23.09.2019

Еврейские колена. "12 колен Израилевых" (символика и геральдика)


Вот их имена: Реувен, Шимон, Леви, Йегуда, Звулун, Иссахар, Дан, Гад, Ашер, Нафтали, Йосеф, Биньямин.
Пересчитали? Двенадцать? Но не все так просто с арифметикой, как кажется. Сыновья Йосефа - Менаше и Эфраим - сделали стремительную карьеру. Иаков усыновил своих внуков и «назначил» родоначальниками двух самостоятельных колен вместо их отца. Колен, таким образом, стало тринадцать. Вероятно, для того, чтобы сохранить сакральное для многих ближневосточных (но не только) культур число 12 в неприкосновенности, одно из колен - Леви - стали держать «в уме». Библия объясняет это тем, что на потомков Леви было возложено служение в скинии , а потому в отличие от остальных колен они не получили удела в Земле обетованной.

2. После смерти царя Соломона (около 928 год до н.э.) еврейское государство разделилось на два: Иудею и Израиль. В Иудее оказались колена Йегуды и Биньямина, а остальные десять колен составили население Израиля. В 721 году до н.э. ассирийский царь Саргон II захватил столицу Израильского царства Самарию и угнал в плен его жителей. С этого момента десять из двенадцати колен Израиля исчезли с исторической арены. Трагическая судьба потерянных колен и в Библии, и в более поздней традиции объясняется справедливым возмездием за грехи. Однако надежда на их возвращение не умирает вот уже почти три тысячи лет. Раз, два, три, четыре, пять… идем искать.

3. Некоторые древние авторы демонстрировали завидную осведомленность о судьбе потерянных колен и утверждали, что изгнание способствовало их исправлению. Так, апокрифическая Книга Эзры упоминает, что они живут за рекой Ефрат в стране Арсареф, строго соблюдая Закон.
Еврейский историк Иосиф Флавий в «Иудейских древностях» пишет, что «десять колен до сих пор живут по ту сторону Ефрата и столь многочисленны, что их невозможно исчислить». А римский писатель Плиний Старший сообщает, что вернуться из изгнания потерянным коленам мешает река Самбатион с ее бурным течением. В субботу русло реки высыхает, «но перейти ее нельзя, чтобы не нарушать Закона о субботнем дне, когда запрещено совершать далекие путешествия, и при попытке ее перейти в субботу, река начинает бурлить со страшным шумом. Поэтому десять колен Израиля не могут воссоединиться с двумя коленами, - лишь с приходом Мессии это станет возможным».

4. Мудрецы Мишны и Талмуда, которые, как известно, редко проявляют единодушие по какому-либо вопросу, не изменили себе и в данном случае. «Как этот день проходит и не возвращается, так и израильские колена ушли и не вернутся», - утверждал рабби Акива . «Темнеет и светает. Так же и десять колен: сначала они были во тьме, но потом будет и для них свет», - возражал ему рабби Элиезер. Десять колен «не вернутся, если их дела таковы, как и в тот день (т.е. до их изгнания), но они возвратятся, если дела их (теперь) не таковы», - резюмировал рабби Шимон бен Йегуда.

5. Еврейский «барон Мюнхаузен» Эльдад Данит (IX век) в своей изобилующей удивительными подробностями книге рассказывает, что сам происходит из колена Дана, а рядом с данитами в «Золотой стране» возле Красного моря «живут в мире и согласии» и другие потерянные колена - Нафтали, Гада и Ашера:

«Там нашли они себе хорошую землю, плодородную, просторную, изобилующую садами, парками, полями и виноградниками И кушиты стали платить дань пришельцам, потому что боялись их У названных колен золото в изобилии; очень и очень много овец, рогатого скота, верблюдов, лошадей и ослов; они сеют, жнут и живут в шатрах, кочуют от границы до границы Детей у них столько, сколько песка на берегу моря, и все мужчины очень воинственны…».

Потомки пропавшего колена Иссахара, писал Эльдад, живут «в горах, на берегу моря, в конце персидской и мидийской земель; живут они мирно, спокойно и беспечно, занимаются скотоводством, говорят на священном языке и изучают Тору». К югу от колена Иссахара располагается в шатрах колено Звулуна: «между ними мир, любовь, братство и дружба». А колено Эфраима и половина колена Менаше живут в Южной Аравии, возле Мекки, - они «очень сильны и воинственны, так что один в состоянии победить тысячу человек». А колено Шимона и половина колена Менаше «обитают в стране кузарим (хазар)‚ на расстоянии шести месяцев пути от Иерусалима; они неисчислимы и берут дань с 25 царств. Исмаильтяне платят им дань по причине их страшного вида и храбрости».

6. Узнав о существовании в далекой Хазарии «еврейского» государства, высокопоставленный чиновник при дворе арабских халифов в Испании Хасдай ибн Шапрут (Х век) был невероятно воодушевлен:

«Чрез это мы подняли голову, наш дух ожил и наши руки окрепли. Царство моего господина стало для нас (оправданием), чтобы раскрывать смело уста. О если бы эта весть получила большую силу, так как благодаря ей увеличится наше возвышение. Благословен Господь, Бог Израиля, который не лишил нас заступника и не упразднил светоч и царство у колен израильских!».

Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео
Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы
Жития святых Книга отзывов Исповедь Статистика Карта сайта
Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

Вопрос №2377

Кто такие евреи из колена Дана? У евреев 12 или 13 колен? Или в 13 колено входят некровные иудеи (хазары, массоны, каббалисты)?

Игорь В. Кучаев , Никосия, Кипр
19/11/2006

Здравствуйте, Отец Олег!

Читая толкования апокалипсиса Святых Отцов, а также ваше Толкование, возникал всё время один вопрос, на который я не нашел толкового ответа пока что нигде. Кто такие евреи из колена Дана? У евреев 12 или 13 колен? Или в 13 колено входят некровные иудеи (хазары, массоны, каббалисты)? 12 колен происходят от 12 сыновей Иакова, если не ошибаюсь. А от кого происходит Даново колено?

Заранее спасибо,
Храни вас Бог!

Ответ отца Олега Моленко:

Некровные иудеи никакого отношения к 12-ти коленам Израилевым не имеют.

Об этих коленах, с перечислением имен каждого патриарха, по имени которого и называлось колено, мы читаем в книге Бытия:

Быт.49:
" 1 И призвал Иаков сыновей своих и сказал: соберитесь, и я возвещу вам, что будет с вами в грядущие дни;
2 сойдитесь и послушайте, сыны Иакова, послушайте Израиля, отца вашего.
3 Рувим , (первое колено; комментарии в круглых скобках везде мои) первенец мой! ты – крепость моя и начаток силы моей, верх достоинства и верх могущества;
4 но ты бушевал, как вода, – не будешь преимуществовать, ибо ты взошел на ложе отца твоего, ты осквернил постель мою, [на которую] взошел.
5 Симеон (второе колено) и Левий (третье колено) братья, орудия жестокости мечи их;
6 в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя, ибо они во гневе своем убили мужа и по прихоти своей перерезали жилы тельца;
7 проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею их в Израиле.
8 Иуда! (четвертое колено) тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего.
9 Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его?
10 Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов.
11 Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое;
12 блестящи очи [его] от вина, и белы зубы [его] от молока.
13 Завулон (пятое колено) при береге морском будет жить и у пристани корабельной, и предел его до Сидона.
14 Иссахар (шестое колено) осел крепкий, лежащий между протоками вод;
15 и увидел он, что покой хорош, и что земля приятна: и преклонил плечи свои для ношения бремени и стал работать в уплату дани.
16 Дан (седьмое колено) будет судить народ свой, как одно из колен Израиля;
17 Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад.
18 На помощь твою надеюсь, Господи!
19 Гад , (восьмое колено) – толпа будет теснить его, но он оттеснит ее по пятам.
20 Для Асира (девятое колено) – слишком тучен хлеб его, и он будет доставлять царские яства.
21 Неффалим (десятое колено) – теревинф рослый, распускающий прекрасные ветви.
22 Иосиф (одиннадцатое колено) – отрасль плодоносного дерева, отрасль плодоносного дерева над источником; ветви его простираются над стеною;
23 огорчали его, и стреляли и враждовали на него стрельцы,
24 но тверд остался лук его, и крепки мышцы рук его, от рук мощного Бога Иаковлева. Оттуда Пастырь и твердыня Израилева,
25 от Бога отца твоего, Который и да поможет тебе, и от Всемогущего, Который и да благословит тебя благословениями небесными свыше, благословениями бездны, лежащей долу, благословениями сосцов и утробы,
26 благословениями отца твоего, которые превышают благословения гор древних и приятности холмов вечных; да будут они на голове Иосифа и на темени избранного между братьями своими.
27 Вениамин , (двенадцатое колено) хищный волк, утром будет есть ловитву и вечером будет делить добычу.
28 Вот все двенадцать колен Израилевых ; и вот что сказал им отец их; и благословил их, и дал им благословение, каждому свое".

Итак, приведены имена всех 12 колен Израиля, каждое из которых восходит к одному из сыновей святого Иакова. Выходит, что твой вопрос о происхождении колена Данова неуместен, ибо ясно видно, что это колено происходит от Дана, сына святого Иакова - сына святого Исаака и внука святого Авраама.

Евреи из колена Данова происходят от Дана, его сыновей, внуков и т.д.

Есть еще упоминаение о 12-ти коленах Израилевых у святого Апостола Иоанна в книге Откровения:

Откр.7:
" 4 И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых.
5 Из колена Иудина (1) запечатлено двенадцать тысяч; из колена Рувимова (2) запечатлено двенадцать тысяч; из колена Гадова (3) запечатлено двенадцать тысяч;
6 из колена Асирова (4) запечатлено двенадцать тысяч; из колена Неффалимова (5) запечатлено двенадцать тысяч; из колена Манассиина (6) запечатлено двенадцать тысяч;
7 из колена Симеонова (7) запечатлено двенадцать тысяч; из колена Левиина (8) запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иссахарова (9) запечатлено двенадцать тысяч;
8 из колена Завулонова (10) запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иосифова (11) запечатлено двенадцать тысяч; из колена Вениаминова (12) запечатлено двенадцать тысяч".

Для удобства восприятия приведу двумя столбцами имена колен упомянутых в книге Бытия и в Книге Откровения, в том порядок, как указано в них. В третьем столбце (крайний справа) приведу список колен из книги Откровения согласованный по порядку со списком книги Бытия.

Книга Бытия
(порядок по старшинству братьев)
Книга Откровения
(порядок по духовному значению)
Упорядоченное Откровение
(порядок, согласованный по одинаковым именам)
1. Рувим 1. Колено Иудино 1. Колено Рувимово
2. Симеон 2. Колено Рувимово 2. Колено Симеоново
3. Левий 3. Колено Гадово 3. Колено Левиино
4. Иуда 4. Колено Асирово 4. Колено Иудино
5. Завулон 5. Колено Неффалимово 5. Колено Завулоново
6. Иссахар 6. Колено Манассиино 6. Колено Иссахарово
7. Дан 7. Колено Симеоново 7. Колено Манассиино
8. Гад 8. Колено Левиина 8. Колено Гадово
9. Асир 9. Колено Иссахарова 9. Колено Асирово
10. Неффалим 10. Колено Завулоново 10. Колено Неффалимово
11. Иосиф 11. Колено Иосифово 11. Колено Иосифово
12. Вениамин 12. Колено Вениаминово 12. Колено Вениаминово

Из данного сопоставления видно, что апостол Иоанн Богослов, по внушению Духа Святого опустил упоминание колена Данова (из которого произойдет антихрист-зверь), заменив его первым сыном Иосифа Прекрасного Манассией.

Быт.41,31: нарек Иосиф имя первенцу: Манассия , потому что [говорил он] Бог дал мне забыть все несчастья мои и весь дом отца моего".

Быт.49,17: "Дан будет змеем на дороге , аспидом на пути , уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад".


Я работаю над циклом «12 колен Израилевых», и надеюсь, что кого-то эта работа заинтересует. Пока выставляю два листа: «Реувен» и «Шимон».

Реувен (Рувим)- первенец Иакова, но Иаков порицает сына за связь со своей наложницей.

Иаков, описывая характер Реувена, сравнивает своего сына с разрушительным потоком воды, бушующем в руслах Святой Земли. Подобно сметающему все на своем пути натиску воды, Реувен не отличается нравственным самообладанием. « Ты взошел на ложе отца твоего, ты осквернил постель мою, взошел». В Бытие, 35:22, сказано, что Реувен вступил в интимные отношения с наложницей Иакова, Валлою. Реувен нарушил честь своего отца и потому потерял право руководить Израилем. В результате, его колено не занимало никакой влиятельной позиции в народе.


На гербе Реувена изображено растение- мандрагора. По форме корень растения напоминает человека, он помогает от бесплодия. Камень — одем («красный») — помогает беременной женщине выносить ребенка.


Колено Реувена (Чис. 1:5; Отк. 7:5) было богато стадами и поэтому выбрало себе местожительство к востоку от Мертвого моря, между Арноном и коленом Гадовым, в стороне от остальных колен (Чис. 32:32, 37 и дал.; И. Нав. 13-15). Моавитяне были их опасными соседями. Колено Рувимово одно из первых было отведено в плен (4 Цар 10:33; 15:29; 1 Пар. 5:26).


Реувену посвящен месяц Рака - Таммуз.

Шимон (Симеон). Его родоначальник описывается как человек чрезвычайно жестокий. Вместе со своим братом Леви он совершил кровавое истребление жителей города Шхема (Сихем) за оскорбление своей сестры Дины сыном местного князя.

Шимон был зачинщиком продажи Иосифа в рабство, которое произошло также возле этого города.

Колено Шимона вело пастушеский образ жизни, постепенно смешались с соседними еврейскими племенами, в частности с иудеями и вениамитами.. Представителем этого племени выступает в Библии Юдифь

Иаков сурово осуждает склонность Шимона и Леви к насилию и предсказывает, что их потомки будут «разделены в Иакове, рассеяны в Израиле». Во время пребывания в Египте потомки Шимона (равно как и Реувена и Леви) не предавались идолопоклонству и не вступали в браки смешанные.

В то же время Шимон среди тех, кто на пути в Ханаан стал «блудодействовать с дочерьми Моава».

Эмблема на знамени: город Шхем на зеленом фоне.

Во всех этих случаях проявилась несдержанность человека, обладающего силой и мощью. Камень Шимона — топаз зеленоватого цвета — помогает сдерживать необдуманные порывы и обуздывать страсти.

Колена Израиля, или колена израилевы – так принято называть потомков сыновей Иакова, которых у него было двенадцать и которые согласно Священному писанию образовали израильский народ.

В Библии при первом перечислении всех колен израилевых мы можем прочитать 12 имен сыновей Иакова. Чуть позже, в Библии повествуется о том, что колен Израиля было тринадцать. Откуда взялась такая цифра? Иаков вместо Иосифа сделал родоначальниками самостоятельных израильских колен сыновей Иосифа – Ефрема и Меннаше, следовательно, цифра с 12 увеличилась до 13 колен Израиля.

Практически все списки Израилевых колен в Библии перечисляют названия 13 колен, но этот момент всегда оговаривается, так как колено Леви исключается как посвященное Богу и служению ему. Колена Леви не учитывается в число боеспособных мужей, его место не указывается в порядке перечисления колен при переходах в Ханаан, колено Леви не получает места и доли на Земле Обетованной, можно много перечислять событий в Библии, где не говорится ни слова о тринадцатом колене Израиля.

Следовательно, лишенное земельного участка колено Леви, практически не включено в общий счет израилевых колен, а выделение его из всего количества основных колен Израиля, для исполнения тех функций, которые разрешены только ему, воссоздает первоначальное число израильских колен – двенадцать. Предписания, которые касаются количества колен без перечисления их имен, также говорят о числе 12 как о традиционном числе.

Говорит о том, что каждое из двенадцати израилевых колен получило в Земле обетованной свой земельный надел. В 928 году до нашей эры, когда умер мудрейший Соломон, единое государство – Израильское царство разделилось на два: южное стало называться Иудея (территории, принадлежавшие коленам Вениамина и Иуды), а северное – Израиль (земли, на которых проживали остальные 10 колен). Разделенное государство потеряло свою мощь и силу. Ассирийцы захватили Израильское царство, а большую часть его населения увели в плен и расселили маленькими группками в разных частях и регионах огромной державы. С тех пор история и судьба десяти колен Израиля неизвестна. Большая часть оставшихся израильтян, потомков десяти колен израилевых, постепенно ассимилировалась с теми народами, в соседстве с которыми и проживали.

Когда начался период Второго Храма большая часть евреев уже по видимому не могла доказать к какому израилевому колену принадлежала.

По сказаниям Нового Завета, Иоанн Креститель принадлежал к священническому роду, а пророчица Анна, упоминаемая в Новом Завете, принадлежала к колену Ашера, апостол Павел был потомком колена Вениамина.

Надо сказать, что численность апостолов в христианской церкви – двенадцать, также имеет символическое значение, и как говорят знатоки Библии, связано с количеством сыновей у Иакова и соответственно с числом колен Израиля.

Сегодня сознание того, к какому племени причастны, сохранилось только у правнуков колена Леви, того самого – тринадцатого. Потомки колена Леви, коэны, даже сохранили память о том, что произошли они от рода Аарона.

В этнические группы евреев утверждают, что являются прямыми потомками исчезнувших когда-то десяти колен Израиля. Причисляют себя к потомкам израильских колен ашкенази, сефарды, мизрахимских евреыв, крымчаков, евреев йеменских, а также других.

Название субэтнической группы евреев «ашкенази» происходит от средневекового семитского названия Германии эпохи средних веков. Ашкеназ – так называли это государство семиты. Это место воспринималось как место, где поселились потомки одного из колен Израиля – потомки Аскеназа, который приходится внуком Иафету. В современном мире ашкенази – это большинство евреев Америки и Европы, а также половина израильских евреев. Ашкенази противопоставляются всегда субэтниченской группе евреев – сефардам. В современном Израиле ашкенази разговаривают на так называемом ашкеназийском изводе, то есть диалекте. Отличие ашкеназийского извода и современного иврита в произношении некоторых букв, в частности в произношении согласных и гласных. Ашкеназийский диалект используют в устной речи для чтения молитв в синагогах, принадлежащих ашкенази.

Что касается сефардов, еще одной группы, которая считает себя потомками колен Израиля, то их формирование, как отдельной этнической группы произошло на Пиренейском полуострове их тех иудеев, которые потоком мигрировали в Римской империи. Бытовой язык сефардов – это исторически сложившийся язык ладино. Этот язык близок по произношению испанскому.

Кроме того, сегодня, в современном мире претендуют на происхождение от десяти колен Израиля множество небольших племен. Надо сказать, что не все претенденты проходят генетическую экспертизу на гаплогруппу. К таким племенам относится небольшое племя, расположенное на южных широтах Индии а штате Андхра-Прадеш – бней-эфраим. Это племя причисляет себя к древним потомкам колена Ефрема. Оно общается на языке телугу. В той же Индии в штате Манипур и штате Мизорам обитает еще одно небольшое племя, которое причисляет себя к потомкам одного из десяти колен Израиля – Минассии. Небольшая группа евреев, которая проживает в Бомбее и других больших городах Индии и Пакистана, также относит себя к потомкам древних колен Израиля. Одно из племен, проживающих в Африке в Зимбабве, согласно анализу ДНК, проведенному лондонскими учеными, говорит о том, что представители племени Лемба имеют еврейские корни. Именно результаты исследований позволяют ученым утверждать, что представители племени Лемба относятся к древнему колену Коэнов. Потомками Дана считают себя эфиопские евреи, которые называют себя Фалаша. Евреи, проживающие в Бухаре, персидские евреи, причисляют себя к колену Ефрема. Группа евреев, проживающих в Нигерии и, называющие себя Ингбо, причисляют себя к потомкам Ефрема, Манассии, Гада, Левия и Завулона. Немногочисленное племя самаритян, которые проживают на в городах Холон и Шхем причисляют себя к коленам Ефрема и Манассии, к тем коленам, которые не были в изгнание, а существовали в этих местах с библейских времен. Грузинские евреи претендуют на происхождение от колена Иссахара.

12 колен Израилевых - 12 ветвей еврейского народа, ведущих свою родословную от 12-ти сыновей праотца Яакова , которому сам Б-г дал имя «Израиль», и, таким образом, еврейский народ называется Израиль и включает в себя 12 колен Израилевых. Деление на 12 колен сохранялось во время Исхода из Египта и странствий по пустыне: у каждого израильского колена было свое место в израильском стане и своя очередь в порядке движения, свой флаг и герб. В земле Израиля каждое из 12-ти Израильских колен получило свой надел. Колено Леви (левиты) - колено священников - как правило, считалось отдельно, и левиты проживали во всех наделах. Десять северных колен Израильских в XIII в. до н. э. были захвачены Ассирией, угнаны в плен и рассеяны среди народов. Тайна исчезнувших 10-ти колен Израилевых и сегодня не дает покоя многим исследователям, которые в разных уголках мира пытаются найти следы пропавших колен Израиля.

Ниже мы подробнее ответим на вопросы, откуда ведут происхождение колена Израиля, сколько колен осталось сегодня и где, все-таки, остальные колена?

Разделение Израиля на колена

Колен Израиля было 12 - по числу сыновей Яакова .

Но при распределении наделов в земле Израиля первенец получал двойную долю. Так как Реувен , первый сын Леи, утратил статус первенца именно в этом смысле, это право перешло к первому сыну Рахели - Йосефу . Поэтому его сыновья - Эфраим и Менаше - стали родоначальниками двух колен.

Получилась интересная вещь: в тех случаях, когда колено Леви «принимается в расчёт», колено Йосефа считается за одно, как, например, на нагруднике Первосвященника . Однако в Земле Израиля, где левиты не имели собственного надела, колена Эфраима и Менаше получили два надела.

То же самое произошло и при построении сынов Израиля в пустыне: так как коэны и левиты шли отдельным лагерем, возле Мишкана , то лагерь исраэлитов был представлен опять-таки 12 коленами - Эфраим и Менаше отдельно.

Каждое колено - под своим флагом

Как было сказано выше, в стане исраэлитов шло 12 колен. Был определен строгий порядок в построении колен: каждому колену отведено свое место в стане Израиля, а также определено, когда каждое колено начинает двигаться. Кроме того, был определен порядок а также Каждое колено шло под под своим флагом («дегелем» ), и таким образом, был определен порядок в построении весь лагерь Израэля был разделен, в соответсвии с количеством колен.

Глава каждого колена имел свой опознавательный знак: собственное знамя, цвет которого совпадал с цветом соответствующего этому колену драгоценного камня, вставленного в нагрудник первосвященника Аарона. Именно отсюда и позаимствовали различные царства обычай обзаводиться знаменем собственной расцветки.

Таким образом, каждое колено шло под своим флагом («дегелем» ).

Колену Реувена соответствовал рубин, камень красного цвета. Красным было и его знамя, на котором были изображены корни мандрагоры.

Колену Шимона соответствовал топаз, камень зеленого цвета. На зеленом знамени Шимона был изображен город Шхем.

Колену Леви соответствовал изумруд. Знамя Леви было трехцветным - на треть белым, на треть черным и на треть красным. На нем были изображены урим и тумим (нагрудник первосвященника с вставленными в него драгоценными камнями, позволявшими узнать волю Всевышнего).

Колену Йегуды соответствовал карбункул. Его знамя было небесного цвета, и на нем был изображен лев.

Колену Иссахара соответствовал сапфир. Его знамя было темносиним. На нем были изображены солнце и луна в память о словах Писания: «И из сыновей Иссахара, умеющих понимать времена» (Диврей га-ямим I, 12,32).

Колену Зевулуна соответствовал алмаз. Его знамя было белого цвета, и на нем был изображен корабль.

Колену Дана соответствовал опал. Цвет его знамени походил на цвет сапфира, и на нем была изображена змея.

Колену Гада соответствовал агат. Цвет его знамени был смесью белого и черного цветов. На нем был изображен лагерь Израиля.

Колену Нафтали соответствовал аметист. Цвет его походил на цвет прозрачного красного неяркого вина. На нем была изображена лань.

Колену Ашера соответствовал хризолит. Цвет его знамени напоминал цвет драгоценного камня, которым любят украшать себя женщины. На нем было изображено оливковое дерево.

Колену Йосефа соответствовал оникс. Цвет его знамени был абсолютно черным. Этот цвет принадлежал сразу двум коленам потомков сыновей Йосефа - Эфраима и Менаше, родившихся в Египте.

На знамени Эфраима был изображен бык, на знамени Менаше - антилопа.

Колену Биньямина соответствовала яшма. Цвет его знамени был смесью двенадцати цветов. На нем был изображен волк.

Сколько колен Израиля сохранилось сегодня

Нам неизвестно на сегодняшний день местонахождение изгнанных Санхеривом десяти колен . Правда, Гмара сообщает, что пророк Ирмияу ходил возвращать изгнанников, и, возможно, какая-то часть их перебежала в Иудею перед вторичным изгнанием. Но это лишь догадки. Основное же население Иудеи состояло из потомков Йеуды и Биньямина.

На сегодняшний день, в основном, идентифицированы лишь коэны и левиты, скорее всего, потому, что их происхождение дает им особый статус в Еврейском Законе, как то - получение трумот и десятин , вызов к чтению Торы на первом месте (для коэна, а за ним сразу вызывается левит) и т.п. Это естественным образом заставляло семью помнить о происхождении отца и передавать традицию детям.

Из потомков остальных колен, пожалуй, никто не знает точно, к какому кто из них принадлежит, за исключением тех редких семей, которые точно знают, что их отец происходит по мужской линии от царя Давида . По понятным причинам эта информация тоже передавалась от отца к сыну, соответственно, эти люди знают, что происходят из колена Йеуды.

Отметим, что на протяжении истории появлялись отдельные люди и даже целые общины, утверждавшие, что являются потомками одного из десяти колен, и ссылавшиеся на непрерывную традицию. На сегодняшний день существует немало таких групп, но по большей части у них нет какой-либо существенной связи с еврейской традицией. Каждая такая претензия рассматривается отдельно, и иногда группа принимается в лоно Израиля, пройдя Гиюр [принятие иудаизма] для полной уверенности.