10.02.2019

Ограничения по высоте транспортных средств. Что такое габаритный груз? Автомобильные стандарты в Европейском Союзе


В легковом автомобиле грузы можно перевозить и в салоне, и в багажнике, и на багажнике. Но с соблюдением определённых требований.

1. Перевозка груза запрещается, если он ограничивает водителю обзор.

Если перевозимый груз закрывает обзор сзади, то это допустимо только при условии, что автомобиль с обеих сторон оснащён наружными зеркалами заднего вида.

Однако если груз закрывает обзор справа или слева, или, не дай бог, спереди, то перевозка такого груза категорически запрещена.

2. Перевозка груза запрещается, если он затрудняет управление транспортным средством.

Чтобы поместить груз, водитель сильно сдвинул вперёд своё кресло.

Теперь управлять автомобилем будет затруднительно. А, значит, такая перевозка груза запрещена.

3. Перевозка груза запрещается, если он нарушает устойчивость транспортного средства.

Автомобиль чувствителен к смещению центра тяжести. Если груз тяжёлый, то при таком расположении машину неизбежно будет тянуть влево.

А уж про повороты или развороты лучше и не говорить.

Вот так расположить груз – это грамотно. И не противоречит требованию Правил.

4. Перевозка груза запрещается, если он закрывает внешние световые приборы, а также регистрационные или опознавательные знаки.

Не могу себе представить груз, который закрывает фары, а уж тем более, передние номера. То есть представить то можно – допустим груз на багажнике и свешивается до земли. Но в этом случае груз обязательно закрывает водителю обзор. И уже одного этого достаточно, чтобы такая перевозка груза стала невозможной.

Но если груз закрывает задние номера и блок задних габаритных огней, то двигаться это не мешает.

Но Правилами такая перевозка груза запрещена.

5. Перевозка груза запрещается, если он препятствует восприятию сигналов, подаваемых рукой.

Правила имеют в виду ситуацию, когда в пути вышли из строя указатели поворотов или стоп-сигналы, и нужно как-то доехать до места назначения. В этом случае, как вы уже знаете, водитель обязан подавать сигналы рукой. Так вот, если перевозимый груз мешает другим водителям видеть эти сигналы, дальнейшее движение запрещено.

6. Перевозка груза запрещается, если он шумит, пылит и загрязняет окружающую среду.

Как груз может пылить или загрязнять окружающую среду, представить можно. Но как он может шуметь, ей-богу, не знаю.

7. Если груз выступает за габариты транспортного средства.

менее чем на 1 метр ,

Если груз выступает за габариты транспортного средства спереди или сзадиболее чем на 1 метр , тогда…

…в светлое время суток груз и спереди и сзади должен быть обозначен опознавательными знаками «Крупногабаритный груз»…

… а в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости, кроме знака спереди груз должен быть обозначён фонарём или световозвращателем белого цвета, а сзади – фонарём или световозвращателем красного цвета.

Если выступание сзади более 2-х метров, перевозку такого груза необходимо согласовать с подразделением ГИБДД, на территории которого начинается маршрут перевозки. То есть для нас с вами это попросту означает, что перевозка такого груза запрещена.

Что интересно, Правила никак не ограничили выступание груза спереди. И, следовательно, здесь водителю необходимо ориентироваться на здравый смысл.

8. Если груз выступает за габариты транспортного средства сбоку.

Что касается выступания груза сбоку, то здесь Правила поставили перед водителями трудновыполнимую задачу. Необходимо измерить расстояние не от крайней точки габарита автомобиля, а от края габаритного огня.

Если выступание груза от края габаритного огня не превышает 0,4 метра , а общая ширина груза не более 2,55 метра , ни о чём беспокоиться не надо. Можете смело перевозить такой груз.

Если выступание груза от края габаритного огня превышает 0,4 метра, но ширина груза не более 2,55 метра, перевозить такой груз разрешается. Только он должен быть обозначен.

В светлое время суток такой груз должен быть обозначен с обеих сторон опознавательными знаками «Крупногабаритный груз».

В тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости груз, помимо знаков, должен быть обозначен спереди фонарями или световозвращателями белого цвета, а сзади – фонарями или световозвращателями красного цвета.

Если ширина груза превышает 2,55 метра (независимо от того, насколько он выступает сбоку) считайте, что перевозка такого груза запрещена.

Согласно Правилам Дорожного Движения Российской Федерации (далее ПДД) допустимая ширина транспортного средства 2 метра 60 сантиметров для рефрежираторов и изотермических фургонов и 2 метра 55 сантиметров для остальных транспортных средств. Максимальная высота транспортного средства – 4 метра. Максимальная длинна автопоезда включая один прицеп не может превышать 20 метров, при этом длина тягача и длина прицепа не могут превышать 12 метров.

Допустимая масса двухосного транспортного средства (далее ТС) не может превышать 18 тонн, 25 тонн для 3-осного автомобиля и 32 тонны для 4-осного автомобиля. Масса 3-осного автопоезда не должна превышать 28 тонн, 4-осного автопоезда 36 тонн и 5-осного автопоезда 40 тонн.

Предельная осевая нагрузка при расстоянии более 2-х метров между ближайшими осями не должна превышать 10 тонн на ось, при расстоянии от 1,65 до 2 метров включительно 9 тонн, при расстоянии от 1,35 до 1,65 м. включительно предельная осевая нагрузка не должна превышать 8 тонн, при расстоянии от 100 до 135 см предельная осевая нагрузка не должна превышать 7 тонн и при расстоянии между ближайшими осями предельная осевая нагрузка на 1 ось не должна превышать 6 тонн.

Все транспортные средства, которые не укладываются в указанные ограничения являются негабаритными и для их движения по дорогам общего пользования нужно получать специальные разрешения. За управление транспортным средством превышающим эти габариты на водителя налагается штраф или изымается ВУ в соответствии с КОАП РФ.

Основной проблемой является непонимание водителями этих норм. Итак, давайте разложим все на вопросы и ответы.

В: ширина машины 2,55 + зеркала. Это негабарит?
О: нет, это габарит.

В: допустим свес груза на 0,4м в каждый бок и на 2 метра сзади?
О: да, но при этом ширина ТС с грузом не может быть более 2,55м, а длина автопоезда не более 20 метров.

В: что означает фраза «пробило по осям».
О: например, на весы въезжает 3-осный грузовик. Общая масса менее 25 тонн, расстояние между задними осями 135 см, но при этом нагрузка на заднюю тележку 20 тонн, т.е. не по 8 тонн на ось, а по 10. Это немногим лучше того, если бы грузовик весил более 25 тонн.

В: я вез автошины (автошины взяты как пример), в дороге они развалились, расперли тент и у меня забрали права. ИДПС прав?
О: Да, ИДПС прав так как габариты ТС превышены, а разрешения нет. За превышение габаритов отвечает водитель.

В: стенки рефрижератора, который по документам имеет ширину 2,6 м «раздуты» даже без груза, права заберут?
О: да, заберут.

В: высота ТС на поднятых подушках (имеются ввиду подушки осей, аналог рессор) в транспортном положении составляет 402 см, права заберут?
О: да, права заберут. Если в транспортном положении ТС превышает габарит, то это Ваши проблемы, они ИДПС не волнуют. Попробуйте стравливать воздух при остановках или искать юридические обоснования того, что замер Вашего ТС произведен не по ГОСТу.

В: по документам груз 20 тонн, в габарит укладывается, на весах выяснилось, что там 25 тонн, кто виноват.
О: виноват грузоотправитель, он же оплатит все «представление», но, зачастую, не всегда удается сразу доказать это, поэтому возможны юридические проволочки.

Как видите, условия работы достаточно жесткие и водитель почти всегда имеет хороший шанс остаться без документов, но не стоит этого пугаться и давать деньги, так как дача взятки – это серьезная статья, а Вашу вину предстоит еще доказать в суде. По рассказам тех, кто возит негабаритные грузы, бывают годы, когда они 8-10 месяцев в году ездят не с правами, а с временным разрешением. Главное знать законы, причем не на уровне «где-то слышал», а дословные формулировки и, при возможности, возить с собой сборник законов.

Законодательство России чётко регламентирует допустимые габариты прицепа и полуприцепа.

Согласно российскому законодательству, длина прицепа должна быть не более 12 м, ширина - 2,55 м, а высота - 4 м. Это касается и габаритов контейнеров, которые перевозятся на прицепах. Максимальные допустимые габариты кузова прицепа зависят от типа кузова. Так, ширина рефрижераторов и изотермических кузовов допускается не больше 2,60 м, всех остальных типов - 2, 55 м. Длина и высота одинаковы для всех типов.

Общая длина автопоезда разрешается не более 18,75 м. При этом расстояние между задней осью фургона и передней частью автоприцепа должно быть 3 м и более.

Длина полуприцепа отдельно не оговаривается и рассчитывается вместе с длиной тягача. Общая длина сочленённого транспортного средства разрешается не более 16,5 м. При этом расстояние между осью запора и задней частью полуприцепа должно быть не больше 12 м, а расстояние от седельного сцепного устройства до передней части полуприцепа - не более 2,04 м. Таким образом, полуприцеп имеет допустимую длину около 13,6 м, точная цифра зависит от длины тягача.

Тралы, использующиеся для перевозки крупногабаритной техники, имеют большие размеры по сравнению с прицепами и полуприцепами. Трал может иметь рабочую платформу до 20 м длиной, но водитель обязан иметь специальное разрешение.

Максимальные массы прицепных транспортных средств

По закону допустимая масса прицепа зависит от количества осей. Двухосные автоприцепы должны быть не тяжелее 18 т, трёхосные - 24 т.

Масса сочленённой техники также определяется количеством осей.

  • Двухосный тягач, сочленённый с полуприцепом на 2 осях, должен иметь массу, не превышающую 36 т.
  • Двухосный тягач с полуприцепом на 3 осях - 38 т.
  • Допустимая масса трёхосного тягача с полуприцепом на 2 осях - 37 т.
  • Максимальная масса трёхосного тягача с прицепом на 3 осях - 38 т.

Допустимая масса автопоезда зависит от количества осей грузового автомобиля и автоприцепа, длины общей базы и варьируется от 36 до 44 т.

Габариты грузов, перевозимых на прицепной технике

Законодательство определяет не только габариты грузовых автомобилей, но и размеры грузов, перевозимых на них.

Грузы, перевозимые в открытых кузовах, должны иметь высоту не больше 4 м с учётом высоты колёс и платформы. Таким образом, низкорамная прицепная техника позволяет провозить грузы большей высоты.

Длина груза должна быть равнозначна протяжённости кузова. Допустимый свес груза с прицепа - 2 м. Если этот показатель нарушается, необходимо получить специальное разрешение на перевозку крупногабаритных грузов. При свесе от 1 до 2 м специальное разрешение не требуется, достаточно пометить свешиваемую часть груза красной лентой.

Покупка прицепной техники

Купить новые полуприцепы , прицепы и тралы разной грузоподъёмности, а также запасные части к ним можно в Центре запчастей и прицепов. Продукция Челябинского машиностроительного завода автомобильных прицепов отличается высоким качеством и конкурентными ценами, а широкий выбор прицепной техники позволяет подобрать модель под любые нужды.

Перевозки автотранспортом на сегодняшний день являются, пожалуй, самыми востребованными в сегменте грузоперевозок. Причины: сравнительная доступность и распространенность автодорожной инфраструктуры по сравнению с железнодорожными линиями или авиасообщениями. Дальние автомобильные перевозки осуществляются как в пределах одного государства, так и между сопредельными странами, имеющими общие сухопутные границы. Для того, чтобы транспортное средство могло беспрепятственно следовать по автострадам любого государства, не нарушая ПДД, на международном уровне согласуются и устанавливаются допустимые габариты груза для автоперевозок.

Единые общие нормы перевозок

Унифицированные весогабаритные нормы закрепляются во взаимных соглашениях международных организаций, дублируются и конкретизируются законодательством отдельных стран. Такое комплексное нормирование имеет своими целями:

  • создание единых условий автоперевозок;
  • обеспечение безопасности дорожного движения на всех его участках;
  • гарантирование сохранности грузов и своевременности сроков доставки.

Максимальные автомобильные стандарты в Европе

Максимально допустимые габариты и вес грузов для сквозных и закрытых автоперевозок, регламентируются как национальным законодательством, так и международными многосторонними соглашениями – конвенциями и директивами. Требования к таким параметрам устанавливаются жестко и однозначно, поскольку, как указывается в директиве Евросоюза № 96/53, «различия между действующими стандартами относительно веса и габаритов коммерческих транспортных средств могут оказывать отрицательный эффект на конкуренцию и выступать препятствием в осуществлении перевозок между государствами-членами Европейского Союза».

Точные сведения о максимальном весе и габаритах транспортных средств, принятых в странах Европейского сообщества, даются в приложениях к директиве:

Нормирование грузовой техники в РФ

Что касается Российской Федерации, здесь действует Федеральный закон №257 «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности», а также постановление Правительства от 15.04.2011г. №272. В пункте 2 этого подзаконного акта закрепляется, что автоперевозка грузов в международном сообщении по территории России осуществляется в соответствии с международными договорами и российскими законами. Наибольший интерес представляют 1-ое и 3-ее приложения, касающиеся разрешенной массы и предельных габаритов груза.

Так, приложение 1 устанавливает допустимые массы в зависимости от типа автотранспортного средства, комбинации грузовых платформ и количества осей. В нижеприведенной таблице предельные веса даны в тоннах:

Приложение 3 посвящено предельным размерам:

Отсюда следует, самый тяжеловесный и крупный грузовик, который разрешено выкатить на отечественные дороги, при любом раскладе не должен весить больше 44 тонн и иметь длину более 20, а высоту более 4 метров. В противном случае, имеет место негабаритный груз.

Особенности перевоза негабаритных грузов

Негабаритный груз – это такой груз, весогабаритные характеристики которого выходят за рамки разрешенного. Транспортировка грузов, превышающих установленные габариты, в принципе допустима, но должна осуществляться с соблюдением ряда специальных условий, предусмотренных пунктом 23 Правил дорожного движения РФ. Так, если груз выступает сзади более чем на 1 метр, а сбоку более чем на 40 см, он помечается опознавательными знаками «Крупногабаритный груз», а также фонарями и световозвращателями белого (спереди) и красного (сзади) цвета.

Движение негабаритных грузов, выступающих сзади дальше чем на 2 метра и превышающих по высоте 4 метра, а также автопоездов, осуществляется по специальным правилам, установленным нормативными актами Правительства и приказом Министерства транспорта от 2012 года за номером 258:

  1. заранее согласуется маршрут движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортировщика;
  2. специальные разрешения на перевозку негабарита по федеральным трассам общего пользования выдает уполномоченный орган, а именно Федеральное дорожное агентство;
  3. движение по маршруту следования осуществляется в сопровождении патрульных машин ГИБДД или военной автоинспекции;
  4. если после прохождения негабарита было повреждено дорожное полотно либо другие элементы дорожной инфраструктуры, владелец транспортного средства обязан возместить причиненный ущерб.

Превышение массы и габаритов при при игнорировании специально установленных правил является нарушением ПДД и влечет привлечение к административной ответственности.

Ответственность за нарушение весогабаритных требований

За нарушение установленных российским законодательством требований ПДД к габаритам перевозимого груза предусматривается юридическая ответственность, в частности, административная. К нарушителям применяются административные санкции. Какие? Штраф или лишение права управлять транспортным средством на определенный срок. Для детального ознакомления с размерами административных наказаний за перевозимый негабарит смотреть ст.12.21.1 КоАП РФ. Следует иметь в виду, что при возбуждении административного дела негабаритный транспортировщик автоматически попадает вместе с перевозимым товаром на арест-площадку. А задержка вызывает дополнительные траты.

Выводы

Из сравнительного анализа требований к габаритам и массе перевозимых грузов видно, что в целом для Европейского сообщества и Российской Федерации эти параметры совпадают. Масса седельного или прицепного автопоезда с 6 и более осями не может превышать 40 тонн для Европы и 44 тонны для России. Предельная высота для всех типов транспорта и у нас, и у них составляет 4 м. Максимальная ширина 2,55 метра, для рефрижераторов – 2,6. Стандарты грузовых машин едины для большинства стран, что вполне разумно, если учесть цели такого нормирования.

Часто по железной дороге или на автопоезде транспортируются грузы, размеры которых выходят за стандартные рамки. Они называются негабаритными, требуют специальной маркировки, фиксации и укладки при погрузке. Габарит - что такое и для чего он нужен? Существует несколько основных видов габаритов, которые служат для вычисления типа того или иного груза, оборудования, а также позволяют учесть маршруты проезда на проблемных участках.

Железнодорожные габариты

Учитывая, что поезда едут по строго фиксированному направлению и не могут свернуть, чтобы обогнуть неожиданное препятствие, существуют определенные габариты, относящиеся к строениям, грузам и подвижному составу, которые имеют четкие и фиксированные размеры.

Перпендикулярный по отношению к оси пути абрис, в котором должен помещаться стоящий на прямом пути железнодорожный состав, без выхода частей за пределы этого контура, независимо от загруженности, называется габаритом подвижного состава. Данные размеры относятся к вагонам и платформам, которые обращаются на всех видах путей общего предназначения железных дорог России и могут эксплуатироваться исключительно на линиях, где устройства и здания соответствуют требованиям, входящим в габарит строения.

Приближение строений

Габарит - что такое по отношению к приближению строений на ж/д? Максимальный поперечный контур, внутрь которого, кроме поездов и другого подвижного состава, не должны заходить прочие элементы устройств и сооружений, - это и есть габарит приближения строений.

Исключены из этого перечня только части, непосредственно связанные с железнодорожным составом (обеспечивающие его эксплуатацию). К ним относятся:

  • Горочные замедлители для вагонов.
  • Приспособления СЦБ и связи.

Размещение этих устройств внутри габаритного пространства должно быть скоординировано элементами, взаимодействующими непосредственно с ними. Госстандарт предусматривает два вида габаритов приближения строений: «С» и «Сп».

Грузы и оборудование (размеры)

Габариты и размеры грузов регулируются габаритом погрузки. Он представляет собой максимальный поперечный контур, в котором должен помещаться груз, без выхода каких-либо частей за пределы установленных норм. Данный показатель приближен к аналогичному показателю но имеет большие допуски по ширине на 15 см (340 вместо 325).

Продукция и товары, которые разместить в соответствии с габаритом погрузки не получается, относятся к негабаритным элементам. Их перевозка осуществляется в порядке, предусмотренном управлением РЖД. Чтобы контролировать правильность размещения транспортируемых объектов в точках массовой погрузки (на подъездных путях, в портах, на перегрузочных пунктах), монтируются габаритные ворота, которые контролируют свободу прохождения загруженного транспортного состава.

Габариты контейнеров

Для обеспечения безопасности, эффективности и максимальной производительности работ при проведении погрузочно-разгрузочных и транспортных работ, все контейнеры имеют определенные фиксированные размеры, в зависимости от типа. Ниже представлены габариты контейнеров, которые чаще всего используются при перевозке грузов.

Стандартная двадцатифутовая модификация:

  • Внешняя длина/высота/ширина - 6096/2591/2370 (мм).
  • Аналогичные внутренние показатели - 5935/2383/2335 (мм).
  • Максимальный вес (с тарой) - 24 тонны.
  • Объем - 33,9 куб. м.

Сорокафутовый рефрижератор-контейнер:

  • Внешняя длина/высота/ширина - 12192/2591/2438 (мм).
  • Аналогичные внутренние габариты - 11555/2280/2286 (мм).
  • Масса брутто (максимальная) - 30,48 т.
  • Тара (вес) - 4,37 т.

Требования и размеры, предъявляемые к негабаритным грузам

Негабаритный груз - это транспортируемая продукция, размер которой выходит за пределы норм, установленных соответствующими пунктами правил перевозок, а также техническими показателями транспортного средства (ТС). Подобные товары не предназначены для перевозок на обычных грузовых машинах или вагонах.

Как гласят правила дорожного движения, негабаритный груз должен перевозиться транспортом, которого имеют такие показатели:

  • По ширине (мм) - 2500.
  • По длине (мм) - 20 000.
  • По высоте от уровня дороги - 4000 м.

Если габариты, размеры груза более четырех метров в ширину, его обязательно нужно транспортировать под наблюдением и в сопровождении сотрудников Госавтоинспекции.

Ограничения функционала ТС в плане вместимости:

  • Высота - 2500 мм.
  • Длина - - 13 600 мм.
  • Ширина - - 2500 мм.

В случае превышения хотя бы одного показателя, продукция причисляется к негабаритному грузу. Размеры при этом влияют на стоимость транспортировки.

Особенности

Зная понятие "габарит", что такое это и в чем его особенности, намного проще сориентироваться в оптимальном выборе транспортировки груза. Перевозить товар, имеющий размеры выше нормативных показателей, не всегда приемлемо. Следует учесть все плюсы и минусы.

К достоинствам относится следующее:

  • Гарантии перевозчика о сохранности продукции и обеспечение безопасности движения.
  • Возможность использования различного вида транспорта, в зависимости от характеристик груза.
  • Как варинт может эксплуатироваться железнодорожный подвижной состав.

Среди недостатков имеются такие аспекты:

  • Сложность монтажа и укладки груза, размеры которого не дают возможности оптимально поместить его на транспортной платформе.
  • Необходимость согласования подобных перевозок с Федеральной службой автоперевозок.
  • Высокая стоимость.

Способы транспортировки

Габариты оборудования или прочих грузов, которые превышают нормативные размеры, требуют индивидуального подхода к их перевозке в каждом конкретном случае.

Если у товара чрезмерно большая масса, то уместно использовать платформы с надлежащим показателем грузоподъемности и максимально возможным числом осей, которые служат для предохранения от деформации дорожного полотна и обеспечивают распределение веса по всей грузовой плоскости.

Транспортировка негабаритного груза может осуществляться спецтранспортом (паромами, баржами, перевалочными судами, седельными тягачами повышенной мощности, специальным железнодорожным подвижным составом).

Вывод

В перевозке грузов очень важно учитывать любой габарит. Что такое он собой представляет, было рассмотрено выше. Вкратце можно подытожить, что стандартный размер является ориентиром, превышение которого требует иного подхода к перевозке товара, с учетом его ширины, длины, высоты и веса. Эти же параметры преимущественно влияют и на выбор транспортного средства, которым будет осуществляться транспортировка. При этом ТС должны оборудоваться специальными знаками и табличками, предупреждающими о негабаритном грузе.