22.09.2019

Создание электронных учебных материалов. I


Проверка знаний, умений, навыков учащихся на уровне узнавания.

Формирование мнения учащихся об объективности контроля и достижение большей объективности оценивания.

Увеличение числа учащихся, охваченных контролем. 1. Подготовительный этап. Педагог конструирует тест.

Для этой цели формулируются вопросы. Требования к вопросам изложены в разделе контроля знаний, умений учащихся.

Тест должен состоять из достаточного для проверки знаний, умений по теме количества вопросов. Задача учащегося выбрать из предложенных ответов правильный. Отметить правильный ответ можно разными способами:

1. Впиши букву правильного ответа. Учащиеся могут впереди номера вопроса писать букву правильного ответа. Такая форма теста удобна при проверке. Например:

а) знания, b) умения, с) отношения, d) навыки?

Учащийся читает вопрос и выбирает правильный ответ. Обозначение правильного ответа ставится перед номером вопроса. Например:

Что является психическим материалом обучения:

dl а) знания, Ь) умения, с) отношения, d) навыки?

Можно отмечать правильный ответ, обведя букву правильного ответа.

2. Обведи ответ «да», если ты согласен, или «нет», если ты несогласен с утверждением.

Пример: Биосфера это...

часть геологической оболочки Земли - да нет

часть биологической оболочки Земли - да нет

часть гидросферы Земли - да нет

часть оболочки Земли, населенная организмами - да нет

часть оболочки Земли, где невозможна жизнь - да нет

Правильный ответ: да, нет, нет, да, нет. Оценка: если все правильно, балл за ответ; если только один правильный ответ, то 0,5 балла.

3. Соотнеси написанное в столбцах 1 и 2. Поставь напротив букв номера правильных ответов.

Столбец 1 Столбец 2

A. Обломов 1. Пушкин А. С.

B. Руслан и Людмила 2. Гончаров И. А.

C. Мастер и Маргарита 3. Лесков Н. С.

D. Очарованный странник 4. Булгаков М. А.

Правильный ответ: Ответ

А 2 В 1 С 4 D 3

Если все ответы правильные, то оценка единица. Вес каждого ответа 0,25 балла. Если два правильных ответа то учащийся получает 0,56, за три правильных 0,756. Можно предлагать пять вопросов. Тогда вес каждого ответа будет 0,2 балла. Может быть и большее количество вопросов. Возможен и другой подход к оцениванию ответов. Если какой-то ответ неправильный, то выставляется ноль баллов. Если все ответы правильные, то выставляется один балл. Такой подход используется в тех случаях, если необходимо проверить взаимосвязи изучаемых явлений.



4. Найди лишний элемент и обведи кружком.

D. артерии

E. капилляр Правильный ответ:(с)

5. Расположи в правильной последовательности, проставив напротив цифр соответствующую букву.

1 А - старость

2 В - рождение

3 С - юность

4 D - детство

5 Е - зрелость

6 F - отрочество

Правильный ответ:

Можно использовать разные формы фиксации результатов теста. Для быстрого опроса класса можно использовать тест, в котором учащиеся под номером вопроса ставят код правильного ответа. Например, может быть предложено пять вопросов. Если все ответы правильные, то пять баллов. Если четыре правильных ответа, то четыре балла и т. д.

Положительным моментом использования таких форм тестов является возможность избежать субъективности оценивания со стороны преподавателя. Обработку теста может провести помощник педагога, но в итоге должны получиться объективные результаты. Положительным моментом также является быстрота заполнения и проверки теста. Слабой стороной таких тестов является ограничение учащихся в возможности проявить творчество. Ответы носят фрагментарный характер, нет целостного ответа.

Однако данные замечания не умаляют значимости тестов. Они могут применяться по всем предметам наряду с другими формами контроля.

3.37. Тест творческий

Проверка знаний, умений на уровне воспроизведения.

Выявление умений творчески строить ответ на поставленный вопрос.

Преподаватель готовит вопросы для проведения опроса. Вопросы имеют открытый характер, то есть ответы к ним не приводятся. Существуют разные формы вопросов в творческих тестах:

1. Впиши пропущенное слово. Учащемуся предлагается вписать только одно слово в указанном месте. Пропуск слова может быть в конце предложения.

Пример: Наука, занимающаяся изучением души человека называется... . (Учащийся должен вписать слово «психология».)

Слово может быть пропущено в середине предложения.

Пример: Наука... занимается изучением души человека.

В вопросе может быть пропущено несколько слов.

Пример: Сумма квадратов катетов прямоугольного треугольника равна.... (Нужно вписать: «квадрату гипотенузы».)

Если предполагается компьютерная обработка, то слова нужно вписывать в строго указанном месте.

2. Закончи предложения. В данном случае количество слов не ограничивается.

Пример. Психологией называет... . Ожидаемый ответ: наука, изучающая душу. Этот тип вопросов сложнее предыдущих.

3. Ответь на вопрос: «Что изучает биология?». Ученик должен дать полный ответ на вопрос.

Положительными моментами творческих тестов являются свобода в проявлении творчества, возможность у учителя проверить умения анализа, синтеза, обобщения учеников.

В отличие от тестов с приведенными ответами творческие тесты измеряют знания и умения на уровне воспроизведения, а не узнавания. Таким образом, они более сложны для учащихся и являются более глубокой проверкой. Поэтому значимость данных вопросов выше, чем у закрытых вопросов.

Обобщая преимущество тестов можно отметить, что они позволяют проверить более глубоко понимание материала, чем другие формы. Во время устных или письменных ответов учащийся может заучить материал и воспроизвести его без достаточного понимания, показав объем заученного. Тесты позволяют увеличить точность измерения понимания материала.

Тест с обратной связью

Быстрый замер уровня усвоения информации учащимися.

Активизация обучающей функции при контроле знаний учащихся по пройденному материалу.

Предоставление учащимся быстрой обратной связи о правильности выполненных заданий.

1. Педагог сообщает тему, по которой будет проводиться контроль, количество вопросов, время на ответ, условия проведения опроса (чем можно пользоваться во время выполнения теста).

2. Педагог предоставляет возможность задать вопрос и выяснить непонятные моменты по процедуре.

3. Педагог предъявляет вопрос: устно, письменно на доске, через кодоскоп, диапроектор, путем предъявления определенных объектов.

4. Ученики уточняют вопрос, если им что-либо непонятно.

5. Ученики отвечают письменно.

6. После ответа ученики ставят степень уверенности. Таким образом, предъявляется пять, десять, пятнадцать и т. д. вопросов, то есть пятикратное количество. Если ответа у учащегося нет, то он ставит прочерк напротив номера вопроса, на который он не знает ответ.

7. Предъявляются эталоны ответов - устно преподавателем, по желанию кем-то из учеников. Эталон может предъявляться и письменно. Ученики сравнивают свой ответ с эталоном и оценивают его от 0 до 1. Эталоны предъявляются по всем вопросам.

Эталоны желательно предъявлять после ответа учащихся на последний вопрос. Это позволит учителю проследить всеми ли учащимися проставлена степень уверенности после последней буквы последнего слова. Если ответа нет, то напротив номера вопроса должен быть прочерк. Это делается с той целью, чтобы избежать списывания учащихся. Если после ответа не будет степени уверенности или прочерка, то после предъявления эталона учащиеся могут дописать ответ, если он у них был неправильный. 8. Учащиеся подсчитывают свою отметку. Суммируя баллы по каждому вопросу, учащиеся в результате получают какую-то сумму. Если всего было пять вопросов, то сумма баллов превращается в отметку. Если было десять вопросов, то сумму баллов необходимо разделить на два, в результате чего получится отметка. Если вопросов было пятнадцать, то сумма делится на три. 9. Педагог на доске пишет цифру 5 и просит поднять руки тех учащихся, которые получили пятерки. Подсчитывается количество пятерок и сумма фиксируется на доске. Затем просят поднять руки учащихся, у которых в сумме получилась четверка. На доске фиксируется их количество. Таким же образом можно поступить и с тройкой.

Это делается для того, чтобы каждый учащийся видел свое место в классе.

При округлении баллов желательно исходить из следующего правила: 4,5 балла округляется в сторону увеличения, то есть пяти баллов. От 3,5 до 4,4 округляется до 4 баллов. От 2,5 до 3,4 округляется до 3 баллов.

Данный вид опроса позволяет разгрузить преподавателя от рутинной работы по проверке тетрадей, предоставляет возможность учащимся быстро узнать свои результаты. Учащимся нравится оценивать себя, в данной ситуации претензии на необъективность контроля предъявлять не к кому. Обвинения учащихся в необъективности оценивания педагогов снимаются.

Этот вид опроса позволяет реализовать принцип 100-процентной обратной связи в классах с любой наполняемостью.

Образцы видов тестов

1. Тесты открытые с заданным ограничением с заданными ограничениями

Прочитайте описание ситуации. Рассчитайте сумму реализованной торговой наценки. Занесите в бланк расчеты и сумму реализованной торговой наценки.

Описание ситуации

Торговая организация продает в розницу бакалейные товары и хлебобулочные изделия. На бакалейные товары торговая наценка установлена в размере 25 %, на хлебобулочные изделия – 10 %.

Сумма выручки с учетом НДС за апрель 2008 г. составила:

– по бакалейным товарам – 150000 руб.;

– по хлебобулочным изделиям – 110000 руб.

2. Тесты закрытые с альтернативным ответом

Для приготовления бисквитного теста следует использовать муку с содержанием слабой клейковины около 30%.

Да Нет

3. Тесты закрытые с множественным выбором

Определите расход краски Capadecor Arte-Lasur Color при окраске поверхностей помещения площадью 66,5 м2 в два слоя, если расход краски на 1 м2 – 130 г.

1) 17,29 кг

2) 17,50 кг

3) 17,85 кг

4) 18,00 кг

4. с заданными ограничениями

Подготовьте с использованием ИКТ проект «Оптимальная планировка кабинета секретаря-референта»: представьте схему кабинета, описание и обоснование (объем текстового материала – 3-5 страниц, кегль 12, интервал 1,5).

5.

Вставьте пропущенное слово:

Суспензии пигментов в лаках – это ___________________

6. Тесты закрытые на восстановление последовательности

Запишите номера пунктов в верной последовательности выполнения измерения превышений по рейке Flexl - rods с адаптером для Nedo Laser - Auge с приемником.

1. Установить рейку в точке А.

2. Выровнять пузырек круглого уровня таким образом, чтобы он находился по центру (нуль-пункту).

3. Установить нивелир между точками А и В.

4. Выдвигая сегменты рейки, установить приемник в зоне прохождения лазерного луча.

5. Записать отсчет.

6. Снять показания по отсчетной системе рейки при одновременном свечении двух стрелок приемника.

7. Вычислить искомое превышение как разность отсчетов.

8. Повторить измерение для точки В.

7. Тесты открытые со свободными краткими ответами

Прочитайте описание ситуации. Письменно ответьте на вопросы:

1. В течение какого промежутка времени гр. Петров обязан уплатить обозначенную в приговоре сумму?

____________________.

2. Возможно ли предоставление рассрочки по выплате штрафа осужденному гр. Петрову, если он не имеет возможности уплатить штраф в установленный срок?

____________________.

3. Какие нормы уголовно-исполнительного законодательства регулируют описанную ситуацию?

__________________________________________________________________________

Описание ситуации

Гр. Петров осужден приговором суда за преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 137 УК РФ, к штрафу без рассрочки выплаты в размере 200 тыс. рублей.

8.Тесты закрытые на установление соответствия

Соедините линиями материал и область его применения.

URSA GLASSWOOL М-25Ф

Изоляция трубопроводов горячей воды и технологического оборудования с температурой до 270°С.

URSA GLASSWOOL П-20

Тепло- и звукоизоляция транспортных средств

URSA GLASSWOOL М-25

Теплоизоляция трубопроводов и оборудования, дополнительная пароизоляция

9. Закрытые тесты на исключение лишнего

Что не входит в содержание технологической карты?

А. перечень операций в технологической последовательности

Б. перечь оборудования и инструмента

В. количество одновременных мест обслуживания

Г. норма времени на отсутствие деталей на складе

Принципы отбора заданий закрытого типа и композиции тестов.

Задания с выбором одного правильного ответа из двух предложенных вариантов

Задания с выбором одного правильного ответа из двух предложенных вариантов требуют одного варианта ответа, например "да" - "нет", "верно" - "неверно".

При конструировании таких вопросов используется один из основных композиционных принципов:

1) принцип противоречия (подбираются варианты ответа, являющиеся отрицаниями друг друга);

2) принцип полярности (да и нет). Наряду со строгими отрицаниями допустим подбор ответов, которые, являясь антонимичными по смыслу, допускают существование переходных понятий (состояний): убывающая - возрастающая; периодическая - непериодическая; выпуклая – вогнутая; положительные – отрицательные;

3) принцип однородности (подбираются такие два ответа, которые относятся к одному роду, виду или отображают 2 основные стороны (грани) явления, например, слова, противоположные по смыслу: синонимы – антонимы;

4) принцип кумуляции (содержание второго ответа вбирает в себя содержание первого).

краткость и ясность заданий;

простота инструкций;

высокая технологичность;

быстрота тестирования;

опора конструкции теста на законы формальной логики (закон противоречия, закон исключенного третьего).

Недостатками данной тестовой конструкции являются:

относительно высокая вероятность угадывания правильного ответа (1/2).

возможность запоминания правильного ответа (ввиду ограниченности предлагаемых вариантов),

быстрое рассекречивание (тестируемые передают друг другу содержание запомнившихся заданий и ответы на них).

Тестовые вопросы данного типа целесообразно использовать для экспресс-диагностики, входного (предварительного) контроля, самоконтроля (с целью обнаружения пробелов в знаниях), для устного группового опроса, т. е. в тех ситуациях, когда «точность оценки играет меньшую роль, чем быстрота тестирования». Однако не исключается возможность использования тестовых вопросов с выбором одного правильного ответа из двух предложенных вариантов для итогового контроля по целому ряду дисциплин (математика, физика, биология, химия, грамматика) в составе батареи тестов. С помощью вопроса такого типа разработчик быстро и эффективно отсекает одну из причин неудачного выполнения всей батареи тестов – неспособность тестируемого продемонстрировать умение или совершить деятельность из-за отсутствия необходимых знаний.

Задания с выбором одного правильного ответа из предложенных вариантов

Существует мнение, что тестовые вопросы с выбором одного верного ответа из четырех предложенных вариантов предпочтительнее тестовых вопросов, предполагающих выбор ответа из двух-трех вариантов. Однако практика показывает, что надежность задания определяется не количеством дистракторов, а их качеством, т. е. правдоподобностью по сравнению с правильным ответом. В идеале выбор любого дистрактора и правильного ответа должен быть равновероятны. Сферы применения совпадают с заданиями с выбором одного правильного ответа из двух предложенных вариантов.

Задания с выбором нескольких правильных ответов из фиксированного набора вариантов

В современной тестологии тесты с выбором нескольких ответов из списка предложенных вариантов считаются наиболее трудными для испытуемых, т. к. предполагают не только выбор правильных ответов, но и анализ их полноты. Рассматривая данную группу заданий, отмечает, что задания такого типа могут быть использованы для проверки классификационных знаний, знания причин важных явлений и событий. Среди основных требований к данному типу заданий тестологи выделяют:

краткость и однородность вариантов ответов;

использование номинальной шкалы при оценке, отсутствие необходимости в применении формул коррекции на возможную догадку.

Задания на установление соответствия

Задания данной группы предполагают установление соответствия между элементами двух множеств. Их назначение: проверка ассоциативных знаний, проверка знания взаимосвязей, определений и фактов, форм и содержания, авторства произведений и научных работ ; соотношений между различными объектами, предметами, свойствами, связями, формулами. При этом элементы первого множества рассматриваются как фиксированные константы, второго – правильные и неправильные переменные элементы, из которых испытуемому необходимо выбрать только правильные ответы.

Основная сфера применения заданий на соответствие – текущий и тематический контроль знаний. Максимально эффективны задания данного типа при организации самоконтроля.

Задания на установление правильной последовательности

Различают три специфические группы тестовых заданий на установление последовательности:

связанные с установлением правильной последовательности исторических событий,

на установление верной последовательности технологических операций, последовательностей различных процессов,

цепочки умственных действий, образующих систему знаний, умений, навыков.

Тестовые задания на установление правильной последовательности позволяют "проверять алгоритмические знания, умения и навыки, необходимые для установления правильной последовательности различных действий, операции, расчетов" ().

Рассмотрев наиболее часто применяемые разновидности тестовых вопросов закрытого типа, обратимся к тестовым вопросам открытого типа, в которых вероятность отгадывания при ответе практически равна нулю.

Отличительная особенность заданий открытого типа в том, что ответ на вопрос, даваемый обучающимся, преподаватель не может спрогнозировать дословно. Задания открытого типа различаются по характеру и длине ответа.

По характеру ответов различают вопросы:

ü со свободными ответами , когда испытуемому необходимо дать краткий ответ: самостоятельно дописать слово, словосочетание, предложение, знак, формулу, завершить незаконченное предложение, сделать расчет или рисунок. Данные вопросы очень близки к заданиям закрытого типа. Их отличает только возможность выразить правильный ответ не слово в слово, а описательно, сохранив тот же смысл, поэтому они проверяются с помощью модельных ответов, содержащих все возможные варианты ответов на данный вопрос.

ü дополнения (с заданными ограничениями), когда испытуемый должен сформулировать ответы с учетом предусмотренных в задании ограничений. Другое название этого типа тестового вопроса - вопрос с расширенным структурированным ответом. Вопрос может быть использован для ответа на тестовые вопросы, в которых обучающийся, в соответствии с требованиями к ним, выписывает в бланк ответа причины тех или иных событий, критерии для сравнения, делает краткие выводы по результатам обработки предъявленной информации. Проверка таких заданий также производится с помощью модельных ответов, так как предполагает наличие нескольких вариантов верных ответов.

ü свободного изложения (свободного конструирования, без заданных ограничений, или вопрос с развернутым неструктурированным ответом), когда испытуемый должен самостоятельно сформулировать ответы. В ответе обучаемый должен написать связный текст, фиксируя результаты обработки предъявленной ему информации, или же дать очень детальный рисунок, или вычисление, или представить устное высказывание. Задания, подразумевающие неструктурированный ответ, позволяют проверить, как ученик подбирает и организует идеи, соответствует ли избранный им стиль изложения и речевое оформление содержанию тестового вопроса. Проверка открытых вопросов данного типа требует применения особой технологии оценки с помощью оценочных шкал.

Требования по разработке тестовых заданий с одним правильным ответом, состоящих из задачной формулировки и вариантов ответа

Задачная формулировка :

1. конкретна и однозначна;

2. формулируется предельно кратко, как правило, не более одного предложения из семи-восьми слов;

3. имеет предельно простую синтаксическую конструкцию, и не должна содержать более одного придаточного предложения;

4. дается в форме утверждения, которое обращается в истинное или ложное высказывание после подстановки одного из ответов;

5. включает все повторяющиеся слова из формулировок ответов.

Варианты ответа:

6. должны быть приблизительно одной длины и являться равновероятно привлекательными для испытуемых;

7. должны быть параллельными по конструкции и грамматически согласованными с задачной формулировкой;

8. должны исключать все вербальные ассоциации, способствующие выбору правильного ответа с помощью догадки;

9. не должны содержать слова «все», «ни одного», «никогда», «всегда», выражения «ни один из перечисленных», «все перечисленные».

10. не должны содержать ответы, вытекающие один из другого;

11. не должны содержать оценочные суждения и мнения ученика по какому-либо вопросу;

12. не должны являться частично правильным ответом, превращающимся при определенных дополнительных условиях в правильный ответ;

13. не должны служить ключом к правильным ответам на другие задания теста (т. е. не следует использовать ответы из одного задания в качестве ответов к другим заданиям теста).

Если

14. задание имеет среди прочих альтернативные ответы, не следует сразу после правильного приводить альтернативный ответ, так как внимание отвечающего обычно сосредоточивается только на этих двух ответах.

Требования к разработке открытых заданий
на дополнение с ограничениями

Схема разработки заданий на дополнение с ограничениями на ответы достаточно проста. Сначала рекомендуется сформулировать вопрос, содержащий не более семи-восьми слов, затем на поставленный вопрос записать ответ, представляющий некоторое высказывание примерно той же длины. Далее из полученного высказывания исключить ключевое слово (число, символ и т. п.) И на его месте поставить прочерк. Затем необходимо изменить порядок слов в высказывании, так чтобы прочерк, по возможности, переместился в конец предложения. В заданиях с ограничениями заранее определяется, что считается правильным ответом и задается степень полноты представления ответа. Обычно он бывает достаточно кратким одно слово, число, символ и т. д. Иногда - более длинным, но не превышающим двух-трех слов.

Разработка открытых заданий на дополнение с ограничениями подчиняется ряду общепринятых правил:

1. Каждое задание должно быть нацелено только на одно дополнение, место для которого обозначается прочерком или точками.

2. Прочерк ставится на месте ключевого элемента, знание которого является наиболее существенным для контролируемого материала.

3. Все прочерки в открытых заданиях для одного теста рекомендуется делать равной длины. После прочерка, если это возможно, указываются единицы измерения .

4. Дополнения лучше ставить в конце задания или как можно ближе к концу.

5. Текст задания должен обладать предельно простой синтаксической конструкцией и содержать минимальное количество информации, необходимое для правильного выполнения задания.

6. В тексте задания не должно быть повторов и двойного отрицания.

Использованы материалы: , Татур и тесты в образовании. М.: МИФИ, 1995.

Аванесов B. C., Композиция тестовых заданий: Учебная книга для преподавателей вузов, учителей школ, аспирантов и студентов педвузов. – М., 1996.

Батарея тестов состоит из нескольких тестовых вопросов для изучения различных аспектов одного качества, при этом разработчик исходит из требований максимальной эффективности диагностики – максимум надёжности при минимуме затрат.

to distract (англ.) – отвлекать.


Тесты

Тесты по биологии.

1. Понятие о тестах

В последние годы в учебных заведениях начали использовать тесты в качестве средствадля объективного контроля знаний учащихся. Под тестом понимают задание, в котором присутствует вопрос, на который имеется эталон правильного ответа. В закрытых тестах вместе с вопросом предъявляются несколько ответов, среди которых имеется правильный ответ. Задачей преподавателя является составление теста, отвечающего требованиям, предъявляемым к тестам. Задачей учащегося является правильный выбор ответа. Если тест составлен правильно и у преподавателя есть эталон правильного ответа, то знания учащимся учебного материала, по которому составлен тест, будут оценены правильно, объективно. В открытых тестах учащийся сам формулирует ответ, а преподаватель сравнивает его с эталоном правильного ответа. Существуют тесты, позволяющие проверить усвоение учащимся знаний на разных уровнях :

Узнавание,

- воспроизведение

Умение

Навык

Творчество.

Составление тестов является трудоемкой и сложной работой, требующей от преподавателя больших знаний и опыта практической работы по составлению и использованию тестов. Наибольшую трудность вызывает составление тестов для проверки умений и навыков учащихся. Большинство тестов, использующихся в настоящее время, проверяют знания учащихся основных биологических терминов, понятий и закономерностей. С помощью тестов легко проверить следующие группы учебных элементов:

- элементы строения тех или иных биологических структур;

- состав и количество тех или иных биологических систем;

- последовательность событий и процессов;

- причинно-следственные связи между событиями;

- названия особенностей и функций тех или иных веществ и структур;

- содержание терминов, понятий

- прогнозирование результатов тех или иных воздействий на биологические системы

- вклад ученых в развитие биологии

В учебном процессе на кафедремедицинской биологии и генетики КГМУ используются тесты нескольких типов:

- закрытые тесты с выбором одного правильного ответа (реже – нескольких правильных ответов)

Открытые тесты, требующие формулировки краткого ответа

Открытые тесты, требующие формулировки развернутого ответа.

Познакомьтесь с тестами этих типов.

2. Образцы тестов .

2.1. Закрытые тесты (с одним правильным ответом)

1. К прокариотам относят

А) возбудителя гриппа

Б) зеленую эвглену

В)кишечную палочку

Г) возбудителя малярии

2. В эукариотической клетке ……… содержат молекулу ДНК.

А) лизосомы

Б) митохондрии

В) рибосомы

Г) миофибриллы

3. При митозе последним из ниже перечисленных событий является

А) разрушение ядерной оболочки

Б) расхождение хромосом

В) выстраивание хромосом в области экватора веретена деления

Г) утолщение и укорочение хромосом

4. При изучении генетики человека НЕ используют такой метод как

А) цитогенетический

Б) близнецовый

В)гибридологический

Г) популяционный

5. ….. открыл яйцеклетку млекопитающих и установил, что все многоклеточные организмы начинают свое развитие из одной клетки – зиготы.

А) Р.Гук

Б) Р.Вирхов

В) А.Левенгук

Г) К.Бэр

Д) Т.Шванн

6. Как называется реакция матричного синтеза, во время которой ферменты и вспомогательные белки из исходной (материнской) молекулы ДНК и свободных нуклеотидов синтезируют две новые (дочерние) молекулы ДНК – одинаковые копии исходной молекулы ДНК?

А) трансляция

Б) репликация

В) репарация

Г) транскрипция

К сожалению, иногда встречаются неправильно составленных или не совсем удачные тесты. Наиболее часто при составлении закрытых тестов допускаются следующие ошибки:

- тест содержит не один, а два правильных ответа

- неудачен подбор вариантов ответов, существенно облегчающий поиск правильного ответа

- тест составлен по учебному материалу, существенно выходящему за рамки учебной программы, который не способствует более глубокому пониманию изучаемого по программе учебного материала

- имеются неправильные (ненаучные) термины

- ответ содержит заведомо ложную информацию

- отсутствует правильный ответ

- содержание не соответствует научным представлениям.

2.2. Открытые тесты, требующие краткого ответа.

  1. Кроссинговер происходит во время………..первого мейотического деления.
  2. АТФ при фотосинтезе образуется во время……………….. фазы.
  3. Приведите пример белка, выполняющего регуляторную функцию.
  4. Как называется организм, который образует разные гаметы, различающиеся по содержащимся в них половым хромосомам.
  5. Назовите класс, к которому относят современных людей.
  6. Сколько липидных слоев в наружной плазматической мембране?
  7. …………………………. – это процесс образования зрелых половых клеток.
  8. Как называется графическое изображение изменчивости изучаемого количественного признака, отражающее размах колебаний конкретных значений признака и частоты встречаемости отдельных значений признака?
  9. Как называется процесс образования молекулы РНК на молекуле ДНК?
  10. Свинья для свиного цепня является………………………. хозяином.

К сожалению, и среди открытых тестов встречаются некачественные тесты, в том числе такие, накоторые трудно подобрать однозначный правильный ответ.

Опыт показывает, что существует несколько основныхпричин появления некачественных тестов в печатных изданиях:

- отсутствие экспертной оценки качества тестов

- малый опыт практического использования тестов составителями тестов

- недостаточно высокий научный уровень источника информации.

Зная правила составления тестов и предъявляемые к ним требования, имея глубокие и прочные знания и опыт работы с тестами, вы легко сможете оценить качество предъявляемых вам тестов и не только правильно ответить на них, но и оказать помощь своим педагогам в улучшении качества тестов.

2.3. Открытые тесты, требующие развернутого ответа.

  1. Почему особь нельзя рассматривать в качестве единицы эволюции?
  2. Почему межвидовые гибриды часто оказываются бесплодными?
  3. Назовите основное событие, происходящее в клетке во время метафазы митоза.
  4. Назовите особенности химического состава ДНК и РНК, по которым эти два химических соединенияотличаются друг от друга.
  5. Назовите основные особенности строения, характерные для бластулы ланцетника.

Наибольшую трудность при использовании открытых тестов, предусматривающих развернутый ответ, составитель испытывает при разработке эталонов правильного ответа. Эталон должен содержать несколько существенных операций: терминов, взаимосвязей. Отметка может выставляться двумя различными способами:

1) по принципу ”ответил – не ответил”, то есть дал учащийся правильный и полный ответ на поставленный вопрос или нет; за правильный и полный ответ учащийся получает определенное фиксированной количество баллов, за неправильный или неполный ответ не получает ничего;

2) отметка выставляется в зависимости от числа правильных существенных операций, которые учащийся должен осуществить (назвать) во время своего ответа. Под существенными операциями понимают термины, понятия, характерные особенности изучаемого объекта, элементы формул, отношения и связи между компонентами изучаемого объекта.

Приведем пример правильного на наш взгляд эталона ответа на следующий вопрос.

Вопрос. Что такое осмос?

Эталон ответа. Это перемещение молекул растворителя через полупроницаемую мембрану, которая пропускает молекулы растворителя, но не пропускает молекулы растворенного вещества, в сторону большей концентрации растворенного вещества.Ответ содержит 6 существенных операций:

- имеет место перемещение молекул;

- перемещаются молекулы растворителя;

- перемещение происходит через цитоплазматическую мембрану;

- мембрана пропускает молекулы растворителя;

- мембрана не пропускает молекулы растворенного вещества;

- молекулы растворителя перемещаются в сторону большей концентрации растворенного вещества.

В большинстве случаев каждый из таких тестов может быть заменен на несколько более простых закрытых тестов.

Основную массу тестов на текущих и рубежных контрольных работах составляют закрытые тесты и открытые тесты, предусматривающие краткого ответа.

В большинстве случаев тесты используют только для проверкии оценки уровня знаний учащихся. Ряд тестов содержит элементы обучения: новые термины, взаимосвязи. Формулировки некоторых тестов позволяют использовать их для составления новых тестов. Обычно использование тестов бывает достаточным для объективной оценки уровня усвоения студентами программы по медицинской биологии. Труднее добиться того, чтобысам этот уровень знаний был высоким, достаточным для успешного обучения в вузе. Этого трудно достичь при использовании одних только тестов. Тесты являются вспомогательным инструментом, позволяющим объективно оценить знания учащихся, средством самоконтроля и закрепления учебного материала. Одних только тестов совершенно недостаточно для приобретения прочных и глубоких знаний.

Для этого надо уметь структурировать учебную информацию . Наибольшим эффектом эта работа будет обладать в том случае, если фрагменты структурированного учебного материала будут создаваться вами как элементы будущих тестов . Не надо ждать, когда вам на кафедре предложат тесты разной формы и содержания. Создайте их сами!

3. Разработка тестов

Подготовительным этапом в создании тестов как раз и будет служить работа по конструированию дидактического материала. При разработке дидактического материала необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

- он должен содержать наиболее важные, существенные или специфические характеристики изучаемого объекта или его части

- он должен быть представлен в легко узнаваемой и понятной форме

- он должен отражать существующие взаимосвязи между элементами (компонентами) дидактического материала.

Сконструировав дидактический материал в соответствии с этими рекомендациями, вы легко преобразуете его в тест.

Пример .

Изучив работу митохондрий, вы пишете небольшой текст.

“В матриксе митохондрий с помощью ферментов происходит окисление низкомолекулярных органических соединений, в ходе которого от них отщепляется СО -2 , водород и богатые энергией электроны. Белки внутренней мембраны митохондрий переносят электроны и используют их энергию для перемещения ионов водорода из матрикса в межмембранное пространство. Ионы водорода, возвращаясь обратно в матрикс через канал фермента АТФ-синтетазы, придает этому ферменту способность синтезировать АТФ из АДФ и фосфорной кислоты. Кислород необходим для связыванияионов водорода- образуется вода. Таким образом, в митохондриях в ходе клеточного дыхания происходит преобразование химической энергии ковалентных связей органических соединений в энергию макроэргических связей молекул АТФ.”

Работая с этим текстом, вы можете составить следующие закрытые тесты.

Тест 1 . Сколько мембран входит в состав оболочки митохондрий?

А) одна

Б) две

В) три

Г) четыре

Тест 2 . Назовите участок митохондрий, в котором расположены белки – переносчики электронов и ионов водорода?

А) матрикс

Б) наружная мембрана

В) внутренняя мембрана

Г) межмембранное пространство

Тест 3 . Какой ион перемещается через канал фермента АТФ-синтетазы, придавая ему способность синтезировать АТФ?

А) Na +

Б)H +

В)K +

Г)Ca 2+

Тест 4 . Назовите структурный компонент клетки, в котором в ходе клеточного дыхания образуется АТФ.

А) хлоропласт

Б) ядро

В) митохондрия

Г) аппарат Гольджи

Д) рибосома

Все сконструированные нами тесты являются закрытыми. Убрав варианты ответов, вы легко преобразуете эти тесты в открытые тесты, требующие краткого и однозначного ответа.

Большое значение в закреплении учебного материала имеет подбор ложных ответов. Они должны быть правдоподобными и не должны содержать явно ложные утверждения (несуществующий термин, неправильное описание механизма, процесса или связи между отдельными элементами). Для составления правильного теста необходимы широкие и глубокие знания. Для проверки правильности созданного вами теста можно воспользоваться следующими советами:

1) через 2-3 недели проверьте, сможете ли вы сами ответить на вопрос теста

2) посмотрите, смогут ли ваши товарищи ответить на вопрос теста, понятен ли им вопрос

3) покажите тест преподавателю и попросите его оценить правильность теста.

Главное, чтобы ваш тест удовлетворял следующим требованиям:

- формулировка вопроса должна быть ясной, четкой, понятной и желательно простой по форме

Формулировка вопроса должна предусматривать конкретный и однозначный ответ и не допускать возможности выбора еще одного правильного ответа, отличного от предлагаемого вами

- ответы не должны быть громоздкими

- формулировки ответов не должны содержать явно ложную информацию.

Самостоятельное составление тестов в печатном варианте – это трудоемкая и долгая работа. Поэтому можно ограничиться устной работой с готовыми текстами, задавая тестовые вопросы по мере изучения текста. При этом вы легко выявите те неточности, упрощения или ошибки, которые содержатся в некоторых учебниках и учебных пособиях, что позволит вам исправить их самостоятельно, с помощьюпедагога или дополнительной литературы.

Определившись с целью разработки педагогического теста и соответственно выбрав подход, в рамках которого будет осуществляться разработка педагогического теста и интерпретация его результатов, можно переходить к конструированию тестовых заданий. Каждому специалисту, чья деятельность связана с проведением контроля уровня знаний у обучающихся с помощью тестирования, необходимо знать из каких обязательных элементов должна состоять конструкция тестового задания, а также какие существуют типы и виды тестовых заданий. Владение этим знанием позволит специалисту разрабатывать качественные, интересные, разнообразные тестовые задания, учитывая при этом особенности материала, на основе которого планируется разработка тестовых заданий, свои технические возможности, а также возможности и особенности обучающихся, среди которых будет проводиться тестирование. Если перед специалистом не стоит задача самостоятельной разработки тестовых заданий, а он пользуется в своей деятельности уже готовым банком заданий, то и в этом случае ему необходимо быть компетентным в вопросах конструирования тестовых заданий для того, чтобы уметь отличить среди множества тестовых заданий некачественные, изменить их, доработать или, в случае их полной некорректности, устранить.

1.3.1. Конструкция тестовых заданий

В составе тестового задания в обязательном порядке должны присутствовать три части:

1. Инструкция

2. Текст задания (вопроса)

3. Правильный ответ

1. Инструкция должна содержать указания на то, какое количество заданий предстоит выполнить обучающимся, какого рода задания им встретятся, как следует пометить правильный вариант ответа, сколько времени отводится обучающимся на выполнение заданий. Изложение инструкции должно быть доступным и подробным. После прочтения инструкции у обучающихся должно сформироваться понимание смысла задания и способа его выполнения, иными словами понимание того что и как им нужно сделать.

Поясним, каким образом лучше делать отметки при выполнении заданий. Наиболее универсальным, четким, понятным и однозначным представляется вариант обведения кружком цифры (буквы), соответствующей правильному ответу для заданий закрытого типа, и требование вписать ответ в отведенное место для заданий открытого типа, а также заданий на восстановление соответствия и восстановление последовательности (обозначив в бланке место для ответа). Эти требования актуальны в том случае, если специалист формирует тестовый бланк самостоятельно.

В связи с тем, что мы формируем уникальный бланк теста в АИС «Психолог», в которой программистами уже заложена определенная форма бланка заданий множественного выбора, то место для ответа у нас представлено в виде кругов и квадратов, в которые мы просим тестируемых поставить галочку.

Приведем пример инструкции, которую мы разработали на основе вышеизложенной информации для тестов, применяемых при проведении пропедевтического и итогового контроля уровня знаний в рамках получения специальности и повышения квалификации:

«Перед вами тест, состоящий из 60 заданий . В тесте присутствуют задания двух видов: задания, предполагающие один правильный ответ и задания, предполагающие несколько правильных ответов. Перед каждым из таких заданий – краткая инструкция: «Выберите один правильный ответ» (соответственно необходимо найти и отметить один правильный ответ) или «Выберите несколько правильных ответов» (соответственно необходимо найти и отметить все правильные ответы). Кроме того, место для ответа в заданиях, предполагающих один правильный ответ, представлено в виде круга, а в заданиях, предполагающих несколько правильных ответов, - в виде квадрата. Поставьте галочку в круге или квадрате того варианта ответа, который вы считаете верным.

Если вы желаете отменить отмеченный вами вариант ответа, то зачеркните галочку одной четкой линией.

В заданиях прописаны все необходимые варианты ответов, дописывать от руки варианты ответов не следует.

Время на заполнение теста – не более 60 минут».

Инструкция для проведения итогового контроля уровня знаний в рамках служебной подготовки будет выглядеть аналогичным образом, изменятся лишь значения количества тестовых заданий и времени, отводимого на заполнение теста.

Следует уточнить, что если задания двух видов – множественного выбора, предполагающие один правильный ответ и множественного выбора, предполагающие несколько правильных ответов, объединены в соответствующие блоки, то допускается делать одну инструкцию для группы однотипных заданий, которая помещается перед данной группой заданий.

Следует отметить, что вне зависимости от происхождения теста (создание нового, модификация старого, адаптация теста) инструкции составляются к каждому из них.

    написание первого варианта инструкций;

    первое опытное проведение теста;

    устранение грубых ошибок в инструкциях;

    апробация инструкции при проведении проверочного тестирования (желательно, чтобы проводящий тестирование не принимал участие в составлении инструкции);

    окончательная редакция инструкций .

В этом параграфе рассматривались правила составления инструкции, которая является общей для всего теста. Она помещается в начале тестового бланка, а также озвучивается специалистом, проводящим контроль уровня знаний у обучающихся, перед началом тестирования. Далее в параграфе, посвященном рассмотрению типов и видов тестовых заданий, будут рассмотрены более частные аспекты инструкций, специфичные для различных видов тестовых заданий.

2. Текст задания (вопроса) представляет собой содержательное наполнение задания.

Мы придерживаемся точки зрения, что содержательная часть задания должна быть сформулирована в форме утверждения, которое тестируемому необходимо продолжить правильным ответом/ответами. При формулировании основной части задания следует придерживаться определенных требований, которые изложены в параграфе 1.4.

Примерами текстов заданий могут служить следующие:

К симптомам ПТСР, объединенным в группу симптомов повторного переживания, относятся:

    связанные с событием сны

    избегание мыслей, деятельности и чувств, связанных с событием

    обеднение чувств

    навязчивые, негативные, насильно прорывающиеся воспоминания о событии, включая образы, мысли о событии

    раздражительность

    сверхбдительность

    «флэшбэк-эпизоды», внезапные поступки и чувства, как если бы событие происходило сейчас

    интенсивный стресс при событиях, напоминающих или символизирующих травму

Или: экстренная психологическая помощь – это:

    комплекс лечебно-профилактических, реабилитационных и оздоровительных мероприятий, направленных на восстановление и сохранение психофизиологических функций, оптимальной трудоспособности, социальной активности лиц, пострадавших в чрезвычайном событии

    система долгосрочных мероприятий, направленных на снятие эмоционального напряжения у пострадавших в чрезвычайном событии, целью которых является профилактика неблагоприятных массовых явлений;

    система краткосрочных мероприятий, направленных на оказание помощи одному человеку, группе людей или большому числу пострадавших в чрезвычайном событии, целью которых является регуляция актуального психического состояния при помощи профессиональных психологических методов

3. Правильный ответ (или оценочная схема) – обязательный атрибут любого тестового задания, без него задание теряет смысл, поскольку не может быть точно проанализировано и оценено.

Следует отметить, что тестовое задание должно иметь однозначный правильный ответ. Речь идет об однозначной, с точки зрения пользователя, возможности оценки результата выполнения тестового задания, а именно о возможности любого пользователя на основе сравнения ответа обучающегося и правильного ответа (схемы анализа), предложенного разработчиком, сделать однозначный вывод о том, выполнил данный обучающийся это задание верно или нет. Поэтому правильный ответ разработчика может заключаться не только в эталонном ответе, но и в описании схемы анализа, содержать конструкции «и … и», «… или …», описывать вариант неправильного ответа, считая все остальные правильными.

В инструкции Northern Examinations and Assessment Board (NEAB) - экзаменационной комиссии, располагающейся в северной части Великобритании, записано: «Ясная схема оценки должна обеспечить пользователя тестом аппаратом оценивания именно в рамках заложенной в тест оценки разработчика. Многие вопросы толкования могут быть сняты при разработке ясной и недвусмысленной схемы оценивания, которая содержит наиболее возможные варианты ответов, которые можно принять к рассмотрению и оценить, как зачетные. Схема оценивания должна полностью соответствовать конкретному вопросу. Все формулировки ожидаемых ответов должны быть предельно ясными и недвусмысленными, чтобы при оценивании у проверяющего не могло возникнуть сомнения в правильности засчитываемого ответа. Единство требований к тестируемым не может быть осуществлено, если сама схема оценки может толковаться специалистами по-разному» .

На наш взгляд это применимо для заданий открытого типа. В связи с тем, что мы при разработке тестов пользуемся только заданиями закрытого типа, у нас не возникает необходимости описывать все возможные варианты ответов, т.к. тестируемым нужно выбрать правильный ответ из списка, а не дописать его. Таким образом, в оценочной схеме мы фиксируем какие из приведенных вариантов ответа являются правильными.

Если нашим коллегам потребуется включить в тест задания открытого типа, то им, безусловно, необходимо предусмотреть и прописать в оценочной схеме все варианты, которые могут расцениваться как правильные, которые являются синонимами правильного ответа.

Считаем уместным сказать здесь также о правилах оценивания результатов тестирования, принятых в системе психологической подготовки МЧС России.

В случае полностью правильного ответа на задание тестируемому присваивается 1 балл.

В случае частично правильного ответа на задание, когда тестируемый не отметил всех правильных ответов, а отметил лишь некоторые из них, даже если отметил лишь один правильный ответ из нескольких правильных, а также не отметил ни одного из неправильных вариантов ответа, тестируемому присваивается 0,5 балла.

Если тестируемый выбирает хотя бы один неправильный ответ из множества предлагаемых вариантов ответа, ему баллы не присваиваются.

После подсчета баллов их следует сложить и перевести в проценты.

Для этого можно воспользоваться формулой:

К=(Б*100)/М, где:

К – коэффициент уровня знаний

Б – количество баллов, набранных тестируемым

М – общее количество вопросов в тесте

Вместе с тем, хотим отметить, что немалое значение имеет расположение заданий на листе и их шрифтовое оформление. С точки зрения исключения случайных ошибок достаточно важен вопрос пространственного расположения заданий на страницах тестовой тетради. Располагая задания, рекомендуем руководствоваться следующими правилами:

1. Инструкция и весь текст задания должны умещаться на одной странице.

2. Особые места инструкций и заданий должны выделяться шрифтом.

3. Варианты ответа лучше располагать в один столбик, максимум в два.

4. Место для ответа должно быть выделено определенным образом. Лучше, если место для ответа будет выделено единообразно для заданий разного типа и вида (многоточие, линия, квадратик или иным способом).

5. Размер шрифта теста, шрифтовое и полиграфическое оформление должны соответствовать возрасту тестируемых.

6. Для зданий открытого типа необходимо выделить достаточно места для фиксации ответов, с учетом различного объема почерка тестируемых .

Классификация тестовых заданий

По структуре и способу ответа тестовые задания будем подразделять на тестовые задания закрытого типа, т.е. задания с предписанными ответами, и открытого типа, т.е. задания со свободными ответами.

Представим классификацию тестовых заданий следующим образом:

1. Тестовые задания открытого типа:

а) задания-дополнения;

б) задания свободного изложения;

2. Тестовые задания закрытого типа:

а) задания альтернативных ответов;

б) задания с множественным выбором;

в) задания на установление соответствия;

г) задания на восстановление последовательности;

д) задания на классификацию.

Аванесов В.С. предлагает следующую классификацию тестовых заданий .

Схема 1. Формы тестовых заданий

Виды заданий с выбором правильного ответа

Варианты заданий с выбором правильного ответа

Ее отличительными особенностями являются:

1. задания открытой формы не классифицируются.

2. классифицируются задания по количеству правильных ответов и по количеству вариантов ответов.

Голландский институт оценки образования (CITO) дает такую классификацию в трех схемах .

Все вопросы, которые предлагают выбор из нескольких ответов, называются вопросами множественного выбора.

В этой классификации задания множественного выбора и задания закрытого типа в нашем предложении совпадают.

CITO, используя широкое понимание тестирования приводит еще две формы заданий -- устные и задания на технику исполнения. К сожалению, в нашей стране опыт использования устных тестовых заданий отсутствует. Опыта в этом вопросе нет. Задания на технику исполнения, несомненно, представляют значительный интерес: «В технических тестовых работах экзамен предполагает просмотр и оценивание навыка, такого как говорение или технологический процесс, например: выполнение небольшого эксперимента или изготовление изделия.

Тестовые задания закрытого типа

Тестовые задания закрытого типа выражают суждения в законченной форме и предусматривают различные варианты на поставленный вопрос или задание. Испытуемому предлагается набор вариантов, из которого он выбирает один или несколько правильных (или неправильных) ответов. Иногда варианты неверных ответов называют дистракторами (в американской тестовой литературе неправильный, но правдоподобный ответ называется словом дистрактор, от английского глагола to distract - отвлекать).

1. Задания альтернативных ответов. К каждому заданию альтернативных ответов дается только два варианта ответов. Испытуемый должен выбрать один из них - «да - нет», «правильно - неправильно» и пр.

Задания альтернативных ответов являются самыми простыми, но не самыми распространенными при составлении тестов. Задания альтернативных ответов применяются для оценки одного элемента знаний. Использование заданий альтернативных ответов в виде отдельного вопроса, одиночно, приводит, как правило, к тривиальному тестированию и нежелательно для использования. О том же говорят и рекомендации СIТО: «Вопросы альтернативных ответов предлагают только одну альтернативу, которую тестируемый либо принимает как правильную, либо отвергает». Таким образом, у испытуемых есть возможность на 50 % отгадать правильный ответ на один вопрос. Поэтому эти задания целесообразно применять сериями к одному элементу знаний.

Особенностью заданий альтернативных ответов является то, что вопрос должен быть сформулирован в форме утверждения, поскольку он предполагает согласие или несогласие, которое можно отнести к утверждению.

Приведем пример, когда элементы знания адекватны этой форме задания.

Инструкция: Обведи ответ «да» или «нет». (Если ты согласен с утверждением -- обведи кружком «да», а если не согласен -- обведи «нет»).

Вопрос: Гидролизом называется процесс, при котором:

Варианты ответа:

1) соль разлагается с помощью электрического тока да / нет

2) соль окисляется да / нет

3) изменяется окраска индикатора да / нет

4) соль кристаллизуется да / нет

5) соль взаимодействует с водой да / нет.

Наиболее эффективно использование заданий этого вида при проверке знания больших определений, понимания сложных процессов, умения читать графики функций, интерпретировать диаграммы, таблицы, т. е. таких элементов знаний, которые могут быть структурированы или разбиты на меньшие части.

2. Задания с множественным выбором. Задачи с множественным выбором предполагают наличие вариативности в выборе. Испытуемый должен выбрать один из предложенных вариантов, среди которых чаще всего только один правильный.

Задания с выбором ответа (ответов) в тестовой практике распространены достаточно широко, это объясняется удобством этой формы для автоматизации контроля знаний, а также возможностью количественного оценивания качества задания, что в свою очередь является оценкой его «различительной» силы (differenting power, discriminating power) - способности задания дифференцировать учащихся различной академической подготовленности.

Инструкция для заданий с множественным выбором: обведите кружком букву, соответствующую варианту правильного ответа.

В заданиях множественного выбора количество правильных ответов объективными причинами не ограничивается. В том случае, если вариантов правильных ответов несколько следует видоизменить инструкцию, указав на то, что необходимо отметить буквы, соответствующие правильным ответам. Или иным образом указать на то, что правильных вариантов несколько.

Закрытые задания с двумя-тремя-четырьмя вариантами ответов и выбором одного верного обычно используют для проверки ориентированности обучаемых по дисциплине, самопроверки знаний, экспресс-оценки подготовленности абитуриентов, слушателей курсов и т.п.

Закрытые задания с выбором нескольких верных ответов более трудные, чем с одним верным ответом. Отличаются они и меньшей вероятностью угадывания верных ответов. Могут использоваться в дисциплинарных и квалификационных тестах. Предполагается, что обучаемый должен указать все верные ответы задания .

3. Задания на установление соответствия. В заданиях на установление соответствия необходимо найти соответствие (или приравнять части, элементы, понятия) - между элементами двух списков (множеств).

Распространенной формой инструкции для учащихся при ответе на данный вопрос данного вида является вариант с использованием стрелочек: нарисуйте стрелочки от элементов первого списка ко второму, соедините стрелками соответствующие понятия и т.д.

Задания на установление соответствия позволяют проверить главным образом ассоциативные знания, существующие в каждой учебной дисциплине. Это знания о взаимосвязи и об отношениях между элементами, свойствами, законами, формулами, датами и т. п. двух «списков» (столбцов).

К достоинствам заданий на установление соответствия относятся:

Компактность расположения заданий в тесте;

Возможность быстрой оценки знаний, умений, навыков, как предметных, так и интеллектуальных;

Активизация деятельности учащихся с помощью ассоциаций в изучаемой дисциплине.

Педагогический смысл применения таких заданий заключается в стремлении активизировать собственную учебную деятельность учащихся посредством усиления ассоциаций изучаемых элементов и осмысления результатов контроля и самоконтроля. У испытуемых появляется важное для процесса самостоятельного учения знание о том, чего они не знают.

Одним из формальных требований, предъявляемых к заданиям на установление соответствия, является неодинаковое число элементов в правом и левом столбцах. Избыточные (правдоподобные, но неверные) ответы имеются только в одном столбце. Они выполняют роль дистракторов. Если бы число элементов в столбцах было одинаковым, то последнюю пару испытуемые бы выбирали автоматически, используя метод последовательного исключения.

4. Задание на восстановление последовательности. Такие задания позволяют проверить алгоритмические знания, умения и навыки, необходимые для установления правильной последовательности различных действий, операций, расчетов. Они подходят для любого предмета, там, где присутствует алгоритмическая деятельность или временные события. Для технологий это может быть порядок технологических операций, для гуманитарных дисциплин - восстановление временных последовательностей событий, для точных наук - алгоритмы решения задач и этот список практически бесконечен.

Роль алгоритмов правильной и эффективной деятельности важна на всех этапах обучения, они особенно необходимы на заключительных этапах профессиональной подготовки. Цель введения таких заданий в учебный процесс - проверка сформированности алгоритмического мышления.

Необходимо отметить и характерную для этой формы заданий низкую вероятность угадывания правильного ответа.

Инструкции для таких заданий: установите правильную последовательность; расположите в правильной последовательности.

Правила, которые необходимо соблюдать при разработке задания:

1) восстанавливаемый алгоритм должен быть корректен с точки зрения цели и содержания, а также однороден по трактовке, т. е. предполагается наличие единственного алгоритма, соответствующего правильному ответу;

2) ключевое слово в названии и слова, описывающие элементы, лучше писать в именительном падеже, поскольку окончания слов могут подсказать правильный ответ.

5. Задания на классификацию. В основе классификации объектов лежит умение сравнивать, т. е. находить черты сходства и различий. Сравнивать объекты можно лишь по определенному общему свойству (признаку, параметру), которое является основанием классификации.

Если это свойство не указано, то вопрос о сравнении не может быть решен. Значит, для сравнения объектов необходимо сначала выявить их общие свойства, а лишь затем установить, по какому они различны, на сколько или во сколько раз.

Конструкция задания: перечень пронумерованных объектов (слов, формул, рисунков и т.д.) и таблица, которую необходимо заполнить. Если таблица содержит перечень оснований классификации, то задания являются закрытыми, в противном случае - открытыми.

Инструкция: классифицируйте, заполнив таблицу.

Правила, которые необходимо соблюдать при проведении классификации:

1. основанием для классификации следует брать существенные свойства (признаки) объектов;

2. при классификации по какому-либо основанию каждый объект должен попасть в результате классификации только в один класс.

Преимущества заданий закрытого типа:

Задания могут быть надежны, поскольку отсутствуют факторы, связанные с субъективными оценками, которые снижают надежность;

Оценивание заданий полностью объективно: между оценками различных проверяющих не может быть различий;

Неважно, умеют ли испытуемые хорошо формулировать ответы;

Задания легко обрабатываются, тестирование быстро проводится;

Простой алгоритм заполнения снижает количество случайных ошибок и описок;

Эти задания позволяют охватить большие области знания;

Возможна машинная обработка ответов;