25.09.2019

Проблема взаимоотношения человека и машины. Зависимость


Здравствуйте, уважаемые гости и читатели автомобильного блога Автогид.ру. Сегодня наша статья расскажет о том, что существует 10 причин отказаться от использования автомобиля. Их нужно обязательно знать для того, чтобы принять решение пользоваться или не пользоваться легковым автомобилем.

Количество автомобилей на улицах крупных мегаполисов очень велико и транспортные «артерии» не справляются с этим потоком. С каждым годом парк машин прирастает и ситуация на дорогах остаётся стабильно тяжёлой. Постоянные пробки нивелируют практически полностью все преимущества автомобиля – экономию времени и мобильность.

Люди вынуждены простаивать в многочасовых пробках и тем самым тратить своё драгоценное время на созерцание сердитых и скучных лиц водителей в других автомобилях. Они «жгут» свои нервные клетки в призрачной надежде успеть на работу или домой. Современный автомобиль превратился в самый настоящий балласт, тянущий на дно «потерянного» с бесцельно проведённым временем несчастного водителя.

Он из последних сил цепляется за укоренившееся мнение о безусловных преимуществах машины, но объективная реальность, оказывается жестокой. Мы попытаемся разобраться в 10 причинах отказа от использования автомобиля.

Автомобиль словно жадный и голодный «вампир» высасывает деньги из кармана водителя не хуже чем мощный пылесос. С годами его аппетит только возрастает. Ни для кого не секрет, что большая часть производителей автомобилей в плане дохода, основную ставку делает на продажу запасных частей и техническое обслуживание.

Возрастная машина ломается чаще, чем ездит. Не успеет водитель выполнить ремонт или замену узла как начинает греметь, капать, подтекать и стучать в другом месте. Это бесконечный процесс, изматывающий нервы водителя и опустошающий его карман. Большая статья затрат приходится на топливо, страховки, утилизационные сборы, налоги и прочую муть.

9.Выхлопные газы

Сгорание топлива приводит к неизбежному загрязнению окружающей среды в результате огромного выброса вредных веществ в атмосферу. Каждый без исключения автомобиль является источником вредных выбросов, кроме тех, которые работают на электричестве.

При сгорании бензина или дизеля образуется обилие вредных веществ, оседающих потом на плитку или асфальт улицы, деревья, траву и лёгкие человека. В городе ему приходится дышать настоящей адской смесью, которая не оставляет шансов для человека.

Не удивительно, что в последнее время медики бьют тревогу по поводу увеличения заболеваемости среди людей и тотального ослабления иммунитета. Даже простая простуда может «свалить» здорового, на первый взгляд человека.

8.Здоровый образ жизни

Использование автомобиля приводит к неизбежному снижению активности человека. Он меньше передвигается и больше сидит на одном месте. Всё это влечёт за собой проблемы в работе сердца, сосудов и опорно-двигательного аппарата.

Ситуация ухудшается в значительной степени, если кроме активного использования автомобиля работает водитель в офисе. Он сидит, сутки напролёт и тем самым не даёт возможности организму получать приток свежего воздуха даже при обычной прогулке.

Отказ от автомобиля даст возможность человеку больше двигаться и вести активный образ жизни. Он больше будет бывать на свежем воздухе, совершая пешие прогулки.

7.Стройная фигура

Ранее очень часто в отношении мужчин использовался термин «пивной животик». Он означал увеличение размера желудка мужчины в результате чрезмерного увлечения пенным напитком. Он портил фигуру сильной половины человечества, превращая её в бесформенную массу.

Активное использование автомобиля породило ещё один термин «автомобильный животик». Зачастую полное пренебрежение со стороны водителя пешими прогулками и малоподвижный образ жизни приводил к очень быстрому набору лишней массы тела.

Человек продолжал кушать, как и раньше, но пешком практически перестал ходить. Всё это вытеснил автомобиль, оказав тем самым медвежью услугу. Отказ от машины поможет вернуть былую форму даже без посещений тренажёрных залов.

6.Социальная коммуникация

Использование автомобиля человеком в некоторой степени обособляет его и не даёт возможность нормально контактировать с окружающим миром. Если человек одинок и не имеет семьи, он замыкается в следующем кругу: работа-машина-дом. Вырваться его очень тяжело и зачастую без посторонней помощи невозможно.

Эмоционально отчуждённый водитель наблюдает за окружающим его миром из окна автомобиля и не может с ним нормально контактировать. Он становится преградой на пути к нормальной социальной коммуникации.

Редкое использование автомобиля помогает человеку скинуть пелену с глаз и понять, что существует ещё жизнь. Она бьёт ключом и можно получать массу удовольствий и положительных эмоций просто, если пройтись пешком по улице.

5.Безопасность

Даже самый дисциплинированный и аккуратный водитель не может быть застрахован от дорожно-транспортного происшествия. На дороге он находится не один. Существует масса других участников движения. Они могут зазеваться, отвлечься или просто уснуть. Всё это может привести к жёсткому и опасному для жизни столкновению.

Шансы выжить в любой аварии складываются из массы факторов и случайностей. Не всегда фортуна может быть на стороне невиновного водителя. Череда роковых случайностей и владелец машины на всю жизнь прикован к кровати или его жизненный путь может оборваться. При всей кажущейся защищённости автомобиль на самом деле ржавая «банка» из тонкостенной фольги.

4.Уравновешенность

Зачастую стояние в пробках способно превратить самого спокойного гражданина в хама и хулигана. Нервы могут не выдержать в любой момент. Конечно, он будет потом сожалеть о своих поступках, но будет уже поздно.

Сегодня интернет наполнен всевозможными роликами драк, стычек, ругани на дорогах. Это — не актёры, а самые обычные люди, живущие среди нас. От многих водителей требуется выдержанность и «стальные» нервы для того, чтобы оставаться спокойным в современной дорожной обстановке. Лучше оставить машину в гараже или на стоянке и просто пройтись пешком на работу, если расстояние позволяет. Использовать автомобиль нужно разумно.

3.Конфиденциальность

Автомобиль обязывает возить постоянно с собой документы. Водительские права, талон, страховку и множество прочих бумаг. Человека при оформлении автомобиля разве, что догола не раздевают. Его проверяют вдоль и поперёк. Если одной бумажки не хватает, могут возникнуть проблемы.

Анонимность водителя растворяется, как в марте снежок под лучами солнца. Самое плохое, что этой информацией могут воспользоваться посторонние люди. Сегодня она совершенно свободно продаётся и покупается.

2.Трудность выбора

Зачастую выбор автомобиля заставляет сгореть массу нервных клеток и вызывает переживания. Особенно это касается покупки подержанной машины. Всегда есть серьёзный риск приобретения «кота в мешке».

Многие водители покупали автомобили и потом имели с ними массу проблем. Зачастую требовался дорогостоящий ремонт и вложение солидной суммы денег. Именно поэтому радость от приобретения автомобиля очень быстро омрачалась денежными тратами.

1.Комплекс неполноценности

Автомобили бывают различной стоимости и уровня престижа. Многие всю жизнь копят, отказывая себе во многом, и вынуждены довольствоваться жалкими подержанными «рыдванами». Другие, наоборот демонстративно «сорят» деньгами покупая очень дорогие машины.

После этого они ведут себя, словно дорога находится в их собственности и все остальные должны от одного вида дорогой машины шарахаться в стороны. Отказ от машины сможет снять с человека всю тяжесть комплекса неполноценности связанную с престижностью транспортного средства. Его не будут раздражать дорогие машины на дорогах города. Он будет просто наслаждаться жизнью и каждой минуткой свободной от тяжести обладания автомобилем.

- комплекс вопросов, рассматривающих взаимодействие человека с машиной или автоматом в единой системе. Основные из них: исследование возможностей человека-оператора как звена системы «человек-машинам (СЧМ), оптим. распределение ф-ций между человеком и машиной, синтез глобального критерия оценки качества СЧМ, инженерно-психологические исследования СЧМ и др.

Первый вопрос включает определение рабочих характеристик человека-оператора, представляющих собой матем. описание (матем. модель) его поведения, границы применимости полученной модели и т. д. При этом исследованию подвергаются все возможные каналы приема и передачи информации человеком - зрение, слух, речь, осязание и т. д. На основе рабочих характеристик определяются требования к информационной модели машины со стороны человека и исследуются потоки информации от СЧМ. «Машина» в данном случае означает совокупность технических устройств, сложность которых определяется конкретной задачей, «человек» - одного человека-оператора, либо группу операторов, взаимодействующих в едином комплексе с тех. устройством. Функции человека-оператора в СЧМ заключаются в приеме и обработке получаемой от машины информации и передаче (в виде управления) командной информации машине. Рабочие характеристики СЧМ обычно получают экспериментально при участии большого количества обученных операторов с последующим усреднением полученных результатов. Они зависят от многих факторов. Возможность обучения человека-оператора, сами процессы обучения и тренировки, адаптация к изменению условий работы представляют самостоятельные направления исследований.

СЧМ можно классифицировать: по форме участия человека-оператора в производственном процессе - на системы без его непосредственного участия в выполнении машиной? своей задачи (лишь с ф-циями контроля, поиска неисправностей и т. д.) и с его непосредственным участием в управлении машиной (напр., для слежения, управления автомобилем, самолетом и т. д.); по виду связи человек» с машиной - на СЧМ с непосредственной и с дистанционной связью; по времени участия

человека-оператора в процессе управления - на СЧМ с непрерывным функционированием оператора и с дискретным (когда, не нарушая работы системы в целом, он может отвлекаться на некоторое время от управления машиной); по числу операторов, участвующих в работе системы (если их больше одного, возникают дополнительные качественные свойства, получившие наименование эффект группы, и может потребоваться учет психологической совместимости операторов) и т. д.

Получение характеристик и матем. модели человека, описывающих его поведение, - решение только части П. «ч.-м.», другая часть проблемы состоит в поиске критериев для организации оптим. производственной деятельности человека и машины, как единого целого.

СЧМ по своему существу является сложной системой управления, характеризуемой различными показателями качества, которые, вступая между собой в определенные функциональные соотношения, образуют составной, комбинированный критерий качества. Часто можно без большой погрешности воспользоваться аддитивной формой представления составного критерия, напр., в виде Т

где Т - отрезок времени, на котором определяется интегр. показатель качества при отработке возмущения заданного вида, а; - вес интегр. показателя качества, координата системы, по которой определяется интегр. показатель качества, вес неинтегрального показателя качества, неинтегральный показатель качества. В интегр. показатели качества обычно включают координаты, характеризующие свойства системы, - ошибку системы, ее производные, управляющие воздействия и т. н., в неинтегральные - стоимость, надежность, вероятность выполнения задания, напряженность работы человека-оператора в системе управления, необходимую квалификацию человека-оператора, а также терминальные критерии и минимаксные показатели качества.

Оценку качества системы управления производит человек или группа людей, следовательно, формирование оптимизирующего функционала есть проблема, принципиально связанная с человеком, и подходить к ее решению необходимо с учетом специфики человеческих факторов. Определение весовых коэфф. критерия может осуществляться экспертных оценок методом в его различных модификациях.

Наличие критерия качества СЧМ позволяет на науч. основе сравнивать между собой различные системы этого класса, а также осуществлять различные задачи синтеза - оптим. распределение ф-ций между человеком и устр-вами сопряжения (элементами управляющих устройств), сопряжение человека и машины в единое функциональное целое, параметрическую оптимизацию СЧМ.

При распределении ф-ций между человеком и автомат, устройствами необходимо иметь различного уровня сведения о рабочих характеристиках человека применительно к данной конкретной задаче (без таких сведений задача синтеза СЧМ должна рассматриваться как некорректная). Предпочтительно использовать достаточно полное описание динамических свойств человека, его ограничений, статистиковероятностных показателей и т. д. Однако в ряде случаев можно воспользоваться и миним. сведениями о возможностях человека-оператора (напр., модальными характеристиками, дающими ответ на вопрос о том, может ли вообще человек выполнить данную операцию или нет).

В зависимости от доступного исследователю уровня информации о рабочих характеристиках человека-оператора производится распределение ф-ций между человеком и автомат, устройствами с целью реализации закона управления, полученного на основе имеющегося критерия качества. В результате определяется либо единственная структура (при достаточно полном описании), либо ограниченное число структур СЧМ (при наличии только модальных характеристик). После этого на основании критерия качества осуществляется этап параметрического синтеза, на котором оптимизация системы производится в рамках единственной структуры. Т. к. СЧМ - сложная система, отличающаяся разнообразием динамических свойств, а также учитывая трудность расчета систем с комбинированным оптимизирующим функционалом, рекомендуется исследовать СЧМ теоретико-экспериментальным методом - с макс. использованием реальной аппаратуры и оборудования, с возможно более полным сохранением особенностей динамики. Путем моделирования имитируются наиболее характерные для данной системы возмущения, включая начальные условия, и в течение определенного времени Т человек-оператор экспериментально осуществляет требуемый процесс. Варьируя оптимизируемые переменные, добиваются минимизации критерия качества. В теор. смысле задача сводится к поиску экстремума глобального ф-ции многих переменных в статистическо-вероятвостном аспекте.

Таким образом, П. «ч.-м.» является комплексной, объединяющей исследования в различных областях знаний (систем общей теории, автоматического управления теории, психологии инженерной, медицине, технике и др.). См. также Взаимодействие человека с вычислительной машиной, Моделирование системы «человек-машинам, Эргатическая система. А. Н. Воронин, А. М. Мелешев, В. И. Павлов.

Редко можно встретить человека, который бы … не сталкивался с этой проблемой. Я сейчас говорю о зависимости в самом широком смысле. О любой зависимости человека. Зависимость от других людей. Зависимость от наркотиков. Зависимость от сигарет, от алкоголя. Зависимость вообще. Как она появляется? Откуда она в людях? И можно ли с ней бороться?

Почему в нас появляется зависимость от чего-либо или от кого-либо? Мы начинаем курить и мы становимся зависимы от сигарет. Мы начинаем пить и становимся . Большинство людей на планете нашей зависимы от вкусной и разнообразной еды.

Очень большое число людей зависимы от своих жён. Но ещё большее число зависит от своих мужей. Чуть меньшее количество людей, хотя и немалое, зависит от своих детей. Очень многие зависят от своих друзей, от своих подруг. Некоторые зависят от праздников, от праздничных столов и вечеринок. Другие зависят от красивой и модной одежды. Большинство мужчин зависят от автомобилей.

Страх — вот первое следствие зависимости . Любой зависимости. Интересно, а это зависимость есть следствие страха? или страх есть следствие зависимости? Думаю, что зависимость первична. Хотя…

С самого своего рождения мы оказываемся в зависимости. Первое, от кого мы зависим, — это наши родители. Наше несовершенство пугает нас. И страх, возникающий в нас, заставляет нас стать зависимыми. Пока только от своих родителей. Но это пока. В дальнейшем всё будет меняться. И возможно, что человек вырвется от зависимости к родителям, и станет зависеть от чего-то другого.

Споры о первичности страха и зависимости похожи на спор о первичности бытия и сознания.

Не будем углубляться в эти споры. Для нас первичность одного перед другим не имеет никакого значения. Другое дело, что одно неразрывно связано с другим. Все зависимости, так или иначе, но имеют отношение к страхам. Они помогают справляться с человеческими страхами. И до тех пор, пока человек боится, он обязательно будет от чего-нибудь, или от кого-нибудь зависеть.

Чем больше страх, тем сильнее то, от чего, или от кого человек зависит. Это важно понять. Особенно это важно понять психологам, которые занимаются проблемами пристрастия человека к чему-либо (алкоголь, наркотики и т.д.).

Если бы Вы только знали, сколько людей выходят замуж, или женятся не по любви , а исключительно от страха. Зависимость от человека — самая сильная зависимость . Вот почему многие не разводятся, даже когда совместная жизнь не доставляет никакой радости, никакого счастья, а наоборот.

Что делать? Как справляться с зависимостью? Необходимо преодолевать в себе свои страхи. Иного выхода нет. Как это делать?

Во-первых , придётся избавиться от зависимости. Возможно, что кому-то придётся и развестись, если брак носит именно такой характер. Или расстаться с другом. Или бросить курить.

И ни в коем случае не избавляйтесь от своей зависимости с чей-либо помощью (человека или организации). Таким образом Вы избавитесь от своей зависимости, но станете зависимыми от того, кто Вам помог избавиться от зависимости. Уверяю Вас, что Вы способны избавиться от своей зависимости, не прибегая ни к чьей помощи. Только сами, только собственными силами, собственными усилиями, Вы и можете избавиться от зависимости.

Самое трудное начинается дальше. Избавившись от одной зависимости, ни в коем случае нельзя приобретать новую, другую зависимость. Менять одну жену на другую, или одного мужа — на другого, или мужа — на сигареты и алкоголь, или алкоголь — на наркотики, или друзей — на работу и так далее. Всё это — не решение проблемы.

Вы уходите от зависимости, но, поймите, что страх свой Вы ещё не преодолели. Страх остаётся.

Преодоление своего страха — это серьёзная работа. Это работа трудная, тяжёлая. Она, эта работа, не требует от Вас особых способностей. НО, требуется сила Духа вашего.

Перечитайте эти статьи. Подумайте. Слабый Дух не даст в полной мере реализовать себя. Никто не настаивает на том, что Вы должны родиться сильным Духом. НО воспитывать свой Дух Вы обязаны. Сильный дух — это НЕ тот Дух, который не имеет страха, НО ТОТ, который преодолевает страх вне зависимости от чего, или кого-либо.

«Потомки космонавтов привыкли к тому, что всё делают роботы. Даже когда у них рождались дети, их тоже сразу отдавали роботам, которые их выкармливали, учили; и люди, вроде бы оставаясь господами на корабле, становились рабами роботов. Рабами безделья. И наступил день, когда космонавты забыли, кто они, куда летят, зачем живут на свете …

Через тысячу лет они лишились разума».

Кир Булычёв. пов. «Пленники астероида».

Отношение человека к миру техники неоднозначно. До сих пор в научных и околонаучных кругах ведутся споры и диспуты по поводу роли и влияние техники на жизни человека. Так в наши дни существуют идеи недоверия, враждебности к тех­нике, и даже технофобий.

В древнем Китае были старцы-мудрецы, предпочитавшие носить воду из реки в бадейке, а не поль­зоваться техническим приспособлением - колесом для водочерпания. Они мотивировали свои действия тем, что, используя технику, попадаешь от нее в зависимость, утрачи­ваешь свободу действий. Дескать, техника, конечно, облегчает жизнь и делает ее комфортнее, но плата за это непомерна - человеческое «я» порабощается.

История знала и луддитов, разрушителей станков, поя­вившихся в конце XVIII-начале XIX вв., и современных неолуддитов, обвиняющих бездушную машинерию наших дней, превращающую каждого в безмолвную деталь соци­ального механизма, целиком зависящую от производитель­ной и бытовой техники, не могущей жить вне и помимо нее.

Мыслители разных направлений не раз высказывали и продолжают высказывать опасение о возможном выходе техники из-под контроля людей. От Аристотеля до Мохандаса Карамчанда Ганди подобных опасений высказано не­мало. Еще в 30-е гг. нашего века Освальд Шпенглер в книге «Человек и техника» утверждал, что человек, властелин мира, сам стал рабом машин. Техника вовлекает всех нас, помимо нашего желания, в свой бег, подчиняет собственно­му ритму. И в этой бешеной гонке человек, считающий себя властелином, будет загнан насмерть. «Бунт машин» - расхожая тема в современном массовом культе.

Человек возвышаясь над природою с помощью техники делает себя её рабом, освободившись от одного властелина, переходит под власть другого.

Когда-то в 1846 г. английская писательница Мэри Шел­ли создала образ Франкенштейна, искусственного чудища, восставшего против создавших его людей. С тех пор этот неомифологический образ не покидает страниц печати, ки­нолент и экранов телевизоров. Он стал нарицательным для подогрева технофобии во всех ее формах.

Механизация и моторизация проникают в нашу жизнь, де­лают подчас человека своеобразным гибридом организма и технического устройства. Стоит, например, оценить воздейст­вие современных транспортных систем. По данным известной книги рекордов Гиннеса, в 1991 г. в мире было произведено 46500000 автомобилей, в том числе почти 35000000 легковых моделей. Это обстоятельство накладыва­ет специфический рисунок на повседневный ход жизни, пси­хологию людей. Автомобиль во многих странах - показатель уровня престижности, вожделенная цель, символ успеха. Ав­томобильная промышленность и транспортная система становятся одним из основных потребителей нефтяных ресурсов, цветных и черных металлов, занимая главенствующее поло­жение в индустриальной системе. Их интересы во многом формируют внутреннюю и международную политику, финан­совые отношения, быт и нравы. Предполагается, что к концу нашего столетия по дорогам планеты будет курсировать до 300000000 собственных автомобилей, т.е. по одному на каждые пять человек, находящихся в продуктивном возрасте .

Вторжение техники во все сферы человеческого бытия - от глобальных до сугубо интимных, - иной раз порождает без­удержную апологию техники, своеобразную идеологию и пси­хологию техницизма. Трубадуры подобных идей с восторгом переносят на человечество и личность характеристики, прису­щие машинам и механизмам. Старый тезис материалистов XVIII в. «человек есть машина», облекается в модную элект­ронно-кибернетическую, компьютеризированную терминоло­гию. Широко пропагандируется идея о том, что человек и человечество так же, как и механизмы обладают системным свойством, могут быть промерены техническими параметрами и представлены в технологических показателях.

К чему приводит одностороннее «технизированное» рас­смотрение, человеческих проблем, можно судить по той ре­лятивистской концепции отношения к телесно-природной структуре человека, которая выражена в концепции «ки6оргизации». Согласно этой концепции, в будущем человек должен будет отказаться от своего тела. Современных людей сменят «киборги» (кибернетические организмы), где живое плюс техническое дадут какой-то новый сплав. Такое упоение техническими перспективами, на наш взгляд, опас­но и антигуманно. Без тела нет человека. Разумеется, вклю­чение в человеческую телесность искусственных органов (различных протезов, кардиостимуляторов и т.д.) - вещь разумная и необходимая. Но и она не может переходить тот рубеж, за которым конкретная личность перестает быть сама собой.

Телесная организация человека, вышедшая не чересчур совершенной из горнила эволюции, тем не менее не может быть радикально вытеснена никакими технически­ми приспособлениями. Современная фантастика буквально переполнена проигрыванием подобных ситуаций и показом их разрушительности для бытия людей.

  • Орешников И.М. Философия науки и техники. Уфа. Издательство УГНТУ.1999.

Московский автолюбитель проводит в пробках в среднем 127 часов в год(1) – больше, чем житель любой другой европейской столицы. Какое уж тут средство передвижения – очевидно ведь, что в большинстве случаев на метро было бы быстрее. По России цифры, разумеется, будут другими. Но и дороги тоже. Словом, автомобиль далеко не всегда удобен при необходимости добраться из точки А в точку Б. Однако это ничуть не останавливает сотни тысяч россиян, которые просто не мыслят своей жизни без машины.

Инструмент свободы

«Я постоянно выезжаю к клиентам на дом, – рассказывает стилист и парикмахер 38-летняя Вера. – И как бы я тащилась в метро с огромными кейсами косметики и инструментов? Я лучше выеду на час раньше, но добраться без машины мне просто нереально». Совсем другие аргументы приводит 43-летняя маркетолог Жанна: «Я живу в машине. Тут мне никто не наступит на ногу, не пристанет с идиотскими вопросами. Если у меня встреча с утра, я могу выскочить из дома ненакрашенной и голодной – я знаю, что успею в пробках и накраситься, и выпить кофе, и перекусить, да еще и сделать десяток важных звонков». В сущности, Вера и Жанна имеют в виду одно и то же – автомобиль дает им новую степень автономии. «Говоря о машине, мы в первую очередь говорим о свободе, – уверена психолог Елена Станковская. – Машина облегчает перемещения в пространстве, выбор направления, организацию времени. И женщины, наверное, это чувствуют острее, поскольку расширяются не только их физические, но и гендерные возможности». И хотя женщина за рулем давно уже никого не удивляет, изначально это все-таки «вторжение» на исконно мужскую территорию.

Уже одного этого соображения достаточно, чтобы объяснить зависимость от автомобиля. Мы можем отказаться от множества приятных или полезных вещей, но от собственной свободы – в последнюю очередь. Не потому ли лишение водительских прав автомобилист переживает как тяжелый удар, сродни тюремному заключению или увечью?

Личное пространство

Есть ли «женская» и «мужская» зависимость от автомобиля? «На самом деле разница невелика», – считает этнопсихолог и страстный автолюбитель Тоби Натан (Tobie Nathan). Отмечая, однако, что мужчины больше ценят технические свойства автомобиля и его внешний вид, а женщинам часто важнее внутреннее пространство. «Я, даже припарковавшись, иногда еще сижу несколько минут в машине, – подтверждает 47-летняя Марина, инженер-технолог. – У меня там любимые вещи, какие-то талисманы свои расставлены-развешаны. Это мое убежище». И это очень важное признание. Машина служит нам домом вне дома, а значит, в каком-то смысле и крепостью. Ну, или хотя бы коконом, который может защитить, если что-то идет не так. «Когда у нас случаются конфликты с мужем, я сажусь в машину и еду покататься без всякой цели, – рассказывает 33-летняя Лариса, риелтор. – Меня это успокаивает».

Наше восприятие автомобиля как безопасного личного пространства прекрасно осознают и дизайнеры. При разработке современных машин интерьеру уделяется едва ли не больше времени и внимания, чем внешнему виду.

Основные идеи

  • Свобода. Автомобиль открывает перед нами целое измерение новых возможностей, которые без него были бы недоступны.
  • Контроль. Большая и сильная машина полностью послушна нашей власти, и это рождает ощущение всемогущества.
  • Удовольствие. Наслаждение, которое мы получаем от езды, имеет сексуальную природу.

Продолжение «Я»

Но есть и немало других причин, по которым мы зависим от своих «железных коней». «У меня джип Volvo, – рассказывает 46-летняя Светлана, миниатюрная, хрупкая женщина. – Мы с ним «работаем на контрасте»: я маленькая, он – огромный». А 32-летняя Дарья выбрала как раз маленький автомобиль – Mini. Да еще и украсила фары кокетливыми наклейками в виде загнутых ресниц. «Ну потому что эта машина – точно девочка! – рассказывает она. – А до этого у меня был RAV4, и это, конечно, был мальчик. Я обязательно даю машинам имена и вообще всячески их очеловечиваю».

Что, кстати, абсолютно естественно. Раз уж автомобиль служит для многих продолжением собственного тела, то его модель, дизайн и мощность – наш способ предъявить себя миру. Представьте себе ситуацию: вы купили автомобиль и радостно сообщаете об этом другу, а через несколько дней узнаете, что друг приобрел точно такой же. Ваша реакция? Оказывается, она сильно зависит от образования и социальной среды(2). «Синие воротнички», представители условного «рабочего класса», в большинстве своем воспринимали это известие позитивно. И даже расценивали покупку друга как подтверждение правильности собственного выбора и укрепление связи с другими людьми. А вот представители «среднего класса», склонные демонстрировать свой вкус и статус, чаще чувствовали в сходном выборе угрозу своей идентичности и уникальности предпочтений.

Мечта о контроле

Тоби Натан считает, что с точки зрения нашей психологии внешний вид машины важнее ее практического предназначения: «Большинство конструкторов делают ставку на функцию – ездить. Но они забывают о главном в машине – в ней обязательно должна быть частица воплотившейся мечты». Значит ли это, что мы откажемся от машин, если автопроизводители, сговорившись, возьмутся выпускать лишь уродливые ящики на колесах? Едва ли, признает Тоби Натан. Ведь вождение – это нечто гораздо большее, чем вращение руля и переключение рычага. Это акт абсолютного контроля, и в полноте нашей власти над машиной мы немного уподобляемся богам. Недаром ведь самый первый паровой автомобиль носил название «Послушный», напоминает Тоби Натан. С этим согласна и Елена Станковская, замечая, что для женщин этот аспект, возможно, играет даже большую роль, чем для мужчин: «Я могу управлять тонной металла, от движения моих рук, пусть и не сильных, эта тонна приходит в движение и целиком подчиняется моей воле!» Это ощущение всевластия – разумеется, еще одна причина нашей любовной зависимости от бездушных механизмов.

И немного секса

Что же до истинной причины автомобильной аддикции, то, возможно, ближе других к ней подошли психологи Оксфордского университета Питер Марш и Питер Коллет (Peter Marsh, Peter Collett)(3). «Удовольствие от езды на автомобиле имеет чисто сексуальную природу, – уверяют они. – Человеческое тело реагирует на ускорение в пространстве нервными импульсами и сокращением мышц. Особенно чувствительна к ускорению область шеи. В целом же эти нервные и мышечные реакции приводят тело в состояние физического возбуждения».

Затем центральная нервная система «транслирует» эту телесную реакцию на язык эмоций. Доминирующей эмоцией у некоторых людей может оказаться, например, страх. Зато многие другие испытывают безусловное и отчетливое удовольствие. «Причем эти водители также признают присутствие страха и максимальной собранности, сконцентрированности, – подчеркивают Марш и Коллетт. – Однако они в состоянии контролировать свои эмоции – во многом потому, что контролируют и само ускорение. Результатом может стать мощнейший эмоциональный выплеск, который в некоторых случаях вполне сопоставим с оргазмом».

И после этого вы все еще удивляетесь тому, что мы не торопимся пересесть на метро или велосипеды?

Чем они нас соблазняют? Шесть моделей отношений

Джипы незаменимы в условиях бездорожья, на маленьких городских автомобилях удобнее парковаться и сновать в пробках, а спорткары нужны, чтобы ставить рекорды скорости на гоночных трассах. Но покупаем мы их вовсе не поэтому. Их эротическая привлекательность в том, что они позволяют осуществить фантазию, исполнить мечту детства или воплотить образ, пришедший к нам из глубин истории. Свою классификацию автомобилей и их владельцев предлагает этнопсихолог Тоби Натан.

1. Ретроавтомобиль. Реинкарнация священной египетской колесницы, влекомая запряженными в нее конями и управляемая восседающим сзади всесильным возницей.