25.09.2019

Как научиться хорошо говорить? Можно ли научиться ораторскому искусству.


  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_validate() should be compatible with views_handler::options_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_submit() should be compatible with views_handler::options_submit($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter_boolean_operator::value_validate() should be compatible with views_handler_filter::value_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_boolean_operator.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_style_default::options() should be compatible with views_object::options() in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_style_default.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_validate() should be compatible with views_plugin::options_validate(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_submit() should be compatible with views_plugin::options_submit(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Declaration of views_handler_argument::init() should be compatible with views_handler::init(&$view, $options) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_argument.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.

Научиться убеждать - значит, научиться грамотно владеть своей речью.

Слова французских ученых Ж. Шандезона и А. Лансестра точно раскрывают такое качество нашей речи, как убеждение. Уметь убеждать сложно, но если это качество присуще человеку, успех будет несомненен.

Развитие ораторского искусства

Еще М. Ломоносов говорил, что склонить собеседника к своему мнению - это и есть красноречие. Именно красноречие, а не краснобайство. Со времен античности риторику считают искусством убеждения. Аристотель говорил о науке, как о способности уметь убеждать всеми возможными способами.

А его учитель, древнегреческий оратор Платон считал, что владея риторическим умением можно управлять «…умами». Так оно и есть: ведь только красноречивый человек способен убедить своего собеседника.

Как научиться ораторскому искусству?

Уметь убеждать, значит уметь воздействовать на сознание одного человека или группы людей. Если слова вызывают у собеседника уверенность в их правоте, и выдвигаемые идеи логически аргументируются - речь убедительна.

Любое суждение должно быть обоснованно. Уверенное обоснование какой-то темы или идеи приводит к прочному убеждению собеседника. Убеждение, происходящее в порыве эмоционального внушения, прочным не бывает. Нередки случаи, что подписанный сегодня, под напором обаятельного консультанта, договор, назавтра расторгнут.

Что мешает постичь истину, а что помогает ее понять?

Четыре препятствия достижения истины были определены еще в 13 веке английским философом Беконом. И, несмотря на прошедшие века, они актуальны и в современном обществе. Итак, постичь истину мешают:

  • непонимание вопроса;
  • нежелание признаться в этом;
  • предрассудки и предубеждения;
  • привычка подчиняться мнению большинства.

Русский писатель и критик А. Герцен писал: «Как мало можно взять логикой, когда человек не хочет убедиться…». Отсюда следует, что успех убеждения для понимания истины зависит от:

  • настроения аудитории или отдельного собеседника;
  • ранее сложившегося отношения к вопросу;
  • готовности вникнуть в проблему;
  • личного отношения к оратору.

Делая вывод, можно сказать, что успех убеждения зависит, прежде всего, от убежденности самого оратора, его профессионализма в данном вопросе и наличие авторитета у слушателей.

Обучение ораторскому искусству

Чтобы убедительная речь принесла свои плоды, надо точно знать взгляды, точку зрения по данному вопросу клиента, которого предстоит убедить. На этом основании оратор и будет строить обоснование своей идеи.

Формулировка тезиса

Мысль, в которой следует убедить слушателей, надо строить четко и ясно. Кроме того, это должно звучать так, чтоб собеседники могли почувствовать личную заинтересованность и значимость проблемы. К примеру, продавец должен заинтересовать покупателя в покупке таким образом, что тот почувствует желание его приобрести.

Если это не прослеживается, слова звучат не убедительно и не возникает желания вникать в поставленный вопрос. Суждение, которое понятно, легче обосновывается.

Аргументы убеждения

Условно аргументы убеждения можно разделить на логические и психологические. Логические аргументы воздействуют на разум, а психологические - на чувства. Но четкого разграничения не существует, так как аргумент может быть одновременно и логическим, и психологическим.

К примеру, убеждая в экономической выгоде делового проекта, употребляют оба вида доводов. Чтоб выбрать правильный аргумент убеждения, следует досконально изучить отношение собеседника к решаемой теме. Если человек совсем не расположен к звучащим предложениям, надо основной упор сделать на психологических аргументах и только потом переходить к логическим.

Самое важное в убедительной речи - это умение оратора склонить слушателя на свою сторону. Этому можно быстро научиться самому, используя психологические доводы и воздействуя на различные чувства. Еще Цицерон, живший в 1 веке нашей эры, писал, что люди судят чаще всего под воздействием любви, ненависти, радости, скорби, страха, раздражения, чем с точки зрения истины.

Конечно, современный деловой мир, как правило, не поддается эмоциям, но в нем живут такие же люди. И эмоциональное воздействие подбирать к ним можно научиться. Нужно только хорошо представлять актуальные потребности тех людей, на которых воздействуете.

Например, чтоб соответствовать определенному кругу успевающих бизнесменов, возникает желание приобрести марку машины, как у них. Информация о продаже такой машины способна вызвать сильные эмоциональные чувства.

Насущные потребности человека разнообразны. Американский психолог А. Маслоу сгруппировал их в виде пирамиды, наверху которой оказалась потребность в самореализации. На нижней ступени пирамиды нашли свое место потребности физиологические. Но только когда они человеком более или менее удовлетворяются, тогда приходит очередь потребностей более высоких уровней пирамиды.

Если удалось определить, что больше всего в данный момент волнует клиента или делового партнера, успех убеждающего воздействия обеспечен. Вот и весь секрет убеждения. Подбирая эмоциональные аргументы, очень важно понимать, какие чувства они вызовут у собеседника.

Один политический деятель, во время предвыборной кампании, выпустил 4 буклета: для женщин, мужчин, молодежи и сельских жителей. На всех были разные лозунги, соответствующие эмоциональному настроению ректората.

Действенные доводы можно подобрать только в случае хорошего знания интересов клиентов или партнеров. Чем больше о них знаешь, тем больше шансов повлиять на собеседника.

Но полностью все предусмотреть до личной встречи невозможно. Надо быть готовым к тому, что придется не только убеждать, но и переубеждать. Французский психолог Ж. Пиаже считал, что успех в таком случае будет зависеть от того, насколько хорошо оратор сможет встать на сторону собеседника, чтоб доказать истину с его точки зрения.

«Клиента убеждает не то, что мы говорим, а то, что он понимает», - говорил известный французский маркетолог М. Шапотен о выборе логических аргументов. Они должны быть понятны клиенту. Для этого надо обязательно ссылаться на авторитетный для собеседника источник.

Делая обобщение сказанному, можно четко определить, что аргументы должны быть:

  • понятны;
  • эмоционально значимыми;
  • приемлемы;
  • авторитетны;
  • наглядны.

К эмоционально значимой группе аргументов относятся: аргумент к личности, аргумент к публике и аргумент к авторитету. Аргумент к личности - это ссылка на качества и поступки человека, чье мнение обсуждается. Аргумент к публике - ссылка на мнение общества. Аргумент к авторитету - ссылка на авторитетного в обсуждаемой сфере человека.

Приемы убеждения. Подать информацию достоверно помогут сравнительные и сопоставительные факторы. Такое психологическое воздействие основано на контрасте: если привести противоположные факты, впечатление от обсуждаемых фактов будет больше.

При обсуждении вопроса роста продукции можно привести сравнительный анализ цифр выпуска за определенное время. Замечательным убедительным способом служат примеры из жизни великих людей разных эпох, прошедших путь от простого человека до известного. А вот ссылка на личный опыт даст результат только в случае, если человек является авторитетом для собеседников.

Как научится ораторскому искусству видео урок:

Школа Юрия Окунева

Привет, друзья! С вами снова Юрий Окунев.

Как стать раскрепощенным в любой компании, избавиться от комплексов, научиться говорить ярко, живо, увлекательно на любую тему? Можно ли научиться убеждать и заинтересовывать? Для этого требуется совсем немного – трудолюбие и желание освоить уроки ораторского искусства для начинающих.

Начинать изучение секретов публичных выступлений лучше в команде под руководством опытного репетитора. Сейчас в каждом городе есть курсы и тренинги. Чем удобны курсы?

  • Во-первых, вам со стороны подскажут все ошибки и укажут на слабые места;
  • Во-вторых, у вас будет отличная возможность наработать практику выступлений;
  • В-третьих, комплексы легче преодолевать, когда вы видите, что и у других не все так безупречно.

Тренер поможет вам обрести красивый и уверенный голос, научит актерским приемам и выразительным жестам, подскажет, как быстро преодолеть страх. Может быть, таким непревзойденным и красноречивым оратором, как , вы и не станете, но говорить точно научитесь.

Хорошо, а если курсов ораторского мастерства поблизости от вашего дома нет, а может и есть, но расписание занятий не соответствует вашему рабочему графику? Навыки ораторского искусства можно наработать самостоятельно в домашних условиях.

Надеюсь, у вас найдется диктофон (а лучше видеокамера) и большое зеркало? Прекрасно, можно приступать. Попросите кого-нибудь из знакомых и друзей стать вашими слушателями и ассистентами. Следите за обновлениями блога, в статьях из этой серии вы найдете множество упражнений для оттачивания мастерства.

Три кита и песня

Хорошую речь можно сравнить с хорошим хитовым шлягером. Что нужно, чтобы вновь вышедшая песня пользовалась популярностью и успехом? Требуется сочетание трех вещей: приятной мелодии, удачного текста и умелого исполнителя. Правильно?

Успешное ораторское выступление также базируется на трех составляющих, то бишь стоит на трех китах:

  1. Голос оратора;
  2. Грамотный текст;
  3. Взаимодействие с залом (контакт).

Уберите из песни мелодию или слова, и песни не будет. Так же и с выступлением. Техничное владение оратором голосовыми данными, умение представить факты и услышать ответную реакцию зала обуславливают успех.

Голосовые данные

Предлагаю провести небольшой опыт. В компании друзей начните рассказывать какой-нибудь анекдот или историю из жизни, а сами потихоньку включите диктофон. Придя домой, прослушайте запись. Нравится ли вам звучание собственного голоса?

Наверно, многие из вас найдут свой голос слишком тихим, невнятным или крикливым, резким, скрипучим. В общем, приятного мало. Наше внутреннее восприятие резко отличается от того, как нас воспринимают окружающие. Задача обучения – научиться слышать себя со стороны, развить резонансное чутье.

Голос умелого оратора звучит объемно, округло и плавно, бархатистый тембр завораживает слух, увлекает внимание, магически притягивает слушателя. Обладателям приятного и звучного голоса прощается многое, даже картавость и небольшие огрехи в тексте не так бросаются в глаза.

Можно ли развить?

Каждый человек от рождения обладает определенным набором фонетических данных. Этот набор уникален. Мы не можем изменить длину голосовых связок или окружность легких. Зато мы можем научиться управлять речевым аппаратом, настраивать свой голосовой инструмент нужным образом.

  1. Обучения правильному дыханию (диафрагмальному);
  2. Раскрепощения фонетических мышц путем их расслабления;
  3. Выработки ощущения резонанса.

Четыре упражнения для развития голоса

Предлагаю проделать несложные упражнения для речевого аппарата, которые помогут вам улучшить голос:

  • Резонансная настройка . Встаньте прямо, расслабьте мышцы лица. Сделайте вдох и на выдохе тяните звук «Иииии». Внимание на макушке головы. Отдохнули. Теперь тянем звук «Ээээ», внимание на горло, стараемся ощутить вибрации голосовых связок. Далее тянем звуки «Ааааа» и «Оооо», контролируем ощущения в области грудной клетки. Завершает упражнение звук «Уууу» (низ живота). Все звуки различны по высоте, самый высокий звук «И», самый низкий «У». Данное задание помогает улучшить тембр, придает голосу красоту. Рекомендуется три подхода.
  • Рычание льва . Проговорите тихонько звук «Ррр», при этом язык должен быть расслаблен и чуть приподнят к небу. Порычите немного, как рычит собака. Затем громко произнесите несколько слов с буквой «Р», акцентируя внимание на данном звуке. Вырабатывает силу голоса.
  • Кью Икс . Вытяните губы в трубочку, произнесите звук «Кью», затем растяните широкую улыбку, скажите «Икс». Чередуйте движения, сделав не менее 15 повторовю. Упражнение снимает зажимы артикуляционного аппарата, освобождает звучание.
  • Баскетболист . Представьте себе баскетбольный мяч (можно и настоящий мяч взять, если хотите) и начните его отбивать об пол, считая от 10 до 1 по нисходящей. Каждый счет – это один выдох. Затем подбрасываем мяч вверх, считаем от 1 до 10. Упражнение тренирует ощущение тональности звучания. Бросаем вверх – голос высокий, отбиваем от пола – низкий.

Теперь возьмите любую книгу громко зачитайте несколько строк. Ощущаете, как изменился голос? Тем, кто заинтересовался методикой развития голоса, рекомендую обратить внимание на видеокурс Екатерины Пестеревой «Язык мой – друг мой» . Здесь найдете множество профессиональных упражнений для тренировки голоса и дикции.

Всем остальным предлагаю посмотреть это видео:

Текст речи – визитная карточка оратора

Да-да, самые знаменитые ораторы – это, как правило интеллектуалы во всех смыслах этого слова. Оратор должен обладать богатым словарным запасом. Оратор обязан уметь выстраивать логические цепочки, умело использовать сравнения и метафоры в своем выступлении.

На первый план выступает грамотность составления текста речи. Не буду долго задерживаться на этом моменте. Про построение публичного выступления я уже писал .

Основные требования к тексту речи:

  • Материал для речи должен быть тщательно подобран и логически увязан;
  • Речь должна иметь привлекательное и лаконичное название;
  • Выступление должно быть ориентировано на определенную аудиторию;
  • Текст речи должен быть разбит на логические части для лучшего восприятия;
  • В процессе выступления должна учитываться эргономическая составляющая – внимание слушателей. Оратор постоянно переключает внимание зала с помощью специальных .

Важность детальной работы над текстом хорошо иллюстрирует это видео. Смотрим?

Взаимодействие

Хороший оратор – это не только интеллектуал и логик, но еще и выдающийся артист, чуткий слушатель и умелый лидер. Тема выступления может нравится, а может и не нравиться залу. Конкретному оратору как личности слушатели могут симпатизировать, а могут изначально отнестись предвзято.

Мастерство оратора заключается в умении направить восприятие зала в нужное русло, которое будет выгодно самому выступающему. Оратор-профессионал обставит все таким образом, что его противники к концу речи станут сторонниками и единомышленниками.

Выступающий должен уметь:

  • Проявлять неподдельный интерес к своей аудитории, вести диалог и быть вежливым;
  • Показать слушателям, что он «сделан из того же теста», что и они. Избегать раздражающих публику факторов: неряшливости в одежде, надменности позы, суетливости.
  • Корректно отвечать на вопросы зала;
  • Быть дальновидным, уметь просчитывать реакцию публики на то или иное высказывание;
  • Управлять ходом дискуссии, возникающей по ходу выступления.

Предлагаю посмотреть еще одно видео – небольшой ролик от Владимира Соловьева, этого мастера человеческих интриг и талантливого телеведущего. Знаток публичных выступлений поведает нам об искусстве входить в контакт со слушателем.

Послесловие

Где бы вы ни изучали основы ораторского мастерства – на онлайн курсах, в ораторском клубе или самостоятельно по учебнику дома – вам придется работать над своим голосом, лидерскими качествами и содержательностью речи. Владение этими навыками позволит вам стать интересными собеседниками, сделает вас уверенными в себе и раскрепощенными на публике.

Все необходимые упражнения вы сможете найти в книге тренера публичных выступлений Евгении Шестаковой «Говори красиво и уверенно» . Теоретический материал изложен интересно и увлекательно, задания просты и доступны даже детям.

Всего доброго. Ваш Юрий Окунев.

При общении с членами семьи или коллегами порой появляются конфликты, недопонимание, взаимные упреки, ссоры. Их количество можно свести к минимуму, если освоить искусство коммуникаций. Тогда отношения с окружающими станут более гармоничными.

Проведите самоанализ. Попробуйте взглянуть на себя со стороны как на собеседника, чтобы понять, в чем кроются ваши ошибки. Порой такой визуализации становится достаточно, чтобы выявить слабые места и начать над ними работу. Вообразите, приятно, полезно ли вам было бы общение с таким человеком, как вы. Подумайте, насколько вы бываете интересны, внимательны, агрессивны, милы или категоричны.

Чтобы овладеть искусством общения, необходимо разобраться со своими внутренними проблемами или выявить, признать их наличие, дабы не проецировать свое неудовлетворение, недовольство каким-то жизненными обстоятельствами на окружающих. Ведь отсюда и берутся грубость, мнительность, необъективность, эгоизм , которые мешают построению искренних, открытых, честных, эффективных отношений с другими людьми.

Помните, что смыслом общения является не только высказывание собственных мыслей, но и получение обратной связи. Поэтому важно научиться слушать других. В противном случае вы не получите никакой новой информации или не так поймете сказанное вашим собеседником. Развивайте свое умение слушать, будьте внимательны к другим людям, постарайтесь глубоко вникать в тему разговора. Кстати, окружающие ждут от вас такую же обратную связь.

Научитесь отбрасывать стереотипы, которые мешают правильно понимать другого человека. Навешивая на окружающих ярлыки, вы лишаете себя возможности погрузиться в другой мир. Так вы остаетесь при своем мнении, ничего не получая от общения. Воздержитесь от категоричных высказываний, необъективных советов. Постарайтесь не просто высказывать свое мнение, а осознать, какими принципами живет человек.

Избавьтесь от привычки высказываться слишком резко. Некоторых людей это может сильно задеть. Если вы привыкли напрямую говорить все, что думаете об окружающих, не щадя их чувств, не удивляйтесь тому, что какая-то их часть упорно избегает общения с вами. Во-первых, вы ставите свое мнение слишком высоко. Возможно, никто и не ждет от вас комментариев, когда вы нелестно высказываетесь о чем-то или ком-то. Во-вторых, негативные замечания могут обидеть и оттолкнуть других людей.

Уважайте чувства других людей. Бывает, что один человек делится своими переживаниями с другими, а в ответ получает якобы ободряющие комментарии, призывающие относиться ко всему проще, не заморачиваться и не расстраиваться из-за всякой ерунды. Если вы относитесь к таким советчикам, подумайте, этого ли от вас ждут. Порой окружающим нужно сочувствие и принятия их права ощущать те или иные эмоции.

Не становитесь манипулятором. Некоторые люди пользуются порядочностью и добротой других, вызывают у них чувство вины. Рано или поздно с такими личностями прекращается общение, и они остаются в одиночестве. Как бы люди вам не доверяли, их терпению может прийти конец. Они осознают, что вы их используете, и пресекут это. А вам придется очень долго восстанавливать собственную репутацию. Играйте по правилам. Нельзя только получать от других, ничего не давая взамен. Ведь общение – взаимовыгодный процесс.

Какого пола ваше мышление?

Наукой доказано, мужчины и женщины думают по-разному. Мужчины показывают лучшие результаты в тестах на пространственное мышление. Женщины говорят более длинными и сложными предложениями, чем мужчины. Мужчины используют правое полушарие в работе над абстрактными проблемами, в то время как у женщин задействованы сразу оба полушария. Ответьте на вопросы нашего теста и узнайте, насколько у вас мужской или женский склад мышления.опубликовано

Архитектура, дизайн, живопись, инсталляции - с искусством мы встречаемся каждый день. Но, к сожалению, иногда чувствуем, что нам не хватает знаний, чтобы оценить его по достоинству. Знакомое ощущение? Возможно, пришло время исправить ситуацию?

Мы приведем 5 причин впустить искусство в свою жизнь и научиться его понимать.

1 Искусство развивает эмоциональный интеллект

Каждым штрихом в своей работе художник выражает определенные эмоции. При этом вы, как зритель, глядя на картину, скульптуру или инсталляцию, можете испытывать совершенно противоположные чувства. Проанализируйте их, постарайтесь понять их причину, назовите их. Это психологическое упражнение отлично развивает EQ (эмоциональный интеллект). К тому же многие специалисты советуют в стрессовые периоды для психологической разрядки посещать выставки и музеи.


2 Способ повысить уверенность в себе

Умение поддержать разговор об искусстве, рассказать в компании об интересной выставке или подискутировать с коллегами о модном художнике вызывает уважение. Показывая свой широкий кругозор, вы повышаете самооценку. А еще это отличный способ завести новых друзей и расширить круг общения.


3 Искусство помогает по-новому смотреть на мир

В жизни, как и в живописи, существует не только черное и белое. Есть множество цветов, полутонов и оттенков. Изучая искусство, вы будете видеть больше, чем может показаться на первый взгляд. Вы начнете смотреть на события под другим углом. Это очень полезный психологический навык, который пригодится вам и в повседневной жизни.


4 Способ развить фантазию

Порой, глядя на картину, вам вдруг хочется додумать истории героев, представить, что с ними может случиться дальше или что предшествовало моменту, изображенному на ней. Не останавливайте себя! Подключите воображение. Оживите то, что видите перед собой. Умение фантазировать наполняет каждый день новыми красками.


5 Искусство как новое увлечение

Нам всем нужны хобби, чтобы отвлекаться от рутинных забот и мыслей о работе. Интересное увлечение делает нас продуктивнее. Искусство как раз может стать отдушиной или даже новым делом всей жизни. Вдруг вы настолько увлечетесь, что решите стать художником или арт-критиком? В мире искусства возможно все!

Конечно, чтобы погрузиться в арт-среду, нужна подготовительная база. Поэтому с середины февраля Музей современного искусства «Гараж» запускает образовательные курсы для взрослых.

Занятия проходят в группах по 25–30 человек по вечерам в будни, так что их удобно посещать после работы или учебы. Каждая встреча состоит из практической и теоретической частей, которые ведут признанные эксперты в своих областях - профессиональные художники, архитекторы, скульпторы и искусствоведы.

Тематика курсов различная. Так, слушатели семинаров «Архитектура. Искусство видеть. Версия 18+ » научатся «разбирать по кирпичикам» современные здания, поймут, как архитекторы конструируют и меняют жизнь целого города. Каждая лекция дополнена практической частью, во время которой участники будут делать макет здания будущего, собирать Шуховскую башню и писать собственный архитектурный манифест.

«Наш курс - это мост между профессиональными архитекторами и зрителями. Это одна из первых попыток (не считая пары книг) рассказать широкой аудитории об архитектуре как о чем-то цельном, - поясняют преподаватели курса, архитекторы Анастасия Головина и Владимир Юзбашев. - Мы говорим не об отдельных зданиях и стилях, а о некой цельной области, в которой мы существуем, которая влияет на нас и на которую мы также можем влиять. Наша задача - сделать архитектуру «видимой», то есть побудить слушателей обращать внимание на нее и скрытые в ней смыслы».

На занятиях курса «По следам современного искусства. Версия 18+ » преподаватели расскажут о работах великих мастеров XIX–XX веков, таких как Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Марсель Дюшан, Пабло Пикассо, Энди Уорхол, Йозеф Бойс, Илья Кабаков и т.д. А еще каждый слушатель создаст свой собственный арт-проект - перформанс, инсталляцию или объект в стиле поп-арт.

«Во время занятий мы изучим 20 направлений, раскрывающих историю искусства от конца XIX века до наших дней, - рассказывают преподаватели курса, искусствоведы Татьяна Бортник и Наталья Сидорова. - Все занятия проходят в дискуссионном формате - мы любим, когда нам задают вопросы, и призываем слушателей обсуждать пройденный материал. Каждый урок завершается практической частью - созданием собственного произведения, которое поможет выразить себя и глубже раскрыть проблематику творчества художника. Также у нас запланировано два совместных похода в музей».

Основная цель курса «Коды искусства: практикум » - помочь слушателям уверенно чувствовать себя при посещении любой выставки и научиться формулировать собственные ощущения и эмоции.

«Этот курс основан на желании перевести наших слушателей в активных участников беседы, - объясняют Татьяна Бортник и Наталья Сидорова. - Мы раскрываем ключевые понятия искусствоведческого лексикона, учимся правильно применять арт-терминологию, разбирая ее на примере работ от Древнего Рима до наших дней. Вместе со слушателями мы ходим на различные выставки и в музеи, детально обсуждаем и анализируем увиденное».