31.01.2019

Какой газ подается в квартиры – анализируем состав, цвет пламени и запах. Что представляет собой традиционный природный газ? Фактор #2: Энергоэффективность и цена обслуживания


Природный газ, подготовленный к использованию в качестве топлива, может быть представлен в сжиженном варианте. В чем его специфика в данной разновидности? Чем отличается природный газ от сжиженного как продукта, прошедшего необходимую переработку, а также от углеводородных видов топлива?

Что представляет собой традиционный природный газ?

В широком смысле под природным газом принято понимать практически любой из тех газов, которые применяются в качестве топлива, поскольку все они добываются из недр земли. В узком смысле под природным может пониматься газ, максимально приближенный по своим свойствам к тому, который извлекается из недр. То есть речь идет о топливе, представленном в виде несжатого, перемещаемого по специальным трубам газообразного вещества. С точки зрения химического состава традиционный природный газ чаще всего представлен метаном.

Рассматриваемый вид топлива с момента добычи и до доставки потребителю практически не меняет физического состояния и в большинстве случаев остается собственно газом. Его хранение осуществляется при задействовании специальной инфраструктуры - газовых хранилищ, в которые он закачивается. Перемещение соответствующей разновидности топлива к потребителям осуществляется, как мы отметили выше, с помощью труб.

Что представляет собой сжиженный газ?

Под сжиженным газом понимаются:

  • разновидность природного газа, представленного в особом физическом состоянии - в виде жидкости, которая образуется посредством охлаждения газообразного топлива;
  • углеводородные газы, которые сжижаются под высоким давлением;
  • компримированный природный газ.

Сжижение природного газа осуществляется главным образом в целях удобства его транспортировки - когда использование труб невозможно или невыгодно, а также для хранения голубого топлива.

Сжиженный природный газ - это жидкость, которая примерно вдвое легче воды. Закипает она при температуре около минус 158-163 градусов Цельсия. Как и традиционный природный газ, по химическому составу сжиженное топливо представлено преимущественно метаном. Его хранение осуществляется в специальных резервуарах, рассчитанных на размещение как раз таки жидкой модификации природного газа. Транспортировка соответствующей разновидности газа происходит в криоцистернах, в которых поддерживается необходимая для сохранения его жидкого состояния температура.

Превращение традиционного топлива, добываемого из недр земли, в сжиженное занимает несколько этапов. На первом природный газ сжимается под давлением. После - охлаждается. Объем сжиженного газа в сравнении с исходным топливом уменьшается приблизительно в 600 раз. Обратная операция - превращение сжиженного газа в стандартное физическое состояние - осуществляется при задействовании регазификационных терминалов.

Процесс преобразования исходного топлива, которое добыто в недрах земли, в жидкость, а также его регазификация требуют значительных энергозатрат. Поэтому себестоимость изготовления сжиженного газа в расчете на 1 кубометр топлива, готового к использованию, как правило, заметно выше, чем та, что характеризует получение традиционного газа.

Что касается сжиженных углеводородных газов, они представлены чаще всего такими веществами, как пропан и бутан. По своим химическим и физическим свойствам они отличаются от метана: в частности, их сжижение возможно без высокой температуры. Это позволяет заправлять пропаном и бутаном зажигалки, размещать их в баллонах - в том числе тех, что выполняют функцию топливных носителей в автомобилях. Данные вещества довольно редко поставляются потребителям по магистральным трубопроводам, поскольку имеют существенно более высокую себестоимость изготовления в расчете на 1 кубометр, чем традиционный природный газ в виде метана.

К сжатым также принято относить компримированный природный газ. Он тоже представлен метаном, однако в жидкость он превращается не посредством охлаждения, а под очень большим давлением. Хранится такой газ в специальных накопителях под давлением порядка 200 бар. Рассматриваемый вид топлива чаще всего применяется для заправки автомобилей. Он считается существенно более выгодным, чем углеводородные газы.

Сравнение

Главное отличие природного газа от сжиженного (если рассматривать и тот и другой в узком смысле) заключается, прежде всего, в том, что первый находится в газообразном состоянии - с температурой, примерно соответствующей той, что есть у окружающей среды, обладает минимальным давлением и является метаном. Второй может быть очень сильно охлажденной жидкостью (если это сжиженный метан), сжатым до состояния жидкости газом с иными химическими свойствами (если это пропан и бутан) либо веществом, превращенным в жидкость посредством сильной компрессии (если речь идет о компримированном газе, добытом из недр земли). Отсюда разница в методах транспортировки газа, в способах его хранения.

Традиционный природный газ, как правило, не требует дополнительной переработки перед доставкой непосредственно потребителю - достаточно обеспечить его поступление в трубу и осуществить последующее распределение топлива. Сжиженный газ, прежде чем подавать потребителям, необходимо регазицифировать либо извлечь из баллона, превратив из жидкости в стандартное состояние.

Определив, в чем разница между природным и сжиженным газом, зафиксируем выводы в таблице.

Таблица

Природный газ Сжиженный газ
Что между ними общего?
Сжиженный газ в виде охлажденного метана и компримированного газа изначально является природным - до того как пройдет, соответственно, криообработку или сжатие в целях приведения в жидкое состояние
В чем разница между ними?
Представлен в газообразном состоянии Жидкость
Является метаном Может быть также пропаном и бутаном
Имеет температуру и давление, в целом соответствующие той, что характеризует окружающую среду Имеет очень низкую температуру, требует размещения в специальных криоцистернах (сжиженный метан), сжат под высоким давлением (компримированный газ)
Не нужна значительная обработка перед доставкой потребителям Необходимы регазификация либо извлечение из баллонов перед использованием
Как правило, стоит дешевле Обычно стоит дороже
Опубликовано: 06.03.2018 02:57

День добрый дорогие посетители нашего сайта. А вы знали, что в качестве топлива для газовых систем может использоваться разный газ – метан, пропан, бутан или изобутан.Использование природного газа (или метана) осуществляется в системах централизованного газоснабжения, использование пропана и бутана – в автономных системах.

Природный газ – это метан, имеющий формулу СН 4 и являющийся бесцветным газом. Природный газ метан не имеет запаха, поэтому для того, чтобы человек мог самостоятельно обнаружить утечку газа и принять необходимые меры, в состав метана добавляют примеси с характерным запахом.

Критическая температура метана равна -82,5 о С (это температура, при которой возможен переход природного газа в жидкое состояние при дальнейших манипуляциях с давлением метана). А температура кипения метана составляет -161,5 о С – это температура при которой природный (натуральный) газ точно переходит в жидкое состояние из газообразного.

Пропан – это газ из группы алканов (углеводородов, ряд которых описывается формулой С n Н 2n+2), имеющий формулу С 3 Н 8 . Как и в случае с метаном, газ пропан не имеет цвета и запаха, однако, как и метан, этот газ при высоких концентрациях способен нанести вред самочувствию и здоровью человека, а при определенных концентрациях метана и пропана возможен взрыв.

Поэтому производство пропана, как и метана, сопровождается добавлением реагентов с характерным запахом. Температура кипения пропана равна -43 о С. Если с понижением температуры может быть сжижен метан, то пропан можно сжижать более дешевыми способами – через компрессию (повышение давления).

Бутан – это так же газ из группы алканов, имеющий формулу С 4 Н 10 , бесцветный, как пропан или метан, и не имеющий запаха. Как и в другой газ, метан или пропан, производство бутана сопровождается применением реагентов с запахом. Что радикально отличает от перечисленных алканов этот газ – это температура кипения бутана, равная -0,5 о С. Что накладывает определенные ограничения на его применение в качестве топлива. Другие газы – это пропан и метан – без проблем использующиеся при минусовых температурах в качестве топлива, дополняют бутан в составе горючих газов. Так, в качестве компонентов сжиженного углеводородного газа используются пропан и бутан (или изобутан).

Разница в физических свойствах газов накладывает следующие ограничения на применение бутана и пропана по отдельности:

Сжиженный бутан не может использоваться в качестве топлива при отрицательных температурах (так как отопление помещений должно происходить при помощи доставки в газовый котел бутана в газообразном состоянии)

  • Пропан не может использоваться при высокой температуре (пропан в условиях жаркого климата чрезмерно расширяется и оказывает повышенное давление на стенки емкости, в которой хранится).

ГОСТ 20448-90 «Газы углеводородные сжиженные топливные для коммунально-бытового потребления» запрещает самостоятельное использование бутана или пропана в системах газификации, а также устанавливает ограничения на то, как бутан или пропан (в процентном соотношении) могут быть использованы в смеси – содержание первого не должно превышать 60%. В зимнее время пропан в смеси для севера России допускается в количестве не менее 75% от общего объема смеси газов.

На сегодня все, дорогие читатели, наша команда ГазЭкоСеть желает Вам хорошего дня и прекрасного настроения.

Самый распространенный тип котла в современных квартирах и частных домах – газовый. Такие нагреватели работают и на природном, и на сжиженном газе. Их ценят за простоту и неприхотливость эксплуатации, экономичность, производительность, надежность и уровень автоматизации.

Напольный газовый котел

Сравнивать газовые котлы наобум сложно. В каждом отдельном случае нужна своя, подходящая для конкретных условий эксплуатации и решаемых задач модель. Выбрать газовый котел из огромного многообразия типов и версий помогает правильная оценка личных потребностей и возможностей кошелька.

Критерии выбора газового котла

Газовые нагреватели различаются стоимостью, качеством и производительностью. Чтобы оценить, какой котел подойдет вам лучше, выбирайте агрегат, исходя из следующих критериев:

  • Место установки. Котлы выпускаются напольными или настенными.
  • Количество контуров. Этот фактор зависит от того, будет ли использоваться котел для ГВС.
  • Тип котла. Продаются конвекционные или конденсационные модели. Последние дороже, но и эффективнее.
  • Тип тяги и циркуляции теплоносителя.
  • Зависимость от электроэнергии.
  • Тип термостата и способа розжига.
  • Количество степеней регулирования мощности. Чем их больше, тем проще и точнее корректируется расход газа.
  • Материал изготовления и стоимость. Предпочтение отдавайте моделям из жаропрочных и нержавеющих материалов. Экономить на котле не стоит, хотя на цену сильно влияет известность бренда.

Оценивая требования к котлу с учетом личных предпочтений, трезво подходите к выбору и возможностям монтажа той или иной системы отопления.

Здесь важен выбор мощности, учет необходимости установки вентиляции, а в некоторых случаях выделения отдельного помещения.

Сравнение по месту установки

Популярность настенных котлов отопления обусловлена компактностью. КПД напольных и настенных агрегатов одинаков. Различия кроются в мощности. Для настенных котлов отопления она не превышает 35 кВт.

Настенный котел

Габариты и масса напольных значительно больше настенных, а мощность доходит до 60 кВт. Они используются для отопления помещений большой площади. Поэтому подходят для частного дома, а настенные – для квартир. Под напольные газовые котлы отопления требуется выделять специальное помещение, а оно не всегда есть.

В отличие от настенных, у напольных котлов отопления отсутствует насос в конструкции. Для ГВС их комплектуют дополнительными бойлерами.

Главное отличие между нагревателями заключается в материале, из которого изготавливается теплообменник.

В настенных он медный или стальной, а в напольных – чаще стальной, но бывает и чугунный, что существенно лучше в смысле длительности срока службы. По статистике, теплообменник из стали служит до 15, медный до 20, а чугунный до – 25 лет. Правда, КПД у чугунного ниже – не более 80%. Тогда как КПД стального – 90%, а медного – превышает 91%.

Для настенных медный считается теплообменник лучшим, поскольку обеспечивает быстрый нагрев, просто устанавливается и меньше подвержен коррозии.

Сравнение газовых котлов по числу контуров

Сравнение настенных и напольных газовых котлов отопления по числу контуров корректно в зависимости от того, нужна ли организация снабжения горячей водой. Одноконтурные и двухконтурные нагреватели одинаково хороши в плане экономичности, надежности и функциональности. Но первые используются исключительно для отопления, а вторые еще и греют воду для ГВС.

Двухконтурный нагреватель со встроенным бойлером

Двухконтурный нагреватель со встроенным бойлером подходит для зданий с большой площадью, то есть частных домов. Это напольный котел. Для квартиры выбирайте агрегат с проточным теплообменником (настенный). К нему подсоединяют бойлер косвенного нагрева и решают вопрос ГВС таким образом.

Сравнение котлов по типу использования энергии

Различия газовых котлов по типу использования вырабатываемой энергии, как настенных, так и напольных, привели к появлению двух классов газовых агрегатов отопления:

  • Конвекционные. Это традиционные нагреватели, в которых тепловая энергия используется не полностью. Отличаются простотой конструкции, установки и обслуживания, низкой стоимостью.
  • Конденсационные или конденсаторные. Этот тип появился сравнительно недавно, но показывает чрезвычайно высокий КПД, который доходит до 110%. Достигается такая производительность за счет использования тепла выходящего дыма. Поступающий через коаксиальный воздуховод воздух подогревается выходящими по нему отработанными газами. Теплообменники в таких котлах – из алюминиевого сплава или нержавеющей стали, которые считаются лучше, поскольку не боятся агрессивных соединений.

По производительности, экономичности и инновациям выбор стоит сделать в пользу газовых котлов отопления конденсационного типа. Но принимайте в расчет высокую стоимость таких устройств.

Вопрос заключается в том, сколько топлива будет использоваться. Если в больших объемах, то покупка конденсаторного нагревателя оправдана.

Конденсационный газовый нагреватель

Сравнение по типу тяги

Различия газовых котлов отопления имеются и в типе тяги. Она бывает естественной или принудительной.

Когда используется камера сгорания открытого типа, то есть атмосферная горелка, то воздух для горения поступает непосредственно из помещения. При этом продукты горения – газы – выходят естественным образом за счет разницы температур и давлений.

Для такого агрегата требуется отдельное помещение с вентиляцией. Если в нагревателе применена горелка с принудительным наддувом и закрытая камера сгорания, то воздух в нее поступает прямо с улицы (из-за пределов помещения). Выхлопные газы выходят за пределы помещения через воздуховоды со встроенным вентилятором. Последний вариант рекомендован для использования в квартирах. Лучший дымоход – коаксиального типа.

Говорят, что атмосферные агрегаты долговечнее и тише. Это так, но они сжигают кислород, необходимый для дыхания. Поэтому котел с принудительной тягой создает в квартире комфортные для проживания условия.

Горелка с наддувом не так чувствительна к перепадам давления в газовой магистрали.

Зависимость газовых котлов от электроэнергии

Отличия настенных и напольных газовых котлов отопления заключаются и в наличии зависимости от электроэнергии. Существует две категории агрегатов:

  • Энергозависимые. Эти нагреватели требуют постоянной запитки от электросети. Это их самый большой недостаток. Отличаются большей автоматизацией, удобством и простотой использования. В городских условиях – это идеальный вариант.
  • Энергонезависимые. Такие нагреватели не требуют подсоединения к электросети. Подходят для сельской местности, поскольку не зависят от электроснабжения.

Энергонезависимый нагреватель

Используются в гравитационных системах отопления. К недостатку относится неустойчивый и слишком медленный запуск.

Сравнение по типу розжига

Существуют разновидности газовых котлов с электрическим и пьезорозжигом. В первом случае розжиг осуществляется с помощью электрического запала автоматически. Такие котлы относятся к энергозависимым. Они экономичнее, поскольку запуск выполняется одновременно с поворотом крана подачи горячей воды на открытие.

Пуск нагревателя с пеьзорозжигом осуществляется вручную, нажатием на кнопку. Фитиль после первого пуска горит, что приводит к появлению неприятных запахов.

Приоритет комфорту!

Различия газовых агрегатов на этом не заканчиваются. Быстрое развитие электроники предопределило создание почти полностью автономных газовых котлов отопления с эффективными системами управления.

Внедрение программируемых термостатов позволило реализовать функции программирования режимов работы и изменения заданных температур на несколько дней вперед. Автоматика стала залогом экономичной работы котлов и комфорта жильцов.

Прекрасно себя показали нагреватели с приборами ионизационного контроля горения. Они мгновенно перекрывают газовую магистраль в случае затухания фитиля или автоматической горелки. А это, в первую очередь, безопасность.

Если вы приобретаете энергозависимый агрегат, то выбирайте со встроенной электроникой, ЖК-дисплеем, пультом дистанционного управления и дополнительными функциями защиты.

Мощность газовых котлов отопления регулируется.

Управление газового котла

В том, как это реализовано, заключается еще одно различие газовых котлов отопления. Типы регулятора:

  • Одноступенчатый;
  • Двухступенчатый;
  • С плавной регулировкой.

Лучшими из газовых котлов отопления считаются модели с плавной регулировкой, которая дает возможность точнее регулировать параметр в зависимости от температуры воздуха. Это увеличивает экономность работы газовых котлов и повыает комфортность проживания.

Есть котлы, которые управляются через интернет со смартфона, благодаря использованию GSM модуля. Это удобно – вы отрегулируете температуру в квартире, не вставая с дивана и даже находясь вне жилища на большом удалении.

Вывод простой – чем больше автоматики, функций, тем лучше. Конечно, выбирайте агрегат и исходя из личных пожеланий функциональности, чтобы не переплатить.

На видео показаны особенности выбора газового котла:

Сравнение производителей

На сегодняшний день лучшие производители газовых котлов отопления базируются в Германии, Италии и Южной Корее. Это – Bosh, Viessmann, Beretta и Baxi.

По большому счету, они одинаковы, за исключение цены.

У моделей Bosh встроенная система самодиагностики и автоматической настройки. Котлы работают на природном и сжиженном газе. Теплообменники изготавливаются из меди с покрытием оксидной пленкой для защиты от коррозии.

У котлов Viessmann усовершенствованная система дымоудаления. На дымоходе никогда не образуется наледь. КПД этих устройств достигает 93%.

Такими же высокими характеристиками и свойствами обладают и другие, в том числе отечественные. Отличительные особенности наших газовых котлов отопления – простое устройство, независимость от электричества, доступная цена и развитая сеть сервисного обслуживания.

Вконтакте

Использование газа в частном домовладении позволяет существенно экономить на отоплении, ГВС и готовке. Несмотря на все экономические кризисы, голубое топливо остается наиболее дешевым энергоносителем.

Но что лучше – газгольдер или магистральный газ – выбрать для своего дома? У каждого из этих способов газоснабжения свои преимущества и цена. Чтобы выбор сделать правильно, надо учесть все нюансы обеих схем газификации коттеджа.

У далеких от нефтегазодобычи обывателей разбор всех нюансов “газового” вопроса в подробностях нередко вызывает головную боль. Существует природный, сжиженный, баллонный, сжатый, магистральный газ и т.д. Плюс есть куча аббревиатур (КПГ, СПГ, СУГ, ГМТ, АПГ). И все это о топливе, которое мы используем в быту для нагрева воды (теплоносителя) и готовки.

Разобраться с нуля во всех видах этого такого привычного для многих россиян горючего довольно сложно.

Необходимо четко различать газ природный в магистральном трубопроводе и сжиженный в газгольдере – у них разные характеристики и состав

Как таковой природный газ, добываемый из недр земли, представляет собой смесь из:

  • метана;
  • тяжелых углеводородов (этана, пропана, бутана и т.д.);
  • водорода и сероводорода;
  • паров воды;
  • азота;
  • гелия и иных инертных газов.

В зависимости от месторождения доля первого компонента в этой смеси достигает 70–98%.

Однако «природный газ», поступающий в квартиры и дома по трубам, – это уже очищенный от примесей метан с мизерным количеством одоранта (вещества с резким неприятным запахом, облегчающим обнаружение утечек). Подавать по газопроводам для бытовых нужд всю добываемую из земли смесь без обработки небезопасно. В ней немало взрывоопасных и вредных для человека компонентов. Проще и безопасней очистить метан от всего остального.

После очищения на месторождении этот уже сугубо метановый газ поступает в ГТС (газотранспортную систему). А из нее посредством газораспределительных и компрессорных станций его подают по газопроводам сначала в населенные пункты, а затем потребителям. Так природный газ поступает в дома частников и городские квартиры, чтобы быть сожженным в газовых плитах, котлах и бойлерах.

Помимо сжигания в газовых котлах и плитах метан также используется в качестве газомоторного топлива (ГМТ), он безопасней пропан-бутановой смеси и в два раза дешевле бензина

Газ в квартире и ГМТ на основе метана одинаковы по составу. Однако первый по трубам “течет” в газообразном состоянии. А вот второй в баллоны автомобилей закачивается в сжатом до давления 200–220 бар виде. Такое газомоторное топливо называют компримированным (КПГ). Именно его продают на газозаправках «Газпрома».

При этом существует еще и СУГ (сжиженный углеводородный газ), также нередко применяемый для заливки в автомобили. Но он состоит уже не из метана, а из смеси пропана с бутаном. О нем дальше — это как раз то, что закачивается в газгольдеры.

К метановому классу также относятся природные газы:

  1. СПГ (сжиженный).
  2. АПГ (адсорбированный).

Первый для упрощения транспортировки и хранения сжижается охлаждением при минус 160 0 С. Именно его возят в громадных танкерах по океанам.

Второй вариант – это метан, который адсорбирован на твердом пористом сорбенте. В отличие от СПГ для его хранения не требуется оборудование для поддержания сверхнизких температур. При этом давление в емкости не поднимается выше 30–50 бар, поэтому хранить и перевозить его гораздо проще и безопасней. Однако эта технология в России и мире пока еще не получила широкого распространения, сказывается дороговизна производства адсорбента.

В чем отличие газгольдерного (сжиженного) топлива

Газгольдер (GasHolder) – это банальный резервуар для хранения газа (пропана + бутана). Туда он закачивается в сжиженном виде. Потом постепенно эта “жидкость” переходит в газообразное состояние, поднимая давление в емкости. И уже за счет высокого давления газ выдавливается из резервуара в трубы для подачи в дом.

Использование в газгольдерах пропана и бутана обусловлено наличием этих газов в достаточно больших объемах и простоте технологии их сжижения

По сути, бутан и пропан – это побочные компоненты, остающиеся после выделения метана из поднятого из недр «природного газа». Их доля в выкачанной из земли смеси нередко достигает 30%. Плюс они же образуются при переработке попутного газа, который выходит из скважин вместе с нефтью. Их приходится либо сжигать в факелах на месторождении, либо искать способы применения в энергетике.

Газгольдеры могут быть применены для хранения различных газов. Но для автономного газоснабжения частных домов принято использовать оборудование, рассчитанное на пропан-бутановую смесь. Ее еще называют сжиженным углеводородным газом (СУГ). Заниматься сжижением метана для закачки в подобные бытовые емкости слишком дорого и невыгодно.

Смесь сжиженного пропана с бутаном (СУГ) различается на:

  • зимнюю;
  • летнюю.

Бутан дешевле пропана. Но он быстрее замерзает при отрицательных атмосферных температурах, поэтому в зимнюю смесь его добавляют в меньших долях. Зимой СУГ стоит дороже не из-за желания энергетиков заработать побольше, а из-за технологической необходимости увеличивать в нем процентное содержание дорогостоящего пропана.

Однако закупать сжиженный газ летом впрок не стоит. В зимний период при сильных морозах летний состав может “замерзнуть”. В лед он не превратится, а вот переходить из жидкого состояния в газообразное станет в меньших объемах.

Емкость газгольдера обычно рассчитывают так, чтобы углеводородного газа в нем хватало на полгода бесперебойной работы всего установленного в коттедже газового оборудования

Газгольдеры бывают вертикальными и горизонтальными, а также подразделяются на:

  • подземные;
  • надземные.

В российских климатических условиях рекомендуется монтировать только подземный вариант. При низких температурах на улице сжиженный пропан-бутан начинает менее эффективно испаряться. Легче вырыть глубокий котлован, чтобы дно газгольдера оказалось ниже уровня промерзания грунтов на участке. Утеплять и искусственно поддерживать в емкости нужные для испарения температурные параметры, устанавливая специальные испарители, выходит дороже.

Некоторые “специалисты” утверждают, что вертикальные газгольдеры в сравнении с горизонтальными аналогами имеют более низкие показатели тепловой отдачи. Зеркало испарения внутри них гораздо меньше. И это действительно так. Меньше площадь жидкости сверху – меньше ее испаряется.

Однако в вертикальных резервуарах СУГ процесс испарения протекает с несколько более высокой скоростью, что полностью компенсирует меньший размер «зеркала». Результат в итоге получается практически одинаковым. Не зря же в Скандинавии, где климат во многом схож с российским, предпочитают монтировать газгольдерные емкости как раз в вертикальном исполнении.

Сравнение газа из магистрали и газгольдера

Сравнивая оба варианта газоснабжения частного дома, необходимо смотреть как на стоимость покупки кубометра газа, так и на смету монтажа оборудования и цену его эксплуатации в последующем. Учитывать следует все параметры обеих систем. При этом выбирая, что изначально дешевле – газгольдер и магистральный газ, надо анализировать и то, что проще в ремонте и обслуживании.

Главное преимущество газгольдера над газом из трубы – это высокая скорость подключения, если в первом случае достаточно 1–3 дней, то во втором все может затянуться на долгие месяцы

Газгольдер – это в первую очередь полная автономность в энергообеспечении частного дома. Магистральный газ могут в любой момент отключить. От аварий на газовых трубопроводах полностью застраховаться невозможно. В этом отношении трубное голубое топливо схоже с электричеством. Рухнула общая сеть, и коттедж оказался без электро- и газоснабжения. А газгольдерное топливо всегда в наличии. Надо только следить за наполненностью резервуара.

Фактор #1: Стоимость подключения

Если смотреть по средним ценам на подсоединение магистрального газа и монтаж газгольдера, то первый вариант сильно выигрывает. Подсоединить коттедж к газовой магистрали сейчас можно за 50-100 тысяч рублей. При выборе второго способа только на газгольдерное оборудование придется потратить порядка 200 тысяч рублей. Чем большего оно объема, тем дороже стоит. Плюс еще монтаж и земляные работы. Но здесь есть ряд нюансов.

Если газовой магистрали в поселке нет, то газгольдер – это превосходный способ устройства обогрева дома. По энергоэффективности и тратам на топливо СУГ превосходит уголь, дрова и электричество в разы

Основная проблема с подключением магистрального газа заключается в сроках выполнения всех необходимых работ и согласований. Если труба в поселке уже есть, то все произойдет относительно быстро и достаточно недорого. Но если от дома до магистрали более двухсот метров, то мороки с подсоединением будет много.

Чтобы подключить коттедж к газовой трубе, необходимо:

  1. Подготовить расчет потребления газа.
  2. Подать заявление на получение техусловий.
  3. Получить эти ТУ (времени уходит до месяца).
  4. Подготовить проект газовой сети в доме и от него до магистрали (еще пара недель).
  5. Заключить с газовщиками договор на подключение, предоставив им проектную документацию.
  6. Выполнить монтаж газового оборудования (несколько дней при условии быстрого нахождения свободных монтажников).
  7. Проверка представителем поставщика магистрального метана работоспособности оборудования и разводки как в доме, так и снаружи с последующим заключением договора обслуживания (приход этого человека можно прождать еще месяц).

В итоге по минимуму получается 3–4 месяца. И это в случае, если по ходу согласований и выполнения монтажа не возникнет проблем. Обычно все затягивается на полгода. Если поселок не включен в региональную программу газификации, когда многие вопросы подключения уже решены, то самому заниматься этой темой вообще не стоит. Головной боли и хождений по инстанциям будет много.

А вот процесс газификации частного дома с помощью газгольдера происходит всего за 1–3 дня. Частникам проходить согласования на монтаж подобной установки на своей земле в надзорных органах не требуется. Необходимо лишь выкопать яму под резервуар для СУГ, установить его туда и подключить к нему трубы. Все необходимые датчики, контрольная автоматика и клапана идут уже в комплекте газгольдера.

И еще один нюанс. Ввод от магистрали до дома можно сделать практически на любом участке. С газгольдером ситуация кардинально иная. Он должен быть удален на определенное расстояние от зданий, колодцев и дорог. Не каждая усадьба подходит для размещения газгольдерного оборудования, подходящего места для емкости можно и не найти.

Фактор #2: Энергоэффективность и цена обслуживания

При анализе трат на газовое топливо необходимо разделять кубатуру (литраж) метана в трубе и пропан-бутанового СУГ в машине, привозящей сжиженное топливо к заказчику. Если смотреть на ценник в рублях/м 3 , то получается, что магистральный газ стоит в три–четыре раза дешевле пропан-бутана.

Однако в первом случае горючее поставляется в газообразном состоянии, а во втором в жидком. В результате испарения литр этой “жидкости” превращается 200–250 литров газа. Причем здесь еще надо учитывать соотношение пропана и бутана в газгольдерном СУГ. У них разная плотность.

С одной стороны, магистральный природный газ дешевле СУГ для газгольдера по стоимости за куб, но с другой – у него более низкая удельная теплоемкость

Если сравнивать калорийность двух видов газового топлива, то пропан-бутан готов будет дать фору метану. При сжигании одного куба пропан-бутановой смеси в газообразном состоянии выделяется порядка 28 кВт, тогда как метан способен дать всего около 9 кВт.

При усредненном расчете коттеджу в 100 квадратов для отопления необходимо в год порядка 3000–3100 м 3 метана либо около 1000 м 3 СУГ. При этом за первый газ придется заплатить в три–четыре раза меньше. В результате выходит, что расходы на топливо в целом за год в итоге получаются приблизительно равными.

Обслуживанием газгольдеров и газовых труб от магистрали до дома занимаются специализированные организации, которые также поставляют и газ

По нормам МЧС, магистральный природный газ относится к 4-ой, наиболее безопасной категории взрывоопасных газовых веществ. А вот пропан-бутан входит в более опасную 2-ю группу. Даже при небольших концентрациях СУГ в помещении он может взорваться от малейшей искры.

Причем метан сам по себе легок, при утечках он поднимается под поток и рассеивается либо уходит в вентиляцию. А вот пропан-бутановая смесь тяжела и опускается к полу или земле, постепенно накапливаясь там до критических значений. С точки зрения безопасности магистральный газ сильно выигрывает у газгольдерного. Не зря газгольдеры категорически запрещено монтировать рядом с колодцами и подвалами, куда он может просочиться при утечках из емкости.

Чтобы избежать проблем с СУГ, резервуары для него и помещения с котлами часто оснащаются специальными газовыми датчиками. Они моментально реагируют на повышение концентрации газа, предупреждая хозяина дома о потенциальных проблемах. Не стоит экономить на них.

Выводы и полезное видео по теме

Нижеприведенная подборка видеоматериалов поможет вам разобраться во всех нюансах выбора оборудования для газификации коттеджа.

Подключение магистрального газа пошагово:

Достоинства автономной газификации:

Все нюансы монтажа газгольдера:

По всем параметрам магистральный газ по подключению и потреблению обойдется дешевле СУГ из газгольдера. Особенно это касается вопроса первоначальных трат. Но если газовой магистрали рядом с домом нет, то протягивание трубы может также влететь в большую копеечку. Здесь лучше предпочесть вариант с газгольдером: он дорог, но зато полностью автономен и с ним не нужно будет опасаться аварий на газопроводе.

Газ существует в различных формах, каждая из которых нашла применение в промышленности. Природный газ, подготовленный для успешного и безопасного использования в виде топлива, становится сжиженным. Именно этот факт и способствует основному, самому большому, разделению вещества. Однако в чем же заключаются отличия и на что следует ориентироваться?

Традиционный природный газ: что это?

Природный газ – это любой газ, который может использоваться в виде топлива. При этом предполагается добыча полезного сырья из земли. Если же ориентироваться на узкое понятие, предполагается газ, который обладает максимально похожими характеристиками к тому сырью, которое извлекается из недр грунта. Такое топливо не обрабатывается, поэтому оно может успешно транспортироваться только по специально созданным и спроектированным трубам.

Самый распространенный тип газа – метан

Среди преимуществ топлива нужно отметить возможность сохранять оптимальные физические параметры при транспортировке к потребителю. Чаще всего природный газ сохраняет свое газовое состояние. Для хранения используются специальные объекты инфраструктуры, благодаря которым можно рассчитывать на успешное использование газа. В дальнейшем для перемещения топлива к его пользователям используются правильно спроектированные трубы.

Сжиженный газ: что это?

Сжиженный газ бывает следующим:

  • Видоизмененное состояние природного газа, которое предполагает форму жидкости. Предполагается образование путем охлаждения газообразного топлива.
  • Газы, в составе которых присутствует углеводород. Предполагается возможность сжатия подобных веществ;
  • Газ, который прошел компримирование.

Сжижение газа требуется для удобной транспортировки, если полноценное использование труб оказывается невозможным или невыгодным. Более того, присутствует возможность для успешного хранения ценного голубого топлива.

Сжиженный газ природного происхождения – это специальная жидкость, которая обладает вдвое меньшим весом, чем обычная вода. Предполагается возможность закипания при температуре, по крайней мере, минус 158 градусов. Однако закипание может происходить и при меньшей температуре! Прежде всего, топливо своим химическим составом напоминает метан. Для его хранения используются специальные резервуары, позволяющие гарантировать безопасную транспортировку жидкой версии природного газа. Для успешного перемещения принято использовать криоцистерны, в которых поддерживается оптимальный температурный режим.

Для превращения классического газа в сжиженный требуется сразу несколько этапов . Изначально природный газ нужно сжать под определенным давлением, а затем – охладить. Объем уменьшиться приблизительно в шесть сотен раз.

Присутствует возможность проведения обратной реакции, когда сжиженный газ превращается в обычное физическое состояние. Для этого обязательно задействуют регазификационное оборудование.

Для сжижения начального газа, который был добыт в недрах земли и впоследствии его регазификация, требуют обязательных энергетических затрат, которые могут быть существенными. В результате себестоимость выпуска сжиженного газа в расчете на один кубический метр топлива, который можно использовать, оказывается существенно выше стоимости, характеризирующей получение традиционного газа и его использования без дополнительных мер.

Сжиженные углеводородные газы чаще всего представлены пропаном и бутаном . По физическим и химическим параметрам оба вещества кардинально отличаются от метана. Например, сжижение можно проводить без высокой температуры. В результате пропан и бутан можно использовать для зажигалок, баллонов, отопительного автомобильного оборудования. Нужно понимать, что бутан и пропан редко поставляются по магистральным трубопроводам, ведь они обладают высокой себестоимостью в расчете на 1 кубический метр, по сравнению с природным газом, выпускаемым в виде метана.

К сжиженным газам также принято относить компримированный природный газ. Он традиционно представлен метаном, но в жидкость он превращается только под очень большим давлением. Для хранения традиционно используют специальное оборудование, давление в котором составляет около двухсот бар. Чаще всего компримированный природный газ используют для заправки автомобилей, ведь он радует максимальной выгодой, по сравнению с углеводородными газами.

В чем же кроется разница?

Основное отличие – состояние газа:

  • природный газ пребывает в первоначальном, газообразном, состоянии. Температура приблизительно соответствует окружающей среде. Кроме того, предполагается минимальное давление;
  • сжиженный газ – переводится в состоянии жидкости. При этом требуется обязательное влияние холодного воздуха или компрессии.

В результате предполагается разница в способах транспортировки и хранения газа. Традиционный газ можно доставлять только с помощью трубы, но без дополнительной обработки, если соблюдаются строгие требования к условиям транспортировки. Сжиженный газ нужно регазифицировать или извлечь из баллона с обязательным превращением в стандартное состояние.

Природный газ обычно стоит дешевле, сжиженный – дороже. К такой разнице в стоимости приводит необходимость обработки сжиженного газа.

Общее – сжиженный газ до своей обработки представлял собой природный. После этого он меняет свои характеристики под влиянием криобработке или сжатия для приведения в жидкое состояние. Правильная эксплуатация газа обязательна для промышленности.