12.12.2020

Разум человеческий дар или проклятие. Разум дар или проклятие аргументы


Презентация содержит материал по подготовке к итоговому сочинению, может быть использована при подготовке к сочинению-рассуждению по творчеству М.Ю.Лермонтова.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Подготовка к сочинению По творчеству М.Ю.Лермонтова 10 класс

Разум – счастливый дар или проклятье? Направление: «Разум и чувства»

«Разум и чувства» Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

Афоризмы и высказывания известных людей: Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств. М.М.Пришвин Если чувства будут не истинны, то и весь наш разум окажется ложным. Лукреций Чувство, находящееся в плену у грубой практической потребности, обладает лишь ограниченным смыслом. Карл Маркс

Афоризмы и высказывания известных людей: Никакому воображению не придумать такого множества противоречивых чувств, какие обычно уживаются в одном человеческом сердце. Ф.Ларошфуко Видеть и чувствовать - это быть, размышлять, это жить. У. Шекспир

Словарная работа Разум - способность человека логически и творчески мыслить, обобщать результаты по знания. Чувства - эмоциональные переживания человека, в которых отражается устойчивое отношение индивида к определенным предметам или процессам окружающего мира.

Словарная работа Синонимы к слову разум: логос, ум, рассудок, интеллект, сознание, здравый смысл, толк, разумение, умственные способности, мыслительные способности Синонимы к слову чувства: чувствование, ощущение, впечатление, вкус, эмоция, наитие, вчувствование, отношение, душевный порыв, переживание, страсть, эрос, нежное чувство, нежная страсть, сердечная склонность, чувствие.

Тезис. Комментарий Эрих Фромм, крупнейший мыслитель XX века, сказал: «Разум - счастливый дар человека и его проклятие». Так ли это? Почему разум является и даром человека, и его проклятием? Диалектическое единство разума и чувства – центральная проблема множества художественных произведений мировой и русской литературы. Писатели, изображая мир человеческих интенций, страстей, поступков, суждений, так или иначе касаются этих двух категорий. Человеческая натура так устроена, что борьба разума и чувства неизбежно порождает внутренний конфликт личности, а значит, и дает плодородную почву для работы писателей и поэтов – художников душ человеческих.

Произведения М.Ю.Лермонтова «Как часто пестрою толпою…» («1 января»); «И скучно и грустно…»; «Выхожу один я на дорогу…» Для подтверждения хочу обратиться к творчеству великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Его поэзия - это энциклопедия чувств и переживаний, лирический дневник, в котором запечатлены самые незаметные изменения состояния души. Здесь и любовь, и отчаяние, и гнев, и скорбь, и грусть. Это размышления о смысле жизни, ее жестокости, быстротечности и непредсказуемости. Разум и чувства лирического героя порождают внутренний конфликт.

«Как часто пестрою толпою…» («1 января») Поэт рисует надменных, духовно нищих людей «большого света». В «пестрой толпе» звучат «затверженные речи», «мелькают образы бездушных людей». Поэту духовно чужды эти «приличьем стянутые маски». Чтобы забыться, отдохнуть от «блеска суеты», он погружается в воспоминания о близкой сердцу «недавней старине». Но приятные мечты о прошлом являются обманом, точнее самообманом («опомнившись, обман я узнаю») и не рассеивают «бурю тягостных сомнений и страстей». Его жалобы на современную ему жизнь переходят в решительный протест: Когда ж, опомнившись, обман я узнаю, И шум толпы людской спугнет мечту мою, На праздник незванную гостью, О, как мне хочется смутить веселость их И дерзко бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злостью!..

«И скучно и грустно…» Стихотворение создано в 1840 г. В нем звучит мотив безысходности. Лирический герой разумен, он противопоставляет себя обществу. Со временем его позиция меняется: изгнанничество становится единственно возможной формой существования в бездушном мире. Элегия "И скучно и грустно" - это внутренний монолог, исповедь рефлексирующего лирического героя, наполненная грустными, противоречивыми раздумьями о жизни. Лирический герой стремится привести свои чувства в порядок, он перебирает аспекты своей жизни, но везде сталкивается с отсутствием смысла и пустотой.

«Выхожу один я на дорогу…» Мотив одиночества звучит не так трагично, как по обыкновению в романтизме. Лермонтов красочно рисует умиротворение всего окружающего пространства. В окружающем пространстве покоя предостаточно, а в душе лирического героя его не хватает. В третьем стихе антитеза – противопоставление гармонии природы дисгармонии в душе человека – подчеркнута не только эпитетами «больно» и «трудно», но и спондеями, связанными с повторением слова «так». Не просто «больно и трудно», а «так больно и так трудно». Слова очень простые и такие искренние, что вызывают сильную ответную реакцию.

«Выхожу один я на дорогу…» Чувствуется усталость от жизни, но нет разочарованности, обиды на нее: Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть… Ни в прошлом, ни в будущем нет счастья: На свете счастья нет, но есть покой и воля. Давно завидная мечтается мне доля – Давно, усталый раб, замыслил я побег В обитель дальную трудов и чистых нег. Лермонтов «замыслил побег» в мир «свободы и покоя». Всеми душевными силами стремится туда, в этот идеальный, по его мнению, мир, чтобы «забыться и заснуть» .

«Выхожу один я на дорогу…» «Быть иль не быть?...Сном забыться… Уснуть?...Какие сны в том смертном сне приснятся, когда покров земного чувства снят?» На гамлетовский вопрос Лермонтов дает свой ответ: Но не тем холодным сном могилы… Я б желал навеки так заснуть, Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб дыша вздымалась тихо грудь…

Вывод Лермонтовский лирический герой разумен, он способен видеть все несовершенства и бездушие, что пробуждает в нём массу чувств: от огромной любви к этому миру, до полного его неприятия. Итак, герой разумен, но счастлив ли он? Скорее всего нет. Разум для лермонтовского героя - проклятье, так как не даёт ему примириться с окружающим миром.

Композиция сочинения Вступление Основная часть Заключение

Вступление Вступление – вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Во вступлении может: содержаться ответ на заданный по теме вопрос; представлено ваше мнение, если в названии есть отсылка к мнению пишущего (“как вы понимаете смысл названия…”); содержаться факт из биографии автора или охарактеризован исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста; сформулировано ваше понимание литературоведческих терминов, если они использованы в названии темы (“тема судьбы”, “образ героя”…).

Основная часть Основная часть: представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой. В основной части следует избегать: Пересказа литературного произведения; Изложение сведений, не имеющих прямого отношения к теме; В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, аргументировано и стилистически правильно, грамотно излагать свои мысли; Основная часть – это проверка того, насколько верно понята тема.

Заключение Заключение: подведение итога, обобщение сказанного, завершение текста, ещё раз обращение внимания на самое главное. Заключительная часть должна быть: Короткой, но емкой; Органически связанной с предыдущим изложением. В заключении может быть выражено отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный определенный смысл и быть подготовлено материалом основной части.


Одной из главных неопределенностей современности я считаю вопрос о том, кто счастливее: умный или глупец. Множество поколений человечество поднимало эту тему в разных философских и художественно-публицистических произведениях, однако споры остаются и по сей день, потому как у каждого образуется своё мнение по этому вопросу.

Разум – счастливый дар человека или его проклятие? Я считаю, что дар – это то же проклятие, но лишь имеющее свой срок годности. Я уверена в том, что ничего не дается нам просто так, и за любую подаренную возможность человек обязательно обязан чем-то расплатиться. За гениальность в какой-либо сфере – моральными страданиями, за необычную внешность – упреками и завистью, за стойкий и волевой характер – одиночеством. И если дар имеет свои побочные эффекты, свой срок годности – то чем он отличается от проклятия? Выходит, что дар и проклятие по своей сути два синонима – оба могут резко изменить жизнь человека в плохую сторону, у обоих есть свои особенности, только вот с проклятием смериться проще, а вот дар поистине может сделать из человека раба. Так вот, разум – самое большое проклятие в жизни человека, потому как он представляет из себя точку невозврата.

Хорошим примером является главный герой романа Д. Лондона «Мартин Иден». Будучи молодым парнем, он жил абсолютно безмятежной жизнью: довольствовался самыми обывательскими потребностями, не думал о будущем, не имел конкретной цели, а из развлечений для полного удовлетворения ему достаточно было пьянства и женщин. Все изменилось в тот момент, когда Мартин благодаря новому знакомству стал ощущать никчемность своей жизни, когда нашел в себе «дар» и стал совершенствовать его, что со временем перешло в привычку, затем в потребность, а позже и в жизненную цель. Безусловно, с обретением разума, жизнь героя стала играть совершенно новыми красками, появилась любовь, появилось желание жить, а не существовать, появились достойные стремления и поистине достойная цель в жизни – но так ли это хорошо на самом деле? Со своим волевым характером Мартин достаточно быстро добился очень хороших результатов в писательстве, обрел узнаваемость и богатство, за год переварил гигантский поток информации, познакомился со многими интересными людьми, прошел немало испытаний, и в один момент осознал, что пережил всё, все понял и все почувствовал. Герой очень быстро получил все, что достаточно было ему для счастья, и каждый последующий день расплачивался за свой разум и свой «дар» глубоким осознанием бренности своего бытия и перманентным недовольством своею жизнью. В какой-то период этот дар, данный Мартину, приносил ему радость, но в конечном итоге расплатой за краткосрочное счастье стало вынужденное самоубийство.

С подобной ситуацией столкнулся и герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин, подобно Мартину Идену, долгое время занимался саморазвитием и был очень образованным молодым человеком, благодаря чему достаточно скоро завоевывал внимание женщин и внимание со стороны людей в целом, однако самому ему очень быстро это надоело. Мы знакомимся с тем периодом в жизни героя, когда ему не оставалось уже ничего, кроме как бесцельно путешествовать по Кавказу, попутно разрушая судьбы людей, а в остальном скучно герою было абсолютно все, так как со временем его разум сыграл с ним злую шутку: Печорин просто в один момент перестал видеть во всем смысл. Можно ли назвать такой исход положительным, а такую особенность даром? Я думаю, что нет.

Наверное, все же не дар и не проклятие разум человека, а вполне закономерное явление, которое нужно принять за должное. Это тот вопрос, ответ на который не подразумевает конкретики, но мне все же кажется, что разум – тяжкая ноша, вынести которую способен далеко не каждый.

Счастливого человека невозможно обидеть, его можно только рассмешить.

Поступки человека - лучшие переводчики его мыслей.

Неудача не делает человека неудачником. Попытка делает его победителем.

Память согревает человека изнутри. И в то же время рвет его на части.

Память согревает человека изнутри, и в то же время рвет его на части.

Опьянение показывает душу человека, как зеркало отражает его тело.

Любить, значит видеть человека таким, каким его задумал Бог.

Если вы страдаете от несправедливости нехорошего человека - простите его, а то будет два нехороших человека.

Кто умеет в буднях быть счастливым, тот, и впрямь, счастливый человек.

Вы можете купить руки человека, но купить его душу невозможно. Его душа - то место, где рождаются энтузиазм и преданность.

Разум - счастливый дар или проклятие?

Разум — счастливый дар человека или его проклятие?

Разум — сила человека, которая правильно указывает жизненный путь, не дает оступиться в сложных обстоятельствах. Благодаря способности мыслить, рассуждать люди могут избегать непоправимых ошибок, достойно переносить горе и быть счастливыми в радости. Но всегда ли столь положительное влияние оказывает разум на человеческую жизнь? Не лишит ли он индивида того, что называется чувством, не превратит ли жизнь человека в вечный и не всегда радостный анализ ситуаций, поступков, взглядов и состояний?

К каким печальным последствиям может привести полное господство разума над чувством, можно увидеть в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Григорий Александрович Печорин абсолютно все происходящее в его жизни склонен подвергать рассуждениям и оценкам. Он живет исключительно холодным, циничным разумом. Ему в силу определенных причин кажется, что чувства совсем отсутствуют в жизни человека. Но, оказывается, сколько бы ни убеждал герой себя в том, что нет сердечных привязанностей, дружбы, доверия — всего того, что можно отнести к области эмоций и состояний души, чувств ему все равно хочется! Именно поэтому он вторгается в жизни тех, кто умеет чувствовать. Достаточно вспомнить печальную историю его отношений с княжной Бэлой. Любил ли он эту нежную, хрупкую и беззащитную девочку, жительницу гор? Возможно. Но любовь постоянно требует от человека эмоционального участия в судьбе любимого, постоянного внимания и душевной теплоты. Не способен на это человек, пресытившийся искусственной любовью великосветских барышень, разочаровавшийся в дружбе, внутренне опустошенный и одинокий. Он стремился к Бэле в поисках нового, светлого чувства, но, найдя его, оказался не способен поддерживать в своей душе любовь. Печорин готов за Бэлу жизнь отдать, но любить ее долго не способен, поскольку и в любви он рассудочен, постоянно ищет все новую и новую пищу для своего эгоистичного разума. Именно поэтому он и утверждает, что «любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни ».

Тяжело наблюдать за тем, как под влиянием страдающего от бездействия разума умирает любовь Печорина к Бэле. Их недолгие (всего четыре месяца) отношения не могли иметь дальнейшего счастливого продолжения: он никогда не смог бы принять ее наивный разум «горной дикарки», а она, даже всем сердцем любя Печорина, никогда бы не смогла понять причину его метаний и терзаний.

Таким образом, можно сделать вывод: человек не должен допускать того, чтобы его разум стал холодным, эгоистичным, постоянно требующим новых и новых жизненных впечатлений. В таком случае нет места чувствам, поскольку они всегда поглощаются холодным рассудком и не дают человеку почувствовать себя счастливым.

Обсуждения

Итоговое сочинение (декабрь)

Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств.

Случается, перед человеком встаёт выбор: поступить по зову сердца или так, как подсказывает разум. Решение зависит от того, что управляет человеком: любовь или корысть, ненависть или злость. Бывает, разум мешает человеку почувствовать себя по-настоящему счастливым. Сердце кричит: «Откройся! Будь естественным и искренним!», а разум твердит, что лучше промолчать и двигаться к намеченной цели. Молчалин из комедии «Горе от ума» Грибоедова несмотря на любовь к Лизе отдал предпочтение другой девушке. Из искреннего признания своей возлюбленной читатели узнают о настоящих причинах хорошего отношения к Софье. Молчалин её выбрал только из-за того, что она была дочерью большого человека, и все ухаживания были ей «в угодность» и ради быстрого продвижения по службе. Стремление сделать карьеру в Молчалине сильнее, чем настоящие чувства.

Одним из чувств, затемняющих разум, является любовь. Не сознавая, как она опасна, многие погибали из-за неё. Наташа, главная героиня романа-эпопеи «Война и мир», влюбилась в Анатоля Курагина. Молодость и доверчивость, неумение разбираться в людях сыграли с ней злую шутку. Она считала Курагина благородным и честным и думала, что только любовь подтолкнула Анатоля совершить такой неразумный поступок, как совместный побег.

Конечно, искреннее чувство нельзя с полностью отнести к группе «затемняющих разум». Также они могут находиться в гармонии и восполнять друг друга. Наглядным примером являются отношения между Пьером и Наташей. Его «детская» душа была близка Наташе. Он был единственным, кто вносил радость и свет в дом Ростовых, когда ей было плохо, когда она мучилась угрызениями совести, страдала и ненавидела себя за всё случившееся. В глазах Пьера Наташа не видела ни упрёка, ни негодования. Он боготворил её, а она была ему благодарна за то, что он есть на свете и что он для неё единственное утешение.

Выбор между чувствами и разумом является сложным. Иногда человек приглушает стук сердца, а иногда летит на крыльях за своей мечтой. Для кого-то жизнь с нелюбимым человеком считает невыносимой, а кто-то пойдёт на это не задумываясь. У человека, как бы он не хотел, не получится управлять своими чувствами, если они искренние, а разум, если его не затмят чувства, будет им противоречить. Каждый выбирает сам: прислушаться к биению сердца или руководствоваться холодным расчётом.

Сочинение соответствует требованиям № 1 «Объем итогового сочинения» и № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»

Помним о том, что при проверке ИТОГОВОГО сочинения критерии достаточно ЛОЯЛЬНЫ. Если вам нужны баллы за сочинение в вуз – требования строже (подробнее расскажу на одном из занятий в закрытой группе «Сочинения: 5+5»)

К 1 «Соответствие теме» - зачёт

К 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» - зачёт

«Она считала Курагина благородным и честным»?

О Пьере и Наташе. Здесь иллюстрация дружбы, для любви надо было взять эпилог.

К 3 «Композиция и логика рассуждения» - зачёт

«Решение зависит от того, что управляет человеком: ЛЮБОВЬ ИЛИ КОРЫСТЬ, НЕНАВИСТЬ ИЛИ ЗЛОСТЬ». (.)

«Для кого-то жизнь с нелюбимым человеком считает невыносимой, а кто-то пойдёт на это не задумываясь»(.)

Не выделен абзац: «Молчалин из комедии…»

Нужен «мостик» между 2 произведениями.

К 4 «Качество письменной речи» - проверка речевого оформления текста сочинения - зачёт

Есть неоправданные повторы слов

К 5 «Грамотность» - зачёт

за и против – кавычки

Грамматическая ошибка: «Из искреннего признания своей возлюбленной читатели узнают…»

«нельзя с полностью» – опечатка или грамматическая ошибка?

Конструкции с несмотря на – знаки препинания

«У человека, как бы он нИ хотел, не получится управлять своими чувствами…»

Разум – счастливый дар человека или его проклятие?

Говорят, трудно человеку жить, если у него ум с сердцем не в ладу. А бывают ли такие счастливчики, у которых гармония разума и чувств? Наверное, таких немного. Одни люди больше живут умом, другие – доверяют сердцу. Если человек отвергает чувства и живёт одним умом, всё у него расписано и распланировано, гарантирует ли это, что он счастлив?

Обратимся за примерами к произведениям русской классики. Первым в начале 19 века описал подобного героя А.С. Грибоедов в комедии «Горе от ума». Легко ли жилось Чацкому в фамусовском обществе? Образованный молодой человек не мог найти, где бы применить свои способности. Он хочет служить («делу, а не лицам»), но не прислуживаться. И что мы видим? Его же ещё объявляют сумасшедшим! Почему так быстро разлетелась сплетня? Почему ей поверили? Так было удобно. Лучше объявить человека, не вписывающегося в общество, сумасшедшим, чтобы не вступать с ним в полемику. Чем является ум для Чацкого? Наказанием? За что? За инакомыслие, за то, что не такой, как все.

Особенным человеком хотел стать другой литературный герой – Родион Раскольников (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»). Он заглушил в себе человеческие чувства, разорвал связи со своими близкими, чтобы воплотить в жизнь свою теорию, проверить: тварь ли он дрожащая («обыкновенный») или право имеет (=сильная личность, например, Наполеон). В своей статье Раскольников приходит к выводу, что сильная личность, по его теории, имеет моральное право на преступление ради осуществления гуманной цели, допускающей "кровь по совести". По мнению героя, исторический прогресс невозможен без жертв, страданий, крови. Великие исторические личности всё хорошо могли просчитать, чтобы достичь цели (победы).

То же пытается сделать Родион, хотя это ему даётся с трудом. В первой части романа особенно ярко автор показывает нам борьбу между разумом(идеей) и чувствами героя. Только в душе возникло сомнение, что он не способен на убийство, как случайно слышит разговор молодых людей о старухе-процентщице, которую они тоже считают злой и никчёмной. Разум (арифметика) берёт верх, и Родион совершает убийство. Но достигает ли он намеченной цели? Доволен ли результатом? Герой судорожно пытается понять, что он сделал не так, в чём просчитался? Мы не видим раскаяния героя за преступление (единственно, он сожалеет о Лизавете). Его мучает осознание того, что он тварь дрожащая, а не сверхчеловек.

В эпилоге Достоевский показывает с помощью сна о трихинах, насколько опасны подобные идеи для общества и мира в целом. Только тогда Раскольников осознал, ЧТО он сделал. (Не надо забывать и о роли Сони Мармеладовой в «воскрешении» Раскольникова)

Так как же ответить на вопрос, данный в теме? Если для Чацкого разум и не дар, и не проклятие (просто не пришло время таких людей), то для Раскольникова – проклятие. Однозначно.

Сочинение соответствует требованиям № 1 «Объем итогового сочинения» и № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения»

К 1 «Соответствие теме» - зачёт.

К 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» - зачёт.(По системе оценивания для вузов высшего балла не будет, т.к. нужны ещё аргументы для подтверждения мыслей как в 1, так и во втором доказательствах.)

К 3 «Композиция и логика рассуждения» - зачёт.

Логические ошибки/ недочёты

1)Непонятно, о чём идёт речь

«Великие исторические личности всё хорошо могли просчитать, чтобы достичь цели (победы). То же пытается сделать Родион, хотя это ему даётся с трудом».

2) О роли Сони – нет связи с темой.

(По вузовским критериям накажут за то, что нет чёткой формулировки тезиса и, как следствие, чёткого вывода).

К 4 «Качество письменной речи» - проверка речевого оформления текста сочинения – зачёт.

«Однозначно» - стилистическая ошибка в данном случае.

К 5 «Грамотность» - зачёт

1) В 3 абзаце – нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм.

2) Зачем парцелляция в конце сочинения?

На всём жизненном пути нам не уберечь себя от совершения ошибок. Они помогают нам открыть глаза на правду, обрести «настоящего» себя, отказаться от ложных ценностей, способствуют приобретению ценного жизненного опыта. Если человек, совершив ошибку, осознал свой промах и попытался исправиться, значит он встал на путь честной жизни.

В романе-эпопее Толстого «Война и мир» Андрей Болконский на протяжении всей жизни «рвался, путался, бился, ошибался». До Аустерлицкого сражения он мечтал о славе, хотел совершить подвиг, равный подвигу Наполеона при Тулоне, на Аркольском мосту. Ради всемирного признания Андрей был готов пожертвовать родными и близкими людьми: «я всех их отдам сейчас за минуту славы. ». Оказавшись на Аустерлицком поле, Андрей увидел своего кумира – Наполеона, тот идеал, к которому он стремился. Его кумир оказался мелочным и ничтожным в сравнении с добрым, вечным небом. В этот момент раненый Болконский осознал, что все его мечты и порывы являлись ложными. Не только представления о Наполеоне разрушились, но и его смысл жизни оказался под сомнением. Только небо помогало найти утешение и «обещало успокоение». Андрей пришёл к выводу, что цель жизни не в продвижении по карьерной лестнице, а в семейном счастье, в дружбе, в любви.

Вторым примером честного человека является Пьер Безухов. Одним из главных заблуждений в жизни героя становится увлечение красавицей Элен. Пьер оказался в ловушке семьи Курагиных, из которой ему удалось выбраться только с помощью разрыва отношений с супругой. Когда Пьер получил богатство своего отца, у Василия Курагина родился план – женить свою дочь на этом юноше. Это оказалось несложно: Элен обладала необычайной красотой, а Пьер был наивен и простодушен. Со временем Пьер понял, что его жена кроме красоты ничего не имеет, она пуста и развратна, богатство привлекло Элен, а не душа Пьера. Разочаровавшись в любви, Безухов стал менее наивен и научился лучше разбираться в людях.

Таким образом, Андрей Болконский и Пьер Безухов с помощью проб и ошибок шли по верному, честному пути. А что подразумевается под понятием «честная жизнь»? Я думаю, это жизнь, в которой нет лжи, подлости, корысти. Но невозможно представить честного человека, который ни разу не оступился и не вынес из этого урок, поэтому ещё одним критерием можно считать совершение и анализ ошибок.

«Береги платье снову, а честь смолоду» - так гласит народная мудрость. Действительно, честь – это то, что дается нам один раз в жизни. Её нельзя восстановить, исправить, её можно только беречь. Одним подлым и низким поступком нетрудно её запятнать, поэтому нужно думать о последствиях задуманного, делать выводы.

Свою мысль я могу подтвердить на основании литературного аргумента. В романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» главного героя, Петра Гринёва, отец наставлял "беречь честь смолоду". Сын следовал этому правилу неукоснительно на протяжении всей жизни. Когда юноша проиграл Зурину крупную сумму, он незамедлительно вернул проигрыш. В романе Петру Гринёву противопоставляется Алексей Швабрин, также построены на антитезе их представления о чести. Для Гринёва дворянская честь – это не пустой звук. Он не присягнул Пугачеву, а был до последнего верен государыне-императрице. Швабрин как с лёгкостью отказался от своего слова, так и без особого труда оклеветал безвинную девушку. Гринёв, услышав неправду, не смог сидеть сложа руки и решил защитить честь девушки, Маши Мироновой. Я считаю, что Петра Гринёва можно назвать человеком чести, который как бесценный алмаз берег свою честь в отличие от Алексея Швабрина, заботившегося только о себе.

Правильность высказанной точки зрения, что честь невозможно восстановить, я могу доказать, обратившись к роману М.Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Павел Петрович Лужин подложил сто рублей Соне Мармеладовой и при свидетелях обвинил её в воровстве. Так как Родион Раскольников ни раз имел дело с семьёй Мармеладовых, то Лужин думал, что если Соню посчитают виновной, то Раскольников упал бы в глазах матери Родиона и Дуни. На его фоне Павел Петрович смог бы выглядеть благородно и невинно. Конечно, у Лужина этот план родился не только из-за того, что он хотел отомстить Родиону, но и из-за его теории «целого кафтана». Смысл теории заключается в том, что любой человек должен стремиться, прежде всего, к достижению своих целей, жить для себя одного, употребляя все силы и все возможные средства. Павел Петрович хотел жениться на девушке, обязательно на бесприданнице, которая будет считать себя виноватой, а Лужина - благодетелем. Это является объяснением его совершенного поступка. Подводя итог, можно сказать, что Лужин своими руками запятнал честь и никакие усилия не помогут её восстановить.

Я пришла к выводу, что честь можно сравнить с хрупкой вазой. Если мы разобьём вазу, то в следующий раз, как бы мы не старались её заклеить, она будет пропускать воду. Так и честь. Если мы совершим подлый поступок, то невозможно будет собрать осколки.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Разум — счастливый дар человека или его проклятие?

Разум — сила человека, которая правильно указывает жизненный путь, не дает оступиться в сложных обстоятельствах. Благодаря способности мыслить, рассуждать люди могут избегать непоправимых ошибок, достойно переносить горе и быть счастливыми в радости. Но всегда ли столь положительное влияние оказывает разум на человеческую жизнь? Не лишит ли он индивида того, что называется чувством, не превратит ли жизнь человека в вечный и не всегда радостный анализ ситуаций, поступков, взглядов и состояний?

К каким печальным последствиям может привести полное господство разума над чувством, можно увидеть в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Григорий Александрович Печорин абсолютно все происходящее в его жизни склонен подвергать рассуждениям и оценкам. Он живет исключительно холодным, циничным разумом. Ему в силу определенных причин кажется, что чувства совсем отсутствуют в жизни человека. Но, оказывается, сколько бы ни убеждал герой себя в том, что нет сердечных привязанностей, дружбы, доверия — всего того, что можно отнести к области эмоций и состояний души, чувств ему все равно хочется! Именно поэтому он вторгается в жизни тех, кто умеет чувствовать. Достаточно вспомнить печальную историю его отношений с княжной Бэлой. Любил ли он эту нежную, хрупкую и беззащитную девочку, жительницу гор? Возможно. Но любовь постоянно требует от человека эмоционального участия в судьбе любимого, постоянного внимания и душевной теплоты. Не способен на это человек, пресытившийся искусственной любовью великосветских барышень, разочаровавшийся в дружбе, внутренне опустошенный и одинокий. Он стремился к Бэле в поисках нового, светлого чувства, но, найдя его, оказался не способен поддерживать в своей душе любовь. Печорин готов за Бэлу жизнь отдать, но любить ее долго не способен, поскольку и в любви он рассудочен, постоянно ищет все новую и новую пищу для своего эгоистичного разума. Именно поэтому он и утверждает, что «любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни ».

Тяжело наблюдать за тем, как под влиянием страдающего от бездействия разума умирает любовь Печорина к Бэле. Их недолгие (всего четыре месяца) отношения не могли иметь дальнейшего счастливого продолжения: он никогда не смог бы принять ее наивный разум «горной дикарки», а она, даже всем сердцем любя Печорина, никогда бы не смогла понять причину его метаний и терзаний.

Таким образом, можно сделать вывод: человек не должен допускать того, чтобы его разум стал холодным, эгоистичным, постоянно требующим новых и новых жизненных впечатлений. В таком случае нет места чувствам, поскольку они всегда поглощаются холодным рассудком и не дают человеку почувствовать себя счастливым.

Разум - сила человека, которая правильно указыва­ет жизненный путь, не дает оступиться в сложных об­стоятельствах. Благодаря способности мыслить, рассу­ждать люди могут избегать непоправимых ошибок, достойно переносить горе и быть счастливыми в радо­сти. Но всегда ли столь положительное влияние оказы­вает разум на человеческую жизнь? Не лишит ли он ин­дивида того, что называется чувством, не превратит ли жизнь человека в вечный и не всегда радостный анализ ситуаций, поступков, взглядов и состояний?

К каким печальным последствиям может привести полное господство разума над чувством, можно увидеть в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Григорий Александрович Печорин абсолютно все про­исходящее в его жизни склонен подвергать рассужде­ниям и оценкам. Он живет исключительно холодным, циничным разумом. Ему в силу определенных причин кажется, что чувства совсем отсутствуют в жизни чело­века. Но, оказывается, сколько бы ни убеждал герой се­бя в том, что нет сердечных привязанностей, дружбы, доверия - всего того, что можно отнести к области эмо­ций и состояний души, чувств ему все равно хочется! Именно поэтому он вторгается в жизни тех, кто умеет чувствовать. Достаточно вспомнить печальную историю его отношений с княжной Бэлой. Любил ли он эту неж­ную, хрупкую и беззащитную девочку, жительницу гор? Возможно. Но любовь постоянно требует от челове­ка эмоционального участия в судьбе любимого, посто­янного внимания и душевной теплоты. Не способен на это человек, пресытившийся искусственной любовью великосветских барышень, разочаровавшийся в друж­бе, внутренне опустошенный и одинокий. Он стремился к Бэле в поисках нового, светлого чувства, но, найдя его, оказался не способен поддерживать в своей душе любовь. Печорин готов за Бэлу жизнь отдать, но любить ее долго не способен, поскольку и в любви он рассудо­чен, постоянно ищет все новую и новую пищу для своего эгоистичного разума. Именно поэтому он и утверждает, что «любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни ».

Тяжело наблюдать за тем, как под влиянием стра­дающего от бездействия разума умирает любовь Печо­рина к Бэле. Их недолгие (всего четыре месяца) отноше­ния не могли иметь дальнейшего счастливого продолжения: он никогда не смог бы принять ее наив­ный разум «горной дикарки», а она, даже всем сердцем любя Печорина, никогда бы не смогла понять причину его метаний и терзаний.

Таким образом, можно сделать вывод: человек не должен допускать того, чтобы его разум стал холодным, эгоистичным, постоянно требующим новых и новых жизненных впечатлений. В таком случае нет места чув­ствам, поскольку они всегда поглощаются холодным рассудком и не дают человеку почувствовать себя счаст­ливым.

  • < Назад
  • Вперёд >
  • Сочинения ЕГЭ на тему: Разум и чувства

    • «Голова должна воспитывать сердце» (Ф. Шиллер). Сочинения ЕГЭ: Разум и чувства (287)

      Разум и чувства - два способа освоения человеком мира, взаимосвязанные и взаимодействующие друг с другом на протяжении всей истории человечества. Сложность и изменчивость...

    • «Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, то уничтожится сама возможность жизни». (Л. Толстой). Сочинения ЕГЭ: Разум и чувства (553)

      На протяжении всей жизни человека разум и чувство играют важную роль. Разум дан для того, чтобы человек 16 мог анализировать свои поступки, контролировать свои действия,...

    • «Может ли разум остановить чувства влюбленного?» (А.И. Куприн). Сочинения ЕГЭ: Разум и чувства (364)

      Любовь - одно из самых светлых человеческих чувств и одновременно столь сильная стихия, что может она человека и до небес вознести, и жизни лишить. Ка­кой же она должна быть:...

    • «Прислушайтесь к своим чувствам, не заглушайте их холодным разумом» (А.П. Чехов). Сочинения ЕГЭ: Разум и чувства (288)

      Можно ли разрушить чужую жизнь ради своих ис­кренних чувств? Имеет ли влюбленный человек на это право, зная, что причинит невыносимые страдания близким людям, разрушит чужую семью,...

    • «Разум и чувства - две силы, равно нуждающиеся друг в друге» (В.Г. Белинский). Сочинение ЕГЭ (331)

      Человек - существо разумное. Это аксиома, непре­ложная истина. Даже в толковом словаре русского язы­ка С.И. Ожегова сказано, что разум - это «высшая сту­пень познавательной...

    • «Разум и чувства - две силы, равно нуждающиеся друг в друге». Сочинение ЕГЭ (335)

      Герой комедии А.С. Грибоедова Александр Андрее­вич Чацкий в какой-то момент восклицает: «Ум с серд­цем не в ладу». От этого происходит непонимание оче­видного, разочарование, душевная травма. А как...

    • Нравственный конфликт личности как результат разобщенности разума и чувства. Сочинение ЕГЭ (339)

      Каждый из живущих на земле рано или поздно, час­то или крайне редко вступает в конфликт с окружаю­щим миром и людьми. Выходит победителем только тот, кто готов на разумный...