08.02.2019

Конспект занятия «незабудки. Легенды о цветах


Название цветка НЕЗАБУДКИ на всех языках имеет один и тот же смысл.Эти поэтичные маленькие цветочки привлекают внимание своими нежными небесно-голубыми лепестками.

Еще говорят, что незабудка весь мир в себе держит. Ее голубые лепестки - это небо, а желтая серединка - солнце! Вселенная, а уместилась на человеческой ладони! Мы рвемся во Вселенную, мучительно ищем с нею связь, а она рядом, на земле - только протяни руку.



Множество легенд сложено о незабудках.


О возникновении незабудки древние греки сложили очень поэтическую легенду.
Ликас и Эгле были самой красивой парой из всех пастухов и пастушек Аркадии, а их любовь и верность вошли даже в поговорку. Но вот однажды Ликас получает строгое приказание от отца: немедленно воротиться домой и вступить в наследство, оставленное ему умершим дядей.
У бедной Эгле зарождается опасение: как бы Ликас, разбогатев, не забыл ее, увлекшись какой-нибудь городской красавицей.Но Эгле не решается открыть свое опасение Ликасу, боясь обидеть своей недоверчивостью. А между тем сердце ее разрывается от горя...
Наступает минута разлуки, Ликас нежно обнимает Эгле. Взволнованная до глубины души Эгле не может сдержать слез, и несколько крупных капель из ее чудных голубых глаз падают на траву. И - о чудо! Каждая из слезинок превращается в такой же голубой, как и ее глаза, цветок. Это были первые незабудки. Эгле срывает их и молча подает своему возлюбленному, но Ликасу и без слов понятно, что хочет сказать ему девушка. И он называет цветы "не забудь меня".



Еще одна легенда гласит, что богиня Флора, спустившись на Землю, стала одаривать цветы именами. Когда она хотела удалиться, раздался тоненький голосок:"Не забывай меня, Флора, дай и мне имя!" Богиня разглядела едва заметный в траве голубой цветочек и сказала: "Хорошо, будешь называться незабудкой. А еще я наделю тебя чудесной силой: ты будешь возвращать память тем людям, которые начнут забывать своих близких или свою родину!"

А персидская легенда рассказывает, как однажды утром один из ангелов сидел, плача, у ворот рая, откуда он изгнан был за то, что полюбил дочь Земли. Он увидел эту девушку в первый раз на берегу реки, когда она убирала свои чудесные волосы незабудками, полюбил ее и не мог с ней расстаться.
В наказание за то, что он отдал ей свое сердце, он был удален из рая до тех пор, пока эта дочь Земли не рассадит незабудки во всех концах мира. Задача была нелегкая, но, проникнутая сильной любовью, девушка согласилась ее исполнить.
В продолжние многих лет, во всякую погоду, день и ночь бродила она по земному шару, рассаживая этот милый цветочек.
Когда же задача была выполнена, оба появились снова перед вратами рая, и врата перед ними не закрылись: она, хоть и смертная, была принята туда без смерти.



Еще одна, немецкая, легеда сообщает, что незабудка выросла из слез девушки, пролитых ею при расставании с любимым. Влюбленные дали себе слово всюду, где бы они ни встретили цветок незабудки, срывать его и хранить как память о взаимной любви. ... Прошло много лет, и в том же самом лесу, где когда-то расстались юные влюбленные, встретились мужчина с седой бородой и старая женщина. Не сговариваясь, онм наклонились к цветку незабудки, чтобы сорвать его. Руки их невольно соприкоснулись, и они со слезами радости узнали друг друга.

Так родилась красивая традиция: когда два любящих человека расстаются, он дарят на прощание друг другу незабудку - символ памяти и нежной любви.



В различных немецких сказаниях говорится, что если человек нашел на дороге незабудку, то, стоит лишь подойти с найденным цветком к скале, как в этой скале мгновенно появится вход в пещеру.
Пещера эта необычная - она вся заполнена драгоценными камнями, украшениями из золота и другими сокровищами.
Таинственный голос, звучащий в этой пещере, сообщает, что все эти сокровища можно забрать с собой, так как они принадлежат обладателю волшебного цветка, но вместе с тем нужно не забыть самое лучшее сокровище, которым является незабудка.
Люди же, как правило, не придают значения словам таинственного голоса о незабудке - ведь их главным желанием на данный момент является желание потуже набить свои карманы золотыми украшениями и драгоценными камнями.
"Смотри, не забудь самого лучшего!" - повторяет таинственный голос, когда человек уже вышел из пещеры. Только тогда человек вспоминает о незабудке. Хочет он исправить свою ошибку, вернуться в пещеру за волшебным цветком, но вход в пещеру в этот момент смыкается.
В итоге человек оказывается наказанным за свою невнимательность и жадность: вместо золота из карманов сыплется мусор, а вместо драгоценных камней валятся обыкновенные голыши.

Незабудки в живописи

В середине мая, когда пышно расцветают фруктовые сады, а черемуха завивает душистые белые кисти, по берегам речек, озер и ручьев раскрываются небесно-голубые глазки незабудок.

Незабудки любят тень и влагу, часто они расцветают на болотных кочках. Поэтому и называют этот цветок незабудкой болотной.

У незабудки продолговатые светло-зеленые листья, невысокий стебелек, который украшает цветок с пятью лепестками нежно-голубого цвета, а в центре расположено ярко-желтое колечко. Шмели и пчелы замечают его издалека и летят к незабудке, привлеченные ее цветом и тонким медовым ароматом.

Когда насекомое садится на цветок и всасывает хоботком нектар, то на брюшке и лапках у него остаются мельчайшие частицы цветочной пыльцы. Перелетая с цветка на цветок, пчелы и шмели переносят пыльцу. Так происходит опыление незабудок.

Незабудки обычно растут сбившись в густую куртинку, «смело заполняют они экологические ниши — будь то степь, болота или склоны гор, скрепляя почву корнями, словно заплаты ложатся да свободные участки земли их плотные заросли». Расселяться незабудки приноровились по-разному:

По ручейкам, рекам, озерам — вплавь. Плодики-орешки незабудок плывут, подхваченные течением, и, прибившись к берегу, пускают корешки.

«Для перемещения по степи есть у незабудки другое приспособление, рассчитанное на четвероногий транспорт, — цепкость плодов.

Наскакавшись вволю, заяц перед тем как залезть в нору, обязательно очистит мех на брюшке от прицепившихся плодиков незабудки. Так вырастут в степи бирюзовые букеты.

Ну, а на садовые участки незабудку заносят чаще всего муравьи. У редкоцветной незабудки, например, есть у основания плодика светлый придаток, лакомый для муравьишек».

Б.А. Чащарин (Юный натуралист, 1991, М 8)

Цветут незабудки долго: с середины мая до начала осени.

Про этот чудесный цветок сложено немало легенд и стихов.

Незабудка (баллада)

Расскажи, цветочек голубой,

Почему зовешься незабудкой?

Не таись, сердечко приоткрой!

Наклонюсь и буду слушать чутко.

— Расскажу! В былые времена

Жили за рекой в селенье дети.

Кто теперь их вспомнит имена?

Может, речка, может, буйный ветер.

Дружно мальчик с девочкой росли.

Избы их стояли по соседству.

В играх и забавах провели

Светлое, безоблачное детство.

Подросли и стали помогать

Старикам в крестьянских их заботах:

Девочку всему учила мать:

Ткать холсты и вышивать, и штопать.

Мальчик рос помощником отцу,

Летом он гонял коней в ночное,

Ночь светлела, близилась к концу,

У костра дремал он в чистом поле.

А когда зеленый сенокос

Звал крестьян в медовый луг росистый,

Пением веселых звонких кос,

На покосах с самого утра

Помогала взрослым детвора.

Незаметно юность расцвела.

Кто считает молодые годы?

В роще, у околицы села

Девушки водили хороводы.

Из цветов и трав плели венки

И бросали в реку их с обрыва.

Струи серебристые реки

Их несли, играя шаловливо.

Если рядом плыли два венка,

Огибая омуты речные,

Значит свадебка недалека —

Скоро вместе будут молодые.

Если к берегу несло один венок,

А другой влекла к себе стремнина,

Значит кто-то будет одинок —

Ждет его печальная судьбина.

Девица всех краше и стройней,

Молодец с открытым смелым взглядом —

Вы в них узнаете тех детей,

Что росли в селе когда-то рядом?

Вдоль реки идут они тропой,

Их весна встречает молодая,

И цветок небесно-голубой

Смотрит вслед, головкою кивая.

А по глади розоватых вод,

Словно два прекрасных юных лада,

Пара белых лебедей плывет.

Тонко веет влажною прохладой.

Жаль, мгновенья счастья коротки!

Наступает время расставанья.

Под ветлою старой у реки

Было их последнее свиданье.

И, сорвав цветочек голубой,

К сердцу стебель прижимая хрупкий,

Девица вздохнула: «Милый мой!

Пусть цветок зовется незабудкой.

На чужбине, в дальней стороне

Он тебе напомнит обо мне!»

Годы шли, и часто у реки

Девушка одна в тоске бродила.

«Расскажите, нежные цветки,

Скоро ли ко мне вернется милый?»

И шептал цветочек голубой —

Тихо отцветала незабудка,

«Скоро он вернется в край родной,

Жди его, не забывай, голубка!»

Девица садилась у реки

И тихонько песню напевала,

Заплетала пышные венки

И в речные струи их бросала.

Вот однажды, словно видит сон:

Статный человек идет навстречу,

Кажется, он чем-то ей знаком!

Наклонился он, сорвал цветок —

С золотым колечком незабудку

«Это только милый сделать мог!»

Сразу сердце подсказало чутко.

Встретились их руки и глаза:

Суженого девица узнала —

И живая теплая слеза

На цветочек голубой упала.

Вопросы для закрепления

Как выглядит незабудка?

Когда расцветают незабудки?

Какие насекомые опыляют цветы незабудки?

В каких местах растут незабудки?

Как распространяются семена незабудок?

Что тебе запомнилось (понравилось) в балладе «Незабудка»?

Детский сад «Незабудки» для детей с 2-х-летнего возраста

Продолжается набор детей в группы дошкольного образования и воспитания.

Переступив порог нашего детского сада, вы окажитесь в ярком, неповторимом мире детства, в котором созданы все условия для насыщенной и интересной жизни вашего малыша.

Условия обучения и воспитания

Дети в нашем садике находятся в безопасной, дружелюбной, уютной, домашней обстановке, в которой есть много-много всего интересного для гармоничного развития вместе с друзьями-сверстниками. Цель нашего садика - вырастить здоровых, умных, веселых, самостоятельных детей, которые всем интересуются и легко всему обучаются! У нас тёпло и уютно, много веселья и общения, 5-ти разовое вкусное и полезное питание. Наши воспитатели - с высшим педагогическим и психологическим образованием, с большим опытом работы и - что не менее важно – очень добрые и душевные: они стараются к каждому найти свой подход и раскрыть таланты детей!

В садике много интересных занятий! Комнаты в детском саду оборудованы для организации детских игр, есть места для учёбы, отдыха, дневного сна. Комфортные бытовые условия, занимательные игрушки и развивающие игры, в которые можно поиграть с друзьями, способствуют хорошему настроению малыша, а значит, и его успешному развитию.

Особенности организации обучения и воспитания

  • В группы дошкольного образования принимаются дети с 2-х летнего возраста. В группе от 5 до 8 человек.
  • Время работы детского сада с 8.00 до 19.00.
  • Питание 5-х разовое: завтрак, 2-й фруктовый завтрак, обед, полдник и ужин.
  • Организация режима дня зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и предполагает обязательное включение дневной и вечерней прогулки, дневного сна, развивающих занятий, свободной игровой деятельности.
  • Учебные занятия для дошкольников: занимательная математика, логика, развитие речи, знакомство с детской литературой, обучение грамоте, чтение, ознакомление с окружающим миром; информатика, эстетика, живопись, музыка, рисование, лепка, аппликация и конструирование, хореография, театрализованные игры и занимательные эксперименты, детский фитнес, музыкальные и физкультурные занятия, сказкотерапия, мнемотехника, этикет, театр, песочная терапия и др.
  • Содержание учебного плана дошкольников позволяет обеспечить качественное образование, учесть индивидуальные возможности и развить способности ребёнка. Основная форма обучения: развивающие занятия с использованием современных методик, дидактических игр, игровых приёмов. Продолжительность занятий от 60 минут. ежедневно.
  • Дети сами учатся с самого начала все за собой убирать, одеваться, помогать повару, дежурить - становятся самостоятельными и ответственными! Они не только изучают все теоретически, а обязательно все применяют и работают с материалом Монтессори.
  • Наблюдением за самочувствием, психологическим и физическим состоянием детей и оказание им необходимой помощи осуществляют медработник, воспитатели и психолог.
  • Психолог проводят индивидуальные и групповые занятия с детьми, осуществляют профессиональное консультирование родителей.
  • Для детей организуются спектакли (в садик приезжают артисты с декорациями, костюмами и театральными куклами), проводятся праздники и развлечения.
  • На занятиях по физкультуре дети бегают по ортопедической дорожке, подлезают под планками – (специальный физкультурный комплекс), перешагивают через полосу препятствий, шагают по «кочкам», кувыркаются, делают различные упражнения в сопровождении забавных стишков и песенок, - у детей развивается хорошая координация движений, они становятся ловкие, гибкие, сильные.
  • Для укрепления иммунитета и профилактики ОРЗ мы проводим различные оздоровительные процедуры: ультрафиолетовые ванны в осеннее-зимний период, ванночка-джакузи для ножек с полезными солями и настоями, оздоровительные травяные чаи и морсы из натуральных ягод и плодов (шиповник, облепиха, клюква, брусника, малина, черная и красная смородина, земляника)
  • В программах дошкольного и школьного образования прослеживается логическая связь и преемственность. При обучении по всем предметам мы соблюдаем принцип постепенности - от самого простого к сложному, шаг за шагом, не пропуская ничего непонятого, все отрабатывая многократно! И у всех детей получается замечательно! Например, на рисовании малыши начинают с линий и кругов (ведь из них все и состоит) и знакомства с цветами, а заканчивают в старшей группе умением работать с самыми разнообразными художественными материалами! Мы с детьми много читаем книги и проясняем слова, играем в кукольный театр, беседуем и это дает широкий кругозор, большой словарный запас, отличное развитие речи и в итоге - понимание! Главное - наши все занятия проходят в игровой форме, а играть дети могут целый день и не устают, не перегружаются, а только веселятся!
  • Мы гуляем во дворе на игровой площадке, играем в подвижные и спортивные игры и ходим в парк - тренируем ножки и дышим свежим воздухом!

Для старших еще: английский язык, логопедические занятия, подготовка к школе (письмо, чтение, математика), логика, путешествие в прекрасное (эстетика), информатика (умение систематизировать), риторика, календарь и время, в игровой форме: география, история, природоведение. Наши дети любят и умеют учиться! А выпускники легко проходят конкурсы в разные гимназии и школы Москвы! Приходите и посмотрите сами!

Возможны дополнительные услуги:

  • возможность оставлять ребёнка с воспитателем после окончания работы детского сада (после 19 ч.), в выходные дни, а также на ночь. Оплата за дополнительные часы в дневное время(до 22 ч.) : 200 руб./ч., в ночное время (c 22 до 8 ч.) – 100 руб./ч.;
  • индивидуальные консультации и занятия с логопедом, с психологом – 800 руб./ч.
  • курс оздоровительного и лечебного массажа –1000 руб. – 1 сеанс.
  • Игровой английский –500 руб./ч – в группе, индивидуально – 700 руб./ч

Ирина Вячеславовна Мозжелина

Легенды о незабудке , мифы и истории

О происхождении незабудок существуют различные легенды , часто весьма похожие друг на друга. Они рассказывают о слезах, пролитых невестами при расставании с любимыми. Слезы эти превращаются в голубые, как их глаза, цветы, и девушки дарят их возлюбленному на память.

Одна из первых, по преданию была сложена еще в Древней Греции. Она рассказывает о молодой паре - пастухе Ликасе и его возлюбленной Эгле, которые вместе пасли коз на живописных берегах реки Алфей. Казалось, ничто не сможет омрачить их счастье, но однажды Ликас вынужден был проститься со своей невестой, она же, пребывая в страшном волнении и неведении об их дальнейшей судьбе, не смогла сдержать слез. Упавшие на землю слезы из ее глаз превратились в небольшие цветки небесной голубизны. Ликас сорвал их и унес с собой, чтобы сохранить память о возлюбленной.

Еще одна легенда о незабудке гласит о том , что богиня Флора, раздавая имена разным растениям, обошла вниманием скромный голубой цветок, уже уходя, она услышала. как этот цветок тихо произнес "Не забудь обо мне!" Флора разглядела и нарекла незабудкой , подарив способность навевать людям воспоминания.

Согласно другому варианту, цветок, которому забыли дать имя, пришел к Богу и попросил дать ему название. "Я тебя не забуду, не забудь и ты меня. Отныне твое имя будет незабудка ".

Русское “незабудка” , английское “Forget-Me-Not”, немецкое “Vergipmeinnicht” - все о том же. Например, рассказывают, что много лет тому назад пошла одна влюбленная пара погулять вдоль реки. Вдруг девушка увидела на краю крутого берега прелестный голубой цветок. Юноша полез вниз,чтобы сорвать его, но не удержался и упал в реку. Сильное течение подхватило юношу, только он успел крикнуть любимой : "Не забудь меня!", как вода накрыла его с головой.

Это только одна из множества легенд о том , как нежный голубой цветочек с желтым глазком в середине получил столь примечательное имя. Ее считают также колдовской травой : венок из незабудок , надетый на шею любимому человеку или возложенный ему слева на грудь, где бьется сердце, привораживает его и держит крепче всяких цепей.

По распространенному в Германии поверью, незабудки вырастают на могилах некрещеных детей, как бы упрекая родителей в том, что они забыли исполнить этот обряд. В Германии раньше верили, что незабудки помогают обнаруживать клады.

В Англии дарили венок из незабудок Весенней королеве , которую выбирали из самых красивых девушек, а незабудки , выросшие на кладбище, расценивали как послание умерших предков с их напоминанием о себе.

В одной старинной песне поется : "Вот синий цветочек, его зовут незабудкой . Этот цветочек положи к сердцу и думай обо мне. Если погибнет он, то погибнет и надежда, а мы так полны любовью, что, поверь мне, она никогда во мне не умрет".

Незабудка пользуется вообще всеобщей любовью, и во многих местностях Германии в народных училищах существует обычай отправляться весной всей школой в лес за незабудками . Обыкновенно в этот день занятия в школах продолжаются только до полудня, а затем вся детвора с шумом и песнями отправляется под руководством учителя в ближайший лес, в котором особенно обильно растут незабудки . Прибыв туда, каждый мальчик и каждая девочка стараются набрать как можно больше этих цветов и украсить ими себе волосы, шапки и одежду.

Весь день проводится в пении и в играх, а вечером, с закатом солнца, вся школа торжественно возвращается домой. Каждый школьник с гордостью несет набранный им букет, который сейчас же ставится в сосуд с водой и служит еще долгое время предметом восхищения и воспоминания о веселой весенней прогулке.

Такие же прогулки часто устраиваются и взрослыми. В них принимают участие целые семьи : и стар и млад - словом, весь дом. И прогулки эти представляют не случайное явление, а совершаются из года в год с незапамятных времен . Набранные и засушенные незабудки бережно хранятся до следующей прогулки.

Набирают цветов как можно больше, делают из них букеты, вьют венки и гирлянды и украшают ими себя и детей. Пьют кофе, едят пироги, и все общество так веселится, что память о прогулке остается радостным воспоминанием на целый год. Забывается все тяжелое и неприятное и каждый веселится от души. И такой народной любовью пользуется незабудка не только в Германии, ее любят, ею увлекаются и в других странах.

В окрестностях Люксембурга существует маленькая, чрезвычайно быстрая и прозрачная как стекло речка, носящая поэтическое название Купанье красавиц, или Водопад волшебного дуба. Последнее название дано ей за то, что ключ, дающий ей начало, вытекает с журчанием из корней старого, насчитывающего много сотен лет, дуба. Берега этой романтической речки с июля по август бывают покрыты бесчисленным множеством прелестных крупных ярко-голубых незабудок , число которых еще более умножается их отражением в кристальных ее водах. В это-то очаровательное местечко собираются из города девушки в свободные часы, в дни каникул и, украсившись венками из незабудок , купаются, плещутся и кружатся с пением, как какие-нибудь нимфы, и устраивают таким образом празднество в честь заколдованного дуба.

Популярное празднество в Англии, известное под названием "праздник майской королевы", как известно, ведет свое начало еще с древних времен, когда человечество более молодое и более поэтичное с радостью и ликованием встречало ежегодно расцвет природы после тяжелой зимы и устраивало праздник в честь возвращения весны. Это происходило первого мая, когда вся природа чаще всего уже одевалась в свой очаровательный весенний наряд.

В Англии празднество это, перешедшее вместе с введением христианства, особенно торжественно начали справлять в царствование Генриха VIII, когда ежегодно 1-го мая сами король и королева со всем своим двором, включая сюда даже и кардинала, покидали городские дворцы и отправлялись за город за первыми весенними цветами. Примерно тогда же вошло в обычай сажать в деревнях и даже в городах майское дерево перед домом самой красивой из местных девушек и провозглашать ее королевой этой весны - "королевой мая".

В Древнем Риме молодые люди накануне этого дня с полночи уходили за город, в поля и леса, и, нарезав там ветвей, плели из них венки и букеты и приносили их в город, чтобы уже к утру убрать ими двери домов и сами здания - словом, чтобы и город обрадовать той желанной весной, которая пока царила только еще в полях и лесах. Весь день шли танцы и царило веселье вокруг большого дерева, посаженного в честь богини цветов - Флоры.