01.10.2019

Что такое артикуляция? Учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему: Правильная артикуляция звуков.


МБОУ Пролетарская СОШ № 6 , ОДО «Василёк »

Доклад на тему: «Правильная артикуляция звуков русского языка»

Учитель – логопед Новикова Ирина Алексондровна

Что такое артикуляция и зачем она нужна?

Артикуляция – это работа речевого аппарата для правильного создания звука. При правильной артикуляции происходит четкое расчленение звуков, которые мы можем различать.

Артикуляция в первую очередь является правильным и отчетливым произношением звуков. И основная роль здесь отводится не голосовым связкам, а органам произношения, которые бывают активными (язык и губы) и пассивными (зубы, десны, мягкое и твердое небо).

Произношение слов является довольно сложной системой, к составным частям которой относятся органы дыхания, голосовые связки, полость рта и носа, язык, губы и прочее. Действия этой системы скоординированные между собой и, что не мало важно без приложения усилий говорящего человека.

Все звуки речи делятся на гласные и согласные. Различаются они артикуляционно и акустически.

Артикуляция гласных звуков.

Гласные – тоновые звуки, они образуются в результате колебания голосовых связок в момент прохождения через гортань струи воздуха. Эти колебания периодические, они создают тон, музыкальный звук. При образовании гласных звуков воздушная струя проходит через рот свободно, не встречая никаких препятствий. Для гласных характерна слабая струя воздуха. При образовании гласных мускульное напряжение почти в равной мере распространяется по всей ротовой полости.

Классификация гласных звуков основывается на трех признаках:

·участию губ

·степени подъема языка по вертикали по отношению к небу

·степени продвинутости языка вперед или отодвинутости назад по гортани

В современном русском языке шесть гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. В зависимости от движения языка в горизонтальном направлении (вперед-назад) гласные подразделяются на:

1) гласные переднего ряда [и], [э] (при их произнесении язык продвигается вперед, а его кончик упирается в нижние зубы);

2) гласные среднего ряда [ы], [а] (при их произнесении язык несколько отодвигается назад);

3) гласные заднего ряда [у], [о] (при их произнесении язык отодвигается назад в большей степени).

В зависимости от степени подъема языка к нёбу, т. е. движения языка по вертикали, различаются:

1) гласные верхнего подъема [и], [ы], [у] (при их образовании язык поднят к нёбу в наибольшей мере);

2) гласные среднего подъема [э], [о] (при их образовании язык поднимается к нёбу менее высоко);

3) гласные нижнего подъема, к которым относится только [а] (при его образовании язык не приподнят или приподнят в минимальной степени, нижняя челюсть опущена и широко раскрыт рот).

КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАСНЫХ

Участие губ

Неогубленные

Сгубленные

Ряд

Передний

Средний

Задний

Подъем

Верхний

Средний

Нижний

Артикуляция согласных звуков.

Согласные звуки (37 шт.) - это звуки речи, при произнесении которых воздушная струя встречаетразличные преграды, они состоят из шума или из голоса и шума. Шум – это не периодический звук, он возникает в результате преодоления воздушной струей различных препятствий.

Для преодоления преграды при произнесении согласных необходима более сильная воздушная струя.

При образовании согласных мускульное напряжение сосредоточено в том месте, где возникает преграда.

В характеристику согласных звуков входят следующие основные признаки:
1. Место образования
Данный признак зависит от того, какой активный орган совершает основную работу и с каким пассивным органом он смыкается или сближается (губно-зубные, переднеязычные и т. д. звуки).
2. Способ образования.
Это характеристика препятствия в полости рта на пути воздушной струи и способа его преодоления (щелевые, смычные и дрожащие согласные).
3. По уровню шума (по степени его интенсивности)
По этому признаку все согласные делятся на сонорные и шумные.
4. Глухие и звонкие.
Определяются по отсутствию или наличию при их произношении голоса (тона).
5. Твердые и мягкие.
Отличаются характерной для каждой из этих групп артикуляцией.

При образовании звуков преграду могут создавать либо сдвинутые губы, либо губа и зубы, либо язык при взаимодействии с зубами или нёбом.

Тот орган, который перемещается для образования преграды, является активным. Это или нижняя губа, или какая-либо часть языка (задняя, средняя, передняя). А тот орган, который остается неподвижным при производстве звука, является пассивным. Это или верхняя губа, или верхние зубы, или какая-нибудь часть нёба (задняя, средняя, передняя).

Таким образом, можно выделить следующие группы звуков:

Губно-губные звуки [п], [п’], [б], [б’], [м], [м’];

Губно-зубные звуки [ф], [ф’], [в], [в’];

Язычные, переднеязычные, зубные звуки [т], [т’], [с], [с’], [з], [з’], [ц], [л], [л"], [н], [н’];

Язычные, переднеязычные, нёбные звуки [ш], [ш’:], [ж], [ж’:], [р], [р’] [ч’];

Язычный, среднеязычный, средненёбный звук [j]; - язычные, заднеязычные, задненёбные звуки [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’].

ГУБНЫЕ П, ПЬ, Б, БЬ, М, МЬ

Губные звуки, или двугубные: п, пь, б, бь, м, мь. При произнесении этих звуков происходит смычка, образованная верхней и нижней губами.

Звук и буква П

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [П] - твердый глухой согласный.
Особенности артикуляции: губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха. Кончик языка немного отходит от нижних зубов. Язык плоский. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук П"


Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [П"] - мягкий глухой согласный.
Особенности артикуляции: губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук и буква Б

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Б] - твердый звонкий согласный.
Особенности артикуляции: губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха. Кончик языка немного отходит от нижних зубов. Язык плоский. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук Б"

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Б"] - мягкий звонкий согласный.
Особенности артикуляции: губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук и буква М

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [М] - твердый звонкий согласный.
Особенности артикуляции: губы сомкнуты и не размыкаются, воздух выходит через нос. Кончик языка немного отходит от нижних зубов. Язык плоский. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук М"

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [М"] - мягкий звонкий согласный.
Особенности артикуляции: губы сомкнуты и не размыкаются, воздух выходит через нос. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

ЯЗЫЧНО-ЗУБНЫЕ С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Т, ТЬ, Д, ДЬ, Н, НЬ, Л, ЛЬ

Язычно-зубные: с, сь, з, зь, ц, т, ть, д, дь, н, нь, л, ль. При этих звуках передний край или кончик языка артикулирует
относительно передних зубов (резцов).

Звук и буква С

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [С] - твердый глухой согласный.
Особенности артикуляции: Зубы сближены, губы немного растянуты. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук С"

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [С"] - мягкий глухой согласный.
Особенности артикуляции: Зубы сближены, губы растянуты в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук и буква З

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [З] - твердый звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Зубы сближены, губы немного растянуты. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук З"

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [З"] - мягкий звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Зубы сближены, губы растянуты в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук и буква Ц

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Ц] - всегда твердый глухой согласный.
Особенности артикуляции: Вначале спинка языка круто выгнута и касается бугорков за верхними зубами, кончик языка упирается в нижние зубы. Затем спинка языка опускается до положения занимаемого при произнесении звука [С], а кончик языка остается на месте. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук и буква Т

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Т] - твердый глухой согласный.
Особенности артикуляции: Кончик языка прижат к верхним зубам, спинка языка опущена. Под напором выдыхаемого воздуха язык отрывается от зубов. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук Т"

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Т"] - мягкий глухой согласный.
Особенности артикуляции: Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута крутой горкой и прижимается передней частью к бугоркам за верхними зубами. Под напором выдыхаемого воздуха передняя часть языка отрывается от бугорков. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук и буква Д

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Д] - твердый звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Кончик языка прижат к верхним зубам, спинка языка опущена. Под напором выдыхаемого воздуха язык отрывается от зубов. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук Д"

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Д"] - мягкий звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута крутой горкой и прижимается передней частью к бугоркам за верхними зубами. Под напором выдыхаемого воздуха передняя часть языка отрывается от бугорков. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук и буква Н

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Н] - твердый звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Кончик языка прижат к верхним зубам, спинка языка опущена. Выдыхаемый воздух проходит через нос. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук Н"

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Н"] - мягкий звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута крутой горкой и прижимается передней частью к бугоркам за верхними зубами. Выдыхаемый воздух проходит через нос. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук и буква Л

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Л] - твердый звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Кончик языка упирается в верхние зубы или бугорки за верхними зубами, средняя часть спинки языка опущена, задняя часть спинки языка поднята, боковые края языка опущены. Форма языка напоминает седло. Выдыхаемый воздух проходит по бокам языка. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук Л"

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Л"] - мягкий звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Губы растянуты в улыбке. Передняя часть языка касается бугорков за верхними зубами, средняя часть спинки языка приподнята, задняя часть спинки языка опущена, боковые края языка опущены. Язык напряжен. Выдыхаемый воздух проходит по бокам языка. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

ЯЗЫЧНО-АЛЬВЕОЛЯРНЫЕ Р, РЬ

Язычно-альвеолярные: р, рь. Эти звуки получаются в результате вибрации переднего края языка у альвеол.

Звук и буква Р

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Р] - твердый звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Кончик языка касается бугорков за верхними зубами, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Форма языка напоминает ложечку. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук Р"

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Р"] - мягкий звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Губы немного растянуты. Передняя часть языка касается бугорков за верхними зубами или верхних зубов, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Язык напряжен. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

ЯЗЫЧНО-ПЕРЕДНЕНЁБНЫЕ: Ш, Ж, Ч, Щ

Язычно-передненёбные: ш, ж, ч, щ. При произнесении этих звуков язык передним краем или передней спинкой образует смычку или сужение в передней части нёба, за альвеолами. Произнесению этих звуков способствует легкое выдвижение и округление поэтому они могут быть названы лабиализованными.

Звук и буква Ш

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Ш] - всегда твердый глухой согласный.
Особенности артикуляции: Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к верхней части нёба, но не касается его, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Форма языка напоминает чашечку. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук и буква Ж

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Ж] - всегда твердый звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к верхней части нёба, но не касается его, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Форма языка напоминает чашечку. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук и буква Ч

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Ч] - всегда мягкий глухой согласный.
Особенности артикуляции: Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка касается неба за бугорками, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка отрывается от нёба. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук и буква Щ

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Щ] - всегда мягкий глухой согласный.
Особенности артикуляции: Губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Язык напряжен. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

ЯЗЫЧНО-ЗАДНЕНЁБНЫЕ: К, КЬ, Г, ГЬ, Х, ХЬ, Й

Язычно-задненёбные: к, кь, г, гь, х, хь, й. Они получаются в результате смыкания или сближения задней спинки языка с задней частью нёба.

Звук и буква К




Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [К] - твердый глухой согласный.
Особенности артикуляции: кончик языка немного отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута крутой горкой и касается нёба. Под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от нёба. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук К"

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [К"] - мягкий глухой согласный.
Особенности артикуляции: кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута крутой горкой и касается нёба. Под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от нёба. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук и буква Г



Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Г] - твердый звонкий согласный.
Особенности артикуляции: кончик языка немного отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута крутой горкой и касается нёба. Под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от нёба. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук Г"



Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Г"] - мягкий звонкий согласный.
Особенности артикуляции: кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута крутой горкой и касается нёба. Под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от нёба. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук и буква Х



Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Х] - твердый глухой согласный.
Особенности артикуляции: кончик языка немного отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута крутой горкой. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук и буква Х"



Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Х"] - мягкий глухой согласный.
Особенности артикуляции: кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута крутой горкой. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук и буква Й



Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Й] - всегда мягкий звонкий согласный.
Особенности артикуляции: губы растянуты в улыбке, зубы видны, кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута крутой горкой. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Для того чтобы человек произносил различные звуки правильно, его органы артикуляции, губы, язык, мягкое нёбо, нижняя челюсть, должны быть достаточно подвижными. В процессе того, как ребенок учится говорить, сила, точность движений этих органов постепенно развиваются, а сама речь становится более внятной, дифференцированной. Ускорить этот процесс можно только постоянными тренировками органов речи. Именно на это и направлен ряд специальных упражнений для укрепления и развития подвижности языка, губ, щек, уздечки. Артикуляционная гимнастика для дошкольников преследует цель научить ребенка говорить правильно .

Неправильно произносить ребенок может любой звук, но чаще всего это относится к звуку Л,Р, свистящим и шипящим.

Как правило нарушается произношение трудных по артикуляции звуков. Нарушения звукопроизношения у детей могут проявляться либо в отсутствии тех или иных звуков, либо в искажениях, либо в заменах.

Отсутствие звука в речи может выражаться в его выпадении в начале слова (например, вместо рыба ребёнок говорит « ыба », в середине слова (пароход – « паоход ») и в конце слова (шар – « ша »).

Искажение звука выражается в том, что вместо правильного произноситься звук, которого нет в фонетической системе русского языка. Например: велярный и увулярный р (картавость), когда при произношении звука вибрирует тонкий край мягкого нёба или маленький язычок (увуля) вместо кончика языка; межзубные с, з, ц, ш, ж, щ, ч , когда при произнесении звука кончик языка вываливается между резцами; боковое произнесение звуков с, з, ц, ш, ж, щ, ч , когда при произнесении звука провисает край языка и звук приобретает хлюпающий оттенок; двугубный л , когда звук произноситься с помощью губ и похож на звучание английского звука w и др.

Замены звука другим звуком, имеющимся в фонетической системе русского языка. Замены звуков могут быть следующими:

Замены звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по месту артикуляции, например замена взрывных заднеязычных к и г взрывными переднеязычными т и д тулак » вместо кулак и т.п.);

Замена звуков одинаковых по месту образования и различающихся по способу образования, например замена щелевого переднеязычного звука с переднеязычным взрывным т тумка » вместо сумка ит.п.);

Замены звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по участию органов артикуляции, например щелевой переднеязычный с щелевым губно-зубным ф фамки » вместо санки и т.п.);

Замена звуков одинаковых по способу и месту образования, но различающихся по участию голоса, например звонких звуков глухими (« пулка » вместо булка и т.п.);

Замена звуков одинаковых по способу образования и по активному органу артикуляции, но различающихся по признаку твёрдости и мягкости, например твёрдый мягким или мягкий твёрдым (« сюп » вместо суп и т.п.).

Недостатки произношения свистящих и шипящих звуков называются сигматизмом, звука Р – ротацизм, звука Л – ламбдацизм, замена свистящих звуков шипящими или другими звуками русского языка называется парасигматизмом, звука Р – параротацизм, звука Л – параламбдацизм.

Системное выполнение ряда не сложных упражнений помогает ребенку быстрее, а самое главное – правильно, освоить правильную артикуляцию звуков. Это в дальнейшем помогает избежать сложностей в общем развитии речи ребенка.

Если ребенок уже научился произносить правильно звуки в отдельных словах, но в устной речи искажает или пропускает их, то, в таком случае звуки необходимо автоматизировать. Одним из способов автоматизации являются чистоговорки.

Чистоговорка – это ритмичная, зарифмованная фраза, содержащая сочетание звуков, слогов, слов и используемая для улучшения произношения звуков .

Они наполнены изучаемым звуком максимально, дефектно произносимые звуки по возможности исключены. Такие чистоговорки дети повторяют и заучивают охотнее. Ребенок их может повторять за взрослым, проговаривать после заучивания. Чтобы ребенку было интересно автоматизировать звуки, одни и те же чистоговорки можно произносить по-разному: тихо, громко, медленно, быстро.

Зачем нам чистоговорки?

Эти упражнения способствуют улучшению дикции детей и взрослых, помогают приучить органы артикуляции к быстрой смене положения при произнесении трудных сочетаний звуков, помогают устранить нечеткое произношение (то, что называется «каша во рту»).

Рекомендации к проведению упражнений:

1. Произносите чистоговорки сначала медленно, четко

артикулируя каждый звук.

2. Постепенно увеличивайте темп, не снижая при этом качество

произношения.

3. Можно проговаривать стихи сначала шепотом, стараясь

активно работать губами и языком. А затем – громко, с

такой же активностью органов артикуляции .

Чистоговорки со звуками Р, Р’

Ро- ро- ро --- Рома уронил ведро.

Ру- ру- ру --- Веру за руку беру.

Ирь- ирь- ирь --- у Ирины снегирь.

Ерь- ерь- ерь --- открыл Ярик дверь.

Чистоговорки со звуками Л, Л’

Ла- ла, ла – ла, ла- ла --- салат ела Алла.

..Лы-лы-лы --- у Милы пазлы.

Ле-ле-ле --- ели с Леной мы суфле.

Ли-ли-ли --- У Леонида корабли.

Чистоговорки со звуками С, С’

Са-са-са --- на санках Сашиных лиса.

Со-со-со- --- дали Соне колесо.

.Ес-ес-ес --- собирался Сеня в лес.

Яс-яс-яс --- Ярослав пустился в пляс.

Чистоговорки со звуками З, З’

За-за-за --- у Захара коза.

Зу-зу-зу --- зонтик Зое привезу.

Из-из-из --- это Зиночкин каприз.

Ез-ез-ез --- стоит Зоя у берез.

Чистоговорки со звуком Ш

Ша-ша-ша --- наша Маша хороша.

Шу-шу-шу --- кушал Миша кашу.

Ше-ше-ше --- сшили шапку Даше.

Ша-ша-ша --- у Ксюши нет карандаша.

Чистоговорки со звуком Ж

Жа-жа-жа --- У Снежаны два ежа.

Жу-жу-жу --- я с Сережей дружу.

Жи-жи-жи --- Женю за руку держи.

Потешки.

Петушок, петушок, отдай Маше гребешок!

Мы кормим нашу Машу. Маша, Маша, кушай кашу.

Тише, мыши, тише, мыши! Кот пришел на нашу крышу.

Чистоговорки способны развивать не только произношение, но и другие стороны речи ребенка: фонематический слух, словарь, грамматику, связную речь, чувство ритма. в дальнейшем это поможет ребенку легче освоить учебную программу в школе.

Гласные звуки, как более простые по артикуляции, усваиваются детьми сравнительно рано и легко. Недостатки произношения их редки. Поэтому мы даем описание нормальных артикуляций всех гласных, что поможет воспитателю в случае надобности исправить тот или иной дефект. Методика же дана только для более часто наблюдающихся случаев.

Нормальная артикуляция гласных звуков

Губы свободно раздвинуты. Расстояние между верхними и нижними резцами - приблизительно с большой палец ребенка, поставленный ребром. Широкий язык плашмя лежит на дне рта, кончиком почти касаясь нижних зубов.
Артикуляция звука о . Зубы слегка округло выдвинуты вперед. Расстояние между резцами меньше, чем при а (ширина указательного пальца ребенка). Язык широкий, несколько оттянут назад, задняя часть его немного приподнята.
Артикуляция звука у . Губы значительно выдвинуты вперед, образуют небольшое овальное отверстие. Расстояние между зубами небольшое. Язык еще более, чем при о , оттянут назад, кончик его далеко отодвинут от нижних резцов, а задняя часть языка значительно поднята.
Артикуляция звука э . Губы слегка раскрыты и растянуты в стороны. Вертикальное расстояние между зубами несколько меньше, чем при а . Язык широкий, кончик языка касается нижних зубов, а средняя часть заметно выгнута вверх.
Артикуляция звука и . Губы раскрыты в форме легкой улыбки и прижаты к зубам. Расстояние между резцами маленькое. Широкий язык круто выгорблен к середине нёба, образуя с ним щель; кончик языка упирается в нижние резцы.
Артикуляция звука ы . Губы свободно раскрыты в соответствии с раскрытием рта. Расстояние между резцами почти такое же, как при и . Кончик языка значительно оттянут назад, а весь язык, особенно его задняя часть, поднят к нёбу (но не касается его).
Мягкое нёбо при произношении всех гласных поднято.

Устранение недостатков произношения звуков и, ы

Звук и иногда произносится почти как э или е (эгла - игла, пела - пила); звук ы уподобляется звуку и . Дети на слух различают гласные и и э (е) на таком примерно речевом материале: петь - пить, бел - бил, пил - пел, села - сила, дитя - дети, тени - тина.
Для слуховой дифференцировки ы - и : был - бил, пил - пыль, Дима - дым, выл - вил, лыжи - лижи, мыло - мила, мышка - миска, пила - пыль.
и .
«Лошадки». Дети в упряжке бегают и ржут: ииии.. .иии...
и и э (е) . Воспитатель поправляет.
Стишки, потешки, в которых часто перемежаются звуки и, э (е) :
У Кирюшки петушок
Петь умеет хорошо.
Ну, а как? А вот так:
«Ки-рюш-ка!»
Он с Кирюшкиной ладошки
Ест и зернышки и крошки.
Он немножко поклюет
И «спасибо» запоет.
Ну, а как? А вот так:
«Ки-рюш-ка!»
Убежит Кирюшка в сад,
Петушок зовет назад.
Ну, а как? А вот так:
«Ки-рюш-ка».
Это стихотворение можно инсценировать: рассказчик - все дети, спрашивает же воспитатель или один из ребят.
Игры и тексты для обучения звуку ы .
«Телефон». Дети передают друг другу поочередно звуки и-ы .
Стишки, потешки, в тексте которых часто встречается звук ы рядом с и :

Чище мойся - воды не бойся.

Серый зайка умывается,
Видно в гости собирается.
Вымыл носик, Вымыл хвостик,
Вымыл ухо, Вытер сухо.

Не жалела мама мыла,
Мама Милу мылом мыла.

У пней, погляди-ка,
Растет земляника.
За каждой корягой
По тысяче ягод:
Которые - спелы,
Которые - белы,
Которые - сладки,
Которые - гадки.

Полезна игра в «Театр». По фотографиям-открыткам детских головок или куклам отгадываются звуки.

Приемы индивидуальных занятий в трудных случаях

Для устранения замены и звуком э (е) пользуются такими приемами:
1) делают гимнастику языка - поднимание и опускание средней части спинки языка;
2) то же повторяют с соответствующим произнесением при слегка оскаленных зубах, поочередно: эиэиэи... , затем и-и-и-..., пи-би-ки-ги .
Если ы произносится как и (рил - рыл, сипал - сыпал), кончик языка отодвигают от передних зубов, а среднюю часть спинки языка опускают (шпателем) несколько ниже.
В случае вообще неотчетливого произнесения гласных (мало раскрывается рот, ребенок говорит сквозь зубы, не вполне правильно лежит язык, недостаточно растягиваются, выпячиваются, поднимаются и раскрываются губы) после гимнастики языка, губ произносят отдельно каждый звук и потом комбинации их (слитно на одном выдохе): аоуэиы, иоуаэы , потом бабобу-бэбибю и т. п.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

Языкознание.

ТЕМА 1

ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ

Фонетика – это наука, изучающая звуки речи, звуковые законы, слог, ударение, интонацию.

Фонология изучает звуки речи с точки зрения их функций. Фонология – часть фонетики.

1. Звуки речи как природная материя языка.

2. Принципы классификации звуков речи.

3. Слог и его виды

4. Ударение и его виды. Проклитики и энклитики.

5. Интонация

6. Взаимодействие звуков в речевом потоке.

7. Орфоэпия

8. Фонетические и исторические чередования

9. Фонемы и системы фонем

1.ЗВУК РЕЧИ – это кратчайшая не членимая единица языка, выделяемая при последовательном звуковом членении слова.

Звуки речи имеют акустическую, артикуляционную и функциональную стороны.

АКУСТИКА ЗВУКОВ РЕЧИ.

Звуки речи представляют собой колебательные движения воздушной среды. Такие колебательные движения возникают в результате колебаний органов речи. Органы речи колеблются и непрерывно образуют упругие волны, состоящие из последовательного сгущения и разрежения воздуха. Эти волны достигают нашего уха и мы слышим звук.

Звуки речи отличаются друг от друга высотой, силой, длительностью и тембром. Высота звука речи зависит от частоты колебаний. Чем выше частота колебаний, тем выше звук. За единицу высоты звука принят герц (1 колебание в сек). Например, высота звуков о и у – 400Гц.

Человек способен воспринимать звуки от 16 Гц до 20 000Гц. Звуки ниже 16Гц (инфразвуки) и звуки выше 20 000Гц (ультразвук) человек не слышит, хотя некоторые животные слышат их (мыши, собаки, дельфины). У каждого человека своя высота звуков речи. Изменение высоты звуков в процессе речи является основой интонации. Во многих языках изменением высоты звука выделяется ударный слог. Сила звука зависит от размаха колебаний: чем больше размах, тем сильнее звук. В речи мы пользуемся звуками разной силы, что зависит от условий общения. Безударные гласные менее сильные, чем ударные. С точки зрения восприятия слухом сила звука называется громкостью.

ДЛИТЛЬНОСТЬ звука – это его продолжительность во времени. Длительность звуков речи измеряется в миллисекундах, т е миллионных долях секунды. В некоторых языках (английский, немецкий, французский, чешский). Различаются долгие и краткие ударные гласные. В русском языке ударные гласные длиннее безударных. Например, в слове сад долгота звука а – 150 м/с.



В зависимости от характера колебаний, звуки делятся на музыкальные (тоны) и немузыкальные (шумы).

Тон возникает в результате ритмичных колебаний органов речи (например, голосовых связок), шумы – в результате не ритмичных колебаний (например, губ). Только из тона (голоса) состоят гласные звуки. Из тона и шумов – звонкие согласные. Только из шума – глухие согласные.

Звук речи состоит из основного тона и обертонов. Основной тон является самым сильным, обертоны – несколько его выше. Соотношение основного тона и обертонов создает тембр звука, его индивидуальную окраску.

АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКОВ РЕЧИ

Звуки речи образуются в результате определенной работы речевого аппарата. Для того чтобы произнести звук речи, органы речи должны совершить определенную работу и занять определенные положения. Движения и положения органов речи, необходимые для произнесения какого-либо звука называется артикуляцией этого звука. Выделяют 3 фазы артикуляции:

1) Приступ (в этот момент органы речи из спокойного состояния переходят в положение, необходимое для произнесения какого-либо звука.)

2) Выдержка (это сохранение положения, необходимого для произнесения звука).

3) Отступ (это перевод органов речи в спокойное состояние или в приступ к произнесению следующего звука).

У каждого языка органы речи занимают разные положения и совершают разные движения. Вся совокупность движений и положений органов речи, необходимых для образования звуков какого-либо языка, называется артикуляционной базой этого языка.

У каждого языка своя артикуляционная база. Например, для русской артикуляционной базы не характерно использование задней части мягкого нёба и глотки. Поэтому в русском языке нет «картавых» согласных (типа английского r), глоточных и гортанных согласных (которые есть в грузинском языке)

Артикуляционная база языка постепенно изменяется, поэтому изменяется и система звуков языка. Например, в древнерусском языке были носовые гласные (о-носовое и э-носовое)

1. ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ ЗВУКОВ РЕЧИ

Во всех языках мира есть 2 типа звуков: гласные и согласные. Их различие заключается в том, какую роль они играют при образовании слогов, и в том, как они образуются.

Гласные звуки являются вершиной слога (сонантом), образуют слог. Согласные сопутствуют гласным (являются консонантом). Сопутствуют гласным и слога не образуют.

Однако, в некоторых языках слогообразующими могут быть также и сонорные согласные «r» и «l». Например, в чешском языке v!k (в русском языке – волк). Кружочек показывает звукообразующий слог.

При образовании гласных, речевой канал открыт, напряжение разлито по всему произносительному аппарату, слабая воздушная струя не встречает преграды. При образовании согласных напряжение сфокусировано, в месте образование преграды, которую воздушная струя преодолевает, взрывая или проходя сквозь щель, в результате чего образуются шумы, составляющие характеристику согласного.

КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАСНЫХ

Основанием для классификации гласных является работа губ, ряд и работа языка. По работе губ гласные бывают лабиализованные (огубленные) и нелабиализованные (неогубленные). Лабиализованными являются звуки [о], [у]. нелабиализованные – все остальные.

ЗЕМСКИЙ 1ч пар.73.

При классификации гласных дополнительно учитывается назализация, напряженность и долгота. В ряде языков существуют назальные (носовые) гласные, при произнесении которых воздушная струя проходит не только через ротовую полость, но и через полость носа. Такие гласные есть во французском и польском языках, были в старославянском.

Во многих языках ударные гласные могут быть краткими и долгими, в результате чего образуются пары гласных по длительности. Pas – pas, vapa – vapaa, ship – sheep, man – men. Кроме долгих гласных в языках мира существуют дифтонги – это гласные со сложной артикуляцией, произносимые в 1 слог, и выступающие как единый звук речи. Дифтонги бывают восходящими и нисходящими. В восходящем дифтонге сильным является 2ой элемент. Nuova – bueno. В нисходящих дифтонгах сильным является первый элемент. baum – mein , home.

Артикуляцией (от лат. articulatio- произношу членораздельно) называется работа органов речи, направленная на производство звуков. Каждый произносимый звук имеет три артикуляционные фазы: приступ (экскурсию), выдержку и отступ (рекурсию). Все фазы связаны между собой как компоненты произнесения звука.

Приступ артикуляции заключается в переходе органов речи из спокойного состояния или артикулирования предшествующего звука в положение, требуемое произносимым звуком. Выдержка - это сохранение положения артикулирующих органов, необходимого для произнесения данного звука. Отступ артикуляции состоит в выходе органов речи из положения выдержки или в приступе к артикуляции следующего звука. В процессе речи четкой границы между фазами нет, так как при переходе от одной фазы к другой происходит как бы их наслаивание друг на друга в речевом потоке.

При произнесении некоторых звуков выдержка практически приближается к нулю - это так называемые мгновенные звуки. Таковы, например, русские и белорусские смычные согласные [п], [б], [т], [д], [к], [г]. При произнесении русских и белорусских гласных, сонорных, некоторых других согласных акустически выдержка воспринимается довольно четко - это длительные звуки. Их длительность может и не всегда проявляться, однако при желании эти звуки можно протягивать.

 Конец страницы 53 

 Начало страницы 54 

Всю совокупность артикуляций, необходимых для свободного образования звуков какого-либо языка, называют артикуляционной базой этого языка. Артикуляционные базы языков отличаются друг от друга. Например, в образовании звуков русского языка практически не участвуют глубокие произносительные органы - язычок и глотка. Поэтому в русском языке нет язычковых (увулярных), глоточных (фарингальных) и гортанных (ларингальных) согласных. И, напротив, в артикуляционной базе грузинского языка глубокие произносительные органы играют значительную роль в образовании согласных звуков. В русском языке также работа голосовых связок сочетается с ротовыми артикуляциями, что приводит к образованию звонких согласных. В финно-угорских языках работа голосовых связок редко сопровождается ротовыми артикуляциями, чем и объясняется отсутствие в этих языках звонких согласных.

Артикуляционная база языка - явление историческое. Составляющие ее артикуляционные навыки постепенно могут меняться. Это оказывается одной из причин развития системы звуков в том или ином языке. Например, потеря носовых гласных в определенный исторический период русским языком или приобретение им согласного звука [ф]. Однако процесс развития артикуляционной базы носит очень длительный характер: звуковая система языка, как правило, сохраняется неизменной на протяжении ряда эпох. В причинах звуковых изменений, как и в связанных с ними изменениях артикуляционной базы языка, до сих пор многое остается неясным.

4.4. Классификация звуков речи

Гласные и согласные звуки. Количество звуков речи, встречающихся в различных языках мира, достаточно велико. Количество же типовых звуков (фонем) колеблется в пределах от 12 до 80. Несмотря на различный набор звуков в разных языках, во всех языках мира существуют два типа звуков речи - гласные и согласные. Совокупность гласных звуков образуетвокализм (от лат.vocalis- гласный) фонетической системы того или иного языка, а совокупность согласных - ееконсонантизм (от лат. соn-

 Конец страницы 54 

 Начало страницы 55 

sonāns, род. п.cōnsonantis- согласный). Классификация звуков может исходить как из акустических, так и артикуляционных признаков. При делении звуков на гласные и согласные и их внутренней классификации чаще всего учитываются те и другие признаки.

Гласные - это звуки, при образовании которых в надгортанных полостях не встречается преград на пути воздушной струи: струя выдыхаемого воздуха свободно проходит через речевой канал. Для гласных звуков типична так называемая разлитая напряженность мускулов всего произносительного аппарата, когда напряжены все речевые органы, принимающие участие в звукообразовании. Степень напряженности может меняться: при большей напряженности произносимый гласный имеет более четкий характер (например, ударный гласный в русском языке). При характеристике гласных отмечают обычно и другие особенности: гласные - это тональные звуки. Для них характерно наличие музыкальных тонов (голоса), которые образуются работой голосовых связок.

Согласные - это звуки, при образовании которых в надгортанных полостях или в гортани обязательно возникает та или иная преграда на пути воздушной струи (в виде сближенных или даже сомкнутых органов речи). Согласные характеризуются сосредоточенным мускульным напряжением в месте образования преграды и более сильной воздушной струей, чем гласные. Кроме того, согласные звуки характеризуются наличием шума, который возникает при преодолении преграды. Примесь музыкальных тонов (голоса) может быть большей или меньшей.

Акустическая классификация звуков речи. Особенности акустической классификации состоят в том, что она описывает одним и тем же набором терминов гласные и согласные звуки. При этом акустическая классификация строится, как правило, на бинарном принципе, то есть двучленных противопоставлениях. Другими словами, применение бинарного принципа в акустической классификации при каждом членении дает два класса звуков речи. Например, признаквокальность - невокальность, основанный на наличии или отсутствии четко выраженной формантной структуры звука, разделяет звуки речи на сонорные (от лат.sonorus- звучный) и шумные. К сонорным (вокальным) относят-

 Конец страницы 55 

 Начало страницы 56 

ся гласные и сонорные согласные [м], [н], [л], [р], [j]. К невокальным - шумные согласные [б], [п], [д], [т], [г], [к], [в], [ф], [з], [с], [ж], [ш], [х], [ц], [ч]. Сонорные звуки характеризуются наличием резонаторных тонов, шумы в них или вовсе отсутствуют (гласные), или участвуют минимально (например,в р разного типа). В шумных согласных тембр определяется характерным для данного звука шумом.

По признаку консонантность - неконсонантность, основанному на низком или высоком общем уровне энергии звука, все звуки делятся на консонантные (все согласные) и неконсонантные (все гласные). По уровню энергии неконсонантные являются сильными звуками, консонантные- слабыми звуками. Данный признак не дублирует предыдущий, поскольку в первом случае некоторые согласные обладают признаком "гласности". Это хорошо видно на следующей табличке, где + обозначает наличие признака, а - (минус) его отсутствие:

Еще один бинарный признак звонкость - глухость, основанный на наличии или отсутствии гармонических колебаний в низких частотах, позволяет разделять все звуки на звонкие и глухие. К звонким звукам относят все вокальные - а это гласные, сонорные согласные и звонкие шумные, к глухим- невокальные, то есть глухие шумные. Как уже отмечалось, гласные звуки характеризуются наличием только голоса, в сонорных, или сонантах, голос преобладает над шумом. Звонкие шумные [б], [в], [г], [д], [з], [ж] образуются с преобладанием шума над голосом, а глухие шумные [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш] - без участия голоса.

Акустическая характеристика звуков базируется на экспериментальных данных электроакустики. Она основана как на собственно частотных характеристиках формант, так и на расположении формант в спектре звука. Для описания фонетических систем языков мира обычно используют 12 пар признаков. Кроме отмеченных пар, это такие признаки, как компактность - диф-

 Конец страницы 56 

 Начало страницы 57 

фузность, прерывность - непрерывность, напряженность - ненапряженность, резкость - нерезкость, назальность - неназальность, абруптивность - неабруптивность, бемольность - небемольность, диезность - недиезность, высокий тон - низкий тон.

Форманты компактных звуков на спектрограмме занимают центральную часть спектра, формантыдиффузных - располагаются по краям спектра. Например, русские с согласные [ж], [к], [р] относятся к компактным, а [б], [с], [ф] - к диффузным звукам.Прерывные звуки на спектрограммах характеризуются резко оборванным краем волны, в то время как у непрерывных существуют переходные тоны. Примером может служить противопоставление русских смычных (прерывные) и щелевых согласных (непрерывные). Унапряженных звуков общее количество энергии выше, а длительность звучания больше, ч чем уненапряженных, например, у немецких согласных [ä-а, ö-о, ü-u]. В акустическом отношениирезкие и нерезкие звуки оттличаются интенсивностью шума. При образовании резких звуков в в ротовой полости возникают турбулентные воздушные потоки- завихрения струи, когда часть воздуха идет поперек общего потока, возмущая его. В русском языке к резким звукам относятся аффрикаты [ц, ч"] и дрожащие [р-р"].Назальность обусловлена участием в образовании звука носового резонатора. К назальными звукам относятся носовые гласные и согласные. Подабруптивностью имеется в виду образование согласных, сопровождаемое гортанной смычкой. Абруптивные, или глоттализованные, согласные встречаются во многих языках Америки, Кавказа, Дальнего Востока. В акустическом отношении абруптивные характеризуются большей скоростью расходования энергии, чем неабруптивные. Убемольных звуков по крайней мере одна из формант понижена по сравнению снебемольными. Так, в русском языке гласные [а-э-ы-и] - небемольные, а гласные [о], [у] - бемольные, что связано с огубленностью этих звуков. Удиезных звуков, в отличие от бемольных, по крайней мере одна форманта в выше, чем унедиезных. Примером диезных звуков могут служить мягкие согласные славянских языков. Противопоставлениенизкий тон -высокий тон основывается на концентрации энергии в нижних или высоких частотах спектра звука. В русском языке низкую тональность имеют, например, гласные [у, о], твердые согласные, а высокую -гласные [и, э], мягкие согласные.

 Конец страницы 57 

 Начало страницы 58 

Для описания фонетической системы русского языка считается достаточным 9 пар признаков. При этом некоторые из них для отдельных звуков оказываются в ряде случаев несущественными, дублирующими, так как их наличие или отсутствие следует из других признаков, предсказывается ими. Например, вокальность [а] предсказывает его неконсонантность; из отсутствия вокальности [с] следует его консонантность.

Артикуляционная классификация звуков речи. Особенности артикуляционной классификации заключаются в том, что гласные и согласные звуки описываются в ней отдельно и, как правило, в разных терминах, что обусловлено спецификой артикуляции этих звуков речи.

Классификация гласных. В разных языках количество гласных не совпадает: например, в современном русском и белорусском языках их по шесть, в современном немецком тринадцать, а в современном английском двадцать один. Таблица гласных звуков Международной фонетической ассоциации (МФА) представлена 25 гласными звуками. Вокализм русского языка считается достаточно простым, в отличие, например, от вокализма английского и французского языков, в которых имеются напряженные и губные передние гласные, долгие гласные и дифтонги.

Артикуляционные классификации гласных строятся на степени подъема языка по вертикали (подъем), степени его продвинутое™ вперед или назад по горизонтали (ряд), на участии или неучастии губ (наличие или отсутствие лабиализации; от лат. lаbium- губа), на положении мягкого нёба.

По степени подъема языка гласные делятся: на звуки верхнего подъема (рус. [и], [ы], [у]), при образовании которых язык занимает самое высокое положение в полости рта; звуки нижнего подъема (рус. [а]), при их артикуляции язык занимает максимально низкое положение в полости рта; звуки среднего подъема (рус. [э], [о]), при их образовании язык занимает среднее положение в полости рта; средних подъемов может быть достаточно много.

При образовании гласных переднего ряда (рус. [и], [э]) язык продвигается вперед в полости рта, заднего ряда (рус. [у],

 Конец страницы 58 

 Начало страницы 59 

[о]) - назад, среднего ряда (рус. [ы], [а]) - язык вытянут вдоль полости рта.

По участию или не участию губ гласные делятся на лабиализованные (огубленные) и нелабиализованные (неогубленные). Огубленные звуки образуются при округлении и вытягивании губ. В русском языке это [у], [о]. При произнесении неогубленных звуков губы пассивны.

В речевом потоке гласные звуки, помимо своего основного вида, существуют в разнообразных оттенках, которые зависят от различных фонетических условий: от места по отношению к ударению, от соседства с твердыми или мягкими согласными, от места в слове.

По положению мягкого нёба гласные делятся на ротовые, или ртовые, и носовые. При образовании ротовых мягкое нёбо поднято и закрывает проход в носовую полость. При образовании носовых гласных мягкое нёбо опущено и воздушная струя свободно проходит в полость носа. В современном русском языке носовых гласных нет. В древности носовые гласные у славян были, они сохранились до сих пор в польском языке.

Гласные различают также и степенью раствора рта. Например, русский гласный [и] принадлежит к "узким" звукам, поскольку при его произнесении рот почти не раскрывается. И, напротив, звук [а] принадлежит к числу самых "широких" звуков, так как при его произнесении образуется самый широкий раствор рта. Простейшая таблица русских гласных выглядит следующим образом:

Подъем

передний

средний

задний

нелабиализованные

лабиализованные

В языках мира существуют и сложные гласные, состоящие из двух элементов, произносимых в один слог и выступающих как одна фонема. Это так называемые дифтонги. Они делятся на нисходящие, или падающие, и восходящие. В нисходящем ди-

 Конец страницы 59 

 Начало страницы 60 

фтонге сильным выступает первый элемент звука. Например, в в английском дифтонге [оu] в словахgo - идти,home - домой,по - - нет таким является начальный [о]-образный призвук, тогда как второй элемент произносится менее четко. В восходящем ди-фтонге сильным, или слогообразующим, является второй элеменлт звука. Например, в испанских диффтонгах , в словахbi еп - хорошо,b иепо - хороший таким выступает конечный [э]-образный призвук.

Классификация согласных. Артикуляционная классификация согласных звуков более сложная, так как согласных звуков в языках мира больше, чем гласных. В отдельных языках количество согласных колеблется от 50 % до 90 % от общего количества звуков. Например, в английском языке 24 согласных и 21 гласный, во французском языке 21 соогласный и 13 гласных, в литовском - 45 согласных и 12 гласных, в армянском соответственно - 30 и 6, в грузинском - 28 и 5, в узбекском - 24 и 6, в эстонском - 16 согласных и 9 гласных звуков (данные В.И. Кодухова). В русском языке насчитывается 36 соглласных и 6 гласных (иногда при-водят и другие цифры).

Основанием классификациии согласных служат следующие артикуляционные признаки: 1) активный орган, образующий пре-граду; 2) место образования преграды; 3) способ образования преграды; 4) работа голосовых связок; 5) положение мягкого нёба.

По активному органу согласные делятся на губные, языч-ные, увулярные, фарингальные и гортанные.

При образовании губных звуков преграда создается смыч-кой нижней губы с верхней или сближением нижней губы с; верхними зубами. В первом случае получаются губно-губные (билабиальные) звуки [п-п", б-б", м-м"], во втором - губно-зубные (лабиодентальные - от лат.labium- губа,dens(dentis) - зуб) [в-в", ф-ф"].

Язычные согласные подразделяются на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные.Переднеязычные согласные по месту образования разделяются на зубные и передненёбные. При образовании зубных звуков преграда создается сближением передней части и кончика языка с зубами, зубами и альвеолами или альвеолами. Подавляющее большинство переднеязычных звуков

 Конец страницы 60 

 Начало страницы 61 

относится к категории зубных: [д-д", т-т", з-з", с-с", н-н", л-л", ц]. Передненёбные образуются поднятием передней части спинки языка или его кончика по направлению к альвеолам и передней части твердого нёба. В русском языке к ним относятся [ж, ш, ч", р-р"].

Артикуляции переднеязычных согласных имеют разнообразие по языкам. В зависимости от положения кончика языка их делят также на дорсальные (от лат.dorsum- спина), апикальные (от лат.apex- верхушка) и какуминальные (от лат.cacumen-острый конец, вершина). Дорсальные образуются приближением передней части спинки языка к верхним зубам и альвеолам (например, рус. [т, н, с]), при этом кончик языка опущен к нижним зубам. При образованииапикальных звуков вместе с передней частью спинки языка к верхним зубам и альвеолам приподнимается и кончик языка (например, англ. ). При образованиикуминальных звуков кончик языка приподнят, а передняя часть спинки языка несколько вогнута внутрь (например, рус. [р]).

Среднеязычные согласные образуются сближением средней части спинки языка с твердым нёбом - палатумом, поэтому их иногда называютпалатальными (например, рус. [j]).

При образовании заднеязычных звуков преграда создается сближением задней части спинки языка с мягким нёбом, поэтому их также называютвелярными (от лат.velaris), илизадненёбными. К заднеязычным относятся звуки [г-r", к-к", х-х"].

Образование увулярных звуков характеризуется сближением мягкого нёба и язычка (увулы) с задней частью языка (например, нем. [х] в словахach,Buch).

При образовании фарингальных, или глоточных, звуков преграда создается сужением глотки, связанным с движением корня языка назад и сокращением мускулов глотки. Фарингаль-ные звуки встречаются в немецком ([h] в словахHeld - герой,ha -еп - иметь), арабском и некоторых других языках.

Гортанные, илиларингальные, звуки образуются при смычке или сближении голосовых связок. Гортанные звуки очень близки к фарингальным и часто их не различают (те и другие именуют гортанными).

 Конец страницы 61 

 Начало страницы 62 

Таким образом, деление согласных по активному органу наслаивается на их деление по месту образования, что закономерно, так как при образовании звука проявляются все его артикуляционные признаки, выступающие в комплексе, во взаимосвязи. Это относится и к способу образования преграды органами речи, и к работе голосовых связок, и к положению мягкого нёба.

Под способом образования понимается характер преграды и прохода для струи воздуха (свободный, суженный, сомкнутый) при образовании звука речи. По этому артикуляционному признаку все согласные в одном из вариантов классификации делятся на смычные, щелевые, смычно-щелевые, смычно-проходные и дрожащие.

При образовании смычных происходит полная смычка органов речи, которая затем заканчивается "взрывом" под напором воздушной струи, чем объясняется другой термин для этих согласных - "взрывные". Артикуляция смычных имеет три элемента - смычку (имплозию), выдержку и взрыв (эксплозию). Смычка, выдержка и взрыв происходят очень быстро, поэтому эти звуки называют также мгновенными, подчеркивая быстроту их произнесения: рус. [б-б", п-п", д-д", т-т", г-г", к-к"], англ. и др.

Щелевые согласные создаются прохождением воздуха через щель, образуемую органами речи. Щель возникает в ротовой полости - между губами и зубами или между языком и зубами или нёбом. Через нее с трением проходит воздушная струя, поэтому щелевые звуки иначе называютфрикативными (от лат.fricare- тереть): рус. [в-в", ф-ф", з-з", с-с", ж, ш,j, х-х"], англ. и др. Щелевые согласные могут быть однофокусными и двухфокусными. При образовании однофокусных согласных воздушная струя проходит через одно препятствие, то есть один фокус, в полости рта. При артикуляции двухфокусных препятствие образуется одновременно в двух местах, то есть в двух фокусах, проходя через которые воздушная струя и создает сложный специфический шум. Примером двухфокусных согласных являются русские [ш, ж].

Смычно-щелевые согласные возникают в результате полного смыкания органов речи и последующего перехода затвора в Щель: рус. [ц, ч]. Иными словами, приступ аффрикаты- смыч-

 Конец страницы 62 

 Начало страницы 63 

ный, а отступ - щелевой. Смычно-щелевые звуки по-другому называют аффрикатами (от лат.affricata- притертая).

Смычно-проходные звуки образуются, когда воздушная струя обходит возникшую смычку органов речи. В зависимости от пути прохождения струи воздуха смычно-проходные делятся на носовые и боковые. При образовании носовых мягкое нёбо опускается и закрывает проход в ротовую полость, воздух проходит через нос: рус. [м-м", н-н"]. Боковые, или латеральные (от лат.lateralis- боковой), возникают при просачивании воздуха по бокам языка: рус. [л-л"].

Дрожащие согласные образуются ритмическим колебанием кончика языка, то есть вибрацией, поэтому иначе они называются еще вибрантами. В русском языке это звуки [р-р"].

Как уже отмечалось при акустической классификации звуков, по соотношению голоса и шума все согласные делятся на сонорные и шумные; последние в свою очередь разделяются на звонкие и глухие.

Наряду с основной артикуляцией при образовании звуков в каждом языке есть дополнительная, создающая специфическую окраску тембра. По дополнительной окраске среди согласных выделяют палатализованные, или мягкие, и непалатализованные, или твердые.

Палатализация заключается в дополнительном поднятии передней или средней части спинки языка к твердому нёбу. Согласный [j] в этой системе занимает особое место: он всегда мягкий - палатальный, так как при его образовании есть только основная артикуляция средней части спинки языка к твердому нёбу и нет добавочной. В разных языках степень палатализованности согласных звуков различна. Существуют языки, которым палатализация неизвестна.

Процесс противоположный палатализации называется веляризацией (от лат.velumpalati- нёбная занавеска). При веляризации задняя часть спинки языка продвигается к мягкому нёбу.

Предложенная классификация очень неполно отражает реальное многообразие звуковых различий согласных, существующих в фонетических системах языков мира. Простейшая таблица русских согласных может быть представлена следующим образом:

 Конец страницы 63 

 Начало страницы 64 

Способ артикуляции

Место артикуляции

губно-губные

губно-зубные

переднеязычные

среднеязычные

заднеязычные

передненебные

Смычно-щелевые

Смычно-проходные

Дрожащие

Отсутствие или наличие палатализации

Таким образом, акустическая и артикуляционная классификация звуков речи показывает, что каждый звук обладает рядом признаков, которые сохраняются или не сохраняются, когда звук оказывается в соседстве с другими в потоке речи.

Артикуляция гласных

Хорошая дикция - качество речи, необходимое для людей всех «речевых профессий». Хорошая дикция означает четкость, ясность произнесения слов, фраз, безукоризненность звучания каждого гласного и согласного звуков.

Залогом хорошей дикции, внятного и четкого произношения звуков, слов, фраз является прежде всего правильная артикуляция каждого звука.

Задание по дикции

Прежде чем начинать тренироваться в произношении, гласных и согласных звуков, полезно всякий раз выполнять подготовительные упражнения для губ и языка.

Гимнастика для губ

137. 1. Раскрыть рот. Положить два пальца ребром один на другой и на это расстояние опустить нижнюю челюсть. Язык положить плоско, корень языка опустить, мягкое нёбо (маленький язычок) приподнять. Если челюсть опускается плохо, поставить локти на стол, подбородком опереться на кисти рук, и, опуская нижнюю челюсть, стараться преодолеть препятствие, которое создано руками.

138. 2. Верхнюю губу подтянуть кверху, обнажая верхние зубы; десны верхних зубов не должны быть видны. В момент подтягивания губ ы мышцы лица находятся в спокойном состоянии, зубы не сжаты.

139. 3. Нижнюю губу оттянуть к нижним деснам обнажая нижние зубы; челюсть не напряжена.

140. 4. Чередовать движения верхней и нижней губ:

а) верхнюю губу поднять (открыть верхние зубы),

б) нижнюю губу опустить (открыть нижние зубы),

в) верхнюю губу опустить (закрыть верхние зубы),

г) нижнюю губу поднять (закрыть нижние зубы).

Во время этих упражнений челюсть свободна, зубы не сжаты.

141. 5. И.п.: рот слегка раскрыт (челюсть слегка опущена). Крепко натягивать верхнюю губу на верхние зубы закрывая их, так чтобы край губы слегка загибался внутрь рта. Затем верхняя губа, растягиваясь в стороны, соскальзывает вверх, открывая верхние зубы, и возвращается в исходное положение.

Все внимание должно быть направлено на скользящее движение верхней губы.

142. 6.И.п .: то же, что в упражнении 5. Крепко натягивать нижнюю губу на нижние зубы, закрывая их, так чтобы край губы загибался внутрь рта. Ненадолго задержав губу в таком положении, оттянуть ее вниз, обнажая нижние зубы, и вернуть в исходное положение.

143. 7. Делать скользящее движение обеими губами одновременно. Исходное положение и характер движений такие же, как в упражнениях 5, 6.

Гимнастика для языка

144. 1. И.п.: рот широко раскрыт; язык лежит плоско, с небольшим углублением в спинке; кончик его слегка касается нижних передних зубов, корень опущен, как в момент зевка. Высунуть язык как можно дальше изо рта, а затем втягивать как можно глубже, так чтобы образовался лишь мышечный комок, а кончик языка стал незаметным. Затем язык возвращается в исходное положение.

145. 2. И.п.: то же, что в упражнении 1. Нижняя челюсть неподвижна. Кончик языка то поднимается и прижимается к корням верхних передних зубов, то опускается, возвращаясь в исходное положение.

146. 3. И.п.: то же, но рот полуоткрыт. Высовывать язык наружу «лопатой» (языку придается плоская, широкая форма), так чтобы он своими боковыми краями касался уголков рта. Затем вернуть язык в исходное положение.

147. 4. И.п.: то же, что в упражнении 3. Высовывать язык наружу «жалом» (языку придается максимально заостренная форма). Затем вернуть язык в исходное положение.

148. 5. Поочередно высовывать язык то «лопатой», то «жалом».

6. И.п.: рот полуоткрыт. Присасывать язык к нёбу, затем открывать его со щелканьем.

149. 7. И.п.: рот широко открыт. Кончик языка «жалом» поднимать вверх, касаясь альвеол верхних зубов, затем опускать, касаясь альвеол нижних зубов. Челюсти при этом не сближаются.

(В дополнение к этим упражнениям вы найдете другие в любом учебнике по технике речи.)

Ежедневная тренировка в течение 5-7 мин артикуляционной гимнастики должна войти в обязательный, так называемый «артикуляционный туалет», и служить подготовительной работой для занятий по технике речи.

Некоторые студенты, отрабатывая упражнения артикуляционной гимнастики, сопровождают их движениями лба, глаз, бровей, а иногда - движениями ног, головы, даже раскачиваниями туловища. Необходимо с первых же занятий по технике речи следить, чтобы лоб, брови, глаза, мышцы шеи и корпуса были не напряженными, свободными, как в процессе артикуляционной гимнастикой, так и во время работы над дикцией и литературным произношением.

Упражнения артикуляционной гимнастики следует выполнять медленно, постепенно разогревая мышцы речевого аппарата. Быстрый темп вызывает напряжение мышц.

Чтобы усвоить правильные движения артикуляционной гимнастики, рекомендуем пользоваться маленьким зеркалом, которое у вас должно быть всегда под руками.

Характер каждого гласного определяется положением языка, губ, нижней челюсти. Струя выдыхаемого воздуха свободно проходит через ротовую полость между языком и нёбом, не встречая препятствий, и в зависимости от положения, которое занимает язык, и от формы губ получается определенный гласный звук.

В русском языке 6 гласных звуков: и, э, а, о, у, ы и 4 йотированных звука: е (йе ), я (йа ), ё (йо ), ю (йу ).

(Заметим, что в некоторых учебниках йотированные гласные называют мягкими. Это определение неверное: мягких гласных в русском языке нет - есть только мягкие согласные.)

Е, я, ё, ю не обозначают самостоятельные гласные звуки: они либо свидетельствуют о мягкости предшествующего согласного (пел, мял - в отличие от пол, мал), либо передают на письме два звука: е (йе ), ё (йо ), я (йа ), ю (йу ) (ел, яма, ёлка, пью ). Первый из этих звуков, обозначаемый в транскрипции как [й], является согласным звуком.

В зависимости от участия губ в образовании гласных звуков они делятся на лабиализованные, или губные, и нелабиализованные. В русском языке два лабиализованных звука: о-у (при произнесении губы округляются и несколько выдвигаются вперед), остальные гласные звуки нелабиализованные. Рассмотрим артикуляцию гласных, звуков и согласного звука й .

150. И - при произнесении звука рот слегка раскрыт, зубы обнажены. Кончик языка касается нижних передних зубов, спинка языка высоко поднята к твердому нёбу, края языка прижаты к боковым зубам. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос; воздух проходит через рот.

151. Э - рот раскрыт больше, чем при произнесении звука и , зубы обнажены. Кончик языка находится у нижних зубов, но не касается их. Спинка языка приподнята к твердому нёбу. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос; воздух проходит через рот.

152. А - нижняя челюсть опущена, рот раскрыт в вертикальном направлении на два пальца, края передних зубов чуть-чуть обнажены. Язык лежит плоско у нижних зубов. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос; воздух проходит через рот.

153. О - губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Язык оттянут назад. Спинка языка поднята к мягкому нёбу. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос; воздух свободно проходит через рот.

154. У - губы выдвинуты вперед и имеют округлую форму. Язык оттянут назад больше, чем при произнесении звука о . Спинка языка высоко поднята к нёбу; корень языка сильно отодвинут к задней стенке глотки. Мягкое нёбо закрывает проход в нос; воздух проходит через рот.

155. Ы - рот раскрыт, как при произнесении звука и ; задняя часть спинки языка поднята к мягкому нёбу, кончик языка оттянут назад. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос; воздух проходит через рот.

Необходимо заметить, что внутриглоточная артикуляция находится в прямой зависимости от положения языка и губ. При произнесении и ротовая полость имеет наименьший объем, а глоточная - наибольший. При произнесении звука а рот максимально, а глоточная полость -минимально.

156. И - зубы обнажены, как при произнесении гласного и . Кончик языка касается нижних зубов, а спинка языка высоко поднята к твердому нёбу, края языка прижаты к боковым зубам. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос.

При произнесении каждого йотированного гласного спинка языка сначала активно поднимается к твердому нёбу, а затем принимает положение, характерное для артикуляции основного гласного. Губы также занимают положение, как при произнесении основного гласного: я - как на звуке а; е - как на звуке э; ё - как на звуке о; ю - как на звуке у .

При наличии какого-либо искажения в произношении гласных, ищите причину в работе артикуляционных органов.

Отрабатывать произношение гласных звуков рекомендуется двумя способами: вслух и беззвучно. При беззвучном способе мы как бы мысленно произносим каждый слог, внимательно следим за положением языка и движениями губ, чем способствуем формированию внутренней артикуляции. Движения органов речи должны быть ненапряженными, легкими, мягкими, эластичными.

Для приобретения более полных и глубоких знаний о гласных звуках мы рекомендуем следующую литературу: Дмитриев Л.Б. Гласные в пении//Вопросы вокальной педагогики. - М., 1962. - Вып. Л; Дмитриев Л.Б. Голосовой аппарат певца. - М., 1962; Морозов В.П. Тайны вокальной речи. - М., 1967. Сведения, которые вы найдете в этих изданиях, помогут вам с первых же дней занятий по технике речи научиться следить за звучанием голоса, за формированием звука в процессе речи, за правильным голосоведением.

Рекомендуем на первых порах, работая над гласными звуками, а в дальнейшем и над согласными, пользоваться маленьким зеркалом, чтобы проверять положение органов артикуляционного аппарата и не допускать никаких лишних движений. Необходимо следить, чтобы шея была свободной, отсутствовало напряжение лицевых мускулов, не поднимались брови, на лбу не было морщин.

Между всеми разделами работы по технике речи существует тесная взаимосвязь. Занимаясь гласными звуками, а в дальнейшем и согласными, необходимо следить за дыханием и звучанием голоса.

При произнесении упражнений на гласные звуки следите за направлением звука, за его полетностью, добивайтесь правильного посыла звука; необходимо устранять так называемое открытое звучание, носовое звучание и следить за тем, чтобы гортань была свободной.

Для самых занятых | | | | | | |