28.06.2020

Священник Тимофей Чайкин: «Для того чтобы действовать во благо, нужно иметь крепкую веру.


Современные казаки - кто они? Как служат государству и обществу, как строят семьи и воспитывают детей? На эти и другие вопросы отвечает иерей Тимофей Чайкин, ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством.

Очень серьезная и интересная тема - современное казачество. В конце 80-х - начале 90-х была, можно сказать, мода на казачество. У кого-то были предки-казаки, у кого-то просто интерес к истории и культуре привел к тому, что люди стали объединяться. Это были стихийные объединения, и часто люди, далекие от этой темы, воспринимали это как что-то очень странное: ходят люди в каких-то погонах непонятных. Как сейчас обстоит дело? Я знаю, что в двухтысячные годы государство активно взялось за работу с казачеством, Церковь активно стала принимать участие в духовном окормлении казачьих войск. Как Вы видите сейчас эту ситуацию? Насколько из таких «самозваных» объединений казачество превращается реально в общественную силу?

В первую очередь мне бы хотелось вспомнить начало ХХ века, когда, к огромному сожалению, наша страна претерпевала различные потрясения, которые были сформулированы на почве, наверное, каких-то внешнеполитических взглядов. Церковь и казачество терпели гонения, и, в принципе, казачество было полностью уничтожено. В 1919 году была принята директива, подписанная Яковом Свердловым, о политике расказачивания, которая, к огромному сожалению, привела к тем последствиям, которые мы наблюдали с вами в течение всего ХХ века.

Божией милостью, с Божией помощью в начале 90-х годов ХХ столетия мы уже увидели, что казачество начало свое становление. Как и Церковь наша Святая, которая вместе с казачеством была гонима, истребляема, также в начале 90-х годов получила расцвет. Появились те люди, которые стали надевать на себя казачью форму. Конечно же, это были представители абсолютно разных казачьих объединений, структур, называющие себя по-разному, к которым было совершенно разное отношение и со стороны государства, и со стороны нашего российского общества. Это были люди, считающие себя преемниками казаков. Во многих действительно текла и до сих пор, слава Богу, течет казачья кровь их предков: тех, которые погибли, были уничтожены, или тех, кому запрещали вообще говорить о казачестве, надевать форму из-за той политики расказачивания, о которой я сказал выше.

В наше время, с начала 90-х годов, эти люди стали заниматься патриотическим воспитанием детей, различными направлениями деятельности относительно помощи государству в охране общественного порядка. И постепенно государство стало обращать внимание на этих людей, которые надели на себя форму.

Конечно же, нужно отметить, казачество - это общество, имеющее очень серьезную самоорганизацию, у него есть своя иерархия. Есть высший орган казачьего управления -Казачий круг. Туда по историческим традициям приглашается священнослужитель, который благословляет этот Круг, и если нет священнослужителя, то Круг считается нелегитимным. Поэтому вместе с Церковью казачество стало постепенно в начале 90-х годов возрождаться. Конечно же, государство обратило на это внимание, и со временем был создан Совет при Президенте по делам казачества, который сегодня возглавляет Александр Дмитриевич Беглов, полномочный представитель Президента в Северо-Западном федеральном округе.

Вместе с тем были воссозданы реестровые казачьи войска (их одиннадцать на данный момент), располагающиеся в различных субъектах Российской Федерации, в которые входят представители казачества. Это, к примеру, Центральное казачье войско, организованное как раз в начале 90-х годов; исторически такого войска не существовало. Мы знаем те перипетии, которые потрясли нашу Родину, нашу Россию, очень многие люди переезжали, в том числе люди, имеющие казачьи корни, приехали и проживают в субъектах Российской Федерации Центрального федерального округа. Поэтому, конечно же, очень много представителей казачества сегодня проживает именно здесь, на территории Центральной России. Потому было принято решение о создании Центрального казачьего войска.

Существует исторически и Всевеликое войско Донское на территории Ростовской области, именно в традиционных местах проживания донских казаков. Кубанское казачье войско, Уссурийское, Забайкальское, Волжское... Всего одиннадцать таких реестровых казачьих войск существует, в главных городах находятся их штабы.

И, конечно же, Церковь, всегда заботящаяся о своих верных чадах как мать, тоже видела процесс возрождения казачества. И многие казаки, сохраняя те традиции, о которых мы уже поговорили (о том, что необходимы священнослужители для благословения, духовного окормления), постепенно стали обращаться к своим правящим архиереям и в итоге обратились к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, чтобы казачество было под духовным окормлением Церкви. Святейший Патриарх в 2009 году в Новочеркасске принимал участие в заседании Совета при Президенте по делам казачества и объявил о том, что он берет казачество под свое духовное водительство. Уже в марте 2010 года был создан Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством, председателем которого был назначен в то время епископ Павлово-Посадский Кирилл, викарий Святейшего Патриарха, ныне митрополит Ставропольский и Невинномысский.

Исторически никогда не существовало синодальных структур, отвечающих за духовное окормление казачества. Были определенные священники, войсковые священники, которые вместе с казаками и на войну ходили, и в повседневной жизни окормляли их и их семьи, но вот именно такой церковной определенной структуры не было. Конечно же, мудрое решение Святейшего Патриарха связано с тем, чтобы казачество как духовное воинство (потому что казак без веры - не казак, сами казаки такую истину сформулировали и ее исповедуют) было как можно ближе не только по своему внешнему поведению, но и по внутреннему духу к Православной Церкви, к таинствам Церкви Христовой. Поэтому такая синодальная структура была создана.

Уже в этом году, в марте, будет восемь лет, как существует Синодальный комитет. За это время с Божией помощью удалось создать 174 епархиальных подразделения по взаимодействию с казачеством, где работают руководители епархиальных отделов, их сотрудники. Уже на сегодняшний момент распоряжениями правящих архиереев, священноначалия более тысячи священников официально закреплены за духовным окормлением казачества. Это только на территории Российской Федерации, но мы знаем, что под юрисдикцию Православной Церкви Московского Патриархата подпадает и Украинская Православная Церковь, Белорусский Экзархат, Митрополичий округ в Казахстане. Там везде также существуют окормляющие священники.

Более того, при Синодальном комитете по взаимодействию с казачеством создана коллегия войсковых священников. Как раз священники, отвечающие за духовное окормление одиннадцати этих реестровых войск, самые главные, так сказать, священники. Они вместе с войсковым атаманом отвечают за духовное развитие и иные направления деятельности войска, входят в состав коллегии войсковых священников. И по благословению Святейшего Патриарха включены еще и представители Украинской Православной Церкви, Белорусского Экзархата и Казахстанского митрополичьего округа. Мы на собраниях этой коллегии принимаем определенные решения по духовному окормлению казачества, различные методические материалы. У нас разработано достаточно много методических материалов. В 2015 году была принята Высшим Церковным советом и Святейшим Патриархом «Концепция по духовному окормлению казачества». Это самый главный документ, который регламентирует деятельность Церкви по отношению к нашему казачеству и на епархиальном уровне, и на благочинническом уровне, и на уровне приходском.

Все-таки если упоминать об исторической традиции, мы говорим, что казак - это образ жизни. Это не профессия, это даже не общественное служение - это образ жизни. Исторически казаки всегда были связаны с землей. Сейчас и общество изменилось, все изменилось. Чем занимаются казаки в повседневной жизни? Это же не их профессия. Насколько этот образ жизни влияет на их семейный быт, на то, как они формируют свои семьи? Насколько члены семьи разделяют те ценности, которые они как казаки проповедуют? Вообще это сохраняется как образ жизни? Или сейчас это некая общественная служба?

Конечно же, казаки всегда в первую очередь были защитниками Отечества, веры православной, и жили они на границах нашего Отечества, для того чтобы охранять эти рубежи. Конечно же, казаки занимались землей и даже вместе с семьями перебирались на те места, куда их посылал казачий долг служения нашему Отечеству. Безусловно, семейное воспитание, семейные традиции, которыми всегда славилось наше казачество (многодетность, традиции уважения к близким, к своей православной вере, к заповедям Христовым), на сегодняшний день сохраняются. Какие-то традиции были, естественно, размыты в годы того периода, о котором мы уже с вами говорили, - годы богоборческой власти, гонений на само казачество.

Сегодня задача и Церкви, и государства, и всех людей, ответственных за казачество, его духовное и общественное развитие, - сохранить и приумножить те традиции, которыми было сильно казачество в прошлом. На сегодняшний день у казаков ведется большая патриотическая работа, военно-патриотическая работа, казачество организовывает множество различных военно-спортивных клубов, если говорить о работе с молодежью.

Очень интересным является проект, который осуществляет сегодня Первый казачий университет. Он называется Университет технологий и управления имени Разумовского, находится на Таганке, имеет восемнадцать филиалов. Молодые казаки благодаря современным технологиям занимаются борьбой в Интернете с различными неоязыческими организациями, с теми процессами, которые, как «Синий кит», приводили молодежь к суициду и так далее. В современном обществе казаки все равно занимаются охраной нашей веры, наших внутренних чувств, сохраняя свои традиции.

Уже немножко видоизменилась, может быть, эта охрана, потому что, конечно же, не только на границах нашего Отечества сегодня стоит враг, приходящий к нам. Мы знаем политическую ситуацию, и казаки встроены сегодня в различные государственные структуры, в административную жизнь нашей страны. В Государственной думе присутствуют казаки, в иных министерствах и ведомствах, где принимаются различные законы в отношении развития нашей страны. И везде необходимо, конечно же, то веское слово, которое ведет не к разъединению, не к разобщению нашего современного общества, а к тому, чтобы оно было целостным, единым, чтобы наша страна процветала.

Во многие эти процессы сегодня встроено наше казачество благодаря Совету при Президенте Российской Федерации, при котором существуют различные комиссии, в том числе комиссия по взаимодействию с Русской Православной Церковью, которую возглавляет наш владыка, митрополит Кирилл. Много иных комиссий по взаимодействию с зарубежными казачьими учреждениями, комиссия по кадетскому образованию, по сельскому хозяйству, комиссия по взаимодействию с МЧС, с различными министерствами и ведомствами, для того чтобы приумножать и сохранять то, что было в нашем славном казачестве.

- Сколько у нас сегодня реестровых казаков?

Называют разные цифры. Порядка 700 тысяч казаков, которые сегодня проверены Минюстом, зарегистрированы. И, конечно же, мы говорим только о конкретных членах казачьих обществ. На самом деле, если возьмем их семьи, их детей, возьмем общественные казачьи организации, которые не входят в реестр, то казаков намного больше. Сегодня даже называют цифру порядка семи миллионов, если взять территорию всей Российской Федерации.

Хотел еще добавить. Если в человеке казачья кровь течет, не всегда он придет в какое-то казачье общество и зарегистрируется, будет членом казачьего общества. Многие просто в своем сердце хранят свое казачье преемство: дед, прадед, прапрадед были казаками, а сегодня это уже молодые современные люди, которые необязательно вступают в казачьи общества, тем не менее по роду, по духу они являются казаками. Поэтому исчислить их, наверное, невозможно.

Вообще с какой целью создавался реестр и чего ожидает государство от казаков? Какие дает полномочия и что ждет в ответ?

В первую очередь реестр создавался, наверное, для того, чтобы, как я уже сказал, мы могли не просто как-то размыто говорить об укреплении нашей Родины, о каких-то казачьих традициях и укладах, сохраненных в жизни казаков, но и для того, чтобы, как Вы правильно заметили, можно было действительно через какие-то государственные органы, государственные законы привлекать казачество к государственной службе. Ведь те казаки, которые вступили в реестр, поступают на службу нашему государству. Они могут принимать участие в различных охранных мероприятиях, помогают охранять общественный порядок.

На сегодняшний день это очень хорошо развито в Кубанском казачьем войске, в Терском казачьем войске, во Всевеликом войске Донском, то есть в местах компактного проживания казаков. Сегодня вместе с полицейскими они ходят и патрулируют улицы. Если приедете на Кубань, на юг, даже на постах ДПС вам могут встретиться два-три казака, которые с полицейскими вместе; и таможенники. Благодаря такой деятельности казаков на сегодняшний момент увеличилась возможность пресекать различные правонарушения. Я сейчас не буду апеллировать к статистике, но такая статистика очень велика. Если взять Краснодарский край, например, то когда проходила Олимпиада в городе Сочи, благодаря казачьим патрулям было пресечено достаточно большое количество различных правонарушений. Также казаки сегодня хорошо встроены в охрану лесов, водоемов, охрану природы. То есть казаки имеют на это полные законные права.

Сегодня существует, как я уже сказал, Совет при Президенте Российской Федерации по делам казачества, а также сегодня за различные подзаконные акты, которые создаются в отношении российского казачества, отвечает Федеральное агентство по делам национальностей. Оно формирует различные законы и дает возможность казакам принимать участие в той или иной деятельности на службе нашему Отечеству.

К вопросу о делах национальностей. Каковы межнациональные отношения на Кубани, в Ставропольском крае? Мы знаем, насколько там сложная и многообразная ситуация. Насколько казаки способствуют урегулированию, умиротворению ситуации?

Безусловно, казачество в этих регионах было исторически. Каждый молодой человек, каждый младенец уже знает, что он не просто гражданин того или иного края, но он рождается для того, чтобы отстаивать интересы своей страны и защищать их. Поэтому, конечно же, казачество всегда настроено с горением внутри, потому что понимает, что проживает в регионах стратегического назначения. Особенно это касается сегодня нашего «огнедышащего Кавказа», как там говорят. Но хотелось бы сказать, что с Божией помощью преодолеваются различные сложные отношения, потому что казаки в этих регионах встроены в охрану нашей границы. Мы прекрасно понимаем, что казаки служат в различных подразделениях и воинских частях нашей страны. Это Кантемировская дивизия в городе Москве. И на Кавказе в различные боевые подразделения поступают казаки, которые охраняют границы нашей Родины - не только в иносказательном, но и в прямом смысле. Казаки поступают в ряды Вооруженных сил.

Я думаю, слыша различные сведения и от окормляющих священников, и от казаков, проживающих на тех территориях, о которых мы с вами говорим, местное население и то население, которое находится за границами нашей Родины, зная, что казачество территориально проживает там, более уважительно и осторожно относятся к нашей Родине, к нашим регионам, к нашим людям. Они знают, что казаков обижать нельзя. Когда, к сожалению, недавно совершилось большое горе, расстреляли женщин в Махачкалинской епархии, то именно казак помогал защищать этот храм, вызывал на себя этот огонь и даже обращался к преступнику: «Стреляй в меня!» И в то время, пока он общался с преступником, удалось закрыть изнутри храм - и многих жертв удалось избежать. Это явный пример. И средства массовой информации, и наш окормляющий священник свидетельствуют о том, что казаки помогают.

Наверняка нашим зрителям (мне, например, точно) интересно, как проходит обычно Казачий круг. Вы наверняка на нем присутствовали.

Да, конечно.

Как это происходит, какие вопросы обсуждаются, как принимаются решения, допускаются ли споры, существует ли накал страстей? Опишите атмосферу.

Казачьи круги, во-первых, бывают разными по своему масштабу. Бывает войсковой Казачий круг, когда приезжают делегаты из различных областей данного войскового казачьего общества. К примеру, взять Центральное казачье войско, когда в Москву приезжают делегаты со всех областей Центрального федерального округа. Бывают Круги, которые проходят в хуторах и станицах. Бываю Круги, которые собирают людей из более дальних регионов, объединяют их. К примеру, у нас 15 февраля прошел такой большой Казачий круг в Храме Христа Спасителя в Зале церковных соборов; он был предварен богослужением, которое возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в праздник Сретения Господня. То есть Круги бывают разные по своему назначению, по своей иерархии, по количеству людей.

Соответственно, повестка бывает тоже абсолютно разной. Как правило, обсуждаются текущие вопросы казачьего общества. Если это выборный Круг, когда раз в пять лет избирается атаман того или иного казачьего общества, то он полностью посвящен избранию нового атамана. Или оставляют старого, переутверждают его. Это происходит с определенными традициями: старейшины проходятся ему нагайкой по спине в знак наказа. Или же это Круги, которые определяют внутреннюю жизнь казачьего общества. На них говорят о финансово-хозяйственных вопросах, об избрании и включении в свое казачье войско новых членов казачьего общества. После этого Круга уже и верстание, и присяга казачья, которая проходит в церкви, и казаки принимают ее на Кресте и Евангелии. Разные абсолютно вопросы обсуждаются.

- Существует ли какая-то присяга, клятва, которая дается?

Конечно. Мы и говорим, что казак без веры - не казак. Не из-за того, что мы хотим как-то за уши казачество притянуть к Православной Церкви, а потому, что исторически сложилось так: все казаки, вступая в казачье общество, принимают присягу, и присяга эта принимается в храме Божием на Кресте и Евангелии. Казаков от всех остальных отличает именно это. Только казаки и еще священнослужители, принимая присягу о служении Церкви Божией, принимают ее на Кресте и Евангелии, больше никто: ни врачи, ни преподаватели, ни даже военные.

Какие планы Синодального комитета? Вы уже сказали, как много создано региональных структур. Есть куда расширяться, развиваться?

Мы сейчас считаем, что нужно думать уже не о количестве, а о качестве. Как государство сегодня думает уже о качестве самого казачества, о качестве казачьего образования, так же и мы думаем о качестве духовного состояния современного казачества. Казак, который назвал себя православным христианином, принял присягу на Кресте и Евангелии, конечно же, должен быть не тем человеком, который говорит: «Да, я верующий, я на Пасху и Рождество приду в храм, на какой-то крестный ход схожу», - и на этом все завершает. Наша самая главная задача - Церкви, священнослужителей, окормляющих казаков, и Синодального комитета в том числе - сделать так, чтобы каждый казак стал настоящим православным христианином, прихожанином храма, чтобы он принимал участие в таинствах Святой Церкви, главным образом в исповеди и таинстве Святого Причащения.

Нам очень важно думать сегодня о казачьих семьях, чтобы люди вместе со своими семьями приходили. Святейший Патриарх в ноябре благословил наш храм для казаков города Москвы, это храм иконы «Отрада и Утешение» Божией Матери Ватопедской на Ходынском поле, метро «Беговая». Всех казаков приглашаю туда. Конечно же, у нас планы по созданию различных кружков для детишек, семейно-досуговых центров, организация бесед с казаками, участие в таинствах. Уже с ноября, я думаю, несколько сотен казаков побывало: и казачью присягу принимали, и освящали знамена, освящали оружие. То есть это такое интересное действо. Если к нему подходить с полной серьезностью, то, конечно же, это имеет очень большое духовное значение. И значение в поддержке нашего государства в наше очень непростое время.

Ведущий Александр Гатилин

Записала Екатерина Самсонова

8 ноября 2018 года ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством иерей Тимофей Чайкин, духовник МГУТУ им. К.Г.Разумовского (ПКУ) провел очередное занятие со студентами-казаками и преподавателями вуза.

Приветствуя аудиторию, иерей Тимофей Чайкин сказал: «Жизнь в казачестве открывает для его молодых представителей новые возможности. Вы участвуете в мероприятиях, организованных в Москве и других городах России, в духовно значимых местах - Храме Христа Спасителя, Донском ставропигиальном мужском монастыре, казачьем храме иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском Поле, а также на светских известных площадках – в музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе, в Кремлевском дворце на пленарном заседании XXV Всемирного русского народного собора, как это случилось 1 ноября. Вы наблюдаете, слушаете выступления первых лиц российского государства и Русской Православной Церкви. Все это важно для вашего духовного, личностного, профессионального становления».

На этот раз свое выступление священник посвятил теме «Таинства Церкви».

«В православии есть семь важных таинств. Вместе с таинством крещения совершается таинство миропомазания. Таинством миропомазания передаются православным благодатные дары святаго духа, укрепляющие веру в человеке.

Третье – таинство покаяния, таинство исповеди, в котором у Господа Иисуса Христа мы просим прощения за прегрешения, примиряемся с Богом, потому что всякий грех, который мы совершаем, мы совершаем против Бога, против родных, близких людей, против своей души.

Таинство причащения – это самое главное таинство, в котором мы соединяемся с Господом Богом. Наконец, таинство брака и таинство священства. Последнее, седьмое таинство совершается архиереем православной церкви в отношении очень небольшого числа людей, которые ощущают в себе призвание служить Богу», – рассказал Тимофей Чайкин

Духовник МГУТУ подробно разъяснил значение каждого таинства в жизни православного христианина.

«Нам нужно действовать ежеминутно – учиться профессии, помогать товарищам, формировать вокруг себя творческую, дружелюбную атмосферу, трудиться на благо отечества. Но для того чтобы действовать, нужно иметь крепкую веру. Как сказано в Послании апостола Иакова, ибо как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва», – завершил Тимофей Чайкин.

По окончании лекции духовник и студенты-казаки договорились о проведении встречи, посвященной вопросам взаимоотношений в молодежной среде, в том числе о подготовке молодых казаков к Таинству брака.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ СИНОДАЛЬНОГО КОМИТЕТА ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С КАЗАЧЕСТВОМ СВЯЩЕННИК ТИМОФЕЙ ЧАЙКИН: КАЗАЧЬЯ МОЛОДЕЖЬ ДОЛЖНА ОСОЗНАВАТЬ СВОЙ НРАВСТВЕННЫЙ ДОЛГ И ИСПОЛНЯТЬ ЕГО, НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО

Взаимодействие с обществом / 17.09.2017

Начало нового учебного года подвигает поразмышлять об особенностях духовно-нравственного состояния молодого поколения, в частности, современной казачьей молодежи. Своими мыслями и выводами о значении воспитания в системе непрерывного казачьего образования в Российской Федерации, о необходимости молодым казакам выстраивать гармоничные отношения с Богом, миром и людьми делится ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством священник Тимофей Чайкин, духовник МГУТУ им. К.Г.Разумовского (Первый казачий университет).

– Ваше Преподобие, благословите!

– Бог благословит!

– Будучи молодым священником, расскажите, пожалуйста, о своем пути к Богу.

– Вырос я в многодетной семье православного священника, да и среди моих близких были и есть много священнослужителей. Так что мой путь к Богу был предопределен. Конечно, я счастлив, что по промыслу Божиему являюсь продолжателем священнического рода. Один мой прадед, к примеру, после кончины супруги принял монашеский постриг и со временем стал схиархимандритом. Брат и сестры имеют связь с Церковью и служением Богу, за что я Господу благодарен. В младенчестве родители меня крестили, избрав ответственных крестных. Крестный мой – священник, а крестная – матушка священника.

В 2005 году я поступил в Московскую духовную семинарию; после ее окончания продолжил образование в Московской Духовной Академии. Знания, которые были получены в стенах Лавры преподобного Сергия, помогли мне и помогают до сих пор в пастырском служении, в моей работе в Синодальном комитете, общении с казаками, которые ищут путь к Богу. Потому что главная задача окормляющего духовенства – на путь принятия Православной веры как «путиводительной звезды» в жизни наше казачество наставить. Ведь путь казака в прошедшие века и сегодня – служение «Богу, Святой Руси, своему народу и своему государству». Казачата видят, усваивают и перенимают нормы поведения взрослых, в том числе в приходской жизни, а также обычаи и традиции казачества, отношение к труду, защите Отечества. В этом заключена необратимая сила личного примера.

Одновременно с учебой в МДА, я окончил исторический факультет Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова. Поэтому уместно сказать, что полноценно посвящая свою жизнь Богу, ты не лишаешь себя светских знаний. И сегодня, неся одно из своих послушаний в светском ВУЗе, в Первом казачьем университете, я в полном праве могу духовно окормлять молодых казаков.

Священник Тимофей Чайкин:

«Ты здесь должен один раз для себя твердо понять, речь всегда идет только о тебе. Ты принял Православную веру, ты крестился, за тебя родители твои, твои крестные молились, по вере этих людей были даны обеты Богу: я, Господи, принадлежу Тебе, я согласен Твои заповеди соблюдать. Это уже твоя ответственность. Коли она на тебе есть, великая ответственность перед Богом, ты обязан отвечать за свои дела и поступки именно как православный христианин. Так же у казаков. Казак, как и священник, принимает присягу в храме на Кресте и Евангелии перед казачьим братством, перед святыми иконами, являясь в прямом смысле слова частью Церкви, обещает служить вере Православной, Отечеству и казачеству. Я думаю, что это главные слова в жизни, и ты будь готов за свои слова понести ответственность, Господь ведь спросит именно с тебя».

«…не нужно впадать в другой соблазн, ныне очень распространенный: дети – это потом, сначала профессия, пожить для себя. Не деньги надо зарабатывать, тем более ценой отказа от деторождения, а заниматься собственной духовной жизнью. К духовным людям Бог особенно внимателен, никогда не оставит такую семью, сколько бы детей в ней не родилось. Никогда казачьи семьи или семьи священников не оставались без куска хлеба, хорошего образования. Из таких семей дети выходят порядочными, с большим потенциалом человечности, творческих способностей, и знающих, как этим потенциалом правильно распорядиться».

…Я очень люблю церковное пение. Поэтому в храме Оковецкой иконы Божией Матери, ныне кафедральном соборе Ржевской епархии, где настоятелем был мой отец, протоиерей Константин Чайкин, мы создали смешанный молодежный хор из более 20 человек, и, признаться, исполняли довольно сложные музыкальные произведения. Конечно, мы не пели Рахманинова, но духовные сочинения и переложения традиционных распевов Павла Чеснокова и Александра Кастальского, других авторов исполняли. Вокальную динамику нашего хора благосклонно отмечали священство и прихожане, да и митрополит Тверской и Кашинский Виктор, а в годы моей ранней юности архиепископ, положительно отзывался о нашем исполнении. Осмелюсь утверждать, что в Тверской области мы были одним из успешных певческих коллективов. Поэтому поступая в Московскую духовную семинарию, я мечтал попасть в братский хор под управлением известного, уникальнейшего регента Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Матфея Мормыля, с которым связана вся певческая история нашей Православной Церкви. Для многих поколений выпускников МДА он был общепризнанным авторитетом и очень любимым «батей»! Мне посчастливилось не просто войти в круг певчих, но последние годы сопровождать его. В 2008 году я был рукоположен ректором владыкой Евгением Верейским во диакона в Покровском академическом храме. Вскоре я пришел в Донской монастырь, где служил дьяконом при епископе Павлово-Посадском Кирилле, ныне митрополите Ставропольском и Невинномысском. Спустя 3 года меня рукоположили в сан священника, и я служил в Лесном городке Одинцовского района Московской области. Позднее Указом Святейшего Патриарха я был зачислен в клир города Москвы и определен служить в храме святого праведного Иоанна Кронштадского в Жулебино, где последние пять лет совершаю свое пастырское служение.

– Вы работаете в Синодальном комитете по взаимодействию с казачеством 7 лет. Какое место в жизни Комитета и казачьего духовенства занимали вопросы духовного окормления казачьей молодежи в начале его деятельности и теперь?

– По благословению митрополита Кирилла мне посчастливилось стоять у истоков создания Синодального комитета по взаимодействию с казачеством. Помню первые шаги Комитета и всех сотрудников. Сначала было сложно понять всем нам, что такое Синодальный комитет, чем он должен заниматься, какие меры по воцерковлению не просто православных верующих, а именно казаков мы должны предпринять. Исторически казаки связаны с православием, но как это донести и самому казачеству, и только формирующемуся войсковому казачьему духовенству? Само казачество еще было разрозненно, да и годы безбожной советской власти сильно ударили по казакам. В 2009 году был создан Совет при Президенте РФ по делам казачества, который возглавил Александр Дмитриевич Беглов, ныне Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе. По благословению Святейшего Патриарха членом Совета стал председатель Синодального комитета митрополит Кирилл. И весь этот период совместной работы Церкви, казачества и государства стал едва ли не самым плодотворным временем в деле возрождения российского казачества.

Тогда, в 2010-2011 годах казаки, конечно, говорили о поддержке казачьих традиций. Но не все понимали, что такое Православная вера, поведение православного человека на протяжении всей его жизни, а не только представление о том, что, приняв Таинство крещения, изредка заходить в храм, оставить поминальную записку, постоять со свечой. Процесс воцерковления затрагивал несколько пластов в работе Синодального комитета: определение правового статуса института войскового священника, руководителя епархиального отдела по взаимодействию с казачеством; проведение катехизаторской работы, направление созданных Комитетом методических материалов духовникам, атаманам, а также в образовательные организации с казачьим компонентом для формирования уникальной системы казачьего воспитания, которая является едва ли не главным элементом казачьей культуры в целом. Именно в силу мощной генетики российского казачества, в отличие от других социальных групп, оно сохранило историческую память и желание восстановить свои устои и традиции, прежде всего православные. Содержание природы такого явления, как казачество, действительно всеобъемлюще. Это защитники в самом высоком смысле слова – охранители государственных интересов, Русской Православной Церкви, своих общин, всего народа. Все эти черты носят исключительно позитивный характер, достойно проявлены в славных походах и в мирной жизни, поэтому и примеров для формирования в современном молодом поколении казаков патриотических взглядов, духа товарищества, милосердия и социального служения более чем достаточно.

Воцерковление казачьей молодежи стало также одной из задач Синодального комитета. В 2010 году было рано говорить о молодежных организациях и объединениях. Их еще попросту не существовало. Понимание как организовывать такую работу самому государству, войсковым казачьим обществам только формировалось. Ведь когда человек с активной жизненной позицией состоит в организации, у которой есть устав, программа действий, тогда он более качественно сотрудничает с различными органами власти, общественными объединениями, учреждениями Русской Православной Церкви. Напомню, что мы в первый же год работы Синодального комитета провели мероприятия казачьего направления Международных Рождественских образовательных чтений. Позднее была определена коллегия войсковых священников, которую утвердил Святейший Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ и пригласил в нее представителей Украинской Православной Церкви, Белорусского Экзархата, Казахстанского митрополичьего округа. Священноначалием также было принято Положение о руководителе епархиального профильного отдела. Со всем казачьим духовенством мы находимся в постоянном рабочем и братском контакте.

Напомню, что на заключительном заседании казачьего направления Международных Рождественских чтений в январе 2016 года митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл настоятельно рекомендовал священству с особенным вниманием сосредоточиться на пастырском окормлении казачьей молодежи.

Сегодня работа с молодыми казаками ведется более точечная. Во многих организациях существуют свои уставы, которые определяют взаимодействие с епархиями Русской Православной Церкви, с духовниками, окормляющими казачество. Этот список организаций постоянно обновляется, и он нужен для того, чтобы через правящих архиереев назначить бы туда казачьих духовников.

И Синодальный комитет, и казачьи духовники на местах усердно трудятся, чтобы у молодежи выстраивались гармоничные отношения с Богом, миром и людьми. Наш совместный опыт показывает, насколько плодотворным может быть взаимодействие государства, Церкви и общества в вопросах культурного и духовного просвещения и воспитания молодежи. Буквально пару слов о форумах казачьей молодежи, которые мы провели в Санкт-Петербурге в прошлом году, и в Севастополе – в нынешнем. На Евразийские форумы “Казачье единство” приезжают представители всех войсковых казачьих обществ, Белоруссии, Казахстана. Участники имеют возможность совершить паломничества к святым местам, поклониться святым мощам, помолиться вместе с братьями-казаками из других казачьих обществ в исторических соборах и храмах великих русских городов, внять наставлениям Владыки митрополита, получить его благословение, а также послушать лекции священников и преподавателей, посетить известные музеи и театры. Такие впечатления и переживания постепенно складываются в психологическую готовность к “служению Отечеству не за страх, а за совесть”.

– В России создана и развивается уникальная система непрерывного образования с казачьим компонентом. Конкурс в казачьи кадетские корпуса растет ежегодно. Чем, на Ваш взгляд, объясняется такое большое внимание государства к образованию казачат, да и самих родителей при выборе образовательной организации для своих детей?

– Когда говорят о системе непрерывного образования с казачьим компонентом, имеют в виду поддержание, развитие своего рода цепочки – от детского сада до ВУЗа. С таким ВУЗом Синодальный комитет взаимодействует самым активным образом, – это МГУТУ им. К.Г.Разумовского (Первый казачий университет).

Ядром системы являются, конечно, казачьи кадетские корпуса. Напомню, что решение об открытии корпусов принимают администрация субъекта РФ и войсковое казачье войско во главе с атаманом при поддержке Совета при Президенте РФ по делам казачества и Министерства образования и науки РФ. Не исключаю, что кем-то данный сегмент российского образования воспринимается как экзотика. Между тем мы с радостью наблюдаем, как происходит духовное возрастание казачат, едва ли не с первых шагов их жизни.

Сегодня в России открываются все новые и новые казачьи кадетские корпуса. Это действительно «штучные» учебные заведения, которые есть не что иное как один из источников формирования российской элиты, посвятившей себя защите национальных интересов, служению народу.

Недаром с давних времен бытует такая поговорка: «Ученье образует ум казака, а православное воспитание – нрав». Понимая важность уникального соединения воспитательного и образовательного процессов для сохранения основополагающих традиций казаков и членов их семей, представители власти, казачества, образовательных и общественных организаций обратили внимание на существовавшую форму учебных заведений и до революции 1917 года. Сегодня в России действуют 30 казачьих кадетских корпусов. Казачьих школ насчитываются сотни, а казачьих классов – тысячи по стране. Только в Москве их более 100. Кроме того, открыты казачьи кадетские профессиональные училища, центры дополнительного образования для казаков.

Прежде чем поступить в казачий кадетский корпус, ребята должны успешно пройти испытания, конкурируя с ровесниками. К примеру, конкурс в МПКУ им М.А.Шолохова, имеющему в программе обучения казачий компонент, достигает 80 человек на одно место! Подростки получают знания не только по общеобразовательным дисциплинам, но и по истории казачества, основам Православной веры, обучаются строевой подготовке, правилам рукопашного боя и так далее. Это же новое качество системы российского образования. Почему люди отдают своих детишек в казачьи классы, казачьи кадетские корпуса? Могу ответить словами родителей этих же детей: «Мы хотим, чтобы ребенок вырос настоящим патриотом, беззаветно любящим свою Родину, стремящимся жить полнотой церковной жизни». И Синодальный комитет направляет духовников окормлять учащихся в казачьи образовательные организации, разумеется, с согласия их родителей.

Первый казачий университет, который возглавляет член Совета при Президенте РФ по делам казачества ректор Валентина Николаевна Иванова, объединяет 18 региональных институтов. Мы знаем, что филиальную сеть федеральных ВУЗов в последнее время существенно сокращают. А в МГУТУ Божией милостью и заботой митрополита Кирилла все остались на месте. В региональных институтах есть духовники, которые окормляют студентов и преподавателей, проводят постоянную духовно-просветительскую работу. И сама жизнь, и история России, наконец, история Русской Православной Церкви много раз убедительно доказывала, что без духовного стержня, без обращения нашего внутреннего взгляда к горнему миру, – туда, где замысел свой о человеке Господь проявил, чтобы бессмертная душа, которая была дана каждому человеку по рождению, прожила бы свою жизнь вместе с телом не зазря, а принесла бы добрый плод для вечной жизни в Царствие небесном, – нет и не может быть стабильного государства, единой, неделимой нравственности в обществе, прочного мира в семьях и душах людей.

– Уже несколько лет Вы являетесь духовником МГУТУ им. К.Г.Разумовского (Первый казачий университет). В головном здании в Москве и в 18 региональных институтах открыты Духовно-просветительские центры. Насколько студенты-казаки воцерковлены? Можно ли охарактеризовать такой деликатный процесс как степень стояния в вере, духовного укрепления студенческой казачьей молодежи?

– Мы сотрудничаем с МГУТУ с 2011 года, с той поры, когда ВУЗу еще не был присвоен статус «Первый казачий университет». Советом при Президенте Российской Федерации по делам казачества было определено сделать одним из ведущих направлений – обучение казаков, поступающих в университет по направлению войскового казачьего общества и администрации субъекта Российской Федерации. Понимая, что казачество – это образ жизни, воспитательный компонент в программах и деятельности этого учреждения со временем стал все более весомым, во многом благодаря участию Русской Православной Церкви.

ВУЗ готовит главным образом специалистов пищевой промышленности. Учитывая, что абитуриенты приезжают по целевому набору в Москву из «казачьих» регионов – скажем, из Краснодарского и Ставропольского краев, Ростовской, Волгоградской областей, где есть развитое сельское хозяйство, то, получив профессию и вернувшись в свой край, они становятся успешными практиками. А казаки в мирные периоды возделывали землю, занимались рыболовством, животноводством, виноделием и приучали к труду свое потомство. Эта традиция не прерывалась, только у нынешней казачьей молодежи появилась положительная возможность, поступив на бюджет, получить современную профессию, гарантированное трудоустройство и пастырское благословение на начало всякого доброго дела.

Университет всегда дорожил поддержкой главы Синодального комитета митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла. Он благословил создание духовно-просветительских центров в головном ВУЗе в Москве и филиалах, способствовал открытию кафедры теологии, на которой молодых казаков и студентов, не связанных с казачеством, обучают основам Православной веры. Недавно открылись курсы по изучению старославянского языка. Надеемся, по милости Божией, и церковнославянский язык будут преподавать. В духовно-просветительский центр им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, где находятся иконы, и куда приходят казаки утром и вечером, чтобы прочесть молитвы. Репутация ВУЗа и его филиалов во многом укрепляется потому, что молятся верующие, молится митрополит Кирилл и окормляющее казаков духовенство, усердно трудится на общее будущее весь Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством.Насколько воцерковлены студенты-казаки, это отдельный вопрос. У молодых людей была в семьях разная степень религиозности. Вместе с тем, отмечу, что в этом ВУЗе учились люди, будучи уже иподьяконами у архиереев южных епархий Русской Православной Церкви. Разные люди приходят, – есть те, кто имеют духовное начало, и те, кто только начинают знакомиться с бесценными духовными сокровищами Церкви. У всех этих ребят есть возможность получить более глубокую духовную подготовку и укрепиться в своей вере. Мы регулярно проводим молебны, церемонии принесения присяги для первокурсников, приглашаем на службы в Донской ставропигиальный мужской монастырь, в том числе 1 сентября, когда православные люди празднуют День Донской иконы Божией Матери. И в этом году студенты-казаки молились за Божественной литургией. Я уверен, что их молитвы, обращенные к Пресвятой Богородице, не останутся тщетными. Пресвятая Владычица поможет в их пути. Также в головном офисе и в региональных институтах мы проводим различные лекции и видеоконференции по духовно-нравственному воспитанию, основам Православной веры, вопросам семьи и брака, преодолению неоязычества. Кроме того, ребята нередко приходят в храм святого праведного Иоанна Кронштадского в Жулебино, в котором я служу,- они исповедуются, причащаются, видят в вере утверждение и спасение. Конечно, это воцерковленные люди, которые усвоили, что нужно осознавать свой нравственный долг и исполнять его, несмотря ни на что.

– Какое глубоко созидательное, спасительное значение имеет общение пасомых с пастырями. Все мы, верующие, составляем единое общество – Святую Церковь. Но молодые казаки должны построить прежде всего свою малую Церковь – семью. Как им помочь, чтобы их семьи не распадались, а были крепкими, счастливыми, основанными на казачьих традициях?

Я считаю, что люди, вступающие в совместную жизнь, не должны пренебрегать Таинством Венчания. Почему? Когда люди приходят венчаться, замечательные молитвы возносит священник вместе с новобрачными, их родителями и друзьями, о том, чтобы Господь соединил два этих тела во единую личность. Соединил, укрепил и утвердил в любви вечной. Тогда сложно диаволу вмешаться и разрушить Богом освященный союз. А когда человек сам находит вторую половину, сам определяет, как ему жить дальше, не обращается ко Господу, то, конечно же, враг рода человеческого вмешивается в трудную минуту и усугубляет сложную ситуацию, а не разрешает ее. Люди невоцерковленные действительно нередко расходятся в разные стороны, хотя серьезных причин к расставанию может и не быть. Таким людям я говорю: найдите в себе силы обернуться назад, мысленно вернуться к моменту вашего же решения идти одной дорогой, обвенчаться и продолжить свою семейную жизнь уже под благословением Божиим. Кстати, бытует мнение, мол, назад оглядываться не стоит. Так вот бояться оглядываться нужно на грех. А когда дело правое, на него можно много раз оглянуться и подумать о добром продолжении совместного пути. Вот поэтому в воспитании казака или казачки всегда правильно расставляли приоритеты. Но, помимо твердого желания все вместе преодолеть и продолжать идти дальше, не нужно впадать в другой соблазн, ныне очень распространенный: дети – это потом, сначала профессия, денег подзаработать, пожить для себя. Не деньги надо зарабатывать, тем более ценой отказа от деторождения, а заниматься собственной духовной жизнью. К духовным людям Бог особенно внимателен, никогда не оставит такую семью, сколько бы детей в ней не родилось. Никогда казачьи семьи или семьи священников не оставались без куска хлеба, хорошего образования. Из таких семей дети выходят порядочными, с большим потенциалом человечности, творческих способностей, и знающих, как этим потенциалом правильно распорядиться.

А ведь есть семьи, где близкие люди даже питаются порознь… Вольготность и жизнь без ограничений для молодых, случается, куда опаснее скромности и обычных житейских притеснений. Достигнув совершеннолетия, такие люди не понимают, что им надо делать дальше. Семейная жизнь любого человека, независимо от материального достатка, это – разного рода трудности, преодоления, но всегда общие радости в семейных праздниках, семейных походах в храм Божий. Например, когда ты вместе с родителями, с братьями и сестрами обращаешься ко Господу с молитвой за помощью своему заболевшему родственнику. Когда вся семья встает на молитву, идет на Литургию, когда перед твоими глазами пример постоянного горения во имя Господа, который являет отец-священник, – все это огромное счастье, самая мощная в жизни молодого человека духовная поддержка.

Нужно опираться на заповеди Господни, потому что они никогда не обманут. Поступать с людьми, согласно своей совести, через которую говорит с нами Господь Бог. Потому что совесть – это голос Божий, звучащий внутри нас. Размышляйте, думайте своей головой, образовывайтесь, будьте верными своей совести, преданными стране и Господу нашему.

– Сегодня очень востребовано участие православных людей в социальной работе Церкви.

Как говорили старые мастера, важно не только дать знание, важно уметь его взять. Самое главное – чтобы человек не стал предателем своей же жизни. Учиться не для того, чтобы наполниться пусть даже нужной информацией. А для того, чтобы знания приобретенные воплощались в благие дела. Например, есть больницы и приюты, где нуждаются в твоем деятельном участии, энергии, терпении, добром, ободряющем слове. По соседству со многими храмами живут пожилые прихожане, которым требуется забота. Ко мне в храм много раз подходили люди с просьбой о помощи. И Церковь сразу откликается. Чуть позднее, буквально через несколько дней, появляется женщина, которая сама изъявляет желание помочь кому-то. Вот так Церковь соединяет людей для их взаимного вспоможения, возрастания любви к Богу и друг к другу, устранения каких-либо противоречий. Дай Бог, чтобы делу милосердия служили как можно больше представителей молодежи.

– Какое движение нужно сделать самому человеку, что быть полезным в приходской жизни и вести православный образ жизни естественно? Как соединить современных, технологически оснащенных молодых казаков с жизнью в Церкви?

Когда мы обращаемся к молодым казакам, мы хотим их видеть умными, образованными и ответственными. И здесь можно провести параллель – человек, принадлежащий к казачеству, и человек, принадлежащий в Православной вере. Много схожего. Очень много крещенных, но не приходящих в храм Божий, не участвующих в Таинствах Церкви. И казаков нередко справедливо поругивают за поверхностное отношение: вроде в форме, вроде и в храм заходят, а дальше-то что?

Я уверен, что, начиная с самого детства, каждому человеку, каждому казаку нужно твердо уяснить, что на нем лежит колоссальнейшая ответственность. Не только на всем казачестве, не только на всей Русской Православной Церкви, а лично на нем. Люди же привыкли думать, говорить и оправдывать себя «а я, как все». И на исповеди признаются: «Я грешу, как все». Не надо говорить про всех и про других. Ты здесь должен один раз для себя твердо понять, речь всегда идет только о тебе. Ты принял Православную веру, ты крестился, за тебя родители твои, твои крестные молились, по вере этих людей были даны обеты Богу: я, Господи, принадлежу Тебе, я согласен Твои заповеди соблюдать. Это уже твоя ответственность. Коли она на тебе есть, великая ответственность перед Богом, ты обязан отвечать за свои дела и поступки именно как православный христианин. Так же у казаков. Казак, как и священник, принимает присягу в храме на Кресте и Евангелии, перед казачьим братством, перед святыми иконами, являясь в прямом смысле слова частью Церкви, обещает служить вере Православной, Отечеству и казачеству. Я думаю, что это главные слова в жизни, и ты будь готов за свои слова понести ответственность, Господь ведь спросит именно с тебя. И если сегодня каждый молодой казак задумается: а что мне надо хорошего сделать? Сегодня мне 30, завтра я буду старше, потом дети и внуки, атаман и братья казаки, – все эти люди будут смотреть на мое поведение, дела и слова, умение прожить честно, отбросив осуждение и гордыню, проявить любовь к своему ближнему, не осуждать его, а терпеть его недостатки, – это и есть жизнь православного христианина, если угодно, единственно верная гражданская позиция. Также и в казачестве: любить свою страну, служить ее интересам, отбросив всяческую нечисть, примешивавшуюся с разных сторон, уважать свою историю, свою семью, родителей. Нести свой крест не в распространенном понимании какого-то притеснения, а в понимании естественного пути спасения. Спасения не может быть без крестоношения.

Неслучайно мы ежедневно, перед началом любого дела, на каждом богослужении читаем молитву «Царю Небесный». Чтобы Господь освятил наш путь Духом Святым. Поэтому всем так важно читать молитвы осмысленно, призывать благодать Духа Святаго, чтобы она освящала нас и помогала нам разумно думать. Если мы разумно думаем, то обязательно поймем истинное наше предназначение, найдем свое место в служении Церкви и казачеству. И каждый из нас поставлен на то место, где, положив труд, может приобрести святость.

12.11.2018

Священник Тимофей Чайкин: «Для того чтобы действовать во благо, нужно иметь крепкую веру»

8 ноября 2018 года ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством иерей Тимофей Чайкин, духовник МГУТУ им. К.Г.Разумовского (ПКУ) провел очередное занятие со студентами-казаками и преподавателями вуза.

Приветствуя аудиторию, иерей Тимофей Чайкин сказал: «Жизнь в казачестве открывает для его молодых представителей новые возможности. Вы участвуете в мероприятиях, организованных в Москве и других городах России, в духовно значимых местах – Храме Христа Спасителя, Донском ставропигиальном мужском монастыре, казачьем храме иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском Поле, а также на светских известных площадках – в музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе, в Кремлевском дворце на пленарном заседании XXV Всемирного русского народного собора, как это случилось 1 ноября. Вы наблюдаете, слушаете выступления первых лиц российского государства и Русской Православной Церкви. Все это важно для вашего духовного, личностного, профессионального становления».


На этот раз свое выступление священник посвятил теме «Таинства Церкви».


«В православии есть семь важных таинств. Вместе с таинством крещения совершается таинство миропомазания. Таинством миропомазания передаются православным благодатные дары святаго духа, укрепляющие веру в человеке.

Третье – таинство покаяния, таинство исповеди, в котором у Господа Иисуса Христа мы просим прощения за прегрешения, примиряемся с Богом, потому что всякий грех, который мы совершаем, мы совершаем против Бога, против родных, близких людей, против своей души.


Таинство причащения – это самое главное таинство, в котором мы соединяемся с Господом Богом. Наконец, таинство брака и таинство священства. Последнее, седьмое таинство совершается архиереем православной церкви в отношении очень небольшого числа людей, которые ощущают в себе призвание служить Богу», – рассказал Тимофей Чайкин

Духовник МГУТУ подробно разъяснил значение каждого таинства в жизни православного христианина.


«Нам нужно действовать ежеминутно – учиться профессии, помогать товарищам, формировать вокруг себя творческую, дружелюбную атмосферу, трудиться на благо отечества. Но для того чтобы действовать, нужно иметь крепкую веру. Как сказано в Послании апостола Иакова, ибо как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва», – завершил Тимофей Чайкин.

По окончании лекции духовник и студенты-казаки договорились о проведении встречи, посвященной вопросам взаимоотношений в молодежной среде, в том числе о подготовке молодых казаков к Таинству брака.