12.10.2019

Загрязнение океанов и морей. Экологические последствия загрязнения мирового океана


Реферат

Загрязнение морей и океанов

В течение последних нескольких десятков лет происходит загрязнение океанов и морей такими вредными для их жизнедеятельности веществами, как нефть, тяжелые металлы, пестициды, радиоизотопы и другие вредные вещества. Загрязнение происходит в результате сброса в реки, а затем и в океан сточных вод различных промышленных предприятий, стока с полей и лесов, обработанных пестицидами, и потерь нефти при ее перевозках танкерами. Газообразные токсические вещества, такие, как оксид углерода (II), оксид серы (IV), попадают в морскую воду через атмосферу. По подсчетам Калифорнийского технологического института в Мировой океан вместе с дождем ежегодно поступает 50 тыс. т свинца, попадающего в воздух вместе с выхлопными газами автомобилей. Вблизи береговой линии в районах больших городов в морской воде нередко обнаруживается патогенная микрофлора. Степень загрязнения вод в океане все возрастает. Нередко способность воды к самоочищению оказывается уже недостаточной, чтобы справиться с постоянно увеличивающимся количеством сбрасываемых отходов. Поля загрязнения формируются в основном в прибрежных водах крупных промышленных центров и устьев рек, а также в районах интенсивного судоходства и нефтедобычи. Течениями загрязнения распространяются очень быстро и оказывают вредные воздействия на зоны океанов, наиболее богатые животными и растительностью, наносят серьезный ущерб экономике и состоянию морских экосистем.

К числу наиболее вредных химических загрязнений, как указано в принятой в конце 1972 г. Международной конвенции по предотвращению загрязнений морей сбросами отходов, относятся нефть и нефтепродукты. В современном капиталистическом мире потребление нефти во всех ее видах ежегодно обходится в астрономическую сумму - 740 млрд. Дол. А стоимость добычи нефти равна всего 80 млрд. дол. Отсюда стремление нефтяных монополий заполучить в свое распоряжение новые и Новые месторождения черного золота. В связи с ростом добычи, транспортировки, переработки и потребления нефти и нефтепродуктов расширяются масштабы загрязнения природы. Растет загрязнение нефтяными продуктами и водной среды. «Океан умирает, он болен по вине человека»,- эти слова Тура Хейердала хорошо известны. Еще в 1969 г. вовремя плавания через Атлантический океан на папирусном судне «Ра» он отмечал, что поверхность моря была свободна от глобул нефти и дегтя только в течение нескольких дней за весь двухмесячный период путешествия. В настоящее время положение не улучшилось.

По оценке национальной Академии наук США в середине 70-х годов только в морскую среду попадало примерно 6 млн. т нефти. К концу 70-х годов выбросы нефти в моря и океаны возросли до 10 млн. т/год. Наибольший вред наносят разливы нефти в результате катастроф танкеров и аварий на морских буровых платформах. Число таких аварий необычайно велико: только в США в 1972-1976 гг. береговой охраной регистрировалось в среднем 12,3 тыс. случаев таких выбросов в год.

При сохранении числа аварий прослеживается тенденция к увеличению масштабов единовременных выбросов нефти главным образом из-за аварий супертанкеров. Выбросы нефти в конце 60-х - начале 70-х годов в результате катастроф таких танкеров, как «Белен» и «Торри Каньон», меркнут в сравнении с разливом 220 тыс. т нефти при аварии танкера «Амоко Кадис» в марте 1978 г. Анализ последствий этой аварии для окружающей среды, выполненный 20 месяцев спустя, показал, что в течение последующих трех - пяти лет добыча устриц в пораженной акватории будет невозможна, а осевшая на дно нефть будет выбрасываться на поверхность штормами по крайней мере в течение 10 ближайших лет. Прогноз подтвердился. Возрастает и «лепта», вносимая в загрязнение водной среды морскими буровыми платформами. Загрязнение имеет место при добыче нефти на шельфе. В апреле 1977 г. в Северном море в 270 км от норвежского города Ставангер на крупнейшей платформе норвежских разработок нефтяного месторождения вырвался фонтан нефти высотой в 60 м. Больше недели понадобилось, чтобы перекрыть нефтяной фонтан. За это время в воды Северного моря было выброшено 25 тыс. т нефти. Площадь нефтяного пятна достигла 4000 км2. Попытки собрать нефть с поверхности воды продемонстрировали почти полную беспомощность находящейся на вооружении нефтедобывающих компаний техники по удалению нефтяных пятен. С помощью своеобразных «пылесосов» с поверхности моря удалось собрать всего лишь 800 т нефти. Большая часть разлитой нефти затонула и будет еще долго отравлять придонную флору и фауну Северного моря. Авария поставила под угрозу излюбленные места развития сельди и потомства скумбрии, которая нерестится в этих местах. По мнению некоторых ученых, воздействие катастрофы должно было сказываться по меньшей мере в течение трех лет.

Увеличение потребления нефтепродуктов во всем мире привело в последние годы к значительному росту танкерного флота. В мире действует гигантский танкерный флот общей вместимостью более 120 млн. брутт-регистровых тонн - это свыше трети вместимости всех морских транспортных средств. В последние годы наметилась тенденция резкого увеличения грузоподъемности танкеров. Уже плавают 230 судов, обладающих грузоподъемностью 200 тыс. т и более, в том числе два «полумиллионника». Строятся и более мощные танкеры. Это значительное достижение инженерной мысли, но в то же время и колоссальная потенциальная опасность для вод Мирового океана. Подсчитано, что 200 тыс. т нефти достаточно, чтобы превратить все Балтийское море в биологическую пустыню. В портах не удается выгрузить нефть до конца. Около 1% ее теряется на испарение и остается на стенках и днищах танкеров. Приходится их промывать, и это чаще всего делают в открытом море. Пустой танкер теряет управляемость. Чтобы избежать этого, в танкеры закачивают морскую воду в качестве балласта (обычно более 30% тоннажа судна). Перед новой загрузкой балласт выкачивают вместе с остатками.нефти. По подсчетам специалистов танкеры и другие суда, которые промывают свои трюмы в открытом море, оставляют в нем более 2 млн. т/год нефти. Нефть и нефтепродукты оказывают вредное воздействие на многие живые организмы и пагубно влияют на все звенья биологической цепи. Нефтяные пленки на поверхности морей и океанов могут нарушать обмен энергией, теплом, влагой и газами между океаном и атмосферой. В конечном итоге наличие нефтяной пленки на поверхности океана может повлиять не только на физико-химические и гидробиологические условия в океане, но также и на климат Земли, на баланс кислорода в атмосфере.

Нефтяное загрязнение наносит жестокий удар по биологическому равновесию моря. Пятно не пропускает солнечные лучи, замедляет обновление кислорода в воде. В результате перестает размножаться планктон - основной продукт питания морских обитателей. В верхних пяти - десяти сантиметрах водной толщи развивается богатейшее сообщество самых разнообразных организмов. Его называют нейстоном. Здесь находится «питомник» молоди очень многих видов рыб и беспозвоночных животных, которые во взрослом состоянии населяют водную толщу и дно морей и океанов. На поверхности океана накапливаются и вещества-загрязнители, в том числе нефть и нефтепродукты. Растворимые компоненты нефти очень ядовиты. Их присутствие приводит к гибели морских обитателей и прежде всего рыб, чем наносится серьезный ущерб экономике ряда стран мира. Растворимые компоненты нефти нередко становятся причиной гибели морских птиц, отрицательно влияют на вкусовые качества мяса морских животных. Если оплодотворенную икру рыбы поместить в аквариум с весьма незначительной концентрацией нефтепродуктов, то большинство зародышей погибает, а многие из уцелевших оказываются уродами.

Нефть отрицательно влияет на физиологические процессы, вызывает патологические изменения в тканях и органах, нарушает работу ферментативного аппарата, нервной системы. Нефть - своего рода наркотик для морских обитателей. Замечено, что некоторые рыбы, «хлебнув» однажды нефти, уже не стремятся покинуть отравленную зону. Нефтяное загрязнение - грозный фактор, влияющий на жизнь всего Мирового океана. Особенно опасно загрязнение высокоширотных вод, где из-за низкой температуры нефтепродукты практически не разлагаются и как бы «консервируются» льдами, поэтому нефтяное загрязнение может нанести серьезный ущерб окружающей среде Арктики и Антарктики

Наиболее серьезной проблемой морей и океанов в нашем столетии является загрязнение нефтью, последствия которого губительны для всей жизни на Земле. Поэтому в 1954 году в Лондоне прошла международная конференция, ставившаяся целью выработать согласованные действия по охране морской среды от загрязнения нефтью. На ней была принята конвенция, определяющая обязанности государств в этой области.

Позже в 1958 году в Женеве были приняты еще четыре документа: об открытом море, о территориальном море и прилежащей зоне, о континентальном шельфе, о рыболовстве и охране живых ресурсов моря. Эти конвенции юридически закрепили принципы и нормы морского права. Они обязывали каждую страну разработать и ввести в действие законы, запрещающие загрязнять морскую среду нефтью, радиоотходами и другими вредными веществами. Прошедшая в 1973 году в Лондоне конференция приняла документы по предотвращению загрязнения с судов. Согласно принятой конвенции, каждое судно должно иметь сертификат - свидетельство о том, что корпус, механизмы и прочая оснастка находятся в исправном положении и не наносят ущерб морю. Соответствие сертификатам проверяется инспекцией при заходе в порт.

Запрещен слив нефтесодержащих вод с танкеров, все сбросы с них должны выкачиваться только на береговые приемные пункты. Для очистки и обеззараживания судовых сточных вод, в том числе хозяйственно-бытовых, созданы электрохимические установки. Институт океанологии РАН разработал эмульсионный метод очистки морских танкеров, полностью исключающий попадание нефти в акваторию. Он заключатся в добавлении к промывной воде нескольких поверхностно-активных веществ (препарат МЛ), что позволяет осуществить на самом судне очистку без сброса загрязненной воды или остатков нефти, которую можно впоследствии регенерировать для дальнейшего использования. С каждого танкера удается отмыть до 300 т нефти.

В целях предотвращения утечек нефти совершенствуются конструкции нефтеналивных судов. Многие современные танкеры имеют двойное дно. При повреждении одного из них нефть не выльется, ее задержит вторая оболочка.

Капитаны судов обязаны фиксировать в специальных журналах сведения обо всех грузовых операциях с нефтью и нефтепродуктами, отмечать место и время сдачи или слива с судна загрязненных сточных вод.

Для систематической очистки акваторий от случайных разливов применяются плавучие нефтесборщики и боковые заграждения. Также в целях предотвращения растекания нефти используются физико-химические методы. Создан препарат пенопластовой группы, который при соприкосновении с нефтяным пятном полностью его обволакивает. После отжима пенопласт может использоваться вторично в качестве сорбента. Такие препараты очень удобны из-за простоты применения и невысокой стоимости, однако их массовое производство пока не налажено. Также существуют сорбирующие средства на основе растительных, минеральных и синтетических веществ. Некоторые из них могут собирать до 90% разлитой нефти. Главное требование, которое к ним предъявляется, - это непотопляемость.

После сбора нефти сорбентами или механическими средствами на поверхности воды всегда остается тонкая пленка, которую можно удалить путем разбрызгивания разлагающих ее химических препаратов. Но при этом эти вещества должны быть биологически безопасны.

В Японии создана и апробирована уникальная технология, с помощью которой можно в короткие сроки ликвидировать гигантское пятно. Корпорация «Кансай санге» выпустила реактив ASWW, основной компонент которого - специально обработанная рисовая шелуха. Распыленный по поверхности, препарат в течение получаса всасывает в себя выброс и превращается в густую массу, которую можно стащить простой сетью.

Оригинальный способ очистки продемонстрирован американскими учеными в Атлантическом океане. Под нефтяную пленку на определенную глубину опускается керамическая пластинка. К ней подсоединяется акустическая пластинка. Под действием вибрации сначала скапливается толстым слоем над местом, где установлена пластинка, а затем смешивается с водой и начинает фонтанировать. Электрический ток, подведенный к пластинке, поджигает фонтан, и нефть полностью сгорает.

Для удаления с поверхности прибрежных вод пятен масел американские ученые создали модификацию полипропилена, притягивающего жировые частицы. На катере-катамаране между корпусами поместили своеобразную штору из этого материала, концы которой свисают в воду. Как только катер попадает на пятно, нефть прочно прилипает к «шторе». Остается лишь пропустить полимер через валики специального устройства, которое отжимает нефть в приготовленную емкость.

С 1993 года был запрещен сброс жидких радиоактивных отходов (ЖРО), но число их неуклонно растет. Поэтому в целях защиты окружающей среды в 90-е годы стали разрабатываться проекты очистки ЖРО.

В 1996 году представители японских, американских и российских фирм подписали контракт на создание установки по переработке ЖРО, скопившихся на Дальнем Востоке России. На реализацию проекта правительство Японии выделило 25,2 млн. долларов.

Однако, несмотря на некоторые успехи в поиске эффективных средств, ликвидирующих загрязнения, о решении проблемы говорить рано. Только внедрением новых методик очисток акваторий невозможно обеспечить чистоту морей и океанов. Центральная задача, которую необходимо решать всем странам сообща, - предотвращение загрязнения

Ежедневно с земли в океан поступает до 5 тыс. т ртути, используемой в сельском хозяйстве и промышленности. Отходы, содержащие ртуть, свинец и медь, локализованы в отдельных районах у берегов, однако некоторая часть выносится далеко за пределы территориальных вод. Загрязнения ртутью существенно снижают первичную продуктивность морских вод. В зонах наибольшей концентрации ртути отмечается уменьшение количества мельчайших зеленых водорослей, синтезирующих органические вещества и выделяющих кислород. Тяжелые металлы поглощаются фитопланктоном, а затем передаются по пищевой цепочке более высокоорганизованным организмам.

В результате в рыбах, морских млекопитающих, птицах тяжелые металлы могут накапливаться в опасных концентрациях. Так, отдельные виды рыб в Средиземном море содержат в два-три раза больше ртути, чем считается безопасным, согласно стандартам, принятым Всемирной организацией здравоохранения. Владельцы расположенного в небольшом японском городке Мина-мате (остров Кюсю) химического комбината в безудержной погоне за прибылью долгие годы сбрасывали в океан сточные воды комбината, насыщенные ртутью. В результате прибрежные воды и рыбы оказались отравленными ею. Питание отравленной рыбой привело к гибели десятков местных жителей, сотни людей получили тяжелые психопаралитические заболевания. В июле 1972 г. специальная комиссия официально подтвердила 231 случай заболеваний, в том числе 59 случаев со смертельным исходом.

Четыре месяца спустя эта цифра увеличилась до 292. Ко времени, когда суд вынес свое заключение о причине заболевания, официально признанных больными было уже 370 человек. В марте 1973 г. их количество увеличилось до 397, а к настоящему времени оно достигло 602 человека, из которых 79 умерли. Минамата стала подлинной «промышленной Хиросимой» Японии, а термин «болезнь Минаматы» широко применяется теперь в медицине для обозначения отравления людей промышленными отходами. Трагедия Минаматы еще раз напоминает людям, к чему может привести бездумное, хищническое отношение человека к окружающей его природной среде

Мировая продукция пестицидов (химические средства для уничтожения вредных насекомых) достигает 200 тыс. т/год. Относительная химическая устойчивость многих из этих соединений, а также характер распространения способствовали их поступлению в моря и океаны в больших объемах. Постоянное накопление в воде хлорорганических веществ представляет серьезную угрозу для жизни людей. Установлено, что существует определенное равновесие между уровнем загрязнения воды хлорорганическими веществами и их концентрациями в жировых тканях рыб и морских млекопитающих. Пестициды обнаружены в различных районах Балтийского, Северного, Ирландского морей, в Бискайском заливе, у Западного побережья Англии, Исландии, Португалии, Испании. ДДТ и гексахлоран обнаружены в значительных количествах в печени и жире тюленей и антарктических пингвинов, хотя препараты ДДТ в условиях Антарктиды и не применялись. Пары ДДТ и других хлорорганических веществ могут концентрироваться на взвешенных коллоидных частицах атмосферного воздуха или соединяться с капельными частицами аэрозолей и в таком состоянии переноситься на большие расстояния. Другим возможным источником появления этих веществ в Антарктиде может быть загрязнение океана в результате интенсивного применения их в США и Канаде. Вместе с океанической водой ядохимикаты достигают Антарктиды.

В моря и океаны через реки непосредственно с суши, с судов и барж сбрасываются жидкие и твердые бытовые отходы (фекалии, отстойный шлам, отбросы). Часть этих загрязнений оседает в прибрежной зоне, а часть под влиянием морских течений и ветра рассеивается в разных направлениях. В поверхностном слое моря в огромных количествах развиваются бактерии. И не только полезные, играющие важную роль в жизни нейстона и всего моря. В последнее время вблизи крупных городов все чаще появляются патогенные виды бактерий, возбудители желудочно-кишечных и других заболеваний. Это следствие выпуска в море бытовых сточных вод без предварительной биологической очистки. Бытовые отбросы опасны не только тем, что они являются фактором передачи некоторых болезней человека, главным образом кишечной группы (брюшной тиф, дизентерия, холера), но и тем, что содержат значительное количество кислород поглощающих веществ. Кислород поддерживает жизнь в море, он - необходимый элемент для процесса разложения органических веществ, поступающих в водную среду. Если коммунальные отбросы поступают в воду в очень больших количествах, может наступить значительное снижение растворимого кислорода, необходимого для жизни морских организмов. В последние десятилетия особым видом твердых отбросов, загрязняющих океаны, стали пластмассовые изделия (синтетические пленки и емкости, пластмассовые сети и др.).

Эти материалы, будучи более легкими, чем вода, длительное время плавают на поверхности, загрязняют морские побережья. Пластмассовые отходы - серьезная опасность для судоходства. Они опутывают гребные винты судов, засоряют трубопроводы системы охлаждения морских двигателей и нередко являются причиной кораблекрушений. Известны случаи гибели крупных морских млекопитающих, вызванные механической закупоркой легких мелкими обрезками синтетической упаковки. Загрязняют моря и особенно их прибрежные части фановые и хозяйственно-бытовые сточные воды судов, количество которых постоянно увеличивается как вследствие возрастания интенсивности судоходства, так и с ростом благоустройства судов. Величина водопотребления на пассажирских судах приближается к показателям крупных городов, т. е. 300-400 л/сут и более на одного человека

Страдают от загрязнения моря и особенно те, в которых условия самоочищения не совсем благоприятны. Весьма уязвимо в экологическом отношении Средиземное море. Для рельефа дна Средиземного моря вблизи побережья Франции и Северной Африки характерны глубокие впадины. Континентального шельфа в этих районах практически нет. Поступающие через Гибралтар воды образуют поверхностные течения, которые не достигают дна. Кроме того, Средиземное море относительно спокойно. Отсутствие интенсивного перемещения водной толщи и создает неблагоприятные условия для его очистки. На дно моря оседает огромное количество вредных химических компонентов, содержащихся в отходах. В результате все возрастающего загрязнения нанесен огромный ущерб рыбным запасам средиземноморского бассейна. По подсчетам ученых Франции, Италии и Испании количество рыбы в море быстро уменьшается. Практически исчезла мелкая морская рыба, идущая на изготовление анчоусов, редко встречаются сардины. Отравление прибрежных вод делает их непригодными для нереста. В течение ближайших двадцати лет потребуется 5 млрд. дол. для очистки Средиземного моря и предотвращения дальнейшего загрязнения его вод. К такому заключению пришли участники конференции по мерам защиты побережья Средиземного моря от промышленных и других отходов.

По данным Национального института океанографии Индии, ежегодно 75 млн. м3 промышленных отходов сбрасывается в Аравийское море в районе одного из крупнейших индустриальных центров страны - Бомбея. Здесь сосредоточено 2,5 тыс. химических, текстильных, нефтеперерабатывающих и других предприятий, причем на многих из них отсутствует эффективное очистительное оборудование. В результате морской флоре и фауне побережья причинен значительный ущерб. Балтийское море сыграло важную роль в истории европейских государств и в наши дни имеет большое значение для стран, расположенных на его берегах. Здесь живут сейчас около 140 млн. человек. Большинство промышленных и бытовых отходов - результат жизни и деятельности этого громадного количества людей - сбрасывается в воды моря. Нефтеперегонные установки, химические, бумажные и сталелитейные заводы, порты 60 крупных городов неуклонно разрастаются, усиливается движение танкеров, туристских, грузовых и пассажирских пароходов, моторных и парусных яхт и других судов. Между тем сравнительная замкнутость, недостаточный водообмен с Мировым океаном, довольно небольшая глубина и некоторые другие физико-географические факторы не способствуют быстрому самоочищению балтийских вод. На берегах Северного моря расположены страны с большой плотностью населения и высокоразвитой промышленностью. В связи с этим в море выносится реками огромное количество нечистот. В последние годы в Северном море интенсивно развивается добыча нефти, также загрязняющая водный бассейн. Прибрежные районы Северного моря мелководны, приливы и отливы незначительны.

Все это не способствует самоочищению моря, поэтому возникла реальная угроза гибели фауны и флоры моря. В настоящее время загрязнение Мирового океана - одна из серьезных проблем человечества. Французский ученый Жак Ив Кусто, совершивший продолжительные плавания в Атлантический, Индийский и Тихий океаны, в статье «Океан - на пути к смерти» пишет, что жизнь в океане уменьшилась - на 40%, она исчезает с потрясающей быстротой. В течение 50 лет исчезли более тысячи видов морских животных, их уже невозможно восстановить. Специалисты-океанологи, выражая серьезную озабоченность по поводу загрязнения Мирового океана, считают, что только совместными усилиями всех стран мира можно защитить океан и сохранить его богатства для настоящих и будущих поколений

Важную роль в борьбе с загрязнениями морей имеет Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью. Она была принята в 1958 г. и дополнена в 1960 и 1971 гг. В 1958 г. была создана межправительственная Морская консультативная организация, основная роль которой вначале ограничивалась контролем за соблюдением положений Конвенции. Придавая важное значение борьбе за охрану морской среды, Советский Союз активно участвовал в Международной конференции, созванной в Лондоне в октябре 1973 г. На конференции была принята Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов. Конвенция 1973 г. касается не только нефти, но и других перевозимых вредных веществ, а также отходов (сточные воды, мусор), образующихся на судах в результате их эксплуатации. Конвенция содержит статью, согласно которой каждое судно обязано иметь сертификат - свидетельство о том, что корпус, механизмы и прочая оснастка соответствуют правилам предотвращения загрязнения моря. Соблюдение этой статьи проверяется во время специальных инспекций при заходе судов в порты. Нарушителям грозят ощутимые санкции.

Прежнее соглашение охраняло чистоту морей лишь в сравнительно узкой полосе так называемых запретных зон. Теперь «запретной» становится вся акватория Мирового океана. В Приложениях к основному документу изложены международные стандарты допустимых сливов, даны рекомендации по оснащению судов оборудованием, необходимым для сохранения чистоты моря. Конвенция устанавливает особо жесткие нормы содержания нефти в воде, сбрасываемой танкерами. Если вместимость судов более 70 тыс. брутто-регистровых т, у них должны быть специальные емкости для приема чистого балласта. В них вообще запрещается грузить нефть. Для всех особых районов (Балтийское, Средиземное, Черное моря и др.) принят единый режим: полный запрет слива нефтесодержащих вод с танкеров и сухогрузных судов вместимостью свыше 400 брутто-регистровых т. Все сбросы с них должны выкачиваться только в береговые приемные устройства

За последнее годы значительное волнение вызывает явление прогрессирующего загрязнения вод Мирового океана. Важнейшим источником загрязнения являются локальные бытовые и индустриальные сточные воды, нефть и прочее радиоактивные материалы. Особая серьезность заключается в загрязнения нефтью и радиоактивными материалами, захватывающие гигантские участки акваторий Мирового океана.

Локальные загрязнения морей повседневными и индустриальными стоками. Стремление людей к освоению морских побережий имело место ещё с древности и как результат, в наше время в береговых зонах сосредотачивается около 60% всех больших городов с народонаселением более чем миллион человек в каждом.
К примеру, на побережьях Средиземноморья расположены государства с народонаселением 250 млн. человек. Каждый год компании прибрежных городов выкидывают в море тысячи тонн всевозможных неочищенных отходов, сюда также сливают неочищенную канализационную воду. Громадные множества едких веществ сносят в море большие реки. Не приходится удивляться тому, что в 100 миллилитрах морской воды, которая была взята около Марселя, было выявлено 900 тыс. кишечных палочек, соединенных с фекалиями. В Испании недозволенным является использовать для купания большинство пляжей и бухт.
Ежегодно идёт большой рост прибрежных городов и соответственно индустрии в них, выброс в моря индустриальных и бытовых стоков дошел до такого размера, что морю оказалось не в моготу переработать всё множество отбросов. Как следствие в районах городов создались значительные области загрязнения. Под воздействием загрязнений совершается отравление морских организмов, обнищание фауны, упадок рыбного хозяйства, разрушение природных ландшафтов, мест отдыха курортов и пляжей. Наиболее мощно это выражается в заливах и бухтах, где есть ограничения с обменом воды с открытым морем.
Большинство городов лежащие у моря борются с загрязнениями таким образом, сточные воды выбрасывают по особым многокилометровым трубопроводам подальше от побережья и на значительной глубине. Всё же подобная мера не позволяет существенно решить проблему, потому что общее численность выбрасываемых в море загрязнений от этого меньше не становится.
Тотальное загрязнение акватории Мирового океана нефтепродуктами и веществами с высокой концентрацией радионуклиды. Главным загрязнителем морей, значение которого мгновенно увеличивается, является нефть. Эта разновидность загрязнителя попадает в море различными путями: при спускании воды после промывания цистерн для нефти, при крушении судов, авариях на морских нефтепромыслах, при бурении морского дна и так далее.
Про громадные масштабы загрязнения Мирового океана судят по таким показателям. В акватории Мирового океана сбрасывается нефти около 5-10 млн. тонн в год. В нескольких километрах от Санта-Барбары в США когда происходило бурение дна моря (1969) произошла авария, как следствие чего скважина стала выбрасывать в воду около 100 тыс. литров нефти в сутки. Через несколько суток тысячи км² были окутаны нефтью. Похожие аварии - явление частое; они случаются в разных районах Мирового океана почти систематически, зримо увеличивая загрязненность Мирового океана.
Загрязнение морей и океанов причиняет большой вред. Из-за нефти гибнут большинство водных животных. Довольно нередко рыба, остающаяся живой не может быть употреблена из-за резкого нефтяного аромата и безобразного привкуса. От нефти каждый год погибают миллионы морских птиц; число их лишь у берегов Великобритании доходит до 250 тыс. Знакомо происшествие, когда в результате загрязнения нефтью около берегов Швеции умерло 30 тысяч уток-морянок. Пленка нефти имеется даже в антарктических водах, тут из-за нее погибают тюлени и пингвины.
«Плавучие острова» из нефти путешествуют по океаническим и морским течениям или добираются до берегов. Нефть делает непригодными пляжные зоны, делает побережья многих государств в пустыни. Подобными сделались многие области западных берегов Англии, куда Гольфстрим приносит нефть из Атлантики. Нефть загубила многие европейские курортные зоны.
Во избежание нарастающего уровня загрязнения вод Мирового океана Межправительственная морская консультативное общество по вопросам морского судоходства (ИМКО) разработала Международное соглашение по избеганию дальнейшего загрязнения моря нефтью, которое подписали основные морские государства, в том числе и Россия. Согласно договору, в частности, все морские зоны в пределах 50 километров от берега являются запретными зонами, где запрещается слив нефти в воду.
Тем не менее в зоне охраны морских вод есть немало нерешенных проблем, которые касаются преимущественно обезвреживания береговых сточных вод и дальнейшего оснащения судов механизмами и системами сбора отходов (нефтеостатков, мусора и других) и сдаче их на плавучие и береговые возведения для очистки, утилизации и уничтожения.
Высокую тяжесть представляет загрязнение Мирового океана активными веществами. Опыт показал, что в результате сделанного США на Тихом океане взрыва водородной бомбы (1954) зона в 25 тыс. 600 кв. км. обладала смертоносным излучением. В течении полугода масштаб заражения достиг 2,5 млн. км2, этому оказало содействие течение.
Перед заражением радиоактивными веществами беззащитными является флора и фауна. У них в организмах совершается биологическое скопление этих веществ, передаваемых друг другу с помощью цепей питания. Зараженные малые организмы поглощаются более крупными, как следствие чего у крупных организмов создаются вредные скопления. Радиоактивность отдельных планктонных организмов может быть в 1000 раз превосходить радиоактивность воды, а отдельных рыб, представляющих собой одно из высших звеньев в цепи питания, даже в 50 тыс. раз.
Животный мир хранят зараженность длительное время, как результат, планктон быть может заражен в чистой воде. Радиоактивные рыбы заплывают крайне далеко от точки заражения.
Подписанный в 1963 г. Московский Договор о запрете испытаний ядерного орудия в атмосфере, космосе и под водой прервал прогрессировавшее массовое радиоактивное заражение Мирового океана. При всем том источники данного загрязнения сохранились в виде предприятий по очистке урановой руды и переделке ядерного топлива, АЭС, реакторов. Немаловажным вопросом есть способ захоронения радиоактивных отходов. Выявлено, что морская вода может разъедать контейнеры, их вредный состав распространяется в воде. Нужны специальные научные изыскания по поводу нейтрализации радиоактивных загрязнений в воде.

Аннотация. В данной статье рассматривается угроза загрязнения Мирового океана пластиковыми отходами, а также влияние пластикового мусора на живые организмы.

Ключевые слова: Мировой океан, загрязнение, пластиковый мусор, пластик.

Мировой океан, являясь колыбелью жизни на планете, несет в себе огромное количество полезных ископаемых, природных ресурсов и ресурсов пропитания. Однако, с развитием цивилизации растет и потребление человеком ресурсов, а создание все новых благ приводит к увеличению отходов от их создания и переработки. Все это не может не затронуть и воды океана. Сегодня одной из самых острых проблем, вставших перед человечеством, является проблема загрязнения мирового океана.

И это не удивительно, ведь если посмотреть статистику по производству и переработке пластика, то можно увидеть, что лишь 9 % от всего произведенного пластика утилизируется и перерабатывается. При этом с 1950-х годов объем произведенного пластика уже превысил 8 миллиардов тонн, больше половины которого является мусором, который находится не только на суше, но и плавает в водах мирового океана. В целом производство пластика наращивается. Так в 1950 году было произведено лишь 2 миллиона тонн, а в 2015 году уже более 400 миллионов тонн.

Загрязнение мирового океана может привести к катастрофическим последствиям. Так по данным ООН около 80 % мусора, плавающего по просторам океана является пластиком, который может нанести токсичными выделениями вред не только самому океану, но и нарушить пищевые цепочки, тем самым поставить под угрозу вымирания огромное количество видового многообразия.

Хотя сейчас и нельзя сказать, что хотя бы один биологический вид погиб от загрязнения пластиком, но можно отметить тенденцию к увеличению смертей отдельных особей, вызванных проглатыванием кусков пластика, плавающего в море и воспринимаемого животными как пища. Так пластик уже угрожает более восьмисот видам животных. Например, такие животные как киты и черепахи, могут пытаться заглотить пластиковые пакеты и задохнуться, а в желудках уже практически каждой черепахи можно найти кусочки пластика. Пластик, попадая в кишечные тракты морских животных, закупоривает их и препятствует прохождению пищи, из-за чего морские обитатели начинают голодать и вскоре могут умереть. Помимо этого, достаточно много случаев, когда морские животные запутывались в сетях и полимерных нитях, что приводило к гибели животных, таких как морские котики, черепахи, тюлени и другие представители фауны. Также полимеры, опускаясь на морские глубины и выделяя ядовитые вещества, губят таких глубинных обитателей, как моллюски. Например, известно, что двустворчатые моллюски реагируют на изменение состава воды и уже около 15 тысяч видов двустворчатых моллюсков занесены в Красную книгу.

Стоит отметить, что большое количество отходов пластика можно заметить в развивающихся регионах мира, таких как азиатский регион, где на морских просторах можно встретить целые острова, состоящие из пластиковых бутылок и пакетов. Так же стоит отметить, что такие острова, возникают не только в промышленных районах, но и в районах, связанных с судоходными регионами. Например, сегодня известно, как минимум, о пяти крупных мусорных пятен в мировом океане, два в Тихом океане, два в Атлантическом океане и одно в Индийском океане с суммарной площадью, которая превышает площадь США, а это около 10 миллионов квадратных километров, причем эти водные свалки совпадают с районами течений и судоходства и продолжают расширяться. Так пассажиры круизных лайнеров, выкидывая простую пластиковую бутылку в морские просторы даже не подозревают какой урон они наносят окружающей среде и биоценозу в целом. Например, коралловые рифы являются не только живыми организмами, но и домом для большинства морских жителей. Кораллы очень чувствительны к изменениям окружающей среды, ведь изменение температуры на несколько градусов, изменение состава воды, появление в ней отравляющих и токсичных веществ приводит к гибели этих удивительных животных. Уже сегодня заметна тенденция к сокращению ареала обитания кораллов. Удивительный Большой Барьерный Риф тому подтверждение. Обесцвечивание кораллов в северной части Рифа способствует их разрушению и гибели тысяч животных.

Сегодня самым загрязненным коралловым островом является остров Хендерсон, расположенный в южной части Тихого океана. Несколько тонн пластика ежегодно выбрасывается на берег острова. Этот мусор приносят морские течения из Южной Америки. Сегодня на острове уже свыше 17 тонн различного пластика.

Сегодня на поверхности морей и океанов плавает свыше 5 триллионов пластиковых объектов. В основном это мелкие объекты, такие как сигареты и сигаретные фильтры, фантики от конфет, пробки от бутылок, пластиковые столовые приборы. В 2012 году экологи из организации OceanConservancyпри очистке побережья Калифорнии было собрано свыше 2 триллионов сигарет и фильтров от них, свыше триллиона фантиков от конфет, а также по триллиону пластиковых бутылок и пластиковых пакетов. Эти цифры говорят сами за себя. Но больший вред биоценозу наносит не только крупный пластиковый мусор, но и микрочастицы пластика, попадающие в воду с синтетической одежды, автомобильных шин и т.д.

При этом не весь мусор попадает в океан с морских судов и производств, находящихся на побережье. Огромное количество пластика попадает в воды мирового океана вместе с водой пресноводных рек. Стоит прийти на речные пляжи, чтобы убедиться в том, сколько мусора оставляет после себя человек.

Поэтому ничего удивительно, что не только животные страдают от загрязнений, но и человек. Так по данным Всемирной организации здравоохранения около 1,7 миллиона детей до 5 лет умирают от рисков, связанных с окружающей средой: загрязненный воздух, почва, вода, плохая гигиена и санитария и прочее. Причем около полумиллиона из этого числа погибают от болезней, вызванных некачественной и загрязненной водой. Так из доклада ВОЗ следует, что отходы, оказывающие токсическое воздействие, могут приводить к снижению умственных способностей, повреждению легких и возникновению рака. А в прибрежных зонах, особенно загрязненных отходами, в том числе и пластиком, возникают риски развития диареи и пневмонии.

Хотя сегодня и существуют различные конвенции по защите окружающей среды в том числе и Мирового океана, такие как, например, Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов, Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря 1992 года, Конвенция ООН по морскому праву 1982 года и другие, однако для очистки океанов сделано еще слишком мало.

Для уменьшения загрязнения морей и океанов необходимо проводить пропаганду среди населения, ведь когда человек задумывается над тем, в каком мире ему жить, тем меньше он будет загрязнять и отравлять этот мир. Так же необходимо построить технологическую цепочку, включающую в себя этапы переработки отходов от производства, которая бы задействовала бы весь мусор, оставляемый после человека.

Помимо этого, необходимо ужесточение санкций и штрафов за выброс вредных и загрязняющих веществ в мировой океан. А также более тщательный контроль за соблюдением предписаний и норм международного права в сфере охраны окружающей среды. В то же время существует мнение, что экономическое стимулирование сможет решить проблему с загрязнением. Иначе говоря, авторы этого мнения предлагают стимулировать выплатами для уменьшения производства пластика и развития эффективной переработки пластика. Например, использование пластикового мусора в качестве вторсырья сможет не только сократить непосредственное производство пластика для таких изделий как, например, скейтборды, но и уменьшить число свалок на планете.

Интересно, что японские учены нашли особый вид бактерии, которая способна разлагать пластики. Она, выделяя кислоту, расщепляет соединения полимеров. Развитие технологий в этом направлении и использовании бактерий в борьбе с пластиками и полимерами позволит уменьшить загрязнение планеты.

Таким образом, можно сказать, что главной проблемой человека является сам человек. Необдуманное и расточительное использование ресурсов, пренебрежительное отношение к природе и окружающей среде может привести к роковым последствиям для человека. В XXI число мусора в океане выросло в разы, так же как и число загрязняющих веществ выбрасываемыми в атмосферу, воды и почвы. И кажется, что наши потомки не смогут любоваться красотами природы, морскими пейзажами и удивительными коралловыми рифами, если человек не одумается и не перестанет загрязнять и превращать моря в гигантскую мировую свалку.

Список литературы:

  1. Сайт Всемирной организации здравоохранения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.who.int/mediacentre/news/releases/2017/pollution-chaild-death... . (Дата обращения 04.08.18.)
  2. Сайт организации Ocean Conservancy [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://oceanconservancy.org/trash-free-seas/ . (Дата обращения 04.08.18.)

По мере развития производственных сил в бассейне озера Байкал заметно усилилось антропогенное воздействие на природную среду. Появились новые источники загрязнения. В Байкал ежегодно сбрасывалось свыше 700 млн. кубометров сточных вод. В реке Селенга, впадающей в Байкал, почти на километр ниже сброса стоков Селенгинского целлюлозно-картонного комбината концентрация загрязняющих веществ существенно превышает предельно допустимые нормы. По оценке специалистов, основное количество всех минеральных, органических и взвешенных веществ поступает в озеро со стоками Селенги, а остальные с других притоков (около 500 рек). До сих пор, несмотря на все принимаемые меры, выразившиеся в закрытии ряда целлюлозных комбинатов на берегу озера и установки очистных сооружений на оставшихся, положение к лучшему не изменилось. Загрязнение озера идет полным ходом. В озере Байкал рыбы становится все меньше и меньше. Сравните сами, 250 тонн сдавали в 1960 году и 120 в 1990 году. Такое происходит со многими озерами России.

Ничем не ограждены от загрязнения и моря, которые давно служат местом свалки различных нечистот . Моря и океаны загрязняются такими вредными для их жизнедеятельности веществами, как нефть, тяжелые металлы, пестициды, радиоизотопы. Загрязнение происходит в результате сброса в реки, а затем и в океан сточных вод различных предприятий. Сколько полей и лесов обработанных пестицидами и потерь нефти, при ее перевозке танкерами?

Газообразные токсические вещества, такие как оксид углерода, оксид серы, попадают в морские воды через атмосферу. По подсчетам, вместе с дождем в моря и океаны попадает 50000 тонн свинца. Вблизи береговой линии и в районе больших городов в морской воде нередко обнаруживается патогенная микрофлора. Степень загрязнения морской воды все больше и больше увеличивается. Нередко способность морей и океанов к самоочищению оказывается уже недостаточной. В основном поля загрязнений формируются в прибрежных водах крупных промышленных центров и узких рек, а так же в районах интенсивного судоходства и добычи нефти. Очень быстро загрязнения распространяются течениями и оказывают вредное воздействие на зоны, наиболее богатые животными и растительностью. Наносят серьезный ущерб состоянию морских экосистем.

Нефть и нефтепродукты. Ртуть и пестициды

К числу наиболее вредных химических веществ относят нефть и нефтепродукты. В связи с ростом добычи, транспортировки, переработки и потребления нефти расширяются масштабы загрязнения природы. Первыми жертвами загрязнения нефтепродуктами морских пространств оказываются птицы. Их оперение, когда они садятся на поверхность воды, затянутой пленкой нефти, утрачивают свои теплоизоляционные свойства. Вскоре птица погибает в результате кровоизлияния и расстройств вызванных нарушением терморегуляции. Но не только птицы страдают от действия нефтепродуктов, поскольку пленка нефти препятствует насыщению воды кислородом, прекращается жизнедеятельность организмов, в частности планктона. Кроме того, некоторые компоненты нефти действуют как настоящие яды на морских беспозвоночных, в особенности на ракообразных и даже на рыб.

Серьезную угрозу для человека представляют съедобные моллюски, которые концентрируют некоторые канцерогенные компоненты нефтепродуктов. Так в раковинах сердцевидки, устриц и мидий был найден бензопирен. Отходы нефти, разносимые течениями, прибиваются к берегам и прибрежной зане. Эти скопления оказывают большое влияние на организмы животных прибрежной полосы и очень неприятны для людей, посещающих пляжи.

Растворимые компоненты нефти являются очень ядовитыми. Присутствие их в морской воде приводит к гибели их обитателей. Они отрицательно влияют на вкусовые качества морских животных. Если оплодотворенную икру рыбы поместить в аквариум, с весьма незначительной концентрацией нефтепродуктов, то большинство зародышей погибает. А многие из уцелевших оказываются уродами. Негативное влияние нефти на живые организмы выражается в нарушении работы ферментативного аппарата, нервной системы и в патологическом изменении тканей и органов. Для морских обитателей нефть - своего рода наркотик. Замечено, что некоторые рыбы «хлебнув» однажды нефти, уже не стремятся покинуть отравленную зону. Нефтяное загрязнение - это грозный фактор, влияющий на жизнь всего мирового океана.

Ежедневно с земли в океан поступает до 5000 тонн ртути, используемой в сельском хозяйстве и промышленности. Загрязнение ртутью значительно снижает первичную продуктивность морских вод. В зонах наибольшей концентрации отмечается уменьшение количества мельчайших зеленых водорослей, синтезирующих органические вещества и выделяющих кислород. Тяжелые металлы поглощаются фитопланктоном, а затем, по пищевой цепочке, передаются высокоорганизованным организмам. В результате в рыбах и морских млекопитающих металлы могут накапливаться в опасных концентрациях.

Мировая продукция пестицидов достигает больших масштабов. Относительная химическая устойчивость многих из этих соединений, а так же характер распространения, способствовали их поступлению в моря и океаны. Постоянное накопление в воде хлорорганических веществ представляет серьезную угрозу для жизни людей.

Моря и океаны, через реки непосредственно с суши, с судов и барж сбрасываются жидкие и твердые отходы . Часть этих загрязнений оседают в прибрежной зоне, а часть под влиянием морских течений, рассеивается в разных направлениях. В поверхностном слое моря, в огромных количествах развиваются бактерии и не только полезные, играющие большую роль в жизни моря. В последнее время, вблизи крупных городов, все чаще появляются патогенные виды бактерий возбудители желудочно-кишечных заболеваний. Это следствие выпуска в море бытовых сточных вод без предварительной их биологической очистки.

Ежегодно в Мировой океан попадает более 10 млн. т нефти и до 20% его площади уже покрыты нефтяной пленкой. В первую очередь это связано с тем, что добыча нефти и газа в Мировом океане стала важнейшим компонентом нефтегазового комплекса. В 1993 году в океане добыто 850 млн. т нефти (почти 30% мировой добычи). В мире пробурено около 2500 скважин, из них 800 в США, 540 – в Юго-Восточной Азии, 400 – в Северном море, 150 – в Персидском заливе. Эти скважины пробурены на глубинах до 900 м.

Загрязнение гидросферы водным транспортом происходит по двум каналам. Во-первых, морские и речные суда загрязняют ее отходами, получаемыми в результате эксплуатационной деятельности, и, во-вторых, выбросами в случае аварий токсичных грузов, большей частью нефти и нефтепродуктов. Энергетические установки судов (в основном дизельные двигатели) постоянно загрязняют атмосферу, откуда токсичные вещества частично или почти полностью попадают в воды рек, морей и океанов.

Нефть и нефтепродукты являются главными загрязнителями водного бассейна. На танкерах, перевозящих нефть и ее производные, перед каждой очередной загрузкой, как правило, промываются емкости (танки) для удаления остатков ранее перевезенного груза. Промывочная вода, а с ней и остатки груза обычно сбрасываются за борт. Кроме того, после доставки нефтегрузов в порты назначения танкеры чаще всего направляются к пункту новой погрузки порожними. В этом случае для обеспечения надлежащей осадки и безопасности плавания танки судна наполняются балластной водой. Эта вода загрязняется нефтяными остатками, а перед погрузкой нефти и нефтепродуктов выливается в море. Из общего грузооборота мирового морского флота в настоящее время 49% падает на нефть и ее производные. Ежегодно около 6000 танкеров международных флотилий транспортируют 3 млрд. т нефти. По мере роста перевозок нефтегрузов все большее количество нефти стало попадать в океан при авариях.

Огромный ущерб океану нанесло крушение американского супертанкера «Торри Каньон» у юго-западного побережья Англии в марте 1967 года: 120 тысяч т нефти вылилось на воду и было подожжено зажигательными бомбами с самолетов. Нефть горела несколько дней. Были загрязнены пляжи и побережья Англии и Франции.

За десятилетие после катастрофы танкера «Торри Канон» в морях и океанах погибло более 750 крупных танкеров. Большинство этих крушений сопровождалось массовыми выбросами нефти и нефтепродуктов в море. В 1978 году у французских берегов снова произошла катастрофа, еще более значительная по последствиям, чем в 1967 году. Здесь в шторм разбился американский супертанкер «Амоно Кодис». Из судна вылилось более 220 тыс т нефти, покрыв площадь 3,5 тыс. кв. км. Был нанесен огромный ущерб рыболовству, рыбоводству, устричным «плантациям», всем морским обитателям этого района. На протяжении 180 км побережье покрылось черным траурным «крепом».

В 1989 году авария танкера «Валдиз» вблизи побережья Аляски стала крупнейшей экологической катастрофой подобного рода в истории США. Огромный, с полкилометра длиной, танкер сел на мель примерно в 25 милях от берега. Тогда в море вылилось около 40 тыс. т нефти. Огромное нефтяное пятно растеклось в радиусе 50 миль от места аварии, покрыв плотной пленкой пространство 80 кв. км. Были отравлены самые чистые и богатые фауной прибрежные районы Северной Америки.

Для предотвращения подобных катастроф разрабатываются двухкорпусные танкеры. При аварии, если будет поврежден один корпус, второй предотвратит попадание нефти в море.

Происходит загрязнение океана и другими видами отходов промышленности. Во все моря мира сброшено примерно 20 млрд. т мусора (1988 год). Подсчитано, что на 1 кв. км океана приходится в среднем 17 т отбросов. Зафиксировано, что за один день в Северное море было сброшено 98 тыс. т отбросов (1987 год).

Известный путешественник Тур Хейердал рассказывал, что когда он и его друзья плыли на плоту «Кон-Тики» в 1954 году, они не уставали любоваться чистотой океана, а во время плавания на папирусном судне «Ра-2» в 1969 году он и его спутники, «проснувшись утром, увидели океан настолько загрязненным, что некуда было окунуть зубную щетку. Из голубого Атлантический океан стал серо-зеленым и мутным, и повсюду плавали комки мазута величиной от булавочной головки до ломтя хлеба. В этой каше болтались пластиковые бутылки, будто мы попали в грязную гавань. Ничего подобного я не видел, когда сто одни сутки сидел в океане на бревнах «Кон-Тики». Мы воочию убедились, что люди отравляют важнейший источник жизни, могучий фильтр земного шара – Мировой океан».

До 2 млн. морских птиц и 100 тыс. морских животных, в том числе до 30 тыс. тюленей, ежегодно погибают, проглотив какие-либо пластмассовые изделия или запутавшись в обрывках сетей и тросов.

ФРГ, Бельгия, Голландия, Англия сбрасывали в Северное море ядовитые кислоты, в основном 18-20%-ную серную кислоту, тяжелые металлы с грунтом и осадками сточных вод, содержащими мышьяк и ртуть, а также углеводороды, в том числе ядовитый диоксин (1987 год). К тяжелым металлам относится ряд элементов, широко применяемых в промышленности: цинк, свинец, хром, медь, никель, кобальт, молибден и др. При попадании в организм большинство металлов очень трудно выводятся, имеют свойство постоянно накапливаться в тканях разных органов, и при превышении определенной пороговой концентрации наступает резкое отравление организма.

Три реки, впадающие в Северное море, Рейн, Маас и Эльба, ежегодно приносили 28 млн. т цинка, почти 11000 т свинца, 5600 т меди, а также 950 т мышьяка, кадмий, ртуть и 150 тыс. т нефти, 100 тыс. т фосфатов и даже радиоактивные отходы в разных количествах (данные на 1996 год). С судов ежегодно сбрасывалось 145 млн. т обычного мусора. Англия сбрасывала 5 млн. т канализационных стоков в год.

В результате добычи нефти из трубопроводов, связывающих нефтяные платформы с материком, каждый год в море вытекало около 30000 т нефтепродуктов. Последствия этого загрязнения нетрудно видеть. Целый ряд видов, которые некогда обитали в Северном море, в том числе лосось, осетр, устрицы, скаты и пикша, просто-напросто исчезли. Гибнут тюлени, другие обитатели этого моря нередко страдают от инфекционных заболеваний кожи, имеют деформированный скелет и злокачественные опухоли. Гибнет птица, питающаяся рыбой или отравившаяся морской водой. Наблюдалось цветение ядовитых водорослей, которое привело к уменьшению рыбных запасов (1988 год).

В Балтийском море в течение 1989 года погибли 17 тыс. тюленей. Проведенные исследования показали, что ткани погибших животных буквально пропитаны ртутью, которая попадала в их организм из воды. Биологи считают, что загрязнение воды привело к резкому ослаблению иммунной системы обитателей моря и их гибели от вирусных заболеваний.

Крупные разливы нефтепродуктов (тысячи тонн) происходят в Восточной Балтике один раз в 3-5 лет, мелкие (десятки тонн) – ежемесячно. Крупный разлив поражает экосистемы на акватории в несколько тысяч гектаров, мелкий – в несколько десятков гектаров. Балтийскому морю, проливу Скагеррак, Ирландскому морю угрожают выбросы иприта – химического отравляющего вещества, созданного Германией в годы Второй мировой войны и затопленного Германией, Великобританией и СССР в 40-е годы. Свои химические боеприпасы СССР топил в северных морях и на Дальнем Востоке, Великобритания – в Ирландском море.

В 1983 году вошла в силу международная Конвенция по предотвращению загрязнения морской среды. В 1984 году государства Балтийского бассейна подписали в Хельсинки Конвенцию по защите морской среды Балтийского моря. Это было первое международное соглашение на региональном уровне. В результате проведенной работы содержание нефтепродуктов в открытых водах Балтийского моря снизилось в 20 раз по сравнению с 1975 г.

В 1992 году министрами 12 государств и представителем Европейского Сообщества была подписана новая Конвенция по охране среды бассейна Балтийского моря.

Происходит загрязнение Адриатического и Средиземного морей. Только через реку По в Адриатическое море с предприятий промышленности и сельскохозяйственных ферм ежегодно попадает 30 тыс. т фосфора, 80 тыс. т азота, 60 тыс. т углеводорода, тысячи тонн свинца и хрома, 3 тыс. т цинка, 250 т мышьяка (1988 год).

Средиземному морю грозит участь превратиться в мусорную свалку, сточную яму трех континентов. Ежегодно в море попадает 60 тыс. т моющих веществ, 24 тыс. т хрома, тысячи тонн нитратов, применяемых в сельском хозяйстве. К тому же 85% вод, сбрасываемых из 120 крупных приморских городов, не очищаются (1989 год), а самоочищение (полное обновление вод) Средиземного моря осуществляется через Гибралтарский пролив за 80 лет.

Из-за загрязнений Аральское море с 1984 года полностью потеряло рыбохозяйственное значение. Его уникальная экосистема погибла.

Владельцы химического комбината «Тиссо» в городке Минамата на острове Кюсю (Япония) долгие годы сбрасывали в океан сточные воды, насыщенные ртутью. Прибрежные воды и рыба оказались отравленными, и с 50-х годов 1200 человек умерли, а 100000 получили отравление различной тяжести, в том числе психопаралитические заболевания.

Серьезную экологическую угрозу для жизни в Мировом океане и, следовательно, для человека представляет захоронение на морском дне радиоактивных отходов (РАО) и сброс в море жидких радиоактивных отходов (ЖРО). Западные страны (США, Великобритания, Франция, Германия, Италия и др.) СССР с 1946 года начали активно использовать океанские глубины для того, чтобы избавляться от РАО.

В 1959 году ВМС США затопили в 120 милях от Атлантического побережья США неудачный ядерный реактор от атомной подводной лодки. По данным «Гринпис», наша страна сбросила в море около 17 тыс. бетонных контейнеров с РАО, а также более 30 корабельных атомных реакторов.

Наиболее тяжелая обстановка сложилась в Баренцевом и Карском морях вокруг ядерного полигона на Новой Земле. Там помимо бесчисленного количества контейнеров затоплено 17 реакторов, в том числе с ядерным топливом, несколько аварийных атомных подводных лодок, а также центральный отсек атомохода «Ленин» с тремя аварийными реакторами. Тихоокеанский флот СССР захоранивал ядерные отходы (в том числе 18 реакторов) в Японском и Охотском морях, в 10 местах недалеко от берегов Сахалина и Владивостока.

США и Япония сбрасывали отходы деятельности АЭС в Японское, Охотское море и Северный ледовитый океан.

Жидкие радиоактивные отходы СССР сливал в дальневосточных морях с 1966 года по 1991 год (в основном вблизи юго-восточной части Камчатки и в Японском море). Северный флот ежегодно сбрасывал в воду 10 тыс. куб. м ЖРО.

В 1972 году была подписана Лондонская конвенция, запрещающая сброс на дно морей и океанов радиоактивных и ядовитых химических отходов. К той конвенции присоединилась и наша страна. Военные корабли, в соответствии с международным правом, в разрешении на сброс не нуждаются. В 1993 году запрещен сброс ЖРО в море.

В 1982 году 3-я Конференция ООН по морскому праву приняла конвенцию по мирному использованию Мирового океана в интересах всех стран и народов, которая содержит около тысячи международно-правовых норм, регламентирующих все основные вопросы использования ресурсов океана.