23.09.2019

Народный мститель. Почему Степан Разин объявил войну государству? «Степан Разин: герой или разбойник


Крестьянство на протяжении всей дореволюционной истории России испытывало притеснения со стороны помещиков, и потому с симпатией относилось к тем, кто боролся с угнетателями. Потому разбойников, даже весьма далеких от идеалов справедливости, народная молва делала чуть ли не героями, противостоящими несправедливым царским порядкам. Ведь они, как правило, грабили помещиков и купцов, а не тех, у кого и взять то нечего. Но некоторым разбойникам удалось войти в историю, и их имена помнят даже спустя столетия.

Мифический Кудеяр

Одним из легендарных персонажей является Кудеяр - атаман, чьим именем названы многочисленные села, пещеры и курганы на территории России. О нем сложено много рассказов и легенд, но до сих пор достоверно не известно, правдивы ли они.

Сведения о его происхождении значатся во многих источниках 16 века и расходятся. Самой распространенная версия - что атаман был сыном Василия III и жены его — Соломии. Родила она его в монастыре, в который была сослана за то, что была бесплодной, после чего Кудеяра вывезли в леса, где он тайно воспитывался. Кроме того, по этим сведениям следует, что атаман приходился братом Ивану Грозному и вполне мог претендовать на царский трон.

В других источниках указано, что Кудеяр был сыном князя Трансильвании — Жигмонда Батори. После ссоры с отцом он сбежал и примкнул к казакам, а также служил опричником у царя. После царской немилости стал промышлять разбоем.

По преданию, Кудеяр сколотил собственное войско разбойников и грабил обозы богачей.

Из-за многочисленных набегов и грабежей жители множества русских губерний ассоциировали его с символом ужасающей силы. Легенды гласят, что после себя он оставил несметные богатства, которые до сих пор никто не смог отыскать.

Стенька Разин: буйный разбойник или герой?

Главным бунтовщиком 17 века был Степан Тимофеевич Разин, по прозвищу Стенька. Он был не просто удалым донским казаком и атаманом, но и хорошим организатором, вождем и военным.

В связи с ужесточенным крепостным прав в казачьи области стали стекаться крестьяне, бежавшие из внутренних губерний России. Они не имели корней и имущества, поэтому их прозвали «голутвенными». Степан был одним из таких. Снабжая «голытьбу» нужной провизией, местные казаки помогали им в воровских походах. Те, в свою очередь, делились добычей. Для народа, Разин был «благородным разбойником» и героем, ненавидящим крепостничество и царя.

Под его предводительством, в 1670 году был организован поход на Волгу, сопровождающийся многочленными восстаниями крестьян. Казачий порядок вводился в каждом захваченном городе, купцов грабили, а представителей власти убивали. Осенью этого же года, атаман был сильно ранен и вывезен на Дон. Окрепнув, Степан снова хотел собрать сторонников, однако местные казаки были с этим не согласны. Весной 1671 г. они штурмом взяли Кагалицкий городок, где укрывался Разин. После чего его пленили (вместе с братом Фролом) и выдали царским воеводам. После вынесения приговора Степана четвертовали.

Ванька-Каин

Ванька-Каин — знаменитый разбойник и вор 18 столетия. Родился Иван Осипов в селе Иваново Ярославской губернии, в крестьянской семье. В 13 лет он был перевезен в господский двор, в Москву, а в 16 — познакомившись с вором по прозвищу «Камчатка», решил примкнуть к его банде, попутно обокрав своего хозяина и исписав барские ворота. Словами «работай черт, а не я» Осипов четко охарактеризовал свою жизненную позицию.

Вскоре его вернули бывшему хозяину. Пока Ванька находился в кандальной колоде, он узнал, что за хозяином водится «грешок». Когда к барину нагрянули гости, он всем рассказал, что по упущению хозяина, погиб гарнизонный солдат, тело которого скинули в колодец. За этот донос Ванька-Каин получил свободу, а вернувшись к своей шайке стал их предводителем.

В 1741 году Осипов написал «покаянную челобитную», где рассказал, что сам является вором и готов посодействовать в поимке соучастников. С его помощью было отловлено много дезертиров, воров и бандитов. За предательство «своих» он получил прозвище «Каин».

Но на этом он не остановился. Его арестовали в 1749 году, за похищение 15-летней дочери отставного служивого. И только в 1755 году суд решил Ваньку-Каина казнить колесованием и обезглавливанием, но приговор был смягчен Сенатом. В 1756 году его высекли и вырвали ноздри. Поставив Каину клеймо «В.О.Р», его отправили в ссылку, где он и умер.

Василий Чуркин: гуслицкий Робин Гуд

Ярким персонажем преступного мира в 19 веке стал Василий Васильевич Чуркин. Точная дата рождения неизвестна. Предполагается, что он родился между 1844-1846 годами, в деревне Барская, Гуслицкой волости.

Молодой Чуркин начал свою «карьеру» в банде гуслицких разбойников, орудовавших в 1870 на больших дорогах: от Москвы до Владимира. Позже, из-за тяжелой болезни главаря свора распалась. Здесь Василий не растерялся и в 1873 году создал свою собственную шайку. Вскоре он был пойман, но под арестом оставался недолго, потому что сбежал.

Кроме разбоев, Василий со своей бандой помогали малоимущим, тем самым завоевав народную славу и признание. Грабил он только богатые амбары, а с владельцев фабрик несколько раз в год собирал небольшую дань в 25 рублей. Фабриканты не упоминали его имени, дабы не навлечь беду на свои головы. Таким образом, Чуркин создал себе надежный тыл, который прикрывал его от полиции. Таксу свою он никогда не поднимал и сурово наказывал тех, кто нарушал этот обычай.

Когда в Гуслицах оставаться стало небезопасно, Василий прятался в других местах. Существует много версий смерти гуслицкого Робин Гуда, но точная причина остается неизвестной.

Тришка-сибиряк

Еще одним народным героем 19 века был Тришка-сибиряк. Информации о криминальном авторитете сохранилось довольно мало, однако по приданиям, он приводил в ужас помещиков и дворян. Народ слагал о нем легенды и сказки, представляя разбойника защитником обездоленных. Он был необычайно осторожен и хитер. Совершая набеги на хозяйства помещиков, Тришка-сибиряк отдавал часть награбленного крепостным. Люди говорили, что сильно он никого не обижал, но мог «лихого до крестьян» барина наказать, например, подрезать жилки под коленками, чтоб «прытко» не бегал. Так он учил их «уму-разуму».

Даже после его ареста, слухи о нем еще долго не давали спокойно жить дворянам. Да и поймали его только потому, что поиски Тришки были в строжайшем секрете, поскольку власти остерегались его смекалки и хитрости. Дальнейшая судьба Тришки-Сибиряка неизвестна.



См. также: Разработка занятия в рамках неаудиторной занятости в 7А классе

Русина Т.В.,

учитель истории МБОУ «СОШ №11»

Тема: «Степан Разин: герой или разбойник?»
Цель занятия: развитие креативного мышления при решении проблемного задания, активизация исследовательской деятельности.

Задачи занятия:


  • обучающая: охарактеризовать личность Степана Разина, закрепить и углубить знания, полученные при изучении темы «Народные выступления в XVII веке».

  • развивающая: содействовать формированию навыков работы с материалами источников (исторических документов, литературных произведений), развивать способность к аналитическому мышлению.

  • воспитывающая: формирование интереса обучающихся к историческому прошлому нашей страны.

Оборудование:

1) На доске – эпиграф:


«История – это люди, это характеры, это бесчисленные необыкновенные происшествия и необычайные подробности. Это удивительная цепь событий – трагических, героических, анекдотических. Для того чтобы по-настоящему полюбить историю ее надо изучать как живого человека, а не как музейный скелет».

К. Симонов

2) презентация о С. Разине.

3) раздаточный материал.


Ход занятия:

Учитель . За свои бесконечные бунты XVII век так и вошёл в русскую историю под именем «бунташного» века. И в центре этого времени - фигура Степана Разина. Кто же он? Трудно назвать эпоху, которая осталась бы равнодушной к этому человеку. Литературные произведения более судят Степана не с исторической, а с этической стороны. А.С. Пушкин увлеченно назвал Разина «единственным поэтическим лицом русской истории». В народных сказаниях он - почти былинный герой, в которых зачастую даже Илья Муромец представляется лишь есаулом Разина. Историки анализируют бунт Стеньки Разина, а кинорежиссёры, писатели, художники в своих произведениях пытаются отразить мысли и чувства этого человека. В одних глазах он рассматривался как великий патриот земли русской, защитник обездоленных, пострадавший за народ. В глазах других - бандит, разбойник, безнравственный и жестокий человек. Где же истина? Кто прав в своей оценке? Свой ответ на эти вопросы вы и должны сформулировать сегодня.

Сейчас мы обратимся к трактовке образа Разина, данной профессиональными историками. Знакомясь с фрагментами исторических трудов Сергея Михайловича Соловьёва, Сергея Фёдоровича Платонова, Николая Ивановича Костомарова и других, вы должны выделить основные подходы историка к оценке личности Разина и предложить собственную оценку, аргументируя её фактами. Для подготовки к выступлению у вас имеется несколько минут (5-7).

Работа уч-ся с раздаточным материалом (см: приложения).

Выступления уч-ся, высказывание и аргументирование собственных оценок.

Прослушивание песни «Из-за острова на стрежень» в исполнении Ф.И. Шаляпина (на словах «обнял персиянки стан»- пауза.)

Учитель. - Как вы думаете, что Стенька Разин сделал дальше? Он поступил как герой или как разбойник?

Как вы считаете, что можно было сделать с этой княжной? Какие будут варианты? (обратно отдать отцу, отдать в жены кому-нибудь, кто захочет или кто самый лучший; чтобы никому не досталась, высадить её на берег и т. д.)

Прослушивание окончание песни.

Учитель. Во время похода на Каспий, в сражении у Свиного озера, казаками был пленён сын Мамед-хана, персидский принц Шабалда. Согласна легенде, в плену оказалась и его сестра, имени которой история не сохранила. В эту персидскую княжну был страстно влюблен Разин, и она будто бы родила атаману сына. Судьбу прекрасной персиянки описал прибывший в это время в Астрахань искатель приключений голландец Ян Стрюйс в своей книге “Три путешествия”: “Мы нашли его на реке в раскрашенной и вызолоченной лодке, пьющим и веселящимся с некоторыми из его офицеров. Возле него была персидская принцесса… Будучи сильно пьян, он облокотился на край лодки и, смотря задумчиво на Волгу, вскричал: “Я обязан тебе всем, что имею, и даже тем, чем я стал. Ты отец и мать моей чести и славы. Я до сих пор не принес ничего в жертву тебе”. Он схватил княжну, разодетую в жемчуга и драгоценные камни, одетую в золотую парчу, и бросил в воду». Однако существованию персидской княжны в реальности нет никаких документальных подтверждений. В частности, известна челобитная, которой обращался Шабалда, прося отпустить его, но при этом принц ни словом не обмолвился о своей сестре.

Итак, каждый из вас сегодня составил свой портрет Степана Разина, в чём-то согласившись с мнением историков, в чём-то нет. Мы увидели, что сделать это совсем непросто.

Так кто же он, Степан Разин? Герой или разбойник? Личность атамана неоднозначная, противоречивая, его цветовая палитра необычайно богата, в ней сочетаются и привлекательные, и отталкивающие черты. Вряд ли можно дать Степану исчерпывающую характеристику. Следует учитывать и положительные качества (мужество, смелость) и благородные цели, которые он преследовал (дать волю народу, избавить его от крепостного гнёта), и отрицательные (жестокость, буйство характера, кощунство).

Такова она - загадочная русская душа, самобытная, чисто русская историческая фигура, вольнолюбивая натура.

Не думаю, что сам Разин хотя бы раз задумался над тем, какой глубокий след он оставит в русской истории, след противоречивый, но, безусловно, очень яркий. Достаточно привести размышления, уже после Октябрьской революции, Федора Шаляпина: "Я, конечно, далек от мысли видеть в Степане Тимофеевиче Разине символический образ России. Но правда и то, что думать о характере русского человека, о судьбах России и не вспомнить о Разине – просто невозможно… Находит иногда на русского человека разинская стихия, и чудные он тогда творит дела! Так это для меня достоверно, что часто мне кажется, что все мы – и красные, и белые, и зеленые, и синие, – в одно из таких Стенькиных наваждений взяли да и сыграли в разбойники, и еще как сыграли – до самозабвения! Подняли над бортом великого русского корабля прекрасную княжну, размахнулись по-разински и бросили в волны… Но не персидскую княжну на этот раз, а нашу родную мать – Россию".

Согласитесь, что-то в этом есть. Одно несомненно - этот человек оставил глубокий след в русской истории и в душе народа.


Подведение итогов занятия
Закончите предложение.
1. Своей работой на занятии я:

Доволен


Я не доволен, потому что…
2. Что мне это занятие дало для жизни?

Мне показалось важным…

Я понял, что…

Я почувствовал, что…


3. Рефлексивные вопросы.

Какие задания понравились больше всего?

Что вы считаете нужным запомнить?

Над чем еще надо поработать?

Приложение 2

РАЗИН СТЕПАН ТИМОФЕЕВИЧ

1631(?) - 1671
Точная дата рождения Степана Разина в исторических документах не установлена. Известно только, что в начале 30-х гг. XVII и. в казачьей донской станице Зимовейской в семье зажиточного казака Тимофея Разина родился второй сын, которого нарекли Степаном. Чуть позже на свет появился последний сын - Фрол, который в будущих Степановых делах станет ему опорой и подмогой. Отец Степана - Тимофей Разин - был на Дону человек пришлый, не из потомственных казаков. Пришел он из-под Воронежа. На вольный Дон его, как и многих других крестьян, потянули рассказы о привольной жизни, о славе, которую можно добыть силою, храбростью, ловкостью в боях с басурманами.

Мать Степана, по всей видимости, была турчанка, взятая Тимофеем в плен в одном из походов. От нее он научился турецкому языку, хорошо понимал татарский. Крестным отцом Степана был Корнила Яковлев, в будущем-войсковой атаман и один из заклятых врагов Степана.

Нелюбовь Степана Разина к царским воеводам и боярам объясняется разными причинами, в том числе и сугубо личными. В 1655 г., во время войны России с Речью Посполитой, Иван Разин, старший брат Степана, возглавивший отряд казаков в войске князя Юрия Долгорукова, без разрешения воеводы увел свой отряд на Дон, но был настигнут и схвачен людьми Долгорукова. Не считаясь с тем, что решение об уходе было принято казацким сходом, воевода расценил поступок Ивана Разина как дезертирство и повесил его в присутствии казаков. Возможно, как считают некоторые исследователи, при этом присутствовал и Степан Разин.

Степан Разин выделялся среди своих соратников организаторскими и военными способностями. Во время восстания эти качества раскрылись в полной мере. Уже в первом своем походе весной 1667 г. на Яик Степан Разин заставил царских воевод и бояр считаться с собой как с грозной, реальной силой. Он воевал, как говорится, не числом, а умением, проявлял осторожность, не лез на рожон там, где соотношение сил было явно не в его пользу, но не упускал возможности добиться победы там, где можно было.

В 1667 г. ни Царицын, ни тем более Астрахань еще не были по зубам Степану Разину, а вот Яицкий городок он одолел, взяв его скорее хитростью, чем силой. Казаки ввели в городе свое управление - круг. Любой человек мог прийти на круг и говорить что думает. Особое место в казацких обычаях занимал дуван - раздача захваченного добра. Степан сам руководил дуваном, чтобы все было по справедливости. Даже самый последний горемыка, кормившийся у церкви, получал какое-нибудь добро. Не только в раздаче имущества видел Степан смысл дувана, но и в том, что здесь не забывали о человеке, ставили его вровень со всем миром. От того и благословляли его забитые да сирые, холопы и беглые, кабальные и опальные. При этом Степан не забывал свое атаманское достоинство, принимал величание батюшкой и спасителем как должное.

Зимовал Степан Разин на Яике, собирался с силами, а по весне 1668 г. отправился в персидские земли грабить богатых купчин, шаховых приказных людей, местных князей, домовитых крестьян. «Крик радости и удачи стоял над персидским взморьем,- пишет историк А. Н. Сахаров в книге „Степан Разин",- и тонули в нем плач красавиц персиянок, проклятия пошарпанных кызылбашей и угрозы сидевших за крепостными стенами шаховых солдат».

Определяющим в жизни Степана Разина стал организованный им поход на волжские города весной 1670 г. С семитысячным войском он двинулся на Царицын и быстро захватил его. До осени удача не покидает Разина. Высшей точкой и самым драматичным моментом в войне под предводительством Степана Разина стала осада Симбирска, где он потерпел поражение. Сам Разин в решающем сражении был дважды ранен и чуть не попал в плен. Тяжелораненый, он едет на Дон лечиться и собирать силы для нового выступления, а его верные соратники в сентябре - октябре 1670 г. во главе многочисленных отрядов ведут активные боевые действия в Среднем Поволжье. Разин обосновался в Кагальнике - казачьем городке, а войсковой атаман Корнила Яковлев собрал свои силы в Черкасске и зорко следил оттуда за Кагальником. Добровольно взяв на себя карательные функции, он организовал нападение на Кагальницкий городок, разрушил его и пленил Степана Разина. Это произошло 14 апреля 1671 г. Чуть позднее на Дону схватили и младшего брата Степана - Фрола. Корнила Яковлев лично возглавил конвой из 76 человек, который доставил 2 июня 1671 г. двух братьев в Москву. Через четыре дня, в течение которых продолжались допросы, Степана Разина казнили через четвертование.
***

В краткой исторической справке невозможно нарисовать полный портрет Степана Разина. В этом читателю поможет обширнейшая литература, изданная за более чем сто лет.

Среди множества книг в первую очередь следует отметить работу современника разинского восстания Яна Стрейса. К его оценкам и суждениям о восстании и о личности Степана Разина можно относиться по-разному, но они интересны как свидетельства очевидца. Известный русский историк С. М. Соловьев не оставил без внимания разинскую тему. Он дает описание восстания в 11-м томе своей «Истории России с древнейших времен» Соловьев определяет это народное движение как бунт казацких шаек под предводительством атамана Степана Разина.

В послереволюционный период в исторической науке отношение к движению Степана Разина изменилось. Отечественные ученые считают, что это была справедливая борьба казацко-крестьянской голытьбы против усиления эксплуатации со стороны правящих классов русского государства. Так, в работах И. В. Степанова исследуются социально-экономические и политические предпосылки крестьянской войны, анализируются разинские походы на Каспий и Волгу. В. И. Буганов и А. Н. Сахаров в своих трудах уделяют немало внимания личности Степана Разина как предводителя восстания, дают оценку его полководческих талантов. В отличие от других авторов, писавших о Степане Разине, Е. В. Чистякова и В. М. Соловьев в своих исследованиях значительное место отводят рассказу о других предводителях повстанческого войска - о Василии Усе, Федоре Шелудяке, Михаиле Харитонове, Максиме Осипове. Эта же тема в центре книг Е. В. Чистяковой «Василий Ус - сподвижник Степана Разина», «Алена Арзамаская-Темниковская».


Список литературы
1. Буганов В.И. Крестьянские войны в России в XVII-XVIII вв. - М.: Наука, 1976. 2. Буганов В.И. Степан Разин. - М.,1985. 3. Злобин С.П. Степан Разин.- Любое изд. 4. Сахаров А.Н. Степан Разин. - Баку: Ишыг, 1988. 5. Сахаров А.Н. Степан Разин - предводитель Крестьянской войны. - М.,1974. 6. Соловьев С.М. История России с древнейших времен: В15 кн. Кн.6 (Т. 11/12). -М.: Соцэкгиз,1963.

7. Степанов И.В. Крестьянская война в России в 1670-1671 гг. - Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1966.

8. Стрейс Я.Я. Три путешествия. - М.: Соцэкгиз, 1935. 9. Чапыгин А.П. Разин Степан. - Любое изд. 10. Чистякова Е.В. Василий Ус - сподвижник Степана Разина. - М.: Учпедгиз, 1963. 11. Алена Арзамасская-Темниковская/ Сост. П.П. Смирнов и Е.В. Чистякова. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1986.

12. Чистякова Е.В., Соловьев В.М. Разин и разинцы на мордовской земле. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1986.

Приложение 3
Факты и мнения
1. «А он-то, богатырь, чародей, державший в могучих руках всех этих удальцов, козацкий батюшка, Степан Тимофеевич! Прямой батюшка, не то что воеводы и приказные люди: со всеми такой ласковый, а уж добрый-то какой, кто ни попроси - нет отказа! Степана Тимофеевича величали как царя: становились на колени, кланялись в землю. И ничто не было пощажено, чтоб усилить обаяние. Но чем производилось тогда самое сильное обаяние? Широкостию размером во всем, чудовищною силою, чудовищною властью; могучее обаяние производил человек, которому все было нипочем, который не сдерживался ничем, никакими привязанностями, никакими отношениями, который дикими выходками своего произвола озадачивал, оцепенял простого человека, низлагал, порабощал его... И козацкий батюшка Степан Тимофеевич как нельзя больше приходился по этим понятиям, был как нельзя больше способен обаять толпу своей силою, своим произволом, ничем не сдерживающимся. Однажды Разин катался по Волге; подле него сидела его наложница, пленная персиянка, ханская дочь, красавица, великолепно одетая. Вдруг пьяный атаман вскакивает, хватает несчастную женщину и бросает её в Волгу, приговаривая: «Возьми, Волга-матушка! Много ты мне дала серебра и золота и всякого добра, наделила честью и славою, а я тебя ещё ничем не поблагодарил»».
Соловьев Сергей Михайлович. История России с древнейших времен:

В 15 кн. Кн.6 (Т.11/12), с.296-297. - М.,1963., с. 296-297.


2. «Ряд потрясений и волнений, пережитых народом в течение пятнадцати лет, имел своим последствием усиленное бегство на Дон. Закладчики, не желавшие идти в тягло; крестьяне, скрывавшиеся от прикрепления; «гилевщики», то есть участники «гилей», бунтов, - все это уходило из государства, где стало трудно и голодно жить, в казачьи городки на Дону, с надеждою стать там свободными казаками. Но старые донские казаки, жившие на Дону оседло, «домовито», не принимали всех беглецов в свой «круг» и не считали их равными себе казаками. Полноправные казаки участвовали всем «кругом» в выборе своей «старшины», в решении войсковых дел и в дележе «государева жалованья» - тех «запасов» зерна, сукон, пороха и свинца, которые присылались на Дон из Москвы. Новоприбылые люди не допускались в «круг», жалованья не получали и носили на Дону, в отличие от домовитых казаков, прозвище «голытьбы», «голутвенных» казаков, то есть голи. Положение такой голи было тяжело. Пахать землю казаки на Дону запрещали, боясь, что земледелие превратит казаков в крестьян и поведет к закрепощению их Москвою. Поэтому хлеба на Дону было мало; его надо было покупать на деньги, которых у голытьбы не было. Лучшие места для промыслов (охотничьих и рыболовных) были заняты домовитыми казаками, и потому голытьбе приходилось работать батраками на казачьих промыслах. Вместо воли и довольства беглецы на Дону встречали голод и зависимость. Немудрено, что голытьба волновалась и рвалась к грабежу.

В прежние годы, когда Дон еще не был заперт Азовом, можно было легко проскочить на море и там, плавая на лодках (стругах) вдоль берегов, грабить татар и турок. Теперь из Дона выхода на море не было, и потому взгляды голытьбы устремились на Волгу. Когда среди голутвенных появился смелый и решительный вожак Степан (Стенька) Разин, голытьба легко собралась в большую шайку и ринулась на низовья Волги. С разбоем плыли Стенькины казаки в Каспийское море и, достигнув его, отправились на р. Яик (нынешний Урал), где и зимовали, торгуя там и дружа с калмыками. На следующий год (1668) казаки с Разиным отправились грабить персидские владения на берегах Каспийского моря (от Дербента до Решта). Казачье разбойничье войско достигало уже 2 тыс. человек; оно произвело у персиян большие опустошения, брало города и корабли, добыло себе огромную добычу и зазимовало, укрепясь на островке, вблизи персидских берегов. Весною (1669) война с персиянами возобновилась, но казаки уже думали о возвращении на Дон и потому сами оставили Персидские области и поплыли к Астрахани, где и вступили в переговоры с царскими воеводами. Боясь казаков, воеводы отнеслись к ним мягко и пропустили их домой мимо Астрахани, отобрав лишь часть взятых ими пушек и ненужные им морские суда. Стенька явился на Дон с большою славою; его шайка привезла с собою огромную добычу и хвалилась своими подвигами. На Дону началось сильное брожение. Кругом Разина собрались толпы разной голи, всего тысяч до трех, и стали готовиться к новому походу. На этот раз целью похода было не море, а Волга. Стенька задумывал прямой бунт против Москвы и рассчитывал на то, что его казаки встретят сочувствие во всей черни, раздраженной тяжелыми условиями жизни за последние годы.

Весною 1670 г. Стенька отправился на Волгу и открыл военные действия против царских воевод. Оказалось, что чернь и даже стрельцы действительно сочувствовали смелому атаману и легко переходили на его сторону. Разин взял города Царицын, Астрахань, Саратов, Самару. Казаки страшно мучили и убивали воевод, дворян и вообще людей высших классов; грабили их дома и лавки; не щадили и церквей. Чернь городская помогала казакам и везде возмущалась против «лучших людей». Из городов бунт распространялся по селам; подымались крестьяне на своих помещиков; инородцы восставали (мордва, татары, черемисы) на русскую власть и русских землевладельцев. Бунт становился из казачьего земским и распространялся на громадное пространство среднего и нижнего Поволжья. Восставшие шли не против государя; они представляли себя верными царю и высшей власти. Стенька даже распускал слух, что у него в стане находятся московские царевич и патриарх. Недовольство мятежников направлялось против тех мер, которые усиливали крепостную зависимость рабочего люда и отягчали тягло податных людей. Считая виновниками этого бояр, землевладельцев и богатых купцов, бунтовщики шли против них, избивали их и грабили и везде водворяли казацкое устройство, освобождая простой люд от податей и частной зависимости.

Так Стенька Разин дошел до Симбирска. Здесь его встретили войска князя Юрия Барятинского, состоявшие из новых солдатских полков иноземного строя. Стенька был разбит и бежал. На Волге он нигде не мог укрепиться и добежал до самого Дона. Там его схватили домовитые казаки и отправили в Москву, где он и был казнен (1671). Войско же его расстроилось и разделилось на многие шайки, которые продолжали разбойничать в Поволжье еще не один год. Понадобилось много усилий для того, чтобы рассеять бунтовщиков, отобрать у них занятые ими крепости и успокоить возмутившийся край».


Платонов Сергей Фёдорович. Учебник русской истории, пар.84. - М.: Прогресс, 1992
3. «Это был человек, чрезвычайно крепкого сложения, предприимчивой натуры, гигантской воли, порывчатой деятельности. Своенравный, столько же непостоянный в своих достижениях, сколько упорный в предпринятом раз намерении, то мрачный и суровый, то разгульный до бешенства, то преданный пьянству и кутежу, то готовый с нечеловеческим терпением переносить всякие лишения; некогда ходивший на богомолье в монастырь, а впоследствии хуливший Христа. В его речах было что-то обаятельное в его взгляде было что-то повелительное: толпа чувствовала в нём присутствие какой-то сверхъестественной силы, которой невозможно было противостоять. В его душе была какая-то страшная тьма. Жестокий и кровожадный, он забавлялся чужими страданиями, честь и великодушие были ему незнакомы. Таков был этот борец вольницы, в полной мере изверг рода человеческого».
Костомаров Николай Иванович. Бунт Стеньки Разина. - М.: Чарли, 1994.

4. «Наибольшее доверие вызывает изображение С.Т. Разина, опубликованное в 1672 г. в издании Ф. Ньюкемба. Как чертами лица, фигурой, так и отдельными деталями внешности третий портрет не противоречит известным словесным описаниям и характеристикам облика Разина. Перед нами человек с мужественным лицом, умными, внимательными глазами. У него простая казацкая стрижка и окладистая борода. Он внутренне сосредоточен, погружен в себя, во всём его облике ощущается скрытая энергия и сила.

Тех, кто окружал Разина, кто с ним сталкивался, поражали размах его личности, широта и обаяние его натуры. Удалой атаман, в совершенстве владевший приёмами казацкой войны, он в то же время постиг секреты боя «правильным строем», знал, как ведут обычно боевые действия царские воеводы: как они бросают полки в атаку и держат оборону, как берут приступом окруженный город и сами сидят в осаде, обороняясь из-за крепостных стен. Природный ум Разина, его сметливость и наблюдательность, военный талант и темперамент искали выхода и в полной мере нашли приложение, когда подняв огромные народные массы, он встал во главе Крестьянской войны».
Чистякова Е.В., Соловьев В.М. Разин и разинцы на мордовской земле/

Под ред. А.В. Клеенкина. - Саранск, 1986., с. 32.


5. «Готовя новый поход, С. Разин в декабре 1670 г. тайно вывез из Черкасска в Кагальник свою семью, которая оставалась с ним до кровавых апрельских дней 1671 г., когда С. Разин был схвачен, а все его сподвижники были перебиты. Эти факты показывают, что С. Разин был не безразличен к своим близким. Поэтому можно с известной долей вероятности предположить, что казнь в 1665 году старшего брата Ивана - руководителя казацкого отряда - в связи с самовольным уходом казаков с позиций под Киевом оказала на С. Разина неизгладимое впечатление, способствовала тому, что все насилия и несправедливости российской действительности он воспринял и в дальнейшем во многом сквозь призму своей личной трагедии. На расправу над братом, как причину, побудившую его к выступлению против существующих порядков, С. Разин указал и во время допросов в застенках Земского приказа перед казнью в июне 1671 г.».
Сахаров А.Н. Степан Разин - предводитель Крестьянской войны // Крестьянские войны в России XVII-XVIII вв.: проблемы, поиски, решения. - М., 1974, с. 156.

6. «Человек огромной воли и бурных страстей, Разин поражал современников, причём не только подчинённых, но и врагов, боявшихся его как огня и серьёзно веривших слухам о его колдовской, сверхъестественной силе. В обстановке первых успехов, когда целые отряды противника переходили на сторону Разина без сопротивления, а пушкари и стрельцы палили в разинцев холостыми зарядами или нарочно целились «в небо», появлялись легенды: пушки-де в него не стреляли, пули его не брали».


Буганов В.И. Степан Разин. - М., 1985., с. 12.
7. «С конца 50-х годов Разин активно участвует в политической жизни казачества: в составе посольства ездит в Москву, заключает мирный договор с калмыками, возглавляет военные походы. Такие поездки стали основой, на которой постепенно созрели взгляды будущего вожака восстания. Много несправедливости видел Разин и в жизни донского казачества. Он обладал острым взглядом и чутким сердцем, именно поэтому и решил «черным людям дать свободу». Разин был заметной фигурой среди донских казаков и имел задатки незаурядного предводителя».
Валовой Дмитрий Васильевич. Дерзновение. - М.: Молодая гвардия, 1989.
8. «Стенька Разин был человеком опытным, хитрым, злым и умным. Современники отмечали его склонность к авантюрам, военную сноровку и замашки безжалостного атамана. Внешне Разин был ревностным богомольцем, но следовал русской поговорке: «Не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не получишь Царствия Небесного».
Энциклопедия истории России под редакцией Д. Володихина

Приложение 4

«Прелестные грамоты» С.Т. Разина
1. Грамота от Степана Тимофеевича от Разина. Пишет вам Степан Тимофеевич всей черни.Хто хочет богу да государю послужить, да и великому войску, да и Степану Тимофеевичу, и я выслал казаков, и вам бы заодно измеников вывадить и мирских кравапивцев вывадить. И (…) мои казаки како промысь станут чинить, и вам бы (…) итить к ним в совет, и кабальныя и апальныя шли бы в полк к моим казакам.

2. От донских и от яицких атаманов молотцов, от Стефана Тимофеевича и ото всего великого войска Донского и Яицкого паметь Цывильскогоуезду розных сёл и деревень черней руским людем и татаром и чюваше и мордве. Стоять бы вам черне, руские люди и татаровя и чювяша, за дом пресвятые богородицы и за всех святых, и за великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича (…) и за благоверных царевичев, и за веру православных християн. А как не Цывильска к вам, к черне, руские люди и татарови и чюваша и мордва, высыльщики в Цывильский уезд по селом и по деревням будут и станут что над вами учинет обманом, всех в осаде вас прерубет. А тех бы вам цивильских высильщиков ловить и привозить в войско в Синбирск. А которые цывиленя дворяня и дети боярские и мурзы и татаровя, похотев заодно тоже стоять за дом пресвятые богородицы и за всех святых и за великого государя и за благоверных царевичев, и за веру православных крестиян, и вам бы, чернь, тех дворян и детей боярских и мурз и татар ничем не тронуть и домов их не разореть. А с войсковой памяти вам, чернь, списывать отдавать списки по селам церковным причетником дьячком в слово в слово. И списывая, отдавать их по розным волостем и по селам и по деревням сотцким и старотам и десяцким, чтоб они, уездные люди, все в сию высковою паметь знали.

3. Великого войска Данского и Еицкого и Запорожского от атаманов от Михаила Харитоновича, да от Максима Дмитревича, да от Михаила Китаевича, да от Семена Нефедьева, да от Артемья Чирскова, да от Василья Шилова, да от Кирилы Лаврентьева, да от Тимофея Трофимовича в Челнавской атаманом молотцом и всему великому войску.

Послали мы к вам Козаков лысогорских Сидара Леденева да Гаврилу Болдырева для собранья и совету великого войска. А мы ныне в Танбове ноября в 9 день в скопе, у нас войскова силы с 42 000, а пушак у нас 20, а зелья у нас полпятаста и больши пуд.

И кой час к вам ся память придет, и вам бы пожаловать атаманы и молотцы, собрався, ехоть к нам на помочь с пушками и з зельем безо всякого мотчанья днем и ночью наспех. А писал к нам из Орзамасу донской атаман, что наши козаки князь Юрья Долгаруково побили со всем его войским, а у него была пушак 120, а зелья 1500.

Да пожаловать бы вам, породеть за дом пресвятые богородицы и за великого государя, и за батюшку за Степана Тимофеевича, и за всю провославную християнскою веру. Потом вам, атаманы молотцы, атаман Тимофей Трофимов челом бьет.

Орлов А.С. и др. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. - М., 1999, с.155-156.
Приложение 5

Разин и белгородщина
«В1670 году в Белгород из Острогожска пришла грамота народного вождя, которая призывала к борьбе с угнетателями. Об этом мы узнаём из отписки воеводы Белгородского полка Г. Ромодановского в Разрядный приказ:

«Да острогожские ж, государь, жители прислали в Белгород Стеньки Разина прелестное письмо, чтоб из городов твои, великого государя, всяких чинов люди, кто похочет, шли к нему, Стеньке...»

На белгородщине действовали отряды под руководством Фрола Разина, брата Степана Разина.

Район Старого Оскола, Валуек был охвачен волной крестьянского движения. Рядовые служилые люди Валуйской крепости были связаны с разинцами и готовились примкнуть к восставшим. В Валуйках и окрестностях начались пожары, был подожжен монастырь.

Под Старым Осколом на казачьих сенных покосах столкнулись два отряда: отряд детей боярских и дворян, отправлявшийся в полк Ромодановского, и отряд восставших. Повстанцы ночью изрубили противника, забрали лошадей, одежду и всё имущество.

Победу над правительственным отрядом разинцы отпраздновали в селе Высоды Яблоновского уезда. Всё, что забрали у дворян и детей боярских, роздали жителям села.

Воевода Нелединский послал солдат для усмирения восставших. Часть их была доставлена к воеводе и подвергнута жестоким пыткам. Большинство же разбежалось по лесам и болотам, чтобы продолжать борьбу. Восставших преследовали отряды воеводы Нелединского и полковника Белгородского полка Андрея Цеева. Им был дан приказ «нат теми воровскими людьми промышлять соопча». Под натиском правительственных отрядов повстанцы вынуждены были отступить, пройдя белгородский вал между Яблоновом и Корочей в Хмелеватые ворота. Напуганные воеводы предпочитали отсиживаться в городах, за крепостными стенами.

Борьба продолжалась. Многие ратные люди отказывались идти на государеву службу, бежали и присоединялись к повстанцам... Против восставших царское правительство двинуло большие силы. Крестьяне, вооруженные косами и топорами, не могли устоять в этой неравной борьбе. К весне 1671 г. царизму удалось подавить основные очаги движения».


Белгородская область – Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1967г., с.191-192.

Приложение 6

7 интересных фактов о Степане Разине

Стенька Разин - герой песни, буйный разбойник, в порыве ревности утопивший персидскую княжну. Вот все, что большинству известно о нем. И все это - неправда, миф. Реальный Степан Тимофеевич Разин - выдающийся полководец, политический деятель, «отец родной» всех униженных и оскорбленных, был казнен то ли на Красной, то ли на Болотной площади в Москве 16 июня 1671 года. Его четвертовали, тело разрубили на части и выставили на высоких шестах у Москвы-реки. Там оно провисело, по меньшей мере, пять лет.


1) «Степенный мужчина с высокомерным лицом»

То ли от голода, то ли от притеснений и бесправия бежал из-под Воронежа на вольный Дон Тимофей Разя. Будучи человеком сильным, энергичным, смелым, он довольно скоро вошел в число «домовитых», то есть богатых казаков. Женился на плененной им же самим турчанке, которая родила трех сыновей: Ивана, Степана и Фрола.

Внешность среднего из братьев описана голландцем Яном Стрейсом: «Это был высокий и степенный мужчина, крепкого сложения, с высокомерным прямым лицом. Он держался скромно, с большой строгостью». Многие черты его внешности и характера противоречивы: к примеру, существует свидетельство шведского посла о том, что Степан Разин знал восемь языков. С другой стороны, согласно преданию, когда его и Фрола пытали, Степан шутил: «Слыхал я, будто только ученых людей обривают в священники, мы с тобой оба неученые, а все же дождались такой чести».
2) Челночный дипломат

К 28 годам Степан Разин становится одним из виднейших казаков на Дону. Не только потому, что он был сыном домовитого казака и крестником самого войскового атамана Корнилы Яковлева: раньше качеств полководца в Степане проявляются дипломатические качества. К 1658 году он в составе донского посольства отправляется в Москву. Полученное задание выполняет образцово, в Посольском приказе его даже отмечают как человека толкового и энергичного. Вскоре он примиряет в Астрахани калмыков и нагайских татар.

Позже, в походах Степан Тимофеевич будет неоднократно прибегать к хитрости и к дипломатическим уловкам. К примеру, по окончании длительного и разорительного для страны похода «за зипунами» Разина не только не арестуют как преступника, но отпустят с войском и частью оружия на Дон: таков результат переговоров казацкого атамана с царским воеводой Львовым. Более того, Львов «принял Стеньку в названые сыновья и по русскому обычаю подарил ему образ девы Марии в прекрасном золотом окладе».

3) Борец с бюрократией и тиранией

Ждала Степана Разина блестящая карьера, если бы не случилось событие, кардинальным образом изменившее его отношение к жизни. Во время войны с Речью Посполитой, в 1665 году, старший брат Степана Иван Разин решил увести с фронта свой отряд домой, на Дон. Ведь казак - вольный человек, может уйти, когда захочет. Иного мнения придерживались государевы воеводы: они догнали отряд Ивана, вольнолюбивого казака арестовали и предали казни как дезертира. Бессудная казнь брата потрясла Степана. Ненависть к аристократии и сочувствие бедным, бесправным людям окончательно укоренились в нем, и через два года он начинает готовить большой поход «за зипунами», то есть за добычей, для того, чтобы накормить казацкую голытьбу, уже в течение двадцати лет, с момента введения крепостного права, стекающуюся на вольный Дон.

Борьба с боярами и прочими угнетателями станет главным лозунгом Разина в его походах. И главной причиной того, что в разгар Крестьянской войны под его знаменами будет находиться до двухсот тысяч человек.
4) Хитрый полководец

Предводитель голытьбы оказался изобретательным полководцем. Выдав себя за купцов, разинцы взяли персидский город Фарабат. В течение пяти дней они торговали награбленными ранее товарами, разведывая, где находятся дома богатейших горожан. А, разведав, ограбили богачей.

В другой раз хитростью Разин победил уральских казаков. На сей раз разинцы прикинулись богомольцами. Войдя в город, отряд из сорока человек захватил ворота и позволил зайти всему войску. Был убит местный атаман, а яицкие казаки сопротивления донским не оказали.

Но главная из «умных» побед Разина - в битве у Свиного озера, в Каспийском море недалеко от Баку. На пятидесяти кораблях к острову, где был разбит лагерь казаков, приплыли персы. Увидев противника, силы которого превосходили их собственные в несколько раз, разинцы бросились к стругам и, неумело управляя ими, попытались уплыть. Персидский флотоводец Мамед-хан принял хитрый маневр за побег и приказал сцепить персидские корабли между собой, чтобы, как в сети, поймать все войско Разина. Воспользовавшись этим, казаки принялись из всех орудий стрелять по флагманскому кораблю, взорвали его, а когда тот потянул на дно соседние и среди персов поднялась паника, принялись топить один за другим другие суда. В итоге от персидского флота осталось всего три корабля.


5) Стенька Разин и персидская княжна

В сражении у Свиного озера казаками был пленен сын Мамед-хана, персидский принц Шабалда. Согласно легенде, в плену оказалась и его сестра, в которую был страстно влюблен Разин, которая будто бы даже родила донскому атаману сына и которую Разин принес в жертву Волге-матушке. Однако существованию персидской княжны в реальности нет никаких документальных подтверждений. В частности, известна челобитная, с которой обращался Шабалда, прося отпустить его, но при этом принц ни словом не обмолвился о своей сестре.


6) «Прелестные письма»

В 1670 году Степан Разин начал главное дело своей жизни и одно из главных событий в жизни всей Европы: Крестьянскую войну. О ней не уставали писать в иностранных газетах, за ее ходом следили даже в тех странах, с которыми у России не было тесных политических и торговых связей.

Эта война уже не была походом за добычей: Разин призывал к борьбе с существующим строем, планировал идти на Москву с целью свержения, но не царя, а боярской власти. При этом он надеялся на поддержку запорожских и правобережных казаков, отправлял к ним посольства, но результата не добился: украинцы были заняты собственной политической игрой.

Тем не менее война стала всенародной. Бедняки видели в Степане Разине заступника, борца за их права, называли отцом родным. Города сдавались без боя. Тому способствовала активная агитационная кампания, проводимая донским атаманом. Используя присущую простому люду любовь к царю и набожность, Разин распустил слух, будто с его войском следуют наследник царя Алексей Алексеевич (на деле умерший) и опальный патриарх Никон. Первые два корабля из плывших по Волге были накрыты красной и черной материей: на первом якобы находился царевич, на втором - Никон.

Расходились по всей Руси разинские «прелестные письма». «За дело, братцы! Ныне отомстите тиранам, которые до сих пор держали вас в неволе хуже, чем турки или язычники. Я пришел дать всем вам свободу и избавление, вы будете моими братьями и детьми, и вам будет так хорошо, как и мне, будьте только мужественны и оставайтесь верны», - писал Разин. Его агитационная политика была настолько успешной, что царь даже допрашивал Никона о связи того с бунтовщиками.
7) Казнь

Накануне Крестьянской войны Разин захватил фактическую власть на Дону, нажив себе врага в лице собственного крестного отца атамана Яковлева. После осады Симбирска, где Разин потерпел поражение и был тяжело ранен, домовитые казаки во главе с Яковлевым смогли арестовать его, а затем и его младшего брата Фрола. В июне отряд из 76 казаков доставил Разиных в Москву. На подходе к столице к ним присоединился конвой из ста стрельцов. Братьев одели в лохмотья. Степана привязали к позорному столбу, установленному на телеге, Фрола приковали так, чтобы он бежал рядом. Год выдался засушливым. В разгар жары арестантов торжественно провезли по улицам города. Затем жестоко пытали и четвертовали.

После смерти Разина о нем стали слагаться легенды. То он бросает со струга двадцатипудовые камни, то защищает Русь вместе с Ильей Муромцем, а то добровольно садится в тюрьму, чтобы выпустить заключенных. «Полежит так маленько, отдохнет, встанет… Дай, скажет, уголь, напишет тем углем на стене лодку, насажает в ту лодку колодников, плеснет водой: река разольется с острова до самой Волги; Стенька с молодцами грянут песни - да на Волгу!.. Ну, и поминай как звали!»

Григорий Саблин.

Отрывок из рукописи новой книги Петра Романова "Русский бунт"

За свои бесконечные бунты XVII век так и вошел в русскую историю под именем «бунташного» века. И в центре этого времени - фигура Степана Разина. Кстати, любопытнейший феномен: уже сколько веков минуло, а романтический ореол окружает этого безжалостного разбойника до сих пор.

Объяснение находим у Николая Костомарова: "Ненависть к боярам, воеводам, приказным людям и богачам, доставлявшим выгоды казне и самим себе, приводила к тому, что жители перестали смотреть на разбойников как на врагов своей страны, лишь бы только разбойники грабили знатных и богатых, но не трогали бедных и простых людей; разбойник стал представляться образцом удали, молодечества, даже покровителем и мстителем страждущих и угнетенных".

Полагаю, что секрет неувядающей популярности Степана Разина как раз в том, что наши верхи по-прежнему не отличаются ни добротой, ни честностью, ни милосердием. Как на таком фоне не блистать "благородному разбойнику"? Впрочем, не надо иллюзий, "робингудство" Разина - всего лишь миф, просто людская память упорно отторгает трезвые оценки, вроде той, что дал нашему "герою" тот же Костомаров: "Это был выродок неудачного склада общества".

Как отмечали многие исследователи, Разин определил русский народный характер, может быть, не в меньшей степени, чем время ордынского ига. Он, по их мнению, подлинный герой народа, а духом Разина исполнены все революционные события 1917-20 годов. Есть даже те, кто полагает, что герои этих событий - всего лишь бледные тени грандиозной фигуры Стеньки.

Костомаров пишет о Разине: "Это был человек необычайно крепкого сложения, предприимчивой натуры, гигантской воли, порывчатой деятельности. Своенравный, столько же непостоянный в своих движениях, сколько упорный в предпринятом раз намерении, то мрачный и суровый, то разгульный до бешенства, то преданный пьянству и кутежу, то готовый с нечеловеческим терпением переносить всякие лишения… В речах его было что-то обаятельное; дикое мужество отражалось в грубых чертах лица его, правильного и слегка рябоватого; в его взгляде было что-то повелительное; толпа чувствовала в нем присутствие какой-то сверхъестественной силы, против которой невозможно было устоять, и называла его колдуном. В его душе действительно была какая-то страшная, таинственная тьма. Жестокий и кровожадный, он, казалось, не имел сердца ни для других, ни даже для самого себя; чужие страдания забавляли его, свои собственные он презирал. Он был ненавистник всего, что стояло выше его. Закон, общество, церковь — все, что связывает личные побуждения человека, все попирала его неустрашимая воля. Для него не было сострадания. Честь и великодушие были ему незнакомы".

Согласно наиболее распространенной версии, запалом разинского восстания послужила казнь старшего брата Разина - Ивана. Атаман Иван Разин в 1665 году командовал казачьими полками на польской границе в русской армии князя Долгорукого. Осенью казаки решили вернуться на Дон, полагая, что по распоряжению Круга им на смену будут направлены другие войска. Долгоруков воспротивился этому решению, казаков вернул силой, а атамана приказал повесить.

На мой взгляд, версия выглядит достоверной, поскольку прекрасно вписывается в исторический контекст того переходного периода отношений между Москвой и казаками. Князь был уже уверен в том, что казаки обязаны ему подчиняться беспрекословно, а Иван Разин по-прежнему считал, что помощь казаков русской армии - дело добровольное: хотим - воюем, надоело - пошли домой.

И все же ставить во главу угла личную месть Стеньки Разина означало бы серьезно упростить причины восстания. Конечно, братья Разины - Иван, и Степан (в меньшей степени - младший Фрол) обладали на Дону немалым авторитетом, так что можно предположить, что казнь Ивана возмутила не только его родню, но и все казачество.

Важнее другое: то нестерпимое положение, в котором оказался в ту пору простой русский человек. Как справедливо пишет Костомаров, "вся половина XVII века была подготовкой эпохи Стеньки Разина". Если политическая элита с возведением на престол Михаила Романова еще как-то успокоилась, то низы, разбуженные Смутным временем, все еще бурлили. Крестьяне, не желая оставаться крепостными, пускались в бега и группировались в разбойничьи шайки, казаки, вольготно чувствовавшие себя при Лжедмитриях, желали "продолжения банкета", раскольники требовали своего и т.д. Как говорили тогда: весь русский мир закачался.

Наконец, несмотря на разбойничий характер и самого Разина, и всех его сподвижников, у этого бунта обнаруживается и вполне определенная идейная подоплека, что выделяет его среди прочих многочисленных мятежей той эпохи. Трудно точно сказать, когда в голове Стеньки Разина четко оформилась эта мысль, но он, похоже, искренне надеялся на всей русской земле установить вместо самодержавия более справедливый, как он считал, казацкий военно-демократический строй. Позже, примерно те же идеи возникли в голове и у Емельяна Пугачева. То есть, простой разбой, или как тогда говорили "добывание зипунов", постепенно начал приобретать черты политического бунта.

На царскую власть, учитывая психологию низов, слепо почитавших государей, Разин вслух не замахивался, наоборот, при всяком удобном случае, подчеркивал, что спасает царя от его подлых слуг-бояр. Однако одновременно распускал слух, что у него в обозе якобы скрываются царевич Алексей и свергнутый патриарх Никон. Роль уже умершего к тому времени царевича Алексея играл взятый Разиным в плен какой-то черкесский князек.

Устаревшее стрелецкое войско с казаками не справлялось, а войск иноземного строя, которые воевали против казаков успешно, у власти было еще мало. Поэтому главную ставку в борьбе против Разина Москве пришлось сделать на верное ей "домовитое", то есть, богатое казачество. И власть не ошиблась.

В своих так называемых "прельстительных" письмах, которые Разин распространял в народе, задача свержения государя никогда не прокламировалась. Он лишь объявлял себя последовательным борцом против царских чиновников и духовенства, которых казак обвинял как раз в измене царю. Пленным стрельцам Разин втолковывал: "Вы бьетесь за изменников, а мы бьемся за государя". То есть, лозунгом восставших стал призыв "За царя против бояр!". Разумеется, это было лишь тактической уловкой: совместить разинскую страсть к безбрежной воле с подчинением царю было невозможно.

Понятно, что этот казацкий порядок вступал в глубокое противоречие не только со светской, но и с духовной властью. Разину приписывали, скажем, такие речи: "На что церкви? К чему попы? Венчать, что ли? Да не все ли равно: станьте в паре подле дерева, да пропляшите вокруг него - вот и повенчались".

***
Стоит, правда, отметить, что не все казаки поддерживали тогда Разина. Как и вече, казачий Круг иногда делился пополам и бурно выяснял, кто прав. В лучшем случае на кулаках, а в худшем случае силой оружия. Вот и в 1670 году, когда лояльные Москве казаки собрали в Черкасске свой Круг, там внезапно появился Разин с товарищами, объявил "главного докладчика" московским шпионом, убил его, а тело бросил в Дон. Верные Москве казаки едва спаслись тогда, укрывшись в соборе.

Тем не менее, именно раскол в среде казаков и обеспечил Москве, в конце концов, победу. Устаревшее стрелецкое войско с казаками не справлялось, а войск иноземного строя, которые воевали против казаков успешно, у власти было еще мало. Поэтому главную ставку в борьбе против Разина Москве пришлось сделать на верное ей "домовитое", то есть, богатое казачество. И власть не ошиблась.

Подробности пленения Разина в апреле 1671 года неизвестны, но схвачен Разин был не царскими войсками, а именно казаками, перешедшими на сторону Москвы. Практически все захваченные с Разиным повстанцы были тут же повешены, а самого грозного атамана вместе с братом Фролом отправили в столицу. По дороге в Москву уже в кандалах более слабый характером Фролка начал пенять брату, что тот втянул всех в беду, на что Степан, судя, по воспоминаниям очевидцев, что сопровождали арестантов, уверенно ответил: "Никакой беды нет! Нас примут почестно, самые большие господа выйдут посмотреть на нас".

Действительно, братьев встречали, но только не для того, чтобы приветствовать. Уже за несколько верст до Москвы с Разина сняли его богатое платье и переодели в лохмотья. Из столицы привезли большую телегу с виселицей. К ней и приковали за шею Разина. Фролку привязали цепью к телеге, так он и бежал остаток пути до Москвы.

Здесь после страшных пыток, во время которых Стенька не проронил ни звука, он и был казнен 6 июня 1670 года.

Младший брат пыток не выдержал, покаялся и обещал служить государю. «Экая ты баба!», - сказал уже полуживой брат. После мучительных пыток, Степан столь же стойко выдержал и четвертование. Фрол, ожидая своей очереди, опять рыдал, клялся в верности государю и молил о пощаде. "Молчи, собака!", - откликнулся атаман. И это были его последние слова.

Что с Фролом произошло далее точно неизвестно. По некоторым свидетельствам, он сначала отсрочил свое наказание, соврав, что знает, где зарыт богатый клад, а затем его, раскаявшегося, приговорили к пожизненному тюремному заключению.

***
Шлейф от разинского восстания в хрониках и документах того времени можно проследить до 1672 года. Уже без своего лидера часть казаков, упорно сопротивляясь, наносила власти болезненные удары. Круг, собранный сторонниками Разина, обвинил в его смерти митрополита Иосифа и воеводу князя Львова. Оба были захвачены казаками. С митрополита сняли священные одежды, в которых он вышел из церкви, подвергли пытке и сбросили с колокольни. После пыток убили и князя Львова.

Последней точкой в бунте Разина можно считать лето 1672 года, когда верные государю войска взяли Астрахань и учинили суд и расправу над последними разинцами. Впрочем, расправа с последними бунтовщиками произошла не сразу. Федька Шелудяк, ставший во главе разинцев после смерти Степана, сдался московским войскам, окружившим Астрахань, на определенных условиях. И бояре какое-то время свои обязательства выполняли: никто не был казнен, у всех отобрали лишь награбленное. Разинцы жили какое-то время на свободе, однако, позже из Москвы в Астрахань для сыска и расправы специально прибыл князь Яков Одоевский. Бывшие главари разинцев были схвачены и повешены. С рядовыми смутьянами, поскольку серьезной угрозы они уже не представляли, поступили более милосердно, они были просто отправлены на службу в разные места.

Не думаю, что сам Разин хотя бы раз задумался над тем, какой глубокий след он оставит в русской истории, след противоречивый, но, безусловно, очень яркий. Достаточно привести размышления, уже после Октябрьской революции, Федора Шаляпина: "Я, конечно, далек от мысли видеть в Степане Тимофеевиче Разине символический образ России. Но правда и то, что думать о характере русского человека, о судьбах России и не вспомнить о Разине - просто невозможно… Находит иногда на русского человека разинская стихия, и чудные он тогда творит дела! Так это для меня достоверно, что часто мне кажется, что все мы - и красные, и белые, и зеленые, и синие, - в одно из таких Стенькиных наваждений взяли да и сыграли в разбойники, и еще как сыграли - до самозабвения! Подняли над бортом великого русского корабля прекрасную княжну, размахнулись по-разински и бросили в волны… Но не персидскую княжну на этот раз, а нашу родную мать - Россию".

Наверняка многие слышали об атамане Стеньке Разине. Был такой пират предводитель казаков, разбойничал на Волге.

Он грабил суда, убивал, резал и колол - да, было, было! Было кровопролитие, был разбой, было беззаконие.

Напоминает мне это Робина Гуда, только тот намного гуманней был. В принципе, действия Разина мало чем отличались от действий пиратов. Богатство, добыча, нажива, но Степан действительно не убивал зависимых людей, только бояр... Но все равно - убийства есть убийства.

Почему же его имя было так популярно в народе? Вообще, образ благородного разбойника сформировался сравнительно давно у разных народов. Беззаконие и преступность, граничащие с благородством и великодушием в некоторой степени, всегда привлекали людей.

Та же история и с пиратством и пиратами... Но не о них сейчас разговор, пираты разные бывают, я говорю о конкретном человеке - Разине.

Надо сказать несколько слов о его карьере в целом.

Степан Разин, когда брал в плен очередное судно, кричал "Сарынь на кичку!". Это означало, что разбойники предупреждают, что они нападут, и беднота должна была подняться на кичку (возвышенность на судне) и оставаться там во избежание жертв. То есть, Разин честно предупреждал, что будет грабить.

Степан Разин взял Астрахань, Саратов, Царицын и много других городов. Разбойник? Разбойник.

Но удача ему изменила под Симбирском - он был полностью разбит и спасся бегством. Разину еще удавалось бунтовать народ против властей, но не так как раньше. В чем же дело?

А дело в том, что его имя уже потеряло свое обаяние в народе. Он стал восприниматься не как вольный бунтарь, не как народный защитник, а просто как убийца и разбойник.

Пытался взять Черкасск, Самару и Саратов, но не удалось.

Кровавая у нас была история.

Действия Стеньки мало чем отличались, повторяюсь, от деяний классических пиратов. Только Волга мельче Карибского моря... Суть от этого не меняется.

Взять хотя бы случай с персидской княжной, попавшей к Разину в плен.

Как-то раз Степан крепко выпил и, встав на борт, сбросил свою прекрасную пленницу в воду, сказав:"Возьми, матушка-Волга! Много ты мне всего дала, а я тебя еще не поблагодарил!". Жестоко.

Многие знают эту легенду.

Однако Разина помнят именно "благородным разбойником". Почему? Наверно, потому, что такие люди нравятся своей неординарностью.

Кто-то может сказать, что Джек Воробей также неординарен и тоже нравится. Но, как всем известно, Джек - другой разговор, он не творил такие зверства, как Степан. И прекрасную персиянку в воду точно бросать не стал бы...

Итак, Степан Разин - личность противоречивая.

Да и вообще, наша история противоречива.