28.06.2020

Кафедра «Пищевые машины».


Чернову Евгению Дмитриевичу, настоящему командиру и настоящему человеку, посвящается!


Герой Советского Союза вице-адмирал Чернов Евгений Дмитриевич скончался в Санкт-Петербурге 29 января 2016 года, на 86-м году жизни. Человек-легенда, настоящий пример беззаветного служения своей Родине, своему долгу. Пример чести и совести для людей нашего и будущего поколений.

Чернов Е.Д. родился 12 марта 1930 г. в Ленинграде. Пережил блокаду. В 1946 г. поступил в Ленинградское военно-морское подготовительное училище, где преподавателями были боевые офицеры, прошедшие войну. Здесь курсанты, помимо общеобразовательных дисциплин. познавали азы военно-морского дела.

После окончания училища в 1949 г. Евгений Чернов был переведён в 1-е Балтийское высшее военно-морское училище, которое окончил в 1953 году.

Служба офицера началась в Краснознамённом Северном флоте в г. Полярном в должности командира торпедной группы дизель-электрической подводной лодки С-80 проекта 613. На этой подлодке Евгений Дмитриевич прошёл служебный путь в звании лейтенанта, старшего лейтенанта, капитан-лейтенанта. Был командиром минно-торпедной и артиллерийской боевой части. Занимал должности старшего помощника подводной лодки, допущенного к самостоятельному управлению ПЛ проекта 613.

В 1959 г. был направлен на учёбу в Высшие специальные офицерские курсы ВМФ по классу командира ПЛ. По окончании учёбы был назначен старшим помощником командира С-231 и в том же году - старшим помощником строившейся атомной ракетной подводной лодки К-16 проекта 658 (командир Ф.А.Митрофанов). Совершил на ней один дальний поход. С этого момента жизнь Евгения Дмитриевича Чернова навсегда будет связана с атомным подводным флотом.

В 1961 г. старший помощник командира капитан 3-го ранга Е.Д.Чернов получил допуск для самостоятельного управления АПЛ проекта 658 непосредственно в море.


АПЛ проект 658

В июле 1962 года К-16 принимает участие в учениях «Метеор-2» на Северной Атлантике. При возвращении на базу в районе датского пролива и южной части Гренландского моря лодка 680 миль шла подо льдом.

В декабре 1962 г. Е.Д.Чернов назначается командиром К-38 (проект 671), головной АПЛ второго поколения, существовавшего на тот момент только на чертежах. Для подготовки экипажа в Обнинском учебном центре была разработана специальная программа, рассчитанная на восемь месяцев. Е.Д.Чернов лично организовал качественное освоение экипажем новой техники, разработал и внёс ряд ценных предложений по использованию новых видов вооружения и механизмов АПЛ. По завершении теоретической подготовки экипаж убыл в Ленинград, где на стапеле Адмиралтейского завода достраивался новый атомоход.




АПЛ К-38

В 1963 г. Е.Д.Чернову присвоено звание капитана 2-го ранга.

При испытаниях в Белом море К-38 установила сразу три рекорда: полной подводной скорости, глубины погружения и глубины использования .

В 1966 году Чернов Е.Д. провёл только что построенный атомоход К-38 по Беломорско-Балтийскому каналу из Ленинграда на Север. Атомоход прибыл в Западную Лицу и вступил в состав 3-й дивизии, под командованием Героя Советского Союза контр-адмирала Игнатова Н.К.

В 1967 году Евгений Дмитриевич Чернов заочно окончил Военно-морскую академию, а осенью 1968 г. К-38 вышла в Норвежское море на боевую службу. Е.Д.Чернов первый раз повёл лодку в «автономку» самостоятельно, и с этой задачей успешно справился.

Экипаж под руководством Чернова Е.Д. прошёл длительную выучку, которая дала отличные результаты. В 1968-1971 гг. он трижды завоёвывал призы главкома ВМФ по торпедной стрельбе. В 1970 г. К-38 принимала участие в широкомасштабных учениях «Океан» в Атлантическом океане. Во время учений К-38 четырежды форсировала подо льдом Датский пролив. По итогам учений экипаж АПЛ К-38 объявлен лучшим в 3-й дивизии и вновь завоёвывает приз главкома ВМФ в состязаниях по торпедным атакам. Командир награждается орденом Ленина.

В 1971 году Е.Д.Чернов получает назначение на должность начальника штаба 3-й дивизии 1-й Краснознаменной флотилии АПЛ Северного флота, а в 1973 году капитан 1-го ранга Чернов назначается командиром 3-й дивизии, полностью перевооружённой лодками проекта 671.

В 1972, 1973, 1975, 1976 годах 3-я дивизия под руководством Е.Д.Чернова занимает первые места не только на флотилии, но и на Краснознамённом Северном флоте. Её комдив постоянно находится в море со своими подчинёнными, передаёт свой опыт и навыки молодым командирам АПЛ. Принимает участие в наиболее ответственных дальних походах, исполняя обязанности старшего на борту с правами и ответственностью командира дивизии.

В 1975 году Е.Д.Чернов получает звание контр-адмирал. В 1976 году награждается орденом «За службу Родине в Вооружённых силах СССР» 3-й степени и назначается первым заместителем командующего 1-й Краснознамённой флотилией АПЛ Краснознамённого Северного флота.

В 70-е годы Евгений Дмитриевич трижды возглавлял переходы АПЛ проектов 670 и 671 из Западной Лицы на Камчатку подо льдами Арктики.

В 1974 году под его руководством в должности командира 3-й дивизии командир АПЛ капитан 1-го ранга В.Я.Барановский перевёл К-454 подо льдами Арктики с Северного на Тихоокеанский флот. За образцовое выполнение задания, высокую выучку и профессиональное мастерство АПЛ К-454 была награждена вымпелом МО СССР «За мужество и воинскую доблесть». Валентин Яковлевич Барановский, с которым Евгений Дмитриевич прошёл подо льдом 1876 миль, впоследствии стал заместителем командира флотилии.

В апреле 1977 года впервые в флота однореакторная АПЛ К-429 (проект 670) совершила переход на Тихоокеанский флот подо льдами Арктики. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 января 1978 года за успешное освоение новой военно-морской техники, выполнение заданий командования и проявленные при этом мужество и отвагу командиру корабля Козлову В.Т. и старшему на переходе контр-адмиралу Чернову Е.Д. присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».


АПЛ К-429

В 1979 году контр-адмирал Чернов Е.Д. в качестве старшего на борту осуществляет третий переход подо льдом на Камчатку АПЛ К-320 с командиром - капитаном 1-го ранга В.Т.Аникиным. По маршруту лодка неоднократно всплывала с проломом льда.

В феврале 1980 года Е.Д.Чернов назначается командующим 1-й флотилии подводных лодок и членом Военного совета Краснознамённого Северного флота.

В этом же году командующий 1-й Краснознамённой флотилии идёт на боевую службу старшим на борту АПЛ К-524 (проект 671 РТ) с капитаном 1-го ранга С.И. Русаковым к Северному полюсу. Весь период боевой службы лодка провела под паковыми льдами. 24.03.1980 было осуществлено всплытие на Северном полюсе с приледнением и проламыванием льда. За 60 суток плавания было совершено 64 приледнения. В этом походе были проведены государственные испытания навигационного комплекса «Медведица РТМ» и ГАК «Скат».



К-524 на Северном полюсе 24.03.1980 г.

В этом же году Е.Д.Чернову присваивается звание вице-адмирал.

1982 год. Командующей флотилией вновь идёт в арктический поход подо льдами старшим на борту АПЛ К-524 (командир - капитан 1-го ранга Протопопов В.В.) для проверки возможности всплытия в искусственных полыньях, пробитых взрывами боевых торпед САЭТ-60М.

В 1983 году вице-адмирал Чернов Е.Д. идёт в море старшим на борту головной АПЛ К-239 «Карп» (проект 945). Евгений Дмитриевич, в качестве председателя госкомиссии провёл испытания Барракуды (название проекта) в Норвежском море с погружением и плаванием АПЛ на предельной глубине 600 метров. Командир подлодки капитан 2-го ранга М.Ю. Кузнецов (впоследствии командир 7-й дивизии атомных подводных лодок, контр-адмирал). В этом походе штатным помощником командира был сын Евгения Дмитриевича капитан 3-го ранга Дмитрий Евгеньевич Чернов.


АПЛ К-239 «Карп» в Норвежском море

В том же году в качестве старшего на борту и председателя межведомственной комиссии вице-адмирал Е.Д. Чернов вышел в Арктику на головном тяжелом подводном крейсере стратегического назначения «ТК-208» проекта 941, впоследствии получившем название «Дмитрий Донской», с командиром капитаном 1 ранга Ольховиковым А.В.

Самый большой подводный корабль в мире в этом походе выполнил задачи высокоширотного похода, 10 суток находился подо льдом. Были проведены натурные испытания возможности использования баллистических ракет из-под льда Северного Ледовитого океана.


ТК-208 "Дмитрий Донской"

В 1984 году Е.Д. Чернов заочно окончил Военно-морскую академию и Высшие академические курсы Академии Генерального штаба Вооруженных сил СССР.

4 августа 1985 года. Пусть этот знаменательный день навсегда останется в вашей памяти. В этот день в Норвежском море опытная АПЛ К-278 (проект 685 «Плавник») проходила глубоководные испытания. Старший на борту - командующей 1-й флотилией подводных лодок, вице-адмирал Чернов Е.Д., командир АПЛ капитан 1-го ранга Зеленский Ю.А.

На борту атомарины в этот день находилась также техническая комиссия - главный конструктор проекта Кормилицин Ю.Н., зам. главного конструктора Романов Д.А., ответственный сдатчик Чувакин В.М., сдаточный механик Леонов Л.П.

АПЛ погрузилась на глубину 1000 метров и оставалась там 51 минуту, на заключительном этапе глубоководных испытаний был совершён рывок на провал ещё на 27 метров. Итог - 1027 метров! Невероятное достижение нашего флота, которое так никто и не смог победить!

При испытании «аварийного» всплытия на 800 метрах была успешно произведена прострелка торпедных аппаратов болванками.


В том же году Е.Д.Чернов, находясь в качестве председателя комиссии и старшего на борту тяжёлого ракетного крейсера «ТК-12» проекта 941 (командир - капитан 1-го ранга А.С.Близнюк), проводит натурные испытания возможности использования баллистических ракет в СЛО из-подо льда.

В 1986 году за заслуги перед Родиной Е.Д.Чернов награждается орденом Октябрьской Революции. В том же 1986 году Евгений Дмитриевич назначен на должность заместителя начальника по научной и учебной работе в Военно-морскую академию имени Н.Г. Кузнецова. В 1988 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Обеспечение скрытности действий АПЛ силами экипажа», до 1990 года был заместителем начальника академии.

После трагической гибели в Норвежском море атомной подводной лодки «К-278» «Комсомолец» 7 апреля 1989 года Е.Д. Чернов руководил исследованием причин и обстоятельств ее гибели, возглавив комиссию, состоявшую из компетентных специалистов-подводников Военно-морской академии, которая пришла к выводам не соответствующим официальной версии главкомата ВМФ. В документе с опорой на выводы комиссии были выработаны предложения по внесению изменений в «Корабельный устав» и «Руководство по борьбе за живучесть». Комиссия провела детальный анализ действий личного состава АПЛ «Комсомолец» при борьбе за живучесть подводной лодки, вскрыв изначальные многочисленные нарушения регламента при организации на боевую службу корабля и 604-го (второго экипажа) со стороны ответственных лиц.

Е.Д. Чернов выступал в средствах массовой информации с критикой официальной позиции и оценки причин и обстоятельств гибели «Комсомольца». По фактическим выводам комиссии Военно-морской академии в 1991 году Главной военной прокуратурой было возобновлено предварительное следствие, закончившееся в 1998 году и пришедшее к аналогичным выводам. Но дело было задвинуто в «пыльный угол» вследствие воздействия на прокуратуру заинтересованных лиц, которые, стремясь уйти от уголовной ответственности, придумывали в процессе следствия всё новые и новые бредовые идеи и предпосылки катастрофы. Правда так и не была официально донесена до личного состава ВМФ.

Как человек чести Евгений Дмитриевич не мог оставить эти негативные явления на флоте без внимания. Имел мужество вступить в противостояние с главкомом ВМФ В.Н.Чернавиным и его многочисленными помощниками в отстаивании своей точки зрения по данному вопросу, вследствие чего попал в опалу и в 1990 году был уволен в запас ВМФ.

С этого момента Евгений Дмитриевич Чернов посвятил себя очень важному делу борьбы за истинное положение дел на флоте в плане безаварийности при организации несения боевой службы подводных лодок и их экипажей.

Отстаивал до конца честное имя офицеров, попавших под «раздачу» от нечестивых самодуров-начальников.

В 1992 году организовал и возглавил на общественных началах «Общество памяти атомной подводной лодки ВМФ “К-278” “Комсомолец”». Общество было создано для оказания помощи нуждающимся в ней родителям и вдовам погибших в море в период «холодной войны» и в послевоенный период подводников ВМФ, а также самим подводникам, получившим ущерб здоровью при авариях и катастрофах.

В 2002 году была издана книга Е.Д. Чернова «Тайны подводных катастроф» (Издательский дом «Нева»). Эта нелицеприятная для «заинтересованных лиц» книга, повествовала о трёх катастрофах атомных подводных лодок
«К-429» в 1983 году: той самой, которую Е.Д.Чернов переводил под льдами Арктики на Тихоокеанский флот, «К-219» в 1986 году и «К-278» в 1989 году. Эта книга - одна из первых попыток честно и нелицеприятно, преодолев барьер корпоративного замалчивания истины, ознакомить флот и общество с неизжитыми и по сей день предпосылками и причинами аварий и катастроф советских и российских подводных лодок.

Всю свою жизнь Евгений Дмитриевич Чернов посвятил беззаветному служению своей Родине, был примером доблести, чести и мужества для офицерского корпуса ВМФ. Был и останется в нашем сердце настоящим патриотом и настоящим Человеком с большой буквы!

Вечная память тебе, Евгений Дмитриевич!

Уходят от нас настоящие люди, отдавшие честно свой долг на посту.
Отцы-командиры, без лишних эмоций стоящие в вечном военном строю!
Он с нами ходил и не раз, в автономку - в глубины морские, под арктическим льдом.
Делил с экипажем походов невзгоды, делил с ним победы,
Он был наше всё!
Да, время жестоко. Редеют шеренги,
Но память забвенью не дано умертвить.
И морякам других поколений он будет звездой заполярной светить!

История металлургии свидетельствует, что с древнейших времен человек стремился улучшить свойства металлов, нагревая и охлаждая их, но незнание сути происходящих процессов не давало ему возможности управлять этими явлениями. Взаимосвязь состава, структуры и свойств железа была установлена лишь в шестидесятых годах XIX века русским металлургом Д.К. Черновым. Оригинальный аналитический ум, проницательность, интуиция, стремление к глубинному познанию природы вещей и явлений - все то, что составляло суть научного гения Д.К. Чернова, позволило ему найти объяснения, которые при тогдашнем уровне знаний никем и не подозревались. Открытия Д.К. Чернова легли в основу современного металловедения, стали источником формирования научных основ металлургии и современных прогрессивных технологий литья изделий из металлов и сплавов. Наиболее полно значение открытий Д.К. Чернова охарактеризовал известный французский ученый Альберт Портевен (Albert Portevin): «Его имя остается связанным с двумя фундаментальными открытиями, которые были отправной точкой почти всех новых исследований стали: это - понятие о критических точках стали и понятие об изменениях структуры, которые сталь испытывает при термической обработке. Чернов был провозвестником и главою новой школы; его первые труды послужили фундаментом для последующего удивительного прогресса в области металлургии стали, для которой вторжение науки оказалось поистине революционным» .

Д.К. Чернов родился в Санкт-Петербурге 1 ноября 1839 г. в семье фельдшера Монетного двора. Инженерное образование получил в Санкт-Петербургском Технологическом практическом институте, окончив его в 1858 г. с малой серебряной медалью. В 1866 г. Д.К. Чернов поступает на Обуховский завод - крупнейший центр сталепушечного производства России. Молодому инженеру поручают установить причины массового брака при производстве стальных орудий. На протяжении двух лет непосредственно в заводских мастерских под шум и грохот молотов он изучает влияние различных факторов на качество раскаленных стальных слитков и орудийных поковок. Свои замечательные наблюдения Д.К. Чернов опубликовал в 1868 г. сначала в устных докладах, прочитанных в нескольких заседаниях Русского Технического общества (ИРТО), затем и в печати - в «Записках» того же Общества за июль 1868 г. Здесь впервые прозвучала мысль о существовании критических точек, соответствующих определенным температурам структурных превращений в стали, ведущих к изменению структуры и свойств. Эти критические температуры, зависящие от содержания углерода в стали, определенные Д.К. Черновым визуально, по цветам каления поковок, были названы им – точка «а» (темно-вишневое каление), точка «b» (красное, не блестящее каление) и т.д.

Следует отметить, что лишь 20 лет спустя, в 1886 г. известный французский исследователь Флорис Осмонд успешно применил недавно изобретенный термоэлектрический пирометр Ле-Шателье для изучения структурных превращений и установления точного числового значения этих критических точек. Взгляды Д.К. Чернова на физическую природу критических точек так опередили свое время, что на протяжении нескольких десятилетий вокруг них велись горячие споры и научные дискуссии, причем в этой полемике участвовали многие из видных русских и иностранных металловедов, например, Ф. Осмонд, А. Совер, М.Г. Евангулов, А.Л. Бабошин и др.

Д.К. Чернов впервые графически изобразил влияние углерода на положение критических точек, воспроизводя при этом очертания важнейших линий диаграммы Fe–C. Можно без преувеличения утверждать, что примененный им графический метод построения диаграммы внутренних превращений в стали при достижении критических точек послужил прообразом для последующего развития диаграмм плавкости и диаграмм состояния равновесных систем и привел к возникновению, уже много лет спустя, термического анализа - основного лабораторного метода изучения растворов солей, металлических сплавов и различных веществ .

Громадное значение этого первого научного труда Д.К. Чернова определяется также тем, что в нем он обосновал и экспериментально доказал, что решающим фактором для получения стали высокого качества является термическая обработка, а не ковка, как это считалось ранее, т.е., качество стали зависит от структуры, которая изменяется после достижения определенной температуры. Открытые Д.К. Черновым критические точки стали и железа послужили прочным фундаментом для построения новейших теорий термической обработки стали. Известнейшие ученые всего мира - У. Робертс-Аустен, Дж. Арнолд, А. Мартенс, Ф. Вюст в своих работах ссылались на исследования Д.К. Чернова .

В последующие годы службы на Обуховском заводе Д.К. Чернов занимался исследованием строения литой стали, изучением причин появления различных дефектов (пузыристости, рыхлости и усадочных раковин) и способов устранения этих пороков. Результаты своих наблюдений он обобщил в 1878 г. в труде «Исследования, относящиеся до структуры литых стальных болванок», в котором, как и десять лет назад в своем революционном докладе о критических точках, развивал совершенно новые представления о природе стали, впервые показав, что сталь является кристаллическим телом. На основе наблюдений за образованием кристаллов при затвердевании воды, соляных растворов и изучения стальных слитков Д.К. Чернов создал теорию кристаллизации стали, введя такие понятия, как «центры кристаллизации», «твердые кристаллические растворы», «волновой характер роста кристаллов».

Он с исключительной наглядностью описывал течение процесса образования и роста дендритных кристаллов: «затвердевание стали идет не непрерывным нарастанием гладких слоев один на другой, а постоянным ростом разрывных кристаллов по направлению от охлаждающих стенок изложницы к центру болванки, и притом главные оси роста кристаллов должны быть расположены нормально к охлаждающей поверхности» . Строение литых слитков он рассматривал как результат трех одновременно протекающих явлений: кристаллизации стали, выделения газов и изменения объема при переходе из жидкого состояния в твердое. Огромную ценность данной работы для развития металлургии качественной стали представляли также разработанные им на основе своей теории предложения об улучшении кристаллической и химической однородности стальных слитков.

К периоду пребывания Д.К. Чернова на Обуховском сталелитейном заводе относятся также его работы по исследованию нового для русской металлургии того времени конвертерного способа получения стали. На основе расчетов он показал возможность конвертирования низкокремнистых уральских чугунов путем предварительного расплавления и перегрева их в вагранке или в другом подходящем плавильном агрегате. Так родился в 1870-х гг. «русский способ» бессемерования. В качестве средства для контроля процесса конвертирования чугуна и наблюдения за изменением состава ванны металла Д.К. Чернов использовал спектральный анализ пламени, выходящего из горловины конвертора. На основе изучения более чем 500 спектрограмм была выявлена возможность определять момент окончания продувки воздуха и, тем самым, управлять процессом конвертирования .

В 1889 г. Д.К. Чернов принял предложение конференции Михайловской артиллерийской академии (ныне – Военная академия ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого) вступить в число ее профессоров и занять кафедру металлургии. Наиболее значительным научным исследованием Д.К. Чернова в Михайловской артиллерийской академии стала работа о причинах выгорания каналов артиллерийских орудий в результате разрушительного воздействия пороховых газов высокой температуры, доложенная на заседании Русского металлургического общества (РМО) в 1912 г. В этой работе были даны физические основы теории износа и эрозии орудийных стволов. На основании тщательного анализа сложного процесса, происходящего при одновременном воздействии на металл тепловых, механических и химических факторов Д.К. Чернов пришел к выводу, что главную роль играет тепловое воздействие пороховых газов на поверхность канала. Данное им объяснение образования и развития сетки трещин, получившей название по его имени, инициировало появление научных работ, посвященных термической усталости и методике ее исследования.

В 1905 г. Д.К. Чернов был удостоен звания заслуженного профессора академии. Созданные им за годы работы в академии учебные курсы сталелитейного и чугунолитейного дела отличались высоким научным уровнем, ясным и четким изложением материала по теоретическим и практическим вопросам артиллерии. Профессорские обязанности в академии он исполнял на протяжении почти трех десятилетий. Д.К. Чернов воспитал не одно поколение офицеров- артиллеристов, посвятивших себя развитию металлургической техники и материалов для нужд военного дела. Среди них особо выделяются имена И.А. Крылова, Н.Т. Беляева, А.Г. Дубницкого, Э.К. Гермониуса, внесших весомый вклад как в практику артиллерийского производства, так и в развитие отечественного металловедения. Реализуя на практике и всесторонне развивая идеи научных открытий и теорий своего учителя, они вместе с видными русскими металлургами начала ХХ в. А.А. Ржешотарским, Н.И. Беляевым. А.Л. Бабошиным, А.А. Байковым и др. сформировали научную школу мирового уровня.

Вклад Д.К. Чернова в мировую науку и научно-технический прогресс неизмеримо велик, и его невозможно охватить в формате одной публикации. За пределами данного рассмотрения остались важные работы Д.К. Чернова, имевшие исключительное значение для судеб научного металловедения и металлургии, как то: разработка нового способа ступенчатой и изотермической закалки в горячих средах, исследование процесса пластической деформации в сталях и открытие закономерного характера распространения и распределения деформаций (линии Чернова-Людерса), разработка способа прямого получения железа и стали из руды, исследование природы твердых неметаллических включений в стали, отвергающих возможность существования в закристаллизовавшейся стали свободного углерода в виде алмазов и др.

Необычные увлечения профессора металлургии

Д.К. Чернов прожил долгую, насыщенную событиями жизнь, его разносторонние дарования и активная жизненная позиция привлекала к нему массу людей различных профессий и социального положения. Ученый состоял в переписке со многими государственными и общественными деятелями, учеными и инженерами России и зарубежья. Все это сохранилось в виде документальных свидетельств в различных архивных, музейных и ведомственных собраниях. Этот массив документов позволяет представить незаурядную и многогранную личность Д.К. Чернова, раскрыть в деталях все проявления этой щедро одаренной талантами натуры. Острый ум ученого, ухватывающий глубинные процессы явлений, и талант инженера демонстрирует Д.К. Чернов в различных жизненных ситуациях и в различных направлениях знания: и при проведении работ по разведке залежей каменной соли, и в решении вопросов воздухоплавания, и при создании струнных музыкальных инструментов.

Оставив в 1880 г. Обуховский завод, Д.К. Чернов вынужден был начать поиски средств существования для увеличившейся семьи (к этому времени у него на руках были мать, жена и четверо маленьких детей). Вместе с семьей он уезжает на Украину, арендует участок помещичьей земли на юго-западе страны в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии вблизи железнодорожной станции Ступки (ныне Донецкая область) и занимается разведкой месторождений каменной соли. Он очень рискует, вложив в это дело все свои небольшие сбережения. Но расчет оказался верным. Соединение прочных знаний по геологии и горному делу, усвоенных им в Технологическом институте, с интуицией и поразительным упорством принесло ему успех. Через три года буровых работ Д.К. Чернов открыл на глубине около 200 м залежи каменной соли в пласте толщиной 15 м, пригодные для промышленной разработки. Он обращается к российским предпринимателям с предложением организовать предприятие по добыче соли и, не получив отклика, привлекает внимание западных инвесторов. По возвращении в Петербург в 1884 г. он участвует в учреждении новой компании с иностранным капиталом - Голландского общества по разработке каменной соли в России. Голландцы без промедления заложили на выкупленном участке шахту «Петр Великий» (в память исторического пребывания русского царя в Саардаме), и промышленная разработка каменной соли в Бахмутском бассейне началась. Это сделало Д.К. Чернова состоятельным человеком, дало возможность самостоятельно финансировать свои исследования в различных областях знания, заниматься активной благотворительной деятельностью. Следует отметить, что добыча каменной соли в Донецком бассейне, одним из пионеров которой явился Д.К. Чернов, продолжается и в наши дни.

Вопросами «летания» Д.К. Чернов заинтересовался после поездки его в 1878 г. на Всемирную выставку в Париж. Он занимается теоретическими изысканиями и впервые выступает в апреле 1884 г. на заседании Воздухоплавательного отдела РТО с описанием характеристик вращающихся пластин, изогнутых по параболе. Свои многолетние исследования в области воздухоплавания Д,К. Чернов обобщает в 1893 г. докладом «О наступлении возможности механического воздухоплавания без помощи баллона». Применив к полету в воздухе принцип инерции, ученый с помощью простых расчетов доказывает: 1) с помощью пропеллера можно достигать высоких скоростей подъема тел; 2) самым выгодным подъемным аппаратом является расчлененная на элементы параболическая вогнутая поверхность (правильность этого вывода он подтверждает демонстрацией строения орлиного крыла); 3) подъемная сила элемента пропорциональна квадрату, а затрачиваемая работа - кубу скорости полета. Для создания подъемной силы он предложил использовать двухвинтовую схему; горизонтальное перемещение летательных машин обеспечивалось либо за счет наклона винтов, либо применением дополнительных движителей. Сам ученый говорил, что предложенные схемы имеют общий характер, и предлагал опытным путем установить оптимальную конструкцию. Для подтверждения своих расчетов он проводит с 1888 г. серию проверочных испытаний для определения подъемной силы и совершаемой работы при различных конфигурациях параболических пластин пропеллера.

Ученый сконструировал устройство, состоящее из машинки, заводящейся сильной пружиной, и двух взаимно перпендикулярных осей, на которые могли надеваться пластинки различных форм. Во время опытов машинка ставилась на весы и уравновешивалась. Потеря в весе давала величину подъемной силы, работа вычислялась по закручиванию пружины. Проведенные опыты подтвердили правильность основных положений, разработанных Д.К Черновым. Наблюдающиеся расхождения результатов опытов с теоретическими значениями автор работы объяснял рядом погрешностей при проведении испытаний: неточность при ручном изготовлении параболических элементов, недостаточная чувствительность весов и т.д. Чернов считал, что следующим этапом должна стать серия опытов по разработке всех деталей «свободной летательной машины». Он твердо верил в правильность своих расчетов и выводов и обратился к ИРТО с призывом о проведении совместных исследований, предлагая в качестве своей доли значительную сумму в 5000 рублей. Доклад был издан отдельной брошюрой и привлек внимание кругов, занимающихся воздухоплаванием. Высоко оценил работу Д.К. Чернова признанный специалист в вопросах аэродинамики Н.Е. Жуковский, который посвятил разбору его предложений отдельное выступление на заседании Политехнического общества в Москве в 1894 г. Указав на некоторые неточности и приближенный характер анализа, с удовлетворением отметил, что в работе раскрыта «самая суть задачи о летании». Д.К. Чернов делает попытку привлечь внимание зарубежных специалистов. Он на свои средства издает текст доклада 1893 г. на французском языке и отсылает его в Париж членам первого воздухоплавательного конгресса в сентябре 1900 г. Несмотря на всеобщий интерес, желающие выделить необходимые средства для дальнейших опытов так и не нашлись. Тем не менее, Чернов продолжал исследования на собственные средства вплоть до 1911 г.

Поистине выдающимся был вклад Д.К. Чернова в дело создания («строительства») струнных инструментов. Сначала, в 1860-х гг. это увлечение проявилось в штудировании специальной литературы, затем - в исследовании строения и звучания скрипок разных мастеров, в том числе и старинных итальянских. Были сделаны первые приближенные выводы о том, что на звуковые качества инструментов влияют, в основном, элементы конструкции. Свои выводы Чернов начал опробовать на обыкновенных фабричных инструментах «заведомо дурных качеств». Он вскрывал эти скрипки и после изменения размеров полученных фрагментов, склеивал их заново, тем самым исправляя «грубый недостаток». К изготовлению новых скрипок он приступил в 1901 г. Из воспоминаний дочери Д.К. Чернова - Александры Дмитриевны Адеркас-Черновой: «Пытаясь выявить «секрет» итальянских скрипок, отец сконструировал инструмент, который определял толщину деки при помощи целого набора камертонов. Этот прибор позволял установить, где и какая толщина деки дает ту или иную силу звука, а также тембр. Ученому удалось доказать, что секрет итальянских скрипок зависит главным образом от толщины деки и значительно меньше от просушки или обыгрывания скрипок, как считалось раньше. Отец изготовил 12 скрипок, 4 альта и 4 виолончели. Это был его отдых после напряженной научной работы. Над инструментами он работал часто в присутствии жены, которая обычно читала ему вслух газеты «Новое время» и «Сын отечества» .

С декабря 1905 г. в доме Черновых стали проводиться домашние камерные вечера; в течение трех концертных сезонов Д.К. Чернов выяснял влияние той или иной особенности конструкции на звуковые качества инструментов. С 1907 г. публичные выступления на его инструментах стал проводить квартет, в который входили известные музыканты - В.А. Заветновский, И.Ф. Гиль, И.И. Пиотровский и О. Фон-Беке. После отдельных пробных выступлений были организованы постоянные музыкальные циклы под именем «Камерные вечера квартета Заветновского на инструментах профессора Д.К. Чернова». Дмитрий Константинович принимал активное участие в подготовке камерных вечеров, консультируя и наставляя исполнителей.

В середине 1910 г. у Д.К. Чернова возникла идея сравнительного испытания своих инструментов, и он поделился ею с Николаем Федоровичем Финдейзеном - основателем и главным редактором крупнейшего российского музыкального периодического издания - «Русской музыкальной газеты». Н.Ф. Финдейзен одновременно возглавлял Правление Общества друзей музыки, учрежденного им в 1908 г. совместно с А.И. Зилоти и С.М. Сонки. Предложение Дмитрия Константиновича было с радостью принято. Музыкальное собрание, посвященное публичному испытанию качеств созданных профессором Черновым струнных музыкальных инструментов, в сравнении с инструментами старых мастеров, состоялось в Малом зале Петербургской консерватории 16 января 1911 г. В конкурсе участвовали инструменты старых мастеров: скрипки работы Гвадалини, А. Страдивари и С. Серафино, альты Гаспаро да Сало, Мантегации и виолончель работы Гварнери. Результаты конкурса оценивало авторитетное жюри, в состав которого входили крупные деятели искусства, профессоры Санкт-Петербургской консерватории. На сцене во время концерта вместе с исполнителями, отгороженными от зала занавесом, находились представители жюри и Правления Общества. По окончании конкурса, как писали газеты, «членами жюри и публикой была устроена Д.К. Чернову овация». При общем количестве баллов, полученных инструментами старых мастеров, в интервале от 40 до 58, инструментам Д.К. Чернова были выставлены следующие оценки: скрипке № 12 – 53 балла, альту – 50, виолончели – 48.

Успех музыкального собрания вдохновил Общество друзей музыки на проведение последующих конкурсов. Второй конкурс струнных инструментов состоялся 10 февраля 1913 г. в Малом зале Петербургской консерватории. В состав жюри входили преподаватели консерватории, известные исполнители того времени: проф. Л.С. Ауэр, Ю.Г. Бильдштейн, Г.И. Варлих, В.С. Васильев, И.Ф. Гиль, В.А. Заветновский, А.И. Зилоти, Б.А. Михасловский и др. Единственным членом жюри, профессионально не связанным с музыкой, был профессор металлургии Д.К. Чернов. В конкурсе приняли участие мастера струнных инструментов из разных областей России. Победителями стали молодые мастера Евгений Францевич Витачек (1880–1946) и Тимофей Филиппович Подгорный (1873–1958). Впоследствии они стали выдающимися музыкальными деятелями, создателями и руководителями советской школы скрипичных мастеров и внесли большой вклад в историю русской музыкальной культуры в качестве экспертов, реставраторов, исследователей и педагогов. Так смелое начинание профессора металлургии, вступившего в 1910 г. в соревнование с мастерством создателей старинных итальянских струнных инструментов, оказало значительное влияние на развитие музыкальной жизни России, явилось важным и решающим моментом в истории отечественного скрипичного дела.

Научные разработки и практическая деятельность Д.К. Чернова получили широкое признание как в России, так и за рубежом. Он прошел путь от коллежского секретаря (1873 г.) до тайного советника (1905 г.), был награжден орденами: Св. Владимира 4-й ст. (1868 г.), 3-й ст. (1892 г.), 2-й ст. (1905), Св. Станислава 2-й ст. (1882 г.), 1-й ст. (1894 г.), Св. Анны 1-й ст. (1900 г.), Белого Орла (1914 г.) и Командорским крестом французского ордена Почетного легиона (1900 г.). Виднейшие ученые-металлурги России, Франции (Ф. Осмонд, А. Портевен), Германии (Э. Гейн), США (Г. Гоу) и др. высоко оценили его вклад в развитие науки о металлах. Д.К. Чернов был избран почетным членом Санкт-Петербургского технологического и Санкт-Петербургского политехнического институтов; почетным членом и лауреатом Русского технического общества и Общества технологов, почетным председателем Русского металлургического общества; почетным членом Американского института горных инженеров, почетным вице-председателем английского Института железа и стали, почетным членом-корреспондентом Королевского общества в Лондоне, членом Совета Института международных экспертов.

Весной 1916 г. после тяжелого простудного заболевания Д.К. Чернов по рекомендации врачей был вынужден выехать для лечения в Крым, который вскоре из-за развернувшихся событий гражданской войны оказался отрезанным от России. Скончался Д.К. Чернов 2 января 1921 г. в Ялте.

Использованная литература

  1. Григорян Г.Г., Кожина Л.М. Музей прикладных знаний в Москве // Инженерное наследие Москвы в собрании Политехнического музея. – М., 2000. – С. 21.
  2. Григорян Г.Г., Морозова С.Г . Научно-методические основы разработки направления «История инженерной мысли России» в Государственном Политехническом музее//Теоретические вопросы истории техники и научно-технического прогресса. Сб. ст. – М., 1994. – С. 94.
  3. Portevin , Albert . Дмитрий Константинович Чернов (1839–1921) // Дмитрий Константинович Чернов (1839–1921). Очерки из жизни и деятельности, посмертные произведения и избранная переписка. – Пг., 1923. – С. 2.
  4. Нессельштраус Г.З. К семидесятилетию открытия Д.К. Черновым критических точек в стали // Заводская лаборатория. – 1938. – Т. 7. – №6. – С. 685.
  5. Ким А.М. История развития диаграммы Fe–C // Металловедение и термическая обработка металлов. – 1968. – №5. – С. 14.
  6. Чернов Д.К . Исследования, относящиеся до структуры литых стальных болванок // Д.К. Чернов и наука о металлах/под ред. акад. Н.Т. Гудцова. – М., 1950. – С. 174.
  7. Самарин А.М. Д.К. Чернов и современное сталеварение // Известия Академии наук СССР. Металлы. – 1969. – №1. – С. 81.
  8. Адеркас-Чернова А. Воспоминания о Д.К. Чернове // Вопросы истории естествознания и техники. – 1962. – №12. – С. 191.

Подготовлено по:

Морозова С.Г. К 170-летию русского металлурга Д.К. Чернова (1839 – 1921) // Металлург. – 2009. – №12. – С. 81−86.

Чернов Олег Игнатьевич
Дата рождения:
Место рождения:

г. Фрунзе (Бишкек) Киргизской ССР

Дата смерти:
Место смерти:

г. Новосибирск

Научная сфера:

геология

Место работы:

ИГД СО АН СССР (ИГД СО РАН)

Учёная степень:

доктор технических наук

Учёное звание:

профессор

Альма-матер:

Чернов Олег Игнатьевич (15.08.1928 г., г. Фрунзе (Бишкек) Киргизской ССР – 29.05.2001г., г. Новосибирск) – доктор технических наук, профессор, крупный ученый в области разработки и эксплуатации угольных, рудных и нерудных месторождений, а также геологии и разведки месторождений полезных ископаемых.

Биография

В 1951 г. окончил Геологоразведочный факультет (ТПУ).

В 1951 – 1953 гг. - главный геолог шахты «Центральная» и треста «Кемеровоуголь» (Кузбасс).

В 1953 – 1976 гг. - начальник опорного пункта, заведующий лабораторией и отделом методов борьбы с внезапными выбросами угля и газа ВостНИИ.

С 1976 г. работал в Институте горного дела СО АН СССР, в качестве заведующего лабораторией руководил исследованиями по изысканию способов направленного гидравлического воздействия на свойства массивов горных пород.

В 1964 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме «Изучение угольных пластов Кузбасса в отношении опасности по внезапным выбросам угля и газа с учетом горно-геологических условий», в 1971 г. – докторскую по теме «Исследование профилактического увлажнения угольных пластов для повышения безопасности труда в шахтах». Результатом активной научной деятельности становится присвоение О. И. Чернову звания старшего научного сотрудника (1967) и профессора (1972).

Научная деятельность

О.И. Черновым впервые в отечественной и зарубежной практике научно обоснован, разработан и внедрен на производстве метод прогноза внезапных выбросов угля и газа. Под его научным руководством создан комплексный метод управления свойствами и состоянием угольного и породного массивов для борьбы с такими опасными явлениями в шахтах, как внезапные выбросы угля и газа, горные удары, взрывы угольной пыли, эндогенные пожары.

В восьмидесятые годы О.И. Чернов обосновал новое научное направление исследований в области горных наук. Им разработан метод ориентированного флюидоразрыва горных пород, который послужит основой для создания технологий добычи полезных ископаемых нового уровня.

Награды

  • Орден Трудового Красного Знамени.
  • Знак "Шахтерская слава" трех степеней.
  • Лауреат премии имени академика А.Скочинского.
  • Государственная научная стипендия.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ

(образован в 1953 году)

__________________________________________________________

Кафедра «Пищевые машины»

Дистанционное Пищ. маш. – 14.22.2703 зчн. скр.

обучение Пищ. маш. – 11.22.1706 зчн. скр.

Пищ. маш. – 11.22.1706 зчн. плн.

Пищ. маш. – 14.22.2703 зчн. плн

М.В. Калачев, М.Е. Чернов

Оборудование отрасли.

Технологическое оборудование отрасли (хлебопекарных и макаронных предприятий)

Учебно-практическое пособие по «Технологическому оборудованию хлебопекарных и макаронных предприятий» для студентов 3 курса сокращенной формы обучения и студентов 5 курса полной формы обучения по специальности 2703 и 3, 4 курсов сокращенной формы и 5, 6 курсов полной формы обучения

^

по специальности 1706

Москва – 2004 г. 4134

УДК 664.66: 664.69

К 17

Калачев М.В., Чернов М.Е. Оборудование отрасли. Технологическое оборудование отрасли (хлебобулочных и макаронных предприятий). Учебно-практическое пособие. – М., МГУТУ, 2004

В учебно-практическом пособии в кратком и систематическом виде изложено содержание курса «Технологическое оборудование хлебопекарных и макаронных предприятий». В нем рассмотрены поточные линии производства, а также машины и аппараты, входящие в них.

После каждой темы даны вопросы и тесты позволяющие контролировать степень усвоения материала. Указан перечень лабораторных работ проводимых кафедрой «Пищевые машины» по данной специальности. Имеется словарь основных понятий.

Учебно-практическое пособие предназначено для студентов 3 курса сокращенной формы обучения и студентов 5 курса полной формы обучения по специальности 2703 и 3, 4 курсов сокращенной формы и 5, 6 курсов полной формы обучения по специальности 1706.

Проф., к.т.н. Чернов Мишель Евгеньевич

Рецензенты: директор опытного хлебозавода Цодиков Ефим Семенович; Ген. директор макаронной фабрики «Экстра-М» Зернышков Михаил Александрович
Редактор: Свешникова Н.И.
ISBN

© Московский государственный университет технологий и управления, 2004

109004, Москва, Земляной вал, 73

Тема 1. Схемы производства хлебобулочных изделий ………..…….…….. 5

1.1. Машинно-аппаратурные схемы производства

Хлебобулочных изделий …………………………………………………….... 6

Вопросы для самоконтроля по теме ………………………………….…....… 7

Тест по теме………………………………………………..………………..…. 7

Тема 2. Оборудование для транспортирования, хранения

И подготовки сырья……………………………………………………….….... 8

2.1. Транспортирование муки………………………………………………… 8

2.2. Оборудование для хранения муки………………………………………10

2.3. Просеивание муки ……………………………………………………..... 11

2.4. Оборудование для подготовки дополнительного сырья ………...…… 12

Вопросы для самоконтроля по теме………………………………………… 12

Тесты по теме………………………………………………………………… 12

Тема 3 . Оборудование для дозирования ……………………………………13

3.1. Дозаторы муки …………………………………………………………...13

3.2. Дозаторы жидких компонентов ………………………………………...14

Дозатора непрерывного действия ………………………………………….. 15

Вопросы для самоконтроля по теме………………………………………....16

Тесты по теме ………………………………………………………………....16

Тема 4. Оборудование для приготовления теста ………………………......16

4.1. Тестомесильные машины ………………………………………………..16

Тестомесильные машины периодического действия ………………..……..17

Тестомесильные машины непрерывного действия ………………….……. 19

4.2. Тестоприготовительные агрегаты ……………………………………... 19

Тестоприготовительные агрегаты периодического действия ……………. 21

4.3. Дежеопрокидыватели …………………………………………………... 22

Вопросы для самоконтроля по теме………………………………………....22

Тесты по теме …………………………………………………………………22

Тема 5. Оборудование для деления и формования теста ……………….....23

5.1. Тестоделительные машины ……………………………………………. 23

5.2. Тестоформующие машины …………………………………………….. 25

Тестоокруглительные машины……………………………………………… 25

Тестозакаточные машины …………………………………………………... 26

5.3. Способы борьбы с прилипанием теста к рабочим органам ………….. 26

Вопросы для самоконтроля по теме……………………………………....… 26

Тесты по теме ………………………………………………………………... 27

Тема 6. Оборудование для расстойки кусков теста …………………….… 27

Вопросы для самоконтроля по теме………………………………………… 29

Тесты по теме …………………………………………………………...…… 29

Тема 7. Хлебопекарные печи ……………………………………………..... 29

7.1. Тупиковые печи ………………………………………………………… 31

7.2. Туннельные печи …………………………………………………..…… 32

7.3. Расстойно-печные агрегаты ………………………………………….… 33

7.4. Механизмы для посадки и выгрузки тестовых заготовок …………… 33

Вопросы для самоконтроля по теме ……………………………………..… 34

Тесты по теме …………………………………………………………...…… 34

Тема 8. Оборудование остывочного отделения и экспедиции …….…..… 34

Вопросы для самоконтроля ……………………………………………….… 36

Тесты по теме ……………………………………………………………...… 36

Тема 9. Оборудование для производства макаронных изделий ………..…37

9.1. Макаронные прессы ………………………………………………..…… 38

9.2. Машины для резки макаронных изделий ………………………...…… 40

Вопросы для самоконтроля по теме………………………………………… 40

Тесты по теме ……………………………………………………………...… 41

Тема 10. Оборудование для сушки макарон …………………………….… 41

Вопросы для самоконтроля по теме………………………………………… 45

Тесты по теме ……………………………………………………………...… 45

Тема 11. Стабилизаторы-накопители ……………………………………… 46

Вопросы для самоконтроля по теме………………………………………… 47

Тесты по теме …………………………………………………………...…… 47

Тема 12. Участки производства специализированных

Макаронных изделий ………………………………………………………… 48

12.1. Участок производства вермишели быстрого приготовления …….… 48

12.2. Производство сырых макаронных изделий длительного хранения.. 48

Вопросы для самоконтроля по теме………………………………………… 49

Тесты по теме …………………………………………………………...…… 50

Тема 13. Тара и упаковка хлебопекарной и макаронной продукции ….… 50

Вопросы для самоконтроля по теме………………………………...…….… 53

Тесты по теме ……………………………………………………………...… 53
Некоторые формулы технологического расчета машин и аппаратов …… 53
Лабораторные работы, проводимые в лабораториях

Кафедры «Пищевые машины» ……………………………………………… 60

Тесты по дисциплине …………………………………………………….…. 60

Словарь основных понятий ……………………………………………….… 62

Ответы на тестовые задания …………………………………………...…… 64

Список литературы ……………………………………………………..…… 65

Введение

Лекции носят обзорный характер, материал имеет связь с общими техническими дисциплинами - детали машин, подъемно-транспортные устройства, технология и т.д.

Некоторые разделы требуют дополнительного самостоятельного рассмотрения, они будут указаны в дальнейшем.

Хлеб - источник белка, углеводов, минеральных веществ, витаминов и клетчатки.

В последние годы условия работы хлебопекарной промышленности меняются. Почти все хлебозаводы и пекарни приватизированы, начали действовать рыночные законы. Наметилось уменьшение потребления хлеба и соответственно его выработка. На хлебозаводах сокращаются рабочие места, консервируется технологическое оборудование, прекращаются инвестиции, а следовательно производство нового оборудования. Одновременно открываются новые пекарни, вырабатывающие широкий ассортимент хлебобулочных изделий и мучных кондитерских изделий. Однако, некоторые пекарни не выдержав конкуренции были закрыты.

В настоящее время основан выпуск отечественного оборудования для пекарен производительностью 0,2-5,0 т/сутки. Разработаны комплексы оборудования А2-ХПО, Л4-ХПМ 500 и другие для пекарен малой мощности.

Основные направления в развитии хлебопекарной промышленности в настоящее время являются:

Внедрение прогрессивных технологических схем, ускоренных способов приготовления теста с использованием оборудования позволяющего сокращать сроки технологических операций;

Значительное повышение качества изготовления машин и аппаратов, их эксплуатационной надежности;

Опережающие темпы создания технологического оборудования для небольших пекарен;

Оснащение линий, отдельных участков и машин компьютерной и микропроцессорной техникой;

Увеличение выработки хлебобулочных изделий повышенной биологической ценности, для детского питания, диетических сортов.

^ Тема 1. Схемы производства хлебобулочных изделий.
Машинно-аппаратурные схемы поточных линий на хлебозаводах и в пекарнях в зависимости от вида вырабатываемых изделий и степени механизации технологических операций бывают различными, однако операции технологических процессов осуществляется примерно в одинаковой последовательности.

Хлебопекарное производство включает отделения:

Приема, хранения и подготовки сырья (склад, транспорт и др.);

Расходных емкостей для подготовленного сырья и полуфабрикатов;

Приготовления полуфабрикатов (тестоприготовления);

Разделки теста;

Выпечки изделий;

Остывочное, фасовки и упаковки;

Экспедиции.

Склады муки и дополнительного сырья, а также остывочное отделение и экспедиция на любом заводе являются общими для всех производственных поточных линий.

Различают схемы механизированных линий: 1) для производства ржаного и пшеничного формового хлеба; 2) для производства батонов; 3) для производства круглого, подового, ржаного и пшеничного хлеба; 4) для производства сдобы и булочной мелочи.
^ 1.1. Машинно-аппаратурные схемы производства хлебобулочных изделий.

Упрощенное изображение расположения технологических машин и аппаратов, а также увязанного с ними транспортного оборудования, в соответствии с принятой технологией производства, представляет собой машинно-аппаратурную схему.

В качестве примера машинно-аппаратурных схем можно рассмотреть схему производства батонов вырабатываемых на крупных хлебопекарных предприятиях.

Прием, хранение, подготовка сырья, остывочное отделение у всех линий общие или укомплектованы аналогичным оборудованием.

Мука на производство доставляется автомуковозом. Для разгрузки его емкость подключается с помощью гибкого шланга к приемному щитку марки ХЩП-2. Затем мука по трубам аэрозольтранспортом подается в силосы типа ХЕ-160, в которых хранится 5-7 суток. Из силосов мука с помощью роторных М-116 питателей, через переключатели марки ПДЕ поступает в бункер, затем в просеиватель марки ПБ-1,5, промежуточный бункер и на автоматические весы марки ДМ-200.

Работу аэрозольтранспорта обеспечивает компрессорная станция КС, оборудованная компрессором, ресивером и фильтром. Для равномерного распределения сжатого воздуха при всех режимах работы перед питателем устанавливают ультразвуковые сопла.

При тарном хранении сахар поступает и хранится в мешках, дрожжи, маргарин, яйца, жиры - в бочках. Скоропортящееся сырье хранят в холодильных камерах.

При бестарном хранении соль, сахарный сироп, молоко, жиры молочная сыворотка доставляются специализированным автотранспортом. При поступлении в жидком виде сырье перекачивают по трубопроводам в расходные сборники, откуда через бачки постоянного уровня подаются к дозаторам.

Отмеривание жидких компонентов к тестомесильной машине осуществляется дозировочными станциями Ш2-ХДМ питающимися от бачков.

Замес опары проводится месильной машиной И8-ХТА/1, откуда нагнетателем лопастным типа И8-ХТА/3 опара перекачивается в шестисекционный бункер марки И8-ХТА/2, для брожения. Выбродившая опара лопастным нагнетателем подается во вторую тестомесильную машину для замеса теста. Туда же отмеривается порция (непрерывно) муки и оставшихся жидких компонентов дозаторами типа Ш2-ХДМ.

Замешанное тесто третьим лопастным питателем марки И8-ХТА/3 нагнетается в корытообразный бункер И8-ХТА/6. Из него выброженное тесто самотеком направляется в тестоделитель.

Для разных сортов выбирают разные типы тестоделителей. Так как для батонов можно использовать А2-ХТН; для пшеничного подового А2-ХТН1-1-Н (РТ-2М); для формового пшеничного РТ-2М; для мелкоштучных изделий Ш2-ХДА или Р3-ХДП.

Для получения хорошей батонообразной формы заготовки сначала обрабатывают на округлителе марки Т1-ХТН, где заготовкам придается шаровая форма. Затем конвейером круглые куски теста подаются на закаточную машину марки Т1-ХТ2-3-1, где им придается форма батона. «Роторно-ленточный укладчик» укладывает их на люльки расстойного шкафа типа «РШВ», после окончания расстойки специальный механизм шкафа РШВ перекладывает заготовки на под печи типа Г4-ПХ3-С (25), в рабочей камере которой производится гигротермическая обработка и выпечка. Готовый хлеб (батоны) сваливается с пода печи на циркуляционный стол накопитель А2-ХМТ. На нем производится отбраковка и перекладка на лотки контейнера марки ХКЛ, который отводится в остывочное отделение.
^ Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Какие технологические процессы происходят при производстве хлебобулочных изделий?

2. Какая машина-аппарат является определяющей (главной) при производстве хлеба?

3. Какое оборудование одинаково используется в производстве (машинно-аппаратурных схемах) хлеба и макаронных изделий?

4. Какая машина-аппарат является определяющей при производстве макаронных изделий?
Тесты по теме:

1. Какие производственные отделения являются общими для всех поточных линий? Почему именно?

А) остывочное отделение и склад; б) тесторазделочное отделение; в) пекарное отделение.

2. В производстве хлебобулочных изделий различают механизированные линии:

А) производство ржаного или пшеничного формового хлеба; б) производство батонов; в) производство круглого подового хлеба; г) всех выше перечисленных линии.

3. Головным устройством (машиной) в производстве хлеба является: а) тестомесильная машина; б) тестоделитель; в) печь.

4. Головным устройством (машиной) в производстве макаронных изделий является:

А) макаронный пресс; б) сушилка; в) стабилизатор-накопитель.

5. Общим участком при производстве хлеба и макаронных изделий является:

А) хранения и обработки; б) замеса теста; в) формования.
Тема 2. Оборудование для транспортирования, хранения и подготовки сырья.
^ 2.1. Транспортирование муки.

Мука на хлебозаводах хранится в силосах бестарным способом или в мешках - тарным способом.

На современных и проектируемых предприятиях применяют бестарное хранение муки. Транспортировка муки между предприятиями может осуществляться в мешках - тарным способом или в специальных автомуковозах или железнодорожных платформах - бестарным.

Внутри завода мука может транспортироваться с помощью шнеков, норий, цепных транпортеров - механическим транспортом. При бестарном хранении мука может еще транспортироваться с помощью пневмо или аэрозоль-транспорта, или смешанного транспорта.

Принцип действия пневмотранспорта основан на сообщении муке скорости, с которой поток воздуха перемещается по трубам при концентрации в пределах от 0,5 до 4 кг/кг воздуха. Эти установки могут работать при нагнетании воздуха в систему (низкого давления), или на всасывание.

В нагнетательных аэрозольтранспортных установках мука насыщается воздухом (аэрируется) и перемещается по трубам при концентрациях до 200 кг/кг воздуха (высокое давление).
Показатели пневматического и аэрозольного транспорта приведены в таблице № 1.

Таблица № 1


Показатели

пневмо

Транспорт


аэрозоль

Транспорт


концентрация кг/кг

0,5 - 4

20 - 200

скорость воздуха м/сек

16 - 25

5 - 7

диаметр трубопровода мм

75 - 300

20 - 100

избыточное давление МН/м 2

0,03

Или разрежение


0,25

конструктивные различия:

нагнетатели

вентилятор или воздуходувка

компрессор с рессивером

разгрузители

циклон и фильтр

нет

Установки аэрозольтранспорта имеют ряд преимуществ перед пневматическими: меньше диаметр трубопровода, не требуются громоздкие фильтрующие устройства, производительность больше т.к. больше концентрация смеси.

Бестарное хранение и транспортировка муки по сравнению с тарным способом хранения и транспортировки имеет ряд преимуществ: 1) исключение тяжелых физических работ, весь процесс механизирован; 2) возможна автоматизация процесса; 3) экономия на таре (мешках); 4) уменьшается распыл (потери) муки; 5) мука аэрируется, улучшается ее качество; 6) улучшается санитарное состояние производства; 7) снижаются эксплуатационные расходы; 8) для крупных и средних предприятий экономится электроэнергия; 9) экономится площадь.

К недостаткам пневмо- и аэрозольтранспорта следует отнести: 1) возможность завалов в трубопроводах; 2) накопление зарядов статического электричества в трубопроводах, силосах (их стенках) матерчатых фильтрах, что может при определенной концентрации мучной смеси вызвать искрообразование и взрыв; 3) требование повышенной квалификацией (на периферии не всегда есть) обслуживающего персонала - компрессовщика.

Для предотвращения завалов в трубах необходимо соблюдать последовательность пуска и останова аэрозольтранспортных линий: при пуске сначала производится продувка сжатым воздухом в течение 1-2 мин всей линии от питателя до приемной емкости, после чего мука загружается в мукопровод; при остановке сначала прекращают подачу муки и продувают линию (в течение 1 мин) до полного удаления муки. Радиус изгиба труб должен быть не менее 10 диаметров трубы.

Для облегчения ликвидации завалов (пробок) муки при монтаже мукопроводов устанавливают продувочные штуцера перед коленами, двойными и простыми отводами, а также перед каждым разветвлением. При использовании центральных компрессорных станций для обслуживания двух или более одновременно работающих питателей перед каждым устанавливают регулятор расхода и давления воздуха.

В процессе бестарного хранения муки в емкости могут возникать слои уплотненного материала, так называемые статические своды. Кроме того, своды могут образовываться и при истечении материала, если возникающее в материале напряжение не превышает прочности свода. Сводообразование затрудняет разгрузку емкостей и приводит к неустойчивой работе пневмотранспортной установки.

Экспериментами доказано, что своды могут не образовываться, если геометрические параметры емкости выбраны в соответствии с физико-механическими свойствами сыпучего материала.

Так макаронная мука (крупчатка) имеющая крупитчатую структуру и большую плотность, чем хлебопекарная, 700 кг/м 3 против 550 кг/м 3 , соответственно, лучше транспортируется пневмотранспортом, чем аэрозоль. Автомуковоз перевозящий крупчатку разгружается в два раза дольше, чем с хлебопекарной мукой.

При эксплуатации бестарных складов хранения муки необходимо учитывать, что твердые частицы муки, взвешенные в воздухе, составляют дисперсную систему - аэрозоль. При транспортировании муки происходит электризация аэрозоля, в результате возможен взрыв.

Взрывоопасная концентрация смеси лежит в пределах от 20 до 100 г на 1 м 3 воздуха. Для снятия статического электричества необходимо заземлять трубопроводы и другие элементы аэрозольтранспорта.

Питатели используются для создания смеси муки и воздуха необходимой концентрации.

Питатели делятся на шлюзовые (барабанные), шнековые и камерные. Последние являются питателями периодического действия.

Основной недостаток шлюзовых питателей - большая утечка сжатого воздуха обратно в бункер. Геометричность шлюзовых питателей, зависящая от величины зазоров между корпусом и ротором, а также между ротором и крышками, сильно снижается вследствие деформации вала. Деформацию вызывает большой перепад давления в зонах загрузки и выгрузки материала, ведущий к повышенному износу лопастей ротора. Для улучшения герметизации увеличивают жесткость конструкции, применяют регулируемые бронзовые накладки на лопасть, повышают точность обработки сопрягаемых поверхностей ротора и корпуса.

Достоинством питателя является простота, малогабаритность, малый расход энергии.

В отличие от шлюзовых в шнековых питателях утечка воздуха не превышает 10-15%, что достигается главным образом в результате образования пробки из материала на входе в камеру. Основной недостаток шнекового питателя - высокий удельный расход энергии, затрачиваемой на перемещение и уплотнение муки.
^ 2.2. Оборудование для хранения муки.

Хранение необходимо для создания запаса муки на 7 суток и одновременно для созревания ее, что улучшает хлебопекарные свойства.

К классификации склада и его устройств.

Склад для хранения муки может быть бестарным (БХМ) и тарным (в мешках). При бестарном хранении силоса могут устанавливаться в помещениях - закрытого типа и вне зданий - склад открытого типа.

Силоса для БХМ используются различной конструкции - круглой или прямоугольной формы, горизонтальные или вертикальные. Материалом является сталь, бетонные плиты, полимерные материалы, или армированная резина. Последние используются для силосов малой вместимости с целью установки в пекарнях.

Для БХМ чаще используются цилиндрические силоса типа ХЕ-160. Промышленностью выпускается А2-Х2-Е-160А вместимостью 50,7 м 3 , А2-Х3-Е-160А вместимостью 48 м 3 , А2-Х3-Е-160Б - 34 м 3 .

Для БХМ могут применяться силоса М-111, А1-ХБУ, А1-ХБЮ и др.

Силос типа ХЕ-160 представляет собой цилиндр с нижней конусной частью, наклоненной под углом 60 0 к горизонту. Для лучшей разгрузки в конусе устанавливаются трубы и ложное днище в виде решеток с натянутым на них бельтингом, куда подают сжатый воздух, разрушающий своды и аэрирующий муку.

В крышке бункера имеется отверстие, над которым установлен встряхивающий фильтр. Для осмотра и обслуживания имеется люк.

Для строительства склада муки открытого типа часто используют бункера марки ХЕ-160А. Тогда конусная часть бункера с подвесным питателем закрыта юбкой цилиндрической формы от атмосферных явлений, а самовытряхивающийся фильтр ХЕ-161, на верхней крышке бункера закрыт специальным кожухом.

При тарном хранении муки в мешках их укладывают по партиям на стеллажах в штабели тройниками или пятериками не более 8 мешков в ряд по высоте при ручной укладке, а при использовании автопогрузчиков - в 12 рядов.

Между группами штабелей должны быть проходы не менее 0,75 м, от стен - 0,5 м, для проезда электропогрузчиков 3,0 м. Температуру в мучных складах следует поддерживать не ниже 8 0 С.
^ 2.3. Просеивание муки.

Просеивающие машины предназначены для очистки муки от посторонних примесей. Одновременно с просеиванием муки происходит разрыхление и аэрация, что улучшает ее качество и увеличивает выход. Частицы продукта прошедшие через сито называются «проходом», а не прошедшие - «сходом».

К классификации просеивателей.

Просеиватели имеют сита цилиндрические или плоские, совершающие вращательное или возвратно-поступательное движение. При неподвижных ситах просеиватели имеют специальные побудители.

Сита выполняются из металлической проволоки или штампованными из тонкого листа. Подразделяются по номерам, которые соответствуют размеру ситовой ячейки в мм. Для просеивания пшеничной муки используются сита № 1-1,6, для ржаной - № 2-2,5.

На хлебозаводах и в пекарнях применяют контрольное просеивание, для этого можно использовать просеиватели типа «Бурат» - ПБ-1,5, ПБ-2,85; Ш2-ХМЕ (Воронеж) с вращающимися ситами. Производительность ПБ-1,5-3 т/ч, а Ш2-ХМЕ - до 11 т/ч.

В пекарнях используют малогабаритный просеиватель МПМ-800 М, который по конструкции аналогичен просеивателю «Пионер». Производительность МПМ-800 М - до 1400 кг/ч.

В просеивателях с неподвижным ситом системы «Пионер» рабочим элементом является неподвижное цилиндрическое сито, расположенное вертикально, относительно которого мука перемещается посредством шнека.
^ 2.4. Оборудование для подготовки дополнительного сырья.

Дополнительным сырьем при хлебопекарном производстве считается молоко, сахар, жир различные улучшители и т. п. Для равномерного распределения при замесе теста указанное сырье используется в жидком виде: сахар растворяется, прессованные дрожжи распускаются, а жир растапливаются. Одновременно растворы легче транспортировать и точнее дозировать.

Для растворения сахара и прессованных дрожжей используются пропеллерные мешалки Х-14, для растапливания жира (маргарин, сливочного масло) применяется жирорастопитель Х-15Д. Это бачок с коническим днищем, рубашкой для подачи горячей воды и пропеллерной, вертикальной мешалкой. Для эмульгирования жиров применяется установка ХЭЖ. Для приготовления заварки используется заварочная машина Х3М-300.

Соль растворяют до получения насыщенного раствора и затем фильтруют, очищая от примесей. На производстве применяются солерастворители типа ХСР, Т1-ХСБ, Т1-ХСУ и др. В зависимости от сорта хлеба содержание соли в тесте составляет от 1,0-2,5 %, по муке.
Вопросы для самоконтроля