29.09.2019

Краткое содержание синяя. Синяя птица, метерлинк морис


В нас скрыто нечто, что хотелось бы познать,

но оно таится глубже, чем сокровенная мысль,- это наше сокровенное молчание.

Но вопросы бесполезны. Всякая попытка разума только мешает второй жизни, которая обитает в этой тайне.

М. Метерлинк

В истории литературы найдется немного имен, которым перо принесло высокие почести и титулы. Граф Метерлинк - среди них. На литературные заработки он построил замки и дворцы. Его слава на рубеже веков не имела аналогов. Пьесы Метерлинка шли на сценах лучших театров Европы и Америки, его эссе читались как откровение.


Родиной Метерлинка является Бельгия - небольшая страна, получившая самостоятельность лишь полтора столетия назад. Когда-то она входила в состав империи Карла Великого, потом испанской монархии, Австрии, Франции, а после падения Наполеона ее отдали Голландии. В границах нового государства, возникшего в 1830 году, объединились две народности - фламандцы (знакомые по именам фламандской школы живописи: Рубенса, Ван-Дейка и других), чей язык близок к голландскому, и франкоязычные валлоны. «Бельгийского» языка нет. Бельгийская литература тоже долго не существовала для мира, первым ее значительным явлением стала «Легенда об Уленшпигеле» Шарля де Костера (1867). Следующий шаг сделал Морис Метерлинк, опиравшийся уже не на национальный материал, а выступивший как худож-ник-космополит и выразивший тем одну из основных тенденций XX века.

Метерлинк по национальности фламандец, родился он в просвещенной зажиточной семье. Начальное образование мальчик получал в иезуитском коллеже, где обучение шло на французском языке. С ранних лет его привлекали и явления природы, и достижения гениев человеческого духа. Его мировоззрение сложилось еще в юности, когда Метерлинк заинтересовался творчеством голландского теолога XIV века Яна Рейсбрука, отмеченным чертами пантеизма, а также полными поэтических образов писаниями немецкого философа XVI-XVII веков Якоба Бёме - религиозного мечтателя и тоже пантеиста, и, наконец, произведениями одного из первоучителей романтизма Нова-лиса (конец XVIII века), который искал место человека в мире на путях, отличных от философского и художественного рационализма.

Метерлинк окончил юридический факультет католического университета Гента, после чего занялся адвокатурой. Учился и работал прилежно, но пристрастия к юриспруденции не обнаружил. Его влекло искусство. Он начал с внимательного изучения достижений человеческого разума и духа. Однако энциклопедические знания не заглушили основного свойства дарования Метерлинка - наивно-детского отношения к миру, взгляда на жизнь как на таинственную сказку, волшебную феерию.

Как многие начинающие авторы, Метерлинк сначала тяготел к поэзии. Первые его стихи вышли, когда ему был 21 год. Писал он в это время мало. Путь Метерлинка в большую литературу начался в 1889 году, когда он на ручном станке собственноручно отпечатал 25 экземпляров пьесы «Принцесса Мален» на сюжет, заимствованный у братьев Гримм. Вначале событие прошло незамеченным, но вскоре французский писатель Октав Мирбо напечатал восторженный отзыв. В нем говорилось:

«Не знаю, откуда Метерлинк и кто он, стар или молод, беден или богат. Знаю только, что нет человека, более неизвестного, чем он. Знаю также, что он создал шедевр, не один из тех заранее признанных шедевров, какие ежедневно публикуются нашими молодыми гениями, воспетыми на все лады современной визгливой лирой, или, вернее, флейтой,- но удивительный, чистый, вечный шедевр, которого достаточно, чтобы сделать имя бессмертным и заставить всех алчущих прекрасного и великого благословлять это имя,- шедевр, о котором в часы вдохновения мечтают честные, мучимые жаждой творчества художники, но которого им до сих пор не удавалось написать. Словом, Морис Метерлинк подарил нам самое гениальное произведение наших дней, самое необычное и в то же время наивное, не низшее по достоинствам и - дерзну ли сказать? - высшее по красоте, чем все, что есть самого прекрасного у Шекспира».

Слава Метерлинка зажглась практически мгновенно. За «Принцессой Мален» последовали пьесы «Непрошеная», «Слепые» и ряд других, абсолютно не похожих на все то, что было сделано в драматургии прежде. Метерлинк обратился к глубинным вопросам бытия и нашел для этого наиболее выразительную форму - иносказания, символы.

Вот краткое содержание драмы «Слепые». Группа слепцов, среди которых есть старые и молодые, мужчины и женщины, слепорожденные и потерявшие зрение, и даже помешанная, а также одна слепая со зрячим ребенком, расположилась на заброшенном в океане острове. Из разговоров слепых выясняется, что дряхлый священник - их зрячий проводник - куда-то пошел, а без него они беспомощны. Беспокойство растет, и в конце концов слепые узнают, что проводник умер.

Слышатся чьи-то шаги, но чьи? Это остается неизвестным. Лишь единственный зрячий - маленький ребенок - отчаянно кричит, возможно, от ужаса. Последняя реплика одного из слепцов: «О, смилуйся над нами!»

В «Слепых», как и в других пьесах этого цикла, нет живых характеров, нет действия, все статично. Есть только символы. Судьба слепых на острове символизирует человечество, затерянное во Вселенной. Океан - образ смерти. Мертвый проводник олицетворяет утраченную людьми религию. Каждый из калек тоже выражает определенную сторону человеческой жизни, а зрячий - нарождающееся мировоззрение. Шаги за сценой в конце можно понимать и как приход новой веры, и как приближение смерти.

Томас Манн говорил о ранних драмах Метерлинка, что они написаны «тревожным языком сновидений». Театр Метерлинка называли символистским, театром масок, марионеток и даже театром смерти. Основанием к последнему определению явилось тяготение драматурга к ситуациям на грани жизни и небытия. Но было бы неверно понимать его как театр ужасов. Мировосприятие писателя в целом было жизнерадостным. Один из основателей русского символизма, поэт и критик Николай Минский писал:

«Метерлинк один из самых убежденных, может быть, самый убежденный и наиболее подлинный оптимист в современной литературе. Приступая к чтению этого „трагического" автора, вступаешь в полосу яркого, ровного, бестеневого света. Если бы принято было давать великим писателям, как это делается относительно великих полководцев и государей, прозвища, характеризующие их судьбу и деятельность, то нет сомнений, что Метерлинк перешел бы в потомство с прозвищем „Счастливого"».

Пьесы Метерлинка производят сильное впечатление. Даже противники его мироощущения, чисто духовного, несколько мистического и не имеющего в составе ничего бытового, не забывают подчеркнуть исключительную одаренность художника. Современниками, смотревшими его пьесы вместе с ложноромангическими постановками Эчегарая, натуралистической «Властью тьмы» Толстого и психологическими драмами Ибсена, они воспринимались как четвертое измерение, как более высокий пласт мышления.

Вершиной творчества Метерлинка стала «Синяя птица» (1908) - изумительная сказка-драма для взрослых, идущая и теперь, но на утренних спектаклях. Это история о том, как мальчик Тильтиль и девочка Митиль ищут символ счастья и истины - Синюю Птицу, как сам поиск, само движение возвышают и совершенствуют их, открывают новые горизонты и как дети, вернувшись, находят Синюю Птицу у себя дома.

С 1898 года Метерлинк поселился во Франции и покидал ее лишь в годы второй мировой войны. На своей второй родине он был избран во Французскую академию, чего, кажется, не удостаивался ни один иностранец. Физическое (он увлекался - почти профессионально - боксом, а также велосипедным и автомобильным спортом) и моральное здоровье даровали Метерлинку долгую жизнь. Она не была богата событиями. Основу творческого наследия Метерлинка составляют драмы, но современникам он был известен и как эссеист, автор 24 прозаических рассуждений философско-моралистического плана и на биологические темы: «Мудрость и судьба», «Смерть», «Жизнь пчел» и другие. В них Метерлинк излагал свои взгляды, в том числе на проблемы, которые решал в драматургии. Теперь редко их вспоминают, но вот В. Солоухин в своих «Травах» с восторгом цитирует «Разум цветов».

Творчество Метерлинка составило этап в развитии литературы. Можно говорить о прямой зависимости от созданного им направления части художественного наследия Гауптмана, Тагора и других, а впоследствии Беккета. Внимательно следил за новыми постановками пьес Метерлинка его младший современник, поэт и реформатор ирландского театра Уильям Батлер Йетс, постоянно наезжавший из Лондона, где он тогда жил, в Париж. Трактат Метерлинка «Сокровище смиренных» (1894) Йетс считал одной из своих «священных книг».

Были у Метерлинка и противники. «Не восхищался» его символическими пьесами Бунин, ценивший в первую очередь ясность мыслей и чувств. Неприемлемым казалось творчество Метерлинка Ромену Роллану, выступавшему за практическую действенность искусства.

Метерлинк успел пережить свою славу. Это бывает. Еще при его жизни на фундаменте, заложенном с его участием, возникли новые художественные строения. На смену пришли новые имена, но они не отбросили в небытие творческих свершений Метерлинка. В истории литературы он остается как писатель исключительного таланта, художник-мыслитель, создатель новых литературных форм, честный певец экзальтированных раздумий, рисовавший радости и горести мира.

Статья из книги А. Илюковича «Согласно завещанию»

К двум детям приходит фея, которая просит их найти Синюю Птицу, чтобы излечить ее внучку. В помощь им она дает волшебную шапочку и души предметов. Они отправляются в путешествие в Страну Воспоминаний, замок Ночи, лес, кладбище, Сады Блаженств и Лазоревый Дворец. Однако птицы нигде не находят. Проснувшись утром дома, к ним приходит соседка, похожая на фею. Узнав о болезни ее внучки, мама детей уговаривает сына отдать девочке его горлицу. В глазах мальчика горлица превращается в Синюю Птицу. Однако при передаче девочке, птица улетает. Мальчик обещает найти новую птицу.

Рассказ учит тому, что не надо искать счастья где-то, оно всегда ждет рядом, надо только уметь его заметить.

Читать краткое содержание Метерлинк Синяя птица

В зимнюю ночь к дровосеку приходит старая и страшная женщина. Ее пускают в дом дети хозяина, Тильтиль и Митиль. Она утверждает, что им необходимо отправиться в путешествие, чтобы найти Синюю Птицу, ведь только она может излечить от болезни внучку старухи. Чтобы им помочь, она дарит Тильтилю волшебную шапочку. Если на ней крутить алмаз, то человек сможет видеть истинные души окружения. Когда мальчик повернул алмаз, все в доме начинает меняться и оживать. Старуха превращается в фею Берилюну, а домашние животные обретают внешность человека. Из различных вещей появляются их души. Внезапно кто-то постучал в дверь, и мальчик крутит алмаз. Все становится на свои места, однако Души Света, Огня, Воды, Хлеба, Сахара и Кошки с Собакой возвратиться не успели. Фея велит им также искать птицу, но большинство их них отказываются. Однако фея ведет всех в свой дворец. Там тайком души пытаются создать план бунта. Лидером выступает Кошка. Она утверждает, что если у человека окажется Синяя Птица, то он получит власть над душами всех вещей, стихий и животных. Один только Пес возражает Кошке. Фея, дети и Душа Света возвращаются и все успокаивается.

Первое место путешествия детей – Страна Воспоминаний. В этом месте они встречаются со своими умершими братьями и сестрами, а также – дедушкой и бабушкой. Они играют с детьми, а после – садятся обедать всей семьей. Перед уходом, Тильтиль и Митиль просят, чтобы им отдали синего дрозда. Однако, покинув Страну Воспоминаний, они видят, что птица стала черной.

Путники продолжают поиск и заходят во владения Ночи. Однако всех опережает Кошка и предупреждает хозяйку о прибытии гостей. Ночь не имеет права запретить людям открыть врата ее владений и только надеется, что дети ничего не смогут найти. При этом хозяйка хитрит и обманывает Тильтиля. Однако тот ее не слушает и потихоньку открывает двери комнат дворца, где живут признаки, болезни, войны и т.д. Когда он доходит до большой двери, Ночь говорит, что он уже достаточно увидел и эту точно открывать не следует, ведь здесь живут самые грозные видения. Все путники прячутся, кроме Тильтиля и Пса. Открыв дверь, они видят прекрасный сад, где порхает множество птиц с синим оперением. Путешественники радуются и ловят птиц, однако все они в скором времени гибнут, поскольку оказались не настоящими.

Далее дети ищут волшебную птицу в лесу и на кладбище, однако их опять сопровождает неудача. После они попадают в Сады Блаженств. Здесь путников Тучные Блаженства пытаются втянуть в свои забавы, но Тильтиль с помощью шапочки отстраняется от них. Немного далее дети видят иных, красивых существ и это оказываются домашние Блаженства. Они, узнав о появлении детей, призывают ангелоподобных существ – Великие Радости. Увидев Душу Света, Великие Радости величают ее как свою властительницу и просят, чтобы она откинула покрывало, и они могли познать новые Истины и Блаженства. Душа Света отвечает, что время еще не пришло. Обнявшись, она прощается с новыми знакомыми.

Последний пункт путешествия – Лазоревый Дворец в Царстве Будущего. Здесь дети встречаются с теми детьми, которые когда-то должны родиться, в том числе и со своим будущим братиком. Однако встретив Время, которое гневается, что они сюда пробрались, Тильтиль поворачивает камень на шапочке.

Путники оказываются дома, и всем пришло время возвращаться на свои места. Хлеб отдает Тильтилю пустую клетку. Хижина дровосека преображается, наступает день. Тильтиль и Митиль мирно спят в кроватках. Их будит мама, и они рассказывают ей о своем путешествии. Через некоторое время приходит их соседка Берленго, в которой дети узнают фею. Она вспоминает в разговоре о своей больной внучке, которой бы хотелось иметь горлицу Тильтиля. Мама просит сына отдать девочке птицу. Мальчик, смотрит в клетку, и видит, что вместо горлицы в ней сидит Синяя Птица. Соседка приводит внучку, которая удивительно похожа на Душу Света. Тильтиль начинает объяснять ей, как ухаживать за птицей, но та вырывается на свободу и улетает.

Картинка или рисунок Метерлинк - Синяя птица

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Бунин Темные аллеи

    В один из ненастных осенних дней, к избе, в одной части которой находилась почтовая станция, а в другой – горница, где можно было переночевать, а также покушать или выпить чаю, подъехал тарантас

  • Краткое содержание мифа Золотые яблоки Гесперид (11 подвиг Геракла)

    Новое задание придумал хитрый Эврисфей, пытаясь извести Геракла. Одиннадцатый подвиг заключался в том, что герою нужно было найти и принести три золотых яблока из сада гесперид.

  • Краткое содержание Томас Элиот Бесплодная земля

    События поэмы происходят в Великобритании, в период после завершения первой мировой войны. За основу произведения взята легенда о поиске Грааля и миф о бедном рыбаке. Книга разделена на 5 частей, не имеющих связи друг с другом.

  • Краткое содержание Королевская аналостанка Сетон-Томпсон

    С самого раннего утра мужчина с неопрятной внешностью делал свою ежедневную работу. Он раздавал кошкам куски печени. Однако в зависимости от того, насколько платежеспособным был хозяин животного

  • Краткое содержание Жан-Кристоф Роллан

    В небольшом германском городке, в семье Крафтов, увлеченных музыкой, появляется на свет малыш, его назвали Кристоф. Ребенок с ранних пор имел врожденный талант к музыке. Кристоф сочинял собственные мелодии

Синяя птица

Канун Рождества. Дети дровосека, Тильтиль и Митиль, спят в своих кроватках. Вдруг они просыпаются. Привлеченные звуками музыки, дети подбегают к окну и смотрят на рождественское празднество в богатом доме напротив. Слышится стук в дверь. Появляется старушонка в зеленом платье и красном чепце. Она горбата, хрома, одноглаза, нос крючком, ходит с палочкой. Это Фея Берилюна. Она велит детям отправиться на поиски Синей Птицы, Её раздражает, что дети не различают вещей очевидных. "Надо быть смелым, чтобы видеть скрытое", - говорит Берилюна и дает Тильтилю зеленую шапочку с алмазом, повернув который человек может увидеть "душу вещей". Как только Тильтиль надевает шапочку и поворачивает алмаз, все окружающее чудесно преображается: старая колдунья превращается в сказочную принцессу, бедная обстановка хижины оживает. Появляются Души Часов, Души Караваев, Огонь предстает в виде стремительно двигающегося человека в красном трико. Пес и Кошка тоже приобретают человеческий облик, но остаются в масках бульдога и кошки. Пес, обретя возможность облечь свои чувства в слова, с восторженными криками "Мое маленькое божество!" прыгает вокруг Тильтиля. Кошка жеманно и недоверчиво протягивает руку Митиль. Из крана начинает бить сверкающим фонтаном вода, а из её потоков появляется девушка с распущенными волосами, в как бы струящихся одеждах. Она немедленно вступает в схватку с Огнем. Это Душа Воды. Со стола падает кувшин, и из разлитого молока поднимается белая фигура. Это робкая и стыдливая Душа Молока. Из сахарной головы, разорвав синюю обертку, выходит слащавое фальшивое существо в синей с белым одежде. Это Душа Сахара. Пламя упавшей лампы мгновенно превращается в светозарную девушку несравненной красоты под сверкающим прозрачным покрывалом. Это Душа Света. Раздается сильный стук в дверь. Тильтиль в испуге поворачивает алмаз слишком быстро, стены хижины меркнут, Фея вновь становится старухой, а Огонь, Хлеб, Вода, Сахар, Душа Света, Пес и Кошка не успевают вернуться назад, в Молчание, фея приказывает им сопровождать детей в поисках Синей Птицы, предрекая им гибель в конце путешествия. Все, кроме Души Света и Пса, не хотят идти. Тем не менее, пообещав подобрать каждому подходящий наряд, фея уводит их всех через окно. И заглянувшие в дверь Мать Тиль и Отец Тиль видят только мирно спящих детей.

Во дворце Феи Берилюны, переодевшись в роскошные сказочные костюмы, души животных и предметов пытаются составить заговор против детей. Возглавляет их Кошка. Она напоминает всем, что раньше, "до человека", которого она именует "деспотом", все были свободны, и высказывает опасение, что, завладев Синей Птицей, человек постигнет Душу Вещей, Животных и Стихий и окончательно поработит их. Пес яростно возражает. При появлении Феи, детей и Души Света все затихает. Кошка лицемерно жалуется на Пса, и тому попадает от Тильтиля. Перед дальней дорогой, чтобы покормить детей, Хлеб отрезает от своего брюха два ломтя, а Сахар отламывает для них свои пальцы (которые тут же отрастают вновь, поэтому у Сахара всегда чистые руки). Прежде всего Тильтилю и Митиль предстоит посетить Страну Воспоминаний, куда они должны отправиться одни, без сопровождения. Там Тильтиль и Митиль гостят у покойных дедушки и бабушки, там же они видят и своих умерших братцев и сестриц. Оказывается, что умершие как бы погружены в сон, а когда близкие вспоминают о них, пробуждаются. Повозившись с младшими детьми, пообедав вместе со всем семейством, Тильтиль и Митиль торопятся уйти, чтобы не опоздать на встречу с Душой Света. По просьбе детей дедушка с бабушкой отдают им дрозда, который показался им совершенно синим. Но когда Тильтиль и Митиль покидают Страну Воспоминаний, птица становится черной.

Во дворце Ночи первой оказывается Кошка, чтобы предупредить хозяйку о грозящей опасности - приходе Тильтиля и Митиль. Ночь не может запретить человеку распахнуть врата её тайн. Кошке и Ночи остается только надеяться, что человек не поймает настоящую Синюю Птицу, ту, что не боится дневного света. Появляются дети в сопровождении Пса, Хлеба и Сахара. Ночь пытается сначала обмануть, потом запугать Тильтиля и не дать ему ключ, открывающий все двери в её дворце. Но Тильтиль поочередно открывает двери. Из-за одной выскальзывают несколько нестрашных Призраков, из-за другой, где находятся болезни, успевает выбежать Насморк, из-за третьей чуть не вырываются на свободу войны. Затем Тильтиль открывает дверь, за которой Ночь хранит лишние Звезды, свои любимые Ароматы, Блуждающие Огни, Светляков, Росу, Соловьиное Пение. Следующую, большую среднюю дверь, Ночь не советует отпирать, предупреждая, что за ней кроются видения настолько грозные, что не имеют даже названия. Спутники Тильтиля - все, кроме Пса, - в испуге прячутся. Тильтиль и Пес, борясь с собственным страхом, открывают дверь, за которой оказывается дивной красоты сад - сад мечты и ночного света, где среди звезд и планет без устали порхают волшебные синие птицы. Тильтиль зовет своих спутников, и, поймав каждый по нескольку синих птиц, они выходят из сада. Но вскоре пойманные птицы погибают - дети не сумели обнаружить ту единственную Синюю Птицу, что выносит свет дня.

Лес. Входит Кошка, здоровается с деревьями, разговаривает с ними. Натравливает их на детей. Деревьям есть за что не любить сына дровосека. И вот Тильтиль повержен наземь, а Пес еле освободился от пут Плюща, он пытается защитить хозяина. Оба они на волосок от гибели, и лишь вмешательство Души Света, которая велит Тильтилю повернуть алмаз на шапочке, чтобы погрузить деревья в мрак и молчание, спасает их. Кошке удается скрыть свою причастность к бунту.

Дети ищут Синюю Птицу на кладбище. В полночь Тильтиль со страхом поворачивает алмаз, могилы разверзаются, и из них появляются целые снопы призрачных, волшебно прекрасных белых цветов. Птицы поют восторженные гимны Солнцу и Жизни. "Где же мертвые?.. - Мертвых нет..." - обмениваются репликами Тильтиль и Митиль.

В поисках Синей Птицы дети со своим эскортом оказываются в Садах Блаженств. Тучные Блаженства едва не втягивают Тильтиля и его спутников в свои оргии, но мальчик поворачивает алмаз, и становится видно, насколько Тучные Блаженства жалки и безобразны. Появляются домашние Блаженства, которых поражает, что Тильтиль не подозревает об их существовании. Это Блаженство Быть Здоровым, Блаженство Любить Родителей, Блаженство Голубого Неба, Блаженство Солнечных Дней, Блаженство Видеть Зажигающиеся Звезды. Они посылают самое быстроногое Блаженство Бегать По Росе Босиком известить о приходе детей Великие Радости, и вскоре появляются высокие прекрасные ангелоподобные существа в блистающих одеждах, Среди них Великая Радость Быть Справедливым, Радость Быть Добрым, Радость Понимать и самая чистая Радость Материнской Любви. Она кажется детям похожей на их мать, только гораздо красивее... Материнская Любовь утверждает, что дома она такая же, но с закрытыми глазами ничего нельзя увидеть. Узнав, что детей привела Душа Света, Материнская Любовь созывает другие Великие Радости, и они приветствуют Душу Света как свою владычицу. Великие Радости просят Душу Света откинуть покрывало, которое ещё скрывает непознанные Истины и Блаженства. Но Душа Света, исполняя приказ своего Повелителя, лишь плотнее закутывается в покрывало, говоря, что час ещё не настал, и обещая прийти когда-нибудь открыто и смело. Обнявшись на прощание, она расстается с Великими Радостями.

Тильтиль и Митиль в сопровождении Души Света оказываются в Лазоревом дворце Царства Будущего. К ним сбегаются Лазоревые Дети. Это дети, которые когда-нибудь родятся на Земле. Но на Землю нельзя прийти с пустыми руками, и каждый из детей собирается принести туда какое-нибудь свое изобретение: Машину Счастья, тридцать три способа продления жизни, два преступления, летающую по воздуху машину без крыльев. Один из малышей - удивительный садовник, выращивающий необыкновенные маргаритки и огромный виноград, другой - Король Девяти Планет, ещё один призван уничтожить на Земле Несправедливость. Двое лазоревых детишек стоят, обнявшись. Это влюбленные. Они не могут наглядеться друг на друга и беспрерывно целуются и прощаются, потому что на Земле окажутся разделены столетиями. Здесь же Тильтиль и Митиль встречают своего братика, который вскоре должен появиться на свет. Занимается Заря - час, когда рождаются дети. Появляется бородатый старик Время, с косой и песочными часами. Он забирает тех, кто должен вот-вот родиться, на корабль. Корабль, который везет их на Землю, проплывает и скрывается. Доносится далекое пение - это поют Матери, встречающие детей. Время в изумлении и гневе замечает Тильтиля, Митиль и Душу Света. Они спасаются от него, повернув алмаз. Под покрывалом Душа Света прячет Синюю Птицу.

У ограды с зеленой калиткой - Тильтиль не сразу узнает родной дом - дети расстаются со своими спутниками. Хлеб возвращает Тильтилю клетку для Синей Птицы, так и оставшуюся пустой. "Синяя Птица, по-видимому, или вовсе не существует, или меняет окраску, как только её сажают в клетку..." - говорит Душа Света. Души Предметов и Животных прощаются с детьми. Огонь чуть не обжигает их бурными ласками, Вода журчит прощальные речи, Сахар произносит фальшивые и слащавые слова. Пес порывисто бросается к детям, его ужасает мысль о том, что он не сможет больше говорить со своим обожаемым хозяином. Дети уговаривают Душу Света остаться с ними, но это не в её власти. Она может лишь пообещать им быть с ними "в каждом скользящем лунном луче, в каждой ласково глядящей <...> звездочке, в каждой занимающейся заре, в каждой зажженной лампе", в каждом их чистом и ясном помысле. Бьет восемь часов. Калитка приотворяется и тотчас же захлопывается за детьми.

Хижина дровосека волшебно преобразилась - все здесь стало новее, радостнее. Ликующий дневной свет пробивается в щели запертых ставен. Тильтиль и Митиль сладко спят в своих кроватках. Мать Тиль приходит будить их. Дети начинают рассказывать об увиденном во время путешествия, и их речи пугают мать. Она посылает отца за доктором. Но тут появляется Соседка Берленго, очень похожая на фею Берилюну. Тильтиль начинает объяснять ей, что не сумел найти Синюю Птицу. Соседка догадывается, что детям что-то пригрезилось, возможно, когда они спали, на них падал лунный свет. Сама же она рассказывает о своей внучке - девочка нездорова, не встает, доктор говорит - нервы... Мать уговаривает Тильтиля подарить девочке горлицу, о которой та мечтает. Тильтиль смотрит на горлицу, и та кажется ему Синей Птицей. Он отдает клетку с птицей соседке. Дети новыми глазами видят родной дом и то, что в нем находится, - хлеб, воду, огонь, кошку и пса. Раздается стук в дверь, и входит Соседка Берленго с белокурой необыкновенно красивой Девочкой. Девочка прижимает к груди горлицу Тильтиля. Тильтилю и Митиль соседская внучка кажется похожей на Душу Света. Тильтиль хочет объяснить Девочке, как кормить горлицу, но птица, воспользовавшись моментом, улетает. Девочка в отчаянии плачет, а Тильтиль обещает ей поймать птицу. Затем он обращается к зрителям: "Мы вас очень просим: если кто-нибудь из вас её найдет, то пусть принесет нам - она нужна нам для того, чтобы стать счастливыми в будущем..."

Морис Метерлинк

Синяя птица

Феерия в шести действиях, двенадцати картинах

Картина первая. Хижина дровосека.

Картина вторая. У Феи.

Картина третья. Страна Воспоминаний.

Картина четвертая. Дворец Ночи.

Картина пятая. Лес.

Картина шестая. Перед занавесом.

Картина седьмая. Кладбище.

Картина восьмая. Перед занавесом, изображающим красивые облака.

Картина девятая. Сады Блаженств.

Картина десятая. Царство Будущего.

Картина одиннадцатая. Прощание.

Картина двенадцатая. Пробуждение.

Действующие лица

(в порядке их выхода на сцену)

Мать Тиль.

Тильтиль.

Души Часов.

Душа Света.

Отец Тиль.

Бабушка Тиль.

Дедушка Тиль

Пьеретта.

Призраки.

Духи Тьмы.

Дух Дуба.

Дух Бука.

Дух Вяза.

Дух Тополя.

Дух Сосны.

Дух Кипариса.

Дух Липы.

Дух Каштана.

Дух Березы.

Дух Дубка.

Дух Плюща.

Тучные Блаженства.

Самое Тучное Блаженство.

Великие Радости.

Детские Блаженства.

Домашние Блаженства.

Лазоревые Дети.

Хранительницы Детей.

Король Девяти Планет.

Соседка Берленго.

Ее внучка.

Тильтиль - костюм Мальчика-с-Пальчик из сказок Перро: темно-красные панталоны, коротенькая курточка нежно-голубого цвета, белые чулки, желтые башмаки.

Митиль - костюм Гретель или Красной Шапочки.

Душа Света - газовое платье лунного цвета, то есть бледно-золотистое с серебряными блестками; от этого платья словно исходят лучи. Покрой новогреческий или же англо-греческий в духе Вальтера Крэна или же близкий к ампиру. Высокая талия, голые руки. Прическа - нечто вроде диадемы или даже легкой короны.

Фея Берилюна, она же соседка Берленго - традиционный костюм нищенок из волшебных сказок. Превращение Феи в принцессу в первом действии можно опустить.

Отец Тиль, Мать Тиль, Дедушка Тиль, Бабушка Тиль - костюмы дровосеков и немецких крестьян из сказок братьев Гримм.

Братья и сестры Тильтиля - варианты костюма Мальчика-с-Пальчик.

Время - классический костюм бога времени: широкая черная или же темно-синяя мантия, длинная седая борода, коса, песочные часы.

Материнская Любовь - костюм, напоминающий одежду Души Света, а именно: легкие, белоснежные, почти прозрачные покровы греческой статуи. Жемчуга и драгоценных камней на ней может быть сколько угодно и самых что ни на есть ярких, лишь бы это не нарушало чистой и целомудренной гармонии целого.

Великие Радости - как сказано в пьесе, блистающие одежды тонких и нежных оттенков: распускающейся розы, сверкающих на солнце вод, янтарной росы, утренней лазури и т. д.

Домашние Блаженства - платья разных цветов или, если угодно, костюмы крестьян, пастухов, дровосеков и т. п., но только приукрашенные, феерические преображенные.

Тучные Блаженства - до превращения: просторные тяжелые мантии из красной и желтой парчи, крупные, массивные драгоценности и т. д; после превращения: трико шоколадного или же кофейного цвета, как у картонных паяцей.

Ночь - широкая, черная, с огненно-золотистым отливом риза, усыпанная таинственно мерцающими звездами. Вуаль, темно-красные у маки и т. д.

Внучка соседки - золотистые волосы, длинное белое платье.

Пес - красный фрак, белые панталоны, лакированные сапожки. клеенчатая шляпа - костюм, отчасти похожий на наряд Джона Буля.

Кошка - трико из черного шелка с блестками.

Головы Пса и Кошки должны лишь отдаленно напоминать головы животных.

Хлеб - роскошный наряд паши: широкий халат из шелка или из алого, шитого золотом бархата. Высокий тюрбан. Ятаган. Огромный живот, необыкновенно толстые румяные щеки.

Сахар - шелковое платье, вроде тех, что носят евнухи, синее с белым, как бумага, в которую завертывают сахарные головы. Головной убор, как у хранителя сераля.

Огонь - красное трико, багровый, на золотой подкладке, переливчато сверкающий плащ. Шляпа с султаном из разноцветных огненных языков.

Вода - платье цвета времени из сказки «Ослиная шкура», то есть голубовато-зеленоватое, с прозрачным отливом, из как бы струящегося газа; покрой платья тоже новогреческий или же англо-греческий, но только оно шире и воздушное. Головной убор из цветов и водорослей или же из метелок камыша.

Животные - костюмы крестьянские, простонародные.

Деревья - одежды зеленого цвета самых разнообразных оттенков или же цвета древесной коры. Их можно отличить по листьям и ветвям.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

КАРТИНА ПЕРВАЯ ХИЖИНА ДРОВОСЕКА

Сцена представляет хижину дровосека, по-деревенски простую, но не убогую. Догорающий очаг, кухонная утварь, шкаф, квашня, часы с гирями, веретено, умывальник и т. п. На столе зажженная лампа. По обеим сторонам шкафа спят, свернувшись клубком, собака и кошка. Между ними большая синяя с белым сахарная голова. На стене висит круглая клетка с горлицей. В глубине - два окна с закрытыми изнутри ставнями. Под одним окном скамья. Налево входная дверь на крепкой задвижке. Направо другая дверь. Лестница на чердак. Тут же, справа, две детские кроватки; у изголовья каждой из них аккуратно сложена на стуле одежда.

При поднятии занавеса Тильтиль и Митиль спят сладким сном на своих кроватках. Мать Тиль в последний раз поправляет им на ночь одеяла и, склонившись над ними, любуется их безмятежным сном, затем машет рукой Отцу Тилю, который в эту минуту просовывает голову в приотворенную дверь. Приставив палец к губам в знак того, чтобы он не нарушал тишины, она гасит лампу и на цыпочках уходит в дверь направо. Сцена некоторое время погружена во мрак, потом сквозь щели ставен начинает пробиваться постепенно усиливающийся свет. Лампа на столе зажигается сама собой.

Дети просыпаются и садятся на своих кроватках.

Тильтиль. Митиль!

Митиль. Тильтиль!

Тильтиль. Ты спишь?

Митиль. А ты?..

Тильтиль. Значит, не сплю, если говорю с тобой...

Митиль. Сегодня рождество, да?..

Тильтиль. Нет, не сегодня, а завтра. Только в нынешнем году святочный дед ничего нам не принесет...

Митиль. Почему?..

Тильтиль. Мама говорила, что она не успела сходить за ним в город... Он придет к нам на будущий год...

Митиль. А долго ждать до будущего года?..

Тильтиль. Порядочно... Сегодня ночью он придет к богатым детям...

Митиль. А-а!..

Тильтиль. Что я вижу!.. Мама забыла потушить лампу!.. Знаешь что?..

Митиль.?..

Тильтиль. Давай встанем!..

Митиль. Нам это не разрешается...

Тильтиль. Да ведь никого нет... Ты видишь ставни?..

Митиль. Ой, как они светятся!..

Тильтиль. Это праздничные огни.

Митиль. А у кого праздник?

Тильтиль. Напротив, у богатых детей. У них елка. Мы сейчас откроем ставни.

Митиль. А разве можно?

Тильтиль. Конечно, можно, раз мы одни. Слышишь - музыка?.. Вставай!

Дети встают, бегут к окну, взбираются на скамью и открывают ставни. Комнату заливает яркий свет. Дети жадно смотрят на улицу.

Тильтиль. Все видно!..

Митиль (заняв на скамье неудобное место). А я ничего не вижу.

Тильтиль. Снег идет!.. Вон две кареты шестериком!..

Митиль. Вышли двенадцать мальчиков!..

Феерия (1908). М. Метерлинк. Краткое содержание произведения «Синяя птица».

Канун Рождества. Дети дровосека, Тильтиль и Митиль, спят в своих кроватках.
Вдруг они просыпаются. Привлеченные звуками музыки, дети подбегают к окну и
смотрят на рождественское празднество в богатом доме напротив. Слышится стук в
дверь. Появляется старушонка в зеленом платье и красном чепце. Она горбата,
хрома, одноглаза, нос крючком, ходит с палочкой. Это Фея Берилюна. Она велит
детям отправиться на поиски Синей Птицы, Ее раздражает, что дети не различают
вещей очевидных. «Надо быть смелым, чтобы видеть скрытое», — говорит Берилюна и
дает Тильтилю зеленую шапочку с алмазом, повернув который человек может увидеть
«душу вещей». Как только Тильтиль надевает шапочку и поворачивает алмаз, все
окружающее чудесно преображается: старая колдунья превращается в сказочную
принцессу, бедная обстановка хижины оживает. Появляются Души Часов, Души
Караваев, Пламя возникает в виде стремительно двигающегося человека в красном
трико. Пес и Кошка тоже приобретают человеческий облик, но остаются в масках
бульдога и кошки. Пес, обретя возможность облечь свои чувства в слова, с
восторженными криками «Мое маленькое божество!» прыгает вокруг Тильтиля. Кошка
жеманно и недоверчиво протягивает руку Митиль. Из крана начинает бить сверкающим
фонтаном вода, а из ее потоков появляется девушка с распущенными волосами, в как
бы струящихся одеждах. Она немедленно вступает в схватку с Огнем. Это Душа Воды.
Со стола падает кувшин, и из разлитого молока поднимается
белая фигура. Это робкая и стыдливая Душа Молока. Из сахарной головы, разорвав
синюю обертку, выходит слащавое фальшивое существо в синей с белым одежде. Это
Душа Сахара. Пламя упавшей лампы мгновенно превращается в светозарную девушку
несравненной красоты под сверкающим прозрачным покрывалом. Это Душа Света.
Раздается сильный стук в дверь. Тильтиль в испуге поворачивает алмаз слишком
быстро, стены хижины меркнут, Фея вновь становится старухой, а Огонь, Хлеб,
Вода, Сахар, Душа Света, Пес и Кошка не успевают вернуться назад, в Молчание,
фея приказывает им сопровождать детей в поисках Синей Птицы, предрекая им гибель
в конце путешествия. Все, кроме Души Света и Пса, не хотят идти. Тем не менее,
пообещав подобрать каждому подходящий наряд, фея уводит их всех через окно. И
заглянувшие в дверь Мать Тиль и Отец Тиль видят только мирно спящих детей.
Во дворце Феи Берилюны, переодевшись в роскошные сказочные костюмы, души
животных и предметов пытаются составить заговор против детей. Руководит ими
Кошка. Она напоминает всем, что раньше, «до человека», которого она именует
«деспотом», все были свободны, и высказывает опасение, что, завладев Синей
Птицей, человек постигнет Душу Вещей, Животных и Стихий и окончательно
поработит их. Пес яростно возражает. При появлении Феи, детей и Души Света все
затихает. Кошка лицемерно жалуется на Пса, и тому попадает от Тильтиля. Перед
дальней дорогой, чтобы покормить детей, Хлеб отрезает от своего брюха два ломтя,
а Сахар отламывает для них свои пальцы (которые тут же отрастают вновь, поэтому
у Сахара всегда чистые руки). Прежде всего Тильтилю и Митиль предстоит посетить
Страну Воспоминаний, куда они должны отправиться одни, без сопровождения. Там
Тильтиль и Митиль гостят у покойных дедушки и бабушки, там же они видят и своих
умерших братцев и сестриц. Оказывается, что умершие как бы погружены в сон, а
когда близкие вспоминают о них, пробуждаются. Повозившись с младшими детьми,
пообедав вместе со всем семейством, Тильтиль и Митиль торопятся уйти, чтобы не
опоздать на встречу с Душой Света. По просьбе детей дедушка с бабушкой отдают им
дрозда, который показался им абсолютно синим. Но когда Тильтиль и Митиль
покидают Страну Воспоминаний, птица становится черной.
краткое изложение, пересказ кратко
Во дворце Ночи первой оказывается Кошка, чтобы предупредить хозяйку о грозящей
опасности — приходе Тильтиля и Митиль. Ночь не может запретить человеку
распахнуть врата ее тайн. Кошке и Ночи остается только надеяться, что человек не
поймает настоящую Синюю Птицу, ту, что не боится дневного света. Появляются дети
в сопровождении Пса, Хлеба и Сахара. Ночь пытается сначала обмануть, потом
запугать Тильтиля и не дать ему ключ, открывающий все двери в ее дворце. Но Тильтиль поочередно открывает двери. Из-за одной выскальзывают несколько нестрашных Призраков, из-за другой, где находятся
болезни, успевает выбежать Насморк, из-за третьей чуть не вырываются на свободу
войны. Затем Тильтиль открывает дверь, за которой Ночь хранит лишние Звезды,
свои любимые Ароматы, Блуждающие Огни, Светляков, Росу, Соловьиное Пение.
Следующую, большую среднюю дверь, Ночь не советует отпирать, предупреждая, что
за ней кроются видения настолько грозные, что не имеют даже названия. Спутники
Тильтиля — все, кроме Пса, — в испуге прячутся. Тильтиль и Пес, борясь с
собственным страхом, открывают дверь, за которой оказывается дивной красоты сад
— сад мечты и ночного света, где среди звезд и планет без устали порхают
волшебные синие птицы. Тильтиль зовет своих спутников, и, поймав каждый по
нескольку синих птиц, они выходят из сада. Но довольно скоро пойманные птицы погибают —
дети не смогли найти ту единственную Синюю Птицу, что выносит свет дня.
Лес. Входит Кошка, здоровается с деревьями, разговаривает с ними. Натравливает
их на детей. Деревьям есть за что не любить сына дровосека. И вот Тильтиль
повержен наземь, а Пес еле освободился от пут Плюща, он пытается защитить
хозяина. Оба они на волосок от гибели, и лишь вмешательство Души Света, которая
велит Тильтилю повернуть алмаз на шапочке, чтобы погрузить деревья в мрак и
молчание, спасает их. Кошке удается скрыть свою причастность к бунту.
Дети ищут Синюю Птицу на кладбище. В полночь Тильтиль со страхом поворачивает
алмаз, могилы разверзаются, и из них появляются целые снопы призрачных,
волшебно прекрасных белых цветов. Птицы поют восторженные гимны Солнцу и Жизни.
«Где же мертвые?.. — Мертвых нет...» — обмениваются репликами Тильтиль и
Митиль.
В поисках Синей Птицы дети со своим эскортом оказываются в Садах Блаженств.
Тучные Блаженства едва не втягивают Тильтиля и его спутников в свои оргии, но
мальчик поворачивает алмаз, и становится видно, насколько Тучные Блаженства
жалки и безобразны. Появляются домашние Блаженства, которых поражает, что
Тильтиль не подозревает об их существовании. Это Блаженство Быть Здоровым,
Блаженство Любить Родителей, Блаженство Голубого Неба, Блаженство Солнечных
Дней, Блаженство Видеть Зажигающиеся Звезды. Они посылают самое быстроногое
Блаженство Бегать По Росе Босиком известить о приходе детей Великие Радости, и
вскоре появляются высокие прекрасные ангелоподобные существа в блистающих
одеждах, Среди них Великая Радость Быть Справедливым, Радость Быть Добрым,
Радость Понимать и самая чистая Радость Материнской Любви.
Она кажется детям похожей на их мать, только гораздо красивее... Материнская
Любовь утверждает, что дома она такая же, но с закрытыми глазами ничего нельзя
увидеть. Узнав, что детей привела Душа Света, Материнская Любовь созывает другие
Великие Радости, и они приветствуют Душу Света как свою владычицу. Великие
Радости просят Душу Света откинуть покрывало, которое еще скрывает непознанные
Истины и Блаженства. Но Душа Света, исполняя приказ своего Повелителя, лишь
плотнее закутывается в покрывало, говоря, что час еще не настал, и обещая прийти
когда-нибудь открыто и смело. Обнявшись на прощание, она расстается с Великими
Радостями.
Тильтиль и Митиль в сопровождении Души Света оказываются в Лазоревом дворце
Царства Будущего. К ним сбегаются Лазоревые Дети. Это дети, которые когда-нибудь
родятся на Земле. Но на Землю нельзя прийти с пустыми руками, и каждый из детей
собирается принести туда какое-нибудь свое изобретение: Машину Счастья,
тридцать три способа продления жизни, два преступления, летающую по воздуху
машину без крыльев. Один из малышей — удивительный садовник, выращивающий
необыкновенные маргаритки и огромный виноград, другой — Король Девяти Планет,
еще один призван уничтожить на Земле Несправедливость. Двое лазоревых детишек
стоят, обнявшись. Это влюбленные. Они не могут наглядеться друг на друга и
беспрерывно целуются и прощаются, потому что на Земле окажутся разделены
столетиями. Здесь же Тильтиль и Митиль встречают своего братика, который вскоре
должен появиться на свет. Занимается Заря — час, когда рождаются дети.
Появляется бородатый старик Время, с косой и песочными часами. Он забирает тех,
кто должен вот-вот родиться, на корабль. Корабль, который везет их на Землю,
проплывает и скрывается. Доносится далекое пение — это поют Матери, встречающие
детей. Время в изумлении и гневе замечает Тильтиля, Митиль и Душу Света. Они
спасаются от него, повернув алмаз. Под покрывалом Душа Света прячет Синюю Птицу.
У ограды с зеленой калиткой — Тильтиль не сразу узнает родной дом — дети
расстаются со своими спутниками. Хлеб возвращает Тильтилю клетку для Синей
Птицы, так и оставшуюся пустой. «Синяя Птица, по-видимому, или вовсе не
существует, или меняет окраску, как только ее сажают в клетку...» — говорит Душа
Света. Души Предметов и Животных прощаются с детьми. Огонь чуть не обжигает их
бурными ласками, Вода журчит прощальные речи, Сахар произносит фальшивые и
слащавые слова. Пес порывисто бросается к детям, его ужасает мысль о том, что он
не сможет больше говорить со своим обожаемым хозяином. Дети уговаривают Душу
Света остаться с ними, но это не в ее власти. Она может лишь пообещать им
быть с ними «в каждом скользящем лунном луче, в каждой ласково глядящей <...>
звездочке, в каждой занимающейся заре, в каждой зажженной лампе», в каждом их
чистом и ясном помысле. Бьет восемь часов. Калитка приотворяется и тотчас же
захлопывается за детьми.
Хижина дровосека волшебно преобразилась — все здесь стало новее, радостнее.
Ликующий дневной свет пробивается в щели запертых ставен. Тильтиль и Митиль
сладко спят в своих кроватках. Мать Тиль приходит будить их. Дети начинают
рассказывать об увиденном во время путешествия, и их речи пугают мать. Она
посылает отца за доктором. Но тут появляется Соседка Берленго, очень похожая на
фею Берилюну. Тильтиль начинает объяснять ей, что не сумел найти Синюю Птицу.
Соседка догадывается, что детям что-то пригрезилось, возможно, когда они спали,
на них падал лунный свет. Сама же она повествует о своей внучке — девочка
нездорова, не встает, доктор говорит — нервы... Мать уговаривает Тильтиля
подарить девочке горлицу, о которой та мечтает. Тильтиль смотрит на горлицу, и
та кажется ему Синей Птицей. Он отдает клетку с птицей соседке. Дети новыми
глазами видят родной дом и то, что в нем находится, — хлеб, воду, огонь, кошку и
пса. Раздается стук в дверь, и входит Соседка Берленго с белокурой
необыкновенно красивой Девочкой. Девочка прижимает к груди горлицу Тильтиля.
Тильтилю и Митиль соседская внучка кажется похожей на Душу Света. Тильтиль хочет
объяснить Девочке, как кормить горлицу, но птица, воспользовавшись моментом,
улетает. Девочка в отчаянии плачет, а Тильтиль обещает ей поймать птицу. Затем
он обращается к зрителям: «Мы вас очень просим: если кто-нибудь из вас ее
найдет, то пусть принесет нам — она нужна нам для того, чтобы стать счастливыми
в будущем...»