23.09.2019

Российское участие в конфликте. Значение Абхазии для России


Соглашением о создании СНГ (Россия, Беларусь, Украина) от 8 декабря 1991 года был упразднен СССР и прекратил свое существование. Соглашение Ратифицировано 12 декабря 1991 года.

На основании Протокола от 21 декабря 1991 года к Соглашению в СНГ вошли Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина (11 республик, кроме Грузии (9 апреля 1991 года Грузия под руководством президента Звиада Гамсахурдиа самостоятельно объявила о независимости и выходе из СССР) и 3-х прибалтийских стран).

После распада СССР политические конфликты в Грузии перешли в фазу открытого вооруженного противостояния.

Уже в январе 1992 года Звиад Гамсахурдиа был свергнут в результате вооруженного мятежа.

21 февраля 1992 года правящий Военный совет Грузии объявил об отмене советской конституции и восстановлении конституции Грузинской демократической республики 1921 года.

Абхазское руководство восприняло отмену советской конституции Грузии как фактическую отмену автономного статуса Абхазии, и 23 июля 1992 года Верховный Совет республики восстановил действие Конституции Абхазской Советской республики 1925 года, согласно которой Абхазия является суверенным государством (это решение не было признано на международном уровне).

Звиад Гамсахурдиа был свергнут вооруженным путем, и победители (Джаба Иоселиани, Тенгиз Китовани, Тенгиз Сигуа) пригласили Эдуарда Шеварднадзе вернуться в Грузию, рассчитывая воспользоваться его авторитетом и влиянием как на международном уровне, так и внутри страны.

Вернувшись в Грузию в марте 1992 года, Шеварднадзе возглавил временный парламент — Государственный Совет, сформированный руководителями переворота против Гамсахурдиа. Госсовет контролировал большую часть территории Грузии, за исключением Южной Осетии, Аджарии и Абхазии. Одновременно продолжалась гражданская война в Мингрелии, на родине Гамсахурдиа, где верные ему силы удерживали город Зугдиди.

Шеварднадзе действительно смог к лету 1992 года мирно урегулировать югоосетинскую проблему, договорившись с Россией о вводе миротворческих сил в этот регион.

Война в Абхазии 14 августа 1992 отряды Национальной гвардии Грузии численностью до 3000 человек под командованием Тенгиза Китовани, под предлогом преследования отрядов сторонников Звиада Гамсахурдиа, вошли на территорию Абхазии. Абхазские вооруженные формирования оказали сопротивление, но отряды Национальной гвардии за несколько дней заняли большую часть территории Абхазии, включая столицу Сухуми, и разогнали республиканский парламент.

Правительство Абхазии во главе с председателем Верховного Совета Владиславом Ардзинбой перебазировалось в Гудаутский район (г.Гудаута).

Так начался грузино-абхазский конфликт, а по сути ВОЙНА.

15 августа 1992 года в Абхазию были временно направлены передовые части 345 гв. парашютно-десантного полка в зону вооруженного грузино-абхазского конфликта в г. Гудаута для эвакуации российских граждан и предотвращения захвата объектов Министерства Обороны России.

Передовые подразделения полка с техникой были десантированы посадочным способом и захватили аэродром «Гудаута».

Ближайшая задача, которая была поставлена личному составу, состояла в следующем: предотвратить захват военного аэродрома «Гудаута», освободить захваченный боевиками зенитно-ракетный полк, обеспечить эвакуацию российских граждан из зоны вооруженного конфликта, предотвратить вооруженные беспорядки вблизи военных объектов РФ.

К октябрю 1992 года, получив пополнения и большое количество современного вооружения, абхазы перешли к наступательным действиям. Первым был отбит город Гары и абхазы установили контроль над стратегически важной территорией, прилегающей к российской границе.

При этом в вооруженный конфликт включились не только наемники — целые формирования из Северного Кавказа (включая «чеченский» батальон под командованием Басаева) и всей России, но и втянуты регулярные российские войска, включая бомбардировщики и вертолеты.

При этом в зоне конфликта, на территории, контролируемой абхазскими и грузинскими силами, оказалось несколько частей российских Вооруженных Сил, находившихся здесь еще с советских времен (авиабаза в Гудауте и 24-я военно-сейсмическая лаборатория в Нижних Эшерах, 901 батальон ВДВ в Сухуми). Они официально сохраняли нейтральный статус, занимаясь охраной имущества Министерства обороны РФ и обеспечением безопасности гуманитарных операций (эвакуация мирного населения и отдыхающих, доставка продуктов в блокированный город Ткварчели). Грузинское руководство считало, что российские военнослужащие осуществляли и разведывательные операции в интересах абхазов.

Нейтральный статус российских военнослужащих не мешал грузинским вооруженным отрядам подвергать их обстрелам, вызывая ответный огонь. Эти провокации зачастую приводили к жертвам среди мирного населения и военнослужащих.

На этой войне погибло более 70 человек личного состава миротворцев, среди них военнослужащий 3 парашютно-десантного батальона 345 гв.пдп гв.сержант Вольф Виталий Александрович, которому за мужество и героизм присвоено звание Героя России (посмертно).

В июле 1993 года, воспользовавшись конфликтами внутри грузинского руководства и мятежом звиадистов в Западной Грузии, абхазские силы развернули контрнаступление на Сухуми.

Штурм Сухуми, начавшийся в 5 часов 40 минут 16 сентября 1993 года продолжался немногим менее двух недель. Во время артподготовки разрушен практически весь курортный город, некогда белевший среди субтропической зелени.

28 сентября грузинские войска, оборонявшие Сухуми, были разгромлены абхазами, причем сам Шеварднадзе спасся лишь благодаря российским военным и был вывезен из города на российском катере, а потом был вынужден спасаться бегством на самолете с ранеными.

К 4 октября 1993 года абхазскими вооруженными формированиями была освобождена вся территория республики Абхазия и они вышли на рубеж реки Ингури (Гальский район).

Открытое противостояние (вооруженная война) длилось 1 год и 51 день. С этого момента началась скрытая минно-диверсионная партизанская война.

Вооруженный конфликт, по официальным данным, унес жизни 17 тысяч человек, в том числе 4 тысяч абхазов. Более 270 тысяч грузин были вынуждены бежать из Абхазии.

В условиях полного развала вооруженных сил и кризиса в экономике Шеварднадзе заявил о согласии вступить в СНГ, взамен попросив военной помощи у России, Армении и Азербайджана. Это переломило ход событий. Россия «рекомендовала» абхазам остановить наступление.

С 23 июня 1994 года на территорию Абхазии введены «миротворческие силы» России или, как их называют, силы СНГ – фактически это те же российские подразделения ВДВ (345 гв.пдп), переброшенные в Абхазию в августе 1992 года.

Вдоль реки Ингури с Абхазской стороны (в Гальском районе) установлена 12-километровая «зона безопасности» и выставлены посты безопасности силами 345 гв.пдп.

Единственным районом Абхазии, который продолжает контролировать Грузия, является Кодорское ущелье, но и там силами 345 гв.пдп были выставлены посты безопасности.

Приказом Министра Обороны РФ 30 апреля 1998 года 345 гв. пдп был расформирован и прекратил свое существование в районе применения (г.Гудаута — Абхазия) без вывода в пункт постоянной дислокации на территорию России. Почти за 6 лет выполнения боевых задач в зоне вооруженного конфликта личный состав полка продолжил свои боевые традиции, за что неоднократно был отмечен боевыми государственными наградами.

Но другие миротворческие силы от ВДВ продолжали выполнять миссию полка, используя накопленный боевой опыт 345 гв.пдп.

В течение пяти лет от завершении конфликта (с октября 1993 по октябрь 1998 года) Абхазия существовала в условиях фактической блокады со стороны как Грузии, так и России.

Затем Россия начала постепенно восстанавливать хозяйственные и транспортные связи. Российские власти утверждают, что все контакты между Россией и Абхазией осуществляются на частном, негосударственном уровне.

В частности, в начале сентября 2004 возобновилось прерванное 12 лет назад железнодорожное движение по маршруту Сухуми – Москва. Для восстановления дороги в Абхазию из Ростова была доставлена специальная техника, в том числе три вагона шпал. Было восстановлено 105 км железнодорожного полотна, более 10 км тоннелей.

В конце сентября установлено регулярное автобусное сообщение между Сочи и Сухуми. При этом российско-грузинская граница на Военно-Грузинской дороге была, наоборот, закрыта после теракта в Беслане.

Грузия пытается лишить Россию той исключительной посреднической миротворческой роли, которую она исполняет в Абхазии и Южной Осетии. Обвиняя Россию в пристрастности, президент Саакашвили хотел бы заменить российский миротворческий контингент войсками НАТО или, по крайней мере, дополнить российские войска подразделениями других стран СНГ — например, Украины. По мнению России, это может привести к развитию ситуации по » косовскому сценарию», этническим чисткам и обострению вооруженных конфликтов. С другой стороны, страны СНГ не горят желанием направлять своих военнослужащих в Грузию.

Нет практически ни одного аспекта российско-грузинских отношений, который бы не подвергся критике со стороны нового грузинского руководства. Одно из главных обвинений, предъявляемых России, заключается в том, что российская сторона провела активную кампанию по предоставлению российского гражданства и выдаче российских паспортов жителям Абхазии и Южной Осетии.

Особое раздражение в Москве вызывают требования Грузии о выводе российских военных баз с ее территории и об изменении мандата миротворческих операций в Южной Осетии и Абхазии путем их перевода под эгиду ООН или ОБСЕ. Именно эти две проблемы являются определяющими в отношениях между двумя странами. Без их разрешения вряд ли удастся выйти на подписание так называемого Большого договора о межгосударственных отношениях.

Грузия согласна вместо российских военных баз создать совместные антитеррористические центры — но только после вывода российских баз. Россия хотела бы просто трансформировать свои базы в эти центры, сохраняя свое военное присутствие в Грузии.

На рубеже 80-90-х годов 20 века между Грузией и Абхазией возник этнополитический конфликт . Грузия хотела отделиться от Советского Союза, а Абхазия, наоборот, стремилась остаться в составе СССР, отделившись, в свою очередь, от Грузии. Напряженность отношений между грузинами и абхазами привела к созданию грузинских националистических группировок, требовавших ликвидировать абхазскую автономию.

После распада Советского Союза конфликт Грузии и Абхазии перешел в стадию открытого противостояния. 9 апреля 1991 года президент З. Гамсахурдиа провозгласил независимость Грузии. В январе следующего года он был свергнут, а пост президента занял Эдуард Шеварднадзе. 21 февраля 1992 года Верховный совет Грузии отменил советскую Конституцию и восстановил Конституцию Грузинской демократической республики, принятую в 1921 году.

В марте 1992 года Э. Шеварднадзе возглавил Государственный Совет, который контролировал всю территорию Грузии, кроме Южной Осетии, Аджарии и Абхазии. Если с Южной Осетией и Аджарией удалось договориться, то с Абхазией дела обстояли иначе. Абхазия входила в состав Грузии в качестве автономной области. Отмена советской Конституции Грузии и восстановление Конституции 1921 года лишило Абхазию автономии. 23 июля 1992 года Верховный Совет Абхазии восстановил Конституцию Абхазской Советской республики, принятую в 1925 году. Грузинские депутаты бойкотировали сессию. С этого времени Совет разделился на грузинскую и абхазскую части.

В Абхазии начались массовые увольнения грузин из силовых структур, создание национальной армии. В ответ на это Грузия ввела в автономию войска под предлогом того, что нужно защищать железную дорогу, которая являлась единственным транспортным маршрутом между Россией и Арменией, воевавшей в то время с Азербайджаном. 14 августа 1992 года отряды Национальной гвардии Грузии вошли в Абхазию и за несколько дней заняли практически всю территорию автономии, включая Сухуми и Гагру.

Верховный Совет Абхазии перебазировался в Гудаутский район. Абхазское и русскоязычное население начало уезжать из автономии. Абхазские отряды получили поддержку со стороны чеченцев, кабардинцев, ингушей, черкесов, адыгейцев, которые заявили, что готовы помочь этнически родственному народу. Конфликт перестал быть только грузино-абхазским, а разросся до общекавказского. Повсюду началось формирование ополченческих отрядов, которые отправлялись в Абхазию. Стороны готовились к войне, Россия пока не вмешивалась, предложив, однако, выступить в качестве посредника и уладить конфликт мирным путем.

В октябре 1992 года абхазы и ополченческие отряды отбили у грузин город Гагра, установили контроль над стратегически важной территорией рядом с российской границей и стали готовиться к наступлению на Сухуми. По неподтвержденным данным, в захвате Гагры участвовали и русские танки. Грузия обвиняла Россию в том, что та обеспечивала Абхазию оружием, но абхазское руководство утверждало, что пользовалось только захваченным оружием и техникой. В частности, после захвата Гагры в руки абхазцев перешли около десяти машин пехоты и бронетранспортеры.

В зоне конфликта оказались несколько частей российских Вооруженных Сил. Они сохраняли нейтралитет, охраняли имущество Министерства обороны РФ, обеспечивали безопасность эвакуации мирного населения и отдыхающих, доставки продуктов в блокированный город Ткварчели. Несмотря на нейтральную позицию, которую занимала российская сторона, грузинские отряды неоднократно обстреливали русских, они были вынуждены отвечать тем же. Такие перестрелки приводили к жертвам среди мирного населения.

Летом 1993 года абхазы начали наступление на Сухуми. После длительных боев город был полностью блокирован абхазами, обе стороны пошли на переговоры. 27 июня 1993 года в Сочи было подписано соглашение о прекращении огня. Россия на этих переговорах выступала в роли гаранта. В августе грузинская сторона вывезла из Сухуми почти все тяжелое вооружение и вывела большую часть войск. По одной из версий это было связано вовсе не с сочинским соглашением, а с тем, что в самой Грузии в том момент назревал внутренний конфликт.

Абхазы воспользовались сложившейся ситуацией, нарушили соглашение и 16 сентября 1993 года начали захват Сухуми. Грузины попытались перебросить войска в город на гражданских самолетах, но абхазы сбивали с зенитных установок самолеты, заходящие на посадку в аэропорту Сухуми. По неподтвержденным данным, это стало возможно благодаря помощи со стороны России.

27 сентября Сухуми был захвачен, а к 30 сентября под контролем абхазских отрядов и северокавказских формирований была уже вся территория автономии. Этнические грузины, опасаясь предполагаемой угрозы со стороны победителей, в спешке стали покидать родные дома. Некоторые самостоятельно ушли в Грузию через горные перевалы, другие были вывезены по морю. В этот период Абхазию покинуло около 300 тысяч человек. Лишь немногие из них и только через несколько лет смогли вернуться домой. По неподтвержденным данным, около 10 тысяч мирных жителей погибли во время переселения из автономии.

Внутренние проблемы заставили Э. Шеварднадзе вступить в Союз независимых государств (СНГ) и попросить помощи у России. Тогда Россия посоветовала Абхазии остановить наступление. Грузинская фракция абхазского парламента переехала в Тбилиси, но продолжала работать.

23 июня 1994 года в Абхазию вошли миротворческие силы СНГ. В качестве миротворцев выступили российские подразделения, которые находились здесь и раньше. Была установлена так называемая «зона безопасности» вдоль реки Ингури. Под контролем Грузии осталось только Кодорское ущелье. В результате Абхазской войны погибло около 17 тысяч человек, около 300 тысяч жителей (больше половины населения) были вынуждены переселиться в Грузию.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • 1. Предыстория конфликта
  • 2. Исторический ход событий
  • 3. Последствия конфликта
  • 4. Участие третьих сторон в конфликте
  • 5. Современное состояние в зоне конфликта
  • 6. Программа урегулирования конфликта
  • Заключение
  • Cписок литературы
  • Приложение
  • межнациональный конфликтный война абхазия
  • Введение

Одной из самых важных проблем на современном этапе развития международных отношений является проблема, вооруженных конфликтов. На Кавказе возник серьезный очаг международной напряженности. События в Нагорном Карабахе, Абхазии, Южной Осетии, Чечне обрели характер военных конфликтов. Этот очаг военных столкновений представляет большую угрозу международному миру и стабильности, так как Кавказский регион исторически, экономически и психологически обладает высоким внутренним потенциалом конфликтности.

Трагическую историю неразрешимого противоречия имеет грузино-абхазская межнациональная конфликтная ситуация, длящаяся с 1988 по настоящее время.

Грузино-абхазская война 1992-1993 годов имела огромные последствия для постсоветского пространства: блокировала транспортные артерии, существенно затруднив сообщение между Россией и Закавказьем; стала важнейшим препятствием для развития российско-грузинских отношений; была причиной бегства массы жителей Абхазии.

Целью настоящей работы является комплексное исследование вооруженного конфликта в Абхазии.

1. Предыстория конфликта

Грузино-абхазский конфликт имеет глубокие исторические корни.

Абхазы - этнос, близкий по языку к адыгским народам Северо-Западного Кавказа. К началу XIX в. Абхазское княжество находилось под формальным протекторатом Османской империи. В 1810 г. началось инкорпорирование княжества в Российскую империю. До 1864 г. оно пользовалось фактической автономией. В результате антироссийского восстания 1866 г. (вызванного ликвидацией Абхазского княжества и переходом к общеимперской юрисдикции) и событий русско-турецкой войны 1877-1878 гг. значительная часть абхазов была выслана (или принуждена к эмиграции) за пределы Российской империи. В конце XIX-начале ХХ вв. Сухумский округ входил в состав Кутаисской губернии, а затем подчинялся российской кавказской администрации в Тифлисе. В 1904-1917 гг. Гагра и прилегающие к ней районы входили в состав Сочинского округа Черноморской губернии. Таким образом, в дореволюционный период территория сегодняшней Абхазии была разделена между различными административно-территориальными образованиями Российской империи.

После распада Российской империи и образования на ее территории новых независимых государств, Абхазия была включена в состав Грузинского государства. Этот процесс сопровождался вводом грузинских войск на территорию Абхазии и разгоном абхазского Народного совета.

В 1921 году была провозглашена Советская социалистическая республика Абхазия. В декабре того же года она вошла в соответствии с союзным договором в состав Грузии - уже советской. В 1931 году была создана Абхазская АССР в составе Грузинской ССР.

При Сталине грузинским республиканским руководством проводилась жесткая политика дискриминации по отношению к абхазскому населению. В 1937-1938 гг. в основу абхазского алфавита была положена грузинская графика, в 1945-1946 гг. обучение в абхазских школах было переведено на грузинский язык, были заменены многие абхазские топонимы. Впоследствии дискриминационные меры по отношению были существенно смягчены, появились СМИ на абхазском языке, возродилось национальное образование.

Однако в период 1960-1980-е гг экономическая политика Грузинской ССР была нацелена на изменение этнодемографического баланса не в пользу абхазов. И если в 1959 г. на территории Абхазии проживало 158 221 грузин (абхазов - 61 193), то в 1970 г. - 213 322 грузин (абхазов - 83 907). В 1979 г. грузины составляли уже 43,8% населения автономии.

В 1957, 1967, 1977 гг. представителями абхазской этнонациональной интеллигенции готовились обращения к руководству СССР с просьбами о выходе из состава Грузинской ССР и вхождении в состав РСФСР (или образования самостоятельной Абхазской ССР). 22 февраля 1978 года это обращение стало предметом рассмотрения на Абхазском бюро обкома под названием "О неправильных взглядах и клеветнических измышлениях, содержащихся в коллективном письме от 10 декабря 1977 года". Однако решение обкома вызвало жесткую реакцию населения. 29 марта 1978 года собрался сход жителей села Бзыбь и нескольких сел Гудаутского района с требованиями о прекращении миграции грузин на территорию Абхазии.

В 1978 году при принятии Конституции Абхазской ССР было принято компромиссное решение, абхазский язык наряду с грузинским и русским стал государственным на территории автономии.

Таким образом, "российский фактор" в абхазском движении возник еще задолго до грузино-абхазского конфликта.

С началом этнонационального самоопределения грузин в период Перестройки обострился и "абхазский вопрос". В марте 1989 года в селе Лыхны Гудаутского района состоялся 30-тысячный сход, на котором было заявлено о необходимости возвращения Абхазии "политического, экономического и культурного суверенитета в рамках ленинской идеи федерации".

Абхазский форум "Айдгылара" 8 июля 1989 года обратился к Председателю Верховного Совета СССР Михаилу Горбачеву с просьбой о немедленном введении особого порядка управления Абхазией. 15-18 июля 1989 года в Сухуми прошли первые вооруженные столкновения между грузинами и абхазами. В течение двух недель трагического июля погибло 12 человек. Именно тогда были заложены фундаментальные предпосылки для трагедии 1992 года.

Распад СССР стал одной из главных причин приведших к военной конфронтации между Грузией и Абхазией, произошло столкновение противоречащих друг другу международных императивов: принципа нерушимости границ (Грузия) и права народов на самоопределение(Абхазия).

9 апреля 1991 г. Верховным Советом Грузии был принят Акт о восстановлении государственной независимости Грузии, которым Грузия провозглашалась правопреемницей Грузинской демократической республики 1918-1921 гг. Таким образом, на территории бывшей ГССР возникло два несвязанных друг с другом государства - Грузия, заявившая о своей независимости и выходе из СССР, и Абхазия, которая продолжала оставаться субъектом Советского Союза. Следовательно, государственно-правовые отношения между Абхазией и Грузией, созданные и регулировавшиеся советским законодательством, были прекращены также на основании советского законодательства. Из этого следует, что к моменту принятия Грузии в ООН, она не имела никакого отношения к Абхазии, и признание ООН территориальной целостности Грузии в пределах границ бывшей ГССР на 21 декабря 1991 г. лишено правовых оснований.

Все это происходило на фоне обострения межнациональных отношений в Абхазии.

2. Исторический ход событий

В целях преодоления правовой неурегулированности между республиками Верховный Совет Абхазии 23 июля 1992 года решил восстановить действие на территории Абхазии Конституции Абхазии 1925 года, а также приняты новые Герб и Флаг Республики Абхазия.

14 августа 1992 года только что вступившая в ООН Грузия развязала войну против Абхазии. Грузинские войска при поддержке боевой авиации, более ста танков, другой бронетехники, артиллерии, вторглись в Абхазию и оккупировали часть ее территории.

На оккупированной территории производилась этническая чистка (по отношению к абхазскому, армянскому, русскому, греческому населению).

С 1989 г. до сегодняшнего дня грузино-абхазский конфликт новейшего времени прошел несколько этапов.

Первый этап (март 1989 - июль 1992 г.) - политико-правовой. На первом этапе борьба шла между абхазской и грузинской общинами в самой Абхазии.

Второй этап (июль 1992 - июль 1994 гг.) - военно-политический. В связи с восстановлением действия Конституции Абхазии 1925г., в соответствии с которой она являлась суверенным государством; которое в Тбилиси признали незаконным и не имеющим силы; начался конституционный конфликт. Далее - ответная реакция грузинских властей - ввод войск Госсовета Грузии на территорию Абхазии - это и стало началом крупного вооруженного столкновения. Грузино-абхазский конфликт из межэтнического противоборства на территории Абхазии перерастает в военное столкновение между грузинским государством и мятежной территорией. С этого времени абхазское национальное движение из просоветского превращается в сепаратистское. Своей главной целью оно видит выход из состава независимой Грузии. Осенью 1993 г. Грузия терпит военное поражение и фактически теряет свой контроль над территорией Абхазии. Однако это событие не положило конец военному противоборству между конфликтующими сторонами.

Третий этап (июль 1994 г. - настоящее время) - попытки урегулирования последствий грузино-абхазского конфликта. Рубежом между вторым и третьим этапом стала масштабная миротворческая операция российских миротворческих сил. С 1994 г. грузино-абхазский конфликт, несмотря на отдельные эксцессы в 1998 и 2001 гг., перешел в формат переговорного процесса между противоборствующими сторонами при участии России и международных структур - о статусе Абхазии и проблеме возвращения грузинских беженцев в места их прежнего проживания.

Как и Грузия в начале 1990-х гг., Абхазия после обретения фактической независимости сделала ставку на этничность как главный принцип организации власти. Фактически она позиционировала себя как этническое государство.

3. Последствия конфликта

Вооружённый конфликт 1992--1993 годов, по обнародованным данным сторон, унёс жизни более 20 тыс. человек. Потери экономики автономии составили 10,7 млрд долларов. Около 250 тысяч грузин (почти половина населения) были вынуждены бежать из Абхазии, из 50 тыс. репатриировавшихся в течении 1994-97 годов 30 тыс. снова бежали в Грузию после событий 1998 года. По данным предоставленным грузинской стороной в ООН на ноябрь 2004 года, в Грузии и за её пределами было официально зарегистрировано 280 тыс. беженцев из Абхазии. Однако сейчас по заявлению властей Грузии число беженцев составляет более 500 тысяч, при чем только на территории Грузии. Несмотря на отказ в помощи от правительства Грузии 90 тысяч беженцев уже вернулось к себе в дома при поддержке правительства Абхазии.

Неурегулированность отношений между мятежной автономией и Грузией, наличие многотысячных групп грузинских беженцев является постоянным источником напряжённости на Кавказе, средством давления на руководство Грузии.

В течение пяти лет после завершения конфликта Абхазия существовала в условиях фактической блокады со стороны как Грузии, так и России. Затем, однако (особенно с приходом к власти Владимира Путина), Россия, вопреки решению саммита СНГ, запрещающему любые контакты с сепаратистами, начала постепенно восстанавливать трансграничные хозяйственные и транспортные связи с Абхазией. Российские власти утверждают, что все контакты между Россией и Абхазией осуществляются на частном, негосударственном уровне. Грузинское руководство считает предпринимаемые со стороны России действия попустительством сепаратистскому режиму. В начале сентября 2004 возобновилось прерванное 12 лет назад железнодорожное движение по маршруту Сухум-Москва. В конце сентября 2004 было установлено регулярное автобусное сообщение между Сочи и Сухумом. Несмотря на оживление российско-абхазских контактов, экономика Абхазии (промышленность и туристический бизнес) так и не восстановлены в полном объёме.

4. Участие третьих сторон в конфликте

Урегулирование грузино-абхазского конфликта находится в зависимости от состояния глобального противоборства, оно отражает геополитические процессы, происходящие на постсоветском пространстве.

Роль России в грузино-абхазском конфликте и процессе его урегулирования многопланова. Каким бы неоднозначным ни было восприятие ее поведения во время войны, с помощью России было достигнуто прекращение огня, которое продолжается с 1994 г.

Кавказ являлся стратегическим пограничьем Российской Федерации. Взаимосвязь этнических групп, таких как, например, абхазы и адыги, сделала Северный Кавказ и Закавказье зоной, в которой нестабильность перетекает через границы. В этой связи у России есть озабоченности стратегического характера, относящиеся к ее военным базам в Грузии, шоссейным и железнодорожным путям сообщения с Закавказьем, идущим через Абхазию, портам на Черном море, туристической индустрии и русскому меньшинству в Абхазии. Озабоченности в экономической сфере, в особенности связанные с нефтепроводными маршрутами, становятся все более значимым аспектом отношений России с Кавказом и неотъемлемой частью более широких политических интересов.

Характер поражения Грузии в Абхазии был таков, что с учетом восстания Гамсахурдиа в октябре 1993 г., руководство страны опасалось распада самой Грузии. Президент Шеварднадзе понимал необходимость российской поддержки для того, чтобы не допустить победы восстания Гамсахурдиа, и пошел на вступление в СНГ в качестве платы за удержание власти и сохранение единства страны. Непрочность положения Грузии и определяла обстановку, в которой проходили переговоры с Абхазией в последующие месяцы.

Логика интенсивных переговоров, проходивших под эгидой ООН и при активном посредничестве России, определялась рядом стратегических соображений. Грузия искала пути пересмотра своих отношений с Россией с целью гарантировать свою территориальную целостность и вновь овладеть Абхазией. В феврале 1994 г. Россия и Грузия подписали серию соглашений, которые предусматривали оказание помощи со стороны России в развитии грузинской армии, дислокацию российских пограничников и, что особенно важно, право России держать свои военные базы в Грузии. Взамен была признана территориальная целостность Грузии, но никаких конкретных договоренностей по урегулированию конфликта принято не было.

Абхазы вступили в переговорный процесс, обеспокоенные изменениями в отношениях России с Грузией, но одновременно опасаясь, что вывод российских войск обесценил бы их военную победу и подорвал бы шансы перевести ее в политические завоевания.

В результате, каждая из сторон стремилась добиться собственного варианта прекращения огня и использования сил по поддержанию мира: грузины исходили из того, что развертывание миротворческих сил по всей Абхазии должно обеспечить массовое возвращение ВПЛ, тогда как абхазы добивались четкой разграничительной линии прекращения огня по Ингури для демаркации завоеванной ими территории. Интерес России состоял в том, чтобы миротворцы и процесс мирного урегулирования находились под ее контролем. ООН готова была передать России ответственность за осуществление миротворческой деятельности, отчасти из-за отсутствия прогресса в деле достижения политического урегулирования, отчасти из-за отсутствия возможности развернуть собственные миротворческие силы и отчасти из-за признания того, что Грузия и Абхазия находятся в сфере интересов России.

США пытаются сосредоточить на себе все решения связанные с урегулированием конфликтов на пространстве СНГ, в том числе конфликт между Грузией и Абхазией. Для Белого дома все предельно ясно. Нет сомнений в том, что США пытаются лишить Россию влияния в традиционной зоне российских интересов, оттеснить Москву от урегулирования постсоветских конфликтов. Принимая активное участие в разрешении конфликтов, Вашингтон, тем самым реализует свои амбициозные планы в контроле не только над территориями бывшего Союза, но и в непосредственном осуществлении различных энергопроектов.

В настоящее время грузино-абхазский конфликт переживает стадию перерастания его в проблему совершенно иного уровня. Создается новый расклад сил на Кавказе. С начала XXI века все более четко определяются интересы США, их определяют, прежде всего, заинтересованность в энергоресурсах каспийского бассейна, желание изолировать Закавказье от влияния России, поддержание интересов основных своих партнеров - Турции и Израиля. В этом контексте рассматриваются и стратегические интересы США, направленные на обеспечение гарантий независимости и территориальной целостности Грузии. Наличие же американских военных баз вблизи от Каспийского моря не может не рассматриваться и в качестве попытки усилить позиции США в выборе путей транспортировки каспийской нефти. По словам Примакова Е.М., в этом плане немалое значение имеет обозначившееся под флагом борьбы с терроризмом американское присутствие и в Грузии, ведь судя по всему, администрация Буша стремится укрепить стремление некоторых американских крупных нефтяных компаний протянуть нефтепровод через Иран и лоббирует дорогостоящий (по различным оценкам, от 2,5 до 4 млрд. долларов), но стратегически выгодный для США нефтепровод, способный перекачивать до 1 млн. баррелей в день из Баку через Грузию в турецкий порт на Средиземном море Джейхан.

5. Совреме нное состояние в зоне конфликта

20 мая 1998 года, хорошо вооружённые абхазские силы, состоящие приблизительно из 3 500 военнослужащих регулярной армии и 1 100 военнослужащих нерегулярных войск с T-55 и танками T-72, БМП и системами артиллерии 122-миллиметровым калибром, вошла в Гальский район. Грузинские партизаны, вооружённые только гранатомётами и автоматами, перешли, чтобы отстоять грузинские деревни, к траншейной войне. Самая серьезная борьба шла за деревни Кхумушкури, Квемо Барджеби, Саберио и Сида. Абхазские силы продолжали своё наступление в течение шести дней.

К 26 мая абхазские силы взяли под свой контроль почти целый Гальский район. Грузинские и абхазские делегации заключили соглашение о перемирии 25 мая в Гагре. Согласно соглашению, обе стороны должны были отозвать свои вооружённые силы из Гальского района, в 6 часов утра, 26 мая. Для установления контроля над ситуацией была образована специальная комиссия, составленная из представителей Организации Объединённых Наций и других международных организаций

Попытка вооруженным путем установить контроль над Абхазией произошла осенью 2001 года со стороны грузинских вооруженных отрядов под руководством Представителя президента Грузии в Кодорском ущелье Эмзара Квициани при поддержке чеченских боевиков полевого командира Руслана Гелаева.

25 сентября 2001 года боевики и грузинские формирования общей численностью около 450-500 человек безуспешно попытались захватить Гульрипшский район Абхазии. Официальный Тбилиси отверг свою причастность к этой антиабхазской акции. Высказываются мнения, что в планы Грузии входило дождаться установления контроля чеченских боевиков над Сухуми, а затем под предлогом войны с терроризмом провести якобы антитеррористическую операцию против них, попутно захватив Абхазию.

Россия отреагировала на данный инцидент требованием о выдаче Грузией боевиков. В Абхазию и Южную Осетию были введены группы российских миротворческих сил.

В середине июля 2006 парламент Грузии принял резолюцию, требующую вывода российских миротворческих сил из Абхазии и Южной Осетии. В ответ на это парламент Абхазии призвал все страны, в том числе Россию, "незамедлительно начать процесс официального признания независимости Республики Абхазия", а также решил обратиться к ООН, ОБСЕ и другим международным организациям с просьбой "пресечь милитаристские планы грузинского руководства".

25 июля 2006 подразделения грузинских вооружённых сил и МВД (до 1,5 тыс. человек) были введены в Кодорское ущелье, составляющее более трети Абхазии, для проведения спецоперации против местных вооружённых сванских формирований, в ответ Абхазия выдвинула в район Кодорского ущелья артиллерийские и разведывательные подразделения. 27 сентября 2006, указом президента Грузии Кодори был переименован в Верхнюю Абхазию.

Грузинские власти контролировали Кодорское ущелье до вооружённого конфликта в Южной Осетии, когда абхазские войска провели военную операцию, в результате которой Кодорское ущелье перешло под контроль Абхазии.

В конце апреля 2008г. над Абхазией уже был сбит беспилотный самолёт-разведчик, незаконно залетевший с территории Грузии. Этот инцидент вызвал серьёзный международный скандал. Грузия обвинила Россию в том, что её военно-воздушные силы сбили самолёт, а также потребовала рассмотрения этого случая в Совете Безопасности ООН. После этих событий ситуация в зоне грузино-абхазского конфликта резко обострилась. Москва ввела в Абхазию дополнительные силы миротворцев, а Тбилиси расценил этот шаг как военную агрессию.

30 апреля Россия увеличила численность миротворческого контингента в Абхазии с двух до трёх тысяч человек, что вызвало протест грузинской стороны.

9 августа Абхазия начала военную операцию по вытеснению грузинских войск с территории Кодорского ущелья. Операция закончилась полным успехом 12 августа. Абхазские вооруженные силы потеряли лишь два человека убитыми. Грузинские формирования были полностью вытеснены с абхазской территории

Все события 1998-2008гг, а также инциденты 22 июня и 18 сентября 2009г в районе грузино-абхазского конфликта сопровождались жертвами как среди вооруженных сил Грузии, Абхазии и России, так и среди мирного населения Абхазии и Грузии.

6. Программа урегулирования конфликта

В ходе урегулирования конфликта в Абхазии крайне важно учесть интересы обеих заинтересованных сторон, а именно: предоставить народу Абхазии возможность реализовать свое неотъемлемое право на самоопределение при соблюдении территориальной целостности Грузии в пределах ее международно признанных границ.

Для полиэтнической Грузии модель федеративного устройства является наиболее подходящей. При этом правительство Грузии в целях сохранения самобытности каждой общины многонационального населения Абхазии и содействия развитию ее экономики, должно делегировать властям последней необходимый для этого объем политических и административных полномочий, безусловно, больший, чем был в доконфликтный период.

В условиях неурегулированности конфликта жизненно важное значение приобретает вопрос о физической безопасности населения проживающего в зоне конфликта. Вполне понятно, что до тех пор, пока между Грузией и Абхазией не будет подписано соглашение о мерах по не возобновлению военных действий, гарантом которого будут выступать ООН, Россия либо другие страны или организации, обеспечение безопасности стоит на первом месте.

Одной из основных проблем является проблема беженцев. Интеграция в грузинское общество тех беженцев, которые к этому готовы и лоббирование интересов тех, кто намерен вернуться в Абхазию. Построение прававого государства с демократическими институтами в Грузии и Абхазии, с сильным гражданским обществом, которые станут необходимыми условиями для равноправия и полноценного существования этнических грузин в Абхазии, или абхазского народа в Грузии.

Внутриполитическая стабильность и оздоровление экономики (особенно борьба с коррупцией) является важным условием для реализации крупных международных проектов.

Создание совместного грузино-абхазского транспортного концерна, который будет монопольно контролировать железнодорожные, авиационные, автомобильные перевозки грузов и пассажиров, следующих из зарубежных стран и в зарубежные страны по территории Абхазии и Грузии. Финансированием данного проекта может заинтересоваться какая-либо международная организация.

Легализация деятельности абхазских экономических структур - частных, государственных, смешанных - на территории Грузии, то есть абхазские экономические субъекты, которые зарегистрированы в Сухуми, смогут иметь свободные экономические отношения и работать на территории Грузии. Это поможет способствовать тому, чтобы грузинское государство начало переговоры со странами СНГ, Турцией, Болгарией о легализации деятельности абхазских экономических структур и на их территориях.

Открытие информационного пространства Абхазии. Использование новейших информационных технологий, СМИ, интернет и его возможностей. Создание веб-сайтов, дискуссионных интернет клубов, способствовало бы сближению, получению информации о друг друге. Есть прямые контакты, но полной информации о друг друге стороны не имеют. Поэтому открытие агентств, газет с общими или совместными редакциями, или сотрудничество двух газет было полезным.

Все эти подходы и многие другие, будут способствовать созданию общего информационного, коммуникационного и в какой-то степени экономического.

Заключение

К сожалению, мировое сообщество не выработало действенного механизма разрешения конфликтов, связанных с этническими, территориальными, политическими и правовыми противоречиями. Противоречивость основных принципов международного права, права наций и народов на самоопределение и территориальная целостность государства, двойные стандарты в разрешении подобных конфликтов, в угоду геополитическим устремлениям ведущих стран, осложняют процесс урегулирования подобных конфликтов.

Усилия ООН, ОБСЕ и Российской Федерации на протяжении 10 лет привели к отказу сторон от применения силы в разрешении конфликта, переводу противостояния в рамки переговорного процесса. Обе стороны и грузинская и абхазская, неоднократно заявляли о понимании недопущения применения силы, закрепляя это в совместно подписанных документах. Но, непримиримость сторон в вопросе статуса Абхазии и эскалация напряженности со стороны Грузии ставит под угрозу срыв мирного переговорного процесса.

Грузино-абхазский конфликт оказывает сильное влияние на проблематику транспортировки нефти, вовлекая в свою орбиту стратегические интересы России и Запада. Каждая из сторон стремится с помощью использования определенных рычагов давления достичь собственных интересов. Таким образом, дискуссии вокруг трубопроводов затрагивают не только проблему транспортировки нефти и газа, но и всю стратегию экономического развития, принятого грузинским правительством, а также взаимосвязь между интересами стран Центральной Азии и Кавказа, с одной стороны, и основных экономических игроков, действующих на мировом рынке, - с другой. Да и сами государства постсоветского пространства стремятся побыстрее изжить былую их зависимость от России, создать собственное объединение, способствующее их дальнейшему экономическому процветанию и расширение международной активности.

Желание Грузии войти в блок НАТО рассматривается Абхазской стороной как угроза, они видят в этом отражение косовских событий. Предполагают развитие анологичных событий по отношению к себе.

Грузинская сторона настаивает на том, что данный конфликт является чисто внутренним (гражданской войной), и возражает против его трактовки как "грузино-абхазского", поскольку это узаконивает притязания абхазской стороны на особый статус. Тбилиси заинтересован в скорейшем завершении конфликта с Абхазией, поскольку сюда стали вмешиваться нефтяные интересы: обеспечение безопасности терминала в Супсе и самого нефтепровода Баку-Супса, который прокладывается неподалеку от зоны конфликта. Руководители Грузии готовы обсуждать с абхазскими лидерами статус автономии, но при выполнении предварительных условий, главное из которых - возвращение грузинских беженцев в Гальский район, который они покинули во время войны 1992-1993 гг. Их численность оценивается грузинской стороной в 200 тысяч человек. В результате действий грузинских экстремистов из так называемого "Белого легиона", нападавших на абхазов в Гальском районе, еще 30-40 тыс. грузин бежало отсюда.

Абхазская сторона не возражает против заключения с Тбилиси договора федеративного, конфедеративного либо союзного, но не приходится сомневаться, что это - лишь эвфемизмы для реализации идеи обособления от Грузии и создания независимого государства. Официальные лица Абхазии предлагают отношения "равного партнерства" в рамках конфедерации, на что официальный Тбилиси пока не соглашается, предпочитая обсуждать варианты федерации или "общего государства".

Cписок литературы

1. Александров. Д// Грузия красит каски// Взгляд// 2008

2. Аспекты грузино-абхазского конфликта // Ирвайн// 2002//с 288

3. Дегоев. В. В.//Большая игра на Кавказе: история и современность// Статьи, очерки, эссе.// "Русская панорама"// 2001//с 350

4. Жирохов. М.А.//Абхазский излом //2003//с 270

5. Казенин. К. И// Грузино-абхазский конфликт 1917-1992// Москва// Издательство "Европа"//2007//с 380

6. Лежава. Г. П// Между Грузией и Россией.// Москва// 1997//с 280

7. Малышева. Д. Б //Конфликты в развивающемся мире, России и СНГ: религиозный и этнический аспекты// Москва //1997//с 230

8. Мяло. К. Г //Россия и последние войны XX века (1989-2000) К истории падения сверхдержавы//2000//с 340

9. Пряхин. В. Ф//Региональные конфликты на постсоветском пространстве//2000//с 340

10. Сидорина. Т. Ю, Полянников. Т. Л. //НАЦИОНАЛИЗМ теории и политическая история// Москва //2006//с 230

11. Хагба. В// Агрессия Грузии и Международное право.// Гагра-1995

12. Харабуа. Р.//Геополитические притязания России и США в урегулировании грузино-абхазского конфликта // АПСНЫПРЕСС, 21.09.2006

13. Шария. В. //Абхазская трагедия//1993г//с 358

14. Шнирельман. В. А// Войны памяти мифы, идентичность и политика в Закавказье// Москва //2003//с 456

15. Лакоба. С // Абхазия -де-факто или Грузия де-юре?//2001//с 160

Приложение 1

Приложение 2

Распределение миротворческих сил в 2007г

Приложение 3

Территория "Верхней Абхазии" 2006

Приложение 4

Разитие грузино-абхазского конфликта в 2008

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Первая агрессия Грузии. Напряжённость между грузинами и абхазами в конце 1980-х годов. Вооружённый конфликт (1992-1993). Контрнаступление абхазских сил. Разгром грузинских войск. Последствия и итоги конфликта, состояние отношений на современном этапе.

    презентация , добавлен 13.06.2014

    Проблема вооруженных конфликтов в современных международных отношениях. Предыстория грузино-абхазского конфликта. Социально-политические причины, приведшие к вооруженному конфликту в Абхазии. Исторический ход событий. Участие третьих сторон в конфликте.

    курсовая работа , добавлен 02.05.2009

    Национальные интересы Российской Федерации и развитие политической ситуации в других странах СНГ. Динамика российско-грузинских отношений в 1991-2003 гг. Грузино-абхазский конфликт как арена политической борьбы: роль российских миротворческих сил.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2010

    Вооруженные конфликты на территории Кавказа, причины их происхождения, последствия и механизмы их урегулирования. Особенности военно-политического конфликта в Южной Осетии. Анализ публикаций в период военных действий в зоне грузино-осетинского конфликта.

    реферат , добавлен 14.06.2010

    Понятие политического конфликта. Грузино-абхазские отношения в исторической перспективе. Предпосылки развития конфликта. Анализ военных действий. Участие и роль третьих стран в развитии Грузино-абхазского конфликта. Позиция Запада на Кавказе.

    дипломная работа , добавлен 02.11.2010

    Политико-правовой и военно-политический этапы грузино-абхазского конфликта, попытки его урегулирования. Переговорные процессы, происходящие под эгидой ООН и под эгидой России. Выявление причин неэффективности официального переговорного процесса.

    дипломная работа , добавлен 10.07.2017

    История и предпосылки развития конфликта, грузино-абхазские отношения в исторической перспективе, их идеологический и политический аспекты. Анализ хода военных действий, участие и роль третьих стран в развитии конфликта, проблема возвращения беженцев.

    дипломная работа , добавлен 11.10.2010

    Основные концептуальные положения национальной политики в России, задачи национально-культурного самоопределения и межнациональной консолидации россиян. История развития российско-грузинских отношений, анализ их проблем и перспектив на современном этапе.

    курсовая работа , добавлен 09.09.2011

    Исторические корни этнонациональных конфликтов на территории Грузии. Обстановка в зонах грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов. Урегулирование конфликтов при участии международных организаций, возможные варианты силового решения конфликтов.

    дипломная работа , добавлен 21.11.2010

    Развитие и современное состояние российско-грузинских отношений с 1991-2008 гг. Южно-осетинский конфликт 2008 г. и его влияние на российско-грузинские отношения. Влияние противостояния между Грузией и Россией на общественное мнение граждан обеих стран.


1. Природа конфликта.

Исторические корни конфликта:

Отсутствие общей государственности у Абхазии и Грузии. В состав СССР Абхазия и Грузия входили в составе равноправных субъектов Закавказской СФСР;

Окончательное закрепление Абхазии в составе Грузии во время правления И.Сталина // благоприятные условия для Грузии;

Различия в менталитете абхазского и грузинского народов;

Ущемления интересов абхазского народа в пользу грузинского большинства в Грузинской ССР, что приводило к волнениям в Абхазии (к примеру, в 1970-х годах, после очередных волнений, союзные власти пошли на уступки и предоставили сухумскому ВУЗу статус Абхазского государственного университета). Однако отдельные уступки не меняли общую ситуацию к лучшему;

Политика насаждения грузинского языка (наименования городов в соответствии с грузинской орфографией – "Сухуми" вместо "Сухум" и пр.);

Неравенство в распределении трудовых ресурсов – к примеру, на крупных предприятиях союзного значения до 80% рабочей силы было "привозной", в основном – из "центральной" Грузии;

Создание режима благоприятствования грузинам, переселявшимся в Абхазию;

Попытка силового решения абхазской проблемы в 1992 году для решения внутриполитических грузинских вопросов // "маленькая победоносная война";

Ликвидация грузинскими властями статуса автономии для Абхазии в начале 1990-х.

Следует учитывать, что при провозглашении независимости Грузии был грубо нарушен Закон СССР "О порядке выхода союзной республики из состава Советского Союза". В частности, в тех союзных республиках, в которых существовали автономии (Абхазия – имела статус автономной республики, Южная Осетия – автономной области), в этих автономиях должны были проводиться референдумы, на которых население автономий само должно было определять свою судьбу. Ни в Абхазии, ни в Южной Осетии референдумы проведены не были.

Грузино-абхазский конфликт - этнополитический конфликт между центральной властью Грузии и сепаратистски настроенным руководством автономной республики Абхазия. В более широком смысле, является одним из проявлений геополитического конфликта в кавказском регионе, обострившегося в конце XX века в связи с распадом СССР.

Стороны стоят на принципиально противоположных позициях по главному вопросу - о статусе Абхазии. Теоретически, грузинское руководство согласно предоставить Абхазии всю полноту суверенитета, кроме права иметь собственную армию, флот и вести внешнюю политику. Вместе с тем, Тбилиси крайне болезненно относится к самой идее государственности Абхазии, опасаясь, что предоставление ей даже федеративного статуса может повлечь за собой дезинтеграционные процессы и "расползание" других районов страны. Абхазская сторона согласна на некое "федеративное объединение" в рамках "союза Грузии и Абхазии".

Напряжённость между грузинами и абхазами начала усиливаться в конце 1980-х годов, что было вызвано призывами грузинских националистических группировок к независимости от СССР. Абхазское руководство, наоборот, хотело бы остаться в составе СССР, особенно после того, как в 1989 году в Тбилиси прошли массовые демонстрации, в ходе которых, в частности, звучали требования ликвидации абхазской автономии. Опасаясь новой волны «грузинизации», абхазские власти рассматривали для себя отделение от Грузии как более предпочтительный вариант. При этом следует отметить, что на тот период абхазы составляли национальное меньшинство в республике (17 %).

В 1992 г. новый Госсовет под руководством Э.Шеварднадзе отменил грузинскую Конституцию 1978 г. и заменил ее "досоветской" Конституцией 1921 г., где автономный статус Абхазии был упомянут, но юридически не уточнен. В ответ на этот односторонний шаг Тбилиси последовало одностороннее решение парламента Абхазии о восстановлении подготовленного в 1925 г. проекта Конституции, в котором Абхазия объявлялась суверенным государством. Это решение, принятое в парламенте Абхазии незначительным большинством, состоявшим из делегатов от абхазской этнической общины и отдельных партнеров по коалиции, нарушило действующие в Абхазии правила о необходимости большинства в две трети голосов для принятия конституционных изменений. Тбилиси, таким образом, терял свой контроль над Абхазией.

14 августа 1992 г. грузинские военизированные отряды вступили в Абхазию под предлогом защиты железнодорожных линий от вооруженных отрядов сторонников Гамсахурдия (свергнутого до этого националистически настроенного президента Грузии). На самом деле они попытались взять под военный контроль всю территорию и вступили в Сухуми. Ввод грузинских войск привёл к массовому бегству абхазского и русскоязычного населения, в том числе на территорию России. Здесь абхазские отряды получили поддержку оружием и многочисленными добровольцами, в том числе со стороны Конфедерации горских народов Кавказа.

Получив пополнения и большое количество современного вооружения, абхазы перешли к наступательным действиям. Взяв Гагру, абхазы установили контроль над стратегически важной территорией, прилегающей к российской границе, наладили линии снабжения с поддерживающей их Конфедерацией горских народов Северного Кавказа, и стали готовиться к наступлению на Сухуми.

27 июля 1993 года после длительных боёв в Сочи было подписано Соглашение о временном прекращении огня, в котором Россия выступала в роли гаранта. К сентябрю 1993 года абхазскими и северокавказскими вооружёнными формированиями контролировалась уже вся территория автономии. Грузинские войска вынуждены были покинуть Абхазию.

В результате этнических чисток - самых массовых на постсоветской территории - более половины населения автономии было вынуждено покинуть свои дома.

Последствия конфликта. Вооружённый конфликт, по официальным данным, унёс жизни 17 тыс. человек, в том числе 4 тыс. абхазов. Более 270 тысяч грузин (больше половины населения) были вынуждены бежать из Абхазии (по данным ООН на ноябрь 2004 года, в Грузии и за её пределами было официально зарегистрировано 280 тыс. беженцев из Абхазии). Потери экономики автономии составили 10,7 млрд. долларов.

Попытки урегулирования конфликта. На встрече в Москве 3 сентября 1992 г. Б.Ельцина, Э.Шеварднадзе и В.Ардзинбы было достигнуто трехстороннее соглашение по следующим пунктам:

1. Прекращение огня вооруженными формированиями и неприменение насилия друг против друга с 12 часов 5 сентября 1992 г.;

2. Создание комиссии по контролю за соблюдением достигнутых договоренностей из представителей Грузии, Абхазии и России;

3. Сокращение численности войск до уровня, обеспечивающего охрану ж/д и др. важных объектов;

4. Обмен задержанных лиц по принципу «всех на всех», обеспечение условий для возвращения беженцев в места их постоянного жительства;

5. ВС России дислоцируются на территории Абхазии и будут соблюдать строгий нейтралитет, не участвовать в конфликтах;

6. К 15 сентября 1992 г. должны быть созданы условия для нормализации функционирования органов власти Абхазии, одновременно начинаются консультации между руководством Грузии и Абхазии по вопросам государственно-правовых отношений.

В декабре 1993 г. в Женеве представители Грузии и Абхазии подписали еще одно соглашение о прекращении огня, о направлении в район конфликта «голубых касок ООН» и международных наблюдателей об обмене военнопленными и возвращении беженцев. Подобная акция, однако, не продвинула решение проблемы, она только повторила достигнутые ранее договоренности, способствовала трансформации в правовом отношении внутреннего конфликта в международный.

В апреле 1994 г. были подписаны два документа по абхазо-грузинскому урегулированию: 1) о прекращении огня, 2) об условиях возвращения в Абхазию 300 тыс. беженцев-грузин. На церемонии подписания новых московских соглашений присутствовали Генсек ООН и его личный представитель в Абхазии, тем самым как бы обозначалась формальная заинтересованность ООН в урегулировании конфликтной ситуации, которая не представляла угрозы для западноевропейской безопасности, и в резолюции 1994 г. СБ ООН №937 содержалась поддержка размещению в Абхазии российских миротворцев по мандату СНГ.

В июне 1997 г. в Москве проходил очередной раунд грузино-абхазских переговоров, длившихся две недели. Основными темами переговоров было определение статуса Абхазии и возвращения 300 тыс. грузинских беженцев на места прежнего проживания. И эти переговоры не дали результатов, какого-либо заключительного документа подписано не было.

В 1999 г. Ливиу Бота, спецпредставитель Генсека ООН, выступил с инициативой возобновления переговоров. Он и его преемник Дитер Боден консультировались с членами «Группы Друзей Генерального секретаря ООН по Грузии» - группы стран (включая Францию, Германию, Великобританию, США и Россию), которая была официально создана для поддержки посреднических акций ООН. Дискуссии среди «Друзей» направлены на достижение минимального согласия между российскими и западными интересами в деле урегулирования конфликта.

В 2001 г. был разработан краткий перечень основных принципов будущего мирного урегулирования – так называемый «документ Бодена». Он не затрагивает важнейших вопросов, касающихся государственного строительства после ожесточенного конфликта, например осуществление внутренних и международных гарантий безопасности. Но в целом текст вполне совместим с уважением принципа территориальной целостности, с одной стороны, и права на национальное самоопределение – с другой. В документе предпринята попытка согласовать оба этих принципа при помощи формулы, которая определяет Абхазию как суверенное образование в рамках суверенного государства Грузии. Документ Бодена исключает выбор в пользу конфедерации или «свободно ассоциированного государства» и оставляет путь открытым либо для федерации, либо для ассоциированного государства, хотя явно эти две концепции не упомянуты в тексте.

В марте 2003 г. президенты России и Грузии В. Путин и Э. Шеварднадзе на встрече в Сочи заключили соглашение о принятии ряда мер по улучшению сложившейся ситуации. Грузинское руководство проявило готовность признать ведущую роль России как посредника при условии, что такой шаг облегчит урегулирование конфликта. Сочинское соглашение включало предложения о создании условий для дальнейшего возвращения грузинских беженцев в южный Галльский район Абхазии, восстановление линии железнодорожного сообщения из России в Армению, которая проходит через Абхазию.

Следует отметить единогласно принятую 13 октября 2006 г. резолюцию СБ ООН № 1716 о продлении мандата Миссии ООН по наблюдению в Грузии (МООННГ) в зоне грузино-абхазского конфликта до 15 апреля 2007 г.. СБ ООН выразил обеспокоенность действиями грузинской стороны, особенно в Кодорском ущелье, в нарушение положений Московского соглашения 1994 года о прекращении огня и разъединении сил.

Позиция Российской Федерации в отношении путей всеобъемлющего урегулирования грузино-абхазского конфликта всегда исходила из того, что первоочередной задачей является укрепление доверия между сторонами.

На неформальном саммите Россия - ЕС, состоявшемся в октябре 2006 (?) года, В.Путин заявил, что Россия не поддерживает стремление Абхазии к отделению от Грузии. Он фактически призвал Абхазию строить с Грузией общее государство. Путин добавил, что ситуация развивается в направлении возможного кровопролития и, что международное сообщество должно принять меры, чтобы не допустить его. По его словам, в Абхазии проживает всего 150 тысяч человек. Это государственные образования, народы гораздо меньшие, чем сама Грузия. Именно в этом, по его словам, беда и трагедия, а то, чего надо бояться и что необходимо предотвратить – это кровопролитие в регионе.

От урегулирования грузино-абхазского конфликта зависит также и состояние российско-грузинских отношений, которые сегодня можно охарактеризовать как напряженные. Однако Россия не намерена брать на себя ответственность по урегулированию. Это, прежде всего, ответственность народов и их представителей - договориться между собой и найти компромисс (слова Путина).

Абхазия же заявляет, что не сядет за стол переговоров до тех пор, пока грузинская сторона не выведет войска из подконтрольной ей верхней части Кодорского ущелья и не вернется в рамки Московского соглашения. Верхняя часть Кодорского ущелья, как и нижняя, является территорией Абхазии, но после окончания грузино-абхазской войны она неподконтрольна властям Абхазии. В соответствии с Московским Соглашением Кодорское ущелье является демилитаризованной зоной. С 25 июля 2006 года Тбилиси ввел туда воинские подразделения под предлогом полицейской спецоперации.

Летом - осенью 2006 Грузия восстановила контроль над Кодорским ущельем. 27 сентября 2006, в День памяти и скорби, указом президента Грузии Саакашвили Кодори был переименован в Верхнюю Абхазию.

Посетив Кодорское ущелье, Саакашвили заявил, что аналогии между Косово и Абхазией, которые проводит российское руководство, являются «искусственными и надуманными». По его словам, нынешняя Грузия сильно отличается от Грузии времён Эдуарда Шеварднадзе и готова ответить всем, кто покусится на ее территориальную целостность: «Любая попытка оторвать от Грузии её территории получит достойный отпор… Сейчас не XIX век и не начало XX века, чтобы целые страны становились разменными монетами… Отсюда, из Верхней Абхазии, мы говорим всему миру, что мы находимся в Абхазии и никогда отсюда не уйдём».

В селе Чхалта на территории ущелья планируется разместить «законное правительство Абхазии» в изгнании. В нескольких километрах от этого села дислоцированы абхазские военные формирования, подконтрольные Сухуми.

В апреле 2008 года после саммита НАТО в Бухаресте, в рамках которого принято решение об определенности участия Грузии в Альянсе, Российская сторона приняла решение разработать меры по оказанию предметной помощи (российскому) населению Абхазии и Южной Осетии. Грузия потребовала пересмотреть эти решения и обратилась за поддержкой к зарубежным партнерам.

Впоследствии в Абхазию был введен дополнительный контингент миротворцев. Минобороны России заявило, что необходимость увеличения личного состава Коллективных сил по поддержанию мира (КСПМ) в пределах численности, определенной решением Совета глав государств СНГ от 22 августа 1994 года, продиктована развитием событий в зоне грузино-абхазского конфликта (сейчас численность российских миротворцев в Абхазии достигла 2,5 тысяч человек при разрешенных трех тысячах.). Также российский МИД предупредил, что Москва готова применить военную силу в случае развязывания Грузией вооруженного конфликта с Абхазией и Южной Осетией.

4. Позиции сторон

Тбилиси снова пытается говорить не об укреплении взаимного доверия, поисках компромиссов, а ставить во главу угла ту проблему, которая «разморозит» конфликт. Речь идет о возвращении грузинских беженцев в Абхазию, т.е. о выполнении условия, которое во многом и спровоцировало сначала кризис в отношениях грузинской и абхазской общин бывшей Абхазской АССР, а затем и военный конфликт Сухуми и Тбилиси в 1992-1993 гг.

5. Формат переговоров

Посредником в переговорах Грузии и Абхазии выступает «Группа друзей Генерального секретаря ООН по Грузии». Эта группа была учреждена в 1994 году в составе представителей Франции, Германии, России, Великобритании и США. Группа была создана для содействия переговорному процессу между грузинской и абхазской стороной.

Война, конфликт, силовое противостояние - это всегда трагично. Особенно если процесс длится десятилетиями. Не понаслышке о такой беде знают Грузия и Абхазия - конфликт между ними служит ярким примером национальной розни и вражды. Но почему так вышло? Об этом пойдет речь далее.

С чего все началось?

Существует несколько точек зрения на проблему противостояния двух кавказских народов. Одна из них - умеренная концепция, согласно которой между грузинами и абхазами нет острого противостояния, как, например, между армянами и азербайджанцами. Что исторически это два близких в культурном и этническом плане народа. Взаимная ненависть укоренилось только после непосредственного конфликта. Она была вызвана искусственно при помощи пропаганды в средствах массовой информации и различных политических технологий.

Но тогда остается один непонятный вопрос. Как объяснить подобную вражду? Не может она возникать на пустом месте при помощи лишь политических PR-технологий.

Ответы на эти вопросы дает другая концепция. Она основана на наличии многовековых противоречий между двумя народами.

Предыстория

Абхазы - народ, этнически и культурно близкий к адыгейцам. На протяжении 19 и 20 веков не имел независимости, а обладал автономией в составе различных субъектов Российской империи.

До начала 19 века княжество формально находилось под протекторатом Турции. Только с 1810 года абхазы начали «интегрироваться» в Россию.

До 1864 года княжество имело автономию, которую утратило в 1866 году. Стоит сказать, что местные жители не стали воспринимать это с покорностью. Через два года начались массовые восстания и протесты. Ситуацию усугубила русско-турецкая война 1877-1878 годов. Абхазы выбрали сторону неприятеля. Это вполне логично, т. к. старожилы помнили времена, когда страна была автономией в составе Турции. Российская империя решала вопрос двумя способами:

  1. Насильственное переселение за пределы империи.
  2. Территориальные реформы.

В конце века современная Абхазия была разделена. Сухумский округ подчинялся российской администрации в Тифлисе, Гагра с окрестностями входила в Черноморскую губернию.

Можно сделать вывод, что исторически назрел давно конфликт Грузии и Абхазии. 1992 год стал лишь началом военных действий, последствия которых не устранены до сих пор. Не принимая ничью точку зрения, хочется отметить, что до вхождения в состав СССР автономия полностью никогда не являлась частью Грузии.

Грузия и Абхазия: конфликт. Причина противостояния

Административные реформы Российской империи, а затем и Советского Союза и привели к вооруженному противостоянию. Как сказал президент нашей страны В. В. Путин, коммунисты заложили даже не мину, а атомную бомбу замедленного действия под фундамент будущего государства, разделив страну на национальные, а не на территориальные автономии с Конфликт между Грузией и Абхазией является примером, точнее, подтверждением этих слов. Когда-то разделенная территория при СССР стала единой автономией в составе Грузинской ССР.

Образ «врага» в сознании абхазов

Начал появляться и насаждаться с начала 30-х гг. История периода революции и Гражданской войны с последующей «советизацией» государства как-то несправедливо обошлась с Абхазией. Поддержав большевиков против меньшевистской и белогвардейской Грузии, впоследствии она была присоединена к последней, только уже советской. Образ врага уже тогда начал формироваться в сознании многих. Ведь борьба между белыми и красными здесь приобретала характер вполне естественной межэтнической бойни. Пострадали, разумеется, и Грузия, и Абхазия.

Конфликт разгорелся, таким образом, на почве Гражданской войны. Одни поддержали меньшевиков и белогвардейцев. Это грузины. Абхазы - большевиков. Но после победы партии Ленина последние несправедливо оказались в роли побежденных. Поражение проигравшей стороне в дальнейшем принесло свои плоды.

С 1930-х годов начинается культурный и правовой произвол грузин по отношению к абхазам. С этого времени власть Сталина в стране безоговорочная. Грузины становятся полноправными «хозяевами» Кавказа.

Начинается «наступление» на Абхазию во всех сферах:

  • Первая из двух республик, которая была «понижена» в статусе. Сам факт того, что Автономия вошла в состав Грузинской ССР говорит о презрительном отношении к абхазскому народу со стороны властей. Это воспринималось болезненно в среде интеллигенции и старшего поколения. Грузины в их глазах - враги. Дело не столько в потере статуса отдельной республики, сколько в том, к кому именно присоединили Абхазию.
  • Вводится грузинская графика в алфавит.
  • Обучение в школе переведено на «вражеский» язык.
  • Проводится грузин в Абхазию. За несколько десятилетий соотношение мигрантов к коренному населению составило 48 на 52. Т. е. почти половина численности - выходцы из Грузии, которые пользовались различными льготами, в числе которых приоритет при приеме на работу. Подобные меры делали бесправными людей на своей земле, что не могло не отразиться негативно на взаимоотношениях двух соседних народов.
  • СМИ в Абхазии вещали только на русском и грузинском языках. Что также порождало недовольство среди местного населения, которое почитает свою традицию, культуру.

После сталинского режима в стране начинается период «оттепели». Он принес горному народу СМИ на своем языке, родную речь в школе, уменьшение дискриминации.

Теперь можем задать закономерный вопрос: «Имела ли Абхазия конфликт с Грузией?» История дает положительный ответ.

Попытки выхода из ГССР

На протяжении второй половины 20 века абхазы многократно пытались отделиться от Грузинской ССР. Несколько раз национальная интеллигенция обращалось в Москву с официальными коллективными письмами. Самое известное датируется 1977 годом. В истории оно получило название «Письмо 130». Вся абхазская интеллигенция, все известные и уважаемые люди автономии поставили в нем свои подписи. «Письмо 130» расценивалось в народе как своего рода референдум по выходу из Грузии. В нем жители просили присоединить автономию либо к России, либо создать отдельную республику, как это было до Сталина.

Абхазский обком обвинил людей, подписавших письмо, в клевете. В 1978 году состоялся специальный съезд по этому поводу. Все коммунистические деятели осудили «Письмо», назвав организаторов «заговорщиками». Таким образом, можно с уверенностью сказать, что имела Абхазия конфликт с Грузией. История их противостояния началась не с «кровавого» 1992 года, а намного раньше.

В этот период власти начинают «умиротворять» население:

  • Убрали грузинский алфавит. Вместо него появилась кириллица.
  • Разрешили свободное вещание на родном языке, который наряду с русским и грузинским признали государственным на территории автономии.
  • Ограничили переселение грузин в Абхазию, которое раньше активно поддерживалось.

Первые жертвы

В конце 80-х гг. XX века Союз начал трещать по швам. Стало понятно, что межэтнические противостояния вот-вот вспыхнут. Руководству Грузии нужно было аккуратно подходить к решению абхазского вопроса. Вместо этого лидеры республиканской компартии Патиашвили и сменивший его в 1989 году Гумбаридзе стали заигрывать с националистами, рассчитывая удержать власть в случае распада СССР.

Ситуация накалилась настолько, что форум «Айдгылара» от имени жителей всей автономии обратился к Горбачеву с просьбой о присоединении к РСФСР. В случае отказа требовали немедленно ввести особый порядок управления. Эти требования Москва просто проигнорировала.

Период с 15 по18 июля 1989 года надолго запомнили Грузия и Абхазия: конфликт впервые перерос в вооруженное противостояние. Появились первые жертвы. 12 человек погибло. Все понимали, что это только «первые ласточки», не за горами крупномасштабный военный конфликт. Грузия и Абхазия начинают подготовку.

Распад СССР: нерушимость границ или право нации на самоопределение?

Так в чем Грузии и Абхазии? На этот вопрос очень сложно ответить сразу и однозначно. В разделе «Грузия и Абхазия: конфликт. Причина» мы рассмотрели корни исторических противоречий. После распада советского государства к ним добавились еще и юридические. Впрочем, с такими проблемами столкнулись не только противоборствующие стороны. Многие бывшие союзные республики, автономии и национальные субъекты очутились перед нелегким выбором: что делать в этой ситуации?

Юридические нормы, которые противоречили друг другу

  • Принцип нерушимости границ Грузии в соответствии с Резолюцией ООН.
  • Право народов на самоопределение. Также норма международного права, подписанная ООН. Кроме этого, при Ленин, несмотря на все возражения близкого окружения по партии, в том числе Сталина, внес в проект союзного договора принцип федерализма со свободным правом выхода республик из Союза. Автономные округи и национальные субъекты также имели такое право.

На практике, конечно, такого не было. Это лишь номинальная декларация. Абхазия три раза пыталась выйти из состава Грузии. Но ей отказали.

Но! Официальный коммунистический съезд ни разу не подтвердил право народа Абхазии отделиться. Т. е. фактически руководство автономии не поддержало требования населения. Следовательно, юридический принцип добровольного выхода не был нарушен до 1989 года.

Сама система административного аппарата была построена таким образом, чтобы не допустить официального развала СССР. С приходом к власти Горбачева все кардинально меняется. Теперь провозглашен принцип демократического принятия решений. Даже сам глава государства стал избранным на всенародных выборах президентом, а не секретарем ЦК КПСС. Отсюда следует, что теперь не комитеты республиканских партий решают, предоставлять ли пресловутое право выхода, что в принципе было невозможно, а сам народ. Именно Абхазия и хотела воспользоваться этим правом.

1992 год и переход на новую «старую» Конституцию

Речь идет как раз о Конституции 1925 года. Той самой, где Ленин «разрешил» всем республикам свободно отделяться от СССР. По примеру США, когда первые «свободные» штаты добровольно входили в состав государства и могли легко выйти из него. В обеих странах этим правом никто никогда не воспользовался по причине невозможности.

А вот Верховный Совет Абхазии решил отстоять это право и выйти из состава Грузии. Если в 1977 и 1989 годах этого хотел народ без поддержки обкома, то теперь официальный высший орган власти в единстве с большинством обычных граждан объявили о выходе.

По Конституции 1925 года, Абхазия - суверенное государство, которое на принципах добровольности и равенства входит в состав СССР. Конечно, с правовой точки зрения, никто не имел никакого права лишать её статуса республики и «превращать» в автономию. Но на данный момент страна жила по Конституции 1978 года, что делало такой акт незаконным.

Начало войны

23 июня 1992 года Верховный Совет Автономии объявил о переходе к Конституции 1925 года, согласно которой страна является независимым субъектом права. Через месяц Грузия вступила в ООН, что дало ей возможность юридически «закрепить» за собой границу республики, существовавшую до распада СССР. Теперь абхазы, с точки зрения международного права, являлись сепаратистами, которые подрывают основы конституционного строя. Вооруженный конфликт между Грузией и Абхазией становится неизбежным.

Этапы противостояния

  1. 1989-1992 гг. - политико-правовой. Обе стороны пытались отстоять свою точку зрения, пользуясь юридическими методами. Абхазы утверждали, что акт о вхождении их страны в состав Грузии не является законным. По Конституции 1925 года, это государство вошло в СССР на равноправных началах. Значит, подчинение одного субъекта другому не является обоснованным. Борьба шла внутри «абхазского» общества. Политика поощрения миграции из Грузии сделала свое дело. В обществе образовался раскол. «Юридическую правоту» Абхазии обосновывала сама Грузия, которая пыталась выйти из состава СССР одной из первой. Аргументировалась такая позиция правом нации на самоопределение. Следовательно, Абхазия может также воспользоваться этим же принципом и выйти из состава Грузии.
  2. 1992-1994 гг. - вооруженное противостояние.
  3. 1994-2008 гг. - попытка мирного урегулирования ситуации.
  4. 2008 г. - по настоящее время - эскалация конфликта. «5-дневная война» и участие России в вооруженном конфликте. Провозглашение независимости. Но ничего не меняется. Теперь имеют уже независимые друг от друга Грузия и Абхазия конфликт. Кратко об этом чуть позже.

Грузия сама уничтожала нормативную базу, которая обосновывала нахождения в ее составе Абхазии. В 1992 года она отказалась от Конституции СССР 1978 года. Т. е. создала прецедент, который делит на части ее саму.

В августе 1992 года в Абхазию вводятся регулярные грузинские войска с тяжелой артиллерией и танками. Началась крупномасштабная война. Кроме жертв, она не принесла абсолютно ничего Грузии. Мощная община внутри автономии (240 тыс. чел.) ничего не дала. Расчет на внутренний фронт не оправдался. Кроме того, существовали два грузинских анклава в Гагре и Гантиади, которые упразднили. Их жителей выдворили из страны.

Последствия

Мощная грузинская диаспора (почти половина всего населения), которая десятилетиями постепенно вливалась в Абхазию, разрушая ее изнутри, в один миг ушла из автономии. Война принесла около 20 тыс. смертей, что очень много для подобных небольших государств.

Беженцы как бизнес

Парадоксальная история происходит с беженцами на протяжении многих лет. Согласно международному законодательству, это люди, которые в межгосударственных конфликтах нуждаются в помощи. Таковыми являются грузинские беженцы, которые уехали из Абхазии.

Но странная картина: всего проживало 240 тыс. грузин в Абхазии, которые оттуда уехали (в разные страны). А в официальных источниках фигурирует иная цифра - 300 тыс. Ситуацию проясняет финансовая помощь, которую оказывают беженцам. На человека ООН выделяет по 6 долларов в день. Деньги получает официальная казна Грузии, которую такая субсидия вполне устраивает. Естественно, появились «беженцы», за которых бюджет получает приличную сумму. Согласно официальным источникам, 1 млн 800 тыс. долларов в день составляет помощь ООН.

Из этого следует, что юридически статус независимости Абхазии признан Грузией. Т. к. ООН обязано помогать беженцам. Следовательно, требуя финансовой помощи, Грузия признает то, что эти люди из другого независимого государства. Ведь ООН не обязана оказывать финансовую помощь в случае конфликта внутри определенной страны.

«5-дневная война». Помощь РФ

Внутренний конфликт Грузии с Абхазией, Южной Осетией перерос в международный с Россией. Это произошло в августе 2008 года. Грузинская артиллерия открыла огонь по мирным городам Автономии, несмотря на нахождения в них миротворческого контингента РФ под флагом ООН.

Этот акт был расценен президентом России Д. А. Медведевым как геноцид мирного и Южной Осетии. Руководствуясь Конституцией, согласно которой государство защищает своих граждан, а на территории автономии их было много, верховный главнокомандующий приказал «защитить» мирное население и совершить акт «принуждения к миру». В Абхазию вошли российские регулярные войска.

Солдаты, побывавшие там, имею право на льготы участникам вооруженного конфликта. Абхазия и Грузия - это иностранные субъекты. Значит тот, кто там был, имеет статус ветерана войны, а не участника антитеррористической операции, как на территории Чечни и Дагестана.

Конфликт Грузии и Абхазии 2008 года закончился спустя 5 дней референдумом о независимости республики. Конечно, мало кто признает этот статус на мировой арене.

Стоит отметить, что конфликт Грузии и Абхазии 2008 года - это первая вооруженная война с точки зрения международного законодательства, в которой принимала участия Россия со времен ВОВ.

Итоги

На международной арене появились две независимые страны - Грузия и Абхазия. Конфликт, несмотря на это, не исчез. Обе стороны будут всегда отстаивать свои права. Теперь Абхазию поддерживает Россия, которая не могла этого сделать в 1992-1994 гг. Противостояние идет, задействуются дипломатические и экономические методы. Но, кажется, что мир на Кавказе между двумя этими народами установится только тогда, когда каждый признает право нации на самоопределение. После режима Саакашвили Грузия пытается наладить дипломатические отношения с Москвой. Претензии на эти территории предъявляются все меньше. Однако все понимают, что Грузия никогда не смирится с потерей этих земель. Конфликт до сих пор не решен.