28.06.2020

Капитанская дочка. Зачем не сказать истины


Мои дети колядуют на небесах.

Эта новость подняла тогда на молитву людей по всему миру. От Киева до Иерусалима, от Греции до Канады рвалось к небу изумлённое «Господи, помилуй!». Две маленькие девочки, дочери молодого священника, погибли при пожаре накануне Рождества, а его дом сгорел дотла.

«Славьте Христа!» - такими словами отозвалось на скорбь сердце отца Василия. «Не могу сдерживать отцовской слезы за детьми своими, но знаю, что и они под покровом Матери Божией колядуют для Новорожденного Богомладенца на небесах. И осознание этого лечит огромную рану в моём сердце, обращая скорбь в радость…» Спустя день после трагедии батюшка опубликовал у себя на сайте эти строки, ставшие для всех нас настоящим гимном жизни. Где нашёл силы вынести такую утрату, как объясняет для себя случившееся и с каким чувством живёт дальше, протоиерей Василий Романюк рассказывает читателям «Отрока».

Из официального сообщения: «4 января 2014 года в 15:02 на телефон службы „101“ поступил звонок о пожаре в селе Шпанов Ровенского района. На момент прибытия спасателей деревянный жилой дом был полностью охвачен огнём. В 15:40 пожар удалось локализовать, а затем ликвидировать. В одной из комнат обнаружены двое погибших детей хозяина дома: девочки 2006 и 2009 годов рождения. Ещё двое детей смогли спастись…».

Я очень хорошо помню тот день… Мы с матушкой буквально на полчасика выскочили - поехали за тортиком.
Дело в том, что детки наши постятся с нами. На неделе растительное масло мы не вкушаем, только по выходным; если рыбка, то на Благовещение и в Вербное воскресенье, в Лазареву субботу - икра. И так строго у нас - все посты. А когда соблюдаешь пост, под конец ждёшь праздника не только душой, но и телом. Тот, кто не постился, этого не поймёт…
Так и тут. Рождественский пост заканчивался, и мы потихоньку готовились к празднику: покупали колбаску, матушка мясных вкусняшек запекла. Заказали и тортик. Женщина, которая нам его пекла, позвонила и попросила забрать. Мы детей одних практически никогда не оставляли, а тут решили поскорее съездить, пока за девочками наша старшая, Ульянка, присмотрит.

Только выехали, до стоянки доехали - она звонит, говорит, что из печки выскочил огонь. Но я проверял перед отъездом: уже всё выгорело, остался лишь пепел да одно дубовое полено, которое специально подальше вглубь задвинул…
Пока мы летели домой, ощущение было такое, будто жизнь остановилась, а время замерло. Мчались на такой скорости, что и не знаю, как не разбились - я проскакивал перекрёстки на красный, на встречную выезжал, и всё равно казалось, что еду медленно. Как вдруг увидели перед собой огромный чёрный столб дыма…

Мы с матушкой плакали, молились, надеялись, что старшая девочка всех вывела. Приехали - Ульянка в слезах: «В доме Софийка и Вероничка…». Старшая, которой на тот момент было двенадцать, вывела младшую девочку, двухлетнюю Устинку. Говорит, что другие две наши дочечки тоже сначала шли за ней, но потом испугались и побежали в другую комнату прятаться в шкаф. А как только она выскочила, огонь стал стеной, и уже никого туда не впустил.
Я просил пожарных облить меня водой, чтобы я мог войти, но не получилось. Выбили окно - там, где дочечки могли спрятаться, но пламя было такое сильное, что не давало никакой возможности попасть внутрь.
С пожарными, кстати, тоже происходили «чудеса». Добирались очень долго, все краны закрыты, а вода по дороге вытекла. Поехали набрать воды к пруду - машина застряла на сухом мёрзлом грунте…

А у нас с матушкой уже и плакать слёз не было. Ходили вокруг и молились, и просили, и верили, что Господь дивным образом убережёт наших детей, сохранит их живыми. Но дом продолжал полыхать, и стало понятно, что сделать уже ничего нельзя. Тогда я стал просить: «Господи, дай МНЕ претерпеть за моих детей - чтобы они боли не чувствовали, чтобы вместо них я всё ощущал…». Врачи предлагали сделать укол с успокоительным, но я не согласился - хотел быть при полном сознании, чтобы целиком испытать на себе всё то, что и мои дети. И, знаете, меня то в жар бросало, то в холод. Тело горело огнём: пока искал хоть глоток воды напиться, в это время уже по коже мороз шёл. Всё это долгое время, пока горел дом, у меня было чувство, будто я сам там в огне.

Я верил и нисколько не сомневался, что Господь и Матерь Божия примут моих детей. Что святая великомученица Варвара, святая Анастасия Узорешительница покрывают дочечек своими молитвами и помогают им терпеть - надежду на это ощущал я непоколебимо. Но когда пожарные опустили руки и сказали, что не могут ничего сделать: огонь такой силы, что расплавленный металл как вода течёт, и нужно ждать, чтобы догорело - подступили отчаяние и страх.
Наш дом стоял рядом с храмом, где я служу, - во имя святой великомученицы Варвары. Я повернулся и медленно пошёл на территорию церкви. Пройдя метров тридцать, остановился. За спиной - пожар, слева - наш храм, справа - стадион, дорога… Поднял голову, смотрю в небо и вдруг чувствую, как снаружи окутывает меня ненависть. Не внутри это чувство было, а именно как бы со всех сторон подступило - нечеловеческая такая ненависть, среди людей такой не бывает.

И будто старый друг подходит слева и ласково так говорит: «Ну, что ты теперь будешь делать?». Я молчу, смотрю в небо. И дальше эта мысль: «У тебя было четыре дочки, а теперь двух нет. Были две красивые девочки с голубыми, как небо, глазами. И вот они умерли. Что ты будешь делать?». Растерялся я, а эта ненависть снова ко мне обращается: «Две девочки красивые, как звёздочки в небе. Их больше нет. А ведь что после смерти? Ничего, темнота…». Чувствую, меня одолевает страх, но не понимаю, что делать, молчу и только слышу: «Сердце твоё уже наполовину мёртвое. Но у тебя ещё две дочки остались, значит, другая половина сердца у тебя ещё жива. Так что ты будешь делать? Дальше будешь Бога любить и людям служить?». После этих слов я понял, что происходит: враг искушает меня.

Всеми мыслями тогда устремился я в небо и стал вслух просить: «Господи, не оставь моих деток!». Ведь бесы не имеют власти над чистыми душами, и мы верим, что если умирает крещёный младенец, Господь забирает его прямо в рай. Так и моих детей дьявол забрать был не в силах, но я понял, что он может их испугать. Стал молиться Господу, чтобы Он защитил моих деточек, не дал врагу причинить им никакого зла.
Люди смотрят, что я вслух сам с собой разговариваю, подумали, наверное, что батюшка от горя с ума сошёл… А я чувствую, что недостоин просить Господа, потому что грешен очень, и тогда начинаю молиться Божией Матери: «Пресвятая Богородице, мы Тебя очень любим, всегда Тебе молимся, и дети мои Тебя любят, никогда Тебя в прошении и в славословии не оставляют, не оставь и Ты их!».

Но понимаю, что недостоин и Матерь Божию просить, начинаю призывать всех святых угодников: «Берегите моих деточек, чтобы враг не смог причинить им никакого зла, защитите своей молитвой!». И знаю, чувствую, что и святых угодников не смею я просить, тогда обращаюсь к усопшим: «Покойнички мои, кого я хоронил, отпевал - более трёхсот человек вас я провёл в жизнь вечную, за всех молюсь за каждой литургией. Не оставьте и вы меня, не оставьте и деток моих!».
Видимо, враг пытался посеять в моём сознании мысль, что после смерти ничего нет - темнота, пустота. Искушал, чтобы я начал роптать, укорять Господа. Однако Господь вразумил, я стал молиться, и это облако ненависти вокруг меня как пузырь лопнуло. Но ведь так и матушку мою, и старшую дочку дьявол мог искушать - поэтому я сразу к ним побежал. Они вдвоём сидели на лавочке, плакали. Подошёл, обнял их и сказал: «Девочки, только не ропщите. Как бы враг ни искушал, просите у Господа прощения за наши грехи, молитесь, чтобы Он сохранил души Софийки и Веронички. Славьте Господа!».
С того самого момента огонь потерял силу и начал угасать. Как раз подвезли воду, и спасатели смогли потушить. Затем мы стали разбирать пожарище…

«Радости вашей никто не отнимет…»
Наши с матушкой боль и страдания были такие, что не передать. Но мы восприняли всё с верой, не роптали, только молились.
Наутро я должен был служить литургию. Это было воскресенье, 5 января. Стал готовиться, молился фактически всю ночь. Нас к себе соседи забрали… Утром пришёл - людей полный храм. Стал к престолу, служилось очень тяжко, плакал всю службу. Приехали собратья-священники, все нас очень поддерживали. Мой друг, отец Пётр, отдал мне свой подрясник и крест - ведь абсолютно всё сгорело.
После службы забрали девочек из морга, купили гробики, привезли в храм. Отслужили панихиду и начали читать Псалтирь. Целый день мои дети были в храме. Людей приходило очень много: практически все священники приехали поддержать, местные наши, все конфессии. Я только просил, чтобы не несли искусственных цветов: «Господь жив, и детки мои у Господа живы…». И люди приносили только живые цветы.

Ночью один священник, мой товарищ, говорит: «Приляг, может, заснёшь». Я прилёг на пол прямо в алтаре, но заснуть не смог, встал и пошёл дальше служить литии между кафизмами. Нам с матушкой нужно было готовиться к Причастию, но ни у неё, ни у меня сил молиться уже не было.
Тогда я вышел на солею и стал на колени напротив иконы Божией Матери в иконостасе. Смотрю перед собой, вижу Царские врата. И вдруг возникает перед глазами темнота страшная. Такая, наверное, бывает человеку за грехи - на земле ничто не может так испугать, как мрак этот. И лишь только стал меня одолевать страх, как вдруг чувствую, что от темноты отдаляюсь, поднимаюсь мысленно вверх. Страшно не было, наоборот, ощущение такое, будто кто-то родной рядом. Наверное, Ангел Хранитель мой.

Вижу небо, солнышко красное, а над всем этим - арка цветочная. Вдалеке огонёк мерцает и вдруг начинает приближаться ко мне, растёт, становится как пламя свечи. Посмотрел я: «Да это же Матерь Божия!». В огненном сиянии, как на иконе «Почаевской» Её изображают, стоит прекрасная Пресвятая Богородица и за ручки моих девочек держит: правой рукой - Софийку, левой - Вероничку. Они мне обе заулыбались и возле Матери Божией будто подпрыгивают, такие радостные, такие прекрасные! Смотрю на них, и так мне легко, хорошо стало…
А они повернулись ко мне спиной и пошли обратно к арке, цветами украшенной. Матерь Божия снова стала как огонёк, а из арочки полился такой яркий свет, что озарил всё вокруг…
Верю, что это Господь сподобил, чтобы мои девочки попрощались со мной, и показал, что враг не имел силы над моими детьми, не испугал их, потому что Сама Матерь Божия их провела, а Господь принял в Свои Небесные Обители.

…После этого ощутил я такой прилив энергии, что мои силы полностью возобновились. Вошёл в алтарь, поцеловал престол, начал молиться, славословить Бога. Когда вышел, перекрестился и рассказал обо всём, что только что увидел. И не я один принял эту благодать - и матушка моя почувствовала небесную радость.
Мы вдвоём стали возле детей, помолились, все каноны ко Причастию прочитали на одном дыхании. А потом я зашёл в алтарь и написал рождественское послание нашей ровенской молодёжи. Мысли сами пришли на ум, это не мои слова были - Господь дал. О том, что плоть моих детей сейчас уходит в землю, потому что от земли взята, а дух к Новорожденному отправляется, и они будут петь Господу уже на Небесах. А ведь мы с ними к Рождеству новые колядки выучили - целую программу!

…Когда священники, мои собратья, ехали на похороны, не знали, как нас и утешать. Но у меня такая радость была на душе, что я сам всех утешал. Хотя, когда совершали погребение, не мог сдерживать слёз, плакал очень, но радость оттого, что дети с Господом, ни на минуту не покидала.
Так получилось, что у моих детей две могилки. Похоронили их на кладбище, за селом. А затем… В доме, где их нашли, остался пепел обгоревших ручек, ножек. Я понял, что нехорошо это так оставлять. Поэтому мы всё собрали и погребли на территории нашего храма. Я всегда хотел на холмике возле церкви памятник какой-нибудь поставить - в честь Божией Матери или Господского праздника. Но получилось так, что здесь теперь мои дочечки в земле, а над ними - памятник…
***
Мы очень любили жизнь, всей семьёй постоянно выезжали в лес погулять, шашлык запечь мясной или рыбный, поиграть, побегать с детьми, в траве поваляться. Сейчас наша семья разделилась, но задача тех, кто остался, - прийти к Господу, прожить так, чтобы иметь венец - Царствие Божие.
Помню, был момент, я молился у престола: «Господи, не оставь меня здесь, забери меня к моим девочкам! Я их буду защищать, со мной им не будет страшно». Вдруг сердце моё загорелось, забилось часто, и слышу ответ: «Те двое у Господа в раю, и все святые с ними. А этих ты на кого оставишь?». И я понял, что это воля Божия, и принял всё как есть.

От скверных уст, от мерзкого сердца, от нечистого языка, от души оскверненной прими моление, Христе мой, и не отвергнув ни слов моих, ни нрава, ни бесстыдства, дай мне свободно говорить то, что я хочу, Христе мой, но лучше и научи меня, что мне должно делать и говорить. Согрешил я более блудницы, которая узнав, где Ты пребываешь, купив мvра, дерзнула придти помазать ноги Твои, Христа моего, Владыки и Бога моего. Как её Ты не отверг, пришедшую от чистого сердца, не погнушайся и мною, Слово! Дозволь же мне и держать и целовать Твои ноги, и потоком слез, как драгоценным мvром дерзновенно их помазать. Омой меня слезами моими, очисти меня ими, Слово! Отпусти и согрешения мои и прощение мне подай. Ты знаешь множество пороков, знаешь и раны мои, и язвы мои видишь, но и веру мою знаешь, и усердие видишь, и стенания слышишь. Не сокрыты от Тебя, Боже мой, Творец мой, Искупитель мой, ни капля слез, ни капли часть некая. Не довершенное мною заметили очи Твои, а в книге Твоей находится и ещё не сделанное записанным у Тебя. Посмотри на смирение моё, посмотри, каково моё страдание, и грехи все отпусти мне, Боже вселенной, чтобы с чистым сердцем, трепетною мыслью и душою сокрушенной причастился я Твоих пречистых и всесвятых Таинств, которыми оживляется и обоживается всякий, вкушающий Тебя и пьющий с искренним сердцем. Ведь сказал Ты, мой Владыка: "Всякий вкушающий Мою Плоть, как и пьющий Мою Кровь, тот во Мне пребывает, а Я нахожусь в нем". Во всем истинно слово Владыки и Бога моего: ведь причащаясь божественных и обоготворяющих Даров, я действительно не один, но с Тобою, Христе мой, Светом, ярким как три солнца, просвещающим мир. Поэтому, чтобы мне не остаться одному, без Тебя, жизни Подателя, дыхания моего, жизни моей, радости моей, спасения миру, - я пришел к Тебе, как Ты видишь, со слезами и душою сокрушенной, умоляя о том, чтобы получить мне избавление от моих согрешений и Твоих жизнь подающих и непорочных Таинств причаститься не в осуждение; чтобы Ты пребыл, как сказал, со мною, трижды несчастным; чтобы обольститель, найдя меня лишенным Твоей благодати, не похитил меня коварно и, обманув, не отвел от обоготворящих Твоих слов. Поэтому я к стопам Твоим припадаю и горячо взываю к Тебе: как Ты принял блудного сына и пришедшую к Тебе блудницу, так прими, Милостивый, и меня, блудного и скверного, с сокрушенною душою ныне к Тебе приходящего. Знаю, Спаситель, что никто другой не согрешил пред Тобою как я, и не соделал дел, какие я совершил. Но я также знаю то, что ни тяжесть согрешений, ни грехов множество, не превосходит Бога моего многое долготерпение и человеколюбие величайшее, но с милостивым состраданием Ты и очищаешь, и просвещаешь горячо кающихся, и к свету приобщаешь, щедро делая их причастниками Божества Твоего; и - что дивно и Ангелам, и человеческим мыслям, - беседуешь с ними многократно, как с истинными Твоими друзьями. Это дает мне смелость, это окрыляет меня, Христе мой! И, дерзновенно уповая на Твои богатые к нам благодеяния, радуясь и вместе трепеща, я, трава, причащаюсь огня, и бываю - дивное чудо - неизъяснимо орошаем, как в древности куст терновый, горевший, не сгорая. Итак, благодарной мыслью и благодарным сердцем, всеми благодарными чувствами моими, души и тела моего, поклоняюсь, и величаю, и славословлю Тебя, Бога моего, как благословенного и ныне, и вовеки.

21…Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. 22. И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. 22. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. 24. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. 25. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. 26. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. 27. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. 28.Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час. (Матф. 15: 21-28)

[Иисус] пришел в пределы Тирские и Сидонские; и, войдя в дом, не хотел, чтобы кто узнал; но не мог утаиться. Ибо услышала о Нем женщина, у которой дочь одержима была нечистым духом, и, придя, припала к ногам Его; а женщина та была язычница, родом сирофиникиянка; и просила Его, чтобы изгнал беса из ее дочери. Но Иисус сказал ей: дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она же сказала Ему в ответ: так, Господи; но и псы под столом едят крохи у детей. И сказал ей: за это слово, пойди; бес вышел из твоей дочери. И, придя в свой дом, она нашла, что бес вышел и дочь лежит на постели. (Марк 7:24-30)

Благодарю lanfranco , что пост в его жж заставил меня всерьез задуматься над смыслом этого рассказа.

Текст, безусловно, относится к числу непростых, поэтому думала я долго. Примерно столько же, сколько Искариот над предательством. То есть, дня полтора. Потом еще день пыталась откосить. Но сегодня поняла, что написать все-таки придется.

На самом деле, текст про хананеянку - вершина того айсберга мыслей про теодицею, над которыми я думаю уже не полтора дня, а несколько больше. Есть одно толкование этого текста, его приводит у себя lanfranco , с него, собственно, и появилось желание написать этот пост. Толкование принадлежит Якову Кротову, я думаю, многие из вас его знают. Звучит оно следующим образом:

Иисус и специально уходил туда, где не было соотечественников, чтобы побыть в тишине, "но не мог утаиться". К Нему пробралась женщина - "сирофиникиянка", финикиянка из Сирии (были еще и финикийцы в Ливии), и просила исцелить свою дочь.
"Дай прежде насытиться детям, - отвечал Иисус, неожиданно сравнивая иудеев, кичившихся своей тысячелетней историей и духовным величием, с младенцами, пускай даже особенно любимыми Богом, но всего лишь детьми, которые сидят за отдельным столиком в сторонке от главного стола. - Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам" (Мк 7, 27). Можно было обидеться, можно было завопить - никто бы не осудил женщину, которой отказали в такой просьбе. На бумаге слова Иисуса кажутся жестокими. А она увидела, что Он шутит: Иисус сказал не "собака", а "кинария" - "щенок", лишив ругательство всей его силы и обернув в шутку. Ругань не терпит отклонений от трафарета; "сукин сыночек" - уже не брань, а насмешка над бранью. Иисус не клеймит её позором, а приглашает поговорить - поняла женщина и подхватила шутку: "Но и псы под столом едят крохи у детей" (Мк 7, 28). "За это слово, пойди; бес вышел из твоей дочери", - радостно заключил Иисус.

Чтобы спасти человека, оказалось вовсе не обязательным подстраиваться под человека или даже идти к нему."

(с) Яков Кротов. История как жизнь. Жизнь Иисуса.

Имхо, ужас.

Не знаю, как на ваш взгляд, дорогие камрады, а на мой, так это толкование - полный караул. Пусть первым расфрендит меня тот, кто считает, что я не ставлю выше высочайшего в христианстве любовь и радость. Но не здесь, не так, не в таком виде и форме. Мороз меня дерет по коже от толкования этого текста в шутливом ключе. Не хотела бы я столкнуться на своем жизненном пути с человеком, тем более - с Богом, который в подобной ситуации разводит хиханьки. Я уж молчу про мать, которая «подхватывает шутку».

Я очень люблю христианскую радость. Я только в прошлом посте писала о Франциске - может быть, самом радостном святом, чья любовь именно в радости и открытости своей пережила века. Радость для меня - один из критериев подлинности христианства - в толковании ли текста, в человеке ли. Угрюмость никогда не бывает права.

Но подлинная христианская радость и то, что предлагает в своем толковании Кротов, различаются приблизительно так же, как густое красное вино и разведенный в воде порошок Юпи. Христианство - это не розовая водичка, которой можно прополоскать рот для приятности запаха, а потом то ли проглотить, то ли выплюнуть, разницы никакой. А именно так получается с приведенным толкованием - хоть есть эта демонстрация ч/ю в Евангелии, хоть нет ее, в общем, без разницы (и лучше б не было).

Христианство - это не розовый бантик, легкомысленно нацепленный на человеческую душу. Христианство - это нож, проникающий в человека очень глубоко, ранящий его в самое сердце, достающий до самых глубин его существа и, да, причиняющий боль. Но только через такую рану, пронзающую все наши жизненные шкуры, всю нашу жизненную броню, и можно соединиться с Христом. Если кому-то кажется, что в христианстве можно избегнуть ран, пусть вдумчиво почитает призыв Христа взять крест и идти за Ним. Неплохо будет также поразмышлять о духовной близости анестезии и крестной муки.

Не надо бояться читать тексты, причиняющие боль читателю или участникам эпизода. И не надо бояться, когда причиняет боль Христос - Он это делает не садизма ради. Не надо искать Ему мелкие оправдания, говорящие ни о чем ином, как о недоверии. Не надо принижать до задорновщины текст, пробивающий до самой глубины души. Христианство - это очень радостно и очень серьезно. И без совершенной, глубочайшей и подчас очень горькой серьезности - никогда не было бы радости.

Давайте все-таки пить красное вино, а не розовую воду.

Христианская радость всегда связана с обретением Бога, и Иисус никогда не исцелял плоть, пренебрегши душой. Обоим этим условиям толкование Кротова, имхо, не удовлетворяет.

…Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские.

Итак картина: день, солнце, жарко. Иисус с учениками идут по дороге (давайте придерживаться версии Матфея, в ней реплик больше, Марк, как обычно, считает, что кр. сест. тал.), за ними бежит женщина, пытаясь их нагнать и окликая в голос, и уж наверное задыхаясь, и уж наверное самым жалобным голосом.

22 И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.

Толку мало, ученики на нее оглядываются, а Иисус как будто не слышит. Сирофиникиянка… Ну… Язычница, конечно, но это уже не смущает даже учеников - что, мало Иисус общается с язычниками? Он и с римлянами дружелюбен, к Нему и самаритяне подходят смело. Что, прощу прощения за дерзость, за муха укусила Его сегодня?


23 Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.

24 Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.

ВНЕЗАПНО дом Израилев, я бы сказала. Апостолы натурально онемели, и немудрено. Нельзя противоречить Себе больше, чем противоречит Иисус, отговариваясь такой отговоркой. Представляю, как недоуменно переглянулись ребята - каждый из них мог мигом припомнить Христу исцеленных язычников-римлян и самаритян, которые тоже не были зашибись какими иудеями. Пока они думают, какбэ поделикатнее намекнуть Учителю на эти обстоятельства, женщина подходит поближе.

25 А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.
26 Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.

Нож в сердце женщины, одно из тех мест Евангелия, которые уже 2000 лет ставятся в вину Христу и христианам. Знаете, здесь действительно очень трудно не начать возмущаться. Не пережить этот миг эмоционально. Не осудить Христа.

По счастью, Иисусу совершенно все равно на возмущение жалостливых и либеральных. Вся жалость и весь либерализм не могут того, что может Он, не знают того, что знает Он, а, следовательно, Он в Своем праве.

Имхо, имхо, но на самом деле они здесь говорят друг другу намного больше, чем написано. Разбирать можно не пофразно - пословно.

«Господи! Помоги мне!»

Она сирофиникиянка. Она из Финикии. Страны, где процветал один из самых жестоких и мерзких религиозных культов всей античности. Культ детоубийства. Культ приношения детей-первенцов в жертву их Господу - Молоху.

В Новом городе, который римляне звали Карфагеном, как и в древних городах финикийцев, божество, работавшее «без дураков», называлось Молохом; по-видимому, оно не отличалось от божества, известного под именем Ваала.

Римляне сперва не знали, что с ним делать и как его называть; им пришлось обратиться к самым примитивным античным мифам, чтобы отыскать его слабое подобие — Сатурна, пожирающего. Но почитателей Молоха никак нельзя назвать примитивными. Они жили в развитом и зрелом обществе и не отказывали себе ни в роскоши, ни в изысканности. Вероятно, они были намного цивилизованней римлян. И Молох не был мифом; во всяком случае, он питался вполне реально. Эти цивилизованные люди задабривали темные силы, бросая сотни детей в пылающую печь. (с) Г.К.Честертон «Вечный человек»

«Дочь моя жестоко беснуется…» И, я бы сказала, немудрено. Обряды финикийцев - это действительно бесовщина. Мы не знаем, почему беснуется дочь, но предположить-то можно.

Я предположу. Мне кажется, что беснование дочери - прямое следствие сатанинских культов, которые исповедовала эта женщина. Зримое действие дьявола. Зримый ответ их Господа - Молоха.

А теперь она называет Господом - Другого.

Иисус никогда, никогда не принимал подобных признаний от бесовских сил. Сколько раз Он изгонял бесов, сколько раз они пытались назвать Его Сыном Божьим - но Он воспрещал им, не желая слышать эту весть из этих уст (Лука 4:41) . А сейчас перед Ним стоит та, чей народ называл Господом детоубийцу Молоха. И то же именование она обращает к Нему, Спасителю.

И в ответ звучит одна из самых жестоких новозаветных фраз.

26 Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.

Это Он-то, Он. Кого пришлось убедительно отговаривать, когда Он порывался пойти и лично исцелить слугу римского сотника (Матф.8:5-10) . Тоже, наверное, был тот еще правоверный иудей.

А если подумать...

Что вообще значит эта загадочная фраза, а?! Что значит «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам»? Ну, кроме того, что Господь явно нелицеприятно отзывается о финикиянах. О каком хлебе идет речь? Кто вообще предлагает что-то отбирать у детей, чтобы отдать собакам? Сила Господа - она что, сродни батарейке «Энерджайзер»? Если язычникам поможет, что, евреям меньше достанется?

И почему, в конце концов, римлянам можно помогать, а финикиянам - нет?! И что может перевесить в глазах Христа всю извращенную мерзость соединения человека и беса, чтобы Он отказывался помочь?

Это вторая крайне странная отговорка, по видимой правдоподобности очень похожая на «Я послан только к погибшим овцам дома Израиля». Тут бы и задуматься. Но на этом месте почти всем читателям и толкователям становится ужасно жалко женщину. И вместо того, чтобы думать головой, начинают думать сердцем, ну, и получается, что получается: ах, как Он мог, ох, Он пошутил, граждане, он меня сукой обозвал и в этом духе. Иисусу-то все равно на все причитания, но сколько ж смысла мы теряем!

Имхо. Глобальное имхо. Но, на мой взгляд, надо попробовать взглянуть на этот текст как бы из-за спины Христа, услышать Его голос. И особенно выделить слова «хлеб» и «псам».

Под хлебом Иисус разумеет Себя. Не первый, кстати, раз. Сравните хотя бы с Иоанном 6:48 и далее по тексту. Именно Себя, а не Свои способности целителя, Он не хочет отдавать.

Если Его называют Господом дети того народа, с которыми Он был всю историю, Его дети, от первенца Исаака до последнего новорожденного - можно ли позволить то же именование тем, чей «Господь» - детоубийца? Может ли Он принять их признание, что Он - их Господь? Может ли Он согласиться на такой, с позволения сказать, экуменизм и как бы толерантно подтвердить этим, что Господь один, только пути к Нему разные, и все религии проповедуют одно и то же, хоть бы они призывали детей сжигать, а хоть бы брать крест и следовать за Спасителем?

Приняв поклонение от детоубийц - не перестанет ли Он быть Господом для Своих детей?

Имхо, это одна из самых ярких антиэкуменистических фраз Нового завета. Господь не хочет быть Господом для бесов. И для бесопоклонников - тоже. И делить это именование с кем бы то ни было еще Христос не желает. Нет, все религии не едины, Господь для всех не один.

Слова Господь и Бог, синонимичные для нас, тогда еще не синонимичны. «Блажен народ, у которого Господь есть Бог», - говорит Псалмопевец в 32 псалме, и с лингвистической точки зрения это вовсе не идентично тому, чтобы сказать: «блажен народ, у которого кавалерия есть конница».

Бог - Творец, создатель Сущего, источник жизни. И. конечно, Иисус - Бог для финикиян, как и для всех остальных небесных, земных и преисподних. Это типа данность. Но Господь Он только для тех, кто сам признает Его своим покровителем, своим Господом. Он не может быть покровителем только Своей волей, Ему обязательно нужно обратное искреннее человеческое признание. Христу неприятно, когда Его зовут Господом бесы - может быть, не столько потому, что это бесы - в конце концов, кому как не Ему помнить, что и они - Его создания - сколько потому, что они это делают лживо, льстиво и из страха.

Под псами Он, понятно, разумеет финикиян. И это слово тоже не случайно: однажды Он уже говорил про святыню, которую не следует давать псам.

Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас” (Матф.7:6)

Иисус не Господь финикиянке, Он прямо дает ей это понять, и в этом звучит некий отзвук грозного предостережения о последнем Суде. Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.

(Матф.7:21)

Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. (Матф.15:27)

Если кому-то это похоже на подхваченную шутку, то у меня совсем нет чувства юмора. Мне не смешно. Мне завидно: как она Его слышит. Смотрите: они говорят так, как будто вокруг нет еще двенадцати парней. Они наедине, одни во всем мире. Спаситель и душа, которую Ему надо вытаскивать на свет.

Можно снова поддаться эмоциям и снова упрекнуть Его, что Он тянет нервы из несчастной матери, вместо того, чтобы исцелить ребенка, а потом уж рассуждать на богословские темы. Но при этом как-то забывается, что беснованием страдала не только дочь. В каком-то степени бесноватой была и мать. Она не искала спасения для себя, она-то не знала, как чудовищно поражена ее душа, но Христос это видел. Да, жалостливые комментаторы две тысячи лет не видят, а Он - видел.

И пытался до нее достучаться именно тогда, когда она была наиболее открыта Ему. Он не шутил. Ему было совсем не до шуток.

И достучался.

Исцели Он сперва дочь - весьма вероятно, что мать бы Его потом не услышала. Помните рассказ, как Он исцелил десять прокаженных, а поблагодарить Его пришел только один? (Лука 7:12-19, кстати, вернувшийся был исцеленный самарянин - это снова к вопросу о «только к погибшим овцам дома Израилева») Много ли людей в радости способны слушать какие-то там предостережения? А ломать себя и тянуться через собственную боль к небесам - многие способны в радости?

Иисус режет по-живому, да, режет очень больно, да. Он вообще не страдал прекраснодушием. Если бы Он поднял женщину с земли с радостными словами «дочь Моя» -и немедленно исцелил ребенка - это была бы неправда, и прежде всего это повредило бы самой женщине. Можно пощадить самолюбие, но сильно навредить душе. Но по Божьей шкале ценностей душа стоит все-таки выше, поэтому Он не задумываясь пинает ее по самолюбию, по самоуспокоению, как, в общем, периодически делает с каждым из нас. Ему совершенно не хочется, чтобы мы отправились в ад в обнимку с бережно лелеемым чувством собственного величия - оно того не стоит. Он нас слишком любит, чтобы дать нам погибнуть из-за такой мелочи.

Она Ему пока не дочь. Она в самом деле - несмышленый щенок. До ребенка щенку еще расти и расти, но, по крайней мере, теперь есть ясная надежда вырасти в человека, вот такой, понимаете, неожиданный изгиб эволюции.

Два слова о «крохах», о которых самоуничиженно говорит женщина, а то тоже очень хочется сострадательно всхлипнуть. Не надо. Она очень правильно говорит. Таким новоначальным щенкам, как она, и нельзя ничего больше этих крох. Больше им просто не разжевать и не проглотить. Потом, сильно позже, апостол Павел, говоря о новоначальных, о младенцах во Христе, скажет «я питал вас молоком, а не [твердою] пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах…(1Кор.3:2)». Логика, в общем-то, одинакова, с единственной разницей, что Павел имел дело с уже уверовавшими во Христа новоначальными, а Иисус - с той, которая еще не вполне отошла от бесопоклонства.

Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час. (Матф.15:28)

Нет, вы заметили, как фраза про «только к погибшим овцам дома Израилева» валшебным образом снова оказывается неактуальной? Вот где чудо-то.

Зато можно с полным правом говорить, что первая доминиканка появилась еще на страницах Евангелия.

Domini canis - это же псы Господни.

P.S. на самом деле, из-за этого текста я не спала больше суток. Меня аж качает. Но я не могла не написать. Все, спать, а то мне уже с сердцем нехорошо.

Перед 87-летним пенсионером, застрелившим в Набережных Челнах врача Андрея Железнова, замаячил луч надежды на свободу

Комиссия по вопросам помилования в Татарстане одобрила прошение Мисбаха Сахабутдинова — старика, прославившегося убийством врача, который обидел его непочтительным отношением. Теперь необходимы подписи двух президентов — Татарстана и России. Бабай-убийца раскаялся еще в суде и даже выплатил из «гробовых» 300 тыс. рублей родственникам убитого. Однако эксперты «БИЗНЕС Online» объяснили, почему, в отличие от недавнего случая с вором в законе Пецо, старику вряд ли что-то светит.

«ЕГО ЖДУТ ЗЕМЛЯКИ В РОДНОЙ ДЕРЕВНЕ. ВСЕ ЕГО ТАМ УВАЖАЮТ»

Как стало известно «БИЗНЕС Online» накануне от собственных источников, комиссия по вопросам помилования в Татарстане на заседании в аппарате президента РТ поддержала ходатайство о помиловании пенсионера Мисбаха Сахабутдинова , прославившегося на всю страну тем, что в позапрошлом году застрелил из самодельного оружия, замаскированного под трость, врача-травматолога Андрея Железнова . Эта информация появилась и на официальном сайте УФСИН России по РТ. Из короткого сообщения становится ясно, что комиссия рассматривала вопрос о помиловании сразу в отношении 7 заключенных. Но шанс выйти на свободу получил лишь «87-летний осужденный, отбывающий наказание за убийство в ИК-5, расположенной в поселке Нижние Вязовые». В «пятерке» отбывают наказание те, кто впервые осужден за тяжкие преступления. По информации сразу нескольких источников, речь в пресс-релизе УФСИН России по РТ идет как раз о Сахабутдинове.

«Администрацией учреждения он характеризуется с положительной стороны. Он является пожилым человеком, имеет проблемы со здоровьем. Несмотря на это, администрация учреждения не поддержала ходатайство. То есть они его характеризуют положительно, но ходатайство не поддержали», — рассказал «БИЗНЕС Online» старший инспектор пресс-службы УФСИН России по РТ Алексей Ларин , при этом не называя имени человека, о котором шла речь в пресс-релизе. Возможно, руководство «пятерки» не поддержало прошение из-за того, что Сахабутдинов отсидел слишком малую часть своего наказания – всего 1 год 11 месяцев и 6 дней, тогда как суд приговорил его к 6 годам и 3 месяцам тюрьмы. На момент прихода в ИК-5 Сахабутдинов самым пожилым осужденным в отряде пенсионеров, отчего заключенные его часто почтительно называют «бабай».

Одобряя прошение о помиловании, комиссия действительно учла преклонный возраст и серьезные проблемы со здоровьем осужденного (о самих заболеваниях доподлинно ничего неизвестно прим. ред. ). Был учтен и статус Сахабутдинова — он труженик тыла и ветеран труда, никогда не привлекался прежде к уголовной ответственности. Пенсионер полностью возместил материальный ущерб пострадавшей стороне, который был назначен решением суда, — 300 тыс. рублей. Наши собеседники отмечают, что эта сумма была выплачена исключительно из личных сбережений заключенного, которые тот откладывал себе на похороны. «Как обычно бывает, что старики копят себе на старость — так вот эти деньги он отдал. Семьи у Сахабутдинова нет, он холост. Есть только два племянника (ранее также сообщалось о 90-летней сестре прим. ред. ). Его ждут земляки в родной деревне, где он живет. Все его там уважают, поддерживают», — рассказал собеседник «БИЗНЕС Online», пожелавший остаться неназванными. Впрочем, это утверждение и по сей день не вызывает сомнений. Стоит только вспомнить, как односельчане Сахабутдинова толпами на суд, да и вообще характеризовали его чуть ли ни как святого, который «мухи не обидит». Сахабутдинов хоть и не был муллой, по словам жителей, отправлял все религиозные обряды: никах, имянаречение...

«ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНСТИТУТА ПОМИЛОВАНИЯ В РОССИИ СТРЕМИТСЯ К НУЛЮ»

Сейчас бабай находится под стражей, так как вопрос о помиловании до конца не решен: теперь документы поступят президенту РТ Рустаму Минниханову , который, в свою очередь, может внести представление на имя президента РФ Владимира Путина . Таким образом, судьбу старика-убийцы решат подписи двух президентов.

По мнению известного правозащитника, руководителя международной правозащитной организации «Агора» Павла Чикова , институт помилования в России сегодня практически не функционирует, а доля тех, кто удостаивается акта верховной милости, ничтожно мала. «Насколько я знаю статистику системы помилования, она в последние годы практически перестала функционировать вообще. Известны только единичные случаи, когда президент России реализовывал это свое конституционное полномочие. Более того, эффективность комиссии по помилованию и вся эта процедура, включающая в себя регионы РФ, стремится к нулю. Те осужденные, которых регионы рекомендуют к помилованию, практически не находят поддержки в администрации президента. Речь идет практически о сотых долях, когда это идет на подпись в указ президента. С точки зрения чисто статистики успех рекомендации к помилованию в отношении этого жителя Татарстана стремится к нулю», — рассказал правозащитник, отмечая, что помилование активно использовалось только при президенте России Борисе Ельцине. Путинская же эпоха демонстрирует обратную тенденцию.

Статистика действительно не благоволит Сахабутдинову. По информации Верховного суда РТ, в республике такое явление, как помилование, встречается очень редко, а в последнее время удача осужденным и вовсе не улыбается. «Как минимум за последние пять лет в Татарстане не было помилований», — рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online» консультант отдела по взаимодействию со СМИ Верховного суда РТ Елена Коваль.

Поскольку институт помилования не работает, судить о принципах и критериях использования этой процедуры нельзя. То есть сегодня невозможно до конца понять, как принимается решение о помилование в кремлевских кабинетах. «Если мы говорим про состояние здоровья, то есть совершенно другой институт — освобождение от наказания по состоянию здоровья. Там это работает куда более эффективнее. Около 3 тысяч человек ежегодно освобождаются из колоний именно по состоянию здоровья. Там есть четкие критерии, к которым можно обратиться. Вот недавняя с вором в законе Ревазом Бухникашвили (Пецо) как раз это проиллюстрировала», — напомнил Чиков. Есть еще одна легальная процедура выхода из мест не столь отдаленных раньше намеченного срока — условно досрочное освобождение (УДО). Но и тут Сахабутдинову вряд ли что-то светит, так как он не отсидел и половины срока, тогда как вопрос об УДО рассматривается по прошествии трех четвертей срока.

«Отвечать на вопрос гуманности и не гуманности нужно с учетом того, что мы тут имеем дело с умышленным преступлением, которое отнесено к категории особо тяжких. Ему и так суд назначил по минимальной. Не берусь говорить наверняка, не знаю всех деталей. Но, в конце концов, там умер человек», — напомнил правозащитник.

«СКАЗАТЬ, ЧТО ПРЕЗИДЕНТ ПОМИЛУЕТ, Я СОМНЕВАЮСЬ. НО ХОТЕЛОСЬ БЫ»

Адвокат Нагим Бухариев , который представлял интересы Сахабутдинова в суде, в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» отметил, что тот скорее достоин снисхождения в связи со своим преклонным возрастом. «Я не знаю, этично это будет или неэтично. Я, конечно, согласен [с тем, что Сахабутдинова могут помиловать], учитывая его возраст и так далее. Но сказать, что президент помилует, я тоже сомневаюсь пока еще. Но хотелось бы, чтобы помиловал», — высказался адвокат.

По его словам, сомнения в успешности ходатайства о помиловании возникают в первую очередь из-за того, что Сахабутдинов пока отбыл лишь незначительную часть срока. С другой стороны, адвокат отмечает, что срок все же имеет большее значение при условно-досрочном освобождении. «Я из материалов дела только знаю. Односельчанами он характеризовался только положительно. Говорили, что он всегда шел навстречу соседям, никогда не отказывал оказать помощь», — рассказал Бухариев о личности экс-подзащитного.

На вопрос о том, не получит ли общество после помилования неисправившегося потенциального убийцу, Бухариев ответить затруднился. «Я защитник, должен защищать, каким бы он ни был. Он осужден, судом признан виновным, а все остальное зависит от президента и тех людей, которые решили передать [его] документы на помилование. Выпускать или не выпускать? Это не ко мне вопрос», — добавил адвокат.


КАК САХАБУТДИНОВ НЕ ПРОСТИЛ ВРАЧУ ПРОСЬБУ СНЯТЬ ГОЛОВНОЙ УБОР

Трагическая история, завершившаяся для Сахабутдинова пребыванием в тюрьме, 8 июня 2008 года, когда он пришел на прием к травматологу поликлиники №4 Набережных Челнов Андрею Железнову . У Сахабутдинова был травмирован палец. На приеме между врачом и пациентом возник конфликт: якобы Железнов попросил Сахабутдинова снять головной убор (тюбетейку) — все же пенсионер находится в медицинском учреждении, и санитарные нормы превыше всего. Сахабутдинову просьба врача не понравилась, возник конфликт. В итоге престарелого Мисбаха бабая, держащегося за ножку стола, выволакивали из кабинета Железнова двое полицейских. «Я кричал так, как будто резали свинью», — вспоминал на суде старик.

Пенсионер затаил обиду и решил много лет спустя: рано утром 11 декабря 2015 года (спустя 7 с половиной лет!) Сахабутдинов дождался Железнова недалеко от той самой поликлиники, подошел к нему, а когда врач обернулся к нему спиной — выстрелил. Орудием убийство стало одноразовое ружье, которое бабай сам смастерил из трости.

Искать убийцу не пришлось: Сахабутдинов оставался в фойе медучреждения, когда через несколько минут после инцидента на место приехали сотрудники полиции. Пока врачи челнинской БСПМ безуспешно пытались спасти жизнь доктора, Сахабутдинов был задержан и сразу признал свою вину со словами: «Это я убил».

Позже стало известно, что первую попытку убийства бабай совершить еще в 2014 году, но подвело неисправное ружье. В ходе расследования ему были предъявлены обвинения сразу по четырем статьям уголовного кодекса — «Убийство», «Покушение на убийство», «Приготовление к преступлению», а также «Незаконное изготовление, ношение и транспортировка оружия».

В итоге городской суд Набережных Челнов оправдал на тот момент 85-летнего Сахабутдинова по трем из четырех статей и признал виновным лишь в умышленном убийстве. «Я хочу извиниться перед семьей Железнова эфенди. Если смогут, пусть простят меня. Я думаю, они не смогут меня простить. Им очень тяжело... И мне очень тяжело. Не думаю, что они меня простят, но я должен попросить прощения. То, что я сделал, это плохо. Это была моя ошибка», — каялся убийца на суде. Далее Мисбах бабай обратился к прокурору и судье. «Вы законы знаете хорошо, лучше, чем я. Но вы знаете, и сколько мне лет, и что я еще борюсь с болезнями, хотя нет, конечно, никаких справок от врача. Нет никакой пользы от того, что я буду сидеть. Если вы сможете, простите меня, потому что сидеть в тюрьме мне здоровье уже не позволяет. Нет у меня на это больше сил», — он в последнем слове. В апреле 2016 года суд Сахабутдинова к 6 годам и 3 месяцам строгого режима.

А вы бы помиловали 87-летнего Мисбаха Сахабутдинова, застрелившего врача в Челнах?

41% Нет, он не заслужил пощады

27% Да, думаю, за решеткой его держать негуманно

29% Нужно поступить так, как скажут родственники убитого

3% Свой вариант (в комментариях)

Прием голосов по опросу закрыт nbsp; Давным-давно мы отдыхали с дочкой в Алуште и нас поселили в старом, с колоннами, корпусе. Был он после капитального ремонта, так что всё было там чисто, ново и претензий у нас не было. И вот лежим мы в первый день, вернее, в первую ночь, девочка моя заснула, а я ещё нет. Окно было открыто настежь - второй этаж. И вдруг слышу, как будто камушек из окна упал, но как-то странно - не покатился. А ведь по закону инерции - должен был. Я, понятное дело, испугалась, но к окну незаметно подошла - никого. Я легла. Думаю, послышалось. Но через какое-то время картина повторилась. Потом вдруг стали раздаваться какие-то другие звуки, скрип, шаги и т.д. Первое, что мне пришло в голову - надо почитать «Отче наш», слава Богу, я его тогда уже знала. А заставил меня его выучить смешной момент. Чтобы подчеркнуть студентам важность темы, я частенько им механически повторяла: «Это надо знать, как «Отче наш». И вдруг однажды до меня доходит, что я-то его не знаю! Да и они наверняка тоже! Не знаю как внешне, а внутренне я точно покраснела от стыда. Пришлось бегом учить.

Так вот, прочла я пару раз «Отче..», ну и не помню как, но всё-таки заснула. Утром дочери рассказываю, а она мне, почему, мол, не разбудила, если повторится - буди. На следующую ночь всё опять повторилось, причём при зажжённом свете, но мы бдили уже вдвоём. Представляете, даже ручка дверная поворачивалась, но за дверьми никого не было! В батареях - будто птица барахталась. В общем - кошмар на улице вязов! Поспать нам так и не удалось, и еле дождавшись утра, мы рванули к администратору. Он безропотно переселил нас в другое крыло, видимо, не мы первые были такие. А за столом в столовой с нами сидела женщина из Фрязино, физик (верующая, на то время с 20-летним стажем!), и когда мы ей рассказали о наших приключениях, она посоветовала походить по комнате с огнём по часовой стрелке и почитать «Отче наш», что мы и сделали в новом номере. Но отдых всё равно был испорчен, я каждый раз с трудом засыпала, всё прислушивалась. Муж, приехавши за нами, не сильно поверил в наши «басни» и, встретив своего сослуживца, со смехом рассказал ему о наших приключениях, на что тот ответил: «Это что, я в своей комнате (рядом с нашим новым номером) мужика видел ночью, но рядом на тумбочке тарелка с арбузом стояла и нож, так я его схватил, и «оно» исчезло".

Вот такой был у меня опыт осознания того, что потусторонний мир таки существует, хоть мы его и не видим. А соседка по столу мне дала ещё две молитвы, ту, что в заголовке я как-то сразу запомнила, а «Символ веры» почему-то не смогла. Ниже привожу молитву о прощении в том виде, в котором мне её дали.

«Прости, Господи, и помилуй, ненавидящих и обидящих мя и творящих мя напасти и не дай, Господи, им погибнути мене ради грешной»

Вобщем-то эта молитва и является основным смыслом учения Христа.

Мы с Надей (так звали соседку) много говорили о её вере, о всепрощении, хотя тогда до меня туго доходило, как можно прощать убийц и других нелюдей, но она пожимала плечами и говорила: «Можно».

А несколько лет спустя, уже в СЙ со мной что-то такое непонятное произошло, отчего у меня две недели, не переставая, болела голова, хотя вообще-то я этим никогда не страдала. Причём болела она не «между прочим», а «конкретно», и когда моя сотрудница меня о чём-то спросила, я ей ответила, что пока у меня не перестанет болеть голова, я ни о чём не могу думать. На что она мне и говорит: «А чего ж ты молитву не почитаешь, которую сама же мне и давала (оказывается, а я уже и не помнила об этом). С какой такой радости она решила, что мне именно эта молитва должна помочь - не знаю, но по дороге домой я её таки прочла на всякий случай, и …только через пару дней вспомнила о моей бедной головушке, которая уже была вовсе и не бедной. А надо сказать, что в тот момент меня, ну очень сильно «доставал» один товарищ, и хотя мне казалось, что я на него зла не держу, видимо что-то было всё же не так, ну, а когда прочла молитву, стало, видать, на свои места.

Вот такое вступленьице.

Это я всё к тому, что Христос, который «курирует» наш шестой центр, завещал нам прощать всех, и врагов своих в том числе, если не в первую очередь. Но это довольно-таки сложно принять, если не понимать, что каждый человек находится на каком-то определённом уровне своего духовного развития и то, что недопустимо для продвинутого, в этом смысле, человека, то - норма жизни для аутсайдера. Мы же не обижаемся на пьянчужку, который послал нас «по-матерински», но очень далеко? Нет, потому что понимаем, человек не в себе, он перепи л. Или на первоклассника, за то, что он не может взять тройной интеграл. Опять же, понимаем - не дорос. Вот так же и в духовной эволюции, кто-то звёздами любуется, а кто-то в луже лежит после «вчерашнего». Каждому - своё, как говорится. Поэтому, видимо, надо поднатужиться и великодушно «делать скидку» каждому, кто, по-нашему мнению, «не дорос» до правильных поступков. У него всё ещё впереди. А может, и нет, от него зависит. Сейчас много народу занимается самоуничтожением, и не только пьюще-куряще-колотого. Но в любом случае - это их проблемы, и мы не можем ничего решить за них, и обижаться, а тем более не прощать - себе же хуже. Не знаю кому как, а для меня такой довод оказался весьма убедительным, да и сама я давно для себя поняла, что обижаться на людей дело совершенно бесполезное, всё равно, что обижаться на розу за то, что она колючая.

И мне нравится в нас это качество - не обижаться или, может, поначалу хотя бы делать вид - это избавляет от излишней напряжёнки в отношениях, во-первых, а во-вторых, позволяет не выставлять напоказ свой диагноз. Ведь те, кто прошёл хотя бы «школу» уже знают: обижаешься, значит эго зашкаливает, жадничаешь - наби лечить надо и т.д. То есть хвастать особо нечем. Это в обычной жизни люди чуть ли не гордятся своими инфарктами да инсультами, как будто что-то героическое совершили, а на самом деле - живут, сильно нарушая правила жизненного движения.

Ещё вернусь к тому, что нас частенько упрекают в том, будто мы полезли не в «своё». Вот есть же православная вера, ну и верьте себе на здоровье, как все нормальные люди. Ну, я где-то вначале писала уже о том, что вроде бы все давно поняли, что Бог - один для всех, но люди упрямо стремятся расслоиться и отгородиться друг от друга, нарушая при этом сам принцип христианства - прощать, а это значит жить в мире, ибо нет тогда причин для вражды. И когда наблюдаешь эту «ворожнэчу» между церквями, то лично у меня возникает недоверие ко всем конфессиям сразу, и мало-мальских потуг к их объединению как-то тоже не ощущается. Или, может, я что-то пропустила?

А в СЙ мы поклоняемся непосредственно Христу и не между прочим, а конкретно , по пунктам выполняем его наставления. И не понимаем, как можно воспринимать его без Матери, о которой в библии - как-то уж очень скупо. И поклонение в СЙ не просто ритуал, нет, без искренности, без излучения любви - это всё не более, чем физзарядка.

Ну и ещё один момент. Сейчас очень многие носят крестики, которые давно уже стали украшением, а вовсе не символом, хотя мало кто знает, что крест - это преобразованная свастика, но христиане-то носят его как символ распятия Бога, в общем, что-то как-то не вяжется. Носить на себе, пусть даже символически, то, на чём убили Христа - это всё равно, что как если бы у нас кого-то убили из пистолета, а мы бы стали носить на себе кулон в виде него. Бр-р.

А. Иванов «Явление Мессии»

Однажды, будучи на курсах в Москве, я решила сходить в Третьяковку, потому как стыдно было этого не сделать. И как-то так получилось, что пошла я туда одна (обычно я старалась «прицепиться» к архитекторам, с ними интереснее, они много знают), и народу там почти не было. Очень быстро наткнувшись на это полотно, дальше уже идти никуда не хотелось, благо там стояли скамеечки, и можно было присесть. У меня тогда как раз был период «глубоких раздумий» о «вечности» и, говоря теперешним языком, я просто «впала в глубокую медитацию». Поначалу ещё роились какие-то мысли о самой картине, о несчастном художнике, который после 20 лет кропотливого труда не был оценён при царском дворе, но стоило ему умереть, как через три дня явился посыльный и передал, что царь покупает картину и жалует ему орден Святого Владимира. Ну, в общем, всё как всегда. («Пришло, но слишком поздно. Всё всегда приходит слишком поздно» - Л.Андреев). А потом, не знаю, сколько времени я просидела просто так, глядя на приближающегося Христа, не подозревая, что Он уже вплотную приблизился и к моей жизни. Вскоре была Финляндия, история с библией (в первых записях), моя попытка изобразить Христа и … сахаджа йога. У меня с первых дней было такое ощущение, что это Он привёл меня сюда. Сейчас, когда смотришь на всё с высоты минувших лет и, сопоставляя хронологию событий, это ощущение усиливается ещё больше.

nbsp; Но на этом же уровне у нас есть ещё две божественных энергии: слева - Махавира, о котором, по крайней мере из европейцев знает мало кто, и справа - Будда, о котором знают практически все. И жили они в одно и тоже время - 5 веков до н.э., как бы уравновешивая левую и правую стороны.

Махавира (великий воин) - это инкарнация Бхайравы или «по нашему» - Святого Михаила. Его миссией было изучить левую сторону, сторону нашего прошлого, которое закладывается в нас с момента нашего создания. Ведь каждый момент настоящего через мгновение становится прошлым. И люди, которые любят «уходить» в прошлое, любят жалеть себя, те, кто подвержен стрессам, рискуют очень быстро «повредить» левую сторону своими же негативными вибрациями, которые притягивают «такое же». Доведя таким образом количество негатива до критической массы, можно спровоцировать поражение левосторонних центров и вызвать тем самым психосоматические заболевания. Зная это, невольно начинаешь дисциплинировать свои эмоции. Если ты, конечно, себе не враг. Но умственные усилия, к сожалению, помогают мало, поэтому, в который раз можно повторить: «Надо, граждане, чиститься», тогда постепенно всё приходит в норму.

Nbsp;

Махавира Будда

Что касается Будды, то только далёкий от духовного мира человек не знает, что смыслом жизни Будды было осознание того, что все наши несчастья, стрессы от несбывшихся «мечт». А когда очень сильно чего-то хочешь, то не редко оно становится, как на зло, неуловимым и недостижимым, как будто с нами кто-то играется, (но мы-то не играемся!) , и это частенько вводит нас в отчаяние. Будда всю свою жизнь посвятил поискам «пути»: он читал «Упанишады », учился жизни отшельника и занимался суровым самоистязанием. Но всё это не приносило ему должного удовлетворения и ответа на мучившие его вопросы. И уставши однажды от суровых исканий, изнемогая от усталости, он прилёг под деревом смоковницы и … получил от Ади Шакти (первозданной энергии) свою реализацию. И всё разъяснилось и стало понятным.

Источники страдания — привязанность и ненависть. Все остальные пагубные эмоции, как правило, порождены ими. Их последствия и приводят к страданию. Корень же привязанности и ненависти — в отсутствии знаний истинной природы всех существ и неодушевлённых предметов, а также неверного представления и ошибочного понимания реальности.

«Моё благое мышление есть причина моего счастья и условие счастья других»

Т.е., получив знания, что тоже не так уж и мало, мы должны заняться взращиванием добродетелей: нравственности, мудрости. Другими словами, мы пришли к тому, с чего надо начинать - с очищения муладхары - корня творения , первого тонкого центра, речь о котором в одноименном разделе.

Как-то питерские йоги посоветовали посмотреть фильм «Маленький Будда» с Киану Ривзом в главной роли. Мне это здорово помогло «проникнуться». Да и актёр стал поэтому одним из самых любимых. Кстати, его имя означает «прохладный бриз над горами». Но несколько лет спустя он сыграл в фильме «Адвокат дьявола», и на него посыпались несчастья: умерла крошечная дочь, а затем любимая женщина погибла в катастрофе. Мне это напомнило судьбу Врубеля, метавшегося между злом и добром, помните?

В общем, если подытожить, то вывод можно сделать один: все мудрые дороги ведут к центральному каналу, т.е. к равновесию и золотой середине

И нам, живущим на Земле в это время, повезло в том смысле, что у нас есть такая возможность встать на этот путь золотой середины , стоит только захотеть «коню напиться» и «водопой знаний» готов к его услугам.
Потому как почти 40 лет назад, в ночь с 4 на 5 мая под баньяновым деревом Нирмалой Шривастава был открыт метод, с помощью которого человек авансом, не "за что-то ", а несмотря ни на что , может получить давно утраченную связь с Божественным. Конечно, если на то будет его, человеческая воля.
Понимаю, что это всё кажется сказкой, но... "мы рождены, чтоб сказку сделать былью"...
Это было сказано не в бровь, а в глаз.