24.09.2019

Фотографирование птиц. Как фотографировать птиц, которые "со свистом" проносятся мимо вас


Фотографировать птиц и животных в дикой природе очень интересно, сложно и увлекательно. В этом виде съемке есть свои тонкости и сложности, о которых следует помнить во время работы. В фотографировании птиц важно использовать телескопический объектив, причем модель с максимально большим фокусным расстоянием. Длиннофокусный объектив даст возможность подойти к птице максимально близко и захватить её крупным планом. В фотографировании важно правильное и удачное расположение и используемое оборудование. В этой статье мы поговорим о том, как фотографировать птиц в дикой природе, что для этого требуется и каким настройкам стоит отдать предпочтение.

Как фотографировать птиц в дикой природе. Место расположения

Сфотографировать птицу в естественной среде обитания можно и в самый обычный день, просто прогуливаясь по парку, но для действительно впечатляющих результатов следует выделить для фотоохоты отдельное время и позаботится о локации. Хорошо было бы однажды найти удачное место, где часто пролетают птицы, или место неподалеку от их места обитания, и фотографировать там регулярно.

Найти удачное место для фотосъемки можно обратившись в интернет, и посмотрев как и где фотографируют другие мастера дикой природы в вашем районе. Знания в орнитологии, безусловно, понадобятся, так как понимание повадок и привычек тех, или иных видов птиц поможет в точной и эффективной съемке.

Как фотографировать птиц в дикой природе. Чем больше, тем лучше


Sigma 150-500 мм f / 5-6.3

Для съемки животных и птиц лучше всего использовать мощные дальномерные объективы, которые позволяют приблизить объект максимально близко, не тревожа само животное. Если речь идет о фотосъемке птиц в дикой природе, то это особенно актуально, так как многие виды привыкли парить высоко в небе, так высоко, что стандартные объективы просто не в состоянии захватить их крупным планом. Для съемки идеально подойдет объектив с фокусным расстоянием 150-500 мм. Учтите, что на фотоаппаратах с кропнутой матрицей происходит искусственное увеличение расстояния, из-за кропа. Так, тот же объектив Sigma 150-500 мм, с камерой у которой кроп равен 1,6, даст вам фокусное расстояние 240-800 мм.

Как фотографировать птиц в дикой природе. Быстрая съемка


Использование телеобъектива предполагает, что выдержка будет достаточно быстрой, иначе есть риск создания размытого, или нечеткого изображения. Кроме того, фотографирование движущегося объекта требует от фотографа быстрой выдержкой, благодаря которой можно запечатлеть само движение и скорость. Если вы снимаете при фокусном расстоянии 500 мм, то выдержка должна быть, хотя бы 1/500, а еще лучше 1/1000, так у вас точно получится зафиксировать полет птицы. Быстрая выдержка предполагает большое открытие диафрагмы, и возможно, потребует увеличения чувствительности. Объектив, Sigma 150-500 мм, который мы используем в качестве примера, имеет диафрагменное число f / 6.3. В принципе, в ясную погоду, при f / 6.3 у вас получится фотографировать с выдержкой 1/500, если выдержку придется увеличивать, или делать диафрагму еще уже, то придется повышать чувствительность.

Как фотографировать птиц в дикой природе. Блокировка фокуса и серийная съемка


Не забывайте использовать такую полезную функцию как блокировка автофокуса. С её помощью вы можете зафиксировать внимание камеры на объекте и не зависимо от его перемещения следить за птицей и фотографировать её. Красивые кадры получаются, когда фотографируют птицу в полете, размещая её в кадре немного сбоку. При этом важно оставить на изображении немного места, как бы для полета птицы.

Съемка птиц в дикой природе – это идеальное время для использования серийной съемки, именно в такое время вы можете почувствовать все преимущества серийной съемки. Это та самая фотосъемка, когда разница между 5 и 6 кадрами в секунду очень существенна.

Фотосъемка птиц - это очень тяжелое занятие, которое может привести к разочарованию, если не вооружиться терпением и не попробовать на практике некоторые рекомендации.

У меня были ситуации, когда я буквально сходил с ума, пытаясь сфотографировать птиц и не получал при этом какого-либо видимого результата. Поэтому я решил дать некоторые советы, чтобы помочь вам в фотографии пернатых.

Вы уже запланировали на будущее фото-выезд, чтобы сфотографировать птиц? Вы хотите быть готовыми использовать вашу камеру на все сто, когда на пути окажется «дичь»? Тогда читайте внимательно эти советы.

1. Фотографируйте с ярким и естественным светом

Птицы - это животные, которые находятся в постоянном движении и требуют от вас быстроты реакции, а от вашей фототехники - высокую скорость фокусировки на коротких выдержках.

Так как время экспозиции очень ограниченно, чтобы избежать смазанного изображения, очень важно наличие достаточного количества света. Это позволит правильно проэкспонировать фотографию.

Когда вы используете телеобъектив, чтобы сфотографировать птицу на достаточно большом расстоянии, вы не можете себе позволить слишком широко открыть диафрагму. Это часто невозможно из-за технических возможностей объектива, а так же из-за ГРИП. Таким образом, чтобы гарантировать необходимую глубину резкости вы должны использовать относительно закрытую диафрагму.

Естественно, что при этом мы не собираемся увеличивать слишком сильно уровень светочувствительности ISO, следовательно, необходимо достаточное освещение сцены, чтобы была правильная экспозиция. Ведь так?

2. Изучай движение птиц

Довольно сложно в фотографии птиц «прийти, увидеть и победить». Чтобы получилась хорошая фотография, придется остановиться, не делая при этом излишнего шума и резких движений. Нужно быть очень внимательным по отношению к движениям птиц, которых вы собираетесь сфотографировать.

Самое главное не шевелиться, чтобы они не испугались и не улетели. Даже если у вашего объектива большое фокусное расстояние, этого может оказаться недостаточно, чтобы сфотографировать птицу, которая находится очень далеко от вас.

Чтобы не испугать птиц, можно использовать камуфляж или одежду невзрачных цветов, спрятаться в доме, машине, за деревом и т.д. Все это необходимо чтобы дать возможность животному вести себя естественно, чтобы они не боялись подойти к вам ближе.

Начать фотографировать можно только тогда, к огда вы уже достаточно долго понаблюдали за птицей и можете предугадать, когда она остановится или полетит и куда.

Это не легкая работа, поэтому вооружитесь терпением и выдержкой, у вас получится!

3. Привлеки внимание

В предыдущем совете я предлагал вам быть пассивным наблюдателем. В данном случае, я рекомендую быть более активным: «атакуйте»! Почему бы не поставить какой-нибудь элемент, который привлечет внимание птиц? Разве вы не так поступаете в парке, когда хотите привлечь к себе уток, голубей и т.д.?

Если у вас есть время и возможность это сделать, приготовьте место, где вы хотите сделать фотографию. Поставь чучело или корм, что бы привлечь внимание птиц. Таким образом, фотография будет под большим контролем.

Вам кажется это смешным? Попробуйте, это работает!

4. Используйте телеобъектив

Если речь идет не о крупной птице (орел, беркут и тому подобное), которая находится достаточно близко, чтобы добиться хороших результатов, нужно использовать телеобъектив.

Наиболее длиннофокусные объективы имеют переключатель ограничителя фокусного расстояния, который позволяет ограничить минимальное фокусное расстояние объектива и определить, хотим мы навести фокус на предмет, который находится близко или отдален. В этом случае, излишне говорить, что мы должны поставить автоматический фокус на дальнем расстоянии, чтобы получить нужный нам результат.

5. Активируйте серийную съемку

Даже со сложенными крыльями, птицы подвижные создания, они не замирают ни на секунду и эта гиперактивность увеличивается, когда они находятся в полете.

Поэтому, если в вашем фотоаппарате есть опция серийной съемки, рекомендуется ее активировать. Когда вы делаете портрет животного в какой-то конкретной позиции, сделайте более одной фотографии, чтобы гарантировать что как минимум одна из них выйдет хорошо. Но проверьте, чтобы карты памяти имели достаточную емкость, так как количество фотографий начнет резко увеличиваться.

6. Фокус на глаза

Точно так же как и при фотографировании портретов людей, домашних животных или других живых существ, золотое правило - фокусировка на глазах, в данном случае, птичьих.

Почему? Потому что люди ищут резкость именно в этой части и если ее нет, то снимок вызывает разочарование.

Если птица маленькая, и часть, которую она заполняет в видоискателе вашего фотоаппарата, небольшая, рекомендуется использовать непрерывную фокусировку (автофокус servo), чтобы гарантировать правильный фокус, несмотря на небольшое движение фотографа или птицы.

Если непрерывная фокусировка для вас сложна, используйте одиночный автофокус, но с небольшим количеством точек. Только так можно навести фокус именно на глаза, а не на клюв или другую анатомическую часть птицы.

7. Будь готов!

Фотография птиц мне напоминает рыбалку или охоту. И неспроста, так как мы хотим «поймать» птицу на нашем снимке.

Это значит, что наша удочка или ружье всегда должны быть готовы, в данном случае мы говорим о фотоаппарате. В самый неожиданный момент может появиться наша «дичь» и очень важно не упустить момент, другого шанса может не быть.

Так что имейте в виду, вы всегда должны быть готовы!

Теперь ваша очередь

Я уже дал свои советы, теперь ваша очередь подумать и добавить свою песчинку и написать восьмой, девятый, десятый совет…

Помогите мне увеличить список, чтобы в следующий раз, когда мы сделаем вылазку для фотоохоты на птиц, всем было легче!

Редко кто в наши дни занимается фотоохотой. А зря. В былые времена фотоохота была весьма популярным увлечением, хотя заниматься ей по-настоящему мог далеко не каждый фотолюбитель. Специальная конструкция из зеркального фотоаппарата «Зенит», объектива с очень большим фокусным расстоянием и приклада как у ружья так и называлась - фоторужье. Всё это упаковывалось в достаточно больших размеров кофр и весило несколько килограммов. Да и стоило это фоторужье ой как недешево.

Фотоохота - дело очень увлекательное и интересное. Особенно фотоохота на птиц. Вот этой теме и будет посвящена наша сегодняшняя статья.

Первым делом следует сказать, что птицы - существа чуткие и пугливые. Вот почему и вам придется быть терпеливым. А еще рекомендуем взять с собой на фотоохоту запасные заряженные аккумуляторы для фотоаппарата и вставить в него карту памяти большой емкости. А может даже и запасную карту взять. Снимать-то вам придется очень много. Почему много? А вы разве не догадались? Птица никогда не будет вам позировать. Вам придется делать снимки, подстраиваясь под ее поведение. А значит - делать много снимков. Для того, чтобы потом выбрать лучший. Хорошо, если, как говорят, полезным будет один из двух-трех сотен сделанных снимков. Причем, полезный - это не означает идеальный. Полезный - это просто снимок, прошедший, так сказать, первый тур конкурса. Некий предварительный кастинг.

Какая фотокамера предпочтительнее?

Зеркальный фотоаппарат для фотоохоты на птиц, как вы понимаете, больше подходит, чем фотоаппарат компактный, проще говоря, мыльница. Зеракалка намного совершеннее, у нее оптика лучшего качества, что немаловажно для такого вида фотосъемки - ведь почти всегда в процессе обработки снимков их приходится значительно кадрировать.

Объектив для съемки птиц нужен, конечно же, длиннофокусный. Его фокусное расстояние должно быть не менее 350 миллиметров. Ну, а если уж у вас пока еще нет такого объектива, то не стоит делать из этого трагедию. Фотошоп поможет вам обрезать всё лишнее в кадре и оставить только самое главное - непосредственно саму птичку.

Если зеркалки у вас нет, и вы являетесь владельцем всего лишь «мыльницы», тоже очень расстраиваться не стоит. У компактных фотоаппаратов обычно бывает очень большая кратность зума. Правда, есть и несколько минусов. Первый - качество изображения хуже из-за маленькой матрицы. Второй - видоискателя обычно у мыльниц не бывает. А по дисплею очень тяжело наблюдать за птицами. В условиях сильного освещения на улице - птиц же мы на улице фотографируем - изображение на них почти не видно.

Как настроить фотоаппарат для съемки птиц

Маленьких и подвижных птиц, ну, например, воробьев или синичек, фотографировать нужно на короткой выдержке. От 1/800 секунды и менее. Птицы, которые покрупнее - вороны, например, или голуби, не такие шустрые, они менее подвижны. Их можно фотографировать и при выдержке 1/125 секунды. Но не забывайте и о том, что если вы снимаете в режиме приоритета выдержки, то автоматика фотокамеры для того, чтобы выровнять экспозицию, сама увеличит размер диафрагмы. А это неизбежно приведет к уменьшению глубины резко изображаемого пространства.

Если все же вы решили снимать птиц с длинной выдержкой, то для того, чтобы избежать смазывания изображения, фотоаппарат вам придется установить на штатив. И не забудьте включить режим стабилизации изображения. Иначе смазывание будет неизбежным.

Всё готово? Фотографируем!

Для того, чтобы заняться фотоохотой на птиц, совсем не обязательно выбираться в лес или снаряжать серьезную экспедицию в труднодоступные и экзотические места нашей любимой планеты. Мы же не попугаев в среде их естественного обитания снимать хотим, а наших любимых воробушков, голубей, трясогузок и других птиц, живущих рядом с нами на городских улицах, в парках и скверах. Это потом вы, возможно, и в Африку поедете. А начинать надо на родине. Экзотических пернатых и в зоопарке можно поснимать. При съемке в зоопарке старайтесь выбирать такие точки съемки, чтобы в кадр не попадали прутья решеток или ячейки сеток. Ну, в крайнем случае, сведите их присутствие до минимума. Эти элементы очень портят такие снимки. В некоторых случаях вам в этом деле поможет всемогущий фотошоп. Научитесь убирать из кадра ненужное и мешающее. Можно это сделать при помощи кадрирования, то есть обрезки всего лишнего по краям, а можно провести и более серьезное ретуширование изображения. Об этом читайте другие статьи.

Ну, а уж если вы решили всё-таки заняться реальной фотоохотой, пофотографировать птиц в их естественной среде, то вам, как мы уже говорили сегодня в начале этой статьи, придется запастись немалым терпением. И включить на полную мощность свое творческое мышление.

Прежде чем начать фотографировать птиц, внимательно понаблюдайте за ними. Присмотритесь к тому, как они двигаются, как себя ведут. Постарайтесь изучить их повадки. Возможно, посмотрите фотографии этих птиц, сделанные другими авторами. Почитайте что-то о птицах, которых вы собираетесь фотографировать.

Подготовившись таким образом, приступайте собственно к съемке. Прежде всего, вам будет необходимо, конечно же, найти птицу. Сделать это бывает порой совсем не просто. Обнаружив объект съемки, дождитесь, того момента, когда птица привыкнет к вашему присутствию, не будет обращать на вас особого внимания. Может быть, ждать придется долго. А возможен и такой вариант, что ожидания ваши и вовсе успехом не увенчаются. Птица улетит… Привыкайте к этому с самого начала. Мы вас об этом сегодня уже предупреждали.

Ну вот. Дождались? Успокоилась птица? Привыкла к вам? Переходим к следующему этапу. Выбору наиболее интересной и выигрышной точки съемки. Выбрали? Всё, можно снимать. Нажимайте на спусковую кнопку!

Если вы решили сфотографировать птицу в полете - то снимайте на короткой выдержке. В этом случае сама птица будет на снимке изображена четко, а фон получится смазанным.

Тем фотолюбителям, в аппарате которых есть режим «Спорт», можно сказать повезло. В этом режиме автоматика фотокамеры сама включает приоритет выдержки. То есть выдержку вы устанавливаете вручную, а автоматика подбирает к ней диафрагму.

Если вы работаете не компактной камерой, а зеркальной, то фотографировать птиц лучше всего, как мы уже говорили, длиннофокусным объективом. При этом рекомендуем включить режим следящего автофокуса (Al Servo). Этот режим автоматически настраивает фокусировку в случае резкого изменения положения объекта съемки, в нашем случае - движущейся птицы. Тем фотографам, камеры которых не обладают такой функцией, мы можем порекомендовать воспользоваться маленькой хитростью. Сфокусируйте объектив вашей фотокамеры на определенное расстояние (в этом случае лучше будет установить ее на штатив) и… ждите. Ждите, когда птица решит уважить вас и сядет именно на ту веточку, на которой вы сфокусировались. Да, конечно, чтобы так снимать, нужно обладать завидным терпением. Ну, а что делать? Как говорят, а кому сейчас легко? Мы с самого начала говорили: фотографирование птиц - дело сложное и хлопотное. Но ведь и интересное, правда?

У фотографов птицы пользуются особой популярностью. Кроме того, что многие пернатые очень красивы, они живут практически повсюду. А что уж говорить о разнообразии видов и форм… При этом фотографировать птиц не так-то просто: с одной стороны, это настоящий спорт, а с другой - сложная наука, ведь фотоохотник, специализирующийся на фотосъемке диких птиц, должен быть еще и специалистом орнитологом.

СУЩЕСТВУЕТ УБЕЖДЕНИЕ,
что для съемки птиц необходимо обзавестись хорошим дорогостоящим телеобъективом. Без сомнения, такой объектив - вещь действительно очень полезная. Но, к сожалению, любой телевик с большим фокусным расстоянием имеет очень небольшую глубину резко изображаемого пространства, тем самым ограничивая творческие возможности фотографа. Хочется сфотографировать птицу красиво и за каким-нибудь интересным занятием или в компании других птиц или животных. Можно снять птицу на фоне ландшафта, в котором она обитает и частью которого является. Другая проблема заключается в том, что «дотянуться» до осторожных пернатых не всегда удается даже с самым сильным телеобъективом. По этой причине многие поколения фотоохотников караулят своих моделей, сидя в укрытиях по несколько часов или даже дней. Некоторые идут на хитрость - вместо длиннофокусных телеобъективов используют мощные телескопы, несмотря на то что технически качественные и художественно интересные снимки получить с помощью телескопов еще труднее.

ЗА РУБЕЖОМ
эту проблему решают иначе - большая часть фотографий «дикой природы» делается в специальных природных парках. Звери и птицы в таких парках почти ручные, и фотографировать легко и приятно. Многие талантливые фотографы живут и работают в таких парках много лет и знают в них каждый уголок. Конечно же, их снимки имеют неоспоримое преимущество по сравнению со снимками заезжих фотографов. У нас в России большинство заповедников закрыто для свободного посещения, в открытых же увидеть диких животных порой даже труднее, чем в соседних охотничьих хозяйствах. Тем не менее, уникальные для фотоохотника ситуации иногда случаются и у нас.

НАПРИМЕР,
на одной из кавказских турбаз я видел выводок лис - милые зверьки выпрашивали подачки у туристов. Одной такой лисе какой-то умник даже умудрился повязать на шею бант. По утрам к этой же турбазе спускались дикие быки - они знали, что их непременно угостят хлебом и солью. К тамошней помойке периодически наведывались горные индейки - улары. Клушицы, альпийские галки и другие горные птицы тоже были завсегдатаями этого гостеприимного места. Браконьеры там не появлялись, поскольку турбаза никогда не пустовала и все животные были на виду у десятков людей.

УДИВИТЕЛЬНУЮ СИТУАЦИЮ
мне пришлось наблюдать и в Краснодарском крае. Там на одной из сельских птицефабрик отсутствовал цех по утилизации. Дохлых кур ежедневно вывозили за территорию, на радость природным «утилизаторам» - огромным орланам белохвостам. Зимой там одновременно собиралось до сорока орланов. Самые наглые из них садились прямо на тракторную тележку, сопровождая аппетитную «похоронную процессию». Между тем, орлан белохвост - одна из самых красивых и самых редких птиц, к тому же он исключительно осторожен.
Думаю, что очень многие европейские фотографы могли только мечтать о подобном «фотосафари». К сожалению, такие ситуации нечасты. Поэтому в отличие от своих зарубежных коллег, российским фотографам приходится искать диких животных самостоятельно и затем, в течение нескольких дней, недель или даже месяцев приучать и готовить их к съемке. Много ли в мире найдется фотографов имеющих возможность все это проделывать за свой собственный счет? Видимо, именно по этой причине в нашей стране так мало фотографов специализирующихся на тематике дикой природы, а отечественные издания и телеэкраны заполняют сюжеты о природе чужих «заморских» стран.

ФОТОГРАФУ,
специализирующемуся на съемке диких животных, очень важно учитывать особенности их восприятия. К примеру, большинство млекопитающих видит мир черно-белым. И им абсолютно безразлично в какого цвета куртку - зеленую или красную - одет фотограф. Зато у большинства из них хорошо развито обоняние и изумительно тонкий слух. Но если фотограф будет в течение долгого времени сидеть тихо и совершенно неподвижно, он имеет шансы остаться незамеченным.

КАКТО НА КАВКАЗЕ,
я шел по лесной тропинке. Вдруг впереди, чуть выше по склону, я услышал какой-то шорох. Я пошел не останавливаясь и вскоре наткнулся на нору, которая, судя по размерам, принадлежала какомуто не очень крупному животному. От норы тянулась едва заметная тропка. Я достал фотокамеру, и прислонившись спиной к стволу дерева, встал рядом с тропой. Через несколько минут я услышал осторожный шорох листьев и увидел шакала. Ничего не подозревая, зверь прошел буквально в двух шагах от моих ног и только подойдя к норе, учуял мои следы. Было видно, что шакал растерялся и не знал, как ему лучше поступить. Несколько минут он ходил вокруг своей норы, чесался, смущенно зевал и оглядывался по сторонам. При этом он не раз смотрел в мою сторону, мы даже встречались с ним глазами, но я стоял неподвижно и шакал меня так и не обнаружил. Лезть в нору он все же не решился и направился назад в лес. Когда он вторично поравнялся со мной, я не удержался и нажал на кнопку фотокамеры. На хлопок зеркала шакал среагировал как на выстрел - подпрыгнул высоко вверх, сделал сальтомортале, упал как подстреленный, но тут же вскочил и мгновенно растворился в зарослях. Будь у меня тогда вместо зеркалки бесшумный компакт, я смог бы, наверное, сделать немало интересных снимков.

В ОТЛИЧИЕ ОТ ЗВЕРЕЙ,
птицы наоборот, не только обладают цветным зрением, но и способны различать невидимые для нас части спектра. Некоторые красители, которые мы традиционно воспринимаем как отличную маскировку, с точки зрения птиц могут в буквальном смысле светиться. Отсюда становится понятным недоумение охотников, когда купленный ими дорогостоящий камуфляж не приносит желаемых результатов. В восприятии птиц образ человека ассоциируется с вертикальной фигурой и специфическими движениями. Поэтому если у вас нет возможности принципиально изменить образ (замаскировавшись, например, под копну соломы), то при работе с птицами лучше использовать ту одежду, в которой вам комфортно. В последнее время в продаже появились оригинальные маскировочные костюмы, сплетенные из свисающих волокон с образным названием - «Леший». Следует, однако, заметить, что наряженного в подобный костюм фотоохотника звери и птицы воспримут как обычного человека. Чего не скажешь о вездесущих грибниках и охотниках, которых встреча с таким «Лешим» наверняка очень развлечет.

ОДНАЖДЫ
при фотографировании сизоворонки я спрятался в большой крапивный мешок. Фотокамера была установлена у гнезда - от нее к мешку я протянул тонкую леску, дергая за которую, собирался получать снимки. Мешок отлично вписался в отвалившиеся от соседнего обрыва земляные глыбы, а через редкую ткань мешковины я мог наблюдать за всем, что происходило вокруг. Но увы, раньше, чем прилетела сизоворонка, в лесу появился дед-грибник. Увидев мой мешок, он замедлил шаг, повертел головой в разные стороны, но все же пошел своей дорогой. Я перевел дух, но не тут-то было - сквозь мешковину я увидел, что мой дед возвращается. Воровато оглядевшись по сторонам, он подкрался к мешку и, открыв от любопытства беззубый рот, заглянул внутрь. В крепких выражениях я сообщил ему все, что накипело. После того, как дед ушел «на полусогнутых» я, было, вознамерился продолжить фотосессию, но вскоре опять услышал голоса - в мою сторону направлялись две женщины с лукошками. Птицу я тогда так и не снял.
Вообще, в пригородных лесах от грибников нет покоя ни птицам, ни фотографам. Замаскировавшись под пенек, я частенько наблюдал, как разные грибники по очереди по много раз обследовали одни и те же места.

ЧТОБЫ ФОТОГРАФИРОВАТЬ
дроздов, слетавшихся к луже на водопой, я улегся в зарослях кустарника. Сверху накрылся куском брезента, засыпал себя сухими листьями и замер. Через некоторое время я услышал сзади осторожные шаги и сразу же понял, что это идет очередной грибник. Дальнейший ход событий был вполне предсказуем - грибник увидит засыпанный листьями кусок брезента, изпод которого выглядывают человеческие ноги.
С перекошенным от ужаса лицом он поднимет полог (можно лишь догадываться о том, что он там ожидает увидеть…). Поэтому, когда шаги грибника замерли, я не стал дожидаться и сам откинул брезент. Прямо передо мной стоял насмерть перепуганный вальдшнеп. Немая сцена продолжалась несколько секунд, после чего вальдшнеп как ошпаренный шарахнулся в сторону.
Было очень обидно - ведь стоило мне чутьчуть повременить, и я мог бы получить очень редкие кадры. Ох уж, эти грибники!

ПТИЦЫ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫ
и обладают отличной памятью. Многие из них способны зрительно оценивать количественные показатели (другими словами, умеют считать!). Это нужно учитывать при фотографировании из укрытий. Если птицы видят, что на их участок пришло два человека, а ушел лишь один (тогда как другой внезапно исчез), они будут вести себя исключительно осторожно. Из-за этого приходится забираться в заранее построенное укрытие либо в сопровождении сразу нескольких человек (есть шанс, что птицы могут сбиться со счета), либо в полной темноте, либо под прикрытием какоголибо большого отвлекающего объекта, например, трактора или автомашины. Учтите, что в точно таком же порядке из укрытия нужно будет и вылезать.

ЛЮБЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
на своем участке птицы замечают моментально и тут же настораживаются. Один из моих давних учителей Э.Н. Голованова в подобных случаях применяла следующую хитрость - из металлических решеток (наподобие тех, что используются как полки в холодильниках), она складывала укрытие, которое по бокам оплеталось травой. Полученная корзина выставлялась в нужном месте, после чего поставивший ее человек демонстративно уходил. Внезапно появившееся сооружение, конечно же, настораживало птиц, но сквозь редкое плетение растений они ясно видели, что корзина пуста. Спустя некоторое время этот объект воспринимался птицами, уже как неотъемлемая часть ландшафта. После этого внутрь корзины помещалась настоящая съемочная палатка. С точки зрения птиц, на их участке ничего принципиально нового не появилось и установку палатки они воспринимали уже спокойно.

ПУТЕШЕСТВУЯ ПО УСТЮРТУ,
мы встретили в одном из оазисов колонию больших кроншнепов. Птицы вели себя на удивление осторожно - отказывались садиться на гнезда даже тогда, когда мы наблюдали за ними из машины, стоящей в двухстах метрах. В конце концов, с помощью подзорной трубы мы засекли место, где должно было находиться одно из гнезд. Времени у нас не было, и мы использовали следующий прием - из упаковочного картона изготовили небольшое укрытие, которое снаружи оплели наспех сделанной крупноячеистой сеткой. В нее мы вплели траву так, что укрытие стало похожим на куст или на небольшую копну сена.
На машине мы подвезли «копну» поближе к кроншнепам. После этого машина уехала, а я, спрятавшись в укрытии, взял нужные ориентиры и, шагая на корточках, отправился к кроншнепам. Птицы заметили меня, когда до них было еще около километра. Один из кроншнепов взлетел и как бы стороной облетел территорию. Пока он совершал свой маневр, я остановился, но едва кроншнеп повернул обратно, я вновь начал движение. На этот раз кроншнеп опустился неподалеку. Как бы невзначай он обошел меня по кругу, но не обнаружил ничего подозрительного. Едва он взлетел, как я снова начал движение. В конце концов кроншнеп сел в двух метрах от меня (я не удержался и начал его фотографировать). Он еще раз обошел мое укрытие по кругу. На этот момент я замер, и он опять ничего не заметил. Тогда кроншнеп решил схитрить - он сделал вид, что садится в гнездо, распушал перья и стал делать характерные движения, как бы переворачивая воображаемые яйца. Расчет птицы был прост - если в копне действительно скрывается хищник, то в этой ситуации он себя обязательно проявит. Однако я не двинулся с места.
Наконец, кроншнепам все это надоело, и они перестали обращать на меня внимание. В своей передвижной копне я получил возможность беспрепятственно перемещаться по колонии и фотографировать птиц с самых близких расстояний.
Видимо, кроншнепы «рассуждали» так: движущаяся копна имеет явно природное происхождение и какой-либо прямой угрозы она в себе не несет. В копне не прячется хищник. Конечно то, что копна движется - это весьма странно, но мало ли в мире странного, до чего им, кроншнепам, нет никакого дела.

ИМЕЮЩИЕ БОЛЬШОЙ ОПЫТ
общения с птицами могут попробовать приучать их к фотосъемке, используя так называемый метод «фотопастьбы». В этом случае фотограф должен вести себя абсолютно открыто и всячески демонстрировать птицам отсутствие интереса к ним самим и к их потомству. При этом нужно очень точно определять критическую дистанцию вспугивания птицы и в течение достаточно длительного времени (от двух до нескольких дней или даже недель) по мере привыкания птиц сокращать эту дистанцию. Обычно трудности возникают лишь на первых этапах, а через некоторое время поведение птиц резко меняется и они начинают подпускать фотографа на близкое расстояние и даже позволяют использовать студийное оборудование. Другими словами, фотограф может самостоятельно создавать те самые условия, которые сегодня активно используются во многих зарубежных национальных парках. При кажущейся трудоемкости этот путь может быть очень эффективным. Во всяком случае, трудно сказать, что лучше - затратить на съемку осторожной птицы полторы недели и в результате получить возможность снимать интересные жанровые сцены или же годами бегать за этой же птицей с мощным телеобъективом, успевая запечатлеть то хвост, то смаз крыла…
Однако природа есть природа, и фотографу, выбравшему такой способ, следует помнить, что жители лесов и полей могут быть непредсказуемы и опасны. Особенно это относится к крупным млекопитающим, но и птицы, потеряв страх перед человеком, могут совершать на него нападения.

ИЗВЕСТЕН СЛУЧАЙ,
когда самец лебедя шипуна сбил фотографа с резиновой лодки и, вероятно, утопил бы его, не подоспей помощь вовремя. Самец журавля красавки при попытке приблизиться к гнезду однажды нанес мне очень сильный удар в грудь сразу обеими ногами. При этом своими острыми когтями он не только разорвал одежду, но и нанес достаточно глубокие ранения.

ОЧЕНЬ ОПАСНЫМИ
могут становиться некоторые крупные совы - когти у них сродни медвежьим, но гораздо острее. Причем налетают совы обычно сзади и совершенно бесшумно.
Както раз я попытался залезть в гнездо ворона. Самец, вздыбив от злости перья на голове, опустился неподалеку. Я тут же сделал вид, что очень его испугался и ворон это заметил. Началась игра - я дразнил ворона своими попытками приблизиться к гнезду и, когда он подлетал, то я делал вид, что очень его боюсь. Почувствовав себя победителем, ворон осмелел и на следующий день садился уже в двух метрах от меня. В последующие дни эти вороны встречали меня уже за сотни метров от гнезда. При этом сам ворон и его самка старались подлетать ко мне сзади и, опустившись на землю, некоторое время шли за мной пешком. Я двигался плавно и мог снимать птиц с пятишести метров.
Взявшись фотографировать исключительно осторожных черных аистов, я в течение трех дней делал вид, что собираю ягоды. При этом я то периодически приближался к птицам на критическую дистанцию, то снова от них удалялся. Встречаясь взглядом с аистами, я всячески демонстрировал им свое равнодушие, отворачивался и продолжал «собирать ягоды». На третий день, самка аиста довольно свободно подпускала меня к себе на расстояние пятишести метров и оставалась стоять на гнезде, когда я совершенно открыто залезал на соседнее дерево и оказывался от нее на расстоянии не более трех метров. Самец из этой пары вел себя несколько более осторожно.
В качестве более доступной и бюджетной альтернативы телеобъективам можно использовать съемку птиц с помощью скрытых и дистанционно управляемых камер. В принципе, для дистанционного фотографирования диких животных пригодны любые фотокамеры с любыми объективами, в том числе и длиннофокусными. Однако наиболее удобными являются все же компакты. Они относительно дешевы и имеют небольшие размеры. При этом многие современные компакт-камеры оснащены отличными объективами, что позволяет получать снимки неплохого качества.
Неоспоримым преимуществом дистанционных камер является возможность их быстрой установки, казалось бы, в самых недоступных местах - на поверхности земли, под землей (например, в норе), в кроне высокого дерева, на стене крутого обрыва, на поверхности воды, под водой и даже в воздухе (укрепив ее, например, на воздушном змее). Замаскировать скрытую камеру несравненно проще, чем спрятать человека. При этом такая камера в течение многих часов или даже суток, может дожидаться нужного мгновения.

ФОТОГРАФИРУЯ ОРЛОВ
я спрятал компакт в гнездо воробья, устроенное на соседней ветке. Воробьи любят селиться в гнездах крупных хищников - воробей для орла, что муха для ворона - и поймать его трудно и корысти в нем мало. Зато если к хитрым воробьям надумает лезть кошка, то ей придется иметь дело не с воробьями, а с орлом. В другой раз я спрятал камеру в чучело стрепета (получился эдакий «стрепет-фотокорреспондент» с фотоаппаратом на пузе). Чучело было выставлено на стрепетином токовище и прежде, чем разгневанный хозяин тока оторвал чужаку голову, мне удалось сделать несколько кадров.

В ГОРОДСКОМ ПАРКЕ
Кисловодска я нашел дупло крупных и очень красивых птиц - зеленых дятлов. Фотографировать этих птиц обычным способом в парке было невозможно - днем там находились тысячи отдыхающих, каждый из которых считал своим долгом справиться - чего это здесь фотографируют? Узнав, что снимают птицу, люди обычно приходят в восторг, дают массу «полезных» советов, а заодно рассказывают занятные истории из собственной жизни. В подобных условиях продолжать фотографировать птиц - дело безнадежное. Поэтому я пришел в парк еще затемно, быстро укрепил на дереве скрытую фотокамеру и, уже не привлекая внимания людей, мирно «дремал» на лавочке, не забывая при этом косить глаз в сторону заветного дерева и нажимать на пульт всякий раз, когда дятел оказывался в поле зрения объектива. Вечером тем же способом я забрал фотокамеру с уже отснятым материалом.
Однако главное достоинство компактных аппаратов заключается в возможности следить за тем, что в данный момент происходит в поле зрения объектива. Оптическое изображение компакт камеры преобразуется в цифровое и выводится на дисплей. При желании картинку можно легко транслировать на любой удаленный телевизионный монитор. Причем делать это можно как по проводам, так и с помощью специальных беспроводных устройств.
В простейшем случае, для этой цели можно приспособить аппаратуру, применяемую в охранной сигнализации. Посылая импульсные радиосигналы можно менять ориентацию камеры и регулировать фокусное расстояние объектива. И, наконец, исключительно важным свойством цифровых компактов является абсолютная бесшумность их работы. Звуковые сигналы, сопровождающие процесс съемки, в них можно отключить, тогда как что-либо поделать с громко хлопающим зеркалом бывает достаточно трудно. При этом многие осторожные животные реагируют на звук опускающегося зеркала как на выстрел. В подобных случаях использование зеркальных камер становится крайне нежелательным.

СКРЫТУЮ КАМЕРУ
можно настроить и на автономную работу. Для этого объектив скрытой камеры наводится на то место, где по расчетам должно появиться фотографируемое животное. При такой съемке, спуск затвора происходит в результате замыкания электрической цепи от специально устанавливаемого сторожка. Конструкции таких сторожков могут быть самыми разными - от простейших контактных устройств до сложных электронных датчиков, реагирующих на движение или на пересечение птицей пучка инфракрасных лучей. Фотограф в это время может заниматься другими делами. Обычно автономно работающие камеры или, как их часто называют - фотокапканы, устанавливают у заранее выложенной приманки, на тропах, у гнезд и т.п.

ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ
однообразия сюжетов, можно использовать различные виды сторожков. Например, установив приманку у сторожка нажимного действия можно получить фотографию сидящей или кормящейся птицы, а натянув над приманкой растяжку из тончайших нитей, можно запечатлеть птицу в момент ее приземления. Установив сторожок на звериной тропе можно получить фотографию идущей лисицы, а включив «защиту от красных глаз», можно заставить ту же лису за миг до срабатывания затвора посмотреть в объектив. Фактически, при использовании фотокапканов животные фотографируют себя сами. Поэтому если такой «автопортрет» будет недостаточно хорош, всегда есть возможность свалить всю вину на птицу. Дескать, чего же вы хотите, ворона она и есть ворона, какой из нее фотограф?

В РЯДЕ СЛУЧАЕВ
рядом с установленным фотокапканом полезно оставлять записку или какой-либо предупреждающий знак. За многолетнюю практику лично у меня ни разу не было случаев хищения камер и лишь однажды, установленную на самой обочине полевой дороги скрытую камеру сбила проезжавшая ночью машина.

Фотографирование птиц, особенно в полете – чрезвычайно сложная задача. Однако не менее интересные снимки можно получить во время отдыха, кормления или брачных ухаживаний пернатых. Приведенные ниже советы помогут вам гордиться собственным результатом.

1 В полете

Перед тем, как перейти к фотографированию летящих птиц, стоит потренироваться в фокусировке камеры: вы должны научиться делать четкие снимки движущихся объектов. Установите режим непрерывной фокусировки (AI Servo AF Canon/AF-C Nikon) – летящая птица всегда должна находиться в фокусе. Используйте выдержку от 1/1000 секунды или выше для фиксации эффекта движения. Используйте хороший зум и телеобъектив (как минимум 200 мм). Помните, что чем меньше объект, тем сложнее сфокусироваться на нем.

2 Съемка с близкого расстояния


Снимать птиц с близкого расстояния можно, например, в специальных птичьих парках, заповедниках или зоопарках. Тем не менее, вам потребуется хороший телеобъектив, чтобы максимально приблизить объект и получить по настоящему интересные снимки. Сфокусируйтесь на голове птицы, это не всегда возможно, но тем не менее попытайтесь. В качестве альтернативы, можно сфокусироваться на всем корпусе птицы. Возможно, вам придется последить за птицей, пока она не остановится. Используйте максимально возможную диафрагму для размытия фона.

3 Дистанционная съемка


В условиях дикой природы или естественной среды обитания птиц часто приходится прибегать к дистанционной съемке, поэтому прежде всего запаситесь телеобъективом. Маленький объект в кадре – очень скучное зрелище, постарайтесь максимально приблизить изображение – насколько позволяет зум. Возможно, для большего удобства вам понадобится штатив. Используйте диафрагму f/2.8-f/5.6, чтобы захватить окружающую обстановку, но основной фокус – на самой птице.

4 Зафиксируйте движение


Съемка птиц в движении может дать размытые снимки, поэтому используйте короткие экспозиции (не больше 1/200 секунды). При съемке колибри может потребоваться еще более короткая выдержка (например, 1/400 секунды) – эти крошечные птички машут крылышками чрезвычайно быстро. Увеличьте светочувствительность до 800-1600 единиц ISO, чтобы использовать меньшую диафрагму.

5 Ловите момент


Демонстрация объекта в движении – практически всегда беспроигрышный снимок. Особенно если фотосъемка птицы требует использования большой выдержки (около 1/60 секунды). Используйте этот прием, чтобы отследить птицу во время полета. Некоторое время держите птицу в объективе, следуйте за ней, потом быстро сделайте снимок. В этой ситуации практически невозможно пользоваться вспышкой, поэтому позаботьтесь о правильном угле по отношению к солнцу. Лучше всего – боковое освещение, поэтому подобную «фотоохоту» лучше проводить рано утром или в послеобеденное время.

6 Водоплавающие птицы


Интересным предметом фотосъемки являются водоплавающие птицы – утки, гуси, лебеди. Встретить их можно в городских парках, на реках и озерах, вблизи морских побережий. Вам потребуется скоростной телеобъектив (от 100 мм до 300 мм), близко подходить к птицам не стоит, чтобы не напугать их. Хотя многие утки и гуси столь прочно обосновались в наших парках, что абсолютно не боятся людей. Фотографирование водоплавающих птиц требует незаурядной выдержки и длительного времени. Особенно впечатляющие снимки получаются при хорошем естественном освещении. Чаще всего рекомендуют использовать выдержку от 1/500 секунды или меньше и светочувствительность ISO 400. Постарайтесь задействовать на снимках воду.

7 Дикие индейки


Дикие индейки водятся вблизи ферм и в лесах Северной Америки. Почувствовав опасность, эти птицы очень быстро скрываются с глаз. Поэтому в данном случае, помимо телеобъектива будет полезен и камуфляж. Что касается объектива, потребуется телезум от 85 мм до 200 мм, и режим светочувствительности 100 или 200 единиц ISO – чтобы можно было задать максимально короткую выдержку. Наилучшее время для съемки диких индеек – раннее весеннее утро, когда самцы демонстрируют всю свою красу, чтобы завоевать самку. Если вам посчастливится найти дерево, которое индейки облюбовали в качестве насеста, можно прийти сюда и на следующее утро, пораньше, чтобы не упустить интересные кадры.

8 Ястребы, орлы и совы


Ястребы, орлы и совы – птицы хищные, с хорошо развитым зрением. Поэтому остаться незамеченным для фотографа задача не из легких. Вам потребуется супермощный телеобъектив (300 мм) и штатив с панорамной головкой. Если вы научитесь распознавать этих птиц на расстоянии, то сможете сделать отличные снимки, например, из автомобиля. Для фотосъемки из автомобиля можно использовать штатив, который крепится к окошку. Никогда не приближайтесь к орлу сами – скорее всего, он заметит вас и улетит. Лучший сезон для фотосъемки – зима. При съемке парящих в небе птиц с земли рекомендуется передержка экспозиции на 2/3 шага и точечная экспонометрия.

Если вы хотите, чтобы птица выглядела резко и статично, используйте выдержку от 1/500 секунды и меньше. Пользуйтесь спортивными режимами и режимами серийной съемки. При фотографировании неподвижного объекта можно отрегулировать размытие фона подбором диафрагмы, для фиксации эффекта движения можно воспользоваться вспышкой. Выдержка 1/60 -1/200 секунды обычно подойдет для съемки движения.

Телезум для съемки с большого расстояния, лучше, если в нем будет функция стабилизации изображений. А чтобы не привлекать к себе внимания, можно воспользоваться камуфляжной одеждой. Возможно, потребуется даже водонепроницаемый камуфляж – в зависимости от условий съемки.

З Заключение

Фотографирование птиц требует терпения и навыков. Новичкам перед выходом в «полевые условия» рекомендуется для начала потренироваться на кошк…, простите, голубях или птицах в зоопарке. Поэкспериментируйте с временем экспозиции, чтобы понять, какого эффекта вы хотите добиться.