26.02.2019

Сравнительный анализ эпохи барокко и рококо. Чем барокко отличается от рококо


Сколь стремительно не изменялся бы мир, классика в искусстве, музыке, одежде и интерьере всегда остается в моде. Грациозность и плавность, роскошность и выдержанность доставляют эстетическое удовольствие во все времена. Сегодня речь пойдет о двух схожих и в то же время отличных стилях интерьера гостиной – барокко и рококо.

Различия между барокко и рококо

Барокко как стиль живописи, литературы и архитектуры появился в Европе в начале 17 века, сменив собой искусство эпохи Возрождения. Он существовал и развивался параллельно с классицизмом и в противовес ему. Рококо же, по сути, стал продолжением барокко, и реализовался, преимущественно, во внутреннем убранстве замков.

Белая гостиная в стиле рококо

Особенности интерьеров

В барочных интерьерах во всем чувствуется размах.

  • Помещения – просторные с высокими потолками, украшенными лепниной.
  • На стенах – живопись, тяжелые золоченые рамы с зеркалами, в комнатах – массивная мебель с причудливыми ножками, широкие кровати с балдахинами, на окнах – тяжелые шторы из дорогих материй. Все это выполнено в сочных, преимущественно темных тонах.
  • В фаворе контрасты и игра со светотенью.

В рококо причудливость сохраняется, но масштабы мельчают.

  • Отдается предпочтение небольшим, светлым и уютным комнатам.
  • Резьба становиться тоньше, материалы – проще.
  • В качестве покрытия стен теперь используется дерево и текстиль.
  • Контрастность испаряется, а все детали интерьера сливаются в один сюжет.
  • На полах появляются ковры, входит в моду цветной паркет.
  • Атмосфера становиться легче. Темные, мрачные цвета исчезают, уступая место светлым, пастельным тонам.
  • Легче становится мебель. На смену статуям приходят статуэтки.

Современная гостиная в стиле барокко

Как отличить друг от друга

Рококо, появившись позже, стал приемником барокко, унаследовав, но значительно смягчив его черты и уменьшив масштабы. Для наглядности подаем основные характеристики данных стилей в таблице.

Сравнительная таблица стилей барокко и рококо

Барокко в интерьере зала

В наше время интерьеры барокко в чистом виде представлены, пожалуй, в старинных дворцах, ставших сейчас музеями. Стилизацию же не редко можно встретить и в современных домах и квартирах. Разумеется, со временем в этот стиль были привнесены некоторые новшества, но основная концепция сохранилась.

Следующее видео поможет вам разобраться в особенностях оформления комнаты в стиле барокко:

Особенности стиля гостиной

Главными особенностями барокко, сохранившимися и в его современной версии, являются роскошь, масштабность и помпезность. Осуществить эти заветы можно лишь в просторной гостиной с высокими потолками, позволяющими повесить один из основных элементов барочного декора – громоздкую, вычурную позолоченную люстру.

Специалисты отмечают, что лучше всего барокко подходит для оформления спальни, поскольку в этом стиле огромное значение уделяется богатому убранству широких кроватей с балдахинами. Однако применимы барочные приемы и в гостиной.

Обязательными элементами интерьера являются тяжелые шторы, выполненные из дорогой материи насыщенных темных цветов, лепной потолок, паркет на полу, золоченые рамы, тяжелая темная мебель с гнутыми ножками и уже упомянутая люстра.

Фото интерьера гостиной в стиле барокко

Мебель

Поскольку колонны и лепнину на потолке в интерьерах современных жилых помещений реализовать удается не всегда, главный акцент в гостиной барокко переносится на мебель.

Итак, к предметам мебели в гостиную в стиле барокко выдвигаются следующие требования:

  • Она должна быть крупной, тяжелой и помпезной. Кресла и диваны должны быть мягкими и удобными;
  • Выбирайте темные насыщенные тона. Наиболее правдоподобно будет смотреться малиновая, красная, золотая обивка. Узоры на ткани должны быть причудливыми и витиеватыми;
  • Один из ключевых моментов – изогнутые, фигурные, резные ножки;
  • Подлокотники кресел и поверхности столов и комодов должны быть глянцевыми: лакированными или позолоченными;
  • В зале должны присутствовать разные виды мебели: тумбы, кресла, пуфы, этажерки, комоды, диваны и пр.

Следующее видео ознакомит вас с примерами мебели как для барокко, так и для рококо:

Материалы

Сразу стоит оговориться, гостиная в стиле барокко – удовольствие не из дешевых. Для создания подобного интерьера используются только качественные дорогие и, желательно, натуральные материалы:

  • мрамор,
  • слоновая кость,
  • элитные сорта дерева (дуб, красное дерево),
  • драгоценные металлы.

Конечно же, можно использовать и пластик, имитирующий дерево, но если цветовую гамму и формы воспроизвести таким способом не сложно, то массивности добиться явно не удастся.

Не стоит, также, забывать о текстиле. Гостиная барокко немыслима без штор и гобеленов из дорогих и тяжелых тканей: бархата, атласа, парчи и шелка. Шика добавят кисточки, драпировки, золотистая бахрома.

Роскошное барокко в оформлении зала

Приемы оформления

Итак, чтобы добиться эффекта барочной гостиной, следует на всех этапах оформления комнаты соблюдать установленные данным стилем принципы.

  • В отделке стен – это лепнина и украшения в виде живописи и зеркал в массивных рамах. Пол уместнее всего покрыть паркетом.
  • Не забывайте, однако, что все детали интерьера должны сочетаться. Украшений должно быть много, но все они должны выглядеть естественно, иначе гостиная из парадной комнаты превратится в хранилище раритетных вещей.

Фото дизайна гостиной в стиле барокко

Рококо в интерьере зала

Если Вы не любите темные тона, громоздкую мебель и слишком уж пафосные архитектурные элементы, типа лепнины и колонн, но хотите окружить себя роскошью, элементы дизайна в стиле рококо придутся Вам по вкусу.

Особенности оформления гостиной

Зал в стиле рококо будет выглядеть роскошно, но более уютно. Здесь вы не найдете ничего массивного и тяжелого. Отсутствуют в такой обстановке и контрасты. Светлые, пастельные тона (голубой, фисташковый, кремовый, бледно-розовый, белый) плавно перетекают друг в друга, собираясь в одну, довольно легкую и идиллическую картинку.

Гостиная рококо ассоциируется не с официальным, торжественным приемом, как это бывает в случае с барокко, а со встречей в кругу равных. Интерьер не подавляет гостя своей помпезностью, а дает почувствовать ему, что он пришел к уважаемому человеку, изящному и обладающему тонким вкусом.

Главную роль в интерьере рококо играют детали. Нельзя помыслить себе, чтобы в таком зале не было фигурных статуэток, различных вазочек, декоративной посуды, драпировок, занавесок, всевозможных светильников и прочих изящных украшений.

Узнать стиль барокко получше вам поможет следующий видеосюжет:

Мебель

Основным отличием мебели рококо является отсутствие прямых линий. Все, от кровати до комода, становиться витиеватым и извилистым, не зря ведь название этого стиля переводится как «раковина».

Предметы гарнитура украшаются резьбой и бронзовыми накладками, покрывающими тщательно отполированную и лакированную цветную поверхность. Важно, также, чтобы вся мебель представляла собой единый ансамбль, а незаконченная линия одной вещи находила продолжение в контурах другой.

Особую пикантность и интимность придают интерьеру рококо предметы мебели, считающиеся исключительно женскими: картоньерки, секретеры на высоких и, конечно же, резных ножках, мягкие низкие пуфы, туалетные столики и прочие атрибуты кокетливой хозяйки.

Поскольку цель стиля рококо – создание комфортного для хозяев интерьера, даже гостиная не обходится без мягкой и удобной софы.

Современное «готическое» рококо

Материалы

  • В качестве обивки и украшений для мебели, а также для пошива штор и драпировок в рококо, как и в барокко, используются достаточно дорогие материалы: красное дерево, бронза, бархат, атлас, парча и т.д.
  • Отлично вписывается в подобный интерьер мраморный камин.
  • Кроме того, особую ценность в рококо имеет китайский фарфор, из которого изготавливаются изысканные вазочки и декоративная посуда.
  • Не обходится зал в стиле рококо и без хрустальной люстры.

Минималистическое рококо в интерьере гостиной

Приемы оформления и фотографии роскошных гостиных в стиле рококо

Пытаясь воссоздать в современных гостиных стиль рококо, дизайнеры прибегают к следующим приемам:

  • Закругление стен (в рококо резкие переходы не приемлемы) и покрытие их текстилем (в идеале – шелком) светлых оттеков, резными деревянными панелями и зеркалами в причудливых рамах. Пространство должно визуально расширяться;
  • В качестве материала для пола может быть избрана керамика, мрамор или дерево. Главное, чтобы плинтусы были высокими и изогнутыми;
  • Довольно значимым объектом становится мраморный камин, полку которого украшают статуэтки, часы, посуда и всевозможные фигурки из бронзы, фарфора, керамики и дерева;
  • Освещение должно быть ярким, поэтому помимо висячей хрустальной люстры, состоящей из множества деталей, в гостиной должны присутствовать бра и торшеры, а также подсвечники и канделябры (в этой роли могут выступать и стилизованные светильники).

Фотографии роскошных гостиных в стиле рококо

С камином

Светлый интерьер

Итак, можно смело утверждать, что общей чертой барокко и рококо является стремление к роскошности убранства, изяществу линий, вычурности мебели и декораций. При этом главное различие заключается в масштабности и цветовых решениях: если барокко – это одиозность и контраст, то рококо – изящество и плавность линий.

Любой архитектурный стиль появляется не просто так, а в результате определенных особенностей культурного и социального состояния государства и населения, которое было характерно для определенного периода. Это в полной мере справедливо для стиля барокко.

На самом деле, с течением времени изобретение новых стилей в результате сочетания уже известных, совершенствования и видоизменений имеющихся архитектурных и интерьерных решений, в зависимости от конкретного веяния моды и социальных взглядов, является достаточно распространенным.

Именно так и был разработан серьёзный и помпезный Барокко. Постепенно он был видоизменен и трансформирован в легкий, летучий, игривый и оторванный от мира Рококо. Если говорить об истории возникновения, то Барокко представляет собой стиль искусства и архитектуры, который был распространён в Европе в 17-18 веках. Его родиной традиционно считается Италия.

Стоит отметить, что сам стиль пришелся уже на закат эпохи Возрождения, при этом по нему можно видеть попытки своеобразного утверждения всей предыдущей истории, никакой напыщенности и помпезности.

Рококо также обширно представлен в архитектуре и искусстве. Тем не менее, его основной сферой распространения стало внутреннее убранство и дизайн разнообразной мебели. Характерным временем возникновения считается 18 век, а разрабатывали его французы.

В соответствии с этимологией слово “барокко” переводится с итальянского в качестве эпитетов “причудливый, нелепый, странный либо излишний”. Много искусствоведов говорят о том, что этот стиль был создан на волне потребности в дополнительной иллюзии в отношении своего превосходства.

Достаточно часто он апеллирует к громоздким, внушительным, мощным конструкциям, которые на самом деле реализованы в результате намного менее дорогих решений. Создается впечатление, что стиль барокко намеренно убеждает каждого, кто его видит, в обилии роскоши и необычайном размахе владельца того или иного здания.

История Барокко

История его такова, что в семнадцатом веке Италия стремительно теряла своё влияние и прежнее могущество, уступая его более новым, прогрессивным и неподготовленным к морским завоеваниям цивилизациям.

Характеристика Барокко

Тем не менее, власть имущие не спешили мириться с такими условиями, в том числе и в повседневной жизни. Именно это привело к запросам на создание объектов, которые продолжали бы выражать максимально возможную роскошь, богатство и приверженность старым классическим традициям, характеризовавшимся максимальной масштабностью.

Заказчиками многих уникальных сооружений, возведенных в стиле барокко, являлись церковники и богатые аристократы.

Не имея достаточных финансовых средств для создания по-настоящему крупных и масштабных комплексов, они отдавали предпочтение мощным внушительным фасадам, которые дополнительно украшались соответствующими элементами в виде ложных колонн, балюстрад, мощных подоконников и ступеней.

Для барокко традиционно характерны строгость, точность, чёткость и сохранение традиционного стиля. Особенно такая характеристика справедлива для живописи. Игра контрастными цветами, освещенностью, а также динамикой созданных образов является отличительными чертами этого стиля.

Экспрессия и яркая помпезность в сочетании с точностью и декором при условии затенения отдельных областей, которые не хотели показывать, создавали уникальный мощный, но достаточно тяжелый и слегка хмурый стиль.

Возникновение Рококо

Что касается рококо, то его этимология достаточно проста и происходит от французского названия ракушки . В начале 18 века во Франции этот стиль стал естественным и дальнейшим развитием классического.

Тем не менее, французы привнесли исключительно свой уникальный аспект видения. Преимущественно реализован был как раз в интерьерных решениях, поскольку для внешнего оформления зданий не годился уже в силу особенностей конструкции и технологических решений.

Характеристика Рококо

Традиционно стилю рококо присваивается определённая доля галантности, а также стремление оставаться в собственной фантазиях. Чрезвычайно сложная, изысканная, воздушная вязь, характерная для мебели и предметов гардероба, словно стремилась создать уникальное представление об идиллии.

Затейливые и игривые решения превосходно передавали праздничный стиль в сочетании со светлыми тонами.

Вместо холодной и напыщенной монументальности и тяжеловесности, мастера рококо предложили оригинальную, причудливую компоновку самых неожиданных деталей, сложное витиеватые фигуры, которые отличаются сглаженными, изысканными и привлекательными формами, призывающими к радости. Для рококо характерна асимметричность, в отличие от тысячелетнего наследия барокко.

18 в. Франция - Рококо отражает переход от фундаментализма к культуре малых форм .

Архитекторы занимались не только внешним убранством зданий, но и интерьером. В частности стиль рококо распределяется на такие атрибуты как мебель, зеркала, стены.

Рококо решало проблему уюта, красивого жилища.

Все искусство рококо, в отличие от барокко, построено на асимметрии, создающей ощущение беспокойства - игривое, насмешливое, вычурное, дразнящее чувство.

Сюжеты в основном любовные, эротические, любимые героини - нимфы, вакханки, Дианы, Венеры, совершающие свои нескончаемые «триумфы» и «туалеты».

Яркий представитель Франсуа Буше - «первый художник короля» («Венера с Амуром», «Купанье Дианы»..).

Лозунг эстетики рококо - «искусство для наслаждения », выражал мироощущение предреволюционной аристократии, жившей одним днем (Людовик 15: «после нас - хоть потоп»).

Легкомысленное рококо - полная противоречивость торжественности барокко.

людей. Декарт «Концепция рационализма»: мыслю, значит существую.

Сенсуализм - основа всех основ - ощущение , интуиция и даже божественное провидение, упование на волю Бога.

Франц Снейденс «Натюрморт с лебедем», «Рыбная лавка», «Мясная лавка».

Реформация и ее роль в становлении новоевропейской культуры.

Гуманистическое движение еще в 15 в. вышло за пределы Италии и оказало воздействие на культурный процесс в странах расположенных к северу от Ренессанса. Северное возрождение подразумевало не только географические характеристики но и некоторые особенности Англии, Германии, Испании, Нидерланды, Швейцарии и Франции. Северное Возрождение происходило в период Реформации, в культуре этих стран отсутствовали памятники античности, как в Италии. Реформация (преобразование) началась в Германии и распространилась на большинство западноевропейских стран. Огромную роль в Реформации сыграли новые идеи Возрождения. Начало Реформации в Германии связанно с выступлением Мартина Лютера (1483-1546г) провозгласившего 95 тезисов против индульгенции. Успех Реформации в Германии способствовал быстрому росту национальной гуманистической культуры. Особенного расцвета достигло изобразительное искусство. Немецкая литература получила дальнейшее развитие в творчестве поэта Гаиса Сакса, автора большого количества басен, песен, драматических произведений. В весьма схожих обстоятельствах реформационного движение развивалось гуманистическая культура Швейцарии. Победа в 40 г. в Швейцарии также облегчило развитие гуманистической культуры в стране. Гуманистическое движение захватывает Францию лишь в начале 16 в.. В то время она была абсолютной монархией, что накладывало отпечаток на ее культуру. Наиболее ярким представителем французского гуманизма был автор сатирического романа « и Пантагрюэль» Франсуа Рабле. Значительных высот достигают философия и этика. Развитие Ренессанса в Англии носило длительный характер. Видны следы влияния идей Итальянского Возрождения на творчество гуманистов Англии. Центром гуманистических идей стал Оксфордский университет. Расцвет начало 17 в., достиг своей вершины в творчестве Вильям Шекспир. В отличии от Англии, где победила Реформация, культура Испании развивалась в рамках капиталистической идеологии, опирающейся на репрессивный аппарат цивилизации. Поэтому гуманистическое движение не носило яркий характер. И тем не менее 16 – первая половина 17в. отмечены взлетом Испанской культуры. В области литературного творчества получили широкое распространение рыцарские и плутовские романы. Наиболее крупным представителем этого жанра был великий Мигель де Сервантес (Дон Кихот). Живопись Испании достигла значительных успехов в творчестве Эль Греко и Диего Веласкеса.

Обмирщение

В ХVII веке завершилась история cредневековой русской культуры и зарождались элементы культуры нового времени Для него был характерен процесс всесторовнего обмирщения. В лите­ратуре это проявилось в формировании демократического, светско­го направления; в архитектуре - в сближении облика культовых и гражданских построек; в науке - в росте интереса к обобщению практического опыта: в живописи - в разрушении иконографичес­ких канонов и появлении реалистических тенденций. В середине XVII века создаются государственные, частные школы, где изучали иностранные языки, другие предметы. В 1687 го­ду в Москве было открыто первое в России высшее учебное заведе­ние - Славяно-греко-латинская академия для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы. Об «обмирщении» культуры свидетельствует развитие общест­венной мысли. Господствующий класс осознает необходимость силь­ной власти в стране и публицисты выдвигали, обосновывали идеи абсо­лютизма. Впервые они прозвучали в произведениях Ю. Крижанича и С. Полоцкого. Наиболее полно и ярко противоречия обшественой жиз­ни отразила литература. Она приобрела светский характер.

Индуизм – грандиозный синтез самых разных верований учений, обычаев, многие из которых возникли не только раньше буддизма, но и задолго до прихода ариев. Поэтому индуизм нельзя расследовать исходя из привычных представлений о религии как систему.

В нем мирно уживаются самые разнообразные черты, порой совершенно противоположные.

Согласно индуизму главное в вере – деятельная и страстная любовь к богу.

Наиболее почитаемая индусами триада богов: Брахма (бог – творец, создатель Вселенной), Вишну (хранитель мирного порядка, способный к воплощению в земные смертные существа), Шива (воплощение космической энергии, иногда бог-разрушитель).

Создав синтез абстрактного представления об абсолютном духе и богах, индуизм позволил людям приблизить этих богов к своим земным условиям. Специфика древне-китайской мудрости, конфуций и лао-цзы

На рубеже VI - V в.в. до н.э. в Китае возникает важнейшая религиозно-мировоззренческая система – конфуцианство. Его основателем был проповедник Кун-цзы (учитель Кун).

Конфуций считал, что основные добродетели человека – верность, послушание и почитание родителей и старших. Он учил, что каждому человеку отведено строго определенное место в мире и обществе. Каждый человек должен исполнять отведенную ему в обществе роль. В основе поведения человека должна лежать мораль и этика. Конфуций опирался на культ предков и утверждал, что посмертная слава ушедших сулит возвышение их живым потомкам. Он считал необходимым сохранять исконные устои общества, соблюдать старинные обряды, церемонии традиции.

Конфуций не проявлял особого интереса к философским проблемам бытия. Его учение – прежде всего свод правил, моральных установок, в основе которых лежала идеализация древности, идея о необходимости соблюдать установившиеся нормы жизни. Он утверждал, что истинно совершенные люди могут существовать только в прошлом и поэтому все должны изучать деяния древних. Гуманный человек равнодушен к богатству и жизненным удобствам. Он посвящает свою жизнь служению истине и другим людям.

Мудрец рассматривал государство как большую семью, в которой должны соблюдаться те же правила, поведения, что и в семье.

Учение Конфуция – это прежде всего знания о человеческом в каждой личности.

Даосизм возник на рубеже VI - V в.в. до н.э. Его основателем был мудрец Лао-цзы, автор знаменитой «Книги о дао и дэ». Главное слово дао, что означает – путь. Дао – корень всего, мать всех вещей.

Человек зависит от земли, земля от неба (космоса), небо – от дао, а дао – от самого себя. Дао – это единый объективный закон, которому подчинен весь мир.

Лао-цзы утверждал, что человек будучи не в силах изменить естественный порядок вещей, должен предоставить вещам развиваться самим по себе.

Он утверждал, что все в мире зависит от дао, а не от «божественной воли».

Дао - источник всего существующего в мире – духовное начало. Его невозможно постичь ни зрением, ни слухам, ни осязанием.

Центральная проблема даосизма – учение о бессмертии. Он создал свое учение о бессмертии исходя из веры в физическое бессмертие через бесконечное продление жизни.

Жители Древнего Китая - одного из первых государств на Земле - создали интерес­ную и самобытную культуру как материальную, так и духовную.

В середине 1 тыс. до н.э. - три идеологических направления - дао­сизм, учение Кон­фуция и буддизм.

Конфуцианство . Конфуций усмат­ривал причину всех невзгод и беспо­рядков в обще­стве в упадке нравст­венности людей, считая, что основ­ными добродетелями человека явля­ются верность, послушание, почита­ние родителей и старших.

Поэтому первая и самая важная заповедь, данная Конфуцием, звучала так: почитание родителей и уважение к старшим является сущностью жизни.

Конфуций отстаивал строгое рег­ламентирование обязанностей каж­дого члена общест­ва соответственно его положению.

Вся полнота власти в стране должна принадлежать императору - «сыну неба». «Император - это отец народа, а народ - его дети».

Конфуций опирался на культ пред­ков и считал необходимым сохране­ние традиций и устоев (ритуалов), соблюдение старинных обрядов - церемоний, закрепление в общест­венной жизни старых норм.

Во II-I вв. до н.э. учение Конфу­ция становится господствующей идеологией правя­щих классов.

Арно Даниэль

Позднее в эпоху Возрождения рыцарские романы получили большое распространение в Испании.

Фернандо де Рохас «Селестина»

Мигель де Сарвантес «Дон-Кихот»

Лопе де Вега «Собака на сене», «Учитель танцев».

Предшествующий барокко Ренессанс был стилем строгим, напоминающем античность. Биржа (la Lonja) в Сарагосе. 1541-1551 гг. Арагона. Стиль Ренессанс.

Ренессанс и барокко

Искусство Ренессанса, как считали исследователи архитектуры, выродилось, было вытеснено новым стилем. Начало барокко было заложено еще при высоком Ренессансе. В Риме этот период эпохи Возрождения не перешел в позднюю стадию, его высший расцвет стал началом зарождения нового стиля. Барокко от Ренессанса отличалось отсутствием образцов, этот стиль строился на том, что отрицал все элементы античности и готики. Появились принципиально новые каноны красоты, которые до той поры не использовались в архитектуре, которые называли «своеобразными», «причудливыми», «нарушавшими правила». В это время зодчие воспевали бесформенность, излишество, злоупотребление декором, изогнутые пространства. Зарождение барокко в Ренессансе начинается с постепенной пропажи интереса к античности, исследователи это связывают с уходом из жизни Рафаэля. Преклонение перед искусством древних переросло в уважение к традициям. Отклонения от классических норм некоторые искусствоведы того времени оправдывали тем, что и в древности архитекторы «позволяли себе вольности» (Трактат об искусстве «Trattato dell"arte». автор Ломаццо). Исследователи связывают имя Микеланджело с новшествами, которые пришли в архитектуру на высшей точке развития Ренессанса. Он считался порвавшим узы традиций - об этом писал Вазари. Сам Микеланджело признавал, что никогда греки и римляне не могли достичь тех вершин, которого достиг он при проектировании церкви Сан Джованни деи Фьорентини

Джорджо Вазари (Giorgio Vasari; Аретино, 1511 - 1574 гг.) — итальянский архитектор и живописец, стоял у истоков науки искусствознания. Автор "Le Vite de"più eccelenti Pittori, Scultori e Architetti" -«Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих". Строительство церкви Сан Джованни деи Фьорентини началось при папе Льва Десятого, из рода Медичи. Был проведен конкурс на лучший проект этой церкви, и главным архитектором стал Антонио да Сангалло Младший. После захвата Рима Карлом Пятым, в 1527 году, строительство остановлено. В 1559 г Микеланджело предложил свой проект, однако он не был утвержден, и строительство продолжили другие архитекторы.

Церковь Сан Джованни деи Фьорентини (начало строительства 1509 г. - окончание - начало 17 в.)

Вилла Юлия III - вилла Джулия - расположена в предместьях Рима на месте сада, окружающего летнюю резиденцию Папы Римского Юлия III. Над ее проектом трудились - Микеланджело, Джорджио Васари и Бартоломео Аманатти. Строительство вел архитектор Джакомо Бароцци да Вигнола (1551 - 1555 гг.)

Вазари в описании плана фасада виллы Юлия III * писал о том, что идеи Микеланджело, который наряду с другими архитекторами, работал над строительством, необыкновенны и новы, не подчиняются принятым архитектурным законам. Барокко от Ренессанса отличается живописностью. Античные храмы с их строгими формами выглядят однообразно. Живописная архитектура барокко основана на иллюзии движения. Живописность барокко позволяет за счет света и тени частям фасада казаться приближенными или удаленными, что и создает эффект движения. В Ренессансе форма сооружения образовывалась линейными поверхностями, в барокко основные формообразующие элементы: свет и тени, возникающие на фасадах сложной изогнутой формы. Линейность Возрождения позволяет охватить все сооружение в целом, в барокко же движение, создаваемое светом и тенью, сглаживает контур, увлекая взгляд постоянной переменчивостью. Исчезают грани, заменяясь плавным переходом от поверхности к поверхности. Плоскость в Ренессансе заменяется в барокко выпуклостями и вогнутостью, ритмичность - случайностью расположения. Для создания впечатления движения ось симметрии фасада тоже смещается.

Образец южно-итальянского барокко базилика Санта Кроче в Лечче (Basilica di Santa Croce (Lecce). Алулия. Италия. 1549-1679 гг. Строительство фасада начал зодчий Габриэле Рикарди, а закончил работы по строительству архитектор Цингарелло.

Виллу начали возводить в 1520-е гг. по заказу будущего папы Павла III. Возглавлял строительство младший Сангалло. После перерыва строительство возобновилось при кардинале А. Фарнезе. С 1559 по 1573 гг. над виллой трудился архитектор Виньола. План здания - пентаграмма. Внутри находится внутренний круглый двор.

От барокко Ренессанс отличался и разницей зрительного восприятия. В Ренессансе архитектура отражала спокойствие и величие своими правильными пропорциями и соотношениями размеров. Барокко привлекает, рождает воображение, изумление, восхищение и напряжение благодаря искажению пропорций и крупному масштабу. Увеличивается длина фасадов, высота окон, дверных проемов, декор. Первыми образцами становятся дворец Фарнезе в Пьяченце, вилла Фарнезе в Капрароле архитектора Виньолы.

Вилла Фарнезе в разрезе. Гравюра из «Курса архитектуры» Ш. Д’ Авилера.1691г. Париж.

Фасад виллы Фарнезе в Капрароле.

Главная церковь ордена иезуитов - церковь Иль Джезу - первое сооружение в стиле барокко. В 1577 г. К. Борромео издал «Наставления», в которых призвал архитекторов строить храмы в виде креста. Но еще до его высказываний Виньола создал Иль Джезу (1568-1575 гг.) с крестовым планом. Но главным в этом сооружении стал новый принцип формообразования. В немалой степени развитию нового подхода к строительству храмовых сооружений способствовали решения Триденского собора (Тридентский собор в 1545-1563гг. рассматривал вопросы католического вероучения, дисциплины в рамках религии, уделял большое внимание привлечению верующих к службам).

Ярким примером барокко стал собор Святого Петра в Ватикане, масштаб которого несовместим с сооружениями прошлого. Здания барокко визуально тяжелы, они становятся шире, чем в предыдущих стилях. Фасады удлиняются и расширяются, фронтоны опускаются, что еще больше подчеркивает тяжесть и приземленность сооружений. Завиток присутствует в разных частях фасада, в том числе и на фронтоне. Примером может служить церковь Иль Джезу. Образцом Иль Джезу явилась церковь Сант Андреа в Мантуе (Basilica di Sant’Andrea) 15 в., архитектора Альберти.

Сант Андреа в Мантуе. 15 век. архитектор Альберти.

Фасад церкви Иль Джезу (Chiesa del Sacro Nome di Gesù. Церковь во святое имя Иисуса. 1568-1575 гг. Архитектор Виньола).

Фризы и цоколь в барокко становятся крупнее. Все линии плавно переходят одна в другую, исключаются углы. Стены фасада барокко в отличие от Ренессанса получают плавно изогнутую плоскость за счет выступов, колонн, пилястр. Колонны соединены со стеной со свободной частью в четверть, половину, три четверти - это создавало резкость светотени. В качестве примера раннего барокко, еще имеющего элементы Ренессанса, можно привести палаццо Канчеллерия архитектора Браманте (1499—1511 гг. начало работ - архитектор А. Бреньо); цоколь собора Св. Петра (задняя сторона), спроектированный Микеланджело; цоколь Порта ди Санто Спирито архитектора А. да Сангалло.

Палаццо Канчеллерия. 1499—1511 гг. Архитектора Браманте окончил фасадные работы, которые начал архитектор А. Бреньо.

Барокко нарушило законы и пропорции Ренессанса, введя многократное повторение форм и контуров. Например, фронтоны могли быть помещены один внутрь другого, повторялась линия аттика. Повторение декора: например, пучки пилястр на фасаде, где каждая дублирует другую и имеет полупилястру, получило свое начало еще при Ренессансе, как, например, первый этаж Бельведера (Браманте), дворец Коста (Перуцци), двор палаццо Фарнезе, третий этаж (Микеланджело).

Пилястры на фасаде первого этажа Бельведера в Ватикане соседствуют с арочным обрамлением, а также выступающие пилястры с нишами внутри них. Архитектор Браманте.

Детали фасада барокко преувеличены, кессоны заполнены большим количеством украшений, которые как будто не помещаются в рамках. Фасад барокко в отличие от Ренессанса не расчленяется, чтобы создать ощущение единой массы.

Кафедральный собор Святой Агаты (Catania Cathedral). Катания является великолепным образцом барочной архитектуры. Нынешний фасад Кафедрального собора приобрел барочные формы в 1711 г. Архитектор Д. Вакарини.

Барокко и Ренессанс - совершенно противоположные по сути стили, в которых использовались разные методики формирования пространства, разные конструктивные и декоративные подходы. Барокко просуществовал два столетия, после чего ему на смену пришел стиль рококо.

Рококо и барокко

Рокайль - орнамент, который с трудом поддается четкому определению. Рисунок неопределенный, может повторять как природные мотивы, так и напоминать элементы ордера, складки материи. В основе рокайля С и S образные завитки, элементы в виде гребня, длинные, узкие листья растений, цветы.

Рокко Барокко - псевдоним (Rocco Barocco) итальянского модельера Дженнаро Москарьелло, родившегося в Неаполе, в котором соединились два архитектурных стиля - рококо и барокко. Этот симбиоз стилей и послужил появлению такого необычного псевдонима. Рококо позаимствовало у барокко многие черты, однако, смягчило их и уменьшило масштабность, подчинив принятым пропорциям, сопоставимыми с человеческими. Рококо появился во Франции в начале 18 века в период регентского правления Филиппа Орлеанского. Это было время упадка абсолютизма королевской власти, что породило желание знати погрузиться в мир иллюзий, создав вокруг себя идиллию. Характерным признаком рококо являлся рокайль - своеобразная фигура с завитками. Завиток вообще стал главным декором этого стиля, что связывает рококо с барокко.

Рокайль.

В рококо, как и в барокко, не признаются прямые линии, плоские элементы, классические каноны. Но в отличие от барокко этот стиль отличался легкостью, воздушностью. И тот, и другой стиль имеет общее стремление к единой форме фасада, его цельности, но при этом рококо изящен, а барокко тяжел и монументален. В фасадах рококо присутствует светлая отделка, которая сочетается с белыми элементами. Присутствует большое количество лепнины с растительным орнаментом, завитками. Из Франции рококо попадает в Европу и особенно им интересуются зодчие в Германии и Австрии. В результате рококо и барокко тесно переплетаются во многих архитектурных сооружениях. Рококо продержался как модный стиль недолго - во Франции (1715—1723 гг.) он был вытеснен классицизмом, а в Европе и России он был в моде до конца 18 века.

Павильон Амалиненбург в Нимфенбурге (1734—1739гг.). Архитектор двора герцога Максимилиана II Эммануила Баварского Франсуа Кювилье (1695-1768гг.), представитель баварского стиля рококо.

Рококо в отличие от барокко не внесло новых открытий в архитектуру, оно строилось на основе уже существующего стиля, который за два века до этого полностью изменил подход к архитектуре, но, несмотря на это, рококо оставил заметный след в истории мировой архитектуры, напоминая о временах белил, мушек, париков, кокетства, куртуазности. Вероятно, в память об ушедших эпохах неапольский кутюрье и взял псевдоним Рокко Барокко. В современном строительстве, особенно в частных застройках, архитекторы нередко обращаются к темам рококо и барокко, используя для этого современные технологии изготовления декора (например, фасадный декор из полиуретана), а также формы фасада, указывающие на принадлежность дома к тому или иному стилю.

Причудливый и капризный, этот стиль возник во Франции, в начале XVIII века. Рококо в архитектуре представлял собой не столько самостоятельное направление, сколько определенный момент развития общеевропейского барокко.

Характерные особенности рококо

Стиль рококо в архитектуре - одно из первых направлений в искусстве, которое отошло от устоявшихся канонов и обратилось к утонченным и изысканным темам. Некоторые исследователи и эксперты полагают, что этому направлению присущи легкомысленность и несерьезность. Тем не менее именно оно оказало значительное влияние на множество других течений и стилей во всем искусстве.

Довольно часто проявления рококо в архитектуре, фото которых можно посмотреть несколько ниже, характеризуют как легкие и бездумные. При этом совершенно не замечаются изысканность, утонченность и совершенство форм, скрывающиеся за кажущимся легкомыслием.

Рококо в искусстве - это прежде всего вымышленный мир интимных переживаний, кажущейся театральности, декоративной утонченности и изысканности. Здесь совершенно нет места пафосу и героизму. На смену им приходят фантазии, безделушки и игра в любовь.

Отличительным признаком этого направления является изогнутая и капризная линия, которая своими очертаниями напоминает раковину, часто встречающуюся в архитектурных проявлениях рококо.

История возникновения

Архитектурное направление под названием «рококо» появилось во Франции, в начале XVIII века. В те времена это была так называемая ответная реакция на «Большой стиль» - монументальный и непоколебимый классицизм, официальный барокко, ярчайшим примером которого является Версальский дворец Людовика XIV. Барочный стиль в архитектуре и других направлениях искусства господствовал на протяжении практически всего периода царствования короля-Солнца.

Стоит отметить, что ближе к середине XVIII века в излишняя легкомысленность рококо стала постепенно выходить из моды, а вот в самом центре континента это направление в искусстве было популярным практически до самого конца столетия.

Термин «рококо» происходит от французского слова rocaille, что в переводе означает «причудливый», «капризный», а также «осколки камней» и «раковины». За все время существования этого стиля было создано невероятное количество произведений искусства и архитектуры, но одним из самых значимых является городской ансамбль во Франции - комплекс, состоящий из трех площадей в городе Нанси в Лотарингии.

Рококо на европейском континенте

Территория европейского континента была неравномерно охвачена тенденциями и веяниями этого направления в искусстве. Тем не менее некоторые страны и государства достаточно сильно ощутили влияние этого стиля. Так, например, Франция по праву считалась основоположницей рококо, а вот наибольшего распространения стиль рококо в архитектуре достиг на территории Германии, особенно сильно отразившись в Пруссии при дворе Фридриха II.

Изысканность и утонченность этого направления нашли проявления в роскошных дворцовых ансамблях Германии, Франции, России и некоторых других государств.

Отелей отличалась пышным оформлением внутреннего пространства - рокайльные интерьеры очень гармонично сочетались с относительно строгим внешним дизайном здания. Стиль рококо в архитектуре с течением времени стал распространяться по всей Европе. Австрия, Польша и Чехия в скором времени ощутили веяния этого модного направления в искусстве.

Рококо на территории России

Новомодные европейские тенденции рококо 18 века в России особенно сильно начали проявляться в середине столетия. По большей части это направление нашло широкое применение во внутренней отделке дворцовых интерьеров и лепнине на фасадах многих зданий, а также в некоторых отраслях декоративно-прикладного искусства. Веяние архитектурного стиля пришло в Россию из Франции с почти полувековым опозданием.

В 1662 году король Франции - Людовик XIV - начинает строительство Версаля, а в 1710 году в России появляется Петергоф. Не прошло и полвека, как Антонио Ринальди строит в Ораниенбауме, прямо посреди крепости Петерштадт, дворец в стиле рококо. В XVIII веке его чаще всего именовали «Каменный дом», а в настоящее время здесь расположен музей «Дворец Петра III».

Проявления рококо в архитектуре северной столицы России

Каменный Дом в имеет сходство с парковым павильоном и выполнен в довольно необычной форме - квадрат со срезанным по плавной дуге углом. Верх центральной двери украшает балкон с изысканной кованой решеткой. Элегантность и утонченность здания достигаются благодаря высоким и вытянутым окнам на втором этаже, а также необычной балюстраде.

Внутреннее убранство Каменного Дома, так же как и фасад, выполнено в стиле рококо. Именно с этого времени декор помещения становится отдельным направлением в архитектуре. Для интерьера в этом стиле характерны утонченность, элегантность и изысканность. Обилие пастельных оттенков, сочетание нежного белого с зеленым, голубым или розовым, а также инкрустация золотом - все это отличительные признаки рококо в архитектуре Санкт-Петербурга.

Вместе с этим направлением в Россию пришла еще одна новомодная тенденция - китайская экзотика, которая нашла отражение в безделушках, украшавших помещение, а также целые просторные залы, оформленные в этом стиле.

Отличительные особенности рококо

Отличительными особенностями архитектурного рококо от монументального и тяжеловесного барокко являются характерная легкость, изящество и манерность. Архитекторы больше не стремились сооружать длинные и высокие залы, а отдавали предпочтение маленьким уютным комнатам с высокими окнами, которые, в свою очередь, группировались вокруг центральной лестницы, таким образом обеспечивая максимальное удобство для всех жильцов дома.

В большинстве своем здания становятся все больше похожими на так называемый особняк-отель, который предназначается для проживания одной семьи. Такая архитектурная планировка стала пользоваться популярностью, в результате чего начали перестраиваться многие здания, ранее сооруженные в помпезном и монументальном барочном стиле.

Ко всему прочему, несмотря на обилие украшений и прочих элементов декора, рококо не выглядел тяжеловесно и монументально. Скорее наоборот - он казался легким и воздушным благодаря утонченности и изысканности всех деталей и гармонично подобранной цветовой гамме.

Рококо во внутреннем убранстве зданий

Эпоха рококо затронула не только тенденции и веяния в архитектуре - этот стиль не обошел стороной и другие стороны искусства. Более того, для большинства архитекторов того времени именно интерьер являлся тем самым местом, где новое направление находило свое самое ярчайшее проявление. Планировка зданий чаще всего была ассиметричной, строились круглые, овальные и даже 8-угольные комнаты.

В XVIII веке рококо, архитектура которого отличалась легкостью и изяществом, прочно вошло и во внутреннее убранство помещений. Меблировка комнат, посуда и драпировка, а также радующие глаз мелочи, которые придавали комнате еще больше утонченности, - все это характерно для интерьера в стиле рококо.

Китайский акцент в рококо

Как уже было сказано несколько выше, новомодное направление в архитектуре XVIII века неким образом сочеталось с китайскими отголосками. В эту эпоху во внутреннем убранстве помещений все чаще можно было заметить элементы восточной культуры, которые как нельзя лучше подходили для стиля рококо. Помещения были разделены на своеобразные зоны при помощи легких ширм и перегородок, а на кухне все чаще можно было заметить оригинальные сервизы и прочую посуду, изготовленную из китайского фарфора.

Для комнат были характерны природные оттенки и Деревья с тонкими стволами, аквариумные рыбки и грациозная красота орхидей, обилие позолоты и прочие китайские мотивы - все это гармонично сочеталось в интерьере эпохи рококо.

Женское начало в архитектурном рококо

Для того чтобы проникнуться всей красотой и атмосферой этого направления в искусстве и архитектуре, недостаточно лишь видеть прекрасное - нужно уметь чувствовать его. Неслучайно, наверно, этому стилю приписывают женское начало. Хватит лишь напомнить о том, что все помещения из больших и просторных перестраивались в маленькие, укромные и интимные комнаты. Женственность чувствовалась абсолютно во всем. Более того, даже парадные залы и комнаты были скорее похожи на будуары - уж слишком в них все было камерно и интимно.

Светлые и нежные оттенки помещений, плавные и изящные изгибы стен, большое количество зеркал, а также кружевные элементы орнамента и обилие лепнины с живописными вставками - разве может какой-либо другой стиль быть настолько близок к прекрасному?

Игривый и изящный архитектурный стиль как нельзя лучше передает особенности женского характера.

Рококо сегодня

XVIII век - время рококо в архитектуре России. Однако и в настоящее время находятся поклонники этого изысканного и утонченного стиля.

Пастельные тона, плавность линий и отделка золотом, светлые оттенки и большое количество милых аксессуаров, всевозможные узоры и завитки, а также необыкновенные зеркала и разнообразные драпировки - это одни из самых главных отличительных особенностей данного архитектурного направления.

Отделка комнаты в стиле 18 столетия - это прекрасная возможность почувствовать себя настоящим аристократом. Возможности и перспективы развития мебельных компаний, а также невероятные фантазии дизайнеров и декораторов помогут создать оригинальную и необычную комнату в стиле рококо. В таких помещениях можно по-настоящему наслаждаться жизнью и радоваться каждому новому дню.