22.09.2019

Если ребенок не сдал егэ, или почему нужен план б. Что делать, если ребенок не сдал ОГЭ


Что делать, если ребенок не сдал ОГЭ?

Если в девятом классе ваш ребенок потерпел полное фиаско, не сдал ГИА или не был допущен к экзамену, то это не значит, что перед ним закрыты все двери. Вместо аттестата дают справку. Давайте вместе разберемся, что с ней делать и куда пойти учиться дальше.

Попытаемся еще раз?

По закону, ребята, окончившие 9 классов со справкой установленного образца, могут попробовать сдать ГИА еще раз через год экстернатом. При этом обязательно сдаются предметы, по которым получены неудовлетворительные баллы.

При желании ваши дочь или сын могут остаться на повторное обучение и пройти ГИА вместе с новыми однокашниками на следующий год. Как правило, это касается тех, кто не был допущен к аттестации.

Куда пойти со справкой?

До 2015 года для того, чтобы пройти обучение по разным программам профессиональной подготовки специальностям, в основном, рабочих и служащих, школьный аттестат являлся обязательным условием. Теперь поступить в средне-специальное учебное заведение можно и со справкой.

Кем станет ваша дочь или сын?

Список рабочих специальностей и должностей служащих не ограничивается дворником, сантехником и токарем, которыми так любят пугать подростков. На самом деле профессий намного больше:

  • воспитатель;
  • частный охранник;
  • повар;
  • машинист;
  • швея;
  • водитель;
  • бортпроводник;
  • кинолог;
  • парикмахер;
  • электромонтер и т. д.

Если ваш сын или дочь преуспеют в своей профессии, то они смогут очень неплохо зарабатывать. Здесь, как и везде, главное старание и желание.

Какие именно колледжи принимают ребят с образованием 8 классов в вашем районе, вы можете узнать в местном отделе народного образования. В большинстве случаев обучение ведется на платной основе.

Почему стоит поступить в колледж?

Признайтесь, после мысли: «Какой ужас! Ты не сдал/не сдала ГИА!» следующая была: «Потеряет целый год, что делать?!». Безделье разлагающе действует даже на взрослого человека, чего уж говорить о подростке, который и так не прочь забить на учебу. В этой ситуации начальное и среднее профессиональное образование является хорошим вариантом.

  • Прежде всего, ребенок будет занят делом, а не станет просиживать днями за компьютером или болтаться неизвестно где.
  • Обучение в колледже для ребят со справкой продолжается до 6-8 месяцев. Они изучают профильные дисциплины и получают практические навыки на производстве. Занятия обычно начинаются с октября. Как раз пройдет год до пересдачи. За это время ваш ребенок получит профессию и соответствующий разряд.
  • Если ваш сын или дочь успешно сдадут ГИА, то смогут продолжить учиться бесплатно по любой специальности. Диплом колледжа с отличием дает определенные преимущества при поступлении в профильный вуз. К тому же, многие ссузы участвуют в программе «колледж - вуз», их выпускники могут поступить сразу на 2 или 3 курс профильного вуза.

Как видите, колледж открывает хорошие перспективы. Если ваши сын или дочь сразу настроятся на учебу, то их ждет успех в будущем.

Как подготовиться к пересдаче ГИА?

Без пройденной государственной итоговой аттестации ваш сын или дочь могут получить профессию, повысить разряд, но уровень их образования останется прежним. Работодатели всегда обращают внимание на эту графу в трудовой книжке. Поэтому ГИА все же придется сдавать. О правилах и установленных сроках пересдачи ГИА мы уже писали ранее.

  • Профессиональный репетитор подготовит вашего сына или дочь, но занятия стоят очень дорого и могут сорваться из-за его болезни или других неотложных обстоятельств. В конце концов, он тоже человек.
  • Во многих колледжах работают подготовительные курсы. Они немного дешевле курсов в образовательных центрах, но не всегда эффективны, так как там всегда большие группы. Занятия ведут те же самые преподаватели колледжа.
  • В образовательных центрах занятия никогда не отменяются. В группах занимаются по 5-6 человек. Преподаватели часто являются сертифицированными экспертами ГИА и ЕГЭ и нацелены на высокий результат.

Безвыходных ситуаций не бывает. Если ваш ребенок вместо аттестата получил справку, не спешите обвинять во всем только его. Вы тоже к этому причастны, признайте это. Где-то вовремя не заставили сесть за уроки, где-то разрешили пропустить день. Вместо того, чтобы искать виноватых, извлеките из ситуации всю возможную пользу. Сосредоточьтесь на поступлении в колледж и подготовке к пересдаче ГИА.

Выпускники уже начали получать свои баллы ЕГЭ , и для многих результат стал шоком. Как так – столько лет готовился, столько сил и времени потратил на репетиторов, а баллы, скажем так, не те, что хотелось!

Мягко говоря, это пощечина! - жалуется Елена, мама выпускницы из Нижневартовска . - Дочка-медалистка написала свои мысли в сочинении на ЕГЭ по русскому языку. И получила 0 баллов! И так у многих талантливых учеников. Наказаны за собственное мнение!

Я не понимаю, как отличник, участник олимпиад по математике, может сдать ЕГЭ по этому предмету на 70 баллов, - качает головой Оксана, мама 11-классника из Казани . - Сын сейчас просто в трансе каком-то. Раньше хотел в МФТИ поступать, горел, а теперь вообще говорит, что в армию пойдет, раз так получилось.

Иногда родители лишь подливают масла в огонь, и, честно говоря их можно понять – подготовка к экзаменам влетает в копеечку. Срываются и сами, и на детях. Из регионов уже стали поступать сообщения о ребятах, покончивших с собой после объявления результатов экзамена. А ведь самое тяжёлое – поступление в вуз и ожидание результатов - еще впереди!

Поэтому мы попросили семейного психолога Михаила Зотова рассказать, как пережить результаты единых экзаменов и справиться с ситуацией.

СТРЕСС ДЛЯ ВСЕЙ СЕМЬИ

Истерика вокруг ЕГЭ сейчас колоссальная. Экзамен ругают, все кому не лень: он и слишком сложный, и слишком простой, и списывают все, кому не лень, и меры безопасности драконовские.

Куда ни плюнь - все не так! Получил сто баллов? Так это экзамен легкий был! Получил 20? Сам дурак, лучше учиться надо было. Попался со шпаргалкой - тем более! И какую бы оценку ни получил ребенок, повод для переживаний всегда найдется.

Даже когда экзамен уже сдан, выпускник испытывает огромный стресс,- уверен Михаил Сергеевич. – С его результатом у всех связаны свои ожидания – у родителей, учителей, у него самого, в конце концов. И когда эти ожидания не совпадают с результатами, школьник испытывает разочарование и злость. Эта злость может быть направлена на самого себя, на родителей – не поддержали, или на школу – не научили.

У родителей, между прочим, свой повод для недовольства. Столько денег потрачено на репетиторов - и все зря, что ли?

Родителям важно поймать в себе это ощущение: я столько вложил в твою учебу, а получается, что все ушло в никуда, - отмечает Михаил Зотов . - Ребенку в такой ситуации вдвойне сложнее: он и сам расстроен своей неуспешностью, даже если не показывает этого. И несоответствие ожиданиям родителей лишь усугубляет это, добавляет чувство вины и стыда.

В общем, не эмоции, а коктейль Молотова ! Добавить бушующие подростковые гормоны - и конфликт обеспечен. Словно вот только семейных ссор ребенку и не хватало.

СКОРАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

Что же делать в ситуации, когда все и так на нервах? Прежде всего - постараться принять ситуацию, как есть. Способов изменить баллы ЕГЭ по мановению волшебной палочки нет. Даже на апелляции в лучшем случае могут поднять оценку на пару баллов - но даже самая благосклонная комиссия не превратит 70 баллов в 100.

Надо осознать ситуацию здесь и сейчас, - продолжает Михаил Сергеевич. - Да, это разочарование, но жизнь не закончилась. Тут важно дать ребенку позитив и поддержку. Если подросток не сдал ЕГЭ или не поступил в вуз - это не значит, что он плохой! Это значит лишь, что он подготовился меньше, чем нужно.

Вместо ссор и взаимных обвинений - кто чего и как не сделал - стоит сесть, и всем вместе продумать дальнейшую стратегию.

Нужно поговорить с подростком и подумать, в какой вуз можно попробовать поступить, - приводит стратегию психолог. - Сразу прописать, куда он пойдет, если не поступит туда. И что будет делать, если его не примут вообще ни в один из выбранных вузов. Может быть, вообще есть смысл в позаниматься еще и пересдать экзамены в следующем году.

ВАЖНО!

Шесть советов: Что делать, если завалил ЕГЭ

Подать апелляцию о несогласии с результатами. Это можно сделать в течение 2 рабочих дней с момента оглашения результатов. Но стоит помнить, что на апелляции могут как поднять, как и понизить оценку.

Выбрать другую специальность. В рамках одного направления подготовки в вузе может быть несколько специальностей с разными проходными баллами. Можно подать документы туда, где порог ниже.

Выбрать другой вуз. Банально, но при желании всегда можно перепоступить на следующий год, или просто перевестись с сохранением курса.

Позаниматься и сдать ЕГЭ на следующий год. Сертификаты с баллами действуют четыре года, так что если попытка не удастся, всегда можно поступать по старым результатам.

Пойти в колледж. Для многих специальностей - например, дизайнеров или ювелиров - без этого вообще никак.

Попробовать найти подработку по предполагаемой специальности. Не ради денег, а чтобы погрузиться в профессию, получить опыт и понять, насколько это подходит выпускнику.

Температура воды при закаливании

Вопреки распространенному мнению, закаливание не требует низкой температуры. Оно требует температурного контраста. Холод ведет к сужению сосудов, тепло вызывает их расширение. И главное в закаливании - тренировка сосудов.


Предстоящие экзамены пугают и тревожат даже самого умного и способного ребенка. Неуверенность, напряжение, страх могут стать причиной провала. Вот почему психологическая подготовка к экзаменам важна не меньше, чем предметная.

Как правильно настроить ребенка перед экзаменом?

В то время, как учителя и репетиры помогают выпускнику овладеть знаниями, родители могут создать благоприятные условия для учебы и положительно настроить ребенка перед экзаменом.

Как помочь ребенку сдать экзамен?

  1. Семейная атмосфера оказывает значительное влияние на ребенка. Не стоит ссориться и скандалить, критиковать, выражать тревогу по поводу предстоящих экзаменов.
  2. Чем больше похвалы будет слышать ребенок от родителей, тем более уверенно он будет себя чувствовать. Отмечайте сильные качества, хорошие поступки и новые достижения сына или дочери.
  3. В процессе подготовки к экзаменам важно соблюдать режим дня – чередовать время обучения и отдыха. Ребенок должен спать не менее 8 часов в сутки (в ночное время!), столько же времени можно уделить учебе (желательно в первой половине дня). Через каждые 30-60 минут обучения должно следовать 15-30 минут отдыха.
  4. Отвлекаться от учебы необходимо! Но компьютерные игры и остросюжетные фильмы не способствуют отдыху, а усиливают напряжение.
  5. Очень важно, чтобы однообразная умственная деятельность регулярно сменялась двигательной активностью, например, зарядкой для глаз, шеи, спины, рук:
    • Упражнения для глаз. Закрыть глаза, расслабить мышцы лица. Медленно двигать глазными яблоками влево, вправо, верх, вниз. Быстро поморгать. Сильно зажмуриться.
    • Упражнение для шеи. Расслабить мышцы шеи и плеч. Делать медленные круговые движения головой, вначале по часовой стрелке, потом в обратном направлении.
    • Упражнение для рук . Опустить руки вниз, расслабить кисти. Сжимать и разжимать кулаки. Повращать запястьями.
    • Упражнение для спины . Выпрямить спину, отвести плечи назад, запрокинуть голову. Округлить спину, опустить подбородок на грудь. Сделать наклоны туловища поочередно вправо и влево. Поднять руки над головой и потянуться вверх.
  6. Обязательны ежедневные прогулки на свежем воздухе.
  7. Большое значение имеет рабочее место ребенка. Мебель должна соответствовать росту и телосложению подростка. Следите за освещением, за положением тела ребенка во время чтения или письма. Желательно, чтобы в комнате была тишина, хотя некоторые подростки предпочитают слушать спокойную музыку во время занятий.
  8. Во время подготовки к экзаменам недопустимо соблюдение строгих диет, лишающих организм питательных веществ, витаминов и минералов. Не ограничивайте употребление продуктов с высоким содержанием углеводов – каш, макарон, фруктов и сухофруктов, горького шоколада. Работу мозга стимулируют такие продукты, как рыба, мясо, творог, йогурт, орехи, яйца.
  9. Не позволяйте ребенку употреблять крепкий кофе и чай, энергетические напитки.
  10. Накануне экзамена прекратите умственную подготовку (чтение, решение задач, выполнение упражнений, повторение) и сосредоточьтесь на эмоциональной подготовке.
  11. Наблюдайте за самочувствием ребенка. Внимательные родители могут обнаружить первые незначительные симптомы стресса или переутомления и оказать своевременную помощь.

Если уровень тревожности ребенка перед экзаменом остается высоким, ему сложно успокоиться и настроиться на продуктивную работу, можно начать прием успокоительных препаратов, например, Тенотена детского, который способствует стабилизации эмоционального фона и снятию напряжения. Кроме того, благодаря ноотропному эффекту Тенотен детский может помочь улучшить память и концентрацию внимания школьника, а значит сдать экзамены на отлично станет чуточку проще.

Если ребенок тревожный, то лучше начать прием Тенотена детского заблаговременно (по 1 таблетке от 1 до 3 раз в день курсом до трех месяцев), также препарат можно принимать ситуационно - 1 таблетка за 30 минут до экзамена.

Ребенок не сдал экзамен: как правильно реагировать?

Что делать, если ребенок не сдал экзамен? Первой реакцией родителей может быть гнев и обвинения в адрес ребенка. Но ведь сын или дочь переживает по поводу неудачи не меньше родителей, испытывает стыд и разочарование от неосуществившихся надежд на благополучное окончание школы, поступление в ВУЗ и приобретение профессии.

Прежде всего, родителям стоит похвалить ребенка за проделанную работу. Ведь он старался изо всех сил! Нужно вместе проанализировать допущенные ошибки и сделать соответствующие выводы. А затем – построить планы на ближайшее будущее.

Если ребенок не сдал экзамен в 9 классе, ему предстоит пересдача. Поэтому необходимо настроиться на продолжение учебы с удвоенными усилиями и стараниями. Возможно, стоит пригласить репетитора или посещать дополнительные занятия.

Перед ЕГЭ многие родители хотят помочь своим детям, подбодрить их и успокоить. Но часто вместо желаемого результата добиваются обратного эффекта. Стресс у ребёнка зашкаливает, а экзамены превращаются в настоящую пытку. Чего не стоит говорить своему чаду, а какие слова действительно смогут успокоить школьника, АиФ.ru рассказала психолог Мария Меркулова.

Ошибка 1. Не принуждайте ребёнка проводить за подготовкой к экзаменам много часов без общения с друзьями, прогулок, занимаясь однообразной работой . Часто родители объясняют подобное поведение тем, что ребёнку нужно сосредоточиться, не отвлекаясь ни на что другое. Но это мнение ошибочно. Время подготовки к экзамену должно быть постоянным, это организует и заставляет воспринимать учёбу как важное и обязательное дело. Фиксированное время вырабатывает предрасположенность к умственной работе и, таким образом, определённую установку на успешную сдачу экзамена. Через 1-1,5 часа нужно обязательно устраивать перерыв на 15-20 минут. А вечером позвольте погулять с друзьями, подышать свежим воздухом, переключиться на другой вид деятельности. Накануне экзамена дайте ребёнку отдохнуть, расслабиться, заняться чем-то приятным.

Ошибка 2. Не игнорируйте жалобы ребёнка на бессонницу, головные боли, головокружения, тошноту. Вы можете заметить, что ребенок чаще, чем обычно, ходит в туалет. Могут возникнуть повышенная температура, желудочно-кишечные расстройства. Чрезмерная перегруженность учёбой заканчивается усталостью, физическим и моральным истощением. Мариэн Франкенхаузер и её коллеги обнаружили, что перегруженность и противоречащие друг другу требования приводят к замедлению процессов релаксации, что может представлять угрозу для здоровья вашего ребёнка. Не отвергайте жалобы подростка. Попытайтесь создать доверительные отношения. В их основе должны лежать безусловное уважение, признание того беспокойства, которое испытывает школьник в связи с экзаменами.

Ошибка 3. Не стоит пугать ребёнка экзаменами и их последствиями в том случае, если результат будет хуже, чем вы ожидаете. Часто это происходит по причине того, что родители сами боятся плохого исхода больше, чем ребёнок, и проецируют на него собственные страхи. Объясняя важность хороших результатов, подталкивая ребёнка быть внимательным, ответственным, они пытаются успокоить себя. Но для ученика все эти разговоры могут иметь обратный эффект. Ребёнок снова и снова переживает страх. Повторные переживания страхов могут приводить к нарушению общего состояния, особенно к расстройствам сна и аппетита.

Ошибка 4. Не стоит пессимистично оценивать предстоящие результаты. Ты всё равно не напишешь хорошо! Ваш тревожный ребёнок уже воспринимает предстоящий экзамен как непосредственную угрозу для себя. У детей, страдающих врождённой или приобретённой нервозностью, повышена готовность к переживанию страхов. Когда вы говорите, что не ждёте от ребёнка ничего хорошего, ему не на что опереться в этой трудной ситуации. Не имея стимула и поддержки, он опускает руки и, конечно, не может достойно проявить себя на экзаменационных испытаниях.

Ошибка 5. Не критикуйте подростка за то, что он что-то упустил в учебной программе в течение года, плохо старался и т.д. Абсолютно бесполезно ругать и наказывать ребёнка за отсутствие навыков организовать себя перед экзаменами. Если их нет, то их надо вырабатывать, вместо того, чтобы читать нотации. Прямая или косвенная критика в данной ситуации уже не поможет, а только повысит тревогу школьника. Любой намёк на неодобрение действий подростка может спровоцировать у него сильные защитные реакции и, по меньшей мере, закроет путь для обсуждения всех сторон возникшей ситуации, вызовет отторжение от учёбы и экзамена. Нужен контроль-помощь, а не контроль-давление.

Ошибка 6. Не оставляйте ребёнка наедине со своими трудностями. «Экзамены — это твоя работа, вот сам с ней и разбирайся». В этом случае может возникнуть полная потеря контакта и взаимного доверия. В основе общения с ребёнком должен лежать принцип диалога. Особенностью такого контакта являются равноправные отношения с целью изучить данную ситуацию, связанную с экзаменами, и совместно разрешить её положительно. Обсудите вместе правила и режим, по которым вы будете жить эти дни перед экзаменами. Они обеспечат безопасность вашего ребёнка, сделают его более спокойным.

Ошибка 7. Не сравнивайте ребёнка со старшим братом или сестрой, которые уже сдали экзамен год или два назад на «отлично» . Часто «гениальность» старшего брата или сестры служит причиной постоянного давления на подростка (кстати, это может также касаться и сверстников, одноклассников). Сравнение с более успешными не улучшит самочувствие вашего ребёнка и не повысит его результаты. Объясняйте ребёнку его прошлые неудачи не низкими умственными способностями, а недостатком прилагаемых усилий. Лучше вспомните его прошлые достижения и спросите, что помогло ему тогда добиться успеха. Убедительно похвалите его за хорошие прошлые показатели. Напомните подростку, что тогда он справился, значит, сможет справиться и теперь. Успех вскармливает успех. Лучший источник мотивации неуспевающего ученика — сознание того, что у него что-то получается.

Ошибка 8. Не критикуйте систему образования, само введение сдачи ГИА, ЕГЭ. Поддерживайте контакт со школой и интересуйтесь требованиями, предъявляемыми к ученикам. В противном случае в сознании ребёнка будет создан образ врага — учителя, школы (родители — хорошие, хвалят, а учителя плохие — ругают). Это может формировать отвращение к школе, нежелание учиться и сдавать экзамены.

Ошибка 9. Не ставьте перед ребенком недостижимых результатов. Стараясь поднять его боевой дух, не стоит говорить: «Я верю, что ты сдашь на 100 баллов», «Ты справишься лучше всех» и т.д. Если ваш подросток никогда и не был отличником, он просто не поверит вам. А если ребёнок отличник, то такими сверхожиданиями вы ещё больше увеличите его тревогу. Лучше давайте установку, чтобы сделать спокойно всё, что в его силах.

Ошибка 10. Не говорите фразу «Всё будет хорошо!». В состоянии стресса и тревоги она может вызывать раздражение. Лучше говорить: «Ты справишься», «У тебя получится». Экзамен — это не конец, а начало нового, взрослого пути.

Самое неприятное – если ребенок не сдал ОГЭ из-за удаления с экзамена за списывание, использование дополнительной неразрешенной литературы, разговоры с кем-то из присутствующих или по телефону. Объясните своему любимому чаду, что на экзамене не стоит искушать судьбу такими необдуманными поступками, строго придерживаться установленных для всех экзаменующихся правил сдачи ОГЭ.

Но чаще всего причины неудовлетворительного результата иные: пробелы в знаниях, полная растерянность.

Если не получилось сдать не более двух экзаменов, то можно еще раз предпринять такую попытку в ближайший утвержденный для пересдачи день. Резервные дни обычно назначаются на последние числа июня. Важно в такой ситуации сразу выяснить точную дату и из-за нервной суеты, стрессового состояния не перепутать назначенный день.

И максимально хорошо подготовиться – насколько позволяют целеустремленность, способности и время. Нужно мобилизовать все свои силы родителям и ребенку, постараться добиться удачи в ближайший возможный день сдачи. Времени на усиленную подготовку немного. Поэтому действуйте быстро. Слезы, стенания, истерики здесь не помогут.

Выясните, в чем причина неудачи. Растерялся? От страха полностью отключился разум и не смог даже вникнуть в смысл заданий, хотя видел, что они простые и можно быстро выполнить?

Или некоторые оказались трудным орешком? Тогда нужно постараться вспомнить, какие задания стали таковыми и много раз порешать похожие, взяв их, например, из банка заданий ОГЭ.

Не пускайте на самотек подготовку, не надейтесь, что ребенок сам во всем разберется по решебнику. Для верности наймите надежных, проверенных репетиторов, обратитесь на курсы, где могут оказать индивидуальную помощь в учебе.

А если и первая пересдача оказалась неудачной, не получилось набрать необходимый минимум баллов? Тогда готовьтесь сдавать повторно в сентябре. И хоть в этом случае времени на подготовку будет побольше, не стоит расслабляться: результаты экзамена говорят о больших пробелах в имеющихся знаниях, умениях, навыках.

Что же делать, если при сдаче ОГЭ неудовлетворительными оказались результаты по трем, а то и по всем четырем предметам? Настойчиво учить, решать и в сентябре решительно, ответственно взяться за пересдачу.

Несмотря на все эти возможности сдачи-пересдачи возникает вопрос: если ребенок решил учиться дальше – сдавай экзамены, но зачем нужны четыре сданных предмета школьнику, который ни в какую не желал и не желает учиться? Если учителя едва-едва дотянули его до конца девятого класса, мечтая поскорее выпустить и крепко закрыть за ним двери школы на несколько замком, чтобы не вернулся? Что они должны делать с ним, не сдавшим второй, третий раз? Оставлять на второй год? Бесполезно заставлять десять раз сдавать выпускные экзамены? Куда и зачем они выпускают неаттестованного ученика после девятого класса? Или учителя настолько равнодушны, что им безразлична судьба таких выпускников? Пусть пересдает в сентябре. Фантастика! Что он сдаст? Откуда появятся знания?

И что должен делать ученик после третьей, четвертой неудачи? Куда идти? Чем заняться? И что он сдаст, если для него задания как китайская грамота – не понимает даже значения слов и терминов, не то что алгоритма выполнения? Или существует версия, что если ты не учил, к примеру, китайский, но много раз пройдешь процедуру экзамена, то будешь его знать?

А ведь многие из таких несчастных могли бы стать отличными сантехниками, водителями, электриками, автомеханиками, сварщиками и т.д. Дайте же им возможность освоить профессию.

Создается впечатление, что для чего-то это нужно, многочисленные непонятные пересдачи. Просто родители и их дети не понимают великой цели задумавших такой колоссальный эксперимент. Может быть, нужны вечные девятиклассники? Некоторые из них, может, лет в девяносто все-таки осилят экзамен и им торжественно вручат аттестат об окончании 9-го класса. А до этого кто их и их семьи будет содержать? Подождите, есть вариант: назначить им учебные пенсии – ведь жить им на что-то надо. И пусть они ее получают, пока не добьются аттестата и не смогут обучиться профессии.

Может быть, этими экзаменами хотят показать, как много в школе глупых детей? Так это школа не может найти подход к каждому ученику, а система образования не учитывает, что у каждого ребенка свой, индивидуальный жизненный путь. Кто-то идет к возможности найти свое призвание, свое место в жизни через профессиональное училище, техникум, а кто-то – вуз. И что из этого? У каждого своя судьба.

В общем, образование в школе, говоря словами Алисы, героини произведения Льюиса Кэрролла, все «чудесатее» и «чудесатее». А экзамены все замысловатее и «кудреватее».