24.09.2019

Они создают творческое пространство. Позвольте природе быть вашим учителем


Любой творческий человек смотрит на мир со своей точки зрения. И при этом его видение жизни иногда кардинально отличается от общепринятых взглядов. Креативность может быть даром, а может быть проклятием, но в любом случае у творческих людей есть много схожих черт характера. И самое главное сходство заключается в том, что такие люди ценят себя не за то, кем являются, а за то, кем бы они могли стать в будущем. У креативных людей всегда большие планы.

История знает немало творческих умов, способных создавать целые миры и даже вселенные. Курт Воннегут, Лев Толстой, Айзек Азимов… Этот перечень можно продолжать до бесконечности. Как им удалось воплотить свои фантазии в жизнь? Что для этого нужно? А нужно всего одно – думать иначе. Думать и делать свое дело по-другому, не так, как принято. Вот 11 вещей, которые творческие люди делают иначе.

Они работают по собственному графику

Творческий человек, конечно, знает, что творить в приливе вдохновения легко и приятно. Но сидеть и ждать, когда вновь вернется ушедшая муза, крайне непродуктивно. Поэтому творческие люди предпочитают работать по собственному графику. У каждого творца есть свои привычки, связанные с рабочими процессами. Кто-то хорошо думает с утра, другие достигают пика активности ближе к вечеру. Но в любом случае этот график не имеет ничего общего с рутинной работой с девяти до шести. Творческий человек находит время и для отдыха и для работы.

Они ищут новые возможности и впечатления

Еще одной общей чертой креативных людей является потребность в новом опыте и впечатлениях. Их никогда не устраивает что-то одно, так как это существенно ограничивает творческий потенциал. Очень многие люди являются разносторонне одаренными и для них мучительно отказываться от своих будоражащих ум идей в пользу одного дела. Творческие люди всегда находятся в поиске новых впечатлений так как впечатления являются пищей для их пытливых умов.

Они признают, что их работа может быть неудачной

Творческие люди могут работать очень хорошо на пике вдохновения, но все они признают, что этого недостаточно для того, чтобы создать что-нибудь стоящее. Очень часто вдохновение обманчиво и произведение получается слишком банальным или неинтересным. Признать это нелегко. Но креативные люди как раз и отличаются тем, что умеют признавать, что создали совершеннейшую дешевку. Они хорошо различают, где сумели реализовать уникальную идею, а где воспользовались штампами и клише.

Они не боятся неудачи

Успешные творческие люди не боятся неудач. Они абсолютно уверены в том, что любая неудача является ключом к успеху. Умение учиться на своих ошибках и извлекать пользу из неудачного опыта – это та черта, которая объединяет всех креативщиков, чем бы они ни занимались. Неудача для творческого человека является лишь досадной преградой, это небольшая помеха, которая настолько незначительна, что ей можно пренебречь на пути к сияющей цели. И если впечатления являются для таких людей пищей для ума, то неудачи – это энергетическая подпитка всего организма.

Они находят идеи везде, где только можно

Личный опыт имеет огромное значение для любого креативного человека. И получить этот опыт можно путем исследования окружающего мира. Одаренные люди находятся в постоянном поиске новых идей и новых стимулов. Нетерпеливые и любопытные, они заглядывают в разные сферы жизни, пытаясь понять, как полученные знания можно использовать в своей работе. Они ищут вдохновения, но вдохновения особого, которое может дать только новый опыт. Творческий человек не имеющий идеи, которую ему хотелось бы реализовать, испытывает сильный дискомфорт и это неприятное ощущение заставляет его продолжать поиски.

Они верят в свою мечту
Они живут в мире фантазий

В современном обществе мечтательность считается чем-то несерьезным, однако это общая черта всех творческих людей. Они много думают, так как их мозг постоянно создает новые образы. Жизнь в мире фантазий бывает настолько прекрасна, что очень часто творческие люди полностью отдаются своему вдохновению. Про таких говорят «не от мира сего» и в какой-то мере это действительно так. Погруженный в свои мысли человек выглядит отрешенным и сосредоточенным на себе. Но иначе нельзя, только так, живя в мире фантазий, можно создать великое произведение.

Они уверены в себе

Уверенность в своих силах часто является отличительной чертой креативного человека. Но это уверенность особого рода. Это еще и стремление рисковать. Каждый творческий человек бывает настолько уверен в себе и своих способностях, что не боится ставить смелые эксперименты, опровергать распространенные мнения и в пух и прах разбивать устоявшиеся теории. Его креативность и умение смотреть на мир другими глазами не дают покоя и креативщик не остановится, пока не докажет миру, что все можно сделать иначе. Даже если его одолевают сомнения, творческий человек знает, что то, в чем он уверен, можно создать. Даже то, что никогда не будет существовать.

Они не признают никаких границ

Творческие люди никогда не следуют общепринятым правилам и предписаниям, если они появляются на их пути. Любые ограничения для одаренного человека только мешают ему творить. Поэтому такие люди пытаются любым образом обойти запреты или инструкции. Они ищут нового, они стремятся создавать новое, и правила, особенно глупые, способны вызвать у них настоящую ярость. Желание свободно творить бывает настолько сильным, что художник или, к примеру писатель, может покинуть свою родину, если законы государства вступают в противоречие с их творчеством. История знает немало примеров, когда великий ум покидал свою родину только потому, что ему не давали творить.

Они задают много вопросов

Многие люди полагают, что стремление задавать множество вопросов являет признаком глупости и стараются помалкивать, даже если они чего-то не понимают. Но творческие люди, которые делают все по-другому, с этим не согласятся. Они настолько любопытны, что готовы задавать сотни вопросов, пока не разберутся в сути какого-либо явления. Даже если они при этом выглядят как забавные почемучки. Белые пятна для креативного человека являются сильным раздражителем, особенно в работе над важным произведением. Нехватка информации может повредить творчеству и вещь получится однобокой и неинтересной. Чтобы этого не допустить, недостаток знаний стоит восполнить. А значит, нужно спрашивать, в том числе и у себя.

Они создают творческое пространство

Стремление к одиночеству отличает многих креативных людей. Одиночки, конечно, не являются изгоями в современном обществе, но часто на них смотрят искоса, особенно если человек живет в мире фантазий. Но для создания действительно чего-то стоящего многим требуется уединение. И тогда одаренный человек начинает искать место, где он мог бы остаться один и спокойно подумать. Мастерские, кабинеты, просто тихое место в парке – для творческого человека подойдет любой вариант, лишь бы ему никто не мешал думать или воплощать в жизнь свои замыслы.

Теперь мы переходим к творческому уму. Каковы характеристики этого творческого ума? Очевидно, что характеристики творческого ума противоположны характеристикам реактивного ума. Творческий ум не просто реагирует. Творческий ум, так сказать, действует сам по себе. Мотивирующая сила, движение, вдохновение, так сказать, творческого ума исходят из глубин самого ума. Не просто от внешних стимулов. Внешние вещи могут, так сказать, дать повод, стать намеком или предложением, и ум, творческий ум, может принять их, но это не реагирование. Это скорее, можно сказать, своего рода ответ.

Давайте возьмем пример, конкретный пример. Предположим, что на нас свалилось несчастье. Мы потеряли что-то или лишились чего-то. Что-то случилось. Возможно, что-то трагическое, что нам не нравится - так что же случается обычно? Обычно мы, конечно, ворчим, мы жалуемся, мы, так сказать, жалуемся: «Почему это должно было произойти со мной, почему это должно было случиться со мной?» Таков реактивный ум. Так мы реагируем, если не думаем, если мы не осознанны. Но предположим, что мы воспринимаем это несчастье, это лишение или эту потерю как своего рода вызов, как своего рода возможность для открытия внутри самого себя, что не обусловлено объектом, тогда это творческий ум в действии. Реактивный ум часто склонен к отрицанию и пессимизму, а творческий ум, напротив, позитивен и оптимистичен. Оптимистичен не в искусственном смысле. Оптимистичен не в смысле того, что мы видим все в радужном свете, а в том смысле, что творчество продолжается, несмотря на даже довольно неприятные внешние условия и стимулы. Теперь, поскольку он на самом деле не зависит от внешнего объекта, поскольку он на самом деле не обусловлен им, не реагирует на его основе, творческий ум - это необусловленный ум. Его существование, функционирование не зависит ни от каких внешних объектов. Возможно, он пользуется случаями из внешнего мира, но на самом деле не обусловлен ими.

Поэтому, поскольку он не обусловлен, он независим, он, так сказать, свободен. Он спонтанен, и на своем высочайшем уровне, по мере того, как в нем все больше и больше развивается эта внутренняя свобода и спонтанность, он становится, так сказать, Безусловным, Безусловным Умом с заглавной «Б», так сказать, с заглавной «У», и это совпадает, это тождественно самому Абсолютному Уму. Поскольку он необусловлен или Безусловен, он реален и по-настоящему свободен. И, будучи творческим, будучи свободным, он также оригинален в том смысле, что создает нечто новое из своих собственных глубин, их внутренних сокровищ. И он характеризуется, можно сказать, непрестанной продуктивностью. Он все время создает, дает рождение, становится источником, причиной возникновения новых и новых вещей.

Это творчество - не обязательно просто художественное, или литературное, или даже духовное. Оно может также распространяться, можно сказать, на личные отношения, поскольку, когда два человека встречаются или общаются, рождается нечто большее, нечто более обширное, чем они сами.

Подводя итоги, можно сказать, что творческий ум, помимо всего прочего, это осознанный ум, ум, который не спит, пробужденный ум, ум, который на самом деле является осознанностью сам по себе. И поскольку он осознан, он на самом деле подлинно жив. Реактивный ум - мертвый ум. Он подобен машине, а творческий ум, поскольку он не реагирует, поскольку он спонтанен, поскольку он свободен и необусловлен, по-настоящему жив, это живой ум.

В буддизме у нас есть два очень важных символа. Недавно у нас было довольно насыщенное расписание лекций по символизму в Кингсвей-холл. Мы касались одного-двух символов из тех, которые я собираюсь упомянуть сейчас, но в буддизме у нас есть два очень важных символа, иллюстрирующих эти два вида ума - реактивный ум и творческий ум, реактивное функционирование ума и творческое функционирование ума. Некоторые из вас уже довольно близко знакомы с этими символами, и я уверен, что, по крайней мере, у некоторых людей эти символы просочились глубоко в бессознательное, и эти символы - то, что мы называем Колесом Жизни и Путем. Или, если вам так нравится, так сказать, более геометрически, символом Круга и символом Спирали. В связи с нашей, думаю, второй лекцией в Кингсвей-холле была создана схема, которая, помимо всего прочего, иллюстрирует эти два символа, и если кто-нибудь заинтересуется или захочет иметь копию этой схемы, которая также частично иллюстрирует и эту лекцию, я думаю, что несколько копий все еще есть в Сакуре.

Это два великих символа буддизма: Колесо Жизни и Путь, круг и спираль. Некоторые из вас, я знаю, видели Колесо Жизни. Некоторые из вас - те, кто присутствовали на второй неделе ретрита, - очень приятно провели час, на самом деле срисовывая Колесо Жизни, которое я очень грубо набросал на доске. Но все вы знаете, мне думается, или большинство из вас знает, что Колесо Жизни занимает очень важное место, выдающееся, даже центральное место в религиозном искусстве Тибета. Колесо Жизни разделено на четыре концентрических круга. В центре находится ступица с тремя животными. Эти три животных символизируют различные аспекты реактивного ума. Вот что, по сути, они представляют собой. Там есть петух, символизирующий страстное желание, змея, символизирующая гнев, и свинья, символизирующая неведение или омрачение. И это три главных аспекта реактивного ума. Неведение, свинья, символизирует темноту и слепоту реактивного ума, а страстное желание и ненависть символизируют его две основные слепые и невежественные функции.

Затем, во-вторых, во втором круге, который разделен на две части, есть черная и белая половины. В темной половине люди увлекаются вниз. В белой половине они понимаются к высшим состояниям существования. Но обе части находятся внутри колеса, внутри круга жизни, что означает, что условная мораль и условная религия, чисто внешняя моральность или религиозность все еще являются частью реактивного ума. Они не являются по-настоящему религиозными или духовными - они внутри колеса. Они - более утонченные продукты ума, но все же реактивного ума.

Затем, в третьем круге, мы переходим к разделению на пять или шесть сфер обусловленного существования. То есть, к сфере или сферам богов, асуров, которые сражаются с богами, человеческих существ, животных, голодных духов и существ, находящихся в состоянии страдания. Традиционно эти пять или шесть сфер интерпретируются или понимаются космологически, как различные планы существования, находящиеся где-то в этой Вселенной, но мы также можем истолковывать их как различные аспекты самого человеческого существования: мир богов символизирует состояния счастья или даже, можно сказать, изобилия, мир титанов символизирует состояния вражды и даже войны с другими формами жизни. Затем человеческое состояние, обычная человеческая жизнь - немного удовольствия, немного боли. Затем идут голодные духи, люди, лишенные чего-либо, недокормленные, у кого недостаточно пищи и даже воды, как это случается со многими людьми даже в наши дни в так называемых неразвитых странах. И затем существа, действительно испытывающие мучения и страдания, что, так или иначе, бывает очень часто, даже в нашем двадцатом веке, с людьми в различных местах, различных частях света, будь то концентрационный лагерь, камера пыток или даже тюрьма. В некоторых странах мира до сих пор творятся крайне ужасные вещи, и мы по справедливости можем сказать, что ады можно найти на поверхности нашей Земли.

Таким образом, так понимаются состояния существования, так сказать, в рамках человеческой жизни, человеческого существования, и они изображаются, как я уже говорил, в этом третьем круге Колеса Жизни. Но, как я уже сказал, традиционно буддисты понимают все это с точки зрения космологии.

И наконец, четвертый, последний круг разделен на двенадцать нидан или двенадцать звеньев, которые объясняют весь процесс кармы и перерождения, отсылки на которые, между прочим, я сделал в ходе этого обсуждения. Эти двенадцать нидан или звеньев - это звенья в цепи реактивного ума, и они, вкратце, просто для того, чтобы дать вам названия, потому что эту основу мы находим повсюду, таковы: прежде всего, авидья или неведение, духовная слепота или невежество. Под ее воздействием возникают самскары, различные функции тела, речи и ума, вырастающие из этого невежества. Затем, в-третьих, идет виджняна, вспышка сознания, которая возникает в новой жизни в материнской утробе. В-четвертых, нама-рупа, психофизический организм, который, так сказать, группируется вокруг этой первоначальной вспышки сознания. В-пятых, салаятана, шесть органов чувств, которыми оснащен психофизический организм, то есть пять органов чувств и ум. В-шестых, спарша или контакт, который возникает, когда шесть органов чувств вступают во взаимодействие с соответствующими объектами органов чувств.

В-седьмых, ведана, чувства или ощущения, которые возникают следом, приятные, болезненные и нейтральные. В-восьмых, тришна, жажда или страстное желание, которое возникает под влиянием приятных ощущений. В-девятых, упадана, цепляние, склонность удерживаться за приятные ощущения как можно дольше и повторять их. Затем бхава, процесс обусловленного ума, ума, становящегося жестким и, так сказать, реактивным. В-одиннадцатых, рождение (джати), как результат всего этого в новой жизни, новом существовании. И затем, в-двенадцатых, джара-марана, старение и новая смерть.

Эти двенадцать звеньев, описанные мной очень кратко - можно найти много гораздо более детальных объяснений, - распределяются на три жизни: первые два принадлежат предыдущей жизни, средние восемь - этой жизни, а последние два - следующей жизни. Таким образом, двенадцать звеньев распределяются на три жизни и объясняют процесс кармы и перерождения, то, как мы вообще появляемся в этом мире, в рамках этих двенадцати звеньев. Следовательно, они отображают в очень конкретных простых понятиях весь процесс реактивного ума: как он просто реагирует, когда сталкивается с приятными стимулами и продолжает развиваться в обусловленности. В то же самое время, хотя все эти двенадцать звеньев распределяются на три жизни, также говорится, что все они присутствуют в одной и той же жизни. Но, распределены ли они на три жизни или содержатся в одной, эта последовательность с точностью показывает, как работает реактивный ум. Это, так сказать, механизм процесса в целом, и именно по этой причине, по причине процесса, отраженного в этих двенадцати ниданах, ум кружится и кружится, как в колесе. Вот почему мы говорим о Колесе Жизни, и колесо, как вы знаете, - это машина, простейшая из всех машин. Поэтому тот факт, что реактивный ум отображается в понятии колеса, Колеса Жизни, очень уместно иллюстрирует, что его природа подобна машине.

Итак, это первый великий символ буддизма, символ Колеса Жизни с его ступицей и тремя животными, белым и черным путями, пятью или шестью сферами обусловленного существования и двенадцатью звеньями, объясняющими процесс кармы и перерождения в целом, процесс обусловленного ума. Это отражает механизм, машину, так сказать, этого обусловленного реактивного ума, который мы используем большую часть времени, если не все время, и иллюстрирует, как мы связаны им, заточены им и просто кружимся и кружимся, как белка в колесе внутри своей клетки.

Альберт Эйнштейн оставил глубокий след в истории человечества как выдающийся физик, создатель целого ряда революционных физических теорий, автор множества научных работ. Но далеко не все знают, что этот замечательный ученый был и одним из мудрейших людей своего времени, который поделился с нами в своих публикациях большим количеством жизненных советов и наблюдений. Некоторые из них мы вам напомним в этой статье.

1. Мы все рождаемся гениями, но жизнь исправляет это

«Все мы гении. Но если вы будете судить рыбу по ее способности лазать по деревьям, то она проживет всю жизнь, считая себя дурой.»

2. Относитесь ко всем с достоинством и уважением

«Я разговариваю со всеми одинаково, независимо от того, кто это - мусорщик или президент университета.»

3. Мы все едины

«Человек - это часть целого, которое мы называем , часть, ограниченная во времени и в пространстве. Он ощущает себя, свои мысли и чувства как нечто отдельное от всех окружающих, что является своего рода оптическим обманом его сознания. Эта иллюзия стала темницей, заключающей нас в мире собственных желаний и привязанностей к узкому кругу близких нам людей. Наша задача - освободиться из этой тюрьмы, расширив сферу своего участия до всякого живого существа, до целого мира, во всем его великолепии.»

4. Случайных совпадений не бывает

«Совпадения - это один из способов, с помощью которых Бог сохраняет свою анонимность.»

5. Воображение гораздо важнее знаний

«Воображение гораздо важнее знаний. Знания опираются лишь на то, что мы сейчас знаем и понимаем, в то время как воображение включает в себя целый мир и все то, что мы когда-либо поймем и узнаем.»

Настоящий признак интеллекта не знания, а воображение.

«Логика поможет вам добраться от A до Z; воображение проведет вас по всему миру.»

6. Одиночество может быть восхитительным для зрелой личности

«Одиночество является болезненным, когда человек молод, но восхитительным, когда он становится более зрелым.»

«Я живу в одиночестве; оно отвратительно для молодых, но приобретает прекрасный вкус с годами.»

«Ценность человека заключается в том, что он дает, а не в том, что он способен получить.»

16. Никогда не прекращайте учиться

«Интеллектуальный рост должен начаться при рождении и прекратиться только в момент смерти.»

17. Не переставайте задавать вопросы

«Учитесь у вчерашнего дня, живите сегодня, надейтесь на завтра. Важно не переставать задавать вопросы. Любопытство имеет все основания для существования.»

«Такие люди, как вы и я, хотя и смертны, конечно, как и все остальные, но никогда не стареют, независимо от того, как долго мы живем. Я имею в виду, что мы никогда не перестанем стоять, как любопытные дети, перед великим Таинством, в котором мы родились.»

18. Все зависит от вас

«Наш мир является опасным для жизни местом, но не потому, что некоторые творят зло, а потому, что все остальные видят это и ничего не делают.»

19. Не бойтесь высказывать свое мнение

«Мало кто способен спокойно высказать мнение, противоречащее господствующим в обществе предрассудкам. Большинство людей даже не способны сформировать такое мнение.»

20. Позвольте природе быть вашим учителем

«Приглядитесь лучше к природе, и после этого вы многое поймете лучше.»

21. Измените свое сознание, и это изменит вашу жизнь

«Мир, который мы имеем, был создан в процессе нашего мышления. Он не может быть изменен без изменения нашего сознания.»

Мы не сможем решить наши проблемы с тем же мышлением, которым мы создавали их.

22. Цель - это главное

«Если хотите прожить счастливую жизнь, то вы должны быть привязаны к целям, а не к людям или вещам.»

23. Мы становимся счастливее, делая счастливыми других

«Лучший способ - это доставить радость кому-либо еще.»

24. У вас нет никаких ограничений, кроме тех, которые вы сами себе поставили

«Только тот, кто пытается сделать абсурдную вещь, может достичь невозможного.»

«Вот вопрос, который иногда меня озадачивает: это я сумасшедший или все остальные?»

25. Правильные поступки не всегда делают вас популярным

«Что правильно, то не всегда популярно, и то, что популярно, далеко не всегда правильно.»

26. Трудности дарят новые возможности

«Среди беспорядка ищите простоту. Среди диссонанса ищите гармонию. В препятствиях найдите возможности.»

27. Вы не сможете добиться мира, используя силу

«Мира никогда нельзя достичь через силу. Он достигается только через взаимопонимание.»

«Нельзя одновременно предотвращать и готовиться к войне.»

28. Мелочей не бывает

«Тому, кто небрежен с в мелочах, нет доверия и в важных вещах.»

29. Ходите своими путями

«Человек, который следует за толпой, как правило пройдет не дальше, чем толпа. Человек, который ходит сам по себе, сможет, вероятно, оказаться в таких местах, где никто никогда не был.»

30. Прислушивайтесь к интуиции

«Интуиция - это священный дар, а рациональный ум - верный слуга. Мы создали общество, которое воздает почести слуге и забыло о даре.»

«Я никогда не сделал бы своих открытий в процессе рационального мышления.»

31. Мудрость - это не результат обучения

«Мудрость является не продуктом обучения, а пожизненной попыткой ее приобрести.»

Для начала проведем небольшой тест, чтобы распределиться по лагерям.

Задачка: найти площадь прямоугольного треугольника.
Я как гуманитарий до мозга костей, естественно, правильной формулы не припомню — но выход из положения искать буду упорно. Не мудрствуя лукаво прикину, что с двух одинаковых треугольников получится квадрат, разделенный диагональю. Площадь квадрата найти — это даже мне под силу, так же, как и разделить полученное число на 2 (без калькулятора), чтобы получить площадь треугольника. Логично же, что она в два раза меньше квадрата? Ну, вроде того. P.S. Если бы квадрат был начерчен на земле — я бы отправилась считать шаги…
Технарь, напротив, скорее всего на автомате выдаст чудо-формулу, которую запомнил со школы: 1/2(АВ). Вот и познакомились).

Так вот, я о личном опыте. Работая в среде монстров-программистов и демонов-аналитиков, открыла для себя интересный факт: если в разговоре с ними на протяжении двух минут не упомянуть цифры, статистику, показатели и данные, собеседник-технарь, потеряв всяческий интерес к предмету разговора, превращается в крайне любезного кивателя головой с помутневшим взором. Благо — не развернулся и не ушел — стоит, бедолага, и “слушает” же весь этот эмоциональный, насыщенный эпитетами и литературными оборотами лепет. А в мыслях давно улетел в пространство цифр, вариантов, логических цепочек, динамических всплесков, рациональных механизмов.
Ниже изложенная сравнительная характеристика двух типажей основана на положении, что принципиальная разница между технарями и гуманитариями заключена в способах восприятия и обработки информации.

Итак, понаехали! В главных ролях — Зоя и Захар.

Зоя — обладатель гуманитарных мозгов. У девушки стратегическое и творческое мышление. Логические связи (да-да, они!) ориентированы на цель, а не мелкие детали. Поскольку цель — это образ того, чего пока не существует, творческие задатки и интуиция Зои порой показывают настоящие чудеса, хоть и базируются на воображении и эмоциях. Они проделывают огромную работу — воссоздают линию связи между реальностью и целью.
Зоя, как и другие гуманитарии, отдает предпочтение творческой деятельности, у нее отлично развита фантазия, мышление не ограничено стандартами и рамками.
В профессиональной деятельности Зоин ум вынужден (и более склонен) запоминать разные термины из области химии, лингвистики, биологии, поэтому данный процесс имеет скорее приблизительный , нежели точный характер. Частичное совпадение разных характеристик, как и созвучные названия, активируют ум Зои запоминать дальше, расширяя знания о предмете.
Профессиональная принадлежность : будь воля Зои, она бы существовала за счет тонких материй… Но капиталистический строй толкает девушку идти работать в политику, медицину, образование, юриспруденцию, порой в “свободную кассу”.

Захар — отборный технарь. Счастливцу просто даются точные науки, так как у него вечно все по полочкам. Имеет отличную память и логическое мышление. С радостью берется за всевозможные задачки и головоломки. Главный конек Захара — стратегическое планирование. Захар, в отличие от Зои, склонен анализировать отдельные явления в действиях (она же видит всю картину целиком). Аналитик разбирает ситуацию на мельчайшие детали и уже потом берется оценивать. Поклоняется точности, рационализму, обоснованности и прочей фундаментальной и основополагающей скукотище:)). Захар оптимизирует всю получаемую информацию и модифицирует ее в общий алгоритм или формулу для последующего применения. Ум технарей образует тончайшую калибровку градации ценности вещей по отношению к другим вещам. Поэтому, к примеру, в жизни Захар неохотно тратит деньги, а покупает только самое необходимое. У Зои же диаметрально-противоположна ситуация — слабее развита способность правильно оценивать вещи — хочется всего и сразу.
Профессиональная принадлежность: как уже упоминалось ранее — математики, программисты, аналитики, социологи.

Как видим, все различия между гуманитариями и технарями вполне обоснованы биологическими склонностями. Но просто понять это — мало, как и констатировать данность. Желательно еще научиться проектировать в прибыльное русло свои творческие потуги или же технику умножения трехзначных чисел в уме. И, конечно, находить общий язык с инопланетянами.

«Собака, облако, вода и дверь. Найдите критерий, по которому одно из четырех слов станет лишним», — одно из заданий для разогрева мозга, которое приводит Эстанислао Бахрах в своей книге «Гибкий ум» издательства «Манн, Иванов и Фербер».

Современное общество «кишит» разнообразными стереотипами, утверждая, что все люди делятся на творческих и совершенно не приспособленных к творчеству, способных производить тысячи гениальных идей в определенный промежуток времени и прирожденных только их исполнять согласно инструкции.

Молекулярный биолог, доктор наук, преподаватель Эстанислао Бахрах неголословно опровергает практически всё из вышеперечисленного, подтверждая свои суждения результатами исследований.

Главный тезис книги можно свести к следующему: быть творческим человеком — это свободный выбор каждого и тяжелый труд по развитию и поддержанию этого навыка на протяжении всей жизни. Все изначально рождаются с одинаковыми задатками и творческим потенциалом, но опять же все по-разному распоряжаются своим генетическим наследием.

Способности можно развивать!

Наши творческие способности – прямое отражение того процесса, который происходит в нашем «бортовом компьютере» – мозге. По мнению Бахраха, мы можем развивать свое творческое начало, только если мы четко понимаем, как он (мозг) функционирует, что происходит с нами в разные периоды жизни, как отражаются на нейронных связях наши эмоциональные состояния и, наоборот, как нейронные связи порождают эмоции, как по-разному на одинаковые ситуации реагируют мужчины и женщины. Применение современных технологий позволило нейронауке за последние десятилетия достичь настоящих прорывов, позволяя практически «фотографировать» разные состояния мозга и объяснять далеко не научными терминами, как эти состояния влияют на нашу повседневную жизнь.

Эстанислао приводит в пример детей до 6 лет и их способ исследования мира, пытаясь доказать, что все рождаются с творческими способностями. Дети отмечают в окружающем мире то, что не сразу может увидеть взрослый человек, дети пробуют соединить на первый взгляд совершенно не связанные вещи.

«Впоследствии под влиянием школы и общества мы перестаем использовать эти нейронные сети, сконцентрировавшись на логике и анализе, которые становятся основными моделями мышления».

Исследование пространства — с одной стороны, это детская характеристика, с другой стороны, это именно то, что отличает творческих людей. Художники, исследователи, изобретатели проверяют мир и его компоненты на верность, прочность, работоспособность, полезность, и в этой проверке рождаются инновационные идеи, которые украшают и значительно облегчают нам жизнь.

Творческая способность — это тоже в определенном смысле мышца. Если вы готовитесь пробежать марафон, то, безусловно, важным компонентом вашей жизни становится работа над состоянием своего тела: вы регулируете режим сна и отдыха, структуру питания и, конечно, тренируетесь, чтобы не сойти с дистанции на первом километре. Развитие творческих способностей и изучение мозга — это такой же марафон, только длиной в жизнь.

Бахрах пишет:

«Мозг обладает способностью восстанавливаться и обучаться вплоть до последних дней. Еще недавно ученые считали, что развитие творческих способностей у взрослых невозможно и что нейроны и синапсы, не используемые в течение долгого времени, нельзя восстановить. Хорошая новость: это предположение было научно опровергнуто».

Ура! Как только вы позволите ограничениям, возведенным социумом или вами самими, пасть, и почувствуете себя снова детьми, вы сможете начать тренировать свою творческую мышцу, независимо от возраста.

Мыслить нестандартно и видеть вещи иначе

Основная проблема, из-за которой многие люди считают себя нетворческими или не могут предложить радикально новые идеи, по мнению Эстанислао Бахраха, заключается в том, что наше мышление можно назвать «репродуктивным», то есть при попытке найти ответ на вопрос, мы обращаемся к своему прошлому опыту, к тому, что, так или иначе, имело к нам отношение. Это так называемые доминирующие модели мышления, которые в значительной степени упрощают нам жизнь.

«Мы можем работать, водить машину или кататься на велосипеде именно благодаря этим моделям, помогающим быстро усваивать сложные данные».

Творчество начинается в тот момент, когда мы пытаемся решить задачу, не вооружившись опытом прошлого, а начинаем с чистого листа: пытаясь понять, например, сколько существует точек зрения на поставленный вопрос.

Если же нам дадут задачу соединить два совершенно не связанных между собой предмета, для большинства из нас эти два предмета так и останутся двумя разными объектами, даже если мы и сможем найти ассоциацию, которая бы их объединяла. Для творческого человека работает правило: «один плюс один равно один». Автор приводит простую и очень понятную аналогию с водой: если одна капля соединится с другой, то получится… одна капля, а не две отдельные!

Мы и наш мозг

Все-таки немного о том, что нужно понимать про мозг, чтобы уметь найти к нему подход.

Во второй главе книги Бахрах пишет:

«На самом деле, у нас три мозга. Можно сказать, сильно упрощая, что в ходе эволюции, перед тем как стать приматами, мы были простыми млекопитающими, а до этого - рептилиями. У нас до сих пор мозг «ящерицы-белки-обезьяны», определяющий поведение. Его называют «триединым мозгом» – это одна из множества моделей, с помощью которых ученые описывают иерархию структур мозга».

Самой «старой» области – рептильному мозгу – более 500 млн. лет, и она отвечает за все базовые функции нашего организма: дыхание, пробуждение, сон, сердечный ритм. Лимбическая система моложе, ей около 200 млн. лет. Она отвечает больше за животные реакции: спасительные решения бежать или ударить в экстремальной ситуации, а также такие базовые функции, как размножение и питание. Кстати, именно в лимбической системе расположены загадочные амигдала , гиппокамп и таламус .

Амигдала ответственна за формирование эмоций и появление воспоминаний, с ними связанных, именно она заставляет нас чувствовать досаду, страх и удовольствие. Гиппокамп участвует в переходе кратковременной памяти в долговременную. Таламус отвечает за перераспределение информации от органов чувств, за исключением обоняния, к коре головного мозга.

Самая молодая (всего 100 тыс.лет) и самая человеческая часть — кора головного мозга — специализируется на зрении, языке, памяти и всех функциях, связанных с принятием решений.

Долгое время было принято считать, что человек — рациональное существо (кора головного мозга) с чувствами (лимбическая система). Но, как утверждает Эстанислао Бахрах, сегодня ученые сходятся во мнении, что у эмоций значительно больше власти над разумом, поэтому многие вещи мы делаем неосознанно, под влиянием инстинктов или воспоминаний.

Знание этих особенностей нашего мозга, понимание важности могут стать той основой, на которой рождается творчество.

Слепое пятно эксперта

Эстанислао разделяет типовой творческий процесс на пять этапов:

  • Подготовка: по сути, постановка творческой задачи;
  • Обдумывание: идеи в этот момент роятся на бессознательном уровне и появляются необычные связи;
  • Оценка и принятие решения о ценности идеи;
  • Разработка: один из самых сложных этапов, так как требует не полета фантазии, а усидчивости и терпения, чтобы превратить эскизы правого полушария в законченную картину.

Последовательность и количество этапов не стоит воспринимать буквально: творческий процесс, как правило, тернист и извилист, с огромным количеством тупиков, в которых оказывается человек. Однако эта простая схема позволяет найти выход из, казалось бы, неразрешимой ситуации и либо отказаться от своей идеи, либо увидеть, где была допущена ошибка и как ее можно исправить — так называемое «слепое пятно эксперта».