23.09.2019

Преображение господне.


Православная церковь отмечает один из важнейших христианских праздников - Преображение Господне и Спаса нашего Иисуса Христа.

Торжества в честь праздника Преображения Господня были установлены в православной церкви в IV веке, после того как святая равноапостольная царица Елена на месте Преображения Иисуса Христа на горе Фавор. В это же время на месте, где спали святые апостолы Петр, Иаков и Иоанн, был возведен трехпрестольный храм. В VI веке здесь были построены три храма — во имя Спасителя, святого пророка Моисея и святого пророка Илии. В XII веке на Фаворе существовали православный и католический монастыри, но сначала дамасский султан Мелек-Адель изгнал всех монахов и разрушил монастыри, затем в 1263 году египетский султан Бейбарс разгромил все святыни на горе. Фаворские монастыри до середины XIX столетия находились в полном запустении и лежали в развалинах. Возрождение на горе православного храма начал архимандрит Иринарх, который поселился на этом святом месте вместе с иеродиаконом Нестором. Устроив на горе алтарь, старец стал служить молебны для паломников, которые жертвовали деньги на строительство храма. Архимандрит Иринарх не дожил один год до освящения храма, которое было совершено иерусалимским патриархом Кириллом в августе 1862 года. Современный греческий православный храм на Фаворе трехпрестольный : центральный престол посвящен Преображению Господню, правый - пророкам Моисею и Илии, левый - великомученикам Георгию Победоносцу и Димитрию Солунскому.

В некоторой степени праздник Преображения связан и сопоставим с ветхозаветным праздником кущей. Подобная взаимность подтверждается и традицией совершать в оба этих торжества освящение плодов.

На Востоке к началу августа поспевают злаки и виноград, которые христиане приносят в храм для благословения в знак благодарности Богу за его любовь, за дарование щедрого урожая. Часть урожая в первые века христиане жертвовали в храм для совершения таинства евхаристии (причащения). Древний обычай освящать плоды восходит к VIII веку.

В русской народной традиции Преображение называется вторым или Яблочным Спасом, поскольку в этот день освящаются яблоки - самый распространенный плод на Руси.

Специально к этому дню яблоки везли целыми возами, и каждый более или менее зажиточный человек считал своим долгом раздать плоды бедным и больным. До этого дня не полагалось есть яблоки и все огородные овощи, кроме огурцов. Начиная с этого дня, разрешается есть яблоки и фрукты, освящение которых проводится в конце праздничной литургии.

В Православном календаре праздник приходится на Успенский пост, но ради праздника Преображения Господня церковный устав ослабляет строгость поста и допускает на трапезе рыбу.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Преображение Господне

Преображение Господне - православный праздник, который верующие отмечают 19 августа. В этот день мы вспоминаем евангельское событие, когда апостолы Петр, Иаков и Иоанн увидели Господа Иисуса Христа преображенным - во всей Божественной, вечной славе.

Что такое Преображение

Преображение (греч. метаморфосис, лат. Transfiguratio) буквально переводится как «превращение в другой вид» или «изменение формы». Полное название праздника - Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Это один из двунадесятых праздников.

События Преображения Господня

События Преображения описаны в Евангелиях, о них пишут все евангелисты, кроме апостола Иоанна. Во время молитвы на горе Фавор три ученика Иисуса Христа - Петр, Иаков и Иоанн - увидели, как Учитель преобразился: По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф 17:1-2).

Фавор - Гора Преображения

Фавор - это гора высотой 588 метров, расположенная в Израиле, в 9 километрах к юго-востоку от города Назарета. По преданию, именно на горе Фавор апостолы Петр, Иаков и Иоанн увидели чудесное Преображение Господне. В настоящее время на вершине горы действуют два монастыря, православный и католический.

История празднования Преображения Господня

Традиция праздновать Преображение Господне существовала уже в IV веке, а, скорее всего, и раньше. Именно в IV веке равноапостольная императрица Елена построила на горе Фавор храм в честь Преображения. Кроме того, мы читаем об этом празднике в поучениях святых Ефрема Сирина и Иоанна Златоуста. Из VII века до нас дошло слово на Преображение Господне святого Андрея Критского.

Молитвы Преображения Господня Тропарь Преображения Господня, глас 7

Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху, да возсияет и нам, грешным, Свет Твой присносущный молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.

Кондак Преображения Господня, глас 7

На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние.

Величание Преображения Господня

Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея преславное Преображение.

Митрополит Сурожский Антоний.

Проповедь на Праздник Преображения

Праздник Преображения раскрывает перед нами славу Богом созданной твари. Не только Христос явился в славе Отчей, в славе Своей Божественной в этот день перед Своими учениками: Евангелие нам говорит, что Божественный свет струился из Его физического тела и из той одежды, которая его покрывала, изливался на все, что окружало Христа.

Здесь мы видим нечто, что прикровенно уже раскрывалось нам в Воплощении Христовом. Мы не можем без недоумения думать о Воплощении: как оказалось возможно, что человеческая плоть, материя этого мира, собранная в теле Христовом, могла не только быть местом вселения Живого Бога – как бывает, например, храм – но соединиться с Божеством так, что и тело это пронизано Божественностью и восседает теперь одесную Бога и Отца в вечной славе? Здесь прикровенно открывается перед нами все величие, вся значительность не только человека, но самого материального мира и неописуемых его возможностей – не только земных и временных, но и вечных, Божественных.

И в день Преображения Господня мы видим, каким светом призван воссиять этот наш материальный мир, какой славой он призван сиять в Царстве Божием, в вечности Господней… И если мы внимательно, всерьез принимаем то, что нам здесь открыто, мы должны изменить самым глубоким образом наше отношение ко всему видимому, ко всему осязаемому; не только к человечеству, не только к человеку, но к самому телу его; и не только к человеческому телу, но ко всему, что телесно вокруг нас ощутимо, осязаемо, видимо… Все призвано стать местом вселения благодати Господней; все призвано когда-то, в конце времен, быть вобрано в эту славу и воссиять этой славой.

И нам, людям, дано это знать; нам, людям, дано не только знать это, но и быть сотрудниками Божиими в освящении той твари, которую Господь сотворил… Мы совершаем освящение плодов, освящение вод, освящение хлебов, мы совершаем освящение хлеба и вина в Тело и Кровь Господни; внутри пределов Церкви это начало чуда Преображения и Богоявления; верой человеческой отделяется вещество этого мира, которое предано человеческим безверием и предательством тлению, смерти и разрушению. Верой нашей отделяется оно от этого тления и смерти, отдается в собственность Богу, и Богом приемлется, и в Боге уже теперь, зачаточно, поистине делается новой тварью.

Но это должно распространиться далеко за пределы храма: все без остатка, что подвластно человеку, может быть им освящено; все, над чем мы работаем, к чему мы прикасаемся, все предметы жизни – все может стать частью Царства Божия, если это Царство Божие будет внутри нас и будет, как сияние Христово, распространяться на все, к чему мы прикасаемся…

Подумаем об этом; мы не призваны поработить природу, мы призваны ее освободить от плена тления и смерти и греха, освободить ее и вернуть в гармонию с Царством Божиим. И поэтому станем вдумчиво, благоговейно относиться ко всему этому тварному, видимому нами миру, и послужим в нем соработниками Христовыми, чтобы мир достиг своей славы и чтобы нами все тварное вошло в радость Господню. Аминь.

    Преображение Господне (2016)










    Преображение Господне (2016)

    Здравствуйте, вы смотрите программу «Директива Дугина». Сегодня великий двунадесятый праздник – Преображение Господне.
    Праздник Преображения Господня, называемый в народе Яблочным Спасом, имеет огромное значение для самой структуры православного времени. Это не просто конец лета, это высшее духовное измерение того, что можно назвать урожаем. Как чистый и священный крестьянский труд – солнечный царственный труд по возделыванию земли и уходу за домашними животными – даёт каждый год свои конкретные видимые плоды в виде зерна, молока, вина, яиц, мяса и яблок, так и духовная жизнь христианина должна венчаться высшим из возможных созерцаний – созерцанием Преображения Христова на Святой горе Фавор. Видения нетварного Фаворского Света, в котором Господь преобразился перед избранными учениками, – это вершина духовного пути христианина, высший из даров, конец пути – строго вверх, к Сыну Божию, Свету.
    Теологически смысл праздника сопряжен с моментом встречи двух Заветов – Ветхого и Нового. Христос с тремя учениками апостолами – Петром, Иаковом и Иоанном – поднимается в гору. Пока ученики спят, Христос обращается с молитвой к Богу Отцу и это избранное место заливается вечным светом. Проснувшись, ученики в ужасе и трепете увидели, как их учитель Иисус беседует в лучах божественного света с двумя старцами – с Моисеем и пророком Илией. Если бы Иисус Христос был бы пророком, то этой встречей он доказал бы своё пророческое достоинство. И именно это предложили ужаснувшиеся ученики: давайте, сказали они, поставим здесь три святилища, каждому из пророков – по святилищу. Они были, видимо, правы в логике Ветхого Завета: высшие праведники встретились по ту сторону жизни и смерти в свете истины. Но это было не так. Иисус Христос не пророк и не продолжатель иудейской традиции. Он есть намного, намного большее. Он Бог и Сын Божий. И свет, в котором он беседовал с ветхозаветными праведниками, был не обычный – а божественный – тот, который светил тогда, когда еще не было вообще ничего – ни света, ни тьмы. А он, Фаворский Свет уже был. И когда мир исчезнет, он будет светить по-прежнему.
    И чтобы у апостолов, которым и предстояло строить церковь Нового Завета, церковь Сына Божия, Церковь Пресвятой Троицы и нетварного Фаворского Света, не было сомнений, с небес раздался Голос: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в котором Мое благоволение; Его слушайте». Так на горе Фавор была приоткрыта самая высшая христианская истина – истина о Сыне, о Боге-Слове. Один из участников этого вселенского таинства, апостол Иоанн, в своём Евангелии напишет: «Вначале Было Слово». Он узнал, что такое Слово и что такое Возлюбленный Сын Божий, в этот самый момент на Святой горе Фавор.
    Новый Завет признает ветхозаветных праведников и пророков, чтит их. Но Иисус Христос не один из них. Он наш Истинный Бог, и именно это отличает нашу христианскую эпоху Благодати от прежней иудейской эры Закона. На горе Фавор в момент Преображения это было явлено трём апостолам, а через них остальным и всему человечеству.
    Афонские монахи и русские старцы считали, что увидеть Фаворский Свет – это цель всей христианской жизни. С видения Фаворского Света начинается монашеский подвиг русского старца Софрония Сахарова, отправившегося после этого дара из современного благоустроенного Парижа прямиком в дикую афонскую пещеру. Ведь нет ничего дороже и выше созерцания вечности. Но чтобы увидеть этот свет, учили старцы-исихасты, надо поместить свой ум в сердце и очистить свое сердце от тьмы материи, грехов и всего того безобразия, которым наше сердце чаще всего наполнено. Ведь как говорил старец Софроний: «Истинный путь к видению Божественного Света лежит через внутреннего человека». Пока мы не откроем и не воспитаем в себе внутреннего человека, пока не изучим и не очистим нашу сущность, мы будем пребывать во тьме.
    Ведь всё, что не есть Фаворский Свет, по большому счёту, есть одна сплошная непроглядная мгла.
    Всего доброго, вы смотрели преображенскую «Директиву Дугина».
    Сегодня как нельзя уместны приводимые старцем Софронием Сахаровым слова Симеона Нового Богослова:
    «Прииди, Свет истинный, Прииди, Жизнь вечная; Прииди, падших восстание; Прииди, низложенных воздвижение; Прииди, мертвых воскресение... Прииди, Царю Всесвятый, Прииди и вселися в ны, И пребуди в нас неотступно, И безраздельно царствуй в нас Ты - Единый во веки веков. Аминь».

Длит: 23:59:59

2016

Здравствуйте, вы смотрите программу «Директива Дугина». Сегодня великий двунадесятый праздник – Преображение Господне.
Праздник Преображения Господня, называемый в народе Яблочным Спасом, имеет огромное значение для самой структуры православного времени. Это не просто конец лета, это высшее духовное измерение того, что можно назвать урожаем. Как чистый и священный крестьянский труд – солнечный царственный труд по возделыванию земли и уходу за домашними животными – даёт каждый год свои конкретные видимые плоды в виде зерна, молока, вина, яиц, мяса и яблок, так и духовная жизнь христианина должна венчаться высшим из возможных созерцаний – созерцанием Преображения Христова на Святой горе Фавор. Видения нетварного Фаворского Света, в котором Господь преобразился перед избранными учениками, – это вершина духовного пути христианина, высший из даров, конец пути – строго вверх, к Сыну Божию, Свету.
Теологически смысл праздника сопряжен с моментом встречи двух Заветов – Ветхого и Нового. Христос с тремя учениками апостолами – Петром, Иаковом и Иоанном – поднимается в гору. Пока ученики спят, Христос обращается с молитвой к Богу Отцу и это избранное место заливается вечным светом. Проснувшись, ученики в ужасе и трепете увидели, как их учитель Иисус беседует в лучах божественного света с двумя старцами – с Моисеем и пророком Илией. Если бы Иисус Христос был бы пророком, то этой встречей он доказал бы своё пророческое достоинство. И именно это предложили ужаснувшиеся ученики: давайте, сказали они, поставим здесь три святилища, каждому из пророков – по святилищу. Они были, видимо, правы в логике Ветхого Завета: высшие праведники встретились по ту сторону жизни и смерти в свете истины. Но это было не так. Иисус Христос не пророк и не продолжатель иудейской традиции. Он есть намного, намного большее. Он Бог и Сын Божий. И свет, в котором он беседовал с ветхозаветными праведниками, был не обычный – а божественный – тот, который светил тогда, когда еще не было вообще ничего – ни света, ни тьмы. А он, Фаворский Свет уже был. И когда мир исчезнет, он будет светить по-прежнему.
И чтобы у апостолов, которым и предстояло строить церковь Нового Завета, церковь Сына Божия, Церковь Пресвятой Троицы и нетварного Фаворского Света, не было сомнений, с небес раздался Голос: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в котором Мое благоволение; Его слушайте». Так на горе Фавор была приоткрыта самая высшая христианская истина – истина о Сыне, о Боге-Слове. Один из участников этого вселенского таинства, апостол Иоанн, в своём Евангелии напишет: «Вначале Было Слово». Он узнал, что такое Слово и что такое Возлюбленный Сын Божий, в этот самый момент на Святой горе Фавор.
Новый Завет признает ветхозаветных праведников и пророков, чтит их. Но Иисус Христос не один из них. Он наш Истинный Бог, и именно это отличает нашу христианскую эпоху Благодати от прежней иудейской эры Закона. На горе Фавор в момент Преображения это было явлено трём апостолам, а через них остальным и всему человечеству.
Афонские монахи и русские старцы считали, что увидеть Фаворский Свет – это цель всей христианской жизни. С видения Фаворского Света начинается монашеский подвиг русского старца Софрония Сахарова, отправившегося после этого дара из современного благоустроенного Парижа прямиком в дикую афонскую пещеру. Ведь нет ничего дороже и выше созерцания вечности. Но чтобы увидеть этот свет, учили старцы-исихасты, надо поместить свой ум в сердце и очистить свое сердце от тьмы материи, грехов и всего того безобразия, которым наше сердце чаще всего наполнено. Ведь как говорил старец Софроний: «Истинный путь к видению Божественного Света лежит через внутреннего человека». Пока мы не откроем и не воспитаем в себе внутреннего человека, пока не изучим и не очистим нашу сущность, мы будем пребывать во тьме.
Ведь всё, что не есть Фаворский Свет, по большому счёту, есть одна сплошная непроглядная мгла.
Всего доброго, вы смотрели преображенскую «Директиву Дугина».
Сегодня как нельзя уместны приводимые старцем Софронием Сахаровым слова Симеона Нового Богослова:
«Прииди, Свет истинный, Прииди, Жизнь вечная; Прииди, падших восстание; Прииди, низложенных воздвижение; Прииди, мертвых воскресение... Прииди, Царю Всесвятый, Прииди и вселися в ны, И пребуди в нас неотступно, И безраздельно царствуй в нас Ты - Единый во веки веков. Аминь».

Что за праздник Преображение Господне 2016 и какое евангельское событие его символизирует, рассказывают древние религиозные тексты. В церковных православных книгах подробно описаны история и смысл таинства, и приведены тропарь и молитвы, которые возносят в этот светлый день перед иконами Всевышнему.

Народные приметы, сохранившиеся до нашего времени, указывают, как праздновать великое торжество Преображения и что можно делать в этот радостный и светлый день. Старики советуют молодежи с утра идти в храм на проповедь, а потом святить свежие фрукты и отмечать в семейном кругу Яблочный спас, совпадающий с датой церковного торжества.

Преображение Господне - что за праздник? История праздника и смысл

Что это за праздник Преображение Господне и в чем состоит его смысл, подробно рассказывают старинные евангельские тексты. Согласно их содержанию, история таинства восходит ко временам глубокой древности и описывает крайне важное для всех христиан событие - осознание Иисусом своей миссии Спасителя человечества. Библейские тексты, говорят, что это случилось во время одной из молитв, которую Христос вместе с наиболее преданными учениками возносил на горе Фавор. Апостолы не сразу заметили серебристое сияние, возникшее вдруг вокруг Учителя, но, когда над ними сгустился туман и голос Божий сообщил: «Тот сын мой избранный, в котором есть мое благоволение», очень испугались и пали ниц, опустив к земле головы. Открыть глаза и осмотреться они решились только тогда, когда Христос прикоснулся к ним. Таким образом, апостолы стали первыми свидетелями откровения, ясно указывающего на то, что Иисус и есть Сын Божий. Однако, рассказывать о дивном событии Христос категорически запретил вплоть до его чудесного воскресения из мертвых.

В память об этом таинстве на горе Фавор по инициативе царицы Елены возвели прекрасный христианский храм. В нем прихожане молились Всевышнему о спасении души и поминали событие Преображения Господня как символ будущего преображения всех людей в Священном Царствии Небесном.

Преображение Господне - что можно делать, а что - нельзя

Преображение Господне - великий церковный праздник, имеющий свои специфические правила, четко указывающие верянам, что в этот день можно делать, а что - категорически нельзя.

  • Запрещено употреблять в пищу мясо, масло и прочие продукты животного происхождения. На праздничном столе допустимы лишь постные блюда, овощи, фрукты и рыба.
  • Нельзя делать «грязную» работу: убирать, гладить, возиться с землей и пр.
  • Вязать, шить, стирать и заниматься чем-то ради корысти на Преображение - большой грех.
  • Можно нести овощи и фрукты в храм на освящение, но собирать для этих целей урожай надо непременно утром, чтоб на плодах не успела высохнуть роса.
  • Освященными дарами природы и яблочными пирогами собственной выпечки нужно угощать нищих, сирот и убогих.
  • За праздничной трапезой из напитков можно употреблять только чай, а из сладостей - свежие яблоки, яблочное варенье или джем и всевозможную домашнюю выпечку с начинкой из спелых яблок.

Приметы и обычаи на Преображение Господне

С Преображением Господним издавна связывали интересные приметы, которые в свою очередь породили целый ряд традиций и обычаев, ставших для многих верующих обязательными к исполнению.

  • Чтобы грядущий год был богатым, изобильным и урожайным, часть собранных овощей и фруктов отдают неимущим.
  • Для того, чтобы укрепить здоровье и обрести жизненную энергию, в праздничный день непременно съедают большое спелое яблоко с медом.
  • Парень и девушка, вступившие в брак на Преображение, проживут долго, счастливо и в полном согласии.
  • По погоде в этот день можно судить, каким будет январь грядущего года. Если в течение дня вдруг пойдет дождь, зима принесет с собой суровые холода, ветры и большое количество снега.

Преображение Господне - проповедь и тропарь

На Преображение Господне священники в церквях начинают утреннюю службу с проповеди, в которой рассказывают прихожанам о специфике и религиозном смысле праздничного события. Затем происходит торжественная литургия, включающая в себя исполнение тропаря и молитвы во славу Господа нашего Иисуса Христа.

Тропарь

Преобразился еси на горе, Христе Боже,

показавый учеником Твоим славу Твою,

якоже можаху:

да возсияет и нам грешным

свет Твой присносущный,

молитвами Богородицы,

Светодавче, слава Тебе.

Ты, Христе Боже, преобразился на горе,

показав ученикам славу Твою,

насколько они могли её видеть.

Пусть и для нас, грешных,

воссияет Твой вечный свет,

по молитвам Богородицы.

Податель света, слава Тебе.

Стихи и поздравления на Преображение Господне

На Преображение Господне красивые и трогательные поздравления в стихах уместно посвятить своим родным и близким людям. Продекламируйте их вслух за праздничной трапезой или напишите на красочной открытке и вручите лично близкому человеку. Такой приятный знак внимания обязательно поднимет настроение и придаст празднику дополнительную сердечность и душевность.

Преображение Господне - праздник светлый,

Несет он благодать и радость в каждый дом,

Стучится в окна яблоневой веткой

И озаряет нашу жизнь добром.

Хотим поздравить вас с Преображением,

Пусть счастья и любви вам небо ниспошлет!

Желаем всех мечтаний исполнения,

И пусть душа от радости поет!

Пусть стороной обходят вас раздоры,

А злые языки пусть замолчат,

Пусть миром завершаются все споры,

И ангелы хранят семьи очаг!

С днем преображения Господня,

Пусть ощутится благодать сегодня.

И пусть заветные исполнятся мечты,

Плоды созревшие, ты с дерева сними.

Пусть в доме будет радость и добро,

Всегда пусть будет чисто и светло.

Все испытать должны сегодня мы,

Незримый свет и очищение души.

Преображение Господне

Приходит в гости к нам сегодня!

Желаю вам преобразиться -

Ведь нужно в праздник веселиться!

Ведь нужно в праздник верить в чудо,

И я желать вам веры будут,

Чтоб только крепла с каждым днем,

Чтоб жизнь была чудесным сном!

Поздравления в прозе и картинки с Преображением Господним

Теперь, когда вы знаете, что за церковный праздник - Преображение Господне 2016, какова история этого евангельского события и что можно делать в день священного таинства православным, самое время подумать, как отпраздновать торжество.

Священники рекомендуют начать утро с похода в храм, прослушать проповедь и тропарь, ясно осознать смысл торжества, а потом вознести перед иконой Всевышнего молитвы за здравие и благополучие своей семьи. Затем можно вспомнить народные приметы, связанные с отмечающимся в тот же день Яблочным спасом и поздравить родных и близких трогательными стихами, яркими открытками с тематическими картинками и корзинами с сезонными фруктами, освященными во время богослужения.

В библейских сказаниях говорилось о том, как взял с собою Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и взошёл с ними на высокую гору, и там преобразился перед ними. Сегодня отмечаем праздник Преображения господня. Желаем всем большой удачи и счастья. Пусть ваша мечта обязательно станет реальностью, пусть ваша жизнь будет светлой и прозрачной, как родниковая вода. Пусть каждый миг вам дарит свет, любовь и понимание. Пусть птица счастья поможет исполнения всех желаний. Пускай Господь вам дарит только благословение.

С праздником светлым! Пусть Преображение Господне наполнит миром и добром людские сердца, а чистотой и светом — их помыслы. Возрадуйся и насладись этим днем, и пусть освященное яблочко исполнит твое самое заветное желание.

Со всех сторон слышится чудесный перезвон колоколов. Все православные с радостью идут в церковь, чтобы помолиться о здоровье, счастье, мире. Сегодня великий праздник - Преображение Господне. Мы поздравляем всех христиан со славным праздником. Желаем всем крепкого здоровья, радости и огромной удачи. Пусть в ваших сердцах всегда горит огонёк тепла и щедрости. Будьте милосердны к ближним. Делайте людям добро, и оно обязательно вернётся к вам с торицею. Пусть птица счастья часто посещает ваши дома.

О духовном смысле праздника Преображения Господня, о нашем восхождении вслед за Христом, о событии праздника и о том, почему именно Моисей и Илия явились Спасителю, о том, как подготовиться к этому дню и как провести его, рассказывает протоиерей Артемий Владимиров .

«Преобразился еси на горе, Христе Боже…» Кто не помнит начальных слов тропаря двунадесятого празднества Преображения Господня! Тогда на горе Фавор Спаситель, еще в глубокой ночи совершив восхождение с тремя преданнейшими и усерднейшими Своими учениками: - апостолом любви, братом его Иаковом и пылким Петром, беседовал с Отцом Небесным, и ученики, воздремавшие, вдруг увидели непостижимое: как лик Христа просветился ярче солнечного света, а Его ризы стали белоснежными, так что превосходили своей чистотой снег, лежащий на горе Кармил. И белильщик на земле, замечает евангелист, не может так выбелить ткань, как были чисты ризы Христа (ср.: Мк. 9: 3). Ученики, при раскрывшемся у них по воле Божией духовном зрении, увидели славу Господню, которую Сын всегда имел, как и Отец, будучи с Ним единосущным по воплощении. Но здесь человеческая природа, неразлучно и неслитно соединенная с Божеством, засияла - так кусок металла, помещенный в среду огня, раскалившись, сам начинает источать свет и тепло, будто становясь огнем, - но вместе с тем и не изменив своего земного естества.

Праздник Преображения. Он и древними святыми отцами, и русскими проповедниками, и поэтами Серебряного века воспет, потому что знаменует собою начало русской осени, ведь не случайно, еще по греческой традиции, народ приносит в храм плоды земные и начатки урожая, и священники, прежде чем окропить яблоки, груши, виноград, как это было принято на Пелопоннесе и в Херсонесе, читают особую молитву для верных, прося Господа Бога просветить их сердца лучами богопознания, чтобы они исполнились духовных благ, символом и материальным выражением которых являются эти земные плоды, как будто говорящие о нетленной райской жизни, к которой все мы призваны через духовное восхождение на гору Фавор, через единение со Христом Спасителем в . И действительно, дорогие друзья, о празднике Преображения говорит всё Священное Писание Ветхого и Нового Завета, говорит применительно к нам, чадам Церкви, которых святые апостолы называют чадами света, сынами Царствия. «Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся» (Пс. 33: 5). Вкусите, братия и сестры, в день Преображения от святой евхаристической Чаши Пречистого Тела и Крови нашего Спасителя, вкусите и видите, яко благ Господь. А что мы увидим? Увидят окружающие нас люди свет Небесного Отца, о котором Спаситель говорит так ясно и доходчиво: «Да просветится свет ваш (Фаворский свет. - прот. А.В. ) пред людьми, да видят благие дела ваши, красоту души и тела, осиянную Духом Святым, и прославят они Отца вашего, Который на небесах» (ср.: Мф. 5: 16).

Праздник Преображения говорит нам о радостном смысле духовного подвига

В день Преображения, принимая, как и апостолы, незлобивым, кротким и чистым сердцем Божественную благодать, льющуюся с вершины горы Фавор, мы начинаем понимать, почему первоверховный апостол Павел называл христиан светилами, сияющими в этом развращенном мире. Праздник Преображения говорит нам о радостном смысле духовного подвига. Ведь цель и почесть духовного звания о Христе Иисусе заключается не в чем ином, как в стяжании благодати Святого Духа, в готовности и способности раскрыть лепестки своей души, воспринять эти божественные лучи, источником которых является неподвижное Солнце Любви, или Солнце Правды, на языке пророка Малахии, - Господь и Бог наш Иисус Христос.

Вспомним, дорогие друзья, обстоятельства этого удивительного и таинственного праздника, подняться до духовного осмысления которого не так просто, но, конечно, возможно, если мы, как птенцы, собираемся под крылышком Матери нашей - Церкви, а она через гимнографов и песнотворцев: Косму Маиумского, Иоанна Дамаскина - в тропарях и песнопениях праздника (нужно очень внимательно их слушать, а не смотреть по сторонам), очистив наше восприятие, поднимет нас до разумения фаворских тайн. Обратим внимание, что трое из учеников следовали неотступно за Господом, покуда Он восходил на эту гору. А почему не взяли Иуду? - спросит кто-нибудь из вас. А потому, - отвечают толковники Священного Писания, - что рыжебородый предатель был весьма ленив и плотоугодлив. Он мечтал сесть рядом с Мессией в Его Царствии, которое, впрочем, представлял себе чисто земным, но не удосужился проснуться, когда Господь, постучав в горницу, где почивали апостолы, призвал усерднейших следовать за Ним. Так и нам нужно немножко поднапрячься, немножко потрудиться, чтобы 6/19 августа не оказаться не у дел, не оказаться разочарованными и неудовлетворенными, потому что без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Подумаем, как нелегко было апостолам следовать за Христом. Если вы бывали на горе Фавор, то, наверное, догадываетесь, что тогда не было серпантина, шоссе, по которому нынче таксисты за несколько шекелей или пяток долларов довезут вас до вершины, где можно приобщиться духом к великой тайне Преображения. Подниматься нужно было пешком, а значит - через колючки и заросли кустов. Может быть, и были какие-то тропинки, по которым пастухи водили своих овец, но, очевидно, подъем этот был малый подвиг, который безропотно несли апостолы, не желая отставать от своего Учителя. Так вот и нам, дорогие друзья, необходимо было уже за несколько дней до Преображения чуть-чуть поднапрячься, вступить в борьбу с суетными, тщеславными помыслами, оставить всякое миродержание, особенно словоохотливость, связанную по необходимости с осуждением, усерднее заняться чтением Священного Писания, которое просвещает не столько мозг, сколько душу, окрыляет, делает способным думать о Боге, тянуться к Нему, размышлять о Нем, молиться Ему.

Раз Моисей смиренно склонил главу пред Христом, значит, Христос и есть Основатель и Ветхого, и Нового Завета

Итак, оказавшись там, на вершине, Петр, Иоанн и Иаков внимали происходящему. А внезапно увидев просветленный лик Господа, они со страхом, и трепетом, и ужасом узрели Моисея и Илию. Моисей - законодатель, Илия - тот, кто предварит Второе пришествие Иисуса Христа перед близкой кончиной мира, пророк-ревнитель. Почему, - спросите вы, - именно эти два ветхозаветных святых, а не кто-то из судей или древних воинов, наподобие Иисуса Навина, предстал Господу и беседовал с Ним? Очевидно, сокровенный смысл явления именно этих двух величайших представителей Ветхого Завета заключается в следующем: раз, смиренно склонив главу пред Господом, Моисей, тот, кто принес с Синая 10 заповедей человеческому роду, беседовал с Ним, как дитя с Отцом, как ученик с Учителем, то отсюда следует, что Христос и есть Основатель как Ветхого, так и Нового Завета. Христос - не противник отеческим заповедям, но Он есть Господь и Судия, Он пришел исполнить закон и отменить его обрядовую часть, оставив нравственное содержание. Ну а Илия-ревнитель, который, как вы помните, мог даже огнем встретить дерзких богохульников, покушавшихся на жизнь огнепламенного пророка, беседуя со Христом, тем самым свидетельствовал апостолам (а они были люди всё-таки грамотные и понимающие), что перед ними - апостолами, Илией и Моисеем -долгожданный Мессия, чаяние языков, Тот, Кто пришел Израиль не столько от внешнего господства римлян, сколько от тирании диавола, от господства страстей, пришел сокрушить саму смерть, проложив путь новый и живой к Воскресению.

А затем сходит светлое облако, в котором сокрываются Илия и Моисей, и остается один Христос. И апостолы - давайте вспомним икону Преображения - упав от страха, замерев… - очень живописно православная традиция изображает учеников: кто на карачках, кто - распластав руки и ноги, как лягушонок, если можно так выразиться… Апостолы, от этого Божественного света павшие ниц, слышат голос Самого Небесного Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте». Навсегда они - Петр, Иоанн и Иаков - сокроют в своих душах сладостный и вместе с тем страшный для человеческой немощной природы голос Небесного Отца. И один из них, Петр, в своем Послании впоследствии скажет об этом голосе, снизшедшем из велелепной славы, голосе, который засвидетельствовал Богосыновство, Божество Господа Иисуса Христа.

Снизойдя с горы, апостолы еще сами носили в себе это сияние небесного огня. И лик Христа светился чудесно, так что народ было ринулся к Спасителю, Который тотчас по схождении с горы свершил чудесное деяние - исцелил бесноватого отрока, сказав его несчастному отцу: «Если можешь сколько-нибудь веровать - веруй: всё возможно верующему». Так и у нас с вами: придет праздник Преображения; дай Бог, мы с вами исповедуемся, приобщимся Христовых Тайн, чтобы не быть сторонними наблюдателями, но участниками Божественной Литургии, и, вкусив сладостной жизни будущего века, преобразившись дивным преображением, пронизанные лучами Божественной славы, мы обретем благодатное детство во Христе. Нам, как Петру, не захочется выходить из храма.

Помните, как Петр, не понимая, что он говорит, от избытка вышеестественной радости сказал: «Господи, хорошо нам здесь! Давай поставим три сени - три кущи: Тебе, Моисею и Илии. Только не будем возвращаться в этот суетный, жестокий, лукавый мир, где Тебя, Господи, ждут надменные фарисеи, лукавые саддукеи, ищущие Твоей смерти. Останься здесь навсегда!» Однако просьба Петра не была уважена. Почему? Потому что Спаситель, явив Свою Божественную славу ученикам, готовился к Своему крестному пути, уверяя последователей, что страдания, которые встретятся Спасителю в Гефсиманском саду и в Иерусалиме, не вынужденные.

Христос - не невольная жертва Голгофской муки, но Он самоохотно, как Богочеловек, из послушания Небесному Отцу и из любви к погибающему человеческому роду, восходит на Крест, чтобы, вкусив горчайшую мучительную смерть, победить ее, изжить Своим воскресением. Да, в ту Гефсиманскую ночь они, апостолы, все, кроме Иоанна Богослова, разбежались, словно испуганные дети, устрашенные свирепостью лиц Иуды и храмовых стражников, но по Воскресении вспомнили - вспомнили всё. Вспомнили и эти дивные часы на Фаворской горе. И с тем большим упорством и радостью они благовествовали вселенной веру во Иисуса Христа, истинного Бога и истинного Человека, Который и нас с вами, Своих детей, приобщает к нетленной, живоносной и целительной Божественной благодати, просвещая наш ум, ментальные способности, умиряя наше сердце, отгоняя от наших душ уныние и печаль, самое тело делая послушным инструментом разумной души.

Поднимемся и мы в этот день на гору Фавор - помыслом и чувством, чтобы предстоять Христу

Много сказано, но не сказано ничего, если не говорить о внутреннем значении и величии этого дивного и прекрасного осеннего праздника. И я очень надеюсь, дорогие друзья, что никто из вас не лишит себя по глупости или по суетности этой ни с чем не сравнимой радости богообщения, но каждый, по мере своих сил, поднимется на гору Фавор - поднимется не телесными ногами, но помыслом, чувством, чтобы предстоять в этот дивный праздник Христу, нашему Солнышку, в Котором нет ни единого пятна.