28.06.2020

Русские письмена в Житии св. Кирилла


Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет

Олимпиада по Основам православной культуры:

«Русь Святая, храни веру Православную!»

Школьный тур, V– VII классы, 2015 2016 учебный год

Работу выполнил ________________ Класс __________

Время на выполнение работы 30 минут

ЗАДАНИЕ 1. Выберите правильный ответ:


1. Первое упоминание русского монастыря на Афоне в святогорских источниках датируется…

А. 988 годом

Б. 1016 годом

В. 1589 годом

Г. 1914 годом

2. Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 году в день, который совпал с переходящим двунадесятым православным праздником…

А. Введения во храм Пресвятой Богородицы

Б. Вознесения Господня

В. Покрова Пресвятой Богородицы

Г. Рождества Христова

3. Страна, в которой находится Святая Гора Афон:

А. Греция

Б. Италия

В. Россия

Г. Франция

Этот поэт за десятилетие – с 1829 по 1839 год – написал три стихотворения с одинаковым названием «Молитва».

А. Лермонтов М. Ю.

Б. Маршак С. Я.

В. Твардовский А. Т.

Г. Чехов А. П.

5. 28 июля Церковь чтит память святого князя Владимира. С 2010 года 28 июля считается официальной памятной датой – днем…

А. Крещения Руси

Б. народного единства

В. семьи, любви и верности

Г. славянской письменности культуры

Преподобный, чьи мощи покоятся в Киево-Печерской Лавре. В русских былинах он воспет как великий богатырь и защитник русской земли.

А. Алеша Попович

Б. Добрыня Никитич

В. Илья Муромец

Г. Никита Кожемяка

7. Икона, в центре которой располагается изображение святого, а на полях в отдельных композициях (клеймах) – события его жизни, деяния и связанные с ним чудеса, называется…

А. аналойной

Б. житийной

В. именной

Г. мерной

Музыкальный инструмент, известный на Руси с XI века и к XVI веку получивший в Русской Церкви широкое употребление. Церковные писатели уподобляют его звук трубам, сопровождавшим явление Бога Моисею на горе Синай.

Б. Колокол

В. Псалтирь

9. Свод правил, по которым живет монастырь:



Б. Конституция

В. Уложение

10. Святой Кирилл Философ, прославленный со своим братом Мефодием в лике равноапостольных, знаменит тем, что…

А. возглавлял Русскую Церковь

Б. основал первый русский монастырь

В. построил множество храмов

Г. перевел богослужебные книги на славянский язык


ЗАДАНИЕ 2.

Укажите явление, к которому ранее относились все эти характеристики.

Всполошный Вечевой Метельный Вестовой

Укажите понятие, которое объединяет именно эти четыре названия.

Киево-Печерская Троице-Сергиева Почаевская Александро-Невская

________________________________

ЗАДАНИЕ 3. Прочитайте отрывок из жития преподобного Антония Печерского и вставьте пропущенные слова в нужном падеже.

СЛОВА : Владимир; игумен; Киев; Киево-Печерская; Любеч; монашество; пещера; Русская земля; Святая гора Афон.

Во дни святого князя _____________________ Господь явил Своего светильника и наставника иночествующим преподобного Антония. Родился Антоний в городе ________________________. С юных лет он испытывал желание принять иноческий образ. И Господь вложил ему в сердце намерение идти на __________________________ и там принять постриг.

Достигнув цели своего путешествия, Антоний обошел все монастыри, удивляясь жизни святых подвижников. Поселившись в одном из монастырей, он умолил __________________________ постричь его в ангельский образ.

Приняв _____________________, преподобный Антоний преуспевал в добродетелях. Но настоятель монастыря, получивший внушение свыше, призвал его к себе и сказал: «Антоний! Иди обратно в _____________________! Пусть живущие там через тебя утвердятся в вере христианской. Да будет с тобой благословение Святой горы!»

И отправился преподобный Антоний в родную землю, и пришел во град _____________________. Стал он обходить окрестности города, ходил по лесам и горам и наконец нашел _____________________, в которой и поселился, проводя жизнь в великом воздержании и постоянной молитве.

Вскоре к преподобному Антонию стала собираться братия, ища у него руководства в иноческой жизни. Так возникла __________________________ обитель – первый монастырь в Киевской Руси.

ЗАДАНИЕ 4. Прочитайте стихотворение:

Ответьте на вопросы:

4.1. Найдите в стихотворении слова, отвечающие этим определениям:

  • Место вне родины - __________
  • Выражать неудовольствие чем-то - ______________________________
  • Хранить, держаться чего-то - ___
  • Эпоха, время, давно прошедшее - _______________________________

4.2. Какие двунадесятые церковные праздники всегда отмечаются весной?

4.3. В какой из этих праздников выпускает на волю птиц Святейший Патриарх Московский и всея Руси? (Обычай возрожден в 1995 году). ____________

ЗАДАНИЕ 5. Замените в примере буквы на числа: a + b + c = x + y

ОТВЕТ (a + b + c = x + y): ______ + ______ + ______ = ______ + ______

ЗАДАНИЕ 6. Поставьте номер, соответствующий историческому событию, напротив литературного произведения, связанного с этим событием:

Исторические события: 1. Великая Отечественная война, 2. Куликовская битва, 3. Отечественная война 1812 года, 4. Северная война.

Рабочий лист 1

Прочитайте документы и ответьте на вопросы

Документ 1

И когда Философ радовался о Боге, вновь приспело иное дело и труд не меньше прежних.
Ибо Ростислав, моравский князь, наставляемый Богом, посоветовавшись с князьями и мораванами, послал к цесарю Михаилу сказать: «Люди наши отвергли язычество и последовали христианскому учению, но мы не имеем такогоучителя, который бы нам на нашем языке объяснил христианскую веру, чтобы и другие страны, видя это, уподобились нам. Пошли нам, владыка, епископа и учителя такого. Ведь от вас во все страны всегда добрый закон исходит».
Собрал цесарь совет, призвал Константина Философа и дал ему выслушать эти слова. И сказал: «Философ, знаю, что ты утомлен, но подобает тебе идти туда. Ведь этого дела никтодругой не может исполнить так, как ты». Отвечал Философ: «И усталый телом и больной с радостью пойду туда, если они имеют письмена для своего языка». Сказал ему цесарь: «Дед мой и отец мой и другие многие пытались найти их, но не нашли. Так как же я могу найти это?» И сказал Философ: «Кто может на воде записать беседу или захочет приобрести прозвище еретика?» Отвечал ему вновь цесарь, и с Вардою, дядейсвоим: «Если ты захочешь, то может Бог дать тебе то, что дает всем, просящим, без сомнения, и отворяет всем стучащимся».
Пошел Философ, и по прежнему своему обычаю обратился к молитве вместе с другими помощниками. И вскоре явился ему Бог, внимающий молитвам рабов своих. И тогда он составил письмена и начал писать евангельские слова: «В начале было слово, и слово было у Бога, и Бог был слово» ипрочее.

Какое историческое событие нашло отражение в приведенном выше отрывке из «Жития Константина – Кирилла»? Какое значение оно имело для культуры Руси?
_____ Этим историческим событием является начало славянской письменности. Это означало скачок в развитии культуры, так как письменность является важнейшим средством закрепления и передачи во времени и в пространстве знаний, мыслей, идей,сохранения и распространения достижений культуры.

Документ 2

В год 6497. После этого жил Владимир в христианском законе, и задумал создать церковь пресвятой Богородице, и послал привести мастеров из Греческой земли. И начал ее строить, и, когда кончил строить, украсил ее иконами, и поручил ее Анастасу Корсунянину, и поставил служить в ней корсунских священников, дав ей все, что взял перед этимв Корсуни: иконы, сосуды и кресты.
В год 6504. Увидел Владимир, что церковь построена, вошел в нее и помолился Богу, говоря так: «Господи Боже! Взгляни с неба и воззри. И посети сад свой. И сверши то, что насадила десница твоя, – новых людей этих, сердце которых ты обратил к истине познать тебя, Бога истинного. Взгляни на церковь твою, которую создал я, недостойный раб твой, во имя родившейтебя матери приснодевы Богородицы. Если кто будет молиться в церкви этой, то услышь молитву его, ради молитвы пречистой Богородицы». И, помолившись Богу, сказал он так: «Даю церкви этой святой Богородицы десятую часть от богатств моих и моих городов». И уставил так, написав заклятие в церкви этой, сказав: «Если кто отменит это, – да будет проклят». И дал десятую часть Анастасу Корсунянину. Иустроил в тот день праздник великий боярам и старцам градским, а бедным роздал много богатства.

О каком церковном сооружении ведется речь в отрывке из «Повести временных лет»? Когда его строительство было начато и завершено?
________________________________________________________________________ Это строительство Десятинной церкви. Строительство начато в 989 г. и завершено 996 г.________________________________________________________________________________________________________________________________

Документ 3

Господи, благослови, отче! – «Род праведных благословится, – говорит пророк, – и потомки их благословенны будут». Так и свершилось незадолго до наших дней при самодержце всей Русской земли Владимире, сыне Святославовом,...

На соборе 325 года, осудившем арианство, обе крайности тоже постоянно имелись в виду. Поэтому Афанасий Александрийский стремился избежать обсуждения вопроса о соотношений лиц Троицы, провозглашая его недоступным человеческому познанию. По этой причине он относился терпимо к омийцам, рассчитывая противопоставить их "чистым" арианам. С другой стороны, сочувствовавший арианам Евсевий Кесарийский зачитал на соборе новый Символ, усматривая в нем лишь подчеркивание божественной сущности. У Михаила Синкелла же наблюдается акцент на "единстве", что сближает его с монархианами. Он настаивает на "единосоставности", а не просто на "единосущности". Здесь разными эпитетами подчеркивается "единомощность", "единочестность" и т. п. Именно такое понимание "единосущности" Арий называл абсурдом, и как раз от такой трактовки старался уйти Афанасий.

В летописи ни одного из названных эпитетов нет, и, как правильно заметил Заболотский, пропуск их не может быть бессознательным. Автор летописного Символа (или его внелетописного источника) хорошо разбирался в тонкостях догматического спора. Он последовательно толкует Троицу в духе омийства, отваживаясь даже на такой криминальный с точки зрения омусиан эпитет, как провозглашение Бога-Отца "старейшим" по отношению к Сыну и Духу. Большего не требовал и Арий, "соглашавшийся" с тем, что Сын родился "преже времен и веков". Примерно в таком смысле ариане толковали и выражение "Писания": "Отец Мой болий Мене есть". Омусиане же старались подобные места просто обходить.

Шахматов и Никольский оценили наблюдения Заболотского. Но Шахматову эти факты ничего не давали: в его концепции им не находилось места. Никольский же мог получить едва ли не самый весомый аргумент в пользу своей версии о западнославянском источнике русского христианства. К тому же в сборнике XII–XIII веков он обнаружил тот самый Символ веры, который включен и в летопись. Но следов арианства у западных славян он либо не заметил, либо не решился заметить.

К сожалению, не вместились в его концепцию и интереснейшие размышления о "русьских письменах". Между тем, и этот сюжет содержит огромную информацию, которая должна быть согласована с другими наличными данными. И может быть, именно беглое упоминание "русских письмен" в Житии Кирилла способно прояснить многочисленные темные места как в деятельности славянских просветителей, так и в судьбе их наследия.

"Русские письмена" из Жития Кирилла

Споры о "русских письменах", с давних пор идущие в литературе, во многом поучительны. Во-первых, они демонстрируют решительное преимущество концепции перед источником: обычно текст читается, исходя из авторского понимания эпохи. Во-вторых, лишний раз выявляется, как все-таки мало мы знаем о том, что некогда было всем известно и не требовало расшифровки. И, в-третьих, как, оказывается, трудно признаться специалисту в том, что источник ему непонятен, что документ не может быть объяснен в рамках разделяемой автором концепции. А в итоге ценнейший факт исчезает из обращения.

Напомним текст VIII главы Жития Кирилла, где упомянуты "русские письмена". Кирилл был приглашен хазарами для диспута с евреями и сарацинами (мусульманами). Прибыв в Корсунь, он научился еврейской речи и письму и перевел восемь частей грамматики. От самаритянина он получил самаритянские книги, овладел и этим языком и начал читать книги без ошибок. Пораженный чудом самаритянин вскоре принял крещение. После этого и следует сюжет о русских письменах.

По Житию, этими письменами были написаны Евангелие и Псалтырь. Кириллу удалось найти человека, говорившего на этом языке, и, побеседовав с ним, он понял смысл речи, а сравнив со своим языком, сумел различить гласные и согласные буквы, начал читать их и излагать, чем удивил многих, увидевших в этом божий дар.

В 860–861 годах, когда Кирилл находился в Корсуне, у киевских русов, видимо, не было еще ни письменности, ни христианства. Лишь несколько лет спустя примут крещение какие-то "росы" (видимо, крымские) от Византии. Да и в рамках норманнской концепции сообщение не объяснить: "призвание варягов" датируется 862 годом. Поэтому специалисты пошли по пути "исправления" якобы искаженного текста, заменяя "русский" на "готский", "фрузский" (франкский), "сурский" (сирийский).

Предположение о том, что имелось в виду готское письмо, отвергалось просто: в самом Житии упоминаются готы в числе народов, имеющих свое письмо. Названы здесь как имеющие свое письмо и сирийцы, язык которых Кирилл знал. Этот факт обычно и привлекается для "исправления" написания "русьский" на "сурьский". Но этот язык нужен был Кириллу намного раньше. Примерно за десять лет до поездки в Хазарию Кириллу, по Житию, пришлось вести диспут о Троице с арабами-мусульманами. В таком диспуте ему обязательно пришлось бы оценивать распространенное в Сирии несторианство, не признававшее Христа Богом. Что касается франков, то они изначально пользовались латинским алфавитом, который, конечно, не составлял секрета для Кирилла и не требовал различения гласных и согласных букв. Должно подчеркнуть, что никаких формальных оснований для "исправления" чтения нет. Все списки (а их известно несколько десятков) дают одно и то же чтение. Очевидно, надо понять, что именно подразумевалось под русским письмом. И в этой связи не следует забывать, что речь идет о памятнике, написанном в Паннонии, а не у восточных славян. Как говорилось, Житие было написано вскоре после смерти Кирилла, когда Мефодий и его ученики еще продолжали свою деятельность в Моравии и Паннонии, ведя борьбу с немецким духовенством.

Одним из специалистов, стремившихся понять реальный, а не придуманный текст, был неоднократно упоминавшийся ученый Н. К. Никольский. Полемизируя с названными точками зрения, он резонно заметил, что "едва ли совместимо с исторической критикою объявлять бессмыслицей показания источников потому только, что они не поддаются нашему пониманию за утратою объясняющих их материалов, или потому, что разрушают предвзятые теории". Автор имел, в частности, в виду именно норманнскую теорию, безраздельно господствовавшую в его время, да и сейчас преобладающую не только в зарубежной науке. По мнению ученого, "на литературном языке западнославянских источников именем Руси могли прозываться не норманны, а одна из ветвей славянства" и "разгадку названия "русских" письмен следует поэтому искать в терминологии не византийской, а западной письменности".

Упоминание русских письмен Никольский сопоставлял с преданием о трех братьях - Чехе, Лехе и Русе - сыновьях Пана, распространенном в Чехии, Польше и записанном уже в XIII веке. Это предание помещало Руса первоначально в Паннонии, признаваемой "матерью всех славян", и Никольский ищет доказательства более западного расположения поселения восточнославянских русов в эпоху Кирилла и Мефодия. Доказательства этого находятся в довольно богатой "русской" топонимике Прикарпатья и Подунавья. Окончательный же вывод автора заключается в отождествлении русских письмен с глаголицей - одной из славянских азбук. Именно такое название глаголица имеет в Реймском Евангелии XIV века, подаренном Карлом IV, чешским королем и императором римским, Еммаусскому монастырю в Праге. Если учесть, что на Руси в XII–XIV веках безраздельно господствовала кириллица, отождествление глаголицы с "русским письмом", по Никольскому, могло относиться лишь к более раннему периоду.

В построении Никольского есть, однако, некоторые слабости, из-за которых оно, возможно, и не получило должного признания. "Русскую" топонимику автор собирает в основном в Молдавии и Трансильвании. Между тем она была распространена и далее на запад, в частности, в Австрии и Баварии. Увлечение Карла IV глаголицей и славянским богослужением, связанное с общей его ориентацией на Чехию и славян, побудило искать знатоков "русского" письма. Таковые же оказались в Хорватии, где глаголица была распространена ранее всего и сохранялась долее всего (вплоть до IX века). Надо объяснять, следовательно, почему "русской" называется письменность, распространенная в Адриатической Хорватии. И наконец, самое важное: нет оснований упоминаемую в Житии письменность считать славянской. Ведь славянский язык Кирилл хорошо знал. А овладение "русским" языком было подвигом, поразившим окружающих. Этот сюжет читается именно в главе, говорящей о его исключительном даре быстро усваивать любые языки. Необходимо, следовательно, разобраться и с тем, как письменность изначально неславянская стала одной из славянских азбук.

Огромный и далеко не освоенный пласт информации заложен в самом факте существования двух славянских азбук: кириллицы и глаголицы . Вопрос о старшинстве глаголицы по отношению к кириллице можно считать теперь решенным. Ясно и то, что Кирилл создал именно вторую азбуку: это следует из Сказания черноризца Храбра, писавшего вскоре после событий. Похоже, в то время (то есть в 60-е гг. IX столетия) глаголица еще не воспринималась как славянская письменность. А потому и стояла задача создания алфавита именно для славян. Кириллица и явилась такой письменностью. Но всего два десятилетия спустя Мефодий или его последователи отказываются от легкой кириллицы в пользу сложной, трудно усваиваемой глаголицы. Как и почему это произошло?

ОТКРЫТЫЙ УРОК,

ПОСВЯЩЁННЫЙ

ДНЮ СЛАВЯНСКОЙ

ПИСЬМЕННОСТИ И

КУЛЬТУРЫ.

ПРОВЕЛА УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТ-РЫ

КОЧЕТКОВА И.В

Цель:

Познакомить детей с деятельностью просветителей Кирилла и Мефодия, историей праздника.
Способствовать воспитанию уважительного отношения к букве, алфавиту, слову.

Воспитание уважительного отношения школьников к трудам христианских проповедников Кирилла и Мефодия, создавших первую славянскую азбуку.


Воспитывать потребность совершать добрые поступки и сопоставлять их с деяниями святых.


Отдать дань уважения духовному подвигу Кирилла и Мефодия, открывших путь к просвещению большим и малым народам

Оборудование: проектор, презентация "Откуда пошла славянская письменность"

ЭПИГРАФ:

Книги – это окна, через которые душа

смотрит в мир. Жилище без книг – все

равно что комната без окон.

Р.Вильсон

ХОД УРОКА

1.ОРГ.НАЧАЛО

2.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ

УЧИТЕЛЬ:

На весь мир он знаменит –

Наш славянский алфавит!

Но с чего все началось,

Нам узнать не удалось.

Много версий самых разных,

Кто же азбуку создал?

Просветителей известных

Пригласим сегодня в зал.

Вы, наверное, догадались, что сегодня нас ждет увлекательное путешествие в далекие времена, когда люди только устно передавали друг другу информацию. Нетрудно вообразить, что случилось бы, если бы не было у нас письменности. Вас ждет встреча с теми, кого называем мы создателями славянской азбуки – Кириллом и Мефодием. (Входят два мальчика, одетые в Кирилла и Мефодия).

СЛАЙД 1

  1. РАБОТА ПО ТЕМЕ:

Учитель:

Современный алфавит – это потомок того, что был создан великими просветителями – братьями Кириллом и Мефодием.

Отрывок из «Жития Кирилла и Мефодия" (читает подготовленный ученик)

В городе Солуне в Македонии жил знатный и богатый вельможа, званием воин-сотник, по имени Лев. Жену его звали Марией. Жил он благочестиво, исполняя все заповеди Божии…У него было семь сыновей: старшего сына звали Мефодием, а младшего Константином, в монашестве Кириллом......

СЛАЙД 2

Кирилл:

Это было в 863 году. Распространение христианства среди славянских народов – вот задача, стоявшая перед нами. Но дело в том, что все книги были написаны на греческом языке. Предстояла сложная работа: перевести на славянский язык богословские издания. Как это возможно? Византийский император приказал создать славянскую грамоту и перевести книги на славянский язык.


Мефодий:

Задача, казалось бы, невыполнимая. Но император знал, кому поручает важное для славян дело: еще в детстве Кирилл, обучаясь при дворе, проявил себя незаурядной личностью, способной к языкам. Кирилл отлично знал славянский, латинский, еврейский, арабский языки, помимо родного, греческого.

УЧИТЕЛЬ:

И действительно, знания языков помогли братьям. Взяв за основу греческий язык, состоящий из 24 букв, Кирилл дополнил его другими. Так в алфавите появились шипящие, «юс большой» и «юс малый», «ять», «ижица», «фита».

СЛАЙД 3-6

(ПОКАЗ БУКВ.)

Учитель:
Прочитаем название букв первоначального славянского алфавита, который стали называть кириллицей по имени создателя его Кирилла. В нем 43 буквы.
(Хоровое чтение букв: А – «аз», Б – «буки»,В – «веди»…)

Так вот, оказывается, откуда крылатая фраза «Аз да буки – вот и все науки»! Может, и вы, ребята, знаете такие устойчивые сочетания, пословицы и поговорки? (ухватиться за ижицу; ходить мыслете; стоять фертом; Азбука – к мудрости ступенька; Азбуку учат – во всю избу кричат.)

А как образовалось слово «азбука», можете объяснить? (Начальные буквы славянского алфавита «аз», «буки».)

Интересно и то, что буквы имели и цифровое значение: «А» -«1»; «Б» - «2»; «Р» - 100. Только в XVIII веке арабские цифры вытеснили в России буквенные.

Учитель:

Догадливые быстро определили, почему азбука называется азбукой. А почему алфавит называется алфавитом? Спросим у просветителей Кирилла и Мефодия.

Кирилл:

Интересна история этого слова. Алфавит. Оно родилось в древней Греции и состоит из названий двух первых букв греческого алфавита: «альфа» и «бета». Носители западных языков так и называют: «альфабете». А мы произносим как «алфавит». Вот так-то.

Мефодий:

С появлением славянской азбуки письменная культура стала развиваться быстро. В Болгарии, Сербии, на Руси появлялись памятники письменности. А как они оформлялись! Первая буква – буквица – начинала каждую новую главу. Буквица необыкновенно красива: в виде прекрасной птицы или цветка, она расписывалась яркими, чаще красными цветами. Потому и существует сегодня термин «красная строка». Славянская рукописная книга могла создаваться в течение шести-семи лет и была очень дорогой. В драгоценном окладе, с иллюстрациями, она сегодня является настоящим памятником искусства.

СЛАЙД 7-12

Творческая работа.

"Изобрази буквицу"

СЛАЙД 24

Послушайте отрывок из повести Горького “Детство”, о том, как учили грамоте встарь.

(Чтение отрывка по ролям)

СЛАЙД 23

Дедушка, достав откуда-то новенькую книжку, позвал внука.

Дед: Ну-ка, ты пермяк, солены уши, поди сюда! Садись! Видишь фигуру? Это – Аз. Говори: Аз! Буки! Веди! Это – что?

Внук: Буки.

Дед: Попал! Это?

Внук: Веди.

Дед: Врешь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть, – это что?

Внук: добро.

Дед: Попал! Это?

Внук: Глаголь.

Дед: Верно! А это?

Внук: Аз.

Дед: Валяй, Лексей!

Внук: Земля! Люди!

Дед: Ах, лихорадка астраханская, чего ты орешь, чего?

Внук: Это вы кричите…

Дед: Будет! Держи книжку. Завтра ты мне всю азбуку без ошибки скажешь, и за это я тебе дам пятак…

СЛАЙД 13

Ученик:

Каждой буквою гордится

Наш славянский алфавит.

Вот змея, а вот и львица,

Птица по небу летит!

Древний писарь нам оставил

Тайну книг, без них нельзя!

Азбуку любить заставил,

Без нее никак, друзья!

Кирилл: Год 863 – вы эту дату должны знать,

Послал нас царь в этот год

Славянский просвещать народ

И про учение Христово

Сказать им просто и толково.

Нам предстояло трудный путь пройти

Ведь мы должны были перевести

Все книги с греческого на славянский

Пришлось нам азбуку изобрести.

Мефодий: Её тогда кириллицей назвали

От разных азбук буквы, звуки так хитроумно он (Кирилл) соединил,

Что сразу всех славян вознаградил,

Чтоб и они познали все науки.

24 буквы взял Кирилл у греков,

Еще немного – у евреев и армян.

И от невежества славян избавил.

РАБОТА СО СЛАЙДАМИ 18-22


Ученик:

Все, что создается человеком,

Все, чем мир Вселенной знаменит,

В книгах навсегда из века в веки

Сохранит славянский алфавит.

“Кто больше знает пословиц об АЗБУКЕ”

СЛАЙД 25

Сперва АЗ, да БУКИ, а потом и другие науки.
АЗ, БУКИ и ВЕДИ страшат, что медведи.
Азбуку учат, на всю избу кричат.
Азбуке учиться, всегда пригодится.
Азбука – к мудрости ступенька.
Продай кафтан, купи буквицу.
Если хочешь познать истину, начинай с азбуки.
Грамоте учиться, всегда пригодится.
Кончил курс науки, а знает АЗ да БУКИ.

История праздника (сообщение подготовленного ученика)
В год тысячелетия со дня создания славянского письма в России Священный синод принял постановление, в котором устанавливалось «каждогодное, начиная с сего 1863 года, в 11 день мая церковное празднование преподобным Кириллу и Мефодию». До 1917 года в России отмечали церковный праздник День святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. С приходом советской власти был забыт этот великий праздник. В 1986 году он был возрожден. Этот праздник стали называть Днем славянской письменности и культуры. Каждый год 24 мая один из городов России становится центром праздника. В 2007 г. он отмечался в Коломне, в 2008 г. – в Твери.

ВИКТОРИНА

СЛАЙД 16-17


4.Итог урока

-«Ученье – свет, а неученье – тьма», - говорится в русской пословице. Кирилл и Мефодий, братья из Солуни,- словенские просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства. Их называют святыми учителями. Просветители – те, кто несет свет и освещает им всех. Без азбуки нет письменности, а без нее нет и книги, которая просвещает людей, а значит, движет жизнь вперед.
Памятники великим просветителям по всему миру напоминают нам о духовном подвиге Кирилла и Мефодия, подаривших миру славянскую азбуку.




Отрывки из жития преподобного Кирилла Белоезерского по сборнику нашей библ. № 2

1. «Сый убо преподобный отець наш Кирилл родися от благочестиву и христиану родителю, и крестиша и в имя Отца и Сына и Святаго Духа, и нарекоша имя ему в святом крещении Козма (л. 103 об.).

2. Случися убо прийти махрищескому игумену Стефану, мужу сущу в добродетели съвершенну, всем знаем великого ради жития. Сего пришествие оувидев, Козма течет оубо с радостию к нему; много бо время преиде, отьнели ж ожидаше его, и припадает к честным того ногам, слезы от очию проливая и мысль свою сказав ему вкупе, и молит его, еж възложити на нь иноческий образ (л. 105).

3. И сему тако бывающю, отходит игумен Стефан в монастырь Пречистые Оуспение, Симонове нарицаемо, поим с собою и Кирила, и тако предасть его в руце архимандриту тоя обители Феодору именем, мужу велику в добродетели и в разуме. И ту абие Феодор приемлет его с радостию, и тако постриже его, съверьши его в чин иночески, и дасть ему то ж именование Кирил (л.107).

4. Егда же по некоему времени случяше святому Сергию прити в монастырь Владычици нашия Богородици ради посещения братаничя своего, анхимандрита Феодора и прочих иже тамо братии, перьвее всех прихожаше в хлебню к святому Кирилу и наедине на много час беседующе бяху о пользе душевней (л. 108 об.).

5. Повелением великаго князя и благословением митрополита и всего церковнаго Събора избран бывает анхимандрит Феодор на Ростовъское архиепископьство, блаженнаго ж Кирила поставиша вместо Феодорово анхимандритом. Тем ж отсуду болшими труды касаша, троуды к трудом прилагая (л. 110 об.).

6. То ж помыслив оставити начяльство и в килье безмолтьствовати, еже и сътвори, и отставль бо настоятельство, и в килью свою отиде. Братиям много молившим его, еже не отлагати настоятельства сан, и он никако ж послушаша их (л. 111).

7. По мале времени прииде Ферапонт от Белоозера, едино пострижение имый с святым; начят же его блаженный Кирил въпрошати, есть ли место тамо на Беле озере, идеже бы мощно иноку безмольствовати. Ферапонт же «ей, зело,- рече,- суть многа места к единению». Блаженный же видения ему не поведа, но тако просто въпрошаше его. Таж по времении съгласившеся, оба изыдоша от монастыря, идеже святый жилище имяше, и тако, Богу поспешествующю им, пути касаются, и многы дни шествие творяще, и приидоша на Бело озеро, и тако обхожаху многа места; но нигде святый не възлюби места к житию, но искаше указаннаго ему места, но не иже Пречистою преже, сый еще в древней обители, зван бяше; по обхожению ж многых мест послеж приидоша на место, идеже ныне монастырь стоит (л. 112 об.).

8. И тако начаша копати келью в земли. И тако сему бывающю, и время некое препроводивши вкупе, и абие друг от друга разлучишася. Блаженный же Кирил оста на месте том. Ферапонт же отьиде прочь отьтуду недалече, яко 15 поприщь или нечто мало множае. Обрете место тамо близ езера, Паское зовомо, и ту вселися, и церковь създа тамо в имя Пречистые Владичице нашия Богородици и Приснодевыи Марии, честнаго Ея Рождества. Събравшеся братия к нему, и есть монастырь на месте том, зело красен, много имущи братии, Господеви работающих дажь и до сего дни. Тем ж и монастырь он прозва се Ферапонтов даже и доныне (л. 113 об.).

9. Таж посих начаша приходит к святому и мнози отвседу, ови ползи ради, инии же, хотяще съжительствовати с ним, моляху его еже сподобити иноческому образу. Он же по прошению многих приимаше тех и сподобляет их ангельскаго образа. Прииде ж к нему Нафанаил некто именем, иже после бысть келарь тоя обители, и мнози неци от братии приидоша к нему (л. 115 об.).

10 Бяше же оустав блаженного Кирила: в церкви никому ж с иным не беседовати, ниже из церкви исходити преже конца, но всем комуждо в своем оустановленном чину стояти и славословленых пребывати. Тако ж и к Евангелию и святых икон поклонению оустав по старьчеству съблюдааху, да не кое размешение будет в них. Сам же блаженный николи ж, в церкви стоя, к стене приклоняся и без времяни не сидящи, но и нози его, яко столпни, бяху. Тако ж и к трапезе идущи по старьчеству и к местом исхожаху, на трапезе ж седящих кождо их по своим местом молчаху и никогож бяше слышааше, но токмо чтеца единого. Братиям всегда трои снеди бываху, развее постных дней, в нихъже есть аллилуиа. Сам же блаженный от двоих снедей приимаше и тоя яст не до сытости; питие ж его и ино ничто же не бяше, развее единые воды. Въстающе ж от трапезы, отхождааху в кельи свои, молением благо дарящи Бога и не уклоняющи на некыя беседы или от трапезы идущи ко иному некоему брату приходити, кроме великия потребы (л. 119).

11. Бяше же и о сем обычай таков: яко аще кто к некоему брату принесет грамоту или поминок, грамоту не роспечатав приношаше к святому, тако ж и поминок. Тако ж, аще кто хотяше вне монастыря послание написати, без отча повеления никто ж не смеяша послати. В монастыри же и в келий ничто же не велеша имети, ни своим звати, но вся общая, по апостолу, имети, яко да сего ради не рабити будем тем, ихъже нарицаем. Сребренное же и златое веема оттинуд братии не именовашеся, кроме монастырския дохыя, сиречь казны. Отьтуду вся яже к потребе братия имаху. Жаждою же аще кто и одръжим бываше, в трапезу идущи, и тамо с благословением жажду оустужаху. Хлеб же, или вода, или ино что таково в келий никако ж обретааше, кроме еже рукы оумыти. Аще ли кто к кому прийти случишась, ничто же в келий бяше видити, развее иконы и книг. Но тако прости от всего бяху, едино попичение токмо имущи друг друга смирением и любовию превосходити и первее на пение в церкви обрестися. Також и на дело монастырское, идеже аще прилучишася, с страхом Божиим отхождааху и бяху работающи не яко человеком, но яко Богови или пред Богом стояще, и не бяше бых никоего празднословия или мирьския пытати или глаголати, но кождо их в молчание съблюдаше свое любомудрие. Аще же кто и глаголати хотяаше, но ничто иного, разве от писания на ползу прочим братиям, паче же писания неведущим. Много же бяше различие и оустроение тех жития: комуждо бо от братии образ же и меру правилом блаженный дааше; оумеюще иже рукоделье, делающе что и в казну отношааше, себе же ничтоже без благословения не делааше. Вся бо от казны, яко же и преже рекохом, имеяху: одеяние ж, и обуища, и прочая, яже к телесней потребе. Сам же святый отнюд ненавидяаше видети на себе некую лепоту ризную, но тако просто хожааше в ризе раздране и многошвене. Моляше же всех и запрещааше и не имети свое мдрование и готовым быти ко всякому послушанию, да тако плод Богови приносится, а не своей воли последствуют (л. 119 об.- 120).

12. Елма же оубо и се немало дарование блаженному бяше от Бога, егда прихождааше кто странных в обитель ону: мнози бо тогда от различных стран и градов прихождааху к святому, ови хотяще видети святаго и ползоватися от него, инии же изволяющи съжительствовати с ним (л. 123 об.).

13. По неколицех же летех гладу бывшю в людех немалу, таковаго ради оутеснения и нужи, мнози от неимущих прихожааху в обитель святаго нюжди ради глада. Святый же повелевааше даяти хлебы просящим к тех насыщению, и тако даяху по вся дни нищим хлеба довольно (л. 125).

14. Темже братия, яко нечто мало от печали пременившись, нагробными пение с многою честию скончявше и со многою светлостию землею покрыша многострадалное и трудолюбное тело и сосуд Святаго Духа в лето 6935-го лета, месяца июня в 9 день. Бяше бо блаженнаго Кирила приход на место сее штидесят лет живота своего от рождения своего, пребысть же на месте том лет 30, яко всех лет живота его лет 90» (л. 140).

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Митр. Макарий. История Русской Церкви. Том 4

На сайте сайт читайте: "митр. макарий. история русской церкви. том 4."

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Вступление
Прошло уже два с половиною века, как Россия, просвещенная светом Евангелия из Византии, находилась в церковной зависимости от Константинопольского патриарха, и со стороны патриаршего престола незам

Иерархия
Время от митрополита Кирилла II до митрополита святого Ионы можно назвать по преимуществу переходным временем в истории собственно нашей митрополии. Прежде общим правилом было избирать и поставлять

Монастыри
В кровавый период владычества монголов над Россиею число мирных обителей иночества не только не уменьшилось в ней, а еще увеличилось: их возникло теперь в двести лет вдвое больше, нежели сколько бы

О митрополите кирилле II
В Ипатьевской летописи под 1241 г. упоминается о каком-то Кирилле, который был печатником князя Даниила галицкого, отправлялся по его поручению в Бакоту для усмирения края и потом с тремя тысячами

О геронтии игумене и галицкой митрополии в конце XIII и начале XIV в
Из описания действий Геронтия точно видно, что он был из числа игуменов владимирских. «Геронтий некто, игумен сый, дерзнув дерзостию, восхитити хотя сан святительства, неведый, яко всяк дар соверше

Жития святого петра митрополита и самый текст одного из них, написанный епископом прохором
Нам известны три жития святого Петра. Первое - рукописное, как значится в заглавии, «творение Прохора, епископа Ростовского», скончавшегося в 1327 г. (сборн. Новг. Соф. библ. XVI в. в четв., № 410.

О сейте еретике
Кто был этот Сеит и в чем состояло его лжеучение, жизнеописатель святого Петра митрополит Киприан не говорит. Но Татищев неизвестно откуда заимствовал сказание, будто Сеит был новгородский протопоп

Патриаршая грамота 1347 г. О подчинении вновь волынских епархий митрополиту киевскому
Грамота патриарха, заключающая в себе и царскую буллу и соборное определение, состоит в следующем: «Что для мореходцев спокойное море и попутно дующий ветер, то самое для политических дел хорошие з

О митрополите Феодорите - из патриаршей грамоты 1354 г
В грамоте к Новгородскому владыке, писанной в 1354 г., патриарх, между прочим, говорит: «Да будет ведомо твоему боголюбию, что Феодорит два года тому назад приходил сюда, когда еще жив был преосвящ

О поставлении митрополита Алексия - из патриаршей грамоты 1354 г
Соборное деяние, или грамота патриарха Филофея, в которой он, между прочим, объясняет, что расположило его произвесть Алексия в митрополита, помещена в Act. Patriarch. Constant. 1. 336 . То же

О переселении наших митрополитов из Киева во Владимир - из патриаршей грамоты 1354 г
Acta Patriarch. Constantinop. 1. 351-353 . Стоит внимания и первая половина этой грамоты: «Святейшая митрополия Российская в числе прочих городов и областей, принадлежащих к ее округу, имела и

О поставлении митрополита Романа
Грамота Константинопольского Собора 1361 г. говорит, что Роман прибыл в Царьград спустя немного после того, как Алексий был поставлен митрополитом (Acta Patriarch. Constantinop. 1. 426

Послание патриарха 1370 г. К новгородскому владыке Алексию
«Боголюбивейший епископ Новгорский, да будет благодать и мир от Бога твоему боголюбию! Ты знаешь, что бывший прежде тебя епископ Новгородский принял от Божественного, священного и великого Собора ч

Патриаршие грамоты 1370 г. К великому князю Димитрию Иоанновичу и митрополиту Алексию
I. Письмо патриарха Филофея (1370 г., в июне, индикт. 8) к великому князю Димитрию Иоанновичу: «Благороднейший великий князь всей России, ближайший во Святом Духе и возлюб

Письмо патриарха (индикт. 8. июня 1370 г.) смоленскому князю
«Благороднейший великий князь смоленский кир Святослав! Мерность наша узнала, что ты с великим князем русским кир Димитрием согласился и сделал уговор, под страшною клятвою и поцеловавши честный и

Письмо патриарха к русским князьям
«Так как благороднейшие князья русские все согласились и положили, давши страшные клятвы и целовавши честной и животворящий крест, с благороднейшим великим князем всей Руси кир Димитрием вооружитьс

Увещательная грамота патриарха к русским князьям
«Благороднейшие князья всей России, возлюбленные сыны нашей мерности! Всем вам наша мерность просит от Бога всемогущего здравия и благоденствия душевного, бодрости и силы телесной, счастливого и ск

Соборное деяние о епископе, пришедшем из Малой России. кир Антонии, поставленном в митрополита Галицкого
Так как святейшая митрополия Галицкая с давних уже пор вдовствует без своего архиерея и необходимо было поставить ей митрополита для утверждения Божественных заповедей Христовых и умножения чрез то

О настольной грамоте 1393 г. Митрополиту фотию
Настольная грамота, данная будто бы еще патриархом Антонием в 1393 г. Фотию как новопоставленному Русскому митрополиту (Акт. истор. 1. № 254 ),или подложна, или испорчена: 1) Сам Фоти

Когда закрылись епархии белгородская и юрьевская
Утверждать, будто епархии Белгородская и Юрьевская потеряли свою самостоятельность и соединены были с Полоцкою еще до нашествия на Россию монголов, несправедливо. В 1231 г. Полоцкий епископ отнюдь

О русских епархиях в монгольский период
Об епархии Холмской - П. собр. р. лет. 2. 163, 182, 184, 196 ; об епархии Сарайской - П. собр. р. лет. 1. 204; 7. 162 ; о Тверской - Ник. лет. 3. 55 ; Карамз. 4. Прим. 137 }