25.09.2019

Кто такой внутренний наблюдатель. Пробуждение


Проблема "наблюдателя" существует в психологии, психотерапии, духовных практиках и в квантовой механике. В последнее время данная проблема перенесена в нанотехнологии.

Решение этой проблемы дает нам возможность значительно продвинуться во многих сферах человеческой деятельности.

The issue of "observer" exists in psychology, psychotherapy, spiritual practices and in quantum mechanics.
The solution gives us the opportunity to significantly advance in these spheres of human activity.

Идеальный наблюдатель

Особый момент постижения "другого", перевоплощение в него происходит тогда, когда мы во время наблюдения отказываемся от памяти и от ожидания, забывая о своем теле (особенно лице) и только наблюдаем другого. Наблюдатель словно исчезает, и остается только осознание другого, при этом информация о другом воспринимается безоценочно (К. Роджерс, безоценочность при клиентцентрированной психотерапии. Мы понимаем другого именно при этих условиях (В. Дильтей, понимающая психология).

Именно такое наблюдение дает тот уникальный опыт переживания другого, который потом способствует распознаванию этого переживания в измененном состоянии сознания (ИСС), когда знаки этого другого (его лицо) там появляются, или предвестники этого другого становятся нам доступны.

Теряем ли мы свое Я в момент такого наблюдения? Вероятно что да! Мы становимся другим, и в этот момент нам становится доступно его восприятие мира (К. Роджерс, понимание другого в психотерапии), мы начинаем видеть мир глазами другого. В 2005 году у меня был такой талантливый клиент, который после нескольких недель наших психотерапевтических отношений мне сказал следующее: "Я на некоторое время вдруг осознала, что вижу мир Вашими глазами". Данная природная способность позволяла ей быстро познавать других людей, месте с этим, она настолько становилась зависима от этих других, что чувствовала себя не в силах быть самой собой. Это был отличный пример потери своего Я, "потери лица". Иногда такие люди боятся даже уснуть, "чтобы не потерять себя во сне".

Память привносит в нас прошлое, ожидание (предожидание или предчувствие) - будущее, переживание настоящего с помощью органов чувств - дает ощущение жизни в настоящем. Наблюдение потока сознания наряду с переживанием ощущений тела всеми органами чувств дает нам чувство настоящего. Когда мы отказываемся от ощущений тела, и останавливаем поток сознания, сосредоточившись на пустоте, или молитве, то мы "выходим" из этого мира, мира "здесь и сейчас". Чтобы "выход" был управляемым необходимо накануне уже иметь определенную цель такого выхода. Она и будет той нитью Ариадны, которая спасет наше Я и поможет вернуться назад с победой и приобретением.

Уместно напомнить, что на пути такого выхода есть некоторые препятствия, а именно: личное подсознание (З.Фрейд, подсознание как вытесненные и забытые переживания), родовая травма (С. Гроф, перинатальные матрицы при переживании ИСС), и личное бессознательное по К.Юнгу. Только преодолев эти препятствия, мы получаем доступ к пространству сознания других людей и миров.

Отказываясь от памяти, ожидания и ощущений тела (в том числе и от чувств, которые могут возникать ассоциативно или диссоциативно, благодаря опыту, что и есть оценочный подход), мы тем самым отключаем внутреннего наблюдателя (наблюдателя за самим собой), оставляя только наблюдателя внешнего.

Внешний наблюдатель без груза наблюдателя внутреннего (чего почти никогда не происходит) превращается таким образом в чистый прибор наблюдения, но прибор с особенными свойствами самоосознания и постижения мира. При этом объектом наблюдения может быть как внешний мир, так и мир внутренний, например, в аутогенной тренировке (АТ). Эффект, думаю, будет один и тот же. Есть только одно отличие - глаза. При открытых глазах сложнее отстраниться от внутреннего опыта, но зато легче удержать себя в себе, при закрытых глазах легче остановить поток сознания и чувств, но сложнее остаться самим собой и сохранить свое лицо.

Таким образом, чтобы познать настоящее при открытых глазах поле взгляда ограничивают иконой или мандалой, пейзажем или небом, при закрытых глазах - ищут, например, внутренний свет или чистое лазурное поле. При этом отказываются от памяти, ожиданий, чувств и мыслей. Тело же накануне должно быть приведено в токае состояние, в котором оно как бы и не существует. Есть только чистое созерцание, как внечувственное познание идей, составляющее основу познания истины.

Может ли быть наблюдатель без лица?

Если лицо - это форма сознания, то наблюдателя без лица быть не может. Вместе с этим, следует учесть, что потенциально возможно обезличенное наблюдение, которое дает наиболее объективное знание. Что же касается личности, то ее без лица нет!

Лицо предопределяет своеобразие восприятия, и способность к преобразованию, воображению, творчеству и творению. Тогда как просто наблюдатель ничего не творит. Он только отражает. Идеальный наблюдатель словно многомерное зеркало, способное отразить в себе самые сложные объекты мира, например, другого человека, или группу людей, часть мира, а в пределе - весь мир.

И наблюдателем и личностью быть полезно и важно. В чистом виде - это полюса континуума "человек". Первый (наблюдатель) - просто отражает воспринимаемое, заполняя себя наблюдаемым объектом. Второй (личность) - преобразует любое отражение, но не из-за ошибок восприятия-наблюдения, а из-за своей творческой натуры.

Сон дает нам опыт "быть другим" в моменты сновидений. Сновидения словно театральные подмостки. Вместе с этим, нелишне будет упомянуть, что функция сновидений заключается не только в создании условий для накопления опыта "быть другим".

Ошибки восприятия у наблюдателя возникают из-за памяти и ожиданий. И память и ожидание могут быть насыщены болезненными реакциям, патологическими установками и др.

Идеальный наблюдатель, воспринимая и понимая, способен быть безоценочным (К.Роджерс), что позволяет ему принять наблюдаемую сущность, сделать ее собой. Принятая сущность заполняет внутреннее пространство наблюдателя настолько, что он перевоплощается в объект наблюдения, тем самым теряя свою идеальность наблюдателя.

В восточных единоборствах при обучении принято повторять движения мастера, тем самым пытаясь перевоплотиться в него, и таким образом познать его мастерство.

В пределе совершенства стоит конечно же Бог. И любой диалог с ним - движение по этому пути.

Во фразе "не сотвори себе кумира" звучит предостережение в том, чтобы мы, обучаясь, не замещали другим самого себя. Учитель - не кумир. Кумир не учит. Кумир, отражаясь в наблюдателе, вытесняет его личность. Кумир учит быть только им, и не оставляет следа другой личности в душевном пространстве. Кумиру можно только подражать, быть его внешним отражением, не содержа его внутренних источников.

Обучаясь у других, следует чувствовать, беречь и развивать свой источник самости.

В социальном предвидении наблюдаемая система сложнее наблюдателя.

Мысль о том, что наблюдаемая система более сложна, чем наблюдатель, мне приходит всякий раз, как только не сбываются мои социальные предвидения, о которых я всем рассказывал накануне, дабы сделать других людей очевидцами феномена предвосхищения будущего. Когда же кроме меня о предвидении не знает никто, они чаще всего сбываются.

Возможно вербализованное предвидение становится достоянием социального сознания не только благодаря моей способности предвидеть. Вероятно я синхронно отражаю путь информации из подсознания к социальному сознанию, и этот путь информация одновременно проделывает через множество других субъектов благодаря уникальной природе массового предвосхищения будущего.

Если наблюдаемая система более сложна, чем наблюдатель, то есть Я, то она должна содержать в своей структуре помимо элементов, которые есть у наблюдателя, еще что-то, что и делает ее более сложной. В крайнем случае она не может не содержать тех элементов, которые есть у наблюдателя. Я имею ввиду сознание, память, волю и др. психологические структурные элементы. Таким образом, и сам наблюдатель является ее составной частью.

Слово Бог приходит на ум, так как "Он все в себя вбирает и во всем присутствует". По К.Юнгу - коллективное бессознательное. А сознание?

Возьмем категории поменьше. Архетип (или комплекс архетипов) может стоять между наблюдателем и Богом (коллективным бессознательным). Архетип не может принадлежать только генетической памяти, так как он выходит за пределы времени и содержит в себе перспективы (по Юнгу - праформы) развития всего, что им захвачено, охвачено.

Пантеон богов в древнем мире, иерархия святых сущностей в христианстве отражают иерархию архетипов, с которыми возможен диалог наблюдателя. Что не исключает прямых взаимодействий с Общей системой.

Здесь сложно не уйти в богословие, и все же нам надо остаться в теме "наблюдатель более сложной системы".

С позиции науки прошлого века, когда человек мыслился царем природы, покорителем и ее хозяином, такая проблема не могла быть поставлена. Если же человек, при всех его достижениях, все же является частью системы, которую называют природа, космос, биосфера, ноосфера или психосфера, то мы можем признать проблему существования системы, более сложной, чем человек, наблюдатель этой системы. Мы одновременно с этим не можем ей отказать во всем том, что есть у человека, например, самоосознание, мышление, память, воля и другие структурные элементы.

Мысль о космическом человеке (первочеловеке) не нова, с глазом которого, видимо, мы встречаемся в измененных состояниях сознания (ИСС). Первочеловек - модель антропоморфного космоса – Вселенная в образе человека. Духовный первочеловек и первообраз человеческой сущности и Вселенной, небесный человек. Символ универсального существования и образ универсума. Выражает единство микрокосма и макрокосма.

Образ подобного рода был мне лет 10 тому во время аутогенной тренировки.

Космический человек и Я.

Вполне обоснованными кажутся мысли о богочеловеке, о космическом человеке, о том, что человек не результат эволюции биологических видов на Земле, а рабочая модель космического сознания. В таком случае, человек со всеми его мыслями, предвидениями и поступками есть только часть Космического человека, который через человека Земли может вносить коррективы в его отчасти независимую "цивилизацию".

А.А.А., один из моих добровольных помощников в деле доказательства существования интуитивного предвидения, предложил следующее: "Что касается дилеммы: разгласить прогноз – погубить прогноз, скрыть прогноз – прослыть фальсификатором, есть вариант решения. На крупном независимом портале (хоть тот же ЖЖ) открыть страничку и выкладывать там прогнозы в виде запароленных архивов – есть дата создания файла и дата размещения его на сайте, а доступ к содержимому открывать только после реализации прогноза, размещая пароль к соответствующему архиву (хоть в Вашем же дневнике ИСС). Таким образом получаем факт неизменности прогноза при сохранении его тайны".

Диалог с бессознательным

Диалог с бессознательным (трансцендентальная функция по К.Юнгу) - продолжение и развитие диалога сознания, где с одной стороны наше социальное Я, а с другой - совесть, как часть бессознательного и божественного. Диалог с бессознательным - залог развития и душевного здоровья.

Каждый из нас есть наблюдатель собственного внутреннего диалога социального Я с совестью. Каждая из этих ипостасей подпитывается как из сферы социального сознания, так и от бессознательного. А так как в бессознательном есть не только божественное, то питание от него получается для обоих ипостасей.

В религиях диалогичность сознания реализуется в отношениях с Богом. Аутизм - как отсутствие диалога (Г. Назлоян), или когда диалог далеко не с Богом, и его не принимают люди, что влечет за собой тотальный конфликт с социальной средой.

В искусстве диалогичность сознания сохраняется, о чем хорошо писал в свое время М. Бахтин.

Предвосхищение в науке

Научное познание мира возможно только при выдвижении верных гипотез, то есть при верном предвосхищении научного знания, и при его дальнейшем доказательстве. Другими словами, наблюдатель первоначально должен обладать способностью к предвосхищению, прежде чем что-либо верно предположить в науке.

Может ли существовать наука без способности человека к предвосхищению? Нет, не может! Таким образом, основанием науки является выходящая за научный тезаурус категория, категория предвосхищения, которая сама требует конкретизации и доказательства, и ради которого был создан наш Центр предвосхищения.

Заключение

В особенностях наблюдателя кроются потенциалы и пороки человека и познания.

Идеальный наблюдатель должен обладать двумя противоположными качествами: отказ от своего Я и яркая выраженность этого центра субъектности, воплощающегося в лице личности (второе - для самосохранения).

Наблюдатель способен познавать системы, превосходящие его по сложности, тем самым сравниваясь с ними, и одновременно, оставаясь всего лишь их частью.

Предвосхищение будущего способствует познанию настоящего. Познавая будущее в настоящем, мы можем отличить его предвестники в настоящем, тем самым осознав чистое настоящее.

План на будущий текст

Наблюдатель с детства до глубокой старости (с утробы матери, где память отсечена родовой травмой, до послесмертных видений).

Наблюдатель в наук, религии, этике, эстетике, в мистике и духовных практиках, в стрессе и в ИСС.

В общем - наблюдатель в этике, эстетике и гносеологии, в постнеклассической науке.

Словарь понятий

Безоценочность - одна из частей триады К. Роджерса, где двумя другим являются принятие и конгруэнтность. Данная триада ассоциируется с особого типа толерантностью, построенной на принятии человеком как окружающих, так и самого себя, на взаимодействии с внешним и внутренним миром в принимающей, диалогической манере. В противоположность насилию и манипулированию такое взаимодействие предполагает как уважение ценностей и смыслов, значимых для другого, так и осознание и принятие собственного внутреннего мира, своих собственных ценностей и смыслов, целей и желаний, переживаний и чувств. Для человека, обладающего подобной толерантностью, напряжения и конфликты вовсе не исключены, можно сказать, он постоянно живет в ситуации напряженного существования, не боится быть лицом к лицу с этим напряжением, достойно выдерживать и принимать его как безусловную экзистенциальную данность. Это подлинная, зрелая, действительно позитивная толерантность, основанная на гораздо более полном осознании и принятии человеком реальности. Такая толерантность обнаруживается также в межличностном (точнее, транс-персональном) общении персонифицированной личности, в структуре которой элиминированы персональный и теневой компоненты, тогда как проявления сущности (лика), напротив, предельно выражены.

Данн Джон Уильям (1875 - 1949) - английский философ и авиатор, один из немногих, кто рискнул на себе ставить эксперименты со временем. Результаты их привели его к выводу: "каждому человеку дана во сне толика индивидуальной вечности, которая позволяет ему увидеть ближайшее прошлое и недалекое будущее. Все это сновидец окидывает одним взглядом, точно Бог, наблюдающий за космическим процессом из своей необъятной вечности" (Борхес) - и становится, таким образом, подобен Создателю. Борхес понял Данна глубже, чем тот сам себя понимал. Сам Данн строил свою гипотезу "сериализма", опираясь на теорию относительности Эйнштейна и фрейдовский психоанализ, даже не замечая, что его идеи предвосхитил еще "последний римлянин" Боэций. После Данна много воды утекло. Рассуждения о четырех измерениях, Абсолютном Времени и высшем всеобщем наблюдателе выглядели несколько наивными после работы Шредингера "Расширяющаяся Вселенная". Но попытки Данна погрузиться в мир сновидений и найти путь, ведущий в абсолютную реальность, по-прежнему актуальны и так же будоражат воображение, как эксперименты Грофа или Кастанеды. В культуре начала XX века существовала точка зрения на время, связанная с традицией английского абсолютного идеализма . Эти философы исходили из того, что ноуменально времени вообще не существует, а иллюзия времени возникает в статичном мире из-за непрерывного изменения внимания наблюдателя.
Наиболее интересной в плане семиотического рассмотрения проблемы времени является концепция Данна. Есть два наблюдателя, говорит Данн. Наблюдатель 2 следит за наблюдателем 1, находящимся в обычном четырехмерном пространственно-временном континууме. Но сам этот наблюдатель 2 тоже движется во времени, причем его время не совпадает со временем наблюдателя 1. То есть у наблюдателя 2 прибавляется еще одно временное измерение, время 2. При этом время 1, за которым он наблюдает, становится пространственноподобным, то есть по нему можно передвигаться, как по пространству - в прошлое, в будущее и обратно, подобно тому, как в семиотическом времени текста (подробно см. [Руднев 1986]) можно заглянуть в конец романа, а потом перечитать его еще раз. Далее Данн постулирует наблюдателя 3, который следит за наблюдателем 2. Континуум этого последнего наблюдателя будет уже шестимерным, при этом необратимым будет лишь его специфическое время 3; время 2 наблюдателя 2 будет для него пространственноподобным. Нарастание иерархии наблюдателей и, соответственно, временных изменений может продолжаться до бесконечности, пределом которой является Абсолютный Наблюдатель, движущийся в Абсолютном Времени, то есть Бог.
Разнопорядковые наблюдатели могут находиться внутри одного сознания, проявляясь в особых состояниях сознания, например, во сне. Так, во сне, наблюдая за самим собой, мы можем оказаться в собственном будущем, тогда-то мы и видим пророческие сновидения. Теория Данна является синтетической по отношению к линейно-эсхатологической и циклической моделям (подробно см. Руднев, 1986). Серийный универсум Данна - нечто вроде системы зеркал, отражающихся друг в друге. Вселенная, по Данну, иерархия, каждый уровень которой является текстом по отношению к уровню более высокого порядка и реальностью по отношению к уровню более низкого порядка.

Космический Человек – гигантская всеобъемлющая фигура, которая персонифицирует и содержит в себе всю вселенную, - является одной из широко распространенных форм представления Самости в мифах и сновидениях. Космическая фигура Пань-гу древних китайцев, например, изображается покрытая листьями, что должно указывать на то, что Космический Человек (или Первочеловек) еще до всякого творения просто существовал подобно растению. Образ Космического Человека появляется во многих мифах и религиозных учениях. Обычно он описывается как несущий помощь и добро. Он появляется в образе Адама, персидского Гайомарта или в образе индийского Пуруши. Иногда его даже описывают как первооснову мира.

Лицо - цельная живая картина явленной сущности Личности.

Мандала (санскр. मण्डल, «круг», «диск») - сакральный символ, используемый при медитациях в буддизме, ритуальный предмет. Мандала символизирует сферу обитания божеств, чистые земли будд. В принципе, мандала - это геометрический символ сложной структуры, который интерпретируется как модель вселенной, «карта космоса». Типичная форма - внешний круг, вписанный в него квадрат, в который вписан внутренний круг, который часто сегментирован или имеет форму лотоса. Внешний круг - Вселенная, внутренний круг - измерение божеств, бодхисаттв, будд. Квадрат между ними ориентирован по сторонам света.

Созерцание - чувственная ступень познания. В идеалистической философской традиции выделяются два основных понимания созерцания, причём оба они непосредственно связаны с понятием интуиции: первое из этих пониманий восходит к Платону, у которого созерцание выступало как внечувственное познание идей и составляло основу познания «по истине»; второе понимание развивалось И. Кантом, который противопоставлял созерцание как мышлению, так и ощущению и трактовал его как представление о единичном предмете, которое должно подвергаться в познании категориальной переработке. В феноменологии Э. Гуссерля рассматриваются оба вида созерцания: «эмпирическое» (сознание об индивидуальном предмете) и «эйдетическое», предметом которого является сущность («эйдос»). Домарксистский материализм истолковывал познание как созерцание, пассивный процесс восприятия внешнего мира, действующего на органы чувств человека. С точки зрения марксизма познание есть не пассивное созерцание, а активная деятельность, неразрывно связанная с преобразованием мира.

Литература:

Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М., 1961.
Борхес X. Л. Юг. М., 1984 (Библиотека журнала «Иностранная литература»).
Борхес X. Л. Оправдание вечности. М., 1994.
Гамкрелидзе Т. В. Р. О. Якобсон и проблема изоморфизма между генетическим кодом и семиотическими системами // Материалы международного конгресса «100 лет Р. О. Якобсону». М.,1996.
Данн Дж. У. Серийное мироздание (фрагмент)//Даугава, 3, 1992.
Данн Дж. У. Серийное мироздание (фрагмент)//Художественный журнал, 8,1995.
Данн Д. У. Эксперимент со временем / Пер. с англ. Т. Ивлевой. - М.: Аграф, 2000. - 224 с. - (XX век +; Междисциплинарные исследования).
Иванов В. В. Фильм в фильме // Учен. зап. Тартуского ун-та, вып. 637, 1981.
Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М., 1992.
Пригожин И. Время. Хаос. Квант. М., 1994.
Рейхенбах Г. Направление времени. М., 1962.
Руднев В. Текст и реальность: Направление времени в культуре //WienerslawistischerAlmanach, 17, 1986.
Руднев В. Серийное мышление//Даугава, 3, 1992.
Руднев В. Прочь от реальности: Исследования по философии текста. II. М., 2000.
Уитроу Дж. Естественная философия времени. М., 1964.
Alexander A. Space, time and deity. L, 1903.
Bradley F. Appearance and reality. Ox., 1969.
Dunne J. W. The Serial universe. L., 1930.
Clough M. Time.L., 1950.
McTaggart J. Selected writings. L, 1968.

С.Кравченко

Если в общем охарактеризовать практику самонаблюдения, то наверное, надо рассматривать ее как технику переноса внимания с себя как «участника» событий, на себя как «наблюдателя» за собой «участником». Такой перенос внимания и отождествление себя с «наблюдателем» помогает изучить «участника», увидеть его таким, какойон есть на самом деле, многое в себе осознать и попытаться что-то в себе сознательно изменить.

Ум постоянно ищет себе занятие. Так почему бы ему не стать помощником человека на пути самопостижения?Почему бы уму не заняться изучением внутренних ощущений, которых будет в избытке при внутреннем наблюдении своего собственного сознания?

Для того, чтобы начать практику самонаблюдения ничего особого не требуется - только умение внутренне сосредотачиваться, да еще наверное внутренний настрой - не бояться увидеть правду о себе настоящем.

Первое, что нужно сделать - найти в себе «внутреннего наблюдателя» . «Наблюдатель» есть внутри каждого человека. Это часть сознания, которая всегда наблюдает за происходящим, присутствует и свидетельствует все, что происходит с «участником». Она не вмешивается ни во что, никак не реагирует, никак не оценивает, просто бесстрастно наблюдает.

Мы всегда как бы течем за событиями внешней жизни, за своими эмоциями, чувствами, переживаниями - мы участники. А чтобы стать исследователем себя самого, надо разотождествиться с «участником» и уйти в «наблюдателя». И затем из новой позиции наблюдать за собой «участником», ничего пока в нем не меняя. (Собирать информацию, так сказать). Пока ты «участник», а не «наблюдатель», очень сложно в себе что-то осознать, еще сложнее осознанно изменить. Надо сперва научиться становиться «наблюдателем» и делать это осознанно.

Нахождение внутри собственного сознания наблюдающей части - первый шаг, который надо пройти, чтобы двигаться дальше. Внутренний наблюдатель есть у каждого человека. Уход в него и выход из него очень часто осуществляется неосознанно, не регистрируется сознанием. Но если стать внимательнее к себе, можно заметить, что даже в разгаре очень сильных эмоций и душевных переживаний, в момент активных занятий какой-либо деятельностью, в момент обдумывания или наслаждения, всегда в сознании присутствует что-то, как бы отстраненное от этой внутренней и внешней деятельности. Оно безмолвно наблюдает, не давая оценок, не выражая эмоций, просто созерцает все, что человек делает.

«Наблюдателя» легче обнаружить во время спокойной деятельности, на едине с собой, во время размышлений или чтения. Надо просто один раз ощутить его присутствие и запомнить это внутреннее ощущение «наблюдения». А потом постараться выделять его в себе во время повседневных занятий. Если получится, можно продолжать свои обычные занятия из «наблюдателя». Тогда можно заметить, что в сознании появится некая внутренняя отстраненность, а внешние реакции станут более осознанными, поведение более спокойным, разумным, менее эмоциональным. Еще можно заметить, что ощущение «наблюдателя» очень легко теряется. Об этом не стоит беспокоится. Главное найти в сознании ощущение«внутреннего наблюдателя», попытаться вспоминать о нем время от времени и в него иногда уходить. Вот и весь первый шаг.

Если сразу не удается выделить «наблюдателя» в сознании, можно создать внутреннее намерение его обнаружить, помня о том, что он есть внутри каждого человека без исключения. Время от времени надо сосредоточено обращать внимание внутрь себя. Или же просто осознанно понаблюдать за собой как бы со стороны. Это упражнение может помочь «разбудить» внутреннего наблюдателя, выделить в себе ощущение «наблюдения» за самим собой, сделать его осознанным. Внутренний наблюдатель рано или поздно будет замечен сознанием, поскольку до этого он проявлялся неосознанно уже множество раз. Но сознание, теперь осведомленное о нем и вооруженное намерением его найти, обязательно даст о нем знать и тогда ум тоже рано или поздно сможет его обнаружить, а вы осознать.

P .S . Буду благодарна всем, кто поделится со мной своими практическими методами внутренней работы, или даст оценку моим собственным. Я отвечу на все конкретные вопросы, если кого-то заинтересует практика самонаблюдения.


Posted on Oct. 27th, 2009 at 04:27 am | | | |

Тема "наблюдателя" активно изучается и используется в психологии, психотерапии, квантовой физике, нанотехнологиях. Главная роль отведена Наблюдателю — Личности и в духовных практиках. Я бы хотел рассмотреть вопрос, кто такой Наблюдатель в человеке, какую роль он занимает в духовном росте и жизни каждого. Что же такое процесс наблюдения? Почему так важно наблюдать не только за внешним миром, но и за собой, за тем, что у нас внутри?

Во мне есть кто-то живой, настоящий

Бабушка в детстве иногда брала меня с собой на похороны. Интересно было наблюдать за своим внутренним состоянием, когда видел, как несут бездыханное тело человека, который буквально вчера заходил в гости, улыбался, шутил, а сегодня нет того, кто смеётся и разговаривает. Осталось только тело, остался мозг, в той же черепной коробке, есть стеклянные глаза, которые не двигаются и ни на что не реагируют. Кто же всё-таки был тот живой, кто излучал тепло, умел шутить, кто смотрел живыми и радостными глазами. Почему я ощущал его взгляд и чувствовал то, что этот человек чувствовал ко мне. Почему нет этого всего сейчас, когда я также стою рядом возле того же тела, но уже бездыханного. Отсюда я сделал вывод, что есть кто-то настоящий, живой, не из мира сего, потому что после смерти мы его видеть не можем, и есть наше тело — машина, робот, в котором живёт этот настоящий.

К данному вопросу я вернулся в своей жизни лишь много лет спустя, тогда, когда мне в руки попали книги Анастасии Новых. Не скажу, что не было другой информации. Она была, но какая-то прерывистая, неполная, без определённой логической цели. Здесь же ответы открывались пластами, ложились внутри ровно без задоринок, и при этом была какая-то внутренняя уверенность: «да, да, это оно, это действительно кладезь Знаний, настоящих Знаний!». Напитываясь чистотой этих Знаний, приходило понимание, что они очень многогранны и эти грани начинают открываться лишь тогда, когда начинаешь наблюдать и работать над собой, внутренне развиваться и совершенствоваться.

"Человеческое существо при жизни представляет собой многомерный пространственный объект, который выстроен вокруг Души и имеет свою разумную Личность. Видимая глазу привычная форма и устройство физического тела, вместе с его физико-химическими процессами и системой управления (в том числе материальным мозгом), — это всего лишь часть общей конструкции человека, которая относится к трёхмерному измерению. То есть человек состоит из Души вместе с её информационными оболочками (субличностями), Личности и структуры, скажем так, состоящей из различных полей других мерностей (в том числе физического тела, находящегося в трёхмерном измерении).

Что такое разумная Личность? В новой конструкции, в новом теле, формируется и новая Личность — это тот, кем ощущает себя при жизни любой человек, тот, кто совершает выбор между Духовным и Животным началами, анализирует, делает выводы, накапливает личный багаж чувственно - эмоциональных доминант."

В детстве, ещё до школы, у меня, почему-то, всегда была уверенность, что:

  • Тело наше сродни роботу, которое имеет совершенную систему питания организма через пищу.
  • Мозг — это компьютер, причём, у одних он работает быстро, а у других помедленнее.
  • Спим мы для того, чтобы подзарядить батареи организма энергией переработанной еды.

А вот кто смотрел через глаза на мир, кто управлял машиной? Представлялся маленький человечек, который жил в голове, как в кабине, и он, в отличие от тела, не был подвержен агрессивной среде окружающего мира, ему было внутри комфортно и хорошо, его занятием было просто смотреть на окружающий мир, но для чего он это делает, мне было непонятно.

Как появился “некто”

Мысль о том, что его там никто не обижает, что по утрам ему не хочется спать и нет злых воспитателей в садике, успокаивала меня при наступлении каких-нибудь стрессовых ситуаций. Со временем человечка не стало, а появился «некто», который начал стремиться быть на кого-то похожим, который завидовал тем, у кого всё легко получалось по учёбе, кто был впереди класса.

Затем у «некто» появились страхи и неуверенность в себе. Эти качества периодически исчезали, когда я ехал в деревню к дедушке и бабушке. Там спадало напряжение, уходили негативы, наработанные дома и в школе. Милые дедушка и бабушка вливали в меня тепло и любовь, они говорили про Батюшку небесного, что все мы под ним живём, что нужно помнить о нём всегда, каждый день благодарить за еду и за прожитый светлый день.

Теперь я понимаю, что благодаря той теплоте, у меня что-то открылось внутри, появилась светлая грань, через которую я иногда заглядывал в этот мир с любовью и благодарностью. Но не так часто, как «некто» — днями он раздувал в голове целые мысленные баталии, негатив и споры. Это был мой выбор, и выбирал тот человечек в голове, которого со временем перестал ощущать, вместо которого появился «некто». У Личности есть только право выбора и достаточно короткое время в межгалактических масштабах для того, чтобы это право реализовать.

Внимание — это жизнь! Куда его вложишь, то и получишь

Всё остальное временное, иллюзорное и Личности не принадлежит, следовательно и распоряжаться им Личность не может.
Значит, нужно научиться контролировать приложение своего внимания. Тем более, что это единственный инструмент Личности. Кому как не мне это делать?

"Человек даже не представляет, какие в нём заложены способности. Наблюдение — это первый шаг к познанию сокрытых тайн. Созерцая с позиции Наблюдателя от Животного начала или от Духовного начала, мы уже оказываем влияние на саму ситуацию и её возможный исход, на предрешение в невидимом для нас мире, ибо совершаем выбор. Каждая ситуация — это есть своеобразный ответ не только на твоё присутствие в данном месте здесь и сейчас, но и на то, каким именно ты наблюдаешь себя в этом моменте.

Анастасия: По сути, мы всегда наблюдаем в окружающем часть самих себя и судим не о реальности мира, а как мы интерпретируем его согласно своему миропониманию и опыту.

Ригден: Верно. Высказывая что-то о мире, мы по большому счёту, высказываем что-то о себе. Хороший слушатель всегда услышит намного больше о говорящем человеке, чем тот намеревается раскрыть о себе.

Анастасия: Другими словами, так или иначе, но внешний мир мы видим через своеобразные «розовые очки» Наблюдателя от Животного начала. Чем меньше мы работаем над преобразованием своего внутреннего мира, тем хуже для нас. Ведь в этом случае будет больше расти только опыт, связанный с доминацией Наблюдателя от Животного начала, а значит, мы будем получать ещё более искажённую картинку мировосприятия...

Как только в тебе включается Наблюдатель от Животного начала, то тебе кажется, что устанавливается факт твоего контроля над материей. На самом деле устанавливается факт контроля над тобой со стороны материи (Животного Разума). В результате ты становишься всего лишь более проявленным материальным объектом, по сути, превращаешься в корпускулярный объект общей материи (корпускула, от латинского corpusculum — «тельце», «мельчайшая частица материи») и подчиняешься её законам."

Из книги Анастасии Новых «АллатРа»

Общаясь с людьми, зачастую поглощёнными своей обыденной рутинной жизнью, я понимал, что они не замечают, что творится у них внутри, они боялись смотреть внутрь: “О каком внутреннем спокойствии вы мне говорите, если вокруг столько проблем?”. Сам процесс наблюдения внутреннего для них казался чем-то ненужным и скучным. Наблюдение обязательно присутствовало, но только или за соседями, или за красивой машиной, или модными вещами у друзей. Люди наблюдают только других, они не беспокоятся о наблюдении за собой. Каждый человек наблюдает (это самое поверхностное наблюдение), что делает другой человек, во что он одет, как он выглядит…

Наблюдение — это не что-то новое в нашей жизни. Его надо просто углубить и направить вместо других на свои собственные ощущения, мысли, настроения и в конце концов на самого наблюдателя.

  • Если у человека еще нет опыта наблюдения глубинных чувств, нужно начать наблюдать тело: когда он гуляет, сидит, ложится спать, ест. Можно начинать с самого простого, а потом переходить к более тонким ощущениям.
  • Затем нужно начать наблюдать мысли, настроения, и когда человек овладел этим, нужно начать наблюдать свои чувства.
  • Если человеку, вставшему на духовный путь, сразу открываются чувства — нужно стремиться непрерывно наблюдать за ними, параллельно часть внимания вкладывая в наблюдение за телом и сознанием, но не позволяя последним перетягивать на себя то живое, внимание, предназначенное для чувств.

"Оказывается, нужно изучить тот мир, оказывается нужно изучить, кто в тебе думает, кто тебя заставляет принимать те или иные решения, кто в тебе вызывает эмоции, кто управляет тобой. А вот когда ты понимаешь, что мир дуален, и он двойственен,и это реально, ты начинаешь обретать свободу своей Личности. Ты начинаешь чувствовать, что, оказывается, есть другое. И немножко зацепившись за это, хотя бы чуть-чуть, когда ты разматываешь этот клубочек и не упускаешь это чувство, ты начинаешь и анализируешь этот мир, смотришь, наблюдаешь, что тебя пытается отвлечь. И почему, когда человек только соприкоснулся с духовным, тут же активируется вся система, которая делает всё, чтобы его отвлечь."

Чудо наблюдения

По мере того, как мы наблюдаем чувства, изучаем работу сознания и отделяем себя от тела — наш Наблюдатель становится сильнее. Никогда, ни на мгновение не нужно думать: "Я добился этого", потому, что как раз в этот момент всё упускается.

Наблюдение — это вечный процесс. Мы всё глубже и глубже погружаемся в себя, но момент, когда мы могли бы сказать: "Я достиг", не наступает. На самом деле, чем глубже мы идём, тем больше осознаём, что процесс, в который мы вошли, вечный: без начала и конца. Мы используем энергию наблюдения, чтобы в первую очередь изменить самого себя.

Простой процесс, но когда мы обращаем его на себя, он становится медитацией.

Мы все знаем, что такое наблюдение, поэтому этому не нужно учиться. Это просто вопрос изменения объектов наблюдения. Необходимо приблизить их. Я могу двигать рукой, не наблюдая, а могу наблюдать. Здесь нет разницы, но я могу её почувствовать.

Вы замечали, как в общественном транспорте многие смотрят в одну точку, при этом их глаза практически неподвижны, они полностью погружены в себя: сконцентрированы на рассмотрении очередной мысленной проблемы, которую подкинуло сознание. Они могут находиться в будущем с какими-нибудь планами или пребывать в прошлом, “в обнимку” со страданиями — несбывшимися мечтами или наставшими проблемами, радостными моментами, которых уже нет. Почему я так уверенно говорю, потому что и сам было впадал в такой ступор, а бывало до смешного — пропускал свою остановку.

Состояние неосознанности — так его назовём, при котором многого не замечаешь и пропускаешь. Осознанность же дает возможность пребывать здесь и сейчас. Каждый наверняка слышал: «Главное — пребывать здесь и сейчас!!!», хотя, что это такое, объяснить не каждый может. Чем же оно так важно для человека? В один прекрасный момент пришло небольшое понимание, нет, скорее чувство, что размышления о будущем, настраивание каких-то сумасшедших планов или перебирание прошедших событий — это всё мёртвые вещи. От них веет холодом, они несут — пустоту, которую я близко принимаю, сливаюсь и проживаю с ней целый день, сутки, месяцы. Несбывшиеся ожидания или ностальгия о прошлом порождает эмоции, и всё это считается само собой разумеющимся, мол, так должно и быть.

Но совсем другое положение вещей, когда немного отстраняешься от этого мусора и внимание отдаёшь в область солнечного сплетения — на Душу, на чувства. В таком состоянии я могу идти по улице, замечать весь окружающий меня мир, но без привязки к чему-либо или к кому-либо.

Беспристрастное отношение к внешнему будет порождать внутреннее спокойствие. Да, глубокое спокойствие, — оно умиротворяет, открывает глубину внутри, даёт чувствование мира нашего Отца Истинного. Это понимание у меня ознаменовалось как «Наблюдатель от Духовного начала» в моменте «здесь и сейчас». И вот сразу же вспомнились слова, что: «Момент “здесь и сейчас” и есть Духовный мир. А Духовный мир — это Вечность. У Вечности нет вектора. Она просто есть. В ней нет будущего и нет прошлого. У Вечности есть только сейчас».

В этом состоянии у меня, как Наблюдателя от Духовного начала, появился своеобразный запас времени для отслеживания начала момента предложения моего «Животного» — среагировать на данную ситуацию (а также идти на его коротком поводу) или остаться в состоянии равновесия, то есть свершить осознанный выбор и продолжать пребывать в чувствах. К примеру, позвонил рабочий телефон, выслушав информацию, я чётко увидел и ощутил вот ту развилку-переключатель, которая дала возможность выбрать куда отдать своё внимание — на обдумывание тяжёлой мысли и разворачивание негатива в себе или принятие ситуации и пребывание в ровном и стабильном состоянии. В тот момент часть живого внимания у меня оставалась внутри, что очень важно, ну а часть, механически вкладывалась в разговор!

Уметь разделять внимание можно и нужно

Необходимо нарабатывать Наблюдателя в себе. Не скажу, что у меня получается всё время пребывать в таком состоянии. Внимание может уплывать в какие-то дебри и через время, вспоминая об этом, нужно возвращать его снова и снова в правильное русло. Инструментов для этого предостаточно, да и помнить нужно всё время — зачем мы здесь, и с какой целью живём.

Работа над собой в дне и наблюдение формирует в человеке определённый опыт. Какими пользоваться инструментами для наработки Наблюдателя от Духовного начала — дело каждого, кто стал на путь Истинный. Но надо пробовать всё, может какой-то подойдет больше, а какой-то меньше. Мы с друзьями немного разбирали данную тему и, отталкиваясь от своих внутренних наработок и опыта, каждый поделился, какой из инструментов стал наиболее эффективным средством в наработке «Наблюдателя», тренировке Личности. Возможно Вы их знаете:

— Чтение полезной для духовного развития литературы ;
— Просмотр , чтение книг Анастасии Новых ;
— Чтение молитвы и её повторение;
— Беспристрастное наблюдение, отслеживать «актёров своего сознания»;
— Концентрация на кончике носа ;
— Медитация.

"Нужно контролировать происходящие в нашем уме процессы сравнения. Нужно как можно чаще задавать себе вопросы, например, такого характера: «Откуда берётся зависть?», «Что и кого я сравниваю?», «Уместно ли данное сравнение?». Люди не бывают «одинаковыми»: каждый индивидуален и отличается по своим особенностям в строении, генетике, по характеру, талантам, трудолюбию и так далее. Они имеют индивидуальные особенности не только в своей видимой, но и в невидимой структуре. Проще говоря, у каждого своё, свой крест, своя судьба. Лучше, конечно, при проявлениях своего Животного начала использовать девиз: «Не сравнивать, не гордиться, не завидовать!» Относиться к любой ситуации с позиции Наблюдателя от Духовного начала, то есть абстрагировано от мыслей и эмоций Животного начала.

Нужно принимать ситуации и людей такими, какие они есть, ведь всякая ситуация, каждый человек в ней — своеобразный учитель. Надо уметь из любого, даже негативного обстоятельства извлекать позитивные уроки. Уметь довольствоваться тем, что имеешь. Ведь корень чувства удовлетворения не во внешнем мире, а во внутреннем мире человека, в его глубинном желании. Если человек хочет стать Духовной Личностью, то о радении духовном и все его желания.

Для Человека важно помнить, что стремление казаться не означает быть. Главное, полагаться на внутреннее, на исходящее от Души. Жить не ради мнения других «животинок». Лучший судья — это Совесть. Приняв личное решение бдеть по мыслям, очень сложно разрешить себе халтурить. В человеке важна чистота внутреннего откровения перед самим собой, ведь он никогда не бывает одинок, Бог всегда с ним."

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter .

Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Главными особенностями метода наблюдения являются: - непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; - пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения; - сложность (порой - невозможность) повторного наблюдения. В естественных условиях наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение .

Предмет наблюдения

  • Вербальное поведение
    • Содержание речи
    • Продолжительность речи
    • Интенсивность речи
    • И др.
  • Невербальное поведение
    • Экспрессия лица, глаз, тела,
    • Выразительные движения
    • И др.
  • Перемещения людей
  • Дистанция между людьми
  • Физические воздействия
    • Касания
    • Толчки
    • Удары
    • И др.

То есть предметом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать. Таким образом, исследователь не наблюдает свойства психики , он регистрирует лишь те проявления объекта, которые доступны для фиксации. И только исходя из предположения о том, что психика находит своё проявление в поведении, психолог может строить гипотезы о психических свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении.

Средства наблюдения

Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.

Классификация наблюдений

Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определённым образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса. Оно может быть: 1. Непосредственным и опосредованным, 2. Внешним и внутренним, 3. Включенным (которое может быть открытым и закрытым) и невключенным, 4. Прямым и косвенным, 5. Сплошным и выборочным (по определённым параметрам), 6. Полевым (в повседневной жизни) и лабораторным.

По систематичности различают

  • Несистематическое наблюдение , при котором необходимо создать обобщённую картину поведения индивида или группы индивидов в определённых условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений.
  • Систематическое наблюдение , проводящееся по определённому плану и при котором исследователь регистрирует особенности поведения и классифицирует условия внешней среды.

Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования (применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии). Результат: создание обобщённой картины поведения индивида либо группы в определённых условиях. Систематическое наблюдение проводится по определённому плану. Результат: регистрация особенностей поведения (переменные) и классификация условий внешней среды.

Наблюдение противопоставляется эксперименту. Это противопоставление основано на двух положениях:

  • Пассивность наблюдателя - наблюдатель не изменяет окружающую реальность.
  • Непосредственность - наблюдатель фиксирует в протоколе то, что видит.

По фиксируемым объектам

По форме наблюдения

  • Осознанное наблюдение
  • Неосознанное внутреннее наблюдение
  • Неосознанное внешнее наблюдение
  • Наблюдение окружающей среды

Осознанное наблюдение

При осознанном наблюдении наблюдаемому человеку известно о том, что за ним наблюдают . Такое наблюдение проводится в контакте исследователя с субъектом , причём наблюдаемый обычно пребывает в курсе задачи исследования и социального статуса наблюдателя. Однако бывают случаи, когда в силу специфики исследования наблюдаемому человеку сообщаются иные по сравнению с подлинными цели наблюдения. Необходимость подобных действий порождает этические проблемы в том числе и относительно сделанных выводов.

Данная форма наблюдения выбирается исходя из целесообразности, то есть, когда её использование оправдано задачами исследования, так как она обладает весомыми недостатками.

Недостатки: влияние наблюдателя на поведение наблюдаемого, из-за этого результаты могут рассматриваться только применительно к той ситуации, в которой они были получены. Необходимо делать несколько наблюдений.

Особенности

Наблюдатель непосредственно влияет на действия и поведение наблюдаемого, что при некорректной постановке наблюдения может сильно повлиять на его результаты. Наблюдаемые субъекты в силу психологических причин могут попытаться выдать ложное поведение за своё обычное или же попросту смутиться и дать волю эмоциям. Ситуация, когда субъект пребывает под наблюдением, может оказаться для него близкой к стрессовой , и результаты такого наблюдения нельзя будет распространить, допустим, на его повседневную жизнь. Также на действия и наблюдателя, и наблюдаемого может повлиять степень знакомства друг с другом.

Специфичность ситуаций, в которых происходит непосредственное (осознанное) наблюдение, приводит к тому, что выводы из таких наблюдений очень сложно корректно обобщить на другие ситуации, а не только на конкретную ситуацию, в которой происходила процедура наблюдения.

Неосознанное внутреннее наблюдение

При неосознанном внутреннем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь-наблюдатель находится внутри системы наблюдения, становится её частью (например, когда психолог внедряется в хулиганскую группировку и не сообщает о целях своего внедрения, чтобы получить наиболее объективные сведения о её деятельности).

Классический пример применения неосознанного внутреннего наблюдения

Данная форма наблюдения особенно широко применялась во второй половине XX века психологами США . Применение этого метода вызывало (и вызывает поныне) дискуссии касательно допустимости таких исследований. Одним из самых известных случаев его применения можно считать исследование Леона Фестингера (Festinger et al., ), разработавшего теорию когнитивного диссонанса .

Чтобы проверить свою теорию, на рубеже 1940-х и 1950-х годов он с группой наблюдателей на несколько недель присоединился к религиозной группе , в которой предсказывали конкретную дату конца света (который должен был наступить через несколько недель). Конца света не последовало, а исследователи получили подтверждение теории когнитивного диссонанса, так как большинство членов группы стали убеждать себя, что их деятельность предотвратила катастрофу (Дж. Гудвин, ) .

Наблюдатель контактирует с наблюдаемыми субъектами, но те не осведомлены о его роли в качестве наблюдателя.

Данная форма наблюдения особенно удобна для исследования социального поведения малых групп, при этом присутствие наблюдателя считается естественным, и факт того, что его роль заключается в наблюдении, будучи неизвестным наблюдаемым субъектам, не влияет на их действия. Эта форма наблюдения также ставит некоторые этические вопросы о границах допустимости её применения, так как психологу иногда приходится внедряться в группу путём обмана или сокрытия правды.

Недостаток: трудность фиксации результатов; наблюдатель может быть вовлечен в конфликт ценностей.

Особенности

Факт того, что ведётся наблюдение, не влияет на наблюдаемых субъектов благодаря тому, что они о нём не знают. Также наблюдатель получает широкий простор для получения информации из-за возможности непосредственного контакта с наблюдаемыми субъектами.

Однако у наблюдателя могут возникнуть трудности с непосредственной фиксацией результатов, в том числе и потому, что непосредственная запись может демаскировать наблюдателя. Также наблюдатель при близких контактах с наблюдаемыми может потерять нейтральность и перенять систему ценностей изучаемой группы. Возможен также и конфликт системы ценностей этой группы и системой ценностей, которой придерживается наблюдатель (так называемый «конфликт норм»).

Неосознанное внешнее наблюдение

При неосознанном внешнем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь ведёт свои наблюдения, не входя в непосредственный контакт с объектом наблюдения (например, наблюдатель может быть скрыт от наблюдаемого за односторонне прозрачной стенкой).

Данная форма наблюдения удобна тем, что исследователь не стесняет поведение наблюдаемых и не провоцирует акты их поведения, которые бы соответствовали целям его исследования, то есть она позволяет собрать достаточно объективные данные о поведении людей.

Особенности

При такой форме наблюдения присутствие исследователя в роли наблюдателя не фиксируется наблюдаемыми, тем самым уменьшается влияние на естественность их действий. Также возможно использование технических и других средств для облегчения регистрации данных и хода исследования. Ещё один несравненный плюс в том, что уставший наблюдатель может быть незаметно сменён другим наблюдателем.

Однако вместе с тем наблюдатель ограничен в своих действиях местом наблюдения, ему может быть доступна только часть контекстной ситуации, в которой производятся поведенческие акты, он не может оказать влияние на непредусмотренные события, не нарушив тем самым ход исследования.

Наблюдение окружающей среды

При такой форме наблюдения исследователь изучает условия окружающей среды наблюдаемых, которые влияют на его поведение . Он пытается сделать выводы о том, как внешние факторы обуславливают действия индивида или группы индивидов .

Этический кодекс APA и наблюдения


Wikimedia Foundation . 2010 .

Упражнение «внутренний наблюдатель» является продвинутой формой медитации на «разотождествление». Сложность состоит в том, что нужно научиться не терять достигнутого состояния «Я» в бытовых жизненных ситуациях, более того, использовать внутреннее «Я» как наблюдателя, наблюдающего за вашими действиями, эмоциями, мыслями, а также за реакциями окружающих вас людей и предметов. Описываемое состояние и есть состояние осознанности, к которому призывали ведущие Учителя нашего.времени.

Легче всего практиковать данную медитацию в ситуациях, не имеющих эмоциональных нагрузок. В дальнейшем следует выбирать более сложные и опасные для вас ситуации. Заметим, что разрушение состояния «внутреннего наблюдателя», т. е. вовлечения «Я» в процесс («бхава» по буддийской терминологии) происходит, когда энергетическая емкость эмоций выше энергетической емкости вашего «Я».

Для того чтобы освоить медитацию «внутренний наблюдатель», проделайте все упражнения, описанные в главе «Актуализация», сохраняя состояние «Я».

«Я есмь»

Медитация «Я есмь» принадлежит классической йоге, может быть использована как вспомогательная для кристаллизации сознания.

Повторяйте не напряженно, как формулу самовнушения, фразу «Я есмь*. При регулярном и упорном труде вы, возможно, также достигнете состояния «Я».

Подпитка сознания

Медитация «подпитка сознания» может помочь вам, если вы испытываете такие состояния, как эмоциональная усталость, разочарование, нежелание жить и самое главное - уменьшение осознанности существования. Все это симптомы так называемого «истощения сознания», которое является следствием пренебрежения человека к своей природе, прежде всего, своими желаниями. Эти симптомы могут наступать очень быстро, если мы делаем что-либо потому что «надо», а не потому что «хочется». Ведь «надо» является сверхсозна- тельной установкой, которая слабо подкрепляется энергетически. За «хочется» стоит вся энергия нашей биологической природы. Истощение сознания может проявляться и на соматическом уровне в виде заболеваний или неприятных физических ощущений, возникающих тогда, когда вы занимаетесь «нежеланными» делами.

Целью настоящей медитации является подпитка сознания энергией нашеї о подсознания - энергией желаний, поэтому перед чтением дальнейшего текста, ознакомьтесь с Приложением 2.

Актуализируйте основные потребности, описанные в Приложении 2. Когда вам удастся почувствовать соответствующие энергии, попытайтесь осознать, какие именно из первичных потребностей вы удовлетворяете при совершении нелюбимых действий.

Критерием правильности выполнения медитации является общее повышение энергопотенциала, появлением позитивной эмоциональной установки по отношению к рассматриваемым делам, в идеале - ощущение осознанности и осмысленности бытия.



Медитации, направленные на расширение сознания

Если вам удалось кристаллизовать свое внутреннее «Я* - свое сознание, вы можете приступать к процессу его расширения. Расширение сознания включает в себя следующие этапы.

1. Актуализация различных процессов психической жизни, не принадлежащих сознанию - подсознательных, сверхсознательных или параллельных сознанию.

2. Интерпретация, т. е. отнесение к одному из известных типов, выдача имени. Поскольку инструментом сознания является язык (или, точнее, знаковая система), сознание может оперировать только с объектами определенными, названными. Именно этот факт лежит в основе известного правила магии - «Если ты знаешь имя объекта, значит, ты можешь им управлять». Чем точнее удалось интерпретировать или определить тот или иной объект бессознательного, тем больше шансов на успех.

3. Принятие ответственности на себя, т. е. устранение внутренней дуальности «Я» - не «Я».

Принятие желаний

Осознайте, что все, что вы делаете, вы делаете только потому, что вам так хочется. Если у вас возникнет внутреннее сопротивление, проанализируйте: какие именно из первичных потребностей удовлетворяются вами в процессе выполнения тех дел, которые вам якобы не хочется делать

Критерием правильности выполнения медитации является появление чувства расслабленности, удовлетворенности. Это связано с тем, что многие физические зажимы связаны с попытками постоянного принуждения себя к совершению каких-либо действий и борьбой с этими попытками.

Одной из эффективных медитаций, направленных на расширение сознания является < расширение*. Эта медитация имеет различные разновидности. Наиболее интересными из них являются: «пространственное расширение», «временноерасширение», «абстрактноерасширение». Последний вариант является особенно сложным, однако именно он способствует расширению сознания в психологическом смысле. Два первых варианта можно рассматривать как вспомогательные, хотя они тоже могут дать интересные эффекты.