18.04.2019

Как спустить воздух из батареи, если нет крана маевского. Как спустить воздух из батареи — способы для разных типов конструкций


Естественное содержание воздуха в системе, в течение сезона создает проблемы: холодные радиаторы отопления, шум, со временем начинается коррозия металлических труб. Чтобы избежать некомфортной эксплуатации и продлить срок службы стальной разводке и отопительным блокам, систему освобождают от атмосферных пробок. Поговорим, почему они возникают и какими способами от них избавится!

Установка крана на батарею отопления

Причины концентрации воздуха в системе отопления

Одно условие для скопления пробок понятно – долгий перерыв в работе отопительной системы. Другие причины в следующем:

  1. Расчет домашней разводки сделан неправильно. Не учтены уклоны, перегибы. Благодаря этому, даже профессионально спроектированная система будет содержать некоторое количество воздуха после включения в работу. образуется непременно и в некоторых случаях требуется переделка всей системы.
  2. Неравномерное заполнение системы носителем. Происходит это в связи с нестабильным давлением в трубопроводе, повреждениями на участках вне входа в дом или при работе с перерывами. Заполнение пустот атмосферными массами происходит и во время отопительного сезона, если значение давления носителя низкое. Для стравливания используют и воздушники.
  3. Негерметичность трубопровода. В результате эксплуатации системы отопления и соответственно ремонта, замена участков на отдельные патрубки может вестись халатно. Отсутствие или недостаточность уплотнения приведет к разгерметизации и благодаря силе давления, свищ втянет воздух в водяной контур, накапливая его на участках трубопровода. Прежде чем убрать воздушную пробку, трубопровод проверяют обмыливанием приготовленной эмульсии.
  4. Воздушные пробки появляются в результате нагрева воды. Из школьного курса физики понятно, что нагреваясь, воздух в системе отопления частного дома или многоквартирной постройки расширяется и образует пузырьки. Лопаясь, они выпускают воздух, который незамедлительно скапливается.
  5. Отсутствие воздухозаборных устройств или их ненадлежащая работа. Клапан сброса воздуха из системы отопления – первое, на что следует обратить внимание, проектируя собственное отопление дома. Замкнутая система с отопительным агрегатом автономного типа в собственном доме должна иметь подобное устройство на котле или печи.

Схема самостоятельного удаление воздушной пробки

На образование пробок влияет подключение к системе отопления других водяных контуров – бойлеров, теплых полов. Уровень нахождения дополнительных устройств разительно отличается от положения нагревательных приборов, отчего появление атмосферы неизбежно. Для эксплуатации данных видов отопления проводят обводной контур с обратным клапаном, давление в системах приборов останется стабильным и образования пробки не произойдет.

Удаляем воздушную пробку из алюминиевой и биметаллической батареи

Когда причина скопления определена и устранена, приступают к ликвидации воздушного препятствия. До того как спустить воздух с системы отопления важно знать, как циркулирует теплоноситель – принудительно или естественно. От этого зависит способ стравливания массы пробки. Итак:

Естественная циркуляция

Для такой системы достаточно расширительного бака в верхней точке – подающий трубопровод прокладывают к нему под уклоном вверх. Чтобы стравить воздух из системы отопления, каждый радиатор снабжается спускником или краном Маевского, чтобы последовательно выдавливать массу по направлению к баку, предварительно опорожненному.

Принудительная циркуляция

В этом случае, подающий трубопровод имеет уклон вниз. На нем устанавливают спускные краны, а обратку направляют к сливу воды, чтобы в случае принятия экстренных мер, спустить воздух из радиатора отопления можно было быстро для последующего ремонта.

Инструменты для стравливания воздуха из системы отопления

Функцию сброса имеют многочисленные краны и спускные клапана. Наиболее распространенные в системах частных домов следующие:

  • Кран Маевского. В документации он указан как воздушный игольчатый радиаторный клапан для отопления. Требуется, чтобы развоздушить систему отопления. Состоит из латунного корпуса, содержащим отверстие для выпуска и винта. Пользоваться им помощью специального ключа или отвертки проворачивается против часовой стрелки. Когда из системы перестанет выходить воздух, кран закрывают до упора. Обязательно требуется приготовить емкость для сбора воды и ветошь – ее накидывают на кран, чтобы избежать набрызгивания на стены грязной воды. Использующийся насос временно отключают.
  • Воздухоотводчик автоматический. Принцип действия заключается в срабатывании поплавка, встроенного в корпус – сам воздушный автоматический клапан уже находится в точке системы. Когда в трубопроводе скапливается воздух, поплавок опускается, тем самым открывая сбросной клапан и удаляя его. После нормализации давления, масса воды снова прижимает поплавок. Для предотвращения утечки носителя, корпус прибора оснащается винтовым колпачком. Прибор незаменим при принудительной циркуляции.
Монтаж системы отопления в доме
  • Сепаратор. «Продвинутые» воздушники в системе отопления. Устанавливается преимущественно в протяженных сетях с автономным отоплением. Позволяет сбрасывать не только воздух, но и шлам – окалину, грязь, песок и глину. Состоит из двух частей: общего корпуса-цилиндра с двумя выходами – верхней камерой для воздуха и нижней для твердого мусора, и фильтрующей сетки, задерживающей пузыри воздуха и направляющей их вверх, в камеру. Для того чтобы спустить воздух из батареи, открывают оба крана и очищают магистраль.

Для качественной работы домашней сети отопления, мастерами рекомендовано устанавливать несколько видов стравливающих устройств. Например, автоматический сбросной клапан для отопления монтируют на котле или печи – там давление стабильно большое. Радиаторы оснащаются кранами Маевского каждый. Коллектор дополняется сепаратором.

Определение завоздушенного участка и удаление пробки: как спустить воздух

Есть несколько способов определения скопления воздуха в системе. Главный из них – холодный участок сети. Кроме того, звук при простукивании звонче, нежели по трубам с нормальной циркуляцией воды. Характерный шум – бульканье и шипение – подскажет о наличие воздуха. Итак, когда участок определен, поступают следующим образом:

  • Важное условие: выгнать воздух из системы отопления можно только по направлению теплоносителя и из точки за определенным участком с помощью ближайшего крана Маевского или иного вида спускника .
  • Далее, медленно открывают воздушный клапан для отопления, приготовив соответствующие инструменты, емкости и тряпки и спускают воздух.
  • Контрольный выпуск производят кратковременным включением циркуляционного насоса. После чего закрывают кран, и работа системы идет в обычном режиме.

Таким образом, получается, убрать воздух из системы отопления. Несложная и самостоятельная работа займет не более часа.

Если система все равно воздушит

Бывает и так, что принятые меры не действуют, и удалить воздух из системы отопления не получилось. Как поступить в этом случае:

  • Попробовать переместить скопление воздуха из мест, расположенных далеко от вентиля спускника. Для этого поднимают системную температуру увеличением дозы топлива. Соответственно растет и давление. Способ хорош, так как позволяет удалить излишки воздуха автоматически через клапаны, расширительный бак или воздухосборник для системы отопления. По крайней мере, подогнать массу воздуха к клапану удастся.
  • Ударным методом. Молотком действуя по радиаторам, создают колебания носителя, которые двигают пробку. Опытным мастерам, этот способ помогает переместить массу воздуха к нужному месту.
  • Кардинально. Отопление придется демонтировать и собирать заново. Чтобы обойтись «меньшей кровью», разбирают от итальянских производителей для такой цели хороши, так как имеют сборные элементы, поддающиеся аккуратному скручиванию. Разбирают и радиаторы, удаляя из них накопившийся шлам, и собирают, используя уплотнительные прокладки. Метод доступен только профессионалам и с разрешения обслуживающей компании, так как приходится перекрывать стояк, если речь идет о многоквартирном доме.

ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕО

Итак, узнав, почему завоздушивается система отопления, устранить причину и выгнать скопившиеся массы уже несложно – процесс понятен.

Важно постоянно подвергать профилактике собственную модель отопления, чтобы в будущем эксплуатация обходилась без таких неприятных, влияющих на комфорт, сюрпризов.

Спустить воздух из батареи это не сложно, главное изучить все нюансы!

Зачастую в первые дни после начала функционирования отопительной системы обнаруживается, что некоторые батареи работают не в полную силу. Причиной этого может быть завоздушенность элементов. Решение данной проблемы в многоквартирных домах – задача работников ЖЭКов. Но далеко не всегда они ее выполняют добросовестно. А в частных домовладениях устранение неполадок полностью ложится на плечи хозяев. Рассмотрим, как спустить воздух из батареи самостоятельно.

Прежде чем выяснить, как спустить воздух из системы отопления, разберемся, почему он там скапливается. Основные причины:

  • проведение ремонтных работ – во время разбора/сбора элементов в них неизбежно попадает воздух;
  • неправильный запуск системы отопления в многоквартирном доме – по нормативам трубы должны заполняться водой медленно с одновременным стравливанием лишнего воздуха;
  • неплотное прилегание частей системы или плохая герметизация стыков – теплоноситель незаметно вытекает и испаряется, а извне втягивается воздух;
  • пониженное давление в трубопроводе, приводящее к образованию пустот и их заполнению воздухом;
  • повышенное количество кислорода в теплоносителе – в воде всегда присутствуют пузырьки газа, но если их слишком много, то могут образовываться воздушные пробки;
  • неправильное подключение системы теплого пола – расположение веток на разной высоте;
  • некорректная работа или отсутствие воздухоотводчика на батарее.

Кроме того, к скоплению воздуха может привести низкое качество радиатора. отличаются доступной ценой и высокой теплопроводностью. Но металл активно вступает в реакцию с водой, в результате которой выделяется газ водород. Проблему быстрой коррозии частично решает пленка, которой покрывается изнутри алюминий, но она со временем исчезает. Более надежный, долговечный и дорогостоящий вариант – биметаллические батареи, в которых алюминий совмещен со сталью, не поддающейся воздействию воды.

Как правило, с проблемой, как развоздушить батареи, сталкиваются жители последних этажей в многоквартирных домах. При нагревании кислород, растворенный в воде, поднимается вверх, формируя пробки. В частных домах с открытой системой отопления пузырьки воздуха свободно выходят через расширительный бак в верхней точке системы, поэтому воздух обычно не скапливается, за исключением некоторых случаев.

Признаки воздушной пробки и ее вред

Заподозрить наличие воздушной пробке в радиаторе можно по следующим признакам:

  • температура воздуха в квартире существенно ниже, чем у соседей;
  • батарея нагревается неравномерно – часть, в которой есть воздух, остается холодной;
  • слышны шипящие и булькающие звуки.

Из-за скопления воздуха в радиаторе нарушается работа системы отопления. Возможные последствия:

  • снижение эффекта от работы батареи – воздух в комнате не прогревается до необходимого уровня при существенных затратах энергии;
  • повреждение элементов трубопровода из-за разницы в температурах – одни части остаются холодными, другие – перегреваются;
  • ускорение коррозии радиаторов из-за длительного контакта металла с воздухом;
  • выход из строя циркуляционного насоса под воздействием эффекта «сухого трения».

Совет: Обнаружить скопление воздуха можно, постучав по батарее металлическим предметом. В зоне пробки звук будет более высоким и звонким, чем в части, наполненной водой.

Как выпустить воздух из батареи?

Ответ на вопрос, как спустить воздух из , зависит от типа установленного на нем воздухоотводчика. Эти устройства необходимы для облегчения удаления лишнего газа из системы. Их стоит монтировать в тех зонах, где есть риск образования пробок, либо, что еще удобнее, – на каждой батарее. Возможные варианты:

  • (ручной регулятор);
  • автоматическая (поплавковая) система.

Кроме того, на батарее может быть установлен водоразборный кран либо заглушка.

Кран Маевского

Кран Маевского представляет собой запорный клапан игольчатого типа. Он монтируется в торце радиатора вверху. Если необходимо спустить воздух, его следует открутить с помощью специального ключа, который можно купить в хозяйственном магазине, или обычной отвертки. Некоторые модели оснащаются пластиковой рукояткой, для их открытия не нужны инструменты.


Этапы работы по удалению воздуха:

  1. Поставить под запорный клапан емкость для сбора теплоносителя.
  2. Плавно открутить кран Маевского. При этом начнет выходить воздух, что будет сопровождаться шипением. Необходимо дождаться вытекания равномерной струйки воды – это признак устранения пробки. Обычно на это требуется 5-7 минут.
  3. Закрыть клапан.

В процессе развоздушивания вода может начать выходить под давлением, брызгая в разные стороны. Следует положить ветошь на воздухоотводчик, чтобы жидкость впитывалась в нее и плавно стекала в емкость. Стоит учитывать, что вода может быть достаточно горячей, важно избегать ее попадания на кожу.

Важно: Перед открытием крана Маевского не нужно перекрывать весь стояк отопительной магистрали или дожидаться остывания теплоносителя. Эти действия не только являются лишними, но и снижают эффективность развоздушивания из-за падения давления в системе отопления.

Автоматический воздухоотводчик

Если установлен автоматический воздухоотводчик, то вопрос, как правильно спустить воздух из батареи, не возникает. Это устройство, которое может иметь прямую или угловую конструкцию, работает в автономном режиме. Оно монтируется на радиатор строго вертикально или горизонтально.

Автоматический воздухоотводчик оснащен поплавком, который герметично закрывает клапан при условии достаточного уровня воды в системе. Как только в батарее скапливается воздух, поплавок опускается, отверстие открывается, и газ выходит. То есть развоздушивание происходит без участия человека.


Недостатком такого прибора для отвода воздуха является восприимчивость к качеству воды. Наличие примесей в теплоносителе приводит к скорой поломке механизма. В связи с этим следует использовать фильтры. Кроме того, нужно периодически заменять уплотнительное кольцо и чистить иглу клапана. В противном случае вода может начать подтекать.

Заглушка

Непростая задача – выпустить воздух из батареи отопления, если воздухоотводчик отсутствует, а вместо него установлена заглушка. Перед началом работы следует перекрыть доступ теплоносителя к радиатору.

Современные секционные батареи оснащаются верхними заглушками. Полностью снимать фитинг не нужно. Достаточно осторожно медленно провернуть его, сделав несколько оборотов, и дождаться, пока воздух выйдет. Предварительно все смежные поверхности стоит защитить тряпками.

Развоздушить старый чугунный радиатор сложнее, так как обычно заглушка на нем надежно зафиксирована паклей и краской. Алгоритм действий:

  1. Нанести на место соединения фитинга и батареи немного растворителя. Подождать 10-20 минут.
  2. Поставить под отверстие ведро. Положить тряпки на полу.
  3. С помощью разводного ключа открутить заглушку (неполностью), чтобы начал выходить воздух.
  4. Обмотать резьбу уплотнительным материалом и закрутить заглушку.

Важно делать все аккуратно. Если не перекрыть воду и снять фитинг полностью, то из отверстия польется горячая вода под давлением.

Определить, что воздушная пробка устранена, можно, оценив температуру батарей. Секции, которые раньше были холодными, должны потеплеть.

Кран

На многих старых батареях стоят обычные водоразборные краны. При откручивании вентиля из отверстия начинает течь вода, а вместе с ней выходит накопившийся воздух. Может потребоваться слить несколько ведер жидкости, чтобы убрать весь лишний газ.

Для облегчения работы, желательно использовать длинный гибкий шлаг: один конец присоединить к крану, а второй – опустить в унитаз. Вентиль необходимо открывать максимально, чтобы обеспечить высокую скорость вытекания воды.

Частный дом

При возникновении воздушной пробки в нужно не только работать с каждой батареей в отдельности, но и производить удаление из всей системы в целом. Процедура может несколько отличаться в зависимости от того, используется система отопления с открытым или закрытым . Но в целом она сводится к тому, что и батарей выпускается воздух с помощью одного из описанных выше способов.

Воздушные пробки снижают эффективность работы отопительных систем и повышают риск поломок. Удалить лишний воздух из радиатора можно самостоятельно. Проще всего это сделать, если установлен ручной воздухоотводчик. В дальнейшем важно выяснить причину возникновения проблемы и устранить ее. В сложных ситуациях лучше обращаться к сотрудникам жилищно-эксплуатационных контор.

При первом столкновении с проблемой, как стравить воздух из батарей отопления, видео помогут вам избежать ошибок.

Перед запуском отопительной системы важно правильно ее подготовить. Если человек живет в городской многоэтажке, данная проблема его навряд ли коснется. Ведь за проведение подобной процедуры отвечают работники ЖЭКа. А вот владельцы частного сектора тепло запускают самостоятельно. Но даже в период отопительного сезона батареи могут греть плохо, и в некоторых местах быть даже холодными. Вероятно система завоздушена.

В любом случае надо знать, как спустить воздух из радиатора отопления, чтобы избежать ситуаций, связанных с малоэффективной работой оборудования. Почему возникает воздушная пробка, ее последствия для работы обогревательного прибора, какие есть методы ее удаления – обо всем этом можно узнать, прочитав статью.

Если в батарее появилась завоздушина, ничего хорошего от этого не будет. Лишний воздух является преградой для нормального функционирования системы. А также может стать причиной образования коррозии на стенках радиатора.

Если в контуре установлен , воздушная пробка может нарушить и его работу. Когда система функционирует правильно, подшипники скольжения на валу насосного агрегата находятся постоянно в воде. А при наличии завоздушины возникает эффект «сухого трения», который негативно влияет на скользящие кольца, и может вывести из строя вал. Поэтому важно знать, как выгнать воздух из системы отопления дома. Принятые вовремя меры помогут предупредить повреждение сети теплоснабжения.

Как понять, что в батарее есть воздушная пробка?

Перед тем, как выпустить воздух из системы отопления, надо разобраться, почему он образуется в контуре и как понять, что в радиаторе есть воздушная пробка. Чаще всего лишний воздух скапливается в результате неправильного заполнения системы водой. Причина может быть и результатом ошибок, допущенных во время монтажа. Низкое давление в контуре, низкокачественный теплоноситель с наличием растворенного кислорода также могут привести к завоздушиванию.

Воздушная пробка может возникать и при таких обстоятельствах:

О том, что в системе скопился лишний воздух, могут свидетельствовать такие признаки: шипящие и булькающие звуки в батарее, снижается качество нагрева, обогрев становится неравномерным, в участках наличия воздуха радиатор может быть холодным.

Такие ситуации нередки. Наверняка каждый хозяин квартиры либо частного дома сталкивался с подобной проблемой. Поэтому важно разбираться, как убрать воздух из системы отопления дома, тем более сделать это своими руками совсем не сложно. Надо заметить, что чаще всего воздушная пробка образуется в батареях, которые установлены на верхних этажах дома.

Важно! Иногда причиной образования пробки является радиатор низкого качества.

В этом случае, сколько не стравливай лишний воздух, он будет образовываться снова. И причина кроется в том, что материал, из которого изготовлена батарея, способствует образованию газов. Выход из ситуации лишь один – купить новый радиатор. Поэтому лучше сразу приобретать обогревательные приборы у добросовестных производителей.

Как убрать лишний воздух из батареи?

Перед тем как спустить воздух с системы отопления, надо хорошо разобраться в особенностях данной процедуры и подготовить все необходимые инструменты и материалы. Рассмотрим, как удалить воздух из системы отопления более подробно. Для такой работы понадобится специальный ключ, с помощью которого можно будет открыть воздушный клапан на радиаторе.

Лучше всего подойдет радиаторный ключ. Продается он в любом хозяйственном магазине. Если же установлена современная батарея, можно взять и простую отвертку. Надо подготовить и емкость, в которую будет сливаться теплоноситель. А также иметь рядом пару тряпок при возникновении непредвиденных ситуаций.

Алгоритм действий, как правильно стравить воздух из системы отопления, приведен ниже:

Помимо кранов Маевского часто используются и автоматизированные воздухоотводчики для систем отопления, которые стравливают лишний воздух самостоятельно. Такие автоматические агрегаты компактны и надежны. Но в это же время надо быть предельно осторожным. Ведь работает клапан без присмотра. И малейшее нарушение в процессе может стать причиной подтапливания чердака либо стояка.

Некоторые нюансы

Бывают ситуации, когда мастера при монтаже системы теплоснабжения не проводят установку специальных клапанов для спуска лишнего воздуха. Рассмотрим, как выпустить воздух из батареи отопления в этом случае. Для работы потребуется разводной либо газовый ключ. С его помощью нужно открутить заглушку. Делать это нужно очень медленно. Иногда заглушка не откручивается. Чаще всего это случается, если . При этом надо на резьбу нанести специальную смазку и спустя некоторое время повторить попытку вновь.

Когда заглушка откручена, выполняется тот же алгоритм действий, что и с обычным краном. Когда пробка закручивается на место, надо не забыть намотать на резьбу либо ФУМ ленту, либо лен. Это позволит избежать подтеканий и придаст герметичности соединению.

Если скопился воздух в системе отопления частного дома, спуск воды придется делать при помощи расширительного бачка.

Данная емкость всегда расположена на высшей точке системы обогрева. Когда вода спущена, нужно немного подождать, и потом открутить кран на расширительном баке. Обычно при повышении температуры батареи пробка выходит самостоятельно. Если же подобные действия оказались нерезультативными, то следует довести воду в контуре до кипения. В этом случае пробка обязательно выйдет.

Как часто надо спускать воздух?

Зная, как стравить воздух из системы отопления, можно предупредить и решить множество проблем. Но как часто надо проводить подобную процедуру в целях профилактики? Как правило, делать это нужно в начале отопительного сезона. Двух раз вполне достаточно (первый раз для проверки, второй для контроля). Конечно, если в системе имеются дефекты либо она неисправна, то количество спусков может быть и большим.

Если в квартире установлены , то прежде чем запускать систему надо произвести спуск воды. Это поможет увеличить срок службы батареи в разы.

Профилактические меры

Конечно, знать, как продуть батарею отопления – это важно и нужно. Но лучше, чтобы завоздушивание системы случалось как можно реже. Лучше предупредить данную ситуацию и установить воздухоотводчик.

На данный момент воздухосборники систем отопления могут быть двух видов: ручные (представленные краном Маевского) и поплавковые (либо автоматические). Каждый из приведенных типов может быть установлен в различных местах, в которых есть опасность появления завоздушины. Конфигурация крана Маевского является традиционной. Автовоздушники же могут иметь угловое либо прямое исполнение.

Чтобы не ломать голову касательно того, как развоздушить систему отопления, в обязательном порядке надо установить воздухоотводчик на каждой батарее.

Ручной тип воздухоотводчика

Отводчики воздуха ручного типа обычно монтируются с торцевой стороны радиатора. С их помощью можно легко стравить лишний воздух. Достаточно иметь только специальный ключ. Производительность подобных устройств небольшая. Поэтому такой воздухосборник для системы отопления устанавливается лишь для пользования в домашних условиях.

Автоматический тип воздухоотводчика

Что касается воздухоотводчиков автоматического типа, они функционируют в автономном режиме. Откручивать, открывать ничего не нужно. Устройство все делает самостоятельно. Монтируют их строго в горизонтальном либо вертикальном положении. Но надо сказать, что такой клапан для спуска воздуха из системы отопления имеет один недостаток – высокая чувствительность к загрязнениям различного характера. Поэтому потребуется еще дополнительно установить фильтр, который будет очищать прибор от механических загрязнений.

Важно! Если образовался воздух в системе отопления, следует выяснить причину такой ситуации. Особенно, если ранее подобных проблем не возникало. Важно не просто убрать воздушную пробку, а принять все меры, чтобы она не появилась вновь. Поэтому надо проверить прибор на герметичность. Возможно, где-то следует поменять гайки либо подтянуть болты, более качественно заделать стыки. А возможно, воздухоотводчик установлен неправильно либо автоматический сепаратор воздуха для отопления вышел из строя.

Итог

Подводя итоги, можно сказать, что проблема завоздушивания системы является достаточно актуальной. Она может возникать и в городских многоэтажках, и в частных домах. Факторов образования лишнего воздуха может быть множество. Очень важно установить истинную причину и знать, как выпустить воздух из радиатора отопления грамотно, чтобы в дальнейшем подобных ситуаций не происходило.

Немаловажную роль в исправной и эффективной работе радиаторов играет и монтаж специальных воздухоотводчиков. Установив такой прибор, хозяин дома или квартиры сможет забыть о проблеме появления воздушных пробок, сэкономит время и деньги, а также продлит срок службы всей системы теплоснабжения.

Воздух в батареях мешает циркуляции теплоносителя и снижает теплоотдачу радиаторов. Поэтому воздух из батарей принято стравливать (спускать). Как это делается? Об этом вы можете узнать из нашей статьи. Ниже по тексту мы рассмотрим процесс удаления пробок из отопительных систем с одноконтурной, двухконтурной и коллекторной разводкой.

Особенности устройства разводки

В современных домах используют три разновидности схем разводки:

При одноконтурной схеме все нагреватели "нанизаны" на нитку отопительного контура и формируют фактически громадный радиатор. Двухконтурный вариант предполагает укладку двух ниток с врезкой батарей. Коллекторная схема основана на соединении каждого элемента с котлом с помощью распределителя (коллектора).

В итоге пробка в одноконтурной схеме может заблокировать всю циркуляцию. Двухконтурному и коллекторному варианту эта проблема не грозит. Но если в воду попадает воздушный пузырь, то один из радиаторов перестанет греть помещение.

Поэтому такой затор должен быть удален из любой разводки. И чем быстрее, тем лучше. Как это делается, вы можете узнать ниже по тексту, где мы будем разбирать наиболее эффективные методики стравливания пробок из труб и нагревательных элементов.

Как спустить воздух из одноконтурной системы

Чтобы спустить воздух с вам нужно проделать следующее: отключить насос; долить воду, увеличив давление; включить насос. Поток теплоносителя подхватит пузырь и вынесет его в расширительный бак. И если в вашем доме стоит открытый расширитель, то затор выйдет сразу в атмосферу.

Если насоса в разводке нет, то вместо него можно использовать котел. Он должен нагреть теплоноситель до максимальной температуры и тогда пузырь воздуха покинет воду под влиянием давления, генерируемого в результате тепловой циркуляции.

В закрытых одноконтурных линиях принято врезать в разводку отдельный отвод с вентилем на конце, торец которого является наивысшей точкой разводки. С помощью этого отвода вы можете стравить воздух, открывая вентиль. Причем если пробка не покинет трубы и нагреватели сразу же, то вам придется повторять манипуляции с насосом и вентилем подачи воды в отопление из водопровода.

Кроме того, было бы неплохо врезать в крайний нагреватель, выход из которой ведет в обратный патрубок котла, узел Маевского или обычный шаровой вентиль. Как показывает практика, пузырь чаще всего скапливается именно в верхней части последней батареи одноконтурной разводки.

Как убрать воздух из двухконтурной разводки

Чтобы убрать затор из вам нужно заранее, еще на этапе монтажа, вкрутить в радиатор кран Маевского. Этот вентиль предназначается именно для удаления воздуха из нагревателей. И без него убрать пробку будет крайне затруднительно.

Ну а сам процесс спуска затора из системы отопления выглядит следующим образом:

  1. 1. Открываем вентиль на подаче воды из водопровода в отопление.
  2. 2. Ставим под каждым сливом ведерко на 5 литров.
  3. 3. Открываем все краны Маевского.
  4. 4. Ждем, пока из сливов не пойдет только вода.
  5. 5. Закрываем краны, перекрываем вентиль и выливаем воду из ведерок.

Напор воды из водопровода убирает пробку, выталкивая ее сквозь открытый кран Маевского. И если между сливом и воздушным пузырем находится немного жидкости, то она просто стечет в подставленное ведро. Ну а после того как из слива пойдет только вода, его можно закрыть и отключить подачу из водопровода.

Включать котел или насос в этом случае не нужно. Необходимое давление генерирует сам водопровод. Причем в закрытых контурах, перед открытием вентиля на линии подачи жидкости из водопровода, нужно спустить ниппель расширительного бачка, сбросив давление в трубах и нагревателях.

Как удалить воздушную пробку из коллекторной системы

Стравливание пробок из коллекторной системы отопления возможно только при наличии тех же краников Маевского. Они врезаются в свободный верхний угол нагревательного элемента на этапе сборки. Причем коллекторную конструкцию чистят от заторов почти по той же схеме, что и двухконтурные линии обогрева.

Для этого нужно подставить под кран на радиаторе ведро, перекрыть на обратном коллекторе вентиль, отсекая нагреватель от котла, и подать в трубы воду из водопровода. Напор воды надавит на пузырь и вытолкнет его сквозь отверстие в открытом сливе. А перекрытая обратка не даст пузырю сместиться в котел.

При этом из батареи может вытечь приличная порция воды, поэтому ведро под краном должно быть как минимум пятилитровым. И, скорее всего, в самом начале из слива пойдет именно вода, за которой последует и воздух. Поэтому спешить и перекрывать краник не стоит.

После того, как из радиатора уйдет затор, вам следует закрыть подачу воды из водопровода в трубы и открыть линию обратки на соответствующем коллекторе. Сделав это, вы можете включать котел и насос.

Как найти воздушный пузырь в системе отопления

Завоздушенный участок можно отыскать по тактильным ощущениям или на слух. В первом случае вы обходите все радиаторы (по направлению движения теплоносителя) и трогаете их рукой за верхнюю и нижнюю часть. Если одна из батарей окажется холоднее предыдущих, то в этом месте, скорее всего, и скопилась проблема. Поэтому краник Маевского нужно открывать именно у этой батареи, отключив (по возможности) ее от обратки.

Иногда пробку можно определить на звук. Частично заполненная воздухом батарея продолжает работать, но циркулирующий в ее внутренностях теплоноситель издает характерное журчание. И если вы услышали этот "ручеек" в комнате, то просто идите на звук и найдите проблемный радиатор.

Причем редкие стоны и скрипы в трубах не имеют к пробкам никакого отношения. В большинстве случаев они сигнализируют о возможных перепадах давления или гидроударах в арматуре. Это, разумеется, не очень хорошо, но к воздушной пробке не имеет никакого отношения.

Как спустить воздух из радиатора отопления? Каждый год этим вопросом задаются замерзающие владельцы квартир и частных домов. Проблема холодных и шумных батарей типична для начала отопительного сезона, причем казусы происходят даже с идеально смонтированными системами. Рассказываем, как устранить неприятность и провести профилактику завоздушивания.

Признаки скопления воздуха в радиаторах

Выявить завоздушенные батареи довольно просто. О скоплении газа говорят следующие симптомы:

  • явное снижение теплоотдачи (стояки горячие, а радиаторы не прогреваются);
  • треск, шум, журчание в системе;
  • снижение давления в трубах;
  • увеличение расхода топлива (при индивидуальном отоплении);
  • протечка теплоносителя;
  • прекращение движения жидкости в системе (при естественной циркуляции).

Воздух в радиаторе отопления грозит не только понижением температуры в помещении, но и более серьезными проблемами. Стальные батареи окисляются, покрываются ржавчиной и выходят из строя. Трубы и узкие места заиливаются и требуют промывки или замены.

Воздушная пробка – частая причина охлаждения радиаторов

Завоздушенность системы отопления может привести к поломке циркуляционного насоса. При нормальных условиях подшипники скольжения постоянно находятся в водной среде. При образовании газовых пробок они подвергаются «сухому трению», которое провоцирует выделение большого количества тепла. Излишний нагрев способен повредить скользящие кольца и вывести вал из строя.

Причины завоздушивания отопительной системы

Прежде чем разбираться, как удалить воздушную пробку из системы отопления, стоит определить причину ее образования. К самым распространенным факторам относятся:

  • проведение монтажных либо ремонтных работ;
  • некорректное направление либо угол уклона магистрали;
  • низкое давление, в результате которого пустоты заполняются воздухом;
  • естественное газообразование при сильном нагревании воды;
  • неправильное заполнение системы после монтажа или простоя;
  • нарушение герметичности стыков;
  • подключение системы водяного «теплого пола», расположенного ниже уровня радиаторов;
  • внутренняя коррозия труб;
  • слишком высокая скорость теплоносителя;
  • неисправность воздухозаборных устройств.

Важно! В алюминиевых радиаторах, установленных в многоэтажных домах, воздушные пробки встречаются чаще. Материал вступает в химическую реакцию с теплоносителем, в результате чего образуется много газов. В этом случае батареи лучше заменить на биметаллические, стальные либо чугунные. Временной мерой может стать монтаж автоматических воздухоотводчиков.

Кран Маевского входит в монтажные комплекты для радиаторов

Виды воздухоотводчиков

Для контроля загазованности радиаторов в квартирах и частных домах используются ручные либо автоматические клапаны сброса воздуха из системы отопления. Остановимся на каждом из них подробно.

Игольчатый радиаторный воздушный клапан состоит из корпуса и винта конической формы. Все детали плотно пригнаны друг к другу, что исключает протекание теплоносителя. Воздух из радиатора отопления стравливается через небольшое отверстие в боковой зоне. Кран Маевского можно открыть специальным ключом (идет в комплекте) либо отверткой. Некоторые модели откручиваются вручную.

В современных биметаллических, стальных и алюминиевых радиаторах предусмотрены отверстия для монтажа клапанов. Краны Маевского устанавливаются так, чтобы воздухоотводная трубочка находилась на противоположной от стены стороне и смотрела вниз.

Удаление воздуха при помощи крана Маевского

Важно! В системе с чугунными радиаторами целесообразно использовать автоматические воздухоотводчики, которые соответствуют особенностям материала.

Чтобы выпустить воздух из батареи отопления, соблюдайте следующую последовательность:

  • Подготовьте ключ (отвертку), емкость для воды и сухую тряпку.
  • Если в системе есть насос, отключите его на время проведения работы.
  • Подставьте емкость под кран и осторожно поверните его против часовой стрелки.
  • Из радиатора начнет выходить поток воздуха, он может быть смешан с грязью или ржавчиной.
  • Дождитесь, пока из отверстия не потечет вода, и перекройте кран.

Важно! Если качество теплоносителя оставляет желать лучшего, рекомендуется установить дополнительные отсекающие клапаны. Они монтируются до крана Маевского и защищают его от засоров.

Автоматический воздухоотводчик

Автоматический воздушный клапан для отопления самостоятельно выпускает скопившийся в радиаторе газ. Воздухоотводчик состоит из латунного корпуса, поплавка, шарнирного рычага и собственно клапана. От утечки воды оберегает запорный колпачок, от внешних загрязнений – подпружинная защита.

Система работает следующим образом:

  • В отсутствие воздуха поплавок фиксирует выпускной клапан в закрытом состоянии.
  • По мере скопления газа поплавок опускается, открывая клапан.
  • Воздух покидает камеру, и система возвращается к исходному виду.

Важно! Автоматические модели оснащены разъемами для восьмигранного ключа или отвертки. Эти формы позволяют открыть клапан в ручном режиме, если автоматика выйдет из строя.

Сепаратор воздуха

Сепараторы – сложные устройства, предназначенные для автономных отопительных систем. Принцип их действия заключается в заборе воздуха из воды, конвертации его в пузыри и последующем удалении. Чаще всего аппарат комбинируется с сепаратором шлама, улавливающим примеси грязи, ржавчины и песка.

Конструктивно система представляет металлический цилиндр с воздухоотводом вверху и вентилем для сброса шлама внизу. Внутри конструкции установлена металлическая сетка, создающая вихревые потоки. При прохождении сквозь трубку в теплоносителе образуются пузырьки, которые поднимаются вверх и выходят через воздухоотвод. Осевшую грязь удаляют через нижний сливной кран.

Устройство сепаратора воздуха и шлама

Удаление воздушной пробки в частном доме

Выгнать воздушную пробку из автономной системы отопления немного сложнее:

  • Определите ее локализацию. На проблемное место указывают журчащие шумы и холодные участки магистрали.
  • Продвиньтесь вверх по трубе до ближайшего клапана.
  • Приоткройте кран подпитки и постепенно стравите воздух.

Если стандартный способ не помогает, можно поднять давление и температуру теплоносителя. В большинстве случаев пробка сдвигается, и ее получается выпустить через разъемное соединение. Работать в таких условиях нужно аккуратно – велик риск обжечься горячей водой или паром.

Важно! Если в системе не предусмотрены разъемные стыки, придется сливать воду или ее часть и вновь заполнять магистраль.

Водяной пол, запитанный от радиатора, может привести к завоздушиванию всей системы

Система с естественной циркуляцией

При верхней разводке труб воздух из системы отопления можно удалить через расширительный бачок:

  • Присоедините к патрубку перелива длинный шланг и выведите его на улицу.
  • Отключите группу безопасности котла (если она есть).
  • Откройте кран подпитки примерно на 1/3 – напор должен быть небольшим.
  • Дождитесь, пока из шланга потечет вода, и перекройте подпиточный кран.
  • Обойдите все радиаторы и спустите из них воздух с помощью кранов Маевского.
  • Медленно откройте арматуру, отсекающую котел. Автоматически клапан группы безопасности будет издавать шипящий звук в процессе заполнения котла.
  • Добавьте в систему воду – уровень в баке должен составлять 2/3 от общего объема.
  • Включите котел и проверьте степень прогрева радиаторов.
  • При необходимости повторите развоздушивание батарей.
  • Наблюдайте за работой отопления и уровнем воды в расширительном бачке в течение недели.

Важно! Если открыть кран подпитки на полную мощность, высокое водопроводное давление принесет много растворенного кислорода. Это только усилит завоздушивание системы отопления.

Система с принудительной циркуляцией

Чтобы убрать воздушную пробку из системы отопления с нижней разводкой или принудительной циркуляцией, потребуется два человека. Один будет заполнять трубопровод и следить за показаниями манометра, второй – сбрасывать воздух из радиаторов, когда давление поднимется до 2 Бар. По достижении этой отметки подачу воды необходимо прекратить. При стравливании воздуха через краны Маевского давление в системе будет падать, в эти моменты нужно открывать водопроводный кран.

Важно! В закрытой отопительной системе роль автоматического воздухоотводчика выполняет мембрана расширительного бака. Под давлением газовая пробка выходит в атмосферу, а ее место занимает теплоноситель.

Следите за давлением в автономной системе отопления

Профилактика завоздушивания

Развоздушивание системы отопления – крайний метод. Чтобы он не вошел в привычку, необходимо принимать профилактические меры:

  • Спускайте воздух во время заполнения/дозаправки магистрали.
  • Во время отопительного сезона регулярно проверяйте давление в трубах.
  • Несколько раз в год тщательно осматривайте радиаторы и трубопроводы на предмет протечек.
  • Контролируйте расход топлива и потребление теплоносителя.
  • Не проводите ремонт самостоятельно, если не обладаете необходимыми навыками.

Основной причиной появления воздуха в радиаторах служат ошибки на этапе проектирования автономной системы. При разработке плана необходимо разработать многоступенчатую схему, включающую:

  • автоматический клапан на котле;
  • воздухоотвод на каждом коллекторе и стояке;
  • кран Маевского на каждом радиаторе.

Чтобы не решать в экстренном порядке вопрос с завоздушенными батареями, стоит «на берегу» позаботиться о правильном монтаже отопления, установке автоматических или ручных клапанов и регулярном обслуживании системы. Теплой вам зимы!

Видео: как стравить воздух из автономной системы, не сливая воду