления, вам нечего бояться. Главное – не возите его с собой в большем объеме, чем 10 литров.

Я слышал, что самогонные аппараты с нового года будут изымать. Это так?

Конфисковать могут технологическое оборудование для производства этилового спирта (самогонные аппараты в том числе), которое не зарегистрировано. Штраф для граждан составляет от трех тысяч до пяти тысяч рублей, на должностных лиц — от 20 до 50 тысяч рублей, на юрлиц — от 100 до 150 тысяч рублей. Но эти нормы действуют в России уже с июля 2017 года.

Отметим, что регистрировать самогонный аппарат нужно только в том случае, если его производственная мощность составляет более 200 декалитров (2000 литров). Соответственно, если объем оборудования меньше (а в свободной продаже как раз предлагаются небольшие аппараты для личного пользования), никакой регистрации оно не подлежит, а его использование является абсолютно законным. Также нет запрета на производство алкоголя для личных нужд, но не для продажи.

Можно ли гнать самогон дома?

Российское законодательство, в отличие от советского, весьма лояльно к тем, кто в домашних условиях производит самогон. В СССР за хранение и использование самогонного аппарата можно было сесть на 15 суток с конфискацией оного. Сейчас такой нормы нет, гнать самогон можно, но для личных целей – ответственность за это отсутствует. Но тем не менее не исключено, что самогонщика периодически будут проверять на то, продает ли он свою продукцию или нет.

Современный рынок самогонных аппаратов разнообразен: их стоимость колеблется от двух тысяч рублей до трех тысяч евро за самые продвинутые мини-спиртовые заводики с компьютерным управлением.

Бороться с самогоноварением в России непросто. Да и в целом злоупотребление алкоголем - одна из самых больших бед в нашей стране. Статистика последних лет говорит о том, что люди в России стали пить меньше, но все же контроль над оборотом спиртосодержащей продукции Правительство послаблять не собирается. Антиалкогольные кампании, проводимые из года в год, преследуют цель сокращения производства горячительных напитков, снижения их импорта и принятия более жесткой статьи за самогоноварение.

Правовое регулирование

Как показывает опыт прошлых лет, просто взять и отказаться от спиртосодержащей продукции, запретить ее на полках супермаркетов нельзя. Если ограничить количество алкогольной продукции в пунктах лицензированной продажи, возрастут объемы алкоголя альтернативного, а точнее, нелегального производства.

Есть ли статья за самогоноварение? Этим вопросом интересуются многие. На сегодняшний день конкретной правовой нормы, которая бы регулировала именно эту отрасль, не существует. Как такового нет и закона о самогоноварении в России. Существует несколько нормативных актов, которые содержат положения, регулирующие эту сферу деятельности, но при этом затрагивают и другие вопросы алкогольной сферы.

История борьбы с самогонщиками

Взять под контроль самогоноварение в домашних условиях власти пытались всегда, однако к радикальным изменениям ни одна попытка не привела. В середине прошлого века изготовление алкогольных напитков на дому каралось штрафом в 100 руб. Самогонщиков обязательно привлекали к общественным работам, но позже наказание стало еще жестче. Практике известно немало случаев, когда за продажу самогона человека отправляли в тюрьму на 2-7 лет и конфисковали все его имущество в пользу государства.

Из-за повального пьянства работников производство стояло, колхозы не развивались. Дефицит непьющей рабочей силы вынудил властей отказаться от строгих мер контроля.

Следующий подъем самогоноварения в домашних условиях пришелся на 1985 год. Так называемый сухой закон, подписанный Горбачевым, предполагал вырубку виноградников с целью сокращения производства винной и водочной продукции. Однако тогда советские власти пришли к выводу о невозможности бороться с самогонщиками. Курс был изменен: не запрещать самогоноварение, а ввести ограничения по объемам домашнего производства и предназначению такой продукции.

Законодательство 1995 года

После развала Советского Союза были внесены первые поправки в законы, которые должны были ужесточить ответственность за самогоноварение в России. Речь идет о 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта» и статье 14.1 КоАП РФ. Нововведения должны были помочь в решении двух вопросов: пресечь незаконный оборот алкоголя, изготовленного кустарными методами, и вернуть источник пополнения государственного бюджета акцизами. Кроме того, низкокачественный алкоголь не просто подрывал здоровье населения, но и приводил к массовым трагедиям. Из-за отравления спиртосодержащими суррогатами погибали тысячи людей.

Как обстоит дело сегодня

На данный момент вопрос домашнего самогоноварения регулирует вышеуказанный федеральный закон. В нем отсутствует конкретная статья за самогоноварение, но при этом упоминается возможность приобретения специального прибора, которые находятся в свободной продаже. Производственные мощности домашних «мини-спиртзаводов» не должны превышать 200 декалитров в год, что приравнивается 2000 литров. Таким образом, указанный объем находится в рамках закона. Никакой ответственности за домашнее изготовление и потребление самогона в таких количествах не предусмотрено.

Больше нормы - это нарушение?

Какое наказание за самогоноварение ожидает гражданина, превысившего эту норму, зависит от многих факторов. Самое главное, что нужно понять: в домашних условиях делать самогон можно, но только на таком приборе, который технически не способен производить более 5,5 л в сутки. Если прибор оснащен более мощными показателями, его следует обязательно зарегистрировать и получить лицензию в Федеральной службе регулирования алкогольного рынка. Чтобы получить разрешение на производство более чем 2000 л спиртосодержащей продукции в год, необходимо подготовить пакет документов, открыть в налоговой ИП или зарегистрировать юридическое лицо, поскольку физические лица в принципе не имеют права заниматься продажей самогона, тем более в промышленных масштабах. Но и это не все требования: придется найти соответствующее помещение под производственный цех, пройти проверку противопожарной безопасности, санитарных норм и т. д.

На данную бюрократическую процедуру уйдет немало времени, денег и сил. Есть ли смысл среднестатистическому самогонщику заморачиваться с регистрацией? В противном случае, если пойти наперекор закону, при обнаружении самогонного аппарата мощностью более 200 декалитров, прибор изымут, а владельцу - выпишут крупный штраф.

Размер штрафа за самогонный аппарат

Если придерживаться разрешенной нормы и не продавать продукцию даже друзьям или лучшим знакомым, никакой штраф за самогоноварение не грозит. Но если у физлица в ходе проверки будет обнаружен незарегистрированный прибор, способный давать более 200 дал в год, его привлекут к административной ответственности и назначат штраф в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб. Этот вид наказания предусмотрен статьей 14.1 КоАП РФ. При этом для должностного лица сумма составит от 20 тыс. до 50 тыс. руб., а для юридического - более 100 тыс. руб.

В то же время, если незаконным производством алкогольной продукции занимается физическое лицо при наличии лицензии, назначают более крупный штраф - 30-50 тыс. руб. За несанкционированный сбыт этилового спирта ИП придется заплатить 100-200 тыс. руб. При многократных нарушениях правоохранительные органы вправе возбудить уголовное дело.

Кстати, штраф могут назначить и в отношении лиц, перемещающих более 10 л самодельной алкогольной продукции на одного человека, например, в багажнике личного авто.

Могут ли посадить в тюрьму за самогоноварение

Какая статья Уголовного кодекса РФ предусматривает наказание за незаконное производство алкоголя? Обычно по отношению к злостным нарушителям применяются статьи 174, 171 УК РФ. В первом случае подразумевается отмывание денежных средств, а вторая - незаконное предпринимательство, которое приносит ущерб государству или гражданам ущерб в крупных и особо крупных размерах. Если оборот торговли не превысил 2,5 млн руб., гражданину назначают штраф от 300 до 500 тысяч рублей. При наличии отягчающих обстоятельств виновнику грозит от 6 месяцев до 5 лет колонии.

В отношении нелегальных самогонщиков иногда применяется и статья 238 УК РФ, предусматривающая наказание за сбыт некачественной продукции в виде крупного штрафа или двух лет тюрьмы. Лишение свободы на срок до 10 лет грозит человеку, производившему суррогат и насмерть отравившему людей.

Незаконная продажа алкоголя

Эту норму можно прямо отнести к вопросам регулирования самогоноварения. В Уголовном кодексе РФ содержится статья 171.4, которая предполагает наказание не за изготовление, а за незаконный сбыт спиртосодержащей продукции. Эту норму неправильно было бы считать статьей за самогоноварение, а ответственность исключительно за продажу. То есть для себя изготовлять алкоголь можно в допустимых количествах (не более 200 дал в год), разного качества и вида, причем употреблять не запрещено в любых объемах. Здесь каждый ограничивается своими мерами распития алкоголя и состоянием здоровья. Уголовный кодекс РФ не устанавливает никаких лимитов, если речь идет о домашнем производстве и самостоятельном употреблении.

Статья 171.4 УК РФ применяется в отношении лиц, которые производят самогон на продажу. Причем совершенно неважно, один раз гражданин продал бутылочку горячительного напитка своему соседу, или продажа самогона является для него источником постоянного заработка. Обычно о точке нелегального сбыта алкоголя участковые узнают от соседей, которые то и дело выходят от предприимчивого соседа с бутылкой. Иногда продажа нелицензионного спиртного осуществляется по предварительному сговору в неприметных торговых точках (киосках, ларьках, продуктовых магазинах).

Как отличить административное правонарушение от уголовного преступления?

Определение наказания и статьи за самогоноварение зависит от того, в каком размере была получена незаконная прибыль. Если доход от нелегальной деятельности оценен в сумму более чем полтора миллиона рублей, возбуждается уголовное дело, но если прибыль не превысила 1,5 млн руб. применяются нормы КоАП РФ.

При этом сотрудникам правоохранительных органов важно отличить самогоноварение и продажу алкоголя домашнего производства от масштабного подпольного цеха по изготовлению контрафактов и суррогатов. Отличить эти два преступления можно по таким признакам:

  • незаконное изготовление и распространение алкогольной продукции;
  • большие объемы реализуемых спиртосодержащих товаров;
  • уклонение от уплаты акциза и оформления лицензии на ведение предпринимательской деятельности;
  • стремление фальсифицировать ликеро-водочную продукцию известных торговых марок, выдать самогон за брендовые алкогольные напитки.

В этом случае нарушитель привлекается к уголовной ответственности и заслуженно получает более суровое наказание.

Зарубежная практика

Стоит обратить внимание на следующий нюанс: в нашей стране самогоноварением занимаются не только асоциальные граждане или подпольные бизнесмены, как принято было считать раньше, но и вполне благополучные слои населения. Некоторые производят домашний алкоголь для собственных нужд, другие занимаются самогоноварением как хобби, а кто-то принципиально не желает покупать водку в магазине, так как недоволен ее качеством или ценой.

Интересно, что даже в Европе есть аналоги русского самогона: это, например, балканская ракия, сербская сливовица, немецкий шнапс и много чего другого. Во многих странах самогоноварение - легальное занятие. Например, чтобы делать самогон в Австрии, нужно сначала уплатить акцизный сбор. Гражданину выдадут необходимый прибор со встроенным счетчиком. Причем в этом случае алкоголь можно даже продавать, а с вырученных денег впоследствии заплатить налог. Немцы упростили процедуру лицензирования, разрешив желающим приходить со своей бражкой в специализированные винокурни. Таким образом, государству выгоднее не запрещать, а грамотно контролировать процесс производства спиртосодержащей продукции.

Отравление суррогатным алкоголем

Если верить информации Росстата, то ежегодно из-за отравлений алкоголем в России погибают несколько тысяч человек. Причем распространенной причиной является употребление жидкостей, которые содержат спирт, но при этом не предназначены для питья.

Недобросовестные производители иногда добавляют в продукт вместо этанола метиловый спирт - токсичное вещество, которое по запаху и вкусу не отличается от этилового спирта, но стоит в несколько раз дешевле. Метанол, в отличие от этанола, намного опаснее: достаточно выпить 100-150 мл такого спирта в чистом виде, чтобы отравиться и умереть.

Употребление контрафактного алкоголя зачастую приводит к тяжелому отравлению, слепоте и даже смерти. Причиной этого зачастую является не самогоноварение, а употребление веществ, содержащих алкоголь, но не предназначенных для питья (одеколоны, антифриз, муравьиный спирт и т. д.). Например, в декабре 2016 года в Иркутске «Боярышником» - концентратом, предназначенным для принятия ванн, - отравились несколько десятков человек, в результате чего было возбуждено уголовное дело. Именно поэтому государство настороженно относится к несанкционированному производству и продаже алкоголя.

Самый крупный случай

Происшествие произошло в городе Пярну (Эстония) в 2001 году. Этот случай считается самым массовым по числу жертв отравления суррогатным алкоголем. Незадолго до ЧП работники местного комбината вынесли с цехов 20 канистр с метиловым спиртом, думая, что в них этанол. Разлив жидкость в водочные бутылки и наклеив на них этикетки торговых марок, они продали контрафактный алкоголь по низкой цене. Продажа контрафактной продукции привела к смерти почти 70 человек и инвалидности еще 50.

Заключение

Разрешено ли самогоноварение в России? Официального запрета на домашнее изготовление спиртосодержащей жидкости для собственных нужд нет. Однако тем, кто делает самогон, всегда нужно быть готовым к проверке участковым, который обычно приходит по наводке «доброжелательных» и бдительных соседей. Кроме того, заниматься самогоноварением настоятельно рекомендуется в строгом соответствии с законом.

С 1 января 2019 года в России вступают в силу поправки в ряд нормативно-правовых актов, получивших общее название «закон о самогоноварении». Изменения призваны ужесточить контроль за производителями так называемого «домашнего алкоголя» – ограничить объемы производства такой продукции, чтобы она оставалась для домашнего потребления, а не наполняла рынок нелегальной алкогольной продукции, как это происходит сейчас.

Расскажем подробнее, что из себя представляет «закон о самогоноварении» 2019 года, какие ограничения придется соблюдать самогонщикам-любителям, действительно ли самогон объявили вне закона.

Законодательные доработки

Запрет на самогоноварение в России с 2019 года регламентируется в статье 14.17.1 Кодекса об административных правонарушениях, введенной ФЗ №265 от 29 июля 2019 года. Здесь говорится о том, что самостоятельное физическое лицо, не находящееся в партнерских отношениях с официальной лицензированной предпринимательской или сельскохозяйственной организацией, не может заниматься производством и продажей алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Несоблюдение данного положения влечет за собой наложение санкции в размере от 30000 до 50000 рублей для обычного гражданина, и от 100000 до 200000 рублей – для ИП. Иными словами, теперь для изготовления и розничного сбыта самогона любому человеку, хозяину фермерства или предпринимателю понадобится специальное разрешение. Вместе с выписыванием штрафа уполномоченные сотрудники впредь будут обязаны изымать уже произведенный товар, а также инструментарий для его приготовления.

Вводимые меры не ограничиваются исключительно наложением взысканий. Запрет на самогоноварение с 1 января 2019 года будет предусматривать и возможность применения к правонарушителю уголовного наказания по статье 171.4 УК РФ в случае, если человека поймают на незаконной деятельности несколько раз.

Перегонка самогона для себя

Несмотря на то, что поправки в основном коснутся крупных подпольных поставщиков алкоголя, занимающихся его нелегальной реализацией, все же изменения не минуют и тех, кто ранее практиковал самогоноварение для незначительной продажи соседям, товарищам и знакомым. С 1 января 2019 года эти россияне также попадут под риск получения большого штрафа как физические лица. Сюда может присовокупиться и дополнительная административная ответственность, предусмотренная за распространение (перевозку) немаркированных спиртосодержащих напитков в объеме свыше 10 литров из расчета на одного человека (ст. 14.17.2 КоАП РФ).

Однако если горячительная продукция производится в меньших масштабах и исключительно для домашнего употребления, за ее законность можно не переживать. В этом случае конфисковать самогон или призывать к ответу его владельца представители госструктур будут просто не вправе.

Подробнее об изъятии аппаратов

Закон о самогоноварении, начинающий свое действие с 1 января 2019 года, разрешит сотрудникам властных государственных организаций изымать у жителей незарегистрированное оборудование для производства этилового спирта. За наличие одного такого инструмента грозят следующие штрафы:

  • для обычного россиянина – от 3000 до 5000 рублей;
  • для должностного лица – от 20000 до 50000 рублей;
  • для юридического лица – от 100000 до 150000 рублей.

При этом на законодательном уровне закреплено, что под обязательную регистрацию подпадают только такие установки, производственная мощность которых превышает 2000 литров. Это означает, что на оборудовании меньших габаритов заниматься перегонкой самогона можно будет без какой-либо сертификации и оформления, однако лишь в том случае, если после изготовления он пойдет исключительно на личное употребление. Сегодня таких аппаратов, ценовой диапазон которых составляет от нескольких тысяч рублей до нескольких тысяч евро, предлагается множество. Приобретение и самых обычных перегонных установок, и спиртовых мини-заводов с компьютерной системой управления оказывается официально разрешено при удовлетворении единственного вышеупомянутого условия.

Как было раньше

Российские власти не собираются проводить жестких регулирующих мероприятий в области индивидуального самогоноварения, не имеющего целью получение прибыли, по-видимому, ориентируясь на неудачный опыт политики СССР в 1950-х годах. Так, в это время некоммерческое производство алкоголя сначала каралось штрафом до 100 рублей и общественными работами на срок до 30 дней, однако затем все это заменилось уголовным наказанием от 2 до 7 лет заключения с риском полного изъятия имущества. Это не привело к фактическому улучшению ситуации, а, напротив, лишь ухудшило ее. Представители регионов не смогли отказаться от расслабляющих напитков, в то время как заводы и колхозы начали испытывать нехватку в работниках, которых массово отправляли в тюрьмы. Поэтому современное правительство планирует пойти по другому, более лояльному в отношении населения, пути.

Видео о запрете самогоноварения:

Какие ограничения введены?

В соответствии с обновленной редакцией ст. 14.1 ФЗ от 22.11.1995 N 171-ФЗ, подлежит обязательной госрегистрации оборудование для производства этилового спирта мощностью не 4 000 декалитров, как было раньше, а 200 декалитров (2 000 литров).

Производственная мощность, как известно, рассчитывается исходя их максимального годового выпуска продукции, поэтому 2 000 литров необходимо разделить на 365, в результате получается, что регистрировать необходимо оборудование, способное производить 5,5 литров самогона в сутки.

Регистрация происходит в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ N 666 от 30.05.2017.

К оборудованию для самогоноварения относятся и требуют регистрации (при наличии соответствующей производственной мощности):

  • перегонный аппараты;
  • аппараты и колонны для очистки и ректификации спирта;
  • установки для производства спирта.

В Росалкогольрегулирование для госрегистрации самогонщик должен предоставить:

  • заявление с указанием вида и места нахождения такого оборудования;
  • копии паспортов оборудования (при наличии) и (или) иные сведения, позволяющие его идентифицировать (в том числе содержащие заводской номер);
  • правоустанавливающие документы на оборудование.

При этом одной регистрации недостаточно. Само оборудование должно соответствовать строгим требованиям. Обладателям такого оборудования придется получать лицензию, а соответственно создать юридическое лицо либо ИП, потому что производство алкоголя физлицами в таких масштабах запрещено. Таким образом, обращение гражданина в Росалкогольрегулирование с документами о регистрации своего самогонного аппарата мощностью более 200 декалитров приведет либо к его изъятию, либо к консервации под надзором чиновников до тех пор пока все необходимы документы не будут получены, а государственные пошлины уплачены.

Ответственность и наказание за самогоноварение в России

По новому закону о самогоноварении в 2019 году предусмотрена ответственность за нарушение требований к производству и перемещению самодельных алкогольных напитков. В частности, в соответствии со ст. 14.17 КоАП РФ (так называемая «статья за самогоноварение»):

  • использование и владение незарегистрированным технологическим оборудованием для самогоноварения мощностью более 200 декалитров грозит владельцам штрафом от 3 тыс. до 5 тыс. рублей с конфискацией этого оборудования;
  • введена ответственность за перемещение немаркированной (самодельной) алкогольной продукции в объеме более 10 литров на человека: штраф – от 3 тыс. до 5 тыс. рублей.

Для добросовестных производителей домашнего самогона для собственных нужд ничего не меняется. Аппараты для домашнего «перегона», как и раньше, находятся в свободной продаже. А участковых полиции, если они заходят осмотреть жилое помещение гражданина на предмет выявления незарегистрированного оборудования, без соответствующей санкции суда на порог можно не пускать.

Здравствуйте, Адриан!

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены
Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Статья 18. Виды деятельности, подлежащие лицензированию

1. Лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением:

производства и оборота этилового спирта по фармакопейным статьям, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи;

розничной продажи спиртосодержащей продукции;

закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях;

перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, осуществляемых в объеме, не превышающем 200 декалитров в год, организациями, закупившими указанную продукцию в целях использования ее в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на транспортных средствах, находящихся в собственности, оперативном управлении, хозяйственном ведении таких организаций.

2. Лицензии выдаются на осуществление следующих видов деятельности:

производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата;

производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;

хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;

закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции;

производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции;

розничная продажа алкогольной продукции;

перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции.

3. Лицензированию подлежат производство и оборот произведенных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по каждому поставляемому или поступающему в розничную продажу виду произведенной продукции, указанному в статье 2 настоящего Федерального закона.

4. Лицензии на осуществление видов деятельности, указанных в абзацах пятом и шестом пункта 2 настоящей статьи, выдаются отдельно на алкогольную продукцию, спиртосодержащую пищевую продукцию и спиртосодержащую непищевую продукцию.

Лицензии на вид деятельности, указанный в абзаце одиннадцатом пункта 2 настоящей статьи, выдаются отдельно на этиловый спирт (в том числе денатурат), нефасованную спиртосодержащую пищевую продукцию с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, нефасованную спиртосодержащую непищевую продукцию с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции.

5. Лицензии на производство и оборот произведенных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выдаются только организациям, которые имеют оборудование, отвечающее требованиям статьи 8 настоящего Федерального закона.

6 - 7. Утратили силу. - Федеральный закон от 21.07.2005 N 102-ФЗ.

8. Лицензии на виды деятельности, указанные в пункте 2 настоящей статьи, за исключением видов деятельности, указанных в абзацах девятом и одиннадцатом пункта 2 настоящей статьи, выдаются в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Лицензии на виды деятельности, указанные в абзацах девятом и одиннадцатом пункта 2 настоящей статьи, выдаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

9. Лицензии на виды деятельности, указанные в пункте 2 настоящей статьи, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, выдаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

10. Лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Полномочия на лицензирование розничной продажи алкогольной продукции могут быть переданы субъектом Российской Федерации органам местного самоуправления в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона. Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции, выданная одним субъектом Российской Федерации, может действовать на территории другого субъекта Российской Федерации при условии наличия между ними соответствующего соглашения.

Статья 19. Порядок выдачи лицензий

1. Для получения лицензии на осуществление одного из видов деятельности, связанных с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и указанных в пункте 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, организацией представляются в лицензирующий орган следующие документы:

1) заявление о выдаче лицензии с указанием полного и (или) сокращенного наименования и организационно-правовой формы юридического лица (организации), места его нахождения, адреса его электронной почты, по которому лицензирующий орган осуществляет переписку, направление решений, извещений, уведомлений с использованием электронной подписи, мест нахождения его обособленных подразделений, осуществляющих лицензируемые виды деятельности, наименования банка и номера расчетного счета в банке, лицензируемого вида деятельности, который организация намерена осуществлять, вида продукции (в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 18 настоящего Федерального закона), срока, на который испрашивается лицензия;

2) копии учредительных документов (с предъявлением оригиналов в случае, если копии документов не заверены нотариусом);

2.1) копия документа о государственной регистрации организации - юридического лица. В случае, если указанный документ не представлен заявителем, по межведомственному запросу лицензирующего органа федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, предоставляет сведения, подтверждающие факт внесения сведений о соискателе лицензии в единый государственный реестр юридических лиц;

3) копия документа о постановке организации на учет в налоговом органе. В случае, если указанный документ не представлен заявителем, по межведомственному запросу лицензирующего органа федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, предоставляет сведения, подтверждающие факт постановки соискателя лицензии на налоговый учет;

4) копия документа об уплате государственной пошлины за предоставление лицензии. В случае, если копия указанного документа не представлена заявителем, лицензирующий орган проверяет факт уплаты заявителем государственной пошлины с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах;

6) заключения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти о соответствии производственных и складских помещений организации требованиям пожарной безопасности и экологическим требованиям. В случае, если указанные документы не представлены заявителем, указанные документы (сведения, содержащиеся в них) представляются по межведомственному запросу лицензирующего органа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;

7) документ, подтверждающий техническую компетентность (аккредитацию) лаборатории химического и технологического контроля производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, или копия договора с такой лабораторией на проведение указанного контроля. В случае, если документ, подтверждающий техническую компетентность (аккредитацию) лаборатории химического и технологического контроля производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не представлен заявителем, такой документ (сведения, содержащиеся в нем) представляется по межведомственному запросу лицензирующего органа федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере технического регулирования;

8) копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии основного технологического оборудования. В случае, если указанные документы не представлены заявителем, такие документы (сведения, содержащиеся в них) представляются по межведомственному запросу лицензирующего органа федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере технического регулирования;

9) документ, подтверждающий наличие у организации уставного капитала (уставного фонда) в соответствии с пунктом 9 статьи 8 и пунктами 2.1 и 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона;

10) схема оснащения основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, содержащая информацию об указанных оборудовании, автоматических средствах и о коммуникациях в соответствии с перечнем информации, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

11) расчет мощности основного технологического оборудования для производства этилового спирта и алкогольной продукции с использованием этилового спирта по каждому заявленному виду продукции, составленный в порядке и по форме, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

2) документы, подтверждающие наличие у организации производственных и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более. В случае, если указанные документы, относящиеся к объекту недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не представлены заявителем, такие документы (сведения, содержащиеся в них) представляются по межведомственному запросу лицензирующего органа федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

13) копии технической документации изготовителя автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции на указанные автоматические средства, установка которых обязательна в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

1.1. Предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи документы могут быть по усмотрению организации представлены как на бумажном носителе, так и в форме электронных документов.

При получении организацией заключения, предусмотренного подпунктом 6 пункта 1 настоящей статьи, должна обеспечиваться возможность подачи необходимых для получения такого заключения документов в электронной форме. В случае, если организация направила заявление о выдаче такого заключения в форме электронного документа, заключение должно выдаваться организации также в форме электронного документа, если иное не предусмотрено в заявлении.

1.2. Указанные в подпунктах 2.1 и 3 пункта 1 настоящей статьи документы (сведения, содержащиеся в них) представляются в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Указанные в подпунктах 6 - 8 пункта 1 настоящей статьи документы (сведения, содержащиеся в них) представляются в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

2. Для получения организацией лицензии на один из видов деятельности по производству этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в пункте 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, не допускается требовать от такой организации документы, не предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи.

3. Для получения лицензии на один из видов деятельности по обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в пункте 2 статьи 18 настоящего Федерального закона (за исключением перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции и розничной продажи алкогольной продукции), организация представляет в лицензирующий орган:

2) документ, подтверждающий наличие у организации уставного капитала (уставного фонда) в соответствии с пунктом 2.1 статьи 11 настоящего Федерального закона;

3) документы, подтверждающие наличие у организации складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более. В случае, если указанные документы, относящиеся к объектам недвижимости, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не представлены заявителем, такие документы (сведения, содержащиеся в них) представляются по межведомственному запросу лицензирующего органа федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

4) заключения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти о соответствии складских помещений организации требованиям пожарной безопасности и экологическим требованиям (за исключением заключения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение экологической экспертизы, в отношении складских помещений, предназначенных для хранения алкогольной продукции). В случае, если указанные документы не представлены заявителем, указанные документы (сведения, содержащиеся в них) представляются по межведомственному запросу лицензирующего органа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

3.1. Для получения лицензии на перевозки этилового спирта (в том числе денатурата), нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции организация представляет в лицензирующий орган:

1) документы, предусмотренные подпунктами 1 - 4, 8 пункта 1 настоящей статьи;

2) документы, подтверждающие наличие у организации в собственности, оперативном управлении, хозяйственном ведении транспортных средств, соответствующих требованиям, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

3) документы, подтверждающие наличие у организации в собственности, оперативном управлении, хозяйственном ведении оборудования для учета объема перевозок продукции, соответствующего требованиям, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

4) копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии оборудования для учета объема перевозок продукции;

5) иные установленные Правительством Российской Федерации документы.

3.2. Для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции заявитель представляет в лицензирующий орган:

1) документы, предусмотренные подпунктами 1 - 4 пункта 1 настоящей статьи;

2) документ, подтверждающий наличие у заявителя уставного капитала (уставного фонда) в соответствии с пунктом 5 статьи 16 настоящего Федерального закона;

3) документы, подтверждающие наличие у заявителя стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более. В случае, если указанные документы, относящиеся к объектам недвижимости, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не представлены заявителем, такие документы (сведения, содержащиеся в них) представляются по межведомственному запросу лицензирующего органа федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

4) утратил силу. - Федеральный закон от 25.06.2012 N 93-ФЗ.

3.2 - 1. Предусмотренные пунктом 3.2 настоящей статьи документы могут быть представлены заявителем на бумажном носителе или в форме электронных документов.

3.3. Для получения заявителем лицензии на один из видов деятельности по обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в пункте 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, не допускается требовать от такого заявителя документы, не предусмотренные соответственно пунктами 3 - 3.2 настоящей статьи.

4. Организация, имеющая лицензию на осуществление одного из видов деятельности, указанных в пункте 2 статьи 18 настоящего Федерального закона (за исключением розничной продажи алкогольной продукции и перевозок этилового спирта (в том числе денатурата), нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции), при получении лицензии на осуществление другого вида деятельности, за исключением деятельности, связанной с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, представляет в лицензирующий орган только заявление о выдаче лицензии, копию документа об уплате государственной пошлины за предоставление лицензии. В случае, если копия указанного документа не представлена заявителем, лицензирующий орган проверяет факт уплаты заявителем государственной пошлины с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах.

5. Документы, представленные организацией в лицензирующий орган для получения лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, регистрируются и подлежат экспертизе лицензирующим органом.

6. Ведение государственного сводного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также единого государственного реестра мощностей основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта, производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Государственный сводный реестр выданных лицензий ведется на электронных носителях.

Ведение государственного сводного реестра выданных лицензий на электронных носителях осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие реестра с иными государственными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями.

Информация, содержащаяся в государственном сводном реестре выданных лицензий, является открытой и бесплатной для ознакомления с ней физических и юридических лиц.

7. Решение о выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или об отказе в ее выдаче принимается в течение 30 дней со дня получения заявления и всех необходимых документов. В случае необходимости проведения дополнительной экспертизы указанный срок продлевается на период ее проведения, но не более чем на 30 дней.

8. Решение о выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или об отказе в ее выдаче с указанием причин отказа в письменной форме направляется организации в течение трех рабочих дней после принятия соответствующего решения. В случае, если в заявлении о выдаче лицензии было указано на необходимость направления решения о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче в форме электронного документа, лицензирующий орган направляет организации соответствующее решение в форме электронного документа.

9. Основанием для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является:

1) выявление в представленных документах недостоверной, искаженной или неполной информации;

2) нарушение требований статьи 8 настоящего Федерального закона;

3) наличие у заявителя на дату поступления в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии задолженности по уплате налогов, сборов, а также пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, подтвержденной справкой налогового органа в форме электронного документа, полученной с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», по запросу лицензирующего органа;

4) несоответствие производственных и складских помещений, стационарных торговых объектов заявителя, осуществляющего производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, требованиям пожарной безопасности (за исключением лицензии на розничную продажу алкогольной продукции), экологическим требованиям, которое подтверждено заключением соответствующего уполномоченного федерального органа исполнительной власти;

5) наложение органом, осуществляющим государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на принадлежащее заявителю основное технологическое оборудование для производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции ареста в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении;

6) несоответствие заявителя иным лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 2, 8, 9, 10.1, 11, 16, 19, 20, 25 и 26 настоящего Федерального закона.

10. В случае приобретения основного технологического оборудования в целях его использования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции лицензиат обязан представить в лицензирующий орган перечень видов данного оборудования, сертификаты соответствия или декларации о его соответствии, а также документы, указанные в подпунктах 10, 11 и 13 пункта 1 настоящей статьи.

В случае приобретения основного технологического оборудования в целях его использования для хранения этилового спирта, спиртосодержащей продукции и (или) перевозок этилового спирта (в том числе денатурата), нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции лицензиат обязан представить в лицензирующий орган перечень видов данного оборудования и сертификаты соответствия или декларации о его соответствии, а также документы, указанные в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи, если лицензиат является перевозчиком.

Лицензирующий орган рассматривает представленные документы в течение 30 дней со дня их получения. Эти документы могут быть направлены лицензиатом в лицензирующий орган в форме электронных документов в соответствии с пунктом 1.1 настоящей статьи.

При выявлении в представленных документах недостоверной информации и (или) нарушения лицензиатом требований статьи 8 настоящего Федерального закона лицензирующий орган принимает решение о недопустимости использования основного технологического оборудования для производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Использование основного технологического оборудования для производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции допускается по истечении 45 дней после представления в лицензирующий орган документов в порядке, установленном настоящим пунктом, при условии отсутствия решения, указанного в абзаце четвертом настоящего пункта, или до истечения 45 дней при условии, что лицензирующим органом принято решение о допустимости использования данного оборудования.

Решение о допустимости или недопустимости использования основного технологического оборудования для производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направляется в письменной форме лицензиату в течение трех дней после его принятия лицензирующим органом. В случае, если в уведомлении о приобретении основного технологического оборудования для производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции указано на необходимость направления в электронной форме лицензиату лицензирующим органом всех связанных с рассмотрением такого уведомления документов, решение о недопустимости использования данного оборудования направляется в форме электронного документа лицензиату.

Лицензирующий орган до принятия решения о допустимости или недопустимости использования основного технологического оборудования для производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции проводит обследование (проверку) лицензиата в целях установления соответствия данного оборудования лицензиата требованиям статьи 8 настоящего Федерального закона.

Использование основного технологического оборудования для производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при наличии решения о недопустимости использования основного технологического оборудования для производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не допускается.

11. В случае реорганизации организации переоформление лицензии осуществляется в порядке, установленном для ее получения, по заявлению организации или ее правопреемника.

При переоформлении лицензии, выданной на вид деятельности, указанный в абзаце десятом пункта 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, в связи с реорганизацией организации в форме слияния, присоединения или преобразования документы, предусмотренные подпунктом 2 пункта 3.2 настоящей статьи, не представляются.

12. В случае изменения наименования организации (без ее реорганизации), изменения места ее нахождения или указанных в лицензии мест нахождения ее обособленных подразделений, окончания срока аренды производственного или складского помещения, стационарного торгового объекта, используемого для осуществления лицензируемого вида деятельности, изменения иных указанных в лицензии сведений, а также в случае утраты лицензии переоформление лицензии осуществляется на основании заявления организации с приложением документов, подтверждающих указанные изменения или утрату лицензии. Указанные документы могут быть направлены лицензиатом в лицензирующий орган в форме электронных документов в порядке, предусмотренном пунктом 1.1 настоящей статьи. В предусмотренных настоящим пунктом случаях переоформление лицензии осуществляется путем выдачи новой лицензии с сохранением при этом указанного в лицензии срока ее действия и при условии возврата ранее выданной лицензии (за исключением ее утраты) в лицензирующий орган.

Заявление о переоформлении лицензии подается в лицензирующий орган в течение 30 дней со дня возникновения обстоятельств, вызвавших необходимость переоформления лицензии.

14. До переоформления лицензии лицензиат или его правопреемник может осуществлять деятельность на основании ранее выданной лицензии, но не более трех месяцев с момента возникновения обстоятельств, являющихся основанием для переоформления лицензии.

15. Утратил силу. - Федеральный закон от 18.07.2011 N 218-ФЗ.

16. Сроки принятия лицензирующим органом решения о переоформлении лицензии или о продлении срока ее действия не могут превышать сроки, установленные для принятия решения о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче.

7. Лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выдается на срок, указанный лицензиатом, но не более чем на пять лет.

Срок действия такой лицензии продлевается по просьбе лицензиата на основании представляемого им в лицензирующий орган заявления в письменной форме о продлении срока действия такой лицензии при условии уплаты государственной пошлины в соответствии с пунктом 18 настоящей статьи, а также на основании представляемых налоговым органом по межведомственному запросу лицензирующего органа сведений об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов на срок, указанный лицензиатом, но не более чем на пять лет.

В течение 30 дней со дня поступления заявления о продлении срока действия такой лицензии лицензирующий орган рассматривает данное заявление, принимает решение о продлении срока действия такой лицензии или об отказе в продлении этого срока в порядке, установленном для выдачи лицензии, и в течение трех рабочих дней после принятия соответствующего решения сообщает в письменной форме о своем решении лицензиату, а в случае принятия решения об отказе в продлении срока действия такой лицензии и о причинах отказа.

Заявление о продлении срока действия такой лицензии подается в лицензирующий орган не ранее чем за 90 дней до истечения срока ее действия.

18. За предоставление лицензий на осуществление видов деятельности, указанных в пункте 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, продление срока действия таких лицензий и их переоформление уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

19. В лицензии указываются наименование лицензирующего органа, полное и (или) сокращенное наименования и организационно-правовая форма организации, место ее нахождения, адрес ее электронной почты, по которому лицензирующий орган осуществляет переписку, направление решений, извещений, уведомлений с использованием электронной подписи, места нахождения ее обособленных подразделений (независимо от того, отражено или не отражено их создание в учредительных и иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяются указанные подразделения), осуществляющих лицензируемые виды деятельности, лицензируемый вид деятельности, вид продукции в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 18 настоящего Федерального закона, производственная мощность в случае, если лицензия выдается на производство этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта, срок действия лицензии, ее номер и дата ее выдачи. Указанный перечень сведений является исчерпывающим.

Форма лицензии утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

20. Действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выданной организации, распространяется на деятельность ее обособленных подразделений только при условии указания в лицензии мест их нахождения.


В связи с ростом поступления на рынок алкогольной продукции незаконно произведённого, немаркированного алкоголя, нарушающего требования качества, что приводит к последующему учащению случаев отравления и даже летального исхода, были введены строгие меры по ограничению производства и распространения спиртосодержащих продуктов домашнего изготовления.

Разрешено ли варить самогон в РФ?

С целью предотвращения распространения некачественного алкоголя 17 сентября 2017 года были разработаны поправки для Федерального закона № от 22.11.1995 “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции”, которые вступили в силу 1 января 2018 года.

Данные изменения, получившие название закона о запрете самогоноварения, вовсе не накладывают табу на производство крепкого алкоголя в частном порядке, а лишь ограничивают допустимые объёмы изготовления.

Читайте также ФЗ о торговле. Актуальная информация

Новые нормы в первую очередь накладывают запрет на распространение самогона и алкогольной продукции произведённой физическими лицами. Однако перегонка дистиллятов для личного использования не возбраняется.

Допустимый объем

Главный вопрос волнующий всех самогонщиков в 2018 году — это сколько можно варить самогона для себя?

В соответствии с положениями статьи 14 ФЗ-171, допустимый объём производства спирта и спиртосодержащих продуктов, включая медицинский этанол, составляет 200 декалитров в год. При изготовлении большего объёма требуется соответствующая регистрация оборудования и получение разрешения или лицензии.

Расчёт производственной мощности самогонного оборудования осуществляется следующим образом. Допустимый объём в 2000 литров делится на 365 (количество дней в году) в результате чего получается 5.5 литров. Это приемлемый объём, который может произвести самогонный аппарат в сутки. Любые более мощные приспособления нуждаются в государственной регистрации в органах росалкогольрегулировании.

Регистрации подлежат следующие виды технологического оборудования:

  • аппараты для перегонки;
  • установки, колонны и другие очищающие и ректифицирующие этиловый спирт приспособления;
  • комплексные установки для изготовления этилового спирта.

Процедура регистрации устанавливается Правительством Российской Федерации. В соответствии с установленным порядком, владелец оборудования мощнее 200 декалитров, должен обратиться в местный орган, уполномоченный в сфере контроля производства и оборота алкогольной продукции со следующими документами:

  • заявление, составленное по утверждённой правительством форме, о виде и месторасположении аппаратуры;
  • копия паспорта оборудования и другие сведения и документы, которые позволяют идентифицировать его и подтвердить мощность, превышающую 200 декалитров;
  • документы, устанавливающие право собственности на указанную техническую аппаратуру.

Кустарное оборудование, не имеющее документов, подтверждающих его соответствие техническим требованиям, не подлежит регистрации и запрещено к использованию.

Также при регистрации аппарата для самогоноварения мощностью более 2000 литров, владелец должен будет получить лицензию на производство соответствующей продукции, для чего потребуется регистрация индивидуального предпринимателя или юридического лица.

Где можно заниматься самогоноварением?

При варке самогона в домашних условиях следует учитывать не только предписания по соответствию самогонного оборудования установленным стандартам мощности, но и требования к помещению, где варится самогон.

В первую очередь следует обратить внимание на производство и перегонку дистиллятов в многоквартирных домах. Жилое помещение не только не соответствует требованиям пожарной и санитарной безопасности, его использование в данных целях напрямую нарушает положения Жилищного Кодекса российской Федерации, в соответствии с которым жилое помещение предназначено только для проживания граждан.

Процесс изготовления самогона связан, во-первых, с наличием специфического запаха, который создаёт дискомфорт и нарушает требования о соблюдении общественного спокойствия.

Во-вторых, для утилизации производственных отходов нельзя использовать систему общего водостока и канализации в виду наличия сильного неприятного запаха и консистенции остатков, которые могут привести к образованию заторов.

В случае варки самогона в многоквартирных домах, жильцы вправе пожаловаться на данный факт в жилищную компанию или участковому полицейскому, вследствие чего нарушитель будет привлечёт к административной ответственности.

Какое предусмотрено наказание за самогоноварение и его продажу?

Ответственность за самогоноварение устанавливается статьёй 14.17 КоАП РФ. В соответствии с указанной статьёй, за незаконное производство самогона предусматриваются следующие административные наказания:

  • Физические лица, изготавливающие спирт и спиртосодержащие напитки с помощью незарегистрированного оборудования, мощность которого превышает 200 декалитров могут быть оштрафованы в размере от 3000 до 5000 рублей, с последующим изъятием соответствующих технических приспособлений;
  • Граждане, перевозящие самогон или немаркированный спирт и крепкие спиртосодержащие продукты в количестве более 10 литров на человека, привлекаются к наказанию в виде штрафа от 3-х до 5-ти тысяч рублей;
  • Юридическим лицам, которые осуществляют производство самогона или спирта с нарушением лицензионных требований, грозит штраф в размере от 100 до 150 тысяч рублей;
  • Юридические лица, изготавливающие крепкие спиртосодержащие изделия с грубым нарушением лицензии, привлекаются к административному наказанию в виде штрафа от 100 000 до 150 000 и последующей конфискацией всего оборудования, продукции, транспорта и других используемых в производстве технических средств;
  • При производстве спирта без соответствующей лицензии для должностных лиц предусматривается штраф 500 тысяч до одного миллиона рублей, а для юридических в сумме одной пятой от размера доходов за предыдущий календарный год, но не менее 3-х миллионов рублей, с конфискацией соответствующего оборудования.

Для изготовителей самогона в домашних условиях при соблюдении требований к объёму производства не более 200 декалитров в год для личного использования без последующей продажи ничего не грозит. Самогонные аппараты малой мощности свободно продаются. Представители правопорядка в свою очередь не вправе осуществлять осмотр жилого помещения или другой площади на наличие незарегистрированного оборудования без наличия соответствующего постановления суда.