20.09.2019

Принципы и методы построения программы «Изо. ис-во» под ред


Данная программа была принята в 60-е годы и просуществовала до середины 80-х гг. В основу метода преподавания рисования 1960-х гг были заложены традиции русской реалистической школы, принципы партийности и народности ис-ва. Обучение рисованию основывалось на наблюдении и изучении реальной действительности с целью формирования у школьников материалистического мировоззрения. Рисование с натуры было основным, ведущим видом уч. работы в школе.

Вся работа по рисованию делилась на след. виды: рисование с натуры; декорат. рисование; рисование на темы; беседы об искусстве.

Цель программы заключалась в освоении учащимися графической грамоты.

В программе говорилось, что «…Успешное выполнение учебно-воспитат. задач, поставленных перед общеобразовательным предметом «изо. ис-во» возможно лишь при строгом соблюдении дидактических принципов в процессе обучения».

В.С. Кузин определил 8 основных принципов .

- принцип воспитывающего обучении (направленность восприятия на эстетическую сущность изображаемого);

-научность обучения (глубокое изучение воздушной и линейной перспективы, оптики, светотени, композиции и т.д.);

-систематичность и последовательность (логическая связь нового материала с пройденным и последовательным);

-сознательность и активность в обучении (постановка познавательных задач и проблемных ситуаций);

-доступность обучения (обучение опирается на уровень развития ребенка; соблюдение дидактических правил: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному);

-прочность усвоения уч. материала (для этого педагог должен разнообразить методику проведения уроков, методы и приемы объяснения, опроса);

-проблемное обучение (использование проблемных заданий и проблемных вопросов).

Вероятно, программа была бы выполнимой, если бы изо. иск-ву в школе отводился не 1 час в нед., а 12 как в Японии.

Билет 9.

Основы семейного воспитания. Современное состояние семейных отношений. Семейное право. Конвенция прав ребенка, отражение этих прав в законодательных актах РФ. Взаимосвязь семьи, школы, общественных организаций.

Семья является ведущим фактором, определяющим физическое и духовное развитие развивающейся личности. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребенка, намного превышает другие воспитательные воздействия. Установленный факт, что чем лучше семья, тем лучше влияет она на результаты воспитания. Исключения бывают, но они редки.

Компоненты содержания семейного воспитания: физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое, экономическое, экологическое, политическое, половое.


Методы сем. воспит.: убеждение (объяснение, внушение, совет); личный пример; поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива); наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания).

Средства воспит. в семье: слово, фолькло, родительский авторитет, труд, учение, природа, домашний быт, нац. традиции, обычаи, общественное мнение, духовный и моральный климат семьи, пресса, радио, телевидение, режим дня, литература, музеи и выставки, игры и игрушки, демонстрации, физкультура, спорт, праздники, символы, атрибуты, реликвии.

Современные семьи переживают не лучшие времена. В большинстве семей основные силы и время родителей расходуются на материальное обеспечение, но не на духовное формирование и развитие детей. Общение родителей с детьми сводится в основном к контролю за учебой ребенка в школе, а сам контроль- выяснению того, какие оценки получены.

Семейное право - отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения в сфере брачно-семейных отношений.

В настоящее время основным нормативно-правовым актом, регулирующим семейно-правовые отношения на территории Российской Федерации, является Семейный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой Российской Федерации 8 декабря 1995 г. СК устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака, признания его недействительным, регулирует личные и имущественные отношения между членами семьи, другими родственниками и иными лицами и определяет формы устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Конве́нция ООН о права́х ребёнка - международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

1989 году появилась Конвенция ООН "О правах ребенка", которая была принята и ратифицирована Российской Федерацией в 1990 году.

Пояснительная записка к рабочей программе по изобразительному искусству

Рабочая программа разработана на основе:

    Федерального государственного образовательного стандарта

    Федеральной примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству, созданной на основе федерального государственного образовательного стандарта;

    Учебного плана МБОУ СОШ № 4 г. Ардона РСО- Алания на 2017-2018 уч. год.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Кузин В. С, Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 2 класс: - М.: Дрофа, 2012 ,

а также дополнительных пособий для учителя: Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-4 классах. – М.: Просвещение, 2012,

и дополнительных пособий для учащихся: Кузин В. С, Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 2 класс: рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, 2012.

Рабочая программа предусматривает следующий вариант организации процесса обучения:во 2 классе предполагается обучение в объеме 34 часов (1 час в неделю).

Настоящая рабочая программа учитывает возрастную специфику обучающихся во 2 классах, а именно: возрастные особенности восприятия, мышления и творческой деятельности детей младшего школьного возраста.

В соответствии с этим реализуется программа по изобразительному искусству. На основании этой программы, целью которой является продолжение формирования у учащихся 2-ых классов универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов, реализуетс федеральный, региональный и школьный компонент.

Важнейшие образовательные задачи состоят в следующем:

    развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру, и изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству;

    освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

    овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представле­нию, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации, элементарного дизайна;

    воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе; своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Требования к уровню подготовки учащихся после изучения курса «Изобразительное искусство» во 2-ом классе

Ученик должен получить начальные сведения:

О рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;

О художественной росписи по дереву (Полхов-Майдан, Городец), по фарфору (Гжель); о глиняной народной игрушке (Дымково); о вышивке;

О цветах спектра в пределах наборов акварельных красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); об основных цветах (красный, желтый, синий);

Об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, об элементарных правилах смешивания основных цветов для получения составных цветов (оранжевый - от смешивания желтой и красной красок, зеленый - желтой и синей, фиолетовый - красной и синей).

Ученик должен знать/понимать:

Основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

Известные центры народных художественных ремесел России;

Основные цвета спектра в пределах акварельных красок;

Особенности работы акварельными и гуашевыми красками;

Ученик долженуметь :

Высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства;

Верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;

Правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими нужную часть рисунка;

Определять величину и расположение изображения в зависимости от размеров листа бумаги;

Передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения;

Передавать в тематических рисунках пространственные отношения;

Выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно-обобщённых форм растительного мира и геометрических форм.

Ученик должениспользовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

Самостоятельной творческой деятельности;

Обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства.

Годовое планирование учебного материала

(34 часа, 1 час в неделю)

Тема раздела

Количество часов

I -я четверть (8 часов)

Мы рисуем осень

II -я четверть (8 часов)

Мы рисуем сказку

III- я четверть (10 часов)

Мои друзья

IV -я четверть (8 часов)

С чего начинается Родина

Рисование с натуры (рисунок, живопись) (8 ч)

Рисование с натуры, по памяти и по представлению несложных по строению и простых по очертаниям предметов. Выполнение в цвете набросков с натуры (игрушек, птиц, цветов) с передачей общего цвета натуры. Развитие умения выражать первые впечатления от действительности, отражать результаты непосредственных наблюдений и эмоций в рисунках, передавать пропорции, очертания, общее пространственное расположение, цвета изображаемых предметов. Развитие способности чувствовать красоту цвета, передавать свое отношение к изображаемым объектам средствами цвета.

Примерные задания : рисование с натуры, а также по памяти и по представлению (включая и наброски): бабочек; простых по форме листьев деревьев и кустарников (вишня, рябина, сирень); цветов (незабудка, ландыш, фиалка и т. д.); книги, дорожного знака, детского воздушного шара, мяча, овощей (морковь, огурец), фруктов (лимон, мандарин, слива, груша); игрушек на елку (шары, зайчики, хлопушки, гирлянды); игрушечных машин (легковые автомашины, троллейбус, автобус, трактор и т. п.). Выполнение графических и живописных упражнений.

Рисование на темы (8 ч)

Ознакомление с особенностями рисования тематической композиции. Общее понятие об иллюстрациях. Иллюстрирование сказок. Правильное размещение изображения на плоскости листа бумаги. Передача смысловой связи между объектами композиции. Элементарное изображение в тематическом рисунке пространства, пропорций и основного цвета изображаемых объектов.

Эмоционально - эстетическое отношение к изо­бражаемым явлениям, событиям, поступкам персонажей в детских рисунках. Развитие зрительных представлений, образного мышления, воображения, фантазии.

Примерные задания: рисунки на темы: «Осень», «Любимая сказка», «Зимние развлечения с друзьями», «Мои друзья», «Весна наступает», «С чего начинается Родина», «На морском берегу», «Веселые клоуны», «Старинная башня», «Поле маков», «Праздничная улица»; иллюстрирование русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Репка», «Маша и медведь»; стихотворений «Вот север, тучи нагоняя...» А. Пушкина, «Ласточки» А. Плещеева, «Береза» С. Есени­на, «Радуга-дуга» С. Маршака, «Елка» Е. Благининой; рассказов Е. Чарушина, «Цветы и ягоды» И. Надеждиной, «На лесной поляне зимой» Г. Скребицкого, «Снежинки» (по М. Ильину и Е. Сегал).

Декоративная работа (8 ч)

Знакомство с видами народного декоративно - прикладного искусства: художественной росписью по дереву (Полхов - Майдан и Городец) и по фарфору (Гжель), русской народной вышивкой. Ознакомление с русской глиняной игрушкой. Для развития детского творчества в эскизах для украшения предметов применяются узоры в полосе, квадрате, прямоугольнике, элементы декоративно - сюжетной композиции. Формирование простейших умений применять в декоративной работе линию симметрии, ритм, элементарные приемы кистевой росписи.

Примерные задания: выполнение простых узоров в полосе, прямоугольнике для украшения несложных предметов на основе декоративного изображения ягод, листьев; выполнение орнаментальной полосы «Мои любимые животные» для украшения классного уголка; выполнение коллективной работы - фриза «Здравствуй, весна!» - на основе декоративного изображения цветов, птиц для украшения школы; выполнение эскиза украшения для коврика из декоративно переработанных бабочек, цветов, листьев для подарка маме, родным; раскрашивание изделий, выполненных на уроках технологии.

Лепка (3 ч)

Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, животных с натуры (чучела, игрушечные животные), по памяти и по представлению. Лепка простейших тематических композиций.

Примерные задания: лепка листьев деревьев, фруктов, овощей (по выбору) с натуры, по памяти или по представлению; лепка птиц и зверей (по выбору) с натуры (чучела, игрушечные животные), по памяти или по представлению; лепка тематической композиции на темы: «Лыжник с лыжами в руках», «Летчик в комбинезоне»; лепка изделий несложной формы по мотивам народных игрушек.

Аппликация (3 ч)

Рисование узоров геометрических и растительных форм (листьев деревьев, цветов и т. п.) и вырезание из цветной бумаги силуэтов игрушек (зайца, кошки, собаки, медведя, слона).

Использование в узоре аппликации трех основных цветов.

Примерные задания: рисование и вырезание из цветной бумаги простых геометрических и растительных форм, составление из них декоративных композиций и наклеивание на цветной лист картона или бумаги; составление сюжетной аппликации на темы «Праздничный салют», «Моя любимая игрушка».

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (4 ч)

Основные темы бесед:

    прекрасное вокруг нас (натюрморты художника И. Машкова и других художников);

    родная природа в творчестве русских художников (жизнь природы в творчестве художника - пейзажиста Н. Ромадина, звуки дождя в живописи);

    городские и сельские пейзажи;

    художественно - выразительные средства живописи и графики - цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты;

    композиция в изобразительном искусстве;

    художники - сказочники (В. Васнецов, И. Билибин);

    художники - анималисты (творчество В. Ватагина, животные на картинах и рисунках В. Серова и других художников);

    выдающиеся русские художники второй половины XIXв.: И.Репин, В.Суриков, И.Шишкин, И. Левитан;

    главные художественные музеи России;

    русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве (Жостово, Гжель, Полхов-Майдан, филимоновские глиняные свистульки, богородская деревянная игрушка, архангельские и тульские печатные пряники, русская народная вышивка).

С учетом уровневой специфики классов выстроена система уроков:

    рисование с натуры (ри­сунок, живопись),

    рисование на темы и иллюстриро­вание (композиция),

    декоративная работа,

  • аппликация с элементами дизайна,

    беседы об изобра­зительном искусстве и красоте вокруг нас.

В учебном процессе в соответствии с темой урока и дидактическими целями используются:

Методические журналы по искусству;

Учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, рисунки, схематические рисунки, схемы);

Портреты русских и зарубежных художников;

Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;

Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;

Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;

Таблицы по народным промыслам, рус­скому костюму, декоративно-прикладному искусству.

Оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, экран, фотоаппарат, видеокамера);

Аудиозаписи по музыке, литературные произведения;

Презентации на дисках;

Муляжи овощей и фруктов, гербарии;

Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;

Гипсовые геометрические тела

Керамические изделия (вазы, кринки и др.)

Драпировки

Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы и др.)

Краски акварельные, гуашевые, тушь;

Бумага АЗ, А4;

Фломастеры, восковые мелки;

Кисти беличьи № 5, 10, 20;

- ёмкости для воды

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 2 класс

п/п

Тема

Дата

Печатные

пособия и ЦОР

Планируемые результаты

Виды деятельности

Предметные

Метапредметные и личностные (УУД)

1 четверть. Мы рисуем осень (8ч)

Рисование с натуры

«Красота осенних листьев»

Изобразительный ряд :

репродукции картин В. Поленов «Золотая осень»

И. Хруцкий «Цветы и плоды»

И. Левитан «Золотая осень»,

В. Серов «Октябрь. Домотканово», Ю. Подлясский

«С колхозных полей»,

коллекция осенних листьев;

муляжи фруктов и овощей;

образцы произведений полхов-майданской росписи (фотографии или слайды)

Музыкальный ряд:

«Осенняя песенка» Д. Васильева-Буглая, А. Плещеев; «Что нам осень принесла» З. Левина, К. Некрасова.

Знать: понятие «натюрморт»; основные жанры и виды произведений изобразительного искусства; основные цвета спектра в пределах акварельных красок; о художественной росписи по дереву (Полхов-Майдан)

Уметь: анализировать специфические свойства акварели и гуаши; компоновать сюжетный рисунок; высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства; верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов; выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно-обобщённых форм растительного мира и геометрических форм.

Личностные: художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни; интерес к изучаемому предмету;

Регулятивные:

Познавательные: ориентироваться в понятиях «карандаш», «акварель», «гуашь»; анализировать полученную информацию;

Коммуникативные: способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

дидактические игры;

сюжетно-ролевые игры, инсценирование стихов об осени;

индивидуальная работа;

Рисование с натуры. «Дары осени»

Декоративная работа. «Весёлые узоры»

Декоративная работа. «Осенний узор»

Рисование на тему

«В гостях у осени» (карандаш)

Рисование на тему

«В гостях у осени» (акварель)

Рисование на тему «Богатый урожай» (карандаш)

Рисование на тему «Богатый урожай» (акварель)

2 четверть. Мы рисуем сказку (8ч)

Декоративная работа «Мы рисуем сказочную птицу» (карандаш)

Изобразительный ряд :

репродукции картин

В. Ватагина;

В. Васнецов «Иван-царевич на Сером волке»;

игрушка или чучело гуся;

образцы произведений городецких мастеров (фотографии или слайды)

Литературный ряд:

книга Е. Чарушин «Детки в клетке»;

русская народная сказка «Гуси-лебеди».

Музыкальный ряд:

-русские народные песни.

Знать: особенности работы акварельными и гуашевыми красками; особенности анималистического жанра; известные центры народных художественных ремесел России; историю развития городецкой росписи; приёмы выполнения розана и купавки;названия цветов (основных и оттенки); правила смешивания цветов; свойства рисовальных материалов; об особенностях художественной росписи по дереву.

Уметь: творчески стилизовать формы животного мира в декоративные; изображать форму, строение и цветовую окраску оперения птиц; передавать логическую связь между изображаемыми объектами композиции; верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов; передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения.

Личностные: предпосылки для развития творческого воображения; навыки использования различных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование);

Регулятивные: осуществлять действие по образцу и заданному правилу во время рисовальных упражнений; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя при изучении темы.

Познавательные: учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстративным материалом;передавать в тематическом рисунке пространство; анализировать полученную информацию; сравнивать и группировать введенные понятия.

Коммуникативные:

Умения работать в парах и малых группах;

Оформлять свои мысли при помощи рисунка.

дидактические игры;

работа с информационными источниками (альбомы репродукций, учебник, ТПО);

сюжетно-ролевые игры, инсценирование сказок;

индивидуальная работа;

работа в парах и малых группах.

Декоративная работа «Мы рисуем сказочную птицу» (акварель)

Рисование с натуры или по памяти гуся. Мы готовимся к рисованию сказки» (карандаш)

Рисование с натуры или по памяти гуся. Мы готовимся к рисованию сказки» (акварель)

Иллюстрирование русской народной сказки «Гуси – лебеди» (карандаш)

Иллюстрирование русской народной сказки «Гуси – лебеди» (акварель)

Декоративная работа «Мы рисуем сказочную ветку» (карандаш)

Декоративная работа «Мы рисуем сказочную ветку» (акварель)

3 четверть Мои друзья (10ч)

Рисование на тему «Наши зимние забавы» (карандаш)

Изобразительный ряд : репродукции картин

В. Серова;

К. Коровин «Зимой»,

Е. Вучетич «Советский воин-освободитель»,

А. Саврасов «Грачи прилетели»,

И. Левитан «Весна. Большая вода»,

дымковские и филимоновские игрушки (фотографии или слайды);

образцы полхов-майданских птиц-свистулек;

павловопасадские платки

Литературный ряд:

А. Блок «Снег да снег…»,

Г. Василистов «Снежки»,

И. Токмакова «Подарили собачку»;

Г. Виеру «Кот»;

К. Фофанов «Чем знаменито Дымково»

отрывок из поэмы Л. Кривошеенко «Живёт на заставе Серёжа»,

М. Исаковский «Весна»,

Г. Василистова «Весна»

Музыкальный ряд:

Г. Бойко,

мелодии на темы весеннего пробуждения природы.

Знать: особенности работы акварельными и гуашевыми красками; «понятие» геометрический узор»; о цветах спектра в пределах наборов акварель­ных красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); об основных цветах (красный, желтый, синий); об особенностях павлопасадских платков

Уметь: грамотно подбирать цветовые оттенки; видеть и называть цвета и цветовые оттенки; верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов; простейшими средствами передавать смысловую связь между предметами и героями в рисунке; располагать лист бумаги по вертикали и горизонтали в зависимости от замысла; правильно выбирать размер изображения в листе; цветом выделять главные объекты композиции. передавать в тематических рисунках пространственные отношения.

Личностные: эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным); толерантное принятие разнообразия культурных явлений;

Регулятивные: осуществлять действие по образцу и заданному правилу; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя при изучении темы.

Познавательные: учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстративным материалом; узнавать изображенные на картине предметы. Явления, действия; передавать в тематическом рисунке пространство; анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого; сравнивать и группировать введенные понятия.

Коммуникативные: умения работать в парах и малых группах; умение обсуждать коллективные и индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности.

дидактические игры;

работа с информационными источниками (альбомы репродукций, учебник, ТПО);

индивидуальная работа;

работа в парах и малых группах.

Рисование на тему

«Наши зимние забавы» (гуашь)

Рисование с натуры

«Друзья детства» (карандаш)

Рисование с натуры

«Друзья детства» (гуашь)

Декоративная работа

«Мои любимые игрушечные животные» (карандаш)

Декоративная работа

«Мои любимые игрушечные животные» (гуашь)

Рисование на тему

«Мои друзья на границе» (карандаш)

Рисование на тему

«Мои друзья на границе» (гуашь)

Рисование на тему

«Я и мои друзья» (карандаш)

Рисование на тему

«Мои друзья»

4 четверть. С чего начинается Родина (8 часов)

Рисование на тему «С чего начинается Родина»

Изобразительный ряд :

репродукции картин

И. Шишкин «Рожь»,

П. Кончаловский «Окно поэта», «Сирень»;

набор гербариев с цветами;

образцы изделий Городца, Полхов-Майдана, Гжели, мастеров родного края;

Литературный ряд:

М. Исаковский «Родина»,

Л. Чернышова «Рисовали дети счастье»,

А. Афанасьев «Букварь».

Знать: основные цвета спектра в пределах акварельных красок; особенности работы акварельными и гуашевыми красками известные центры народных художественных ремесел России;

Уметь: выбирать сюжет на предложенную тему; определять формат изображения; грамотно подбирать цветовые оттенки; передавать в тематических рисунках пространственные отношения.

Личностные: чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы;

Регулятивные: сформированности основ художественной культуры, понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

Познавательные: учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстративным материалом; передавать в тематическом рисунке пространство; анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы,

Коммуникативные: умение организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность.

дидактические игры

работа с информационными источниками (альбомы репродукций, учебник, ТПО);

сюжетно-ролевые игры, инсценирование стихотворений;

индивидуальная работа;

работа в парах и малых группах.

Рисование с натуры «Цветы нашей Родины»

Рисование на тему

«Мы рисуем праздник» (карандаш)

Рисование на тему

«Мы рисуем праздник» (акварель)

Декоративная работа. «Наши любимые узоры. В гостях у народных мастеров» (карандаш)

Декоративная работа. «Наши любимые узоры. В гостях у народных мастеров» (акварель)

Рисование на тему «Мы любим родную природу» (гуашь)

Итоговая выставка творческих работ

Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа - СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа - СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения - просто листай колесиком страницы вверх и вниз.


Текст из книги:

в. с. КУЗИН, Э. и. КУБЫШКИНА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 1 \ ^ \ я ®Р®ф(Щ Часть первая Учись рисовать МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ХУДОЖНИКА Бумага Картон Ластик, кисти, карандаши Палитра Холст Акварельные краски Гуашевые Масляные краски краски РАБОЧЕЕ МЕСТО ЮНОГО ХУДОЖНИКА Правильно организуй своё рабочее место. Памятка Сиди за столом правильно, спину держи ровно, не опирайся грудью на стол. Карандаш или кисточку сильно не сжимай, не держи у самого кончика. Карандаши и фломастеры после работы убирай в пенал. Коробочки с красками закрывай. КАРАНДАШ Карандашом можно проводить тонкие и толстые, светлые и тёмные, короткие и длинные, прямые и волнистые, сплошные и прерывистые линии. горизонтальные вертикальные наклонные АКВАРЕЛЬ Акварель - это краски, которые разводятся водой. Акварель можно смывать с бумаги водой. синяя тёмная (ультрамарин) голубая С желтая светлая (лимонная) жёлтая тёмная оранжевая красная красная (алая) фиолетовая изумрудная зелень травяная зелёная коричневая черная Памятка Кисть нельзя оставлять в баночке. Перед тем как брать новую краску, кисть нужно промыть в воде. ГУАШЬ Гуашь - водорастворимые краски густые, как сметана, и непрозрачные. В отличие от акварели после высыхания одного слоя гуашевой краски его легко можно перекрыть другими. Гуашью рисуют на белой и на цветной бумаге. 8 (/ "■ белая желтая алая краплак зелень синяя изумрудная коричневая черная Рисунок акварелью Рисунок гуашью 9 РАДУГА И ПРАЗДНИК КРАСОК Б. Кустодиев. Волга. Радуга В радуге мы видим семь цветов: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, а также их переливы. 10 Рассмотри картины и празднику красок. порадуйся А. Дерен. Главные часы К. Моне. Стог сена в Живернй Н. Крымов. Московский пейзаж. Радуга к-f"l Р ^ ■ I $ I Е*Й 11 . В. Поленов. Золотая осень В картине «Золотая осень» художник Василий Поленов показывает красоту русской природы. Картина передаёт золотистые, жёлто-красные цвета осенней природы, голубизну широкой реки и дальнего неба. С. Жуковский. Под вечер Яркие цветы, залитый солнцем луг, зелень листвы берёз, светяш;иеся лица работающих людей - так Аркадий Пластов изобразил знойный летний день. 12 А. Пластов. Сенокос Вопросы и задания 1. Назови цвета радуги. Запомнить их тебе поможет фраза: Каждый знать, где сидит фазан. 2. Что изображено на картине В. Поленова? Почему художник так назвал свою работу? Какой цвет преобладает на картине? Какие еш;ё краски использовал В. Поленов? 13 ПРЕДМЕТОВ Каждый предмет имеет форму. Предметы по своим очертаниям и силуэту похожи на различные ге-о-ме-три-чес-ки-е фигуры. Мы говорим: - мяч круглый (шар); - карнавальная шапочка треугольная (конус); - телевизор квадратный (куб); - банка круглая (цилиндр); - ранец прямоугольный (па-рал-ле-ле-пй-пед). Квадрат Треугольник Круг Прямоугольник Мяч Карнавальная шапочка Телевизор Ранец Банка 14 X ^ Материалы и инструменты художника............................. 4 Рабочее место юного художника....... 5 Карандаш............................. 6 Акварель.............................. 7 Гуашь................................ 8 Радуга и праздник красок............ 10 Форма предметов..................... 14 Рисование с натуры................... 15 Листья деревьев................... 15 Овощи и фрукты.................... 16 Цветы............................. 18 Рыбы.............................. 24 Птицы............................. 26 Рисование на темы и иллюстрирование сказок.............................. 28 В гостях у сказки................. 30 Декоративная работа................. 33 Красота орнаментов из геометрических фигур............................ 33 Красота орнаментов из растительных форм............................. 35 Рисование узоров.................. 36 Лепка............................... 41 Аппликация.......................... 44 110 ЧАСТЬ ВТОРАЯ волшебный мир Виды изобразительного искусства и архитектура.......................... 48 Живопись........................... 48 Графика............................. 50 Скульптура......................... 52 Декоративно-прикладное искусство... 54 Архитектура, или зодчество......... 56 Жанры живописи......................... 58 Портреты детей........................ 63 Красота вещей......................... 66 Родная природа в творчестве русских художников.................... 69 Осень............................... 69 Зима............................... 73 Весна............................... 79 Лето................................ 83 Природа в разное время суток.......... 87 Вечер в рисунке и живописи.......... 91 Золото заката...................... 94 Сказочные сюжеты в изобразительном искусстве............ 96 Русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве... 102 Гжель..............................102 Хохлома............................104 Городец.............................106 Дымковская игрушка..................108

Анализ программы «Изобразительное искусство» под ред. В.С.Кузина (1-7 класс)

Шпаргалка

Педагогика и дидактика

3 В основе программы лежат принципы:1 тематический принцип планирования учебного материала; 2принцип воспитывающего обучения; 3научность обучения; 4доступность обучения; 5систематичность и последовательность бучения; 6сознательность и активность в обучении; 7принцип межпредметных связей; 8преемственности; 9прочности усвоения матла; 10проблемности. Сущность процесса обучения. Процесс обучения это целенапр. науки и процесс обучения дидактич.

Экзаменационный билет № 4.
1. Анализ программы «Изобразительное искусство» под ред. В.С.Кузина (1-7 класс).

План: 1) Концепция, Программа и ее особенности 2) задачи 3) основа программы-принципа 4) основные виды деятти 5) учебно-методич.обеспечение.

1) Концепция "Школа рисунка - графическая грамота" (Авторы концепции Ростовцев Н.Н. и Кузин В.С.) продолжает традиции зародившиеся в дореволюционной методике рисования. В основе концепции лежит подход к обучению разработанный для Академии Художеств. Одной из главных задач этого подхода является обучение рисованию с натуры и реалистической передаче объектов. Программа «Изобразительное искусство» в рамках данной концепции сильно изменилась за время своего существования. Авторами действующей в настоящее время программы «изобразительное искусство» являются: Кузин В.С., Шорохов Е.В и др. Программа рассчитана на 1 ч. В неделю.

2)Основные задачи д ействующей программы: 1.овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации; 2.развитие у детей изобразительных способностей, эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

3) В основе программы лежат принципы: 1) тематический принцип планирования учебного материала; 2)принцип воспитывающего обучения; 3)научность обучения; 4)доступность обучения; 5)систематичность и последовательность бучения; 6)сознательность и активность в обучении; 7)принцип межпредметных связей; 8)преемственности; 9)прочности усвоения мат-ла; 10)проблемности.

4) К имевшимся в ранее существующей программе четырем типам учебных занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об искусстве, сейчас добавились также - иллюстрирование (композиция), лепка, аппликация с элементами дизайна. "Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя также рисование по памяти и по представлению объектов действительности карандашом, а также акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью. ... "Рисование на темы - это рисование композиции на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, "Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ Лепка. "Основным содержанием этого раздела является лепка из пластилина (а где возможно, и из глины) листьев, деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и животных с натуры, по памяти и по представлению. Лепка фигурок человека по памяти и на темы сюжетов быта и труда человека".Аппликация. " В содержание этого раздела входит составление цветных наклеенных рисунков (аппликаций) с натуры овощей, фруктов, цветов, животных, фигуры человека, составление сюжетных композиций и декоративных работ. Беседы об изобразительном искусстве.

5) Авторы составляют учебно-методические комплекты по программе, включающие учебники, рабочие тетради для школьников и методические пособия для учителей.
Вывод: целостная концепция преподавания в отличии от разрозненного учебно-тематического плана обеспечивает системность освоения содержания по предмету.

2. Сущность процесса обучения. Его структура, движущие силы.

Процесс обучения – это целенапр. активное взаимодействие преподавателя и учащихся, часть целостного пед.процесса, в результате которого у обучающегося формир. определенные ЗУН, опыт деят-ти и поведения, личностные кач-ва. Обучение - социально обусловленный процесс, вызванный необходимостью формирования человека как субъекта общественных отношений. Обучение есть целенаправленный пед. процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.

Процесс формирования у школьника ЗУН, процесс его личностного развития происходит только в результате его собственной деятельности.

Обучение, как категория пед. науки, и процесс обучения (дидактич. процесс) понятия не тождественные, не синонимы. Процесс – это смена состояния системы обучения как целостного педагогического явления, как фрагмента, как акта педагогической деятельности. Осуществляясь на разных уровнях, процесс обучения носит циклический характер, и важнейшим, главным показателем развития циклов учебного процесса являются ближайшие дидактические цели: образовательная; воспитательная и развивающая.

Обучение, как целостная система содержит в себе множество взаимосвязанных элементов : цель, учебную информацию, средства, формы их деятельности и способы осуществления пед. руководства учебной и другими видами деят. и повед. учащихся.

Системообразующими понятиями пр. обучения как системы выступают цель обучения, деят.учителя (преподавание), деят. учащихся (учение) и результат. Переменными составляющими выступают средства управления (содержание уч. материала, методы обучения, организационные формы обучения). Связь переменных компонентов с постоянными смыслообразующими компонентами, зависит от цели обучения и его конечного результата.

Овладение знаниями, способами деятельности (умениями) может происходить в двух основных вариантах построения учебного процесса: репродуктивном и продуктивном (Загвязинский).

В обучении выделяют следующие структурные компоненты:

Целевой;

Потребностно-мотивационный;

Операционно-деятельностный;

Эмоционально-волевой;

Контрольно-регулировочный;

Оценочно-результативный.

Движущие силы и стимулы внутренне присущи процессу обучения как общему явлению, удовлетворяющему потребности детей, имеющему для них глубокий личностный смысл.

личность учителя, его эрудиция и мастерство преподавания.

доброжелательные отношения учителя к учащимся, основанные на уважении и требовательности к ним

подлинный глубокий интерес к учению (не внешний стимул разнообразной деят.). Проявляется как результат углубленной познав. работы и проявляется как направленность, влечение, мощная движущая сила.

внутренний и поверхностный интересы как движущие силы обучения находятся между собой в сложной взаимосвязи и взаимозависимости. На смену поверхностному интересу в обучении неизбежно приходят более сильные и устойчивые стимулы, образующие и углубляющие внутренний интерес. Интересы могут быть едины и противоположны, могут дополнять и противоречить друг другу. Источником одного из них является “познав рефлекс”, другого – педагогически организованный упорный труд.

противоречие между нуждой в ЗУН и их отсутствием рождает потребность в познав. деятельности; удовольствие от успеха; осознание общественной важности успешной учебы.

механизмом и одновременно движущей силой учебной деятельности детей является преодоление противоречий, в процессе которых образуются и постепенно осознаются детьми действительные мотивы – стимулы. Противоречия уч. деят-ти как движущие силы пр.обучения и источник образования внутренних стимулов подразделяются на две основные группы. 1противоречия самой жизни 2 внутренние противоречия развития формирующейся личности.
3. Выполнить изображение кошки (сидящей) мелом на доске с соответствующим словесным объяснением.
1. В начале обозначаем размеры и расположение кошки на листе.

2. Определить части тела кошки при помощи геометрических фигур: голова – круг, тело (грудка, спинка объеденены) – овал, задняя лапка – круг.

3. Проработать форму тела: соединяем намеченные фигуры плавными линиями, намечаем линии глаз и носика на голове.
4. Прорабатываем голову: прорисовываем черты мордочки (глаза, носик, ушки и тд.).

5. Дорабатываем тело, прорисовываем лапки, хвост.

6. Прорабатываем детали.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5722. Индуктивные измерительные устройства для линейных измерений 480 KB
В современном производстве все большую роль играют технические измерения. В современной технике производственных измерений наибольшую долю занимают электронные измерительные устройства для линейных измерений. Среди последних наибольшее р...
5723. Дискретная математика. Курс лекций 1.72 MB
Теория множеств Множество. Любое понятие дискретной математики можно определить с помощью понятия множества. Под множеством понимают объединение в одно общее объектов, хорошо различаемых нашей интуицией или нашей мыслью...
5724. Проектування системи управління розcтойною шафою у міні-пекарні 1.2 MB
Проектуванню системи управління розcтойною шафою у міні-пекарні 1. Загальна частина 1.1. Вступ З метою якнайповнішого задоволення потреб населення в хлібобулочних виробах розширеного асортименту і високої якості необхідно використовувати прогресивні...
5725. Выбор редуктора и расчет зубчатой передачи 204 KB
Инженер-конструктор является творцом новой техники, и уровнем его творческой работы в большей степени определяются темпы научно-технического прогресса. Деятельность конструктора принадлежит к числу наиболее сложных проявлений человеческого...
5726. Применение автоматизированных систем управления технологическими процессами в Корпорации РусАЛ 846 KB
Применение автоматизированных систем управления технологическими процессами позволяет более рационально использовать трудовые ресурсы предприятия. Использование автоматизированных рабочих мест повышает эффективность труда сотрудников предпр...
5727. Проблемы производственных возможностей и эффективность экономики 111 KB
1. Проблемы производственных возможностей и эффективность экономики Общество стремиться использовать свои редкие ресурсы эффективно. Оно желает получить максимальное количество полезных товаров и услуг из его ограниченных ресурсов. Чтобы этого добит...
5728. Пресс кривошипный ковочно-штамповочный, усилием 2500т.с. 378 KB
Курсовой проект по Оборудованию является завершающим этапом изучения этого предмета. Основной целью выполнения курсового проекта является: изучение теоретических основ курса и разработка главных узлов пресса, а так же проектирование средств...
5729. Електричні станції та їх основні типи. Графіки навантаження електростанцій 1.02 MB
Електричні станції та їх основні типи. Графіки навантаження електростанцій Природа пронизана рухом. Нас оточують круговороти води, кисню, вуглекислоти, взагалі, речовини. Ми існуємо у чотиривимірному часі – просторі і всі змі...
5730. Термодинамічні цикли паротурбінних установок 277.5 KB
Термодинамічні цикли паротурбінних установок Тут ми розглянемо основні термодинамічні цикли, що використовуються при проектуванні та розробці теплоенергетичних установок (ТЕУ): ТЕС, АЕС, ТЕЦ, та проаналізуємо можливі шляхи підвищення їх ефективності...

Кузин В.С

Концепция "Школа рисунка - графическая грамота" (Авторы концепции Ростовцев Н.Н. и Кузин В.С.) продолжает традиции зародившиеся в дореволюционной методике рисования. В основе концепции лежит подход к обучению разработанный для Академии Художеств. Одной из главных задач этого подхода является обучение рисованию с натуры и реалистической передаче объектов. Программа “Изобразительное искусство” в рамках данной концепции сильно изменилась за время своего существования. Авторами действующей в настоящее время программы "Изобразительное искусство" являются: Кузин В.С., Шорохов Е.В., Кубышкина Э.И., Игнатьев С.Е., Ломов С.П., Лебедко В.К., Коваленко П.Ю., Витковский А.Н.

Основные задачи действующей программы:

Овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;

Развитие у детей изобразительных способностей, эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

К имевшимся в ранее существующей программе четырем типам учебных занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об искусстве, сейчас добавились также - иллюстрирование (композиция), лепка, аппликация с элементами дизайна.

"Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя также рисование по памяти и по представлению объектов действительности карандашом, а также акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью. ... В 1 классе детей учат определять и называть цвета, в которые окрашены изображаемые объекты, а во 2 классе знакомят с понятиями холодных и теплых цветов, а также цветового тона. В 3-4 классах учителя продолжают развивать у учащихся умение видеть гармоничные цветовые сочетания. ... С 4 класса начинается изучение детьми закономерностей перспективы, конструкции, светотени, они усваивают навыки изображения объемных предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе. ... В 5-9 классах учащиеся продолжают изучать простейшие закономерности перспективы, конструктивного строения предметов, светотени, цветоведения. Они приобретают навыки изображения объёма предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе" (Программно-методические материалы: Изобразительное искусство. 5-9 кл. /Сост. В.С. Кузин, И.В. Корнута.- 3-е изд., перераб.- М.: Дрофа, 2001 - с.14-15).

"Рисование на темы - это рисование композиции на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объёма, пространственного положения, освещенности, цвета предметов" (Там же, с.17).

"Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями декоративно-прикладного искусства. ... Понимание ритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесия формы и цвета, полученное учащимися в процессе декоративной работы, находит затем применение в различных работах на уроках трудового обучения: в аппликациях, плетенках, изготовлении игрушек, вышивке и т.д." (Там же, с.18-19).

Лепка. "Основным содержанием этого раздела является лепка из пластилина (а где возможно, и из глины) листьев, деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и животных с натуры, по памяти и по представлению. Лепка фигурок человека по памяти и на темы сюжетов быта и труда человека" (Там же, с.20).

Аппликация. " В содержание этого раздела входит составление цветных наклеенных рисунков (аппликаций) с натуры овощей, фруктов, цветов, животных, фигуры человека, составление сюжетных композиций и декоративных работ" (Там же, с.20).

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искусства. Беседы воспитывают у детей интерес к искусству, любовь к нему, расширяют представления об окружающем мире. ... Ознакомление с произведениями изобразительного искусства производится в начале или в конце урока в течение 8-10 минут; как правило, два-три произведения (или три-четыре иллюстрации). С 4 класса для бесед выделяются специальные уроки; в одной беседе можно показывать до пяти произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного и народного искусства" (Там же, с.21).

В рамках данной концепции существуют также программы для школ, гимназий и лицеев с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла.

    Программа “Рисунок” для 1-11 классов. Авторы - Кузин В.С., Нерсисян Л.С., Игнатьев С.Е., Кубышкина Э.И., Иванова Н.С., Близнюк Е.А.

    Программа “Живопись” для 1-11 классов. Авторы - Кузин В.С., Игнатьев С.Е., Ломов С.П., Кубышкина Э.И., Коваленко П.Ю.

    Программа “Основы живописи” для 5-9 классов. Авторы - Кузин В.С., Нерсисян Л.С., Ломов С.П., Коваленко П.Ю., Близнюк Е.А.

    Программа “Основы дизайна” для 5-9 классов. Авторы - Кузин В.С., Близнюк А.С., Сидоренко В.В.

Неменский Б.М

Программа “Изобразительное искусство и художественный труд” разработана в 1970-1975 годах в НИИ художественного воспитания АПН СССР (ныне НИИ художественного образования РАО) группой ученых: Гросул Н.В., Коротеева Е.И., Михайлова Н.Н., Фомина Н.Н., Чернявская М.С. Научный руководитель - Неменский Б.М. В основе программы лежит концепция: "Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной" . Тематическое наполнение программы претерпело изменение за время её существования. Авторы современной версии данной программы - Неменский Б.М., Горяева Н.А., Гуров Г.Е., Кобозев А.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. Одной из главных задач программы является развитие у учащихся способности сопереживать, понимать, осознавать свои переживания в контексте истории культуры.

Программа является целостным интегрированным курсом, который включает в себя разные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народные декоративные искусства, современные виды зрелищных и экранных искусств. Программа знакомит учащихся с тремя основными видами художественной деятельности (для визуальных пространственных искусств), тремя способами художественного освоения действительности: конструктивной, изобразительной, декоративной деятельностью.

Основные принципы программы наиболее подробно описаны в методическом пособие по данной программе, изданном в 1990 году.

1. Принцип "искусство как духовная культура" , т.е. профессиональная сторона искусства рассматривается как средство донесения его универсальной стороны: отношения в единстве мысли и чувства ко всем явлениям жизни (природе, человеку и обществу).

2. Принцип "от родного порога в мир общечеловеческой культуры" , т.е. опора на национальное, народное искусство, и от этого порога ход к великим общечеловеческим духовным ценностям. Постоянная перекличка, диалог культур (национальных и исторических форм).

3. Принцип обязательного приобщения к трем группам искусства: изобразительной, декоративной и конструктивной, т.е. ко всему богатству пластических искусств, реально, ежедневно окружающих ребенка в жизни. Это раскрывается синкретично в начальной школе и расчленено на виды искусств в средней. Под приобщением необходимо понимать раскрытие языковой и социальной специфики каждой группы; доведения его до уровня, создающего потребность, способность и высокие критерии общения с этими искусствами во внешкольной и, главное, послешкольной жизни (диалог видов искусства).

4. Принцип связи с жизнью через постоянное "опрокидывание" осваиваемых проблем в окружающую ребенка вне урока жизнь. Этому служат работа с моделью-куклой "взрослых" искусств (мастер постройки, мастер изображения, мастер украшения) и система домашних заданий на осознание окружающей действительности с позиции изучаемых на уроке проблем искусства (диалог урока с жизнью).

5. Блоко-тематический принцип построения программы, когда: а) блок тем каждого учебного года является поэтапным раскрытием темы данной стадии обучения (начальная, средняя и старшая школа); б) тематические блоки четвертей являются поэтапным раскрытием темы года; в) темы каждого урока "по кирпичику" строят познание темы четверти, и "кирпичики" опять же не повторяются, а развивают шаг за шагом единую мысль четверти. ...

6. Принцип единства формы и содержания для программы также основополагающий. Ни одно задание не должно даваться без эмоционального содержания. Рисуем, работаем цветом, конструируем, декорируем всегда ради выражения определенного отношения, определенной эмоции. Вся методика - для обеспечения этой цели. Все навыки и знания должны быть включаемы в процесс только при условии их связывания с выполнением содержания, они должны быть необходимы для этого ученику, и такая необходимость должна быть предусмотрена характером задания.

7. Вся методическая система программы должна быть нацелена на решение этих основополагающих задач. Поэтому принцип художественного уподобления воспринимающего передающему является здесь основой отбора. Переживание (сопереживание) как способ, форма обучения , как метод освоения материала для искусства является единственной возможностью приобщиться к содержанию, "понять" его. Поэтому "подобное подобным": обучение искусству вообще немыслимо без урока как драматургически, т.е. художественно построенного действия, без вхождения ученика "в роль", без ощущения учителя себя как режиссера общего действа под названием "урок". Отсюда и необходимость образно-художественной целостности всех элементов урока (и восприятия, и создания), и отсутствие монологичности. Диалог!" (Изобразительное искусство и художественный труд 1-8 классы. Программа средней общеобразовательной школы. - М.: Просвещение, 1990 - с.139-140).

Для создания страницы использовалась литература:

    Изобразительное искусство и художественный труд 1-8 классы. Программа средней общеобразовательной школы. - М.: Просвещение, 1990- 144с.

    Программно-методические материалы: Изобразительное искусство. 5-9 кл. /Сост. В.С. Кузин, И.В. Корнута.- 3-е изд., перераб.- М.: Дрофа, 2001.- 224с.

Интегративная программа "Изобразительное искусство и среда" (природа, пространство, архитектура) для 1-11 классов составлена в рамках концепции "Полихудожественного развития школьников". Автор концепции Юсов Б.П. Согласно данной концепции, главной целью организации художественной деятельности является развитие у учащихся фантазии и воображения, которые стоят над творчеством. Искусство выступает как фактор целостного воспитания. При этом само искусство воспринимается целостно, но не как сумма искусств, а как организованное определенным способом взаимодействие. В противовес традиционной практике, основанной на равнозначности искусств, концепция основывается на иерархичности искусств - иерархической и полимодальной системе художественного развития ребенка. Согласно которой существует приоритетность определённых видов искусств в разные возрастные периоды. Такая иерархия существует как в рамках одного вида искусства, так и во всем комплексе искусств. Например, "первичное ознакомление ребенка с искусством (художественно-образной творческой деятельностью) начинается с описания словами, с беседы, с овладения словом (письменным и устным), с его звучанием, восходимым, по степени обобщенности, на уровень образной речи и поэтического слова, которые опосредуют и делают осознанным другие, невербальные сенсорные модальности: жесть, мимику, движение, визуальные качества формы и цвета, звук. Через... слова вводятся - на несловесном, сенсорном уровне - театрализации как искусство мимики и жеста, пластические движения, переходящие в танец..., затем - визуальные модальные формы и цвета как способы предметного описания явлений окружающего мира, сохраняющие их наглядность, и, наконец, - музыкальное звучание, ... развивающееся в пространстве, и цвете как светопись" (Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика: Учебное пособие. - Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1992. - с.74). Учебно-воспитательный процесс строится на освоении нескольких видов искусств одновременно - как в комплексе, так и на занятиях отдельными видами искусства, сочетая монохудожественный подход с полихудожественным, интегративным подходом к освоению культуры и искусства.

Автор программы "Изобразительное искусство и среда" (природа, пространство, архитектура) Савенкова Л.Г. Программа направлена на формирование у учащихся понимания единой природы искусства и органической связи видов искусства, понимание различия выразительных средств каждого искусства. "В программе выделено семь основных направлений развития учащихся, которые на разных возрастных ступенях различны по степени важности: зрительно-внешние наблюдения и развитие детального дифференцированного зрения; перенос наблюдаемого в художественную форму (рисунок, конструкцию, музыку, литературное изложение); собственное творчество учащихся - самостоятельное порождение творческого продукта; социальный аспект, общественная значимость изучаемого материала; зрительно-внешние различия понятий: природная среда, предметная и искусственная среда и т.д.; "ребенок и искусство" (умение самому составить "свой" художественный образ объекта через собственное "Я", опираясь на разнообразие освоенных детьми видов деятельности и материалов); материал, техника, инструменты" (Интегративная программа полихудожественного развития. Изобразительное искусство и среда (природа - пространство - архитектура) 1-11 классы. - М., 1995. - с.5).

Программа вовлекает детей в сферу предметно-пространственной деятельности. "В младшем школьном возрасте восприятие пространства и среды осуществляется преимущественно как комплекс двигательных и осязательных впечатлений. Поэтому в программе важное место отводится всевозможным игровым формам работы, развитию чувств детей: зрения, слуха, движения (чувство цвета, формы, зрительное представление звука, музыки, двигательное ощущение музыки, развитие наблюдательности, различения звуков, нюансов цвета, настроения), своеобразия настроения в природе, искусстве (цветовое выражение музыки, настроения, фантазии, звуков природы, стихий в природе и др.). ... В среднем школьном возрасте акцент сделан на изучение народного искусства, важное место отводится истории родного края, так как особенности предметов быта и произведений искусства всегда связаны с определенным историческим периодом, стилем, которые выражаются через отношение людей того времени к пространству и наполняющим его предметам, ко всему архитектурно-пространственному окружению в целом. Постепенно, от простого к сложному, с учетом естественной потребности возраста, школьники осваивают способы создания глубинно-пространственного изображения и среды в условиях интеграции различных видов искусств: музыки, литературы, театра, изобразительного искусства" (Там же, с.8-9). Интегрированные занятия предполагают восприятие и изображение музыки, изображение движения через цвет, пространственное решение изображения и создание объемной конструкции по прослушанному музыкальному или литературному произведению и др.

"Предусмотрены следующие условия успешного художественно-творческого развития школьников: решение реальных, практически значимых задач; исследовательская работа учащихся, поиск разных путей решения; поощрение импровизации; активное освоение знаний на основе практики их применения; мотивация (личностная, социальная, экологическая и т.д.), внесение творческих побудителей; индивидуальность обучения; учет возрастных особенностей и интересов школьников; поощрение любых творческих поисков и возможно более широкое раскрытие личности ребенка; развитие потребности самовыражения; участие в творческом производительном труде; активация воображения, мысли, чувствования, эмоций детей; взаимопомощь разных способов художественного выражения мысли - через слово, жест, звук, движение; способность видеть красивое в окружающем мире" (Там же, с.9).

"Исходя из общего экологического направления программы, тесной связи обучения искусству с природой, со средой, система занятий опирается на восприятие окружающего мира, в зависимости от времени года, природного цикла, ритма жизни людей, народных традиций и праздников" (Там же, с.9).

Для создания страницы использовалась литература:

    Программы общеобразовательных учреждений. Сборник программ интегрированных курсов "Искусство".- М.: Просвещение, 1995.- 223с.

    Интегративная программа полихудожественного развития. Изобразительное искусство и среда (природа - пространство - архитектура) 1-11 классы. - М., 1995. - 75с.

    Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика: Учебное пособие. - Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1992. - 310с.

Шпикалова Т.Я

Программа “Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства.” разработана группой ученых под научным руководством Шпикаловой Т.Я. Программа составлена для школ, гимназий и лицеев с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Авторами программы являются Шпикалова Т.Я., Сокольникова Н.М., Светловская Н.Н., Ершова Л.В., Величкина Г.А. и др. Основная цель программы - это развитие личности школьника на национальной основе.

"Программа предоставляет право каждому школьнику освоить духовное наследие предыдущих поколений, осознать свои национальные корни. При этом в ней используется важнейшее свойство народной культуры - её живая, органическая системность, позволяющая сформировать личность с целостным, нераздробленным мировосприятием и миропониманием. Системность народной культуры состоит в том, что средствами изобразительно-пластического и музыкально-поэтического языка в произведениях разных видов искусства выражено народное понимание сущностных связей, определяющих смысл жизни каждой отдельной личности и целого народа. Эти связи можно представить в виде стержневых параметров: таких как человек и природа, человек и семья, человек и история. Именно они организуют жизнедеятельность любого народа в его историческом прошлом, настоящем и будущем" (Изобразительное искусство: ... Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.- 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2001. - с.54).

Принцип построения разделов программы. В основу интеграционного курса таких дисциплин, как изобразительное искусство, трудовое обучение и обучение чтению, положен синкретический характер народного искусства.

1-4 классы

Раздел 1. Развитие у ребенка понимания, что все виды изображения связаны с природой.

Раздел 2. Орнамент в искусстве народов мира: построение и виды. Формирование понимания единства человечества на Земле, что все народы мира связаны между собой.

Раздел 3. Народный орнамент России: Творческое изучение в процессе изображения. Постижение и эмоциональное восприятие богатства красоты души народов своей страны, умение видеть и выделять красоту и особенности своего края.

Раздел 4. Художественный труд на основе знакомства с народным и декоративно-прикладным искусством (основы художественного ремесла). "Прикосновение руками и душой" к бытовым традициям жизни региона, страны.

Часть II. Устное народное творчество.

Раздел 1. Учебный материал воспринимаемый изустно (изустность - первый и обязательный признак фольклора).

Раздел 2. Учебный материал для обучения чтению. Знакомство с неограниченными вариативными возможностями устной народной поэзии, произведениями русской классики, созданным по народным мотивам и сюжетам.

Раздел 3. Детский праздник. Проверка результативности обучения учащихся эстетической восприимчивости искусства в его синкретической народной форме.

5-8 классы

Часть I. Изобразительное, народное и декоративно-прикладное искусство

Раздел 1. Основы художественного изображения. Общее и различное в профессиональном (академическом) творчестве и народном творчестве.

Раздел 2. Орнамент - образ эпохи. Основные орнаментальные мотивы в мировом искусстве. Рассмотрение связей орнаментального искусства как с древними слоями художественных традиций в истории человечества, так и с более поздними, отражающими черты культурных связей народов.

Раздел 3. Народное искусство России: работа в творческих мастерских. Освоение народных промыслов России: роспись по дереву и др. Знакомство с различными видами региональных промыслов, выявление общих конструктивных принципов и способов художественной реализации принципа единства жизни человека и природы.

Раздел 4. Народная эстетика, семейный лад как национальная традиция, общечеловеческая ценность. Рассмотрение русской культуры как части мировой культуры через диалог культур. Через многовековую традицию быта и семейного уклада раскрываются основы формирования национального самосознания.

Уроки искусствознания.

Часть II. Музыкально-поэтическое и прозаическое творчество народов. Осмыслению пройденного материала через интегрированный подход к материалу. Усвоение специфических особенностей музыкально-поэтического творчества.

Раздел 1. Народный календарь и космология в русском фольклоре и фольклоре народов мира.

Раздел 2. Народы и их история в мифологии, эпосе, сказке, песне.

Раздел 3. Народная этика, эстетика в семейно-бытовых обрядах.

Данная программа может стать основой для составления местных и региональных программ по народному искусству.

Для создания страницы использовалась литература:

    Программы средней общеобразовательной школы. "Основы народного и декоративно-прикладного искусства" для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (I - IV классы одиннадцатилетней школы). М.: Просвещение, 1992.- 80 с.

    Изобразительное искусство: Рисунок. 1-11 кл. Живопись. 1-11 кл. Основы живописи. 5-9 кл. Основы дизайна. 5-9 кл. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1-8 кл. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.- 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2001. - 288 с.

Популянов Ю.А

Программа “Изобразительное искусство и художественный труд” для 1-3 классов общеобразовательной школы разработана Полуяновым Ю.А.Программа составлена в рамках теории (концепции) “Система развивающего обучения” . Авторы концепции Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. Концепция построена на основе культурно-исторической концепции Л.С.Выготского и изложенного им основного генетического закона развития психических функций человека. "Развивающее обучение" направлено на формирование у детей теоретического мышления в противовес широко представленному в традиционной школе эмпирическому мышлению. Авторы концепции отмечают, что "школьное образование нужно ориентировать на сообщение таких знаний, которые дети могут усваивать в процессе теоретического обобщения и абстрагирования, приводящего их к теоретическим понятиям." (Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.- М.: ИНТОР, 1996 - с.6). Основополагающим принципом концепции является принцип психологического строения деятельности (А.Н.Леонтьева): потребность - мотив - цель - условия достижения цели (единство цели и условий составляет задачу ). Реализация этого принципа "происходит благодаря функционированию таких планов деятельности, как чувство (эмоция), восприятие, воображение, мышление, внимание, воля" (Там же, с.155-156). Усвоение теоретических знаний происходит в сочетании учебной деятельности с игрой, трудом и т.д.

Учебная деятельность в программе "складывается из следующих компонентов: мотивации - интереса и желания учиться; действия оценки самим учеником (а не учителем) собственных усилий и их результата; действия контроля за способами своей деятельности; действия моделирования в обобщенных формах осваиваемых явлений и способов деятельности. Все эти учебные действия наиболее полно проявляются в процессе решения учебных задач" (Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд. 1 кл. (Сист. Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова): Пособие для учителя. - М.: Вита-Пресс, 2003.- с.40).

Занятия по программе состоят из трех частей: обсуждение законченных работ детей (выполненных на прошлом уроке); решение учебных задач и заданий (введение нового общего способа деятельности); самодеятельность детей. Урок содержит несколько стадий, каждая из которых характеризуется своим содержанием и типом взаимодействия учителя и ученика.

"1. Стадия подготовки материала к замыслу включает в себя два рода совместной работы учеников с учителем: а) активизацию накопленного жизненного и культурного опыта и б) освоение способов построения художественной формы. Материал первого рода - это всё, что ребенок может взять готовым из своего жизненного опыта - истории, случаи, бытовая обстановка, житейские отношения и т.п. Материал второго рода (тоже готовый) - это свойства бумаги или картона, графитных или восковых карандашей, красок... Освоение способов построения художественной формы происходит в процессе обсуждения ряда произведений искусства. В результате учитель вместе с детьми строит условную модель нового способа художественного выражения. На примере произведений художников-мастеров дети видят, что применение этого способа многовариантно и что владение общим способом позволяет создать неповторимые художественные решения.

2. Стадия постановки замысла-задачи основывается на том, что воображение детей имеет направленный характер, т.е. построение образа будущего рисунка вначале полностью или частично может осуществляться произвольно, как решение определенной задачи. Условия задачи (ограничения) задаются сопротивлением материала(жизненного, изобразительного). Учитель определяет такие ограничения, сообразуясь с возможностями учеников. Задача-замысел опережает и направляет действия рисующего. Способность сочинить замысел имеет у детей не только индивидуальные, но и возрастные особенности. Большинству первоклассников замыслом служит словесное перечисление того, что будет на рисунке. Замысел-задача и образ складываются не до, а в процессе изображения и могут изменяться или отклоняться от придуманного и названного словами. Развитию этой способности помогает такое обсуждение детских рисунков, в ходе которого, наряду с художественными достоинствами, особо оценивается оригинальность замысла.