03.03.2019

Почему гвоздику назвали гвоздикой: история названия и интересные факты. История гвоздики


Август 7th, 2010

Древние греки, имевшие мифическое восприятие мира, создали легенду о происхождении красной гвоздики . Однажды раздосадованная и разозленная неудачной охотой богиня Диана проходила через лес и увидела молодого пастушка, играющего на свирели. Она обвинила его в том, что он распугал своей музыкой всю дичь. Несмотря на оправдания и мольбы несчастного, не помня себя от ярости, она схватила юношу и вырвала у него глаза. Совершив страшное злодеяние, опомнившись, она осознала весь ужас произошедшего, но изменить что-либо уже было невозможно. Тогда, чтобы увековечить память о невинных, так жалостно смотревших на нее глазах, она бросила их на землю. В тот же час из них выросли два прекрасных цветка — две красные гвоздики , своей окраской напоминающие о невинно пролитой крови, а своим узором (есть гвоздики , у которых в середине находится несколько похожее на зрачок пятно) умолявшие о пощаде невинные глаза пастушка.

Исцеление, утешение, смерть…

Дальнейшее развитие истории этого знаменательного цветка не во многом отличается от легенды о его рождении. Особенно значительную роль сыграла гвоздика в истории Франции , а точнее в кровавых событиях этой страны. Считают, что впервые этот цветок стал известен в 1270 году, когда король Франции Людовик IX Святой пошел в последний крестовый поход в Тунис, осадив город со своим 60000 войском рыцарей. Тогда разразилась страшнейшая чума, против которой ничего не могли сделать врачи. Благочестивый король, убежденный, что на всякий яд в природе можно найти противоядие, и обладавший некоторыми познаниями о травах, посчитал, что в стране, где так часто случается эта болезнь, непременно должно быть растение, излечивающее ее. Занимаясь поиском, однажды правитель присмотрелся к цветку, росшему почти на бесплодной почве. Красивая раскраска и пряный аромат этого цветка натолкнули правителя на мысли что, быть может, это и есть то растение, которое он ищет. Король приказал собрать как можно больше этих цветов и сделать из них отвар, которым следует поить заболевших. К величайшей радости, напиток этот оказался целебным и чума начала отступать. Но когда страшная болезнь постигла самого правителя, ничего не помогло ему и он умер.

Вернувшись домой, крестоносцы, очень любившие своего великодушного короля в память о нем приносят гвоздику , которая с тех пор становится одним из любимейших цветов во Франции. Но целебность гвоздики французы связывали не с свойствами цветка, а с личностью короля Людовика IX, которого вскоре в 1297 году церковь причислила к лику святых. Возможно, именно по этой причине ботаник Линней дал ей спустя много столетий название Dianthus, что означает «божественный цветок «.
Спустя несколько столетий гвоздика фигурирует в истории Франции в связи с именем Великого Конде (Людовика II Бурбонского), знаменитого полководца и победителя испанцев в битве при Рокруа (1649 г.). Находясь по причине интриг кардинала Мазарини в заточении в тюрьме, Конде посадил на грядке у окна своей камеры несколько гвоздик . Тщательно ухаживая за ними, он радовался каждому распустившемуся бутону и гордился этим не меньше, чем своими победами. Эти цветы стали для него отдушиной во мраке заточения и заменили ему недостающих друзей.
Современница великого завоевателя, французская поэтесса мадам Сюдери, однажды посетившая его в темнице, увидев как бережно лелеял он свои цветы, написала в память об этом такие строки: «При виде этих гвоздик , которые славный воин поливает своей победоносной рукой, вспомни, что и Аполлон строил стены, и не дивись видеть Марса садоводом».

В то время как Конде находился в заточении, его супруга, племянница Ришелье, очень энергичная женщина, подняла в провинции восстание, в результате чего добилась освобождения своего мужа из тюрьмы. Обрадованный внезапной вестью, Конде в восхищении воскликнул: «Не чудеса ли! В то время как испытанный воин растит старательно свои гвоздики , жена его ведет ожесточенную политическую войну и выходит из нее победительницей!» С тех пор красная гвоздика стала эмблемой сторонников Конде и является знаком преданности не только самому воителю, но и всему дому Бурбонов.
В страшный период французской революции красная гвоздика носила название «гвоздика ужаса «. Ею украшали себя невинные жертвы террора, идя на казнь. Это было молчаливым свидетельством о том, что они умирают во имя своего короля и смело смотрят в глаза смерти.
Но не только знать придавала красной гвоздике особое значение. В то же время французской революции крестьяне и простой люд Франции также наделяли этот цветок особым смыслом. Букетики гвоздик многие столетия дарили девушки отправляющимся на войну парням из своих деревень, как пожелание скорейшего возвращения домой с победой. Солдаты Наполеона верили в чудодейственную силу этого цветка и хранили его у сердца как оберег и средство, придающее храбрость в бою. На полях сражений на груди погибших храбрецов не раз находили такие букетики.
Насколько понятия храбрости и мужества были связаны для французского народа с гвоздикой , свидетельствует хотя бы тот факт, что Наполеон I, учреждая 15 мая 1802 года орден Почетного легиона, избрал цветом ленты цвет красной гвоздики , чем навсегда увековечил роль этого цветка в истории Франции и исконную любовь к ней французского народа.

Значительный вклад в развитие культуры гвоздики внес король Рене, которого Людовик XI оставил без наследства. Тогда Рене поселился в городе Экс и занялся разведением гвоздики . Начатое дело культивации цветка так захватило жителей провинции, что даже спустя столетия, Экс и поныне славится своими чудесными гвоздиками .
Бесконечно самодовольный герцог Бургундский, внук Людовика XV в юности возомнил себя величайшим садоводом. Этому тщеславию очень способствовал один из придворных льстецов, который ночью заменял только что посаженную юным герцогом гвоздику на пышную и цветущую. Утром же льстец заверял герцога в том, что его мощная личность так сильно действует на цветы, что они вырастают за одну ночь. Тщеславный герцог, тем не менее, принимал эту сказку за чистую правду, купаясь в лучах осознания собственного величия.
В 1815 году красная гвоздика становится эмблемой приверженцев Наполеона, а роялисты, особенно пажи и гвардейцы избирают своей эмблемой белую гвоздику . К сожалению, это стало еще одной причиной кровавых столкновений между оппонентами, которые часто оканчивались очень печально.
Яркое тому подтверждение — история молодого пажа Людовика XVIII, Сен-При. Однажды он приехал в гости к своей тете, статс-даме герцогини д’Ангулем. Она с ухмылкой спросила его: «Как, ты не носишь никакой эмблемы? Разве ты боишься бонапартистов?» В это время в комнату входила герцогиня д’Ангулем. Услышав эти слова, она сказала: «Упреки Вашей тетушки несправедливы. Я знаю, что Вы, г-н Сен-При, — рыцарь без страха и упрека и преданы нам всей душой». Сказав это, она взяла из стоявшего в комнате букета белых гвоздик одну и воткнула ее в петлицу Сен-При.
«Глубоко тронут вниманием Вашего Высочества, — отвечал, кланяясь, Сен-При, — можете быть уверены, что я докажу, что Вы правы».
Гуляя вечером по бульвару вместе с несколькими товарищами и с подаренной ему белой гвоздикой в петлице, он повстречал группу офицеров-бонапартистов, в петлицах которых были тщательно воткнуты красные гвоздики .
- Очень маркий цвет, господа, вы носите, — дерзко сказал один из них.
- Да, правда, слишком маркий, чтобы вы могли его носить, — ответил Сен-При.
В результате между офицером и Сен-При завязалась ссора и драка на шпагах. Офицер оказался известным бретером и, несмотря на всю отвагу и прыть пажа, офицер ранил Сен-При прямо в грудь. Когда несчастье уже произошло, подоспел патруль, а офицеры скрылись. Товарищи подняли Сен-При и положили в карету, которая повезла юношу в училище. Когда его подвозили к училищу, случайно мимо проезжала карета, где ехали его тетка и герцогиня д’Ангулем. Не заметив его бледности, но увидав на груди окрасившуюся от залившей ее крови в красный цвет гвоздику, она воскликнула:
- Стыд, стыд! Негодный, он нас срамит, он носит красную гвоздику !
- Да, сударыня, — слабым голосом произнес Сен-При, — красную , но по-прежнему чистую; она окрашена моей кровью.
- Боже мой, — заметив кровь, растерянно произнесла герцогиня, — да ведь он ранен; бедное дитя, это я его убила!..

Паж скончался в этот же вечер, выразив перед смертью желание, чтобы в гроб ему положили и гвоздику, ставшую причиной его смерти…
Вот какую роль сыграла гвоздика в истории Франции. Однако в других государствах Европы она сыграла также свою, не менее интересную роль.

Публиковалось в журнале "Столичное образование".

У европейских народов есть зафиксированно множество имен правителей, упоминаемых, когда речь заходит о незапамятных временах. У русских зафиксированны выражения при царе Косаре (его иногда связывают со словом кесарь ) и при царе Копыле (диалектное слово копыл имеет значение ‘рукоятка топора’, ‘стояк’, ‘скрепа’, ‘колодка’). Поляки говорят za króla Ćwiezka ‘при короле Гвоздике’ или za króla Świerszczka ‘при короле Сверчке’, чехи говорят za krále Cvrčka ‘при короле Сверчке’ или za krále Holce (když byla za grešli ovce ) ‘при короле Гольце, когда овца стоила гроши’, словаки говорят za Kuruca kráľa ‘при короле Куруке’. Украинцы говорили за царя Тимкá (як земля була тонка ) ‘при царе Тимке (когда земля была тонка)’ или за царя Гороха (як людей було трохи ) ‘при царе Горохе (когда людей было мало)’. У чехов есть еще выражение za Marie Teremtete ‘при Марии Теремтете’, оно имеет венгерское происхождение (сравните с венгерскими словами teremtés ‘создание, существо’, a teremtésit ‘черт возьми!’). Еще можно вспомнить записанное фольклористами русское выражение жил-был царь овёс, он все сказки унес (в ответ на просьбу рассказать сказку).
Есть аналогичные выражения и у неславянских народов. Немцы говорили Anno Tobak ‘в незапамятные времена, давным-давно’, буквально ‘в лето табаково’. Это выражение – переделка латинского Anno Domini ‘в лето Господне’, то есть «в таком то году от рождества Христова». В английском в таком же значении встречаются выражения in days of yore и in days of dot . У французов есть выражение au temps du roi Guillemot ‘во времена короля Чистика’ (чистики – вид морских птиц). Также французы вспоминают времена, когда Берта пряла (au temps où Berthe filait ), с ними согласны итальянцы – al tempo che Berta filava . Впрочем, у французов есть и более романтичное выражение – au temps où les rois épousaient les bergères ‘когда короли женились на пастушках’. Испанцы говорят о незапамятных временах en tiempo(s) de Maricastaña ‘во времена Марикаштана’ (castaña ‘каштан’). Еще одно испанское выражение – tiempo del rey que rabió – во времена короля, который болел бешенством. В Мексике говорят en tiempos del rey Perico ‘во времена короля Болтуна’.
Иногда такие выражения удается связать с реально существовавшими правителями. Так, французское выражение au temps du roi Dagobert ‘во времена Дагоберта’ связано с Дагобертом I – королем франков в 629 – 639 годах. Английские слова when Queen Anne was alive ‘когда королева Анна была жива’ связаны с королевой Анной, правившей совсем недавно – в 1702 – 1714 годах. Польское za króla Sasa объясняют, связывая с польском короле Августе II, который был курфюрстом Саксонским (saski по-польски значит ‘саксонец’). Это польское выражение перешло в украинский фольклор:
За царя Саса…наiлись люде хлiба й мъяса, як настав Понятовський [Станислав Август Понятовский, король польский в 1764 – 1795 гг.], то все й пiшло почортовьский .
За царя Саса, тодi добре було: iж хлiб, хоч роспережи паса [‘ешь хлеб, хоть распускай пояс’].
Также в украинском фольклоре записана и такая присказка: За короля Сибка як була земля тонка, що носом пробъєш, та й води ся напъєш ‘При короле Сибке, когда земля была тонка, что носом пробьешь и воды напьешься’. Исследователи связывают это выражение с Яном Собесским, королем Польши с 1674 по 1696 год.
Еще один из королей, ставших символом давних времен, был в Испании. Обратимся к роману Сервантеса «Дон-Кихот», где найдем слова «юбка времен короля Вамбы». Это Вамба (Wamba ) правил в королевстве вестготов, находившемся на территории современной Испании, в 672 – 680 годах. Буква W, нехарактерная для испанского языка, подчеркивает германское происхождение этого имени. Еще одно обозначение стародавних времен в испанском языкеen tiempo de los godos ‘во времена готов’ – также отсылает к эпохе вестготского правления.
В русском языке самая известная фраза такого рода – при царе Горохе . Происхождение этой фразы уже много лет вызывает споры ученых. Сразу скажем, что эти споры не закончены и по сей день. Познакомимся с теми версиями, которые существуют на данный момент, а заодно узнаем, что говорят в подобных случаях другие народы.
А. Н. Афанасьев в труде «Поэтические воззрения славян на природу» связывал царя Гороха с образом бога грозы, сражавшего со змеем. Он считал, что слово горох одного происхождения со словами грохот, грохотать. По мнению Афанасьева, память об этом боге сохранилась в русской сказке о Покатигорошке: «Назван он так потому, что рождается от горошины. Идет мать его царица по воду, только зачерпнула ведром – как катится по дороге горошинка и прямо в ведро; взяла царица горошинку и проглотила, и вот разбухло у ней во чреве зерно, сделалась она беременна и родила сына. Еще дитятею узнает он, что сестру его схватил змей и унес на крыльях вихря в горы, а старших братьев насмерть побил. Покатигорошек велит кузнецам сковать себе семипудовую булаву и, пробуя ее крепость, бросает за облака: словно гром загремел – понеслась булава высоко-высоко в поднебесье и скрылась из глаз; через два часа на третий назад вернулась. Когда она падала, Покатигорошек подставил ей навстречу свое колено (или руку) – и булава погнулася. С этою булавою и выступает он против змея». Но позднее этимологи показали, что слова горох и грохот имеют разное происхождение.
Б. А. Рыбаков в книге «Язычество древних славян» также связал царя Гороха со сказками о Котигорохе или Покатигорохе, в которых он видел отражение вождя славянского племени, сопротивлявшегося в X в. до н. э. нападениям кочевников-киммерийцев, знаменитых тем, что они были одними из распространителей обработки железа в Европе: «Покати-Горох – пахарь, рожденный в большой семье; ему и его братьям приходится пахать на себе, без коня или волов: "сами запряглись и поехали орать". Действует богатырь после успешного нападения Змея, пленившего братьев и сестер богатыря. <…> Он пешим бьется с конным врагом. Сквозь сказку проходит противопоставление медных вещей железным. Все архаичное – медное, все новое – железное. И у Змея, владельца конных табунов, есть большие запасы железа. <…> Богатырь-Горох похож на племенного вождя: испытания, которым он подвергается, засвидетельствованы для народов Европы; он, например, должен объездить коня, перепрыгнуть через 12 коней. Таким испытаниям подвергались раннесредневековые конунги. Время Царя-Гороха – это, очевидно, время первых киммерийских наездов, когда не укрепленные еще поселения чернолесских племен были сожжены первыми нападениями степняков около X в. до н. э». Но весомых аргументов в пользу этой гипотезы не нашлось.
Чаще всего выражение при царе Горохе связывают с русской сказкой о том, как царь Горох с грибами воевал.

Dianthus — это род многолетних растений, которые принадлежат к семейству Гвоздичные. Они считаются наиболее популярными видами среди выращиваемых в саду цветов. Название цветка «гвоздика » переводится как цветок Зевса или божественный цветок. Карл Линней во время классификации растений не стал отходить от древнегреческой легенды и оставил цветку название Dianthus — божественный цветок.

С ярко-пунцовым окрасом гвоздики, так напоминающим кровь, связно множество легенд , и сказания Древней Греции не стали исключением. Как гласит древнегреческий миф , однажды богиня Артемида, раздраженная после неудачной охоты, повстречала по пути красивого пастушка, который беззаботно наигрывал на своей свиристели незамысловатую мелодию. Артемида посчитала, что именно веселая мелодия пастушка и была причиной ее неудачи. Вне себя от гнева богиня обвинила юношу в том, что он разогнал всю дичь, обещая убить его за это. Бедный пастушок начал оправдываться и молить о пощаде, однако в ярости Артемида бросилась на него и вырвала юноше глаза. Сразу после этого богиня пришла в себя и осознала ужас происшедшего. Она бросила на землю вырванные у юноши глаза, так жалобно смотревшие на нее, и в тот же миг из них выросли две прекрасные ярко-красные гвоздики , которые впоследствии напоминали всем о невинно пролитой здесь крови.

Однако, стоит отметить, что не только у древних греков гвоздика ассоциировалась с кровью: у французов данный цветок имеет связь с некоторыми историческими событиями. В современной истории гвоздика символизируется как «цветок огня», «цветок борьбы».

Первое упоминание о гвоздике у французов относится к 1297 году — времени правления короля Людовика IX Святого. Согласно легенде, гвоздика обладает целебными свойствами. После долгой осады Туниса французские войска вернулись на родину и завезли с собой гвоздику. В это время в Европе господствовала чума, люди вымирали целыми поселениями, а старания медиков были тщетны. Король Людовик был уверен, что есть спасение от страшной болезни. Он предположил, что в Тунисе, где так часто свирепствует чума, существует и противоядие от нее. Тогда король-то и обратил внимание на красный цветок. Людовик велел нарвать побольше гвоздик , приготовить из них отвары и поить больных. Вскоре многие зараженные стали выздоравливать, и постепенно эпидемия закончилась. К сожалению, отвар помог не всем сам Людовик пал жертвой страшной болезни.

Цветок связан также с еще одним фактом французской истории: гвоздика была излюбленным цветком принца Конде, позже известного как Людовика II Бурбонского. С помощью махинаций кардинала Мазарини принц был заключен под стражу. В тюрьме он начал выращивать гвоздики. Тем временем жена Конде не теряла времени даром и, подняв восстание, добилась освобождения мужа. С тех пор гвоздика стала символом всех Бурбонов, род которых пошел от Конде.

С этих времен гвоздика тесно вплелась в историю Франции. В 1793 году, во время французской революции, люди, идя на эшафот, вешали на себя красные гвоздики — символ того, что они отдают свою жизнь за короля. Алые гвоздики получали из рук своих девушек солдаты, которые шли в армию на войну. Алые гвоздики символизировали невредимость и неприступность солдатов, носивших их как талисман.

Та же традиция пошла и у итальянцев, где девушки дарили гвоздики юношам, которые шли на битву. А сам цветок был изображен на государственном гербе.

В Испании же девушки тайно договаривались с юношами о свиданиях, прикалывая определенного цвета гвоздику к своей груди. У бельгийцев гвоздика — цветок простонародья или бедняков, символ домашнего очага гвоздиками украшали обеденные столы, дарили дочерям, которые выходили замуж. Символом любви и чистоты считалась гвоздика у немцев и англичан: поэты воспевали цветок в своих произведениях, художники запечатлевали его в своих картинах. Именно немцы и дали название цветку «гвоздика», которое обозначало сходство запахов растения и гвоздичного дерева, высушенного для пряности. Позже название проникло в польский, а затем и в русский языки.

Необычайно гордый и красивый цветок гвоздика с древних времен считался божественным растением, ведь в переводе с латыни он означал цветок Зевса. С этим цветком связано множество мифов и легенд, некоторые из которых довольно трагичны. Например, существует легенда, согласно которой появление этого цветка на нашей земле связано с именем древнегреческой богини охоты, плодородия и женского целомудрия Артемидой. По приданию, однажды Артемида возвращалась после неудачной охоты, естественно в очень плохом настроении. К своему невезению на ее пути оказался веселый молодой пастух, который наигрывал незамысловатую мелодию на свирели. Раздраженная богиня посчитала, что именно этот пастушок стал причиной ее неудачи в охоте, так как своей мелодией разогнал всю дичь. Она была настолько рассержена, что не слышала никаких оправданий и пощады о милосердии бедного юноши. В порыве ярости Артемида набросилась на беднягу и вырвала у него глаза, но в следующий момент она вдруг опомнилась и поняла, какую чудовищную ошибку совершила. Что бы хоть как-то загладить свою вину перед невиновным пастушком, богиня бросила его глаза на тропинку. В этом месте мгновенно появились прекрасные цветы - гвоздики, которые напоминали собой не только красивые глаза бедного юноши, но и злодеяние Артемиды.

В христианстве гвоздике придают совершенно другое значение - она символизирует страдания Спасителя. Считается, что эти цветы вырастали из слез самой Богородицы и поэтому очень часто ярко-красную гвоздику можно увидеть на изображении Мадонны с младенцем.

Символическое значение гвоздики в разных странах

В разное время и в различных странах гвоздика имела свое значение, иногда довольно противоречивое. Так, например, в Древнем Риме гвоздику считали цветком победителя, а в эпоху Ренессанса этот цветок изображался художниками на холстах, где было запечатлено обручение возлюбленных, как символ любви. В Турции и на Кавказе гвоздика символизирует собой счастье.

В Средневековой Франции пунцовая гвоздика была связана со многими жестокими и кровавыми событиями. В этой стране она появилась после крестового похода во времена правления Людовика ІХ (или Святого). Этот цветок предпочитал принц Конде, который был заключен в тюрьму. Именно там он и выращивал эти цветы, пока его жена поднимала восстание, в результате которого ее супруг оказался на свободе. С тех самых пор гвоздика стала символом борьбы и дома Бурбонов. Когда в 1793 г. Францию охватила революция, многие невиновные были осуждены на смертную казнь. Когда люди шли на эшафот, они прикрепляли к своей одежде красную гвоздику, тем самым подчеркивая верность своему королю.

В Италии и Испании гвоздика считалась главной посредницей в любовных делах, а в Бельгии этот цветок символизировал домашний уют. В Англии гвоздика завоевал симпатию самой королевы Елизаветы, а соответственно и всей аристократии страны. С начала прошлого столетия розовая гвоздика считается эмблемой Дня Матери, который ежегодно празднуют в США и Канаде. Также гвоздику принято дарить не только матерям, но и отцам в День Родителей в Южной Корее.

Гвоздика обладает многими магическими свойствами, одним из которых - зашита от негативной энергии, враждебного воздействия и колдовских чар. Кроме того, этот цветок может остановить сплетни и сквернословие. Также гвоздика хорошо укрепляет память, а если сделать ожерелье из бутонов и нанизать их на красную нить, то это станет хорошим оберегом для маленьких детей.

В средневековье, когда католическая церковь устроила охоту на ведьм, только гвоздика могла защитить людей с экстраординарными способностями (для этого нужно было носить этот цветок всегда с собой). Естественно гвоздика активно использовалась в различных защитных заклинаниях и магических ритуалах. Ее дарили больному человеку, так как считалось, что этот цветок обладает сильнейшими целительными свойствами.

Гвоздику (а точнее соцветия и корни растения) также использовали в качестве приворота, а амулеты из гвоздики способствовали самосовершенствованию, развитию уверенности и настойчивости. Кроме того, гвоздика помогает справиться с нерешительностью и активизировать жизненный тонус.

В традиционной медицине о целебных свойствах гвоздики стало известно в ХІІ веке. С того времени это растение применялось в борьбе с множеством самых различных заболеваний. Ее использовали при лечении эпилепсии, сифилиса и даже чумы. Также гвоздика была эффективна при гинекологических заболеваниях, особенно в качестве профилактического средства при частых выкидышах.

Гвоздику используют для лечения аллергии, ревматизма и диатеза. Это растение ускоряет заживление различных повреждений слизистой оболочки рта. Настойка из гвоздики имеет противовоспалительный, кровоостанавливающий и обезболивающий эффект, поэтому ее часто рекомендуют людям страдающим расстройствами желудочно-кишечного тракта. Кроме того, гвоздика является отличным профилактическим средством против простуды и вирусных заболеваний, так как обладает противовирусными и антибактериальными свойствами.

Лесохина Любовь "Гвоздики на красном"

Цветок связан также с еще одним фактом французской истории: гвоздика была излюбленным цветком принца Конде, позже известного как Людовика II Бурбонского. С помощью махинаций кардинала Мазарини принц был заключен под стражу. В тюрьме он начал выращивать гвоздики. Тем временем жена Конде не теряла времени даром и, подняв восстание, добилась освобождения мужа. С тех пор гвоздика стала символом всех Бурбонов, род которых пошел от Конде.

С этих времен гвоздика тесно вплелась в историю Франции. В 1793 году, во время французской революции, люди, идя на эшафот, вешали на себя красные гвоздики - символ того, что они отдают свою жизнь за короля. Алые гвоздики получали из рук своих девушек солдаты, которые шли в армию на войну. Алые гвоздики символизировали невредимость и неприступность солдатов, носивших их как талисман.

Та же традиция пошла и у итальянцев, где девушки дарили гвоздики юношам, которые шли на битву. А сам цветок был изображен на государственном гербе.

В Испании же девушки тайно договаривались с юношами о свиданиях, прикалывая определенного цвета гвоздику к своей груди. У бельгийцев гвоздика - цветок простонародья или бедняков, символ домашнего очага – гвоздиками украшали обеденные столы, дарили дочерям, которые выходили замуж. Символом любви и чистоты считалась гвоздика у немцев и англичан: поэты воспевали цветок в своих произведениях, художники запечатлевали его в своих картинах. Именно немцы и дали название цветку «гвоздика», которое обозначало сходство запахов растения и гвоздичного дерева, высушенного для пряности. Позже название проникло в польский, а затем и в русский языки.

Какие вы знаете Легенды о гвоздике. Чем привлекает этот цветок?

Совушк@ Искусственный Интеллект (240477), закрыт 2 года назад

АлчEноК Искусственный Интеллект (288983) 2 года назад

гвоздику называли цветок Зевса, то есть божественный цветок.

О происхождении гвоздики повествует древнегреческая легенда. Богиня охоты Диана (Артемида) возвращалась после охоты и встретила красивого пастушка, который весело играл на свирели. Охота была неудачной, и Диана со злостью набросилась на беднягу и стала укорять его, что это он разогнал дичь своей веселой песней. Пастушок оправдывался и просил не убивать его. Но богиня в ярости вырвала у него глаза. и сама испугалась, что натворила. Она бросает их на дорожку в лесу. И в ту же минуту из них вырастают две гвоздики, красные, как невинно пролитая кровь. Вот такая печальная легенда.
Другая легенда говорит, что этот огненный цветок расцвел в День рождения Христа. Розовая гвоздика - это символ материнства.

Цветы прекрасны и бывают разной расцветки. Их аромат завораживает своей нежностью.
Ярко-пунцовые цветки гвоздики напоминают кровь. И на самом деле этот цветок связан с рядом кровавых событий в истории. В культуре Нового времени гвоздика рассматривалась как "цветок огня", "цветок борьбы". Выдающуюся роль этот цветок ссыграл и в некоторых кровавых событиях ФранцииЛегенда о необыкновенной целебности этого растения. Первое появление гвоздики относят к временам Людовика IX Святого в 1297 году. Во Францию ее завезли из последнего крестового похода, когда французские войска долго осаждали Тунис. Среди крестоносцев разразилась страшная чума. Люди гибли, как мухи, и все усилия врачей помочь им оказались тщетными. Людовик Святой, был убежден, что в природе против этой болезни должно существовать и противоядие. Он обладал некоторыми знаниями целебных трав и решил, что в стране, где так часто свирепствует эта страшная болезнь, по всей вероятности, должно быть и излечивающее ее растение. И вот он остановил свое внимание на одном прелестном цветке. Его красивая окраска, сильно напоминавшая собою пряную индийскую гвоздику и ее запах заставляют предположить, что это и есть именно то растение, которое ему нужно. Он велит нарвать как можно больше этих цветков, делает из них отвар и начинает поить им заболевающих. Отвары из гвоздики вылечили от болезней многих воинов, и вскоре эпидемия прекратилась. К прискорбию, однако, не помогает он, когда заболевает чумой сам король, и Людовик IX становится ее жертвой
По христианской легенде, гвоздика расцвела в тот самый день, когда родился Иисус. С давних пор использовалась на церемониях бракосочетания, символизируя брачные отношения.

Розовая гвоздика интерпретировалась как слезы Девы Марии, поэтому она символизирует материнство.

Белая гвоздика означает чистую, возвышенную любовь
В Англии и Германии долгое время гвоздику считали символом любви и чистоты, о чем рассказывают народные легенды, а также произведения Уильяма Шекспира и Юлиуса Сакса. Гёте называл гвоздику олицетворением дружбы и стойкости. Ее воспевали в бессмертных картинах художники Леонардо да Винчи, Рафаэль, Рембрандт, Рубенс и Гойя. Именно немцы дали цветку название “гвоздика” - за сходство его аромата с запахом пряности, высушенных бутонов гвоздичного дерева, из немецкого это обозначение перешло в польский, а затем и в русский язык.