03.07.2020

Как ньют превратился в зомби. Зомби в реальной жизни


Из телевизионных фильмов вы уже знаете все до мелочей. Существование человека превращается в ежедневную борьбу за выживание. Придется запасаться водой, едой, медикаментами и оружием. Причем в этом случае револьверы и винтовки никогда не будут лишними. Если люди хотят выжить, они должны бежать прочь от густонаселенных районов. В идеале необходимо найти тайный бункер, защищающий от нашествия блуждающей и вечно голодной орды. Легионы зомби увеличивают свои ряды с космической скоростью. Они охотятся за любым человеком, встретившимся им на пути разрушенной цивилизации. Так описывают зомби-апокалипсис телевизионные проекты.

К счастью для нас, с биологической точки зрения нашествие зараженной нечисти на планету невозможно, и вот почему.

1. Погодные условия: ад

В условиях тропических широт в августе месяце наступает невыносимая духота. С другой стороны, январь в северных широтах может сойти за морозильную камеру. Оставаться на открытом воздухе без защиты в экстремальных условиях просто не реально. Неумолимая погода Земли ухудшает условия существования гниющей плоти. Высокая жара и влажность обеспечивают размножение насекомых и бактерий. Раскаленный воздух пустыни превратит зомби в шелуху за несколько часов. Зимой даже малейший удар заставит костную систему ходячего мертвеца полностью разрушиться под действием собственного веса. И мы еще не упомянули об ультрафиолетовом излучении, ураганах, проливных дождях с градом и метелях!

2. Центральная нервная система: сбой

Наши организмы - это сложные механизмы, где каждая система взаимосвязана друг с другом. Мышцы, сухожилия, скелет и внутренние органы управляются мозгом. Когда один элемент отлаженной системы дает сбой, все идет наперекосяк. В реальной жизни человек рискует быть практически обездвиженным. Этот факт делает загадочным многочисленные истории о современных зомби, которые могут передвигаться со скоростью метеора, даже потеряв половину плоти. Они движутся, несмотря ни на что, их не смущает отсутствие мозгов, сломанные кости, атрофированные мышцы, гниение внутренних органов. Ну а так как многие экранные зомби страдают от обширных черепно-мозговых ран, их центральная нервная система должна быть полностью парализована.

3. Иммунитет: отсутствует

Вирусы, грибки и бактерии преследуют человечество с самого начала мира. Они сокращают продолжительность жизни и делают нас несчастными. В последнее время мир узнал своих самых опасных биологических врагов: оспу и ВИЧ. Только иммунная система заставляет нас оставаться на плаву и противостоять нашествию микроскопических оккупантов. Люди, имеющие ослабленный иммунитет, неизбежно сталкиваются с проблемами. У зомби полностью отсутствует иммунитет, поэтому любые бактерии, проникнув внутрь них, мгновенно съедят изнутри.

4. Метаболизм: кризис

Люди поглощают пищу, поэтому преобразуют химическую энергию в деятельность. Так мы живем и дышим. Метаболизм поддерживает эти процессы. Этот термин всеобъемлющий, он охватывает все химические реакции, происходящие в теле. В теории зомби питаются человеческими мозгами, ведь им тоже нужно как-то функционировать. Только существует одна проблема: эти существа не живые, именно поэтому не имеют никаких метаболических возможностей. Поэтому если у зомби отсутствуют обменные процессы, они не смогут трансформировать вкусные мозги в энергию.

5. Хищные стаи стервятников: реальная угроза

В природе существует слишком много стервятников и животных, питающихся падалью - гиены, волки, медведи, койоты, лисы и стаи злобных одичавших собак. Если бы нагрянул зомби-апокалипсис, оставшиеся в живых люди, опасались бы не только ходячих монстров, но и голодных диких хищников. Даже мелкие животные крысы, еноты и опоссумы будут с удовольствием выходить на охоту. Они опасаются лишь здоровых людей. Но стоит им почуять запах падали, как они тут же ринутся в атаку. Так что же ожидает ходячих мертвецов при встрече со стервятниками? Ответ напрашивается сам собой.

6. Сенсорные органы пришли в негодность

Зрение, вкус, осязание, слух, обоняние - все органы чувств являются ключом к нашему выживанию. Без этих пяти возможностей человек будет бродить по свету, поглощать ядовитые растения, биться головами о дверные проемы, проливать кипяток на тело. Но так как зомби переживают постоянный процесс распада, непонятно, как они умудряются оставаться зрячими и выполняют какие-либо из жизненно важных действий с целью полакомиться человеческими мозгами. Когда запускается процесс гниения, сразу же страдают глаза. Развалившиеся мягкие ткани оставили бы зомби слепцами. Затем деформируются слуховые перепонки. Как же глухой и слепой монстр может охотиться на своих жертв?

7. Распространение вируса: под сомнением

Природа разработала некоторые ужасающие способы распространения микробов. Взять, к примеру, птичий грипп или корь, которая распространяется посредством кашля и чихания. 90 процентов людей, вступающих в контакт с инфицированным человеком, заболевают. Но как же распространяют инфекцию ходячие мертвецы? Все, что нам показывают в фильмах ужасов, совершенно неэффективно. Каким-то образом труп должен захватить человека, а затем нанести разящий укус. Ну а если у существа отсутствуют некоторые конечности, это слишком жестокое предложение. Для того чтобы настигнуть и укусить жертву, необходимо затратить колоссальную энергию. А, как мы уже знаем, внутренние ресурсы у зомби отсутствуют. Ну и, наконец: неужели вы и вправду думаете, что здоровый бдительный человек не сможет справиться с разлагающимся трупом при тесном физическом контакте? Холоднокровные и медленные зомби всегда будут проигрывать в схватке с теплокровными «собратьями».

8. Раны: никогда не заживают

До изобретения антибиотиков простые ссадины и порезы могли бы стать для человека роковыми. Если на порез проникала грязь и микробы, они мгновенно распространялись во внутренние ткани. Но теперь мы хорошо знаем, что такое личная гигиена и первая медицинская помощь. Мы знакомы с мылом, йодом и зеленкой. К тому же, наши ткани имеют уникальную способность к регенерации и восстановлению. К счастью, эти возможности полностью закрыты для зомби. Их раны, вне зависимости от глубины поражения, никогда не заживают. Представьте, что будет с листом бумаги, от которого каждый день отрезают кусок. Рано или поздно его не станет.

9. Пищеварительная система: зияющие дыры

Желудок человека - это мышечный мешок, который за один прием пищи может быть наполнен примерно 850 граммами еды и питья. Разумеется, если есть больше на регулярной основе, можно растянуть этот внутренний орган. А теперь представьте, что станет с желудком монстра, который готов пичкать себя человеческими мозгами без передышки. К тому же, если у зомби не функционируют некоторые системы, тогда пища может просто падать в никуда. Об этом позаботятся зияющие дыры по маршруту пищевод - кишечник. Ну а что же будет, если в кишечнике станет скапливаться непереваренный обед? Представьте сами.

10. Зубы: изношены

Зубная эмаль является самым твердым веществом в наших телах. Эта жесткая оболочка помогает нам жевать пищу. Но без надлежащего стоматологического ухода зубы быстро приходят в негодность. Зомби никогда не чистят зубы, их десны гниют, а эмалевые трещины быстро превращаются в дыры. Никто не поставит им протезы. В конце концов усилия, направленные на укус, видятся совершенно бессмысленными. Только в фильмах зубы мертвецов выглядят грозным оружием.

Заключение

Итак, мы выяснили, что на сегодняшний день ни один вирус, ни одна грибковая инфекция или радиационная утечка не приведет к зомби-апокалипсису с биологической точки зрения. А это значит, мы будем избавлены от побега от цепких лап сотен обезумевших монстров. Они не представляют реальной угрозы для человечества.

Ученые столкнулись с новой волной эпидемии у животных, которая превращает их в подобие ходячих мертвецов, которые медленно умирают от истощения. Кроме того, специалисты выяснили, что данный вирус может быть опасен и для людей.

Как стало известно сайт, группа ученых из Университета штата Колорадо (Colorado State University) тщательно изучила последние образцы зараженных оленей, которые являлись переносчиками опасного вируса губчатая энцефалопатия или синдром хронической усталости (Chronic Wasting Disease). Данное заболевание было открыто еще в 1967 году, и после заражения олени отказываются принимать пищу, и попросту бродят по окрестностям словно зомби, медленно умирая от истощения. Вирус поражает структуру мозга животного, и вызывает отмирание нервных клеток. Последние данные ученых утверждают, что данное заболевание является опасным и для человека.

Ранее считалось, что человек не может подхватить данный вирус из-за межвидового барьера. Однако недавно эксперты выяснили, что если люди съедят зараженное мясо, то также могут заразиться синдромом хронической слабости. В этом случае у человека может появится одно из нескольких прионных заболеваний, которые на сегодняшний день являются неизлечимыми. Пока установлено, что опасную болезнь могут переносить олени, лоси, мулы, и даже коровы. При этом, симптомы заболевания могут поначалу протекать у животного незаметно, и проявиться лишь через два года после заражения.

По данным сайт, пока не было ни единого случая заражения подобным заболеванием у человека. Впрочем, специалисты напоминают, что во время коровьего бешенства в Великобритании более 20 лет назад погибло 156 человек, которые заболели из-за употребления зараженного мяса в пищу.

Если говорить о зомби, то поневоле возникают ассоциации с ожившими мертвецами из американских «страшилок». Однако зомби - это не только персонажи из фильмов ужасов, но и вполне реальные люди, полностью утратившие контроль над своими поступками и целиком подчиняющиеся «хозяину».

Они не чувствуют боли, не знают жалости и страха. Они готовы целыми днями работать на плантациях и вступать в схватку не на жизнь, а на смерть по первому приказу. Из этой статьи вы узнаете, как обычных людей превращают в зомби и на что способен живой человек с «выключенным» мозгом.

Традиция, родом из Африки

Какие ассоциации у вас вызывает , практикуемая африканскими (и не только ими)? Правильно, первое, что приходит на ум - это изготовление куклы, которую нужно истыкать иголками, дабы отомстить своему врагу. Но практики вуду гораздо сложнее и обширнее, в распоряжении колдунов есть методы не только уничтожения, но и порабощения. Одной из таких методик является превращение человека в зомби.

Африканским шаманам известен рецепт психотропного напитка, оказывающего галлюциногенное воздействие и временно парализующего жертву. Опоив человека (как правило, врага, захваченного в плен), колдун помещает его в герметичный ящик. Жертва тем временем впадает в состояние , перестает даже дышать. Ящик закапывают в землю на несколько дней.

Недостаток кислорода и влияние сильнодействующего психотропного напитка разрушают клетки мозга. Через несколько дней жертву выпускают из импровизированного «гроба». Но человек уже превратился в «зомби» - безвольного раба, готового выполнять любые распоряжения своего хозяина.

Зомби в современном варианте

Руководители религиозных сект тоже используют различные методики, позволяющие им влиять на своих «прихожан» и внушать им ложные идеи. Конечно, их методы воздействия далеки от практик африканских шаманов. Тем не менее, результат примерно одинаков - жертва готова перевести на счет сектантов свои сбережения, отдать жилплощадь и вообще выполнять любую работу на благо «хозяина».

Сектанты нередко используют психотропные вещества, подавляющие способность человека критически рассуждать и трезво оценивать свои поступки. Ими искусственно создается «атмосфера братства и всеобщей любви». Специально подобранная музыка и применяемые лидерами вербальные техники лишь усиливают желаемый эффект.

Посещение собраний, организуемых сектой, превращается для человека в наркотик. И однажды жертва узнает, что за удовольствие надо платить. Со временем сумма «взносов» и «пожертвований» неуклонно растет, ведь сектантам нужно удовлетворять свои аппетиты.

Как защитить себя и своих близких от негативного влияния подобного рода манипуляторов? На этот счет есть только одна рекомендация - критически оценивать все происходящие события и не полагаться на чужое мнение. В этом мире очень мало людей, готовых организовывать бесплатные «кружки развития», «группы самосовершенствования» (словом, секты) исключительно чтобы помочь своему ближнему.

1982 год – этноботаник из Гарварда Уэйд Дэвис возглавил экспедицию на Гаити. Обнаружили, что местные колдуны могут готовить яд, который способен вызывать глубокий . Когда порошок втирают в кожу, он парализует нервную систему, дыхание почти исчезает.

При помощи местных духовных служителей Дэвис смог встретиться с колдунами и получить образцы яда для анализа. Его основным ингредиентом оказался тетрадоксин, один из наиболее сильных в мире ядов нервно-паралитического воздействия, превышающий действие цианистого калия в 500 раз. Яд этот получают из рыбы двузуба (диодон хистрикс). На Гаити рецепт такого ядовитого порошка знали еще 400 лет назад. Пока нет убедительных версий, которые смогли бы объяснить, как действует тетрадоксин и почему жертва остается в полном сознании.

Практику превращения человека в зомби завезли когда-то на остров жрецы вуду и потомки черных рабов – выходцев из Бенина (раньше – Дагомея). Состоит она из двух стадий: вначале убийства, а потом возвращения к жизни. Жертве, которую намеревались превратить в зомби, подсыпали в пищу яд тетрадоксин (согласно другим сведениям, яд этот втирали в кожу). У жертвы сразу же прекращалось дыхание, синела поверхность тела, стекленели глаза – наступала .

Спустя несколько дней умершего похищали с кладбища, чтобы якобы вернуть к жизни. Так он становился живым трупом. Осознание своего «я» возвращалось к нему не полностью или не возвращалось совсем. Рассказы очевидцев, которые встречали зомби, говорят о них как о людях, которые бессмысленно смотрят перед собой.

Имеется множество документальных свидетельств о зомби в реальной жизни. Так, в 1929 г. репортер «Нью-Йорк тайме» Вильям Сибрук издал книгу «Остров магии», в которой рассказывает о своей жизни на Гаити, в доме известной колдуньи Маман Сели.

Вот как он описал свою встречу с живым мертвецом: «Самое жуткое – глаза. И это вовсе не мое воображение. Это в действительности были глаза мертвеца, но не слепые, а горящие, расфокусированные, невидящие. Потому лицо было страшным. До такой степени пустым, словно за ним ничего нет. Не просто с отсутствием выражения, а с отсутствием возможности выражать. К тому времени я уже увидел на Гаити столько вещей, лежащих вне обычного человеческого опыта, что на мгновение полностью отключился и подумал, верней, почувствовал: “Великий Боже, может, вся эта чепуха – правда?’’»

По наблюдению исследователя, который провел на Гаити 3 года, для зомби заранее выбирали более сильных физически людей, чтобы потом, вернув к жизни, использовать их как рабов на плантациях сахарного тростника.


Как уже было сказано выше, практика зомби завезли на Гаити негры – выходцы из Бенина. Как видно, какие-то примеры возвращения к жизни практикуются в Бенине и в наше время. Об этом рассказал врач-путешественник из Америки, которому побывал на одном из таких сеансов.

«На земле, – писал он, – лежал человек, не подававший никаких признаков жизни. Я сел так, чтобы заслонить его своим телом, быстрым движением приподнял ему веки, для проверки зрачковой реакции. Реакция отсутствовала, не было и признаков биения сердца. Человек был в действительности мертв. Собравшиеся под руководством жреца запели ритмичную песню. Это было нечто среднее между воем и рычанием. Они пели все быстрей и громче. Казалось, звуки эти услышит и мертвый. Каково же было мое удивление, когда именно так и произошло.

Мертвый вдруг провел рукой по груди и попытался повернуться. Крики окружавших его людей слились в сплошной вой. Барабаны стали бить еще яростней. В конце концов, живой труп повернулся, поджал под себя ноги и медленно встал на четвереньки. Его глаза, которые несколько минут назад не реагировали на свет, теперь были широко раскрыты и смотрели на нас».

Возможно, что очевидец описал здесь нечто похожее на ритуал гаитянских зомби.

Еще такая история, рассказанная З.Херстон услышанная от матери умершего мальчика. В ночь после похорон его сестра вдруг услыхала на улице пение и непонятный шум. Она распознала голос брата, и ее плач разбудил весь дом. Домашние увидали из окна зловещую процессию мертвецов и с ними мальчика, похороненного накануне.

Когда он, с усилием переставляя ноги, поравнялся с окном, все услыхали его жалобный плач. «Но такой был ужас, внушаемый этими существами, что даже мать и сестра не решились выйти на улицу и попытаться его спасти». Процессия скрылась из виду. После этого сестра мальчика сошла с ума.

Ритуал зомби странным образом перекликается с магической практикой, и в наши дни бытующей у аборигенов Австралии. Согласно их рассказам, записанным этнографами, человека, заранее намеченного в качестве жертвы, похищает колдун и, положив на левый бок, вонзает ему в сердце заостренную кость или палочку. Когда сердце останавливается – это значит, что душа покинула тело. После чего посредством разных манипуляций колдун возвращает его к жизни, приказав забыть о том, что произошло с ним. Но при этом ему внушают, что спустя трое суток он умрет. Такой человек возвращается домой, на самом деле не догадываясь о том, что с ним произошло. Внешне он ничем не отличается от других людей, но это не человек, а лишь ходячее тело.

В одном тибетском монастыре писатель и историк А.Горбовский наблюдал совершение обряда «рланга», цель которого – помочь душе в посмертном ее состоянии. При большом стечении народа умершего приносят и кладут на монастырском дворе. Перед ним в позе лотоса располагается лама. Все происходит в полной тишине. Проходит какое-то время, и умерший медленно поднимается. Глаза его все так-же закрыты, лицо остается лицом мертвого человека. Двигаясь, как автомат, он три раза обходит по кругу место, где лежал, ложится вновь и замирает, готовый к погребению.

Может быть, прием кратковременного оживления трупов в тибетских монастырях основан на уверенности, что даже при отсутствии жизненных функций тела некоторые уровни сознания, некое начало в человеке продолжает воспринимать окружающее.

Исследованиями последних лет установлено, что смерть наступает не сразу. Это постепенная продолжительная эволюция организма с известной вероятностью обратимости – особый род существования. Труп не имеет биополя, но это также не признак: так его может потерять и живой человек и какое-то время жить без него.

Воскрешение живого трупа – как это объясняется

Д-р экономических наук, физик по образованию Борис Искаков создал смелую гипотезу. Суть ее в следующем. В современной науке накапливается все больше доказательств существования в природе такого феномена, как мировой лептонный газ (МЛГ), пронизывающий все тела Вселенной. Он состоит из сверхлегких микрочастиц, которых сегодня в научной литературе описаны десятки – электроны, позитроны, теоны, мюоны… Если сказать крайне упрощенно, лептоны – это носители человеческих мыслей и чувств, информации о предметах и явлениях материального мира. МГЛ содержит сведения обо всем, что было, есть и будет во Вселенной.

Именно взаимодействием мирового лептонного газа с предметом физического мира и человеческим мозгом возможно объяснить многие явления, которые по сей день считаются таинственными. Это телепатия, ясновидение и т. п. На поверхности кожи человека есть несколько сот биологически активных точек. Их излучения создают суммарные квантовые оболочки человеческого тела, расположенные одна внутри другой – по принципу матрешки. Собственное тело – это не весь человек, а лишь его видимое ядро, вокруг которого расположены его информационно-энергетические двойники. Излучение квантовых оболочек может быть связано с низкоэнергетическими реакциями «холодного бета-распада», происходящими в нервных клетках.

Опыты некоторых из исследователей показали, что при разрушении «ядра» начинают рассасываться и квантовые оболочки. Если они не получают информационно-энергетической подпитки, то период их полураспада будет равен примерно 9 дням, а полного распада – 40 дней. Это относится и к живым существам, и к неодушевленным предметам.

Любопытно, что эти сроки совпадают со временем поминок по усопшим. Древние руссы считали, что душа шесть дней «ходит» около своего дома, еще три дня – по полям и огородам возле родного села. Потому они справляли такие обряды: на 3-й день – погребение, на 6-й – прощание с домом, на 9-й – прощание с селением, на 40-й – прощание с Землей. Интересно, что в буддизме тоже фигурируют 40 дней, в течение которых душа ищет новое тело для перевоплощения. В течение этих 40 дней лама должен был читать умершему наставления, причем громко, внятно и без ошибок. Во время чтения нельзя было плакать и причитать, потому как это считалось вредным для умершего.

Согласно теории Б.Искакова возможно предположить, что сенситивы древности могли наблюдать квантовые оболочки умерших людей и видеть критические моменты, когда эти умершие нуждались в подпитке мыслями и чувствами родственников и друзей.

При дальнейшей разработке этой теории, пожалуй, возможно было бы найти объяснения и таинственным явлениям в тибетских монастырях.

Нацистская система в 1938-1939 годах – времени пребывания Беттельхейма в Дахау и Бухенвальде – еще не была нацелена на тотальное истребление, хотя с жизнями тогда тоже не считались. Она была ориентирована на «воспитание» рабской силы: идеальной и послушной, не помышляющей ни о чем, кроме милости от хозяина, которую не жалко пустить в расход. Соответственно, необходимо было из сопротивляющейся взрослой личности сделать испуганного ребенка, силой инфантилизировать человека, добиться его регресса – до ребенка или вовсе до животного, живой биомассы без личности, воли и чувств. Биомассой легко управлять, она не вызывает сочувствия, ее легче презирать и она послушно пойдет на убой. То есть она удобна для хозяев.

Обобщая основные психологические стратегии подавления и слома личности, описанные в работе Беттельхейма, я для себя выделил и сформулировал ряд ключевых стратегий, которые, в общем-то, универсальны. И в разных вариациях они повторялись и повторяются практически на всех уровнях жизни общества: от семьи до государства. Нацисты только собрали это все в единый концентрат насилия и ужаса. Что это за способы превращения личности в биомассу?

Правило 1. Заставь человека заниматься бессмысленной работой.
Одно из любимых занятий эсэсовцев – заставлять людей делать совершенно бессмысленную работу, причем заключенные понимали, что она не имеет смысла. Таскать камни с одного места на другое, рыть ямы голыми руками, когда лопаты лежали рядом. Зачем? «Потому что я так сказал, жидовская морда!».
(Чем это отличается от «потому что надо» или «твое дело выполнять, а не думать»?)

Правило 2. Введи взаимоисключающие правила, нарушения которых неизбежны.
Это правило создавало атмосферу постоянного страха быть пойманным. Люди были вынуждены договариваться с надзирателями или «капо» (помощники СС из числа заключенных), впадая от них в полную зависимость. Разворачивалось большое поле для шантажа: надзиратели и капо могли обращать внимание на нарушения, а могли и не обращать – в обмен на те или иные услуги.
(Абсурдность и противоречивость родительских требований или государственных законов – полный аналог).

Правило 3. Введи коллективную ответственность.
Коллективная ответственность размывает личную – это давно известное правило. Но в условиях, когда цена ошибки слишком высока, коллективная ответственность превращает всех членов группы в надзирателей друг за другом. Сам коллектив становится невольным союзником СС и лагерной администрации.

Нередко, повинуясь минутной прихоти, эсэсовец отдавал очередной бессмысленный приказ. Стремление к послушанию въедалось в психику так сильно, что всегда находились заключенные, которые долго соблюдали этот приказ (даже когда эсэсовец о нем забывал минут через пять) и принуждали к этому других. Так, однажды надзиратель приказал группе заключенных мыть ботинки снаружи и внутри водой с мылом. Ботинки становились твердыми, как камень, натирали ноги. Приказ больше никогда не повторялся. Тем не менее, многие давно находящиеся в лагере заключенные продолжали каждый день мыть изнутри свои ботинки и ругали всех, кто этого не делал, за нерадивость и грязь.

(Принцип групповой ответственности… Когда «все виноваты», или когда конкретного человека видят только как представителя стереотипной группы, а не как выразителя собственного мнения).
Это три «предварительных правила». Ударным звеном выступают следующие три, дробящие уже подготовленную личность в биомассу.

Правило 4. Заставь людей поверить в то, что от них ничего не зависит. Для этого: создай непредсказуемую обстановку, в которой невозможно что-либо планировать и заставь людей жить по инструкции, пресекая любую инициативу.
Группу чешских заключенных уничтожили так. На некоторое время их выделили как «благородных», имеющих право на определенные привилегии, дали жить в относительном комфорте без работы и лишений. Затем чехов внезапно бросили на работу в карьер, где были самые плохие условия труда и наибольшая смертность, урезав при этом пищевой рацион. Потом обратно – в хорошее жилище и легкую работу, через несколько месяцев – снова в карьер и т.п. В живых не осталось никого. Полная неподконтрольность собственной жизни, невозможность предсказать, за что тебя поощряют или наказывают, выбивают почву из-под ног. Личность попросту не успевает выработать стратегии адаптации, она дезорганизуется полностью.
«Выживание человека зависит от его способности сохранить за собой некоторую область свободного поведения, удержать контроль над какими-то важными аспектами жизни, несмотря на условия, которые кажутся невыносимыми… Даже незначительная, символическая возможность действовать или не действовать, но по своей воле, позволяла выжить мне и таким, как я». (курсивом в кавычках – цитаты Б.Беттельхейма).

Жесточайший распорядок дня постоянно подгонял людей. Если одну-две минуты промедлишь на умывании – опоздаешь в туалет. Задержишься с уборкой своей кровати (в Дахау тогда еще были кровати) – не будет тебе завтрака, и без того скудного. Спешка, страх опоздать, ни секунды задуматься и остановиться… Постоянно тебя подгоняет отличные надзиратели: время и страх. Не ты планируешь день. Не ты выбираешь, чем заниматься. И ты не знаешь, что с тобой будет потом. Наказания и поощрения шли безо всякой системы. Если на первых порах заключенные думали, что хороший труд их спасет от наказания, то потом приходило понимание, что ничто не гарантирует от отправки добывать камни в карьере (самое смертоносное занятие). И награждали просто так. Это просто дело прихоти эсэсовца.
(Авторитарным родителям и организациям очень выгодно это правило, потому что оно обеспечивает отсутствие активности и инициативы со стороны адресатов сообщений вроде «от тебя ничего не зависит», «ну и чего вы добились», «так было и будет всегда»).

Правило 5. Заставь людей делать вид, что они ничего не видят и не слышат.
Беттельхейм описывает такую ситуацию. Эсэсовец избивает человека. Мимо проходит колонна рабов, которая, заметив избиение, дружно поворачивает головы в сторону и резко ускоряется, всем своим видом показывая, что «не заметила» происходящего. Эсэсовец, не отрываясь от своего занятия, кричит «молодцы!». Потому что заключенные продемонстрировали, что усвоили правило «не знать и не видеть того, что не положено». А у заключенных усиливается стыд, чувство бессилия и, одновременно, они невольно становятся сообщниками эсэсовца, играя в его игру.
(В семьях, где процветает насилие, нередка ситуация, когда кто-либо из родственников все видит и понимает, но делает вид, что ничего не видит и не знает. Например, мать, ребенок которой подвергается сексуальному насилию со стороны отца/отчима… В тоталитарных государствах правило «все знаем, но делаем вид…»- важнейшее условие их существования)

Правило 6. Заставь людей переступить последнюю внутреннюю черту.
«Чтобы не стать ходячим трупом, а остаться человеком, пусть униженным и деградировавшим, необходимо было все время осознавать, где проходит та черта, из-за которой нет возврата, черта, дальше которой нельзя отступать ни при каких обстоятельствах, даже если это угрожает жизни. Сознавать, что если ты выжил ценой перехода за эту черту, то будешь продолжать жизнь, потерявшую всякое значение».

Беттельхейм приводит такую, очень наглядную, историю о «последней черте». Однажды эсэсовец обратил внимание на двух евреев, которые «сачковали». Он заставил их лечь в грязную канаву, подозвал заключенного-поляка из соседней бригады и приказал закопать впавших в немилость живьем. Поляк отказался. Эсэсовец стал его избивать, но поляк продолжал отказываться. Тогда надзиратель приказал им поменяться местами, и те двое получили приказ закопать поляка. И они стали закапывать своего сотоварища по несчастью без малейших колебаний. Когда поляка почти закопали, эсэсовец приказал им остановиться, выкопать его обратно, а затем снова самим лечь в канаву. И снова приказал поляку их закопать. На этот раз он подчинился – или из чувства мести, или думая, что эсэсовец их тоже пощадит в последнюю минуту. Но надзиратель не помиловал: он притоптал сапогами землю над головами жертв. Через пять минут их – одного мертвого, а другого умирающего – отправили в крематорий.
Результат реализации всех правил:

«Заключенные, усвоившие постоянно внушаемую СС мысль, что им не на что надеяться, поверившие, что они никак не могут влиять на свое положение – такие заключенные становились, в буквальном смысле, ходячими трупами…».

Процесс превращения в таких зомби был прост и нагляден. Сначала человек прекращал действовать по своей воле: у него не оставалось внутреннего источника движения, все, что он делал, определялось давлением со стороны надзирателей. Они автоматически выполняли приказы, без какой-либо избирательности. Потом они переставали поднимать ноги при ходьбе, начинали очень характерно шаркать. Затем они начинали смотреть только перед собой. И тогда наступала смерть.

В зомби люди превращались тогда, когда отбрасывали всякую попытку осмыслить собственное поведение и приходили к состоянию, когда они могли принять все, что угодно, все, что исходило извне. «Те, кто выжили, поняли то, чего раньше не осознавали: они обладают последней, но, может быть, самой важной человеческой свободой – в любых обстоятельствах выбирать свое собственное отношение к происходящему». Там, где нет собственного отношения, начинается зомби.