25.03.2019

Может ли взорваться дизельный котел. Взрыв котла


Приобретая котел, работающий на твердом топливе, в дальнейшем при установке и эксплуатации мы обычно опираемся на те рекомендации и инструкции, которые дает производитель. Других норм и правил, касающихся работы такого оборудования, люди чаще всего не знают. Исключение составляют дома в дачном кооперативе, где может существовать ряд особых требований. Однако на деле чаще всего оказывается так, что человек не осознает всей степени риска, подобно тому, кто держит в руках оружие, не умея им пользоваться. Поэтому в первую очередь следует предусмотреть все опасности, возможные при работе данного типа отопительной системы, а также те меры, которые помогут существенно снизить угрозу.

Прежде всего это опасность возгорания, причинами которого могут быть :

  • Нарушение правил установки дымохода. Если дымоход собирают из материалов, которые не рассчитаны на те температуры, которые внутри самой трубы могут достигать 300-500 о С, это приводит, естественно, к сильнейшему перегреву, проходя через потолок без термоизоляции, а от соприкосновения с пиломатериалами пожар происходит в считанные минуты.
  • Неполадки в работе дымохода. Если при установке дымохода возникает настолько сильная обратная тяга, что, открывая дверцу загрузочного отсека мы видим вспыхивающий, как факел, огонь, есть риск получить в скором времени пожар – в таких случаях над котлом загорается потолок.
  • Если неправильно установлен сам котел. Заводы, изготавливающие оборудование, обычно рекомендуют ставить котел на стальной лист или бетонный постамент. Никаких предметов из легковоспламеняющихся материалов не должно находиться поблизости от котла - на расстоянии меньше 0,9 м от боковых частей котла, а перед ним, т.е. со стороны загрузки, на расстоянии не менее 1,5 м. На стене за котлом нужно закрепить теплоотражающий экран соразмерно габаритам самого котла. Всегда нужно помнить о том, что, несмотря на термоизоляцию котла, боковые стенки его нагреваются до 90-100 о С даже при самой обычной работе, еще более высокой температуры может достигать передняя, загрузочная стенка – в норме до 130 о С.

Вторая опасность - риск взрыва котла.

И в этом случае причиной становится сильнейший перегрев, к которому приводят такие факторы:

  • Если отопительная система собрана не по правилам – например, отсутствует предохранительный клапан, группа безопасности, а расширительный бачок закрыт, то циркуляционный насос не спасет положения. И дело не только в электрозависимости системы, но в том, что при первом же отключении электроэнергии и остановке работы насоса прекращается циркуляция, давление нарастает, а теплоноситель не поступает к месту своего назначения. Самой слабой частью системы отопления становятся не трубы, радиаторы или краны, которые чаще всего выдерживают как минимум до 10 атм., а сам котел - чугунный держит максимум 3-4 атм., а стальной и того меньше, 1,2 -2 атм. Считайте, что вам повезло, если дров в котле почти не осталось и не успели подбросить еще – значит, температура будет неуклонно падать. В противном случае у человека до взрыва есть не более 10 минут - для эвакуации. Попытка погасить огонь может обернуться роковой ошибкой – только самоубийца додумается плеснуть ведро воды или закрыть поддувало снизу, пытаясь заглушить котел. В результате взрыва чугунного котла могут вылететь двери и разойтись углы дома, и стальные не намного безопаснее в этом плане.
  • Неправильно подобран котел. Самое распространенное заблуждение – выбирать котел с наибольшей топкой по принципу «чем больше, тем лучше». Человеку лень пилить и лишний раз подкидывать дрова и он настойчиво требует котел с топкой размером полметра, не понимая, что такие топки предназначены на площади около 300 м 2 , а не на его 40-50 м 2 . Тем самым перегрев обеспечен на 100% - и есть очень большие шансы «стартовать в космос», хватит каких-то 5 кусков вагонки и получаса.
  • Труба на выходе из котла сильно заужена и не установлен открытый расширительный бак. Знакомая многим ситуация - все батареи холодные, несмотря на то, что сам котел кипит. Узкий диаметр выходной трубы, а следовательно, очень слабый, медленный отток тепла по системе, и закрытый расширительный бачок могут привести к самым плачевным результатам вплоть до взрыва котла.
  • Если количество радиаторов не соответствует мощности котла. Например, в тех случаях, когда, приобретя более мощный котел, люди оставляют батареи старой системы, планируя в необозримом будущем отапливать пристройку и докупить необходимое количество радиаторов, а потом забывают это сделать. В результате котел отапливает меньшую площадь, чем та, на которую он рассчитан, поэтому он и закипает (например, если котел мощностью 16 кВт, предусмотренный на 120 кв.м, реально работает 60 кв.м, хотя на такую площадь нужен котел не более 10 кВт.

Трубы отопительной системы разрушаются из-за перегрева.

Независимо от типа и мощности котла, если непосредственно на выходе из котла используются трубы, содержащие PEX (металлопластик, полипропилен и некоторые другие), они могут не выдерживать высоких температур (больше 90оС) даже в течение получаса – начинается расслаивание, деформация, оплавление. Из поврежденной трубы польется теплоноситель - сильный водяной пар, или токсичный антифриз (этиленгликоль). Нарушается циркуляция и отбор тепла из котла, и, как следствие, котел может взорваться.

Обо всех этих рисках следует помнить и соблюдать следующиетребования безопасной эксплуатации котельного оборудования:

  1. Покупая котел, ориентируемся строго на ту мощность, которая необходима для полного отбора тепла для отопления реальных, а не планируемых на будущее площадей.
  2. Место под котел должно быть специально подготовлено, с максимальной термоизоляцией – установлены отражающие экраны, под котлом должен быть постамент из камня или бетона, стальной лист и т.п.
  3. Для дымохода, внутренней его части, лучше выбрать трубы «сэндвич» и утеплить их, а проходы труб сделать через перекрытия с использованием специальных штатных элементов.
  4. Количество радиаторов необходимо выбирать с учетом мощности котла или как-то иначе осуществлять отбор тепла в системе.
  5. В качестве выходящих из котла труб, или «обвязки», выбирать стальные, которые способны стать своеобразным буфером для теплоотвода. PEX-содержащие трубы, например, полипропиленовые, причем строго необходимого диаметра, можно присоединять лишь через 1,5-3 м.
  6. Отдать предпочтение расширительному баку открытого типа и устанавливать его в системе как можно выше. В случае выбора расширительного бака закрытого типа позаботьтесь об оснащении его предохранительным клапаном, который будет срабатывать при более низком давлении, чем то, которое является рабочим для выбранного котла. Настраивая расширительный бак при запуске системы, нужно следить, чтобы заводская закачка воздуха в нем совпадала с рабочим давлением системы.
  7. Не возлагать все надежды на циркуляционный насос и подстраховаться устройством самотечной системы или хотя бы 2-3 батареи подключить «самотеком». Или приобрести генератор для бесперебойной работы насоса. Эти меры нужны для предупреждения перегрева котла при отключении электроэнергии.
  8. Учитывайте индивидуальные характеристики, особенности вашего котла.
  9. Не быть излишне самонадеянными и держать отопительную систему под контролем, не забывая, что система может не всегда работать так, как было задумано вами. Обязательно соблюдать все вышеперечисленные предосторожности, которые выведены из реального опыта владельцев твердотопливных котлов. Давайте учиться на чужих ошибках!

Любое газовое оборудование несет потенциальную опасность. Может ли взорваться газовая колонка? Почему-то многие пользователи считают, что эксплуатация котла или колонки гораздо опаснее, чем, к примеру, газовой плиты. Так ли это? В обычных условиях взрыва не будет, но неправильная установка или поломки могут повысить эту вероятность.

По каким причинам техника взрывается, как избежать подобной участи? Рассмотрим подробно.

Специалисты перечисляют основные причины подобных последствий:

  • Самостоятельное подключение . Заметим, что допускается . Вы можете навесить прибор, подвести к нему водный трубопровод. Но вот подключение к газовой магистрали вы обязаны доверить профессионалу. Изначально необходимо собрать . Затем вы обращаетесь в газовую службу, которая приедет на вызов и подключит устройство. Только после этого можно вводить колонку в эксплуатацию.
  • Советская газовая колонка . Чем это опасно? Устаревшее оборудование не имеет системы защиты. Сюда входят датчики контроля, термостаты, которые следят за работой каждого узла. В случае перегрева либо утечки топлива старый аппарат не отреагирует.

Доказано, что взрыв происходит при концентрации газа в воздухе до 5–15%.

  • Самовольное внесение изменений в конструкцию техники . Запрещается самостоятельно изменять что-либо в устройстве колонки. Если нарушится работа, вполне возможна не только поломка, но и взрыв.

Может ли взорваться современный газовый котел/колонка

Теоретически, чтобы техника взорвалась, необходимы такие причины:

  • Происходит нагрев пустой трубы без теплоносителя.
  • Вода в радиаторе не циркулирует, а стоит и закипает до критических температур.

И то, и другое невозможно, потому что даже в самых дешевых колонках «Эконом-класса» установлена система безопасности. Пустые трубы не будут греться, потому что пока вы не откроете смеситель для подачи воды, горелка не запустится. А как только вы его закроете, нагрев прекратится.

Температуру нагрева, скорость потока жидкости контролируют специальные датчики. Этими сенсорами оснащаются все модели:

  • Термодатчик. Следит за ростом температуры. Как только вода нагреется до установленного значения, он подает сигнал главному модулю и тот отключает нагрев.

  • Датчик протока. Фиксирует скорость напора в трубах.
  • Гибкая диафрагма. Служит для открытия газового клапана. Если давление в магистрали достаточно, тогда мембрана изгибается и топливо поступает в горелку. Как только давление снижается, мембрана возвращается в начальное положение и подача газа прекращается.
  • Сенсор ионизации. Если пламя в горелке тухнет, сенсор подает сигнал на отключение техники.
  • Сенсор продуктов отвода. Реагирует на отсутствие тяги в дымоходе. В идеале дым должен нормально выходить через дымовую шахту. Если этого не случается, срабатывает защита. Услышали, что пахнет гарью? Тогда проверьте дымоотвод. При засоре проводится чистка шахты.

Запах газа от котла в доме? Перекройте запорные вентили и вызывайте газовую службу для проверки.

Опасность возникает, когда работа техники выходит из-под контроля. Что рекомендуют делать специалисты во избежание аварийных ситуаций:

  • Покупайте технику для нагрева только в специализированных магазинах. Получайте гарантию, чтобы в случае поломки обратиться в сервисный центр.
  • Доверяйте подключение специалистам.
  • Раз в год проводите профилактику поломок, техническое обслуживание. Прочищайте узлы и детали от накипи, сажи и засоров.
  • Если при розжиге наблюдаются проблемы (колонка бахает, хлопает), обязательно обращайтесь к мастеру.

Любая техника может нести опасность при неправильном использовании. Контролируйте работу ваших приборов, тогда не придется бороться с последствиями.

Начиная с давних времен, печь является основным источником домашнего тепла. Одним из современных и эффективных средств создания тепла в помещении на сегодняшний день являются отопительные аппараты для системы водяного отопления. В основном они используются в коттеджах и особняках для обогрева домов с большой площадью. Особенно интенсивно они эксплуатируются при наступлении морозов. А это, в свою очередь, приводит к увеличению количества пожаров в данный период. Так, только в январе 2016 года на территории Юргинского района произошло 2 случая взрыва отопительных котлов. Это говорит о том, что необходимо вспомнить о мерах безопасности, правилах пользования и ухода за отопительными аппаратами.
В первую очередь, состояние аппарата нужно постоянно держать под контролем. Необходимо своевременно производить чистку зольной камеры. Следует обратить внимание на задвижки дымовых каналов: они должны быть открыты, прежде чем разжечь огонь. Не следует применять устройство обогрева в целях приготовления пищи. Для этого есть другие источники тепла.
К взрыву котла и последующему пожару могут привести следующие неисправности:
1. Недостаток воды, ведущий к перегреву стенок котла.
При недостаточном количестве воды в котле стенки перегреваются, так как тепло горячих газов, рассчитанное на нагревание и испарение воды, не отводится. Стремление восполнить упущенную воду в котле путем немедленной ее подачи только ускоряет взрыв котла, поскольку вода, попадая на перегретые стенки, мгновенно испаряется и в котле возникает давление, превышающее расчетное.
2. Превышение допустимого давления в котле. Это возможно из-за образования воздушной пробки в системе отопления или перемораживания воды в одном из участков системы.
3. Отложение накипи, вызывающее прогар стенок. Отложение на внутренних стенках котла накипи от воды и в связи с несвоевременной его чисткой, приводит к перегреву стенок котла и снижению его прочности.
4. Коррозия металла стенок и швов. В результате коррозии механическая прочность металла стенок котла уменьшается, и образуются выпучины. При дальнейшем повышении давления в котле в местах выпучин появляются трещины, и котел взрывается.
Кроме того, взрывы возможны в результате дефектов в металле, сварочных и заклепочных швах, изменений структуры металла стенок во время эксплуатации (изменение температуры, химическое воздействие воды и пара), нарушения прочности металла при неправильной технологии изготовления котла.
Для обеспечения нормальных условий эксплуатации отопительные аппараты снабжают приборами безопасности, арматурой, приборами автоматики, предохранительными клапанами, указателями уровня воды, манометрами, термометрами.
Чтобы отопительный аппарат не стал причиной трагедии, не забывайте соблюдать правила безопасности!
Берегите себя и своих близких!

Взрыв самодельного отопительного котла

Рабочий процесс твердотопливных котлов (ТТК) на первый взгляд не представляет трудностей: залил теплоноситель, заложил топливо, зажег его и грейся себе на здоровье. Однако, с наступлением холодов, все чаще со средств массовой информации мы узнаем о взрывах котлов в различных районах России, да и не только. Сами по себе ТТК массивны, собраны из чугунных секций и при взрывах порой разрушают котельные и, к сожалению, уносят человеческие жизни. Поэтому безопасность твердотопливных котлов – это непустой звук, а необходимое условие при их эксплуатации. Рассмотрим несколько причин, которые производят к взрыву , разрыву трубопроводов, к выходу из строя группы безопасности ТТК. Итак:

Не правильный монтаж твердотопливного котла

Если вы решили установить себе твердотопливный котел лучше всего привлечь для этого дела настоящих специалистов, которые зарекомендовали себя положительно в этом вопросе. Но бывает так, что это невозможно: то ли их нет, то ли им нужно много платить и приходится монтировать ТТК самостоятельно. Раз уж так случилось и чтобы избежать неправильного монтажа твердотопливного котла, обратите внимание на следующие требования к безопасной установке твердотопливного котла:

  • Площадь помещения где предполагается разместить котел (котельная) должна быть не менее 7 м².
  • Обязательное наличие в котельной приточной вентиляции, сечение которой определяется из расчета 85 мм на 1 квт мощности твердотопливного котла. Вентиляция обеспечивается наличием форточки в окне и зазора под дверью.
  • Между корпусом котла и стеной должно быть расстояние не менее 0,5 м.
  • Особое внимание нужно уделить материалу, которым вымощен пол вокруг котла. Обычно для этих целей используется лист металла или другой негорючий материал.
  • Требования к дымоходу должно быть следующее: избегать по возможности крутых поворотов дымохода, дымоход, состоящий из нескольких труб, должен быть надежно загерметизирован на стыках и сечение труб должно соответствовать сечению на выходе из котла.
  • Сечение электропроводки к циркуляционному насосу должно соответствовать требованиям пожаробезопасности.

Установка твердотопливного котла

Это то что касается монтажа твердотопливного котла, однако нужно обратить еще на некоторые нюансы, которые в той или иной мере влияют на безопасную эксплуатацию ТТК:


  • при погрузке и разгрузке котла нужно соблюдать осторожность;
  • перед покупкой котла правильно установите его мощность, соответствующую площади отапливаемого помещения;
  • после установки котла проверьте все соединения на герметичность;
  • перед тем как запустить котел внимательно ознакомитесь с правилами эксплуатации прибора.

Давление в котле превышает допустимое

Необходимо постоянно контролировать давление в котле

Самая распространенная причина взрыва твердотопливных котлов заключается в избыточном давлении, которое возникает вследствие закипания теплоносителя. Особенно, это касается системы отопления с закрытым . При открытом типа расширительных бочков избыточное давление сбрасывается в бак и в большинстве случаев есть возможность избежать взрыва котла или повреждения туб теплоносителя. В свою очередь, причин повышения давления теплоносителя существует несколько:

  • Остановка циркуляционного насоса.
  • Не правильно отрегулирована автоматика котла.
  • Течь теплообменника, которая случается при образовании микротрещин в теплообменнике. В этом случае сложно обнаружить утечку так, как она быстро испаряется.
  • Просачивание воды через подпиточный кран. Происходит в том случае если он неисправен или открыт.
  • Проблемы с трехходовым клапаном. Нарушение функциональности клапана происходит вследствие его засора.
  • Недостаток теплоносителя в системе отопления

Если устранение вышеперечисленных причин не дали должного результата, вызывайте мастера газовщика.

Не работает циркуляционный насос системы отопления

Перед пуском нужно удалить воздух из циркуляционного насоса

Циркуляционный насос может не работать по нескольким причинам. Одна из них хотя и банальна, но все существует – это просто забыли его включить и ушли с дома. Опять же обратим внимание на тип расширительного бочка. Если бочек закрытого типа, может случиться большое несчастья при неисправности клапана сброса давления. Проблема не так ужасна последствиями если система бочка открытая и существует сброс лишнего теплоносителя чрез сливную трубку бака.

Насос еще может остановится если существуют перебои в электросети и опять же при неисправности клапана сброса давления может произойти повышение давления в котле со всеми вытекающими последствиями. В системе безопасности некоторых котлов на этот случай устанавливается дополнительный аккумулятор, который подпитывает циркуляционный насос во время отсутствия электричества.

При установке циркуляционного насоса ось крыльчатки должна быть установлена строго горизонтально!

Не исправна группа безопасности котла

Группа безопасности котла

Установка группы безопасности твердотопливных котлов является обязательным так как она помогает избежать превышение допустимого давления в отопительной системе, держит его (давление) на должном уровне, а также вовремя развоздушивает систему. Напомнить что рабочее давление в системе отопления должно быть в пределах от 1 до 2 бар.

Конструктивно группа безопасности состоит из трех элементов: манометра , предохранительного клапана и воздухоотводник а. Выход из строя одного из этих элементов может привести к повышению давления в котле. И еще, категорически запрещается установка запорной арматуры между котлом и группой безопасности.

Не прочищены дымоходы котла отопления

Дымоход, забитый сажей

Какой бы ни был качественным прочистка дымоходов обязательно иначе котел выйдет из строя. Трубы дымохода забиваются отложениями сажи, которая при попадании на нее искры может просто взорваться Конечно, взрыв не будет такой силы, как разрыв секций котла, однако неприятностей может наделать много. Кроме того, налет сажи на трубе дымохода ухудшит вытяжку продуктов горения, которые могут прорываться в котельную, отравляя воздух. Да и чем хуже тяга тем меньше КПД котла, а значить нужно больше использовать топлива и деньги в прямом смысле будут вылетать в трубу.

Первый признак засорения дымохода – это появления темного дыма и искр на выходе из трубы. Вторым признаком можно считать отсутствие гула при горении дров, а также желтоватый оттенок пламени. Все это говорит о том что дымоход пора чистить.

Не прочищенный зольник котла

Отложение сажи в зольника также может привести к взрыву сажи. Поэтому за этим местом в котле нужно следить постоянно и вовремя удалять сажу. Нужно учитывать тот факт что количество сажи в зольнике (как и в дымоходе) зависит от качества сжигаемого топлива. Мокрые и смолянистые дрова будут образовывать больше сажи чем сухие и чистые. Сжигание всякого рода пластмассы в топке также приводит к усиленному образованию сажи.

Не стоит чистить зольник когда печь не остыла, ведь горячая сажа является предметом пожароопасным. С этих же соображений не нужно выгребать ее руками, а использовать для этого специальную лопатку.

Взрыв паровозного котла December 6th, 2015

На заре эпохи паровой энергетики взрывы котлов были весьма частым явлением. Это было обусловлено, прежде всего, недостаточным уровнем знаний в области термодинамики и сопротивления материалов, а также низким качеством материалов, применяемых для изготовления первых котлов и примитивной технологией их производства. К началу 19 века был накоплен достаточный уровень знаний в области проектирования и эксплуатации паровых котлов и взрывы стационарных котельных установок стали редкими.

Вот как это выглядело …

Фото 2.

Фото 3.

В XIX веке взрывы котлов были характерны, в основном, для паровозов, так как их котлы выполняются облегченной конструкции и при этом высокофорсированы, а, кроме того, испытывают еще и ударные нагрузки при движении по рельсам. В дополнение ко всему паровозный котёл жаротрубный, где давление пара действует на внешнюю поверхность труб теплообменника, что также снижает прочность. Именно по этой причине в конце XIX века были выработаны и приняты жесткие нормы на проектирование, содержание и ремонт паровозных котлов. Конструкции стационарных и судовых котлов имеют значительно больший запас прочности и взрываются гораздо реже паровозных. Официально самый первый взрыв котла на паровозе произошёл ещё в 1813 году, когда инженер Брунтон, демонстрируя свой «Механический путешественник», решил повысить его скорость путём дополнительного повышения давления пара в котле, однако котёл неожиданно взорвался, убив при этом 15 человек.

Фото 4.

Не было придумано кардинального способа борьбы с этим явлением, возникающим как правило исключительно благодаря «человеческому фактору».

Управлять паровозом нелегко. При помощи водомерных стекол машинист должен следить за уровнем воды в котле, не допуская сильного повышения или понижения уровня. В зависимости от режима, расход пара получается разный и приходится увеличивать или уменьшать подачу воды в котел.

Фото 5.

Фото 6.

Если машинист по каким-то причинам прозевал уровень, подавать воду он должен очень осторожно. Если открыть инжекторы до отказа, струи воды хлынут в перегретый котел с раскаленными, нагретыми докрасна стенками и трубами, образуется сразу слишком большое количество пара, и в некоторых случаях быстродействия предохранительного клапана может не хватить — давление образовавшегося пара просто разорвет котел. Иногда это происходило, но нарушивший инструкции машинист редко имел возможность рассказать кому-то о своей ошибке…

Фото 7.

Фото 8.

Фото 9.

Фото 10.