11.10.2019

Темы для юкоз. "коррекционная программа по песочной терапии для детей с овз"


Государственное казенное образовательное учреждение Свердловской области

«Качканарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»

Рассмотрено на заседании школьного

методического объединения

« »____________20 г.

Согласовано заместитель директора

__________________

/_______________/

Утверждаю: приказ №

« »______________20 г.

Директор школы:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

« Песочная терапия как средство к оррекции и развития эмоциональной сферы

у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью»

Составитель: Макушина Ю.Н.

педагог-психолог


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

I. Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:

ФГОС для умственно отсталых обучающихся;

Учебный план ОУ.

II . Настоящая программа составлена в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на учащихся начальной школы с 1-4 класс с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

для 1 сд. класса – 34 часа;

для 2 сд. класса – 34 часа;

для 3 сд. класса – 34 часа;

для 4 сд. класса – 34 часа;

Продолжительность занятий 15-20 минут. Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

III . Пояснительная записка.

Одним из методов психокоррекции является игротерапия. Игры оказывают огромное влияние на развитие личности любого ребенка. Пескотерапия - одна из разновидностей игротерапии. Метод пескотерапии строится на теории Юнга, о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного. Этот вид терапии психологи используют при коррекции замкнутости, необщительности, фобиях, эмоциональных перегрузках, психотравмах.

Психопрофилактический и развивающий аспекты песочной терапии проявляются в постановке сказок, историй в песочнице.

Для детей – это игровой способ рассказать о своих проблемах, раскрыть свои страхи и избавится от них, а также снять эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребенка – это необходимая, природная и любимая деятельность.

Игра ребенка, имеющего умеренную и тяжелую степень умственной отсталости, имеет огромное значение, т.к. является ведущим видом деятельности. Игра с песком - это естественная и доступная для ребенка форма деятельности. Ребенок с интеллектуальной недостаточностью, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь

приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с

этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние.

Важное значение работы с песком имеет развитие мелкой моторики у детей. Тактильная форма ощущений является у детей с ОВЗ очень значимой. Это одна из форм познания окружающего мира.

Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте; познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т.д.; проективные игры открывают потенциальные возможности ребенка, развивают его творчество.

Радость и успех необходимы детям-инвалидам гораздо в большей степени, чем другим воспитанникам, поскольку достижения и продвижения даются несравнимо большими усилиями, и поддержать их может только чувство радости и удовлетворения.

Песочная терапия это необычная техника, благодаря которой ребенок, или группа детей строят собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок. Они с удовольствием используют миниатюрные фигуры людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов. В процессе игры дети могут смешивать песок с водой, формировать холмы, горы, создавать влажные ландшафты. При этом малыши выражают на песке то, что спонтанно возникает в их сознании. Игра с песком предоставляет детям возможность избавиться от психологических травм с помощью экстериоризации фантазий и формирования ощущения связи контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме в значительной мере облегчает здоровое функционирование психики.

Важнейшая роль в организации песочной игротерапии отводится индивидуальному подходу к каждому играющему. Дети-инвалиды остро чувствуют интерес к себе, к своим возможностям и достижениям, поэтому нужно находить такие педагогические средства, которые позволяют уделить внимание персонально каждому, осуществляя при этом глубоко личностный подход. Разнообразие песочных игр открывает путь к индивидуальному подходу, и это оказывается важным педагогическим условием эффективности песочной терапии.

Песочную терапию нельзя проводить в следующих случаях:

Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ);

Эпилепсия или шизофрения;

Дети с очень высоким уровнем тревожности;

Детям с аллергией на пыль и мелкие частицы;

Кожные заболевания и порезы на руках.

IV . Основные задачи программы:

Развитие тактильно-кинетической чувствительности и мелкой моторики рук;

Формирование у ребенка представлений об окружающем мире;

Снятие эмоционального напряжения;

Снижение агрессии и тревожности;

Воспитание чувства успешности и уверенности в себе;

Коррекция самооценки, преодоление комплекса «плохого художника», с помощью композиций из песка при помощи готовых фигурок;

Развитие зрительного восприятия, память, внимания, речи, творческого мышления, воображения и фантазии;

Совершенствование зрительно-пространственной ориентировки, речевые возможности;

IV . П редметно-пространственная среда.

Для организации игр с песком требуется специальная предметно-пространственная среда:

Специальная парта-песочница, оборудованная экраном со светодиодной подсветкой, карманом для песка. Преимущество такой парты, что за ней могут заниматься сразу несколько детей.

Предметы, используемые в процессе создания песочных картин:

Люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям;

Наземные животные (домашние, дикие, доисторические);

Летающие животные (дикие, домашние, доисторические);

Обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы);

Жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох, культур и назначения);

Домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);

Деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);

Транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастический;

Объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки);

Аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.);

Естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, стеклышки и пр.);

Фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-оборотни;

Злодеи (злобные персонажи мультфильмов, мифов, сказок).

V . Результативность программы

В результате работы на занятиях с песком обучающиеся, с интеллектуальной недостаточностью, должны научиться:

Моделировать различные истории, сказки, с использованием мелких игрушек;

Уметь контролировать свои внутренние побуждения;

Верить в свои силы;

Устанавливать дружеский контакт с другими детьми в игре;

В процессе реализации программы у детей должен снизиться уровень тревожности и агрессивности; должны развиться моторные навыки, расширится кругозор и словарный запас.

III . Методы и средства оценки результативности программы.

Влияние проведенных песочных игротерапевтических занятий на отношения между школьниками с нарушениями интеллекта возможно проверить социометрическим исследованием.

Отслеживание уровня благополучия взаимоотношений детей (принятые, популярные, не популярные, отвергнутые) в классном коллективе.

Методика эмоционально-цветовой аналогии А.Н.Лутошкина, предназначена для изучения особенностей эмоционального состояния ребенка;

- Цветовой тест Люшера предназначен для исследования особенностей эмоционального состояния;

Рисуночный тест Дж.Бука "Дом. Дерево.Человек" позволяет выявить степень выраженности незащищенности, тревожности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудностей в общении, депрессивности.

IV . Список используемой литературы:

    Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии / Под редА. А. Бадхена, В. Е. Кагана. М., 1997.

    Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. - СПб.: Детство-Пресс, 2002.

    Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. - М.: Речь, 2003.

    Баряева Л. Б., Кондратьева С.Ю. Игры-занятия с песком и водой: Пособие для педагогов и родителей. - СПб.: 2008.

    Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб..Речь, 2006.

VI . Анализ эффективности песочной терапии в коррекции межличностных отношений умственно отсталых школьников.

В результате песочных игротерапевтических занятий детей, имеющих умеренную и тяжелую степень умственной отсталости, наблюдается повышение уровня благополучия взаимоотношений как в группе сверстников, так и в общении со взрослыми.

Статус «отверженных», «непринятых» в детском коллективе к концу учебного года не имеет ни один испытуемый.

Коэффициент взаимности (KB) - индекс групповой сплоченности, выражает различный характер отношений, существующих в группе. В классах где проводились песочные игротерапевтические занятия, дети стали более сплоченные, не смотря на то, что в группах наблюдаются несколько лидеров. Наладились достаточно тесные связи между членами группы.

Дети стали замечать и выделять лучшие человеческие качества при выборе друзей и товарищей: «Я дружу с ним, потому, что он веселый, добрый, честный».

Повышенный уровень благополучия взаимоотношений означает благополучие большинства детей группы в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками. Мотивация выборов в большинстве случаев определяется желанием детей общаться, иметь общее дело, другие причины выступают как второстепенные. Все это имеет огромное значение в развитии межличностных отношений детей с интеллектуальной недостаточностью, имеющих грубые нарушения ЭВС.

В дальнейшей работе психолог и педагоги не должны оставлять без внимания непопулярных детей. Необходимо выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (1-4 сд.класс)

Дата занятия

часы

Раздел. Тема.

Коррекционная направленность

Учебно-методическое, материально-техническое

обеспечение

Обследование детей. Входящая диагностика.

Методики :

Цветовой тест Люшера ;

Рисуночный тест Дж.Бука

"Дом. Дерево. Человек"

Тема: Введение ребенка в песочную среду. Ознакомление с песком, правилами поведения в песочнице.

Снижение психофизического напряжения.

Развитие тактильных ощущений.

Игра «Отпечатки наших рук»

На ровной поверхности песка дети и психолог по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям. Упражнения:

- «поскользить» ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения,

Выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро,

- «пройтись» ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы,

Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травки, дерево, ежик и пр.),

- «пройтись» по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой рукой, после - одновременно (сначала только указательным, потом - средним, затем - безымянным, большим, и наконец - мизинчиком).

Игра « Волшебная поляна».

Дети строят в песке вымышленную ими страну.

Игра «Что же спрятано в песке?»

Игра «Отгадай загадку»

Детям читают загадки и просят их отгадать, но ответ не просто сказать вслух, а найти его в песке

Игра «Узоры на песке»

Игра « Песочные строители»

Игра «Мы создаем мир»

Построение в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ - город, деревня, лес, река, озеро, остров.

Игра «Первый урок волшебства: лес, поляна и их обитатели»

Игра «Второй урок волшебства: море, река, озеро и их обитатели»

Игра « Третий урок волшебства: город и его жители, профессии и службы».

Игра «Четвертый урок волшебства: деревня и его жители»

Игра « Космическое путешествие»

Игра « Большой дом»

Упражнения для развития мелкой моторики; Пальчиковая гимнастика.

«Здравствуйте ручки».

«Червячки».

«Паучок».

«Рыбки»».

«Апельсин».

«У кошечки».

«Маленькая мышка».

«Похлопаем в ладоши».

«Мои вещи».

«Поросята».

«Капуста».

«Обезьянки» и т.д.

Аудиозапись «Звуки природы»; деревянный ящик с песком, коллекция миниатюрных фигурок.

Тема: «Знакомство с мокрым песком»

Снижение психофизического напряжения, усталости. Развитие тактильных ощущений.

Игра «Свойство мокрого песка»

Игра « Сказочный город»

Игра « Нападение пиратов»

Игра «Морское путешествие»

Игра «На дне морском»

Игра «Волшебный остров»

Игра «Загадочные обитатели океанов»

Упражнения для релаксации (расслабление мышц)

Упражнение «Сосулька»
Упражнение «Шалтай-Болтай»

Этюд «Котята»

Этюд «Что слышно?»

Этюд «Скучно, скучно так сидеть» и т.д.

Аудиозаписи «Звуки окружающего мира»; деревянный ящик с песком, коллекция миниатюрных фигурок, вода.

Тема: «Путешествие в сказку»

Развитие воображения, речи, развитие коммуникативных навыков, межличностных отношений.

Игра «Отгадай загадку»

Игра « Выбери правильно фигурки»

Психолог читает детям сказку и по ходу прочтения и появления в сказке героев, начинает их выставлять в песочнице, затем просит детей самостоятельно из предложенного набора сказочных фигурок продолжать выставление их в песочнице.

Игра « Нарисуйте сказку»

Игра «Чудная полянка»

Игра «Времена года»

Игра « Построй волшебную страну»

Игра « Угадай, чей след»

Упражнения для коррекции речи: «Скажи наоборот»

«Составь новые слова»

«Составь предложение» и т.д.

Деревянный ящик с песком, коллекция миниатюрных фигурок,

Тема: « Наше творчество»

Реализации творческого потенциала, развитие коммуникативных навыков, развитие межличностных отношений в группе.

Игра « Маленькие картины» Рисование различных картин на песке.

Игра «Страна настроения»

Игра « Подарок для товарищей»

Игра «Большая семья»

Игра « Дружный зоопарк»

Просто свободное творчество детей.

Деревянный ящик с песком, коллекция миниатюрных фигурок

Обследование детей. Итоговая диагностика.

Исследование психоэмоционального состояния детей.

Методики :
- эмоционально-цветовой аналогии А. Лутошкина;

Цветовой тест Люшера ;

Рисуночный тест Дж.Бука

"Дом. Дерево. Человек"

В дошкольном возрасте у детей закладываются основы личной культуры, ориентировки в реалиях предметного мира, явлениях собственной жизни и деятельности, понимание самого себя, окружающих явлений общественной жизни. Становление личности ребенка происходит успешно при условии активности малыша, когда он включен в процесс собственного «строительства».

Мир детских эмоций и ощущений очень хрупкий, а социальная ситуация в обществе на современном этапе не всегда способствует сохранению психического благополучия. Поэтому во время психологического сопровождения в рамках дошкольного учебного заведения необходимо использовать технологии, направленные на сохранение здоровья и инновационные элементы.

Одним из методов, с помощью которого можно научить детей взаимодействовать со сверстниками, является метод песочной терапии . Он позволяет удовлетворить базовые потребности ребенка и снять напряжение, получить определенный опыт взаимодействия с другими, в чем-то непохожими детьми, и принять друг друга. Это является одной из важнейших составляющих толерантного общества. Песочная терапия помогает определить виды взаимоотношений в группе и корректировать их.

Игры с песком-одна из форм естественной деятельности ребенка

Песок-природный материал, очень пластичный инструмент для творчества. Он позволяет работать с собой каждому, даже тому, кто не обладает особым художественным даром, боится оценки и отказывается рисовать. Работа с песком учит человека терпению.

Создавая композиции из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме можем передать ему наши знания и жизненный опыт, основы законов окружающего мира.

Итак, предлагаем ребенку построить собственную социальную среду-свой мир. Проиграть, «прожить», решить проблемы (индивидуально) и научить взаимодействию со сверстниками и принятию друг друга (в группе).

В игре с песком все возможно. Проигрывая проблемные ситуации с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и подсознательно находит для себя те ответы, которые сложно получить от взрослых. У взрослых появляется уникальная возможность увидеть внутренний мир ребенка и то, что в психологии называется «здесь и сейчас», в проигрывании различных ситуаций с героями песочных игр осуществляется переход воображаемого в реальное и наоборот. Уникальность песочной терапии позволяет делать видимым то, что не имеет словесных форм для своего отражения. Ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и реально проживает ее с помощью миниатюрных фигурок.

Начиная работу с группой детей, прежде всего, необходимо создать естественную обстановку, в которой каждый ребенок чувствовал бы себя комфортно и защищённым. Задачи должны соответствовать возможностям всех детей (группа может состоять из 2-4 человек), инструкция подается в сказочной форме. Во время работы мы поощряем фантазию и творческий подход, исключая негативную оценку действий, идей, результатов.

Первое групповое занятие можно начать с беседы об ощущениях: какие бывают ощущения, как мы их определяем. Затем расположив детей у поддона с песком, предложить им руками прикоснуться, взаимодействовать с песком: «Что вы чувствуете, прикасаясь к песку?». Это упражнение стабилизирует эмоциональное состояние и имеет большое значение для развития психики ребенка.

Поддон с песком имеет ограниченный размер. Благодаря этому дети могут не только отразить свои переживания, но и достичь интеграции и вступить в невербальное взаимодействие с другими участниками игры.

Перед началом построения композиции проводится беседа об актуальном состоянии участников группы. Затем выбирает направление работы в рамках песочной терапии. Инструкции могут быть аналогичными проективным тестам или свободными: «Вы можете создать в песочнице все, что захотите. Вы волшебники, которые путешествуют по миру в поисках места, где не ступала нога человека. Там вы создаете свою сказочную страну. Для этого каждый из вас может выбрать по 3 фигурки и подобрать к ним здания, камни, растения, животных, которые будут жить в вашей стране».

Когда дети подберут фигурки, им можно предложить создать сказочную страну одновременно, каждый на своем участке песочницы, стараясь не мешать друг другу.

После окончания создания композиции каждый рассказывает о своей стране, о ее жителях. Затем следует предложить детям посмотреть на общую картину, которая у них вышла, и придумать общее название. Каждый предлагает свой вариант, но детям необходимо договориться и выбрать одно название. Психолог спрашивает: «А как эти страны между собой живут? Посмотрите, пожалуйста, дружат ли они? Что для этого необходимо?».

После ответов детей психолог предлагает руками, без дополнительных средств, сделать так, чтобы взаимодействие между этими странами было легким и простым. Каждый член группы на своей территории придумывает оптимальное, удобное для него решение общей проблемы взаимодействия.

Важный элемент работы - создание в конце занятия положительного образа или предоставлении бывшему ужасающему образу смешного вида. Это и есть выход на положительный жизнеутверждающий уровень.

Для нас важно проследить за тем, как дети проявляют себя в игре и в контакте друг с другом. Вы увидите как в песочных играх у детей «включается» механизм естественной регуляции взаимодействия. Так формируется эмпатия - способность понимать ближнего и сопереживать ему.

Развитие толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья - это одна из приоритетных задач психолога в условиях инклюзивного образования. Проблема очень похожа на каменный мяч: форма шара визуально очень знакома каждому, но наполненность другая-мяч каменный, отшлифованный временем и ладонями. И для того, чтобы его хоть как-то сдвинуть с места, нужно приложить много усилий. Итак, давайте начнем строить «свой мир» - ведь все в наших руках. Об этом говорил Карл Гюстав Юнг: «Руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум».

Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто - ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит… Но именно это простое действие хранит уникальную тайну - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку с особыми образовательными потребностями предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.

Игра с песком - это естественная и доступная для ребенка с ограниченными возможностями здоровья форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.

Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками - это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.

Игра ребенка является символическим языком для самовыражения. Манипулируя игрушками, ребенок может показать более адекватно, чем выразить в словах, как он относится к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни, к окружающим людям.

Игру детей можно оценить более полно, если признать, что она является для них средством коммуникации. Дети более полно и более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя более удобно. Для детей "отыграть" свой опыт и чувства - наиболее естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться.

Игра в песке дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они, являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка. В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать. Когда он играет свободно, а не по чьей-то указке, он совершает целый ряд независимых действий.

Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. Вместо того чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить, утопить и т.д. Чувства ребенка часто невозможно выразить вербально (словами).

Игры с песком необходимы для детей с ОВЗ, они:

· развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

· снимают мышечную напряжённость;

· помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;

· развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);

· стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;

· позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;

· преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;

· совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;

· способствуют расширению словарного запаса;

· позволяют развивать фонематический слух и восприятие;

· способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;

Организация песочной терапии:

кабинет, ящик для песка (50х70) , дно которого выкрашено в голубой цвет; песок, миниатюрные игрушки, различных категорий (различные дома, люди, сказочные персонажи, животные, бусы, камешки, монеты и т.д.) .

Оборудование для игр с песком

1. Водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз, дно и борта которых должны быть голубого/синего цвета (дно символизирует воду, а борта — небо). Высота бортов не менее 10 см. Размеры большой песочницы для подгрупповых занятий — 90x70 см, песок в ней можно разделить на две части: сухой и мокрый. Для индивидуальных занятий можно использовать несколько пластиковых прямоугольных тазов. Желательно, чтобы у песочниц были съемные крышки.

2. Песок должен быть желтого или светло-коричневого цвета, сертифицированный, песчинки должны быть среднего размера. Песком заполняется 1/3 ящика. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Перед использованием песок должен быть просеян, промыт и обеззаражен — его нужно прокалить в духовке или прокварцевать. Кварцевать песок необходимо не реже одного раза в неделю с обязательным указанием последней даты кварцевания на бирке (на внешней стенке песочницы). Мокрый песок по окончании занятия необходимо подсушить, поверхность сухого песка выровнять и сбрызнуть водой.

3. Набор игрового оборудованиеа (хранится в пластиковых контейнерах с отверстиями):

Лопатки, широкие кисточки, сита, воронки;

Разнообразные пластиковые формочки разной величины — геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста;

Миниатюрные игрушки (высотой 5-10 см), изображающие людей разного пола и возраста; различных животных и растения; транспорт и пр. (игрушки из «киндер-сюрпризов» для занятий в младших группах не использовать);

Набор игрушечной посуды и игрушечные кроватки (для игр «Песочный детский сад» и «Семья»);

Различные здания и постройки;

Бросовый оборудование: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля.

Правила игры с песком для малышей

1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

3. У детей всегда должны быть чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.

4. Наши игрушки любят, когда их ставят на место. После игры надо убрать все игрушки на свои места.

Условия работы с детьми

1. Согласие и желание ребенка.

2. Специальная подготовка воспитателя, его творческий подход к проведению занятий.

3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Дополнительные условия организации игр-занятий с мокрым песком

1. У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний.

2. Дети для работы должны иметь клеенчатые передники.

3. Вода, которой увлажняется песок, должна быть теплой. С каждым занятием температуру воды можно постепенно снижать (таким образом происходит дополнительное закаливание детей).

4. Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.

Вот некоторые методы работы, которые мы применяем в нашем детском саду:

· Игровой, я его чаще всего использую, так как этот метод не требует много индивидуальных занятий и в процессе помогает быстрее решить небольшие психологические проблемы ребенка. Ему предлагается роль ведущего, волшебника, который создает свою волшебную страну, свою сказку. Педагог активно играет вместе с ребенком, предлагает различные проблемные ситуации. Ребенок самостоятельно или совместно с педагогом находит выходы из них. Непосредственно перед игрой ребенка нужно познакомить с песком. Для этого педагог показываются возможные методы работы с песком: его можно мять, из него можно строить, можно делать различные следы, манипулировать игрушками на песке. Затем ребенку предлагаются темы, созвучные с его проблемой: «Моя группа» , «Мой день рождения» , «Моя семья» , «Мой поход в зоопарк» и т.д. Или разыгрывается сказка, которую начинает педагог и продолжает ребёнок, включая своё воображение.

В некоторых случаях игра с песком является ведущим методом коррекции, при наличии у ребенка серьезных поведенческих или эмоциональных нарушениях. Ребенок в процессе песочной игры выражает свои самые глубокие эмоциональные переживания, освобождается от страхов, тревожности и пережитое не переходит в психическую травму.

· Методика « Моя семья — на песке» , мне она нравится тем, что она намного информативнее, чем рисунок « моя семья» . На песке ребенок больше раскрывается, он начинает играть, взаимодействовать со своими фигурками. По тому, как он их располагает, разворачивает, закапывает или прячет в домиках, можно судить о семейной ситуации. Педагог обращает внимание на последовательность, кто за кем, соответствует ли сюжет заданной теме, на то, как сгруппированы члены семьи, на степень близости и удаленности друг от друга, какие фигурки используются для каждого члена семьи, какие границы бывают в семье. Стертые, четкие, прозрачные. Закопана фигурка или может быть залита водой, с какого члена семьи начинается и кем заканчивается.

Педагог все регистрирует в протоколе, и в конце игры - фотографирует песочницу, используя результаты этой диагностики в своей дальнейшей коррекционной работе.

Еще песочную терапию, мы применяем в подгрупповых коррекционно-развивающих занятиях.

На коррекционных занятиях используется как сухой песок, так и мокрый. Занятия могут проводиться индивидуально, в парах, в подгруппах в зависимости от цели занятия. Могут быть использованы «волшебные» фигуры: песочный человечек - властелин песка, песочная фея, различные колдуньи, а также ритуалы вхождения в сказку через «волшебный» шар, подаренный сказочной феей или «волшебный» тоннель, помогающий попасть в сказочную песочную страну. При работе с детьми с ОВЗ, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, песок больше используется для развития мелкой моторики рук. Для этого подходит мокрый песок: он хуже высыпается из песочницы, с ним намного удобнее играть, строить что-то, делать следы. Мокрый песок рекомендуется детям с повышенным физическим и эмоциональным тонусом — гиперактивным, агрессивным. Когда ребенок мнет песок, он снимает физическое и эмоциональное напряжение. Таким детям можно предлагать делать из песка постройки, различные пасочки, разрушать их и далее стимулировать детей к постройке более красивых форм.

Таким образом, групповые занятия помогают детям выработать навыки бесконфликтного общения в коллективе и толерантного отношения к «особым» детям, облегчить общение замкнутым, стеснительным. Использование методов песочной терапии в коррекции эмоциональной сферы детей с ОВЗ позволяет более эффективно решать следующие проблемы: трудности в общении, во взаимоотношениях детей и родителей, психологические травмы, расстройства настроения, кризисные ситуации, страхи, тревожность, проблемы поведения и даже проблемы здоровья. Индивидуальные занятия с использованием методов песочной терапии помогают детям: обеспечить эффективное эмоциональное реагирование, придать ему социально — приемлемые формы; осознать ребенком свои чувства, переживания, эмоциональные состояния, повысить уверенность в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного им.

Индивидуальное коррекционное занятие с детьми с ОВЗ.

Цель: развитие тактильно-кинестической чувствительности, мелкой моторики рук, воображения, речи.

· Упражнение « Отпечатки наших рук» — используется в меру влажный песок.

На ровной поверхности песка ребенок и педагог по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. При этом важно немного задержать руку, слегка вдавив ее в песок, и прислушаться к своим ощущениям. Педагог начинает игру, рассказывая о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, по моим ладоням скользят маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?» Ребёнок пытается рассказать о своих ощущениях.

Затем, педагог переворачивает свои руки ладонями вверх со словами: «Я перевернула руки, и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты? Мне не очень удобно держать руки, а тебе? Если у ребенка появились сходные ощущения, можно обсудить дальнейшие действия. Может, подвигать руками?

· поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинка, змейка, санки)

· выполнить те же движения, поставив ладонь ребром

· создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук всевозможные причудливые узоры на поверхности песка и попытаться найти сходство полученных узоров с какими-либо объектами окружающего мира (ромашкой, солнышком, травинкой, деревом, ежиком)

- « пройтись» по поверхности песка поочередно каждым пальцем правой и левой рук.

· Упражнение «Раскопать клад» . Этот вариант упражнения предлагается ребенку в виде сказки: «В одной сказочной стране жила прекрасная фея. Она жила в волшебном лесу со сказочными обитателями. Но еще ей очень нравилась песчаная страна по соседству. Она любила летать над этой песчаной страной и любоваться дюнами, песчаными морями. Однажды, когда она пролетала над песчаной страной, поднялась песчаная буря, да такая сильная, что Фея растеряла все свои разноцветные волшебные камешки (желтые - как песок, зеленые - как трава в ее стране, голубые - как моря и реки) . Фея очень расстроилась, ведь без этих камешков, погибнет ее страна. Давай поможем их найти и разложим по цветам.

Ребенок находит разноцветные камешки и раскладывает по цветам.

Затем они дарятся Фее.

· Упражнение « Разные настроения» .

Можно продолжить тему сказки: «Когда сказочная Фея растеряла свои волшебные камешки, как ты думаешь, что чувствовала Фея, какое настроение у нее было? Попробуй нарисовать на нашем песочном листе. (Обратить внимание на выражение глаз, рта, бровей разных эмоций) . А когда ты нашел (нашла) камешки Феи, что она почувствовала, а ты? Давай попробуем нарисовать.

На следующих занятиях тему Феи можно развить, построить ее сказочную страну, придумать с ребенком приключения для Феи и проиграть их.

Игры-упражнения

Все описанные ниже игры-упражнения можно использовать как для работы индивидуальной коррекционной, так и для развивающей с подгруппой детей. В ходе выполнения обязательных упражнений можно делать пятиминутки свободной игры-отдыха в песке.

Игры на поверхности сухого песка

«Здравствуй, песок!»

Цель: снижение психофизического напряжения.

Оборудование: Песочница.

Ход игры:

Педагог просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка.

Дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;

Легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;

Дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;

Перетирает песок между пальцами, ладонями.

В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка - ...»

Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.

«Песочный дождик»

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Оборудование: Песочница.

Ход игры:

Педагог: в сказочной стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит. Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь. Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.

« Песочный ветер»

Цель: научить детей управлять вдохом-выдохом.

Оборудование: Песочница, трубочки для коктейля.

Ход игры:

Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.

« Необыкновенные следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.

Оборудование: Песочница.

Ход игры: «Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

Создавая свой волшебный неповторимый мир на песке, ребенок передает нам все свои фантазии и переживания

Ребенок воспринимает мир непосредственно через игру, движение, ощущения и образы. Песочная техника позволяет совместить все это в одном процессе: во время игры с песком у ребенка задействованы мелкая моторика, восприятие, воображение, ребенок активно использует ролевую игру, фантазирует, развивает речевые навыки. Для обеспечения гармонизации психоэмоционального состояния ребенка в целом, в нашем детском саду мы применяем в своей работе песочную технику. Она положительно влияет на развитие ребенка в целом. Детям часто трудно выразить правильно свои эмоции и чувства, а играя в песок, ребенок может, сам того не замечая, рассказать о волнующих его проблемах и снять психоэмоциональное напряжение. На занятиях, помимо классической песочницы используем — кинетический песок. Достоинство песочной техники заключается в том, что ребенок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира. Образы, игровые замыслы ребёнка, слова, которые он использует в игре с песком, отражают ту картину мира, в которой он живет. Дети проигрывают волнующие их ситуации и тем самым решают многие вопросы и конфликты. Ценность песочной техники состоит в том, что решение проблемы происходит именно в рамках индивидуального понимания мира каждого конкретного ребенка, в соответствии с его возрастом, характером и другими особенностями. На песке в игровой форме происходит отражение различных эмоций — обиды, восхищения, страхов, радости, злости, тревоги, напряжения. Решая проблемы на песке в игре, ребенок по-настоящему разрешает свои внутренние конфликты.

Мартынова Анна Михайловна Педагог-психолог I квалификационной категории Структурное подразделение «Детский сад №56» ГБОУ СОШ №4 г. о. Сызрань Самарская область

Игры на песке одна из форм естественной деятельности ребёнка. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих, коррекционных целях. Строя фигурки из песка с использованием символов, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) форме передаём ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности. Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.

Процесс игры в песочной терапии помогает двигаться от ощущения зависимости от сложившейся ситуации к тому, чтобы стать создателем ситуации. Кроме того, песок поглощает негативную энергию. Метод песочной терапии можно использовать в работе с детьми, начиная с 3-х летнего возраста. Коррекция эмоциональной сферы посредством этого метода позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей с ОВЗ.

В частности, песочная терапия позволяет работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с детьми, испытывающие проблемы стыда, вины, лжи, трудности принятия своих чувств. Кроме того, песочная терапия объединяет массу упражнений, направленных на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений. В процессе песочной игры ребёнок имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов, и пережитое не развивается в психическую травму. Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребёнка к самоактуализации.

В своей системе эти упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде.

Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка с ОВЗ. Важно, что проективные игры на песке открывают потенциальные возможности ребенка с ОВЗ, развивая его творческий потенциал и фантазию.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева предлагает различные виды игр на песке:

Познавательные игры: игры на знакомство с окружающим миром, географические игры; фантастические и исторические, игры-экскурсии по городу.

Проективные игры: проективные можно проводить индивидуально и в группе, с их помощью осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребёнка. Ребёнок выбирает игрушки и строит свой мир, свою сказку.

Игры с песком в группе в основном на развитие коммуникативных навыков: умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать. Группа может состоять из 2-х, 3-х человек, и более, в зависимости от размера песочницы.

Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице. В этом поможет стихотворение Т.М. Грабенко:

Вредных нет детей в стране -
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!

Стран чужих не разорять!
Песок - мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:

Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Дети, поняли меня?
Или надо повторить?!

Чтоб запомнить и дружить!

Начало занятий с песком. Положите ладони на песок и расскажите ребенку о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую тепло (прохладу) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?» Пусть ребенок попробует сам рассказать о том, что он чувствует. Сделайте отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, создавая узоры (солнышко, цветок, и т.д.) ; «пройдитесь» по песку каждым пальчиком поочередно.

Примеры некоторых упражнений

1. «Чувствительные ладошки» (по Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой)

  • Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.
  • Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей) .
  • Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.

2. Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.

3. Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.

4. Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.

5. Создать узоры и рисунки - солнышко, бабочка, буква А или целое слово.

6. «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.

7. Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.

8. Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы.

9. Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.

11. Выложить фишками геометрическую фигуру.

12. Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т.д.

13. Можно «поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера.

14. Песочницу можно использовать для нахождения животных, предметов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры «Волшебный мешочек» ) .

15. Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.

16. Превращать буквы «Л» в «А» , «Ч» в «Т» , «О» в «Я» и т.д.

17. Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово.

Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

18. Игра «Мой город» . Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.

19. «Чей это след?» . На влажном песке легко остаются следы от ладошки или ступни от обуви или колёс игрушечной машинки. Пусть ребенок, попробует отгадать, где чей отпечаток?

20. Песочная аппликация. Клеем нанесите на картон рисунок и посыпьте песком. Стряхните лишнее, и у вас получится замечательная картина. Песок можно покрасить красками и высушить.

21. «Археология» . Закопайте игрушку (ребёнок не знает, какую) . В ходе раскопок, по открывающимся частям ребёнок должен догадаться, что спрятано. Закопайте 2 – 3 предмета. Пусть он раскопает один из них и на ощупь попробует определить, что это.

22. «Дорожки из песка» . Покажите ребёнку как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая различные формы, например дорожки (к домику зайчика или медвежонка) .

23. Закапывать и откапывать можно буквы, цифры, геометрические фигуры – так ребёнку будет проще их запомнить.

24. Игра «Назови звук» (по Н.В. Дуровой) . Психолог предлагает детям вырыть в песке небольшие лунки для мячика. Затем он подталкивает мячик в лунку ребёнка и называет слово, интонационно выделяя согласный звук. Ребёнок называет выделенный звук и перекатывает мяч обратно в лунку педагога. Затем задание даётся другому ребёнку и т.д. Слова: с-с-сом, су-м-м-мка, за-р-р-ря, ку-с-с-сок, сту-л-л-л, ру-ч-ч-чка, кра-н-н-н, шар-ф-ф-ф, кры-ш-ш-шка, д-д-дом.

25. Игра «Найди друга» (по Н.В. Дуровой) . Психолог достаёт из коробки картинки (бабочка, корова, лягушка, петух, медведь) и раздаёт их детям.

Сделайте домики для этих животных, скоро к ним в гости придут их братья. (Дети выполняют.) Затем педагог достаёт из коробки следующие картинки (белка, кит, павлин, лошадь, мышка) .

Как же нам узнать, где, чей братец? Для этого давайте произнесём названия животных и выделим первый звук в этих словах. - кит - [к"] – он пойдёт в гости к корове, первый звук в этом слове [к] ; [к] и [к"] – братцы.

Дети по очереди называют тех, кто изображён на картинках, выделяют первый звук и подбирают пару. Вывод: Чем различаются данные пары звуков? (Твёрдые – мягкие) .

26. Упражнение «Песочный дождик» (по Н. Кузуб) Педагог медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, затем на ладонь. Дети повторяют. Затем дети закрывают глазки по очереди, кладут на песок ладонь с расставленными пальцами, взрослы сыплет песок на какой-либо палец, а ребёнок называет этот палец.

27. Игра «Кто это был?» (по Р.Г. Голубевой) . Психолог достаёт из коробки игрушки: корова, тигр, пчела, змея, ёж. Каждой из них присваивается определённое звучание: корова – мычит «м-м-м» , тигр – рычит «р-р-р» , пчела – жужжит «ж-ж-ж» , змея – шипит «ш-ш-ш» , ёж – фырчит «ф-ф-ф» . Педагог длительно произносит какой-либо звук и предлагает детям определить, кто это был. Тот, кто правильно называет животное, получает эту игрушку.

28. Игра «Эхо» . Педагог произносит слоги, а дети повторяют их по очереди, при этом за каждое правильно выполненное повторение ребёнку предлагается взять любую игрушку для последующей игры в песке

Та-ка-па - па-ка-та - га-ба-да - по-бо-по - пу-бу-пу.

С выбранными игрушками дети играют в песочные прятки: один ребёнок закрывает глаза, а остальные прячут его игрушки в песок.

29. Упражнение «Необыкновенные следы» .

«Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях) .

«Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом – «жучки здороваются» ) .

Закончить игры с песком можно тоже стихами:

В ладошки наши посмотри -
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам подрасти (поумнеть) помог!

Использование песочной терапии дает положительные результаты:

  • у детей значительно возрастает интерес к занятиям;
  • ребёнок с ОВЗ чувствуют себя более успешными;
  • на занятиях нет места монотонности и скуке;
  • ребёнок расширяет круг предметно-игровых действий;
  • на занятиях повышается уровень социально-бытового ориентирования детей с ОВЗ.

В классической песочной терапии происходит «круговорот» переносов в природе. Сначала внутреннюю реальность переносят на песок. Затем опыт переносится во внутренний мир, в бессознательный слой. Затем в виде некоторых моделей переносится в реальную жизнь. В индивидуальной работе педагог-психолог никогда ничего не вносит в песочницу, ничего не изменяет. Когда в процессе анализа нужно, с разрешения ребёнка можно брать предмет, смотреть, но не менять. «Создает» песочницу и «разбирает» ее сам ребёнок. Во время работы особое внимание обратить на то, какую фигурку выбрал первой – идентификация с собой, со своим «я» .

Общие условия организации песочной терапии

В качестве песочницы используется большой ящик. Традиционный его размер в сантиметрах 50 х 70 х 8 см. Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия.

Цвет. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева, голубой и жёлтый цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта – небо, солнце.

Для организации игр с песком необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин:

  • люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям, эпохе (от первобытных до современных,) позы должны быть как динамические, так и статические;
  • наземные животные (домашние, дикие, доисторические) ;
  • летающие животные (дикие, домашние, доисторические) ;
  • обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы) ;
  • жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох, культур и назначения) ;
  • домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола) ;
  • деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.) ;
  • объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака) ;
  • транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства) ;
  • объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки) ;
  • объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы) ;
  • аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.) ;
  • естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр.) ;
  • фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-оборотни;

Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребёнка с ОВЗ, специфическими задачами и её продолжительностью. Песочная терапия может применяться со следующими целями: с целью диагностики, с целью оказания первичной психологической помощи; в процессе краткосрочной психотерапии; в процессе долгосрочного психотерапевтического воздействия. Итак, песочная терапия зарекомендовала себя как один из результативных нетрадиционных методов в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.