24.09.2019

Святослав медведев. Директор института мозга человека ран святослав медведев


Что такое гений? Почему творчество продлевает жизнь? Что показало изучение людей с необычными способностями? В чем феномен Кашпировского? Почему при изучении тайн мозга, возможно, придется выйти за рамки сложившихся научных подходов? Об этом рассказывается в только вышедшей книге "Мозг против мозга". Корреспондент "РГ" беседует с ее автором, академиком Святославом Медведевым, который почти 30 лет возглавлял Институт мозга человека им.Н.П.Бехтеревой РАН.

В последние годы наука обзавелась мощными инструментами для изучения мозга. Постоянно сообщается об открытии различных зон, ответственных за те или иные свойства человека. Приблизились ученые, наконец, к пониманию, что же такое творчество, в чем феномен гения?

Святослав Медведев: Эту загадку пытались разгадать еще большевики, которые специально в 20 годах прошлого века создали в Москве Институт мозга. Цель - понять, чем мозг гениальных большевиков отличается от мозга обычных людей. Что только ни делали: изучали объем, строение, тонкую структуру и т.д. За 80 лет результат нулевой. Мозг не раскрыл ни одного секрета. Впрочем, такие попытки делались и на Западе, в частности, изучался мозг Эйнштейна. С тем же результатом.

Значит, правы те, кто утверждает, что наука пока не понимает, что такое мозг, как он устроен, по каким законам работает? Где уж в такой ситуации браться за тайну творчества, а тем более гениальности.

Святослав Медведев: Да, пока ни один ученый не смог создать непротиворечивую концепцию, как работает мозг. Он надежно хранит свои тайны. Но с другой стороны, науке удалось кое в чем разобраться. Скажем, последние исследование академика Натальи Бехтеревой показали, что в мозг творческого человека отличается тем, что может быстро устанавливать связи между нейронами, быстро их активировать.

Вообще само по себе творчество - это уникальный вид деятельности.

Вот представьте, человек учится, скажем, водить машину. Он весь во внимании, предельно сосредоточен на руле и дороге, ни на что не отвлекается. А главное - во время обучения у него задействованы почти все участки мозга. Но когда научился, одновременно может делать множество дел, разговаривать по мобильнику, беседовать с соседом, любоваться окрестностями и т.д. Почему? У вас освободились многие "территории" мозга, загруженные при обучении.

Чем принципиально отличается акт творчества? Как и при обучении вождению на нем сосредоточен весь мозг, он не отвлекается ни на что другое, в нем нет "свободных" территорий. И понятно почему. Ведь сам мозг не знает, что же ему нужно для творчества, какие области мозга будут задействованы. Этим оно отличается от любого другого вида деятельности. Кстати, и настоящую науку от ее имитации. Как только вы нацелились на какой-то результат, говорите, хочу получить то-то, это не наука. Наука - это когда хочу посмотреть, что там будет, но не знаю, что будет. Точно также и в творчестве.

А может, в обычной жизни мозг работает на 10-15 процентов своих возможностей, как утверждают многие ученые, а в моменты творчества включается на все 100?

Святослав Медведев: Все разговоры о сверхвозможностях мозга, о том, что в обычной жизни задействована лишь малая доля неисчерпаемых резервов, это полная чушь. Что такое процент использования мозга? Это число работающих нейронов. Так вот они постоянно в деле, не простаивают ни на мгновенье, непрерывно анализируют имеющуюся информацию. Чтобы как-то приглушить мозг на Востоке есть особые приемы медитации.

Итак, никаких зон творчества, зон гениальности в мозге нет. Искать их - пустая затея?

Святослав Медведев: По поводу гениальности могу сказать, что это аномалия. Наш мир создан под среднего человека, сбалансирован. Например, очень маленький или большой рост с точки зрения физиологии ненормальны и могут стать причиной разных осложнений. Сходным образом дело обстоит и с мозгом. Гениальность - это своего рода гипертрофия одного какого-то качества за счет других. Это может стать причиной преждевременной смерти, что, кстати, мы наблюдаем у многих гениев.

Что касается зон творчества, зон гениальности, то сегодня мы уже знаем удивительную вещь. Оказывается, что нейроны мозга полифункциональны. Одни и те же в какой-то момент занимаются творчеством, а в другой переключаются, регулируют работу сердца, печени, других органов. Значит, когда вы творите, то, по сути, тренируете, "массируете" органы. Они постоянно в тонусе. Поэтому творческие люди живут, как правило, дольше.

Что касается различных зон, в том числе и одаренности, о чем периодически сообщают в СМИ, то хочу разочаровать. Когда появляется сенсация, что обнаружен центр одаренности, от которого зависит IQ, или нейрон, который кодирует лицо Анжелины Джоли, то это, мягко говоря, неправда. На самом деле, чтобы выполнить любое действие, в мозге образуется очень разветвленная система нейронов. Конечно, "сенсационный" нейрон, о котором прокричали в СМИ, имеет отношение к образу Джоли, но он всего лишь часть огромной системы. Напомню, что в мозге 100 миллиардов нейронов, а число связей больше, чем частиц в видимой Вселенной. И перед наукой стоит архисложная задача - разобраться с этой "вселенной", которой обладает каждый человек.

Приходилось вам изучать феноменов, которые утверждают, что у них необычные способности, в частности, экстрасенсов?

Святослав Медведев: Да, но почти все сверхспособности оказались либо жульничеством, либо искренним заблуждением, либо имели тривиальное объяснение. Апофеозом была группа "феноменов", которые пришли академику Бехтеревой и заявили, что они сканируют людей насквозь, могут ставить диагноз и лечить все болезни. В этот момент в комнату вошла моя дочь, и феномены подробно рассказали обо всех ее недугах. Правда, почему-то никто не заметил, что у нее четырехмесячная беременность.

Но был случай, когда мы действительно были поражены. К нам обратились с просьбой изучить феномен Анатолия Кашпировского. И мы обнаружили, что он способен изменить у пациентов некоторые параметры, скажем, в составе крови. Мы так и не разобрались в сути его "магии", не смог и он что-то объяснить. Думаю, что "феномен" Кашпировского есть, а вот "метода" Кашпировского нет. Это чисто индивидуальное явление. Возможно, если бы мы продолжили с ним работать, то, в конце концов, разобрались бы. Но у него не было желания тратить месяцы, а может и годы на "нудные" исследования, становиться подопытным кроликом, уходить от активной работы. Так что это единственный случай, когда действительно мы что-то увидели.

Вы занимались и феноменом, так называемого альтернативного зрения, которое тоже стало громкой сенсацией. Вывод исследования привел даже к спору с комиссией по лженауке РАН.

Святослав Медведев: Эта целая история, она подробно описана в моей книге. Речь шла о группе детей, которые заявляли, что могут видеть сквозь плотную повязку, читать, ориентироваться в пространстве. Мы решили проверить, используются глаза или действует какой-то иной механизм. В экспериментах дети действительно свободно читали, имея на глазах плотную повязку. Обычный человек сквозь ничего не видел. Меняя условия проверки, мы разобрались в этом эффекте. Если кратко, то суть в следующем. Для альтернативного зрения нужно минимальное количество света. И если человек упорно тренируется видеть изображение, довольствуясь этим минимумом, то, в конце концов, становится "феноменом". Но здесь нет никакой мистики, а результат упорного труда. Каждый может попробовать.

Тогда вместо спокойного обсуждения вокруг этого феномена в СМИ начался невообразимый шум, договорились до того, что можно видеть содержимое сейфов. Этими людьми заинтересовалась комиссия по лженауке РАН и обратилась ко мне. А мы к тому времени опубликовали статью о наших экспериментах. Академик, к которому я пришел обсудить феномен, сразу заявил, что этого не может быть, потому не может быть никогда. Больше всего меня поразило, что у него не было никакого желания установить истину, понять, в чем же там суть дела. По-моему, это настоящая научная инквизиция, когда с ходу отвергается все выходящее за традиционные представления. С таким подходом мы вряд ли разберемся в феномене мозга.

Думаю, что "феномен" Кашпировского есть, а вот "метода" Кашпировского нет. Это чисто индивидуальное явление

Читал, что недавно наши известные ученые в области изучения мозга Константин Анохин и Татьяна Черниговская посетили Далай-ламу и договорились о совместных исследованиях.

Святослав Медведев: Можно только приветствовать. Я был у Далай-ламы, мы говорили о совместных исследованиях. Его представители приезжали к нам в институт. Но совместные исследования предполагали работу с "продвинутыми" буддистами, однако организационные трудности оказались слишком велики. Повторю, что, несмотря на расцвет исследований мозга, множество ярких результатов, мы все еще далеки от понимания, как мозг работает, что такое память и сознание. Более того, чем больше накапливается различных экспериментов, которые нередко противоречат друг другу, тем сильней впечатление, что мы упираемся в глухую стену. Часто мы можем объяснить конкретные особенности работы мозга, но они не выстраиваются в целостную картину. Многие явления, как например, выход души из тела, когда человек после реанимации рассказывает то, что никак не мог узнать, вообще не встраиваются в научную картину мира. Особняком стоят парапсихологические явления. Я не знаю ни одной работы, где бы их существование было доказано. Но с другой стороны, уж слишком много косвенных улик. Их обилие заставляет сомневаться и подозревать, а может быть, что-то все же есть.

Фото: Сергей Савостьянов/ РГ

И тут встает вопрос о методах исследования. Может, мы ищем там, где "светло" и как умеем. Может быть, для изучения мозга надо применить иные способы, в которых могут нарушаться некоторые незыблемые законы. Возможно, чтобы его понять, надо обратить внимание на "запретные" с точки зрения законов природы случаи, попытаться в них разобраться, выйти за рамки сложившихся научных подходов. Лауреат Нобелевской премии Нильс Бор как-то сказал: эта идея недостаточно безумна, чтобы быть верной. Говоря образно, мозг ждет своих безумцев.

Визитная карточка

Святослав Всеволодович Медведев родился 1 июля 1949 года в Ленинграде в семье учёных - Натальи Петровны Бехтеревой и Всеволода Ивановича Медведева. Закончил Ленинградский университет. В 1990 году возлавил Институт мозга человека РАН. Он занимается исследованиями организации мозга и его функций: речи, эмоций, творчества и т.д. Сейчас является главным научным сотрудником института.

Каждый человек – это целая вселенная. Очевидно, что центр управления этой вселенной – в голове. Знаем ли мы, как устроен человеческий мозг? О результатах исследования мозга и факторах, влияющих на его состояние, Виталий Ушканов беседует с директором Института мозга человека РАН Святославом Медведевым .

– Можно ли сказать, что мозг менее изучен и познан, чем другие органы человека?

МЕДВЕДЕВ: Несомненно. Мозг – это самый сложный объект, который существует во вселенной. И есть очень серьезные сомнения в том, сможем ли мы его вообще когда-нибудь полностью исследовать, потому что все то, что мы изучали до сих пор, было проще, чем прибор, который мы изучали. И философский вопрос о том, сможем ли мы познать что-то, равное по сложности нашему мозгу, остается открытым.

– Сейчас много говорят о том, что российская наука не слишком обеспечена, не хватает средств, оборудования. Насколько работа вашего института зависит от технического обеспечения?

МЕДВЕДЕВ: То, что вы сказали, уже не новость, а общее место. На науку тратится безобразно мало денег, безобразно мало платят ученым. Мешает нам это? Да, резко мешает. Я считаю, что отток молодых кадров не столько связан с заработком (здесь тоже можно заработать), а именно с отсутствием приборной базы. Но и из этого есть выходы. Например, ставить задачи, которые можно решить на существующем оборудовании, а таких задач не так уж мало. Чего мы не можем делать? Мы не можем дать дальнейшего развития очень многим нашим идеям.

– Что более всего действует на мозг отрицательно?

МЕДВЕДЕВ: Если говорить о взрослом населении, то это массмедиа. Причем это происходит в очень многих странах мира, но там нашли какое-то противоядие. Возникает манипуляция сознанием, когда вдалбливаются ценности, которые являются для нас не важными. В чем сила Китая, Японии и Кореи? Они взяли от западной цивилизации грамотные вещи, оставив свой национальный уклад. Я считаю, что уничтожение имен-отчеств в обращениях разрушает уклад нашей жизни. Я не против, когда называют по имени, это даже молодит, но это разрушает взаимодействие.

А если говорить о детях, для них беда – резкое ухудшение образования. В школе, к примеру, исчезло понятие чистописания. Раньше в гимназиях заставляли часами переписывать что-то. Дело все в том, что тонкое дифференцированное движение кисти руки и пальцев существенно развивает мозг. Именно это приучение тонко и четко оперировать пальцами дает резкое развитие мозгу. Дальше – память. Исчезло заучивание огромных текстов наизусть. Устный счет уже не нужен. Главная беда для мозга – оглупление людей.

– Вы свой мозг каким-то образом тренируете?

МЕДВЕДЕВ: Моя работа – бесконечная тренировка памяти. Например, меня все время прерывают, и я очень редко прошу, чтобы меня не прерывали. Работа на прерываниях – это тренировка мозга.

– Если говорить о практическом применении ваших разработок, что в последнее время вы могли бы выделить?

МЕДВЕДЕВ: Я не считаю для себя важным добиваться широкого практического применения результатов. Я не внедренческий человек и не хочу этим заниматься. Моя задача – довести продукт до ума, показать его. Но что интересного есть в нашем институте, я могу сказать. Во-первых, конечно, это метод лечения наркоманов, или лечения так называемых навязчивых состояний. Это то, чем я могу гордиться. Дальше, сейчас у нас развивается метод лечения опухолей мозга, который приводит к тому, что люди, которые должны были умереть 6–7 лет назад, до сих пор приходят к нам в клинику. У нас организуется подход к женской эпилепсии. По результатам наших исследований можно существенно изменить не только тактику, но и стратегию очень большого числа заболеваний.

Досье
Медведев Святослав Всеволодович , директор Института мозга человека РАН.
Родился 1 июля 1949 г. в Санкт-Петербурге. Сын выдающегося нейрофизиолога Натальи Бехтеревой.
Окончил с отличием физический факультет Ленинградского государственного университета.
Работал в Физико-техническом институте имени Иоффе. Защитил кандидатскую диссертацию.
С 1979 г. работал в отделении нейрофизиологии человека НИИ экспериментальной медицины.
В 1980 г. перешел в академический Ленинградский научно-исследовательский вычислительный центр, где со временем организовал лабораторию моделирования механизмов деятельности мозга. В 1987 г. лаборатория была переведена в Академический институт эволюционной физиологии и биохимии имени Сеченова, а через два года преобразована в лабораторию позитронно-эмиссионной томографии.
В 1990 г. назначен директором-организатором Института мозга человека, а в 1991 г. избран директором института.
Член-корреспондент РАН. Входит в президиум Санкт-Петербургского научного центра Академии наук. Член Национального комитета российских физиологов, Американского и Британского физиологических обществ.
Женат. В семье есть дочь.

(Полностью беседу со Святославом Медведевым слушайте в аудиозаписи).

Отец Дмитрия Анатолий Афанасьевич был профессором Ленинградского технологического института им. Ленсовета, а мама Юлия Вениаминовна преподавала в Педагогическом институте им. Герцена, а потом трудилась экскурсоводом в Павловске.

Маленький старичок

Дмитрий был единственным ребенком, жила семья в «спальном районе» Купчино. Учился он в школе №305, с которой до сих пор поддерживает связь. Учительница Медведева вспоминает, что Дмитрий все время посвящал учебе. С одноклассниками на улице его можно было застать очень редко. Он был похож на «маленького старичка».

В честь Медведева в палестинском городе Иерихон названа улица.

Личная жизнь

В 1993 году Дмитрий Медведев женился на Светлане Линник. С ней он учился в одной школе. Супруга занимается организацией общественных мероприятий в Петербурге. В августе 1995 году в семье появился сын Илья.

В семье Медведевых есть кот породы невская маскарадная по кличке Дорофей. Плюс четыре собаки – два английский сеттера, среднеазиатская овчарка и золотистый ретривер.

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Биография

В Институте мозга человека РАН под его руководством изучался феномен так называемого прямого, или альтернативного, зрения, о котором в 2004 году велась дискуссия , затем в был проведен семинар . Публикации результатов исследований предпослано краткое сообщение в Вестнике РАН (2005, № 6) .

Разведен, есть дочь, внук и внучка. Увлекается теннисом, выращиванием роз.

Напишите отзыв о статье "Медведев, Святослав Всеволодович"

Примечания

Ссылки

  • Светлана Кузина , // Сайт газеты «Комсомольская правда »
  • Анна Майская , // Сайт газеты «Аргументы и факты »
  • на официальном сайте РАН

Отрывок, характеризующий Медведев, Святослав Всеволодович

– Не знаю, родная... Я пока ещё не понял этот мир. Я как дитя, делающее первые шаги... Мне предстоит сперва «научиться ходить», прежде чем я смогу ответить тебе... А теперь я уже должен идти. Прости, милая. Сперва я должен научиться жить среди наших двух миров. А потом я буду приходить к тебе чаще. Мужайся, Изидора, и ни за что не сдавайся Караффе. Он обязательно получит, что заслужил, ты уж поверь мне.
Голос отца становился всё тише, пока совсем истончился и исчез... Моя душа успокоилась. Это и правда был ОН!.. И он снова жил, только теперь уже в своём, ещё незнакомом мне, посмертном мире... Но он всё также думал и чувствовал, как он сам только что говорил – даже намного ярче, чем когда он жил на Земле. Я могла больше не бояться, что никогда не узнаю о нём... Что он ушёл от меня навсегда.
Но моя женская душа, несмотря ни на что, всё так же скорбела о нём... О том, что я не могла просто по-человечески его обнять, когда мне становилось одиноко... Что не могла спрятать свою тоску и страх на его широкой груди, желая покоя... Что его сильная, ласковая ладонь не могла больше погладить мою уставшую голову, этим как бы говоря, что всё уладится и всё обязательно будет хорошо... Мне безумно не хватало этих маленьких и вроде бы незначительных, но таких дорогих, чисто «человеческих» радостей, и душа голодала по ним, не в состоянии найти успокоения. Да, я была воином... Но ещё я была и женщиной. Его единственной дочерью, которая раньше всегда знала, что случись даже самое страшное – отец всегда будет рядом, всегда будет со мной... И я болезненно по всему этому тосковала...
Кое-как стряхнув нахлынувшую печаль, я заставила себя думать о Караффе. Подобные мысли тут же отрезвляли и заставляли внутренне собираться, так как я прекрасно понимала, что данный «покой» являлся всего лишь временной передышкой...
Но к моему величайшему удивлению – Караффа всё также не появлялся...
Проходили дни – тревога росла. Я пыталась придумать какие-то объяснения его отсутствию, но ничего серьёзного, к сожалению, в голову не приходило... Я чувствовала, что он что-то готовит, но никак не могла угадать – что. Измученные нервы сдавали. И чтобы окончательно не сойти с ума от ожидания, я начала каждодневно гулять по дворцу. Выходить мне не запрещалось, но и не одобрялось, поэтому, не желая далее сидеть взаперти, я для себя решила, что буду гулять... несмотря на то, что возможно это кому-то и не понравится. Дворец оказался огромным и необычайно богатым. Красота комнат поражала воображение, но лично я в такой бьющей в глаза роскоши никогда не смогла бы жить... Позолота стен и потолков давила, ущемляя мастерство изумительных фресок, задыхавшихся в сверкающем окружении золотых тонов. Я с наслаждением отдавала дань таланту художников, расписывавших это чудо-жилище, часами любуясь их творениями и искренне восхищаясь тончайшим мастерством. Пока что никто меня не беспокоил, никто ни разу не остановил. Хотя постоянно встречались какие-то люди, которые, встретив, с уважением кланялись и уходили дальше, спеша каждый по своим делам. Несмотря на такую ложную «свободу», всё это настораживало, и каждый новый день приносил всё большую и большую тревогу. Это «спокойствие» не могло продолжаться вечно. И я была почти уверена, что оно обязательно «разродится» какой-то жуткой и болезненной для меня бедой...

Профессор Святослав Медведев развеял некоторые мифы о мозге и рассказал, как противостоять негативным воздействиям на психику.

Мозг человека остается самым малоизученным органом человеческого тела. Ведь так непросто изучать подобное подобным. Институт мозга человека Российской академии наук – крупнейший и авторитетнейший центр по изучению нормы и патологии в нашей стране. Его специалисты работают на современном оборудовании и решают не менее сложные задачи, чем зарубежные коллеги в ведущих научно-исследовательских центрах мира. Директор Института мозга человека Святослав Вячеславович Медведев рассказал на заседании клуба ученых и журналистов «Матрица науки», которое состоялось в петербургском пресс-центре РИА Новости, о том, как выжить в нашем безумном-безумном-безумном мире.

Жалуясь на постоянный стресс, мы, жители больших городов, конечно, лукавим, говоря о существовании на пределе возможностей. Вас раздражают пробки, толпы людей, поток информации? Вам кажется, что в прежние времена жизнь была размереннее и спокойнее? Человеку свойственно ностальгировать по прошлому, даже мода то и дело возвращается к фасонам двадцати-тридцатилетней давности. Но представьте, что вы действительно отправились на 100-200 лет назад. Вот где для современного человека начался бы настоящий стресс! Между тем, этот самый стресс, в разумных пределах, конечно, заставляет организм работать лучше и эффективнее.

Медведев привел простой пример: в одном европейском зоопарке пара тигров никак не хотела размножаться. Животным были созданы все условия, но безрезультатно. Тогда кому-то пришло в голову кормить животных не каждый день по часам, а нерегулярно – то раз в три дня, то раз в неделю. Через некоторое время тигриное семейство увеличилось, а причиной тому стал стресс, связанный с нерегулярным приемом пищи, который заставил мобилизоваться весь организм. Но чтобы стресс не стал хроническим, у организма все-таки должны быть некие константы – регулярное и полноценное питание, сон, физические нагрузки. Последние, кстати, Медведев рекомендовал для борьбы с негативными эмоциями и их последствиями, которые также возникают из-за стрессов. Если, к примеру, на вас накричали, в организме происходит выброс гормона кортизола. Это главный катаболический гормон, который разрушает белки, способствует накоплению жира, а также повышает уровень глюкозы в крови. Чтобы нейтрализовать негативное действие гормона, директор Института мозга порекомендовал прибегнуть к физическим нагрузкам – пробежка или тренировка в спортзале приведут организм в норму. Еще один негативный фактор, с которым пока что можно бороться только сменив место жительства, это уже набившее всем оскомину . «Для нас крайне важен свет, это мощный активизирующий фактор. Перевод стрелок часов привел к тому, что мы сейчас вообще не видим дневного света», – сказал ученый. Чтобы хорошо себя чувствовать, на европейской части России должно быть время Парижа, а оно на три часа отличается от московского».

«Человек, который умен и не ленив, опасно болен», – сказал собравшимся Медведев. Но! Под ленью стоит подразумевать не бессмысленное лежание у телевизора с пивом, а ту лень, что служит «двигателем прогресса». Посудите сами, мы можем обойтись и без колеса, электричества, удобных магазинов, но тогда для достижения того же самого эффекта, который обеспечивают все эти и многие другие удобства, придется потратить гораздо больше сил. Так что лень может быть и созидательной. И тут мы переходим к элементу, который заставляет мозг работать в полную силу – творчеству.

Существует популярный миф, что мы используем мозг на 3, 5, 10%, а вот если бы задействовать его на все 100%... На самом деле, мозг уже работает на полную катушку, когда мы занимаемся творческой деятельностью. Множество действий, совершаемых нами каждый день, выполняются на автомате – мы ходим, разговариваем, едим, водим машину, чистим зубы по утрам, не придавая этому какого-то особенного значения и даже делая несколько действия одновременно. Эти навыки приобретаются постепенно. Едва научившийся ходить ребенок, если его отвлечь разговором, упадет, так как ему сложно шагать и слушать одновременно. Но пройдет немного времени, и два эти процесса будут легко совмещаться сами собой.

Принимаясь за решение какой-то нетривиальной задачи, мы задействуем множество дополнительных нейронных связей. Мозг – это супермощный компьютер и, выполняя какие-то простые операции, он параллельно обрабатывает огромное количество информации, которую мы даже не всегда фиксируем и помним. И вот, в какой-то момент наступает озарение, дающее решение сложной задачи. Алгоритм этого процесса ученым все еще не доступен, так что рецепта вдохновения ждать в ближайшее время не стоит. Но то, что , уже давно не тайна. Полностью согласен с тем, что творчество продлевает жизнь, и Святослав Всеволодович. Заставляя мозг работать на все 100%, мы стимулируем развитие нейронных связей, которые делают творческий процесс более плодотворным. А удовольствие, которое человек получает в процессе творчества, заставляет организм вырабатывать эндорфины, гормоны, отвечающие за и оказывающие действие на все системы организма.

Мозг человека составляет всего лишь 2% от веса тела. Однако ни один другой орган не вызывает у нас такого интереса. Ученые стараются разгадать не только загадки разума и различных патологий, но и найти объяснение таким вещам как телепатия, вещие сны. Но, как сказал Медведев, пока эти явления не могут быть воспроизведены в лаборатории, говорить о них с научной точки зрения мы не имеем права.

Иллюстрации :

1. Мозг человека – тайна, которую мы, возможно, никогда не разгадаем до конца.
2. Директор Института мозга человека С.В. Медведев (фото автора)