28.06.2020

Сценарий выступления на фестивале Дружбы народов "Казаки" (9 класс). Проводы казака на службу в кубанской традиции


Звучит фонограмма: «Золотое кольцо»- «Сохрани Земля»,№117, 2000 год

На ее фоне звучат слова : Одна из ветвей скифского рода издавна обитала на Дону. Были они языка славянского, а веры православной, и назывались казаками. Охраняли они рубежи российские, служили верою и правдою народу своему. Расселялись вглубь Кавказа, строили хутора, обживали места новые. Так и сложилось вольнолюбивое гордое племя, замешанное на крови древних казачьих родов и выходцев из Руси.

Под слова песни участники выходят на сцену (танцевальная композиция)

В середине танца выходит девушка с караваем, вклинивается в танец, а затем выносит каравай к жюри и говорит слова:

Гость, войди!

Традиций не нарушив!

И всегда чайку попьем.

Всем известно казаков радушье,

Хлебосольство и открытый дом! (3 мин. 10 сек.)

Отдает каравай жюри и возвращается на сцену.

Есть у нашего народа

Вечные, особые черты:

Не берут ни годы, ни невзгоды,

Мы горды, добры и веселы!

Звонкий выкрик на сцене: Казаки без песни, что виноградная лоза без гроздьев!

1.Ой, при лужку, при лужке,

При широком поле,

При знакомом табуне

Конь гулял на воле. – 2 раза

2.Ты, гуляй, гуляй, мой конь,

Пока не споймаю,

Как споймаю, зануздаю

Шелковой уздою.

3.Как поймал казак коня,

Зануздал уздою,

Вдарил шпоры под бока,

Конь летит стрелою.

4.Ты, лети, лети, мой конь,

Лети - торопися,

Возле милого двора

Стань – остановися.

5.Конь остановился,

Вдарил копытами,

Чтобы вышла, красна девка

С черными бровями. – 2 раза

6.Но не вышла красна девка,

Вышла ее мати:

Пожалуйте в хату».

7.А я в хату не пойду,

Пойду во светлицу,

Разбужу я крепким сном

Спящую девицу

8.А девица не спала,

Парня ожидала,

Правой ручкой обняла,

Крепко целовала. – 2 раза

9.Ой, при лужку, при лужке,

При широком поле,

При знакомом табуне

Конь гулял на воле. – 2 раза (2 мин. 30 сек.)

Фонограмма: «Золотое кольцо», «Посвящение земле русской», № 1, 2007 год.

Ведущий: Жили казачьи семьи на земле ставропольской, рожали детей, и воспитывала, в основном своих детей мать - изо дня в день, из года в год, вкладывая в них свою душу, даря свою любовь. Особое внимание уделяла воспитанию сыновей, чтоб почитали старших, любили отчий дом, Родину. В раннем возрасте казачка водила сына под звездное небо и наставляла его.

На сцене появляется казачка с казачонком. Она указывает ему на небо рукой и говорит:

Казачка : Вон звездочки на небе.

Это глазки наших дедушек

По ночам они смотрят на тебя,

Как ты защищаешь мамку, батьку,

Всех казаков наших...

Как Богу молишься, стариков чтишь.

Расти добрым, ... честным...,

Люби край родной,

Не греши... Будь смелым казаком!

Верным. . .

Вон звездочка. Видишь ее? Она тебя из любой чужой стороны к родному дому приведет. (1 мин. 20 сек.)

(вынести декорации на сцену)

Испокон веков казаки смело шагали по родимой земле на лихом коне да с верной шашкой. А дома всегда ждала казачка. Статная, красивая, дородная, будто боярыня, хотя и дом на ней, и хозяйство, и дети.

Казак, приезжавший со службы, чувствовал себя скорее гостем, чем хозяином, и в домашние подробности не входил, мог, конечно, и плеткой жену отходить, если ему что–то было не по нраву, но считался с ней, побаивался даже.

Она полностью верховодила в доме.

Фоно: «Засвистали козаченьки», альбом №14, трек №7, 1994 год

Казаки идут со службы (выходят из зала и направляются к сцене, останавливаются возле жюри)

Казак: Ну, вот мы и в родной станице? По домам казаки!

О-о-о, куманек, здорово живешь! (пожать руку и обняться). А что ты не по форме нас встречаешь? Где ж твоя кубанка? Потерял что - ль? Так я тебе другу справлю! (достает из рюкзака кубанку и надевает на голову немного на бок). О! Вот теперь узнаю – есаул Бабоян!

Ну, а как там твой конь белый, что дарил тебе этой осенью? Подковы целы? А то я тебе тут новые (зимние) в подарочек привез, с шипами, чтобы по снегу скакалось легче! (достать из вещмешка подковы и подарить).

Ну, что ж, куманек, рад был нашей встрече, таперича домой, заждались уж меня! Заходи, повечеряем, о службе погутарим. Ну, давай, ждем! (поднимается на сцену)

(сценка возвращения казака со службы, знакомства с родителями невесты)

Декорации: угол казачьей комнаты:

На одной стене: русская печь, чепельник, чугунки, на стене весит плетка;

На другой стене: окно с занавесочками

Стоит стол, накрытый скатертью, стулья или лавки.

(Заходит казак в хату. Казачка моет пол.)

Казак: Встречай мужа со службы, Натальюшка, вот и гостинцы справил тебе и доне (достает платки из рюкзака, и накидывает их на плечи жене и дочери). Не баловала? А то зараз плеткой отхожу?

Казачка: А чертей тебе не всыпать?

Казак: Ну-ну, не наскакивай, оглашенная, не заводись попусту!

Казачка: Ох, Микола, всю душу, ты мне вытряс!

Казак: Ну, так что ж?

Казачка: Ах, ты чертило вислоухий! Гляделки твои бесстыжие! Вот я тебе…

(хватает полотенце и замахивается)

Казак: А ну, Наталья, не дури, лучше расскажи, как без меня жили – поживали, чай три годочка меня не было.

(на сцену выбегает маленький ребенок)

Казак: Вот невидаль, какой хлопчик у нас по хате скачет!

Казачка: Да ты пореже домой наведывайся, еще и не такое увидишь!

Казак: Какая ж судьбинушка уготована нашему казачку? А, ну-к, Наталья, давай спытаем.

(ребенка садят на половик и он выбирает предмет)

Нож, сабля – отчаянным будет, хорошим воином

Веревка – длинной и полной событий будет жизнь

Овес – с полем будет тесно связан

Сало – обжорой будет

Плетка – лихой наездник

Цветок – будет гарным кавалером

Казачка уводит ребенка со сцены

Казак: (Чешет затылок) Эхма, вот так и живем, сынок под стол пешком ходит, а дочка - уже девка на выданье.

Фоно: «Золотое кольцо», «Посвящение земле русской», № 1, 2007 год.

Ведущий: Девичья жизнь кончалась сватовством. А перед сватовством молодой казак, которому приглянулась девушка, вместе с отцом или крестным приходили в дом девушки на знакомство, как бы "чайку попить".

Во время знакомства ни о сватовстве, ни о свадьбе не говорили ни слова. Казак как бы невзначай клал на стол кубанку. Если девушка роняла ее, то можно было свататься. Если уносила на вешалку, то о сватовстве не могло быть и речи. Так что выбор был за девушкой. А вот отказ был мягким, чтобы ни в коем случае не задеть честь казака.

(1 мин. 30 сек.)

- Стук в дверь, входят гости, парень с отцом. И их встречает мать девушки.

Отец: Здорово дневали! (кланяются)

Мать: Здорово ночевали! (кланяется), заходите, гости дорогие, с чем пожаловали?

Отец: Да вот, шли мимо, зашли чайку попить, да посудачить.

Мать: А, ну тогда, садитесь за стол, сейчас будем чай пить. Доченька, неси-ка самовар.

/появляется дочь с самоваром в руках/

- Опять стук в дверь. На пороге появляется еще парень с крестным отцом.

Крестный: Мир вашему дому! (кланяются)

Мать: Да будет и с вами мир. (кланяется). С чем пожаловали, гости дорогие?

Крестный: Да вот, шли мимо, зашли чайку попить, посудачить.

Мать: Заходите, гости дорогие, присаживайтесь.

Казак: Ну, Наталья, давай-ка быстренько на стол собери чего – нибудь: огурчиков, капустки, рыбки сушеной…

/Все усаживаются за стол, парни кладут на стол кубанки/.

Отец одного из женихов: Вот, Микола, услыхали, что со службы ты вернулся, решили зайти проведать. Ну, как служилось?

Отец невесты: Слава Богу, держимся!

Крестный: Да, наслышаны, лихой ты у нас вояка !

Отец невесты: Уж это так…

Отец невесты: Ну, а вы, хлопцы, на службу скоро?

Парень 2: Да, дядьку, уж мы- то не посрамим род казачий!

Отец невесты: А коня сыну справил?

Отец одного из женихов: А как же! Спаси Христос. Он у меня лихой наездник, так я ему коня подстать подобрал – бурного, вороного!

(Отец невесты заправляет самокрутку и имитирует, что курит)

Крестный: Микола, я слыхав, шо капля никотину вбивае лошадь! Так что ж ты об ентом думаешь?

Отец невесты: Так ей, дуре, и надо, нехай не курыть!

/ Девушка несет чашки на подносе и расставляет их. Парню 2 ставит чашку, и демонстративно роняет или толкает его папаху/

Девушка: Ой, какая я неловкая.

Парень 2: Ничего, ничего /поднимает папаху и тихо говорит:/ Это даже хорошо.

Девушка: ставит чашку парню I : Давайте, я вам чашку поставлю, а головному убору здесь не место. Наверное, я его на вешалку отнесу, /уносит/.

Парень 1: Эх, бать, почаевничали, да и честь знать надо…, я думал по-другому дело обернется…

Крестный: Петух тоже думал, да в суп попал...Ну, что ж, прощевайте, да и не хворайте.

(Встают и уходят)

Отец невесты: Ну, а вас со сватами милости просим.

(пока со сцены убирают декорации, жених с невестой, обнявшись уходят)

Фоно: «Я тебя так долго ждала», альбом №8, трек №4, 2000 год.

(26 сек.)

И ни один обряд у казаков не обходился без щедрого застолья, шумного гулянья, заводных песен и задорных плясок!!!

Танец. Фонограмма «Золотое кольцо», «Пролегала она путь - дорожка», № 1, 2007 год

(1 мин. 58 сек.)

На сегодня прощевайте,

Лихом нас не поминайте!

Для вас старались мы сейчас,

Дружно поддержите нас!

Фонограмма «Золотое кольцо», «Пролегала она путь - дорожка», № 1, 2007 год

Фестиваль дружбы народов

«Золотое мое Ставрополье»

Сценарий представления народа

«Казаки»

9 класс

2007- 2008 уч. Год

Звучит песня: «Ой, при лужку, при лужке»

1.Ой, при лужку, при лужке,

При широком поле,

При знакомом табуне

Конь гулял на воле. – 2 раза

2.Ты, гуляй, гуляй, мой конь,

Пока не споймаю,

Как споймаю, зануздаю

Шелковой уздою.

3.Как поймал казак коня,

Зануздал уздою,

Вдарил шпоры под бока,

Конь летит стрелою.

4.Ты, лети, лети, мой конь,

Лети - торопися,

Возле милого двора

Стань – остановися.

5.Конь остановился,

Вдарил копытами,

Чтобы вышла, красна девка

С черными бровями. – 2 раза

6.Но не вышла красна девка,

Вышла ее мати:

«Здравствуй, здравствуй, милый зять,

Пожалуйте в хату».

7.А я в хату не пойду,

Пойду во светлицу,

Разбужу я крепким сном

Спящую девицу

8.А девица не спала,

Парня ожидала,

Правой ручкой обняла,

Крепко целовала. – 2 раза

9.Ой, при лужку, при лужке,

При широком поле,

При знакомом табуне

Конь гулял на воле. – 2 раза

Светлана Асташкина
Сценарий праздника «История обряда «Проводы казака на службу»

После исполнения 20 лет, казак начинал готовиться к службе . Провожали казака всей станицей . Обычно приходили родственники, друзья, товарищи и близкие. Было большое застолье. Потом всей станицей провожали за околицу .

Именно с этим обрядом мы познакомили гостей и родителей воспитанники старшей группы «Клубнички» . Наша группа получила статус «Казачья группа » .

Мы украсили зал в стиле казачьей горницы , в которой и происходили все события. Хозяйка-казачка и отец- казак встречали гостей . Дети читали стихи, пели песни о величавом Тихом Доне, о раздольном Донском крае и о славном казаке Гришатке , которому пришло время отправляться на службу .

Мероприятие прошло весело с играми, танцами с использованием настоящих казачьих традиций .

Цель : развивать представление детей об образе казачьей жизни через освоение казачьих традиций

Задачи :

Действующие лица :

Взрослые : хозяйка-Мать, хозяин-Отец, Дед Щукарь

Дети : вестовой, сын-казачок , гости-дети

Репертуар

Фонограмма песни «Трава моя муравушка»

Песня «Вечер, вечер, матушка»

Перепляс «Как донские казаки »

Танец «Из-под горочки туманик…»

Танец-песня «Барыня»

Песня «Ах, на горе калина»

Песня «Как за Доном, за рекой»

Песня «Как у нас было на Дону»

Песня «Ой, при лужке, при лужке»

Песня «О донском крае»

Игры :

На конях скачки – «Скачки на мишень»

«Прокати казачку на коне »

Игры с коромыслом

«Рыбалка»

Атрибуты : кружка, вязаные коврики, поднос с рушником и караваем, сумка деду Щукарю через плечо и рыба, Конь (голова и два человека в ткани, оружие, мешочек с землёй, сухари, 2 коня на палочке, корзина с мячами, 4 ведра, 2 коромысла, невод)

Ход праздника:

1 часть. 1 картина «На круг к атаману»

Зал оформлен в стиле казачьей горницы . Хозяин и хозяйка казачьих костюмах ) встречают гостей. Под фонограмму народной песни «Трава моя травушка» входят 5 детей.

Хозяйка : Пожалуйте, гостички, пожалуйте, дорогие!

Хозяин : Гость на порог – хозяину радость!

1 гость ребенок : Друзья имеются, так и сердце греется! (Юля)

2 гость ребенок : Доброго здоровья вам, хозяева! (Алина)

Входят дети(5, приплясывая под музыку (топотушки)

3 гость ребенок : Здорова дневали, Петр Иванович и Пелагея Марковна!

Хозяйка : Присаживайтесь станичники

4 гость ребенок : Ну и казак у вас (обращается к детям) Люб?

Хозяюшка нахваливает сына.

Дети : Люб!

5 гость ребенок : Ну, Точно дед – Иван Прокопович!

Хозяйка : Милости просим, дорогие гостички, сделайте честь нашему куреню

Хозяин : Покорнейше просим, проходите

Дети : Благодарствуем (хором! Мы спешим к вам на проводы .

Хозяйка : У нас для каждого найдется и местечко и словечко

6 гость ребенок : Без друзей жить – самому постылым быть (Богдан)

7 гость ребенок : Не плетень городи, а с соседом дружбу води (Алина Бобрышева)

Входят дети (5, приплясывая под музыку «Вечер, вечер, матушка»

Девочки : Здравствуйте Пелагея Марковна (кланяются)

Мальчики : Здравствуйте Петр Иванович (кланяются)

8 гость ребенок : Весть мы услыхали, что казачка Гришаню в поход провожают

9 гость ребенок : Пришли мы погуторить, песни спевать, свою удаль показать .

10 гость ребенок : А гостей у вас полно!

Хозяйка : Где теснее, там веселее!

Хозяин : Будьте как дома

Хозяйка : Удобно ли вам гости дорогие?

Сын : Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

Дед Щукарь : (входит) Гостям известно дело, место хватило! Да не тесновато ли хозяевам?

Сын : В тесноте да не в обиде! Собрались казаки на единый «круг» !

Старые да молодые, веселые да удалые.

Будем песни петь, наш родной край прославлять и меня в поход провожать !

1 часть. 2 картина «Гулянье казаков »

Хозяева : Сегодня собрались казаки со всей станицы показать свою удаль .

Дед Щукарь : Вы пришли показать казачий пляс . А подарок есть у вас?

1 гость ребенок : Мы тебе Гришаня кружку смастерили. Ты в походе не скучай, Дон родимый вспоминай, с нами песню запевай

Исполняется перепляс «Как донские казаки » (Поклон, садятся на места)

Ребенок : Наступил и наш черед, песню заиграем.

Спляшем лихо и споем, и дары оставим!

Казачок танцует с группой «Из-под горочки туманик…» (в конце танца дети выносят цветные коврики)

Ребенок : При походе по степи пригодятся се ковры.

Хозяйка : Ох, спасибочки, веселые вы казачата да боевые !

Дед Щукарь : (взяв коврик, рассматривая его) : Да это дело хорошее, нужное при походе.

Гости : Люб ковер?

Хозяева : Люб!

Эти дети присаживаются, выходят другие дети.

Они держат хлеб на подносе с рушником

1 ребенок : А мы казачка провожаем пышным караваем !

2 ребенок : Он на блюде расписном с белоснежным рушником!

Казачок : Вы долго трудились?

3 ребенок : Пот на спине, так и хлеб на столе

4 ребенок : Работящие дети и отцу – хлеб

5 ребенок : Мы сейчас себя покажем,

Каблучками постучим

Лихо «Барыню» отпляшем,

Вас с собою пригласим

Под фонограмму исполняется танец-песня «Барыня»

Хозяйка : (хвалит детей) Ой да казачатки . Лихо «Барыню» отплясали. Даже Деда Щукаря развеселили, а то он как сухарь

Дед Щукарь : Это, я как сухарь? Да я вам это, я еще вам покажу! (шарит в сумке)

Хозяйка : Что там у тебя?

Дед Щукарь : Рыбу поймал казачонку

Хозяйка : Ну, неси ее сюда

Дед Щукарь : Да не идет она

Хозяйка : Так сам иди

Дед Щукарь : Да она меня не пускает

Хозяйка : Ну, давай помогу тебе (вытаскивает рыбицу)

Дед Щукарь : (дарит рыбу) : Вот тебе, Гришаня, от деда Щукаря рыбка для порядка

Хозяин : Ну и дедушка Щукарь…Ничего нам не сказал , что рыбу дивную поймал. Пора и другим казакам приветы слать , Свое выступление начинать!

1 ребенок : Разрешите поплясать, разрешите топнуть,

Неужели в этом доме половице лопнуть?

2 ребенок : Из-за Дона песню выведу,

3 ребенок : Ох, раз, еще раз,

Мы поклонимся сейчас

Начинаем перепляс,

Постараемся для вас

Исполнение песни «Ах, на горе калина»

Дед Щукарь : И танцуете вы ладно и песни играете, а вот скажите, без кого казак жить не может ? Кто друг верный казака ?

Дети отвечают. Говорят пословицы о коне.

Казаку конь – себе дорог

Казак с конем и ночью и днем

Мы поклон принесли, и коня привели (ребенок заводит «коня» ,

Ты коня корми досыта и блюди его копыта

тогда твой конь ретивый будет друг незаменимый, Хорошо скачи на нем, хоть куда с таким конем.

Дети дарят «коня» . Мать и казак благодарят гостей

Сын : Воронок притомился. Пусть водицы студеной попьет, сена поест перед дорогой, сил наберется (Уводит коня)

Хозяйка : Спасибо, станичники, что все пришли моего Гришутку проводить .

А по обычаю проводим сынка моего в дальнюю дорогу с песней.

Дети поют песню «Как за Доном, за рекой» , казачок и мать запевают .

Мать и отец («вместе» ): Сынок, дорогой наш, благословляем тебя! (Надевают оружие, дают мешочек с землей, сухари и т. д.)

Сын : Спасибо, матушка, спасибо, батюшка. Спасибо, станичники, за то, что пришли проводить меня . Я буду помнить ваши наказы.

Щукарь : И я, Гришатка, тебя провожу

Мать : Будем ждать встречи, Гришатка.

Дед Щукарь : Григорий с похода сильным, ловким, смелым вернется, а вы каши мало ели? Чай, у вас и силенок нету. Песни пел с вами, плясал, а силушку вашу не видал

Ребенок : Пойдем, дед Щукарь, мы покажем, какие мы быстрые, поворотные, ловкие, разудалые ребята! Одним словом…

Все дети : Казаки !

Исполнение песни «Как у нас было на Дону»

Проводятся игры .

Хозяйка : Сердце-то не зря взыграло, поиграть пора настала

Щукарь : У меня Щукаря два товарища : Первый – конь гнедой, Второй – белый конь. Казаки , коней седлайте! Чётко в цели попадайте!

На конях скачки – «Скачки на мишень»

(Команда папы катает девочек) (6 человек)

Мать : Развеселые живут на Дону казаки- ребята . Эх, танцуют от души наши казачата !

Исполняется песня «Ой, при лужке, при лужке»

Щукарь : Ай, да ребятушки,

Ай, да казачатушки , порадовали старого

Ох, хотел бы я посмотреть, проворны ли девицы- казачки ?

А теперь попросим мы молодушек сюда

Дадим в руки коромысла да два ведра

Пусть красавицы порадуют народ,

А в работе им гармошка подпоет

Наносим, девицы, водицы. Пора бы и ухе свариться

Игры с коромыслом. (Музыкальное сопровождение )

Пора казаков посылать Бреднем рыбы натягать

Проводится игра «Рыбалка» . (Дед ловит по кругу пап и мальчиков)

(Пока идет игра вывести одну девочку)

Щукарь : Вижу я, улов не плох, казак – ловкий рыболов

Девочка : (вбегает) Станичники! Станичники (Катя)

Щукарь : Чего тебе, кума?

Девочка : Я вам добрую новость принесла. Григорий с похода возвращается, встречайте.

Казачок : Здравствуй, милая станица. Вновь судьба свела с тобой. Здесь мне выпало родиться и вернулся я домой. Вновь душа от счастья плачет, Дону в пояс поклонюсь, Пусть мне сто дорог назначат, Я опять сюда вернусь.

Звучит фонограмма (плюс) песня о Донском крае

Вечер, вечер матушка, текст песни

1 Вечер, вечер матушка

Вечер государушка,

Иванушка приходил,

Подарочки приносил

2 Иванушка приходил,

Подарочки приносил,

Подарочек дорогой,

С руки перстень золотой

3 Та отрада, ты отрада,

Ты отрадушка моя,

Мы пойдем с тобой, отрада

Во зеленый сад гулять

4 Во зеленый сад гулять

Сладки ягоды сбирать,

Яблоки садовые,

Сладкие, медовые

5 Два яблочка сорвала

Тебя, милый поняла,

Два сахарных раскусила,

Тебя, милый, полюбила.

ПРОВОДЫ КАЗАКА НА СЛУЖБУ "

рассказ-быль из казачьей старины
Вячеслава Григорьевича Родионова

- Здорово ли дневали? На востоке забрезжила заря, небо медленно просветляется. Сначала наступают утренние сумерки, потом высвечиваются степные просторы, серебрится Дон и под всполошные крики кочетов и ленивую брехню дворняг пробуждается казачья станица. На базах забеспокоилась худоба, хрипят кони, предчувствуя расставание и дальнюю дорогу. Это в тех дворах, где казачьи семь встали еще до зари, где в куренях идут приготовления к проводам молодого казака на почетную царскую службу. В курень служивого, стоящий на высоком вале над рекой, заходят друзья и близкие родственники. Накануне вечером, в храме Божьем, священник отслужил молебен, а сейчас молодой казак усердно молясь на образа, кладет земные поклоны. Одет он в хлопчатобумажную гимнастерку с пристяжными погонами и двумя карманами ниже пояса, в шароварах серо-синего цвета с красными лампасами, в армейских сапогах и при полной походной справе. Защитного цвета фуражка с кокардой лежит рядом на столе. Наконец служивый закончил молиться. Его отец, в казачьей форме и при наградах за былые походы, снимает икону и, благословляя ею, напутствует молодого казака. - От икона святая, дорогой сын, помни Бога, не забывай Его заповедей, служи царю верой и правдой и слушайся своих начальников. Помни родителей своих и не забывай, что они вспоили и вскормили тебя на службу царскую . В от тебе благословение от меня и от твоей родительницы и знай, что с верой в Бога и Его Пречистую Матерь тебе не будут страшны ни вражеские пули, ни ко п ья, ни мечи. Послужи Матушке-царице, как и деды и отцы твои служили. Молодой казак целует икону, а потом кланяется в ноги отцу и матери, деду с бабушкой, дядям и теткам, говоря: - Простите меня, родной батюшка! Простите меня, родная матушка! Простите все родные! Потом обнимает, целует жену и маленького сына. - Прости милая жена! Жди меня! Бог даст, вернусь! Казачки всхлипывают, но казаки торжественно молчат, ведь пожилые сами испытывали те же чувства, а молодые испытают в скором времени. Первым из куреня на баз выходит служивый, за ним родители, жена с сынишкой, родственники, друзья. Казак грустным взором окидывает родной двор, сад и все, что дорого и мило ему, и что так связано с его детством и юностью. Пока он мысленно прощается с родовым гнездом, седлают его коня. Потом его младший братишка выносит за распахнутые ворота пику, один из друзей выводит коня, снаряженного в полную походную сбрую. Все выходят за ворота. Рядом с казаком идут отец, мать, жена с ребенком на руках и родственники, за ними народ. Один из казаков, провожающих служивого, заводит заунывную, старинную, казачью песню, ее подхватывают все:

Путь дороженька пролегала здесь, Как по той по дороженьке Да шёл в службу молодец. Провожали его отец-мать родные , Жена милая, все приятели. Тихий Дон шумел , Он поклон ссылал Своим детушкам в дал ь ню сторону ...

Шествие направляется вдоль улицы за станицу. У станичных ворот, откуда должны выходить казаки на шлях, собирается народ, одетый по-праздничному. Казаки в форменной военной одежде, без погон, но с заслуженными наградами за былые кампании. Старики при той же форме, но либо в башмаках из грубой кожи, на толстой подошве, либо в чувяках - низкой кожаной обуви без твердого задника, и в шерстяных чулках домашнего изготовления. Женщины в нарядных платьях с обтягивающими кофтами с буфами. Толпы народа собрались провожать служивых. Все соединяются и идут вместе. Пройдя около версты, делают привал. Появляется вино и начинается угощение. Песни не умолкают. Служивые казаки пьют мало и глядят как-то сосредоточенно с сознанием важности минуты и своего долга.

Через час-два настает последнее прощание. Служивые снимают со стремян колпачки и наливают в них грамм по десять вина. Пьют стремянную. Слышен плач их жен, детей и матерей. Вот жена подала мужу ребенка, а он посадил его в седло. Сама же она обвила руками шею коня, плачет, жалится и молит коника принести назад ее милого друга. Провожающие завели печальную прощальную песню.

Ты прости, прощай, Тихий Дон, сын Иванович...

Громко несется песня над безбрежной степью, уже проснувшейся, а вдали блестит широкий, привольный Дон, заросший мелким лесом и подернутыми дымкой берегами. Казаки уже на конях; кони рвутся, бьют копытами землю и грызут удила. Последняя минута. Казаки снимают шапки, кланяются и крестятся... Дробно застучали копыта, блеснули на солнце пики, и все исчезло в дали. Только еще долго оседает пыль, поднятая конскими копытами на вековом шляхе. Народ постепенно расходится, медленно идут старики и каждый из них по-своему толкует о походе, а иные вспоминают свою прежнюю боевую жизнь и дела.Медленно расходится народ по своим дворам. Солнце пронзает степь распаляющимися лучами. Занимается жаркий день.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Вот так-то, ребятки! Отправились служивые на воинскую службу, к которой готовились многие годы, с раннего детства, как и вы. Сначала в играх и забавах, потом в тренировках и состязаниях. Чтобы стать умелым и сноровистым, ловким и сильным, удалым казаком. Чтобы стать в ряды нашей армии, в ряды защитников спокойной жизни и мирного труда нашей любимой Родины - России. На то мы и казаки! Во славу Господа! Прадед Вячеслав

Важным обрядом были проводы казаков и встреча их со службы. Этот обряд создали военная жизнь казаков и военное воспитание. Обычай торжественно провожать и встречать казаков из походов, со службы, войны уходит своими корнями в далекое прошлое. Еще в XVII в., когда казаки собирались в сухопутные или морские походы за "зипунами" , перед отправлением весь народ собирался около часовни или церкви. Вместе с походным атаманом и Войском слушали обедню, молили Николая Угодника о покровительстве и помощи. Потом все выходили на площадь, где были приготовлены мёд и вино, пили прощальный ковш, провожали походное войско до судов. На берегу еще запевали взаимное прощание и оставались до тех пор, пока лодки не терялись из виду.

Если поход был удачен, день возвращения казаков праздновался с особенным торжеством. Все население стекалось на берег Дона. Победители, одетые в лучшие одежды, с распущенными знаменами, с песнями при звуках литавр, торжественно проплывали мимо стоявшей толпы, приветствуя родные берега пушечными и ружейными выстрелами.

В XIX веке в обряде происходят изменения. Поскольку казаки теперь живут семьями, основные действия происходят не на берегу Дона, площади, улице, а в доме служивого. Перед уходом на службу отец брал в руки икону и благословлял сына такими словами: "Вот икона святая, дорогой сын! Помни Бога вначале и не забывай его заповеди! Служи Царю верой и правдой и слушайся своих начальников. Помни родителей своих и не забывай, что они вспоили и вскормили тебя на служение Царю и Отечеству. Послужи батюшке-Царю, как и деды, и отцы твои служили".

По обычаю все казаки, уходившие на службу, собирались в церкви на молебен. Уходя на войну, обязательно брали горсть земли у церкви или на кладбище с могилы отца, матери, либо в саду у самого дома. Землю зашивали в мешочек, привешивали к кресту на грудь. Если казаку суждено было быть убитым, родная земля первой ложилась ему на грудь.

После благословения отца казак кланялся в ноги матери, отцу, дядям, теткам, обнимал жену, детей, говоря при этом: "Простите меня, родной батюшка! Простите, родная матушка! Прости, милый друг, - обращался к жене, - жди меня, быть может, Бог даст - вернусь!"

Если проводы казака были связаны с грустью и печалью расставания, то встреча была радостным событием в жизни каждой казачьей семьи. Встречали казаков не только родные и близкие, но и все жители станицы. Казаки въезжали в станицу торжественно, один из них держал образ Святого Спасителя. Казаков встречали с хлебом-солью, затем все отправлялись в храм, где служили молебен, и казаки передавали храму принесенный дар, так как все успехи и удачи в военных делах казаки приписывали милости Божьей. Но часто в казачьем храме можно было увидеть икону Божьей Матери, украшенную жемчугом. Это казачьи вдовы клали по жемчужине на икону Богородицы в вечное поминовение убиенных мужей. (Приложение 3)

Проводы на службу у кубанских и донских казаков
Обряд проводов казака на службу, близок к русским рекрутским обрядам, однако в казачьей культуре он имеет ряд существенных отличий. Обряд проводов в армию был одним из самых важных в духовной культуре казаков. Оп принципиально отличался от других обрядов жизненного цикла - родильно-крестинных, свадебных, погребальных. Этот обряд создали военная жизнь казаков и военное воспитание. Обычай торжественно провожать и встречать казаков из походов, со службы, войны уходит своими корнями в далекое прошлое. За некоторое время до отправления на службу новобранец мог оставить работу. Ему «давали нагуляться». Он освобождался от ежедневной работы по хозяйству, а был занят подготовкой снаряжения. В воспоминаниях И.Приймы приводится большой список (около 54-х) элементов входящих в снаряжение казака и необходимых для прохождения службы. Отсутствие, негодность какого-либо элемента, при проверке новобранца станичным атаманом, за несколько дней до проводов, наказывалось словесным выговором казаку и его родителям (в первую очередь отцу), и все требования к снаряжению беспрекословно выполнялись в кратчайшие сроки.
Помимо подготовки материальной, обязательным, для новобранца считался пост - подготовка духовная, который заканчивался напутственным молебном.
За день до назначенной даты проводов, утром, казаки съезжались на своих лошадях в центр станицы к храму. Возле храма, проводился молебен, на котором присутствовало большинство жителей станицы, родители и родственники новобранцев, атаман и станичное правление. Молебен проводился либо на площади, либо на территории храма. Для этого из храма выносили «святости» - хоругви, знамена, иконы. Священник, проведя молебен, причащал и окроплял молодых казаков. После церковной службы станичный атаман, почетные старики, напутствовали новобранцев и желали скорого и благополучного возвращения: «Благодарылы атцов, матерей шо вырастылы сынов, проводылы на службу».
«Вечер»! «обед»! «празнык» / «гулянка»/ «проводы» - проводилась вечером этого дня. Проводы устраивались в доме новобранца. Собиралась вся семья казака, приходили гости. С собой гости приносили подарки: мыло, рубашка, бритва, продукты. В качестве подарка могли выступать деньги: «Натэ серебро, шоб було вам добро в армии. А тоди ще грощи мидни, шоб ваша армия нэ була бидной». В некоторых станицах новобранец, если был неженат, вечером шел приглашать молодежь: «Он пашел, у нас тут называлась, вот сейчас где ДК стаит, тада ево не было, а вот хадили туда-сюда вот так от, называли Брехаловка- площадь. Гуляли вся маладешь. И вот я гаварю: «Слава, многа будеть маладых девак?». Он грит: «А, нет». И как пашел он, привел усю Брешку». Молодые девушки и парни в доме казака пели, танцевали, играли, а затем все садились за стол. Приглашенные девушки украшали провожаемого казака, обычно прикалывая ему к одежде цветы, либо повязывая рушник(полотенце). Этим, уходящего на службу как-бы выделяли из всех остальных. Новобранца перевязывали лентами (красными), девушки цепляли ему на грудь цветочки (в основном розы) или платки. «давали раньше платочки, насочки, давали кисеты дивчата. Инициалы были и имя какое. Шёлк такой красивый и эта такая красивая сумачка, сшита ана, и там тисёмачка такая заложина. Табак ж туда насыпался». (Хомякова Евдокия даниловна, Зимовниковский р-н) За столом, провожаемый казак сидел в Святом углу, между отцом и матерью. Накрывался стол, гости ели, пили, а также пели песни и вели разговоры о былых победах и примерах воинской доблести. Было принято, чтобы молодой казак до службы не пил и лишь после действительной службы мог принимать равное участие в застольях взрослых. Так, И.Прийма, отмечал, что провожающий должен был каждому поднести стакан водки и вина, в ответ пришедшие дарили подарки: «Угощаемые мною гости высказывали мне свои добрые пожелания - благополучной дороги, успешной службы и счастливого возвращения. Дяди давали мне более или менее пространные наставления, стараясь предостеречь меня от возможных ошибок и опасностей. У каждого из них был большой жизненный опыт, и они теперь старались передать мне крупицы этого своего добра». Беседы прерывались песнями. Песенный репертуар также был довольно определенным в сюжетном отношении. Большая часть текстов, сюжетно была связанна с тяготами казачьей службы, разлукой с семьей, военными темами. Многие из этих песен были сугубо мужскими. Наиболее широко распространенные, это: «Последний нонешний денёчек», «Конь боевой с походным вьюком», «Прощай любезная станица», «Провожала маты сына у солдаты», «За лесом сонце воссияло», «Вышел пастух на лужок» и др. Гуляли до утра, либо утром гости вновь сходились ко двору казака. Все садились за стол и завтракали. Пили «на-посошек». Затем, выйдя из-за стола, выходили во двор, где родители благословляли сына на добрую службу. Важным моментом проводов было благословение. Мать держала в руках хлеб с солью, отец икону. Молодой казак стоял перед ними на коленях на шубе вывернутой мехом вверх: «шоб не голо служить ему было». Родители, благословляя сына на добрую службу, желали ему благополучного возвращения. Отец благословлял сына иконой, завещая не посрамить казачьей славы (чести). Обычно говорили: «дай Бог всего лучшего, служить верою правдою царю-батюшке Николай Александровичу, вернуться на Тихий Дон к родным отцу-матери, жиненки своей молодой». Казак поднимался с колен, целовал икону, хлеб и руки родителей. Мать одевала сыну образок: «Вешалы образок, и даже вроде этат заговарывалы ат пули», чаще всего с изображением Николая Угодника или Георгия Победоносца и трижды говорила: «Господи благослови. О цэ тоби идти в пути, Господь впэрэди, Матирь Божа с ными, а ты за ными», - а отец давал наказ: «Служить чесно, дабрасовесно, выполнять, вси приказы камандира... и лошадь, свово друга верного жалей, ухаживай, - наказ давал, - это тебе будет щасте». Мать вешала на шею сыну узелок с родной землей. Ее брали около церкви или на кладбище с могилы родных, просто в саду или возле дома. Зашитая в мешочек она привешивалась к кресту. Объяснялось все так: если доведется погибнуть, на груди будет родная земля. Это действие считалось самым важным на проводах. Часто вручали особый оберег. В качестве оберега, мать казака зашивала в воротник или в шапку молитву «Отче наш». Обычными были различные заговоры и обереги, читаемые казаку, например, молитва при набеге, молитва от ружья, от боя, от пули и т.д. Михаил Шолохов в романе «Тихий дон» дает такой пример молитвы от ружья: «Господи, благослови. Лежит камень на горе, что конь. В камень нейдет вода, так бы и в меня, раба божия, и в товарищей моих, и вконя моего не шла стрела и пулька. Как молот отпрядывает от ковадла, так и от меня пулька отпрядывала бы; как жернова вертятся, так не приходила бы ко мне стрела, вертелась бы. Солнце и месяц светлы бывают, так и я, раб божий, ими укреплен.... Во имя отца, и сына, и святого духа. Аминь».
Обряд благословения зачастую дополнялся прощанием с иконами, т.е. казак целовал все иконы в доме. После благословения отца казак кланялся в ноги матери, отцу, дядям, теткам, обнимал жену, детей, говоря при этом: «Простите меня, родной батюшка! Простите, родная матушка! Прости, милый друг, обращался к жене, жди меня, быть может, Бог даст - вернусь!” Получив благословение, казак выходил на двор. Первым выходил казак, затем в последовательности: родители, жена ведя коня, гости. При выходе из дома кто-либо из родных - чаще всего жена, а если ее не было - отец, брали коня под уздцы. Неженатому казаку коня могли выводить и невестка, сестра, младший брат, или мать: «Мать выводит через платочек за уздечку выводит коня: «Я тебя провожаю и што б я тибя на коню обратно встрела»; «А оце сэстры нэ було, так коня выводыла нэвистка». В момент, когда выводили коня, следили за его поведением: «Примечалы, кинь споткнувся, щастя нэ будэ»; если конь заржет, то его хозяин со службы не вернется. На улице казак кланялся на четыре стороны и садился на коня. Здесь казаку подавали оружие, подносилась рюмка-«стремянная». Женатый казак сидя на коне подавал жене, либо одевал на нее сам черную шаль - «печальник». Этот головной убор женщина носила в праздничные дни на протяжении всего периода службы мужа. Выезд за ворота порой также сопровождался обрядовыми действиями. В воротах казак должен был на коне «переехать через что-то» - обычно расстилаемый, либо просто повязываемый на ворота рушник. Далее казак ехал к церкви. Женатый же сидел на коне, которого вела жена до места сбора. В церкви со всеми провожаемыми служили молебен. У церкви собирались все, кто уходил на службу. Отсюда, кто пешком, кто сидя на подводах или верхом на конях станичники направлялись к тому месту, которое исторически в станице было связано с проводами казаков на службу. Коня до околицы под узды могла вести жена или невеста казака. При этом оружие - пику, а раньше и ружье нес кто-либо из родных: сын племянник, но не взрослый мужчина. В большинстве станиц, место прощания новобранцев с родными имело и свой топоним: Прощальная балка (ст.Переяславская), Провожательный дуб (ст.Ставропольская), Ридна Могылка (ст.Пашковская). Границей мог выступать мост через реку, камень, сад: «И о це тут було, дэ мы живэм, тут знаитэ якэ було мисто. Як садочок, груши булы. Прямо сад був. Цэ называлы до Малой Убынкы. О цэ их сюды. Дальше уже не провожають, тут прощаюца»; «Вот там речка бежит, за речку на бугор выходют, выпивают, там прощаюца и от это паехали верхамы»; «и вот туды, нона вниз, там у нас на низу был мост. Щас ево уже как кладка сделана. И тама бальшой камень стаит. И там вседа, дак туда сведуть, да Урупу праважали». На этом месте/границе вновь повторялась процедура прощания. Уезжающие на службу и провожающие их, выпивали по чарке «за каждое из трех желаемых событий: за благополучную дорогу, за успешную службу и за счастливое возвращение». Заключительный акт проводов так же сопровождался действиями, носившими обрядовый характер. После прощания и угощения, казаки садились на коней, строились, один из казаков стрелял в воздух и все по этому сигналу пускались вскачь.
Если проводы казака были связаны с грустью и печалью расставания, то встреча была радостным событием в жизни каждой казачьей семьи. Встречали казаков не только родные и близкие, но и все жители станицы. Казаки въезжали в станицу торжественно, один из них держал образ Святого Спасителя. Казаков встречала вся станица во главе с атаманом. Старший урядник рапортовал атаману о завершении службы. Затем все отправлялись в храм, где служили благодарственный молебен, и казаки передавали храму принесенный дар, так как все успехи и удачи в военных делах казаки приписывали милости Божьей. Обычно казаки приносили в храм иконы, крест, евангелие. Отслужив молебен, все шли к станичному правлению, где служивым преподносились станичные хлеб-соль.