25.09.2019

Как найти свое предназначение в жизни? Как выбрать профессию, если не знаешь чего хочешь.


Самому трудно разобраться, если даже интересов много. Ведь нужно знать, какие бывают профессии: что делает человек, с каким объектом он работает и какие требования предъявляет данная профессия к человеку. Вот это и нужно знать при выборе профессии.

По правде сказать, для каждого из нас есть штук десять подходящих и приятных профессий. Но десятью путями не пойдёшь: надо выбрать самую приятную и самую подходящую профессию.

От чего же зависит выбор профессии?

Тут мы вам Америку не откроем. Выбор профессии зависит от интересов, способностей, ценностей выбирающего человека, возраста, материальных возможностей и планов семьи, от места жительства. Но даже если вы всё это знаете про себя, что же делать с этими знаниями? И как понять, на какую профессию они указывают? Есть два пути: пробовать самому ставить себе диагноз или довериться мне.

Как выбрать профессию самому

Попробуйте пройти тесты. Есть профориентационные тесты и есть тесты на профессии . Пробуйте то и другое. Есть методика 7 шагов для выбора профессии . Она не тест, но помогает разобраться в своих желаниях. Можно, наконец слушать интервью с профессионалами, читать книги о профессиях и даже пробовать поработать на каникулах в какой-нибудь компании и внимательно присматриваться, что там делают люди. И всё это очень может помочь, но если не помогло, то помогу я.

Изображение: proprof.ru

В этой статье я описываю сценарий проведения сеанса профориентации в феноменологическом ключе, который лежит в основе гештальт-подхода. Как и многие другие техники, он родился спонтанно и потом помогал мне не раз. Он может быть полезен как для работы консультанта, так и в качестве инструмента . Если вы хотите сами для себя ответить на вопрос "Кем мне быть?", вы можете проделать описанные действия самостоятельно устно или на бумаге или найти человека, которому вы доверяете, показать ему эту статью и попросить его помочь.

Для общности мы будем исходить из того, что вы являетесь консультантом, и к вам пришел растерянный клиент, который заявляет, что не знает, кем он хочет дальше работать.

Сценарий состоит из четырех этапов.

Этап 1 . Целью этого этапа является выяснить, какие виды деятельности в принципе способны доставить человеку удовольствие и воодушевление. Ведь новая работа должна приносить радость, а иначе - какой смысл обращаться к консультанту? Для этого задаем человеку вопрос: "Вспомните, чем вы вообще занимались в течение последнего месяца?" и внимательно слушаем, что он скажет. Очень вероятно, что вы быстро получите ответ: "Да ничем" или "Ну, всякой ерундой" или что-то подобное. Это не должно вас останавливать. На этом этапе требуется большое внимание и настойчивость. Главное - не позволять клиенту забегать вперед и делать преждевременные выводы и оценки: "Ну, это... это ж не годится в качестве работы". Цель сейчас в другом. Нужно расспрашивать человека о подробностях его повседневной деятельности, пусть даже самой обычной, и выяснять, что в ней вызывало наибольший интерес и подъем энергии.

Например, человек говорит, что целыми днями смотрел телевизор. Нужно выяснить, какие именно программы смотрел, что предпочитает? Какие моменты были наиболее интересны и почему? Был ли опыт, подобный тому, что он увидел в телепрограмме, или желание его получить. В итоге нужно выделить какую-то деятельность, которая хотя бы потенциально вызывает интерес и способна принести радость. Например, в случае с телевизором "Смотреть передачи о животных", в случае с компьютерными играми - "Играть в стратегические игры, где нужно строить виртуальные города" и т.д. Да, и таких видов деятельности нужно найти не менее пяти.

Этап 2 . Для каждого из найденных на предыдущем этапе видов деятельности нужно провести следующий мысленный эксперимент. Даёте клиенту такую инструкцию: "Представьте, что вы завтра весь день занимаетесь . Расскажите подробно в настоящем времени, как это будет происходить и в какой последовательности". И вот, например, клиент начинает рассказывать: "Я встал утром в 8 часов, пожарил себе яичницу и сел смотреть канал про животных. В программе показывают морских львов. Мне нравится смотреть на то, как они двигаются в воде. Я вижу, как они ловко плавают и ловят рыбу. Мне жалко, что присутствие человека в среде их обитания ухудшает жизнь морских животных...". Здесь нужно внимательно следить за проявлениями (феноменами) клиента, сопровождающими рассказ. Возможно, вам откроются интересные детали. Например, вы увидите, что клиент рассказывая, проявляет скуку или неприязнь, и тогда нужно проверить, действительно ли ему нравится то, как он проводит свой вымышленный день. Или, наоборот, вы обнаружите воодушевление клиента, когда он упоминает какие-то второстепенные детали, сопровождающие рассказ о том, что он делает. Возможно, это приведет к тому, что на данном этапе какие-то виды деятельности отсеются или изменятся.

После завершения рассказа нужно задать такой вопрос: "Назовите, пожалуйста, буквально несколькими словами, что именно вы делаете, когда выполняете все то, что прозвучало? Какое в этом ваше намерение? Что вы этим приносите миру?" Фраза должна быть краткой, и содержать квинтэссенцию описываемой деятельности. Например, "изучаю природу Севера", либо "сохраняю редких животных", или даже, например: "обучаю детей", если окажется, что клиент каждый раз после просмотра пересказывает содержание передачи своему маленькому сыну и его приятелю. Получилось? Поздравляю, вы только что произвели так называемую феноменологическую редукцию и выделили из рассказа смысловое ядро описываемой деятельности, глубинную интенцию человека, тесно связанную с его уникальной системой ценностей. Назовём её "намерение". Для каждого из пяти видов деятельности нужно найти своё намерение.

Этап 3 . Этот этап требует от клиента креативности и кругозора. Перед клиентом нужно поставить задачу: "Для каждого из полученных намерений подберите три профессии, которые, по вашему мнению, их реализуют". Важно поддерживайте клиента в нестандартных идеях, ибо здесь и начинается самый креатив. Например, "изучать природу Севера" может и ученый-теоретик в кабинете института, и зоолог в экспедиции на исследовательском судне, и оператор системы спутникового наблюдения Земли. Если человек не очень представляет, какие вообще бывают профессии, и затрудняется, вы можете ему помочь, предлагая свои варианты: "Мне кажется, могут реализовать люди . Как вы думаете, так ли это?"

Для каждого намерения нужно найти не менее трёх профессий. В результате у вас должен получиться список из 15 профессий, которые в той или иной степени соответствуют системе ценностей вашего клиента, а значит - несут для него наибольший смысл на данном жизненном этапе. Не этого ли мы хотели добиться?

Этап 4 . Этот этап можно выполнить вместе, либо клиент может проделать его самостоятельно. Вернее, даже не так. Он вряд ли сможет его не проделать:). Получив список из 15 профессий, он наверняка начнет идентифицироваться с ними, "примерять" на себя и сортировать по степени соответствия своей личности. Можете помочь ему в этом, попросив выбрать из списка то, что ему нравится в наибольшей степени, обсудить перспективы и возможные трудности на пути к новой профессии, как их видит клиент. В любом случае, дальнейшая работа с клиентом перейдет из области "Что делать?" в более практическую область "Как этого достичь?".

Все примеры в этом сценарии вымышленные, все совпадения являются исключительно моими проекциями:). Цифры пять и три (пять видов деятельности и три профессии на одно намерение) кажутся мне оптимальными, но их можно менять в ту или иную сторону в зависимости от того, как движется процесс. //

Здравствуйте. Меня зовут Настя. Мне 19.

Есть молодой человек, с которым встречаюсь 3 года. Про него я расскажу чуть позже. Так тоже далеко не все гладко. В общем в школе я не знала, кем мне пойти учиться. И я решила стать косметологом. Да мне нравятся всякие масочки, уход... Но для этого нужно поступать в медицинский. Я поступила и вот почти отучилась год. Вы, как психологи, должны были слышать об учебе на лечебке. То есть это просто ад и все. Я хотела учиться в любом университете, кроме первого меда. Но родители захотели для ребёнка самого лучшего. В общем, да, я здесь.

Я как бы и люблю учиться и ответственная, но здесь такая нагрузка, что даже я не могу это выдержать. У меня выгорание. Я больше не хочу здесь учиться. Я не хочу тратить 10 лет жизни только на учебке (6 на общего и 4 аспирантура + курсы...) И вот я хочу уйти, но не знаю, куда. Я не знаю, чего я хочу. Мой молодой человек говорит пойти в тех вуз, потому что у меня многое получается. Да, у меня баллы лучше, чем у остальных по математике и информатике здесь, но не с медицинской стороны, я думаю, что не справлюсь. Я думаю о чём-то, что имеет общее между медициной и технологией, исчислениями, потому что медициной я прониклась. Но как же цель с косметологией? И да, я планировала уехать заграницу учиться, но потом поняла, что раз я здесь не могу выучиться, то на другом языке я тем более ничего не смогу.

Проблема ещё в финансах. Я учусь по целевому. Если сдавать ЕГЭ, то и за курсы придётся платить. Да и за полгода я не успею подготовиться. А может я вообще не хочу в тех. Я опустошена. Где вообще я? Почему у всех все хорошо, а я, как белая ворона. Кто я? Я не знаю. Я не знаю, чего хочу. Думаю даже пойти на курсы и делать реснички, чтоб как-то подзаработать летом, потому что не летом не могу, учеба занимает и день и ночь. Я надеюсь, вы мне сможете помочь, потому что я только сейчас осознала своё состояние и оно меня очень пугает. Внутри будто пустота...

Пожалуйста, помогите разобраться себе.

Настасьюшка

Светлана Дьяченко

Администратор , Россия

Настасьюшка, Настя, здравствуйте!
Расскажите, пожалуйста, о своих увлечениях и интересах.
К чему Вы чувствуете у себя способности?
Какой результат общения с психологом был бы Вам полезен?

Я даже сама не знаю, что мне нравится
Я люблю путешествовать, нравится изучать язык. Но я не очень хороша в гуманитарных предметах, но я люблю читать. Так же меня интересует интерьер, но я не умею рисовать. Так же нравится фотографировать, но не уверена, что смогла бы заниматься этим на постоянной основе. Так же я люблю пунктуальность и точность, так что не против чего-то в этой сфере. Но разбор всяких офисных бумажек/точно не мое.

Предполагаю, что не смогу работать на однообразной работе. Как Вы поняли, мне нравится ухаживать за собой. Нравится разбираться во всяких кремах, масочках... Я достаточно стеснительна и даже боюсь разговаривать по телефону, но это исправимо, я знаю. До ЕГЭ занималась танцами около 5 лет, но никогда особо не выбивалась в состав лучших. Раньше думала о поступлении на генную инженерию, но в России с этим плохо. Может я бы рогов б на аппаратную косметологию, но там, вроде, тоже нужно мед образование. Я не знаю, если ли за границей какие-то места для обучения именно косметологии. Потому что я считаю, что это не так важно копаться во внутренностях людей, чтобы делать Ботокс.

И да, меня не пугает расчлененка и кровь, и все такое. Анатомию проходим на влажных препаратах. Я думаю о том, что хочу учиться где-то, где я могла тратить время ещё на свою жизнь. В медицинском же я пропущу всю молодость там. Да и про детей не хочу забывать. Я знаю, что сейчас есть много людей, которые занимаются чём-то на дому, делают свой бизнес и получают не малые деньги. Да, может и я хочу все и сразу и ничего не делать. Но я понимаю, что не все так просто. Может бы и родители меня бы поддержали (хотя без образования вряд ли), но я просто не могу найти себя. Мне кажется, что все чем-то интересуются и знаю, чего они хотят, а я нет. И обидно, что я трачу много времени на это. На этом фоне мне кажется, что я начинаю стареть. Хотя мне только 19!!! И я это осознаю, но там внутри скребёт. Я до сих пор говорю, что мне 17. Я знаю, что многие взрослые посчитают, что я совсем поехала и все хотели бы вернуть мои годы, но простите, я ничего не могу поделать. Кстати, мой молодой человек тоже иногда говорит об этом. И может если Вы мне сможете помочь, то я бы смогла и его как-то подбодрить.

Светлана Дьяченко, ну, я думаю, что по телефону не очень хорошая идея, потому что я пока не очень комфортно себя чувствую, а вживую нет времени. Так что может остаться здесь, если Вам не сложно.

Настасьюшка

Печально, что столько написала
А ответа так и не дождалась

Настасьюшка

Светлана Дьяченко

Администратор , Россия

Настасьюшка, психологи отвечают по мере возможности, в свободное от основной работы время.

Здравствуйте, Анастасия!
При прочтении Ваших сообщений у меня сложилось полное понимание, что Вы хотите работать в косметологии. Если исходить методом "от противного", то косметология - это единственное, что не просто для Вас приемлемо, но даже и нравится.
Зачем Вам аспирантура? В аспирантуру идут те, кто хочет работать преподавателем в ВУЗе, либо те, кто хочет заниматься научными исследованиями и т. п. Поэтому, чтобы получить именно медицинское образование, Вам необходимо 6 лет, 1 год вы уже, как я понял отучились.
Какие-то курсы по косметологии Вы можете проходить параллельно с учебой, поэтому срок 10 лет сокращается вдвое - 5 лет.
Поскольку Вы хотите связать свою жизнь с косметологией, то и к учебе можно относиться как помощнице Вам в этом деле. Учеба Вам даст компетенции в нужных Вам вещах, Вы получите нужные знакомства с учеными людьми в Вашем городе и т. п.
Вы не обязаны заканчивать ВУЗ на отлично. Человек должен учиться тому, что ему нравится, можно обучаться в Вашем Вузе в нужном для Вас ракурсе.
Конечно, если Вы не сможете изменить Ваше отношение к учебе, то 5 лет насиловать себя не стОит.
Но бросать и поступать заново куда-то - это терять 1 год. И не факт, что в другом месте пойдет.
Как смотрите на то, чтобы пересмотреть свое отношение к нынешней учебе и учиться тому, чему вы хотите (брать интересные вам курсовые, связанные с косметологией, кожей и т. п.)?

Что значит быть взрослым? Это когда ты сам себя содержишь, когда не советуешься с родителями при принятии решений, когда у тебя есть дети, или когда гуляешь допоздна, живешь один, а, может быть, это когда у тебя есть собака, за которую ты несешь ответственность? Наверное, ничего из перечисленного.

Когда предстоит сделать выбор будущей профессии, кажется, что знаешь, чего хочешь , хотя так не у всех. Изнанки профессии не знаешь, поэтому кажется, что все так здорово, потому что видно только результат. Внешнюю сторону: командировки и яхты, машины и вечеринки. Суть профессионализма, наверное, и есть в том, что как бы трудно человеку ни было, результат выглядит так легко и просто, будто это под силу каждому. В 17 лет вообще часто кажется, что вот сейчас ты уже точно взрослый и знаешь, что делать дальше, но это совсем неправда. Потому что не знаешь примерно вообще ничего.

Ну, вот, сейчас окончу школу, поступлю, и все. Ну, вот, сейчас окончу институт, и все. Ну, вот, окончил институт, и что? Я снова не знаю, кем хочу стать, когда вырасту.

В детстве казалось, что 25 лет – это уже старость , что все дети маминых подруг такие взрослые. Было непонятно, почему их родители так не считают, почему про этих взрослых двадцатипятилетних детей рассказывают какие-то совершенно подростковые истории. А сейчас понятно. Быть взрослым совершенно не хочется, и когда оказывается, что эта грань незаметно стерлась, и ты уже им стал, как на краю обрыва, хватаешься за любой шанс, лишь бы подольше остаться как бы ребенком. Бежишь подальше от квитанций и планирования бюджета на тусовку с друзьями, к маме на пироги или за кофе в другую часть города, когда все дедлайны превращают твою совесть в пепел. В конце концов, идешь в магистратуру. Как говорят во «ВКонтакте»: «Магистратура – это один из способов избежать взрослой жизни».

Среди моих знакомых сверстников (20-30 лет) многие люди не знают, кем хотят быть, хотя у них есть образование и работа. Надо сказать, что не все и после 30 знают, кем хотят быть, просто работать хоть кем-то надо в любом случае. Это, кстати, удобная и забавная отмазка «Когда вырасту я…», а пока просто поболтаюсь. Я получила высшее образование, а что с ним делать пока не совсем понимаю. Мне еще повезло в некотором роде, никем другим мне быть не хотелось с детства. А сейчас получается, что журналистское образование у меня есть, а журналистики в стране нет (почти). Есть вариант не быть занудой и простить себе работу не по профессии, главное – морально настроиться. Гуманитариям, например, в этом смысле еще везет, выбор профессии шире, чем у некоторых узкоспециальных технарей. С журналистским образованием, конечно, можно работать чуть ли не везде. На этом месте возникает аргумент: не все люди работают по специальности, не у всех образование есть вообще, и им это не мешает. Тогда дойдет до того, что непонятен смысл и ценность полученного образования, если где-то без него люди живут лучше.

Так много цифрового вокруг , на раз-два появляются какие-то популярные блогеры, люди, которые «раскрутили» свой бизнес, ну кому тут захочется тухнуть в офисе, не то чтобы на заводе. Если еще лет пять назад кругом были одни юристы и экономисты, то сейчас кругом одни фрилансеры, блогеры и мотиваторы. Так что ни на какую скучную работу ходить не хочется, тем более, если там толком не платят, а чем бы таким заняться, чтобы все сразу – найти непросто. Надо сделать оговорку о том, что работа не обязана доставлять удовольствие и устраивать во всем? Кто хочет, конечно, находит, и работу, и занятие интересное, и где заработать.

Может быть, знать, кем будешь, когда станешь взрослым и не нужно. Не копаться и не требовать от себя строгой определенности. Просто заниматься тем, что нравится сейчас, приносит деньги и пользу себе или окружающим и не отказываться от шансов, которые иногда подбрасывает жизнь?

Как определиться с профессией, если ни одна из них не привлекает? Вопрос, конечно, нужно было задать себе намного раньше, а не в 34 года, но я с детства не знаю, кем хочу быть. Словно застряла в 17-летнем возрасте, когда все выбирали дорогу, по которой им идти, а я так и не смогла определиться. Проходила разные тесты, пыталась вспомнить, во что любила играть, за что меня хвалили, что делала лучше других, но от этих размышлений стало только тошно. Выяснилось, что особых талантов у меня нет, увлечений тоже, а детство прошло в больнице (у меня проблемы с ногами). Гоняюсь за профессией как за миражом. Как только кажется, что определилась, проходит время и понимаю, что это снова не то. В данный момент работаю в торговле, но на работу хожу как на каторгу. Я пыталась представить себя через 5, 10, 15 лет, но определиться все равно не получается. Чувствую, что жизнь стоит на месте.

Елена, 34 года

Так бывает, что люди, получив одну профессию и даже проработав в ней некоторое время, получают еще одно образование и «находят себя» в новой области. Возраст - не помеха. Наоборот, ваш опыт, даже если вы и сейчас не знаете, чего именно хотите, подсказывает, чего вы не хотите и что вам точно не интересно.

Что именно оказывается самым трудным в вашей нынешней работе? Само ее содержание? Необходимость все время быть на ногах (вы указывали на какие-то проблемы, связанные с ногами)? Необходимость общаться с большим количеством людей? Отвечайте на самые простые вопросы, когда думаете о возможной работе. Не ограничивайте себя тем, что вы чего-то не знаете или не умеете. Должна ли работа быть связана с общением с людьми (клиентами, учениками, потребителями тех услуг, которые вы могли бы предоставлять) или вы предпочли бы большую изоляцию? Хотели бы вам работать в большом коллективе или нет? Представьте себе несколько «картинок» идеального рабочего места. На что это похоже?

Что вы запретили себе когда-то в юности? Возможно, какой-то ваш смелый выбор не поддержали родители в 17 лет? Может быть, ваш интерес где-то там и остался? Может быть, вы хоть немного мечтали о таких профессиях, о которых и заикаться не стоило в вашей семье, ибо такие занятия считались чем-то недостойным? Ничем не ограничивайте свою фантазию. Уже общие ответы и «рисование картинок» в воображении дадут подсказки, куда вы можете направить свой интерес.

Не заглядывайте в будущее - что там будет через 5,10,15 лет. Ведь проблема самореализации стоит прямо сегодня. Вы жалуетесь на отсутствие реализации только в профессиональной жизни и не проясняете, довольны ли реализацией себя и тем, как разворачивается жизнь в других значимых областях. Возможно, такой отчаянный профессиональный поиск себя связан с тем, что вы не очень довольны своей жизнью и в других сферах? Насколько вам удается устанавливать отношения и удерживать интерес к людям? Возможно, поиск профессии - не самостоятельная проблема, а только ее часть?