30.11.2021

Орксэ священные сооружения презентация. «Священные сооружения религий мира» (Основы мировых религиозных культур)


На Земле не существовало народа, который бы хоть в каком-то смысле не был религиозным, любая религия учит милосердию, терпению, уважению… Культура любого народа имеет свои истоки в религии. Изучая истоки религии, мы изучаем культуру, становимся образованнее и добрее





Христианство возникло в 1 в. н. э. в восточной части Римской империи. В основе лежит вера в искупительную миссию Иисуса Христа, который своей мученической смертью искупил грехи человечества., во второе пришествие Христа, в страшный суд и установление царства небесного. Христиане верят в то, что после смерти наступит вечная жизнь, верят в то, что грешники попадут в ад, а праведники в рай. Христианская церковь имеет четкую централизованную организацию (католичество): глава (папа Римский) и единый центр – Ватикан. Христианство распадается на ряд самостоятельных направлений: католицизм, православие, протестантизм и др. В мире около миллиарда христиан.


Библия – от греч. «та библия» - книга – целая библиотека идеологических, исторических памятников, созданных на Ближнем Востоке на протяжении 15 веков (XIII в. до н. э. – II в.); священная книга для христиан всего мира. Библия – от греч. «та библия» - книга – целая библиотека идеологических, исторических памятников, созданных на Ближнем Востоке на протяжении 15 веков (XIII в. до н. э. – II в.); священная книга для христиан всего мира. Библия включает Ветхий и Новый завет Библия включает Ветхий и Новый завет (они тоже разнятся у разных течений христианства).




Евангелие – от греч. – благая весть- христианские сочинения, повествующие об Иисусе, его жизни, проповеди, мученической смерти. Они делятся на канонические т. е. включенные в Новый Завет и апокрифические- один из главных источников христианского вероучения и культа. Евангелие – от греч. – благая весть- христианские сочинения, повествующие об Иисусе, его жизни, проповеди, мученической смерти. Они делятся на канонические т. е. включенные в Новый Завет и апокрифические- один из главных источников христианского вероучения и культа. Канонических Евангелия – 4, от Марка, Луки, Матфея, Иоанна. Последнее сильно отличается от предыдущих.Канонических Евангелия – 4, от Марка, Луки, Матфея, Иоанна. Последнее сильно отличается от предыдущих.


Христианский храм для верующего христианина имеет огромное значение. Придя в церковь верующий человек приходит в место символическое. Важнейшей в строительстве стала идея круга, символа вечности и гармонии вокруг бога. Отсюда круговые стены, купола и башни. А на Руси строили храмы с несколькими куполами. Притвор обязательно отделялся от центральной части стеной. Вход был в западной части храма. Над ним русские зодчие строили хоры. Главные и прочие столбы делили храм на нефы Нефов было 3 или 5. Восточная часть завершалась апсидами. В центральной апсиде находился алтарь. В храме и мужчины и женщины молятся вместе.



ИСЛАМ (по-арабски "покорность") Возник в Аравии в VII в. Основатель - Мухаммед. Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма. В результате арабских завоеваний распространился на Ближнем и Среднем Востоке, позднее в некоторых странах Дальнего Востока, Юго- Восточной Азии, Африки.




Священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, произнесенных Мухаммедом между 610 и 632 г.г. Так как, по воле Аллаха, Последнее Писание содержит арабскую речь, этот язык является особенным для мусульман. Только Коран на арабском языке является Писанием, перевод на любой язык мира таковым не является.


Символом ислама многие считают изображение полумесяца и пятиконечной звезды. История появления этих символов полна легенд, одни из которых утверждают, что полумесяц связан с Хиджрой Посланника Аллаха, когда он тайно покидал Мекку и отправлялся в Медину. По этой версии в ту ночь на небе был полумесяц. Другие источники относят символ полумесяц к приверженности мусульман лунному календарю, а пятиконечная звезда в их понимании это пять столпов Ислама или пять ежедневных молитв.


Самым ранним созданием мусульманской архитектуры была мечеть, где собирались верующие для молитвы. Первоначально мечеть представляла собой квадратный двор или зал окруженный галереями на столбах и колоннах. На одной из стен находится ниша обращенная в сторону Мекки. Внутренне убранство очень скромное, нет свечей, золота и пышности православных церквей, изобразительного и скульптурного ряда католических костелов, есть только строчки арабской вязи, и орнамент. Они используются не только для богослужений, проповеди и молитв, но также и для собраний правоверных. Также в мечетях обучали детей. В мечети мужчины и женщины молятся отдельно друг от друга.











В буддизме культовые сооружения – это ступы и хуралы. Хурул представляет собой большое здание, которое как бы состоит из нескольких колонн. Перед хуралом верующий обязательно должен прокрутить барабаны с молитвами, чем больше барабанов будет крутить верующий, чем большее количество молитв он прочтет для своего же блага и блага своих близких. Внешне хуралы напоминают китайские пагоды (хотя, как выяснилось это буддийские храмы в Китае называли пагодами, а не наоборот, только у китайцев подняты кверху углы крыш). Другие буддийские святилища – это ступы, куполообразные строения, в которых хранятся реликвии связанные с почитанием Будды. Молятся верующие вместе, но нельзя поворачиваться спиной в храме к Будде.



ТРИПИ́ТАКА свод буддийских священных текстов, составленный вскоре после смерти Будды Шакьямуни на Первом Буддийском соборе. В буддийском мире существует множество версий Трипитаки, в которые входит огромное количество различных текстов. Наибольшей известностью пользуется палийский канон традиции Тхеравада, или Типитака.



Христианство ИсламБуддизм Основатели Иисус Христос МухаммадСиддхартха Гаутама (Будда) Священные книги БиблияКоран Типитака Священные сооружения Храм (Церковь) Собор Мечеть Ступа Пагода Хранители Епископы, священники и диаконы Единая община ума Имам Община сангха Ламы Где исповедуют Россия, Украина, Белоруссия и др. Иран, Турция, Чечня, Арабские страны, Дагестан, Ингушетия и др. Россия, Израиль и др.


1. В каком веке появился буддизм и кто является его основателем? 2. Что такое Драхма? 3. Назовите два культовых сооружения в буддизме и опишите их. 4. Где записана история жизни Иисуса Христа? 5. Назовите выборы авторитета в вопросах веры трёх христианских исповеданий. 6. Что символизирует форма купола церкви? 7. Что означают слова «ислам» и «аллах» в переводе с арабского? 8. Как была установлена подлинность вернувшегося в Мекку Черного камня Каабы? 9. Как называется мусульманский пост? Назовите его обязательные условия. 10. Как вы думаете, почему именно христианство, ислам и буддизм стали мировыми религиями?


Прочитайте «мудрые мысли из священных книг религий мира». Что общего, на твой взгляд, можно найти в разных религиях мира? Индуизм: «Одно и то же повторил божественный голос:...владей собой, давай, будь сострадательным». Буддизм: «... можно улучшить свою участь если говорить правду, не брать чужого, все время стремиться к добру и ни к кому не чувствовать злобы и зависти». Конфуцианство: «Не делай другим того, чего ты не хочешь, чтобы делали тебе». Даосизм: «Совершенномудрый всё делает для людей и всё отдает другим». Иудамзм: «И изрёк Бог слова сии: «...почитай отца твоего и мать,...не убий, не прелюбодействуй, не кради...». Христианство: «Не судите, да не судимы будете... И так во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Ислам: «Поистине Аллах приказывает справедливость, благодеяние и дары близким; и Он удерживает от мерзости, гнусного и преступления».


Сайта Про Школу.ру Куляшова И.П. «Возникновение религий мира. Их основатели» МОУ СОШ 3 Красноуфимск Работа «Мировые религии» ученицы 10 «А» класса Герасименко Марины Антипина О.В. учитель начальных классов МОУ «Лицей 12» г. Кургана, Курганской области Крылова Н.Н. учитель начальных классов МОУ «СОШ 22» г. Кургана, Курганской области Шитиков В.А.учитель истории МОУ «СОШ 22» г. Кургана, Курганской области

Данный материал можно использовать на уроке ОРКСЭ. Основы мировых религиозных культур. Данная работа включает в себя общие особенности главных священных сооружений христианства (более конкретно православия), ислама, буддизма и иудаизма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Лицей №11 Кирющенко Е.В.

МОДУЛЬ: ОРКСЭ. ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР МИРА.

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:

«СВЯЩЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА, ИСЛАМА, БУДДИЗМА И ИУДАИЗМА»

ВЫПОЛНИЛА:

Учитель начальных классов

МБОУ Лицей №11 г. Химки

Кирющенко Екатерина Владимировна

1 группа

Москва, 2013 г.

«И не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, не знаем, как и рассказать об этом».

(Из «Повести временных лет»)

Цель: познакомить с устройством, предназначением и архитектурными особенностями священных сооружений христианства, ислама, буддизма и иудаизма.

Задачи:

  • Сформировать представление об основных священных сооружениях мировых религий – церковь, мечеть, пагода, синагога, ступа.
  • Научить различать священные сооружения разных религий по их характерным архитектурным особенностям.
  • Воспитывать уважительное и бережное отношение к священным сооружениям разных религиозных культур как к памятникам мировой культуры.

Основные термины: скиния, храм, церковь, купола, алтарь, иконостас, фреска, колокольня, часовня, мечеть, минарет, михраб, минбар, ступа, пагода, дацан, синагога, менора, Тора, Арон кодеш, бима.

Людей разных религиозных культур объединяет обращение к Богу через молитву.

Для обращения к Богу люди собираются в разных местах. Эти места называют священными.

Для верующего человека посещение храма сродни празднику. Он ощущает умиротворенность души, бодрость тела и бесконечное счастье от возможности прикосновения к чему-то более высокому. Он ищет любви, защиты и благословения на добрые начинания. Люди молятся об исцелении, об укреплении веры и наставлении на путь истинный, о сердечной радости, о даровании благочестия и милосердия.

Уже в далёкой древности люди стали собираться вместе, чтобы молиться своим богам и приносить им жертвы. Первые священные места наших предков имели вид палатки, шатра. Скиния (·греч. skene - шатер) по библейскому сказанию - переносный храм в шатре, который был у древних евреев до постройки храма в Иерусалиме. Либо были сделаны из камня, уже позднее появились храмы.

Самое древнее и загадочное религиозное сооружение находится в Англии и называется Стоунхендж . Оно состоит из огромных камней, находящихся под открытым небом. До сих пор неизвестно их истинное назначение.

Позднее люди стали строить храмы, посвященные богам (Др. Греция, Др. Египет). Эти храмы были посвящены отдельным богам.

Храм – архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.

В христианстве храмом является только то сооружение, в котором есть алтарь и совершается евхаристия, а то сооружение, где алтаря нет и не совершается евхаристия, называется часовней.

В иудаизме может быть только один храм Иерусалисмский Храм на всей планете. Сегодня у иудеев официально храма нет, а синагоа в уидуаизме храмом не является, и во многом сходна по культовым функциям с христианской часовней.

В исламе традиционно отсутствует храм, а мусульманская мечеть во многом схожа по культовым функциям с иудейской синагогой и с христианской часовней.

Значение храмов часто гораздо шире обрядовых функций, ими выполняемых, и религиозных идей, которые они воплощают. В символике архитектуры и декоративного убранства храмов раскрываются представления о мироздании, во многие эпохи (особенно в Средние века в Европе) храмы были местом общественных собраний, торжественных церемоний, имели мемориальный характер, обладали правом убежища.

Христианство.

Со времени Крещения Руси и принятия Русью Православия, то есть с 988 года начался процесс активного храмового строительства. На месте будущего поселения, города в первую очередь созидается церковь. В церковь на богослужение в воскресные дни и в великие церковные праздники приходят все или почти все жители села или города. В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь. Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.

Для строительства деревянных церквей были все необходимые условия, так как в наших землях, преимущественно лесных, умели строить из дерева. Поэтому благодаря доступности материала, деревянные храмы строились повсеместно. Потребность в храмах во время становления и расцвета Православия на Руси была огромной, и намного быстрее и легче было построить деревянный храм, чем каменный. В деревянном зодчестве русские мастера достигли совершенства: строили быстро, красиво, без единого гвоздя, все элементы здания скреплялись только деревом.

Большое внимание уделялось при строительстве церкви купалам. Форма куполов менялась в русском зодчестве. Более древняя - шлемовидная форма купола.
Древняя Русь довольно часто подвергалась нападениям со стороны различных племён, кочевых народов, с которыми вынуждена была воевать. Поэтому шлемовидная форма купола напоминала о доблестных воинах и богатырях - защитниках Отечества.

Луковичная форма купола появилась намного позже и символизировала пламя свечи. Такие луковичные главки напоминают огненные языки, устремлённые ввысь, к небесам.

Не менее знаменателен и цвет купола. Золотые купола главных храмов, посвященных Христу или православным праздникам, - символ небесной славы. Зеленые купола посвящались Троице и символизировали цвет Святого Духа. Синие купола со звездами посвящены Пресвятой Богородице и напоминают о рождении Христа от Девы Марии. Храмы, посвященные святым, увенчаны куполами зеленого или серебряного цвета.

Над главами возвышается крест. Это говорит о том, что храм христианский, и в нем прославляется распятый на кресте Христос, который является Главой Церкви.

Количество куполов имеет символический смысл.

Первоначально на Руси храмы имели одну главу, что означало Единого Бога. Позднее стали возводить храмы с несколькими куполами. Три главы символизируют Святую Троицу, пять куполов -Христа и четырёх евангелистов, семь глав - семь священных таинств Церкви, девять ставится по числу ангельских чинов, тринадцать символизируют Христа и двенадцать апостолов. Число глав могло доходить и до тридцати.

Рассмотрим внутреннее убранство храма. Медленно поднимемся по ступеням, ведущим к дверям храма, и войдём в его притвор, знаменующий начальную ступень духовной жизни человека. Раньше здесь находились христиане, отлучённые за тяжкие грехи от Святого Причастия. Они смиренно просили входящих помолиться за них с надеждой на милость Божию.

Самое священное место в храме – алтарь. Священник молится именно там, и без его благословения никто не может туда входить. Это не секретная комната, просто человек должен понимать, что не всё ему позволено. Часто алтарь отделён от остальной части храма преградой – иконостасом. На иконостас ставятся иконы –изображения Христа и святых. В центре иконостаса находятся Царские врата

В христианских храмах также используются росписи стен – фрески. Многие фрески изображают библейские сюжеты.

Средняя часть храма предназначается для молитвы верных или лиц, уже принявших крещение. В этой части храма находятся солея, амвон, клиросы и иконостас. Именно средняя часть носит название собственно храма. В церкви принято сохранять тишину. Мужчины, входя в храм, снимают головные уборы, а женщины покрывают головы. Во время богослужения его участники не поворачиваются спиной к алтарю

К церкви часто пристраивается колокольня или звонница, на которых находятся колокола. Их звон созывает верующих на молитву.

Ислам.

Священным сооружением ислама является мечеть.

Мечеть (от араб. мастжид – место, где совершают земные поклоны) – это, прежде всего, молитвенное здание в исламе. Следует отметить так же, что мечеть – это не святое здание у мусульман. Это не храм в полном смысле этого слова. Исключение составляет только Масджид аль-харам – «запретная мечеть» (Мекка, Саудовская Аравия). В центре Масджид аль-харам стоит Кааба – главная святыня мусульман.

Различают пятничные (соборные), квартальные и домашние мечети.

Почти сомкнутый полумесяц стал применяться в архитектуре мечетей около 665 лет назад. Значительную лепту в утверждение месяца как символа ислама внесло руководство османского халифата, бывшего влиятельной мировой державой на протяжении более пяти веков. Религиозное подтверждение необходимости использования полумесяца на куполах мечетей отсутствует. Знак полумесяца использовался разными народами и цивилизациями. Его считали признаком возвышенности и превосходства. Одной из предположительных причин появления именно полумесяца на зданиях мечетей является то, что мусульманское летоисчисление происходит по лунному календарю.

Классическое устройство мечети включает в себя:

Собственно молитвенное здание (как правило, с галереями);

Двор, где должен находиться фонтан для омовения;

Один или несколько минаретов (башня для призыва мусульман на молитву).

Внутри здания мечети обязательно должен быть михраб – ниша в стене, обращенная в сторону Мекки. В пятничной мечети есть также минбар – кафедра для проповедника, стоящая справа от михраба. Пол в мечетях обычно устилается циновками и коврами.

В мечети нет икон, скульптур, вообще изображений людей и или живой природы. Она украшается лишь специальными надписями (как правило, стихами из Корана) и разнообразными орнаментами.

Женщины обычно молятся на втором этаже или в отгороженной части первого этажа. Вход в мечеть для мужчин и женщин бывает как общим, так и раздельным.

Посетители мечети ведут себя очень расковано: они сидят или лежат на полу, едят, спят, общаются между собой. Но при этом в любое время кто-то может совершать намаз, т.е. молиться. Верующие читают Каран или просто сосредотачиваются на мысли о Всевышнем. Когда наступает время намаза, верующие совершают омовение (вуду) и выстраиваются рядами за имамом – предстоятелем на молитве. Те, кто по каким-то причинам не принимает участие в коллективной молитве, не обязаны покидать мечеть.

Три мечети в исламе считаются главными святынями: мечеть аль-Харам (Кааба) в Мекке, мечеть Пророка Мухаммеда в Медине, мечеть аль-Акса в Иерусалиме.

Буддизм.

Существует два основных типа буддийских сооружений:

Первый тип – предназначенные для поддержания жизни монастыря: храмы, порой достигающие огромных размеров, помещения для монахов, зал для верующих, библиотеки.

Второй тип – сооружения, которые сами по себе являются объектом поклонения: ступа, алтарь. Они являются центром монастыря и выполняют роль хранителя священных реликвий.

Ступа. Согласно преданию, первые ступы были воздвигнуты после кремации по индийскому обычаю тела Будды – для хранения его пепла, поделенного на восемь частей по числу областей Индии. Ступы бывают полусферической, башнеобразной или колоколообразной формы. В системе буддийской символики ступа рассматривается как вертикальная модель Вселенной. Она символизирует «творческое начало Вселенной». Архитектурные особенности ступ в каждой стране определяется местными традициями. Выделяют 5 основных частей ступы:

  1. верхушка,
  2. зонт,
  3. шпиль,
  4. сфера
  5. основание.

По архитектурному исполнению, известные в мире ступы принято классифицировать на восемь типов, посвященных, соответственно, восьми событиям из жизни Будды: рождение, достижение Просветления, поворот колеса Учения (Четыре Благородные Истины), чудесные деяния, сошествие на землю с небес, согласие в Сангхе, победа, уход из жизни.

Особенность буддийской ступы в том, что там внутри нет пространства совсем. Там иногда только маленькая коробочка для пепла или еще какой-нибудь реликвии, но в подавляющем большинстве случаев – там вообще нет ничего, даже и пустоты – просто могильный холм со значением места преобразования смерти в новую жизнь, места зарождения, потенциальных возможностей, Космоса и множества миров…

Еще одно из священных сооружений буддизма – Пагода. Пагода представляет собой башнеобразную, часто многоярусную постройку, внутри которой обычно хранились буддийские реликвии. Известный ныне тип пагоды сформировался в Китае в первые века н.э. (по ряду источников – в III в.). Древнейшие из китайских пагод (Сунн-юэ-сы в Хэнани, 523, и др.) массивны и просты по форме; в дальнейшем, особенно с XIV в., пагоды становятся более стройными и легкими. Для их сооружения использовались самые разные материалы, в том числе металлические плиты (железная пагода в Танъяне, X – XI вв.), однако наиболее распространены кирпичные постройки.

Ярусы пагоды символизируют ступени восхождения на Небеса, а их уменьшающиеся размеры – движение вверх, в бесконечное и безграничное пространство. Шпиль, венчающий пагоду, символизирует вознесение Будды и выход из круга сансары. Пагоды представляют собой, как правило, девяти- или семиярусные сооружения круглой или восьмигранной формы.

В буддизме священные храмы называются «дацаны». Дацаны включают в себя культовые сооружения (скульптуры божеств, ступы, молитвенные барабаны – хурдхэ) и хозяйственные постройки, а также домики, в которых живут монахи и послушники.

Буддисты ходят в дацаны для того, чтобы помолиться, поклониться божествам, попросить совета у ламы, получить ответы на свои вопросы у ламы-астролога. В мирной атмосфере дацана человек очищается, становится мудрее.

Отличительными особенностями буддийских храмов являются многоуровневые крыши, свисающие карнизы, позолоченные столбы и деревянные украшения в виде мифических животных.

У стен буддийских храмов стоят длинные ряды вращающихся на вертикальной оси молитвенных барабанов, внутри которых листы с молитвами. Многократное прокручивание молитвенных барабанов молящимися заменяет чтение ими молитвы: сколько раз прокрутили барабан, столько раз буддист «прочитал» молитву. Крутить барабан можно только правой рукой, поскольку левая рука считается нечистой. Торжественный обход вокруг храма (ступы) совершают так, чтобы он находился по правую руку, т.е. обход делают по часовой стрелке.

Внутри буддийский храм представляет собой квадратное помещение с алтарной частью, расположенной напротив входа.

Алтарь. Традиционный буддийский алтарь состоит из нескольких групп объектов. В первую группу входят три объекта, представляющие тело, речь и ум Будды. Они составляют суть алтаря.

Первый среди этих объектов – статуя Будды иди Бодхисаттвы. Она располагается в центре.

Второй объект – священный текст. Он представляет речь Будды, завернутый в коричневую или желтую ткань и расположенный слева.

Третий объект располагается справой стороны алтаря – это ступа – символ ума Будды.

Вторая группа объектов – это подношения. В большинстве случаев используют семь чаш. Они содержат подношения Буддам и Бодхисаттвам. Чаши расставляют по прямой линии (слева направо, если стоять лицом к алтарю). Они содержат:

  • чашу с водой для питься (символизирует чистоту ума);
  • чашу с водой для омовения (символизирует чистоту тела);
  • рис и цветы (символизируют чистоту взгляда);
  • лампаду (символизирует озарение: темнота – это неведенье, свет – мудрость);
  • благоухающую воду (символизирует преданность);
  • рис и еду (фрукты и сладости) – преподносят в качестве жеста признательности;
  • колокольчик (символизирует пробуждение существ, слышащих Дхарму).

Третья группа – «ваджра» (в переводе «алмаз»), колокольчик, хрустальный шар и другие предметы, которые могут использоваться постоянно или в ходе особых ритуалов. Алтарь находится на самом высоком месте, на северо-западной стороне дома, храма.

Иудаизм.

Когда древние иудеи поверили в Единого Бога, не тогда а позже они построили знаменитый Иерусалимский храм. Вокруг Храма, который для них был единственным, концентрировалась вся их жизнь. Его разрушение иудеи воспринимали, как страшную трагедию. Но их совместные молитвы не прекратились. Расселившись по разным странам, группы евреев стали использовать для совместных молитв и чтения Священного Писания «дома собраний» – синагоги. Синагоги являются главными священными зданиями для иудеев и сегодня. Следует отметить, что синагога не является храмом.

Внешне синагоги могут выглядеть по-разному, но внутри их устройство всегда подчинено определенным правилам. У одной из стен зала для молитвы ставят специальный ларец, в котором хранится свиток Торы. В соответствии с традицией, текст Торы, предназначенный для чтения во время богослужения, должен быть рукописным. В центре синагоги находится возвышение, с которого читается Тора. Над шкафом располагается светильник – менора, в котором всегда должно быть семь фитилей. Рядом со светильником обычно помещается каменная плита или бронзовая доска, с выгравированными на ней Десятью Заповедями, которые когда-то Бог дал Моисею.

Функции синагоги очень широки. Часто при синагогах имеются школы, в которых дети и подростки изучают Тору (свод заповедей Божьих). По традиции синагоги обеспечивают общину библиотекой. Считается весьма благочестивым делом купить для такой библиотеки книги. Любой член общины вправе пользоваться ими. В синагоге проводят празднование рождения, совершеннолетия, выкуп первенца и другие религиозные обряды.

Когда-то в синагоге заседал бейт-дин – местный религиозный суд. Правление синагоги распоряжалось средствами для помощи нуждающимся, устраивало на ночлег приезжих и т.д.

Синагоги абсолютно независимы. Любая группа верующих может организовать синагогу. Для управления синагогой верующие сами выбирают руководителей. Любая синагога, скромная или роскошная, должна быть оборудована соответствующим образом. Там обязательно должны быть:

  • шкаф или ниша (Арон Кодеш), где хранятся свитки Торы. Обычно его помещают у стены, обращенной в сторону Иерусалима. Он должен быть прикрыт специальным занавесом.
  • Вечный огонь, лампа, которая должна постоянно гореть, символизируя заповедь; «возжигать вечный огонь перед скрижалями…»
  • Возвышение (бима), на котором стоит стол, куда кладут свиток Торы во время чтения недельных глав.
  • Отделение для женщин, иногда балкон, иногда боковой или задний придел. Было отделение для женщин и в Иерусалимском Храме.

Разрешается также украшать синагогу в соответствии со вкусами и возможностями общины: витражи, фресками, резьбой по дереву и т.п. Ограничения касаются лишь изображений людей.

Вывод

Изучив все особенности священных сооружений религий мира, можно снова вернуться к эпиграфу и дать ему определение. В эпиграфе говорится, что наши предки говорили о священных сооружениях. Что нет на земле ничего лучше и удивительнее, чем священные сооружения разных народов.


Цель урока: познакомиться со священными сооружениями и их предназначением.

Задачи:

  • познакомиться с общими чертами и особенностями священных сооружений;
  • формировать устойчивый интерес к получению новых знаний;
  • отрабатывать умения работать с различными источниками информации;
  • способствовать воспитанию глубокого уважения к культурному наследию.

Формы и виды деятельности: рассказ учителя, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, заполнение маршрутного листа, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка экскурсии для членов семьи, участие в учебном диалоге.

Тип урока: технология образовательного путешествия.

Основные термины и понятия:

  • Церковь. Алтарь. Иконостас. Колокольня.
  • Синагога. Тора. Скиния. Менора.
  • Мечеть. Минарет. Михраб. Хауз. Пагода. Ступа.

Дидактическое пространство урока: презентация “Священные сооружения” , учебник Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С.“Основы мировых религиозных культур” - М.: “Просвещение”, 2011, маршрутные листы для заполнения во время экскурсии.

Ход урока

1. Актуализация знаний

Учитель:

Доброе утро, ребята!

Мы живем в городе, где есть люди разных национальностей и разных религиозных культур.

Только в нашей школе обучаются дети более 40 национальностей.

- Подумайте, что объединяет людей различных религиозных культур?

Людей различных религиозных культур объединяет вера в то, что человек не одинок в этом мире. В своих мыслях и чувствах он может обращаться к Богу.

Для обращения к Богу люди собираются в различных местах, которые считаются священными. - Какие священные сооружения Вы знаете?

Кто из вас посещал такие сооружения?

Как вы думаете, почему верующие люди с особой заботой и любовью относятся к священным сооружениям?

Целью нашего урока будет знакомство со священными сооружениями людей разных религиозных культур. Наша задача , выяснить, что особенное характерно для этих сооружений и что общего в них. Для этого мы с вами совершим заочное путешествие. А чтобы мы не затерялись в пути, каждый из вас получает маршрутный лист, который нужно будет заполнить в течение урока. Напишите свою фамилию и имя.

Итак, отправляемся в путь!

Постановка проблемы. Открытие новых знаний.

Учитель: - Что вы знаете о священных сооружениях?

Что бы вы хотели узнать о них?

Планирование деятельности.

На основании предположений учащихся составляется план:

Название сооружений;

Особенности строения (внутренние и внешние);

Особенности в одежде и поведении людей в священных сооружениях

Что называют священным сооружением? (работа с ключевым словом на стр. 30).

Священное сооружение – сооружение, связанное с религиозным культом, относящимся к богослужению. Выполните в маршрутном листе задание №1. (Приложение №1).

Священные сооружения могут быть разными по своему внешнему и внутреннему виду, но назначение у них всегда одно – совместное участие в ритуальных действиях.

Рассказ учителя и беседа с учащимися по вопросам.

Уже в далёкой древности люди стали собираться вместе, чтобы молиться своим богам и приносить им жертвы. Первые священные места наших предков имели вид палатки или шатра. Скиния - переносный храм в шатре, который был у древних евреев. Либо были сделаны святилища из камня, такие как Стоухендж в Англии.

Почему считают, что Стоухендж это не просто нагромождение камней, а священное сооружение?

Почему именно у еврейского народа для молитвы использовался шатер или палатка?

(Сооружение ориентировано четко по четырем сторонам света.

Так как единственный храм евреев Храм Единого Бога в Иерусалиме был разрушен, а евреи расселились по разным странам, то они использовали для совместных молитв и чтения священного писания синагоги ).

Слово синагога означает “дом собраний”. Синагоги являеются священными сооружениями для иудеев. Но главным священным местом для них является Стена Плача, единственная стена, оставшаяся от древнего храма. Синагога строится так, что её фасад всегда обращён к Израилю, к городу Иерусалиму, где стоял Храм (то есть на восток). Стена, у которой стоит шкаф со свитками Торы, всегда направлена в сторону Иерусалима, и в любом месте земного шара еврей молится, обратясь лицом к нему. Синагога обычно имеет прямоугольную форму, для мужчин и женщин есть раздельные помещения. У входа помещается раковина, где можно помыть руки перед молитвой. Внешне синагоги выглядят как обычный дом. Внутри они тоже выглядят очень скромно. Евреи считают, что, красивое убранство отвлекает и мешает сконцентрироваться на молитве. В синагоге всегда есть хорошая библиотека.

Работа с учебником с.31. Внутреннее устройство синагоги.

Что означает слово синагога?

Какие священные предметы находятся в синагоге?

Почему фасад синагоги всегда обращен на восток?

Почему в синагогах практически нет никаких украшений?

Почему синагога не считается у иудеев храмом?

Отметьте в маршрутном листе, в задании №2 те слова, которые относятся к священным сооружениям иудейской культуры!!!

Позднее люди стали строить храмы, посвященные богам. Во всех древних государствах существовали такие храмы. Как правило, их посвящали отдельным богам. С развитием общества люди стали приходить к единобожию, появились мировые религии и храмы, посвященные им.

Путешествие продолжается.

Знаете ли вы, что первые христиане не имели храмов и молились в подземных гробницах – катакомбах? Как вы помните, первых христиане подвергались преследованиям, так как в Римской империи, эта вера была запрещена. Только позднее, когда христианство стало государственной религией, было разрешено строить храмы и церкви . Христианские храмы очень красивые и очень разные, но есть общие правила для всех. Храм должен быть расположен так, чтобы алтарь находился на востоке. Если посмотреть на храм сверху, то можно увидеть, что он имеет форму креста или прямоугольника. Храм обязательно имеет купол или купола и колокольню. Кровлю христианского храма венчает крест. Внутри христианских храмов много икон, изображающих лики святых. Они располагаются везде. Но особенно украшена иконами та часть, которая отделяет среднюю часть храма и алтарь, куда могут заходить только священнослужители. Эта стена называется иконостас. В центре храма находится амвон – специальное возвышение. (Аналой – это подставка с пологой доской для удобства чтения возложенного на него Евангелия). У входа в храм располагается притвор. В притворе, как правило, находится место для продажи свечей, просфор, крестиков, икон и других церковных предметов. В притворе стоят люди, получившие соответствующую епитимью (наказание) от духовника, а также люди, которые сами по тем или иным причинам почитают себя недостойными в данное время проходить в среднюю часть храма.

Внутреннее строение храма показано в учебнике.

Работа с учебником с.31. Внутреннее устройство православного храма.

Как называется место в храме, предназначенное для чтения Священного Писания?

Какое место в христианском храме считается самым священным?

Почему некоторые верующие стоят в притворе храма?

Как нужно вести себя в храме?

Отметьте в маршрутном листе, в задании №2 те слова, которые относятся к священным сооружениям христианской культуры!!!

Продолжаем наше путешествие.

Первые мечети, молитвенные здания мусульман, появились уже после смерти пророка Мухаммада. Мечети, так же как и христианские храмы могут иметь различный внешний вид. Но есть общие правила построения. Обязательно рядом с мечетью строится башня - минарет один или несколько, с которого мулла призывает всех верующих совершить молитву. В каждой мечети обязательно есть ниша – михраб , обращенная в сторону Мекки, священного города для мусульман. Молитвой в мечети руководит имам. В мечетях нет изображений живых существ. Они украшаются орнаментом или надписями из Корана на арабском языке. Обязательно в мечети или перед ней есть источник – хауз – где верующие могут совершить омовение.

Поведение в мечети описано в учебнике.

Работа с учебником с.32. Как нужно вести себя в мечети.

Для чего рядом с мечетью обязательно есть минарет?

С какой целью в мечетях находится ниша, обращенная в сторону Мекки?

Почему в мечетях не изображаются живые существа?

Знаете ли вы, как нужно вести себя в мечети?

Отметьте в маршрутном листе, в задании №2 те слова, которые относятся к священным сооружениям исламской культуры!!!

Наше путешествие продолжается.

Буддийские храмы называются пагоды – высокие многоярусные строения с поднятыми вверх краями крыш. Но начали их строить не сразу. Первоначально местом поклонения буддистов были ступы. Ступы - это специальные сооружения, в которых хранится прах Будды. Сначала ступ было восемь. Но затем появлялись все новые и новые сооружения, в которых хранятся священные продметы. Считается, что если ты просунешь палец в отверстие ступы и загадаешь желание, то оно обязательно исполнится. В буддистских храмах и около них много украшений. Особенно много изображений Будды и священных животных. Внутри и снаружи храмы украшены цветами, лентами, флажками, фонариками. Внутри храма находится алтарь, на котором расставлены различные ритуальные предметы. Заходя в буддийский храм, люди снимают головной убор. Во время молитвы они могут сидеть или ходить, но обязательно по ходу солнца, а не наоборот. В буддистских храмах могут находиться школы, где ведется обучение послушников. Некоторые храмы превращаются в учебные заведения. Например, Иволгинский дацан в Бурятии. (Дацан – монастырская школа).

Работа с учебником с.33. Как нужно вести себя в буддистском храме.

Как вы думаете, почему крыши буддистских пагод поднимаются вверх?

С какой целью люди просовывают пвлец в отверстие ступы?

Почему в буддийских храмах всегда присутствуют 12 животных?

Как нужно вести себя в буддистском храме?

Отметьте в маршрутном листе, в задании №2 те слова, которые относятся к священным сооружениям буддистской культуры!!!

Первичное закрепление знаний.

Учитель. Наше путешествие подходит к концу. В каких священных сооружениях мы с вами побывали? Отметьте в маршрутном листе, выполнив задание №3. (Приложение№1)

Предлагаю проверить задание №2 Таблицу “Священные сооружения религий мира”.

1. Церковь 2. Синагога 3. Пагода 4. Менора 5. Алтарь 6. Иконостас 7. Минарет 8. Михраб

9. Колокольня 10. Ступа 11. Хауз 12. Будда 13. Тора 14. Мечеть 15. Скиния 16. Правила поведения.

Что общего у священных сооружений религий мира?

(- Это особо святые места, в которых люди общаются с Богом

Чем они отличаются друг от друга?

(- Правилами построения, убранства и поведении. Они традиционны для каждой религии)

Для того, чтобы проверить, как вы запомнили новые слова, встречающиеся сегодня на уроке, решите филворд в маршрутном листе. Проверьте, привильно ли вы заполнили филворд

Мы совершили с вами путешествие. Вы узнали, какие священные сооружения существуют в различных религиозных культурах.

  • Охарактеризуйте священные сооружния при помощи прилагательных.
  • Как нужно относиться к таким сооружениям? Почему?
  • Можем ли мы в одном городе увидеть разные священные сооружения?
  • В каких случаях это может быть?

Вывод: В странах, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу.

Разные народы могут взаимно обогащаться, изучая обычаи и традиции друг друга.

Учитель. Любая дорога начинается с первых шагов, здание – с фундамента, а человек становится человеком, только познавая историю своей Родины, традиции своего народа, своей семьи. Изучая историю культуры, человек тем самым присоединяется к обрядам той религии, которую исповедует и которой интересуется. Тот народ богат, который чтит свою историю, культурное наследие, а так же уважает и сохраняет традиции других народов.

Домашнее задание. В вашем маршрутном листе 5 заданий. Мы выполнили 4 из них. Пятое задание вы выполните дома. Составьте экскурсию по какому-либо священному сооружению. План экскурсии – у Вас на маршрутном листе.

Всем спасибо за урок. До свидания!

Список литературы.

  1. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010.
  2. Кураев А.В. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010. Также издано Электроное приложение к учебному пособию “Основы православной культуры, 4-5 классы” (CD). - М.: Просвещение, 2010. ISBN 978-5-09-024069-7.
  3. Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы исламской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010.
  4. Чимитдоржиев В.Л. Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010.
  5. Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Основы иудейской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010.

Приложение 1. Маршрутный лист для путешествия учени ____ 4 класса

Фамилия Имя Отчество _____________________.

Тема: Священные сооружения. Урок 12-13. с.30 – 33.

Задание №1. Объясни значение слова.

Священные сооружения -_________________________________________.

Задание №2. Заполните таблицу “Священные сооружения религий мира”.

1. Церковь 2. Синагога 3. Пагода 4. Менора 5. Алтарь 6. Иконостас 7. Минарет 8. Михраб 9. Колокольня 10. Ступа 11. Хауз 12. Будда 13. Тора 14. Мечеть 15. Скиния 16. Правила поведения.

Задание №3. Ответь на вопрос.

Как называют священные сооружения?

Иудеи ________________. Христиане ___________________.

Мусульмане ______________. Буддисты ___________________.

Задание №4. Филворд. Найдите слова, которые вы узнали на уроке и выделите их.

1 У И М Е Ч Е Т Ь Ж Е Г М
2 П Ц Е Р К О В Ь С О О Д
3 Ф Ц Я Ь С И Н А Г О Г А
4 П А Г О Д А З Б У Д Д А
5 Ё С Ъ М Х Б А Л Т А Р Ь
6 Р Ю М Е Н О Р А Э Ж Ч И
7 М И Н А Р Е Т С Т О Р А
8 Ц В З И К О Н О С Т А С
9 Л Х К О Л О К О Л Ь Н Я
10 Ж А Р О С К И Н И Я Д Б
11 Ё С Т У П А Б Х А У З Т
12 К Р М И Х Р А Б Э Я О В

Задание №5. Составьте экскурсию по какому-либо священному сооружению.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема урока: Священные сооружения. Курс «Основы мировых религиозных культур»

Аннотация Освоение на практике исследовательской работы учащимися в группах для продуктивной работы по модулю «Основы мировых религиозных культур». Овладение методикой подготовки такого урока расширяет и углубляет не только знаниевый контекст урока, но и помогает вырабатывать коммуникативные навыки у учащихся, развивать фантазию, логику, выбирать ценностные ориентиры в жизни.

Цель Формирование первоначальных представлений о священных сооружениях в различных религиозных культурах. Дидактические задачи: Показать единство различных религиозных культур на изображениях священных сооружений. Формировать знания об архитектурных особенностях священных сооружений. Методическая задача Создание условий для формирования компетенций через организацию исследовательской работы в группах.

Оборудование Мультимедийное оборудование. Материалы курсов для учителей «Основы религиозных культур и светской этики». Изображения священных сооружений и текстовой материал из Интернет-ресурсов. Энциклопедии, содержащие материал о мировых религиозных культурах.

Компетентности, формируемые у учащихся: информационная компетентность, коммуникативная компетентность, поликультурная компетентность.

Цель урока: Показать общее и особенности священных сооружений разных религиозных культур. Задачи урока: Раскрыть понятия: священные сооружения, православный храм (церковь), мечеть, костёл, синагога, буддийский храм. Дать представление об архитектурных особенностях разных священных сооружений. Выявить предназначение священных сооружений для верующих. Совершенствовать коммуникативные умения и навыки изучающего чтения, построения высказывания в определенном стиле и совершенствования его в совместной деятельности в группе.

Основополагающий вопрос урока. Какими бывают священные сооружения и для чего они предназначены?

Проблемные вопросы: Почему священные сооружения разных религий выглядят по-разному? Что объединяет все священные сооружения?

Исследовательская работа учащихся в группах На основе текстов-описаний определить принадлежность священных сооружений к религиозным культурам. Узнать название священного сооружения в этой религиозной культуре. Выявить архитектурные особенности священных сооружений этой религиозной культуры. Построить высказывание (рассказ) по данному плану и представить священные сооружения этой религиозной культуры.

Текст №1. Мече́́́́ть - мусульманское богослужебное архитектурное сооружение. Представляет собой отдельно стоящее крытое здание с куполом или со сводами, опирающимися на колонны. По её углам с внешней стороны или над крышей воздвигают минареты – башни (числом от одного до девяти), с которых муэдзин призывает верующих на молитву.

Продолжение текста № 1 Стена, обращённая к Мекке, отмечена пустой нишей, михрабом. Справа от михраба расположена кафедра- минбар, с которой проповедник имам читает свои проповеди верующим во время пятничной молитвы. При мечетях, как правило, работают школы-медресе. Некоторые мечети имеют открытый или снабженный навесами двор с колодцами или бассейном для омовения.

Продолжение текста №1. Архитектура мечетей. Мечеть с угловой постановкой минарета - в зодчестве казанских татар наиболее распространена в городской черте Мечеть с двумя минаретами - купольное здание с главным входом, фланкированными двумя высокими цилиндрическими минаретами. Более характерна для Ближнего и Среднего Востока, Малой и Средней Азии;

Продолжение текста №1. Мечеть с минаретом на крыше - прямоугольное одно- и двухэтажное здание с двухскатной крышей, ориентированное с севера на юг. Крышу прорезал восьмигранный или иногда цилиндрический минарет, завершенный высоким пирамидальным или коническим шатром. Минарет располагался в большинстве случаев над геометрическим центром здания и представлял собой двух- трехъярусную башню. Тексты для других групп – в приложении № 1, 2, 3, 4

План рассказа о священных сооружениях. К какой религиозной культуре принадлежат и как называются, выбранные вами священные сооружения? Что известно в истории о строительстве таких священных сооружений? (как, когда начали строить, менялись ли архитектурные формы). Назовите архитектурные особенности. С какой целью строится это священное сооружение?

Этапы урока Этап 1. Введение в тему. Мотивация. На доске изображения священных сооружений разных религиозных культур без указаний их названий (православные храмы, синагоги, костёлы, мечети, буддийские храмы). Вопрос учителя: -Можете ли сказать, что изображено на фотоснимках? Учитель добивается обобщающего понятия и вводит понятие «священные сооружения». - Назовите, известные вам религиозные культуры. (На доске вывешиваются карточки с названиями религиозных культур.

Этап 1. Введение в тему. Мотивация. (продолжение) - Сможете ли определить, какие храмы принадлежат к названным религиозным культурам? Этап 2. Работа в группах. Деление на группы до начала урока. Формулировка этапов исследовательской работы в группах. Самостоятельная работа групп. Оформление на доске изображений, названий священных сооружений и религиозных культур. Подготовка презентации результата своей работы.

Этап 3. Презентации групповой работы. Учащиеся на доске представляют изображения священных сооружений с названиями. Сообщение учащихся группы об особенностях этих священных сооружениях. Вопросы учащихся к выступающим.

БУДДИЙСКАЯ КУЛЬТУРА БУДДИЙСКИЕ ХРАМЫ

ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ

ИУДЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА СИНАГОГИ

КАТОЛИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КОСТЁЛЫ

ИСЛАМСКАЯ КУЛЬТУРА МЕЧЕТИ

Этап 4. Подведение итогов. Обобщение. Вопросы для обобщения полученной информации: Почему священные сооружения разных религиозных культур выглядят по-разному? Что объединяет все священные сооружения?

Этап 5. Рефлексия. Заполнение таблицы в тетрадях учащихся. Религиозная культура Название священного сооружения ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА ИУДЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА ИСЛАМСКАЯ КУЛЬТУРА БУДДИЙСКАЯ КУЛЬТУРА КАТОЛИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Этап 6. Домашнее задание. Расскажи членам семьи и друзьям о том, что ты узнал на уроке. Найди в нашем городе священные сооружения известных тебе религиозных культур. Запиши в тетради, какие архитектурные особенности у них ты отметил.

Прогнозируемый результат В результате извлечения информации из текста учащиеся приходят к пониманию, что архитектурные особенности священных сооружений возникают в соответствии с представлениями верующих о них, символами этой веры. Единство достигается в стремлении к духовному совершенству любого верующего человека, независимо от его веры. Все священные сооружения предназначены для совершения молитвы, религиозных обрядов, праздников.

Предварительный просмотр:

КАТОЛИЧЕСКИЙ ХРАМ

Основным местом богослужения у католиков является храм: это может быть и кафедральный собор, и приходская или монастырская церковь, и небольшая часовня. Пространство основного помещения разделено на две части: одна предназначена для прихожан, другая – так называемый пресвитер – для духовенства, совершающего богослужение. Главными смысловыми элементами храма являются и самыми священными его местами являются алтарь и даро-хранительница, находящиеся в пресвитерии.

Костёл (kościół , касцёл , kostel ,