25.09.2019

Каким должен быть профессиональный психолог? ​Каким должен быть психолог.



К сожалению, идеального психотерапевта, как и универсального психотерапевта, не существует. Кто-то объективно быстрее и лучше работает с одними темами, а кто-то – с другими. С кем-то именно у этого клиента больше комфорта в общении, а с кем-то – меньше. Однако несмотря на все различия, психотерапевт должен быть:

1. Профессиональным

Поддержка профессионального сообщества всяко лучше, чем ее отсутствие. Участие в образовательных программах лучше, чем неучастие. Кроме того, только в среде профессионалов, равных или более опытных, можно получить адекватный отклик на свою деятельность. Гораздо опаснее смотрятся профессионалы, которые, получив образование, отходят от сообщества, не приемлют критику или отзывы коллег, начинают заниматься чем-то “своим”, “загадочным”, “тайным”. Это – ближайший путь к непрофессионализму.

И с третьей, есть небольшая категория людей (практически в любой профессии), которые сбегают от работы – в учебу. Учатся, учатся, имея уже 10-15 лет участия в образовательных программах, а непосредственно клиентов у такого психотерапевта – 1-2.

2. Практикующим

Практика – критерий истины. Чуткий психотерапевт просто не способен оставаться равнодушным к своим регулярно проявляющимся недостаткам и с большей вероятностью начнет работать над ними, чем профессионал без практики.

Чем больше клиентов у терапевта, и чем больше они стремятся к среднему сроку нахождения в терапии (а не “вошел, побывал пару раз и вышел”), тем лучше для каждого нового клиента.

3. Устойчивым

Есть такие термины в гештальттерапии: холдинг и контейнирование. Холдинг обозначает умение удерживать неприятные эмоции, выдерживать их в контакте. Редкие встречи клиента и терапевта проходят в обсуждении “цветов и бабочек” в жизни клиента. Как правило, в первую очередь клиенты рассказывают и прорабатывают те истории и ситуации, в которых им было “плохо”.

Умение удерживаться, несмотря на чувства, которые вызывает рассказ, определяет устойчивость терапевта.

Считается “хорошей маркой” и показателем качества при работе терапевта такой навык, как оставаться собранным, целостным, находясь со всем “говном”, которое “выливает” клиент. А ведь порой еще и “выливает” на психотерапевта, а не “рядом”!

Посмотрите на своего будущего психотерапевта внимательно: насколько он склонен “вспыливать” или “раздражаться”, насколько он собран и внимателен в работе, насколько, по вашему мнению, устойчив. Ведь нет хуже беды, чем ситуация, когда вслед за клиентом “разваливается” или “расклеивается” еще и психотерапевт…

4. По возможности – безоценочным и аморальным
(находящимся вне моральных норм)

К психотерапевтам клиенты идут, может, и за тем, чтобы получить оценку (“скажите, что я поступил правильно”, “скажите, что это она нехорошая, а я – ок”). Однако толковый психотерапевт воздерживается от критериев оценочности, давая клиенту самостоятельно определить для себя критерии “вот так мне подходит”, “это мне не нужно”, “как бы это мне сделать, чтобы и человека не обидеть – и самому интересы соблюсти”.

“За бортом” оказываются:

Представления психотерапевта о “лучшей” религии (или подходящем мировоззрении),

Мысли о том, что приемлемо делать, а что – нет, моральные принципы ,

Представления о том, что какие-то ценности – важнее, а какие-то – менее важны.

Конечно, это не так легко принять клиенту, который пришел за оценкой и поддержкой. Однако грамотный психотерапевт избегает добавлять что-либо от себя на одну чашу весов, “помогая” клиенту (“да, семья – это всегда хорошо, развестись – всегда плохо”, “работа – это самое главное, или не главное”).

Иногда можно услышать, как человеку говорят «Да ты прирожденный психолог». В самом деле, что за умения и личностные особенности необходимо иметь при поступлении на эту специальность, а каким еще можно научиться? Недавно проведенный на сайте www.futurejob.ru опрос самих практикующих психологов показал, что необходимых качеств не так уж много, все остальное - профессиональные навыки, которые можно с большим или меньшим трудом освоить в процессе учебы или практики.

Так вот, психологи пришли к выводу, что важнейшей особенностью успешного будущего психолога, вне зависимости от выбранной специализации, является интерес и уважение к Человеку . Да, именно Человеку с большой буквы. Имеется в виду искренняя заинтересованность в том, как устроен внутренний мир человека, искреннее желание разобраться в хитросплетениях человеческой психики. Эдакое здоровое любопытство: а как же он устроен, человек. Человек, другой, чем ты сам. Такой интерес мало поддается развитию, он либо есть, либо его нет. Другими словами, можно говорить о человеколюбии, дружелюбии, гуманизме.

Еще одно важное качество - толерантность . Это терпимость к другому, иному, готовность принимать разные проявления людей без агрессии и раздражения. Это качество уже, пожалуй, больше поддается развитию, но все же если оно уже есть как данность - будет проще. Ведь психолог работает с самыми разными людьми, при этом для эффективной работы очень важно безоценочное принятие человека.

Третьим было названо такое качество, как гибкость и открытость изменениям . Если вы легко приспосабливаетесь к новым условиям, если вы умеете признавать свои ошибки и быстро изменять свое поведение в зависимости от ситуации, то вы обладаете одним из профессионально важных для психолога качеств.

Будущему психологу необходима и сензитивность , иначе говоря, чувствительность. Если вы хорошо чувствуете настроение другого человека, умеете догадаться о его потребностях, ощущаете боль и радость близких как свою собственную, значит, вы обладаете еще одним важным качеством. Нужно сказать, что оно, в общем-то, развивается, но и начальный уровень имеет значение.

Среди других качеств были также названы такие, как умение ясно выражать свои мысли и умение слышать и понимать другого , ведь психолог много общается с людьми. Названо было и умение управлять собственными эмоциями . Действительно, сложно себе представить несдержанного, взрывного, крайне импульсивного психолога. Все эти умения, в принципе, поддаются развитию, было бы желание.

Нужно сказать, что основная трудность работы психолога в любой сфере - это риск эмоционального выгорания. Ведь так или иначе психолог включается в судьбу и жизнь каждого человека, пропускает его ситуации и проблемы через себя. Этот риск не стоит недооценивать. Если вы замечали, что быстро устаете от интенсивного общения, то представьте, что оно будет занимать основную часть вашей жизни в качестве профессиональной обязанности.


Таким образом, основными профессионально важными качествами выступают следующие: развитые коммуникативные навыки (умение слышать и понимать другого, умение отнестись и задать вопрос, изложить и аргументировать свою точку зрения), умение управлять своими эмоциями, способность к эмпатии (сопереживание), умение хранить тайну, высокий уровень развития словесно-логического, образного и абстрактно-символического мышления, хорошая логическая и эмоциональная память, развитые устойчивость, переключаемость и объем внимания, высокая интеллектуальная работоспособность. Гибкость, объективность, доброжелательность, уверенность в себе, ответственность, наблюдательность, терпеливость, тактичность. Широкий кругозор и эрудированность. Склонность к работе с людьми и исследовательским видам деятельности.

Профессиональные качества работника - это качества, отличающие его от представителей других профессий (Большой энциклопедический словарь).

Важнейшее качество психолога — профессиональная компетентность.

Профессиональная компетенция — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач (Большой энциклопедический словарь).

Она включает в себя профессиональные знания, умения, навыки и способности. К числу характеристик профессиональной компетентности также относят: диапазон профессиональных возможностей, совершенное владение инструментарием, приемами и технологиями профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность психолога проявляется в творческом характере его деятельности, в активном поиске новаторских подходов и инновационных технологий, личной инициативе и профессиональной коммуникабельности.

Психолог должен постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности, участвовать в курсах повышения квалификации, специализированных семинарах по отдельным проблемам психологии. Для успешной работы в сфере научной психологии необходимы соответствующие способности. Развитие компетентности и личности психологов как специалистов начинается в студенческие годы и продолжается в течение многих лет. Профессиональное становление психологов имеет свою специфичность в области научно-исследовательской и практической психологической деятельности.

В деятельности любой профессиональной группы вырабатываются свои нормы, правила профессионального поведения, которые в совокупности образуют профессиональную этику. Профессиональная деятельность психолога требует соблюдения особых принципов и правил этики.

Принцип профессиональной компетентности.

Принцип ненанесения ущерба человеку.

Принцип научной обоснованности и объективности.

Принцип уважения клиента.

Принцип соблюдения профессиональной конфиденциальности.

Рассмотренные принципы этики психолога характеризуют наиболее общие положения, которые он должен учитывать в своей научной, практической и педагогической деятельности. В свете этих принципов разрабатываются правила и нормы поведения психологов, стандарты их профессиональной деятельности.

В последние годы психологами многих стран разработаны этические нормы профессиональной психологической деятельности.

В то же время в рамках отдельных видов и сфер профессиональной психологической работы существуют и особые этические проблемы. Поэтому нередко рассматриваются специфические этические принципы, важные при проведении психологического исследования, психодиагностики, психологического консультирования.

На пути профессионального становления студентов-психологов ждут надежды, разочарования, и открытия, трудный путь самопознания и освоения профессии. Определенные личностные качества могут побуждать людей заниматься психологией. Есть основания полагать, что определенные впечатления детства и юности порой играют важную роль в последующем выборе психологии как сферы профессиональной деятельности, в выборе тематики научных исследований или практической работы, а также в формировании концепции психолога. В этом разделе книги, а также в биографическом справочнике приводятся многочисленные примеры.

По мнению В.Н. Дружинина, чувство непохожести на других, неприспособленность душевного склада некоторых людей к миру, связанная с желанием эту дисгармонию преодолеть, часто приводит их к занятиям психологией. Мир другого человека для психолога является загадкой. Поэтому психологам присуща терпимость, снисходительность к людям, поскольку изначально они допускают возможность различных, нестандартных форм поведения, мыслей, переживаний. Ларошфуко писал: «Чем умнее человек, тем больше он видит различий между людьми, для человека заурядного — все люди на одно лицо».

Исследования показывают, что психологи-исследователи и психологи-практики, несмотря на сходство, отличаются по ряду личностных качеств.

Как считает К.А. Рамуль, для каждого ученого, в том числе и психолога необходимы следующие черты личности:

1. Энтузиазм по отношению к работе и ее задачам.

2. Прилежание - способности и наклонности к продолжительному и усидчивому труду.

3. Дисциплинированность.

4. Способность к критике и самокритике.

5. Беспристрастие.

6. Умение ладить с людьми (Рамуль, 1965, с 126-135).

Важными нравственными качествами психолога безусловно считаются доброжелательность, уважительное отношение к людям, чуткость, отзывчивость, альтруистичность, гуманность, интеллигентность.

В области психологии специалист должен:

− знать цели, методологию и методы профессиональной деятельности психолога;

− знать историю развития и современные проблемы психологической науки;

− знать закономерности эволюции психики животных, сходство и качественное различие психики животных и человека; филогенез и онтогенез человеческой психики;

− знать природу деятельности человека, функции психики в жизнедеятельности человека;

− знать закономерности формирования и функционирования его мотивационной сферы;

− знать психологические закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);

− знать механизмы внимания, эмоциональных явлений, процессы волевой регуляции;

− знать понятие о личности и индивидуальности, структуре личности и движущих силах ее развития;

− знать психологические закономерности общения и взаимодействия людей в группах, межгрупповых отношениях;

− знать закономерности психического развития человека на каждой возрастной ступени;

− знать основные закономерности психологии образования;

− знать критерии нормы и патологии психических процессов, состояний, деятельности человека, пути и средства компенсации и восстановления нормы;

− знать основные сферы и виды деятельности психолога;

− знать основы психодиагностики и психологического консультирования;

− знать основы психотерапии, коррекционной и развивающей работы психолога;

− владеть методами психологического просвещения и преподавания психологии

− владеть инструментарием, методами организации и проведения психологических исследований;

Обобщая многочисленные исследования профессионально важных личностных черт психотерапевтов и психологов (А. Косевска, 1990; С. Кратохвил, 1973; М. Либерман, 1966; К. Роджерс, 1954; Славсон, 1962; Ялом, 1973 и др.), Вачков И.В. выделил следующие личностные черты, желательные для практического психолога:

− концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь;

− открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость;

− эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта;

− аутентичность поведения, то есть способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания;

− энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию;

− уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции;

− уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов;

− богатое воображение, интуиция;

− высокий уровень интеллекта.

К. Рудестам пишет о взаимосвязи личностных черт, теоретических установок и стилей управления у группового психотерапевта (эти слова, по нашему мнению, могут быть отнесены к любому практическому психологу): он «должен быть отчасти артистом, отчасти ученым, соединяющим чувства и интуицию с профессиональным знанием методов и концепций.

С одной стороны, с развитием самосознания, ростом опыта и знаний о групповой и индивидуальной динамике возрастает надежность интуиции. Концептуальные рамки, метод осмысления руководителем наблюдаемых им элементов поведения могут служить ему основой для проверки чувств и надежности интуиции. С другой стороны, концептуальные рамки и методы, используемые без учета интуиции и чувств, могут вести к ригидному, негибкому стилю руководства».

Рассмотрим общекультурные и профессиональные компетенции, которые должен освоить клинический психолог (здесь приведены лишь некоторые, с остальными можно ознакомиться, взяв Образовательный стандарт).

Общекультурные компетенции:

− способность и готовность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствование и развитие общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1).

− способность и готовность к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологи (ОК-2).

− способность и готовность к владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3).

Профессиональные компетенции:

Готовность к активной коммуникации и информационно - аналитической деятельности: активным включением в сеть профессионального сообщества, ведением постоянного информационного наблюдения за предметной областью, анализом динамики ее развития, поддержанием активных контактов с коллегами, активным информированием профессионального сообщества о результатах собственной научной и информационно-аналитической деятельности (ПК-1);

Готовность инициировать психологические исследования: определением области прикладной психологии, предоставляющие возможности для развития исследований, проверкой и оценкой существующих методов, техник и моделей, выявлением возможности для развития фундаментальной и прикладной психологии (ПК-2);

Владение навыками популяризации психологических знаний, рекомендаций по использованию результатов психологических исследований и инноваций (ПК-21).

Технические средства, используемые на лекции - мультимедийное сопровождение.

Профессиональное и личностное в деятельности психолога очень часто бывают тесно связаны. Трудно быть в личностном плане одним, а в профессиональной деятельности совершенно другим. Поэтому личностные качества составляют важный фундамент профессиональной успешности психолога. Как сказал один студент, «у тех людей, которых я считаю по-настоящему профессиональными психологами, я всегда замечал необыкновенное слияние профессии и жизни, включенность внутренних переживаний и напряженного духовного поиска в контекст профессиональной деятельности и, наоборот, включенность профессиональной деятельности в общий контекст всей жизни. Это для меня идеальная ситуация – чтобы все, что я делаю как профессионал, становилось частью моего духовного поиска».

Трудно найти личностные качества, одинаково важные для таких разных сфер деятельности психолога как научная психология, практическая психология, преподавание психологии. Каждая из них предъявляет к личности психолога целый ряд специфических требований.

Как считает К.А. Рамуль, для каждого ученого, в том числе и психолога необходимы следующие черты личности:

  1. энтузиазм по отношению к работе и ее задачам,
  2. прилежание – способности и наклонности к продолжительному и усидчивому труду,
  3. дисциплинированность,
  4. способность к критике и самокритике,
  5. беспристрастие,
  6. умение ладить с людьми.

Важными нравственными качествами психолога считаются доброжелательность, уважительное отношение к людям, чуткость, отзывчивость, альтруистичность, гуманность, интеллигентность.

Большое знание для практического психолога имеют коммуникативные качества его личности: умение понимать других людей и психологически корректно воздействовать на них. Психолог должен уметь работать с людьми, разбираться в характерах, обладать не только психологическими знаниями, но и психологической интуицией. Коммуникативными качествами психолога, важными для его профессиональной деятельности, можно считать привлекательность, общительность, тактичность, вежливость, умение слушать и понять другого человека. В целом комплекс этих качеств часто называют «талантом общения».

Общее отношение к жизни и деятельности проявляется в таких значимых для психолога личностных качествах как ответственность, организованность, оптимизм, открытость, любознательность, наблюдательность, самостоятельность суждений, креативность, гибкость поведения, способность к рефлексии своих переживаний.

Для психолога важны такие эмоциональные проявления личности как непринужденность, естественность и искренность в общении, устойчивость к стрессу, эмоциональная стабильность, способность к сопереживанию.

К необходимым волевым качествам психолога относятся настойчивость, терпеливость, самообладание.

К числу необходимых личностных свойств практического психолога относят способность к эмпатии (сопереживанию), умение понять состояние клиента. Однако важно и умение сохранять некоторую дистанцию. При несоблюдении этого психогигиенического правила у психолога может возникнуть синдром сгорания и коммуникативной перегрузки.

Необходимое качество практического психолога – уверенность в поведении с клиентом. В противном случае он не заслужит доверия клиента.

В то же время важным оказывается отсутствие чрезмерной самоуверенности и веры в непогрешимость своих психологических выводов. Нетактичность психолога проявляется в его склонности приписывать своей профессии сверхзначимость и исключительность. Демонстративность поведения и самолюбование психолога отталкивает клиента.

Профессиональному психологу важно иметь адекватную самооценку, понимать индивидуальные особенности своей личности, свои способности, сильные и слабые стороны характера. При этом полезно знать способы компенсации собственных личностных недостатков.

В профессиональной деятельности психолог не может быть успешным во всем. Не все методы и приемы работы получаются одинаково хорошо. Не ко всем видам деятельности проявляется интерес и склонность. Поэтому психологу важно формировать индивидуальный стиль профессиональной деятельности с учетом своих индивидуальных личностных особенностей.

Перечисленные выше характеристики отражают мнения авторитетных ученых и практиков о том, какими личностными свойствами должен обладать профессиональный психолог. Эмпирических исследований, посвященных этой теме, еще очень мало. Особого интереса заслуживает работа Т.А. Верняевой, в которой она изучила мнения психологов по этому вопросу.

Какими качествами должен обладать психолог? Даже люди, далекие от этой профессии, понимают, что специалист по проблемам человеческой души чем-то от них отличается. Прежде всего психолог обладает умением качественно проживать свои дни, не тратит их впустую. Он стремится систематически восстанавливать душевное равновесие, постоянно работает над собой. Ведь если этого не делать, можно очень быстро подорвать нервную систему только из-за недостатка положительных эмоций.

Как правило, к психологу большинство людей обращается лишь в критических ситуациях, когда не чувствует в себе сил справиться с проблемой самостоятельно. Рассмотрим подробнее основные личностные характеристики такого специалиста.

Эмпатия

Задумавшись над тем, какими качествами должен обладать психолог, нужно обязательно отметить это свойство личности. Уметь слушать клиента очень важно. Необходимо создать доверительную обстановку в помещении, где происходит процесс консультирования. В противном случае человеку, который переступает порог кабинета, будет нелегко расслабиться и привести мысли в порядок. Эмпатийное слушание позволяет добиться высоких результатов вне зависимости от того, в какой сфере работает специалист: в детском образовательном учреждении, государственной организации или занимается частной практикой.

Ответственность

Какими качествами должен обладать психолог-педагог? Прежде всего, это терпение. Ведь приходится иметь дело со стрессами у детей, связанными с адаптацией в коллективе и различными возрастными изменениями. Необходимо уметь принимать на себя ответственность за результат. Ошибки психолога могут обходиться пациентам очень дорого: принятие неверного решения, усугубление проблемы, повышение уровня тревожности. Вот почему необходимо стараться по возможности их избегать. Начиная профессиональную деятельность, психолог должен обязательно помнить о возлагаемой на него ответственности.

Отзывчивость

Хороший специалист обязательно старается понять своего собеседника. Обращаясь к психологу, каждый человек рассчитывает найти поддержку и понимание. Как правило, прежде чем обратиться за помощью, люди пробуют множество возможностей для того, чтобы избавиться от своих страхов, сомнений и неуверенности. Иногда проходит немало времени, прежде чем личность действительно начинает осознавать необходимость перемен.

Думая над тем, какими личностными качествами должен обладать психолог-консультант, следует отметить такую характеристику, как отзывчивость. Умение чувствовать, что происходит с пациентом, понимать его ощущения очень важно. Выбрав для себя профессию, направленную на оказание помощи другим, нельзя становиться бездушным роботом, которого ничего не волнует кроме собственного благополучия.

Конгруэнтность

Это понятие означает безоценочное принятие. Психолог не должен пытаться критиковать человека, который находится у него на приеме. Нельзя пробовать навязать ему свою точку зрения, подводить к принятию определенного решения. Многие спрашивают: какими качествами должен обладать психолог-консультант?

Конечно, быть эмоционально гибким, избавиться от внутреннего критика. Конгруэнтность подразумевает, что специалист пытается не осудить, а действительно понять своего собеседника.

Наблюдательность

Какими качествами должен обладать психолог? Чтобы суметь вовремя выявить проблему, специалист должен быть предельно внимательным. Здесь нельзя торопиться и принимать скоропалительных решений. Каждое произнесенное слово необходимо взвешивать на предмет уместности его в данном контексте. Наблюдательность - неотъемлемая характеристика работы. Чем профессиональнее работает психолог, тем более внимательно он будет относиться ко всем деталям и делать соответствующие выводы.

Эмоциональная отстраненность

Она необходима для того, чтобы самому иметь возможность абстрагироваться от той истории, которую рассказывает клиент. Это качество обладает видимыми преимуществами - позволяет специалисту не погружаться во внутренний мир пациента. В противном случае психолог не сможет уберечь свое душевное равновесие. Постепенно защитные силы организма начнут истощаться.

Когда постоянно сталкиваешься с проблемами и эмоциональными расстройствами у окружающих, велика вероятность самому перенять какие-то деструктивные модели поведения. По этой причине психолог должен обладать крепкими нервами и беречь свое душевное здоровье. Эмоциональная отстраненность позволяет научиться абстрагироваться от происходящего в особенно тяжелые моменты.

Общительность

Самообладание - это еще не гарантия успеха в профессиональной деятельности. Нужно быть коммуникативным человеком, с удовольствием взаимодействовать с окружающими. Если в психологию приходит замкнутый человек, который сам имеет проблемы в общении, ему будет очень трудно работать с людьми. Возможно, он сможет выйти на причины проблем клиента, но ему наверняка окажется не под силу оказать ему реальную поддержку.

Таким образом, изучая вопрос, какими качествами должен обладать психолог, необходимо обратиться к вопросу самосовершенствования. Постоянный личностный рост позволяет избежать длительных тревожных состояний, депрессии и страхов. Так как психолог постоянно взаимодействует с людьми, то он должен уметь не только оказать реальную помощь, но и оградить себя от возможных неприятных последствий. Сделать это не так легко, как кажется.