12.10.2019

Рыцарский замок средневековья. Как построить средневековый замок (9 фото)


Cлайд 1

Cлайд 2

Первые настоящие рыцарские замки из камня, которые хорошо известны и в наше время, начали строить в конце IX начале X веков. Всего в Европе было построено 15 тысяч таких сооружений. Особенно увлекались подобными строениями в Англии. На этих землях строительный бум начался во времена Вильгельма Завоевателя во второй половине XI века. Каменные сооружения возвышались на расстоянии 30 км друг от друга. Такая близость была очень удобной в случае нападения. К обороняющимся могли быстро подоспеть конные отряды из других замков. Строительство замка

Cлайд 3

Cлайд 4

Оборона рыцарского замка в Средневековье Внешняя стена - важнейший оборонительный элемент. Она должна быть высокой, толстой и лучше, если на цоколе под наклоном. Фундамент под ней как можно более глубок - на случай подкопа. Иногда встречается двойная стена. Рядом с первой высокой - внутренняя небольшая, но неприступная без приспособлений (лестниц и шестов, которые остались снаружи). Пространство между стенами - так называемый цвингер - простреливается. Внешняя стена наверху оборудована для защитников крепости, иногда даже с навесом от непогоды. Зубцы на ней существовали не только для красоты - за ними удобно было прятаться во весь рост, чтобы перезарядить, например, арбалет. Бойницы в стене приспосабливались и под лучников, и под арбалетчиков: узкие и длинные - для лука, с расширением - для арбалета. Шаровые бойницы - закреплённый, но поворачивающийся шар с прорезью для стрельбы. Балконы строились в основном декоративные, но если стена узкая, то ими пользовались, отступая и давая пройти остальным. Средневековые рыцарские башни почти всегда строились с выпуклыми башнями по углам. Они выступали наружу для стрельбы вдоль стен в обе стороны. Внутренняя сторона была открытой, чтобы противник, проникший на стены, не закрепился внутри башни. Оборона замка.

Cлайд 5

Cлайд 6

Cлайд 7

Количество лиц, проживающих в замке, и отношения между ними зависели от выполняемых замком функций. Меньше всего жителей мы обнаруживаем в "частных" замках, служивших в первую очередь местом жительства хозяина замка и его семьи. Здесь мы встречаем лишь минимум прислуги, в крайних случаях хозяйка замка должна была сама при поддержке одной служанки выполнять домашнюю работу в то время, как хозяин занимался управлением. Отличие от крестьянского образа жизни в этом случае едва ощутимо. Не смотря на все сообщения о разорившихся дворянах такие случаи были скорее исключением. Обедневшие рыцари часто встречаются и во времена Штауфенов. Чаще всего замки, в том числе и принадлежавшие простым рыцарям, были центром небольших владений с имениями в нескольких точках, которые редко возделывались самостоятельно. Обычно владения распределялись между парой дюжин, реже несколькими сотнями крепостных, плативших в ответ подати и выполнявших работы. В этом случае управляющий, порой с собственным писарем, наблюдал за поступлениями от крестьян натуральных и денежных податей от крестьян и решал споры между крепостными. В некоторых замках управляющему и писарю выделялось отдельное помещение, часто вблизи ворот, порой в форбурге или на хозяйственном дворе. Прислуга в этих случаях была обширнее и включала помимо слуг и служанок постоянного повара, пару поварят, возможно также истопника, кузнеца или шорника. Если предстояли крупные строительные работы, то нанимались плотники и каменщики, которые в этот период также могли размещаться на территории замка. Обитатели замка

Cлайд 8

Жилые башни времен ранних Штауфенов были скупо меблированы, а сама мебель вплоть до конца средневековья даже в замках крупных феодалов была простой. В тоже время оформление стен, полов и потолков было значительно богаче, ярче и разнообразнее. Входом в жилую башню служила простая лестница, ведущая на второй или третий этаж. Стены нижних этажей были или оштукатурены тонким слоем извести, или каменная кладка оставалась открытой. Прохлада, идущая от стен, была здесь желанной, так как тут на деревянных стеллажах хранились запасы: фрукты и хлеб, овощи и зелень в сосудах из обоженной глины, другие продукты питания, в больших деревянных чанах - запас воды, предназначенный на крайний случай. Так как вода была плохого качества существенную роль играло вино, хранившееся в бочках. Над складскими помещениями располагалась кухня с большим местом для разведения огня, на уровне пола или немного приподнятое, над ним - далеко выступающая каминная или дымоотводная оболочка. Меблировка была экономной - простой стол для приготовления пищи, полка для горшков, тарелок или продуктов. Пол покрывался тонким огнестойким слоем из глины или известкового раствора, в последующие века пол делали также из кирпича или каменных плит. Интерьер замка

Cлайд 9

На втором, а порой и третьем этаже жилой башни располагался жилой зал, центральный пункт замка, в котором доминировал большой стенной камин. Здесь стены были оштукатурены или покрыты фресками. Гобелены служили одновременно украшением и защитой от холода, особо роскошные вывешивались лишь по праздничным дням. Рядом с камином на складных стульях или в креслах сидели хозяин и члены его семьи. Если следовать описаниям современников, то столы заносились в зал лишь на время еды, а потом сразу уносились. Сидели на табуретках или скамьях, а также на складных стульях и табуретках, кроме того на сундуках. Вдоль стен стояли скамьи, или это была одна скамья, шедшая по периметру. Над залом в жилой башне размещались спальные палаты господина и членов его семьи, под крышей - помещения прислуги. Для защиты от холода стены обшивали массивными, поначалу простыми досками, но чаще тканевой обшивкой. Спальное помещение, бывшее общим для всей прислуги вплоть до нового времени было неотапливаемым. В сундуках, редко в шкафах хранились ценные одежды и документы. Другие сундуки служили для хранения постельных принадлежностей. Если это было возможно, то господа пользовались кроватью с балдахином. Навес из ткани или дерева должен был задерживать вредных насекомых, кровати были короче, чем сегодня, так как спали полусидя. Слуги спали на соломе, часто рядом с конями. Служанки - на простых, сбитых из досок общих кроватях. Мебель

Cлайд 10

Большая часть жизни средневекового рыцаря проходила вне семейного круга и была посвящена бесконечным войнам. Постоянно приходилось или самому идти войной, или защищаться от нападения, отбиваясь в своем неуютном, но крепком замке. Война могла вспыхнуть подчас из-за пустяка. И дело не столько в реальных причинах, пробуждавших вооруженные конфликты, сколько в стихийном стремлении к войне и ко всем опасностям и лишениям, с нею связанным. В средние века человек благородного происхождения не мыслил себе другого занятия, кроме военного поприща. Слава, почет и уважение в обществе себе подобных достигались только реальными поступками, подвигами на полях сражений, где на глазах у всех каждый рыцарь, рискуя жизнью, старался продемонстрировать свою храбрость, ловкость и силу. Жизнь рыцаря

Cлайд 11

Более того, война - это всегда средство обогащения. В случае победы рыцарь-феодал брал в плен побежденного рыцаря и его семью, с тем чтобы взять с него выкуп за освобождение, а его оруженосцам и вассалам доставалось то, что они смогут награбить во владениях противника. Военные предприятия заставляли переносить множество невзгод и лишений, но особенно тяжелой была необходимость защищать от налетевшего врага собственное родовое достояние, свой замок - оплот независимости и свободы. Осада замка - одна из наиболее колоритных и в то же время тяжелых страниц в книге жизни его обитателей. Война

Cлайд 12

В средневековые времена каждый рыцарь имел право частной войны и дорожил им, как своим неотъемлемым сокровищем. Один сеньор, объявляя войну другому, посылал последнему перчатку или две-три шерстинки из своей меховой одежды. То был символ вызова, ответом на который была война. Тотчас же вассалы и родственники группировались как на одной, так и на другой стороне. Не заставляли долго ждать себя и враждебные действия. Один нападал на владения другого, угонял скот его несчастных крестьян, жег их жалкие жилища, осаждал его замок, стараясь захватить в плен и самого замка владельца. Обитатели города или замка, которым грозила осада, должны были запастись водой, продовольствием и боевыми припасами. Не довольствуясь источником, от которого их могли легко отрезать, жители рыли колодцы и устраивали хранилища для скопления дождевой воды. Чтобы избежать голода, запасались просом, которое не скоро портится, соленым мясом и солью. В то же время удаляли всех тех, кто не в состоянии был принести пользу, угрожая быть только лишним ртом. Так поступили, например, англичане, когда французы осаждали в 1204 году замок Гейлард. Бывали случаи, что таких злополучных людей не принимала ни та ни другая сторона и они бедствовали целыми месяцами. Кроме съестных припасов необходимо было иметь как можно больше оружия, орудий, каменных ядер, а также свинца, смолы и масла.

Представьте, что вы — феодал, земли которого постоянно подвергаются набегам очень недружелюбно настроенных коллег. Дабы обезопасить себя и свое имущество, вы решаете построить надежную крепость, которая послужит вам и вашей свите как домом, так и оборонительной точкой на случай осложнения отношений с завистливыми соседями. Но замок — не сарай и не баня, его так просто не построишь! В прошлый раз мы поговорили о том, как лучше всего , а сегодня пойдем обратным путем. Как правильно возводить крепостные стены? Какие факторы надо учитывать во время осады? Чем барбакан отличается от донжона? Начнем с самых азов.

Что такое замок

Замок — это комплекс зданий, сочетающих в себе оборонительно-фортификационные и жилые задачи. В отличие от обнесенных стенами полисов, замки не являются общественным сооружением, а принадлежат феодалу и предназначены для него самого, его семьи и свиты, а также гостящих у него сюзеренов. Часто замок путают с крепостью, но вам, как будущему королю, следует их различать: если крепость — это просто участок земли с разнообразными постройками, обнесенный стеной (к примеру, знаменитые , одну из которых недавно откопали археологи), то замок — это единое здание, в котором башни, стены, мосты, жилые и прочие сооружение объединены в единый архитектурный ансамбль.

Чем больше замок — тем выше престиж его владельца. Крепостной двор, зона внутри замковых стен, может быть плотно застроен: тут и жилые дома для прислуги, и казармы, и складские помещения и, разумеется, свои собственные церквушки. При этом красота самого замка и высота его стен не всегда говорят о его оборонительных качествах. История знает примеры, когда приземистые и совсем небогатые на вид замки становились настоящей костью в горле именитых завоевателей.

Выбираем участок под строительство

Казалось бы, какая разница, где строить свою крепость? Толстые стены, высокие башни, глубокий ров — и не страшны никакие армии. Но вспомним о том, что замок — это не просто фортификационная единица, а еще и жилище, и потенциальный центр будущего города. Для того, чтобы ваш замок отвечал всем необходимым требованиям, следует учесть целый ряд немаловажных особенностей местности:

Рельеф . Первое, на что стоит обратить внимание при выборе участка под строительство — это характер окружающей местности. Идеальной точкой будет высокий холм или любая другая возвышенность, на которой физически возможно возвести комплекс оборонительных сооружений. Высота крайне важна по целому ряду причин. Во‑первых, чем выше ваш замок — тем тяжелее будет добраться до него потенциальному врагу. Крутые склоны — непроходимое препятствие для конницы и осадных орудий, а в некоторых случаях и для тяжелобронированной пехоты. Даже если нападающие каким-то чудом вскарабкаются по горным кручам, сбросить их не составит никакого труда. Идеальным вариантом станет высоки й холм, взобраться на который можно будет по одному-единственному узкому серпантину: такая дорога, дополнительно защищенная кольцами крепостных стен и несколькими секциями ворот, станут даже для огромной армии тяжелейшим испытанием: за каждый метр, пройденный под градом стрел, камней и раскаленного масла, враг будет платить жизнями своих бойцов.


Замок Лихтенштайн стоит на скале высотой 817 метров!

Ресурсы . Другой важный фактор — это доступ к чистой родниковой или колодезной воде, а также логистическая связь замка с окружающими постройками, если таковые имеются. Как ни странно, наиболее популярная тактика взятия крепости — это не штурм, который сам по себе является весьма рискованным предприятием, а длительная осада. Ваш замок может превратиться из надежной крепости в самый настоящий склеп: если вашу армию надолго изолируют от доступа к пище и питьевой воде, ждите голодных смертей, массового упадка духа и, в экстремальных условиях, даже вспышек каннибализма. Замок — сооружение Средних веков, до изобретения консервирования продуктов еще как минимум пара столетий. Если вам позволяет территория — разбейте внутри замковых стен сад или огород: постная каша из брюквы и жаркое из крыс, кормящихся в замковых складах, в какой-то момент могут стать единственным источником калорий.


Удачное расположение Гейдельбергского замка позволило основать у его подножья огромный город

Вода является не только питьевым ресурсом, но также может выступать в качестве альтернативного транспортного пути. Замок, стоящий на холме близ реки, всегда имеет доступ к проточной воде, которая послужит как дополнительной защитой от набегов (штурмовать укрепления вплавь намного сложнее, чем посуху), так и путем отступления на случай экстренных мер. Помните, замок — это ваш престиж, но личная безопасность превыше всего!

Немаловажным станет и наличие источников строительных материалов хотя бы в относительной близости от строительного участка. Если лес еще худо-бедно сплавляется по реке (хотя это дополнительные риски), то волочь из далеких каменоломен блоки для строительства крепостных стен — занятие не только неблагодарное, но и в высшей степени затратное. А вам еще надо на какие-то шиши закатывать пиршества и попойки — иначе вассалы засмеют и уйдут к более щедрому лорду.

Лайфхаки на каждый день

Но что делать, если на ваших землях нет подходящих возвышенностей, а замок все равно хочется? На помощь придут насыпные холмы: если крепости часто окружали земляным валом (рукотворной насыпью, затрудняющей подходы к стенам), то ради замка не грех будет заставить батраков и рабов насыпать и полноценный холм, смешав почву с торфом, гравием и известняком. Для того, чтобы вся эта земля не расползлась в стороны от дождей и под весом каменных строений — промажьте холм несколькими слоями глины, а еще лучше — обложите деревянным настилом. Даже такое примитивное армирование сделает конструкцию в разы надежнее.


Замок Жизор в Нормандии: высота насыпного холма — 20 метров, а диаметр у основания — все 70

Землю можно не только насыпать, но и рыть. В следующий раз мы подробно поговорим про каждый тип оборонительного элемента замка, но старый-добрый ров — отличный способ защитить участок еще на стадии застройки. Если получится отвести в него речную или грунтовую воду, то поздравляем: теперь у вас есть не только дополнительная защита, но и источник пресной воды. Если нет — не расстраивайтесь: сам по себе ров является в высшей степени труднопроходимым препятствием, и чтобы засыпать его, у противника уйдет немало времени. В крайнем случае можете понатыкать в него острых кольев, чтобы сбрасывать на них зарвавшихся воинов во время штурма.

Заключение

На этом наш рассказ подходит к концу. В следующий раз подробно разберем то, из каких сооружений состоит замок и как лучше спроектировать его, исходя их особенностей местности. И помните: замок — это универсальное жилище на все случаи жизни, так что к его постройке следует подойти, продумывая каждую мелочь.

  • Перевод

Нормандское завоевание Англии привело к буму в строительстве замков, но процесс создания крепости с нуля далеко не так прост.

Замок Бодиам в графстве Восточный Суссекс, основан в 1385 году

1) Тщательно выберите место для строительства

Крайне важно построить свой замок на возвышении и в стратегически важной точке.

Замки обычно возводились на естественных возвышениях, и обычно оборудовались связующим с внешним окружением звеном, таким, как брод, мост или проход.

Историкам редко удавалось найти свидетельства современников, касающиеся выбора места для строительства замка, но всё же они существуют. 30 сентября 1223 года 15-летний король Генрих III прибыл в Монтгомери со своей армией. Король, успешно проведший военную кампанию против уэльского принца Лливелина ап Иорверта , собирался построить в этой местности новый замок, чтобы обеспечить безопасность на границе своих владений. Английским плотникам дали задание подготовить древесину ещё за месяц до этого, но советники короля только сейчас определили место строительство замка.



Замок Монтгомери, когда его начали строить в 1223 году, расположился на возвышении

После тщательного обзора местности они выбрали точку на самом краю выступа над долиной реки Северн. По словам летописца Роджера Вендоверского, эта позиция «выглядела неприступной для любого». Также он отметил, что замок был создан «для безопасности региона от частых атак уэльсцев».

Совет : определите места, в которых топография возвышается над транспортными маршрутами: это естественные места для замков. Имейте в виду, что дизайн замка определяется местом постройки. К примеру, у замка на выступе обнажённых пород будет сухой ров.

2) Выработайте осуществимый план

Вам потребуется мастер-каменщик, умеющий рисовать планы. Также пригодится инженер, сведущий в оружии.

У опытных солдат могут быть свои идеи по поводу дизайна замка, в смысле форм его зданий и их расположения. Но вряд ли у них найдутся знания уровня специалистов по дизайну и постройке.

Для реализации идеи требовался мастер-каменщик – опытный строитель, чьей отличительной чертой было умение рисовать план. Разбираясь в практической геометрии, он использовал такие простые инструменты, как линейка, угольник и циркуль, для создания архитектурных планов. Мастера-каменщики представляли рисунок с планом здания для утверждения, а во время строительства контролировали его возведение.


Когда Эдвард II приказал построить башню в Нарсборо, он лично утверждал планы и требовал отчётов о строительстве

Когда Эдвард II в 1307 начал строить огромную жилую башню в замке Нарсборо в Йоркшире для своего фаворита Пирса Гавестона , он не только лично утверждал план, созданный лондонским мастером-каменщиком Хью Тичмаршевским – вероятно, сделанные в виде рисунка – но также потребовал регулярных отчётов о строительстве. С середины XVI века новая группа профессионалов, называемых инженерами, всё чаще начали брать на себя роль в разработке планов и возведении укреплений. У них были технические знания об использовании и мощности пушек, как для защиты, так и для нападения на замки.

Совет : планируйте бойницы для обеспечения широкого угла атаки. Придавайте им форму в соответствии с используемым оружием: лучникам с большими луками нужны большие откосы, арбалетчикам – поменьше.

3) Наймите большую группу опытных рабочих

Вам потребуются тысячи людей. И не обязательно все они придут по доброй воле.

Для строительства замка требовались огромные усилия. Документальных свидетельств о строительстве первых замков Англии с 1066 года у нас нет, но из масштабов многих замков того периода становится ясно, почему в некоторых хрониках утверждается, что англичане находились под гнётом строительства замков для своих норманнских завоевателей. Но с более позднего времени средних веков до нас дошли некоторые сметы с детальной информацией.

Во время вторжения в Уэльс в 1277 году король Эдуард I начал строительство замка во Флинте, северо-восточной части Уэльса. Возвели его быстро, благодаря богатым ресурсам короны. Через месяц после начала работ, в августе, на строительство привлекли 2300 человек, включая 1270 землекопов, 320 дровосеков, 330 плотников, 200 каменщиков, 12 кузнецов и 10 углежогов . Всех их согнали с окрестных земель под вооружённым эскортом, смотревшим, чтобы они не дезертировали со строительства.

Периодически к строительству могли привлекать иностранных специалистов. К примеру, миллионы кирпичей для перестройки замка Таттершолл в графстве Линкольншир в 1440-х одах поставил некто Болдвин «Docheman», или Dutchman, то есть, «нидерландец» – очевидно, иностранец.

Совет : в зависимости от размера рабочей силы и расстояния, которое ей пришлось преодолеть, возможно, понадобиться обеспечить им проживание на месте стройки.

4) Обеспечьте безопасность места строительства

Недостроенный замок на территории противника очень уязвим для атак.

Чтобы построить замок на вражеской территории, необходимо защищать стройку от атак. Например, можно обнести стройку деревянными укреплениями или невысокой каменной стеной. Такие средневековые системы защиты иногда оставались и после постройки здания в качестве дополнительной стены – как, например, в замке Бома́рис, строительство которого было начато в 1295 году.


Бома́рис (англ. Beaumaris, валл. Biwmares) - город на острове Англси, Уэльс.

Также важна безопасная связь с внешним миром для доставки стройматериалов и провианта. В 1277 году Эдуард I прорыл канал к реке Клюид прямо от моря и до места расположения его нового замка в Рюдлане. Внешняя стена, построенная для защиты места строительства, доходила до причалов на берегах реки.


Замок Рюдлан

Проблемы с безопасностью могут возникнуть и при кардинальной перестройке существующего замка. Когда Генрих II перестраивал Дуврский замок в 1180-х, все работы были тщательно распланированы так, чтобы укрепления обеспечивали защиту на всё время ремонта. Согласно сохранившимся указам, работа с внутренней стеной замка началась только, когда башня была уже достаточно отремонтирована для того, чтобы в ней могла дежурить стража.

Совет : стройматериалы для строительства замка большие и объёмные. Если это возможно, лучше перевозить их по воде, даже если для этого придётся построить док или канал.

5) Подготовьте ландшафт

При строительстве замка, возможно, придётся перемещать внушительное количество земли, что обходится недёшево.

Часто забывают, что укрепления замка строились не только за счёт архитектурных приёмов, но и за счёт проектирования ландшафта. На перемещение земли выделялись огромные ресурсы. Масштабы земельных работ норманнов можно признать выдающимися. К примеру, по некоторым подсчётам, насыпь, возведённая в 1100 году вокруг замка Плеши в Эссексе потребовала 24 000 человеко-дней.

Некоторые аспекты работы с ландшафтом требовали серьёзных навыков, особенно создание рвов с водой. Когда Эдуард I перестроил лондонский Тауэр в 1270-х, он нанял иностранного специалиста, Уолтера Фландерского, для создания огромного приливного рва. Рытьё канав под его руководством обошлось в £4 000, ошеломительную сумму, почти четверть стоимости всего проекта.


Гравюра XVIII века с планом лондонского Тауэра 1597 года показывает, сколько земли необходимо было передвинуть для постройки рвов и валов.

С повышением роли пушек в осадном искусстве земля стала играть ещё более важную роль в качестве поглотителя пушечных выстрелов. Что интересно, опыт в перемещении больших объёмов земли позволил некоторым инженерам, специалистам по укреплениям, найти работу в качестве дизайнера садов.

Совет : сократите время и затраты, выкапывая каменную кладку для стен замка из рвов вокруг него.

6) Заложите фундамент

Тщательно воплотите план каменщика в жизнь.

Используя верёвки нужной длины и колышки было возможно обозначить фундамент здания на земле в натуральную величину. После того, как были выкопаны канавы для фундамента, начиналась работа над каменной кладкой. Для экономии ответственность за стройку возлагалась на старшего каменщика вместо мастера каменщика. Кладки в средневековье обычно измеряли в родах , один английский род = 5,03 м. В Уоркуэрте в графстве Нортамберленд одна из сложных баше стоит на решётке из родов, возможно, в целях подсчёта расходов на строительство.


Замок Уоркуэрт

Часто строительство средневековых замков сопровождалось подробной документацией. В 1441-42 годах башня замка Татбэри в Стэффордшире была разрушена, и на земле был составлен план её преемника. Но князь Стэффорда по какой-то причине остался недоволен. Мастер каменщик короля, Роберт из Уэстерли, был отправлен в Татбэри, где провёл совещание с двумя старшими каменщиками для разработки новой башни на новом месте. Затем Уэстерли уехал, и в последующие восемь лет небольшая группа рабочих, включая четырёх младших каменщиков, строила новую башню.

Старших каменщиков могли привлекать для подтверждения качества работы, как было в замке Кулинг в Кенте, когда королевский каменщик Генрих Йевель оценивал работы, проведённые с 1381 по 1384 года. Он раскритиковал отклонения от первоначального плана и округлил смету вниз.

Совет : не давайте мастеру каменщику обмануть себя. Заставьте его сделать такой план, чтобы по нему легко было составить смету.

7) Укрепите ваш замок

Закончите строительство сложными укреплениями и специализированными деревянными конструкциями.

До XII века укрепления большинства замков состояли из земли и брёвен. И хотя впоследствии преимущество отдавали каменным постройкам, дерево оставалось очень важным материалом в средневековых войнах и укреплениях.

Каменные замки подготавливали к атакам, добавляя специальные боевые галереи вдоль стен, а также ставни, которыми можно было закрывать промежутки между зубцами для защиты защитников замка. Всё это делалось из дерева. Тяжёлое вооружение, использовавшееся для защиты замка, катапульты и тяжёлые арбалеты, спрингалды , также строились из дерева. Артиллерию обычно разрабатывал высокооплачиваемый плотник-профессионал, иногда носивший звание инженера, от латинского «ingeniator».


Штурм замка, рисунок XV века

Такие эксперты были недёшевы, но могли в результате стоить своего веса золотом. Такое, например, случилось в 1266 году, когда замок Кенилуэрт (Kenilworth) в графстве Уорикшир сопротивлялся Генриху III почти шесть месяцев при помощи катапульт и водной защиты.

Существуют записи о походных замках, полностью сделанных из дерева – их можно было перевозить с собой и возводить по необходимости. Один такой был построен для французского вторжения в Англию в 1386 году, но гарнизон Кале захватил его вместе с кораблём. По описанию, он состоял из стены из брёвен 20 футов высотой и 3000 шагов длиной. Через каждые 12 шагов была 30-футовая башня, способная приютить до 10 солдат, а также в замке была неуказанная защита для стрелков.

Совет : древесина дуба с годами становится прочнее, а работать с ней легче всего, когда она зелёная. Верхние ветви деревьев легко перевозить и придавать им форму.

8) Обеспечьте воду и канализацию

Не забудьте об «удобствах». Вы оцените их по достоинству в случае осады.

Важнейшим аспектом для замка был эффективный доступ к воде. Это могли быть колодцы, снабжающие водой определённые здания, например, кухню или конюшню. Без подробного знакомства с средневековыми шахтами колодцев трудно отдать им должное. К примеру, в замке Бистон в графстве Чешир есть колодец глубиной в 100 м, верхние 60 м из которых выложены тёсаным камнем.

Существуют некоторые свидетельства существования сложных водопроводов, доставлявших воду в апартаменты. В башне замка Довер есть система из свинцовых труб, доставляющая воду по комнатам. Она питалась из колодца при помощи лебёдки, и, возможно, из системы сбора дождевой воды.

Эффективное устранение отходов человеческой жизнедеятельности было ещё одной проблемой разработчиков замков. Уборные собирались в одном месте зданий так, чтобы их шахты опорожнялись в одном месте. Они размещались в коротких коридорах, задерживавших неприятные запахи, и часто оборудовались деревянными сиденьями и съёмными крышками.


Комната для раздумий в замке Чипчейз

Сегодня распространено мнение, что уборные раньше называли «гардеробами». На самом деле лексикон для обозначения туалетов был обширным и красочным. Их называли гонгами или гэнгами (от англосаксонского слова, обозначавшего «место, куда нужно сходить»), укромными уголками и джейками (французский вариант «джона»).

Совет : попросите мастера каменщика распланировать удобные и уединённые отхожие места вне спальни, следуя примеру Генриха II и замку Довер.

9) Украсьте по необходимости

Замок не только должен быть хорошо охраняемым – его жители, обладая высоким статусом, требовали определённого шика.

Во время войны замок должен быть защищаем – но он же служит и роскошным домом. Благородные господа средневековья ожидали, что их жилище будет как удобным, так и богато обставленным. В средние века эти граждане путешествовали вместе с обслугой, вещами и мебелью из одной резиденции в другую. Но домашние интерьеры часто обладали неподвижными декоративными особенностями, к примеру, витражными окнами.

Вкусы Генриха III в обстановке записаны очень тщательно, с интересными и притягательными деталями. В 1235-36 годах, к примеру, он приказал, чтобы его зала в замке Винчестер была украшена изображениями карты мира и колеса фортуны. С тех пор эти украшения не сохранились, но в интерьере остался хорошо известный круглый стол короля Артура, созданный, возможно между 1250 и 1280 годами.


Замок Винчестер с висящим на стене круглым столом короля Артура

Большая площадь замков играла важную роль в шикарной жизни. Парки создавались для осуществления охоты – ревностно охраняемой привилегии аристократов; также были востребованы и сады. Дошедшее до нас описание постройки замка Кирби Максло в Лестершире говорит, что его владелец, лорд Гастингс, начал разбивать сады в самом начале постройки замка в 1480.

В средние века также любили комнаты с красивыми видами. Одна из групп комнат XIII века в замках Лидс в Кенте, Корф в Дорсете и Чепстоу в Монмотшире была названа

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Выбор темы «Средневековый замок: секреты фортификации» был неслучайным.

Средневековье - это величественная тайна, во многом не разгаданная учеными-медиевистами. Одна из составляющих Тайны - средневековые замки: великолепные памятники зодчества и фортификационного искусства.

Эти цитадели, возникшие как убежище феодала, его семьи и одновременно показатели богатства и силы владельца, получившие распространение с первой половины эпохи, постепенно превращались в крепости и во время многочисленных войн большей частью были разрушены.

Нам очень хотелось узнать об этих неприступных сооружениях больше, чем написано в учебниках, и ответить на вопрос: что позволяло защитникам замков выдерживать длительную осаду и какие секреты замковой архитектуры помогали им в этом.

Актуальность: с егодня средневековые замки и их фортификационная архитектура становятся объектами пристального внимания не только ученых и туристов, но и авторов компьютерных игр, стратегий, книг и фильмов в стиле «фэнтези», где события развиваются в старинных укрепленных дворцах-крепостях. Это развивает наш интерес и любознательность, стремление узнать больше, чем написано в учебной литературе об окруженных тайной замках Средневековья.

Вместе с тем замок становится для нас не только местом увлекательных приключений и сражений вместе с героями Warhammer Fantasy Battles, Warmachine, Kings of War, Confrontation, «Игр престолов», «Робин Гуда», «Властелина колец» и других фэнтезийных романов, фильмов и варгеймов, но и той визитной карточкой Средневековья, которая помогает постигнуть его содержание, открывая одну из интереснейших страниц истории.

Это суждение оправдано, поскольку средние века вошли в историю как период нескончаемых войн не только межгосударственных, но и междоусобных, феодальных. В этих условиях рыцарский (феодальный) замок становился надежным укреплением, а особенности его фортификационной структуры помогали владельцу и гарнизону выдержать длительную осаду неприятеля.

Как видим, с точки зрения актуальности исследование приобретает особый смысл. И если прежде исследователи и авторы проектов рассуждали в основном о замке - шедевре средневекового зодчества, то сегодня - о секретах зодчества специального, военного назначения, превращающем жилище, центр цивилизации отдельно взятого феодального владения в цитадель.

Объект исследования

Средневековый замок как жилище, убежище и дворец феодала.

Предмет исследования

Элементы замковой фортификационной архитектуры и секреты, заложенные в них.

Цель исследования

Выяснить устройство важнейших частей средневекового замка-крепости и их особенное назначение в обороне от неприятеля.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

Изучить литературу, содержащую информацию о средневековых замках, истории их сооружения, назначении.

Выяснить особенности фортификационного назначения элементов рыцарского замка.

Учебный (проблемный) вопрос

1. Какие фортификационные секреты позволяли защитникам замков выдерживать длительную осаду?

Методы исследования: сбор и изучение информации; обобщение и описание фортификационный особенностей средневекового замка.

Продукты исследования

1. Макет средневекового замка.

2. Книга - пособие «Средневековый замок: секреты фортификации».

3. Средневековый замок (кроссворд «наоборот»).

Работа состоит из Введения, трех разделов, Заключения, списка литературы и Приложения.

Во Введении обоснована актуальность исследования, определены цель, задачи, объект и предмет исследования.

В 1 разделе «Рыцарский замок Средневековья: немного истории» рассмотрено общее представление о времени и необходимости появления рыцарских замков в Европе, общие принципы расположения на местности и обустройства.

Во 2 разделе «Важнейшие элементы замка и «ловушки» для неприятеля» рассмотрены фортификационные детали, хитрости и их назначение.

В 3 разделе «Апробация материалов исследования и выводы» представлены диаграммы, иллюстрирующие показатели знаний учащихся до и после знакомства с подготовленными нами материалами исследования (Книга-пособие «Средневековый замок: секреты фортификации»).

В «Заключении» подведены общие итоги работы, изложены выводы, обоснованы практическое применение и значимость работы.

В «Списке литературы» отражены те источники, которыми мы воспользовались при проведении своего исследования.

«Приложение» содержит материалы тестирования, отдельно - книгу -пособие «Средневековый замок: секреты фортификации», диаграммы, отражающие уровень знания учащихся ДО и ПОСЛЕ знакомства с нашим трудом, а также «кроссворд наоборот» как материал для рефлексии.

РАЗДЕЛ 1. Средневековый рыцарский замок: секреты фортификации

Средневековый замок: немного истории

Наш учитель истории часто повторяет, что причины явлений и событий надо искать не только в эпохе, современной событию, но в том, что предшествовало ей, даже если такая связь скрыта под занавесом долгих лет…

Действительно, рабовладение и Античность родились из первобытности, переросшей себя, а далекие средние века - из греко-римской цивилизации, когда она исчерпала свои возможности…

Но, казалось бы, найти схожие черты между римскими временами и европейским Средневековьем в частностях, деталях или невозможно, или очень трудно. А если присмотреться?

А если присмотреться, то тема нашей работы «Средневековый замок и его фортификационные особенности» в главной детали - «назначение замка» - возвращает нас к устройству римского лагеря, прямое назначение которого - защита его обитателей.

Судите сами, стоянка римских легионеров - огороженная территория, внутри которой - палаточный лагерь. А средневековая фортеция - усложненный вариант такого укрытия.

Основываясь на опыте оборонительных сооружений прошлого, сознавая опасность норманнского нашествия, человек начала XII века начинает строить убежища, способные защитить его от внешнего вторжения. Поначалу он огораживает дом-крепость на холме частоколом, копает ров вокруг него и подводит к нему воду, а затем, поняв что дерево и известняк - материалы ненадежные, начинает строить крепость из камня и обносить ее не просто забором - стеной, высота и толщина которой измеряется теперь метрами.

С каждым новым замком на карте Европы появляется новая конструкция его сооружения, главное назначение которой - не только воспрепятствовать неприятельским замыслам, но и остановить врага, разгромить если не на подступах к цитадели, то внутри ее, используя хитрости фортификационного зодчества.

Сегодня мы, играя в компьютерные игры, сопереживая героям фильмов в стиле фэнтези, собирая пазлы, частично вникаем в смысл сооружения огромных защитных сооружений, анализируем внутреннюю структуру и систему фортеций, часто спрашивая себя: что там, за каменной преградой, стоящей на пути завоевателей, зачем рыцари строили не просто красивые и добротные дома, а убежища, крепости?

Вывод напрашивается сам по себе: к этому их побуждали войны! С кем? Со всеми! В частности, и между собой за землю, крестьян, богатства, престиж, честь…

XII век пришел в Европу временем бедствий и большой крови и заставил задуматься о том, не нагрянет ли превосходящий по силе соперник, которому приглянутся твое жилище, лес, река, поля?

И тогда появляются, как грибы после хорошего теплого дождя, такие замки, которые и сегодня внушают трепет, уважение, а иногда и серьезное опасение: не вынырнет ли из стены призрак в доспехах со ржавым мечом в руках?..

Хозяин цитадели четко знал, чего хочет: замок должен быть малодоступным для неприятеля, обеспечивать наблюдение за местностью (включая ближайшие деревни, принадлежащие владельцу замка), иметь собственный источник воды (на случай осады) и показывать мощь, богатство феодала.

Место выбиралось исходя из этих требований: гора, высокая скала, на крайний случай пригорок, хорошо бы недалеко от воды. Начиналось сооружение главного жилища - донжона. Дело хлопотное, небыстрое, тщательно спланированное. Пока строители возводили стены и копали колодец (источник воды, а значит, жизни!), местный люд (из хозяйских ремесленников, воинов, крестьян) сторожил подходы к будущему укреплению и прокладывал дороги к нему. Дорога обязательно содержала многочисленные препятствия, преодолеть которые мог только знающий человек (замаскированные ямы, ложные переправы через реки и большие ручьи, засады с расчищенными секторами для обстрела неприятеля…). Обязательное условие - дорога должна закручиваться так, чтоб всадник или пеший воин непременно оказывался правым, незащищенным, боком к цитадели.

Завершив возведение донжона, приступали к строительству оборонительных стен. Владельцы побогаче выстраивали несколько стен-препятствий, победнее - обходились одной, но обязательно мощной, высокой, с башнями и бойницами, прочными воротами, выступающим вперед барбаканом, подъемным мостом через ров, наполненный водой.

Бывало и наоборот: начинали со рва и стен, а завершали донжоном. Но, главное, исход был всегда один: появлялась еще одна крепость, неприступная цитадель, поражающая мощью, красотой или архитектурной выдумкой. Взгляните на эти европейские замки.

Поразительно, не правда ли?

РАЗДЕЛ 2.«Важнейшие элементы замка и «ловушки» для неприятеля»

Бойницы, их виды и назначение

Замок Средневековья с его укреплениями, имеющими определенное оборонительное назначение, - это не сегодняшний богатый дом «под старину». Средневековый замок - это грозная, часто мрачная крепость с башнями и часовыми, настороженно озирающими окрестности из глазниц.

Башни строили полыми, внутри их разделяли на этажи перекрытиями из деревянных досок с отверстием в центре или сбоку. Через них проходил канат, чтобы поднимать на верхнюю площадку снаряды в случае защиты замка.

Лестницы же скрывались за перегородками в стене. Взгляните: каждый этаж -это отдельное помещение, в котором располагались воины. Для обогрева в толще стены часто устраивали камин, в котором, кстати, можно было приготовить дичь на вертеле…

Единственные отверстия в башне, связывавшие с внешним миром, - это бойницы для стрельбы из лука. Длинные и узкие проемы, они расширялись внутрь помещения. Обычно высота таких бойниц 1 метр, а ширина - 30 см снаружи и 1 метр и 30 сантиметров внутри. Такая конструкция предохраняла от попадания вражеских стрел внутрь, а защитники имели возможность стрелять в разных направлениях.

Для лучников бойницы были длинными узкими прорезями в стене, а для арбалетчика предназначались короткие бойницы, расширявшиеся в стороны. Их часто называли замочными скважинами.

Существовали и бойницы особой формы - шаровые. Это были закрепленные в стене, свободно поворачивающиеся деревянный шары с прорезью. Они обеспечивали стрелку максимальную защиту.

Количество бойниц должно было напугать врага, который понимал, что, чем больше бойниц, тем больше защитников, тем, конечно же, сильнее оборона.

Как пишут современники событий Средневековья, историки и даже туристы, наличие бойниц становилось особенно актуальным во время войны или осады, поскольку в узком вертикальном отверстии не было видно, находится за ним стрелок или нет. Высота некоторых бойниц даже рассчитывалась с учетом данного обстоятельства.

Для нас же интересен тот факт, что бойницы в стенах не были распространены в Европе до XIII века, так как считалось, что они могут ослабить их прочность. Но, независимо от своего назначения, бойницы стали обязательным атрибутом средневековых замков начиная с XIII века.

Тайны винтовой лестницы. Рыцарские мечи*.

Тайны винтовой лестницы.

Временем появления, а затем и расцвета техники сооружения винтовой лестницы считается Средневековье. Стараясь всячески осложнить жизнь своим врагам, рыцари приспосабливали винтовые лестницы ко всем сооружениям, причем винт всегда закручивался по часовой стрелке .

Атакующих при продвижении на вершину башни по такой лестнице ждало большое количество неприятностей: поворачивавшиеся вокруг своей оси ступени, узкий проход, отсутствие места для замаха мечом, открытое пространство для нападения сверху, повторяющееся на каждом изгибе. В таких условиях даже очень скромный гарнизон в состоянии удержать свои позиции без потерь, что на обычной лестнице было бы невозможно. Из арбалета, лука не прострелишь, копьём, мечом ступени лестницы не пробьёшь, а отверстия в ступенях позволяли оценить обстановку, наблюдать за осаждающими врагами, пробивающимися наверх, и перебить им ноги, наконец.

Впрочем, есть в Европе замок, в котором лестница закручена против часовой стрелки. Это родовое гнездо графа Валленштейна в Богемии. Дело в том, что этот древний и воинственный род прославился не только громкими победами и полководцами, но и своими воинами-левшами...

В Средние века строить винтовую лестницу имели право только привилегированные гильдии мастеровых. Чертежи, эскизы лестниц и даже косвенные указания на то, кто и где соорудил «хитрую» конструкцию, хранились ремесленниками в строжайшей тайне.

*Рыцарские мечи (для самых любознательных). С XII в. опоясывание мечом и благословение этого оружия стали обязательной частью обряда посвящения в рыцари. Подобно королю, на рыцаря возлагалась обязанность защиты мира от иноземных завоевателей, защиты церкви от язычников и врагов христианской веры. Не случайно на клинках средневековых мечей появились священные надписи и религиозная символика, напоминавшая о высоком служении христианского воина, его долге перед Богом и мирными жителями, а рукоять меча нередко становилась ковчегом для мощей и реликвий. На протяжении почти всего средневековья общая форма меча изменялась мало: она неизменно напоминала один из основных символов христианства - крест. Очень важным по своей сути являлся вопрос о геометрии, профиле клинка и его балансировке: мечи бывают приспособлены для колющей или рубящей техники боя. Форма сечения клинка также зависела от применения в бою данного меча.

Донжон. Тайные ходы и камеры в средневековых замках

Донжон. Несмотря на внешнее многообразие, все замки построены по одинаковому плану. Чаще всего их опоясывает крепкая стена с массивными квадратными башнями на каждом углу. Ну а внутри находится башня - донжон . Изначально эти башни имели четырехугольную форму, однако со временем стали появляться многоугольные или круглые сооружения, для того чтобы повысить их устойчивость. Ведь одним из немногих способов взять неприступную крепость был подкоп с последующим подрывом фундамента на углу здания. Некоторые башни имели разделительную стену посередине.

Дополнительным уровнем защиты были решетки, мощные двери и крепкие замки. Донжоны были очень тщательно продуманы.

Такие башни возводили из камня. Деревянные крепости уже не могли обеспечить должную защиту от огня, метательных и осадных орудий. Помимо этого, каменное сооружение гораздо лучше подходило знати: появилась возможность сделать большие и безопасные комнаты, которые были хорошо защищены от непогоды и неприятеля.

Архитекторы всегда учитывали рельеф местности при строительстве и выбирали самые выгодные места для обороны под будущие замки. Донжоны, в свою очередь, высоко поднимались даже над уровнем крепости, что не только позволяло улучшить обзор и давало преимущество лучникам, но делало их практически недосягаемыми для осадных лестниц.

Вход в башню был только один. Его поднимали над уровнем земли и устраивали лестницу или даже ров с подъемным мостом, чтобы нападающие не могли использовать таран. Комната сразу после входа иногда использовалась для разоружения посетителей. Здесь же располагалась стража. В подвале башни хранили продукты, а также это было одно из самых безопасных мест для хранения сокровищ знати.

На втором этаже находилось помещение для встреч и пиров.

Этажей могло быть и больше, но это всегда зависело от достатка хозяина замка и от возможности так отделить один этаж от другого, чтоб сделать долгим и отнюдь небезопасным продвижение вверх нежелательных гостей. Кроме этого, некоторые владельцы цитадели приказывали сооружать целые подземные ходы, выводящие далеко за пределы замка… И тогда грозные и неприступные сооружения обрастали новыми жуткими историями, леденящими кровь…

Тайные ходы в средневековых замках. Средневековые замки гениально разработанными укреплениями, в которых использовалось множество остроумных и творческих способов защитить жителей замка от нападения врагов. Буквально все - от наружных стен до формы и расположения лестниц - было очень тщательно спланировано, чтобы обеспечить максимальную защиту обитателей замка.

Практически в каждом замке были тайные ходы, про которые знали только хозяева. Некоторые из них были сделаны, чтобы жители замка могли бежать в случае поражения, а некоторые, чтобы во время осады обороняющиеся не были отрезаны от поставок продовольствия. Секретные проходы также вели к тайным камерам, где могли скрываться люди или храниться продовольствие и был вырыт дополнительный колодец для воды.

Одним из ярких примеров замка с множеством потайных комнат и ходов является замок Бенрат в Германии. В стенах здания спрятаны целых семь невидимых ходов!

Да, средневековый замок был намного больше, чем просто большим гламурным дворцом с массивными каменными стенами вокруг него. Это было строение, разработанное вплоть до мельчайших деталей с целью защиты жителей. И в каждом замке было полным-полно своих маленьких секретов.

Ров и цвингер

Ров. Первая преграда, охранявшая замок, - глубокий ров. Его часто соединяли с рекой, чтобы заполнить водой. Ров затруднял доступ к крепостным стенам, осадным орудиям. Он мог быть поперечным (отделять стену замка от плато) либо серповидным (выгнутым вперед). Мог опоясывать весь замок по кругу. Очень редко рвы выкапывались внутри замка, чтобы затруднить врагу передвижение по его территории. Если же почва под замком была скалистая, то ров не делали вообще. Перейти через ров можно было лишь по подъемному мосту, висевшему на железных цепях.

Цвингер. Нередко замок окружали двойные стены - высокая внешняя и небольшая внутренняя. Между ними возникало пустое пространство, получившее немецкое название цвингер. Нападавшие, преодолевая внешнюю стену, не могли взять с собой дополнительные штурмовые приспособления. И, оказавшись в цвингере, становились легкой мишенью для стрелков (для лучников в стенах цвингера имелись небольшие бойницы). В стенах цвингера, который одновременно являлся внутренней стеной рва, часто строились полукруглые башни или бастионы, облегчающие наблюдение за рвом.

Главная оборонительная стена замка

… В предшествующие благословенные времена, когда соседи за одним столом мирно пили вино, охотились и состязались в силе и ловкости, все было проще: небольшой дом, обнесенный частоколом. Потом дом побольше и стена из глиняных и известковых блоков. А потом, когда к нам постучалась война каждого против всех, дома превратились в крепости, а заборы - в стены из камня!

И замок, и стена теперь сооружались так, чтоб выдержать долгую осаду, спасти от плена и позора, остановить неприятеля! И каждый элемент играл свою важную роль. Это касалось и главной стены крепости.

Она должна быть такой высоты, чтобы нападавшие не смогли взобраться на нее по лестницам или с помощью осадных башен, и, конечно же, очень широкой, толстой. Тогда можно оставить попытки быстро пробить в ней брешь - время будет потрачено не то чтобы зря, но очень много без очевидного результата. Мощные требюшеты могут, конечно, обрушить кровлю башен или разбить крепостные зубцы. Скорее всего, противник использует солдат с кирками, но тут защитникам замка помогут бойницы, в которых спрятались стрелки, и машикули, из которых на противника польются и кипяток, и раскаленная смола…

На вершине стены проложен боевой ход. Все возможное оружие будет использовано здесь защитниками крепости, укрывающимися за зубцами стены, чтоб не дать врагу приставить штурмовые лестницы, сделать подкоп, пробить нишу для взрыва.

Строители настоятельно рекомендовали вписывать в стену выступающие вперед башни с бойницами и мостками. Башни служили и для укрепления углов — самой слабой точки стены, поскольку именно в углах крепости можно сосредоточить больше всего вражеских сил и меньше всего сил обороны.

Барбакан и волчьи ямы

Барбакан. Какими бы прочными не были ворота замка, они все равно оставались слабым звеном. Поэтому строители славного Средневековья придумали, как защитить вход в цитадель. И этим сооружением, охраняющим ворота, был барбакан - внешнее укрепление города или крепости.

В чем тайна барбакана? В том, что его нельзя миновать, собираясь взломать ворота цитадели, необходимо пройти сквозь него!

А вот тут-то таилась хитрость барбакана - надвратной башни: это мощнейшее каменное сооружение имело наверху площадку, на которой размещались метательные орудия. Мало того, барбакан имел два этажа. На первом - сквозной проход шириной чуть больше размеров повозки. Малый отряд, попав сюда, оказывался отрезанным от основного железной решеткой, падающей сверху, с внешней стороны и крепкими воротами, запирающимися на мощный засов, - с внутренней!

Стражники, несущие службу на втором этаже, открыв люки в полу, могли поливать (и поливали!) горячей смолой или кипятком врагов, рвущихся к главным воротам.

Фактически барбакан был единственным путем в замок и, конечно же, прекрасно охраняемым.

Волчьи ямы. Другим страшным препятствием на пути в замок были волчьи ямы - хитрые и жестокие сооружения, которые придумали еще древние римляне. Яма устраивалась так, что, во-первых, имела наклонные (внутрь) стены. Следовательно, выбраться из нее было не так просто. Во-вторых, в дно ее были вбиты короткие заостренные колья в несколько рядов. Провалившись в эту замаскированную ловушку, человек почти всегда терял возможность остаться в живых, и его душа отлетала к Богу после тяжких мучений тела.

Вражеская пехота была обречена, если попадала в места расположения волчьих ям. А поджидали они жертву и на подходах к замку, и у его стен, и у ворот барбакана и самой крепости, и даже на подходах к донжону.

Средневековый замок - главные ворота

Ворота — самая уязвимая часть замка, устанавливались в надвратных башнях. Чаще всего ворота были двустворчатые, причем створки сколачивались из двух слоев досок. Для того чтобы их не поджигали снаружи, они были оббиты железом. В одной из створок ворот имелась маленькая узкая дверца, в которую можно было пройти, лишь согнувшись. Дополнительным укреплением ворот служила поперечная балка, которая заводилась в крюкообразные прорези на стенах.

За воротами находилась опускающаяся решетка. Чаще всего она была деревянной, с окованными железом нижними концами. Но встречались и железные решетки, сделанные из стальных четырехгранных прутьев.

Решетка висела на канатах или цепях, которые в случае опасности могли быть обрублены, чтобы она быстро упала вниз, преграждая путь захватчикам. С точки зрения обороны и защиты замка, ворота имели огромное значение. Поэтому средневековый замок строили долго, кропотливо, учитывая все особенности военных действий противника.

Подъемный мост

Подъемный мост, переброшенный через ров, в случае опасности поднимался и словно дверь закрывал вход, отсоединяя замок от внешнего мира. Мост приводился в движение механизмами, спрятанными в здании. От моста к подъемным машинам в стенные отверстия уходили канаты или цепи, наматывавшиеся на вОрот. Канаты иногда снабжались тяжелыми противовесами, берущими часть веса этой конструкции на себя. Другой способ подъема моста - это рычаг. Обе конструкции облегчали быстрый подъем моста.

Особенно искусными были мастера, сооружавшие мост, работавший по принципу качелей. Одна его лежала на земле под воротами, а другая протягивалась через ров. Когда внутренняя часть поднималась, закрывая собой вход в замок, внешняя (на которую иногда уже успевали забежать нападающие) опускалась вниз, в ров, в “волчью яму”, невидимую со стороны, пока мост опущен.

В середине века оборонительная ценность подъемных мостов была очень велика, но в дальнейшем потеряла свое значение в связи с появлением новых осадных орудий.

Для того чтобы понять, какую роль играет собранный, обработанный и подготовленный нами в виде иллюстрированной книги-пособия материал по теме исследования, мы предложили всем тем, кто участвовал в нашем опросе в конце 2017 года, познакомиться с ним и решить кроссворд «Средневековый замок», составленный с учетом необходимости знания терминов и понятий по теме. Полученные положительные результаты представлены в диаграммах (показатели указаны в процентах) в Приложении и дают наглядное представление о роли и значение нашего исследования в процессе обучения.

2.2. Выводы

В результате обработки и анализа полученных результатов мы получили доказательство эффективности использования в учебном процессе материалов нашего исследования.

Уровень знания и понимания учебного материала учащимися 6Б класса «АНО «ШКОЛА «ПРЕЗИДЕНТ», участвовавших в апробации материалов исследования существенно вырос, что видно из сравнения диаграмм. (См. также Приложение).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа, которой мы занимались, оказалась очень интересной. Мы смогли ответить на все интересовавшие нас вопросы и попытались подробно рассмотреть не столько историю возникновения рыцарских замков, сколько фортификационные секреты, заложенные архитекторами при их сооружении.

Чтобы прикоснуться к эпохе Средневековья, был сделан макет замка. Его можно использовать на уроках окружающего мира, истории. Но самым главным итогом нашей работы стала, конечно же, иллюстрированная книга «Средневековый замок: секреты фортификации», для написания которой мы в течение полугода собирали и систематизировали материал, используя доступную литературу и возможности Интернета.

Разгадывая тайну фортификации Средневековых замков, мы обоснованно предполагали, что продукт исследования может быть использован на уроках истории Средневековья, МХК и во внеурочной деятельности. Следовательно, книга, написанная нами, будет способствовать развитию познавательной активности учащихся, формированию их жизненной позиции, и развитию интереса к Истории.

Таким образом, мы полагаем, что цели и задачи, стоявшие перед нами в исследовании, реализованы, гипотеза подтвердилась, ответ на учебный (проблемный) вопрос получен.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ионина Н.И. «100 Великих замков», Вече, Москва, 2004.

Лависс Э. и Рамбо А. «Эпоха крестовых походов», Полигон, Санкт-Петербург 2003.

Разин Е.А. «История военного искусства», Полигон,Санкт-Петербург 1999.

Тейлор Барбара «Рыцари», Серия «Узнай и смастери!», Издательство: Москва ОЛМА Медиа Групп 2014 г., 64 с.

Филипп Симон, Мари Лор Буэ, «Рыцари и замки» Серия «Твоя первая энциклопедия», Издательство: Москва «Махаон» 2013 г., 128 с.

Функен Л. и Функен Ф. «Энциклопедия вооружения и военного костюма СРЕДНИЕ ВЕКА», Астрель, Москва 2002.

Шпаковский Вячеслав Олегович, «Рыцари» Серия «Узнай мир», Издательство: ООО «Балтийская книга» 2014 г., 96 с.

Материалы сети Интернет

Архитектура замков. goo.gl/RQiawf

      Как строили замки в Средневековье. goo.gl/Auno84
      Основные элементы средневекового замка. goo.gl/cMLuwn

Рыцарские традиции. Кто такие рыцари. goo.gl/FXvDFn

Средневековый замок: устройство и осада. goo.gl/5F57rS

Средневековый замок. goo.gl/LSPsrU

Почему-то при упоминании слова «сказка» перед мысленным взором в первую очередь встают средневековые замки и крепости. Может быть потому, что строились они в те давние времена, когда по полям и лугам свободно разгуливали волшебники, а над горными вершинами летали огнедышащие драконы.

Как бы то ни было, и сейчас, глядя на сохранившиеся кое-где замки и крепости, поневоле представляются спящие в них принцессы и злые феи, колдующие над волшебными снадобьями. Давайте посмотрим на некогда роскошное жилье власть имущих.

(нем. Schloß Neuschwanstein, буквально «Новый лебединый камень») расположен в Германии, близ городка Фюссен (нем. Fussen). Замок был заложен в 1869 году королем Людвигом II, Баварским. Строительство завершено в 1891 году, через 5 лет после неожиданной кончины короля. Замок великолепен и привлекает своей красотой архитектурных форм любопытных туристов со всего мира.

Это «дворец мечты» молодого короля, который так и не смог увидеть ее воплощение в своем полном величии. Людвиг II, Баварский, основатель замка, взошел на престол слишком молодым человеком. И будучи мечтательной натурой, представлявшей себя сказочным персонажем Лоэнгрином, он задумал построить свой замок, чтобы укрыться в нем от суровой действительности поражения Баварии в союзе с Австрией в 1866 году в войне с Пруссией.

Отдалившись от государственных забот, молодой король слишком много требовал от армии архитекторов, художников и мастеровых людей. Порой он ставил совершенно нереальные сроки, для соблюдения которых требовалась круглосуточная работа каменщиков и столяров. В ходе строительства Людвиг II все более углублялся в свой выдуманный мир, за что позднее был признан сумасшедшим. Архитектурный проект замка постоянно изменялся. Так были исключены покои для гостей и добавлен малый грот. Небольшой зал для аудиенций трансформировался в величественный Тронный зал.

Полтора века назад Людвиг II, Баварский пытался спрятаться от людей за стенами средневекового замка - сегодня они миллионами приезжают полюбоваться его сказочным убежищем.



(нем. Burg Hohenzollern) - старинный замок-крепость в Баден-Вюртемберге в 50 км южнее Штутгарта. Замок выстроен на высоте 855 м над уровнем моря на вершине горы Гогенцоллерн. До наших дней сохранился только третий по счету замок. Средневековая замковая крепость впервые была построена в XI веке и полностью разрушена после взятия, по окончании изнурительной осады войсками городов Швабии в 1423 году.

На ее руинах в 1454-1461 годах была построена новая крепость, служившая убежищем дому Гогенцоллернов на протяжении Тридцатилетней войны. В связи с полной утратой крепостью стратегического значения, к концу XVIII столетия, замок заметно обветшал, и некоторые части здания были окончательно разобраны.

Современный вариант замка был возведен в 1850-1867 годах по личному указанию короля Фридриха Вильгельма IV, принявшего решение полностью восстановить родовой замок прусского королевского дома. Строительством замка руководил известный берлинский архитектор Фридрих Август Штюлер. Ему удалось объединить новые, масштабные замковые строения в неоготическом стиле и немногие сохранившиеся здания прежних разрушенных замков.



(Karlštejn), построен по указу чешского короля и императора Карла IV (назван в его честь) на высокой известковой скале над речкой Бероунка, как летняя резиденция и место хранения священных реликвий королевской семьи. Первый камень в фундамент замка Карлштейн был заложен приближенным к императору архиепископом Арноштом в 1348 году, а уже в 1357 году строительство замка было окончено. Еще за два года до окончания строительства Карл IV поселился в замке.

Ступенчатая архитектура замка Карлштейн, завершающегося башней с капеллой Большого Креста, в Чехии встречается довольно часто. В ансамбль входят непосредственно сам замок, церковь Девы Марии, Екатерининская капелла, Большая башня, Марианская и колодезная башни.

Величественная Студничная башня и императорский дворец, в котором располагались покои короля, переносят туристов в эпоху средневековья, когда Чехией правил могущественный монарх.



Королевский дворец и крепость в испанском городе Сеговия, в провинции Кастилия и Леон. Крепость построена на высокой скале, над слиянием рек Эресма и Кламорес. Такое удачное расположение делало ее практически неприступной. Сейчас это один из самых узнаваемых и красивейших дворцов Испании. Построенный изначально как крепость, Алькасар был в свое время и королевским дворцом, и тюрьмой, и артиллерийской королевской академией.

Алькасар, бывший в ХII веке небольшой деревянной крепостью, позднее был перестроен в каменный замок и стал самым неприступным оборонительным сооружением. Этот дворец прославился великими исторически значимыми событиями: коронация Изабеллы Католической, ее первое бракосочетание с королем Арагона Фердинандом, венчание Анны Австрийской с Филиппом II.



(Castelul Peleş) построен королем Румынии Каролем I недалеко от города Синая в Румынских Карпатах. Король так был очарован местной красотой, что скупил окрестные земли и построил замок для охоты и летнего отдыха. Название замку дала маленькая горная речушка, протекавшая неподалеку.

В 1873 году начато строительство грандиозного сооружения, под руководством архитектора Иоганна Шульца. Вместе с замком были построены и другие необходимые для комфортной жизни строения: королевские конюшни, домики для охраны, охотничий дом и электростанция.

Благодаря электростанции, Пелеш стал первым электрифицированным замком в мире. Официально замок открылся в 1883 году. В это же время в нем было установлено центральное отопление и подъемный лифт. Полностью строительство было завершено в 1914 году.



Является символом маленького города-государства Сан-Марино на территории современной Италии. Началом строительства крепости принято считать Х век н.э. Гуаита является первой из трех крепостей Сан-Марино, построенных на пиках горы Монте-Титано.

Сооружение представляет собой два кольца укреплений, внутреннее сохранило все признаки фортов эпохи феодализма. Главные въездные ворота располагались на высоте нескольких метров, и пройти через них можно было только по подъёмному мосту, в настоящее время разрушенному. Крепость много раз реставрировалась в ХV – XVII веках.

Что же, вот мы и посмотрели некоторые средневековые замки и крепости Европы, конечно же, далеко не все. В следующий раз мы полюбуемся и крепостями на вершинах неприступных скал. Впереди еще так много интересных открытий!